С м прокудин горский цветные фотографии. Цветные фотографии сергея прокудина-горского

Откуда сто лет назад взялся цвет? Как это было сделано?
Ведь ещё совсем недавно - лет 50-60 назад цветное фото было не то, чтобы экзотикой, но чрезвычайно редким. Ещё на моей памяти псевдо цветные раскрашенные снимки.

Талантливый химик, увлечённый фотограф, выпускник Петербургского технологического института, Прокудин-Горский к 1906 году публикует ряд статей, посвящённых принципам цветной фотографии. В этот период он так усовершенствовал новый метод, обеспечивший одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог уже делать цветные снимки, подходящие для проекции. Тогда же он разрабатывает и свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

Для последующего воспроизведения изображения он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все три изображения с трёх пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. Будучи к 1909 году уже известным фотографом и редактором журнала "Фотограф-любитель", Сергей Михайлович получил возможность осуществить свою давнюю мечту - составить фотолетопись российской империи.

По рекомендации Великого князя Михаила он излагает свой план Николаю II и получает самую горячую поддержку. На протяжении последующих нескольких лет правительство выделяло Прокудину-Горскому специально оснащённый железнодорожный вагон для поездок с целью фотографического документирования жизни империи.
За время этой работы было отснято несколько тысяч пластин. Отработана технология вывода цветного изображения на экран.
А самое главное - создана галерея прекрасных фотографий, беспрецедентная по качеству и объёму. И впервые подобная серия снимков была разложена на цвета. Тогда лишь с целью вывода с помощью диапроектора на экран.

Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Прокудин-Горский сумел после смерти Николая II выехать сначала в Скандинавию, потом в Париж, захватив с собой практически все результаты многолетних трудов - стеклянные пластины в 20 ящиках.
"В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина, - в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа ее".

Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи , и немецкую оккупацию Парижа.
В конце 40-х годов возник возник вопрос о публикации первого "Истории русского искусства" под общей редакцией Игоря Грабаря. Тогда же - о возможности снабжения его цветными иллюстрациями. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда, княгиня Мария Путятина, о том, что в начале века ее свекор, князь Путятин, представил царю Николаю Второму некоего профессора Прокудина-Горского, который разрабатывал метод цветной фотографии путем цветоделения. По ее сведениям, сыновья профессора проживали изгнанниками в Париже и были хранителями коллекции его снимков.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. С тех пор пластины долгие годы хранились в библиотеке Конгресса США.
Недавно только кому-то пришла в голову мысль попробовать отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. И случилось почти чудо - казалось, потерянные навсегда образы ожили."

На снимках начала 1900-х годов показана Российская империя в преддверии Первой мировой войны и на пороге революции.

Фотограф Сергей Прокудин-Горский был одним из ведущих фотографов страны в начале ХХ века. Портрет Толстого, снятый в 1908 году, за два года до смерти писателя, обрел широкую популярность. Он воспроизводился на открытках, в крупных печатных изданиях и в различных публикациях, став самой известной работой Прокудина-Горского.

На снимке в роскошных одеждах изображен последний бухарский эмир - Сеид Мир Мохаммед Алим Хан. Нынешний Узбекистан, ок. 1910 г.

Фотограф путешествовал по России, снимая в цвете в начале 1900-х годов

Армянка в национальном костюме позирует для Прокудина-Горского на склоне холма около города Артвин (современная Турция).

Чтобы отразить сцену в цвете, Прокудин-Горский делал три кадра, и каждый раз устанавливал на объектив разный цветовой фильтр. А это означало, что иногда, когда объекты перемещались, цвета размывались и искажались, как на этой фотографии.

Проект по документированию нации в цветных изображениях был рассчитан на 10 лет. Прокудин-Горский планировал собрать 10 000 фотографий.

За период с 1909 г. по 1912 г. и в 1915 г. фотограф обследовал 11 регионов, путешествуя в предоставленном правительством железнодорожном вагоне, который был оборудован темной комнатой.

Автопортрет Прокудина-Горского на фоне русского пейзажа.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 году в аристократической семье в Санкт-Петербурге, он изучал химию и искусство. Полученный от царя доступ в районы России, запрещенные для посещения рядовыми гражданами, позволил ему сделать уникальные кадры, запечатлев людей и пейзажи из разных уголков Российской империи.

Фотографу удалось захватить сцены в цвете за счет использования трехцветной техники съемки, которая позволила передать зрителям яркое ощущение тогдашней жизни. Он делал три кадра: один с красным фильтром, второй - с зеленым, а третий - с синим.

Группа дагестанских женщин позирует для снимка. Прокудина-Горского обвиняли в том, что он захватывал непокрытые лица.

Цветной пейзаж в России в начале 20-го века.

Портрет Льва Николаевича Толстого.

Исфандияр Юрджи Бахадур - хан российского протектората Хорезм (часть современного Узбекистана).

Прокудин-Горский приступил к реализации своего метода трехцветной съемки после того, как посетил Берлин и ознакомился с работой немецкого фотохимика Адольфа Мите.

Из-за революции в 1918 году фотограф покинул семью на родине и уехал в Германию, где женился на своей лаборантке. В новом браке родилась дочь Elka. Затем он перебрался в Париж и воссоединился с первой женой, Анной Александровной Лавровой и тремя взрослыми детьми, с которыми основал фотостудию. Сергей Михайлович продолжал свои фотографические работы и публиковался в англоязычных фотожурналах.

Студию, которую он основал и завещал своим трем взрослым детям, назвал Elka в честь младшей дочери.

Фотограф умер в Париже в 1944 году, через месяц после освобождения Франции от нацистской оккупации.

Используя собственный метод съемки, Прокудин-Горский хорошо зарекомендовал себя и был назначен редактором важнейшего российского фотографического журнала - «Фотограф-любитель».

Ему не удалось завершить свой десятилетний проект по созданию 10 000 снимков. После Октябрьской революции Прокудин-Горский навсегда покинул Россию.

К тому моменту, по оценкам специалистов, он создал 3500 негативов, но многие из них были конфискованы и лишь 1902 восстановлены. Всю коллекцию в 1948 году выкупила библиотека Конгресса США, а в 1980 году оцифрованные кадры опубликовали.

Группа еврейских детей в ярких пальто со своим учителем.

Красивый и умиротворяющий пейзаж в дореволюционной России.

Девушка в ярко-фиолетовом платье.

Надсмотрщик Черниговского водоспуска

Родители с тремя дочерями отдыхают в поле на покосе вовремя заката солнца.

Мастер художественной ковки. Эта фотография снята в Каслинском металлургическом заводе в 1910 году.

Вид на Николаевский собор в Можайске в 1911 г.

Фотограф (передний справа) на дрезине за пределами Петрозаводска на Мурманской железной дороге вдоль Онежского озера.

На этом изображении особенно заметно, как сложно было захватить фото в цвете, когда субъекты не могли усидеть на месте. Цвета размывались.

03:07 pm - Первая цветная фотография....Прокудин-Горский, Сергей Михайлович (1863-1944)
Любителям расширенных динамических диапозонов, да и вообще цветных фото посвящается...


Сергей Михайлович Прокудин-Горский провёл своё детство в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора. По семейному преданию, учился в Александровском лицее, однако документами это не подтверждено. Закончил Технологический институт в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Менделеева. Затем продолжил своё обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Момене и Мите. Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.
13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.
Автопортрет

В начале XX века ещё не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки (которые он сенсибилизировал по собственным рецептам) и фотоаппарат собственной конструкции (точное его устройство неизвестно; вероятно, он был похож на фотоаппарат системы немецкого химика - профессора Мите). Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив (вероятно, методом контактной печати). Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось полноцветное изображение.

Состав нового сенсибилизатора, запатентованного Прокудиным-Горским, делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. «Петербургская газета» сообщила в декабре 1906 года, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено». Возможно, показы проекций фотографии Прокудина-Горского стали первыми в мире демонстрациями слайдов.

Прокудин-Горский внёс свой вклад в два существующих на тот период направления усовершенствования цветной фотографии: путь уменьшения выдержки (по своему методу Прокудину-Горскому удалось сделать возможной экспозицию за секунду); и, во-вторых, увеличение возможности тиражировать снимок. Он также выступает на международных конгрессах по прикладной химии.

Снимки производятся не на три разные пластины, а на одну, в вертикальном расположении, что позволяет ускорить процесс съёмки, производя сдвиг пластины.

Творчество известнейшего русского фотографа, изобретателя, педагога Сергея Прокудина-Горского насчитывает около двух тысяч стеклянных цветоделенных негативов, запечатлевших многовековую культуру Российской империи в канун грандиозных потрясений.

В течение первых 15 лет XХ века реализовал грандиозный проект - цветную съёмку Российской Империи.

К 1906 году Прокудин-Горский опубликовал несколько статей, посвящённых принципам цветной фотографии. К тому времени он настолько усовершенствовал новый метод, который гарантировал одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог создавать цветные кадры, подходящие для проекции.

Именно Прокудин-Горский, в то же время, разработал новый метод передачи цветного изображения: он снимал объекты трижды - через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. В итоге получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

Для воспроизведения полученных изображений он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все 3 картинки одновременно проецировались на экран, и в итоге можно было видеть полноцветную фотографию.

В 1909 году Прокудин-Горский был уже широко известным мастером и редактором журнала «Фотограф-любитель». В это время ему наконец удается воплотить в жизнь свою мечту по созданию фотолетописи всей российской империи.

Послушав совет Великого князя Михаила, Прокудин-Горский рассказывает о своих планах Николаю II и, конечно, слышит слова поддержки. В течение нескольких лет специально для поездок с целью фотографического документирования жизни империи правительство выделяло Прокудину-Горскому железнодорожный вагон, оснащённый всем необходимым.

За время работы над своим грандиозным проектом Прокудин-Горский отснял несколько тысяч пластин. За этот период технология вывода цветного изображения на экран была отработана уже практически идеально. Таким образом была создана уникальнейшая галерея прекрасных фотографий.

После кончины Николая II Прокудин-Горский вместе со своей коллекцией - стеклянными пластинами в 20 ящиках - сумел выехать сначала в Скандинавию, затем Париж. В 1920-х годах он проживал в Ницце. Сергей Михайлович был очень рад тому, что его труды помогали молодому русскому поколению, находящемуся за границей, понять, как выглядит их родина.

Коллекции фотопластин Прокудина-Горского пришлось пережить неоднократные переезды семьи Прокудина-Горского и немецкую оккупацию Парижа.

В конце 40-х годов был поставлен вопрос о публикации первого «Истории русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря, и снабжении его цветными иллюстрациями.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. Таким образом пластины попали в библиотеку Конгресса США.

Уже в наше время появилась мысль о том, чтобы отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. Так всем нам удалось вернуть уникальный архив к жизни.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 - 1944) — известный русский фотограф, ученый, изобретатель и общественный деятель. Один из пионеров цветной фотографии.

Прокудин-Горский. Автопортрет у реки Каролицхали, 1912

С 90-х годов 19 века Прокудин-Горский совместно с другими учеными и изобретателями занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии. В декабре 1902 года он объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А.Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

Цветная фотография Л. Н. Толстого, сделанная Прокудиным-Горским в Ясной Поляне, 1908

Начиная с 1904 года Прокудин-Горский снимает цветные фотографии в различных регионах Российской империи и за границей. В те годы он задумывает грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. В 1909 г. Сергей Михайлович получает аудиенцию у царя Николая II, который поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

Карта съёмок С.М.Прокудина-Горского, 1904-1916 гг. (кликабельно).

В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть страны, фотографируя виды городов, храмы, монастыри, заводы и разнообразные бытовые сцены. В итоге, были сделаны несколько тысяч снимков, но значительная часть их была впоследствии утрачена. В эти же годы он испытывает изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. .

1911. Памятник на редуте Раевского. Бородино. Московская губерния

1911. Вид с колокольни Спасо-Бородинского монастыря на местность, где маршал Ней вел атаку на флеши Багратиона. Бородино. Московская губерния

1911. В Бородинском музее.

1911. Общий вид Николаевского собора с юго-запада. Можайск. Московская губерния

1911. Николаевский собор. Вид сбоку. Можайск. Московская губерния

1912. Общий вид северной части Смоленска с колокольни Успенского собора. Смоленск. Смоленская губерния

1912. Успенский собор с востока. Смоленск. Смоленская губерния

1912. Чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии в Успенском соборе. Смоленск. Смоленская губерния

1911. Успенский собор (1158-1160) с восточной стороны.

1912. Общий вид Суздаля с собором с колокольни Димитревской церкви. Владимирская губерния

1911. Часовня на месте, где разрешилась супруга Иоанна Грозного, в 3-х верстах от монастыря Феодора Стратилата. Переславль-Залесский. Владимирская губерния

1911. Общий вид на побережье и Кремль с колокольни Спасо-Яковлевского монастыря. Ростов. Ярославская губерния

1911. Врата под церковью Воскресения (снаружи, внизу). Ростов. Ярославская губерния

1911. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-1654), общий вид с мельницы, с юго-запада. Ярославль. Ярославская губерния

1911. Вход в церковь Иоанна Предтечи из галереи (с паперти). Ярославль. Ярославская губерния

1910. Церковь Воскресения на Дебре (1652). Кострома. Костромская губерния

1908. Ясная Поляна. Тульская губерния

1908. Кабинет Льва Толстого в Ясной поляне.

1908. Ясная Поляна. Дети.

1912. Постройка плотины близ села Кузьминского на Оке.

1912. Лесопилка. Кузьминское

1910. За пряжей. Деревня Изведово. Тверская губерния. Осташковский уезд

1910. Вид на монастырь от Светлицы. Нилова пустынь. Тверская губерния

1910. Гефсиманский скит. Монахи за работой. Посадка картофеля. Нилова пустынь. Тверская губерния

Цветущие розы. Гатчина. Санкт-Петербургская губерния

1909. Пинхус Карлинский, 84 года. 66 лет на службе. Надсмотрщик Черняховского водоспуска. Санкт-Петербургская губерния

1909. На сенокосе около привала. Новогородская губерния

1909. Крестьянские девушки с ягодами. Поселок Кириллов. Новогородская губерния

1909. Камнечерпательная машина одночерпакового типа "Свирская 2". Новгородская губерния

1915. Военнопленные австрийцы у барака. Карелия.

Школа в деревне Пергуба. Повенецкий уезд. Олонецкая губерния.

Жилые заводские постройки. Село Ковжа. Вытегорский уезд. Олонецкая губерния

Вид на лесопильный завод. село Ковжа. Вытегорский уезд. Олонецкая губерния

г. Вытегра. Команда парохода "Шексна" М.П.С. Олонецкая губерния.

Материки. Олонецкая губерния. Этюд.

Постройка дамбы для ж. дороги в Сорочей Губе. Группа участников ж.д. постройки. Кемский уезд Архангельской губернии.

Соловецкий монастырь. Угловая башня Троицкого собора.

Вид с колокольни Белгородского Свято-Троицкого мужского монастыря на Соборную площадь во время торжеств прославления святителя Иоасафа Белгородского 4 сентября 1911 г. Справа - духовное училище (1807). На заднем плане - женский Рождество-Богородицкий монастырь. Белогород

Украинская крестьянка

Католический костел. г. Двинск. Витебская губерния.

Финляндия. Озеро Сайма

Дворец в Массандре. Декоративное оформление подпорной стены перед парадным входом. Таврическая губерния (Крым)

Ласточкино гнездо. Таврическая губерния (Крым)

Тифлис (Тбилиси)

Дагестанцы

Дагестан. В горах.

На чайной плантации. Чаква. Батумский округ. Кутаисская губерния.

Чайная фабрика. Развесочное отделение. Чаква. Батумский округ. Кутаисская губерния.

Муллы в мечети Азизия. Батум. Батумский округ. Кутаисская губерния

Каменные ворота и крепость Узварян. Кавказ

Лесные насаждения. Вид с Воронцовского плато. Местечко Боржом Горийского уезда Тифлисской губернии

Мечеть. Владикавказ, главный город Терской области

Побережье. Гагры. Сухумский округ Кутаисской губернии.

Новая гостиница. Гагры. Сухумский округ Кутаисской губернии.

Общий вид Сочи с востока с батарей. Сочи (Даховский посад), Сочинский округ Черноморской губернии

Горка из оружия в Арсенальном Музее. Златоустовский завод, г. Златоуст, Уфимская губерния.

Последовательный ход выделки ножей и вилок. Златоустовский завод, г. Златоуст, Уфимская губерния.

Последовательный ход выделки ножей и вилок. Шлифовка и гравировка. Златоуст, Уфимская губерния.

Надгробный камень на могиле Хаджи-Хусейн-бека, доставленный Тамерланом. Уфимская губерния. Уфимский уезд

На реке Сим. Уфимский уезд Уфимской губернии.

Общий вид башкирской деревни Эхья. Уфимская губерния.

Молодой башкир. Деревня Эхья Уфимской губернии.

Вид с горы на Ильменское озеро около ст. Миасс. Челябинский уезд Оренбургской губернии

Мост через р. Каму. Пермская губерния.

г. Пермь. Общий вид.

Пермь. Церковь Марии Магдалины

Екатеринбург. Общий вид северной части. Пермская губерния

1910. Крестьянка мнет лен. Пермская губерния

Крестьянская изба в деревне Мартьяновой. Река Чусовая. Пермская губерния.

Чертово Городище. Пермская губерния.

Церковь Пресвятой Богородицы (1744). Тобольск.

Верблюд, нагруженный мешками. Средняя Азия

Узбеки перед юртой. Узбекистан

Эмир Бухарский Алим Хан (1880-1944), Бухара

Бухарское ханство, г. Бухара. Деталь внутри гробницы Баян-Кули-Хан.

Бухарское ханство, г. Бухара. Куш-медрессе (внутри с правой стороны).

Хлопок. Средняя Азия

Обработка хлопка. Средняя Азия

Шашлычная. Самаркандская область. Самарканд.

Торговец лепешками. Самаркандская область. Самарканд.

Самаркандская область. Самарканд. Часть левого минарета. Биби-Ханым.

Карагач - разновидность вяза. Возле Самарканда

Готический собор в Милане. Италия

Венеция. Собор св. Марка.

На острове Капри. Италия

Итальянки.

На Дунае.



Отчетность за сотрудников