Конспект логопедического занятия "перелетные птицы". Конспект НОД в старшей логопедической группе «Возвращение перелетных птиц

Тема занятия в старшей логопедической группе детского сада: "Перелетные птицы. Употребление предлогов В-НА в предложном и винительном падежах".
Цель: развивать лексико-грамматические средства речи.
Речевые задачи:
1.Расширять и активизировать словарь по данной теме.
2.Вырабатывать умение использовать в речи существительные в предложном и винительном падежах с предлогами В-НА.
3. Строить короткое высказывание по предметной картинке.
Познавательные задачи:
1. Закреплять представления детей по изученной теме «Зимующие птицы».
2.Формировать представления детей по теме «Перелётные птицы».

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по изученным темам, музыкальная запись птичьих голосов, фланелеграф, силуэты птицы, ветки, скворечника, крыши дома.
Ход занятия.
1.Организационный момент:
Логопед предлагает детям приготовиться внимательно послушать и сказать, что они услышали.
(Включается запись птичьих голосов. Дети говорят, что это поют птицы).
2. Повторение пройденного материала:
Логопед показывает детям предметные картинки с изображением зимующих птиц (ворона, воробей, синица) и просит назвать каждую, затем вспомнить, как можно назвать их одним словом. Повторяется толкование слова «зимующие», выученное на прошлых занятиях.
Логопед предлагает изобразить звуки, издаваемые этими птицами (кар-кар, чив-чив, синь-синь), а затем просит рассказать по каждой картинке по образцу: это ворона, она каркает; это воробей, он чирикает; это синица, она синькает.
3.Знакомство с темой «Перелетные птицы».
Логопед предлагает проверить, кто помнит, с чего началось занятие. (Дети слушали пение птиц). Кому понравилось слушать пение птиц? Кто хочет увидеть этих птиц и узнать их названия?
Логопед предъявляет поочередно предметные картинки с изображением соловья, жаворонка, скворца, называя их и рассказывая о каждой:
Это скворец. Он прилетает к нам ранней весной, когда снег еще не растаял. Люди радуются прилёту скворцов и готовят для них специальные домики-скворечники.
Это соловей. Он прилетает в наши края в конце весны, когда на деревьях ужу начали распускаться листочки.
Это жаворонок. Его можно увидеть в наших краях в начале лета, когда становится совсем тепло и деревья покрыты зелеными листьями.
(Каждый рассказ логопед сопровождает показом сюжетной картинки с временами года).
Озвучивается вывод: птицы, пение которых мы сегодня слушали, живут у нас только в теплое время года, а на зиму перелетают в теплые края, поэтому соловей, жаворонок, скворец – перелётные птицы.
Физминутка
«Воробышек, чирикни!» Воробышки (все дети) встают в ряд, водящий стоит к ним спиной на расстоянии 4-5 шагов и говорит: воробышек, чирикни. Один из детей по указанию логопеда «чирикает», водящий угадывает воробышка. Тот становится водящим.
4. Работа с лексико-грамматическим материалом в контексте изучаемой темы.
Логопед говорит, что сейчас мы будем встречать перелетных птиц. Они будут прилетать и садиться на разные предметы: это ветка, это крыша, это скворечник, это гнездо, это дерево.
-Вот прилетел соловей (жаворонок, скворец). На что сел соловей (жаворонок, скворец)? (логопед перемещает фигурку птицы так, чтобы дети отвечали: на ветку, на крышу, на дерево)
-Вот прилетел скворец. В чем поселится скворец? (в скворечнике)
-Вот прилетел жаворонок. В чем поселится жаворонок? (в гнезде)
Логопед предлагает представить, что в группу прилетела птичка.
-На что она может сесть? (дети называют окружающие предметы, используя предлог НА и помещают фигурку птицы на названный предмет).
-Если ей у нас понравится, в чём поселится птичка? (дети называют окружающие предметы, используя предлог В и помещают фигурку птицы внутрь названного предмета).
Логопед контролирует правильность употребления форм слов в винительном и предложном падежах с предлогами В-НА и адекватность предложенных вариантов. Если ответ ребенка ошибочен по смыслу или грамматически, логопед предлагает детям подумать, как надо сказать правильно.
5. Подведение итогов.
Логопед просит детей вспомнить, как называются птицы, о которых сегодня говорили, как назвать их одним словом, почему.
Выясняется, что понравилось на занятии.
Отмечаются успехи детей.

ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

Учитель-логопед

Ерышева О.Н.

Цели:

    Обучающие:

Учить употреблять предлоги в самостоятельной речи детей.

Работать над слоговой структурой слов, обозначающих перелётных птиц.

Составлять описательные рассказы с опорой на схему.

    Коррекционные:

Уточнить имеющиеся знания по теме «Весна» и «Перелётные птицы».

- Рас ширя ть активный словарь по теме «Перелётные птицы».

- Совершенствовать навык составления разных типов предложений с предлогами и союзами.

- Работать над грамматическим строем речи:

Родительный падеж ед.и мн.числа;

Согласование числительных с существительными.

Учить выделять «4-й лишний» с объяснением.

3. Развивающие:

Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память;

Развивать общую и мелкую моторику.

4. Воспитывающие:

Учить вежливости, такту, взаимовыручке, доброжелательному отношению, чувству коллективизма, доброму отношению к природе и птицам.

Оборудование: костюмы лягушки, аиста; шапочки грача, жаворонка, сороки, жаворонка; разрезные картинки перелётных птиц; картинки с изображением птиц; схема пересказа о ласточке; запись с голосами птиц.

1. Организационный момент. (Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед.

Какое сейчас время года?(Сейчас время года весна).

Какое время года было перед весною?(Перед весною была зима)

Какое время наступит после весны?(После весны наступит лето).

Какая часть весны сейчас?(Сейчас середина весны)

Логопед . Ребята, перед началом занятия скажем наш девиз:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней.

Если всё зазеленело и в полях звенит ручей. Если солнце ярче светит.

Если птицам не до сна,

Если стал теплее вечер,

Значит, к нам пришла…(весна)

Логопед. Да, с приходом весны всё оживает вокруг. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Сейчас проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки:

(отвечать предложением, начинать со слова «весной»)

1. Что весной греет, светит, припекает?(солнце)

2.Что весной голубое, высокое, чистое?(небо)

3. Что весной бежит, журчит, поёт?(ручьи)

4. Что с крыши свисает, капает, тает?(сосульки)

5.Что весной темнеет?(снег)

Что весной, капает, звенит, поёт?(капель)

Давайте представим, что мы попали в весенний лес .

Закройте глазки и считайте со мною до трёх. 1-2-3 чудо произойди!

(включается запись со звуками леса, пением птиц).

- Ну, что чудо произошло? –Да!

Ребята, мы с вами попали в весенний лес! Лес – это большой и настоящий друг. А ещё это дом для зверей и птиц. Послушайте, кто же это поёт в лесу?

Это птицы!

Логопед. Конечно, ребята. А ещё ребята, весной к нам возвращаются птицы, которые улетели осенью в тёплые страны.

Как называются эти птицы?(перелётные)

Логопед . Правильно. Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах. ( Зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы. Они летят стаями и кричат. Птицы то же рады весне.)

Логопед. . Почему они называются перелётными?

Дети . Перелётные птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные края.

Логопед . А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко » и узнаем какие птицы прилетают весной.

1.В деревянный свой дворец

Прилетел весной …(скворец)

2.Песен звонких не жалей

Нам весною …(соловей).

3.Клином печальным в небесной дали

С криком печальным летят…(журавли)

4. Пёстры грудка, хвост, макушка

В лесу и в часах кукует..(кукушка).

5.С буквы «А»начинается

Имя птицы…(аиста).

6.По весне к нам с юга мчится

Чёрная как ворон птица.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Для деревьев наших врач,

Ест букашек разных…(Грач).

Логопед . Назовите, ребята, каких перелётных птиц вы знаете?(грач, соловей, кукушка, ласточка, дикие утки, скворцы…

Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»

Тили-тели, тили-тели – (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопитесь, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели ,(снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие зап е ли!( указательным и большим пальцем делают клюв – «птицы поют»)

Логопед . «4-лишний» -Какая птица лишняя?(Соловей, аист, кукушка, сорока)

Дети . Лишняя сорока – она зимующая птица.

Ворона, воробей, голубь, грач

Дети. Лишняя птица грач–это перелётная птица.

Логопед. Рассказ о птицах.(Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинается строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. На одном дереве можно насчитать 15-20 гнёзд.)

Грач

Грач – птица большая. Она похожа на ворону. У неё большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый. Он поедает жуков, личинок, червей. Грач делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.

Поиграем в игру «Почини предложение» ( подобрать нужный по смыслу предлог(из, в, к, над, на, по)

Грач вылетел (из) гнезда. Грач прилетел (в) гнездо. Грач подлетел (к) гнезду. Грач кружит (над) гнездом. Грач сел (на) ветку. Грач ходит (по)земле. Грач сидит (под)деревом.

2) Детки домик смастерили

И на дерево прибили.

Поселился в нём певец.

А зовут его?... (Скворец )

Скворец

Скворцы прилетают вслед за грачами. Птица небольшого размера, перья чёрного цвета с белыми пятнышками. Клюв мощный, на голове чёрный хохолок. Питается червями, гусеницами, бабочками. Они охраняют леса и сада от вредителей. Скворец живёт в скворечнике.( летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара скворцов.)

Игра « Подбери словечко»

Логопед.

- Как назвать скворца ласково ?(Скворушка )

- Кто у скворца птенец, птенцы?( Скворчонок, скворчата )

- Как называется их мама?( Скворчиха)

- Какой домик строят люди для скворцов весной ?(Скворечник)

Логопед .

3) Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это…(соловей) Назовём соловья ласково(соловушка).

Соловей

Соловьи прилетают, когда деревья и кустарники одеваются листьями. Эта маленькая, серенькая птичка, очень красиво поёт. Его жилище – гнездо. Питается насекомыми и семечками. Прочитать. В народе есть примета : «Соловей всю ночь поёт – к хорошей погоде».

4) Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый

А затылок, голый, красный

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.(Журавль)

Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые.

Образование родственных слов . Птенцы у журавля – журавлята, журавлёнок, мать журавлят – журавлиха, стая журавлей – журавлиная, ласково назовём - журавлик, журавушка.

Сюрпризный момент.(стук по стеклу, как птичка клювом)

Ребята, как- будто птичка клювом в окно постучала, да и кажется письмо принесла.

Голубь бросил к нам в оконце о кого-то письмецо.

Видно он заторопился, очень быстро удалился,

Почты много набралось, он не всю её разнёс.

Что ж вам прочитаю, от кого оно узнаю.

«Здравствуйте, мои маленькие друзья!

Хочу услышать рассказ о птичке, которая весной возвращается к вам из тёплых стран.

А пока высылаю ребус с фотографией этой птички.

(Ла 100 чка).

Ласточки и стрижи прилетают позже других птиц, ведь им нужно, чтобы появилось достаточно много летающих насекомых.

Логопед . Давайте попробуем составить рассказ по картинкам о ласточке. (Дети переворачивают подснежники и составляют предложения).

Ласточка – красивая перелётная птица.

У ласточки головка чёрненькая, грудка беленькая с красно-синим гастуком. Хвост и крылья длинные, острые.

Живёт ласточка в гнезде под крышей дома. Строит гнездо из веточек, травинок, глины.

Враг ласточки – кошка. Ласточки дружно защищаются от врагов.

Питается ласточка насекомыми: гусеницами, комарами, червячками, жучками.

Ласточка красиво поёт. Своим звонким, весёлым щебетаньем она радует людей.

Игра «Птицы улетели».

Ласточка – ласточки – нет ласточек

Журавль – журавли – нет журавлей.

Скворец – скворцы – нет скворцов.

Соловей – соловьи – нет соловьёв

Жаворонок – жаворонки – нет жаворонков

Лексико-грамматическая игра «Скажи наоборот»

К ороткий хвост – длинный хвост

Чёрный клюв – белый клюв

Тонкая шея – толстая шея

Острый клюв – тупой клюв

- Впиши буквы в фигурки в соответствии с образцом. Прочитай название птиц и соедини с образцом. (на парте).

Индивидуально(собрать разрезные картинки перелётных птиц)

-Упражнение «Закончи предложение »

Мне очень понравились все ваши рассказы и стихи. Но остались ещё некоторые вопросы. Попробуем ответить на них ответить на них.

Весной птицы строят гнёзда, потому что…(дети повторяют фразу и договаривают её до конца) они выводят в них птенцов.

Первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что… насекомые прячутся и им нечем питаться.

Осенью последними улетают лебеди, утки и гуси, потому что…водоёмы долго не замерзают и дают им пищу.

Все люди любят слушать соловья, потому что … он замечательно поёт.

Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что … птицы их уничтожают.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что…(она не вьёт себе гнезда).

Птиц нужно любить и охранять, потому что… они приносят большую пользу(украшают нашу природу, замечательно поют и т.д.)

Логопед . А теперь наша театральная страничка «Встречи в весеннем лесу»

Аист и лягушка

Поспорила лягушка с аистом, кто красивее.

- Я! – Посмотри, какие у меня красивые ноги!

-Зато у меня их четыре, а у тебя только две!

-Да, у меня только две ноги, но они длинные!

- А я квакать умею, а ты нет!

- А я летаю, а ты только прыгаешь!

- Летаешь, а нырять не можешь!

- А у меня есть клюв!

- Подумаешь, клюв! На что он нужен?

- А вот на что!

(рассердился аист и проглотил Лягушку).

Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

(С.Михалков).

Чья проталина

(Под музыкальное сопровождение выходят сорока, грач, жаворонок)

Сорока: Тра-та-та! Никак проталина? Моя, моя! Моя проталина, раз я первая её увидела!

Грач : Здрасьте, уже явилась! И прямо на мою проталину! Некрасиво!

Сорока: Это почему же она твоя? Я первая её увидела!

Грач: Ты увидела, а я к ней издалека летел! Тёплые страны покинул. Где проталина – там и мы, грачи! Моя проталина!

Жаворонок: А я родился на ней!

Логопед : Не ссорьтесь друзья, проталина, как проталина. А зачем она вам?

Сорока. А семена? А ростки зелёные?

Грач . Посидеть, походить, размяться! Носом в земле порыться.

Жаворонок. А петь-то над проталиной как хорошо! Сколько в поле проталин, столько и жаворонков над ними и все поют! Нет ничего лучше нашей проталины!

Логопед: А что вы тогда спорите, раз она ваша? Жаворонок хочет петь – пусть поёт, грач хочет ходить – пусть ходит.

Итог занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о каких птицах сегодня мы говорили на занятии?

Что вам понравилось на нашем занятии?

Конспект логопедического занятия по теме "Перелетные птицы"

Задачи:

Закреплять представления детей о перелетных птицах.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия Тема: Перелетные птицы

Задачи:

Закреплять представления детей о перелетных птицах.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

1. Организационный момент.

Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне. Птицы торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А осенью снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.

2. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

3. игра «Назови что это»

Светит, греет… (солнце).

Тает, темнеет… (снег).

Бегут, журчат, звенят… (ручьи).

Капают, тают… (сосульки).

Пробиваются, распускаются… (подснежники).

Набухают, лопаются… (почки).

Распускаются, зеленеют… (листочки).

Чирикают, прыгают… (воробьи).

Возвращаются, поют, вьют гнезда… (перелетные птицы).

4 . Физкультминутка.

«Ласточки летели» Координация речи с движением.

5. Игра «Четвертый лишний?»

На слайдах демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

Голубь , ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Ворона, воробей, голубь, скворец .

Соловей, жаворонок, воробей , ласточка.

Сорока, грач , снегирь, синица.

Лебедь, цапля, голубь , аист.

6. ИГРА «У кого – кто?»

Встали в круг. Кому я кину мяч, тот называет птенца той птицы,

Которую я назову.

У кукушки – кукушата, у ласточки - ...,

У скворца – ..., у журавля - ...,

У стрижа – ..., у лебедей – ...,

У уток – ..., у гусей - ...,

У грача – ...

7. ИГРА «Кто за кем прилетел?»

Сначала прилетели грачи, за грачами – скворцы, за скворцами –

Ласточки, за ласточками – журавли.

***, возьми грача.

***, возьми скворца.

***, возьми ласточку.

***, возьми журавля.

***, повтори, кто за кем прилетел.

***, повтори

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Заостровская средняя школа»

структурное подразделение «Детский сад с. Заостровье»

Архангельская область, Приморский район

Методическая разработка музыкально-логоп едического занятия «Перелетные птицы»

с элементами здоровьесберегаю щих технологий и ИКТ

(дети старшей группы с родителями)

Составитель: Коноваленко Ирина Николаевна, учитель-логопед

Это обобщающее занятие по теме «Перелетные птицы», которое проводят: логопед, музыкальный руководитель и родители. На занятии использовались элементы здоровьесберегаю щих технологий: психогимнастика, кинезиологически е, дыхательные упражнения, игры с речевым сопровождением, логоритмика. Презентация «Перелетные птицы» позволяет повысить интерес детей, сократить время на подготовку наглядного материала для занятия. Совместные занятия с родителями решают задачу сотрудничества, вовлечения родителей в коррекционный процесс.

Цель: систематизироват ь знания детей о перелетных птицах.

Задачи:

    Активизация словаря по теме (названия птиц, их птенцов, подбор антонимов, глаголов, упражнять в образовании сложных прилагательных).

    Совершенствовани е грамматического строя речи (образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, упражнение в согласовании количественных числительных и существительных, употребление предлогов, работа с деформированной фразой).

    Работа над связной речью (упражнять в составлении пересказа с опорой на серию сюжетных картинок).

    Развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, словесно-логичес кое мышление, координацию движений, мелкую и общую моторику, двигательную активность детей.

    Воспитывать у детей бережное отношение к птицам.

Оборудование:

Презентация «Перелетные птицы», столы-«острова» - 8 шт., картинки – названия островов, шапочки с изображением перелетных и зимующих птиц, игра «Считай и называй», скворечник и скворец, серия сюжетных картинок «Грач – спасатель», игра «Прятки», аудиозапись «Пение кукушки», музыкальное сопровождение: Сен-Санс «Лебедь»

В зале по кругу расставлены 8 столиков – островов. На всех столиках стоит картинка – название острова. На каждом острове находится один родитель и проводит с детьми соответствующую игру. В центре зала находятся дети. В течение всего занятия дети двигаются от одного столика – острова к другому и играют.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Логопед: Наступает долгожданная веселая солнечная весна. Скоро к нам вернутся перелетные птицы. Почему их называют перелетными? (потому что они осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются).

Логопед: Почему осенью они улетают от нас? (становится холодно и нечем питаться).

Давайте поиграем, превратимся в птиц.

Игра «Зимующие – перелетные» (М.Картушина)

Дети надевают шапочки с изображением птиц (зимующих и перелетных) и образуют круг. Взявшись за руки, идут под песню:

Утки, гуси, журавли,

Жаворонки, кулики

Из-за моря прилетали,

А их дома поджидали

Вороны - караконы,

Сороки - белобоки,

Воробьи, синицы –

Зимующие птицы.

На 2-ю часть музыки дети – «птицы» «летают» по залу в свободном направлении, на окончание музыки дети встают в 2 круга. Побеждает команда, которая быстрее построится.

Логопед: А сейчас посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний и почему?

Игра «Четвертый лишний»

Ласточка, бабочка , цапля, журавль

Грач, воробей , скворец, дрозд

Ворона, воробей, голубь, скворец

    Основная часть.

Логопед: Очень длинный путь преодолели птицы, пока долетели до нас. Они все время были в полете, только иногда приземлялись на острова, для того, чтобы отдохнуть. Сегодня мы с вами совершим путешествие по этим островам и будем играть с перелетными птицами. Сначала вспомним, как журавли учатся летать.

Дыхательное упражнение «Журавли учатся летать » (Н.В.Нищева).

Дети разводят руки в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох. Для усложнения можно выполнять взмахи руками с одновременным поочередным подниманием ног и движением по кругу.

Логопед: Итак, полетели. (Дети под музыку «летят» по залу и останавливаются у первого «острова»).

1 остров «У кого – кто?»

Что делают птицы весной? (строят гнезда, выводят птенцов).

Сейчас мы вспомним, как называются птенцы разных птиц.

Игра «У кого – кто» (с мячом).

У грача – грачата

У журавля – журавлята

У стрижа – стрижата

У утки – утята

У скворца – скворчата

У галки – галчата

Психогимнастика «Птенцы».

Давайте покажем, как жалобно смотрят птенцы, когда хотят кушать (дети изображают мимикой); птенцы увидели большую чужую птицу и испугались; птенцы дождались маму и повеселели.

Как птицы заботятся о птенцах? (Они защищают их, кормят)

Кинезиологическо е упражнение «Ищет птичка»

Поочередное соединение всех пальцев с большим (1-2, 1-3, 1-4, 1-5)

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков.

Логопед: Птичка накормила своих птенцов и мы можем продолжать наш полет (дети под музыку «летят» по залу).

2 остров «Скажи наоборот»

- Все птицы разные: есть большие и …(маленькие); клювики у них короткие и … (длинные). Поиграем в игру «Скажи наоборот»

Аист большой, а соловей … (маленький)

У журавля длинная шея, а у дрозда … (короткая)

У соловья серая грудка, а у ласточки … (белая)

Аист белый, а грач … (черный)

Дети продолжают «полет».

3 остров «Считай и называй»

Сосчитайте птиц: сколько нарисовано аистов… , кукушек … , грачей … , скворцов … , ласточек … , соловьев … . Напишите в кружке цифру-количество птиц (под изображением птицы).

Ответ детей: 1 аист, 5 соловьев, 2 грача, 2 кукушки, 3 ласточки, 4 скворца.

А сейчас возьмем палочки и простучим (по слогам) названия этих птиц.

Игра «Стукалочка»

Звучит музыка, дети двигаются к следующему острову.

4 остров «Чей, чья, чье, чьи?»

- Внимательно посмотрите на картинку. Что здесь нарисовано? (Из-за облака видны только части птиц: хвост, клюв, крыло…). Отгадайте и скажите, чье это?

Хвост ласточки - … (ласточкин хвост)

Клюв аиста - … (аистовый клюв)

Крыло журавля - … (журавлиное крыло)

Лапки утки - … (утиные лапки)

Голова грача - … (грачиная голова)

(Звучит пение кукушки)

Музыкальный руководитель: Кто это поет? (кукушка). Кукушка что делает? (кукует). Давайте и мы споем песню о кукушке.

Дети исполняют песню «В лесу поет кукушка»

«Полет» продолжается.

5 остров «Скажи одним словом»

У цапли ноги длинные, поэтому ее называют … (длинноногой)

У ласточки длинный хвост, значит она … (длиннохвостая)

У грача черные глаза, он – … (черноглазый)

У аиста длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювым)

У лебедя длинная шея, его называют … (длинношеим)

Дети «летят» по залу.

6 остров «Составь предложение»

Что нарисовано на карточке? (Схема предложения). Кто догадался, что мы будем делать? (Составлять предложения). Что делает скворец?

(Родитель показывает скворечник и передвигает картинку – скворца, а дети составляют предложения).

Скворец вылетел из скворечника.

Скворец залетел в скворечник.

Скворец кружился над скворечником.

Скворец сел на скворечник.

Скворец сидит под скворечником.

Логопед: «полетели» к следующему острову.

7 остров «Нелепицы»

Послушай предложения. Так бывает? Составь предложения правильно.

Птенцы высиживают яйца.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

Дети сделали для аистов скворечники.

Тело птицы покрыто шерстью.

Червяк склевал скворца.

Скворец живет в будке.

Песня спела соловья.

«Полет» продолжается.

8 остров «Сказка»

Послушайте сказку. Рассмотрите картинки. Расставьте их по порядку. Перескажите эту историю. Придумайте название сказки.

Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: «Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем».

Взмолился Росток: «Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!»

Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: «Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет».

(Дети расставляют картинки в правильном порядке, пересказывают сказку, предлагают ее название).

Логопед: Это был последний остров. Нам пора возвращаться домой.

Звучит музыка. Дети «летят» по залу.

3. Итог занятия.

Логопед: Ой, что это лежит у нас под ногами? (Конверт с письмом).

Что нарисовано на конверте? (Человек кормит птицу) Значит, человек заботится о птице. Давайте вспомним, как нужно охранять птиц, чего нельзя делать. (Дети объясняют схемы)

1. Нельзя разрушать гнезда, потому что птицы в них выводят птенцов.

2. Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

Что мы сегодня делали? (Летали на острова и играли с перелетными птицами)

Дети исполняют танец «Лебедь».

Литература:

    Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.

С – Пб., ИД «Литера» 2006г.

    Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания

для детей 5-7 лет с ОНР.

М., Издательство «Гном и Д», 2008г.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.

Цель: развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, учить дифференциации носового вдоха и ротового выдох, закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.

Планируемые результаты: знает название перелетных и зимующих птиц, правильно употребляет обобщающие понятие «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»; умеет делить слова на слоги и выделять первый и последний звук в слове.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, мяч, фишки.

Содержание организованной образовательной деятельности

1. Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка-

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».

Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).

Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить (упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).

Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.

Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).

Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).

3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»

Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.

4. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

5. Игра «Найди звук».

Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

6. Игра «Назови детеныша»

Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.

Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

У скворца-… (скворчата)

У грача-… (грачата)

У журавля-… (журавлята)

У кукушки-… (кукушата)

У аиста-… (аистята)

У лебедя-… (лебедята).

7. Упражнение «Назови признак»

Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

8. Упражнение «Назови какой»

Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

9. Игра «Слова-действия»

Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

10. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: - Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.

11. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове; вспоминает с детьми вместе, что нового они узнали о птицах.



Отчетность за сотрудников