Не выполненная миссия U2

На авиабазу Хмеймим, где базируется группировка ВКС РФ в Сирии, прибыло пополнение — самолет-разведчик Ту-214Р. Предназначен он для оптической и радиоэлектронной разведки, то есть, находясь в небе, он является глазами и ушами штаба и может обнаруживать цели как при помощи высотной аэрофотосъемки, так и путем перехвата радиоволн.

Ту-214Р, заказанный Министерством обороны в начале 2000-х годов, — относительно новый самолет, призванный заменить еще советский разведчик Ил-20, также стоящий на вооружении.

Зачем нужны самолеты-разведчики?

В 60-х годах в мире разгорелся очередной шпионский скандал: советским ПВО удалось сбить под Свердловском (ныне — Екатеринбург) американский самолет-разведчик U-2, управляемый пилотом Гарри Пауэрсом. Пилот попал в плен и позднее его обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.

После этого полеты U-2 над СССР прекратились, но до этого, всего за 24 вылета, американцам удалось раскрыть месторасположение многих стратегически важных предприятий, военных частей и аэродрома «Байконур». И это не говоря о том, что благодаря этим полетам американцы смогли определить примерное количество советских стратегических бомбардировщиков и их расположение.

Конечно, сегодня возможности спутниковой разведки гораздо выше, чем в середине прошлого века. Но все равно спутников на орбите все еще мало, пролетают они над нужным районами не так уж и часто и при этом могут не иметь возможности сфотографировать нужный район из-за плохой погоды или видимости. К тому же спутники не могут вести радиоэлектронную разведку.

Поэтому самолеты-разведчики все еще нужны. И у России есть два небольших семейства самолетов-разведчиков.

«Ближние» самолеты-разведчики

В классе самолетов радиоэлектронной разведки (РЭР), которые озвучены в заголовке как «ближние» (в силу того, что их возможности и дальность полета меньше, чем у самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления) сегодня относится два российских самолета: Ил-20 и Ту-214Р.

Ил-20 — советский самолет радиоэлектронной и оптической разведки, разработанный на основе пассажирского Ил-18 и принятый на вооружение в 1969 году. Не удивляйтесь гражданской предыстории самолета: практически все самолеты РЭР и ДРЛОиУ создаются на основе гражданских бортов из-за большого экипажа (пилоты + операторы техники).

Самолет оборудован фотоаппаратурой, станцией общей радиотехнической разведки, РЛС бокового обзора, аппаратурой радиоперехвата и станцией детальной радиотехнической разведки. Весь этот комплекс позволяет самолету комплексно проводить радиотехническую и оптическую разведку, перехватывать радиопереговоры противника и при необходимости заниматься радиоборьбой.

Дальность полета составляет 5400 км, экипаж — 5 (авиационный экипаж) + 8 (операторы аппаратуры). Возможен вылет с уменьшенным до 11 человек экипажем.

Позднее самолет несколько раз модернизировался, и сейчас на вооружении ВКС РФ стоит 20 машин Ил-20М. Помимо этого, сегодня КБ Илюшина разрабатывает программу модернизации Ил-20М .

Сегодня на смену Ил-20М приходит Ту-214Р. Пока в составе ВКС всего две машины, и особо подробных данных по ним нет. Известно , что на самолете установлена оптико-электронная система высокого разрешения «Фракция» и высокочастотный радиотехнический комплекс МРК-411.


Фото: Яндекс

Одно можно сказать точно: усиление группировки подобным самолетом, во-первых, позволит выявлять еще больше боевиков и террористов, а во-вторых, улучшит снабжение группировки разведывательной информацией и позволит испытать новый самолет в деле.

Дальние самолеты радиолокационного обнаружения и управления

Вторым классом самолетов-разведчиков, стоящих на вооружении ВКС, являются самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДЛРОиУ). Самолетов этого класса на вооружении сейчас два: А-50 и А-100.

Самолет ДЛРОиУ А-50 предназначен для обнаружения и сопровождений целей, разведки, оповещения о воздушной и надводной обстановке. Также самолет может применяться в качестве воздушного командного пункта.

Создан А-50 на базе транспортного Ил-76МД. На вооружение он поступил под конец эпохи Советского Союза — в 1989 году — и сразу перешел в состав ВВС России. Позднее была проведена модификация до версии А-50У: была увеличена дальность полета, установлен радиотехнический комплекс с цифровой обработкой сигналов.


Фото: Яндекс

На А-50 установлен радиотехнический комплекс «Шмель». Возможности «Шмеля» позволяют обнаружить самолеты на дальности от 300 до 650 км, крылатые ракеты на дальности 215 км. При этом одномоментно самолет может сопровождать до трех сотен воздушных целей и наводить до 30 самолетов.

А-50 применяется и для обнаружения наземных целей. Так, пусковую установку оперативно-тактических ракет он сможет обнаружить на расстоянии до 300 км, а колонну танков — до 250.

Боевое крещение самолет прошел в годы Первой Чеченской войны, когда всего 3 А-50 смогли полностью контролировать воздушное пространство Чеченской Республики.

Дальность полета — 7500 км, в воздухе самолет может находиться около 9 часов.

Экипаж — 5 человек + 10 человек операторов.

На вооружении ВКС РФ сегодня 18 самолетов подобного типа: 3 А-50У и 15 А-50.

На смену А-50 в 2016 году начнет приходить А-100 «Премьер». «Премьер» будет создаваться на базе все того же Ил-76, базовой модификацией самолета выбрана версия Ил-76-МД-90А.

В целом А-100 является логическим продолжением развития А-50У.

Самолет получит принципиально новый антенный комплекс на базе активной фазированной антенной решетки (АФАР), позволяющий увеличить дальность обнаружения воздушных и наземных целей. Количество сопровождаемых и наводимых самолетов также возрастет.

Сегодня ВКС РФ активно обновляют парк самолетов-разведчиков и самолетов ДЛРОиУ. Масштабная работа по созданию новых машин и модернизации старых прошла для широкой публики практически незаметно, почему сегодня новости о новых российских самолетах-разведчиках и подобны грому среди ясного неба.

Самолет-шпион Lockheed U-2 и пилот Фрэнсис Пауэрс.

Самолеты-разведчики Lockheed U-2 в конце 50-х годов прошлого века бороздили воздушное пространство Советского Союза в самых глубинных его районах. Пилоты черных монопланов через зоркие объективы рассматривали секретнейшие оборонные объекты СССР. Причем руководство ЦРУ пребывало в полной уверенности, что в мире нет таких истребителей и ракет, которые могли бы достать эти самолеты-призраки. Американцы просчитались. 1 мая 1960 года над территорией СССР ракетой С-75 был сбит самолет-шпион Lockheed U-2, управляемый пилотом Фрэнсисом Пауэрсом

Секретное подразделение «10-10»

Первый полет над СССР самолет-шпион U-2 совершил 4 июля 1956 года. Он стартовал в ФРГ и пролетел над Москвой, Ленинградом и Балтийским побережьем. В отчете о полете сказано, что он «прошел над двумя наиболее серьезно обороняемыми районами в мире». Фотографии, сделанные фотокамерами с фокусным расстоянием в90 сантиметров, поразили специалистов качеством изображения. На фото можно было прочесть хвостовые номера советских самолетов.

Всего же в июле секретным подразделением «10-10» было проведено пять разведывательных полетов над СССР. Были вскрыты многие элементы системы советской ПВО, установлены аэродромы истребителей-перехватчиков, позиции зенитной артиллерии, радиолокационных станций.

Самолет-невидимка

Перехватить нарушителя советские средства ПВО не могли. U -2 шел на высоте 20 тысяч метров, а практический потолок самого современного по тем временам МиГа-19 был 17 тысяч 800 метров. И все же наши самолеты постоянно поднимали в воздух. Летчики получали задачу выходить на высоту 20 тысяч метров за счет так называемой динамической горки, то есть самолет после разгона должен был совершить мощный прыжок вверх. Подобные маневры были сопряжены с огромным риском.

Неудачная погоня

Во время одного из полетов U-2 над территорией СССР на его перехват с одного из аэродромов в Прибалтике были подняты наиболее подготовленные летчики – командир эскадрильи майор Соколов, командиры звеньев капитаны Коренев и Капустин. Безрезультатно: первый произвел посадку на аэродроме Шауляй, второй – в Польше. А Капитан Капустин не дотянул до взлетно-посадочной полосы метров пятьсот. Отвернул влево на луг, при посадке протаранил стадо овец и на высокой скорости врезался в разрушенную домовую постройку. Самолет разлетелся. Сам Капустин остался жив, но стал инвалидом – повредил позвоночник.

Разбор полетов

После «разбора полетов» генсек ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев сказал, что летчик, который собьет высотный самолет-нарушитель, тут же будет представлен к званию Героя Советского Союза.

Увы, первые попытки пресечь полет высотного самолета положительного результата не принесли. Бороться с самолетами-разведчиками было сложно.

Авиации, способной работать на высоте 20 тысяч метров, ни в Военно-воздушных силах, ни в Военно-Морском флоте не было, проверку боем не проведешь. И все же попытались…

«Выдумка»

В феврале 1959-го радиолокационная станция П-30 обнаружила воздушную цель на высоте 20 тысяч метров. На перехват на самолете МиГ-19 был поднят опытный летчик, командир эскадрильи. За счет динамической горки он сумел разогнать МиГ и сообщил, что видит над собой самолет. Однако на высоте МиГ-19 продержался лишь несколько секунд и стал валиться. Летчик потерял цель из видимости. Потеряли ее и локаторы. Когда пилот приземлился, то нарисовал самолет, который видел: крестообразный, с большими крыльями.

Вскоре из Главного штаба Войск ПВО страны прибыл командующий истребительной авиацией генерал-полковник авиации Евгений Савицкий. Итог работы комиссии озадачил весь полк. Савицкий заявил, что летчик все выдумал, дескать, захотел заработать награду.

Китайский камикадзе

Справедливости ради надо заметить, что полеты U-2 назвать воздушными прогулками тоже никак нельзя. Летчики U-2 также гибли и также получали тяжелые увечья.

Так, на одном U-2, что вторгся в пределы СССР в районе Прибалтики, отказал двигатель. Летчику помог сам Господь Бог. Двигатель запустился на высоте, которая была еще недоступна ракетчикам. Потом последовала неудача в Китае. Неполадки в двигателе самолета-шпиона помогли истребителям КНР вплотную приблизиться к планеру. Чтобы не рассекретить самолет, пилот американских военно-воздушных сил (а им, по иронии, оказался китаец по национальности) взорвал самолет и погиб.

При необходимости – таранить!

Очередной самолет «неопознанной принадлежности» пересек нашу южную границу глубокой ночью в канун праздника 1 мая 1961 года. Пилотировал «невидимку» американский пилот Фрэнсис Пауэрс…

К шести часам утра система ПВО страны была приведена в высшую степень готовности. На командный пункт Войск ПВО страны прибыли главнокомандующий Войсками ПВО маршал Советского Союза Сергей Бирюзов и командующий истребительной авиацией генерал-лейтенант авиации Евгений Савицкий.

В 10 часов на Красной площади должен был начаться парад, и поэтому приказ был короток: «Атаковать нарушителя, при необходимости – таранить».

На верную смерть

В тот день, 1 мая, на аэродроме боевое дежурство несли заместитель командира эскадрильи капитан Борис Айвазян и летчик, старший лейтенант Сергей Сафронов. Случайно на аэродроме оказался и еще один самолет Су-9. Капитан Игорь Ментюков перегонял истребитель с завода в часть. Машина была совершеннее МиГа-19 (практический потолок до 20 тысяч метров), но к бою она не была готова: отсутствовало вооружение, да и летчик был без высотно-компенсирующего костюма. Однако на КП решили поднять в воздух и Су-9.

– По включенной рации я слышал переговоры между КП и Ментюковым, – вспоминает Борис Айвазян. – «Ваша задача протаранить цель». Секунды молчания, а потом: «Приказал «Дракон». Это был позывной командующего авиацией ПВО генерала Савицкого. В тот момент я понял, что летчик обречен. Его посылали на верную смерть. Однако ему повезло больше, чем Сергею Сафронову.

«По вам работают!»

– Со мной на связь вышел командующий авиацией армии ПВО, – вспоминает сам Игорь Ментюков. – «Слушайте внимательно. Цель реальная, высотная. «Дракон» приказал таранить». Отвечаю: «К тарану готов. Единственная просьба, не забыть семью и мать…» Я прекрасно понимал, что в моем положении этот вылет – верная гибель. Взлетел без ракет, а авиационных пушек на Су-9 нет. К тому же на мне не было и высотно-компенсирующего костюма, гермошлема. В случае катапультирования на высоте 20 тысяч метров меня разорвало бы на кусочки… Вскоре меня вывели на 20-километровую высоту. А когда до цели осталось километров 12, сообщили: «Уходи из зоны, по вам работают ракетчики!» Кричу: «Вижу!» В воздухе к тому времени появились сполохи взрывов: одна вспышка чуть впереди по курсу, вторая – справа. Зону начали обстреливать ракетами.

Спасайся кто может

Вскоре одна из выпущенных с земли ракет С-75 взорвалась позади самолета-шпиона, ее осколки пробили хвостовое оперение и крылья, но не затронули кабину. Машина клюнула носом, и крылья оторвались. Задрав нос к небесам, изуродованный фюзеляж штопором шел к земле. Пауэрс даже не попытался взорвать самолет (кнопка находилась рядом с креслом). Взрывчатка разнесла бы на мелкие куски не только машину, но и его. Летчик выбрался из падающей машины и воспользовался парашютом.

Огонь по своим

Более 30 минут после уничтожения американского самолета-разведчика на КП армии ПВО считали, что U-2 все еще продолжает полет. А потому перед летчиками Борисом Айвазяном и Сергеем Сафроновым стояла прежняя задача: при обнаружении противника – атаковать.

– На очередном вираже, – поясняет Айвазян, – я передал Сергею команду оттянуться назад, но Сафронов не отозвался. Связь с ведомым оборвалась.

Затем Айвазян увидел в небе необычное облачко и резко спикировал. Это спасло ему жизнь, он смог уйти от настигавшей его ракеты С-75. А вот самолету Сергея Сафронова увернуться от своей ракеты не удалось. Летчик погиб…

Всего в ходе пресечения полета самолета-шпиона было выпущено 14 зенитных ракет.

P . S .

О гибели Сафронова президент США Эйзенхауэр так и не узнал: наше руководство скрыло этот факт (чтобы американцы не узнали, насколько «четко» взаимодействовали наши ПВО и ВВС).

Больше самолеты США над СССР не летали. Американцы сделали упор на спутниковые системы разведки.

СПРАВКА

Самолет U-2 – предельно облегченный планер с большим размахом крыла, снабженный специальным высотным турбореактивным двигателем. Кабина пилота и его скафандр приспособлены для полета на большой высоте. Полезной нагрузкой, весьма ограниченной по массе и объему, являлась аппаратура для разведывательной аэрофотосъемки и радиоразведки систем радиолокации.

Суд над Пауэрсом проходил в Колонном зале дома Союзов.

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Самолет-разведчик – специально оснащенный боевой самолет, предназначенный для ведения воздушной разведки заданными командованием методами. К таким методам относятся: аэрофотосъемка, радиолокация, визуальное наблюдение, радиоперехват и пеленгация. Разведка могла осуществляться как одним из перечисленных методов, так и сочетанием нескольких.

Аэрофотосъемка — фотографирование территории с высоты от сотен метров до десятков километров при помощи специальной фотоаппаратуры, установленной на самолете. При съёмке заданной местности плоскость аэрофотоаппарата может занимать горизонтальное или наклонное положение. При этом аэрофотосъёмка называется плановой или перспективной соответственно. Также возможно фотографирование на цилиндрическую поверхность или вращающимся объективом. Такая съемка носит название панорамной. В основном, аэрофотосъемка выполнялась фотоаппаратом с одним объективом, но для увеличения площади снимка, использовались многообъективные фотоаппараты. Фотосъемка выполнялась как одиночными снимками, так и серией снимков по определённому направлению или по площади. В самолетах ближней разведки применялись ручные камеры и автоматические камеры с небольшим фокусным расстоянием и форматом кадра, а длиннофокусные и широкоформатные камеры - для дальних разведчиков.

Радиолокация – определение свойств и характеристик различных объектов, а также измерение их координат с помощью радиоволн. Основным инструментом радиолокации являются радиолокационные станции (радары). Различают активную, полуактивную, активную с пассивным ответом и пассивную радиолокацию. Радары подразделяются по используемому диапазону радиоволн, по виду зондирующего сигнала, числу применяемых каналов, числу и виду измеряемых координат, месту установки.

Визуальное наблюдение – способ воздушной разведки, позволяющий быстро обследовать большие районы и немедленно сообщить добытые данные, необходимые для командования. Он дает лишь общие данные о группировке и действиях противника, об объектах, местности и погоде. Эти данные нуждаются в дополнительном уточнении другими способами. Визуальное наблюдение является основным способом при ведении разведки поля боя, когда требуется немедленное ориентирование командования о всех изменениях обстановки. Наблюдение может осуществляться как невооруженным глазом, так и с использованием оптических приборов в т.ч. и приборов инфракрасной техники.

Радиоперехват — прием и запись выявленных в эфире радиопередач и излучений радиотехнических средств противника с помощью обычной или специальной радиоэлектронной аппаратуры. Радиоперехват может вестись как на своей территории, так и на территории разведываемой страны. Он применяется также для выявления и розыска нелегальных радиостанций противника, перехвата каналов связи его разведывательных и контрразведывательных органов, для контроля за работой ведомственных радиостанций и радиотехнических средств своей страны с целью предотвращения утечки секретной информации.

Пеленгация — определение направления на источник радиоизлучения при помощи радиопеленгаторов. Радиопеленгатор состоит из антенной системы и приёмно-индикаторного устройства. Радиопеленгация может быть в различной степени автоматизирована. Путем радиопеленгации источника с двух и более удаленных друг от друга точек можно определить местоположение источника излучения путём триангуляции.

Самолеты-разведчики подразделялись на ближние и дальние, скоростные и высотные, а также ночные разведчики. Ближние самолеты-разведчики имели дальность полета до 1,5 тыс. км, дальние – от 3 до 6,5 тыс. км. Скоростные могли развивать скорость до 750 км/ч, а высотные достигали практического потолка в 15 тыс. м. Ночные самолеты-разведчики оборудовались комплексом специальных приборов, позволяющих выполнять задачи в ночное время.

Применение того или иного типа разведчика, а также тактики его действия зависело от поставленной задачи и условий ее выполнения. Например, самолеты ближней разведки полеты над линией фронта и на глубину до 16-25 км выполняли на высотах до 2 тыс. м, а над ближайшим тылом на глубину не более 150 км — на высотах до 6 тыс. м. В большинстве вылетов обычно участвовали два разведчика: первый отвечал за визуальную и фоторазведку вражеских позиций и объектов, а второй вел поиск вражеских истребителей и позиций зенитной артиллерии. Важная информация немедленно передавалась по радио, нередко текстовые сообщения сбрасывались прямо на передовые позиции наземных частей.

Дальние разведчики преимущественно летали в одиночку. Чтобы по возможности оставаться незамеченными, они старались пересекать линию фронта на максимальной высоте, прятаться за облаками. Общий план вылета составлялся командиром подразделения, но конкретный маршрут полета и его высоту определял штурман самолета, который по сложившейся в разведывательной авиации практике и был командиром экипажа. Полетное задание могло состоять из нескольких частей. Перед вылетом экипажу выдавалась сводка погоды в районе цели, а также определялась высота полета при аэрофотосъемке. Офицер-фотограф устанавливал тип фотопленки, время выдержки и диафрагму для всех камер.

В начальный период войны тактика дальних разведчиков была следующей. Сразу после взлета самолет поднимался на высоту 3500–6000 м и брал курс в назначенный район. Над самим объектом аэрофотосъемки, обычно прикрытым средствами ПВО, разведчик проходил на высоте 6500–8800 м. Однако в течение войны эта тактика изменилась. Поднявшись в воздух, разведчик оставался на малой высоте, так было больше шансов остаться незамеченным, особенно радарами, и только на подходе к цели поднимался до 6500–9000 м. Как только фотоснимки были сделаны, он снова снижался и на малой высоте возвращался обратно.

Ночные самолеты-разведчики могли не только вести наблюдение за ночным передвижением войск и форсированием рек, за движением судов и конвоев, но и выявлять места их ночных якорных стоянок. Они могли обнаружить силы противовоздушной обороны, а именно идентифицировать позиции зенитных прожекторов и батарей, скрытых днем маскировочными сетями. Кроме того, разведчики могли сразу же зафиксировать результаты ночных бомбардировок. Часто для ночной аэрофотосъемки использовались осветительные бомбы. Обычно на самолете-разведчике имелось от четырех до десяти осветительных бомб. Во время полетов над районами с сильной ПВО практиковалось разбрасывание дипольных отражателей — полосок алюминиевой фольги, дезориентировавших вражеские наземные и воздушные радары. В итоге зенитки палили в пустоту, а радиооператоры ночных истребителей не могли обнаружить «призрака» среди многочисленных «белых пятен» на экранах своих бортовых РЛС.

На Западном и Восточном фронтах немецкие ночные разведчики применяли разную тактику. Над СССР аэрофотосъемка объектов выполнялась с высоты 1200–1800 м, иногда с 3600 м. При малой высоте после сброса осветительных бомб цель можно было снимать даже небольшой камерой, но часто использовалась и широкоформатная камера с фокусным расстоянием 35 см. Одной из главных задач ночной аэрофотосъемки на Восточном фронте было установление расположения аэродромов и мест форсирования рек. Наблюдение за шоссейными и железными дорогами велось обычно визуально, при этом, исходя из условий погоды, совершалось от трех до семи вылетов за ночь.

На Западе противовоздушная оборона была значительно сильнее, что неизбежно сказывалось на тактике ночных разведчиков. Обычно аэрофотосъемка производилась с высоты 6400–9000 м. Единственным исключением были вылеты, имевшие целью наблюдение за портами и судоходством, а также контроль результатов бомбардировок, когда съемка велась с высоты от 3500 до 5500 м. Если условия полета позволяли, то время прохождения над целью выбиралось так, чтобы лунный свет мог облегчить обнаружение и идентификацию объектов.

Некоторые самолеты объединяли функции разведчика с основным назначением. Например, разведчик-корректировщик, разведчик-истребитель, разведчик-бомбардировщик. Поскольку такие самолеты-разведчики несли определенное вооружение, при необходимости они могли атаковать обнаруженные цели.

Так, самолет-корректировщик предназначался для корректирования артиллерийской стрельбы с закрытых позиций. Одновременно самолет проводил и доразведку целей. Как правило, задачи по корректировке огня выполняли авиакоректировщики. К ним относились: корректировка огня по опорным пунктам в глубине обороны противника, — контрбатарейная борьба, — обеспечение стрельбы по колоннам выдвигающихся войск, — обстрел объектов тыла противника — мостов, пунктов управления, полевых складов, железнодорожных узлов. Обычно на пару самолетов-корректировщиков выделялось звено истребителей, прикрытия, а затем они сменялись, так как запас горючего у них был меньше, чем у корректировщиков.

Следует отметить, что самолеты-разведчики не строились по специальным проектам. Как правило, для целей разведки, в лучшем случае, создавались отдельные модификации на базе серийного самолета, в худшем – дооборудовался образец серийного самолета. При этом освобождалось место, и уменьшалась масса самолета за счет удаления вооружения. Оставшиеся обеспечивало лишь минимальную оборону разведчика. Для увеличения радиуса полета устанавливались дополнительные топливные баки. Кроме того, в случаях крайней необходимости на разведку вылетал любой лучший по ТТХ серийный самолет, имеющийся в распоряжении командования. Непременным условием такого вылета являлась высокая профессиональная подготовка пилота.

Во Второй мировой войне дебютировали и винтокрылые летательные аппараты — автожиры. Их основные функции сводились к обеспечению связи и корректировке артиллерийского огня. Однако их было немного, и погоды они не сделали.

Ориентировочное количество выпущенных самолетов-разведчиков в разрезе стран (без переданных/полученных)

Страна Количество самолетов Страна Количество самолетов
Болгария 113 Румыния 380
Великобритания 3046 СССР 8400
Венгрия 104 США 8121
Германия 4951 Франция 60
Италия 679 Чехословакия 445
Нидерланды 78 Швеция 121
Польша 372 Япония 4345

В предвоенные годы и за период войны 14 стран выпустило 31215 самолетов разведчиков различных типов. Самолеты, построенные в Англии, Германии, Италии и США использовались в 16 воюющих странах.

Вооруженные Силы считаются одними из самых мощных и сильных армейских формирований в мире. Такое утверждение подтверждает не только большое число солдат и офицеров, но и также внушительное количество различной техники, в числе которой особое место занимает самолет-разведчик ВВС США RC-135. Эта авиамашина состоит на вооружении уже довольно давно, однако, благодаря регулярно проводимой полноценной модернизации, и по сей день является достаточно мобильным и высокоэффективным средством ведения разведывательных действий. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Несколько фактов

Описываемый самолет-разведчик США является воздушной единицей для сбора, тщательной обработки и последующей передачи данных на главный пункт. В основе боевой единицы лежат технические характеристики самолета Boeing C-135 Stratolifter. Оборудование для RC-135 производится различными фирмами, в числе которых значатся: L-3 Communications, E-Systems, General Dynamics.

Создание и модернизация

Указанный самолет-разведчик США изначально разрабатывался с целью заменить в небе морально и физически устаревший Boeing RB-50 Superfortress. В первую очередь планировалось изготовить девять машин, однако в итоге с конвейера их сошло лишь четыре штуки. Все они являлись усовершенствованным вариантом Boeing 739-700, поскольку применялись те же двигатели. При этом заправочная система была полностью демонтирована, а на ее место были установлены камеры, используемые для осуществления разведки и фотографирования.

В свою очередь вариант RC-135B был изготовлен в количестве десяти машин. В их основе также был аэротанкер. В качестве « всевидящих глаз» применялись камеры и специальный радар SLAR.

2005 год стал значимым для самолетов RC-135, поскольку все они без исключения подверглись значительной модернизации (были полностью заменены двигатели, навигационное оборудование и прочие элементы и системы).

Эксплуатация

Рассматриваемый нами самолет-разведчик США изначально принадлежал стратегическому командованию ВВС США. Но, начиная с 1992 года, его переподчинили боевому командованию ВВС. Все подобные машины имеют постоянное место своего базирования - это авиабаза "Оффут".

Самолеты принимали достаточно активное участие в военных конфликтах в различных уголках нашей планеты. Авиасудна были задействованы во время продолжительной войны во Вьетнаме, при проведении специальных операций «Каньон Эльдорадо», «Щит пустыни», «Буря в пустыне», «Непокоренная свобода».

Ривер Джойнт

Именно такое кодовое название носит самолет-разведчик ВВС США RC-135V. Это судно изначально имело достаточно дивный внешний вид: «надутые щеки» системы РТР с удлинённым носом, буквально напичканным аппаратурой для разведки связи AN/AMQ-15. Под фюзеляжем же расположился целый ряд антенн самого разного калибра. В наличии были три штыревые антенны на переходнике радарного обтекателя. Под центропланом были установлены лепестковые антенны с овальными пластинками в количестве четырех штук. За крылом нашлось место Г-образной антенне и еще нескольким штыревым.

Появление на свет RC-135W

В свою очередь самолет-разведчик ВВС США RC-135W отличался от своего собрата RC-135V тем, что у него отсутствовали воздухозаборники теплообменников на специальных мотогондолах, расположенных снаружи двигателей. По прошествии некоторого промежутка времени «раздутые щеки» машин были несколько доработаны для того, чтобы улучшить аэродинамические показатели. Также подверглись изменениям передние части обтекателей - они стали несколько длиннее, в результате чего левый обтекатель даже немного перекрыл входной люк и крышку последнего в итоге подвергли доработке.

В 1990 годах, когда машины начали свою работу в зоне военного конфликта ныне бывшей Югославии, инженеры установили над соплами всех имеющихся двигателей специальные установки, генерирующие инфракрасные помехи. Сделано это было с целью повысить степень защищенности от зенитных ракет, оборудованных тепловой самонаводящейся головкой.

Команда

Самолет-разведчик США RC-135 управляется довольно многочисленной командой, в состав которой входят:

Офицеры боевого авиационного командования.

Три оператора РЭБ (радиолокационной безопасности): автоматической разведки, ручной разведки, старший смены. Задачами данной группы является отслеживание местоположений самолетов противника, а также зенитно-ракетных комплексов по их радиолокационным излучениям, которые, в свою очередь, перехватываются системой AEELS.

12-16 операторов, входящих в состав управления воздушной разведки. Их боевая задача - с помощью системы многоканальной разведки в диапазоне ультракоротких волн вести радионаблюдение за перехватами, осуществляемыми истребителями, а также связью секторов противовоздушной обороны противника. То есть, по сути, эти военнослужащие работают над раскрытием намерений врага.

7 технических операторов, контролирующих детальнейший надзор за всеми радиолокационными излучениями объектов, расположенных в воздухе, на земле, в море. Параллельно с этим данные специалисты уточняют результаты автоматического поиска и классификации с помощью ручной разведки. После чего военные формируют служебные сообщения, детально сигнализирующие о радиоэлектронной обстановке. Всю полученную информацию передают аналитикам, входящим в рабочую группу самолета.

Непосредственно формированием карты радиолокационной обстановки занимается ведущий аналитик-контролер, в подчинении которого находятся еще двое аналитиков: первый занимается наземными целями, второй - воздушными. Кроме того, все они контролируют, чтобы вся передаваемая с самолета в центр информация обновлялась раз в две минуты (не реже), а в случае острой необходимости - раз в десять секунд.

Отдельно стоит обратить внимание еще на двух операторов, которые выполняют обнаружение и регистрацию всех нестандартных или же неопознанных сигналов, ранее не используемых противником. Делается это с целью своевременного и полноценного обновления системы РЭБ. Также операторы отслеживают все попытки врага преодолеть защиту системы связи американской авиации.

Помимо вышеуказанных специалистов, постоянно находящихся на своих боевых местах, имеется также оператор, занимающийся передачей данных на авиасудно E-3 AWACS и пара специалистов, осуществляющих полетное техническое обслуживание.

«Узкое место» самолета

Самолет-разведчик США имеет существенную проблему в виде ограниченности связи между ним и самолетом E-3 AWACS. Передача данных осуществляется по цифровому каналу в формате TADIL-A.

Именно этот канал пропускает через себя абсолютно все полученные радиолокационным способом символьно-графические картинки воздушного горизонта, формируемые операторами судна E-3. После обработки информация возвращается обратно, но уже в цифровой форме. При этом она дополняется разнообразными специальными маркерами распознавания и дифференциации всех без исключения воздушных целей.

Летно-технические характеристики

Подробно изучаемый нами самолет-разведчик ВВС США в качестве своих основных показателей имеет такие показатели:

  • Размах крыла -39,88 метра.
  • Общая длина самолета - 39,2 метра.
  • Высота самолета - 12,7 метра;
  • Площадь каждого крыла - 226,03 квадратных метра.
  • Масса пустого самолета - 46403 кг.
  • Масса максимальная взлетная - 124967 кг.
  • Модификация двигателя - ТРДД Pratt Whitney TF33-P-9.
  • Тяга - 4 x 80.07 кН.
  • Предельно допустимая скорость полета - 991 км/ч.
  • Крейсерская скорость - 901 км/ч.
  • Практическая дальность полета - 9100 км.
  • Радиус действия машины - 4308
  • Максимальная высота полета - 12375 метров.

Инцидент над Черным морем

25 января 2016 самолет-разведчик США приблизился к границе Российской Федерации. В результате в небо был поднят самолёт Су-27, который и осуществил перехват американского воздушного судна. По словам официального представителя европейского командования ВМС США капитана Даниэля Эрнандеса, перехват их разведывательной воздушной машины был осуществлен крайне небезопасно и непрофессионально, что не может не беспокоить американское руководство, ведь данное происшествие лишь накаляет и без того напряженную обстановку. Также американский офицер утверждал, что RC-135U Combat выполнял плановый полет в международном пространстве над акваторией Черного моря, не нарушая при этом чьих-либо государственных границ. Представители России, в свою очередь, заметили, что американский самолет находился в небе с выключенным транспондером.

По информации, полученной от издания The Washington Free Beacon, полетел к американскому самолету на расстояние шести метров, после чего некоторый промежуток времен летел рядом, бок о бок. Затем русский пилот совершил манёвр и резко ушел в сторону. Как итог, реактивная струя от Су-27 буквально толкнула воздушный разведчик США, из-за чего он потерял управление.

Дуэль над Балтикой

14 апреля 2016 в очередной раз самолет-разведчик США подлетел к границам России. Вполне логично, что такая ситуация не осталась незамеченной Военно-воздушными Силами Российской Федерации. Командованием россиян было принято решение пресечь попытку нарушения государственной границы, для чего был поднят в воздух реактивный истребитель. В итоге Су-27 перехватил самолет разведчик США. Данный манёвр, по утверждению американских военных руководителей, снова был осуществлен в дерзкой манере и нес опасность для экипажа американского воздушного судна.

Кроме того, командование армии США выразило «глубочайшую обеспокоенность», которая была вызвана «непрофессиональными и небезопасными действиями российского пилота».

Японский конфликт

22 мая 2016 года российская система ПВО обнаружила над Японским морем американский разведывательный самолет RC-135. В тот момент он выполнял разведку в непосредственной близости от границы РФ. Примечательно, что воздушное судно США находилось в небе с выключенным транспондером и не довело информацию о маршруте до диспетчеров региона, чем поспособствовало возникновению опасности столкновений гражданских самолетов. Кроме того, находился именно на тех эшелонах, где осуществлялись полеты регулярных рейсов гражданской авиации. разумеется, Су-27 перехватил самолет разведчик США.

С целью разъяснения произошедшего в был вызван на разговор военный атташе при посольстве США. Российские руководители обратили внимание своего американского коллеги на недопущение впредь подобных ситуаций и принятие надлежащих мер с целью гарантии безопасности воздушных судов, находящихся в небе.

Несколько позже стало известно, что самолет-разведчик был визуально обнаружен экипажем дальнемагистрального пассажирского воздушного судна авиакомпании Swiss. По словам пилотов, они видели тяжелый четырехмоторный самолет, который не подавал каких-либо опознавательных знаков.

Противостояние с китайцами

В очередной раз перехват самолета-разведчика США состоялся в мае 2016 года над акваторией международных вод в Южно-Китайском море. Как уточнили американцы, данный инцидент имел место в международном воздушном пространстве. По утверждению Пентагона, истребители перехватили самолет-разведчик США небезопасно. Такое высказывание американцев уже никого не удивило, поскольку подобная формулировка является стандартной в каждой такой ситуации. Также американский офицер отметил, что разведывательное воздушное судно выполняло «обычное рутинное патрулирование».

Причины конфликта с Китаем

Это происшествие было вызвано быстро растущим напряжением в данном регионе Южно-Китайского моря. Все объясняется повышенной активностью Китая в плане возведения искусственных островов. При этом государства, являющиеся соседями Поднебесной, в том числе и США, крайне обеспокоены сложившейся ситуацией, поскольку считают, что Китай в перспективе будет размещать на этих рукотворных островах систему противоракетной обороны. Во многом именно из-за этого Соединенные Штаты под предлогом обеспечения надлежащего уровня безопасности международного судоходства отправили в проблемный регион свой военный флот, что вполне логично вызвало шквал недовольства со стороны руководства КНР.

Такое пристальное внимание к, казалось бы, ничем не примечательному району морской глади объясняется тем, что Южное-Китайское море - яблоко раздора между Китаем, Тайванем, Вьетнамом, Брунеем, Филиппинами и Малайзией. А все потому, что в этой части света имеются значительные залежи различных природных ископаемых: газа, нефти и пр.



Открытие бизнеса