Три методики забывания. Как стереть воспоминания или забыть ненужную информацию

Для большинства людей актуальной является проблема запоминания, а не забывания. «Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?» - писал академик А.Р. Лурия. Однако для эффективной работы памяти необходимо уметь не только надежно запоминать, хранить и воспроизводить какую-либо информацию, но и забывать ее в случае необходимости. Рассмотрим наиболее эффективные методы подавления психотравмирующих воспоминаний и удаление из памяти информации, потерявшей свою актуальность.

Римский историк Публий Корнелий Тацит утверждал: «Не во власти человека терять что-то из памяти». По всей видимости, Тацит имел в виду неспособность человека к произвольному забыванию.

Позволим себе не согласиться с древним римлянином. В самом деле, если есть произвольное и непроизвольное запоминание, произвольное и непроизвольное воспроизведение, то почему считается, что забывание может быть только непроизвольным?

В мнемонике существуют методы, предназначенные для целенаправленного забывания . Совокупность таких методов называется летатехникой . Этимология данного термина (также как и термина « мнемотехника ») уходит к греческой мифологии. Лета - река забвения в подземном царстве. Души умерших, отведав воду из Лета, забывали о своей земной жизни. Отсюда происходит выражение - кануть в Лету, что означает быть забытым, бесследно исчезнуть.

В каких случаях необходимо произвольное забывание? Для большинства людей актуальной является проблема запоминания, а не забывания. «Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?» - писал академик А.Р. Лурия. Однако забывание не является однозначно негативным качеством памяти, поскольку полноценное функционирование мнемонических процессов невозможно без такого процесса.

Летатехнические методы могут быть использованы, по меньшей мере, в двух случаях.

  1. С целью подавления психотравмирующих воспоминаний, особенно тех, которые стали навязчивыми, назойливо повторяющимися.
  2. С целью стирания из памяти информации, которая просто стала ненужной. В частности, при помощи лета-техники можно освобождать мнемонические матрицы от старого, «отработанного» материала для более эффективной «записи» в эту же матрицу новых содержаний.

В первом случае летатехнические методы обретают психотерапевтическую направленность. Рассмотрим наиболее эффективные методы подавления психотравмирующих воспоминаний.


1. Подавление

Чаще всего воспоминание о чем-либо неприятном становится обсессивным (болезненно навязчивым) из-за антиципированной тревоги: человек начинает бояться, что психотравмирующие воспоминания вновь начнут «всплывать» из памяти и чем больше он этого боится, тем навязчивее и ярче они становятся.

Для снятия мнемонических обсессий можно использовать упражнение, которое называе тся «горящее письмо». Упражнение выполняется следующим образом:

Человек, обсессивно травмируемый каким-либо воспоминанием (или группой воспоминаний), подробно описывает на бумаге эти воспоминания; их можно представить в виде мысленных картин, движущегося видеоряда или видеофильма (здесь может пригодиться школьный опыт написания «сочинения по картине»). Этот процесс может быть неприятным, но сам он часто производит психотерапевтический эффект: человек не подавляет воспоминания, включая всевозможные защитные механизмы, а, описывая их, освобождается от этих воспоминаний. Затем листок бумаги с воспоминаниями помещается на огнеупорную основу (к примеру, в пепельницу) и поджигается. В этот момент важно смотреть на огонь, видеть, как сгорают переживания, касающиеся тех или иных событий прошлого, как превращаются в пепел и рассыпаются психотравмирующие воспоминания. Все негативное сгорело в пламени! Пепел выброшен в окно и развеян по ветру!

Конечно, такое упражнение не приведет во всех случаях к обязательному элиминированию (удалению) из памяти негативных воспоминаний так, что их будет невозможно вспомнить. Смысл упражнения заключается в том, что оно позволяет человеку стать хозяином своих воспоминаний . Он может в любой момент перенести их на бумагу и сжечь, а значит, перестает их бояться. Если человек перестает бояться воспоминаний, то они перестают приобретать навязчивую форму и, в конечном итоге вовсе перестают приходить.

Нередко, при хорошо развитом воображении, человек действительно может с помощью «горящего письма» полностью и безвозвратно уничтожить какие-либо нежелательные воспоминания. Огонь магнетически действует на человека, оказывая катарсический, «психоочищающий» эффект. Еще со времен Homo habilis («человека умелого») огонь играл роль первого в человеческой истории психотерапевта: смотря в огонь человек, по сути, проходил психотерапевтический сеанс, освобождаясь от своих тяжелых мыслей и очищаясь от «первобытных стрессов». Если человек способен ярко вообразить, что сгорает не только бумага, но и его воспоминания, то он не сможет их воспроизвести даже при желании. «Я пытаюсь вспомнить, но не могу, вижу только рассыпающийся пепел» - так иногда говорят после выполнения этого упражнения.

Еще одно эффективное упражнение называется « телевизор » . Такое упражнение часто используют в психотерапии. Выполняется оно так:

Человек старается максимально ярко воспроизвести свои негативные переживания, представляя их на экране большого телевизора. Затем он мысленно берет пульт и выключает звук. После этого вновь просматривается исходный «фильм», но уже без звука. Теперь выключается цвет; «фильм» снова просматривается, но в черно-белом режиме. Те же самые манипуляции производятся с контрастом и яркостью. В конце концов, изображение полностью исчезает. Человек хочет просмотреть «фильм» снова, но видит только темный экран. Для усиления эффекта в своем воображении можно вытащить вилку из розетки и выбросить телевизор в окно.

Если травмирующие воспоминания не трагичны, а просто неприятны, то с помощью упражнения «телевизор» можно превратить их в комедию и посмеяться над ними. Там, где есть искренний смех, нет места неврозу. Представьте, что неприятные события, которые когда-то произошли с вами, записаны на видео. В своем воображении можно просмотреть «запись» на большой скорости, пустить ее в обратную сторону, включить замедленный режим, остановить в режиме «стоп-кадр». Попробуйте мысленно наложить на «запись» веселую музыку, ввести в «запись» комичные персонажи. Если вы сможете стать режиссером своих воспоминаний, то вы будете управлять ими, а не они вами.

Данное упражнение также не гарантирует абсолютного забывания, но оно помогает перестать бояться воспоминаний . Устраняя страх перед неприятными воспоминаниями, мы устраняем причину их обсессивных появлений.

2. Удаление

Другая стратегия летатехнических методов направлена на удаление из памяти информации, потерявшей свою актуальность и загромождающей «архив». К примеру, можно освобождать мнемонические матрицы от использованного информационного содержания с тем, чтобы заполнять их новым материалом. Рассмотрим некоторые летатехнические методы, позволяющие это делать.

Один из наиболее простых методов носит название «летатехническая тряпка» .

К примеру, мы заполнили какую-либо мнемоническую матрицу (дорогу, комнату, «алфавит» и т. п.) рядом слов, а точнее - рядом образов, сформированных на основе слов. Стереть эти образы можно обратным по отношению к их созданию способом. Обращаемся к «месту» № 1 матрицы, где находится образ или образная группа. Мысленно берем большую влажную тряпку и стираем этот образ. «Место» № 1 остается, мы продолжаем видеть его во всех подробностях, но оно пустое, свободное и на нем можно размещать новые ассоциативные композиции. Затем мы последовательно, от «места» к «месту» проходим по всей матрице и аналогичным способом стираем все остальные образы. Если какие-либо образы неэтично или нехорошо стирать тряпкой даже мысленно, то тогда как можно ярче представляем, как эти образы исчезают сами собой. Они растворяются как утренний туман, или же просто уходят.

Нужно отметить, что такой метод оказывается неудобным в тех ситуациях, когда мнемонические матрицы достаточно большие. Для последовательного стирания информации с каждого отдельного «места» потребуется слишком много времени и сил. В таки х случаях целесообразно воспользоваться методикой забывания С. В. Шерешевского.

Будучи профессиональным мнемонистом и выступая на эстраде перед публикой с интеллектуальными аттракционами, Соломон Шерешевский был вынужден не только запоминать огромные ряды слов, цифр, бессвязных слогов и т. п., но и стирать все это из памяти перед очередным сеансом. Иногда за один день Шерешевский выступал с несколькими концертами в одном и том же зале, используя одну и ту же матрицу.

Вот как он это делал: «Я боюсь, чтобы не спутались отдельные сеансы. Поэтому я мысленно стираю доску и как бы покрываю ее пленкой, которая совершенно непрозрачна и непроницаема. Эту пленку я как бы отнимаю от доски и слышу ее хруст. Когда кончается сеанс, я мысленно снимаю пленку... Я разговариваю, а в это время мои руки как бы комкают эту пленку». Таким образом, Шерешевский стирал информацию сразу со всего пространства мнемонической матрицы, а не с каждого отдельного ее «места».

В тех случаях, когда такой метод не помогал эффективно забыть информацию, Шерешевский прибегал к парадоксальным на первый взгляд способам летатехники - к записи на бумаге той информации, которая подлежала забыванию : «Для того чтобы запомнить, люди записывают... Мне это было смешно, и я решил по-своему: раз он записал, то ему нет необходимости помнить. Значит, если я запишу, я буду знать, что нет необходимости помнить. .. И я начал применять это в маленьких вещах: в телефонах, в фамилиях, в каких-нибудь поручениях».

Здесь мы находим очень важную мысль: «Если записал, то нет необходимости помнить» . Это одна из причин, по которой большинство людей считают свою память плохой. Стремясь зафиксировать важную для себя информацию, человек как правило не запоминает ее, а записывает. Тем самым, больше записывая, он меньше пользуется своей памятью . Не получая необходимой нагрузки память все меньше и меньше работает, а это прямой путь к ее атрофии. В конечном итоге, человек приходит к выводу, что его память никуда негодна, хотя сам же и загнал себя в этот амнестический тупик.

Доверяйте своей памяти: постарайтесь не пользоваться записными книжками, «нагружайте» память так, чтобы она имела возможность работать, и она никогда вас не подведет. Записывайте что-либо только тогда, когда вам это необходимо забыть!

Процесс освоения мнемонических (равно как и летатехнических) методов протекает в полном соответствии с законами диалектики Гегеля. В какой-то момент количественное накопление навыков произвольного запоминания и произвольного забывания приводит к качественному скачку, к «мнемоническому озарению», позволяющему запоминать и забывать без использования специальных методов, только за счет волевых установок.

Таким образом, для эффективной работы памяти необходимо уметь не только надежно запоминать, хранить и воспроизводить какую-либо информацию, но и забывать ее в случае необходимости, поскольку качество мнемонических процессов обеспечивается взаимосвязью всех четырех функций памяти.


3. Упражнение

Выберите какое-нибудь неприятное воспоминание (для данного упражнения достаточно представить, например, страшный эпизод из фильма ужасов) и мысленно осуществите с ним следующие манипуляции:

Представьте, что Вы видите это событие (или фрагмент фильма) на экране кинотеатра. Измените размер «кадра». Сделайте его формат длинным и узким. Теперь попробуйте максимально увеличить размер. После этого уменьшите изображение до размеров точки.

Верните изображение до исходных размеров. Сделайте его как можно более ярким и цветным. Теперь уменьшите интенсивность цвета до черно-белого. Представьте изображение только в зеленом цвете. Затем - в синем. В оранжевом.

Постарайтесь уменьшить контрастность изображения до полной неразличимости фигур и фона.

Попробуйте «запустить» изображение в обратную сторону. Остановите «кадр». Теперь просмотрите изображение, варьируя скорость просмотра несколько раз от очень высокой до очень медленной.

«Озвучьте» изображение. Сделайте звук максимально громким. Постепенно уменьшайте громкость звука до его полного исчезновения.

Восстанавливаем все исходные параметры изображения: цвет, яркость, контрастность, скорость, звук. Плавно выключаем звук. Останавливаем изображение. Снижаем интенсивность цвета, яркости. Убираем контрастность до полной «размытости». Отключаем изображение. Остается белый экран. Сводим его до размеров белой точки. Точка рассеивается в воздухе как колечко дыма. Воспоминание исчезло...

Мне 13 лет. 6 месяцев назад я увлеклась корейской культурой. Всё начиналось очень невинно: я просматривала корейские сериалы. Каждый день новый сериал и так каждый день. И дошло до того, что я стала не спать ночами, чтобы просмотреть всё больше и больше. Здоровье ухудшилось, про уроки и вспоминать подавно.

Потом на 2 месяца отключили интернет и я потихоньку забывала про всё это, конечно бывало, что просматривала по телефону некоторую информацию про всё это, но это было совсем другое от того я испытывала потом. И так нам включили интернет и я старалась не смотреть сериалы и какую-либо информацию. Однако я наткнулась на очень популярную к-поп группу, и вот тогда по настоящему началось безумие. На первых порах я просто слушала музыку и мне было просто хорошо слышать и смотреть на этих ребят. Но потом стала чувствовать, что завишу от них. Мне понравился один парень из этой группы и мне понравился его характер, то есть я понимала, что это просто образ, который создали для него агентство, но отказаться от просмотра его фотографии и видео с ним я не могла. И в душе засело то, что он для меня очень родной человек. Но в то же время я знала, что не знаю его и он просто парень, который даже не знает о моём существовании. Каждый день искала всё больше информации о нём. И что-то начало со мной происходит, я не знаю как это объяснить: я стала ненавидеть этого человека, бывает же такое когда любишь и ненавидишь одновременно. Я всё больше и больше думала об этом человеке, смотрела и умилялась его глазами, лицом, губами.В последнее время обращаю внимание,что нервы подводят меня всё чаще и чаще. Однажды на уроке учитель наорал на одного из моих одноклассников и у меня началась паника: ощущение будто испугалась того, чего нет, страх пожирал меня изнутри и я не могла даже есть. Но потом я как-то успокоилась, но всё же беспокойство осталось. По вечерам я включаю музыку их группы и тихо мучаю себя,думая об этом парне. Иногда начинается мания преследования, часто просто паника - страх от чего-то. И тогда хочется сброситься с крыши, только чтобы не думать об этой группе и о том парне. Даже от одной мысли о нём начинаю ненавидеть и его, и себя. Это будто наркотики, от которых хочешь, но не можешь отказаться: хочется послушать их песни, смотреть на них часами. Я стараюсь, но самой не получается забыть всё это. Иногда подумываю вот бы мне амнезию - потерю памяти, чтобы забыть про это и никогда не знать, что всё это существует. Я думаю, что это фанатская любовь, наверное и может я просто убегаю от реальности, смотря на корейские сериалы и группы, имидж которых создан, чтобы зарабатывать деньги на таких как я. Я не знаю что мне делать: как забыть всё это и как начать жизнь с нуля - уже без них....

Ответ психолога:

Здравствуйте, Алина!

Давайте ваш вопрос рассмотрим с двух сторон. Когда я была в вашем возрасте, мы фанатели от Шатунова, их концерты проходили под фонограмму, особенно никто не танцевал, но мы слушали и ревели. Были фанатами. А теперь вспоминать смешно, но это юность и все через это проходят.
Какая вы умничка, вы догадались, что "подсели" на музыку. К сожалению, на просторах инета не всякую музыку можно слушать. Дело все в том, что нечестные люди стали выкладывать музыку с так называемым "эффектом 25 кадра", т.е. в музыке присутствуют шумы, которые мы не слышим и что записано вместе с этими шумами мы, увы, не знаем. Я уверена, что у вас хорошо развита интуиция и сила воли. Вы ведь пробовали сами отказаться от информации (сериалы, музыка). Ваш внутренний голос сам вам подсказал что нужно сделать: перестать смотреть, слушать. Вы абсолютно правы-вам понравился образ МЧ, дальше ваша фантазия дорисовала картинку. Давайте "спустим на землю" образ парня. Его менеджеры точно знают какой образ нравится девушкам: форма губ, глаз и т.д. плюс фотошоп- и вот он ваш идеал.... В наше время идет сильное навязывание азиатской культуры. А вы знаете, что роллы и суши именно нам навязали, но они нам понравились и мы стали их поглощать. Да, корейская культура интересная, там все другой. А вы знаете, что там можно оставить сумку на улице и она там так и будет лежать.
Увлечения это хорошо, но без фанатизма и в меру.
Давайте так, включаете силу воли и до 1 июля никакой корейской культуры. Сможете?


Память – одна из важнейших , оказывающая влияние на всю его жизнь. И многие люди относятся к проблеме развития своих навыков запоминания очень серьёзно. Благо, что и возможностей сегодня огромное количество: различные , тренинги, курсы, семинары и прочие обучающие программы. Если у человека возникла потребность в том, чтобы улучшить свою память, он может без проблем найти подходящие материалы. Однако намного меньшее внимание уделяется проблеме забывания, хотя важность её нисколько не меньше. Ведь у многих из нас нередко появляется желание избавиться от каких-то воспоминаний, ощущений из прошлого, да и просто освободить свою память от ненужной информации. Именно об этом мы и решили поговорить.

Среди множества , рассчитанных на улучшение памяти, имеются особые методы, предназначенные для намеренного забывания. Их совокупность называется летатехникой. Сам этот термин уходит корнями в греческую мифологию, в которой часто упоминалась небезызвестная река Лета (вспомните распространённое выражение «кануть в Лету»). Лета – это река забвения, которая находилась в подземных владениях Аида. Мёртвые души, попадающие в его царство, испив воды из Леты, уже навсегда забывали о том, что когда-либо жили.

Так в чём же заключается польза летатехники и для чего конкретно она применяется? Для начала стоит сказать о том, что свойство человеческой памяти забывать является её неотъемлемой составляющей, т.к. благодаря ей мнемонические процессы являются полноценными. И об этом говорили и говорят многие российские и зарубежные психологи. Именно способность забывать помогает человеку стирать из памяти что-то произошедшее в прошлом, но оказывающее деструктивное воздействие на психику и личность в настоящем, а также всякую неактуальную на настоящий момент информацию. Это и есть две основные причины, по которым рекомендуется овладеть методиками забывания.

Основных летатехнических методов существует два: подавление и удаление. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Подавление

Данный метод рассматривается именно как психотерапевтический, т.е. благодаря ему становится возможным забыть то, что оказывает на психику травмирующее воздействие. Нередко какие-то воспоминания о негативных событиях беспокоят людей и всплывают в памяти из-за своей яркой эмоциональной окраски всё чаще и чаще. Человек начинает остро реагировать на это, бояться этих воспоминаний, а они становятся всё сильнее. Для устранения этих и других всевозможных навязчивых мыслей, как правило, используются два упражнения.

«Горящее письмо»

Запишите на лист бумаги все воспоминания, которые заставляют вас испытывать отрицательные эмоции. Опишите их во всех подробностях. Затем возьмите этот лист, скомкайте его и положите в заранее подготовленную огнеупорную тару. Подожгите скомканный лист. Наблюдайте за пламенем. И пока лист сгорает, представляйте, как вместе с ним сгорают все тревожащие вас воспоминания, а затем превращаются в пепел. Как только бумага окончательно прогорит, развейте этот пепел по ветру, выбросив его, например, в окно.

Сутью этого упражнения является не только то, что оно помогает избавиться от ненужных воспоминаний, но также стать их хозяином. Именно имея возможность распоряжаться своими воспоминаниями, человек может избавиться от них. Это может быть даже до некоторой степени неприятно, но результат того стоит, ведь человеку уже не нужно защищаться от назойливых мыслей, подавлять их, т.к. он просто может их описать и сжечь. А огонь, как известно, во все времена был для людей лучшим психотерапевтом: глядя на него, люди очищались от того, что на них психологически давило, «сбрасывали с плеч тяжкий груз». Если же человек обладает ярким воображением, он способен чуть ли не буквально представить, как вместе с бумагой сгорают его беды и несчастья, освобождая память от тяжкого бремени.

«Телевизор»

Сядьте в удобное кресло или на диван и примите комфортное положение тела. Постарайтесь детально спроецировать свои негативные переживания на созданный в воображении большой телеэкран. После этого возьмите в руки такой же воображаемый пульт и отключите звук своего «фильма». Просмотрите его в виде немого кино. Затем постепенно сделайте изображение расплывчатым и тусклым. Представьте, что оно становится всё менее ярким и исчезает полностью.

Самое главное в этом упражнении – не спешить. Не нужно стараться выполнить всё упражнение за пару минут. Наоборот, нужно процесс как можно детальнее. Например, вы можете вообразить, как после исчезновения изображения вы выключаете телевизор, выдёргиваете из розетки кабель питания, поднимаете телевизор, подносите его к окну и выбрасываете.

Можно также пофантазировать и с самими фильмом: переведите сюжет из драмы в комедию. Смоделируйте продолжение ситуации в комичном варианте, наложите на изображение забавную мелодию или дурацкую песню, представьте, что роли играете не вы, а кто-то из комедийных актёров. Станьте режиссёром своих воспоминаний – так вы сможете ими управлять и контролировать их. Если они вам не нужны – выбросьте их из своей «видеотеки».

Если даже «Горящее письмо» и «Телевизор» не избавят вас от воспоминаний полностью, вы в любом случае перестанете их бояться. А если вы не будете их бояться, то они наверняка станут вам безразличны. А то, что человеку безразлично, довольно редко тревожит его память.

Удаление

Это второй летатехнический метод. Он предназначается в большей степени для того, чтобы удалить из памяти информацию, потерявшую свою актуальность, и представляющую собой лишь психический и эмоциональный мусор. В методике удаления можно выделить несколько упражнений.

«Летатехническая тряпка»

К примеру, у вас в памяти содержатся ненужные образы (слова, люди, картинки, данные), которые, пусть и не влияют негативно, но отвлекают ваше внимание и мешают концентрации, свободному потоку мыслей и т.д. Представьте всю эту информацию образно отражённой на большой доске для рисования мелом. Затем представьте, как вы берёте мокрую тряпку и стираете все те блоки этой информации, которые вам не нужны. На пустых местах могут образоваться новые образы, связанные с предыдущими или ассоциирующиеся с рядом находящимися. Берёте тряпку снова и продолжаете стирать. Делайте это до тех пор, пока на пустом месте не станет появляться ничего. Эта техника подходит, если информации немного, т.к. вы можете разделить доску на несколько секторов и поочерёдно очищать каждый из них.

«Образы на плёнке»

Есть случаи, когда объём информации велик и простая «летатехническая тряпка» может не сработать. Тогда можно эту технику немного трансформировать. Представьте, что все воссоздаваемые образы отображаются на той же доске, но только она накрыта непрозрачной плёнкой. Заполните ненужными данными всю эту плёнку, а потом просто стащите её с доски, освободив сразу большое пространство на новой плёнке, натянутой поверх всё той же доски. Представленный приём использовался в своё время выдающимся советским и российским журналистом, профессиональным мнемонистом и обладателем феноменальной памяти Соломоном Вениаминовичем Шерешевским.

Записывание

Это ещё один приём, который применял С.В. Шерешевский. Он говорил, что ему всегда казалось смешным то, что люди записывают всё, что хотят запомнить, ведь если человек записывает, зачем ему тогда запоминать? Он решил, что если он будет что-то записывать, значит, у него нет необходимости это запоминать. Это стало одним из законов забывания, выведенных Шерешевским, который он стал применять всегда, когда требовалось забыть что-то не особо важное: номера телефонов, фамилии людей и т.п. Использовать этот приём можете и вы. Просто обратите внимание: чем больше человек записывает, тем меньше он использует свою память, а чем меньше он использует свою память, тем меньше она тренирована и тем меньше он может запомнить. Следовательно, чем меньше он будем записывать, тем больше он будет тренировать свою память, и тем больше будет запоминать. И получается, что записываемая информация — это та информация, которая не должна быть запечатлена в памяти, а значит, её можно смело забывать. Очень хороший приём, хотя многим он кажется несколько парадоксальным.

В заключение хочется добавить, что чем больше вы будете практиковаться в забывании ненужной информации, тем быстрее вы освоите этот навык. Через некоторое время потребность в использовании каких-либо техник отпадёт сама собой, т.к. забывать любую информацию и стирать воспоминания вы сможете лишь при помощи одного волевого усилия, дав своему мозгу соответствующую команду.

Не забудьте оставить комментарий. Также нам будет интересно узнать, какая именно из рассмотренных техник забывания представляется вам наиболее эффективной.

Сегодня у нас будет очень интересный практический урок.

Я научу вас, как вызывать у людей краткосрочную потерю памяти. Этот феномен вы сможете использовать, чтобы отвлекать своих собеседников от нежелательных тем в разговоре, ненужных мыслей. А если захотите, то можете просто развлечься, сбивая у оппонентов заготовленный сценарий общения с вами.

Для начала несколько слов о том, как работает наша память.

Память связана с состоянием

Воспоминания о событиях тесно связаны с соответствующими состояниями и переживаниями. Например, из памяти часто вытесняются неприятные нам вещи. С другой стороны, существует эффект спонтанной амнезии, когда людям сложно вспомнить, что с ними происходило в момент измененного состояния сознания. Будь то гипнотический транс, сновидение, экстремальная ситуация или просто пьяная вечеринка.

Человек вспоминает по ассоциациям

Как правило, каждое наше воспоминание влечет за собой другие, связанные воспоминания. При достаточной тренировке вы можете даже вспомнить весь прожитый день, последовательно вытягивая из памяти одну картинку за другой.

И в этом кроется и наша сила, и наша слабость. Потому что, если связь между событиями отсутствует, то лента ассоциаций может легко оборваться. Вспомните, как неожиданный телефонный звонок выводил вас из строя, заставляя вспоминать, куда вы собирались идти и что хотели сделать.

Еще одна слабость ассоциаций – если в течение дня произошли два примерно одинаковых события (или вы просто весь день провели в одной комнате за рабочим столом), то вашим ассоциациям будет просто не за что цепляться. Все одинаковое.

Существуют даже специальные тесты на проверку памяти. Человеку предлагают запомнить и воспроизвести цепочку слов. Обычно это не вызывает особых трудностей. Но если слова в ней повторяются… Если повторяются целые цепочки слов… То ошибиться становится очень легко. Для каждой повторяющейся цепочки мозг будет вспоминать несколько вариантов продолжения, что порядком запутает его.

Законченное действие забывается чаще, чем незаконченное

Согласно легенде, этот эффект впервые был подмечен в ресторане, в котором работал официант, который помнил без записи все свои заказы. Пока по ним не расплатились…

Начало и конец сообщения запоминаются лучше, чем середина

Почему – неизвестно. Просто так устроена человеческая память.

Запоминается то, что привлекает внимание

И напротив. Если человека отвлечь от какого-то объекта, – тот его быстро забудет.

Лучше всего это видно на контрасте. Например, если вы, в отличие от вашего приятеля, хорошо разбираетесь в авто, то вы наверняка лучше запоминаете марки машин, встречающихся вам на дороге.

С другой стороны, если вы многократно были в каком-то месте и для вас там все знакомо и обыденно, то вы запомните гораздо меньше подробностей, чем тот, кто попадет туда впервые и будет с любопытством все разглядывать.

Зная эти особенности работы памяти, мы можем сознательно провоцировать забывание у людей с помощью специальных техник. Существует две группы таких техник: структурирование амнезии и внушение амнезии.

Структурирование амнезии

В данном случае вы строите свою речь таким образом, что особенности работы памяти собеседника начинают работать на вас.

Люди обычно запоминают начало и конец, поэтому информация в середине разговора может легко затеряться. Память работает по ассоциациям, поэтому никак не связанные с основной темой разговора слова трудно вспомнить. Люди избегают лишнего напряжения и поэтому стремятся запоминать только суть полученной информации. Все остальное – отметается.

Исходя из этих предпосылок, можно выделить следующие методы структурирования амнезии: ритуал, закольцовка, разрывы и перескоки, стволовая линия.

1. Ритуал

Мы совершаем одни и те же действия и в начале, и в конце разговора. Например, смотрим в глаза и говорим, что сегодня замечательный день. Или наливаем в стакан воду и пьем. Или снимаем часы и кладем на стол. Или говорим: «Мы рады сотрудничеству с вами». Или... Абсолютно одинаково. Жест в жест. Тон в тон. С тем же выражением лица. В той же позе. И в начале, и в конце. То, что между ними, легко забудется.

Вы можете повторять этот ритуал не только в начале и конце разговора, но и несколько раз в его середине. Что при этом произойдет? Цепочка ассоциаций собеседника начнет работать против него. Ему будет трудно воспроизвести, что за чем следовало. Вспоминая ваши действия, память человека будет подсовывать ему разные варианты продолжения. В итоге в его голове все запутается и перемешается, что вам и нужно.

2. Закольцовка

Как и в предыдущем методе, мы прячем свои внушения (которые нужно помочь человеку забыть) в середине повествования, а края рассказа оформляем особым образом.

Вот несколько примеров.

Сняли пиджак – поговорили – надели пиджак.
Начали рассказывать какую-то историю – отвлеклись – сообщили информацию «между прочим» – закончили рассказ истории.
Открыли папку – достали документы – поговорили – убрали документы – закрыли папку.

Чтобы понять целостность процесса, подсознанию объекта воздействия будет нужно выбросить из сознания промежуточную беседу. Опять же, речь не идет о том, что наш собеседник обязательно ее забудет. Мы всего лишь максимально затрудняем человеку возможность восстановления цепочки событий.

3. Разрывы и перескоки

Резкая смена темы разговора, отвлечения «кстати», неожиданные вопросы, а также встроенные техники замешательства разрывают цепочку ассоциаций, и даже при большом желании человеку будет сложно восстановить все в памяти.

Вспомните, как профессиональные переговорщики любят задавать совершенно отвлеченные вопросы (возможно даже личного плана) или высказывать придирки не по теме, чтобы заставить вас забыть о подготовленной заранее линии аргументации.

Послушайте хороших рассказчиков. Обычный рассказ мастера разговорного жанра содержит до десятка причудливо переплетающихся историй. И хотя слушать все это потрясающе интересно, вспомнить и тем более воспроизвести такое повествование очень непросто.

Есть, кстати, и еще один – довольно мощный – прием провокации амнезии. Он основан на идее рычажного наведения транса. Вы начинаете какой-то рассказ, но, заметив, что ваш собеседник на секунду отвлекся, выбрасываете из своего рассказа небольшой фрагмент и продолжаете его с другой точки. С обыденным выражением лица. Как ни в чем не бывало. В результате созданная вами «как бы амнезия» спровоцирует появление реальной амнезии.

4. Стволовая линия

Мы выделяем в разговоре основную сюжетную линию и четко ее обозначаем. Например, мы обсуждаем общие планы. Или говорим о фасонах одежды. При этом мы время от времени отвлекаемся на «второстепенные» темы, но неизменно возвращаемся к стволовой линии. И если через некоторое время вашего собеседника спросят, о чем вы с ним общались, ответ будет простой и ясный: он вспомнит основной сюжет.

Техники внушения амнезии

Внушение амнезии выполняется аналогично любым другим внушениям. Иными словами, наряду со стратегическими внушениями (на новые убеждения, мысли, желания…) вы даете человеку и служебные внушения: на углубление транса, на доверие к нам, на фиксацию внимания человека на ваших словах, и, разумеется, на забывание. Это реализуется с помощью следующих приемов:

1. Прямое внушение

Слово «Забудь!». Однократно. Бегло. Не придавая значения. С переходом к следующей теме. Это очень важно. Иначе человек невольно задастся вопросом: «А с чего это ему нужно, чтобы я это забыл?!». И запомнит. А надо, чтобы забыл.

На самом деле, прямое внушение на амнезию довольно распространено. Вот вы брякнули что-то, не подумав. Собеседник: «Что?». Вы: «Ничего, забудь!». И если вы бросаете это с должной небрежностью, человек действительно забывает ваши слова.

2. Упоминание

Это одно из забавных творений Милтона Эриксона. Если он хотел спровоцировать у своих пациентов амнезию, то еще непосредственно до погружения их в гипнотический транс он несколько раз под разными предлогами упоминал забывание. И он чего-то там забывал. И родственники его забывали. И клиенты забывали. И теперь даже если в процессе самого наведения транса вы забудете внушить амнезию, она все равно произойдет.

Не бойтесь, что люди забудут сделать то, что вы им внушили. Сделают обязательно. И непроизвольно. Особенно если забудут при этом, что это было ваше внушение.

В качестве отличного примера, характеризующего данный прием, можно привести видео с участием Дерена Брауна, когда тот в сопровождении телекамеры подходил к какому-либо пассажиру в метро и говорил примерно следующее: «Здравствуйте. Мы снимаем фильм о метро. В фильме рассказывается, как вдруг внезапно человек может забыть станцию, на которой ему надо выходить… Раз – и забыл! Вот вы, к примеру, на какой станции выходите?» .

Еще примеры:
– Чуть не забыл, скажите мне…
– Люди склонны забывать.
– Вася забыл тебе сказать, что…

И еще один пример:

«Вы знаете, со мной недавно произошла очень интересная история. Я был на одном деловом приеме и беседовал с Петром Петровичем и его знакомыми об особенностях производства пушнины. Когда я повернулся, то увидел симпатичную девушку. Она стояла возле окна с бокалом мартини в руках. Я был достаточно увлечен беседой, но, увидев ее, понял, что раньше встречался с ней. Беседа продолжалась, мы разговаривали на разные темы, а у меня в голове крутилось только «Где же я ее видел?». Когда я повернулся через пять минут к тому месту, где она стояла, ее уже не было. Я стал невпопад отвечать на вопросы собеседников, потому что мучительно пытался вспомнить ее имя. У меня ничего не получалось. Я даже стал волноваться по поводу своей памяти. Я понял, что напрочь забыл имя этой девушки, и где мы с ней встречались. Я решил расслабиться и сказал себе: «Да, я не помню ее имени и, где мы с ней встречались. Но ведь это неважно. Все, что важно, я помню, а все, что неважно, я могу и забыть. Моя голова это не компьютер». После этого мне стало легче, и я с удовольствием снова включился в беседу. Ну, вы понимаете, что иногда можно написать что-нибудь на листке бумаги, а потом вырвать этот листок из блокнота и напрочь забыть, что там было написано. Через несколько дней, сидя на работе и просматривая анкеты кандидатов на одну из вакансий в нашем отделе, я наткнулся на ее фотографию. И еще раз сказал себе: «Как хорошо, что мы не должны помнить все мелочи и детали того, что с нами происходит...».

3. Метафоры забывания

Мы описываем образы, которые метафорически настраивают подсознание собеседника на забывание. Это образы стирания, исчезновения, ухода...

Примеры:
– река уносит все, что в нее попадает;
– удаление файлов на компьютере;
– стирание с доски и др.

У метафор есть интересное свойство. Даже если человек «в теме» и отлично осознает, что вы рассказываете ему метафору на забывание, он вероятнее всего запомнит саму метафору, но не содержание разговора. Если, конечно, он не слишком опытный…

4. Неважность

Мы маркируем целевое внушение как неважное. Лучше всего это делать через отсутствие хоть какого-то невербального выделения основной информации из фонового потока. Еще можно давать ключевую информацию (не обозначая ее значимости) в неофициальное время. Во время перекура. Или за чаем. Или в процессе беседы ни о чем. Другими словами, мы позволяем нашим внушениям затеряться среди информационного шума. Они от этого только выигрывают. Как это работает, думаю, понятно. Это один из законов работы памяти: сознание не любит помнить неважное, оно предпочитает заниматься только важным. Вот и хорошо.

5. Подразумеваемая противоположность

Мы берем отвлекающий предмет (или тему разговора) и делаем так, чтобы человек запомнил именно его. В результате он забудет все остальное.

Представьте, что вас попросили внимательно отслеживать, сколько слов на букву «к» встретится в речи оратора. Много ли вы запомните из содержания этой речи?

Другой пример: чем лучше видна грудь, тем хуже запоминается лицо.

Когда вы приходите на переговоры, внимание вашего оппонента будет приковано ко всем пассажам, касающимся непосредственной темы переговоров. Именно поэтому у вас появляется хороший шанс пробросить внушения на другие темы. Которые ваш оппонент, скорее всего, и пропустит, и забудет, и реализует.

Еще мы помним, что важным воспринимается (и запоминается) то, с чем связаны сильные эмоции. Поэтому мы активно провоцируем эмоции в отношении отвлекаюшего предмета. Того, что собеседник должен запомнить. Вместо того что мы ему внушаем. Иногда можно и скандал в правильном месте устроить. А то и сексом кое-кого от кое-чего отвлечь.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что провокация амнезии – дело техники. И то, что все эти приемы достаточно обыденны, говорит лишь об их эффективности.

В завершение урока я предлагаю вам для закрепления материала посмотреть небольшое видео, и постараться определить, какую технику провоцирования амнезии использовал главный герой. Напишите свой ответ в комментариях к уроку.

P.S. Надеюсь, вы обратили внимание, что приведенные выше техники можно очень эффективно использовать для того, чтобы заставить человека забыть внушение, которое вы в него вложили. Поэтому особенно ценной эта информация будет для владельцев курса "Практика скрытого гипноза" . Если объект воздействия не вспомнит ваши внушения, он не сможет им сознательно сопротивляться.

Здесь, кстати, важно человеку в нужный момент подыграть. Когда он придет к вам, чтобы рассказать о своей новой замечательной идее, не стоит напоминать ему, что именно вы ему ее подкинули. Лишнее это.



Это информация для тех, кто принял решение. Для тех, кто совершенно точно уже знает чего хочет. Для тех, кто уже все пережил и испробовал, и понял, что хочет знать, как быстро забыть человека.
Я предлагаю вам очень мощную практику, основанную на технике перепросмотра , которую описал в своих книгах Карлос Кастанеда.

По своей сути-это магическая техника , но мы будем использовать ее для своих «человеческих» целей. Чтобы вернуть себе себя, перестать снова и снова возвращаться памятью в прошлое , вспоминая одни и те же моменты, изжившие себя отношения . Когда Вы приняли решение: «Все! Хватит!». Но…. Получается не очень.

Поверьте мне, на этот раз все получится! Вы уберете энергетическую привязку к этому человеку, перестанете бесконечно возвращаться к нему мыслями, сможете снова радоваться жизни и со временем станете открыты для новых отношений.

Взаимодействуя с внешним миром, человек вкладывает свою энергию в любую ситуацию, событие, отношения с людьми. И чем больше эмоций было испытано, тем больше его энергии осталось в конкретных ситуациях прошлого. Это значит, что огромная часть нашей личной силы нам не принадлежит. Все глубокие чувства оставляют нашу энергию в мире и людях. Нам же нужно все больше энергии.

– техника, которая позволяет забрать эту энергию, когда-то захваченную повседневной жизнью, и использовать ее для других целей по своему выбору – собрать энергию из прошлого, словно оставленные когда-то ценные вещи.

С помощью перепросмотра мы достаем из прошлого события заложенную в него эмоциональную энергию. Когда перепросмотр завершен – событие становится для вас лишь фактом, слайдом, картинкой, не вызывающим никаких реакций. Мы знаем о том, что событие было и все.

Как быстро забыть человека. Методика перепросмотра

Перепросмотр лучше проводит в закрытом, маленьком помещении. Нужно выбрать тихое уединенное место, где вы сможете сидеть (маги делали перепросмотр в специальных небольших пещерах, так что вы можете выбрать шкаф или большую коробку, или даже душ). Смысл в том, чтобы стены как бы «давили» на Ваш энергетический «кокон»

1. Для начала, вы должны определить человека, с которыми вы хотите поработать . Нужно составить список самых ярких, «заряженных» ситуаций, связанных с ним, с этими отношениями. Уделите этому время, повспоминайте. Это очень важно, вам нужны и положительно и отрицательно «заряженные» моменты. Не «зависайте» в них. Важно их вспомнить, можно записать.

Если вы решите работать «по-крупному», потом можно будет поработать и с другими людьми, оставившими след в Вашей жизни. Но начинать нужно именно с самого эмоционально окрашенного, потому как эти отношения забрали у вас большую часть энергии, и когда вы восполните ее, то сможете сделать более эффективным перепросмотр других людей.
Простое написание списка уже меняет вас и помогает вашему вниманию концентрироваться на том, что сейчас важно.

2. Когда вы напишите список, найдите место, чтобы “стены давили на кокон“. Сядьте поудобнее и начните.

3. Войдите в спокойное медитативное состояние при помощи любой подходящей вам методики.

4. Начните с первой ситуации. Вспомните имя человека или саму ситуацию, сконцентрируйтесь не на самом действии или на чувствах, которые вы тогда испытывали, а начните воссоздавать сцену, визуально представляя как можно более точно все внешние элементы события .

Вспоминайте дальнее окружение, улицу или дом, в котором прошло событие. Затем представьте, как заходите в здание, отметьте каждую деталь: обои, картины на стенах, полы, мебель, всякие мелочи и предметы, которые может восстановить наша память. Это же сделайте с внешним видом человека, его одеждой, встраивая все в свое представление. Вам нужно следить за органами чувств помимо зрения: вспомните, какая музыка играла в тот момент, какие духи были в этот вечер.

5. После того, как вы вспомнили все детали, дайте событию всплыть и свободно развиваться . Управляйте своим дыханием, чтобы полнее погрузиться в воспоминание.

6. Дышите глубоко диафрагмой , и пусть голова медленно движется из стороны в сторону, от одного леча к другому выметающим движением. Дыхание очень значимо , потому что именно оно высвобождает энергию из прошлого.

7. Начинайте с правого плеча . Глаза закрыты. Во время вдоха поворачивайте голову налево, проводя подбородком по груди, и представляйте, что с помощью вдоха возвращаются назад все чувства, вложенные в событие (Я возвращаю себе всю свою энергию (вдыхая)). Над левым плечом , после короткой паузы, начинайте выдох, выбрасывая с ним все ненужные и чужие чувства (Я отдаю тебе всю твою энергию (выдыхая)) . Возвращайте голову к правому плечу.

Выметающее дыхание помогает освобождению оставленной в прошлом энергии, возвращая ее при вдохе. И выбрасывает чуждую нам энергию при выдохе. С каждым вздохом все детали нашего воспоминания проясняются все больше. Используйте выметающее дыхание все время практики вспоминания.

8. Продолжайте поворачивать голову, вдыхая и выдыхая, столько раз, сколько это будет необходимо. Заканчивайте только тогда, когда все детали и чувства пережиты. Вы поймете, что закончили, когда сцена станет «пустой» и свободной от эмоций.

Если во время вспоминания вы ощутите тошноту, сердцебиение, судороги или выступит пот, продолжайте двигать головой, но пока задержите дыхание, пусть признаки уйдут. Это выметающее движение смягчит и распутает подходящие нити энергии и позволит нам преодолеть блоки , чтобы еще глубже погрузиться в воспоминание.
Проработайте так все свои острые ситуации, вспоминая одну за другой. И высвобождая все больше и больше энергии.

Если отношения продолжались долгое время, то, возможно, Вам понадобится не один раз, чтобы проработать все воспоминания. Но в любом случае, если вы все сделали правильно, то уже после первого раза Вы почувствуете себя другим человеком. У Вас улучшится настроение и появится энергия.


Такая работа - лучшая возможность повернуть время вспять. Вы сможете отделить жизненную энергию от опыта. Задача не легкая, однако избавляющая от капкана саморефлексии, лишающей энергии и кидающей назад, на исходную позицию.



Открытие бизнеса