Сюжетно-ролевые игры в детском саду. Картотека

Аннотация. В данной статье раскрывается тема ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Рассматриваются подробно особенности данного вида игры, непосредственно влияющие на формирование у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых. Делается акцент на том, что сюжетно-ролевая игра является связующим звеном между старшими дошкольниками и миром профессий.
Ключевые слова: профориентация, допрофессиональное самоопределение, дети старшего дошкольного возраста, профессия, сюжетно-ролевая игра.

В современный век политического, экономического, социального и культурного подъема общества возникают разного рода интересные и увлекательные профессии. В системе общего образования создаются новые учреждения - лицеи, гимназии, разнопрофильные школы, задачей которых является профессиональная ориентация подрастающего поколения.

А где же собственно происходит формирование у детей первоначальных представлений о профессиях?

Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения . Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями. А в чем же собственно цель ранней профориентации, спросите вы?

Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий .

Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.

Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.

В детском учреждении происходит, непосредственно, допрофессиональное самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития .

Допрофессиональное самоопределение ребенка происходит в старшей группе. По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими . В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется простоподражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними.

В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

Игра - это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке . Например, играя в больницу, изображают врача, принимающего больных у себя в кабинете.

Основная черта сюжетно-ролевой игры - это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны . А само содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых.

Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами.

Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения . Важным еще является то, что дети обмениваются между собой информацией, что способствует обогащению их знаний о профессиях взрослых.

Во время игры дети меняются ролями, что непосредственно способствует повышению у них интереса к различным аспектам профессии, в которую они играют. То есть, воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не изображали в процессе игровой деятельности только одну роль, а происходила смена ролей. Также приоритетным во время игры является постоянная смена состава играющих, так как это способствует взаимовлиянию детей друг на друга и расширению объема информации, который усваивается в процессе игры.

Также немаловажным является тот факт, что разыгрывая определенную ситуацию, ребенок тем самым воплощает свой взгляд и показывает свое отношение к нему.

В сюжетно-ролевых играх детей старшего дошкольного возраста больше всего проявляется стремление показать работу определенных учреждений - магазина, больницы, парикмахерской, аптеки и т.д. . Реализуются игры, направленные на проигрывание сюжета отдельной профессии (врача, моряка, шофера, сотрудника полиции). Также старшим дошкольникам характерно проигрывание профессий своих родителей. Старшим дошкольникам свойственно сочетать в процессе игры свои жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, бесед, наблюдений, книг.

Следует отметить и то, что в процессе сюжетно-ролевой игры дети не только расширяют свои знания о людях с разными профессиями, но и обогащают свои знания и в других областях. Например, дети решили поиграть в игру «Полиция». Сюжет игры заключается в том, что едет автобус с детьми детского сада, и их останавливает сотрудник ГИБДД и напоминает о правилах дорожного движения.

Немаловажную роль в организации сюжетно-ролевой игры выполняет и воспитатель . Она стимулирует детей: вводит в игру новые атрибуты (инструменты, технику), роли новых специальностей, добавляет новые сюжеты. Все это непосредственно способствует формированию у детей представлений о профессиях взрослых.

Хотелось бы отметить такую особенность сюжетно-ролевой игры, что она требует предварительной подготовки. Вот здесь и видна теснейшая связь данного вида игры с вышеперечисленными методами ознакомления детей с профессиями взрослых. В нашем мире очень много профессий, и, если старший дошкольник, например, не знает кто такой астроном, как тогда он сможет разыграть его роль?!

Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

Литература

  1. Бойченко, Н.А. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Н.А. Бойченко, Г.И. Григоренко, Е.И. Коваленко, Е.И. Щербакова - К.: Рад.школа, 1982. - 112 с.
  2. Кондрашев, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашев. - Балашов: Изд. «Николаев», 2004. - 52 с.
  3. Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова - М.: Изд. «Гнои и Д», 2000. - 96 с.
  4. Пасечникова, Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие /Т.В. Пасечникова - Самара: Изд. ЦПО, 2013. - 45 с.

Сегодня много говорится о том, что современные дети отличаются от детей прошлого века, в том числе и по организации игровой деятельности. На сегодняшний день перед педагогами детского сада стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители, и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать.

Игра – в свете ФГОС – выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Я хочу представить опыт педагогов нашего детского сада в выстраивании предварительной работы к сюжетно-ролевым играм с профессиональным сюжетом «ВРАЧ», «ПОЖАРНЫЙ», «СПАСАТЕЛЬ МЧС».

Что побудило нас к такой работе:

Большой поток информации из СМИ о чрезвычайных ситуациях, бедствиях и катастрофах в мире;

Необходимость актуализации знаний детей о действиях в чрезвычайных ситуациях;

Недостаточно частое обращение к сюжетно-ролевым играм с современной тематикой.

Этот факт подтверждается социологическим исследованием, проведенным Московским Центром социологии образования РАН под руководством В.С. Скобкина. В ходе опроса старшие дошкольники отвечали на следующие вопросы: какие игры ты знаешь? Во что любишь играть? Знаешь ли правила своей любимой игры? Результаты ответов, их анализ дали такую картину. Первое место занимают подвижные игры с правилами – 45%. Второе место – 25% занимают ролевые игры, среди которых на лидирующую позицию у девочек вышли традиционные «дочки-матери» (11,2%); у мальчиков наиболее популярны игры «в машинки» (5%). Остальные сюжеты ролевых игр, такие как «магазин», «больница», «роботы», «школа», назвали менее 1% детей.

Эта статистика позволяет говорить о том, что ролевые игры детей весьма однообразны и ограничены, в основном, семейной тематикой. Практически отсутствуют игры с профессиональными сюжетами. Между тем, именно эти игры, в наибольшей мере, способствуют вхождению ребенка в мир взрослых – игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь с обществом. Принимая на себя роль, например, «врача» ребёнок должен выполнять ролевые действия, которые присущи людям данной профессии.

В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании детей является: «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». В решении этой задачи наиболее эффективна игровая деятельность. Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого уровня социально-коммуникативного развития будущих первоклассников как предпосылки их успешной адаптации и социализации в детское сообщество.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности.

Согласно ФГОС ДО, основными задачами социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста являются:

1. Создавать условия для освоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в коллективе.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, на природе, а также готовность к взаимодействию со сверстниками.

Решение данных задач может эффективно осуществляться посредством СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР с профессиональным сюжетом. Мы же решили остановиться на таких профессиях, как пожарный, врач, спасатель МЧС. В планах: инспектор ПДД, полицейский, военные профессии. Так как тем самым решаем задачи, связанные с безопасностью – одной из актуальнейших тем последних лет.

В ходе наблюдений за игровой деятельностью детей у нас возник вопрос: Почему дети не играют, например, в пожарных? Достаточно ли у них знаний для организации игры? Знакомы ли дети с профессиональными действиями, с названиями атрибутики? Есть ли вообще у детей интерес к данным видам профессиональной деятельности взрослых? Нами была проведена диагностика.

Методика проведения диагностики:

1. Дидактические и словесные игры "Кому что нужно для работы?", "Все профессии нужны", "Кто что делает? ", " Подбери и назови" (кто что потерял) – используя данный метод, проверяем словарно-понятийный запас слов о различных профессиях, инструментах, материалах, назначении.

2. На основе опросника Л.В. Куцаковой по теме «Профессиональная деятельность взрослых» мы разработали свой.

1) Знания о трудовой деятельности взрослых: – Кто где работает? (в больнице, при авариях, на пожарах).

2) Знание основных трудовых процессов: – Что делает? Врач, Ветеринар, Пожарный, Спасатель МЧС, полицейский, военный, инспектор ГИБДД.

3) Знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы: – Чем пользуется (какими инструментами)? Врач, Ветеринар, Пожарный, Спасатель МЧС, полицейский, военный, инспектор ГИБДД.

4) Знания о взаимодействии людей разных профессий: – Кто кому помогает? Кто работает вместе?

5) Бережное отношение к труду взрослых: –Как мы должны относиться к чужому труду? Что мы для этого делаем? Как себя ведем?

3. Метод наблюдения за игровой деятельностью.

В результате проведенной диагностики было выявлено следующее:

– у 50% детей низкий уровень знаний о предлагаемых к рассмотрению профессиях, особенно их трудовые действия, инструменты и материалы каждой профессии;

– у 65% опрошенных узкий активный и пассивный словарь по данной теме;

– у 45% выполнение поручений и трудовых действий без желания, только по необходимости (потому что надо, так сказал воспитатель и т. д.).

Мы убедились в необходимости создания такой системы работы, чтобы дети «заиграли». На первом этапе в группе были проанализированы и скорректированы необходимые условия: составлен перспективный план работы, пополнена предметно-развивающая среда атрибутами к сюжетно-ролевым играм, новыми дидактическими играми и пособиями по теме "Профессии", детской художественной литературой и картинками по данной теме.

Знакомство детей с профессиями мы осуществляли, используя разные виды совместной детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную и т. д.

Использовались следующие формы работы с детьми:

– беседы с детьми по теме,

– рассматривание иллюстраций и картинок (фотографий) по данной теме,

– просмотр видеоматериалов и презентаций,

– чтение литературных произведений, стихов, загадок,

– разработка НОД познавательного характера с использованием интерактивной доски,


– проведение физкультурного развлечения "Мы пожарные",

– сюжетно-ролевые игры "Пожарные", "Спасатели МЧС", "Больница", и т. д.,


– дидактические игры "Кому что нужно для работы", "Все профессии важны…" и т. д.

Работу по ознакомлению детей с профессиями проводили в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников:

– оформление выставки рисунков сотворчества детей и родителей "Такие нужные профессии",


– проведение викторины с детьми и родителями "Все профессии нужны…",


– оформление наглядной информации для родителей "Знакомство детей с профессиями «Пожарный», «Спасатель», «Полицейский»",

– беседа с родителями "Расскажите ребенку о своей профессиональной деятельности",

– НОД с родителями с использованием интерактивной доски,


– мастер-класс для родителей группы по изготовлению макетов.

В результате проведённой работы были достигнуты следующие результаты:

1. Дети мотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий.

2. Дети научились отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий.

3. У детей появилось представление о востребованных в современном обществе профессиях.

4. Родители стали активными помощниками в воспитании и образовании детей.

екатерина оленина
Конспект сюжетно–ролевой игры «Все профессии важны»

Программные задачи :

Продолжать учить детей планированию игры и самостоятельному подбору игрового материала, необходимых атрибутов;

Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия , в соответствии с нормами этикета;

Учить детей брать на себя различные роли, в соответствии с сюжетом игры ;

Обогащение социально-игрового опыта детей по сюжетам : «Семья» ,«Салон красоты» , «Стройка» , «Медпункт» «Школа»

Уточнять и расширять словарь и речевой материал по темам : «Семья» ,«Парикмахерская» , «Школа» , «Стройка» , «Больница» .

Развивать диалогическую речь детей;

Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими

Формировать творческую активность в игре, дружеские взаимоотношения друг с другом.

Интеграция : «Познание» , «Музыка» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Физическая культура» , «Чтение художественной литературы» .

Игровой материал :

1. «Семья»

Атрибуты для оборудования комнаты

Кошелек

2. «Стройка»

Строительный материал

Лопатки

План строительства

Предметы заменители

Спецодежда

КОНСТРУКТОР «ЛЕГО»

3. «Салон красоты»

Одежда парикмахера

Накидка для клиента

Инструменты парикмахера

Альбом с образцами причёсок

4. «Школа»

Портфели (2 шт)

Тетради (2 шт)

Карандаши

Картинки

Звонок (колокольчик)

Ежедневник

5. «Медпункт»

Мед. халат

Витамины

Градусники

Активизация словаря : Парикмахер, пеньюар, прическа, прораб, план-схема, цемент, медпункт.

Подготовка к игре :

Составление альбома «Все профессии важны » ;

Беседы о профессиях людей с использованием иллюстраций;

Дидактическая игра «Кому, что надо для работы?» ;

Изготовление атрибутов для игры ;

Беседы о культуре поведения в общественных местах;

сюжетно- ролевые игры с детьми «Семья» , «Парикмахерская» , «Школа» , «Стройка» , «Больница» .

Ход игры : Дети и воспитатель стоят в кругу.

Воспитатель : Каждое утро мамы и папы приводят вас в детский сад. А куда

же они идут потом?

(Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы много знаете о работе свои родителей. И

профессии у них такие разные и интересные. А кем вы хотите

стать когда вырастите.

(Рассуждения детей)

Воспитатель : А давайте мы с вами поиграем «в семью» !

Что нам нужно сделать, чтобы начать игру?

(Рассуждения детей)

Воспитатель : Правильно! Нам нужно распределить роли.

Для нашей игры нам нужны : мама, папа и дочки.

(Дети выбирают мама, папу и детей и обосновывают свой выбор)

Воспитатель : Папа у нас будет работать прорабом на стройке. (Объяснение значения слова –прораб.)

А кто ещё работает на стройке?

(Ответы детей)

Воспитатель : Правильно! А что делают строители?

Дети : Строители строят дома.

Воспитатель : Молодцы, ребята! А кто же у нас будет строителями?

Дети : Строителями у нас будут мальчики.

Воспитатель : Как вы думаете, чем может заниматься мама?

(Рассуждения детей)

Воспитатель :

Сегодня у мамы будет выходной, и она пойдет

в салон красоты делать прическу.

Кто нам понадобится для работы в Салоне красоты?

Дети : Парикмахер.

Воспитатель : А дети у нас будут школьниками. Куда ходят они каждое утро (ответы детей)

Правильно в школу.

А кто учит детей в школе? (ответы детей)

Совершенно верно. Учитель.

А кто еще работает в школе?

(Ответы детей)

Воспитатель : Правильно. Повара, чтобы готовить нам завтрак, обед.

Библиотекарь, который выдает школьникам книги для чтения, учебники.

Медсестра, у которой есть свой кабинет- называется медпункт, там она ставит прививки, оказывает первую помощь.

Давайте медсестрой у нас будет… (вариант)

Ребята, а как вы думаете кто такой директор школы?

(Ответы детей)

Если вы не против, я буду директором школы.

Воспитатель : Давайте выберем все необходимые нам предметы для игры .

(Дети подходят к столу, где разложены предметы.

Давайте посмотрим, что понадобится папе, он у нас прораб на стройке (Ответы и выбор детей)

Строители, а что вам необходимо для строительства?

Мама, что ты выбираешь? (выбор)

Дети-школьники, какие вам предметы необходимы? Называйте и складывайте в портфель.

Учитель, что вам пригодится? (выбор предметов)

Для медсестры что необходимо? (выбор предметов и одежды)

Для директора я выбираю ежедневник, куда записывать буду важные дела и замечания .

Парикмахер, что ты выбираешь (выбор)

Замечательно, а сейчас строители, парикмахер, медсестра и учитель занимают свои рабочие места.

Наступило утро! Семья собралась за столом за завтраком.

Предполагаемые действия :

Папа : Чем вы сегодня будете заниматься?

Мама : У меня сегодня выходной, я займусь собой, схожу в

«Салон красоты» .

Дети (дочки) : Мы - в школу, у нас 3 урока.

Папа : (Смотрит на часы) .

Уже много времени, мне пора идти на работу. Встретимся вечером

(Прощается)

Мама с дочками убирают посуду со стола.

Мама : Девочки, вы готовы. Идем, а то опоздаем. я вас довезу.

Дочки : Ура! Мы сегодня на машине.

(Садятся в машину и едут)

«Стройка»

В это время папа приходит на работу, на стройку. Приветствует рабочих.

Папа : Сегодня мы начинаем строить новый объект из современных

строительных материалов.

Прошу всех внимательно рассмотреть план – схему стройки.

(Прораб с рабочими рассматривают план строительства. Прораб рассказывает об обязанностях каждого - распределяет роли между детьми.)

«Школа»

Мама высаживает детей около школы. Прощается. Садится обратно в машину.

Дети заходят в класс, готовятся к уроку, звенит звонок.

Учитель :

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Начнем урок математики. Давайте повторим цифры. Посчитаем от 1-до 10.

(Ученики считают хором)

Учитель : Молодцы! А сейчас открываем тетради и пеналы. Записываем примеры 1+1=

Учитель : Сколько будет 1+1?

(ответы учеников)

Учитель : Правильно. Проверьте, все так записали?

А сейчас повторим геометрические фигуры. (Показывает на доску указкой)

Что это за фигуры? как они называется?

(Ответы учеников)

Учитель : Правильно. Нарисуйте у себя в тетради прямоугольник и закрасьте его.

(Ученики выполняют задание)

Директор подает звонок.

Учитель : Дети, записываем домашнее задание- нарисовать круг и закрасить.

Оценки за урок (Объявляет оценки)

Входит директор.

Директор : Здравствуйте, дети. На перемене вам необходимо пройти в медпункт и поставить прививки против гриппа. Пройдемте за мной.

«Медпункт»

Медсестра : Здравствуйте, ребята. Мы должны поставить прививки против гриппа, чтобы не заболеть. Но сначала измеряем температуру, вот вам градусники. Температура в норме, подходите ко мне, не бойтесь, это совсем не больно. За смелость я дам витаминку.

Медсестра ставит прививки.

Медсестра : Сегодня не мочить. Всего доброго. Не болейте.

Дети : спасибо. До свидания.

Директор : Дети, а сейчас у вас перемена. Можете идти играть.

«Салон красоты»

Мама заходит в парикмахерскую.

Парикмахер : Добрый день! Вы что желаете?

Мама : Я хотела бы подстричь волосы и сделать укладку.

Парикмахер : Проходите, пожалуйста! Садитесь.

(Парикмахер обслуживает маму.)

Мама : (Смотрится в зеркало) .

Парикмахер : Вам нравится?

Мама : Спасибо вам большое, мне очень нравится. Сколько я вам должна?

Парикмахер : 100 рублей, пожалуйста.

Мама : Расплачивается с парикмахером.

Парикмахер : Спасибо вам большое, приходите ещё. До свидания.

Мама : До свидания.

Мама выходит из парикмахерской и идет домой.

Дочки тоже возвращаются из школы.

Мама : Привет, мои милые! Я соскучилась. Как ваши дела? Как успехи в школе?

Дочки : Все хорошо, мамочка. А когда придет папа?

Мама : Уже совсем скоро. Мойте руки и помогайте накрывать на стол.

В это время открывает дверь папа, дочки бегут встречать

Папа : Это вам (Дарит дочкам шоколадки) .

Я сегодня получил зарплату. Это тебе (Отдает деньги маме)

Все усаживаются за стол.

Папа : Как у вас прошел день? Какие оценки?

Дочки : Мы получили пятерки.

Папа : Молодцы!

Мама : А я сделала новую стрижку. Тебе нравится?

Папа : Да, тебе идет.

Мама : Как я люблю, когда мы собираемся все за столом. Когда вся семья вместе- так и душа на месте.

(По ходу игры помогаю создавать игровую обстановку, с помощью вопросов, советов, предложений. Обращаю внимание на взаимоотношения детей в игре).

Итоги игры .

Воспитатель :

Ребята, как здорово у нас с вами получается играть, но нам придется приостановить игру, но я вам обещаю, мы обязательно продолжим, еще ни раз поиграем, придумаем, сделаем новые атрибуты и игра станет еще интереснее. Мне очень понравилось, как вы сегодня играли. Молодцы! Хвалю вас!

Конспект

сюжетно – ролевой игры

«Все профессии важны»

в старшей группе

МДОУ «Детский сад № 125»

Проводит: Ларионова О.А.

Программные задачи:

  1. продолжать учить детей планированию игры и самостоятельному подбору игрового материала, необходимых атрибутов;
  2. продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия, в соответствии с нормами этикета;
  1. учить детей брать на себя различные роли, в соответствии с сюжетом игры;
  2. обогащение социально-игравого опыта детей по сюжетам: «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Сторойка»;
  3. уточнять и расширять словарь и речевой материал по темам: «Парикмахерская», «Магазин», «Сторойка»;
  4. развивать диалогическую речь детей;
  5. способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими
  6. формировать творческую активность в игре, дружеские взаимоотношения друг с другом.

Интеграция: «Познание», «Музыка», «Комуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

Игровой материал:

  1. «Семья»
  1. атрибуты для оборудования комнаты
  2. посуда
  3. мебель
  4. фрукты
  1. «Стройка»
  1. строительный материал
  2. каски
  3. лопатки
  4. план строительства
  5. предметы заменители
  1. «Парикмахерская»
  1. одежда парикмахера
  2. накидка для клиента
  3. инструменты парикмахера
  4. альбом с образцами причёсок
  1. «Магазин»
  1. одежда продавца
  2. чепчик
  3. прилавок
  4. касса
  5. деньги
  6. чеки
  7. кошелёк
  8. бижутерия
  9. книги

Активизация словаря: Парикмахер, манишка, прическа, продавец, покупатель, платить в кассу, кассир, прилавок, бижутерия, прораб, план-схема, цемент,

Подготовка к игре:

  1. составление альбома «Все профессии важны»;
  1. беседы о профессиях людей с использованием иллюстраций;
  2. дидактическая игра «Кому, что надо для работы?»;
  3. изготовление атрибутов для игры;
  4. беседы о культуре поведения в общественных местах;
  5. чтение Васильева-Гангнус «Азбука вежливости»;
  6. сюжетно-ролевые игры с детьми «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Сторойка».

Ход игры:

Дети и воспитатель стоят в кругу, берутся за руки.

Воспитатель: Я рада сегодня видеть вас всех здоровыми, весёлыми! Мне

Очень хочется, чтобы такое настроение сохранилось у вас до

Самого вечера. А для этого, мы должны чаще улыбаться,

Радоваться друг другу. Улыбнитесь друг другу

И всем станет светлее и радостнее.

Сегодня мы поговорим с вами о семье и профессиях. Давайте посмотрим на иллюстрации! Кем работают изображённые на них люди?

(дети рассказывают, кто изображен на иллюстрациях, во что одет и кем

Может работать)

Воспитатель: Каждое утро мамы и папы приводят вас в детский сад. А куда

Же они идут потом?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы много знаете о работе свои родителей. И

Профессии у них такие разные и интересные. А кем вы хотите

Стать когда вырастите.

(Рассуждения детей)

Воспитатель: А давайте мы с вами поиграем «в семью»!

Что нам нужно сделать, чтобы начать игру?

(Рассуждения детей)

Воспитатель: Правильно! Нам нужно распределить роли.

Для нашей игры нам нужны: мама, папа и дочки.

Воспитатель: Как вы думаете, кого мы можем выбрать? Почему?

(Дети выбирают мама, папу и детей и обосновывают свой выбор)

Воспитатель: Папа у нас будет работать прорабом на стройке. А кто ещё

Работает на стройке?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно! А что делают строители?

Дети: Строители строят дома.

Воспитатель: Что надо для работы строителям?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А кто же у нас будет строителями?

Дети: Строителями у нас будут мальчики.

Воспитатель: Как вы думаете, чем может заниматься мама?

(Рассуждения детей)

Воспитатель: Сегодня у мамы будет выходной, и она пойдёт вместе с

Дочками в парикмахерскую и на открытие нового магазина.

Кто нам понадобится для работы в парикмахерской?

Дети: Парикмахер.

Воспитатель: В магазине у нас будет несколько отделов: отдел бижутерии,

Книжный отдел. Нам надо 2 продавца. Кто у

Нас хочет быть продавцами?

(Выбор детей)

Воспитатель: Ещё нам нужен директор магазина. Как вы думаете, кто

Справится с ролью директора?

(Ответы детей)

Воспитатель активирует внимание детей.

Воспитатель: Проходите все на свои рабочие места, одевайте свою рабочую

Одежду и приводите свои рабочие места в порядок.

(Директор следит за порядком в магазине)

Наступило утро! Семья собралась за столом за завтраком.

Предполагаемые действия :

Папа: Чем вы сегодня будете заниматься?

Мама: У меня сегодня выходной, мы с девочками сходим в

Парикмахерскую, а потом

Пойдём на открытие нового магазина.

Папа: (Смотрит на часы).

Уже много времени, мне пора идти на работу. Встретимся вечером

В супермаркете. (Прощается)

Мама с дочками убирают посуду со стала.

Мама: Девочки, вы готовы.

Старшая

Дочка: Да, мы готовы, можно идти.

Мама: Сначала мы зайдём в парикмахерскую, мне надо сделать причёску.

(Идут в парикмахерскую)

«Стройка»

В это время папа приходит на работу, на стройку. Приветствует рабочих.

Папа: Сегодня мы начинаем строить новый объект из современных

Строительных материалов.

Прошу всех внимательно рассмотреть план – схему стройки.

(Прораб с рабочими рассматривают план строительства. Прораб рассказывает об обязанностях каждого - распределяет роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку,

обговаривает, кто и что будет делать. Один рабочий мешает раствор и накладывает в вёдро. Затем подносит раствор к стройке. Водитель подвозит строительный материал).

«Парикмахерская»

Мама с дочками заходят в парикмахерскую. В это время парикмахер занят с

Клиентом.

Парикмахер: Добрый день! Вы что–нибудь желаете?

Мама: Я хотела бы подстричь волосы и сделать укладку.

Парикмахер: Присядьте, пожалуйста, и подождите. Сейчас я освобожусь и

Приглашу вас….

Проходите, пожалуйста! Садитесь.

Парикмахер обслуживает маму.

Мама: (Смотрится в зеркало).

Парикмахер: Вам нравится?

Мама: Спасибо вам большое, мне очень нравится. Сколько я вам должна?

Парикмахер: 100 рублей, пожалуйста.

Мама: Расплачивается с парикмахером.

Парикмахер: Спасибо вам большое, приходите ещё. Досвидания.

Мама: Досвидания.

Мама с дочками выходит из парикмахерской и идут в новый супермаркет.

«Супермаркет»

Директор: Здравствуйте! Заходите, пожалуйста! Сегодня у нас праздник -

Открытие нашего магазина!

Спасибо, что пришли и разделили с нами эту радость!

Мама с дочкой здороваются.

Мама: Какой большой магазин. Сколько здесь всего интересного!

1 Прод.: Здравствуйте, заходите, пожалуйста.

Мама: Здравствуйте.

Дочка: Мама, посмотри, сколько бижутерии…..

1 Прод.: Выбирайте, пожалуйста. У нас очень большой выбор.

Мама с дочкой примеряют бижутерию.

1 Прод.: Вам очень идёт! Будете что-нибудь брать?

Дочка: Мам, купи мне, пожалуйста вот эти бусы.

Мама: Хорошо! Мы берём эти бусы. Сколько с нас?

Продавец выбивает чек и отдаёт покупателю.

1 Прод.: С вас 200 рублей.

Мама: Возьмите, пожалуйста.

1 Прод.: Спасибо большое за покупку, приходите ещё!

Дочка: Мам, посмотри, а вот книжный отдел. Давай, зайдём, посмотрим.

2 Прод.: Здравствуйте, заходите, пожалуйста!

Мама с дочкой здороваются.

2 Прод.: Посмотрите, пожалуйста, какой у нас большой выбор книг. Для

Кого вы выбираете подарок?

Мама: Мне пожалуйста, что - нибудь для мужа и сказки для дочки.

2 Прод.: Вот, пожалуйста. Я думаю, Вам это подойдёт. Будете брать?

Мама: Да, конечно! Сколько с нас?

2 Прод.: С вас 200 рублей, пожалуйста. (Продавец выбивает чек)

Мама: Возьмите, пожалуйста, деньги.

2 Прод.: Спасибо большое за покупку, приходите ещё!

Мама: Спасибо! Обязательно зайдём.

В это время парикмахерская закрывается, заканчивают работу на стройке. Все наводят порядок на рабочих местах и идут на праздничную дискотеку в новый супермаркет.

Директор: А теперь, самое приятное! Мы всем дарим в подарок воздушные

Шарики. Просим вас пройти в главный зал. Для гостей нашего

Магазина состоится праздничная дискотека.

Звучит весёлая музыка. Все участники игры танцуют.

(По ходу игры помогаю создавать игровую обстановку, с помощью вопросов, советов, предложений. Обращаю внимание на взаимоотношения детей в игре).

Итоги игры.

Воспитатель:

Молодцы ребята! Вам понравилось играть? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? Как вы думаете, вы справились со своими ролями? Как вы думаете, кто лучше всех справился со своей ролью? Почему?

Мне очень понравилось, как вы сегодня играли. Мы ещё не раз с вами поиграем и узнаем ещё много нового о профессиях, сделаем дополнительные атрибуты, и игра станет ещё интереснее.


Тема: «Путешествие по стране Мастеров»

Цель : Познакомить детей с профессиями взрослых через игровую деятельность.

Задачи :

  • Закрепить знание детей о профессиях.
  • Умение обобщать и классифицировать понятия.
  • Повышать мотивационный интерес к профессиям через игру.
  • Развивать коммуникативную функцию речи, развивать познавательный интерес.
  • Развивать у детей координацию движений.
  • Соотносить инструменты к соответствующим профессиям. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Словарь :
Правительство, депутаты, егерь, регулировщик, модельер, пограничники, нефтяники.

Оборудование : Картинки профессий, костюмы, лото, музыка, цветок, альбом с фото, домики с атрибутами, солнышки, древо семьи, матрёшка.

Предварительная работа: Чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок. Беседы о профессиях. Экскурсия по детскому саду, экскурсия на работу к родителям. Фотографии с работы родителей. Пошив костюмов в уголок сюжетно – ролевых игр. Выставка рисунков на тему «Профессия»

Сюжетно-ролевая игра на тему «Профессии»
«Путешествие по стране мастеров»


Организационный момент:
Мы приветствуем сегодня, всех кто в гости к нам пришёл
Путешествовать мы будем по стране всех мастеров
Мы улыбки дарим людям, словно искорки добра
И хотим вам пожелать улыбаться вам всегда.

Волшебная фея: — Ребята у нас сегодня будет не обычное путешествие.
Мы с вами отправляемся в «Страну Мастеров». А путешествовать мы будем с волшебным цветком. Страна эта ребята не простая, в ней каждый, что-то делает. И поэтому наш цветок будет нам в этом помогать.
-Мы с вами в Стране Мастеров будем играть.
(Дети стоят полукругом, все одеты в костюмы своей профессии)

И так нужно сказать волшебные слова и наш цветок нам подскажет, к какому же мастеру мы попадём. А волшебные слова такие:
— «Волшебный цветок нам помоги, к дому мастера нас приведи. (Дети повторяют волшебные слова). (Цветок крутится, а на лепестке загадка)
-Ребята цветок нам подсказывает, что мы должны отгадать загадку

Загадка: У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый.
(Парикмахер.)

Ребята, а здесь конверт какой –то. Давайте прочитаем, что же мастер нам написал.
(В.Ф вскрывает конверт и читает задание игры)

Ребята Мастер просит нас сыграть в игру «Назови профессию»
(На стене висят картинки с профессиями, дети по одному подходят и называют профессию)

В.Ф – Ребята, а вы знаете какие ни будь пословицы и поговорки о труде.
(Дети читают поговорки и пословицы о труде)
(После игры дети садятся на стульчики)

В.Ф – Ребята вы такие маленькие, а знаете так много.
-И так наше путешествие продолжается. Давайте вместе скажем цветку волшебные слова. (Дети произносят волшебные слова, цветок крутиться)
(На лепестке загадка):
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
(Дети отгадывают, и находят дом мастера)
— Ребята мастера этого дома, хотят, чтобы мы рассказали о Древе- профессий.
— Кто расскажет? (Один ребёнок выходит и рассказывает о профессиях своих родных и близких)

В.Ф – Ребята, а кто вспомнил профессию своей бабушке или своего дедушки. (Дети называют)
— Это очень замечательно, что вы знаете профессии своих родных и близких.

Ребёнок: — «Волшебный цветок нам помоги, к дому мастера нас приведи» (цветок крутится)

В.Ф – Отгадайте загадку
Загадка: Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?
(Учитель)
— И так, где же этот дом Мастера………
— Учитель хочет, чтобы мы поиграли в игру «Кто чем занимается?» (Дети отвечают полным ответом), а теперь назовите мне ребята профессии те, которые нам помогают охранять природу, создавать законы и т.д. (Дети называют современные профессии)

В.Ф: — Дети, а вы обратили внимание на цветок. Какой он у нас весёлый –улыбается, наверно он любит веселиться. А давайте мы с вами тоже по веселимся. Игра называется 1,2,3,4, (Дети встают в круг и под музыку выполняют ритмичные движения)

В.Ф: — Цветочек улыбается, игры продолжаются.

Ребёнок: Волшебная фея, а к какому мы сейчас мастеру пойдём?

В.Ф: — Это надо узнать у нашего цветка. Ты (Имя ребёнка) помоги мне произнести волшебные слова и мы узнаем. (Крутится цветок, дети отгадывают загадку)
Загадка: Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор)
Ребята, Доктора интересует знаете ли вы «Атрибуты и инструменты мастеров!?» Сейчас мы с вами поиграем в лото «Подбери инструмент» .
У нас будет две команды: команда девочек и мальчиков. У каждой команды по две профессии, вы должны к ним подобрать инструменты и атрибуты относящиеся к их профессии. (Дети за столом собирают лото, затем каждая команда называет свои профессии и что они к ним подобрали)

В.Ф : — У вас у всех растут года
Будет и семнадцать,
Где работать вам тогда и чем вам заниматься.
Кем хотите стать вы дети поскорее нам ответьте: а поможет вам сказать волшебный цветок. (Дети передают друг другу цветок, говорят кем мечтают стать и читают стихи о той профессии)
Волшебные слова цветку произносят все дети
Загадка: С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы?
(Пожарники)

В.Ф : Ребята здесь волшебная матрёшка, и она хочет, чтобы мы с ней поиграли. Подвижная игра матрёшка. (Дети стоят в кругу и произносят слова: «Ты беги, беги матрёшка, прямо, прямо в хоровод, у кого в руках матрёшка, тот движенье назовёт»

В.Ф : Путешествие продолжается: «Волшебный цветочек нам помоги к дому мастера приведи»
Загадка: По размеру в самый раз,
Он костюм сошьёт для вас.
Всё исполнит по науки, И ходите руки в брюки (портной)
У этого Мастера стихотворение:
Погладите, что за дом, сколько светлых комнат в нём
Мишки, зайчики, матрёшки, куклы, мячики, шары
Лучше дома не найдёшь, очень этот дом хорош.
Все мы любим наш детсад, это знают все вокруг.
Что «Бобек» всем лучший друг!
Ребята давайте расскажем кто и кем работает в нашем детском саду.
(Сделаны фото всех сотрудников, и по фото они называют профессию и имя, отчество)

В.Ф .- Узнали мы множество профессий, одна другой интересней. Узнали, что не просто стать мастером своего дела. Для этого нужно очень много знать и уметь. А ещё нужно любить свою работу и упорно трудиться. Полезной работы очень много на свете. Главное выбрать дело по душе. И запомните ребята «Землю красит солнце, а человека труд».

И я вам ребята хочу предложить, подарить нашим гостям
«Солнышки», чтобы в их профессии было всегда светло, тепло и уютно.
(Дети дарят гостям солнышки)

В.Ф .: — Было весело всем нам и цветочек поиграл.
Но пора вам возвращаться, и сюрпризом наслаждаться.
До свидание ребята.
(Дети уходят в группу с угощением)



Отчетность за сотрудников