Перелетные птицы беседа во второй младшей группе. План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему: Конспект НОД по формированию целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Перелетные птицы

Программное содержание:

1.Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

2. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве и на листе бумаги в клетку. Закреплять гигиенические правила письма.

5.Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

6. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Предварительная работа:

Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Поймай и назови», «Право – лево»; «Мнемотаблицы», моделирование; работа со штампами; выполнение упражнений в тетради в клетку; знакомство с пальчиковой азбукой.

Материал к занятию:

Звуковое письмо, картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты, мнемотаблицы, дерево с гнездом и скворечником, домик с гнездами на крыше и под крышей, елки, озеро, лист белой бумаги, на которой нарисована схема пути, гуашь синего цвета, штампы; листы бумаги в клетку, простые карандаши, прищепки, обручи, мяч, медали «Друг птиц».

Ход занятия

Организационный момент.

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали.

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Дети: Все готовы заниматься.

Будем очень мы стараться!

Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»

От кого пришло письмо?

Особа всем известная, она крикунья местная (ворона).

Поможем расколдовать птиц?

Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.

Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)

А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)

В какое время года птиц больше? (летом)

Почему? (и зимующие, и перелетные)

Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)

В какое время года они возвращаются? (весной)

Пальчиковая гимнастика:

Пришла весна,

Сосульки тают,

Запели первые ручьи,

Медведь берлогу

Покидает,

А на полях кричат грачи.

Поочередное загибание пальцев на каждое слово

Хлопки на каждое слово

Имитация походки медведя всеми пальцами по коленям

Ритмичные хлопки на каждое слово

Обращаю внимание на дерево, пустые гнезда. Птиц нет, тишина.

Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?

Игра с мячом «Поймай и назови».

Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу.

Проверьте, правильно ли подобраны птицы?

Игра «Кто лишний»

На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц. Дети их убирают.

Пришло время расколдовать наших птиц.

Работа с мнемотаблицами

Расскажите, какие птицы здесь спрятались. На таблицах схематичное изображение (голова птицы; особенность строения: хвост, клюв, ноги; цвета оперения; чем питается; где живет; зимующая или перелетная).

Например:

«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица.»

«Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица.»

«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица.»

«Жаворонок – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое, желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы. Питается мелкими насекомыми. Жаворонок – перелетная птица.»

«Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица.»

«Дикая утка – большая водоплавающая птица. Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками. Оперение пестрое, у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка – перелетная птица.»

Дети составляют два-три рассказа по мнемотаблицам. Другие называют птицу и отвечают на вопросы воспитателя:

Почему аиста называют длинноногим? (у него длинные ноги)

Чем он питается? (мелкими грызунами)

Для чего нужны утке перепонки на ногах? (утка – водоплавающая птица)

Где откладывает яйца жаворонок? (в ямке, в земле, среди травы)

Дети поочередно отдают мнемотаблицу воспитателю и берут силуэт с изображением отгаданной птицы. Подходят к дереву, домику, ищут гнездо для своей птице и цепляют ее с помощью прищепок.

А для чего птице нужно гнездо? Правильно, откладывать яйца, из которых вылупятся птенцы.

Ребята, мы с вами птиц расколдовали? В гнезда посадили? А вы слышите пение птиц? (нет) Что же делать? Кто нам поможет?

Звучит музыка. Появляется ученая птица, машет крыльями, в руке – портфель.

Здравствуйте дети! Я слышал о вашей проблеме и могу вам помочь.

Кто Вы такой?

Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?

Птенцами..

Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему?

Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики.

Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.

Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам.на помощь. Если вы выполните мои задания, то птицы запоют. Вы согласны пройти такое испытание?

С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? С юга. У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опишите этот путь.

Сначала птицы летели прямо, потом повернули на право, на лево, еще раз на право и прилетели на родину.

Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги.

(Раздает листы для выполнения упражнения и штампы. Дети делают оттиски. В процессе выполнения упражнения подходит к каждому ребенку, проверяет. правильно ли он держит штамп, хвалит за аккуратность и т. д.)

Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами.

Давайте рассмотрим это дерево. Скажите:

Какие птицы поселились на дереве? (на дереве поселились грач и скворец)

Какая из птиц сидит на дереве высоко? (высоко на дереве сидит грач)

Какая из птиц сидит на дереве внизу (внизу на дереве сидит скворец)

Что находится справа от дерева? (справа от дерева находится озеро)

Что расположено слева от дерева? (слева от дерева расположен домик)

Что мы видим сзади дерева? (сзади дерева мы видим елку)

Что находится перед деревом? (перед деревом в траве – гнездо жаворонка)

Где расположено гнездо аиста? (гнездо аиста расположено на крыше домика)

Где находится гнездо ласточки? (гнездо ласточки находится под крышей домика)

А сейчас я превращу вас в птиц и поиграю с вами.

Игра «Птицы, гнезда, птенцы».

Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.

Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.

По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.

По команде «Гнезда» - собираются в круг, взявшись за руки.

По команде « Птенцы» - находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)

Повторить игру два раза.

Много радостей получают птицы, когда возвращаются к себе на родину и селятся в своих жилищах. Но прошлогодние домики к прилету птиц нужно проверять и чинить. Например, в скворечниках могут оставаться гнезда ос, шмелей. Еще их может не хватить всем птицам.

Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес.

Перед работой разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика. Скворечник.

Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным

Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем

Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным

Клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем

Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки

Голова. Рисуют в воздухе руками круг

Построим скворечник на листе бумаги в клетку. Посмотрите, на листе в клетку слева рисунок, надо нарисовать по клеткам точно такой же рисунок справа. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник. Какую фигуру будете рисовать сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны!

(Во время работы детей повторить гигиенические правила письма).

Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками).

Теперь скворечников хватит всем.

Слышится пение птиц.

Ура! У нас все получилось! Вы прошли мое испытание. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели.

Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)

Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)

Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово, написанное с помощью пальчиковой азбуки, узнаете про награду.

Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц».

Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме:

« Весна. Перелётные птицы». (1 младшая группа)

Цели: - развивать способность слушать и понимать рассказ взрослого о весне;

Сосредотачиваться при рассматривании картины;

Отвечать на вопросы по содержанию картины;

Слушать, не отвлекаясь, небольшое стихотворение;

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: скворце, граче, ласточке; о частях тела птиц;

Обогащать словарный запас детей;

Воспитывать у детей доброжелательное отношение к птицам.

Материал: сюжетные картины о весне, птицах (скворцах, грачах, ласточках), предметные картинки птиц; маска-шапочка «кошка».

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках.

Ребята, скажите мне, какое сейчас время года?

Посмотрите на картинку. Кто мне скажет, что изображено на ней?

(Солнце светит ярче, греет теплее, снег тает, бегут ручьи; появляются первые цветы – подснежники; прилетают птицы).

Весной к нам прилетают птицы из теплых стран. Их называют перелётные, потому, что весной они прилетают к нам, а осенью они опять улетают в тёплые края.

Сегодня мы с вами познакомимся с такими перелётными птицами как – скворец, грач, ласточка.

Скворец.

Скворец за морем жил зимой,

Теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине

Запел о солнце и весне.

Скворцы прилетают весной стаями. У скворца черное оперение с металлическим блеском. Хвост у него короткий. Клюв острый. Ножки у скворца тонкие.

Скворец поменьше, чем ворона,

Зато побольше воробья –

Он из скворечни, как с балкона

Поёт не хуже соловья.

Скворцы устраивают свои гнезда в скворечниках. А кто же делает скворечники для птиц? Люди заботятся о скворцах и делают для них домики. Давайте, покажем как.

Пальчиковая игра « Скворечник».

Тук – тук, молотком

Мы построим птичкам дом.

(кулачками стучать друг о друга попеременно, изображая молоток)

Тук – тук, молотком

Поселяйтесь, птички, в нем.

(поднять руки над головой, изображая крышу)

Молодцы! Построили домики для птичек.

В скворечниках у скворцов появляются птенцы. Они заботятся о своих птенцах, кормят их.

Посмотрите на эту картинку. Что изображено на ней?

(папа-скворец принес птенцам червяка)

У папы-скворца – четыре птенца,

Два птенчика смирных плюс два сорванца.

Папа-скворец не ест и не пьёт,

Найдет червячка – и деткам несёт.

(Е. Маленкина)

Так скворцы заботятся о птенцах, кормят их. За лето птенцы вырастут, научатся летать и осенью, вместе с папой и мамой, улетят в тёплые края. А весной опять прилетят к нам.

Грач.

Черный грач – чернее ночи,

Утомился, как рабочий:

Он за плугом днём ходил,

Клювом червяков ловил.

(Г. Кодиненко)

Грачи прилетают ранней весной стаями. Ростом они с ворону, оперение у них черное. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Грачи устраивают свои гнёзда на деревьях. Они строят их из мелких веточек.

Посмотрите на эту картинку. Кто мне скажет, что изображено на этой картине?

(весна, ручей, птицы на проталине, мальчик и девочка смотрят на птиц…)

Эти птицы – грачи. Послушайте стихотворение.

Грач.

Пусть проталины темнеют,

Солнца спрятались лучи.

А, вы, видели сегодня

Прилетели к нам грачи!

Удивительные птицы –

Прилетели, гнёзда вьют,

Словно шапки на деревьях,

Домики грачей растут.

Завороженно ребята

Смотрят на гостей весны,

Просыпается природа,

Переменам рады мы!

(О.Костина)

Физкультминутка « Лебеди».

Лебеди летят, крыльями машут,

Склонились над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.

(дети выполняют движения, имитирующие движения птицы)

Ласточка.

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, точно вилы.

Если я летаю низко –

Значит дождик где-то близко.

Прилетела ласточка – значит наступила весна. Ласточки прилетают стаями. Оперение её сверху тёмно-синее, снизу белое, грудка – красноватого цвета. Хвост у неё длинный и имеет глубокий вырез. Клюв маленький и острый. Гнездится под крышами деревянных строений в сельских местностях и на каменных постройках.

Посмотрите на эту картинку и послушайте стихотворение.

Ласточка.

Под крышей дома целый день

мелькает быстрой птицы тень.

Веселых ласточек семья

Домишко строит для себя.

С комочком глины, на лету,

Постройку сложную ведут.

За первым рядом – ряд второй,

Дом вырастает, как живой.

Он на корзиночку похож,

И чудо до чего хорош!

(В.Храпцова)

Ласточки, так же, как и скворцы, и грачи высиживают птенчиков и заботятся о них, пока птенцы не подрастут. За лето птенцы научатся летать и самостоятельно питаться. Ребята, все птицы питаются мухами, комарами, майскими жуками, бабочками, стрекозами, червяками. Ласточки так же осенью, вместе с другими птицами, улетят в тёплые края.

Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?

О каких перелетных птицах мы говорили?

Где живет каждая птица?

скворец – в скворечниках;

грач – на деревьях в гнёздах;

ласточка – в гнезде под крышей дома.

Чем питаются?

(мухами, жуками, стрекозами, червяками)

А теперь мы с вами поиграем в игру « Кот и птички».

Вы будете птичками, а я – котом. Кот будет ловить птичек, а птички будут прятаться в своих домиках (стульчики).

«Влево – вправо повернись и в птичек превратись», игра проводится 2-3 раза.

Молодцы, проворные птички, кот никого не поймал.

«Влево – вправо повернись и в ребяток превратись»

Мы играли, наши ножки так устали, мы тихонечко пойдём и немного отдохнём.

наталья УСТЮГОВА
Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы»

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром

«Перелётные птицы»

Цель:

Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

Задачи:

Образовательная:

Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

Упражнять детей в ориентировке в пространстве.

Развивающая:

Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание.

Воспитательная:

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

Предварительная работа:

Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Право – лево»; «Мнемотаблицы».

Материал к занятию:

Письма, картинки с изображением перелетных птиц и их гнезда, мнемотаблицы; мяч, медали «Лучший друг птиц».

Ход занятия

Здравствуй

те, ладошки! Хлоп- хлоп -хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ - топ - топ!

Здравствуйте, щечки! Шлеп - шлеп - шлеп!

Здравствуйте, носик! Пип - пип - пип!

Здравствуйте, дети! Здравствуйте!

В. Ребята, нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.

«Карр-карр! Беда-беда! Ребята птицы не вернулись с юга. Злой колдун их заколдовал. Я решила попросить помощи у вас. Ведь лучших друзей чем вы для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста расколдовать птиц!»

(Дети слушают, сидя на стульчиках,полукругом)

В. Ребята, от кого пришло письмо, как вы думаете (От вороны)

В. Правильно, а как вы догадались (Ворона каркает)

В. Ну что, поможем расколдовать птиц? (Да, поможем.)

Беседа о перелетных птицах

Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края (Перелетные)

А птиц, которые остаются с нами (Зимующие)

В какое время года птиц больше (Летом)

Почему? (Потому что остаются зимующие, и прилетают перелетные)

Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?

Игра с мячом «Поймай и назови»

Воспитатель бросает мяч ребенку (ребенок возвращает мяч и называет перелетную птицу.)

Игра «Кто лишний»

На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц. (Дети их убирают)

В. Ребятки пришло время расколдовать наших птиц.

Работа с мнемотаблицами

Расскажите, какие птицы здесь спрятались.

На таблицах схематичное изображение (голова птицы; особенность строения: хвост, клюв, ноги; цвета оперения; чем питается; где живет; зимующая или перелетная).

Например:

Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. И так же про ласточку, скворца (Дети составляют рассказ по мнемотаблице про ласточку, скворца.)

Беседа о птицах

Ребята, где живут птицы? (Птицы живут в гнездах)

А для чего птице нужно гнездо (Птицы откладывают яйца, из которых вылупятся птенцы)

А гнёзда у птиц одинаковые (Нет.)

Возьмите каждый, картинку с перелетной птицей и найдите её гнездо. (Дети берут силуэт с изображением перелётной птицы. Подходят к гнезду для своей птицы и кладут её рядом с гнездом.)

В. Ребята, мы с вами птиц расколдовали? В гнезда посадили? А пения птиц не слышно. Что же делать? (Попросить помощь)

В. Посмотрите у нас ещё одно письмо, посмотрим от кого оно?

«Здравствуйте дети! Я услышал о вашей проблеме и могу вам помочь.

Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе. А вы знаете, как называют детенышей птиц? (Птенцами)

Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злой колдун их заколдовал, тогда я поспешил к вам на помощь. Если вы выполните мои задания, то птицы запоют.

В. Ребята мы согласны пройти испытания? (Согласны)

С наступлением весны птицы возвращаются к нам откуда? (С юга.)

У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опишите этот путь. (Дети вместе с воспитателем описывают маршрут птиц. Сначала птицы летели прямо, потом повернули на право, потом на лево, опять на право и прилетели к своим гнёздам.)

Молодцы ребята!

А сейчас мы немного поиграем с вами.

Игра «Птицы, гнезда, птенцы».

По команде «Птицы»(Передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.)

По команде «Гнезда»(Собираются в круг, взявшись за руки.)

Повторить игру два раза.

В. У нас все получилось! Ребята вы слышите, как поют птицы?

В. Мы прошли испытания. Сняты злые чары колдуна. Птицы запели. (Ура)

Беседа «Птицы и люди»

Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)

Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)

Вы молодцы! Справились со всеми заданиями.

Ребята профессор птичьих наук награждает вас медалями «Лучшие друзья птиц». Давайте его поблагодарим за помощь и пообещаем ему, что будим любить и беречь природу.

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Моя семья» Цель: Введение понятия «семья»; воспитание любви и заботливого отношения к членам своей семьи. Задачи: Познакомить с правом на любовь и.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Природа зимой» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Тербунского муниципального.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Зимушка» Цель: Обогащать представления детей об окружающем мире. Задачи: 1. Учить детей составлять короткие описательные рассказы по описанию явлений.

Конспект НОД в второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Этажи леса» Конспект НОД по познанию на тему: "Этажи леса". Цель: создать условия для формирования у дошкольников бережного,ответственного отношения.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Как нам транспорт помогает» Конспект занятия по Коммуникации во второй младшей группе Тема: Как нам транспорт помогает. Цель: дать понятие о том, что транспорт в жизни.

Конспект занятия во 2-й младшей группе

На тему: «Перелетные птицы весной».

ЗАДАЧИ: Закрепить характерные признаки об образе жизни диких птиц весной и их внешнем виде. Расширять и уточнять, и активизировать словарь по теме (птица, гнездо, крыло, голова; скворец, сорока, грач, ласточка, дятел; прилетать, строить, выводить, кормить.

Цели: Развивать связанную речь, зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение, целенаправленного продолжительного выдоха.

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Картинки с изображением диких птиц; обручи – гнезда; магнитная доска; презентация.

Ход занятия: Входит весна:

Весна: Здравствуйте ребята, послушайте загадку, и подумайте кто я:

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю.

Посевы поливаю,

Движения полна,

А зовут меня …? (весна)

Дети: весна.

Весна: Ребята вы знаете что весной все оживает, все вокруг просыпается. Но главное чудо, которое происходит в природе – это то что именно весной к нам из теплых стран прилетают пернатые друзья птички.

Послушайте загадку и угадайте какая птичка самая первая приносит весточку о приходе весны.

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад - вперед по пашне вскачь.

А зовется птица.(грач)

Весна: Ребята, а давайте мы с вами посмотрим на картинку и обсудим что есть у птички. (два крыла, она черная, две длинные лапки, два глаза, длинный хвост, тело покрыто перьями)

Эта птица ходит важно высоко поднимая свои лапки, ковыряя ими землю, и ищет червяков. Ребята, а как кричит грач? (кар-кар),

А теперь ребята садитесь на коврик и внимательно послушайте звуки весны, давайте проверим что вы услышите. Когда я хлопну в ладоши закройте глазки, и слушайте, а потом расскажите какие звуки вы услыхали.

(после прослушивания, дети говорят что они слышали.)

Весна: Ребята, а у меня есть еще один сюрприз для вас. У меня есть волшебный сундучок, если вы правильно отгадаете загадки, то из сундучка появится птичка, хотите проверить? Тогда слушайте внимательно.

Вот вещунья белобока,

А зовут ее (Сорока)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделов долгий.
Лепит домик под окном

Из травы и глины…..(Ласточка)

Чик –чирик

К зернышкам прыг,

Клюй не робей!

Кто же это …(Воробей)

На шесте дворец

Во дворце певец,

Как зовут его ….(Скворец)

Кто присел на толстый сук,

И стучит, Тук –тук…..(Дятел)

Весна: Все загадки отгадали правильно. Посмотрите какой красивой получилась весенняя картина. Давайте назовем еще раз птиц, которых вы видите. Какие это птицы, как называют их одним словом?

Дети: (Дикие птицы).

Весна: А теперь давайте мы с вами поиграем в игру « Назови какой птички не стало» .Когда вы отвернитесь, я спрячу одну птичку, а вы должны назвать ту птичку, которой не стало.

Весна: Ребята, а теперь давайте встанем в круг. Вы хотели бы стать птичками? Для этого нам с вам нужно одеть ободочки, и сказать волшебные слова:

Раз, два, три (хлопаем в ладоши)

На одной ножке повернись,
И быстро в птичку превратись.

Весна: Ребята, давайте посчитаем сколько у птички лапок (две), а крылышек (два),а глазок(два).

Лапка раз!

Лапка два!

Скок-скок –скок!

Крылышко раз!

Крылышко два!

Хлоп –хлоп –хлоп!

Глазки раз!

Глазки два!

/Дети открывают глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат/.

Прилетели птички

Птички-невелички

Весело скакали.

Зернышки клевали

И быстро улетали.

Весна: Ребята, а как вы думаете, куда могли полететь птички?

Дети: (в домик)

Весна: правильно. А как называется домик птичек?

Дети: (гнездо) .

Весна: Ребята, а у всех ли птиц одинаковые гнезда?

Дети: (нет) .

Весна: Вот посмотрите, гнездо дятла находится в дупле.

Скворец живет в скворечнике.

Ласточка вьет свое гнездо под окнами домов.

Молодцы, а теперь мы с вами поиграем в игру «Найди свое гнездо» .

Встаем в обручи – это будут ваши гнезда, теперь давайте все птички полетят клевать зернышки, чирикают, после слов:

Раз, два, три.

Птичка в гнездышко лети.

Все летим обратно в свои гнездышки.

Весна: Ребята, а вы знаете у птичек в гнездышках весной появляются птенцы, они маленькие им бывает холодно когда их мама улетают искать им корм. Давайте мы представим что у нас в ручках находятся птенчики, мы их пожалеем и дыханием согреем.

Ребята, вы такие молодцы, мне с вами очень понравилось. Но мне пора в весенний лес, а на память я вам дарю красивых птичек.

/Весна дарит детям бумажных птичек/.

Образовательные области «Познание ФЦКМ», «Коммуникация».

Цели занятия:

— закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

— закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

— активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

— учить согласовывать имена существительные с числительными;

— учить согласовывать имена существительные с глаголами;

— развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

— воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, кубик с цифрами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

2. Беседа.

В природе существует большое разнообразии птиц.

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети. (Делают предположения)

Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Дети. Да. Можно.

Воспитатель. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).

Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети. В тёплые страны, на юг.

3. Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Правила игры : воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),

Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Голубь…(варкует),

Воробей…(чирикает).

5. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

7. Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста», «У меня пять грачей».

8. Итог занятия

Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?

(Ответы детей).

Я хочу подарить вам вот эту книгу — «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.



Открытие бизнеса