Признаки весны. Рисование «Пришла весна, прилетели птицы». Пернатые вестники весны. Дополнение

Морозова Марина Юрьевна

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, художественно - продуктивная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: обобщить знания детей о временах года, о сезонных изменениях в живой и неживой природе весной. Познакомить детей с перелётными птицами (скворцом, ласточкой, журавлём, грачом, обсудить их внешний вид и отличительные признаки. Рассказать детям о том, какую пользу приносят перелётные птицы. Сформировать у детей представления о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы). Обобщить знания об охране природы. Закреплять знания об органах зрения, слуха. Развивать внимание, память, речь, мышление. Формировать умение внимательно рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию, включаться в совместное с воспитателем рассказывание; способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Развивать эстетическое восприятие.

Планируемые результаты: дети выражают положительные эмоции (удивление, радость, восхищение) при просмотре фильма «Весна», прослушивании аудиозаписи «Голоса птиц»; проявляют интерес к искусству при рассматривании репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» и при прочтении стихотворения А. Плещеева «Весна»; умеют поддерживать беседу о признаках весны, высказывать свою точку зрения; интересуются изобразительной деятельностью - рисование на тему: «Пришла весна. Грачи прилетели».

Развивающая среда: иллюстрации с изображением картин весны, птиц, репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; видеофильм «Весна», аудиозапись «Голоса птиц»; стихи и загадки о весне, птицах, рассказ «Предвестники весны»; цветная бумага для аппликации, ножницы, клеевой карандаш.

Организационный момент.

Просмотр с детьми фильма «Весна».

Воспитатель загадывает детям загадку:

«Тает снежок, ожил лужок, день прибывает - когда это бывает?» (Весна).

Беседа.

Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева «Весна»:

Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала!

Вопросы к детям:

Какое сейчас время года?

Назовите весенние месяцы.

О каких приметах весны говорится в стихотворении? Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям прочесть стихи о весне.

И. Токмакова «Весна»:

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины на полях видны,

Верно очень тёплые ноги у весны!

Воспитатель предлагает детям послушать аудиозапись «Голоса птиц».

Дидактическая игра «Угадай, о какой птице идёт речь»:

«Ярко светит весеннее солнце. Возле лужи чирикают, суетятся, дерутся. (воробьи).

На заборе вертят головами, качают хвостами, трещат длиннохвостые. (сороки).

На проталинках в поле и в лесу ходят иссиня - чёрные с белыми носами. (грачи).

Около старого скворечника распивают звонкую песенку… (скворцы).


Детям предлагается рассмотреть изображения птиц.

Предложить детям запомнить народную примету: «Увидел грача - весну встречай!»

Рассматривание и рассказывание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Вопросы к детям:

Как вы думаете, какое время года изображено на картине? Почему?

Каким вы видите небо?

Что в картине озарено неярким весенним светом?

Каким вы увидели снег под берёзами и вдали на полях?

Какими художник изобразил берёзы?

Как бы вы её назвали?

Ответы детей.

Пересказ рассказа «Предвестники весны»:

«Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше, оно греет сильнее. Первыми прилетают грачи. Грачи - это большие птицы. Они похожи на ворону. У них большой толстый клюв. Ещё кругом лежит снег, а они уже тут. Грачи ходят по пашне и поедают жуков, личинок, червей. Отдохнут грачи и начинают гнёзда вить. Вьют гнёзда на вершине высокого дерева. Гнездо делают из тонких прутьев и соломы. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы».

Вопросы к детям:

Какие птицы прилетают весной первыми?

Что сразу начинают делать грачи?

Где они вьют гнёзда?

Когда выводят своих птенцов?


Динамическая пауза. Упражнение для пальчиков «Птички»:

Птички прилетели, крыльями махали, (дети, стоя около столов, имитируют руками взмахи крыльев птиц, пальцами обеих рук производить движения)

Фото с пальчиками

Художественное творчество детей. Аппликация на тему «Птицы».


Рефлексия.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки на выставке, выбрать самые интересные, аккуратные. Объяснить свой выбор.

Повторить народную примету: «Увидел грача - весну встречай!».

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему:

Признаки весны. Рисование «Пришла весна, прилетели птицы».

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели : уточнить признаки весны; учить передавать в рисунке картины природы; упражнять в красивом расположении изображения на листе; закреплять умение использовать для выразительного решения темы разные материалы; развивать эстетическое восприятие; формировать представления о весне как периоде пробуждения природы: показать зависимость роста растения от изменений в живой природе, связанных с приходом весны (увеличение количества света и тепла, таяния снега, питание водой земли, корней растений); закрепить название первых весенних цветов.

Целевые ориентиры дошкольного образования : выражает положительные эмоции (удивление, радость, восхищение) при прочтении стихотворения Ю. Мориц «Весна» и прослушивании музыкального произведения «Как весна с зимою»; умеет поддерживать беседу о признаках весны, высказывать свою точку зрения; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование на тему «Пришла весна. Прилетели птицы»).

Материалы и оборудование: рисунки и картинки с изображением весенних цветов, птиц; цветные восковые мелки, акварель, гуашь (белила).

1. Вводное слово воспитателя.

– Послушайте стихотворение Юнны Мориц «Весна».

Динь! Дон!

Динь! Дон!

Это что за нежный звон?

Это пролесок-подснежник

Улыбается сквозь сон!

Это чей пушистый луч

Так щекочет из-за туч,

Заставляя малышей

Улыбаться до ушей?

Это чья же теплота,

Чья такая доброта

Заставляет улыбаться

Зайца, курицу, кота?

И по какому поводу?

Идёт Весна

По городу!

И у пуделя – улыбка!

И в аквариуме рыбка

Улыбнулась из водицы

Улыбающейся птице!

– Посмотрите, какая красавица Весна пришла к нам в детский сад. (Воспитатель ставит на стол три куклы, украшенные подснежниками, птицами, ягодами черешни.) Почему автор дала весне такие имена: Мартовна Подснежникова, Апрелевна Скворешникова, Маевна Черешникова? (Имя – название весеннего месяца, а отчество – название главного признака этого месяца.)

– Когда распускаются подснежники? (В марте.)

– Когда прилетают скворцы? (В апреле.)

– Когда спеет черешня? (В мае.)

– Давайте познакомимся с весенними гостями – Мартовной Подснежниковой, Апрелевной Скворешниковой, Маевной Черешниковой!

2. Ознакомление с признаками весны.

– Ребята, скажите, как называется первый весенний месяц. А в народе его называли «утром года». Почему? Праздновали встречу весны всегда. Собиралась весна давно в дорогу, так приди же, приди, просили люди. Дети закликали весну, забравшись повыше на изгородь или крышу сарая. Давайте и мы позовем весну.

Приди к нам, весна, с радостью! Весна-красна,

С великой к нам милостью! Что принесла?

Ау, ау, аукаем, Теплое солнышко,

Весну приаукиваем. Красное летечко!

Март, март – Весна-красна,

Солнцу рад! На чем пришла?

Апрель, апрель На чем приехала?

Откроет дверь. На жердочке,

Май, май, На бороночке,

Сколько хочешь, гуляй! На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

– Но весна неторопливо разворачивает свое шествие. Ребята, как мы узнаем, что идет весна? Кто назовет первые весенние приметы? (Солнце высоко, светит ярче; день становится длиннее; небо голубое, ясное; сосульки; снег чернеет, тает; звенит капель.) В народе март называют капельником. Кто может сказать, почему? Отгадайте загадку: «Белая морковка весной растет». Как вы догадались, что это сосулька? Про сосульку есть шаловливая песенка. Споем ее.

Шаловливые сосульки сели на карниз.

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Посидели. Чем заняться?

Стали каплями кидаться.

Целый день идет трезвон:

Кап-кап, динь-дон!

– Ребята, снег растает, и что мы увидим? (Землю.) Какая же она будет после зимы, появившись из-под снега? (Черной, мокрой.) А где же трава? Как выглядят деревья? Что с ними происходит? (Вода питает землю, корни растений и деревьев, наполняет их влагой, питательными веществами.) Что можно заметить? (На ветках деревьев набухают почки, появляются первые весенние цветы, кое-где пробивается трава.) Вся природа как будто пробуждается от долгого зимнего сна. Какие вы знаете первые весенние цветы? (Подснежники, мать-и-мачеха, сон-трава, хохлатка.) Найди эти цветы на иллюстрациях.

– Отгадайте загадку:

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца маленький портрет.

Что это? (Одуванчик.)

– Найдите этот цветок на картинке. На что похож цветок одуванчик утром и вечером? Для кого этот цветок полезен? Словно маленькие лампочки сверкают на полянке эти цветы и как будто говорят всем: «Не рвите меня! Пусть пчелы и мухи пьют мой сладкий нектар». Подумайте, что было бы, если бы все стали рвать эти первые весенние цветы? Прочитайте стихотворение об этом.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны и не будет красоты.

3. Хоровод «Как весна с зимою».

– Придет весна, просохнут полянки, и начинают парни с девчатами хороводы водить, весну славить.

Как весна с зимою повстречалися.

Как зима с весною распрощалися.

Ай, люли-люли, повстречалися.

Ай, люли-люли, распрощалися.

Как весна ручьями разливалася,

Как весна цветами распускалася.

Как вставало рано солнце красное.

Как светило людям оно ласково.

Как весну мы славим за ее дела.

Слава ей, что нам она тепло дала.

4. Рисование на тему «Пришла весна. Прилетели птицы».

– Какие стихотворения о приходе весны вы знаете?

– Давайте нарисуем картинку на тему: «Пришла весна. Прилетели птицы». Продумайте композицию рисунка. Как расположить лист бумаги и изображения на нем? Что можно изобразить? (Деревья, проталины, солнце, птиц, гнезда и т. д.)

Дети начинают рисовать. Воспитатель помогает детям придумать композицию рисунка.

5. Рефлексия.

– Рассмотрите рисунки на нашей выставке и выберите самые выразительные и аккуратные. Что изображено на каждом рисунке?

– Давайте попрощаемся с весенними гостями Мартовной Подснежниковой, Апрелевной Скворешниковой, Маевной Черешниковой!

Светлана Чубарова

Цели НОД : уточнить признаки весны ; формировать представления о весне как периоде пробуждения природы : показать зависимость роста растения от изменений в живой природе, связанных с приходом весны ; закрепить название первых весенних цветов; учить передавать в рисунке картины природы; упражнять в красивом расположении изображения на листе; развивать эстетическое восприятие.

Предварительная работа : заучивание заклички и стихов о весне .

Материалы и оборудование : рисунки и картинки с изображением весны и весенних цветов , альбомный лист, цветные восковые мелки.

Ход проведения НОД:

Воспитатель : Ребята, я вам загадаю загадки, а вы отгадайте о ком пойдет речь

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (весной )

Приходит с добром, Веет теплом,

Светом солнечным красна,

А зовут ее (весна )

Воспитатель : Правильно, ребята. Мы сегодня с вами поговорим о первых признаках весны . Послушайте стихотворение о весне : С. Я. Маршак

Снег теперь уже не тот-

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.

Воспитатель : Ребята, скажите, как называется первый весенний месяц. (Март)

А в народе его называли «утром года» . Праздновали, встречу весны всегда они собирались и закликали весну . Давайте и мы ребята позовем весну .

Приди к нам, весна , с радостью!

С великой к нам милостью!

Ау, ау, аукаем,

Весну приакуваем .

Март, март-

Солнцу рад!

Апрель, апрель

Открой дверь.

Сколько хочешь, гуляй!

Весна-красна ,

Что принесла?

Теплое солнышко,

Красное летечко!

Весна-красна

На чем пришла ?

На чем приехала?

На жердочке,

На бороночке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке!

Воспитатель : Но весна не торопливо разворачивает свое шествие.

Ребята, как мы узнаем, что идет весна ? Назовите мне первые весенние приметы (Солнце высоко, светит ярче; день становится длиннее; небо голубое, ясное; сосульки; снег чернее, тает; звенит капель).

В народе март называют капельником. Кто может сказать, почему? Отгадайте загадку : «Белая морковка весной растет » . (Сосулька)

Ребята послушайте стихотворение про сосульку :

Шаловливые сосульки сели на карниз.

Шаловливые сосульки посмотри вниз.

Посидели. Чем заняться ?

Стали каплями кидаться.

Целый день идет трезвон :

Кап-кап, динь-дон!

Воспитатель : Ребята, снег растает, и что мы увидим? (Землю) Какая же она будет после зимы, появившись из-под снега? (Черной, мокрой) А где же трава? Как выглядят деревья, что с ними происходит? (Вода питает землю, корни растений и деревьев, наполняет их влагой) . Что можно заметить на деревьях? (На ветках деревьев набухают почки) . Вся природа как будто пробуждается от долгого зимнего сна. Какие вы знаете первые весенние цветы? (Подснежники, нарциссы, тюльпаны) .

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадки и найдите эти цветы на картинках :

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький (Подснежник)

У него чудесны золотистый цвет,

Он большого солнца маленький портрет.

Что это? (Одуванчик)

Воспитатель : Молодцы, ребята! Правильно отгадали. А теперь предлагаю вам немножко отдохнуть.

Физкультминутка :

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

(Идут по кругу)

Побежал в саду ручей,

(Бегут по кругу)

Прилетели сто грачей ,

(Машут руками)

А сугробы тают, тают

(Приседают)

А цветочки подрастают.

(Руки вверх)

Воспитатель : А теперь ребята, я предлагаю вам нарисовать весну .

Рисование на тему «Пришла весна прилетели птицы » .

Воспитатель : Какие стихотворения о приходе весны вы знаете ?

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

Улетела Ласточка!

За тридевять земель…

Возвращайся, Ласточка!

На дворе апрель.

Возвращайся, Ласточка!

Только не одна :

Пусть с тобою, Ласточка

Прилетит Весна !

Воспитатель : О каких признаках рассказывается в этих стихотворениях? Посмотрите на иллюстрации. Ребята, давайте нарисуем картинку на тему : «Пришла весна » , «Прилетели птицы » . Продумайте композицию рисунка. Как расположить лист бумаги и изображение на нем? Что можно изобразить? (Деревья, проталины, солнце, гнезда и т. д.) Дети начинаю рисовать . Воспитатель помогает детям придумать композицию рисунка.

Рефлексия.

Воспитатель : Ребята, рассмотрите рисунки на нашей выставке и выберите самые аккуратные, выразительные, и красивые. Что изображено на каждом рисунке?




НОД

Конспект занятия по рисованию с использованием ИКТ с детьми старшей группы

тема: «Пришла весна, прилетели птицы»

Программное содержание:

1. Развивать у детей наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

2. Учить передавать на бумаге характерные особенности весны (высокое голубое небо, земля освобождается от снега, на деревьях набухают почки, прилетают птицы).

3. Учить гармонично располагать сюжет на листе бумаги, развивать чувство композиции.

Оборудование:

Слайды с изображениями природных явлений, характерных для весенней поры. Слайды с изображениями различных цветов-первоцветов.

Листы белой плотной бумаги, разноцветные восковые мелки, акварель, кисточки, баночки с водой, салфетки, клеенки.

Предварительная работа:

Заучивание стихов о весне, чтение художественных произведений природоведческого характера, наблюдение на прогулке (проталины, лужи и ручейки, белоснежные кучевые облака, возвращение из теплых краев перелетных птиц), загадывание загадок о весне.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает,

Когда это бывает?

Дети:

Весной!

Воспитатель:

Правильно, как вы уже догадались, разговор у нас сегодня пойдет о весне. Весну издавна любил народ. Люди называли ее «весна-красна». О весне поэты слагали стихи. Кто из вас может вспомнить и прочесть нам стихи о весне?

(Дети читают стихи, которые ранее разучивались в группе И. Плещеева, С. Маршака).

Воспитатель:

Посмотрите, ребята, какие весенние гости пришла к нам в детский сад (ставит на стол три куклы, украшенные: подснежниками – Весна Мартовна Подснежникова, птицами – Весна Апрелевна Скворешникова, ягодами черешни – Весна Маевна Черешникова и представляет их)

Воспитатель:

У наших гостей одинаковые имена, но разные отчества и фамилии. Как вы думаете, почему их так зовут? (Имя – название поры года, отчество - название весеннего месяца, а фамилия – название одного из признаков этого месяца).

Воспитатель:

В каком месяце начинают расцветать подснежники?

Дети:

В марте.

Воспитатель:

А когда прилетают скворцы?

Дети:

В апреле.

Воспитатель:

А теперь попробуйте вспомнить - когда спеет черешня?

Дети:

В мае.

Воспитатель:

Давайте теперь поближе познакомимся с весенними гостьями – Весной Мартовной Подснежниковой, Весной Апрелевной Скворешниковой и Весной Маевной Черешниковой! Познакомились? Вот и хорошо.

Ребята, вспомните, пожалуйста, как называется самый первый весенний месяц? (Ответы детей). А как мы узнаем, что пришла весна? Кто сможет назвать весенние приметы?

Дети:

Солнце высоко, светит ярче, день становится длиннее, звенит капель, снег чернеет, тает.

Воспитатель:

Если весь снег растает - что мы увидим?

Дети:

Землю.

Воспитатель:

Какая же она будет после зимы, освободившаяся из-под снега?

Дети:

Чёрной, мокрой. (Демонстрируется слайд).

Воспитатель:

А как выглядят деревья? Что можно заметить?

Дети:

На ветках деревьев набухают почки, появляются первые весенние цветы, пробивается первая травка.

(Демонстрируется следующий слайд).

Воспитатель:

А какие вы, дети, знаете первые весенние цветы?

Дети:

Подснежники, мать-и-мачеха, сон-трава.

(Демонстрируются слайды с различными цветами-первоцветами).

Воспитатель:

А какие птицы прилетаю к нам весной?

Дети:

Грачи, скворцы, ласточки, жаворонки.

Воспитатель:

Давайте нарисуем рисунки на тему «Пришла весна. Прилетели птицы». Рисовать мы будем восковыми мелками, а в конце акварельными красками cделаем фон рисунка – это голубое небо, а внизу – зеленая травка. Сначала продумайте сюжет рисунка. Что можно изобразить? (Деревья, проталины и лужи на земле, солнце, птиц, гнезда и т.д).

Но прежде, чем мы приступим к работе, подготовим наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику. (Звучит музыкальная пальчиковая гимнастика Л. Яртова «Пальчики»).

Воспитатель:

Теперь приступаем к работе, а музыка поможет вам почувствовать, как просыпается природа после зимних холодов. Послушайте, как музыка передает весеннее настроение, и попытайтесь отразить это на бумаге.

Дети приступают к работе, воспитатель следит за осанкой детей, чтобы правильно и свободно, без напряжения держали кисть.

В конце занятия работы выставляются на выставке, ребята обмениваются впечатлениями – какой рисунок им понравился и почему. Воспитатель отмечает удачные работы, поощряет всех детей.

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами много говорили о весне, рассматривали слайды с иллюстрациями. Каждый из вас старался, и в ваших рисунках видно, что природа проснулась, ожила. А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями – Весной Мартовной Подснежниковой, Весной Апрелевной Скворешниковой, Весной Маевной Черешниковой.

До свидания!


Познавательно-речевое направление.

Образовательная область «Познание».

Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Задачи:
1. Образовательные:
закрепление знания признаков весны; закрепление знаний о жизни перелетных птиц; формирование экологического представления детей об окружающем мире; совершенствование грамматического строя речи.
2. Воспитательные: воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому.
3. Развивающие: развитие речевой активности, активизация словаря, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.

Интегрируемые образовательные области:
— Коммуникация;
— Социализация;
— Чтение художественной литературы;
— Художественное творчество.

Демонстрационный материал:
Чудо-дерево, изображения птиц; аудиозапись «Голоса птиц»; скворечник; картинки с гнездами ласточки, грача, кукушки, соловья на фланелеграфе; конверты с заданиями; макет фотоаппарата; раскраски «Гнезда и скворечники».

Ход занятия

(Дети входят в группу и становятся вокруг воспитателя)

Воспитатель: Ребята, я пришла к вам в гости и приготовила много интересного. Послушайте загадку:

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?…. (весна)

Воспитатель: Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она?
Дети: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.

Воспитатель: Молодцы! А какие чудеса происходят весной?
Дети: Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы.

Воспитатель: Все верно. Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. А вы знаете птиц? А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь,- хлопайте в ладоши и топайте ногами.

«Прилетели птицы — голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы — голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы — голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!»

(Дети садятся на стульчики)
(Обращаю внимание на предмет, накрытый покрывалом)

Воспитатель: Ребята, а что это такое? Да это же чудо – дерево! Посмотрите, какие на нем птицы! Вы узнали их?
Дети: Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец.

Воспитатель: А как можно назвать этих птиц одним словом?
Дети: Перелетные.

Воспитатель: А почему их называют перелетными?
Дети: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.

Воспитатель: Да, так. А почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Потому что им страшен голод.

Воспитатель: Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. (Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»)

Воспитатель: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Дети: Радостное, веселое, доброе, нежное.

Воспитатель: А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?
Дети: О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились.

Воспитатель: Правильно! Послушайте стихотворение:

Мы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы.
Поют о солнце и весне,
И о родимой стороне,
И нет их песенок чудесней!

Воспитатель: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной?
Дети: Построить гнезда.

Воспитатель: А из чего птицы строят гнезда?
Дети: Из веточек, соломы, мха, коры, земли.

Воспитатель: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда?
Дети: На деревьях, на столбах (аист).

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на картинки.

(Дети подходят к фланелеграфу и рассматривают изображения с гнездами кукушки, соловья, грача, ласточки)

Воспитатель: Ребята, а чем люди могут помочь птицам?
Дети: Можно сделать и развесить скворечники.

Воспитатель: Давайте рассмотрим скворечник.

(Рассматривание скворечника, после чего дети присаживаются на места)

Воспитатель: Но мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд.

Воспитатель: Ну вот, гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц?
Дети: Вывести птенцов.

Воспитатель: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?
Дети: Мама птичка, самка.

Воспитатель: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца?
Дети: Папа, самец.

Воспитатель: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!

Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сетки,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обижу в жизни я!

Вы со мной согласны?

(Ответы детей)

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.

(Физкультминутка)

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.
(Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
(Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потягивания - руки вверх)
А внизу леса, поля -
Расстилается земля.
(Низкий наклон вперёд, руки разводятся в стороны)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
(Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
(Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
(Дети садятся)

Воспитатель: Ребята, смотрите, на чудо — дереве появились конвертики. Интересно, что же там может быть? Давайте проверим. (Первый конверт снимаю сама, а остальные – дети).

Воспитатель: Оказывается, птицы предлагают нам интересные задания. Выполним их?
(Ответы детей).

Воспитатель: (читаю) . Один наш знакомый фотографировал в лесу наших друзей-птиц. Но вот беда, пленка застряла в фотоаппарате и фотографию можно достать только тогда, когда назовешь правильно птицу. Поможем птичкам? Тогда слушайте загадки.

(Дети отгадывают загадку, изображение птицы появляется из фотоаппарата и «улетает» на чудо – дерево).

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)

Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает … (Сова)

Воспитатель: Ну, вот, теперь нашим птицам будет нескучно в лесу! Давайте откроем следующий конверт.

Воспитатель: Игра «У кого кто?»
(Проводится игра).

Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием! Давайте снимем следующий конверт.

Викторина по сказкам.
У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).

Воспитатель: Теперь птицы уверены, что вы о них знаете очень много!

Ну вот, ребята, птиц на дереве теперь много, а жить им пока негде. Давайте поможем им. У меня есть гнезда и скворечники, но, боюсь, птицы их не заметят. Я предлагаю вам раскрасить домики и подарить их птицам.

(Дети раскрашивают гнезда, скворечники и «дарят» их птицам)

Воспитатель: Ребята, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали на мои вопросы. Молодцы!

Воспитатель: А теперь пусть птицы выбирают себе гнезда, а мы с вами не будем им мешать. (Ухожу с детьми)



Открытие бизнеса