Витражное искусство Louis Comfort Tiffany

В истории американского искусства Луис Комфорт Тиффани - фигура известная. Наследие знаменитого витражиста, прославленного художника, дизайнера, основоположника американского арт-нуво осталось неоспоримо богатым, даже если бы он занимался только одним видом творчества. Американские искусствоведы тщательно изучают каждый аспект его трудов, музеи бережно хранят произведения, частные коллекционеры готовы платить огромные суммы за его подлинники. К сожалению, у большинства европейцев имя этого разносторонне одаренного художника соотносится лишь с многоцветными светильниками и драгоценностями компании его отца Tiffany & Co, однако его пристрастия были гораздо шире, а биография – удивительный пример поиска гармонии и красоты.

Луис Комфорт - второй сын и третий ребенок среди шести детей , основателя великой ювелирной империи Tiffany & Co. Деньги отца обеспечили Луису отличное образование, возможность путешествовать, изучать Европейское и восточное искусство, обучаться у превосходных мастеров живописи. Он учился на факультетах искусств и наук двух престижнейших военных академий: Пенсильванской в Уэст-Честере и Perth Amboy в Нью-Джерси. В 17 лет (1863–1864), впервые посетив Европу и путешествуя по Англии, Ирландии, Франции, Италии, познал искусство Старого Света. Был учеником знаменитых американских художников: влиятельного представителя тонализма, пейзажиста Джорджа Иннесса и Сэмюэля Колмана дизайнера, художника, известного серией пейзажей Гудзона. В 1866-1867 годах Луис Комфорт обучался в Национальной академии дизайна в Нью-Йорке, после чего уехал во Францию. В 1868–1869 году в салоне художника Огюста-Адольфа-Леона Белли (1827-1877) он продолжает занятия живописью.

Первые шаги в живописи

580 000 a

125 000 a

Пользуясь финансовыми возможностями отца, Луис много путешествовал по Северной Америке и Европе. В 1870–1871 гг., вместе с художником Робертом Суэйном Гиффордом совершил поездку в Лондон, Париж, Мадрид, Малагу, Гибралтар, Мальту, Сицилию, Неаполь, Амальфи, Сорренто, Рим, Флоренцию. В Каире и Александрии (Египет), Тунисе, Танжере (Марокко), Алжире, исследовал историческое наследие Северной Африки. Сделал много набросков и этюдов. Этот круиз и другие путешествия по Ближнему Востоку стали темой цикла картин Луиса Комфорта на протяжении многих лет и повлияли на его склонность к экзотическим искусствам и архитектуре. В 1871 году Л.К. Тиффани избран членом Американского общества акварелистов. Отлично владея техникой масляной и акварельной живописи, потрясающим чувством цвета, Тиффани мастерски воспроизводил освещение и воздушную среду так, что в картинах точно передано впечатление раннего летнего утра, холодного канадского воздуха, пропитанного пылью среднеазиатского зноя.

Живопись Тиффани, как и все, чем он занимался, отражает стремление к новизне. Его стиль и техника с годами изменились, а сюжеты всегда были разнообразны. В работах 1870 годов ощутимо влияние живописной манеры Белли. Картины этого периода полностью соответствуют художественным академическим канонам XIX века. Охристые тона, классически построенная композиция, передача ближних и дальних планов, соотношение светлых и темных тонов.

Подернутые дымкой, пастельные тона эфемерных женских образов периода арт-нуво и насыщенные, сочащиеся фиолетовым и багряным, его закаты, словно написаны разными мастерами. Наверняка нет ни единого художника, на каком-то этапе не испытавшего себя в импрессионизме. И тут живописец либо может вылепить форму, передать осязаемое впечатление среды и фактуры отдельными цветами, либо нет. У Тиффани это получалось свободно. Настроение, время суток и года, даже температура воздуха передана его искрящимися красочными мазками. Его работы лучатся от обилия солнечного света.

Какой бы деятельностью ни занимался Луис Тиффани, он никогда не оставлял живопись. До 1893 года Тиффани часто выставлял свои работы на проходящих выставках. Но, поскольку участие в конкурсах и выставках требует от художника много времени, он отказался от живописных экспозиций, сосредоточив внимание на иной деятельности – искусстве стекла.

Живопись

Страсть к стеклоделию

Стекло захватило мастера еще в молодости, после путешествия по странам Востока, где мозаичные мечети переливались на солнце всеми цветами радуги. В 1875 г. Луис Комфорт проводит свои первые эксперименты в стеклоделии на бруклинском предприятии Flint Glass Works. Сохранился один из первых витражей, выполненный в 1878 г. для верхнего этажа его студии Bella Apartments на 26-й улице в Нью-Йорке.

В 1878 г. образована компания Louis C. Tiffany and Company и Луис Комфорт открывает первый свой стекольный завод в Бруклине, но он вскоре сгорел.

В 1879 г. формируется бизнес-группа «Луис Тиффани и ассоциация американских Художников» вместе с Кэндис Уилер, одной из первых женщин дизайнеров интерьера и текстиля, своим бывшим учителем Сэмюэлем Колманом и Локвудом де Форстом, известным интерьерным и мебельным оформителем.

С 1880 г. Тиффани продолжает опыты со стеком на заводе Heidt Glass Furnace в Бруклине.

В 1881 г. компания Тиффани участвует в реставрации «Дома Марка Твена» в Харфорде (музей Сэмюэля Клеменса), где Тиффани делает оконные витражи, каминные экраны, витражные вставки над каминами и в центральном холле. К сожалению, его работы были удалены и кем-то выкуплены, когда один из наследников Клеменса продал дом в 1902 г.

Известность Л.К. Тифани в высших кругах позволила получить ему заказ в 1882 г. на стилевое изменение помещений Белого дома. «Луис Комфорт и ассоциация художников» разработала дизайн Восточного зала, Голубой комнаты, Красного зала, Государственной столовой, прихожей. Были установлены камины новой конструкции, осуществлена перекраска декоративных узоров, выполнены обои, текстиль, мебель. Стекольное оформление Тиффани представлено светильниками, викторианскими витражами, вестибюльным экраном до потолка из опалового стекла. Все это было демонтировано и удалено при реконструкции 1902 года.

Бизнес-группа просуществовала четыре года и распалась в 1883 г., хотя Сэмюэль Колман остался деловым партнером Тиффани по интерьерному дизайну.

Интерьер от Тиффани

В 1885 г. Чарльзом Тиффани закончено строительство нового роскошного особняка в стиле романского возрождения на 72-й улице Нью-Йорка. Два этажа здания занимала семья Луиса Комфорта, который за год до переезда овдовел, оставшись с тремя детьми. Дизайн интерьера в особняке Комфорт разрабатывал, совмещая в одном пространстве особенности разных эпох и стран. Как и в других видах творчества, он не останавливался на едином направлении, сочетая различные жанры. Все выполнялось из множества дорогих материалов. Убранство стало своего рода рекламой. Дом посещало много состоятельных людей, и умелое смешение стилей стало дизайнерским почерком Тиффани. Ему всегда удавалось сбалансировать стилевое разнообразие интерьера, сделав его роскошным и одновременно элегантным.

Интерьер Нью-Йоркского особняка (1892) пылкого поклонника Л. К. Тиффани, сахарного промышленника и коллекционера Генри Хэвемайера Осборна, стал знаменит эклектическим сочетанием. В каждой комнате доминировало определенное оформление, указывая на некую эпоху или страну, сочетая при этом, хоть и стилизованную, но вполне современную мебель и элементы, не принадлежащие какому-либо стилю. Тиффани продумывал каждую мелочь, от обоев и росписи стен до мебели.

Луисом Тиффани создано множество интерьеров для особняков богатейших людей Америки, общественных зданий, гостиниц, ресторанов, церквей. Дизайн помещений различного назначения, мебели, лифтов, фонтанов, зеркал, дверей, окон и многого другого. То, что не могло производиться на его предприятии, заказывалось у лучших производственников. Тиффани, в период царящего модерна, гармонично сочетал арт-нуво с готикой, искусством арабских стран и стилем венецианского расцвета. Вершиной его дизайнерского таланта стал Laurel Hollow, поместье-парк на 243 тыс. m² земли Лонг-Айленда в Нью - Йорке.

К сожалению, до ныне его интерьеры не сохранились, в лучшем случае остались лишь отдельные предметы в музеях и немногие фотографии. С двадцатых годов нового века, искусство и дизайн стали совершенно иными, непохожими на то, что создавалось до этого. В угоду динамичному модернизму, беспощадно выметалось все старое, отвергалась классика, арт-нуво считался мещанской безвкусицей. Невероятно популярные на протяжении четверти века интерьеры в стиле Тиффани, стали забываться и перестали пользоваться популярностью.

Tiffany Glass Company

В 1880 году Л.К.Тиффани становится членом Национальной академии дизайна. Витражное искусство стало настоящей страстью Луиса Комфорта. В 1885 г. он открывает свою фирму Tiffany Glass Company (с 1902 г. Tiffany Studios) в здании на углу 333-341 Четвертой авеню в Нью-Йорке, где раньше располагалось его общество художников.


В этом трехкорпусном сооружении размещался бизнес Л.К. Тиффани с 1881 г. и до начала XX века. Здесь находился смотровой зал, главный офис, специализированные отделы и, до открытия фабрики, мастерские. Со временем здание было перестроено, а дизайн смотрового зала менялся неоднократно.

Дизайнерский отдел

Компания занималась интерьерным и витражным дизайном. Некоторые предметы обстановки создавались в мастерских и студиях фирмы, другие необходимо было заказывать у мебельных, метало литейных, текстильных и других изготовителей. Над созданием витражей работала группа художников и мастеров. Стекло для компании делали бруклинские стекловаренные заводы, где Луис Комфорт проводил много времени, но изменить и контролировать производственный процесс он не мог. Качество, цветовой и текстурный ассортимент продукции не могли предоставить Тиффани желаемого материала.

В 1889 г. во время путешествия в Париж, Тиффани посетил в Нанси стекольный завод Эмиля Галле. Совершенство изделий и разнообразие стекольного материала французского художника поразили Луиса Комфорта. Эта поездка убедила Тиффани в необходимости открыть собственный завод, привлекая к производству профессиональных химиков и стеклоделов.

Завод Тиффани

В 1893 г. Тиффани, после покупки заводского здания в Corona (Квинс, Нью-Йорк) и преобразования его в стекловаренное производство, открывает свой завод Tiffany Glass and Decorating Company («Компания стекла и декорирования Тиффани»). На самом деле, предыдущий завод сгорел в 1892 году, и Тиффани немедленно его выкупил, рекордно быстро переоборудовав. Это была тихая почти сельская местность, идеально расположенная для экспериментов Луиса Комфорта, вдали от конкурентов и любопытствующих. Удачное расположение железной дороги упрощало и сокращало расходы на доставку сырья. Большая часть фабричных рабочих и служащих были жителями Квинса.


Вид на печи и студии Tiffany Glass and Decorating Company в 1893 г., с местной церковью на переднем плане. Квинс, Нью-Йорк.

На новой фабрике для Тиффани работали квалифицированные химики и мастера. Руководил предприятием опытный искусный стеклодел, английский эмигрант Артур Дж. Нэш. Под его руководством разработано много новых видов стекла, фактур и найден широкий спектр оттенков всех мыслимых цветов.

Вскоре после открытия завода, начал применяться метод, когда различные цвета смешиваются в расплавленной стекольной массе, достигая в остывшем материале эффекта постепенного цветового перехода или затенения текстуры. Тогда же, с 1893 г. начинает производиться фирменное радужное стекло, для которого Л.К. Тиффани впервые использует новый термин Favrile. Вначале термин звучал, как Fabrile, от староанглийского «ручная ковка», но затем был изменен на более звучное старое французское слово Favrile («ручная работа»). В ноябре 1894 г. термин введен, как торговая марка и зарегистрирован в патентном ведомстве США. Позже, со штампом Favrile, вместо инициалов LCT, производятся все предметы из стекла, керамики, эмалей.

В 1897 г. Л.К. Тиффани открывает при заводе Corona магазины для продажи металлических изделий.

В 1900 г. открыт небольшой гончарный цех, а с 1903 г. керамика выпускается с маркировкой Favrile.

По мере роста бизнеса, Тиффани расширяет предприятие в Квинсе. Он строит через дорогу от завода большое кирпичное здание Allied Arts Company (позже Tiffany Studios), где размещает деревообрабатывающие цеха, литейные цеха для изделий из латуни, бронзы, железа. Это позволило ему производить все – от мебели, осветительных и настольных приборов до дверей, лифтов и монументальной скульптуры. Какое-то время его бронзовый литейный цех был самым крупным в соединенных Штатах. На производственном пике фабрика насчитывала несколько сотен рабочих. К 1900 г. заводской склад Тиффани, крупнейший тогда в мире, содержал более 200 тонн рассортированного по различным типам оттенкам и фактуре стекла.


Преданная команда

На производстве Луиса Комфорта работали талантливые химики, дизайнеры, ремесленники, которые реализовывали художественные проекты Тиффани и создавали свои. Рождение всех объектов – результат совместных усилий, начиная от изготовления листового стекла и чертежей задуманной конструкции, заканчивая сборкой и отделкой изделия. За прекрасным стеклом Tiffany находился труд многих людей.

Луис комфорт был общительным человеком, ему удалось собрать команду единомышленников, которая ни один год успешно продвигала продукцию на рынке и создавала произведения стекольного искусства.

Был заведующим заводом Тиффани, курировал все аспекты производства листового и дутого стекла. В 1892 году он руководил строительством завода Tiffany Glass. Нэш сыграл важную роль в успехе Тиффани. Он разработал формулы для новых видов стекла, чтобы получить впечатляющие цвета и художественные эффекты, удовлетворяющие Луиса Комфорта. Его вклад в искусство декоративного стекла был отмечен тремя серебряными медалями на Парижской выставке в 1900 году. Сыновья Нэша Дуглас и Лесли также работал у L. C. Tiffany и занимал важные руководящие посты.

Агнес Ф. Нортроп (1857–1953)

Была главным художником Л.К. Тиффани, проработав с ним почти 50 лет. Она разработала по его эскизам почти все ландшафтные и цветочные композиции витражных окон, создавала много своих проектов. Положение Нортроп на предприятии было особо привилегированным. Она была одной из самых высокооплачиваемых женщин в стране того времени, ей, как и ее коллегам мужчинам, была выделена собственная студия, она получала наравне с мужчинами признание международного уровня за свои работы. Была награждена за витражные конструкции серебряной медалью на Парижской всемирной экспозиции в 1990 г.

Клара Дрисколл в рабочем помещении с другим сотрудником Тиффани.1901.

Была менеджером женского отдела резки стекла, для мозаик и абажуров. Училась в школе дизайна в Кливленде и Нью-Йоркской художественной школе при музее Метрополитен. Была дизайнером и разработчиком приблизительно тридцати моделей ламп, включая знаменитые «Глицинии», «Стрекоза», «Пионы». Первым ее проектом были «Нарциссы». Разрабатывала также бронзовые вазы и небольшие модные товары. В 1990 г. получила на Парижской всемирной выставке две бронзовые медали, одну – за лампу Dragonfly. Считается, что проработала у Тиффани в общей сложности двадцать лет. В то время замужним дама было не принято работать. После гибели первого мужа миссис Дрисколл устроилась на завод и успешно работала в течение нескольких лет, пока снова не собралась выйти замуж. Художница уволилась с завода, но свадьба расстроилась и Tiffany Glass с удовольствием взяла ее обратно. В этот период ею созданы лучшие произведения. Окончательно покинула студию в 1909 г., вторично выйдя замуж.


Срок ее работы в Tiffany Studios неизвестен. Из писем и слов ее семьи, известно, что она участвовала в создании мозаик, в том числе и занавеса для Национального театра в Мехико в 1909 г. Фаллер также работала в отделе церковных окон, а затем служила в качестве секретаря отдела. Она позировала для окна «Купальщицы», разработанного Тиффани и установленного в Laurelton Hall. Это окно считается венцом витражного мастерства Тиффани.

Семейная жизнь Л. К. Тиффани

В XIX веке состоятельные люди были обязаны иметь семью, и Тиффани полностью придерживался традиционных взглядов. В 24 года он женился на привлекательной девушке, принадлежащей к его сословию – Мэри Вудбридж Годдард, с которой счастливо прожил 12 лет. В этом браке у него родилось 5 детей, двое из которых ушли из жизни в младенческом возрасте. В 1884 году после болезни умирает и Мэри, оставив на руках мужа троих детей.

Спустя два года по настоянию родных Л. Тиффани обручился с Луизой Уэйкман Нокс, дальней своей родственницей, которая подарила ему еще троих детей. Однако и этому браку не суждено было продлиться долго. В 1904 году художник снова остался один с детьми, и уже не стал предпринимать каких-либо попыток найти спутницу жизни. Можно сказать, что судьба сама сделала ему подарок. В 1910 году, заболев, ему наняли сиделку – Сару Хардли, которая впоследствии стала его возлюбленной и компаньонкой. Они прожили вместе до конца дней Тиффани и, несмотря на то, что он страстно хотел узаконить отношения, они так и не поженились.


Л.Т. Тиффани с внучкой и
Сарой Хардли 1930
г. Южная Флорида.

В 1914 г. Чарльз Декей издал 492 экземпляра книги The Art Work of Louis C. Tiffany, напечатанные на японской бумаге, в переплете из окрашенного, золоченого картона с теснением. Экземпляры были предназначены для частного распространения. Дополнительно было напечатано еще 10 копий на пергаменте и в бронзовых переплетах.

В 1916 г. Тиффани отмечает свой 68 день рождения. Для 300 гостей устраивается маскарадное шоу «Поиск красоты» и ретроспективная выставка художественных работ хозяина.

1919 г. Тиффани отходит от дел Tiffany Studios. В 1920 г. Стекольный завод Tiffany реорганизуется, его управляющим назначен Дуглас Неш. В 1924 г. Тиффани продает завод Дугласу Нешу, и предприятие именуется Douglas Nash Company, которое просуществовало до середины тридцатых годов. С 1920 г. Тиффани проводит большее количество времени в зимней резиденции Comfort Lodge в Майами с компаньонкой Сарой Хардли.

В 1932 г. проведена полная инвентаризация имущества Tiffany Studios, и фирма признана банкротом.

В 1933 г. 17 января Луис Комфорт Тиффани умер в своей зимней резиденции Comfort Lodge в Майами.

Творчество

Л.К. Тиффани – тот редкий случай, когда желать – внутреннее стремление к созданию произведений искусства совпало с действием – мочь – умением творить красоту. Вся жизнь мастера лишь подтверждение столь редкостного дара. Поэтому так многогранная его творческая жизнь.

Его акварельные наброски, эскизы, зарисовки к витражным композициям наряду с полноценными полотнами на холсте хранятся в музеях мира.

Волшебник по созданию панно из разноцветного стекла. Его витражи украшают знаменитые частные дома США и Европы.

Совершенные декоративные панно, купола, украшающие часовни не знали себе равных в технике исполнения и богатстве палитры.

Тиффани – мастер стеклоделия, экспериментатор, новатор, создатель необычной техники обработки стекла. На своем заводе он с успехом выпускал предметы быта: , фужеры.

С начала 1880-х годов Тиффани переключился на дизайн стекла. Постоянно экспериментируя, дизайнер разработал новый вид стекла - «Фавриль». На Всемирной выставке 1893 года в Чикаго работы Тиффани были восторженно приняты публикой. С середины 1880-х годов, основанная им дизайнерская фирма производила витражи на религиозные сюжеты по заказам церквей и храмов. Из кусочков стекла, оставшихся после нарезки отдельных элементов витражей, компания стала производить абажуры. К концу ХIХ века эти изделия приобрели большую популярность и фирма заняла лидирующее положения на рынке.

Стиль «модерн », в котором работал дизайнер, в США и других странах называют также «тиффани», по имени Луиса Комфорта Тиффани.

Техника Тиффани

Свинцовые прутья, использовавшиеся в течение многих веков для соединения стекол между собой, казались Тиффани очень грубыми: он хотел создавать филигранно-тонкие и сложные произведения. Он нашёл собственный заменитель свинцовым прожилкам в виде медных полосок, вырезанных из металлического листа. Они приклеивались к стеклу пчелиным воском и спаивались между собой при помощи олова. Таким образом стало возможно соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать сложные объемные формы. Первоначально техника медной фольги применялась им для создания ламповых абажуров, и только позже - для витражей. Иногда Тиффани использовал сочетание двух техник в одном произведении, сочетая свинцовую оплётку с медной фольгой.

Стекло Тиффани

Свою художественную карьеру Тиффани начал как живописец и уже после того, как стал известен на этом поприще, стал заниматься стеклом. Первые результаты его деятельности в области витражного искусства его не удовлетворили. Изготавливаемые в то время, в последней трети XIX столетия, стекла не соответствовали его требованиям. Тиффани чрезвычайно ценил силу света и естественную красоту материала. По его мнению, роспись красками лишь скрывала естественную красоту стекла, лишала его эффектности и производила неприятное впечатление.

Опыты Тиффани по изготовлению витражей из стекол чужого производства не были удачными. Поэтому при поддержке семьи он приобрел стекольную фабрику и начал экспериментировать. За короткое время он достиг замечательных результатов и смог собирать витражи из стекол собственного производства. К 1900 году Тиффани уже являлся одним из известнейших производителей стекла в мире. В его мастерских возникали стекла, невиданные до тех пор. На складах Тиффани, вероятно, крупнейших в мире, находилось до 200 тонн стекла примерно 5 тысяч различных оттенков, которые были классифицированы и разложены по специальной системе.

Благодаря применению новых видов стекол он с успехом справлялся с такими задачами, как изображение поверхности воды или листвы одной стеклянной пластиной без применения росписи красками. Только для изображения рук и лиц он использовал черно-коричневую краску шварцлот.

Собственно изобретателем опалесцентного стекла (или стекла Тиффани) является Джон Ла Фарж , который уже в 1875 году использовал опалесцентное стекло для витражей. Через некоторое время и другие художники обратили внимание на новый вид стекла и стали сами экспериментировать в этой области или просто копировать стекла Ла Фаржа. Тиффани не был исключением. Дважды он работал вместе с Ла Фаржем в его мастерской в Бруклине. Впоследствии Тиффани поставил изготовление опалесцентного стекла и предметов из него на коммерческую основу. При этом он заключил с Ла Фаржем соглашение о том, что ламповые абажуры, витражи из опалесцентного стекла и само это стекло будут носить имя Тиффани как второе название.

Опалесцирующий эффект такого стекла получается, если добавить в состав сырья замутняющие вещества (олово или жженую кость). При добавлении костяного пепла в расплавленной массе образуются крохотные капельки фосфатного стекла, которые «глушат» (замутняют) стекло. Эффект такого стекла состоит в том, что оно не столько пропускает свет, сколько его преломляет. В зависимости от массы непрозрачных веществ можно получить различные степени опалового эффекта.

Фирменным знаком Тиффани стало иризирующее стекло. Его можно получить, если посыпать уже готовое, но ещё не охлажденное стекло металлическими крупинками. При этом на поверхности пластины образуется металлический глянец, который переливается всеми цветами радуги. Иризирующее стекло также изготавливали уже до Тиффани, но только благодаря ему оно стало по-настоящему известно. Складчатое стекло или «драпировки» также прославило имя Тиффани. Его получают, деформируя ещё мягкую пластину стекла в процессе производства. Сам Тиффани использовал «драпировки» и «складки» в больших витражах для фонов в виде растительных мотивов или для изображения листвы деревьев. Стекло для Тиффани - это прежде всего цвет. Как живописец на палитре, так и он в процессе производства стекла смешивал различные тона и «рисовал» ими свои картины. Он чрезвычайно тщательно подбирал цвета и, если необходимого тона не было в одной пластине стекла, он складывал три или четыре стекла друг на друга по так называемому «сэндвич-методу», пока не получал желаемого тона.

Стиль Тиффани

Иногда технику Тиффани неверно отождествляют со стилем Тиффани. Под Тиффани-стилем подразумевают яркие лампы классических форм с преобладающими натуралистическими мотивами и пестрые витражи насыщенных цветов, изображающие природные мотивы и пейзажи.

Многие работы Тиффани имеют особую притягательную силу, хотя современному зрителю они могут показаться слишком яркими и перегруженными. Когда пытаются объяснить этот эффект, невольно сравнивают произведения Тиффани с живописными картинами. Творчество Тиффани всегда находилось между реалистической манерой изображения и стилизованной, близкой средневековым витражам. Без росписи поверхности стекла он создавал витражи, которые могут сравниться только с картинами. Однако сам Тиффани не считал, что пытается копировать природу. Он интерпретировал её глазами художника.

Известные произведения

Витражи

  • «Священный град» - Пресвитерианская мемориальная церковь Брауна, Балтимор
  • «Крещение Господне» - Пресвитерианская мемориальная церковь Брауна, Балтимор
  • «Нагорная проповедь» - Церковь Арлингтон-стрит, Бостон
  • «Мемориальный витраж Мэя» - Синагога Эману-Эль, Нью-Йорк
  • «Образование» (Мемориальный витраж Читтендена) - Йельский университет

Лампы и абажуры

  • «Лист лотоса»
  • «Стрекоза»
  • «Ракитник - золотой дождь»

Напишите отзыв о статье "Тиффани, Луис Комфорт"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Тиффани, Луис Комфорт

То самое, чем он прежде мучился, чего он искал постоянно, цели жизни, теперь для него не существовало. Эта искомая цель жизни теперь не случайно не существовала для него только в настоящую минуту, но он чувствовал, что ее нет и не может быть. И это то отсутствие цели давало ему то полное, радостное сознание свободы, которое в это время составляло его счастие.
Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру, – не веру в какие нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого бога. Прежде он искал его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было только искание бога; и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что бог вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной. Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя. Он всю жизнь свою смотрел туда куда то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой.
Он не умел видеть прежде великого, непостижимого и бесконечного ни в чем. Он только чувствовал, что оно должно быть где то, и искал его. Во всем близком, понятном он видел одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное. Он вооружался умственной зрительной трубой и смотрел в даль, туда, где это мелкое, житейское, скрываясь в тумане дали, казалось ему великим и бесконечным оттого только, что оно было неясно видимо. Таким ему представлялась европейская жизнь, политика, масонство, философия, филантропия. Но и тогда, в те минуты, которые он считал своей слабостью, ум его проникал и в эту даль, и там он видел то же мелкое, житейское, бессмысленное. Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив. Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос – зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека.

Пьер почти не изменился в своих внешних приемах. На вид он был точно таким же, каким он был прежде. Так же, как и прежде, он был рассеян и казался занятым не тем, что было перед глазами, а чем то своим, особенным. Разница между прежним и теперешним его состоянием состояла в том, что прежде, когда он забывал то, что было перед ним, то, что ему говорили, он, страдальчески сморщивши лоб, как будто пытался и не мог разглядеть чего то, далеко отстоящего от него. Теперь он так же забывал то, что ему говорили, и то, что было перед ним; но теперь с чуть заметной, как будто насмешливой, улыбкой он всматривался в то самое, что было перед ним, вслушивался в то, что ему говорили, хотя очевидно видел и слышал что то совсем другое. Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям – вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии.
Прежде он много говорил, горячился, когда говорил, и мало слушал; теперь он редко увлекался разговором и умел слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны.
Княжна, никогда не любившая Пьера и питавшая к нему особенно враждебное чувство с тех пор, как после смерти старого графа она чувствовала себя обязанной Пьеру, к досаде и удивлению своему, после короткого пребывания в Орле, куда она приехала с намерением доказать Пьеру, что, несмотря на его неблагодарность, она считает своим долгом ходить за ним, княжна скоро почувствовала, что она его любит. Пьер ничем не заискивал расположения княжны. Он только с любопытством рассматривал ее. Прежде княжна чувствовала, что в его взгляде на нее были равнодушие и насмешка, и она, как и перед другими людьми, сжималась перед ним и выставляла только свою боевую сторону жизни; теперь, напротив, она чувствовала, что он как будто докапывался до самых задушевных сторон ее жизни; и она сначала с недоверием, а потом с благодарностью выказывала ему затаенные добрые стороны своего характера.
Самый хитрый человек не мог бы искуснее вкрасться в доверие княжны, вызывая ее воспоминания лучшего времени молодости и выказывая к ним сочувствие. А между тем вся хитрость Пьера состояла только в том, что он искал своего удовольствия, вызывая в озлобленной, cyхой и по своему гордой княжне человеческие чувства.
– Да, он очень, очень добрый человек, когда находится под влиянием не дурных людей, а таких людей, как я, – говорила себе княжна.
Перемена, происшедшая в Пьере, была замечена по своему и его слугами – Терентием и Васькой. Они находили, что он много попростел. Терентий часто, раздев барина, с сапогами и платьем в руке, пожелав покойной ночи, медлил уходить, ожидая, не вступит ли барин в разговор. И большею частью Пьер останавливал Терентия, замечая, что ему хочется поговорить.
– Ну, так скажи мне… да как же вы доставали себе еду? – спрашивал он. И Терентий начинал рассказ о московском разорении, о покойном графе и долго стоял с платьем, рассказывая, а иногда слушая рассказы Пьера, и, с приятным сознанием близости к себе барина и дружелюбия к нему, уходил в переднюю.
Доктор, лечивший Пьера и навещавший его каждый день, несмотря на то, что, по обязанности докторов, считал своим долгом иметь вид человека, каждая минута которого драгоценна для страждущего человечества, засиживался часами у Пьера, рассказывая свои любимые истории и наблюдения над нравами больных вообще и в особенности дам.
– Да, вот с таким человеком поговорить приятно, не то, что у нас, в провинции, – говорил он.
В Орле жило несколько пленных французских офицеров, и доктор привел одного из них, молодого итальянского офицера.
Офицер этот стал ходить к Пьеру, и княжна смеялась над теми нежными чувствами, которые выражал итальянец к Пьеру.
Итальянец, видимо, был счастлив только тогда, когда он мог приходить к Пьеру и разговаривать и рассказывать ему про свое прошедшее, про свою домашнюю жизнь, про свою любовь и изливать ему свое негодование на французов, и в особенности на Наполеона.
– Ежели все русские хотя немного похожи на вас, – говорил он Пьеру, – c"est un sacrilege que de faire la guerre a un peuple comme le votre. [Это кощунство – воевать с таким народом, как вы.] Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них.
И страстную любовь итальянца Пьер теперь заслужил только тем, что он вызывал в нем лучшие стороны его души и любовался ими.
Последнее время пребывания Пьера в Орле к нему приехал его старый знакомый масон – граф Вилларский, – тот самый, который вводил его в ложу в 1807 году. Вилларский был женат на богатой русской, имевшей большие имения в Орловской губернии, и занимал в городе временное место по продовольственной части.
Узнав, что Безухов в Орле, Вилларский, хотя и никогда не был коротко знаком с ним, приехал к нему с теми заявлениями дружбы и близости, которые выражают обыкновенно друг другу люди, встречаясь в пустыне. Вилларский скучал в Орле и был счастлив, встретив человека одного с собой круга и с одинаковыми, как он полагал, интересами.
Но, к удивлению своему, Вилларский заметил скоро, что Пьер очень отстал от настоящей жизни и впал, как он сам с собою определял Пьера, в апатию и эгоизм.
– Vous vous encroutez, mon cher, [Вы запускаетесь, мой милый.] – говорил он ему. Несмотря на то, Вилларскому было теперь приятнее с Пьером, чем прежде, и он каждый день бывал у него. Пьеру же, глядя на Вилларского и слушая его теперь, странно и невероятно было думать, что он сам очень недавно был такой же.
Вилларский был женат, семейный человек, занятый и делами имения жены, и службой, и семьей. Он считал, что все эти занятия суть помеха в жизни и что все они презренны, потому что имеют целью личное благо его и семьи. Военные, административные, политические, масонские соображения постоянно поглощали его внимание. И Пьер, не стараясь изменить его взгляд, не осуждая его, с своей теперь постоянно тихой, радостной насмешкой, любовался на это странное, столь знакомое ему явление.


Луис Комфорт Тиффани...

Это лишь вопрос воспитания и образования; пока человек не научится отличать прекрасное от ужасного, он не сможет жить в мире настоящих произведений искусства.
Л.К. Тиффани

«Образование» (Мемориальный витраж Читтендена) - Йельский университет
Кликайте, чтобы насладиться изображением в полном объеме

НАЧАЛО...

Роскошь окружала его с самого рождения. Его будущее представлялось безоблачным и однозначным. Ювелирная империя его отца ждаласвоего наследника. Но с детства судьба мальчика вызывала беспокойство родных. Он так и не смог окончить школу и не проявлял никакого интереса к семейному бизнесу. Он любил играть цветными стеклами и мечтал об искусстве. Отец считал его шалопаем. Он не знал, что его сын станет одниж x­ е мыэзначивельeєСqхудЋв%кАоўаАмерики.

Луис Комфорт Тиффани родился одновременно с Французской революцией — в 1848 году. В юном возрасте он заявил семье, что собирается посвятить свою жизнь поискам истинного искусства, и в 1865 году, в возрасте 18 лет, оправился в Европу обучаться живописи. Но живописцем ему стать было не суждено. Его судьба была другой.
Путешествуя по миру, он изучал разные культуры и стили искусства — начиная с древнеегипетского и заканчивая современным ему модерном. Переломным моментом его путешествия, да и вообще его жизни, стало посещение Шартрского собора. Витражи ХII века поразили его. Он назвал их «примером совершенной красоты». Он был заворожен светом, льющимся сквозь многоцветные стекла. Это была встреча с Судьбой. Он нашел свой материал. Но это было только начало.

Витраж «Священый град» - Пресвитерианская мемориальная церковь Брауна, Балтимор

ОБУЧЕНИЕ

Для Тиффани учиться значило искать. Его творческий путь часто называют «крестовым походом за новой эстетикой». Поставленная в юности цель — поиск новой красоты — вдохновляла его всю жизнь. Он находил ее в древних цивилизациях, когда путешествовал по Европе и Азии: Италия, Испания, Франция, Сирия, Египет, Африка... Он усердно собирал «золотые» крупицы Искусства, разбросанные в веках. Они оживут потом во многих его произведениях. Учился он и у своих современников. Одним из первых его учителей был художник-ориенталист Леон Байли. Сильный отпечаток на дальнейшую творческую судьбу Тиффани наложило его знакомство с «Движением искусств и ремесел» Уильяма Морриса. Возможно, этим встречам мы обязаны такому явлению в искусстве, как американский модерн, одним из родоначальников которого был Луис Тиффани .

Витраж «Нагорная проповедь» - Церковь Арлингтон-стрит, Бостон

ЭКСПЕРИМЕНТАТОР

Эпоха модерна была второй кульминационной точкой расцвета витражного искусства в истории всемирной культуры. Первой была готика. Благодаря Луису Тиффани и некоторым другим художникам-модернистам, таким, как Рене Лалик, Эмиль Галле и др., художественное стекло получило второе рождение.

Абажур "Ракитник - золотой дождь"

Увидев витражи Шартра, он мечтает создать стекло, подобное тому, что варили средневековые стеклоделы. Возможности стекла были очень ограничены, а искусство витража почти забыто. Он мечтает о возрождении. И начались долгие эксперименты. Как сделать стекло более прозрачным? Как с помощью стекла передавать бесконечное многообразие красок природы? Как сочетать стекло с другими материалами?

«Мемориальный витраж Мэя» - Синагога Эману-Эль, Нью-Йорк

В 1879 году он основывает фирму «Луис Тиффани и ассоциация художников». В нее он привлекает не только архитекторов, проектировщиков, художников, но и талантливых химиков. Поиск расширения возможностей стекла продолжается. Возможно, что успеха ему помогла добиться необыкновенная вера в «свой» материал. Результаты превзошли ожидания. Он смог сварить стекло, по качеству подобное стеклу в готических витражах. Но также он получил и новые виды стекла. Самое известное из них Тиффани назвал «favrile», что в переводе с латыни означает «рукотворное»; есть у него и другое название — «пламенеющее», потому что оно переливается всеми цветами радуги и больше напоминает металл, нежели стекло.

Он был экспериментатором во всем, начиная от изделий из стекла и заканчивая собственной судьбой. Казалось, что в работе для него не было преград, не было невыполнимых задач. Чего стоит один стеклянный занавес весом в 20 тонн, который он спроектировал и создал для Национального театра в Мехико! А уникальная технология изготовления витражей, которая с тех пор носит имя Тиффани !

Стеклянный занавес

Рассказывают, что появление знаменитых абажуров Тиффани были почти случайностью. Первоначально их изготавливали из осколков, оставшихся от производства больших витражных полотен. Но именно они до сих пор ассоциируются с именем Тиффани . В некоторых из них количество элементов — крошечных стеклянных кусочков — доходит до тысячи.

В работе он уделял внимание всему, для него не существовало мелочей, его интересовало все вокруг. Гуго Маккин писал о Тиффани: «Он всегда серьезно занимался вопросами внутреннего оформления и освещения, интересовался цветоводством и садоводством; обязательно уделял время занятиям ландшафтной архитектурой».

САДОВНИК

Мир Природы он чувствовал необычайно тонко и сумел передавать это в своих произведениях. Природа была для него неисчерпаемым источником вдохновения. Он любил ее всю. В вазах, светильниках и панно мы видим и цветущую яблоню, и сирень, и экзотический цветок индейской репы. И, конечно, его любимые стрекозы, чьи крылья так напоминают витраж.Каждое произведение, будь то выдувной сосуд или огромное панно, было полем для очередного эксперимента. Для него специально варилось стекло тех оттенков, которые были необходимы. Цветовая гамма, с которой работали в мастерских Тиффани, была практически неограничена. Поэтому, глядя на вазы Тиффани, с трудом верится, что эти распускающиеся лилии рукотворны.

Лампа "Стрекоза"

И была Мечта. Красота должна окружать всех людей, вне зависимости от того, богат ты или беден. Эта идея, возможно, поселилась в нем после знакомства с Уильямом Морисом, который также мечтал, чтобы прекрасное окружало всех людей. Красоты не хватало ХХ веку — веку бурного развития промышленности, больших зданий и больших городов. Все, что окружает человека в повседневной жизни, становилось все более безликим, главную роль начинали играть функциональность и практичность.
Тиффани , вслед за «Движением искусств и ремесел», старался объединить эти вещи. Он уже знаменит: его заказчиками были самые богатые люди мира, включая президента США Честера Алана Артура, который приглашал Тиффани для оформления некоторых помещений Белого дома. Но он прекрасно понимал, что лишь единицы могут позволить себе купить витраж . А ему так хотелось украсить жилища простых американцев! Именно поэтому было налажено производство выдувных сосудов из фаврильского стекла. И сейчас, по прошествии 100 лет, большинство домов Америки и Европы украшены витражами и светильниками в технике «Тиффани» .

В чем же заключается загадка этого человека? Может быть, в его необыкновенной творческой энергии? Может быть, в прекрасном художественном вкусе? Может быть, в необыкновенно сильной любви к своей стране? А может быть, он просто всю жизнь искал настоящее Искусство и именно в этом видел свое предназначение. И именно это было его «внутренним двигателем» и не давало ему успокаиваться на достигнутом, заставляя продолжать поиск.

Быть может, вся природа — мозаика цветов? Быть может, вся природа — различность голосов? Быть может, вся природа — лишь числа и черты? Быть может, вся природа — желанье красоты? У мысли нет орудья измерить глубину, Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну. Лишь есть одна возможность сказать мгновенью: стой! Разбив оковы мысли, быть скованным — мечтой. Тогда нам вдруг понятна созвучность голосов, Мы видим все богатство и музыку цветов, А если и мечтой не смерить глубину, — Мечтою в самых безднах мы создаем весну. К. Бальмонт

Испытал большое влияние английского «движения искусств и ремесел».


ТИФФАНИ, ЛУИС КОМФОРТ (Tiffany, Louis Comfort) (1848–1933), американский художник, дизайнер и бизнесмен, лидер стиля «модерн» в национальном искусстве.

Родился в Нью-Йорке 18 февраля 1848 в семье крупного предпринимателя Ч.Л.Тиффани, основавшего (1837) фирму, которая заняла ведущие позиции в американском ювелирном производстве и торговле. В 1866 занимался в мастерской Дж. Иннеса, а затем – в Париже у Д.Байи (1868). В молодости много путешествовал – в особенности по Северной Африке и Испании. Вернувшись в США в начале 1870-х годов, писал пейзажи и жанровые сцены в духе ориентализма. Коллекционировал дальневосточную и исламскую утварь и мебель. В 1877 организовал (вместе с Дж. Ла Фаржем и др.) Американскую художественную ассоциацию, призванную пропагандировать модерн в противовес академизму. Испытал большое влияние английского «движения искусств и ремесел».

Вскоре целиком сосредоточил свои интересы на декоративном дизайне (художественное стекло). В 1878 открыл собственную стекольную фабрику в Квинсе (пригород Нью-Йорка). Особый успех сопутствовал марке «Фавриль» (окрашенное особыми реактивами стекло, матовое либо отшлифованное до блеска; в его структуру входили также узоры в виде наплавленных рельефов и металлических перегородок, эмали и полудрагоценные камни). Не слишком изощренная (в сравнении с европейским «модерном») биоморфная орнаментика сочеталась у Тиффани с причудливыми формами изделий (декоративные сосуды и светильники, витражи, флаконы для духов), порой составляющих живописные ансамбли, где сочетались традиции европейского средневековья (витражи), мусульманского Востока (декор светильников) и Японии (золоченые обои). Фирма (известная с 1900 как «Студии Тиффани») исполнила, в частности, – большей частью по эскизам ее владельца – стеклянную часовню для Всемирной выставке в Чикаго (1893), оформление Лаурелтон-холла, загородного дома самого Тиффани в Оустер-Бэй (Лонг-Айленд; не сохранился), прозрачное панно во Дворце изящных искусств в Мехико (1911), витраж Сад сновидений в офисе фирмы «Кертис паблишинг» в Филадельфии (по эскизу М.Парриша; 1915). Ее продукция вошла и в обыденную среду, внося, к примеру, живое разнообразие в рисунок нью-йоркских окон.

После смерти отца (1902) принял руководство делами и его фирмы. Благодаря «стилю Тиффани» американский декоративный дизайн впервые стал предметом подражания и активного внимания в Европе.

Луис Комфорт Тиффани (1848 — 1933) — американский художник и дизайнер, представитель модерна.

Международное признание Тиффани принесли его изысканные изделия из стекла: витражи, абажуры, бижутерия.

Произведения Луиса Комфорта Тиффани украшают храмы и частные дома.

"Они наследуют Землю." Tiffany Glass Window

Родился в Нью-Йорке, в семье основателя ювелирной фирмы «Тиффани и Ко» — Чарльза Льюиса Тиффани.

Выросший в роскоши и окруженный красивыми вещами, Луис Комфорт Тиффани решил посвятить себя искусству.


Обучался живописи у Джорджа Иннесса и Сэмюэля Колмена в Нью-Йорке, и в Париже у Леона Байли.

В 1876 году состоялась экспозиция работ Тиффани на Всемирной выставке в Филадельфии, а в 1877 году он стал одним из учредителей "Общества Американских художников"

Крупнейшая в мире коллекция его ювелирных и стекольных изделий находится в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке.

Изобретенный им способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги, а также новые виды созданных им стекол, произвели революцию в художественном стеклоделии.

А техника Тиффани стала самой распространенной во всем мире для создания витражей, ламповых абажуров и других произведений декоративно-прикладного искусства из цветного стекла.

Свинцовые прутья, использовавшиеся в течение многих веков для соединения стекол между собой, казались Тиффани очень грубыми:

он хотел создавать филигранно-тонкие и сложные произведения. Он нашел собственный заменитель свинцовым прожилкам в виде медных полосок, вырезанных из металлического листа.

Они приклеивались к стеклу пчелиным воском и спаивались между собой при помощи олова.

Таким образом стало возможно соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать сложные объемные формы.

Первоначально техника медной фольги применялась им для создания ламповых абажуров, и только позже — для витражей.
Иногда Тиффани использовал сочетание двух техник в одном произведении, сочетая свинцовую проволоку с медной фольгой.

Собственно изобретателем опалесцентного стекла (или стекла Тиффани) является Джон Ла Фарж, который уже в 1875 году использовал опалесцентное стекло для витражей. Через некоторое время и другие художники обратили внимание на новый вид стекла и стали сами экспериментировать в этой области или просто копировать стекла Ла Фаржа. Тиффани не был исключением. Дважды он работал вместе с Ла Фаржем в его мастерской в Бруклине.

Впоследствии Тиффани поставил изготовление опалесцентного стекла и предметов из него на коммерческую основу.

При этом он заключил с Ла Фаржем соглашение о том, что ламповые абажуры, витражи из опалесцентного стекла и само это стекло будут носить имя Тиффани как второе название.

Опалесцирующий эффект такого стекла получается, если добавить в состав сырья замутняющие вещества (олово или жженую кость).

При добавлении костяного пепла в расплавленной массе образуются крохотные капельки фосфатного стекла, которые «глушат» (замутняют) стекло.

Эффект такого стекла состоит в том, что оно не столько пропускает свет, сколько его преломляет. В зависимости от массы непрозрачных веществ можно получить различные степени опалового эффекта.

Фирменным знаком Тиффани стало иризирующее стекло. Его можно получить, если посыпать уже готовое, но еще не охлажденное стекло металлическими крупинками. При этом на поверхности пластины образуется металлический глянец, который переливается всеми цветами радуги.

Иризирующее стекло также изготавливали уже до Тиффани, но только благодаря ему оно стало по-настоящему известно.

Складчатое стекло или «драпировки», также прославило имя Тиффани. Его получают, деформируя еще мягкую пластину стекла в процессе производства.

Сам Тиффани использовал «драпировки» и «складки» в больших витражах для фонов в виде растительных мотивов или для изображения листвы деревьев.

Стекло для Тиффани — это прежде всего цвет.

Как живописец на палитре, так и он в процессе производства стекла смешивал различные тона и «рисовал» ими свои картины. Он чрезвычайно тщательно подбирал цвета и, если необходимого тона не было в одной пластине стекла, он складывал три или четыре стекла друг на друга по так называемому «сэндвич-методу», пока не получал желаемого тона

Иногда технику Тиффани неверно отождествляют со стилем Тиффани. Под Тиффани-стилем подразумевают яркие лампы классических форм с преобладающими натуралистическими мотивами и пестрые витражи насыщенных цветов, изображающие природные мотивы и пейзажи.

Многие работы Тиффани имеют особую притягательную силу, хотя современному зрителю они могут показаться слишком яркими и перегруженными. Когда пытаются объяснить этот эффект, невольно сравнивают произведения Тиффани с живописными картинами.

Творчество Тиффани всегда находилось между реалистической манерой изображения и стилизованной, близкой средневековым витражам. Без росписи поверхности стекла он создавал витражи, которые могут сравниться только с картинами. Однако сам Тиффани не считал, что пытается копировать природу. Он интерпретировал ее глазами художника



Отчетность за сотрудников