Практическая работа программа тренинга на развитие социального интеллекта руководителя. Цифры и буквы. Поиск соединительных звеньев

«Сенсорный и интеллектуальный тренинг

«Академия смышленых ребят»

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования авторский коллектив программы «Детство» пересмотрел и переработал программу в соответствии со стандартом. В программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики.

Специально организованная деятельность воспитателя и детей по программе «Детство» происходит в первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности . В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

«Культурная практика» - это стихийное и обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми и сверстниками. К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных, художественных действий.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры , логические упражнения, занимательные задачи.

В нашем ДОУ в подготовительных группах регулярно проводится сенсорный и интеллектуальный тренинг в рамках проекта « Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий» реализуемого с сентября 2014 года на базе нашего детского сада. Мы назвали этот тренинг «Академия смышленых ребят». Планируется всегда во второй половине дня, один раз в неделю.

Проводятся тренинги в виде командной игры, которая активизирует у дошколят познавательные процессы, сообразительность, эрудицию, мышление и выносливость. Дети, перемещаясь по точкам, выполняют самые разнообразные задания. Задания подбираются так, чтобы они были интересными, подходящими под выбранный сюжет и не требующими каких-то специальных знаний и умений от самих дошкольников. В конце года дети получают дипломы об окончании «Академии смышленых ребят».

Игровые комплексы, имеющие различную направленность, выполняют стимулирующую, развивающую функции и проводятся в форме тренингов. Каждый вид тренингов ориентирован, с одной стороны, на развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, воображение, мышление), с другой стороны – на развитие конкретных психических функций (сенсомоторный, интеллектуальный, мнемонический, психомоторный тренинги).

Сенсомоторный тренинг способствует развитию и стимулированию активности таких психических процессов, как восприятие и воображение. Результатом является:

Повышение уровня сформированности сенсорных умений, аналитико-синтетической деятельности

Овладение системой перцептивных действий (сравнение, различение, соотнесение, расчленение) в процессе восприятия таких понятий, как пространство, время, движение

Формирование навыков восприятия формы, величины, взаимного расположения предметов, обобщенные ориентировочные действия, глазомер

Стимулировать основные виды чувствительности (зрительную, слуховую, осязательную, кинестетическую, тактильную)

Развитие творческого воображения, коммуникативных способностей

Результативность сенсомоторного тренинга заключается в том, что приобретенные умения и навыки ребенок сможет использовать на практике в различных видах деятельности в повседневной жизни. Комплекс игр составляется таким образом, чтобы в него входили дидактические игры манипулятивно-инструментального характера (отработка навыков), использовались проблемные ситуации творческого характера в процессе лепки, конструирования. Тренинг может иметь сюжетный характер или состоять из нескольких самостоятельных частей.

Тренинг Общая дидактическая цель: развитие произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности, творческого воображения.

1. «Назови как можно больше»

Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности, зрительной чувствительности.

Детям предлагают назвать как можно больше предметов, которые находятся в комнате. (разной формы: треугольной, квадратной, круглой, овальной, прямоугольной. Назови как можно больше тяжелых и легких, узких и широких, длинных и коротких предметов. Назови как можно больше предметов красного цвета (любого другого).

2. «Волшебный мешочек»

Цель: формирование навыков обследования формы и величины, развитие тактильной чувствительности.

Дети должны определить, какие предметы лежат в мешочке, не заглядывая в него, а только ощупывая их пальцами.

3. «Выложи фигуру»

Цель: развитие действия соотнесения, расчленения, аналитико-синтетической деятельности.

Психолог предлагает детям рассмотреть образец (рис. 4), выделить в нем составные части, сложить из палочек или зарисовать.

4. «Найди отличия» (прил., рис.38.)

Цель: развитие произвольного внимания и перцептивных действий (идентификация, различение).

Психолог предлагает детям сравнить две сюжетные картинки и найти в них как можно больше отличий. Вместе с детьми он обыгрывает рисунки. Например, «Бременские музыканты», «Два друга-музыканта», «Цирковые артисты».

5. «На что это похоже»

Детям раздают карточки с изображением темных силуэтов предметов Нужно определить, на что они похожи. Дети могут переворачивать карточки.

6. «Составим все вместе»

Цель: формирование комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности, целостности восприятия.

Дети коллективно складывают сюжетные картинки из кубиков.

«Обведи и раскрась»

Цель: развитие координации кисти руки, мелкой моторики пальцев.

Детям раздают контурные изображения животных или трафареты. Нужно по контуру обвести животное, затем дорисовать и закрасить. Упражнение может быть выполнено коллективно на одном большом листе. Если упражнение выполняется коллективно, можно предложить детям составить рассказ, сочинить сказку.

Танграм»

Цель: развитие воображения, перцептивных действий расчленения, соотнесения.

В продолжение темы детям предлагают составить «корабль» из геометрических фигур. Образцом является их силуэтное изображение. Если детям трудно, можно дать контурное изображение предмета.

Психомоторный тренинг направлен на

Развитие координации и соразмерности движений кисти руки, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации

Развитие пространственной ориентации, внимания, памяти

Комплекс игр и заданий состоит из трех компонентов:

Упражнения манипулятивного тренировочного характера:

Пальчиковая гимнастика и другие (перекладывание, нанизывание, растягивание, сжимание, раскатывание, наматывание, разматывание, вязание)

Упражнения, связанные с элементами графики, письма (штриховка, обведение, зрительные диктанты, зарисовка простых элементов письма: точек, палочек, кружочков, волнистых линий и др.)

Упражнения, связанные с традиционными видами деятельности (рисование, аппликация , лепка), но используемые как часть тренинга и имеющие развивающий характер)

Тренинг 1. Общая дидактическая цель: развитие моторной координации кисти руки, мелкой моторики пальцев.

1. Пальчиковая гимнастика

Психолог предлагает детям размять пальцы:

а) пальцы здороваются (пальцы правой руки поочередно соприкасаются с пальцами левой, при этом нужно говорить: «Здравствуй, пальчик!»);

б) пальцы сжимаются в «замок» и поочередно выпрямляются;

в) «Гуси» (большой, указательный и средний пальцы сжимаются в щепоть, остальные прижимаются к ладони. «Гусь» правой руки сильно пощипывает пальцы левой руки и «шипит»).

2. «Разгладим платочки»

Цель: развитие координации кисти руки и мелкой моторики пальцев.

Каждый ребенок должен в два-три приема сложить по диагонали квадратный лист бумаги.

3. «Узор из палочек»

Детям предлагают сложить из спичек заборчик, лестницу, колодец, рельсы и т. д.

4. «Составь квадрат»

Цель: развитие зрительно-моторной координации кисти руки.

Каждому ребенку дают пакетик с частями разрезанного квадрата, который нужно сложить по образцу.

5. Обвести и заштриховать фигурку какого-нибудь животного.

Дорисовать рисунок.

6. «Кто больше завяжет узелков?»

7. «Разложи на ощупь»

Каждому ребенку раздают мелкие геометрические фигуры и по две тарелочки. Нужно с завязанными глазами разложить фигурки по тарелочкам. Дети стараются сделать это как можно быстрее; начинают и заканчивают по сигналу психолога.

8. «Нанизывание пуговиц»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев.

Каждому ребенку дают леску с закрепленной на конце пуговицей и тарелочку с пуговицами. Задание заключается в том, чтобы как можно скорее нанизать их на леску (чем больше, тем лучше).

9. «Штриховка»

Цель: развитие гибкости кистей рук, умения регулировать нажим карандаша, ручки.

Чтобы научиться красиво писать, рука и пальцы должны быть ловкими, гибкими, послушными. Дети выполняют упражнения, которые способствуют этому. Например, нужно в одном направлении заштриховать воздушный шар .

1. Штрих, когда ручка чуть касается бумаги, - «воздушный шар». Здесь нужно показать детям, как необходимо держать ручку, чтобы штрихи были легкими, в одном направлении, не выходили за пределы контура.

2. Штрих с усилением нажима - «забор».

3. Короткий и длинный штрих - «червячок», «гусеница».

4. Косой штрих - «ежик», «лепестки цветка».

10. «Рисунок с завязанными глазами»

Цель: расслабление, создание хорошего настроения у детей.

К доске выходят несколько детей и одновременно начинают рисовать геометрическую фигуру, например, треугольник. Затем то же рисуют другие дети.

11. «Рисование по клеточкам» (прил., рис.41.)

Дети рассматривают рисунки. Психолог говорит, что зверей, животных, человечков можно рисовать по клеточкам. Это несложно, нужно только внимательно рассмотреть рисунок и сосчитать клеточки. Дети самостоятельно выполняют задание.

12«Учусь писать»

Детям дают задание нарисовать на листке в клеточку как можно больше огурцов или яблок так, чтобы они не касались друг друга. Дети сами определяют победителя и считают, у кого больше огурцов на «грядке» или яблок на «яблоне».

13. «Пластилиновый рисунок»

На картоне нужно нарисовать какой-нибудь предмет или образ, а затем оформить его пластилином разного цвета.

Паутинка для паучка»

На листе бумаги дети ручкой рисуют паутину, дождик.

. «Кто больше завяжет узелков?»

На куске веревки (мягкой проволоки) дети за определенное время должны завязать как можно больше узелков, а затем, поменявшись с соседом и закрыв глаза, на ощупь сосчитать их.

Мнемонический тренинг - это комплекс игровых упражнений, которые в большей степени ориентированы на развитие у детей различных видов памяти (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная, эмоциональная), а также процессов запоминания и воспроизведения на основе мыслительных действий и операций.

Научить детей использовать рациональные приёмы запоминания (сравнение, группировка, классификация, функциональные, ассоциативные, образные связи по сходству, смежности)

В связи с этим предлагаемый тренинг необходим для развития образной (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной, эмоциональной) и словесно-логической памяти для того, чтобы дети научились использовать рациональные приемы запоминания (сравнение, группировка, классификация, функциональные, ассоциативные, образные связи по сходству, смежности). Такие тренинги полезны всем детям, в особенности тем, у которых есть показания для коррекции выявленных симптомов.

Тренинг Общая дидактическая цель: развитие устойчивости внимания, двигательной памяти, опосредствованной зрительной памяти, рациональных приемов запоминания.

1. «Сделай так же»

Цель: развитие двигательной памяти.

Дети внимательно следят за движениями педагога, запоминают очередность (например, два хлопка, три подскока, круговое движение руками, покачивание головой), а затем воспроизводят последовательность действий.

2. «Запоминание картинок»

Цель: развитие образной памяти на основе приема запоминания по функциональным связям.

Детям предлагают запомнить слова, используя картинки («Врач», «Повар», «Машинист», «Строитель», «Ребенок»). Опорные слова: «скорая помощь», «кастрюля», «поезд», «дом», «юла». Психолог называет опорные слова и просит их запомнить. Затем показывает картинки, а дети подбирают к ним слова. Затем психолог убирает картинки. Детям необходимо назвать все десять слов.

3. “Что изменилось в расположении фигур”

Цель: развитие устойчивости внимания, зрительной памяти.

Дети рассматривают на наборном полотне расположение геометрических фигур разного цвета, запоминают увиденное и закрывают глаза. Педагог меняет фигуры местами. Детям нужно восстановить порядок расположения фигур.

4. «Запоминание слов»

Цель: развитие опосредствованной памяти с использованием смысловых связей.

Дети должны воспроизвести парные слова. Слова для запоминания: «удочка», «кошка», «курица», «рыбка», «яйцо», «мед», «пчела», «молоко».

5. «Запомни, что нарисовано, и сложи сам»

Цель: развитие образной памяти, произвольного внимания.

Психолог показывает картинку, дети должны запомнить узор и составить его из палочек (рис. 2). Для начала дети составляют узор из пяти палочек, затем увеличивают их количество.

6. Предложить вспомнить слова и картинки из приведенных выше игровых упражнений.

Цель: стимулирование долговременной памяти.

5. «Пиктограмма»

Цель: развитие образной памяти, обучение приему запоминания (шифровка).

Психолог объясняет детям, что такое код, шифр (код в подъезде, сейфе , азбука Морзе, шифр в военной игре, разведке и т. д.), и говорит: «Сегодня мы тоже будем учиться шифровать, кодировать. Представьте себе, что вы разведчики и вам нужно зашифровать важное секретное сообщение. Используем для этого словосочетание «дождливая погода». Вы должны запомнить его в виде символа, например, косых коротких черточек или капелек. Слушайте слова, запоминайте и «шифруйте»: веселый праздник, ракета, салют, детский сад, огород, зоопарк. По окончании игры можно предложить детям назвать слова, глядя на рисунки, а также обсудить, как зашифровано одно и то же слово у каждого из детей.

Интеллектуальный тренинг - это игровой комплекс, включающий логически структурированные игровые упражнения и задания. Основной его целью является стимулирование познавательной активности, развитие мыслительных действий и операций у детей с различным уровнем умственных способностей, а также развитие устойчивости внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, воображения.

Интеллектуальные игры следует использовать в порядке возрастания сложности. Они должны быть тематически связаны друг с другом; количество игр в тренинге колеблется от 5 до 8 и зависит от уровня психического развития детей , входящих в группу.

Психолог (педагог) может использовать как коллективный способ решения заданий, так и индивидуальный. Детям предоставляется возможность договариваться о способе решения, обмениваться информацией, советоваться друг с другом. Психолог стимулирует их мыслительную деятельность, подбадривая и ненавязчиво привлекая тех, кто пока не проявляет должной активности. Такие занятия способствуют развитию творческого мышления, совершенствованию мыслительных действий и операций, речевых способностей старших дошкольников.

Предлагаемые игры, упражнения, проблемные ситуации, задания с алгоритмами активизируют речь детей, если психолог (педагог) представляет им возможность формулировать правила игры, объяснять способы решения, составлять в парной и групповой работе небольшие рассказы, истории, сказки, отгадывать загадки.

Тренинг 1. Общая дидактическая цель: развитие устойчивости внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности, воображения.

1. «Будь внимательным»

Цель: развитие произвольного внимания, сосредоточенности.

Детям предлагают небольшой текст (из газеты, книги), в котором нужно зачеркнуть, например, букву «о».

2. «Не ошибись»

Цель: развитие способности быстрого реагирования на сигнал, совершенствование понятийного аппарата.

Дети встают в круг. Психолог бросает кому-то мяч и называет слово, например, «капуста». Ребенок, возвращая мяч, должен назвать обобщающее слово - «овощи». Обращаясь к другому ребенку, психолог каждый раз называет новое слово. Возможен и другой вариант: психолог называет обобщающее понятие, а дети подбирают к нему необходимые слова.

3. «Четвертый лишний»

Цель: развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация).

Из четырех предметов нужно исключить лишний:

1) стол, стул, кровать, кукла;

2) кот, собака, корова, теленок;

3) клубника, черника, клюква, вишня ;

4) морковь, помидор, редис, свекла.

4. «Недостающая фигура» (прил., рис.20.)

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, наглядно-образного мышления.

Психолог предлагает детям рассмотреть пуговицы на своей одежде, считают их количество. Затем внимательно рассматривают рисунок, объясняют, чем различаются фигуры, похожие на пуговицы. В последнем ряду нет третьей фигуры. Дети должны отыскать ее среди шести предложенных вариантов и нарисовать, объяснить способ решения. Правильный ответ - 4.

5. «На что это похоже?»

Цель: развитие творческого воображения.

Психолог показывает карточки с рисунками (например: и т. д.) и предлагает придумать как можно больше вариантов того, на что это может быть похоже. Картинку он поворачивает в разном направлении.

В нашем ДОУ в подготовительных к школе группах регулярно проводится сенсорный и интеллектуальный тренинг в рамках проекта « Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий» реализуемого с сентября 2014 года на базе нашего детского сада. Мы назвали этот тренинг «Академия смышленых ребят». Планируется всегда во второй половине дня, один раз в неделю.

Все занятия в рамках данного тренинга объединены единым смысловым сюжетом – путешествие по стране Знаний. На протяжении нашего с детьми путешествия встречаются нам разные герои, но главными являются – Глупиус и Знайка. Глупиус мешает ребятам решать задачки, подстраивает им всякие козни, а Знайка дает задания и помогает нашим ребятам.

Во время путешествия по стране Знаний наши «будущие академики» могут очутиться и в Волшебном лесу, и на Острове загадок, и в городе Мастеров, в Подводном мире и т. д.

В своих тренингах я сочетаю игры и упражнения из вышеперечисленных мною тренингов (сенсомоторный, психомоторный и т. д.)

Алгоритм построения таких тренингов может быть следующим:

1. Ритуал приветствия

2. Графические диктанты

Выполняя задания, дети приобретали нужные графические навыки, учились ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивали зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Графические диктанты не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и формируют пространственное мышление.

Кроме этого, нам в нашем тренинге графические диктанты помогают определить место нашего путешествия. («Ключ», «Ракета», «Рыбка» и т. д.)

3. блок игр, активизирующих мыслительные операции в сочетании с мнемоническими действиями, развивающих процессы памяти

4. Завершающим компонентом таких тренингов являются игровые упражнения продуктивного характера. («Придумать и построить разрушенный Глупиусом город», «Нарисовать друзей жителям Волшебного леса», «Построить новую ракету на Космодроме» и т. д.)

По окончании тренинга Знайка выдает детям значок того места, где они были, который они приклеивают на карту. Конечной точкой должна быть Академия смышленых ребят, где дети получают дипломы об окончании Академии.

Предполагаемый результат:

Повышение уровня познавательного развития детей;

Овладение детьми навыков сотрудничества и активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в командных видах игровой деятельности;

Самостоятельная организация детьми интеллектуальных игр;

Умение детей давать объективную оценку своей деятельности и деятельности партнеров по игре, радоваться своим и общим успехам;

Активное участие родителей в делах детского сада;

Разработка системы игр, способствующих развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Я считаю, что культурные практики помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни. с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО.

Использованная литература

1. Бурменская Г. В. Возрастно-психологическое консультирование: проблемы психического развития детей / Г. В. Бурменская, А. Г. Карабанова. М., 19

2. Готовность к школе / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.

3. Зак А. В. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-ти лет. М., 1996.

4. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.

5. Ковалева Е. Готовность ребенка к школе / Е. Ковалева, Е. Синицина. М., 2000.

6. Кушнир Н. Я. Детский сад - школа: проблемы преемственности. Мн., 2000.

7. Кушнир Н. Я. Введение в школьную жизнь / Н. Я. Кушнир, Н. Н. Максимук. Мн., 1998.

8. Кушнир Н. Я. Диагностика интеллектуальных способностей детей 6-го и 7-го лет жизни. Мозырь, 2002.

9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1998.

10. Тихомирова Л. В. Развитие логического мышления детей / Л. В. Тихомирова, А. В. Басов. Ярославль, 1997.

Также как мы совершенствуем свои деловые навыки, мы можем тренировать и свой интеллект. Тренинг интеллекта позволяет развить умственные способности и мышление сотрудников и руководителей для более эффективной рабочей деятельности. Мы предлагаем Вашему вниманию корпоративный тренинг по развитию интеллекта, который мы каждый раз адаптируем под интеллектуальные задачи сотрудников Вашей компании.

Каким бывает интеллект? Интеллект человека представляет собой сложный набор врожденных и приобретенных компонентов, и в итоге делает каждого из нас обладателями уникальных талантов. Но последним данным ученых комплексный интеллект человека состоит из 10 составляющих.

Комплексный интеллект человека и его составляющие:

1. Лингвистический интеллект

2. Логико-математический интеллект

3. Социальный интеллект

4. Музыкальный интеллект

5. Физический интеллект

6. Творческий интеллект

7. Пространственный интеллект

9. Натуралистический интеллект

10. Экзистенциальный интеллект

На тренинге интеллекта мы предлагаем участникам например, такое задание: «Оцените себя по каждому виду интеллекта по шкале от 1 до 10 и вы получите представление о своих талантах и о своей индивидуальности».

При работе над развитием интеллекта для сотрудников какой-либо конкретной компании, мы делаем упор на развитие выборочных компонентов интеллекта, которые позволяют получать более высокие результаты в бизнесе. Имея опыт работы с ведущими западными и российскими компаниями, мы создали модель компетенций по применению интеллекта в бизнесе, в соответствии с которой мы проводим тренинг интеллекта и осуществляем после тренинговую поддержку.

Краткая программа тренинга интеллекта:

1. Понятие интеллекта

  • Терминология и подходы
  • Виды интеллекта
  • Самоанализ своего потенциала

2. Логико-математический интеллект

  • Основы логики
  • Умение ставить задачу
  • Развитие навыка поиска решения

3. Абстрактное мышление

  • Категории абстрактного мышления
  • Способы взгляда на одно и тоже явление
  • Развитие навыка видеть неочевидные взаимосвязи

4. Развитие памяти

  • Особенности работы памяти
  • Способы запоминания информации
  • Развитие навыка быстрого доступа к нужным данным

5. Креативность

  • Понятие креативности
  • Креативное решение задач

6. Развитие базовых навыков скорочтения

  • Заблуждения и стереотипы относительно чтения
  • Виде чтения
  • Техники быстрого восприятия текста
  • Тренировка навыка быстрого поиска информации
  • Тренировка различных видов чтения

7. Основы системного мышления

  • Понятие системного мышления
  • Основные методики
  • Тренировка навыка системного решения задач

8. Образное мышление

  • Визуальное восприятие
  • Особенности мышления с помощью образов
  • Развитие навыка работы с визуальной информацией

9. Вербальный интеллект

  • Особенности вербального интеллекта
  • Методики использования
  • Практикум по развитию вербального интеллекта

10. Работа с информацией

Для любящего родителя его малыш – самый смышленый. Да, ум – это врожденная способность человека, и уровень его развития в первые годы зависит от наследственности. Но даже если геном не сыграл в плюс к ожиданиям мамы или папы получить маленького гения, вы можете его вырастить.

Итак, вы решили разобраться, как развить интеллектуальные способности ребенка, вырастить дочь или сына умным, талантливым, еще более успешным, чем вы. Переложить ответственность уже в 4-6 лет на воспитателей или репетиторов можно, но лучше заниматься вместе.

Родителям в помощь мы разработали платформу ЛогикЛайк.
Сейчас просто создайте профиль для ребенка , и мы вам напомним, подскажем, с чего начать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

На этом этапе нужно «успеть» развить общие интеллектуальные способности – аналитические, логические, дедуктивные. А дальше, с переходом ребенка на новый уровень, освоенные навыки мышления станут базой для достижения высоких результатов в новых более сложных тренировках и упражнениях.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи. Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект реализуется через ряд способностей, которые нужно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не тот, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал, не столь простой для восприятия человека, загруженного десятками разноплановых ежедневных задач. 🙂

Вы можете с легкостью сделать занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.

Среди самых эффективных заданий и упражнений для развития ума и интеллекта дошкольника:

  1. . Пока ребенок с мамой размышляют над ответом (хорошо, если сын или дочка привыкнет проговаривать логику собственных рассуждений), отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
  2. Логические задачи ( , ). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.
  3. – простейший вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.

Также на данном этапе стоит прививать детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса. Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.

Развитие интеллектуальных способностей школьников

С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – ).

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из получаемых массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо осознать:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьником возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) сформирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать свои интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером или в другом относительно пассивном варианте, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.

Упражнения на развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные , задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

Образовательный сайт ЛогикЛайк включает более 2500 занимательных развивающих заданий для детей. Регистрируйтесь и покажите это ребёнку.

Такие упражнения - отличная тренировка навыка размышлять, рассуждать. Эффективны для развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте также и те упражнения, которые рекомендованы ребятам помладше (см. подробнее выше про загадки на логику, задачи и интеллектуальные игры).

Период с семи до десяти лет – самый интенсивный в плане развития интеллекта. В это время сама природа помогает: у ребенка обостряется чувство соперничества и формируется произвольное внимание и осознанный интерес к аналитической деятельности. К математическим и логическим задачам можно смело добавлять:

  • задачи на пространственное мышление (фигуры и их развёртки, отражения и другое);
  • шахматы – отлично развивают интеллект и мотивируют возможностью превзойти соперника в гибкости и изобретательности ума; – способны обучить игре в шахматы на достойном уровне даже новичка и значительно повышают интерес к этой игре;
  • различные головоломки на словесно-логическое, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, креативность, смекалку и сообразительность, в том числе, задачи на правду и ложь, алгоритмы, головоломки со спичками и многое другое.

Комплексная программа обучения выстраивается таким образом, чтобы уровень сложности в каждой категории заданий постепенно увеличивался. С чего начать?

По итогу прохождения курса развития логического мышления и интеллекта и 10-12-летний ребенок будет не только способен решить столь сложные задачи, которые могут оказаться не под силу и многим взрослым, но и по многим аспектам интеллектуального развития будет на две головы выше своих менее целеустремленных сверстников.

Средняя школа и подростковый возраст

С 10-12 лет в занятиях по развитию интеллекта можно делать упор на соперничество или на развлекательно-игровую форму времяпровождения с пользой для ума и для настроения. Пожалуй, лучшие варианты ответа любому родителю на вопрос о том, как развить интеллект у школьника:

  • различные олимпиады (настоящие и «игровые», в школе и дома между друзьями);
  • развлекательные состязания по решению логических задач;
  • семейные, дружеские и официальные шахматные турниры;
  • совместное решение судоку, разгадывание кроссвордов;
  • отгадывание ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку и многое другое.

Подаем пример: как развить интеллект у взрослого

То же касается и мамы с папой. Да, ответ на вопрос, можно ли развить интеллект у взрослых после 40 лет, – однозначный и положительный. Повысить свой уровень можно и в 20, и в 35, и в 55 лет. Меняется только время, требуемое для получения результатов, и объем необходимых усилий.

Как действовать, чтобы улучшить работу собственного мозга взрослому?

  1. Устранить барьеры, которые могут мешать вам двигаться вперед:
    — отключите страх потерпеть неудачу в новых для вас видах активностей;
    — осознайте, что только лишь знание узкой тематики пусть даже на самом высоком уровне не делает человека умнее по всем фронтам, и зачастую наоборот сильно мешает разностороннему гармоничному развитию интеллекта и личности;
    — даже если вы уже состоявшийся супер-профи в своем деле, у вас не должна страдать мотивация, особенно если у вас уже есть дети: занимайтесь вместе с ними и для них, и для себя.
  2. Вы понимаете важность регулярных занятий спортом? Человеческий мозг – это та же мышца. Если ей не заниматься годами, она станет дряблой, но привести ее в форму можно за цикл занятий на повышение интеллектуального уровня через развитие творческих способностей и логического мышления. Решайте с детьми логические задачи, играйте в шахматы, разгадывайте загадки, увлеките их головоломками и ребусами, особенно математическими.
  3. Читайте побольше книг. Но даже если вы владеете навыками скорочтения, не забывайте, что иногда нужно просто читать в удовольствие: глубоко вникать в сюжеты, наслаждаться произведениями, «проживая приключения главного героя». Хорошая книга (вспомните, какие произведения вдохновляли вас в детстве и в юности) может сработать как полноценный «витаминный комплекс для ума». Это плодородная почва, но чтобы мозг постоянно пребывал в тонусе, его надо регулярно тренировать.

Как повышать уровень интеллекта у взрослого и ребенка параллельно?

Занимайтесь спортом, чтением и комплексным развитием логического мышления и интеллектуальных способностей вместе, всей семьей.

Окей, со спортивными активностями и чтением все понятно. Хорошо бы еще найти такое место, где собраны самые интересные и разноплановые задачи, загадки, головоломки и другие задания для полноценного развития интеллекта… Возможно, онлайн-сервис, созданный для воспитания маленьких и взрослых умников?

Возьмите на себя ответственность за организацию как любых семейных оффлайн-активностей, так совместных занятий в онлайн-режиме:

  • заниматься можно и на планшете, но лучше за домашним компьютером или ноутбуком;
  • назначайте удобное для всех время, и приучайте ребенка к дисциплине: сделайте ваши совместные тренировки интеллектуальных способностей семейным ритуалом, например, после ужина;
  • начать можно с 20-30 минут в сутки, важно выполнять разминку для ума «без простоев» – регулярно, каждый день;
  • во время летних каникул некоторым детям стоит увеличивать нагрузку, чтобы мозг был в тонусе.

Развивайте логику и интеллект играючи, легко и с удовольствием, приятно проводя время вместе с родными: с пользой для души и ума.

Мы подготовили специальный комплекс для формирования логического фундамента мышления

  • 2500 заданий, 15 категорий, 5 уровней сложности.
  • Видео-уроки и блоки с теорией.
  • Подсказки и пояснения экспертов.

Татьяна Гукк

Культурные практики, по определению Н. Б. Крыловой,- это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта.

Интеллектуальный тренинг - система заданий, преимущественно игрового характера и способы интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому - либо признаку и пр.) сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, составление сознания; развитие воображение и творческой активности. (ФГОС ДО)

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач. Обучение, в занимательной форме усваиваются детьми быстрее, прочнее. Игра, помогает мотивировать детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления, (создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать.)

Немаловажное значение в развитии элементарных математических представлений имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. В группе оформлены: центр занимательной математики, центр речевого развития, центр экспериментирования, которые стимулирует самостоятельную познавательную деятельность ребенка.

Система заданий, игр и упражнений на развитие познавательной деятельности детей которые могут применяться, как часть занятия НОД по рисованию «Лети, наша ракета», сначала дети конструируют ракету из блоков Дьенеша. Так же как НОД, занятие «Лабиринт» где совместно с детьми помогаем зайчику выручить друзей, все задания выполняются с помощью блоков Дьенеша.

Картотека игровых заданий позволяет работать с детьми индивидуально как с низким темпом развития, так и более с высоким. У детей формируется внимание, память, умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды. (Позволяют определить индивидуальные задания, по способности детей, «Зона ближайшего развития»).

В основу развивающих игр положены три принципа обучения - это «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.

Развивающие игры разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.

1. «Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания, таких развивающих игр, как:

«Сложи узор» - можно складывать узоры по образцу или придумывать комбинации кубиков самостоятельно,

(Игра развивает образное и пространственное мышление, конструктивные и художественные способности, внимание и фантазию.)

«Уникуб» сначала с детьми можно сложить кубики в коробку по цвету, кто сумеет сложить кубики так, чтобы донышко было синим, серединка – желтой, а верх – красным? Забор вверх красный, а стороны синии.

«Сложи квадрат» Все составные части квадратов нужно перемешать, чтобы ребенок мог рассортировать их по цветам. После этого из каждой кучки деталей одного цвета требуется постепенно сложить небольшие квадратики, которые, в свою очередь, могут составить один большой квадрат. Благодаря этой игре у ребенка развивается пространственное мышление, цветоощущение и сообразительность.

Играть с этими играми лучше индивидуально или (4-5 ребенка).Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

2. Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера». Универсальный материал для развития у детей логико-математических способностей. «Палочки Кюизенера» – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами». Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает. Набор способствует развитию творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, мелкой моторики.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. (короче – длиннее).Накладывают на образец в альбомах.

На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. Соотносят цвет и число, состав числа.

3. Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого из частей: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Листик», «Волшебнй круг», «Головоломка Пифагора». Суть этих игр не просто в собирании первоначальной фигуры - из разрезанных кусочков можно собирать разнообразные силуэты - животных, людей, различных предметов. К каждой головоломке прилагаются изображения таких силуэтов как в натуральную величину с разбиением на составляющие части, так и просто силуэты, где придется еще догадаться, какие части и в каком положении необходимо подставить. Ведь последовательность складывания уже готовых форм от ребенка скрыта, ему приходится пройти заново опыт творца. Эти игры я использую как в непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей.

4. В своей работе по развитию логико-математических способностей детей я использую логические блоки Дьенеша. Почему я взяла блоки? Потому что они способствуют развитию таких мыслительных операций, как группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ, синтез, дети учатся доказывать и догадываться, кодирование и декодирование.

Игры с блоками Дьенеша вызывают у детей интерес. Так дети в игре получают знания элементарных математических представлений.

1. Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства.

2. Развитие способности сравнивать предметы по свойствам.

3. Развитие способности к логическим действиям и операциям.

Сначала предлагаются самые простые игры:

«Раздели фигуры (блоки)» (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)

«Найди фигуру (блоки)» (по цвету, форме, размеру, толщине)

Работу с логическими блоками Дьенеша можно включать во все виды деятельности:

1. Подвижные игры (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

2. Настольно-печатные игры (изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»).

3. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар – кодовыми карточками).

Вариативность игр с блоками Дьенеша обеспечивают возможность использования их практически в любой режимный момент, а также позволяет реализовать индивидуальный подход за счет упрощения или усложнения заданий. (Кодировать геометрические фигуры через отрицание)

5. Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. Дети очень любят играть со счётными палочками. Работают по схемам, сами придумывают образы и выкладывают их разными способами.

Таким образом, использование культурных практик у дошкольников формируются и развиваются познавательные процессы (Память, мышление, умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку).

Интеллектуальные способности человека – это познавательные способности человека, человек очень любознательный от природы, он всегда стремится к чему-то новому, он развивает себя на протяжении всей жизни. К интеллектуальным способностям человека относятся: развитие, мышление, логика, память, воображение, внимание.

Эффективность развития памяти и внимания

Многим людям с рождения дана хорошая память и умение концентрировать свое внимание на мелочах. Если не лениться и тренировать свою память и внимание, то можно достичь больших успехов в жизни. Некоторым людям надо хорошо поработать над собой, над своей памятью и концентрацией внимания, чтобы хоть чего - то добиться в жизни.

Чтобы увеличить продуктивность памяти и внимания нужно:

    Сконцентрироваться на чем-то одном. Если вы слушаете лекцию или сидите на совещании не надо переписываться с кем – то по телефону, слушайте внимательно того человека, который выступает перед вами. Надо как можно внимательнее его слушать и не отвлекаться по мелочам. Вечером обязательно вспомните лекцию сегодняшнего дня и постарайтесь восстановить ее в памяти до мелочей.

    Правильное питание для мозга это очень важно. Не питайтесь фастфудами и перекусами на бегу - это вредно и мозгу и вашему организму. В правильном питании должны присутствовать следующие продукты: овощи, фрукты, сухофрукты, орехи, молочные продукты и зелень.

    Не перегружайте свой мозг. Если вы чувствуете, что устали дайте отдохнуть своему организму, уставший мозг плохо воспринимает новую информацию.

    Никогда не перегружайте свой мозг лишней, ненужной информацией. Загружайте его только полезной и действительно важной информацией.

    Обязательно должны быть прогулки на свежем воздухе это тоже очень важно для правильной работы вашего мозга. Мозг должен получать кислород. Хорошо если ваши прогулки на свежем воздухе активные. Можно заниматься разными видами спорта или просто активно отдыхать.

Тренировка памяти и внимания

Не пугайтесь слова тренировка это не спортзал, хотя туда тоже не мешает заглядывать вам иногда. У людей, которые занимаются спортом и ведут активный образ жизни, мозг работает на 15% лучше, чем у человека, который ведет пассивный образ жизни. Итак, тренировкой памяти надо заниматься всем без исключения даже самым ленивым людям.

Ленивый человек сразу начинает придумывать разные отговорки, чтобы ему ни чем не заниматься. Но заниматься можно не откладывая никаких важных и неважных дел. Запишитесь прямо сейчас на курс "Супер-память за 30 дней", чтобы развить память до совершенства не отвлекаясь от повседневных дел:

Простые повседневные упражнения

    Начнем с самого простого вам надо пойти в магазин за продуктами. Не берите с собой шпаргалку, на которой написан перечень товаров, напишите ее и постарайтесь запомнить, что вы написали, потом идите в магазин. Если совсем безвыходная ситуация, то возьмите с собой ваш список продуктов, но постарайтесь не доставать его из сумки. Покупайте на память, а уже в самом конце достаньте и проверьте, все вы купили или нет.

    Когда вы разговариваете с сотрудниками, с соседкой по лестничной площадке, с подругой или другом постарайтесь запомнить как можно больше: цвет глаз, одежда, какие – то мелкие делали на одежде или на человеке. Слушайте внимательно, что вам говорят, вникайте в каждую деталь. После разговора постарайтесь вспомнить все до мелочей и прокрутить еще раз у себя в голове. Так можно тренировать слуховую и зрительную память.

    Приучите себя читать, это может быть любое время обеденный перерыв или перед сном. Читать можно сначала одну - пять страниц, и постепенно попробуйте дойти хотя бы до десяти или двадцати страниц. Читайте внимательно. После того как вы прочитаете, попробуйте пересказать как можно подробнее. Если нет времени пересказать прочитанное, то вы можете это сделать, пока едите домой или идете в магазин.

Упражнения для развития памяти и внимания

    По пути на работу или в магазин вы можете запоминать номера домов или номера машин, которые проезжают мимо. Это хорошо тренирует память.

    Постарайтесь запомнить ценники в магазине на, те товары, которые вы покупаете. Запомнив цены, вы можете их сравнить с ценами другого магазина.

    Если вы готовите новое блюдо, по новому рецепту постарайтесь его запомнить. Можно попробовать написать его на память, на бумаге и потом проверить с оригиналом рецепта.

    Выучите наизусть стихотворение порадуйте им своего любимого или любимую. Выучите слова новой песни. По дороге на работу или в магазин вы можете напевать себе новую песенку.

    Если вы ходите пешком, то попробуйте изменить маршрут и пройти по другой дороге. Смотрите внимательно, что нового и интересного вы увидели пока шли, возможно, красивые дома и необычные вывески на магазинах, может красивые цветы или пушистые голубые елки. Придя домой вспомните свой новый маршрут и прокрутите его еще раз в своей голове. Чем он вам запомнился? Какие впечатления у вас от этого маршрута? Что нового вы увидели?

Упражнения на развитие внимания

Упражнение 1

Начнем с простого упражнения. Посмотрите на следующую картинку одну минуту. Затем закройте эту картинку и попробуйте нарисовать эти фигуры в таком же расположении на бумаге.

Если вам сложно запомнить все детали не расстраивайтесь, возьмите только верхнюю часть картинки и попробуйте запомнить ее. Затем посмотрите на нижнюю часть картинки и попробуйте нарисовать детали нижней картинки на бумаге.

После того как вы нарисуете детали на бумаге попробуйте сравнить с картинкой. Что у вас получилось? На нижней части попробуйте нарисовать по памяти верхнюю часть рисунка. Если есть ошибки, попробуйте повторить упражнение.

Упражнение 2

Посмотрите внимательно на картинку, здесь нарисованы десять цифр, под каждой цифрой написано слово.Внимательно посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте эту картинку и попробуйте написать на бумаге все цифры и под каждой цифрой написать слово.

Что у вас получилось? Если ошибок много попробуйте запомнить только верхнюю строчку от нуля до четырех, потом от пяти до девяти.

Сравните написанное с картинкой, если есть ошибки, повторите упражнение.

Упражнение 3

Посмотрите на следующую картинку, на ней нарисованы часы. Посмотрите внимательно, какие цифры нарисованы на ней больше, меньше, какие черточки на цифрах. Посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте картинку и попробуйте нарисовать часы на бумаге.

Что у вас получилось? Если у вас не получилось запомнить и нарисовать все полностью разделите часы пополам и запомните половину. Затем попробуйте запомнить вторую половину и нарисовать ее на бумаге. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 4

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, но выделены они другим цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Для начала можно запомнить только три строчки. Попробуйте запомнить первые три строчки, закройте слова и напишите на память. Писать надо также цветными ручками или цветными карандашами.

Что у вас получилось? Если написали все правильно, попробуйте написать все слова вместе.

Игры и упражнения для развития детей

Упражнение 1

Посмотрите следующее упражнение, здесь написаны цифры двумя разными цветами. Посмотрите внимательно одну минуту на эти цифры и попробуйте запомнить их.

Закройте эти цифры и попробуйте написать на бумаге все то, что вы запомнили. Проверьте себя, если много ошибок попробуйте запомнить первые две строчки и затем написать их.

Затем попробуйте запомнить и написать вторые две строчки. Если все правильно можно потренироваться и написать все четыре строчки.

Попробуйте запомнить две крайние строчки и написать их, а затем запомнить две строчки в середине и тоже написать их. Не забывайте, что некоторые цифры написаны красным цветом.

Упражнение 2

В этом упражнении даны образцы узоров их надо запомнить, и продолжить точно также как на примере.

Сначала попробуйте выполнить задание под цифрой один.

Запомните рисунок под цифрой один закройте образец и продолжите на память соединять кружочки по образцу.

Теперь посмотрите образец рисунка под цифрой два. Закройте образец и соедините треугольники на память.

После выполнения задания под цифрой два приступайте к заданию под цифрой три. Здесь надо запомнить в каком порядке соединяются квадраты. После того как вы запомнили, закройте картинку и попробуйте соединить квадраты точно также.

Упражнение 3

Посмотрите внимательно на следующую картинку одну минуту. Здесь нарисованы разные предметы, запомните их.

Закройте картинку и напишите на бумаге, что вы запомнили. Предметы должны быть написаны или нарисованы в таком же порядке как на картинке.

Если вам сложно запомнить с первого раза столько предметов, то можно запомнить и написать половину этих предметов только по порядку.

Затем запомните и напишите вторую половину этих предметов.

Теперь попробуйте запомнить полностью все предметы по порядку и написать их в таком же порядке.

Упражнение 4

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, они выделены все одним цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Закройте картинку и попробуйте написать на бумаге все, что вы запомнили.

Что у вас получилось?

Если получилось запомнить мало, не расстраивайтесь, возьмите первые два столбика и попробуйте запомнить их. Затем запомните последний столбик и попробуйте написать все три столбика вместе.

Упражнение 5

Рассмотрите внимательно следующую картинку, на ней нарисованы животные, млекопитающие, рыбы и так далее. Постарайтесь запомнить все картинки в течение одной минуты.

Теперь напишите на бумаге по порядку все, что вы запомнили. Если запомнили не все или в неправильном порядке повторите упражнение.

Затем попробуйте запомнить в другом порядке, например с последней картинки до первой. Запишите все, что вы запомнили. При необходимости повторите упражнение.

Упражнения для развития речи

Упражнение 1

Для детей от рождения до двух лет. Упражнение для язычка.

Корова дает молоко: «Му-у-у, му-у-у».

Оса летит: «З-з-з, з-з-з».

Звенит колокольчик: «Дзинь-нь, дзинь-нь».

Жужжит шмель: «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».

Поет птичка: «Трель-ль, трель-ль».

Дует ветер: «У-у-у, у-у-у».

Бежит ежик: «Пх-пх-пх, пх-пх-пх».

Упражнение 2

Зарядка для язычка. Для детей от полутора лет. Посадите ребенка напротив себя, чтобы он хорошо видел ваше лицо. Показывайте следующие движения, потом пусть попробует ребенок сделать самостоятельно, можно делать вместе это упражнение:

    Открыть рот.

    Кончиком языка провести по верхним зубам.

    Несколько раз провести между верхними и нижними зубами.

    Высунуть язык вперед, потом спрятать обратно.

    Провести языком по губам, как-будто вы облизываетесь.

    Повернуть язык вправо, затем повернуть его влево.

    Опустить язык вниз, затем поднять наверх.

    Спрятать язык во рту.

    Ребенок вас видит в зеркальном изображении, поэтому вправо будет левая сторона, а влево будет правая сторона.

Упражнение 3

Поиграйте с ребенком в игру: «Кто к нам пришел?». Посмотрите на картинку вместе с ребенком и скажите, к нам пришла в гости кошка, как кошечка разговаривает:

«Мяу-мяу, мяу-мяу». Попросите ребенка повторить: «Мяу-мяу, мяу-мяу».

Теперь посмотрите другую картинку, здесь нарисована корова. Кто мычит? Корова мычит: «Му-у-у, му-у-у».

Попросите ребенка повторить: «Му-у-у, му-у-у». Дальше посмотрите с ребенком следующие картинки, ребенок должен сам вспомнить звуки, которые издают животные. Если он не знает или не помнит этих звуков, значит надо научить его этим звукам.

Какой звук издает собака?

Как поет птичка?

Какой звук издает ежик, когда бежит?

Какой звук издает оса когда летит?

Повторите упражнение несколько раз, можно в разнобой смотреть картинки.

Упражнение 4

Это упражнение или игра называется: «Узнай по звуку». В этой игре можно использовать разные предметы: ложка, мяч, бумага, книга, барабан, машинка и так далее. Вы отворачиваете ребенка и издаете какой-то звук, например:

    роняете ложку на пол;

    играете мячом об пол;

    мнете или рвете бумагу;

    листаете книгу;

    играете на барабане;

    катаете машинку.

Ребенок отгадывает, какой это предмет. За правильный ответ хвалите ребенка. Если ребенок не понял, какой это звук, не ругайте его повторите еще раз.

Упражнение 5

В этом упражнении развиваем речевое дыхание. Научим ребенка правильно произносить звуки: «С», «З», «Ж», «Ш», «Р». Для начала, чтобы научить ребенка правильно произносить эти звуки надо делать глубокий вдох. Это упражнение помогает при заикании и при глотании или съедании звуков и слов.

Летом для помощи в этом упражнении можно взять «одуванчик». На улице летом много одуванчиков. Пусть ребенок учится дуть на одуванчик, он его сдует за три или пять раз, при этом ему надо сделать глубокий вдох.

Зимой для этого упражнения можно использовать снежинки.

Дома можно изготовить самим, например бабочку и подвесить ее на нитку. Дайте ребенку подуть на нее.

Упражнение 6

Чтобы ваш ребенок хорошо говорил, давайте ему разные игрушки и вещи: мягкие, шершавые, гладкие, холодные, твердые. Дайте ему бумагу, пусть он ее порвет или помнет это все для развития ребенка. Можно давать кухонную посуду, тряпочки, мягкий пластилин и так далее. Развивайте ручки ребенка, вместе с ними будет развиваться и ваш малыш.

Упражнения для развития ребенка

Первое упражнение – назови, что видишь

Разговаривайте с ребенком постоянно, чем больше он будет вас слушать, тем больше будет концентрироваться на том, о чем вы ему говорите. На улице показывайте ему, какие разноцветные листочки, какой высокий дом, какая большая горка, какие маленькие птички. Ребенку все это интересно и развивает его.

Затем вы можете взять что – то одно, например зеленый листочек с дерева и рассмотреть его внимательно. Какой листочек, с какого дерева, какой цвет у листочка, какой размер и так далее.

Второе упражнение - делай и рассказывай

Учите ребенка концентрировать внимание на любом простом занятии, например рисование. Объясняйте ребенку вслух, что он должен сделать, поправляйте его, проговаривайте каждое движение ребенка. Больше общайтесь с ребенком и комментируйте вслух его действия.

Учите ребенка выполнять все действия последовательно. Постепенно ребенок научится делать последовательно все самостоятельно.

Третье упражнение - найди предмет

Для развития внимания хорошо подходит игра, найди предмет. Посмотрите какой–нибудь предмет в комнате например пирамидка опишите его ребенку так, чтобы он понял, что вы описываете и сказал, что это такое. Например, этот предмет высокий, у него есть много деталей, опишите их цвет и размер, и так далее.

Четвертое упражнение посмотрим друг на друга

Упражнение: посмотрим друг на друга хорошо развивает внимание ребенка оно очень простое, интересное и веселое. Ваш ребенок с удовольствием поиграет в эту игру.

Дайте возможность ребенку посмотреть на вас внимательно несколько секунд. Затем он отворачивается и рассказывает про вас все, что он запомнил. Например, цвет волос, описание лица, что на вас одето, какого цвета и так далее. Если ребенок мало смог рассказать не ругайте его, сыграйте в эту игру снова. Изучая вас, второй раз ребенок будет более внимателен, чем первый раз.

В эту игру можно даже нужно играть наоборот, посмотрите на своего ребенка отвернитесь и опишите то, что вы запомнили. Ваш ребенок сделает выводы, что вы рассказали и что он упустил. Эти выводы вы можете проговорить, вместе углубляясь в детали.

Пятое упражнение - мешай мне

Интересное упражнение мешай мне. Здесь можно поиграть втроем папа, мама и ребенок. Роль папы задавать разные вопросы ребенку, например какого цвета кубик, есть у машины колеса, где мячик, как тебя зовут и так далее. Ребенок должен быстро отвечать на вопросы.

Роль мамы отвлекать ребенка, когда он отвечает на вопросы. Если ваш ребенок смог ответить на вопросы и не отвлекался, поощрите его. В следующий раз он будет стараться еще лучше.

В эту игру можно играть вдвоем, например ребенок рассказывает стихотворение или пересказывает сказку, а вы отвлекаете его.

Шестое упражнение - будь внимательным

Последнее время очень часто в детских книгах предлагают упражнения на развитие памяти.

Например, нарисована картинка, ребенок смотрит и запоминает, что на ней изображено. Через две три минуты книга закрывается, и ребенок должен рассказать, что он запомнил. Это простое задание, но оно хорошо тренирует память.

Для взрослых тоже можно использовать это упражнение только в более сложной форме.

Например, у вас в комнате на полу лежит ковер. Рассмотрите внимательно рисунок, который изображен на ковре и запомните его. Рассматривать можно минуты две или три. Затем отведите взгляд от ковра и попробуйте рассказать, что вы запомнили. В следующий раз вы можете рассмотреть какую–нибудь картину или скульптуру и рассказать о ней. Каждое следующее занятие вы должны сокращать время запоминания

Седьмое упражнение - попробуй запомнить

Развивать наблюдательность, внимание и зрительную память можно разными способами. Рассмотрим один из них.

Например, для детей возьмем пять разных предметов. Это может быть карандаш, ручка, цветной ластик, мячик, скакалка. Даем рассмотреть детям все эти предметы, затем складываем их в темный мешочек. Ребята должны рассказать по очереди, что они запомнили.

Для взрослых тоже можно использовать это упражнение.

Например, возьмем больше, семь или десять предметов. Это может быть ложка, кружка, подстаканник, медаль, красивый камень и так далее. Все эти предметы надо внимательно рассмотреть минуты две или три. Затем положить в темный мешочек и попробовать рассказать то, что вы запомнили.

С каждым следующим занятием время запоминания надо сокращать. Точно также вы можете развивать свою память в повседневной жизни. Например, посмотрите цены в магазине и попробуйте их запомнить. Попробуйте запомнить и сравнить цены на один и тот же товар в разных магазинах.

Восьмое упражнение - развиваем фантазию

Это упражнение на развитие вашей фантазии. Посмотрите, что вас окружает дома и попробуйте придумать смешной рассказ. С этим упражнением легко справятся дети, потому что они большие выдумщики.

Например, у нас дома поселился кошак – кошакыч. Он любит спать на диван – диваныче. Однажды он задремалыч и появился храп – храпыч. И так далее можете продолжить этот рассказ, а можете придумать свой. Не бойтесь фантазировать придумывайте все что хотите.

Девятое упражнение - сосредоточь внимание

Поставьте часы перед телевизором, когда идет интересный мультфильм или сказка. Посадите ребенка перед телевизором, теперь в течение двух минут ребенок должен смотреть на секундную стрелку, не поворачивая свой взгляд на экран телевизора.

Десятое упражнение - быстро дай ответ

Это упражнение выполняется вдвоем. Поиграйте с ребенком в эту игру. Вы должны задавать вопросы ребенку на любые темы и разной сложности. Ребенок должен отвечать четко и быстро.

Например:

    Самый колючий цветок? (Кактус)

    Сколько в мире океанов? (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский.

    Сколько ушей у зайца? (Два)

    Разрешающий цвет светофора? (Зеленый)

    Какой цветок состоит семи цветов? (Цветик – семи цветик)

Еще 6 полезных упражнений для развития ребенка

    Развитие творческих способностей и нестандартного мышления. Если вы правша попробуйте делать все левой рукой: кушать, писать, чистить зубы, печатать на клавиатуре компьютера, застегивать пуговицы и так далее. Если вы левша, то попробуйте делать все правой рукой.

    Развивайте новые способности и испытывайте новые ощущения. Закройте глаза и ходите по квартире, кушайте, принимайте душ, слушайте телевизор и так далее. Попробуйте, не глядя на монетку, а только соприкасаясь с ней руками определить какого достоинства эта монета. Можно попробовать общаться с родственниками жестами целый день.Зачем это делать? Новые сенсорные области мозга у человека мало работают и чтобы их расшевелить применяют это упражнение.

    Попробуйте поменять привычный имидж. Поменяйте одежду, прическу, покрасьте волосы. Когда человек что-то меняет в своей внешности, он начинает ощущать себя по-новому и внутри у него развивается все необыкновенно, загадочно. Начинает меняться образ мысли.

    Пустите в свою жизнь новую волну, посещайте музеи и выставки, путешествуйте, отпуск проводите каждый раз в разных местах, на работу и в магазин ходите разными дорогами. Развивается пространственная память.

    Меняйте интерьер дома хотя бы два раза в год. Готовьте новые блюда, купите новые духи.

    Читайте интересные истории, учите стихи, запоминайте анекдоты.

Курсы для интеллектуального развития

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

Заключение

Развивайтесь сами и развивайте своих детей. Выполняйте упражнения и пусть ваше внимание и память всегда помогают вам. Желаем вам успеха.



Отчетность за сотрудников