Занятие в старшей логопедической группе « Перелётные птицы. Развитие речи. лексическая тема "перелётные птицы"

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.

Цель: развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, учить дифференциации носового вдоха и ротового выдох, закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.

Планируемые результаты: знает название перелетных и зимующих птиц, правильно употребляет обобщающие понятие «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»; умеет делить слова на слоги и выделять первый и последний звук в слове.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, мяч, фишки.

Содержание организованной образовательной деятельности

1. Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка-

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».

Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).

Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить (упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).

Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.

Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).

Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).

3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»

Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.

4. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

5. Игра «Найди звук».

Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

6. Игра «Назови детеныша»

Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.

Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

У скворца-… (скворчата)

У грача-… (грачата)

У журавля-… (журавлята)

У кукушки-… (кукушата)

У аиста-… (аистята)

У лебедя-… (лебедята).

7. Упражнение «Назови признак»

Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

8. Упражнение «Назови какой»

Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

9. Игра «Слова-действия»

Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

10. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: - Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.

11. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове; вспоминает с детьми вместе, что нового они узнали о птицах.

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

  • учить образовывать родственные слова;
  • учить проводить звукобуквенный анализ слов;

Коррекционно — развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать навыки словообразования;

Коррекционно — воспитательные:

  • формировать навык самооценки;
  • закрепить знания об окружающей среде и воспитывать заботливое отношение к её жителям;

Ход занятия:

Организационный момент.

Первый вариант:

Логопед: Ребята, посмотрите, какой солнечный и замечательный сегодня день. Какое время года за окном? Подвести детей к правильному ответу на вопрос.

Давайте вдохнём глубоко весенний свежий воздух.

Работа над дыханием : вдох через нос, длительный выдох через рот…

Второй вариант:

Логопед: Ребята, сегодня на улице, к сожалению, дождь. Но, как известно, у природы нет плохой погоды. Какое время года за окном? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Очень часто от людей можно услышать, что в воздухе пахнет весной. Давайте вдохнём глубоко весенний свежий воздух.

Работа над дыханием: вдох через нос, длительный выдох через рот…

Педагог загадывает детям загадку:

Снится ночью пауку

Чудо — юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит — плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это … птица.

Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о весне и о перелётных птицах. Каких вы знаете перелётных птиц? Дети называют перелётных птиц.

Игра «Подбери признак».

Ребята, посмотрите внимательно на птиц, скажите, какие части тела есть у птиц. Подвести детей к правильному ответу на вопрос.

1. Логопед: А сейчас давайте названия частей тела птиц разделим на слоги, но прежде вспомним, что такое слоги. Как мы делим слова на слоги? Дети вспоминают и проговаривают правило.

2. Логопед: Посмотрите внимательно на птиц. Чем птицы отличаются друг от друга? Подвести детей к правильному ответу на вопрос.

Дети называют отличительные признаки птиц.

Затем педагог заостряет внимание детей на иллюстрациях, которые находятся на доске. Среди перелётных птиц находится одна зимующая.

Логопед: Ребята, вы ничего странного не замечаете? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Значит, эта птица какая? (Лишняя) Правильно, ведь зимующие птицы давно уже улетели.

Педагог убирает с доски картинку с изображением зимующей птицы.

Гимнастика для глаз.

3. Игра «Четвёртый лишний».

Физминутка (видео).

Логопед: Ребята, какие перелётные птицы прилетают к нам самыми первыми, едва начинает таять снег. А ещё принято считать, что эти птицы самые дружные из всех перелётных. Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Конечно же это грачи.

4. Звукобуквенный анализ слова ГРАЧ.

5. Логопед: Я предлагаю вам составить предложение к готовой схеме . Будьте внимательны.

Дети составляют предложение к схеме. Анализ предложения.

6. Логопед: Иногда, когда мы гуляем на улице или просто наблюдаем за птицами в окно, мы непроизвольно начинаем их считать. Я тоже предлагаю вам посчитать птиц.

Игра «Посчитай — ка».

7. Логические задачки:

Чего больше — крыльев или птиц?

Чего больше — перьев или крыльев?

Чего больше клювов или хвостов?

8. Игра «Исправь предложение»:

Червяк склевал скворца.

Песня спела соловья.

Гусеница съела кукушку.

Птицы высиживают птенцов, а потом откладывают яйца.

Весной перелётные птицы улетают на юг.

Как на белом на снегу

Мёрзнут ласточки в пургу…. Так бывает или нет?

9. Логопед: Скажите, как мы помогаем птицам? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Я хочу, чтобы вы об этом не забывали. Давайте с вами из букв выложим предложение: ПТИЦЫ — НАШИ ДРУЗЬЯ. Пальчиковая гимнастика.

(Звучит музыка П.Чайковского. Времена года. Апрель).

Коллективная работа. Дети договариваясь друг с другом выкладывают предложение.

10. Итог занятия:

— О чём и ком мы сегодня говорили?

— Что вам понравилось больше всего на занятии?

Этап: Автоматизация звуков в словах, в предложениях, в связной устной речи.

Цели:

образовательные:

  • Учить детей отгадывать загадки. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
  • Читать слова и предложения.
  • Учить образовывать родственные слова.
  • Учить согласованию числительных с существительным.
  • Учить образовывать притяжательные прилагательные.
  • Продолжать учить проводить звуко-слоговой анализ слов.

коррекционные:

  • Развивать внимание.
  • Развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
  • Развивать мелкую моторику рук.

воспитательные:

  • Воспитывать умение понимать учебную задачу и разрешать её самостоятельно.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: Пластмассовая «синяя птица», предметные картинки, репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», карточки-схемы слов, карточка со словом грачевник, мяч, карточка-план описания птицы.

План:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания. Загадывание загадок детьми. Тема занятия.
  3. Перелётные птицы.
  4. Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» В. Бианки из «Лесной газеты» на фоне картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.
  5. Физминутка.
  6. Повторное чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.
  7. Пересказ по цепочке по составленному плану, чётко произнося звуки «Р» и «Рь».
  8. Итог занятия.
  9. Домашнее задание.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Определите, пожалуйста, 3-й звук в слове здравствуйте и 1-й звук в слове ребята.

Ученики: В слове здравствуйте 3-й звук «Р». В слове ребята 1-й звук «Рь».

Логопед: Сегодня на занятии мы будем отгадывать загадки, закреплять звуки «Р» и «Рь».

II. Отгадывание загадок. Тема занятия.

1. А вот о чём ещё мы будем говорить вы узнаете, если отгадаете загадки.

1-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звуки «Р» и «Рь» (проверка домашнего задания):

Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?

Ученики: Это время года – весна.

2-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звуки «Р» и «Рь» (проверка домашнего задания):

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это …

Ученики: Это птица.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить о весне и о птицах.

2. К нам прилетела «синяя птица удачи». Существует поверие, что если поймаешь её, то тебе во всём будет сопутствовать удача. Назовите, пожалуйста, части тела птицы.

Ученики: У птицы есть: голова, туловище, хвост, крылья, глаза, клюв, перья, лапки, когти.

Логопед: Как называется детёныш птицы?

Ученик: Детёныш птицы называется птенец.

3. Игра «Большой – маленький» с перекидыванием мяча.

Голова – головка, глаза – глазки, клюв – клювик, перо – пёрышко, хвост – хвостик, крылья – крылышки, лапы – лапки.

III. Перелётные птицы.

1. Беседа с опорой на вопросы логопеда.

Логопед: Что делают птицы весной? Все ли птицы весной возвращаются к нам из тёплых краёв? Как называют птиц, которые весной возвращаются к нам из тёплых краёв? Назовите перелётных птиц, которых вы знаете (по цепочке).

Логопед выставляет картинки птиц, которых называют ученики (если таковые имеются). Затем логопед добавляет ещё несколько картинок, называя их, в том числе и «воробья».



2. Игра: «Кто лишний?»

Логопед: Уберите лишнюю картинку и объясните, почему вы считаете, что она лишняя?

Ученики: Лишний воробей, потому что он не перелётная, а зимующая птица.

Логопед: Верно, молодцы! А теперь, пожалуйста, выберите картинки птиц, в названии которых есть звук «Р» или «Рь».

Ученики выбирают картинки, на которых изображены: скворец трясогузка, грач, жаворонок.

Логопед: Верно, молодцы! Итак, они прилетают к нам весной. Давайте покажем, как они летели.

3. Упражнение для мелкой моторики рук: «Птички»

Птички полетели («Птички» – ладони к себе, перекрестив большие пальцы),
Крыльями махали (махи ладонями).
На деревья сели («Деревья» – ладони с широко расставленными пальцами),
Вместе отдыхали. («Птички»)

4. Логопед: Сейчас ребята вам загадают загадки , а вы попробуйте их отгадать, только выслушайте до конца (проверка домашнего задания):

3-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звук «Р»:

Чёрный,
проворный,
кричит «крак» –
червякам враг.

4-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звук «Р»:

Ты его узнаешь сразу:
белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
червяков, жуков находит.
Верный страж и друг полей,
первый вестник тёплых дней.

Ученики: Эти загадки про грача.

Логопед: В загадке описывается грач. Какой он?

Ученики: Грач белоклювый, черноглазый.

Логопед: Если сравнить по размеру воробья, грача и цаплю, грач какой?

Ученики: Грач мельче цапли, но крупнее воробья.

5. Образование притяжательных прилагательных.

Логопед: У грача чья голова? хвост? крыло? перья? клюв?

Ученики (по цепочке с перекидыванием мяча): У грача грачиная голова. У грача грачиный хвост. У грача грачиное крыло. У грача грачиные перья. У грача грачиный клюв.

Логопед: Подберите, пожалуйста, схему слова грач и объясните, почему вы её выбрали.

На выбор предлагается несколько звуковых схем:

Ученики: К слову грач подходит вторая схема, потому что в этом слове один слог, четыре звука: Г – твёрдый звонкий согласный звук, Р – твёрдый звонкий согласный звук, А – гласный звук, Ч – мягкий глухой согласный звук.

Логопед: Правильно.

6. Образование родственных слов от слова грач:

  • Птенец (птенцы) грача – грачонок, грачата
  • Их мать – грачиха
  • Их гнёзда – грачиные
  • Скопление гнёзд – грачевник (Выставляется карточка со словом грачевник)

7. Согласование числительного с существительным.

Логопед: Перед вами картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Попробуйте сосчитать сколько грачей вы видите.

Ученики: Один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей, шесть грачей, семь грачей, восемь грачей, девять грачей, десять грачей. …

Логопед: Достаточно. Одним словом скажем – много грачей прилетело.

IV. Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну»

на фоне картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.

Грачи – перелётные птицы, но зимуют они не в жарких странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма.
И возвращаются грачи с зимовки первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра-гра-гра» грачи осматривают старые гнёзда, ремонтируют их и вьют новые по несколько гнёзд на одном дереве.
Свои грачевники они устраивают в парках, рощах, скверах, застраивая все вершины деревьев.
Грачи – самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнёзда, сообща защищают свои жилища от врагов, будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага, клюют и щиплют его до тех пор, пока не обратят его в позорное бегство.
Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей.
Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах.
Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.

Беседа по содержанию.

  • Где зимуют грачи?
  • Какие птицы возвращаются первыми весной?
  • Когда возвращаются грачи?
  • Как грачи вьют гнёзда?
  • Как грачи устраивают свои грачевники?
  • Как грачи защищают свои жилища?
  • Чем питаются грачи?
  • Какую пользу приносят грачи?

V. Физминутка.

Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем,
Крылья сложили назад.

VI. Повторное чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.

VII. Пересказ по цепочке по составленному плану, чётко произнося звуки «Р» и «Рь».

  • Как зимуют грачи?
  • Где и как строят жилища?
  • Как ведут себя грачи в грачевнике?
  • Чем питаются грачи?
  • Какую пользу приносят грачи?

VIII. Итог занятия.

IX. Домашнее задание.

Пересказать родителям рассказ «Грачи открыли весну», чётко произнося звуки «Р» и «Рь».

Использованная литература:

  1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе. М., 2003.

На данном занятии можно закреплять представления детей о перелетных птицах.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»

в старшей группе детей с ОНР 5 - 6 лет

Тема: «Перелетные птицы. Весна.»

Место проведения: Группа «Сказка»

Дата: май 2012 года

Учитель – логопед: Афанасьева

Ольга Владимировна

Г. Чебоксары

2012 год

Конспект логопедического занятия

в старшей группе №3 «Сказка» детей с ОНР

МБДОУ «Детский сад» №147 «Улыбка» комбинированного вида»

города Чебоксары Чувашской Республики

Учителя-логопеда Афанасьевой Ольги Владимировны

Тема занятия: Перелетные птицы. Весна.

С использованием ИКТ Обучающей презентации.

Задачи:

Закреплять представления детей о перелетных птицах.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: Обучающая презентация «Перелетные птицы», Презентация игры «Четвертый лишний», ноутбук, экран, проектор, картинки с изображением птиц, разрезные картинки.

Литература: Кузнецова Е.В., Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет Москва 2007г.; Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. С-Петербург 2001г.; Вохринцева С.В. Окружающий мир. Птицы. Дидактический материал.

Интернет ресурсы: Картинки: yandex.ru; Звуки природы: viкi.rdf.ru

http://zvuki-tut.narod.ru/zaryanka_malinovka/

http://allsoundsaround.com/

Предшествующая работа: Знакомство детей с перелетными птицами на занятиях воспитателей, чтение художественной литературы по теме, загадывание загадок о птицах.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

1-4 слайды Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне.

5-7 слайды Они летят стаями и кричат. Птицы торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А когда птенцы вылупятся из яиц, родители – птицы их будут выкармливать, учить летать. А осень снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о перелетных птицах.

2. Беседа о птицах с демонстрацией презентации.

8-11 слайды Грач. Самые первые к нам прилетают черные грачи. Они первые вестники весны. Грачи крупные птицы, покрыты черными перьями. У них крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами. Послушайте, как они кричат.

12-17 слайды Журавль. Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые. Послушайте, как кричит журавль, вытягивая свою длинную шею. Вот семья журавлей: папа, мама и их птенец. Посмотрите на гнездо журавля. Чье это гнездо? – Гнездо журавля.

18-21 слайды Аист. Он похож на журавля. Аист тоже крупная птица. Перья белого цвета, по краю крылья черные. Клюв – длинный, острый, красный. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост кроткий, широкий, Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Посмотрите на гнездо аиста с птенцами. Послушайте, какие они издают звуки. Чье это гнездо? – Гнездо аиста.

22-25 слайды Цапля. Цапля крупная птица. Живет она у водоемов. У цапли крупное тело, длинные, мощный клюв, длинные ноги. Посмотрите, как она важно вышагивает по воде и послушайте как она кричит. Бывают цапли с белым и серым опереньем. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями. Цапля может подолгу стоять, и даже спать на одной ноге. Давайте попробуем постоять как цапля.

Упражнение статистическое «Цапля».

Дети стоят на одной ноге, согнув вторую в колене, руки на поясе. Затем меняют ногу.

26-31 слайды Лебедь. Это гордая, грациозная птица средних размеров. У лебедя длинная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. Лебеди бывают белого и черного цвета. Лапки у лебедя короткие, с перепонками. Лебедь водоплавающая птица, живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками.

32-37 слайды Скворец. Птица небольшого размера. Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Клюв скворца мощный. На голове черный хохолок. Скворец живет в скворечнике. Питается скворец жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.

38-40 слайды Соловей. Соловей маленькая, серенькая, неприметная птичка. Но поет соловей прекрасно, заслушаешься. Послушайте песню соловья. Соловей живет в гнезде. Питается насекомыми.

41-44 слайды Кукушка. Кукушка небольшая серенькая, пестренькая птичка. Живет кукушка поодиночке. Свои яйца подкидывает в чужие гнезда. И кукушат выкармливают другие птицы. Послушайте, как кукует кукушка.

45-50 слайды Щегол. Щегол пестренькая, маленькая птичка. На головке красные, белые и черные пятнышки. Грудка светлая, спинка коричневая. На крыльях черные и желтые перышки. Питается щегол насекомыми. Послушаете, как поет щегол. Щегол живет в гнезде.

51-55 слайды Ласточка. Ласточка маленькая птичка. Прилетают ласточки самые последние, когда становится тепло и появляется насекомые. Спинка, крылья, головка покрыта темными перьями, на животе белые перышки. Хвост у ласточки длинный, раздвоенный. Голос негромкий, послушайте, как ласточки кричат. Ласточки бывают городские, деревенские и береговые. Живет ласточка в гнезде. Большую часть времени ласточки летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.

56-59 слайды Стриж. Маленькая птичка похожа на ласточку. Оперенье у стрижа серенькое. Хвост короче, чем у ласточки, тоже раздвоенный. Питаются стрижи насекомыми. Послушайте, как поют стрижи.

60-63слайды Жаворонок. Маленькая серенькая птичка. Летает жаворонок высоко. Трели жаворонка можно услышать рано утром. Послушайте, как поет жаворонок.

3. Физкультминутка.

Подвижная игра «Ласточки летели» Координация речи с движением.

4. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

5. Игра «Перелетная или зимующая»

На столе разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только перелетных птиц. Затем детям предлагается превратиться в выбранных птиц и полетать. Подвижная пауза.

6. Физкультминутка.

Птички прыгают, летают. Дети прыгают,

Крошки птички собирают. «клюют»,

Перышки почистили, изображают,

Клювики почистили.

Птички летают, поют, машут руками,

Зернышки клюют. Приседают и клюют.

7. Игра «Четвертый лишний?» Презентация.

На слайдах демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

Голубь , ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Ворона, воробей, голубь, скворец .

Соловей, жаворонок, воробей , ласточка.

Сорока, грач , снегирь, синица.

Лебедь, цапля, голубь , аист.

8. Игра «Собери разрезную картинку»

Каждому ребенку даются конверты с разрезными картинками с изображением птиц. По ходу выполнения задания с детьми закрепляется названия птиц.

9. Итог занятия.

О ком мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.


Валентина Ряднина
«Перелетные птицы. Осень». Конспект подгруппового логопедического занятия

МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад «Колокольчик»

6636160 с. Кожевниково Томской области ул. Октябрьская 57 т. 8(38244) 22634

Тема : «Перелетные птицы . Осень »

Конспект подгруппового логопедического занятия

по развитию лексико-грамматического строя

с использованием здоровьесберегающих технологий

в старшей группе для детей с ОНР

–учитель- логопед .

Тема : «Перелетные птицы »

Цель : Развитие лексико-грамматического строя речи у детей на лексической теме «Перелетные птицы »

Задачи :

Коррекционно-обучающиее :

Закреплять знания детей о птицах нашего края ;

Развивать представление детей о причинах перелетов птиц (перелетные , зимующие, кочующие) ;

Формировать умение детей отличать птиц от других животных ;

Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;

Развивать и обогащать словарный запас детей;

Формировать грамматически правильную речь у детей.

Коррекционно - развивающие :

Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;

Развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление, творческое воображение;

Развивать темп и ритм речи;

Коррекционно - воспитательные :

Формировать положительную установку на участие в занятии ;

Формировать навыки общения, взаимодействия, чувства доброжелательности;

Формировать заботливое отношение к птицам ; желание помогать птицам в трудный для них период.

Закреплять умение бережного отношения ко всему живому, к природе.

Словарная работа : перелетные , зимующие, кочующие, насекомоядные, оседлые

Материалы и оборудования

1. Презентация, мультимедийное оборудование.

2. Зеркало.

3. Птички на ниточках.

4. Перья разной формы, цвета, размера, ножницы, стаканчики с водой;

5 Снежинка, солнышко и карточки с изображением птиц .

5. Птичка- игрушка

Предварительная работа :

Чтение книги Л. Н. Толстого «Умная галка» , беседы по иллюстрациям птиц нашего края и прослушиванием щебета птиц нашего края . Изучение темы «Жилища птиц и животных » .

Планируемые результаты :

Ребенок сформировал длительную воздушную струю.

Развита мелкая моторика.

Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

У ребенка формируется заботливое отношение к птицам ; желание помогать птицам в трудный для них период.

У ребенка закрепляется умение бережного отношения ко всему живому, природе.

У ребенка сформировано отличительные особенности птиц и животных

У ребенка развито представление о причинах перелетов птиц .

У ребенка развита грамматически правильная речь

Этапы Цели Ход занятия Действия детей

I. Организационный момент «Круг радости»

Организовать детей на познавательную деятельность. –Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам . А поможет мне в этом – этот «волшебная птичка» .

–Я приглашаю всех вас в «круг радости» сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки эту «волшебную птичку» .

Желаю счастья и добра всем детям с самого утра.

Кто скажет, что это за птичка? Дети передают друг другу птичку и произносят добрые пожелания

II. Беседа по картине «Осень »

(Слайд 2) Ребята, какое время года изображено на картине?

Вот и наступила осень . Какие изменения произошли в природе?

Почему стало мало птиц ?

Каких птиц вы знаете ?

Куда улетают птицы осенью ?

Как называются птицы , которые улетели на юг?

Каких вы знаете перелетных птиц ?

-Осень Дети : (перечисляют признаки осени ) .

Дети : исчезли насекомые, а птицы , которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

Дети : (перечисляют птиц ) .

Дети : на юг.

Дети : перелетные птицы .

Дети : перечисляют…

III. Ш Артикуляционная гимнастика (слайд 3)

Посмотрите на этих птиц , какие они все разные, и размер, и окраска, и даже форма клювов у них разная.

Вот ласточка : клюв у нее маленький вытянутый. Давайте улыбнемся ей и покажем, какой у нее клюв.

А вот у утки и у лебедя клюв широкий и похож на лопатку.

Теперь посмотрим на аиста и журавля, какой у них клюв?

И крылья у птиц разные : у больших птиц и крылья большие и размах у крыльев широкий. (Покажем нашим язычком, всех птичек)

Дети выполняют упражнение перед зеркалом

«Улыбка – Трубочка» (повторяем упр. 3 раза)

Упражнение «Лопатка»

(повторяем 3 раза) --длинный острый, похож на иголку. Иголочка» (повтор упр. 3 раза)

Упражнение «Качели» (повтор упр. 5 раза)

Упражнение «Часики» (повтор упр. 5 раз)

IV. Дыхательная гимнастика

(слайд 4)

Мы с вами знаем, зачем собрались птицы на этой полянке .

Давайте посмотрим, как же они научились летать (дети берут птиц на ниточках ) . Чтобы ваша птичка полетела надо на нее подуть, но сделать это надо правильно, вдыхаем воздух носом, плечи не поднимаем, легко выдыхаем ротиком и не надуваем щеки. Дети выполняют дыхательную гимнастику

V. самомассаж лица

(слайд 5) Ручки растираем и разогреваем, Потирание ладоней, хлопки.

И лицо теплом своим нежно умываем. Ладонями проводить по лицу сверху – вниз.

Грабельки сгребают все плохие мысли. Граблеобразные движения пальцами от

середины лба к вискам

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Растирать ушные раковины по краю снизу

вверх и наоборот

Их вперёд сгибаем, Нагибание ушных раковин вперед .

Тянем вниз за мочки, Оттягивать уши вниз за мочки.

А потом уходим пальцами на щёчки, Пальцы перебегают на щёки .

Щёчки разминаем, чтобы улыбались, Губки разминаем, чтобы улыбались

Как утята к утке клювики потянем, Вытягивание обеих губ вперёд.

Разомнём их мягко, не задев ногтями, Большими и указательными пальцами

разминаем обе губы.

Уголками губ мы щёчки поднимаем, Средние пальцы рук – в уголках рта и по

очереди поднимать то правый, то левый угол рта

А потом от носа мы к губам стекаем. Спиралевидные движения средних пальцев

рук от крыльев носа к уголки рта по носогубным складкам

Губки пожуем мы, Покусывание верхними зубами нижней губы и наоборот.

Шарики надуем, Надувание щёк и похлопывание по ним так, чтоб губы удерживали воздух.

И губами вправо – влево потанцуем. Указательные пальцы укладываются на губы // друг другу и двигаются навстречу или врозь друг другу.

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит. Кулачком стучать по верхней губе, затем по нижней губе, язык перемещать под губами то вверх то вниз.

Тянем подбородок и его щипаем,

А потом по шейке ручками стекаем. Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большими и остальными пальцами

VI. Вхождение в тему

(слайд 6, 7,8) -С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц , вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой :

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение ?

Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы . Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки.

Они улетают в конце августа.

А почему они так рано улетают, как вы думаете?

Да, эти птицы питаются насекомыми , они называются насекомоядными.

А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц ? (слайд 8) Дети : о перелетных .

Пропадают многие насекомые

Ласточка, камышевка, скворец, жаворонок, мухоловка.

VII. Сообщение темы и цели занятия . Так о ком мы сегодня поведем речь?

А о каких птицах мы будем говорить ?

О птицах

О перелетных

VIII. Мотивация к познавательной деятельности (слайд 9) А чем же птица отличается от животного? - перья у птицы , а у животного шерсть.

Клюв у птицы , а у животного пасть с зубами

У птицы 2 лапы , а у животного 4

У птиц есть крылья и они почти все летают, а у животных нет и они не летают

IХ. Образование притяжательных прилагательных

(слайд 10)

Поднялись птицы высоко-высоко в небо! (слайд «Небесные прятки» ) Давайте возьмем бинокли и рассмотрим их хорошенько (пальчиковое упражнение «Бинокль» )

Попробуйте угадать, кто спрятался за облаками?

Чей хвост виден за синим облаком?

Какая птица спряталась за розовым облаком?

Чей клюв вы видите?

Чье крыло вы видите за голубым облаком?

А теперь скажите какие из них насекомоядные?

Молодцы! Помашем птицам , до свидания птицы ! До весны!

Дети изображают бинокль и рассматривают облака на слайде 10.

Это хвост ласточки – ласточкин хвост

Это клюв аиста – аистиный клюв

Крыло журавля – журавлиное крыло

Насекомоядная ласточка

Х. Открытие нового

(Слайд 11, 12) В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц (слайд 12)

Высоко летят стаи птиц , с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат : «До свидания, до радостной встречи весной!»

Гусь, утка, лебедь, пеликан

ХI. Развитие внимания

(слайд 12) Игра «Прилетели птицы » ,

(если это не птицы - хлопаем в ладоши )

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Что не правильно?

Воспитатель : А мухи – это кто?

Вы правы. Ну что ж продолжим.

Прилетели птицы :

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы :

Голуби, куницы.

А куницы - это кто?

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галочки, стрижи,

Аисты, кукушки…

Даже совки – сплюшки…

что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки (это птицы )

Дети хлопают.

Дети : мухи.

Дети : насекомые

Дети хлопают.

Дети хлопают.

Животные

Дети хлопают.

XII. Физминутка

(Слайд 14) Птичья зарядка Дети выполняют

XIII. Открытие нового

(Слайд 14) А вы знаете как летят птицы . Когда улетают в теплые края?

-Вот смотрите : журавли летят клином- впереди вожак- самый сильный журавль.

Утки, гуси и лебеди летят вереницей.

Ласточки, грачи, скворцы летят стаей.

XIV. Эксперимент Развитие речевого дыхания, внимания

(слайд 16-17)

Ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.

Чем различаются перья?

Каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.

Что случится, если сейчас подует ветерок? Возьмите по 1 перышку и подуйте на него.

Если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

Перья защищают птицу от воды и сырости .

Подумайте, зачем нужны птицам большие перья ?

Для чего им нужны маленькие перышки?

Теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

Часто можно встретить очень красивых птиц . (слайд 17)

У большинства птиц ярко окрашены только самцы.

Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

Посмотрите, какие красивые бывают птицы . Дети : цветом, размером, формой.

Дети показывают

Дети дуют на перышки

Дети : перья летят, они легкие.

Дети мокают перо в стакан и смотрят.

Дети : нет, вода скатилась капельками.

Дети : чтобы летать.

Дети : для тепла.

Дети : перья разные по цвету.

Они украшают птиц .

ХV. Физминутка. Игра «Птицелов »

(слайд 18) Играющие выбирают себе названия птиц , крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят , кружатся вокруг птицелова и произносят :

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют.

Ой! Птицелов идет !

Птицелов хлопает в ладоши , играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц . Тот, кого он нашел, подражает крику птицы , которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока .

Играющий становится птицеловом .

Правила игры : Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Дети весело играют

XVI. Образование прилагательных

(Слайд 19) - Не все птицы улетают , есть те, которые остаются с нами зимовать.

Как они называются?

Каких вы знаете зимующих птиц ?

Предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы

Перед вами карточки , на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц - к снежинке , а где солнышко – перелетных .

Дети : зимующие, оседлые.

Дети : (перечислят зимующих птиц нашего края ) .

Дети раскладывают карточки

XVII. Экологическое воспитание

(слайд 20) А почему говорят, что зима трудное время для птиц ?

Как можно проявить о них заботу зимой?

Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой ?

Действительно, зима – трудное время для птиц , особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма . Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Нужно поддержать птиц , сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки.

И я предлагаю, чтобы и вы с родителями изготовили кормушки для птиц , и мы развесим их на деревья перед вашими окнами , а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам -Птицам холодно , голодно

Хлеб, зерно, сало, семечки

Да, мы поговорим с папой, чтобы вместе с ним сделать кормушку для птиц .

ХIV Рефлексия

(слайд 21) - Каких вы запомнили перелетных птиц ?

Чем птицы отличаются от других животных?

Для чего птицам нужны большие перья ? А маленькие?

Спасибо, вы сегодня хорошо поработали.

Дети : …

Дети : …

Дети : …

ХV Ритуал прощания

«Солнечные лучики» А сейчас встанем все в круг, протянем руки в центр круга, соединим их, тихо постойте с закрытыми глазами и почувствуйте себя теплым солнечным лучиком, который согреет зимой и наших зимующих птичек.

Дети встали в круг, закрыли глаза и тихо постояли.



Открытие бизнеса