Пояснительная записка
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Конструирование - любимый детьми вид деятельности, оно не только увлекательное, но и полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.
LEGO - конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO технологии является игра-ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться, играя, и обучаться в игре.
В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Детский сад – это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области робототехники, прививать интерес воспитанников к робототехнике и автоматизированным системам Основной набор LEGO Education WeDO TM – новое поколение образовательной робототехники, позволяющей изучать технологии (научно – технические достижения) в процессе увлекательных практических игр - занятий.
Новизна заключается в изменении подхода к обучению обучающихся, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, сенсорное развитие интеллекта учащихся, который реализуется в двигательных играх, побуждающих учащихся решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно - конструкторские проблемы. Важно, чтобы, пройдя все этапы обучения, ребенок приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами LEGO, «LEGO WEDO» позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний - от механики до психологии, - что является вполне естественным.
Актуальность : Данный проект актуален тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и простыми иллюстрациями в книжках их уже сложно удивить. Технологические наборы ориентированы на изучение базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.
Используя персональный компьютер или ноутбук с программным обеспечением, элементы из конструктора, воспитанники могут конструировать управляемые модели роботов.
Итоги изученных тем можно подводить с направляющей помощью педагога созданием воспитанниками собственных автоматизированных моделей.
Работа с конструкторами LEGO способствует развитию пространственного мышления, так как объёмное конструирование существенно сложнее выкладывания каких-либо моделей на плоскости. При этом ребёнок уделяет внимание не только общему виду будущей конструкции, но и каждой её детали. Кроме того, дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность.
В процессе конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, кнопки крепления на пластине или блоке, вычисляя необходимое количество деталей и их длину.
Легоконструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах. Это даёт также коммуникативные навыки.
При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции.
Используя образовательную технологию LEGO Education WeDO TM в сочетании с конструкторами LEGO, воспитанники разрабатывают, конструируют, программируют и испытывают роботов. В совместной работе дети развивают свои индивидуальные творческие способности, коллективно преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания.
Они становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что, безусловно, способствует их успехам в дальнейшем школьном образовании, в будущей работе.
Цель проекта:
развитие технического творчества и формирование научно – технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора LEGO и робототехники с использованием робота LEGO WeDO TM ;
Задачи:
Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно – техническое творчество.
Сформировать умение управлять готовыми моделями с помощью простейщих компьютерных программ.
Учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение.
Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.
Развивать творческие способности и логическое мышление воспитанников
Развивать мелкую моторику, память, внимание
Закреплять знания детей об окружающем мире.
Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе распределении обязанностей.
Выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным,талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности
Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания коллективной постройки
Сформировать умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO Education We Do
Концепция проекта основана на необходимости изучения робототехники, максимально совместимого с базовым курсом конструирования и легоконструирования в ДОУ. Освоение азов программирования в среде LEGO WEDO ведется с учетом задач образовательных областей по ФГОС: «Художественно - эстетическое развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально - коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Концепция изучения робототехники имеет конструктивно-модельную направленность – дети конструируют механизмы, решающие конкретные задачи, получают знания и приобретают умения создавать роботов, а так же используя игрушки - роботы трансформеров, развивают умения видоизменять робота, что помогает видеть возможности одного робота - игрушки, и составлять видоизменённых роботов.
Концепция данной работы позволяют ребенку освоить достаточно сложные понятия – алгоритм, цикл, изменения. Робот, собранный из конструктора LEGO, может стать одним из таких исполнителей.
Интегрирование различных образовательных областей в проекте открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, расширения круга интересов, овладения новыми навыками в естественных науках, проектировании, в формировании элементарных математических представлениях, в развитии речи:
Естественные науки - изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в роботе - машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи.
Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели.
Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ;
Проектирование - создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем.
Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами. Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков.
Организация проектов, мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями;
Формирование математических представлений - измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния.
Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров;
Развитие речи - общение в устной или в письменной форме с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и написать рассказ.
Написание сценария с диалогами. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.
Концепция проекта направлена на:
помощь детям в индивидуальном развитии;
мотивацию к познанию и творчеству:
к стимулированию творческой активности;
развитию способностей к самообразованию;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
организацию детей в совместной деятельности с педагогом.
Описание механизма реализации проекта
Данный проект имеет научно-техническую направленность и рассчитана на обучающихся дошкольного возраста. Для обучающихся такого возраста в образовательном процессе применяются игровые формы обучения. Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, проект помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей воспитанников за счет активного взаимодействия детей в ходе конструктивно-модельной деятельности.
Формы и методы используемые для реализации программы:
Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры)
Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, дискуссии)
Познавательные (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).
Проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.)
Игровой метод (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.)
Формы организации игр - занятий
Активная помощь педагога;
Сотрудничество с родителями (законными представителями);
Беседа, показ, объяснение;
Игра – презентация;
Практическое занятие с помощью педагога;
Выставка
Создание видеороликов.
Продолжительность проекта: проект рассчитан на два года обучения, с учетом возрастных особенностей каждой группы.
Первый год обучения (дети 5-6 лет) - 36 занятий по 25 минут (один раз в неделю)
Второй год обучения (дети 6-7 лет) -36 занятий по 30 минут (один раз в неделю)
Материальные ресурсы - основным содержанием данного курса являются игры-занятия по техническому моделированию, сборке и программирования роботов с использованием следующих материалов и источников:
1. Наборы Лего - конструкторов:
LEGO Education. Простые механизмы (9689). (Главная задача конструктора не просто развлечь ребенка, но и в увлекательной игровой форме обучить его базовым принципам инженерного дела, познакомив с технологическими особенностями множества механизмов, с которыми он встречается каждый день).
LEGO Education WeDO TM . Стандартный (9580) (дети строят Лего-модели, подключают их к ЛЕГО-коммутатору и управляют ими посредством компьютерных программ).
Робототехнический конструктор HUNA-MRT2 (конструктор учит основам конструирования, простым механизмам и соединениям).
2. Ноутбук.
3. Программное обеспечение к конструктору LEGO Education WeDO TM
4. Программа Windows Movie Maker (программа для создания видео)
5. Картотека схем к LEGO Education. Простые механизмы (9689).
6. Картотека схем к LEGO Education WeDO TM
7. Картотека схем к конструктору HUNA-MRT2
Формы работы с родителями:
Мастер-класс «Попробуйте сделать как мы»
Консультация для родителей
«Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
«Легоконструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
Просмотр видеороликов на родительских собраниях.
Выставки детских LEGO – моделей.
Выставки домашнего LEGO – конструирования.
Тематическое планирование
(1 год обучения)
Тема занятия, вид занятия | ||||||
Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор», знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу | Беседа и конструирование Познакомить с деталями конструктора LEGO, способом крепления, строительство по замыслу | |||||
Беседа и конструирование Изучение типовых соединений деталей. Конструирование софы, стола и стула. | ||||||
Беседа и конструирование Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей. Конструирование шкафа и телевизора.. | ||||||
Беседа и конструирование | ||||||
Велосипед. | Беседа и конструирование Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей с простым механизмом. | |||||
«Вентилятор» Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом. | |||||
Конструирование по схеме | Беседа и конструирование | |||||
«Качели» Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Обучение анализу образца, выделению основных частей модели, развитие конструктивного воображения. Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом. | |||||
«Хоккеист» Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Обучение анализу образца, выделению основных частей модели, развитие конструктивного воображения. Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом. | |||||
«Животные». Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Обсуждение с детьми, какими они представляют себе собаку. Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом. | |||||
«Транспорт. Машина 1». Конструирование по схеме | Беседа и конструирование | |||||
«Транспорт. Машина 2». Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Презентация «Виды транспорта: легковые и грузовые автомобили». Постройка транспорта, обыгрывание. | |||||
«Транспорт. Парусная лодка». Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Презентация «Водный транспорт». Постройка транспорта, обыгрывание. | |||||
Конструирование по замыслу | Беседа и конструирование Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и в коллективе. | |||||
Тема: «Знакомство с конструктором « LEGO WeDo» |
||||||
Введение в курс «Образовательная робототехника». Что такое робот? (Беседа ) | Беседа Просмотр презентации «Роботы вокруг нас» Введение в курс «Образовательная робототехника» История робототехники. | |||||
Роботы в жизни человека | Беседа Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника. Виды роботов применяемые в современном мире. | |||||
Знакомство с конструктором. Познакомить детей с деталями конструктора LEGO WeDo. | Беседа Что входит в конструктор ПервоРобот LEGO WeDo. Организация рабочего места. Техника безопасности | |||||
Способы крепления деталей | Беседа Правила скрепления деталей. Прочность конструкций. Конструирование по замыслу | |||||
Мотор. Датчик расстояния и датчик наклона | Беседа Работа мотора, датчика расстояния датчика наклона | |||||
Тема: «Забавные механизмы» |
||||||
Программирование и функционирование робота «Волчок – юла» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Танцующие птицы» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Порхающая птица» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Тема «Звери» |
||||||
Программирование и функционирование робота «Голодный аллигатор» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Рычащий лев» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Обезьянка-барабанщица» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
1 занятие в неделю | ||||||
Второй год обучения |
||||||
Тема «Футбол» |
||||||
Конструирование по замыслу | Беседа и конструирование | |||||
Программирование и функционирование робота «Нападающий» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Вратарь» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Ликующие болельщики» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Тема «Приключения» |
||||||
Программирование и функционирование робота «Спасение самолёта» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Спасение от великана» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Непотопляемый парусник» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Тема «Техника, стройка» |
||||||
Программирование и функционирование робота «Вилочный погрузчик» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Разводной мост» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Башенный кран» (Практическое занятие ) | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
«Парк развлечений» |
||||||
Программирование и функционирование робота «Гонщик» | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Линия финиша» | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Качели» | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Программирование и функционирование робота «Карусель» | Практическое занятие Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие | |||||
Свободное моделирование | Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и в коллективе. Повторение пройденного материала. | |||||
1 занятие в неделю |
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Сформированность устойчивого интереса к робототехнике, умений работать по предложенным инструкциям;
Сформированность умений творчески подходить к решению задачи;
Сформированность умений довести решение задачи до работающей модели;
Сформированность умений излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
Сформированность умений работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
В результате обучения дети могут
знать:
основные детали LEGO -конструктора (назначение, особенности)
правила безопасной работы;
основные компоненты конструкторов LEGO;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме;
демонстрировать технические возможности роботов;
уметь:
осуществлять подбор деталей,необходимых для конструирования (по виду и цвету)
работать с активной помощью родителей с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
конструировать по образцу;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
создавать действующие модели роботов на основе конструктора LEGO;
демонстрировать технические возможности роботов.
реализовывать творческий замысел.
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
Наблюдение за работой детей на занятиях;
Участие детей в проектной деятельности;
В выставках творческих работ дошкольников.
Диагностическая карта. Старшая группа.
Называет детали
Работает по схемам
Строит сложные постройки
Строит по творческому замыслу
Строит в подгруппе
Строит по образцу
Строит по инструкции
Умеет рассказать о постройке
Диагностическая карта. Подготовительная группа.
Называет детали
Строит сложные постройки
Строит по образцу
Строит по творческому замыслу
Строит в команде.
Строит по инструкции
Использует предметы-заместители
Работает над проектами
Список литературы:
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр.
Интернет-ресурсы.
Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателей дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М. :Просвещение, 2001. – 124 с.
Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов: учеб._метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск:ООО «РЕКПОЛ», 2011 –131 с.
Лусс Т.С.»Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего» пособие для педагогов- дефектологов.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.
Фешина Е.В. «Легоконструирование в детском саду»:Пособие для педагогов.М.:изд.Сфера,2011.
Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС:пособие для педагогов.-всерос.уч.-метод.центр образоват.робототехники._М.Изд.-полиграф.центр «Маска»-2013.
Алина Блинова
Проект по лего-конструированию «Колобок».
Актуальность
Лего -конструирование – одно из самых современных направлений развития детей, широко использующее трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи : психологические, развивается познавательная деятельность. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают героев из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети, конструируют, учат стихи, работать со схемами. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.
Типы проекта .
По деятельности : творческий.
По количеству участников : групповой.
По продолжительности : средней продолжительности.
Участники проекта .
Педагоги, родители, дети 2-ая младшая (конец года,средняя группа.
Возраст детей : 3-5 лет.
Продукт детской деятельности.
Композиция из лего -конструктора DUPLO по мотивам русской народной сказки «Колобок » .
Проблема проекта .
Сформировать у детей представление о том, какие животные обитают в лесу.
Игровая мотивация проекта .
«оживить» «Колобок » , сконструировать при помощи лего - конструктора сюжет сказки «Колобок » и обыграть его.
Цель проекта .
Учить детей строить из лего-конструктора , выбирая верную последовательность действий, приемы соединения, сочетание форм и цветов.
Задачи проекта :
Расширить представление о диких животных.
Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
Учить мысленно разделять предмет на составные части и собирать из частей целое.
Учить строить из лего – конструктора DUPLO «Колобка » , «Зайца» , «Волка» , «Медведя» , «Лису» .
Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки.
Сформировать элементарные математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии.
Обучать правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
Развивать самостоятельность при работе со схемами.
Развивать внимание, способность сосредоточиться, память, мышление.
Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Формировать бережное отношение к лего-конструктору .
Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение своего и чужого труда.
Этапы работы над проектом .
Предварительная работа :
1. Продумывание проблемы и игровой ситуации.
2. Подготовка схем для конструирования «Колобка » , «Зайца» , «Волка» , «Медведя» , «Лисы» .
Этап Деятельность педагога Деятельность детей
погружение в проект
Формулировка проблемы : Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок » , какие животные обитают в лесу, какие из них встречались в сказке.
Вводит в игровую ситуацию Формулирует задачи :
Воспитатель вносит в группу книгу без картинок и предлагает детям «оживить» ее, вспомнить, какие животные обитают в лесу, а какие из них встречались в сказке «Колобок » , сконструировать при помощи лего - конструктора сюжет сказки «Колобок » и обыграть его.
Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию.
Принятие задач.
Дополнение задач проекта .
организация деятельности
Чтение русской народной сказки «Колобок » .
Рассматривание иллюстраций диких животных.
Прослушивание аудиозаписи и просмотр мультфильма по мотивам сказки.
Предлагает детям рассмотреть схемы, распределить между детьми кто и что делает в каждой группе.
Помогает спланировать деятельность.
Организует деятельность.
Взаимодействие с семьями. Вместе с детьми и родителями рисуем план-схему проведения проекта и вывешивает на видном месте. Рассматривание иллюстраций к произведению.
Прослушивание аудиозаписи и просмотр мультфильма (ю по мотивам сказки.
Рисование героев сказки.
Объединение детей в рабочие группы : изготовление «Колобка » , изготовление «Зайца» , изготовление «Волка» ,
Изготовление «Медведя,
Изготовление «Лисы»
Рассмотрение и анализ схем.
Распределение между детьми каждой группы ролей и обязанностей.
3-й осуществление деятельности
Практическая помощь детям при создании из лего-конструктора фигур «Колобка » , «Зайца» , «Волка» , «Медведя» , «Лисы» .
Составление общей композиции.
Направляет и контролирует осуществление проекта . Создание из лего-конструктора фигур «Колобка » , «Зайца» , «Волка» , «Медведя» , «Лисы» . Составление общей композиции.
4-й презентация результатов
Распределение ролей между детьми для обыгрывания сказки.
Создание серии слайдов с использованием ЛЕГО DUPLO и создания проекта .
Презентация проекта :
Приглашаем гостей.
Обыгрывание сказки.
Показ слайдов. Обыгрывание сказки.
Помощь в показе слайдов.
Презентация проекта .
1. Выставка композиции «Колобок в лесу » по мотивам русской народной сказки в группе.
2. Обыгрывание сказки сказки, показ слайдов.
3. Участие в конкурсах по легоконструированию .
Публикации по теме:
Картотека проблемных ситуаций по лего-конструированию «Пожарная станция» Словарь: огонь, станция, пожарник, тушить, узкий, ширина, выполняемые функции, безопасность. Мотивация Жила-была Пожарная.
«Мебель». Конспект НОД по лего-конструированию «Мебель» 3-4 года Цель: Повторить с детьми понятие «Мебель», её назначение. Задачи: Продолжать учить называть детали конструктора, предметы.
Конспект занятия по Лего-конструированию «Теремок» Тема. Теремок. Задачи: Образовательные. Познакомить с основными частями конструкции домика: стены, крыша, окно, дверь. Закрепить название.
Конспект занятия по Лего-конструированию «Сказка «Теремок» Задачи Закреплять умения детей строить по образцу; Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое.
Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования.
Лего конструирования
Имя проекта: Дом культуры
Название проекта: «Дом, радости и веселья»
Вид проекта: Творческий подгрупповой
Авторы проекта: воспитатель и дети старшей группы
Продолжительность: 1 неделя.
Предварительная работа:
Чтение книг о праздниках и традициях России.
Рассматривание иллюстраций достопримечательностях в Бредах.
Просмотр мультфильма «Советы тётушки Совы, правила поведения в общественных местах».
Рассматривание иллюстраций альбома «Наши праздники»
Рисования: Дом культуры.
Посещения Дома культуры
Описание проекта:
Цель:
Развивать фантазию, мышление и способность детей к моделированию через познавательный интерес к Лего конструированию.
Задачи:
Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки и создавать привлекательную игровую ситуации, способствующую возникновению у детей собственных замыслов.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, развивать самостоятельность при работе со схемами
Обоснование актуальности
Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В процессе деятельности решаются самые разные задачи: психологические, развивается познавательная деятельность. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают героев из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети, конструируют, учат стихи, работать со схемами. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры-путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.
Принципы
Принцип систематичности и последовательности - развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
Принцип активности и сознательности - требует активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания;
Принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности.
Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего).
Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, эмоциональной открытости).
Методы и приемы:
Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов).
Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации).
Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).
Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных схем и материалов для изображения).
Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
Эвристический (развитие находчивости и активности).
Новизна и оригинальность: заключается в интеграции образовательных областей и программы «Наш Дом – Южный Урал», развитие традиций проведения дней национальной культуры в группе, приобщение детей к традициям и культуре, Южного Урала.
Замысел проекта: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому нужно, удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
Идея проекта: через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях, гостеприимство, вежливость в общении, благодарность за помощь.
1 этап: Деятельность педагога
Формулирует проблему.
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
Формулирует задачу
Деятельность детей
Вхождение в проблему.
Вживанию в игровую ситуацию
Принятие задачи.
2 этап: Деятельность педагога
Помогает в решение задач
Помогает спланировать деятельность
Организует деятельность
Деятельность детей
Объединение в рабочие группы
Распределение действий
3 этап: Деятельность педагога
Оказывает практическую помощь (при необходимости)
Направляет и контролирует осуществление проекта
Деятельность детей
Формирование знаний, умений, навыков.
4 этап: Деятельность педагога
Презентация
Деятельность детей
Представление продукта деятельности
Ожидаемые результаты проекта
1. Повышение уровня мотивации к деятельности, компетентности детей по теме
2. Умение играть в сюжетную игру-путешествие.
3. Выставка работ (рисунки, построек, аппликаций)
4. Интерес родителей к занятиям детей.
Презентация проекта.
Выставка работы в группе
Обоснование проекта
Ключевые идеи моего опыта: состоят в создании современной модели приобщения дошкольников к традициям предков, направленной на эффективное развитие ребенка, на разных возрастных этапах. Введение этнокультурного материала в практику работы целенаправленного и систематического подхода на доступном для детей уровне восприятия и понимания, развитие сознательности и стремления к творческой деятельности, реализации преемственных и интегративных межпредметных связей.
Актуальность: В настоящее время психолого-педагогические исследования доказывают, что в детстве закладываются ценностные основы мировоззрения, отношения к миру и поэтому особенно важно знакомить ребенка, прежде всего, с ближайшим для него окружением – природой родного края, сложившимися традициями, обычаями, культурой, бытом, духовностью родного народа особое значение приобретает. Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям обуславливает объективную необходимость постижения ими норм и ценностей духовной, национальной и региональной культур.
Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Учатся конструировать «шаг за шагом», что позволяет детям продвигаться вперёд в собственном темпе, пробуждает желание учиться и решать новые, более сложные задачи.
Лего-конструированием развивает детские творческие способности, фантазию, память, или это просто детская игра - забава, простое развлечение?
Работая с конструктором, можно строить модели и при этом обучаться, играя и получая удовольствие.
Когда придумываешь модели сам, ощущаешь себя профессиональным инженером, механиком, строителем или великим конструктором. И это здорово!
Это дает полную свободу действий. Работа является оживленной и интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов фантазии.
ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работать и видеть конечный результат своей работы.
Конструирование способствует развитию мышления, ловкости, а также интеллекта, воображения и творческих задатков. Способствует формированию таких качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе.
Если с раннего детства стремиться к познанию - это перейдёт в умение учиться конструированию направленно и воспринимать новое с большим интересом.
Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Должность: воспитатель
Актуальность:
Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А.Р.Лурия. Им был сделан вывод о том, «что упражнения в конструировании оказывает существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер интеллектуальной деятельности».
Лего в переводе с датского языка означает «умная игра».
Использование Лего-технологии в системе дополнительного образования в ДОУ является актуальным в свете новых федеральных государственных требований к программе дошкольного образования:
— прослеживается принцип интеграции образовательных областей: конструирование находится в образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность»;
— конструктор ЛЕГО используется как в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;
— основой образовательного процесса с использованием ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.
Занятия по лего — конструированию способствуют:
— формированию образного, пространственного мышления
— развивает воображение
— самореализации собственных замыслов
— развитие познавательной, художественно-эстетической способностей
— развитию внимания, памяти, речи
Использование ЛЕГО – технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Объект исследования:
Дети старшей группы
Предмет исследования:
Развитие конструктивной деятельности с конструктором ЛЕГО.
Цель проекта:
Развитие умственного и творческого мышления дошкольников через использование ЛЕГО-конструирования в образовательном процессе ДОУ.
Задачи проекта:
1.Создание условий, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии ЛЕГО-конструирования.
2.Выявления возможностей в развитии детей; определение наиболее эффективных целесообразных методов, приемов, средств, педагогических технологий, обучение детей ЛЕГО-конструированию.
3.Формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.
Гипотеза:
Сроки проекта: годовой
Состав участников:
— воспитатели;
— родители;
База проекта:
МБДОУ г.Кургана «Детский сад комбинированного вида №137 «Алиса»
Этапы реализации проекта
Этапы реализации | Деятельность педагога |
1 этап Организационно-подготовительный (2012-2013уч.гг.) | 1. Составление проблемно-ориентированного анализа Всестороннее изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы; Дифференциация потребностей педагога и детей и родителей в рамках существующей проблемы; Определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы. — мониторинг. 2. Определение основных ресурсов для реализации проекта. 3. Выработка плана конкретных действий по созданию условий. 4. Методическое обеспечение реализации проекта: Осуществление мониторинга реализации проекта; — разработка календарно-перспективного плана реализации проекта с детьми. |
2 этап Практический (2012-2013уч.гг.) | 1. Разработка и апробирование конспектов занятий. А.Занятия: — «Строительство домика» (октябрь); — «Волшебные рыбки» (ноябрь); — «Животные» (февраль); — «Лего — мир аквариума» (март); — «Жизнь на другой планете» (апрель). Б. игры-упражнения: — «Чья команда быстрее построит»; — «Найди деталь такую же, как на карточке»; — «Таинственный мешочек»; — «Разложи детали по местам»; — «Выложи вторую половину узора». 2. Работа с родителями в рамках реализации проекта: — установление сотрудничества с родителями по реализации проекта; Информирование родителей о результатах внедрения проекта. |
3 этап Обобщающий |
|
Ожидаемые результаты:
- Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию.
- Применяет разные средства для достижения результаты(схемы, модели, рисунки, образцы).
- Самостоятельно организует предметно-игровую среду, отражая и преломляя окружающую действительность, содержание книг.
- Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора.
- В режиссерской игре берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре, создавая и проигрывая целостные сюжеты на основе созданных игр-макетов.
- Заинтересовать родителей в развитии творческого развития.
Прогноз дальнейшего развития:
В результате проведенной нами работы у детей будут сформированы моторные навыки, навыки конструирования, умения выбирать оптимальные пути решения творческих заданий, успешно функционировать в социуме.
Программно-методическое обеспечение.
1. Веракса, Н. Е. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы / Н. Е.Веракса, А. Н. Веракса. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 40 с.
2. Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО: моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО / Л. Г. Комарова. — М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.-88 с.
3. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: программа и методические рекомендации / Л. В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.
4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов / Т. В. Лусс.- М.: ВЛАДОС, 2003.-104 с.
5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. — М., 1999.
6. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие / Н. В. Шайдурова. — М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.
7. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Лего-мозаика в играх и занятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова-М.: Мозаика-Синтез, 2005.-72с.
Пояснительная записка
Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.
Но, при этом, часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими. Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя»исчерпали», элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы,мозаика и пр. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. А этого очень мало для развития творческих способностей. Если ещё учесть, что далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры нового типа , игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат,где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта., способствующие формированию у детей коммуникативных навыков,установлению положительных межличностных отношений.
Такими играми нового типа являются игры с конструкторами типа Лего , которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями :
Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач , которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.
Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации .
Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному .
Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно , т.е. развивать свои творческие способности , в отличии от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью.
Так моделирование из конструкторов типа “Лего” позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.
Столкнувшись с проблемой по обучению детей моделированию из конструкторов типа “Лего”,стала необходимость в разработке проекта с использованием конструкторов типа “Лего”.
Этапы работы
над созданием проекта следующие: организационно-подготовительный, практический и обобщающий.
На организационно-подготовительном этапе был составлен проблемно-ориентировочный анализ, всесторонне изучалась психолого-педагогическая и научно-методическая литература, определялись конкретные цели и способы решения проблемы.
На практическом этапе создавался банк методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием конструкторов “Лего”. Разрабатывался календарно-перспективный план реализации проекта с детьми, составляющий реализацию игровых мини-проектов: “Наша группа”, “Строим город”, “Леса-чудеса”, “Космос”.Разрабатывались и апробировались конспекты занятий. Устанавливалось сотрудничество с родителями для успешной реализации проекта.
На Обобщающем этапе принимались решения по результатам мониторинга, определялись перспективы дальнейшего развития.
Отличительная особенность и новизна работы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов типа “Лего”.
В ходе выполнения педагогической работы руководствовались следующими принципами :
- от простого к сложному
- учёт индивидуальных возможностей
- детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности
- — использование эффективных методов и целенаправленной деятельности направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач
- — решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности
- — реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Разрабатывая проект «Страна Лего» мы поставили следующие цели : развивать творческое воображение, интеллектуальную активность в конструктивной и игровой деятельности; развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений детей в игровой и конструктивной деятельности.
Осуществление проекта «Страна Лего»позволило реализовать следующие задачи :
1. Способствовать возникновению в играх дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам;самостоятельно договариваться друг с другом,справедливо распределять роли, самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты
2. Развивать у детей умения анализировать условия функционирования будущей конструкции,устанавливать последовательность её выполнения,способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе:достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать различные элементы.
3. Учить использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых, режиссёрских играх.
Задачи проекта реализовывались по следующим направлениям :
1. Обучение детей через игры-задания,игры-упражнения, дидактические игры , которые развивают разные интеллектуальные качества:внимание, память, умение находить зависимости и закономерности; классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; умение делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа.
2. Осуществление реализации мини-проектов : «Наша группа», «Леса-чудеса», «Строим город», «Космос». Они позволяют развивать умение планирования процесса создания собственной модели и совместного проекта;конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу; способность предвидеть результаты своих действий; находить партнера для реализации собственного замысла,уметь устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстником, создавать и обыгрывать тематический макет.
3. Проведение диагностики уровня сформированности конструктивных навыков у детей.
В ходе выполнения проекта для успешного выполнения поставленных задач были созданы следующие условия:
1. Организована предметно-развивающая среда ,отвечающая всем требованиям по развитию детской активности в конструктивной деятельности. В групповой комнате созданы игровые центры: “Юный архитектор”, “Город мастеров”, “Мы играем”,где детям предоставлена возможность реализовать потребности в конструктивной деятельности в соответствии со своими интересами и замыслами. Центры оснащены различными строительными наборами и конструкторами (настольные,напольные, деревянные, металлические,пластмассовые, с разными способами крепления),конструкторами “Lego”, “Lego-Dacta”, подобными отечественными конструкторами. А также детям предложены игрушки сомасштабные постройкам и отвечающие детскому восприятию (человечки,животные, машинки и др.). Подобраны альбомы образцов (рисунки, иллюстрации, фотографии,схемы) по темам: “Здания”, “Транспорт”,“Животные”; дидактические игры типа “Дострой здание”, “Найди ошибку в схеме”.
2. Разработаны и систематизированы конспекты занятий , направленные на развитие умений рассматривать и обследовать предметы и строения,выделять особенности конструкций, их назначение,материалы, из которых они изготовлены. Подобраны игры-упражнения стимулирующие детей к решению новыми способами конструкторских задач, способствующие совершенствованию конструкторских умений(соотносить, комбинировать).
Были использованы следующие формы работы :
- занятия;
- совместная деятельность;
- мини-проекты.
Эффективно применялись методы и приёмы :
- Проведение прогулок, экскурсий, во время которых дети наблюдают разнообразные объекты, отмечают особенности, чтобы в последствии смоделировать подобное из конструктора.
- Рассматривание рисунков, фотографий, чертежей различных предметов, строений.
- Использование народных пословиц, поговорок, песенок: “У кого сноровка, тот и действует ловко”, “Скоро слово сказывается, а не скоро дело делается” и др.
- Обучение детей конструированию по образцу, по условию или по инструкции, по собственному замыслу, по рисунку, иллюстрациям.
- Коллективное обсуждение будущей постройки. Дети учатся выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
- Совместный анализ постройки, конструкции. Дети должны понимать, что нельзя критиковать неудачную работу товарища, если он очень старался; не стоит восхищаться сооружением сверстника, если он разбросал строительный материал.
На основе построек вместе с детьми создавали игровые макеты, привлекали родителей к подготовке тематических выставок,фоторепортажей; проводили вечера-досуги,викторины, игры-путешествия, режиссёрские и сюжетно-ролевые игры.
При создании игровых макетов «Наша группа», «Строим город», «Леса-чудеса»дети научились самостоятельно создавать предметно-игровую среду, придумывать и воплощать в игре интересные сюжеты игр, применять разные средства для достижения результата (схемы,модели, рисунки, образцы), установились устойчивые объединения детей, что способствовало формированию детского коллектива установлению положительного микроклимата в группе
Таким образом, целенаправленная продуманная педагогическая работа способствовала и развитию коммуникативных навыков и развитию творческого склада мышления.
Номинация: проектная деятельность в детском саду готовые проекты старшая группа.
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Детский сад №137
Месторасположение: г. Курган
Творческий проект по ЛЕГО-конструированию «Электросноумобиль»
Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования
Место работы: ГБПОУ СО Северный педагогический колледж, детский сад «Солнышко»
Материал включает теоретическую основу технологии проектирования и пример проекта с использованием ЛЕГО-конструирования, выполненный ребёнком старшего дошкольного возраста.
Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.
Метод проектов - это творческий подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.
Классификация проектов, используемых в практике ДОУ:
По составу участников (дети, родители, сотрудники);
По срокам реализации: краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные;
По целевой установке;
По тематике.
Основные виды проектов
, используемых в практике ДОУ:
межгрупповые;
групповые («День варенья»);
индивидуальные («Мой пушистый друг»);
комплексные («Поможем природе»).
Типы проектов:
исследовательские;
ролевые, игровые;
информационно - практико-ориентированные;
творческие.
Педагогическая значимость проектов
В процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний.
Проектный метод позволяет активному, творческому педагогу эффективно интегрировать содержание образовательных областей, успешно решать программные задачи в процесс разнообразной, интересной, насыщенной деятельности.
Особенности проектной деятельности в ДОУ
Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.
Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместное анализирование интернет-ресурсов, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют, конструируют.
Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности
Учёт интересов ребёнка.
Деятельность без принуждения.
Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
Совместное с педагогом достижение цели.
Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием (когда мы говорим о творческом конструировании), с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.
Воспитанники детского сада приняли участие в разработке проектов на экологическую тему «Инженер-эколог» через конструирование.
Цель проекта:
Создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии лего-конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования.
Задачи:
1. Создать психолого-педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии ЛЕГО - конструирования;
2. Создать единое социально – образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста;
3. Способствовать формированию инженерного мышления подрастающего поколения;
4. Выявить возможности в развитии детей;
5. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.
Этапы реализации проекта.
I этап - ценностно-ориентированный.Выявление проблемных ситуаций в ближайшем окружении. Мозговой штурм для поиска способов, путей решения проблемы.
II этап - конструктивный.
Проведение мастер-классов для детей по применению Лего технологии, Знакомство с уже созданными человечеством моделями по выявленной проблеме, анализ их приемлемости и эффективности.
III этап - практический.
Совместная деятельность педагогов и детей. Самостоятельное конструирование по замыслу, схемам, чертежам. Обсуждение, апробирование, рефлексия, преобразование.
IV этап - презентационный.
Проведение презентационных мероприятий, Лего выставки, обмен опытом между дошкольниками.
Презентация проекта состоялась на базе детского сада для детей 3-х возрастных групп.
V этап - награждение участников и победителей.
Представляю проект «Электросноумобиля», оформленный совместно с педагогом.
Создатель данного проекта стал победителем на областном фестивале робототехники:
Таким образом, техническое конструирование – воплощение замысла из деталей Лего-конструктора. С его помощью обеспечивается формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. А метод проектов - первая ступень для погружения в среду творчества и познания; ранняя диагностика способностей ребёнка; экспериментирование и первые изобретения.
Открытие бизнеса