Строящиеся аэс. Дивизион проектирования, инжиниринга и строительства АЭС. Строящиеся АЭС в России

Расположение: близ г. Неман, Калининградская обл.

Тип реактора: ВВЭР-1200

Энергоблоков: 2

Балтийская АЭС - первый проект сооружения атомной электростанции на территории России , к которому будет допущен частный инвестор. Проект предусматривает использование реакторной установки ВВЭР мощностью 1200 МВт (электрических). Первый блок планируется построить к 2016 году, второй - к 2018. Расчетный срок службы каждого блока - 60 лет. Генеральным подрядчиком по сооружению станции выступает ЗАО «Атомстройэкспорт». В 2011 году получена лицензия Ростехнадзора на сооружение АЭС

Белоярская АЭС

Расположение: близ г. Заречный (Свердловская обл.)

Тип реактора: БН-600, БН-800, БН-1200 (в проекте)

Энергоблоков: 4 (Белоярск-1 и 2 закрыты в 1983 и 1990 годах, Белоярск-3 работает с 1981 года)

Основу второй очереди станции должен составить энергоблок № 4 Белоярской атомной электростанции с реакторной установкой на быстрых нейтронах БН-800. Он сооружается в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года». В 2014 году реактор БН-800 заработал на минимальной мощности. Ввод в строй этого энергоблока обещает существенно расширить топливную базу атомной энергетики, а также минимизировать радиоактивные отходы, за счёт организации замкнутого ядерно-топливного цикла.

После запуска реактора БН-800 планируется начать реактора БН-1200. Аналогичные реакторы планиуется установить на перспективной Южно-Уральской АЭС.

Ленинградская АЭС-2

Расположение: близ г. Сосновый Бор (Ленинградская обл.)

Тип реактора: ВВЭР-1200

Энергоблоков: 2 - в стадии строительства, 4 - по проекту

Станция строится на площадке ЛАЭС.

Сооружение энергоблоков №№ 1 и 2 ЛАЭС-2 включено в Программу деятельности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на долгосрочный период (2009−2015 годы), утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2008 № 705. Функции заказчика-застройщика выполняет ОАО «Концерн «Росэнергоатом». 12 сентября 2007 г. Ростехнадзор официально сообщил о выдаче лицензий на размещение 1-го и 2-го энергоблоков типа ВВЭР-1200 Ленинградской АЭС-2. ОАО «СПб АЭП» (входит в состав интегрированной компании ОАО «Атомэнергопром») по итогам открытого конкурса 14 марта 2008 года подписало с Росатомом госконтракт на «выполнение комплекса работ по сооружению и вводу в эксплуатацию энергоблоков №№ 1 и 2 Ленинградской АЭС-2, включая проектно-изыскательские, строительно-монтажные, пусконаладочные работы, поставку оборудования, материалов и изделий». В июне 2008 года и июле 2009 года Ростехнадзор выдал лицензии на сооружение энергоблоков.

Нововоронежская АЭС-2

Расположение: близ г. Нововоронежа (Воронежская обл.)

Тип реактора: ВВЭР-1200

Энергоблоков: 2 - строятся, еще 2 - в проекте

Нововоронежская АЭС-2 строится на площадке действующей станции. Генеральным подрядчиком по сооружению Нововоронежской АЭС-2 выступает ОАО «Атомэнергопроект» (г. Москва). Проект предусматривает использование реакторной установки ВВЭР мощность до 1200 МВт (электрических) со сроком эксплуатации 60 лет. Первая очередь Нововоронежской АЭС-2 будет включать два энергоблока.

Ростовская АЭС

Расположение: близ г. Волгодонска, Ростовская обл.Тип реактора: ВВЭР-1000

Энергоблоков: 2 - в эксплуатации, 2 - строятся

Ростовская АЭС является одним из крупнейших предприятий энергетики на Юге России. Станция обеспечивает 40% производства электроэнергии в Ростовской области. Кроме того, электроэнергия по пяти ЛЭП-500 поступает в Волгоградскую и Ростовскую области, Краснодарский и Ставропольский края, по двум ЛЭП-220 - г. Волгодонск. На станции работают два энергоблока. Первый с реактором типа ВВЭР-1000 и мощностью 1000 МВт введен в эксплуатацию в 2001 году. Энергоблок № 2 введен в промышленную эксплуатацию 10 декабря 2010 года. На площадке станции ведется строительство энергоблоков №№ 3,4. В ноябре 2014 г. началась проедура пуска 3 энергоблока

Плавучая АЭС «Академик Ломоносов»

Расположение: Певек, Чукотка

Тип реактора: КЛТ-40С

Энергоблоков: 2

Первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) оснащена судовыми реакторами типа КЛТ-40С. Аналогичные реакторные установки имеют большой опыт успешной эксплуатации на атомных ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» и лихтеровозе «Севморпуть». Электрическая мощность станции составит 70 МВт. Основной элемент станции - плавучий энергоблок сооружается промышленным способом на судостроительном заводе и доставляется к месту размещения ПАТЭС морским путем в полностью готовом виде. На площадке размещения строятся только вспомогательные сооружения, обеспечивающие установку плавучего энергоблока и передачу тепла и электроэнергии на берег. Строительство первого плавучего энергоблока началось в 2007 году на ОАО «ПО «Севмаш», в 2008 году проект был передан ОАО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. 30 июня 2010 года состоялся спуск на воду плавучего энергоблока.

Атомные электростанции за рубежом

АЭС «Аккую»

Расположение: Турция

Тип реактора: ВВЭР-1200

Энергоблоков - 4

12 мая 2010 года в ходе визита Президента России Дмитрия Медведева в Турцию было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую» в Турецкой Республике. Строительство первой турецкой АЭС будет реализовано на условиях ВОО (Build - Own - Operate или «Строй - Владей - Эксплуатируй»). До настоящего момента в мировой практике не было прецедентов использования механизма BOO в атомной энергетике. На старте проект турецкой атомные электростанции будет финансироваться из российских источников, в дальнейшем планируется привлечение инвесторов, как из Турции, так и из третьих стран.

Проект АЭС «Аккую» включает в себя четыре реактора типа ВВЭР. Мощность каждого энергоблока турецкой АЭС составит 1200 МВт. Технико-экономические показатели АЭС обеспечат надежную и экономичную выработку электрической и тепловой энергии в соответствиями с требованиями турецкого заказчика. АЭС «Аккую» будет вырабатывать около 35 млрд кВт.ч в год.

Белорусская АЭС

Расположение: Белоруссия

Тип реактора: ВВЭР-1200

Энергоблоков: 2

15 марта 2011 года в Минске в ходе заседания Совета министров Союзного государства было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Беларусь атомной электростанции. Белорусская АЭС будет состоять из двух энергоблоков суммарной мощностью до 2400 (2×1200) МВт и будет построена на Островецкой площадке в Гродненской области. Для строительства первой белорусской АЭС был выбран проект «АЭС-2006», который полностью соответствует международным нормам и рекомендациям МАГАТЭ. Соглашение предусматривает, что строительство АЭС осуществляется под ключ российской стороной. Генеральным подрядчиком было назначено ЗАО «Атомстройэкспорт», заказчиком - ГУ «Дирекция строительства атомной электростанции» (ГУ «ДСАЭ»). 11 октября 2011 года было подписано контрактное соглашение о строительстве АЭС в Республике Беларусь. 25 ноября 2011 года было подписано Межправительственное соглашение о предоставлении российской стороной белорусской стороне государственного кредита на строительство станции, которое создало необходимую международно-правовую базу для осуществления механизма финансирования работ по проекту. 31 января 2012 года был подписан контракт на изыскательские работы, разработку проектной документации и первоочередной рабочей документации Белорусской АЭС. 18 июля 2012 года в Минске по итогам заседания Cовета министров Союзного государства РФ и Белоруссии был подписан генеральный контракт на сооружение Белорусской АЭС. С российской стороны генконтракт подписал директор ОАО «НИАЭП» - управляющей организации ЗАО «Атомстройэкспорт» (ЗАО АСЭ) Валерий Лимаренко, с белорусской стороны - директор ГУ «Дирекция строительства АЭС» (ГУ «ДСАЭ») Михаил Филимонов.

АЭС «Бушер» (Иран)

Расположение: Иран

Тип реактора: ВВЭР-1000

Энергоблоков: 3 (Бушер-1 запушен в 2013 году)

АЭС «Бушер» - уникальный объект, аналогов которому нет в мире. ЗАО «Атомстройэкспорт» продолжает строительство атомной электростанции в Иране, начатое в 1974 году немецким концерном Kraftwerk Union A.G. (Siemens/KWU). В 1980 году концерн разорвал контракт с иранским заказчиком из-за решения германского правительства присоединиться к американскому эмбарго на поставки оборудования в Иран. Между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран 24 августа 1992 года было подписано соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, и 25 августа 1992 года заключено соглашение о сооружении атомной электростанции в Иране. Строительство АЭС было возобновлено после длительной консервации в 1995 году. Строительство основных инфраструктур станции завершилось в августе 2010 года. Электростанция была подключена к электрической сети Ирана в сентябре 2011 года, а к 30 августа 2012 года ее первый энергоблок вышел на полную рабочую мощность. Российским подрядчикам удалось осуществить интеграцию российского оборудования в строительную часть, выполненную по немецкому проекту, и, кроме того, применить около 12 тысяч тонн немецкого оборудования.

11.11.2014 года был подписан контракт на постройку 2 и 3 энергоблоков.

Расположение - Индия

Тип реактора - ВВЭР-1000

Энергоблоков - 4 (Куданкулам-1 запущен в 2013 году, рассматривается возможность строительства до 8 энергоблоков)

На юге Индии сооружается АЭС «Куданкулам» с двумя энергоблоками с реакторными установками ВВЭР-1000. Станцию возводят в рамках выполнения Межгосударственного Соглашения от 20.11.1988 и Дополнения к нему от 21.06.1998. Заказчик - Индийская корпорация по атомной энергии Ltd (ИКАЭЛ).

Проект «АЭС-92», применяемый на АЭС «Куданкулам», разработан институтом «Атомэнергопроект» (Москва) на базе серийных энергоблоков, которые длительное время эксплуатируются в России и странах Восточной Европы.

11.12.2014 года подписан договор о строительстве 3 и 4 энергоблоков.

АЭС «Моховце»

Расположение: Словакия

Тип реактора: ВВЭР-440

Энергоблоков: 4 (Моховце-1 и 2 запущены в 1998 и 1999 годах)

Российские предприятия совместно с словацкими достраивают третий и четвертый энергоблоки АЭС «Моховце», сооружение которых было начато в 1987 г. и приостановлено в 1992 г.

11 мая 2010 года подписан контракт на выполнение работ в рамках достройки «Ядерного острова» между ЗАО «Атомстройэкспорт» и АО «Словацкие электростанции». Контрактом предусмотрено выполнение работ, поставка оборудования и оказание услуг по внедрению на обоих блоках систем внутриреакторного контроля, систем измерений концентрации бора и подсистем измерения уровня в корпусе реактора и измерения температуры на выходе из активной зоны.

АЭС «Ниньтхуан»

Расположение: Вьетнам

Тип реактора: ВВЭР-1000/ВВЭР-1200

Энергоблоков: до 6

Осуществляется строительство энергоблоков № 1 и № 2 с реакторами типа ВВЭР-1000 или ВВЭР-1200 (окончательный выбор пока не сделан). Место реализации проекта - провинция Ниньтхуан, Вьетнам

АЭС «Руппур»

Расположение: Бангладеш

Тип реактора: ВВЭР-1000

Энергоблоков - 2

Осуществляется подготовительная стадия строительства энергоблоков № 1 и № 2 с реакторами типа ВВЭР-1000, общей мощностью в 2000 МВт. Место реализации проекта - площадка в 160 км от г. Дакка, Бангладеш

Тяньваньская АЭС

Расположение: КНР

Тип реактора: ВВЭР-1000, ВВЭР-1200

Энергоблоков - 8 (Тяньвань-1 и 2 запущены в 2007 году, Тяньвань-5 и 6 запланированы с реакторами CNP-1000, Тяньвань-7 и 8 - с реакторами ВВЭР-1200)

В октябре 2009 года Государственная корпорация «Росатом» и Китайская корпорация ядерной промышленности (CNNC) подписали протокол, в котором подтвердили желание и намерение продолжать сотрудничество в сооружении второй очереди Тяньваньской АЭС - третьего и четвертого блоков станции.

Третий и четвертый блоки Тяньваньской АЭС будут сооружаться аналогично проекту первой очереди: два энергоблока российского дизайна с реакторными установками ВВЭР-1000. Проектирование и поставку оборудования неядерной части атомной станции будет осуществлять JNPC.

Расположение: Украина

Тип реактора: ВВЭР-1000

Энергоблоков: 4 (Хмельницкий-1 и 2 запущены в 1988 и 2005 годах)

9 июня 2010 года в Киеве подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в строительстве энергоблоков №№ 3 и 4 Хмельницкой АЭС. По требованиям НАЭК «Энергоатом» сроки эксплуатации оборудования по проекту ВВЭР-1000 увеличены и составляют для корпуса реактора - 60 лет, парогенераторов - 60 лет, для остального оборудования реакторного отделения - 50 лет. Увеличение срока службы оборудования достигается за счет эволюционных конструктивных изменений. Реализация проекта под вопросом.

АЭС «Пакш»

Расположение: Венгрия

Тип реактора ВВЭР-440, ВВЭР-1200

Энергоблоков 6

ЗАО «Атомстройэкспорт» в рамках долгосрочного рамочного контракта поставляет сменное оборудование и запасные части, необходимые для обеспечения надежной эксплуатации АЭС «Пакш».С 2012 года проект реализуется силами объединенной компании ОАО «НИАЭП» - ЗАО АСЭ.

8.12.2014 года подписано соглашение о постройке 5 и 6 энергоблоков.

АЭС Пюхяйоки

Расположение: Финляндия

Тип реактора: ВВЭР-1200

Энергоблоков: 1

В октябре 2014 года ЗАО «Русатом Оверсиз» подписало договор с ОАО «Атомпроект» на разработку полного пакета проектной документации АЭС в Пюхяйоки. В сентябре 2014 года правительство Финляндииодобрило проект строительства АЭС при участии России, предусматривающий использование российского реактора ВВЭР-1200.

Перспективные проекты

В России в планах строительство Курской АЭС-2, Кольской АЭС-2, Смоленской АЭС-2, а также Тверской, Северской и Южно-Уральской АЭС. Также имеются планы достройки 5 и 6 энергоблоков Балаковской АЭС.

За рубежом Россия планирует осуществить строительство до 8 энергоблоков в Иране, АЭС Харипур в Индии (всего в Индии планируется постройка до 12 энергоблоков), АЭС Маджал в Иордании, Сянминской АЭС в КНР. Также возможно строительство двух энергоблоков на АЭС Темелин (Чехия), одного энергоблока АЭС Козлодуй (Болгария) и одного энергоблока Армянской АЭС.

Подписанные контракты – рекордная сделка в истории мировой атомной отрасли. Общая стоимость всех четырех контрактов составляет десятки миллиардов долларов США. Это также и крупнейшее несырьевое экспортное соглашение за всю историю России

Борис Марцинкевич

11 декабря 2017 в присутствии президентов России и Египта в Каире был подписан пакет документов о строительстве АЭС «Эль-Дабаа». Наши СМИ широко освещали это событие, которого мы ждали два года, многие давали собственные комментарии, не всегда совпадавшие по содержанию, но при этом все ссылались на слова президента Росатома Алексея Лихачева, сказанные им по этому поводу. Мы предлагаем прочитать оригинал, после чего попробуем его проанализировать.

«Подписанные контракты - рекордная сделка в истории мировой атомной отрасли. Общая стоимость всех четырех контрактов составляет десятки миллиардов долларов США - это также и крупнейшее несырьевое экспортное соглашение за всю историю России. Мы предложили нашим египетским партнерам уникальное комплексное соглашение, охватывающее весь жизненный цикл атомной станции, то есть 70-80 лет. Сегодня Росатом - единственная в мире компания, способная предоставить заказчикам полный комплекс услуг в области мирного атома. Развитие атомной энергетики Египта также важно и для российской экономики - десятки предприятий Росатома получат значительный заказ и возможность подтвердить мировому сообществу преимущества российских атомных технологий».

Экономика проекта АЭС «Эль-Дабаа»

Обратите внимание, как аккуратно сказано о сумме контракта - «Общая стоимость … десятки миллиардов долларов США». Конкретные цифры, которые мелькали в СМИ - то 21 миллиард, то 26 миллиардов - здесь отсутствуют. Причина не в том, что Алексей Лихачев решил быть кратким - власти Египта еще в 2015 году запретили разглашение какой-либо подробной информации о проекте, весь ее объем контролируют министерство безопасности и министерство энергетики страны. Очевидно, что дело не только в коммерческой тайне, но еще и в том, что обстановка в Египте сейчас не самая простая - на Синае бродят банды вооруженных террористов, да и демократия, наступившая в Ливии, тоже, возможно, таит в себе неприятные сюрпризы. Поэтому при анализе будем исходить из сказанного руководителем Росатома, а не из интерпретаций его слов журналистами. Нет конкретных цифр - значит, нет.

Если же предположить, что предварительные договоренности об объемах финансирования менять не стали, то они были определены еще в 2015 - 25 млрд долларов составляет государственный кредит России под 3% годовых, Египет должен найти самостоятельно еще 4,5 млрд. Общая сумма, таким образом - почти 30 миллиардов, то есть действительно рекорд для атомной отрасли не только России, но и мира. Близкая сумма намечается в Англии, где за 26 млрд есть шанс построить целых два французских реактора EPR-1600, референтных образцов которых на сегодня просто нет.

В атомной энергетике есть такой интегрированный экономический показатель, как стоимость миллиона мегаватт установленной мощности. Конечно, его нельзя назвать чем-то универсальным, ведь для любой АЭС важны геологические и климатические условия, разные деньги тратятся на инфраструктуру, но, тем не менее, общее представление о стоимости проекта получить можно.

Для египтян 1 МВт обойдется в 6’200 долларов, для англичан - в 8’125 долларов, если не учитывать кредитные проценты.

Разница не кажется разительной? Расскажем большой секрет - Росатом еще и деньги зарабатывает, показывая хороший пример как государственным, так и частным российским компаниям. О том, насколько выгоден контракт для Росатома, входящих в его состав предприятий, для сторонних подрядчиков, мы уже неоднократно писали, повторяться не будем. Кроме разницы в 30% Египет получает и еще один немаловажный плюс - Росатом берет на себя обучение персонала, которому предстоит работать на станции. Несколько тысяч специалистов высокой квалификации, со стажировками на действующих АЭС - это дорогого стоит как в прямом, так и в переносном смысле. В 2015 году Египетский университет науки и технологий договорился о сотрудничестве с МИФИ, в 2017 к коллегам из Каира присоединились университеты Александрии и Айн-шама, Томский политехнический будет сотрудничать с Египетско-российским университетом, а техническая академия Росатома будет готовить преподавателей для египетских вузов. Начало мирной экспансии научной, технологической, конструкторской и инженерной школ России в крупнейшую страну Африки и арабского мира состоялось, но очевидно, что «наступление» будет только расширяться.

Перспективы города Эль-Дабаа

У Египта есть и еще один выигрыш, который очень сложно оценить в деньгах. Мухафаза (район, провинция) Матрух по плотности населения - это такая «египетская Якутия» - 322 тысячи человек на 166 тысяч квадратных километров, при общей численности населения страны в 100 миллионов человек, сосредоточившихся вдоль русла великого Нила.

В Эль-Дабаа уже развернулось жилищное строительство, в сентябре первые 350 учащихся сели за парты свежепостроенной ядерной школы, в несколько раз расширяется и модернизируется местная больница, идет прокладка дорог. Вряд ли удастся найти в открытых источниках точные данные по системе физической охраны будущей АЭС, но очевидно, что для этого будут задействованы несколько тысяч военнослужащих египетской армии. С учетом того, что до побережья Средиземного моря от Эль-Дабаа всего три километра, становится понятна реакция представителей туристического бизнеса - на сегодня к реализации предъявлены уже 46 инвестиционных проектов. Превращение Эль-Дабаа в самый безопасный и самый новый курорт Египта, да еще и имеющий собственный аэропорт - именно здесь находится имеющий статус международного аэропорт Эль-Аламейна - вот то, что в ближайшее время может получить Египет в результате строительства АЭС.

Правда, регулярных рейсов пока нет, только чартеры - но, нам кажется, вот это точно потенциальных туристов не смутит. В ожидании того момента, когда в Эль-Дабаа появятся корреспондентские пункты наших ведущих новостных агентств, предлагаем зафиксировать, что на конец 2017 года в городке насчитывалось всего 19’000 жителей. Что и в каком темпе будет происходить с демографией в ближайшие годы, можно уже начинать прикидывать - к примеру, уже известно, что с 11 по 31 декабря желание участвовать в строительстве АЭС успели высказать несколько египетских строительных организаций. «Несколько» - это ровно 200 (двести - прописью), что, на наш взгляд, гарантирует рост населения города в самое ближайшее время. Будем следить за событиями, держа в уме, что на строительстве двухблочных АЭС в Нововоронеже, Островце, Сосновом Бору на площадках находится до 10 тысяч человек. Как, какими деньгами измерять появление нового крупного города в малонаселенной местности - сказать сложно, как и заранее представить, сколько и каких проектов, связанных не с курортными делами, а с хай-тэк технологиями, будет реализовано в Эль-Дабаа. Заметим только, что, по оценкам геологов, на этой площадке можно совершенно безопасно построить еще четыре атомных энергоблока. О том, что Египет предпринимает усилия в создании объединенной энергетической системы своего региона, аналитический онлайн-журнал Геоэнергетика.ru уже писал .

Поэтому мы только еще раз повторим, что энергетическая отрасль в Египте остается государственной, а это значительно увеличивает шансы на реализацию этих проектов. Если получится так, что Россия в лице Росатома окажется, в той или иной мере, участником таких интеграционных проектов, нам останется только порадоваться. Впрочем, тут много будет зависеть еще и от активности нашего министерства энергетики. Появление в Египте Росатома может стать только почином, ведь, к примеру, давно требуют модернизации гидроагрегаты Асуанской ГЭС, Роснефть участвует в разработке газового месторождения Зохр на шельфе - традиции есть, новые возможности имеются, остается посмотреть, удастся ли России их реализовать.

«Русатом Оверсиз»

Но вернемся к атомному контракту, к подписанию которого Россия и Египет шли больше двух лет. Подготовкой комплексного контракта занималась команда «Русатом Оверсиз», компания в составе Росатом, ответственная за продвижение на зарубежных рынках интегрированного предложения проектов сооружения АЭС и центров ядерной науки и технологий. Что такое «интегрированное предложение» в исполнении Росатома? Не только строительство самих АЭС, но и развитие ядерной инфраструктуры, решения в области финансирования ядерных проектов, подготовка и переподготовка национальных кадров, локализация производства на территории стран-заказчиц, гарантированная поставка топлива, сервис, переработка и обращение с ОЯТ, комплексные решения в области вывода из эксплуатации. Сегодня нет ни одной ядерной энергетической компании, которая могла бы предложить вот такой комплекс - от проекта строительства к самой стройке, через обучение к работе на энергоблоках, решение вопросов с ОЯТ и вплоть до вывода из эксплуатации.


Ныне едва не усопший, находящийся в реанимационном отделении Westinghouse и в годы своей активности не предлагал никаких решений по проблеме ОЯТ, французская AREVA не имеет компетенций по обучению персонала и по выводу АЭС из эксплуатации, потенциальные конкуренты в лице китайских и южнокорейских компаний не имеют собственных предприятий по производству топлива, с подготовкой специалистов не решен вопрос и у них. Даже если перечисленные компании решат наверстать упущенное, на это им придется потратить немало времени и усилий, а Росатом - вот он, готов работать уже сейчас. «Русатом Оверсиз» был создан в мае 2015 года, но отнюдь не «с нуля», и факт подписания контракта с Египтом убедительно доказывает, что это организационное решение было правильным.

Контракт с Египтом был вызовом для «Русатом Оверсиз», о чем подробно рассказал в интервью ведомственной газете «Страна Росатом» президент компании Евгений Пакерманов, один из профессиональных управленцев, о котором редко пишут «большие СМИ». Евгений Маркович Пакерманов руководителем «Русатом Оверсиз» стал в 32 года, но давайте коротенько пробежимся по страницам его биографии, чтобы понять, было это случайностью или закономерностью. 1996 - Евгений окончил обучение в Екатеринбурге, в Гуманитарном университете по специальности «финансы и кредит». 2003 - пост директора по экономике и финансам «Уралмаша», 2004 - финансовый директор «Ижорских заводов», 2006 - уже и генеральный директор «Ижорских заводов», с 2007 по 2015 - генеральный директор «АЭМ-технологии». АЭМ - это «атомное энергетическое машиностроение» и это то, что в советские времена никогда не входило в структуру легендарного Минсредмаша, а относилось к ведению министерства тяжелого машиностроения. Вот «АЭМ-технологии» в составе «Петрозаводскмаша», «Атоммаша» и «Атоммаш-сервиса» в Волгодонске - действительно с нуля, это то самое звено, «вишенка на торте», после появления которого предложения Росатома стали комплексными на все 100%. В общем, если в двух словах, Евгений Пакерманов как президент «Русатом Оверсиз» - профессионал, досконально знающий свою работу.2

«Внешние» задачи компании очевидны, но не мал и объем задач «внутренних» - «Русатом Оверсиз» является связующим звеном между странами-заказчицами и всеми предприятиями Росатома, он обязан уметь «подключать» к тому или иному проекту строительства АЭС определенные подразделения и предприятия корпорации в определенное время. А это тоже требует управленческого умения, ведь многие «запчасти» АЭС имеют длительный период производства. Корпус реактора, парогенератор, турбины - все это создается не один год, а готово должно быть в строго определенное время, когда на строительной площадке будет достигнута готовность к приему и монтажу такого оборудования. И вот то, что Пакерманов отлично знаком с «АЭМ-технологиями», в этом случае весьма полезно - объемы заказов только растут, работы меньше не становится.

Уникальность контракта с Египтом

Вот описание особенностей египетского контракта, данное Евгением Пакермановым в том же интервью.

«Это уникальный для Росатома опыт. Например, в Индии или Китае мы подписывали контракты о строительстве блоков парами, постепенно передавая значительную часть работы в зону ответственности заказчика. Здесь ситуация другая: мы взяли на себя полный объем работ, полную ответственность. Мы впервые в истории подписали пакет одновременно вступивших в силу контрактов, охватывающих весь спектр услуг, которые Росатом может предоставить при реализации такого проекта. Обычно сначала подписывается EPC-контракт (строительство и монтаж оборудования), через какое-то время топливное соглашение, а уже когда станция построена, начинаются переговоры о сервисе. У нас получился интегрированный эффект — когда и заказчику, и нам было выгодно договариваться с самого начала о таком комплексном подходе. Ни в одном контракте не осталось незакрытых приложений. В мельчайших деталях проработаны все вопросы и нюансы наших взаимоотношений на десятилетия»

Это и есть причины, по которым подписание пакета контрактов готовилось более двух лет - дело не только в сумме, а и в том, что в этот пакет входят договоры на строительство, сервис, обучение кадров, эксплуатация, решение вопросов, связанных с ОЯТ и на вывод АЭС из эксплуатации. К сожалению, конфиденциальность контракта не позволяет нам узнать полную продолжительность контракта, но точно известно, что ВВЭР-1200 рассчитан на 60 лет эксплуатации, что строительство должно завершиться к 2029 году, как известно и то, что наши атомщики уже имеют алгоритм действий, который способен продлить время работы станции еще на 20 лет. С учетом срока, который необходим для вывода станции из эксплуатации, очевидно, что полное исполнение контракта закончится в следующем веке.

«Контракты тесно переплетены, и было важно сбалансировать интересы наших компаний. Нам удалось сделать так, чтобы участники переговоров чувствовали ответственность не за защиту интересов своих компаний, а за проект в целом. Все знали, что мы начнем его только после вступления в силу всего пакета контрактов. Это было серьезным стимулом, в пиковые моменты более 60 человек одновременно вели переговоры. Сложная координация, нахождение баланса интересов — в этом и была суть нашей работы. За три года ни разу не возникло такого внутреннего конфликта, решение которого потребовало бы привлечения высшего менеджмента госкорпорации. В спорных ситуациях разбирались сами, договаривались. В итоге, по моему мнению, все остались довольны, контракты получились достаточно сбалансированные. Поэтому могу подтвердить: на проекте работала отличная команда!»

К этой цитате из сказанного Евгением Пакермановым, трудно что-то добавить - команда «Русатом Оверсиз» эту часть работы выполнила на «пять с плюсом».

Топливный контракт

Внутри общего контракта «прячется» топливный контракт, который по праву можно называть рекордным. Впервые в истории мировой атомной энергетики подписан топливный контракт длительностью 60 лет - традиционно он не превышает 10 лет. Референтным блоком для АЭС «Эль-Дабаа» станет первый блок Ленинградской АЭС-2 проекта АЭС-2006/491, для которого «Гидропресс» и ФЭИ (физико-энергетический институт) разработали топливо четвертого поколения - ТВС-2006, и оно уже работает в реакторе Нововоронежской АЭС-2.

И уже намечены следующие проекты топлива - с керамической оболочкой твэлов, есть и другие наработки, поэтому в выигрыше оказываются не только предприятия, входящие в состав ТВЭЛ, но и египтяне как будущие владельцы АЭС - они гарантированно будут получать новейшие образцы топлива. 60 лет - на такое время гарантированы заказами не только предприятия по производству топлива, но и «добывающий» дивизион Росатома - «Атомредметзолото». Это стабильная работа для рудников и шахт, для горнообогатительных комбинатов и для тех, кто разрабатывает новые методы добычи и переработки урановых рук. Комплексность услуг, предоставляемых заказчикам Росатомом, имеет и «зеркальное отражение» - комплексом заказов теперь обеспечены многие и многие наши специалисты. В том числе и те из них, которые обеспечивают безопасность всех операций, связанных с ОЯТ (отработанным или облученным ядерным топливом) - тем самым, которым так любят нас пугать псевдоборцы за экологию. Конечно, ОЯТ потенциально весьма опасно, но только в том случае, если пренебрегать при обращении с ним правилами безопасности, если есть нерешенные проблемы с оборудованием, которое при этом используется.

Короткое слово ТУК

«Для предприятий Росатома, работающих в сфере бэкенда, сделка тоже уникальна: наравне со строительством оговорено и обращение с ОЯТ. В рамках контракта ФЦЯРБ построит под ключ сухое контейнерное хранилище, оснащенное двухцелевыми ТУКами»

Это уже комментарий о декабрьском контракте от федерального центра ядерной радиационной безопасности. ТУК - это транспортно-упаковочный контейнер для облученного ядерного топлива (ОЯТ), две цели очевидны из названия: в этих контейнерах ОЯТ можно и хранить, и транспортировать к месту хранения или переработки. Короткая фраза хранит в себе бездну информации, часть из которой мы попробуем показать чуть подробнее.

Транспортировка ОЯТ - проблема и задача, которую для ВВЭР-1200 решать необходимо как можно более качественно. Росатом будет строить энергоблоки на основе этого реактора одновременно в нескольких странах - не только в Египте, но еще и в Турции, в Бангладеш, в ближайшее время полностью войдет в строй первый блок Ленинградской АЭС-2, активно идет строительство в Белоруссии. Одно из конкурентных преимуществ Росатома - то, что наша атомная энергетическая корпорация предлагает заказчикам решение всех проблем, связанных с ОЯТ. Для этого Россия построила новое сухое хранилище ОЯТ в Железногорске, для этого постоянно модернизируются и расширяются технологические и производственные мощности «Маяка», но этот материал, одновременно ценный и радиоактивно опасный, нужно уметь доставить до места.

Представьте себе, как выглядит логистическая цепочка в случае Египта. ТВС с отработанным топливом нужно аккуратно извлечь из пристанционного бассейна выдержки, погрузить в ТУК, затем ТУК разместить на автотранспорте, чтобы довести его до порта. В порту - еще одна перегрузка и специализированное «атомное» судно отправится к берегам России. Где находится Урал и Красноярский край, можете поискать на карте, если вдруг забыли - это мы к тому, что потребуется еще одна перегрузка и железнодорожное путешествие на несколько тысяч километров. Мало рассказа про Египет - попробуйте сами проложить маршрут из Бангладеш. ТУК должен иметь все необходимые приспособления для перегрузок и транспортного крепления, должен выдержать поток радиации и тепла от ТВС, должен не бояться дорожной тряски и морской качки, случайных ударов. «Незаметная проблема», от тщательности решения которой зависит не только радиационная безопасность на протяжении всего времени хранения и маршрутов перевозок, но и «реноме» атомной энергетики - любая проблема ТУК будет мгновенно раздута радиофобствующими экологическими организациями до вселенского масштаба. Почему для ВВЭР-1200 требуется ТУК нового поколения, понять не трудно - глубже степень выгорания уранового топлива, больше времени ТВС проводит в активной зоне реактора, накапливая большее количество высоко радиоактивных осколков деления.

Транспортно-упаковочный контейнер, Фото: fcnrs.ru

Разработка нового поколения ТУК не подразумевает «мгновенного» решения - запас времени есть, поскольку зарубежные энергоблоки с ВВЭР-1200 пока только строятся, после ввода в эксплуатацию последует топливная компания продолжительностью 18 месяцев, потом ТВС будут лет пять «отлеживаться» в бассейнах выдержки. Но и особо медлить непозволительно - уже работает ВВЭР-1200 в Нововоронеже, уже загружено топливо в активную зону реактора на Ленинградской АЭС-2. Мало того - ТУКи весьма востребованы на мировом рынке: продолжают работать более 400 реакторов по всему миру, строятся новые. Если Росатом сможет разработать ТУК, отвечающий всем требованиям безопасности, при этом универсальный для АЭС нашего и западного дизайна - наши машиностроители и металлурги смогут получать новые заказы, продолжая увеличивать несырьевой, высокотехнологичный экспорт России.

Сейчас тон на этом рынке задают немецкие компании, освоившие выпуск ТУК из высокопрочного чугуна с шарообразным графитом. Чугун дешевле стальных сплавов, отливка не требует сварных работ, но есть свои преимущества и у металлических ТУК - они выдерживают более высокие температуры, в них ТВС можно хранить чуть дольше. Без конкуренции при разработке проектов ТУК не обошлось даже внутри Росатома, но это тот случай, когда конкуренция явно идет на пользу.

В соответствии с современными требованиями МАГАТЭ, ТУК должен выдержать:

падение с 9 метров при любых возможных положениях (плашмя, на крышку, под углами и т.д.);

падение на штырь с высоты в 1 метр;

пожар при 800 градусах в течение получаса;

затопление на глубину 200 метров;

хранилище с ТУКами должно выдерживать падение на него предметов весом до 10 тонн со скоростью до 160 м/с (576 км/ч).

ФЦЯРБ, РФЯЦ-ВНИИЭФ, ИЦЯК и другие аббревиатуры

Росатом дополнил этот список требований, исходя из особенностей реактора ВВЭР-1200 и из экономических соображений. Перечень небольшой, но жесткий. Срок службы ТУКа - не менее 60 лет, максимальное время хранения ТВС внутри ТУКа - 9 лет, вместимость - не менее 18 ТВС (при этом габариты должны позволять ж/д транспортировку), суммарное энерговыделение внутри ТУКа - до 40 кВт и температурный диапазон использования от -61 до +52 градусов.

Конкурсный отбор был поручен «Атомкомплекту», в общей сложности разными структурами Росатома было предложено 5 проектов, в «финал» в 2014 году вышло два - ТУК-141О от ФЦЯРБ и входящего в его состав ИЦЯК (инженерный центр ядерных контейнеров), и ТУК-137 от РФЯЦ-ВНИИЭФ (эта веселенькая аббревиатура, «российский федеральный ядерный центр - Всероссийский НИИ экспериментальной физики» - наследство времен секретности в комплекте с современной добавкой. Без использования аббревиатуры все звучит проще - Саров, НИИ, созданный Юлием Харитоном, разработчик всех наших ядерных боезарядов).

Несмотря на египетский режим конфиденциальности, можно сделать вывод, что победителем и, следовательно, участником контракта стал ФЦЯРБ и его ТУК-141О, с чем, мы надеемся, можно поздравить ФЦЯРБ и Петрозаводск, на котором будет разворачиваться серийное производство. Все испытания на соответствие всем вышеописанным требованиям проведены успешно - экспериментальный ТУК роняли, валяли, топили, поджигали, морозили и грели, в него швырялись тяжелыми предметами.

Специально для него изготовили железнодорожные контейнеры, была проведена и пробная доставка ОЯТ с Балаковской АЭС на «Маяк» - все прошло штатно, без нареканий. Получены все необходимые сертификаты и лицензии, проведены все дополнительные измерения и проверки. То, что в контракте должен фигурировать совершенно конкретный ТУК очевидно еще и по той причине, что эта информация необходима «Гидропрессу» при проектировании реактора - конструкторы должны точно знать, как организовать выгрузку ТВС из активной зоны. Если наше предположение верно, то «Петрозаводскмашу», в тесном сотрудничестве с которым ИЦЯК разрабатывал свой проект, предстоит освоить серийное производство этих изделий, вес которых превышает 100 тонн.

По оценкам руководства «Петрозаводскмаша», выход линии на полную мощность можно организовать в сжатые сроки, после чего не менее 15% производимой продукции предприятия будет составлять именно изготовление ТУКов. Почему так много? Эта модель может с успехом использоваться и для упаковки транспортировки ТВС реакторов ВВЭР-1000, которые сейчас перевозятся в ТУК предыдущего, 13-го поколения. 13-е поколение снимается с производства по двум причинам - в них можно было разместить только 12 ТВС, а в качестве радиационной защиты в них использовалась специальная жидкость. Менее технологично, больше затраты на транспортировку, больше времени отнимают планово-профилактические ремонты, во время которых АЭС не работает - вот причины, по которым переход на ТУКи нового поколения экономически оправдан. Унифицированный для ТВС реакторов разных типов, в свою очередь, позволяет бороться за снижение себестоимости, как в случае любого другого серийного производства. Заметим, что и проект саровцев может оказаться совсем не лишним - ряд особенностей ТУК-137 позволяет использовать его для хранения и транспортировки ОЯТ, полученного на АЭС западного дизайна. Контракт по «Эль-Дабаа» помог, таким образом, и Росатому сделать выбор между двумя проектами ТУКов.

Африканские перспективы ядерной дипломатии России

Мы постарались сделать анализ всего, что известно о содержании пакета контрактов между Россией и Египтом по строительству и будущей эксплуатации АЭС «Эль-Дабаа». Вероятнее всего, более полного раскрытия информации придется ожидать по мере реализации проекта, а нам остается только припомнить еще несколько интересных фактов и выразить надежду, что, рано или поздно, все они станут частями единого целого.

22 декабря 2017 года теперь уже лучше известная вам компания «Русатом Оверсиз» подписала в Москве соглашение с министерством водных ресурсов, ирригации и электроэнергии Судана о развитии проекта сооружения АЭС на территории Судана. Если бросить взгляд на карту Африки, то легко увидеть, что Судан - не только сосед Египта, но еще и страна, по территории которой протекает Нил. Активность Судана в проекте АЭС, на наш взгляд, говорит о том, что «атомная дипломатия» России продолжает развиваться - появление таких мощных генерирующих мощностей позволяют «соседям по Нилу» снижать напряженность двусторонних отношений. Подписание египетским заказчиком контракта с Росатомом демонстрирует растущий уровень доверия к нашей стране, увеличивает влияние России в регионе, связанное с технологиями высочайшего уровня. Судан, надеемся, свой выбор уже сделал, но маршрут вдоль Нила на этом, вероятно, пока и закончится - Эфиопия решает свои проблемы с энергодефицитом за счет строительства ГЭС.

Как будет развиваться “ядерная дипломатия” России на новом для нашего атомного проекта континенте - Африке, покажет время. Напомним, что достаточно хорошо продвигаются переговоры с Марокко, есть определенные намеки на развитие отношений с Саудовской Аравией, строительство центров ядерных технологий намечается еще в нескольких государтсвах континента.

И, напоследок хочется поздравить всех, кто любит путешествовать или отдыхать в Египте, с восстановлением авиационного сообщения между Россией и этой страной. То, что это событие совпало по времени с подписанием контрактов по АЭС «Эль-Дабаа» - разумеется, не более, чем случайное совпадение!

Во вторник стало известно, что из проекта по строительству в Турции атомной станции Akkuyu («Аккую») вышли две турецкие компании — Kolin Insaat и Kalyon Insaat. Участие еще одной частной компании - Cengiz Holding — под вопросом. Турецкое агентство Anadolu ранее сообщило со ссылкой на представителей этих трех компаний, что все они вышли из партнерства с Россией, поскольку не смогли договориться об условиях сделки.

Пресс-служба «Росатома» подтвердила факт выхода из переговоров двух компаний — Kolin Insaat и Kalyon Insaat.

«Росатом» ведет переговоры с разными компаниями, а между турецкими идет битва собственников, они определяются», — пояснил источник «Газеты.Ru» в госкорпорации.

Официальная позиция российской атомной монополии — вместо консорциума частных компаний новым партнером, возможно, станет турецкая государственная энергокомпания EUAS ICC. «Да, я могу подтвердить, что ведутся переговоры с EUAS. Сейчас активные переговоры ведутся со многими компаниями, включая EUAS, однако, окончательного решения пока нет», — сообщил глава пресс-службы проектной компании «Аккую Нуклеар» Василий Корельский.

Он добавил, что российская сторона «будет очень рада», если EUAS станет партнером и войдет в проект. «С каждым днем стоимость проекта растет, мы ожидаем, что с получением лицензии стоимость вырастет еще», — отметил Корельский.

Дружба, как бетон

Межправительственное российско-турецкое соглашение о строительстве «Аккую» было подписано в мае 2010 года. АЭС, как предполагается, должна строиться по концессионной схеме, когда одновременно строителем и владельцем зарубежного объекта выступает российская сторона.

Объем инвестиций в проект с российской стороны — $22 млрд. Москва еще в 2015 году заявляла, что средства на турецкую АЭС имеются в Фонде национального благосостояния. Первый транш в $3 млрд был зарезервирован, часть этих средств, около $400 млн, уже была выделена, и ее успели потратить на подготовку к строительству подводной части площадки под АЭС. Место стройки - провинция Мерсин на побережье Средиземного моря.

Проект предусматривает сооружение четырех энергоблоков (реакторы ВВЭР) мощностью по 1,2 ГВт каждый. Аналогичные используются на Нововоронежской АЭС-2.

И российские, и турецкие власти неоднократно заявляли, что проект «Аккую» успешно развивается. Но дальше заявлений дело не шло. В мае прошлого года министр экономики Турции Нихат Зейбекчи заявил, что подготовка к строительству первого энергоблока на «Аккую» вышла на финальный этап.

«У нас с Россией выработана «дорожная карта», проект «Аккую» реализуется успешно. Сейчас в вопросах строительства энергоблоков мы вышли на финальный этап, и скоро, в течение месяца, начнется рытье котлована под реактор», — сказал Зейбекчи.

После этого заявления президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пригласил президента России Владимира Путина на церемонию заливки первого бетона на АЭС «Аккую». Правда, церемонию сдвинули и теперь она запланирована на 2018 год.

Об этом «Газета.Ru» сообщала в ноябре прошлого года по итогам встречи президентов в Сочи.

Но из официального комментария, обнародованного во вторник, следует, что с праздничной церемонией снова придется подождать. Проект «Аккую», казавшийся на стадии заключения договора в 2010 году абсолютно надежным, имеет все признаки долгостроя. И не факт, что будет реализован.

Первоначальный срок ввода в эксплуатацию первого энергоблока был запланирован на 2019 год. Теперь станцию планируют запустить, точнее, ее первый энергоблок, в 2023 году, к столетнему юбилею Турецкой Республики.

Воздушная тревога

Приступить к «стройке века» мешают как политические, так и экономические причины. Атомный проект «Аккую» (а также строительство газопровода «Турецкий поток») оказались под вопросом после того, как в 2015 года российский Су-24 был сбит в Сирии турецким истребителем. Эрдоган решил не извиняться за этот инцидент. Отношения двух стран осложнились настолько, что Путин подписал указ о применении специальных экономических мер против Турции.

После инцидента с российским истребителем, вялотекущая стройка встала, сообщало агентство Reuters со ссылкой на представителя министерства энергетики Турции. Но в итоге инцидент был исчерпан, Эрдоган извинился, Москва сняла «помидорное эмбарго» с Турции, хотя и не полностью.

Лидеры помирились и даже договорились наращивать взаимный товарооборот - до $100 млрд к 2023 году. Этот ориентир назывался еще в 2015 году. В 2014 году товарооборот достигал $31 млрд. Сейчас даже такой ориентир кажется маловероятным.

Но у проекта «Аккую» есть противники и внутри страны. Турецкая оппозиция называет условия строительства АЭС кабальными. Раздражает в первую очередь зафиксированная в межправсоглашении цена на электроэнергию, которая будет получена: 12,35 цента за киловатт-час на период до 25 лет. Турки считают ее завышенной.

Чисто экономическая составляющая проекта не менее проблемная. Межправительственное российско-турецкое соглашение о строительстве АЭС «Аккую» предусматривает возможность продажи миноритарного пакета сторонним инвесторам.

Планировалось, что 49% в проектной компании «Аккую Нуклеар» «Росатом» продаст турецким инвесторам, сохранив за собой 51%. Турецкая служба Bloomberg и агентство Anadolu со ссылкой на свои источники сообщали ранее, что «Росатом» принял такое решение — продать почти половину своей доли в проекте — в связи с экономическим кризисом в России.

О своей заинтересованности в строительстве АЭС заявила турецкая компания Cengiz İnşaat («Чингиз Ишаат»). Ранее она выиграла тендер на строительство инфраструктуры для АЭС — возведение дамбы, водозабора, порта и т.п. Тогдашний глава госкорпорации Сергей Кириенко сообщил, что не располагает новой информацией по проекту «Аккую». «Я не хочу комментировать сплетни», — ответил Кириенко.

Как сейчас выясняется, частным турецким компаниям предложение российской стороны не показалось привлекательным.

Закон защиты оливок и маслин

Осложняет ситуацию и экологическая составляющая. «Гринпис» ранее устривал на улицах Стамбула и Мерсина перформансы против строительства станции. Экологи изображали погибших людей и несли плакаты с надписью: «Атом убивает — мы хотим жить!» Протесты разогнали, обстреляв участников из водометов. Но турецкие власти, опасаясь протестов оппозиции и экологов, опасаются кардинально менять действующее законодательство.

Например, в Турции действует закон о том, что нельзя возводить технологические объекты ближе чем на 3 км от оливковых рощ. «А в Турции три любых оливковых дерева уже считаются рощей, и такие рощи там на каждом шагу. Если нарушить этот закон, штрафы будут такими, что никакая АЭС не окупится, не говоря уже о протестах «Гринпис», — рассказывал ранее источник «Газеты.Ru».

Правда, президент Эрдоган традиционно жестко реагирует на доводы противников «мирного атома».

«В мире действуют 444 АЭС — с ними что делать, кто-нибудь волнуется? Кто-нибудь слышал такие призывы в отношении 62 строящихся АЭС? Тогда в чем причина такой озабоченности по поводу наших строящихся атомных станций?» — возмущался ранее Эрдоган.

Судя по всему, экологический фактор, скорее всего, не будет иметь серьезных последствий для этого проекта.

Если ни частные, ни государственная компания Турции не заинтересуются проектом, есть еще один вариант решения проблемы. Глава «Росатома» Алексей Лихачев в прошлом году заявлял, что компании из стран Персидского залива тоже проявляют интерес к участию в проекте «Аккую». Решение о привлечении инвесторов в проект будет решаться совместно с правительством Турции. Он подчеркнул, что «Росатом» рассчитывает на подписание инвестсоглашения по проекту к 2018 году. «Мы рассчитываем войти в следующий год с инвестиционным соглашением», — сказал глава «Росатома».

2018-й наступил. Переговоры продолжаются. Турецкая сторона не раз намекала, что, если не получится с Россией, то к проекту можно будет подтянуть западных и восточных конкурентов - из Японии, Кореи, США, Китая.

Кроме строительства «Аккую» правительство Турции готовит реализацию еще двух атомных проектов. На Черном море. Один в районе города Синоп — напротив Крымского полуострова. Второй — у границы с Болгарией, в районе городка Игнеада.

Ранее сообщалось, что этим проектом интересуются американская энергетическая компания Westinghouse Electric и китайская CSNTC. Переговоры с ними вела все та же турецкая госкомпания EUAS.

Турция крайне заинтересована в развитии атомной энергетики. По темпам роста энергопотребления Турция уступает только Китаю. Ежегодно страна импортирует энергоносители на $60 млрд. Турция будет вынуждена строить АЭС. И это ее слабое место в переговорах с Россией. Но Турция прежде не раз заявляла, что не хочет зависеть от одного партнера и всегда готова искать альтернативные варианты. И это сильный аргумент в споре с Россией.

Влияние санкций США и Европы, публикация «Кремлевского доклада», вроде бы, не отражается напрямую на проекте «Аккую». Но и с этим фактором тоже придется считаться.

Главный продукт «Росатома» - атомные станции. Не так давно у продукта АЭС появился официальный «владелец» - первый заместитель генерального директора ГК «Росатом» Александр Локшин. В интервью СР он рассказал, кто такой «владелец продукта АЭС», в чем заключается его роль, и поделился своим взглядом на перспективы развития проектов сооружения АЭС.

- Зачем понадобилось создание в госкорпорации такой роли, как владелец продукта АЭС?

Конкуренция сегодня на рынке ужесточается, на наших традиционных покупателей выходят и другие (новые) продавцы. Поэтому основная наша задача - обеспечить конкурентоспособность своих продуктов, а это значит, надо работать над снижением цены и совершенствовать потребительские свойства.

При этом есть ряд ключевых для корпорации продуктов, которые создаются не на одном предприятии, даже не в одном дивизионе. Значит, точка принятия решений о том, каким должен быть этот продукт, и оптимизация всего процесса его изготовления с точки зрения снижения себестоимости для всей корпорации должны быть вынесены на верхний уровень - то есть эта точка принятия решений должна находиться в центральном аппарате.

Один из таких продуктов - ядерное топливо. В 2016 году мы попробовали выстроить на его примере систему управления по продукту. Владельцем продукта «ядерное топливо» был назначен Владислав Игоревич Корогодин.

В течение года мы проверяли возможность такого способа управления. Результаты пилота показали, что он вполне работоспособен. Поэтому было принято решение развивать в отрасли именно продуктовое управление.

Первым шагом мы договорились о том, что вообще считать ключевыми для отрасли продуктами. Перечень этих продуктов утвердили решением Стратегического совета.

Очевидно, что главным и самым масштабным продуктом для госкорпорации является сооружение атомной станции под ключ. Какие атомные станции мы предлагаем рынку? Как учитывать пожелания наших заказчиков? Как оптимизировать себестоимость? Поскольку в процессе сооружения участвуют сразу несколько дивизионов, решения о том, какими быть станциям, должны приниматься в госкорпорации, и уровень должности человека, принимающего такие решения, должен быть чрезвычайно высоким, не ниже первого заместителя генерального директора. Поэтому владельцем продукта АЭС был назначен именно я.

- В чем главная задача владельца продукта АЭС?

«СОВСЕМ ОДИНАКОВЫМИ ПРОЕКТЫ БЫТЬ НЕ МОГУТ, ОНИ БУДУТ ВИДОИЗМЕНЯТЬСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКАЗЧИКОВ, ОТ СЕЙСМИЧЕСКИХ И КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПЛОЩАДКИ СООРУЖЕНИЯ. НО СТРЕМИТЬСЯ К МАКСИМАЛЬНОЙ ТИПИЗАЦИИ НЕОБХОДИМО»

Мы говорим об этом в последнее время постоянно, и тем не менее повторюсь. Самый большой вызов, с которым мы столкнулись после заключения большого количества контрактов на сооружение,- эти контракты выполнить. То есть уложиться в заявленные сроки и установленную стоимость.

Главная проблема сегодня в том, что мы каждый следующий контрактный блок строим как новый.

Моя задача как владельца продукта АЭС - усовершенствовать процесс управления сооружением атомных станций с учетом требований рынка и наших клиентов так, чтобы добиться управляемых сроков и качества сооружения станций.

- Что именно вы планируете предпринять для того, чтобы наши проекты не выбивались из графика?

Основной путь, который я вижу,- максимальная унификация сооружаемых блоков. Одна из основных сложностей при сооружении АЭС - длительность подготовки рабочей документации. На то есть объективная причина: чтобы детализировать проект, нужно знать, какое именно оборудование будет применено, а это определяется только по результатам его закупки. Во времена Советского Союза такой проблемы не существовало, проектировщик точно знал, какой завод будет изготавливать оборудование для проекта, знал его технические характеристики. В конкурентном рынке такой подход невозможен.

Можно начинать закупки оборудования заблаговременно - как минимум за два года до начала сооружения. Но тогда каждый следующий блок точно будет существенно отличаться от предыдущего, в зависимости от конкретных поставщиков.

Более трудоемкий, но более правильный путь - закупка оборудования сразу для всех предполагаемых к сооружению энергоблоков. Конечно, этот путь сложнее, прежде всего потому, что на стадии торгов нельзя определить конкретную стоимость каждой единицы оборудования, ведь производиться оно будет намного позже. Поэтому надо будет прописывать в договоре формулу цены, которая будет учитывать не зависящие ни от поставщика, ни от заказчика факторы: инфляцию, стоимость металла, стоимость электроэнергии и т.п.

Но пойдя по такому пути, мы получим очень большое преимущество - максимальную унификацию сооружаемых энергоблоков. Это упростит работу над проектной документацией, позволит уверенно прогнозировать ход сооружения на последующих блоках и максимально типизировать проекты. Конечно, совсем одинаковыми проекты быть не могут, они будут видоизменяться в зависимости от требований заказчиков, от сейсмических и климатических условий площадки сооружения. Но стремиться к максимальной типизации необходимо.

- Это предложения на уровне идей? Или уже готовится какой-то проект решения?

Наша задача - до конца года провести пилотные закупки некоторых видов оборудования, чтобы научиться конструировать формулу цены. И решаем мы эту задачу совместно с директором по закупкам «Росатома» Романом Зимонасом.

- Расскажите, как будет определяться перечень проектов, по которым планируется проводить такие закупки?

Сейчас в сооружении на разных стадиях 19 блоков. И мы уже определяем то оборудование, которое для всех этих блоков будет одинаковым, а затем будем закупать его сразу на все блоки. - Это задача нового проектного офиса? - Да, для реализации этих идей под управлением владельца продукта АЭС создан небольшой проектный офис, который возглавил Дмитрий Парамонов. Хочу обратить внимание - он не будет подменять собой проектные институты. У новой структуры другие задачи.

- А какие еще задачи стоят перед этим проектным офисом?

Самая важная задача - типизация продукта АЭС. Мы должны зафиксировать типовые технологические решения, из которых мы собираем блоки.

Это не значит, что проектный офис начнет проектировать станции. Его роль скорее в том, чтобы выступить единой точкой сбора и анализа информации.

Что происходит сейчас на наших стройках? Проектировщики, не зная, какое оборудование будет закуплено, не могут разработать детальный проект. Проектирование ведется по так называемому объекту-аналогу. То есть мы гипотетически знаем, что вот такой насос где-то и кем-то применялся, и включаем его в проект. Под него проектируем и все остальное - трубы, обвязки, технологические отверстия. А когда на площадку приходит реальное оборудование, оказывается, что проект надо менять. В итоге едут сроки.

Как только мы выйдем на типовые технические решения, сразу возникнет определенность с оборудованием, и мы сможем закупать его заранее, тем самым гарантируя себе управляемые сроки сооружения.

Конечно, развитием продукта проектный офис тоже будет заниматься. Но здесь важно найти разумный баланс между единовременными закупками под серию проектов и совершенствованием. В случае если найдем технические решения, которые позволят существенно повысить эффективность, будем вносить изменения в типовые решения, но не каждое по отдельности. Мы будем накапливать улучшения и потом вносить одним пакетом.

- Нужны ли еще какие-то изменения в части управления сооружением АЭС? Может быть, какие-то структурные изменения в проектном комплексе?

Никаких революций в организации процессов, связанных со стройкой, мы не планируем. Речь идет в первую очередь о том, чтобы совершенствовать управление, выстроить его так, чтобы отрасль соответствовала всем внешним и внутренним вызовам, сейчас и в стратегической перспективе. Добиться того, чтобы решения принимались тогда и там, где это необходимо, чтобы обеспечить соблюдение сроков и качества производства конечного продукта.

На проектные институты сегодня ложится колоссальная нагрузка, связанная с огромным объемом заключенных контрактов. Наша задача - сделать так, чтобы у инжинирингового дивизиона, который этими институтами управляет, было достаточно ресурсов и он мог с этой нагрузкой справиться. Эта задача в числе прочих решается в рамках развернутого проекта «Горизонт».

Что касается изменений, то я считаю, что любые изменения должны быть выстраданы. Есть такая народная пословица: один переезд - это как два пожара. Я сторонник изменений только тогда, когда становится очевидно, что они необходимы.

- Исторически за проекты сооружения АЭС за рубежом отвечал Кирилл Борисович Комаров. После назначения владельца продукта АЭС распределение ответственности как-то изменилось?

Пока ответственность за текущие проекты сооружения АЭС мы распределили следующим образом.

В зону моей ответственности помимо проектов сооружения АЭС в России и Белоруссии вошли АЭС «Руппур» (Бангладеш) и АЭС «Бушер» (Иран).

За проекты BOO - АЭС «Аккую» (Турция) и АЭС «Ханхикиви-1» (Финляндия) - отвечает Кирилл Борисович.

За сооружение АЭС «Аль-Дабаа» (Египет) и АЭС «Пакш» (Венгрия) мы временно установили совместную ответственность. По мере перехода этих проектов в стадию сооружения они будут переданы под мою ответственность.

- Будет ли как-то развиваться линейка ВВЭР? Может быть, в сторону большей мощности или в сверхкритику?

Может быть. Но пока развитие ВВЭР неочевидно. Есть некоторые предложения, которые позволяют улучшить качество продукта. Но по каждому такому предложению нужно понимать реальный результат. Что мы получим в итоге? Сможем продавать больше АЭС? Сможем строить их быстрее и дешевле? Приступать к реализации тех или иных решений можно будет, только получив четкий ответ на вопрос о результате.

- Как вы оцениваете систему мотивации проектировщиков, про которую много говорили за последние годы? Есть эффект?

Система мотивации - очень сложный вопрос. Мы пытаемся задействовать разные способы. Но они пока не дают того эффекта, который бы нам хотелось получить.

- Почему?

Пожалуй, главная причина в том, что результаты проектных решений мы получаем не сразу. Реальное снижение стоимости мы увидим только тогда, когда блок уже будет готов, а это до семи лет. Естественно, приз, который будет вручен через семь лет, не очень мотивирует сегодня. В системе мы пытались это учесть: часть вознаграждения за проектные решения выплачивается немедленно. Тем не менее пока объем предложений не такой большой. Продолжаем этот вопрос обсуждать.

- Владелец продукта АЭС отвечает только за станции большой мощности или вы будете заниматься и другими проектами?

Конечно, определение и развитие перспективных продуктов, в том числе реакторов на быстрых нейтронах, замыкание топливного цикла, станций малой и средней мощности,- это тоже моя задача.

- Что будет с направлением быстрых реакторов? На какой стадии сейчас работы по БН-1200?

Напомню, что у нас сейчас есть два направления: быстрые реакторы с натриевым и свинцовым теплоносителем. Перспективный проект с натриевым теплоносителем - БН-1200. Мы можем начать строить его хоть прямо сейчас - технически никаких проблем нет. Но это уже должен быть коммерческий, конкурентоспособный продукт, причем не только по сравнению с другими типами АЭС, но и со всеми видами генерации: и с тепловой, и с возобновляемыми источниками. На данный момент стоимость сооружения и, как следствие, стоимость произведенного на БН-1200 киловатт-часа еще не достигла в полной мере необходимых критериев конкурентоспособности. Работа в этом направлении ведется.

А что касается второго направления, преимущества реактора на свинцовом теплоносителе мы точно увидим только после создания опытно-демонстрационного центра с реактором БРЕСТ-300.

- Есть ли какой-то дедлайн по доработке проекта БН-1200?

Дедлайна нет. Работа над проектом не останавливается. Как только будет понятно, что конкурентоспособность проекта обеспечивается, сразу же будем строить.

- А как понять, что она обеспечивается, если расчет все равно бумажный?

Во-первых, бумажный расчет уже достаточно точен, потому что у нас есть БН-800, на котором многие решения реализованы. Во-вторых, это зависит не только от самого проекта, но и от внешних условий. При повышении цены на газ, например, конкурентоспособность резко возрастает, при повышении потребности в электроэнергии тоже. При повышении цены электроэнергии - нет.

- А вы сами верите, что по БН-1200 можно достичь конкурентоспособности?

«ВО ВРЕМЕНА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПРОЕКТИРОВЩИК ТОЧНО ЗНАЛ, КАКОЙ ЗАВОД БУДЕТ ИЗГОТАВЛИВАТЬ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОЕКТА, ЗНАЛ ЕГО ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. В КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ ТАКОЙ ПОДХОД НЕВОЗМОЖЕН»

Если бы я не верил, я бы эту работу уже остановил.

- Каким вы видите развитие малых и средних реакторов?

Основная проблема для реакторов средней и малой мощности пока заключается в спросе. Потенциальные заказчики вроде бы есть, но чем ниже единичная мощность энергоблока, тем выше себестоимость производимой на нем электроэнергии. И думаю, что достичь себестоимости, сопоставимой с блоками большой мощности, в ближайшем будущем не удастся никому. Однако есть регионы, где цена электроэнергии намного выше, прежде всего, это изолированные территории, куда надо завозить топливо. В таких регионах цена электроэнергии может достигать 70 рублей за киловаттчас. И там АЭС средней и малой мощности точно могут быть конкурентоспособны.

У нас есть перспективные проекты, ключевая задача - найти на них покупателя.

- Кто этим занимается?

На внешнем рынке этим занимается РАОС, на внутреннем - госкорпорация. Работаем совместно с Минэнерго и Минобороны.

На мой взгляд, в текущей ситуации наиболее проработанный проект АЭС средней мощности - это РИТМ-200 разработки ОКБМ, а для малой мощности есть очень интересные предложения от НИКИЭТ.

ТАСС-ДОСЬЕ. На 30 ноября 2017 года в Бангладеш запланирована церемония начала строительства атомной электростанции "Руппур" по российскому проекту. Генеральный контракт на ее сооружение госкорпорация "Росатом" получила 25 декабря 2015 года. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, как Россия возводит АЭС за рубежом.

Атомные проекты СССР и России за рубежом

СССР осуществлял работы по возведению АЭС в других странах с начала 1960-х гг. В октябре 1966 года была введена в эксплуатацию первая сооруженная при участии Советского Союза зарубежная станция - в Райнсберге, ГДР (закрыта в 1990 г.). В 1970-х - начале 1980-х гг. производственные объединения "Атомэнергоэкспорт" и "Зарубежатомэнергострой" вели строительство АЭС в Болгарии, Финляндии, Чехословакии, Венгрии, на Кубе и т. д. Однако в начале 1990-х гг. многие из этих проектов были либо приостановлены, либо полностью закрыты.

В настоящее время зарубежную деятельность в сфере атомной энергетики осуществляют компании, входящие в структуру госкорпорации "Росатом". Росатом занимает первое место в мире по числу проектов строительства АЭС за рубежом - 34 энергоблока в 12 странах по всему миру. Помимо сооружения АЭС Россия осуществляет экспорт ядерного топлива (РФ занимает 17% мирового рынка) и услуг в области обогащения природного урана, занимается геологоразведкой и добычей урана за рубежом, созданием исследовательских ядерных центров в разных странах и пр. По словам генерального директора госкорпорации Алексея Лихачева, общая стоимость портфеля зарубежных заказов на десятилетний период по итогам 2016 года превысила $133 млрд. По сравнению с 2015 годом он увеличился на 20% (с 110,3 млрд).

Тяньваньская АЭС (Китай)

В 1992 году РФ и Китай подписали межправительственное соглашение о совместном строительстве АЭС в восточной провинции Цзянсу. В декабре 1997 года между "Атомстройэкспортом" (в декабре 2015 года вошел в Группу компаний ASE - инжиниринговый дивизион Росатома) и Цзянсуской корпорацией ядерной энергетики (Jiangsu Nuclear Power Corporation, JNPC) было заключено соглашение о возведении первой очереди Тяньваньской АЭС, состоящей из двух водо-водяных энергетических реакторов мощностью 1 тыс. МВт каждый (ВВЭР-1000). Работы начались в 1998 году. Пуск первого энергоблока состоялся в декабре 2005 года, второго - в сентябре 2007-го. По оценке правительства РФ, общая стоимость строительства первой очереди составила €1,8 млрд.

В марте 2010 года JNPC и "Атомстройэкспорт" подписали рамочный контракт на строительство второй очереди Тяньваньской АЭС (третьего и четвертого энергоблоков) на основе проекта ВВЭР-1000. Работы по возведению третьего блока АЭС начались в декабре 2012 года. В сентябре 2017-го был завершен пуск реакторной установки. Начало его коммерческой эксплуатации запланировано на февраль 2018 года. Строительство четвертого энергоблока началось в сентябре 2013-го. Его ввод в эксплуатацию намечен на декабрь 2018 года. Стоимость работ по возведению второй очереди АЭС составила €1,3 млрд.

Пятый и шестой блоки Китай начал строить по своему проекту. В настоящее время между Россией и КНР ведутся переговоры о совместном возведении седьмого и восьмого блоков Тяньваньской АЭС.

АЭС "Куданкулам" (Индия)

В 1998 году Росатом и Индийская корпорация по атомной энергии (Nuclear Power Corporation of India Limited, NPCIL) подписали соглашение о строительстве двух энергоблоков АЭС "Куданкулам" с реакторами мощностью 1 тыс. МВт каждый (ВВЭР-1000) в индийском штате Тамилнад. Для этого Индии был выделен кредит в размере около $2,6 млрд. Первый энергоблок был окончательно передан Индии в августе 2016 года, второй 31 марта 2017-го был переведен в режим коммерческой эксплуатации. В качестве генподрядчика выступила компания "Атомстройэкспорт".

В апреле 2014 года между Россией и Индией была достигнута договоренность о сооружении второй очереди АЭС - третьего и четвертого энергоблоков на основе проекта ВВЭР-1000. Предполагаемая стоимость - около $6,4 млрд, из них 3,4 млрд будут получены из российских кредитов. Ввод блоков в эксплуатацию запланирован на 2020-2021 гг.

1 июня 2017 года группа компаний ASE и NPCIL подписали генеральное рамочное соглашение по строительству третьей очереди (пятого и шестого блоков) АЭС "Куданкулам" на основе проекта ВВЭР-1000, а также межправительственный кредитный протокол, необходимый для реализации проекта. По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, в 2018 году Индии будет представлен кредит на сумму $4,2 млрд сроком на 10 лет. 31 июля 2017 года стороны заключили контракты на первоочередные проектные работы, рабочее проектирование и поставку основного оборудования для пятого и шестого блоков.

АЭС "Бушер" (Иран)

25 августа 1992 года Россия и Иран заключили соглашение о продолжении строительства иранской АЭС недалеко от города Бушер на юге страны (было начато в 1975 году западногерманским концерном, но прервано в 1979-м после начала исламской революции). Работы по сооружению АЭС были возобновлены в 1995 году, в 1998-м управление строительством перешло к компании "Атомстройэкспорт". АЭС была подключена к сети в сентябре 2011 года, официальная передача Ирану первого энергоблока состоялась в сентябре 2013-го.

В ноябре 2014 года был подписан контракт на сооружение по российской технологии второй очереди мощностью 2 тыс. МВт (третьего и четвертого энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000) АЭС "Бушер". Стоимость этого строительства составила около $10 млрд. Генподрядчиком является Группа компаний ASE. Церемония закладки первого камня в строительство АЭС состоялась в сентябре 2016 года. В октябре 2017-го был дан старт строительно-монтажным работам на котловане основных зданий второй очереди станции.

Островецкая АЭС (Белоруссия)

В 2009 году Белоруссия обратилась к РФ с предложением о сооружении атомной электростанции. 15 марта 2011 года стороны подписали соглашение о сотрудничестве в строительстве первой в стране АЭС. В июле 2012 года между российским "Атомстройэкспортом" и белорусским ГУ "Дирекция строительства атомной электростанции" был заключен генконтракт на сооружение двух энергоблоков суммарной мощностью до 2,4 тыс. МВт (по проекту ВВЭР-1200). В ноябре 2013 года начались работы по строительству АЭС, оно ведется недалеко от г. Островец Гродненской области. Первый энергоблок станции планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году, второй - в 2020-м. Генеральным подрядчиком строительства АЭС является "Атомстройэкспорт".

На сооружение АЭС РФ предоставила Белоруссии кредит в $10 млрд. Предполагается, что он покроет 90% затрат на сооружение АЭС. Общая стоимость объекта, согласно расчетам, не должна превысить $11 млрд.

АЭС "Аккую" (Турция)

12 мая 2010 года Россия и Турция заключили межправсоглашение о строительстве первой турецкой АЭС "Аккую" в провинции Мерсин на юго-востоке страны. Документ предусматривает сооружение четырех энергоблоков мощностью 1,2 тыс. МВт каждый (с реакторами ВВЭР-1200). Заказчиком работ по созданию АЭС, а также владельцем атомной станции, включая выработанную электроэнергию, стала российская проектная компания Akkuyu Nuclear. В настоящее время почти 100% ее акций владеют компании Росатома ("Росэнергоатом", "Русатом Энерго Интернешнл").

В феврале 2017 года Турецкое агентство по атомной энергии (регулирующее ведомство) одобрило проектные параметры площадки АЭС. Начало работ по строительству запланировано на конец 2017 года. Предполагается, что первый энергоблок будет введен в эксплуатацию к 2023 году. Общая стоимость проекта оценивается в $22 млрд.

АЭС "Ханхикиви" (Финляндия)

В декабре 2013 года между компанией "Русатом оверсиз" (ныне - "Русатом Энерго Интернешнл") и финской фирмой Fennovoima был подписан контракт на строительство в Финляндии одноблочной АЭС "Ханхикиви" (в Пюхяйоки, область Похьойс-Похьянмаа в центральной части страны) с реактором ВВЭР-1200. Доля "Росатома" в этом проекте составляет 34%. Его общая стоимость оценивается примерно в €6,5-7 млрд. В 2016 г. начались подготовительные работы на площадке АЭС. Ожидается, что Fennovoima получит лицензию на строительство станции в 2018 году. Введение в строй запланировано на 2024 год.

АЭС "Пакш" (Венгрия)

В январе 2014 года между Россией и Венгрий было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, предусматривающее строительство силами Росатома третьей очереди (пятого и шестого энергоблоков) венгерской АЭС "Пакш". В настоящее время на этой станции, построенной по советскому проекту, работают четыре энергоблока с реакторами типа ВВЭР-440. В 2005-2009 гг. "Атомстройэкспорт" осуществил программу продления срока их работы (ожидается, что они будут эксплуатироваться до 2032-2037 гг.) и повышения их мощности (до 2 тыс. МВт) на общую сумму более $12 млн.

В декабре 2014 года "Росатом" и венгерская компания MVM подписали контракт на постройку пятого и шестого блоков АЭС суммарной мощностью до 2,4 тыс. МВт (с реакторами ВВЭР-1200). В апреле 2015 года строительство АЭС одобрила Еврокомиссия. Стоимость проекта по сооружению третьей очереди оценивается в €12,5 млрд. При этом Россия согласилась оплатить 80% расходов, предоставив Венгрии кредит на €10 млрд по льготной ставке на 30 лет. Работы должны начаться в 2018 году.

АЭС "Эд-Дабаа" (Египет)

В ноябре 2015 года Россия и Египет подписали межправительственное соглашение, в соответствии с которым Росатом построит первую египетскую АЭС в составе четырех энергоблоков мощностью 1200 МВт каждый (реакторы ВВЭР-1200). Тогда же стороны заключили соглашение о предоставлении Египту государственного экспортного кредита объемом $25 млрд на возведение АЭС, получившей название "Эд-Дабаа". Атомная электростанция будет сооружена на северном побережье страны в 3,5 км от Средиземного моря (в районе г. Эль-Аламейн). Проект планируется реализовать за 12 лет. Ожидается, что пуск первого блока АЭС состоится в 2024 году. Выплаты Египтом по кредиту начнутся в октябре 2029 года. В ноябре 2017-го официальный представитель египетского минэнерго Айман Хамза заявил, что все разрешения на строительство в Египте АЭС по российскому проекту получены.



Открытие бизнеса