Краткая информация о здании гума. ГУМ: описание, история, экскурсии, точный адрес

История ГУМа

Верхние торговые Ряды были открыты 2 декабря 1893 года. Это был исключительный для Москвы и для России проект — на тот момент это был самый крупный пассаж Европы.

Пассажи — крытые торговые улицы — придумали строить в начале XIX века в Париже после наполеоновских войн, под впечатлением от крытых базаров арабского Востока (старейший из них, Passage du Caire, построен в 1799 году). Но это были просто крытые торговые улицы, в универмаги они стали собираться только во второй половине века. Ближайшим аналогом ГУМ’а является галерея Виктора-Эммануила в Милане (1877), но наш московский пассаж в полтора раза больше, и в миланском пассаже не торгуют на верхних этажах — там нет знаменитых гумовских мостиков.

Верхние Торговые Ряды сознательно делались как символ Новой Москвы. Они строились на традиционном месте московского торга, тут были бесконечные лавки, «полулавки», «четвертьлавки», и хотя на Красную площадь ряды выходили гордым классицистическим фасадом Осипа Бове, внутри это живо напоминало Большой базар Стамбула или Дамаска.

Москва после реформ Александра II была местом гордого российского купечества, причудливо сочетавшего в себе в тот момент истовый консерватизм в духе «самодержавия, православия, народности» с открытостью к техническому прогрессу и новым идеям капитализма. Новые Ряды и должны были стать самым модным и технически продвинутым европейским универмагом, но в «русском стиле».


В феврале 1889 состоялся конкурс на проект Рядов, который выиграл Александр Померанцев, Роман Клейн, занявший второе место, потом построил Средние Торговые ряды. Сейчас это кажется фантастическим, но через 4 года — после сноса старых рядов, после археологических раскопок, находки из которых были переданы в Исторический музей — Ряды были открыты. С полной отделкой, со стеклянными небесами Владимира Шухова, с собственной электростанцией, артезианской скважиной, с оптовой торговлей в подвальных этажах, с отделениями телеграфа, банка, ресторанами, парикмахерскими, выставочными залами, ателье — единственное что без собственных дверей.

По первоначальному проекту Александра Померанцева Верхние Торговые Ряды представляли собой 16 больших отдельных зданий с застекленными улицами между ними. Это был целый город, идеальный город русского торгового капитализма: шелковые и парчовые ткани братьев Сапожниковых (6 гран-при на Всемирных выставках), часы Михаила Калашникова (у него купили себе Patek Philippe Лев Толстой и Петр Чайковский), кондитерская Абрикосовых (поставщики императорского двора с правом печатать государственный герб на своих коробках), парфюмерия Брокар (также поставщик императорского двора. А также официальный поставщик испанского королевского двора) и так далее. Вместе с тем на верхних этажах линий товары были гораздо дешевле, а огромный двухярусный подвал использовался для оптовой торговли (он освещался через стеклянные фонари в полу).

В 1917 году торговлю закрыли, товары реквизировали, здесь расположился Наркомпрод Александра Дмитриевича Цюрупы, осуществлявшего отсюда политику «продовольственной диктатуры». В Рядах расположился склад реквизированного продотрядами и столовая для совслужащих.

В 1922 году Владимир Ленин решил, что политика «военного коммунизма» не даст возможности коммунистам удержатся у власти, и объявил НЭП — «Новую экономическую политику». Но сначала он решил попробовать это в Верхних Торговых Рядах и 1 декабря 1921 года подписал «Положение о Государственном Универсальном Магазине (ГУМ)». Мы не чувствуем в этом слове особого привкуса, оно стало для нас привычным, а между тем это одно из немногих выживших в русском языке слов 20-х гг., нечто вроде РККА, Рабкрина, Потребкооперации. Все они умерли за ненадобностью — кроме ГУМ. Рекламой ГУМа, плакатами Владимира Маяковского и Александра Родченко, была заклеена вся Москва — ГУМ стал символом НЭПа.

Сталин закрыл ГУМ в 1930 году, сюда вселились министерства и ведомства, первая линия была полностью закрыта для входа, здесь находился кабинет Берии. Какая-то торговля продолжалась, у фонтана функционировал Торгсин и комиссионный магазин по продаже имущества врагов народа, на Никольскую выходил продуктовый магазин, но в целом ГУМ прекратил свое существование.

Сталин дважды — в 1935 и в 1947 годах — собирался сносить ГУМ, дважды выпускались правительственные постановления, но не дошли руки. Он умер 5 марта 1953 года. Над его гробом его преемник Георгий Маленков провозгласил, что товарищ Сталин завещал нам хранить мир между народами, выдвинул идею длительного сосуществования двух систем и снижения международной напряженности. Был вдвое уменьшен военный бюджет, началось усиленное развитие сельского хозяйства и легкой промышленности — все, что потом получило название «Нового курса» Никиты Хрущева. Но сначала они решили попробовать в ГУМе — он был реконструирован и открыт для публики 24 декабря 1953 года. 23 декабря был расстрелян Лаврентий Берия, газеты сообщили об этом в один день. ГУМ стал символом оттепели.

У ГУМа уникальная судьба — он открывался тогда, когда Россия поворачивалась в сторону людей, нормальной городской жизни, даже счастья. Мода в ГУМе, демонстрационный зал, пластинки в ГУМе, мороженое в ГУМе — все это стало московскими символами. И все это исчезало, когда мы поворачивали в другом направлении.

ГУМ сегодня

Сегодня ГУМ живет так, как он был когда-то задуман, — идеальный торговый город Москвы, будто бы проживший 120 лет своей жизни без потерь и катастроф. С 2007 года вновь радует посетителей фонтан в центре ГУМа — легендарное сооружение, запечатленное и в официальных хрониках ХХ века, и в миллионах частных фотографий (сегодня звук затвора фотоаппарата звучит здесь примерно один раз в три секунды).

Восстановлен легендарный кинозал, вошедший в историю отечественного кинематографа. На внешнем фасаде реализован уникальный проект иллюминации. С 2006 года на Красной площади открывается ГУМ-Каток, который сразу приобрел славу самой яркой ледовой площадки столицы. Мы возродили традиции зимних гуляний на Красной площади, которыми славилась Москва XIX века, но взяли и то светлое и счастливое, что было в XX.

В ГУМе вновь работает Гастроном № 1, который когда-то создавал Анастас Микоян как практическое приложение к своей «Книге о вкусной и здоровой пище». И дизайном, и одеждой продавцов, и даже наличием в ассортименте некоторых классических товаров советской эпохи (например, чай «Три слона») Гастроном № 1 возвращает нас в 1950-60-е годы, хотя это, конечно, игра. По сути своей это магазин, способный удовлетворить гастрономические капризы самого взыскательного сегодняшнего потребителя.

В той же советской стилистике выполнены кафе «Фестивальное» и Столовая № 57. Кафе названо в честь Фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в Москве в 1957 году и собравшего 34 000 человек из 131 страны мира. Об этом событии напоминают рисунки, лозунги на нескольких языках, размещенные на стенах.

Столовая № 57 — это классическая линия самообслуживания, идею которой Микоян подсмотрел в Америке в 1936-м, а смог реализовать только в эпоху оттепели. Правда, еда другая: тут теперь хорошая русская и европейская кухня, а не «хамбургер», как это называл Микоян, то есть не «микояновская котлета», как ее называли советские люди.

ГУМ — не просто магазин, в котором можно купить практически все. Это целый торговый квартал, в котором есть и аптека, и филиал банка, и магазин цветов… Это памятник архитектуры. Это комфортная зона отдыха с ресторанами и кафе. Это художественная галерея и место проведения культурных мероприятий. Это неотъемлемая часть российской истории. Это символ Москвы, и это самое близкое место к Кремлю, где вы можете чувствовать себя в Европе.

Текст: Григорий Ревзин

ГУМ (Государственный универсальный магазин) - уникальный торговый комплекс, расположенный в самом сердце Москвы, на Красной площади. Историческое здание ГУМ - Верхние торговые ряды - является выдающимся памятником псевдорусской архитектуры и одним из самых ярких символов Москвы наряду с Кремлём и .

Здание было построено в 1889-1893 годах по проекту архитектора Александра Померанцева, при участии архитектора Петра Щёкотова и инженеров Владимира Шухова и Артура Лолейта.

Трёхэтажный комплекс занимает целый квартал и состоит из 16 корпусов, разделённых 3 продольными и 3 поперечными проходами-галереями ("линиями") с остеклёнными арочными перекрытиями наверху. Таким образом, внутри себя здание как бы составлено из 16 отдельных построек, объединённых общим фасадом. Главный, боковые и задний фасады пышно оформлены в псевдорусском стиле: среди декоративных элементов, заимствованных из русского узорочья, изобилуют резные наличники и карнизы, ширинки, колонки и полуколонки, гирьки и причудливые кокошники. С каждой стороны здания размещено по 3 входа (на продольные и поперечные линии); центральный вход выходит на Красную площадь и акцентирован сдвоенными башенками, которые перекликаются с и завершением . Любопытно, что над каждым входом размещена фасадная икона.

Главный фасад Верхних торговых рядов (здания ГУМ) проходит вдоль всей Красной площади параллельно Кремлёвской стене и составляет значительную часть её архитектурного ансамбля.

История ГУМа и Верхних торговых рядов

Несмотря на относительно молодой возраст самого ГУМа, история Верхних торговых рядов восходит к куда более древним временам. Красная площадь издавна использовалась как торговая, и напротив Кремлёвской стены находились деревянные лавки, периодически горевшие и перестраивавшиеся. В 17 веке площадь была своеобразным центром розничной и оптовой торговли самыми разными товарами.

В конце 18 века существовавшие лавки Верхних торговых рядов обветшали, и по указу Екатерины II в 1786 году вместо них построили торговый комплекс, оформленный в духе классицизма, проект которого разработал архитектор Джакомо Кваренги. Однако, строительство велось наспех и не было завершено до конца: вдоль площади вытянулось длинное двухэтажное здание, а позади него разместились всё те же деревянные лавки, постоянно горевшие при пожарах - особенно зимой, когда приказчики пытались отапливать их самодельными печами. Как ни странно, в пожар 1812 года квартал с лавками не выгорел, но после окончания Отечественной войны Верхние торговые ряды вновь перестроили, теперь по проекту архитектора Осипа Бове. По сути, они по-прежнему представляли собой тесное нагромождение лавок, спрятанное за цивильными наружными фасадами, поэтому довольно быстро стали ветшать.

Фото: Верхние торговые ряды (вид с Красной площади и с задней стороны), 1884-1886, pastvu.com ( , )

В 1869 году московские власти задумались о перестройке рядов, но было одно но: комплекс состоял из более чем 600 отдельных владений, находившихся в собственности более чем 500 хозяев. Владельцы лавок не согласились с планами города и выдвинули встречную инициативу, создав собственную комиссию о реконструкции Верхних торговых рядов. В течение почти 20 лет лавочники вели переговоры с московским правительством, пытаясь выторговать для себя преференции: в частности, они требовали у города отрезать от Красной площади и бесплатно выделить им полосу земли для расширения проходов между лавками, на что Москва категорически не соглашалась. Добиться успеха удалось лишь в 1886 году, когда новый московский голова Николай Алексеев и городская управа закрыли Верхние торговые ряды по причине их аварийности, а лавки перенесли во временные павильоны. Торговля пришла в упадок, и потерявшие прибыль лавковладельцы вынуждены были согласиться на условия города. Первым шагом в налаживании ситуации стало создание "Акционерного общества Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве": лавковладельцы вносили в него свои постройки и землю под ними в качестве акционерного капитала, а взамен получали акции, распределявшиеся пропорционально доходу от них.

Осенью 1888 года старые Верхние торговые ряды стали разбирать, тогда же был объявлен закрытый архитектурный конкурс на проект новых. Согласно условиям конкурса, облик нового здания должен был соответствовать стилистике уже построенных, чтобы не выбиваться из ансамбля Красной площади. Всего было рассмотрено 23 проекта, лучшей признали работу Александра Померанцева. Второе место занял Роман Клейн, третье - Август Вебер.

В 1889 году началось строительство фундаментов нового здания, а 21 мая 1890 года состоялась официальная церемония его закладки. Строительство велось интенсивно: в 1891 году на нём было задействовано около 3000 человек! Комплекс открывали поэтапно: отдельные его части открылись для посетителей уже в конце 1891 года, а официальная церемония открытия состоялась 2 декабря 1893 года. Впрочем, отделочные работы в некоторых помещениях продолжались вплоть до 1896 года. При магазине была построена собственная электростанция и вырыт артезианский колодец, чтобы обеспечить местный водопровод. На 3 этажах нового здания можно было приобрести любые продовольственные или промышленные товары, а подвал был отведён для оптовой торговли.

Советские годы для Верхних торговых рядов ознаменовались едва ли не беспорядочной чехардой событий. После Революции здание было национализировано, и вместо торгового комплекса в нём разместили Наркомпрод РСФСР под управлением Александра Цюрупы. Фактически, Верхние торговые ряды в те годы стали штабом "продовольственной диктатуры": лавки переделали под кабинеты чиновников и конторы, а также оборудовали склады для изъятых "излишков" продовольствия. На верхних этажах устроили коммунальные квартиры. В 1921 году по указу Владимира Ленина в историческом здании Верхних торговых рядов был открыт ГУМ - Государственный универсальный магазин, но уже в 1930 он был закрыт указом Сталина: сюда вновь въехали чиновники и конторы, здесь же находился кабинет Лаврентия Берии. Здание едва не пало жертвой масштабного строительного проекта: Генплан развития Москвы 1935 года предполагал его снос и строительство высотки Наркомтяжпрома, но планы не осуществились.

Стабильность была достигнута лишь в 1950-х: здание отреставрировали, и 24 декабря 1953 года в нём вновь открылся ГУМ. Коммуналки были расселены, а для контор подыскали другие здания.

После распада СССР ГУМ продолжил своё существование и был сначала акционирован, потом приватизирован. Комплекс сохранил советское название, но всё же перестал быть государственным, поэтому в наши дни под аббревиатурой ГУМ чаще всего подразумевают "Главный универсальный магазин", либо "Главный универмаг Москвы".

Интересные факты о ГУМе и Верхних торговых рядах

Говорят, в 1886 году старое здание Верхних торговых рядов закрыли после несчастного случая: полы настолько прогнили, что примерявшая платье женщина провалилась на нижний этаж и сломала ногу. Говорят также, что обновка в итоге досталась ей бесплатно, потому что напомнить об оплате продавец после случившегося не решился.

Новое здание Верхних торговых рядов, открытое в 1893 году, стало прообразом современных торговых центров. В новом магазине опробовали ряд революционных в те времена торговых новшеств: впервые в России здесь появилась книга жалоб и предложений, а цену на товары стали указывать на ценниках (без возможности торга). Посетители также могли воспользоваться гардеробом, камерой хранения и услугами носильщиков.

Для создания остеклённых арочных сводов над пассажами магазина инженеру Владимиру Шухову потребовалось 60 тысяч стёкол.

В советские годы над зданием Верхних торговых рядов трижды нависала угроза сноса: в 1930-х на его месте могли построить высотку Наркомтяжпрома, в 1947 собирались возводить монумент Победы, а в 1972 году просто сочли, что торговому центру не место напротив Мавзолея. К счастью, в силу разных причин здание сохранилось.

После Революции на верхних этажах здания обустроили коммунальные квартиры. Условия жизни были спартанскими: в комнатах не было водопровода, газа и удобств, большинство из них выходили окнами не на улицу, а внутрь пассажа, под стеклянную крышу. При реконструкции магазина в 1950-х годах коммуналки были расселены.

После самоубийства второй жены Сталина Надежды Аллилуевой в ночь с 8 на 9 ноября 1932 года гроб с её телом был выставлен для прощания в одном из залов ГУМа. Это был едва ли не единственный случай, когда Сталин позволил себе проявить эмоции прилюдно: переживая горечь утраты, он плакал на глазах пришедших.

ГУМ имел невероятную популярность у советских граждан: очереди в нём были настолько длинными, что для их регулирования привлекали специальные наряды милиции.

В ГУМе существовала особая "200-я секция", где обслуживали партийную элиту. В ней можно было купить дефицитные товары, одежду и технику, в том числе и зарубежные. Существование секции было государственной тайной; чиновники высшего ранга и их семьи могли посещать её без ограничений, "приближённых" пониже пускали по разовым пропускам. Позволить посетить двухсотую секцию также могли в качестве награды: в частности, Юрий Гагарин был премирован разовым пропуском после полёта в космос.

В наши дни в здании ГУМа существует "исторический туалет", воссозданный по дореволюционным фотографиям.

Современный ГУМ продолжает нести на себе торговые функции: в наши дни это современный торгово-развлекательный центр с большим количеством магазинов, ресторанов и кафе. Культурная составляющая тоже присутствует: на его линиях часто проводятся различные выставки, появляются инсталляции и арт-объекты, а зимой перед магазином заливают ГУМ-Каток.

Но большинству горожан и туристов он интересен как выдающийся памятник архитектуры, и именно благодаря архитектурным достоинствам здание стало одним из символов Москвы, тиражируемых на открытках и в сувенирной продукции.

ГУМ находится по адресу Красная площадь, 3. Добраться до него можно пешком от станций метро "Охотный Ряд" Сокольнической линии, "Площадь Революции" Арбатско-Покровской и "Театральная" Замоскворецкой.

Н екогда самый крупный пассаж Европы - Верхние торговые ряды, или современный ГУМ. Здание в неорусском стиле построено на исторически торговом месте в конце ХIХ века в рекордно короткие сроки - за три года. На разработку проекта архитекторам дали всего три месяца. Основное условие - сохранение архитектурной гармонии главной московской площади, ведь торговый пассаж оказался лицом к лицу с древним зданием Кремля. Предлагаем вспомнить 10 фактов о памятнике архитектуры с Натальей Летниковой .

Верхние торговые ряды . В центре столицы между Ильинкой и Никольской торговали и триста, и четыреста лет назад. Первые каменные торговые ряды построили еще при Борисе Годунове. Аккурат вдоль Ветошного переулка. При Екатерине II архитектор Джакомо Кваренги разработал проект Верхних торговых рядов в стиле классицизма . Завершал работу после пожара 1812 года Осип Бове. Едва прошло полвека - торговый комплекс потребовал реконструкции. Договориться лавочники с городскими властями так и не смогли. В итоге здание признали аварийным и объявили конкурс на постройку нового.

Всероссийский конкурс . Рациональность, экономичность, архитектурная гармония с историческим пейзажем. Проекты архитекторов, представленные на конкурс, должны были соответствовать как минимум трем требованиям. Свое видение нового здания на московской главной площади представили 23 зодчих из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Одессы и даже Берлина. Разместили проекты в трех залах Исторического музея . К слову, новая постройка должка была гармонировать и с ярким теремом из красного камня - Историческим музеем, выполненным в неорусском стиле.

«Московскому купечеству» . Академия художеств , Строительный отдел Губернского правления, Технический комитет, Архитектурное и Художественные общества. Проект выбирали общими усилиями - специальной комиссией. Первую премию в шесть тысяч рублей присудили работе под девизом «Московскому купечеству» - петербургского архитектора Александра Померанцева. Вторая премия досталась работе Романа Клейна - будущего автора Музея изящных искусств , третья - австрийцу Августу Веберу - одному из авторов здания Политехнического музея . Проект Померанцева утверждал лично Александр III .

От храмов - к торговому пассажу . Архитектор Александр Померанцев к моменту проведения конкурса успел лишь выполнить проект Храма-памятника Александру Невскому в Софии по заказу болгарского князя, построить деревянную церковь в Федоскино и гостиницу в Ростове-на-Дону. Впоследствии Померанцев занял пост главного архитектора Всероссийской выставки 1986 года в Нижнем Новгороде. Вместе с Виктором Васнецовым возводил второй по величине после храма Христа Спасителя - московский собор во имя Александра Невского, разрушенный в 1952 году.

«Город в городе» Александра Померанцева . Шестнадцать отдельных зданий с застекленными улицами между ними, аркадами-галереями. Большой центральный терем с парадным входом, воротами и башенками. Новое здание на Красной площади вышло торжественным и гармонично вписалось в исторический ландшафт. Верхние торговые ряды стали самым большим пассажем в Европе - по длине галерей и площади «стеклянного неба». Над входами в ГУМ размещались иконы с особо почитаемыми святыми: образами Николая Чудотворца , Спаса Нерукотворного, Ильи-Пророка , Сергия Радонежского.

Стеклянное небо «человека-фабрики» . Изобретатель и новатор Владимир Шухов , включенный в сотню выдающихся инженеров всех времен, и при строительстве крыши Верхних торговых рядов применил новаторский подход: арочные конструкции с тросовыми затяжками, что позволило уменьшить вес кровли. Восьмилепестковый купол Шухов спрятал за фасадом здания. Обилие стекла придает зданию ощущение легкости, хотя на строительство перекрытий ушло 800 тонн металла. Ажурный стальной каркас из металлических стержней стал настоящим произведением искусства.

Прогресс в древнерусском стиле . Самая высокотехнологичная московская постройка своего времени. Артезианская скважина, системы отопления и вентиляции, канализация, даже собственная снеготопка и мини железная дорога для перевозки товаров. Газовое освещение в городе и собственная электростанция в торговых рядах. От лавок - к салонам. Торговые ряды стали не только местом купли-продажи, но и прообразом бизнес-центра. На третьем этаже расположились представительства торговых компаний, а в подвале - магазины оптовой торговли.

Торговля в парижском духе . Фиксированную цену на товар в России впервые ввели именно в Верхних торговых рядах. Опыт владельца магазина «Le Bon Marche» Аристида Бусико, установившего ценники и придумавшего распродажи еще в середине ХIX века во Франции, прижился и в российской торговле. В московских Торговых рядах распродажи - «дешевки» пользовались у горожан большой популярностью. Ряды стали своеобразной выставкой достижений капиталистического хозяйства: часы Калашникова, кондитерская Абрикосовых, парфюмерия Брокара. Одним словом, дореволюционные бутики России.Маяковский . «В ГУМ, комсомольцы, в ГУМ, рабфаковцы!» - призывал поэт. Но, уже став Главным универсальным магазином, Верхние торговые ряды не раз находились на грани сноса. В середине 30-х годов ХХ века на Красной площади хотели построить громаду Наркомата тяжелой промышленности - на месте ГУМа. Но план этот остался на бумаге, как и намерение в 1947 году на этом месте установить памятник в память о победе в Великой Отечественной войне . С 1953 года ГУМ вновь становится торговым пассажем и одним из символов города.

История ГУМа началась с того, как после пожара при Иване III пустое место здесь заполнили торговцы. На месте обветшавших лавок XVII века при Екатерине II началось проектирование грандиозного торгового центра в стиле классицизма. Проект разработал сам Кваренги, но строительство велось городскими архитекторами наспех и до конца доведено не было. После пожара 1812 года торговые ряды перестроил другой мастер классицизма, Осип Бове.

Здание Верхних торговых рядов быстро обветшало и морально устарело. Но торговый комплекс состоял из более чем 600 отдельных владений, находившихся в собственности более чем 500 лиц. В течение 20 лет представители лавковладельцев вели безрезультатные переговоры с городским самоуправлением.

В 1886 году новый московский городской голова Алексеев на собрании лавковладельцев наконец добился их согласия на создание акционерного общества. Однако и после этого дело не сдвинулось с места. Тогда управа закрыла Верхние торговые ряды под предлогом их аварийности. Лавки были перемещены во временные здания на Красной площади. Упадок торговли вследствие этих событий оказался настолько сильным, что лавковладельцы наконец решились приступить к реконструкции.

В 1888 году был утвержден устав «Акционерного общества Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве». Лавковладельцы вносили в акционерный капитал свои строения и участки под ними, а акции распределялись между ними пропорционально доходу от существующей недвижимости. Не желающие участвовать в создаваемом обществе могли требовать выкупа их имущества, кроме того, московское городское самоуправление получило право принудительного отчуждения недвижимых имуществ у тех, кто вообще не желал от него отказываться. Имущественные права признавались за существующими владельцами по самому факту текущего владения, без требования купчих (у многих за давностью лет владельческие документы были утеряны) .

В ноябре 1888 года был объявлен закрытый архитектурный конкурс, на который поступило 23 проекта. Торжественное открытие торговых рядов состоялось 2 декабря 1893 года.

Архитектура

Ныне существующее здание Верхних торговых рядов построено параллельно Кремлевской стене по проекту архитектора Александра Померанцева, с участием инженеров Владимира Шухова и Артура Лолейта. Здание выдержано в псевдорусском стиле, элементы декора позаимствованы у русских памятников эпохи узорочья, а сдвоенные башенки над главным входом созвучны завершению соседнего здания Исторического музея.

Аббревиатура ГУМ расшифровывается как Главный универсальный магазин. До 1921 года универмаг назывался Верхними торговыми рядами. Это крупнейший торговый комплекс в центре столицы, занимающий целый квартал Китай-города. Главным фасадом универмаг выходит на Красную площадь. Строение является памятником псевдорусской архитектуры федерального назначения. Принадлежит оно российской компании Bosco di Ciliegi, специализирующееся на продаже предметов роскоши.

Вместо обветшавших лавок XVII столетия во время правления Екатерины II было начато проектирование грандиозного торгового центра, выполненного в стиле классицизма. Проектом занялся Кваренги, но строительство наспех осуществляли городские архитекторы, которое так и не было до конца доведено. Торговые ряды взялся перестраивать после пожара в 1812 году Осип Бове, мастер классицизма.

Верхние торговые ряды, которые мы видим сегодня напротив Кремлёвской стены, было построено в 1890-1893 годах архитектором А. Н. Померанцевым и инженерами В. Г. Шуховфм и А. Ф. Лолейтом. Это строение выдержано в псевдорусском стиле, декоративные элементы были позаимствованы у русских памятников эпохи узорочья. Нельзя не заметить также созвучие сдвоенных башенок над главным входом с соседним зданием Исторического музея.

Торжественное открытие ГУМа или, как они тогда назывались, Верхних торговых рядов при участии генерала-губернатора Сергея Александровича Романова и княгини Елизаветы Фёдоровны, проходило 2 декабря 1893 года.

Гигантское трёхэтажное сооружение, состоящее из трёх продольных пассажей и имеющее глубокие подвальные помещения, умещает более тысячи магазинов. Пассажи перекрыты арочными стальными конструкциями с остеклением шестнадцатиметровых пролётов. Помимо пассажей тут устроены большие залы. Внешняя отделка выполнена из финского гранита, тарусского мрамора и песчаника.

В 1934 году началась подготовка здания ГУМа к сносу. На его месте хотели выстроить огромное здание Народного комиссариата тяжёлой промышленности. К счастью, ГУМ был реставрирован в 1952-1953 годах. Теперь это был Государственный универсальный магазин. Хотя сегодня торговый комплекс уже не является государственным, его название ГУМ все еще используется, как и старое название «Верхние торговые ряды».

В этом магазине можно купить практически всё. Это целый торговый квартал, где есть и аптеки, и магазины цветов, и филиалы банков, и комфортные зоны для отдыха, и рестораны, и кафе. Это к тому же еще и художественная галерея, где проводятся культурные мероприятия.
Торговый Дом «ГУМ» — это известнейший торговый комплекс Москвы.



Отчетность за сотрудников