Место и роль этикета в современной жизни. Основные понятия этикета. Основы этикета делового общения

Правила поведения порой напоминают ритуальные обряды: они кажутся бессмысленными, но они воспитывают людей.

А. де Сент-Экзюпери

В системе важных законов управления, регламентирующих процедуру общения людей друг с другом, прочное место занимает этикет, т.е. правила поведения в обществе. Средства массовой ин­формации и специальная литература все чаще обращаются к про­блеме этикета. Этот повышенный интерес к вопросам этикета объяс­няется не только ностальгией по "доброму старому времени", не только участившимися поездками руководителей государства за рубеж, но и более прагматичными причинами. Часто, слишком часто, умные, энергичные русские предприниматели терпели фиаско при общении с иностранными партнерами из-за своих дурных манер и неумения держаться в обществе. Попытки оправдать свою невоспитанность особыми, якобы чисто русскими принципами гостеприимства и "современными" манерами не выдерживают ника­кой критики.

Известно, что основы европейского этикета были заложены при блестящем дворе короля Франции Людовика XIV, когда были продуманы до мельчайших подробностей правила поведения при­дворных, сановников и гостей на государственных церемониях, праздниках и балах. Приглашенные на такие торжества получали специальные билеты (этикетки) с указанием времени и места орга­низации приема, а также рекомендации по регламенту и особен­ностям костюма. Хотя, несомненно, во все времена и у всех наро­дов были свои установленные правила и нормы поведения для раз­личных социальных кругов, но современные основы этикета были регламентированы французскими придворными "этикетками".

Отношение общества к этикету, особенно тех социальных сло­ев, которые не следовали его правилам, часто бывало скептичес­ким, еще чаще - ироническим, а иногда и откровенно враждеб­ным, критическим. С начала XIX века и до 1917 г. либеральная разночинная интеллигенция России настойчиво противопоставляла образование как истинную, действительную ценность воспита­нию как ценности, по их мнению, мнимой, иллюзорной и уж не­сомненно второстепенной. Старый спор из теории утилитаризма - форма и содержание! В советских энциклопедических словарях этикет отвергался категорически, как "форма поведения, обхож­дения в высших слоях дворянско-буржуазного общества".

Однако жизнь убедительно доказала, что правила поведения в обществе существуют и эти правила необходимо выполнять, чтобы не быть изгоем. Многим уже стало ясно, что если одеваться не­опрятно, есть руками, сморкаться пальцами, употреблять нецен­зурные слова, то двери многих домов и учреждений закроются перед ними, деловые и дружеские контакты станут невозможны­ми. Какой стиль поведения взять за основу, ведь каждый слой об­щества имеет свои обычаи, свои негласные правила поведения, - задача не такая уж простая, и каждый решает ее согласно виден­ным эталонам, обычаям своего привычного социума в соответствии с уровнем своей культуры, интеллектуальным багажом и воспита­нием.

К примеру, насмешники уверяют, что в среде художников необходимо быть неопрятным, носить нестиранные темные, же­лательно клетчатые рубахи, обязательный свитер и мешковатые брюки, туманно рассуждать об экспрессии, пропавшем свете, о своем непризнанном "видении", быть непременно волосато-боро­датым и с отвращением пить водку. Актеры и особенно режиссеры должны обладать потрепанной кожаной курткой и кепкой, быть предельно раскованными, мастерски рассказывать анекдоты и охот­но принимать приглашения поклонников "посидеть" в ресторане: Многие "новые русские" легко распознаются по красным пиджа­кам, одуряющему аромату одеколона и бегающим глазам. Своим правилам поведения и весьма своеобразному "кодексу чести" под­чиняются путаны, "крутые парни", депутаты и политические ли­деры.

Но если отбросить иронию и задуматься об этикете предпри­нимателя, служащего госаппарата или руководителя любого уров­ня, то его поведение в обществе достаточно строго регламенти­ровано, хочет он этого или нет, и это не только умение зевать с закрытым ртом. Несомненно, что требования этикета в настоящее время стали более "демократичными", хотя и сейчас воспитанный и вежливый человек должен уверенно ориентироваться в сложных иерархических взаимоотношениях и следовать стереотипам, отработанным моделям поведения.

Весьма популярна за последние годы ориентация на амери­канских бизнесменов, на их своеобразный этикет. Многим импони­рует совершенно раскованная манера поведения американцев, подчеркнутая приветливость, доброжелательность и оптимизм, уме­ние быстро перейти на дружелюбный, заинтересованный тон бе­седы. Однако простота и демократичность манеры поведения аме­риканского делового человека также достаточно жестко форма­лизована и подчиняется непростому этикету. Да, американец счи­тает возможным иногда развалиться в кресле, задрав ноги на стол, разговаривать с женщиной, держа руку в кармане, похлопать при­ятеля по плечу, но наряду с этой внешней демократичностью, даже простоватостью поведения пресловутый "американский об­раз жизни", воспитание, полученное в семье и колледже, опыт общения с деловыми партнерами требуют весьма строгого соблю­дения делового этикета. Точность, аккуратность, умение держать данное слово, опрятность в одежде, четкая регламентация поведе­ния в стандартных ситуациях определяют стиль служебного и дру­жеского общения деловых людей Америки.

Несомненна, что много привлекательного есть в деловом эти­кете и других стран: корректность и безупречные манеры англий­ских джентльменов, приветливость и невозмутимость японцев, подчеркнутая галантность французов, надежность и пунктуаль­ность немцев, но хотелось бы подробнее остановиться на этикете русского дворянства - сословия, которое еще недавно составля­ло гордость России и так безжалостно ошельмованного и забытого в последнее время. Русский аристократ (в истинном, неискажен­ном смысле этого слова) был носителем традиций и духовных цен­ностей дворянской культуры, его манера поведения, особый тип личности отражал неподдельное единство высоких этических и этикетных норм. Несомненно, что этикет русского дворянства формировался с середины XVIII века под значительным воздействием европейского и особенно французского этикета, но его дальней­шее развитие было настолько своеобразным и плодотворным, что русский дворянин - офицер, помещик, дипломат, писатель - благодаря воспитанию, манерам, высокой нравственности пользо­вался искренним уважением в любой стране. В этом выводе нет ура-патриотизма, автору посчастливилось жить среди этого уга­сающего сословия и встречаться с истинными русскими аристократами за рубежом.

Для русского дворянина этикет никогда не был самоцелью, соблюдение правил этикета было естественным и не обремени­тельным следствием воспитания. С самого раннего детства ребенок должен был усвоить на всю жизнь, что он - дворянин, а это налагает на него особую ответственность за каждый свой поступок. La noblesse oblige, т.е. дворянство, благородное происхождение, положение обязывает - один из центральных постулатов дворян­ства. "Кому много дано, с того много и спросится" - часто повторял своим детям великий князь Константин Романов (известный поэт, писавший под псевдонимом К. Р.).

Самым ранимым в сложном организме дворянства любой стра­ны и самым большим достоянием дворянина, оберегаемым с особой тщательностью, являлась дворянская честь. Привитое с младен­ческих лет понятие чести дороже любых мыслимых ценностей: выгоды, успеха, даже безопасности, принципы всегда были доро­же любых результатов. Именно принципы чести и достоинства воз­несли дворянство над всеми другими сословиями, но именно они часто бывали причиной жизненных неудач, срывов в служебной карьере и стоили жизни тысячам его представителей при всей строгости запрета на дуэль. Причем сама дуэльная ситуация была парадоксальной: принять вызов - уголовное наказание неминуе­мо; отказаться - судом чести офицер изгонялся из полка. Стро­гость кодекса чести одинакова для дворянства всех народов: для японских самураев, для испанских идальго, для дворян Англии, Франции, Германии, России.

Нет, пожалуй, более распространенного, более нелепого и несправедливого убеждения, что дворянству свойственна надмен­ность, родовое чванство. Наоборот, отличительной чертой арис­тократа, как и любого хорошо воспитанного человека, является естественная скромность, невозмутимое спокойствие, сдержан­ность, даже простота в общении со всеми, независимо от их об­щественного положения. Лорд Честерфилд советовал своему сыну: "Если бы даже тебе пришлось разговаривать с самим королем, ты должен держать себя столь же легко и непринужденно, как и с собственным камердинером". А. С. Пушкин пишет своей жене, чтобы никогда не изменялся ее "милый, простой аристократический тон", обоснованно поставив знак равенства между простотой и аристократичностью. Непросто, конечно, достичь этой естественности и непринужденности, и решающая роль воспитания из поколения в поколение здесь очевидна (невольно вспоминается известная ан­глийская притча о том, что газон будет ухоженным, если его "всего лишь" регулярно поливать, очищать от сорняков, аккуратно стричь... не менее 300 лет!).

У русского дворянства есть свои особые и весьма привлека­тельные черты, нашедшие отражение и в правилах этикета. Мно­гие дворяне получали не только хорошее воспитание, но и весь­ма глубокое образование (не все, конечно, не нужно идеализиро­вать дворянство, вспомним хотя бы героев бессмертного Гоголя!). Гувернеры, бонны закладывали с детства основы свободного вла­дения европейскими языками и правилами этикета, гимназии, уни­верситеты, сеть закрытых специальных учебных заведений откры­вали доступ к знаниям не только детям из обеспеченных семей. Владеть классической и современной литературой и философией, "вызывать улыбки дам огнем нежданных эпиграмм" без серьезно­го образования вряд ли возможно. Поэтому в дворянском обществе непринужденный светский разговор часто затрагивал глубокие нравственные, философские и политические темы.

Обязательным требованием этикета русского дворянства была высокая, принципиальная физическая чистоплотность. Абсолютно чистым и ухоженным должно быть не только тело, одежда и обувь воспитанного человека, но и его жилище, чего, увы, хроники двора Людовика XIV не отмечают. Прочитав у И. Ильфа и Е. Петрова, что "в дворницкой стоял запах гниющего навоза, распространяе­мого новыми валенками Тихона. Старые валенки стояли в углу и воздуха тоже не озонировали", можно обоснованно предположить, что Тихон не был дворянином. Удивительно прочная, кровная связь с простым народом весьма характерна для русского дворянства. Л. Н. Толстой говорит о Наташе Ростовой: "Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, от­куда взяла она эти приемы...?" Безупречно светская Татьяна Лари­на всей душой любила обычаи и преданья "простонародной стари­ны". В русской дворянской среде нашли прочное и постоянное ме­сто народные сказания и поверья, широко использовались народ­ные поговорки и пословицы, хотя английский джентльмен счел бы это дурным тоном. У дворян никогда не было проблем в общении с народом, так как связь с ним никогда не прерывалась, среди него они жили - иногда круглый год, чаще во время каникул. Эти проблемы характерны для разночинной интеллигенции, хотя именно они искренне хотели для народа счастья и благополучия и претендовали на знание его души. Этот затянувшийся реквием традици­ям угасающего русского дворянства имел основной целью дока­зать, что за образцами высокой нравственности, духовности, стро­гих правил этикета не нужно ездить далеко, тем более за океан.

Теперь о самом этикете. Главная особенность этикета - его разумность, основы - нравственные нормы, его цель - не ус­ложнить, а облегчить поведение человека в обществе. Можно, ко­нечно, есть и руками, но это неразумно и непрактично, можно пить шампанское из алюминиевой кружки, но ведь, согласитесь, вкуснее, приятнее и торжественнее пить его из красивого бокала. Безнравственно смеяться над калекой, ударить женщину, грубить старику, глумиться над беззащитным и слабым - все это, естественно, осуждается правилами этикета. Людовик XIV, желая про­верить воспитанность вельможи, известного своими безупречными манерами, предложил ему первому войти в карету и вельможа принял приглашение без всяких колебаний. "Вот действительно учтивый человек!" - сказал король: этикет требует упрощать, а не усложнять отношения между людьми. Жизнь многообразна, но и она состоит из отдельных, часто стандартных ситуаций, и эти­кет за многие века своего существования отработал безупречно разумные реакции человека на эти типовые ситуации.

Литература по правилам этикета подробно описывает что, как, где, когда должен делать воспитанный человек, хотя жизнен­ных коллизий бесконечно много и учесть все нюансы поведения при бесчисленных комбинациях жизненных ситуаций совершенно безнадежно. Считается, что этикет лишь формализует отношения между людьми и не ставит перед человеком проблемы выбора между добром и злом, между справедливостью и несправедливостью. Од­нако, чтобы в совершенстве овладеть этикетом, необходимо в пер­вую очередь непрестанно совершенствовать самого себя, чтобы иметь благородные манеры, нужно быть самому благородным и порядочным человеком, хотя, увы, известны и досадные исключе­ния. Воспитание, честь, достоинство - главные и непременные основы этикета. Тот, кто не обладает этими основами, обречен каждый раз мучительно искать верное решение, постоянно оши­баться и в итоге, пытаясь утешить свое уязвленное самолюбие, заявить, что "все эти церемонии" совершенно излишни.

Современные образованные и культурные люди начинают все большее внимание уделять своим манерам, внешности, но чаще всего из этикета берутся лишь внешние его атрибуты: мужчины спешат целовать дамам ручки, вытягиваться "во фрунт" при зна­комстве, мучительно стираются есть только левой рукой, носить непривычную "бабочку" и платочек в нагрудном кармане пиджака. Да, важны и внешние проявления хорошего воспитания, всем нуж­но учиться самим и учить своих детей, но главное - непринужденность, естественность поведения и доброжелательное, уважительное, предупредительное отношение ко всем окружающим.

Некоторые советы современных специалистов по этикету вызы­вают невольное удивление. Как должна одеваться женщина в различ­ных ситуациях - и дается подробная рекомендация (особенно жест­ко регламентирован костюм деловой женщины в США). "Деловая жен­щина прийти на работу в брючном костюме - может, а в обычной кофточке и брюках в различных ситуациях не может". И "без чулок прийти на работу - не может". А если бедная женщина вышла из дома "в тот час, когда уже кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садо­вое кольцо" (М. А. Булгаков) - ей все-таки нужно быть в чулках?

Что должен носить современный мужчина - и опять дается конкретная рекомендация: "к серому костюму можно надеть красный галстук, а к коричневому - зеленый, платок во внешнем кармашке пиджака принято носить из одной материи, что и гал­стук или носки" (?) и т.д. Такие советы при всей их спорности несомненно полезны, но давать их уместнее в журналах мод, а не литературе по этикету. Правила этикета лишь подразумевают, что женщины и мужчины должны быть одеты хорошо, а вот как - дело вкуса, стиля, манеры каждого, важно только, что человек должен быть одет безупречно.

В рамках этой книги нас интересует в первую очередь этикет и, в частности, костюм современного делового человека: государ­ственного служащего, бизнесмена, предпринимателя. За последние десятилетия во всем мире определилась своеобразная униформа "белых воротничков" - так называют чиновников различных уров­ней. Да, действительно, обычно деловой человек одевает на работу костюм, белую рубаху и черные туфли. Этот стиль одежды при­шел на смену чиновничьему вицмундиру, который раньше выгодно выделял человека в толпе, многое мог рассказать о месте человека в обществе, его корпоративной принадлежности и был весьма практичен.

Слава Богу, что канул в Лету полувоенный костюм с наклад­ными карманами, в 50-е годы его носили все начальники, от Вож­дя и Учителя до директора банно-прачечного комбината. Ушла в прошлое и такая деталь костюма интеллигентного человека, как фетровая или велюровая шляпа, после того как эти шляпы стали обязательным атрибутом скотоводов азиатских республик. Очень выручает обедневших служащих невысокого ранга устоявшаяся мода на композицию из пиджаков и брюк разного цвета (очень про­сто объясняется появление и устойчивость этой моды - брюки изнашиваются быстрее пиджаков!). "Деловой человек подходит к лифту и обязательно здоровается с людьми, ожидающими лифт. Входящий в лифт должен сказать: "Добрый день". Первым в лифт, так же как и в ресторан, входит мужчина, так как лифт - это зона повышенной технической опасности". Мудро, но попробуйте проявить учтивость в лифтах Государственной Думы, "Белого Дома" или высотного здания МГУ, правильно ли там поймут вас? А в других "зонах повышенной технической опасности" типа электрич­ки, трамвая, метро мужчина тоже должен стараться войти пер­вым? "Женщина должна идти справа от мужчины" - верно, но если справа от тротуара едут по лужам грязной дороги автомашины? "Если в кабинет начальника вошла сотрудница, то мужчина, приветствуя ее, может не вставать". А вот король - вставал, так как он всего лишь король, а женщина обладает еще более высо­ким титулом - Женщина.


1. Основные понятия об этикете

Сформированные нормы нравственности является результатом продолжительного за временем процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможные политические, экономические, культурные отношения, так как нельзя существовать, не уважая друг друга, не накладывая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения, которое означает манеру обращения. К нему относятся правила вежливости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой давности к нашим дням. В основе своей эти правила поведения являются общими, поскольку они придерживаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями всяческих социально-политических систем, которые существуют в современном миру. Народы каждой страны вносят в этикет свои исправления и дополнения, обусловленные общественным порядком страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными с который есть:

придворный этикет - строго регламентированный порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах один из одним на разных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

военный этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер обращения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении один из одним.

Большинство правил дипломатического, военного и общегражданского этикета той или другой мерой совпадают. Отличие между ними заключается в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может нанести ущерб престижу или страны ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях держав.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения изменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Обращение, недопустимое в одном месте и за одних обстоятельств, может быть уместным в другом месте и за другие обставин.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят будто характер неписаного соглашения о том, что в обращении людей есть общепринятым, а что ни. Каждый культурный человек должна не только знать и придерживаться основных норм этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отбивают внутреннюю культуру человека, его моральное и интеллектуальное качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет сильное большое значение: оно облегчает установление контактов, оказывает содействие достижению взаимопонимания, создает красивые, стойкие взаимоотношения.

Современный этикет регламентирует обращение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на разного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, произведенной на протяжении многих столетий жизни всеми народами соответственно их представлениям о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

2. Место и значения этикета в современной жизни

Знание и выполнение оптимальных моделей поведения в конкретных, заранее известных, ситуациях отношений людей, т.е. выполнение этикета, является неотъемлемой частью культуры морального общения, в целом моральной культуры современной личности. Этикет, с одной стороны, облегчает общение и взаимопонимание между людьми, с другого - сохраняет достоинство каждой личности, оказывает содействие гуманизации человеческих стосункив.

Важность и необходимость этикета для каждого современного человека стала результатом развития и усовершенствование человеческих отношений на протяжении многих столетий, а также осознание человечеством значимости каждой отдельной личности и необходимости для нее сосуществовать из себе подобными.

История этикета насчитывает много столетий. Истоки его наблюдаются в ритуалах родоплеминного порядка, где он был связан с обычаями и традициями, с определенными социальными действиями, которые требовали сурового соблюдения формы. Уже в античные времена философски осмысливаются правила этикета. Например, Плутарх (граница И-II ст. ст.) в «Римских вопросах» рядом с комментариями обычаев, которые исторически сложились, объясняет смысл етикетно-ритуальних форм поведения, которые были обязательными для всех членов общества. Соблюдение правил пристойности является условием доброжелательных отношений между людьми и, вместе с тем, условием личной души. Много простых истин, которые встречаются в высказываниях греческих и римских мудрецов о правилах поведения, не потеряли своего значения и сегодня, они составляют часть нормативных моральных и этикетных требований к современному человеку.

Классического вида этикет приобретает в эпоху феодализма, абсолютных монархий. Здесь он связан с жизнью дворянства и приобретает форму свода правил поведения и общение при дворе монарха, который регламентировал иерархическую зависимость своего окружения от главы государства, а также внутристановые отношения. Это был придворный протокол, сурово установленные порядок и форма поведения при дворе государя, а также в светском обществе. Соблюдение этих правил было обязательным для аристократии лишь относительно друг друга. От знания и умение реализовать этикет в соответствующих кругах зависели не только карьера, а и жизнь придворных и даже самых монархов. Эти правила этикета не распространялись на низших за станом.

Следует отметить, что этикет, который возник как сугубо классовое, сословное явление, за своей сутью был шире сословных границ. Практически он базировался на более общих человеческих нуждах (в чистоте, опрятности, красоте, целесообразности действия); в духовно-содержательном плане - сохранял давние традиционные формы общения и обращение один до одного (например: почитание женщины, отца, гостеприимность, приветствие и т.п.). Правила пристойности, красивого тона, которые были созданы дворянским состоянием, стали результатом сознательного преобразования «придворных норм» общение соответственно идеалам гуманности и воспитанности. К нормам этикета входили общечеловеческие ценностные ориентиры, прежде всего, те, что отвечали нуждам, которые возникали относительно уважения достоинства личности и презентовали культурный вид взаимодействующих индивидив.

В разные исторические времена этикет изменял свои черты, нормы, значимость. Но всегда сохранял универсальные, общепризнанные формы вежливости, такта, корректности, которые имеют значение эстетичных и моральных нужд человеческого сосуществования. их ценность проверена временем. И в современном обществе этикет не потерял своего авторитета, больше того, он приобрел вид обязательности и пруд необходимостью для каждого современного человека.

Как определить этикет?

Этикет (от франц. «etiguette» - «ярлык, этикетка») - это совокупность правил поведения, которые регулируют внешние проявления человеческих стосункив.

В этикете можно выделить ряд особых видов: этикет дипломатический, военный, спортивный, этикет научных сообществ, религиозный и т.п., которые регламентируют поведение и отношения людей на приемах, встречах в соответствующих ситуациях и имеют специфический кодекс необходимых норм.

Этикет современного общества - это, главным образом, форма отношений людей в повседневной жизни. Это своеобразный вид соглашения между людьми о том, что принятое и есть правильным в отношениях в конкретно-историческом обществе. Его выполнение оказывает содействие нормализации человеческих стосункив.

Человеческая жизнь, деятельность разнообразные, многоплановые, что обусловлено индивидуальностью каждого человека, который создает своя жизнь. И потому, наверное, нельзя охватить правилами этикета все виды и условия осуществления человеческой жизни. Но же осознание типичности сфер общественной жизни и определенных ситуаций дало возможность выделить и сгруппировать эти нормы. Так, например, существуют правила поведения в общественных местах; служебный этикет; этикет знакомства, приветствие, прощание; этикет разных видов общения; правила приема, посещение гостей, поведения за столом; этикет отношений между людьми разного возраста, пола, социального статуса, семейный этикет. В каждой ситуации необходимо применять определенные нормы и правила. В целом же, этикет оправдан единым моральным содержанием и своим смислом.

Моральное содержание этикета обусловлено соответствием и соотношением внешних норм этикета и содержания морального сознания общества и личности. Имеется в виду то, что внешние правила поведения и общение базируются, прежде всего, на моральных принципах. Важнейшим из них есть «золотое правило» нравственности - вести себя с другими так, как ты желал бы, чтобы они вели себя с тобой. Важными принципами этикета есть также приоритет старшего, приоритет женщины. Довершают этикет принцип гигиеничности и принцип эстетичности.

Эти принципы конкретизируются общими требованиями этикета, которые задают нормативный образец поведения человека. К числу ведущих требований принадлежат вежливость, корректность, так-тдвнисть, деликатность, скромность, точность и обязательность. Вежливость состоит в доброжелательности, приветливости. Сервантес когда-то писал: «Ничего не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Она действительно открывает замки сердец людей для отношений, общение. Радушное выражение лица, внимательное, уважительное, доброжелательное отношение к людям обеспечивают комфорт взаимных связей, дают возможность предотвратить конфликты и предрасположить к себе спивбесидника. Внешними проявлениями вежливости является улыбка на лице, слова благодарности, извинение или просьба, небайдрки глаза, благосклонные жесты и позы.

К сожалению, не всегда имеешь дело с людьми, которые вызывают уважительное отношение. Или другая ситуация: человек может быть чем-то раздраженная, огорченная, больная. В подобных случаях на первый план должны выйти корректность - умение держать себя в пределах общепринятых норм порядочности в любых ситуациях. Грубость, несдержанность только шкодят отношениям, делают невозможным общение.

Тактичность - это чувство меры, которой необходимо придерживаться в разговоре, это умение ощутить границу, за которую нельзя переступать в отношениях с людьми. Тактичный человек знает, ощущает, что, в какое время, в котором месте можно сказать, сделать или нельзя.

Внимание к человеку, умению ставить себя на место другого должны оказываться очень осторожно, не докучливо, т.е. деликатно. Эти требования этикета дают возможность предупредить неудобство ситуаций и достичь успеха даже там, где бездействует сила.

Важным требованием является скромность, т.е. естественность поведения, которое приспособлено к окружающим. Сдержанное, уравновешенное поведение является проявлением умения человека владеть собой, является показателем самоуважения и уважительного отношения к другим. Кроме всего, скромный человек всегда вызывает в окружающих чувство надежности, уверенности в человеке и соответствующее уважение.

Точность и обязательность как требования этикета указывают на пунктуальность, необходимость обязательного выполнения обещаний, обязательств, дела. Точность и обязательность являются внешними проявлениями таких черт личности, как умение анализировать обстоятельства, оценивать свои поступки, строить заключения, прогнозировать будущие действия, определить меру своих возможностей, не давать лишних обещаний, придерживаться своего слова.

Принципы и требования этикета рациональные. Руководствуясь ими, человек, даже если не знает конкретных правил этикета при конкретных обстоятельствах имеет возможность всегда остаться на высоком уровне общепристойности.

3. Этикет в общении

Этические основы общения составлялись в мировой культуре в процессе развития человеческой жизни, которой предусматривало общение, итак, поиск таких моральных правил и норм, которые могли бы регулировать человеческое взаимодействие. Эти правила и нормы нагромождались, с одной стороны, в обычаях и писаных и неписаных традициях народов разных стран. С другой стороны, они обобщались в работах мыслителей и научный работников, которые искали универсальные этические правила и нормы, моральные традиции и законы.

В первом контексте в наиболее общем виде эти поиски дошли к нашим дням в виде Золотого правила. В этике так называют библейскую заповедь: "Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними". Как видим, в Правиле заложено одно из первых в истории человечества формулирований морального принципа равенства. Согласно этому принципу моральные требования в одинаковой мере должны распространяться на всех людей независимо от их общественного положения и условий жизни. В личностном плане этот принцип предусматривает, что при оценивании поведения других людей лицо должно выходить из тех самых требований, которые она выдвигает к себе.

Вместе с тем в таком понимании равенства не определен критерий содержания моральных требований. Ведь под него можно подвести любой (в том числе и отрицательный) змист.

В уточненном виде Золотое правило отражено в "Моральному (этическому) законе" И. Канта, согласно которому человек должен действовать только соответственно такой максиме (правила), руководствуясь которой она вместе с тем может пожелать, чтобы это правило стало общим моральным законом. Другими словами, чтобы все другие также могли придерживаться этого правила.

Еще в одном определении категоричного императиву И. Кант дал такую его интерпретацию: робы так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда бы не относился к нему как к средству.

С этими принципами связанный еще один важный в системе этических основ моральный принцип - альтруизм. В теорию морали он был введен О. Контом как основа его этической системы. Принцип альтруизма требовал от человека подавления собственного эгоизма, бескорыстное служение ближнему, готовность отдать предпочтение не своим интересам, а интересам другого.

В системе ценностей советских времен этот принцип нашел продолжение в принципе коллективизма, который определял приоритет коллектива, сообщества, общества над интересами отдельного человека. Приоритетным принципом современного мира является гуманизм - ориентация во всех видах деятельности (в том числе в сфере бизнеса) на человека, ее интересы и потребности, на создание условий для ее развития и самореализации. Ориентация на совокупность этих общечеловеческих моральных принципов в контексте гуманистических приоритетов может служить за моральные основы делового общения с иностранными партнерами. Итак, необходимо учитывать общие основы проявления этих моральных основ в каждой из стран общения.

Вместе с тем надо ориентироваться на общие подходы к учету особенностей делового общения, которые вытекают из истории развития делового общения граждан Украины с иностранцами, их обусловленности социально-культурными особенностями этого общения.

Во-первых, следует учитывать то, что люди вырастают в условиях разных национальных культур. Отличия культур могут быть довольно важными и касаться определенных элементов общения: языка, правил этикета (норм общения, принятых в разных странах или общественных группах), стереотипов поведения, значение определенных форм невербального общения.

Во-вторых, надо учитывать, что Украина продолжительное время была существенно ограничена в деловых контактах с зарубежными партнерами. Контакты реализовывались, как правило, на государственном, официальном уровне. Демократизация общественной жизни, в частности в экономической сфере, значительно расширила возможности для делового общения с зарубежными партнерами. Создание общих предприятий, деловые поездки за границу, широкая спектр международных деловых встреч и переговоров нуждается в знании особенностей делового общения с зарубежными партнерами широким вообще предпринимателей и деловых людей.

В-третьих, некоторая отчужденность от культуры других народов по идеологическим причинам обусловила довольно низкий уровень общей культуры значительной части людей, которые ныне занимаются бизнесом. Итиметься о необходимости изучения особенностей делового общения (как устного, так и письменного), обусловленных традициями национальных культур этих крайн.

Итак, как заметил М. Романов, "путь к успеху лежит через знание норм и правил общения людей в разных ситуациях. Эти правила помогут поддерживать деловые отношения разных стран".

Правила этикета, которые проявляются в конкретных формах поведения, указывают на единство двух его сторон: морально - этической и эстетичной. Первая сторона выражает моральные нормы; заискивающей заботы, поваги, защиты и т.д. Вторая сторона - эстетичная - свидетельствует о красоте, утонченности форм поведения. Вот некоторые советы и рекомендации.

Например, для приветствия пользуйтесь не только словесным средством “Добрый день!”, “Привет”, но и невербальными текстами: поклоном, кивком, взмахом руки и т.п. Можно безразлично сказать “Добрый день” кивнуть главой и пройти мимо. Но лучше совершить иначе, например, “Доброго дня Иван Алексеевичу” и тепло улыбнуться ему остановившись на несколько секунд. Такое приветствие подчеркнет ваши хорошие чувства к этому человеку, она поймет, что вы цените ее, да и звучание собственного имени - приятная мелодия для будь - какого человека.

Обращение без имени это обращение формальное; к кому бы то не было; подчиненного или начальника, соседа или попутчика в гражданском транспорте. Обращение по - имени, а еще лучше - по имени и по-отцовские - это обращение к личности. Произнося имя, по - отцу, мы подчеркиваем уважение к человеческому достоинству, демонстрируем благосклонность. Такое обращение говорит о культуре человека. Конечно, с подобными качествами люди не рождаются. Эти качества воспитываются, а потом входят в привычку.

Но кроме правил культурного поведения существует еще и профессиональный этикет. В жизни всегда были и остаются отношения, которые обеспечивают высочайшую эффективность в выполнении профессиональных функций.

В том или другом коллективе, группе работников, сотрудников, деловых людей составляются конкретные традиции, которые со временем набирают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности.

Деловой этикет - это результат длинного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которые бы оказывали содействие успеху в деловом отношении. Не всегда легко пришлось овладение этих правил, поэтому предприниматель “от сохи“, нередко не одобряет их говоря “Зачем мне все это?”.

Можно придерживаться и данного принципа, но если вы хотите установить крепкое деловое отношение с зарубежными партнерами, то знание делового этикета зарубежных стран есть обов"язковим.

Список использованной литературы

1. Давид Робинсон, Добейся от людей наилучшего. - Г. , 1994.

2. Шмидт Р. , Искусство общения. - Г. , 1992.

3. Митителло В. Л. , Этика и этикет делового человека. - Самара, 1992.

Этика (от греч. ethos - обычай, нрав) - учение о морали,

нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель

для обозначения практической философии, которая должна дать

ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать пра-

вильные, нравственные поступки.

Мораль (от лат. moralis - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах об-

щественной жизни - семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

Важнейшими категориями этики являются: добро, зло, справедливость, благо, ответственность, долг, совесть и т.д. Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов.

Общение - процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Общение выступает как способ существования общества и человека.

Именно в процессе общения происходят социализация личности

и ее самореализация.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной

системы и в различных формах. Его отличительная черта - оно

не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений - это прежде всего получение максимальной прибыли.

Следовательно, этику делового общения можно определить как

совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Этика делового общения представляет собой частный случай этики вообще и содержит ее основные характеристики.

Деловое общение - необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или



коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в

общении. Он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение

или даже сделать его невозможным.

Этика делового общения определяется общественно-экономическим строем общества, структурой егосоциальной организации и господствующимтипом общественного сознания.

В традиционном обществе основным механизмом делового общения являются ритуал, традиция и обычай. Им соответствуют нормы, ценности и стандарты этики делового общения.

У Конфуция есть большое количество изречений, посвященных этике именно делового общения. Прежде всего, они относятся к принципам поведения между руководителем

и подчиненным и раскрытию тех норм и принципов общения, которые делают его наиболее эффективным и действенным с этической точки зрения.

Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.

Когда правитель любит справедливость, никто не осмелится быть непослушным, когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным.

Слушаю слова людей и смотрю на их действия.

Держать два конца, но использовать середину.

Благородный муж, когда руководит людьми, то использует таланты каждого, малый человек, когда руководит людьми, то требует от них универсалий.

Вести сражаться необученных людей - значит бросать их.

Благородные мужи при разногласии находятся в гармонии: у малых же людей гармонии не может быть и при согласии.

Когда не говорите с тем, с кем можно говорить, то упускаете таланты; когда же говорите с тем, с кем говорить нельзя, то тратите слова напрасно. Но умный никого не упускает и не тратит слов напрасно.

Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: говорить, когда не время говорить, -это опрометчивость; не говорить, когда настало время говорить, - это скрытость; и говорить, не замечая его мимики, - это слепота.

Благородный муж... когда глядит, то думает, ясно ли он увидел; а слышит - думает, верно ли услышал; он думает, ласково ли выражение его лица, почтительны ль его манеры, искренна ли его речь, благоговейно ли отношение к делу; при сомнении думает о том, чтоб посоветоваться; когда же гневается, думает об отрицательных последствиях: и перед тем, как что-то обрести, думает о справедливости.

Если для людей, которых заставили трудиться, выбирать посильный труд, то у кого из них возникает злоба?

Казнить, тех, кого не наставляли, - значит быть жестоким; требовать исполнения, не предупредив заранее, - значит проявлять насилие; медлить с приказом и при этом добиваться срочности - значит наносить ущерб; и в любом случае скупиться при выдаче, оделяя чем-либо людей, - значит поступать казенно.

Не зная ритуала, не сможешь утвердиться.

Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?

Изречения великого философа, касающиеся этических норм общения, не потеряли актуальности и в наши дни. Следование им, несомненно, окажет большую помощь в установлении эффективного взаимодействия и поможет избежать многих ошибок в

деловом общении.

На самом деле разве может потерять актуальность тот «путь золотой середины» - путь компромисса, который проповедовал Конфуций, утверждая необходимость «держать два конца, но использовать середину»? Не менее актуально звучит сегодня и его афоризм «Слушаю слова людей и смотрю на их действия», выражающий необходимость соблюдения единства слова и дела, необходимость проверять слово делом.

Можно ли не согласиться с мнением мыслителя о том, что в деловом общении

каждый должен соответствовать своему статусу и учитывать статус

ВВЕДЕНИЕ

Бизнес делается не только на экономической основе, но и на этической. Как недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства в коммерции, так недопустимо нарушать и правила делового этикета.

Осваивая цивилизованный рынок, современные предприниматели должны знать, что лишь 10-15% желающих утвердиться в рыночном мире добиваются своих целей. И именно следование правилам делового этикета и этике делового общения является залогом успеха в бизнесе.

Никогда не задумывались, почему два человека, совершенно равные по способностям и уму, могут в разной степени преуспевать на работе? Первый, хватая звёзды с неба, ни в чём себе не отказывает и состоит в прекрасных отношениях с начальством. Другой же - совсем наоборот: никак не вписывается в коллектив, да и прибыли особой нет. В чём же секрет успешного бизнеса? Не всегда можно добиться хороших результатов одним корпением над поставленной задачей и опухшими глазами перед экраном монитора в десять вечера. И в нашем случае с двумя коллегами, счастливчик овладел всевозможными правилами поведения на работе, когда неудачливый трудяга не имеет ни малейшего понятия о деловом этикете.

Целью данного реферата является изучение темы «Роль этикета в деловом общении».

РОЛЬ ЭТИКЕТА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

Основы этикета делового общения.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успехов, облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения и т.д.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Овладение этикетом способно помочь преуспеть в деле и наоборот, пренебрежение им вполне может разрушить карьеру.

Этикет представляет собой «условный язык», имеющий характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет, с помощью которого можно оценивать человека, судить об уровне его внутренней культуры, его нравственных и интеллектуальных качествах уже по тому, как он входит, как здоровается, каким тоном говорит, какие первые слова произносит.

Этикет (от фр. - etiquette - ярлык, церемониал, норма обхождения) - это совокупность норм и обычаев, регулирующих внешние формы поведения человека в обществе. В понятие этикета входит совокупность правил, связанных с умением держать себя в обществе, внешней опрятностью, правильностью построения беседы и ведения переписки, грамотностью и ясностью изложения своих мыслей, культурой поведения за столом и в иных ситуациях делового и светского общения.

Основную функцию делового этикета можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Деловой этикет основывается на тех же нравственных нормах, что и светский:

  • 1) обязательным условием делового общения является вежливость , которая является выражением уважительного отношения к человеку. Проявлять вежливость - означает проявлять доброжелательность. В деловом мире вежливость рассматривается как экономическая категория, содействующая достижению деловых успехов в партнерстве;
  • 2) тактичность - это чувство меры, соблюдаемое в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает обида, огорчение, а иногда и раздражение. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами;
  • 3) скромность - сдержанность в оценке своих достоинств, знаний и положения в обществе. Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью, т.к. это различные категории;
  • 4) корректность - это нейтральная, официальная, сдержанная, сухая вежливость. Умение вести себя с ориентацией на общепринятые правила приличия в любых обстоятельствах, в т.ч. в конфликтных;
  • 5) благородство - способность совершать бескорыстные поступки, не допускать унижения ради материальной или иной выгоды;
  • 6) точность - соответствие слова делу, пунктуальность и ответственность при выполнении взятых обязательств в деловом и светском общении. этикет личностный темперамент коммуникация

В современном обществе хорошими манерами считаются вежливость, скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Манеры - это способ держать и преподносить себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

К плохим манерам можно отнести привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявление недоброжелательности к окружающим, пренебрежение к чужим интересам и запросам, навязывание другим людям своей воли и желаний, бестактность, неумение сдерживать свое раздражение и т.д.

Этикет делового общения подразумевает уважительное и учтивое отношение к людям; определенные формы знакомства, обращения и приветствия; правила ведения разговора, беседы и переговоров и т.д..

Æ Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы вносят в этикет поправки и дополнения, обусловленные общественным строем своей страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

придворный (государственный) этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов (глав государств);

дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных приемах, визитах, переговорах;

воинский этикет – свод общепринятых правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

религиозный этикет – правила общения с представителями культа той или иной конфессии и нахождения в храмах;

общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Общегражданский этикет, в свою очередь, разделяется на несколько подвидов: делового и неделового общения; обрядовый; застольный; беседы – визуальной, телефонной, электронной и др.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

Что касается общегражданского этикета, то по мере изменений условий жизни людей, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот (например, такой наряд, как штаны, в Средние века мог стоить женщине жизни). Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном случае, может быть уместным в какой-то другой ситуации.


Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что – нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства. К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один – на людях, другой – дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а с близкими людьми не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет – очень важная часть общечеловеческой культуры, выработанная на протяжении многих веков всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, нравственности, а также о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности.È

Æ Истинная вежливость – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться. С товарищами по работе, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическое, ровное отношение к людям вообще – обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения там, где поступки человека во всех ситуациях вытекают из нравственных принципов. В отличие от невежды, который выплескивает свои негативные эмоции на окружающих, вежливый человек умеет их сдерживать.

Быть вежливым – вовсе не значит лебезить и заискивать. Вежливость не только располагает, но и позволяет держать человека на расстоянии.

Тактичность и чуткость по отношению к окружающим – непременное условие плодотворного сотрудничества начальника и подчиненного, коллег по работе. Содержание этих двух благородных человеческих качеств – внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать у них раздражение.

Тактичность и чуткость на самом деле неразрывно связаны с нормальным трудовым процессом в коллективе. Учреждение, в котором работают воспитанные люди, работает как часы: профессиональные проблемы решаются быстро, личные проблемы отступают, если члены коллектива принимают в них участие. Проявите бестактность и хамство по отношению к подчиненному, и его обида немедленно выльется в самых непредсказуемых формах.

Тактичность – это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, личных и служебных отношениях; это умение чувствовать границу, которую никто не вправе переступать. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разница в возрасте, пол, общественное положение, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Впрочем, культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении по отношению к руководителю и к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь почаще вопросом: отвечаете ли вы тем же своему окружению?

Тактичность и чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаях самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не умалит вашего достоинства, но, наоборот, укрепит мыслящих людей во мнении о вашей скромности – исключительно ценной человеческой черты.

Скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто в критических обстоятельствах скромные люди оказываются намного решительнее и активнее.

Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, не требует для себя никаких привилегий. Слово «скромный» родственно словам «укромный» (скрытый) и «сокровенный» (под покровом тайны). Все эти слова связаны одним общим значением – скрыть от глаз людских. Скромный, не обнажающий свой внутренний мир человек является наиболее защищенным.

Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах, – вот решение этого противоречия между требованиями хорошего тона при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.

В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписываемых общегражданским этикетом. Это – одно из знамений времени: темпы жизни, текущие изменения социально-бытовых условий сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому очень многое из того, что было принято еще в начале или середине XX в., может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее лучшие традиции общегражданского этикета, даже изменившись по форме, сохранились.

Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное, благожелательность по отношению к людям – вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже если вы не знакомы со всеми правилами общегражданского этикета, которые существуют в великом множестве.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.

Æ Способ держать себя в обществе, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика – все это называется манерами.

В обществе ценятся скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми – именно на этих качествах и базируются хорошие манеры.

Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, откровенную недоброжелательность к окружающим, пренебрежение к чужим интересам и запросам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и своих желаний, неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, бестактность, сквернословие, употребление унизительных кличек и прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора и поведения за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность, которая не должна быть излишней. Не принимайте за это качество льстивость и ничем не оправданное восхваление увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые что-то видите, слушаете, пробуете на вкус, боясь показаться невеждой. Любое притворство отталкивает.

Умение правильно себя вести в различных ситуациях может оградить вас от недружелюбного отношения, что, безусловно, важно для любого человека, и особенно если речь идет о его деловых отношениях. Обмен формальными любезностями (если только это не откровенный подхалимаж) на самом деле не такая уж банальная вещь, как кажется на первый взгляд. Проявляя должный такт, вы располагаете к себе собеседника и оставляете приятное впечатление – вот и вся аксиома.

Будьте предупредительны по отношению к женщине или человеку преклонного возраста. Проявите свою заботу в форме простого и незатейливого ухаживания. Подайте женщине пальто, пропустите ее вперед, посадите ее за стол в кафе, пододвинув ей кресло, предложите ей первой взглянуть на меню. Для того чтобы так себя вести, совершенно не обязательно заканчивать школу дипломатов. Достаточно быть просто вежливым и усвоить, что люди, окружающие вас, заслуживают не меньшего уважения и внимания, чем вы сами. А проще говоря, выполняйте древнейшее золотое правило: относись к другим людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.

Представление об излишней сложности правил этикета и стремление к упрощению отношений весьма спорно. Перестать выказывать друг другу знаки уважения – это еще не значит относиться к жизни проще.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.

Æ Очень важно найти собственный, неповторимый имидж. Не забывайте постоянно и неусыпно заботиться о своем внешнем облике.

Придирчиво изучайте себя в зеркале и наведите лоск в одежде. Однако заниматься этим можно только дома или в местах, где нет посторонних.

При выборе цветов в одежде следует учитывать следующие закономерности:

Красный цвет в одежде подчеркивает естественную белизну лица;

Синий цвет больше подходит к светлым волосам;

Желтый цвет придает белизне лица фиолетовый оттенок, подходит к темным волосам;

Белый цвет идет людям с розовым оттенком кожи лица;

Черный цвет поглощает блеск других цветов.

Не носите одежду чересчур ярких цветов или слишком пеструю. Выбирайте спокойные тона и фасоны, которые более всего подходят и вам, и мероприятию, в котором вы участвуете.

Не пренебрегайте деталями своего туалета. Мятый костюм, невыглаженная рубашка, линялый галстук скажут о вас больше, чем самый злостный сплетник.

Если вам захочется привести в порядок свой костюм, причесаться, почистить ногти и т. п., выбирайте для этого места, где вас не видят.

Не кладите в наружные карманы ручку, карандаш, очки, расческу и другие предметы.

Всегда крайне важно, чтобы одежда и обувь были чистыми и аккуратными. Состояние обуви характеризует человека. Не выходите на улицу в нечищеной обуви. Войти в общественное место босиком или в грязных ботинках – в равной степени неуважительно.

Не носите шляпу натянутой на глаза (как мафиози) или сдвинутой за затылок (как деревенщина).

В халате или домашних туфлях нигде, кроме спальни или ванной комнаты, появляться не следует.

Какой бы роскошный спортивный костюм у вас ни был, его следует оставить исключительно для занятий спортом. К тому же в недавнем прошлом спортивный костюм в сочетании с кожаной курткой, как и пресловутый красный пиджак, служил традиционным нарядом русских мафиози, членов преступных группировок.

Драгоценности служат не только для украшения. Можно носить булавку для галстука, цепочку для часов, брошь, заколку и др., потому что эти вещи полезны. Но чем они проще, тем лучше. Женщины должны быть особенно внимательны к своим украшениям и не перегружать свой образ их чрезмерным количеством.

Следите за своей походкой. Ходить следует не вразвалку, а твердо, не сгибаясь и с достоинством.

Всегда держите под контролем свои руки. Не жестикулируйте ими без необходимости и не кладите их часто в карманы.

Не свистите на улице и в обществе. Недаром говорится: «Все деньги просвистишь».

Не смейтесь слишком громко, даже если вам очень смешно.

Не курите, если это неприятно другим.

Никогда не забывайте, что на ваш внешний вид и на ваши манеры обращают внимание окружающие.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.

Æ На улице мужчина, как правило, идет слева от дамы. Справа идут только военные, которые должны быть готовы отдать честь.

Сопровождающий даму мужчина не должен курить. Если курят оба, то им имеет смысл для этого остановиться.

Перед входом в помещение мужчина открывает для женщины дверь, а сам входит после нее.

Если мужчина и женщина отправляются куда-либо на такси, то мужчина, подойдя к машине. открывает правую заднюю дверцу. Первой садится женщина, мужчина садится рядом с ней.

Из автомашины мужчина выходит первым и помогает выйти женщине.

Если мужчина управляет машиной сам, то вначале он помогает женщине сесть на переднее сиденье, а потом сам садится за руль.

Спускаясь по лестнице, мужчина идет на одну-две ступеньки впереди женщины, а поднимаясь – на пару ступенек сзади, чтобы, если женщина оступится или поскользнется, он успел ее поддержать.

В гардеробе мужчина помогает женщине раздеться, а выходя, подает ей пальто.

Настоящий джентльмен всегда помогает даме любого возраста нести тяжелые вещи или уступает ей место в общественном транспорте. Но это правило не распространяется на меховую накидку или манто, кроме случаев, когда дама плохо себя чувствует.

Воспитанный мужчина никогда не станет откровенничать по поводу своих отношений с девушкой или женщиной с другим человеком (это называется сплетней и унижает и рассказчика, и слушателя).

Воспитанный мужчина никогда не позволит себе войти в комнату впереди женщины, если только там не темно и ему не нужно включать свет, чтобы она могла войти.

Воспитанный мужчина никогда не станет сидеть в присутствии стоящей дамы или садиться без приглашения.

Не стоит начинать разговор с женщиной или кланяться ей, пока она вас не узнала. Хотя из этого правила есть исключения. Если мужчина желает обратить на себя внимание некоей знакомой, он может догнать ее и осторожно коснуться ее руки или негромко позвать ее по имени-отчеству (но ни в коем случае не по фамилии).

Воспитанный мужчина никогда не станет говорить с женщиной о ее возрасте, если он не три исполнении служебных обязанностей. Априори тут следуют правилу: женщине столько лет, на сколько она выглядит.

Никогда не следует прикасаться к женщине без ее желания, брать ее за руку, притрагиваться к ней во время разговора, толкать ее или брать за руку выше локтя, кроме случаев, когда вы помогаете ей войти в транспорт или выйти из него, а также перейти улицу. Если вы полагаете, что ваши чувства позволяют вам объятия и поцелуи, то в любом случае не стоит этого десть на улице и в присутствии незнакомых людей.

Даже если дама курит, мужчина не должен закуривать, не предложив сначала сигарету той, которую он сопровождает, и без ее разрешения, если она отказалась курить.

В поезде, в толпе у бара не курите, стоя слишком близко к женщине: дым может вызвать у нее отрицательную реакцию. Не курите трубку или сигару в тесном помещении, не спросив разрешения у присутствующих женщин, – ароматы, которые вам кажутся неземными, другим могут показаться омерзительными.

Мужчина не должен говорить за столом о неприятных вещах, затрагивать двусмысленные, обижающие других, и особенно дам, темы.

Джентльмены не опаздывают. Если мужчина встречается с дамой в условленном месте, опоздание на 5-10 минут допустимо, но… крайне нежелательно.

По правилам хорошего тона мужчина приходит на место свидания на несколько минут (но не секунд!) раньше. Его опоздание может поставить даму в неловкое положение; в случае непредвиденных обстоятельств нужно постараться сообщить ей об этом.

Женщина ожидает возлюбленного, пока позволяет сила ее чувства.

Женщина может опоздать на свидание на несколько минут: Но не стоит устраивать испытания возлюбленному на устойчивость и выдержку под дождем или в непогоду.

Влюбленный мужчина никогда не забывает договориться о следующей встрече и не прощается первым. Если ваш друг ведет себя по-другому, то обольщаться на его счет не стоит.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.

ÆТест: насколько вы тактичны?

1. Если друг расскажет вам о том, что его роману пришел конец или что его брак распался, то вы:

а) спросите его, что же произошло (3);

б) скажете, что вам не хотелось бы вмешиваться в это дело (0);

в) выслушаете все, что он захочет вам рассказать (10).

2. Если вы встретитесь с другом, с которым долго не виделись, и окажется, что он сильно располнел, то вы:

а) скажете ему, что он здорово растолстел (0);

б) скажете ему что-нибудь приятное о том, как он хорошо выглядит (0);

в) ничего не скажете (10).

3. Сосед сообщает вам о своей удачной покупке. Если вы знаете место, где эту вещь можно купить за меньшую сумму, то:

а) скажете вашему соседу, что он сделал ошибку

б) посоветуете ему заходить и в другие магазины

в) не станете распространяться о том, была ли эта покупка, по вашему мнению, удачной (10).

4. Вы с группой коллег отправились на загородную прогулку. Выясняется, что один из них забыл дома деньги. Вы:

а) гордо объявите, что заплатите за него (0);

б) ничего не скажете (3);

в) тихо скажете ему, что у вас хватит денег, чтобы оплатить его расходы (10).

5. Для того чтобы устроиться на работу, вам предстоит пройти собеседование. Зная, что работодатель придерживается консервативных взглядов, вы:

а) все равно оденетесь непринужденно (0);

б) наденете очень солидный, вышедший из моды костюм (3);

в) оденетесь в модный деловой костюм, сшитый в строгом стиле (10).

6. Вас пригласили на званый обед. Когда подали второе, оно вам показалось невкусным. Вы:

а) отодвинете свою тарелку в сторону (0);

б) скажете, что сидите на диете (3);

в) беседуя о чем-нибудь интересном, съедите лишь небольшую часть блюда (10).

Результаты теста. Если вы набрали

50–60 очков. Вы легко находите новых друзей и благодаря своей предупредительности по отношению к другим редко оказываетесь объектом нападок.

30–49 очков. В общем и целом вы откровенный человек. Иногда вы наступаете на чужие мозоли, но делаете это без злого умысла.

0-29 очков. Похоже, вам совсем безразлично, что чувствуют другие. Это не лучший путь к налаживанию контактов.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.


Полностью это изречение звучит так: «Noscitur ex socio, qui non cognoscitur ex se» - «От самого человека не узнаем того, что узнаем о нем от его товарища».



Отчетность за сотрудников