На земле читать-писать не умеет каждый десятый взрослый человек

Согласно мировой статистике, лишь полпроцента людей на земле не умеют читать и писать. Казалось бы, над неграмотностью одержана полная и уверенная победа. Однако ученые бьют тревогу: по данным разных исследований, от 25 до 50 процентов населения земли является функционально неграмотным!

Важно знать! По результатам исследования, проведенного в 2003 году Международным институтом чтения, по качеству функциональной грамотности и чтения Россия заняла 32-е место из 40 возможных.

iconmonstr-quote-5 (1)

Лишь каждый третий российский выпускник способен понять содержание научных и литературных текстов.

Что такое функциональная неграмотность

Функционально неграмотный человек умеет читать и писать, но при этом практически не понимает смысла прочитанного. Он испытывает трудности при чтении и заполнении документов, не понимает, что написано в инструкции к лекарству или бытовому электроприбору.

Кроме того, у такого человека страдают и речевые умения: он почти не воспринимает высказывания других людей или понимает их искаженно, а также с трудом выражает свои собственные мысли.

Как разглядеть у ребенка функциональную неграмотность

Конечно, не стоит делать скоропалительных выводов, но если вы наблюдаете у своего школьника следующие «симптомы», стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу или логопеду:

  • не любит читать;
  • жалуется на дискомфорт, головную боль или резь в глазах, возникающую каждый раз во время чтения;
  • просит вас или кого-то другого объяснить прочитанное;
  • шевелит губами при чтении или проговаривает вслух читаемый текст;
  • всеми способами избегает сложных умственных задач;
  • не умеет следовать даже простым инструкциям;
  • испытывает агрессию по отношению к тому, кто «нагружает» его сложными задачами.

Откуда берется функциональная неграмотность

Исследователи связывают возросшее число функционально неграмотных людей с развитием информационного потока. Прямых научных доказательств того, что телевидение и интернет приводят к функциональной неграмотности, нет, но вместе с тем нельзя отрицать, что среди тех, кто сутки проводит перед экраном телевизора или в социальных сетях, функционально неграмотных подавляющее большинство.

iconmonstr-quote-5 (1)

В группе наибольшего риска находятся дети, чьи родители охотнее дают в руки чаду смартфон или планшет, чем читают книжку.

Ограничение до минимума просмотра телепередач, компьютерных игр, посещения социальных сетей и форумов в современных условиях необходимо, убеждены психологи. Ребенок, который к десятилетнему возрасту не научился понимать прочитанное, уже считается функционально неграмотным. И чем он старше, тем труднее справиться с проблемой.

Как предотвратить функциональную неграмотность

  • Вовлекайте малыша в реальную жизнь, сведите к минимуму использование гаджетов или вовсе откажитесь от них, особенно в раннем детском возрасте.
  • Тренируйте память ребенка (учите стихи, скороговорки, песни и т. п.)
  • Читайте ребенку вслух, даже тогда, когда он сам уже умеет читать. Отдавайте предпочтение книгам, которые интересны ему самому.
  • Обсуждайте прочитанное, делитесь впечатлениями, задавайте вопросы по прочитанному тексту и обязательно отвечайте на вопросы ребенка.

Что делать, если проблема уже есть

Не стоит отчаиваться, если вы заметили у своего ребенка признаки функциональной неграмотности. Ежедневные занятия, направленные на решение этой проблемы, могут дать хорошие результаты.

Для решения проблемы стоит прежде всего научить ребенка работать с текстом:

  • попросите его не проговаривать текст во время чтения;
  • познакомьте его с разными видами чтения: ознакомительное, обучающее, просмотровое;
  • учите ребенка делить текст на части по смыслу;
  • хорошей тренировкой является перевод информации из текстовой формы в форму таблицы и наоборот;
  • поработайте над расширением периферического зрения: ребенок должен иметь в поле зрения несколько строчек текста, а не одну;
  • научите ребенка искать в тексте ответы на определенные вопросы. Конечно, функциональная неграмотность не приговор, и скорректировать можно даже самые безнадежные случаи.

Главное, чтобы у человека было огромное желание справиться с проблемами, и тогда все возможно!

Это объясняется в целом крайне низким уровнем социально-экономического развития стран Центральной Африки и Западной Азии

Грамотность на планете повышается в последние два десятка лет низкими темпами и составляет сейчас лишь 84%. Это означает, что 781 млн взрослых людей в разных странах, или примерно каждый десятый житель Земли, вообще не умеют читать и писать, сообщает исследовательский центр американского сетевого издания "Глобалист".

Центр подготовил доклад на основе данных Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Грамотность среди юношей на 6% выше, чем среди девушек, а самый большой разрыв в данной области наблюдается, естественно, в беднейших мусульманских странах. Две трети всех неграмотных взрослых людей на Земле - женщины. Более 30% из них проживают в Индии.

Ликвидация неграмотности шла быстрыми темпами после Второй мировой войны, но в нынешнем веке сильно замедлилась, отмечают эксперты. С 1950 по 1990 год грамотность увеличилась с 56 до 76%, а в следующие десять лет возросла до 82%. Однако начиная с 2000 года этот показатель прибавил лишь 2%.

Объясняется это в целом крайне низким уровнем социально-экономического развития стран Центральной Африки и Западной Азии, где проживает 597 млн человек, не умеющих читать и писать, считают авторы доклада. "Они составляют 76% всех неграмотных людей в мире", - .следует из исследования. Единственный обнадеживающий факт состоит в том, что уровень грамотности среди молодежи в государствах Южной и Западной Азии заметно выше, чем у старшего поколения.

В целом грамотность среди юношей и девушек в возрасте от 15 до 24 лет во всем мире, по данным Статистического института ЮНЕСКО, составляет сейчас 90%. "Этот показатель кажется высоким, но все равно он означает, что 126 млн молодых людей не умеют читать и писать", - отмечают эксперты исследовательского центра "Глобалист".

Для справки, население Земли в настоящее время составляет более 7 миллиардов человек.

В отношении матери подростка возбуждено уголовное дело по ст. 166 Уголовного кодекса Украины (злостное невыполнение обязанностей по уходу за ребенком или за лицом, в отношении которого установлена опека или попечительство).

Олег Антипов , народный депутат Украины пятого созыва, полковник запаса:

Имеет ли право человек не уметь читать-писать? Да, имеет, если он взрослый человек. Но в данном конкретном случае речь идёт о ребенке, который в раннем возрасте не может сам принять решение, оценить нужность ему в настоящем и будущем тех или иных навыков и знаний. Поэтому родители должны выполнить свою прямую обязанность — дать максимальное количество знаний, для формирования личности. А органы государственного образования должны проконтролировать выполнение этих родительских обязанностей.

Александр Белковский , журналист:

Эти вопросы могут возникнуть только у тех, кто не знает украинскую реальность. Постойте 10 минут у железнодорожного вокзала в том же Киеве — и вы увидите не менее десятка абсолютно безграмотных бродяжек, которые нигде не учатся. Но намного страшнее другое. После преступного уничтожения советской системы образования школы и вузы начали тиражировать десятки тысяч безграмотных выпускников и специалистов. Сегодня молодой человек, умеющий писать без грамматических ошибок, большая редкость. Недавно студенты львовских вузов потребовали ввести преподавание русского языка, так как они не могут общаться со своими «эуропейскими» сверстниками. Оказывается, в «Эуропе» украинский язык не в чести, а русский знают многие. «Нужно ли это государству?» А где вы видите государство?

Юрий Юрьев , политконструктор:

Самое интересное, что никто не поинтересовался, умеет ли мальчик считать. Может быть, он считает, что ему невыгодно бесплатно читать и писать, а аттестат зрелости в Украине — простая формальность, которая ничего на деле не даёт. Что касается людей, возбудивших уголовное дело, то им следовало бы поинтересоваться, можно ли, не умея читать, пользоваться компьютером в том самом компьютерном клубе, где ночует мальчик.

Сергей Слюсаренко , писатель:

Интересно, а в отношении сотрудников Минобразования, которые не уследили за тем, что ребенок не посещает школы, тоже заведут дело? А в отношении сельской администрации, которая тоже за этим следить должна? А сотрудники интернет клуба, где ночью сидит мальчик что, тоже невиновны? И еще вопрос — он, когда в компьютерные игрушки играет — тоже читать не умеет?

Грант Микаэлян , политолог, научный сотрудник института Кавказа (Армения):

Современное государство тем и отличается от исторических форм государства (до 19 века), что оно гораздо глубже проникает в человеческое общество. У всех есть паспорта, все в старости зависят от социалки. Все обязаны быть грамотными. Во многих странах все обязаны служить в армии. И так далее, вот сейчас во многих странах вводится ювенальная юстиция, то есть государство пытается влезть между детьми и родителями. Так что мотивы матери, если они вообще были, никого не интересуют. И если она пыталась, таким образом, ребенка оградить от мира, думаю, это только усугубит ее положение на суде.

Даниэль Штайсслингер , журналист и переводчик (Израиль):

А работать как? Родители должны обеспечить ребёнку возможность адаптации в обществе. Иначе получим физически и психически здорового инвалида, который не в состоянии заработать себе на хлеб.

ВАШИНГТОН, 15 декабря. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Грамотность на планете повышается в последние два десятка лет низкими темпами и составляет сейчас лишь 84%.

Это означает, что 781 млн взрослых людей в разных странах, или примерно каждый десятый житель Земли, вообще не умеют читать и писать, сообщает исследовательский центр американского сетевого издания "Глобалист".

Центр подготовил доклад на основе данных Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Ликвидация неграмотности шла быстрыми темпами после Второй мировой войны, но в нынешнем веке сильно замедлилась, отмечают эксперты. С 1950 по 1990 год грамотность увеличилась с 56 до 76%, а в следующие десять лет возросла до 82%. Однако начиная с 2000 года этот показатель прибавил лишь 2%.

По мнению авторов доклада, это объясняется в целом крайне низким уровнем социально-экономического развития стран Центральной Африки и Западной Азии, где проживает 597 млн человек, не умеющих читать и писать. "Они составляют 76% всех неграмотных людей с мире", - говорится в документе. Единственный обнадеживающий факт состоит в том, что уровень грамотности среди молодежи в государствах Южной и Западной Азии заметно выше, чем у старшего поколения.

В целом грамотность среди юношей и девушек в возрасте от 15 до 24 лет во всем мире, по данным Статистического института ЮНЕСКО, составляет сейчас 90%. "Этот показатель кажется высоким, но все равно он означает, что 126 млн молодых людей не умеют читать и писать", - отмечают эксперты исследовательского центра "Глобалист".

Они также обращают внимание, что в целом грамотность среди юношей на 6% выше, чем среди девушек, а самый большой разрыв в данной области наблюдается, естественно, в беднейших мусульманских странах. Из 781 млн неграмотных людей на планете две трети составляют женщины. Более 30% из них (187 млн) проживают в Индии.

Статистика по странам

В Индии вообще насчитывается самое большое количество неграмотных жителей - 286 млн человек. Далее в списке следуют Китай (54 млн), Пакистан (52 млн), Бангладеш (44 млн), Нигерия (41 млн), Эфиопия (27 млн), Египет (15 млн), Бразилия (13 млн), Индонезия (12 млн) и Демократическая Республика Конго (12 млн). На эти десять стран приходится более двух третей всех неграмотных жителей Земли.

Американские специалисты подчеркивают также, что, несмотря на высокий абсолютный показатель, относительный уровень неграмотности в Китае составляет лишь 5% населения. Авторы доклада уверены, что "в ближайшие десятилетия" неграмотность в КНР будет полностью ликвидирована. По их мнению, об этом свидетельствует тот факт, что уровень грамотности среди китайской молодежи составляет сейчас 99,6%.



Отчетность за сотрудников