Лапти из ниток 4 буквы сканворд. Вяжем лапти из пеньки

Даже в начале XX века, в период становления русской промышленности, авиации и других отраслей, иностранцы презрительно называли нашу страну «лапотной». Надо сказать, имели для этого некоторое основание: до 30-ых годов прошлого века часть жителей деревни не имела другой обуви кроме лаптей и валенок. Лапти - это самая древняя в мире обувь. Наши далекие предки еще тысячи лет назад научились мастерить их из растительных волокон. А как это делали на Руси и какие сегодня существуют лапти?

Какие на Руси плели лапти

В каждой местности крестьяне плели свои лапти. Изготавливались лапти из пеньковой веревки, липы, вереска, бересты и даже конского волоса. Разной была техника плетения - прямая или косая, плести начинали с носка или, наоборот, с задника. Отличалась даже колодка - где-то было две колодки - на правую и левую ногу, а где-то всего одна (без направления, как на валенки). Кстати, второй вариант вскоре распространился повсеместно: и проще плести, и второй лапоть не нужно выбрасывать, если первый пострадает.

Самыми плохими лаптями, неудобными и ненадежными, считались коверзни из ивовой коры. Их не то, что носить, даже плести было зазорно. Дубовиками называли лапти из ивовой коры, но самым популярным материалом была липа. Помните поговорку: «Ободрали как липку»? Это выражение осталось с тех пор, когда мужики обдирали дерево дочиста и вся кора шла на лыко. Ведь лапти - это недолговечная обувь. В неделю крестьянин снашивал две пары лаптей, а в год семье нужно было не меньше 150 пар.

Пеньковые лапти

Пеньковые чуни - это особый Лапти из пеньковой веревки чаще всего плелись не из хороших крепких веревок, а из их остатков, ветоши и очесов. Так в хозяйстве ничего не пропадало, и из любых отходов народные умельцы делали что-то полезное. Правда, такая обувь не была предназначена для улицы. Лапти из пеньковой веревки носили дома и редко надевали на улицу в сухую теплую погоду. Считается, что само название «чуни» имеет финское происхождение, так как финнов на Руси звали «чухна».

Современные чуни

В настоящее время люди по-прежнему носят чуни. Сегодня этим словом называют невысокие сапоги, состоящие из резиновой калоши и мягкого тканевого верха, утепленные калоши или войлочные короткие валенки. То есть целую серию самой разной обуви, которую объединяет несколько общих признаков: она определенно не модная, практически бесформенная, иногда не пропускающая воздух (если та часть, что охватывает стопу, сделана из резины), но довольно удобная. Фактически, современные чуни, также как их предшественники, предназначены для повседневного ношения или для работы, только не дома, а на улице.

Однако и лапти из пеньковой веревки можно увидеть не только в музее. Их довольно часто можно встретить на прилавках в сувенирных магазинчиках. Сделать лапти из пеньки сможет любой человек, который хоть немного умеет пользоваться крючком для вязания, да и материал найти гораздо проще, чем, скажем, настоящее липовое лыко для обычных лаптей. Хотя для носки они не очень подходят, так как получаются довольно грубыми и неудобными. Все-таки современные домашние тапочки гораздо лучше, а пеньковые чуни лучше всего надевать к какому-нибудь национальному костюму на праздник.

П летеная обувь является традиционной для восточных славян. Лапти из пеньки были распространены в южных районах Курской области в связи с недостатком лыка. Их изготовление включает в себя сучение нити, витье веревки и собственно плетение лаптя на колодке. Используется простой полотняный способ переплетения нитей. Лапоть начинают плести с боковых сторон, потом плетут головку, подошву и пятку. В настоящее время данной технологией пользуются мастера Саморядовского дома ремесел при изготовлении сувенирных лаптей и обуви для концертирующих фольклорных ансамблей.

Лапти – вид традиционной плетеной обуви, использовавшейся до середины ХХ века в повседневном быту. Плетеную из пеньковой веревки обувь на Юге России называли также чуни , противопоставляя их лаптям, сплетенным из лыка. Однако в селе Саморядово бытует только название лапти , так как из лыка обувь не изготавливали.

Материалом для лаптей являетсяпенька – веревка, которую сучили из волокон, получаемых при обработке женских растений конопли. Пенька шла на изготовление веревок и грубых тканей – дерюжек , мешковины. Из мужских растений получали более нежную нить замашку , которая шла на изготовление полотна для рубах, штанов, завесок (фартуков), рушников, скатертей-настольников .

К изготовлению лаптей приступали после сбора и обработки волокон конопли. Подготовительные операции по обработке конопли производились на улице или крестьянском подворье. Затем из полученных волокон вили веревки и плели лапти. Эти работы могли производиться внутри помещения в течение осенне-зимнего периода.

Изготовлением лаптей занимались преимущественно мальчики и мужчины в соответствии со сложившимся в традиционной культуре разделением на мужские и женские виды труда: прядение и ткачество было женским занятием, лаптеплетение – мужским. Как объясняют сами информанты «женщина мужчину одевает, а он должен ее обувать». Обучение начиналось с детского возраста – 7–9 лет, старшие братья выполняли роль наставников и контролировали работу младших.

Подготовка материала для плетения лаптей включала в себя несколько этапов. Первый связан со следующими операциями по отделению волокон от ствола растения: выдергиванием женских растений с корнем, связыванием их в плоты , вымачиванием в воде (в копанях – водоемах возле родников или заводях реки, пруда) в течение трех недель, чтобы костра отделялась от волокон. После этого растения достают из воды, сушат, мнут при помощи мяльницы с целью расщепления стволов, треплют – отделяют волокна, чешут на гребне прялки для укладки волокон в пучки.

Второй этап – изготовление веревки. Для сучения нитииспользуется инструмент крючок , который выполняет функцию веретена. От пучка волокон отделяется прядь, которая скручивается и одновременно вытягивается путем вращения крючка вокруг своей оси рукой изготовителя. Другой рукой он контролирует толщину пряди волокон и получаемой нити.

Свитую нить сматывают на крючок. Веревку вьют из сложенной вдвое нити. Для подвирания (плетения) подошвы применяют более толстую нить – в три сложения. При витье веревки нить продевают через железный крюк или кольцо и перебрасывают одну половину нити через другую при помощи крючка. Чтобы веревка не расплеталась, ее конец заправляют, сплетая остатки нитей вручную. Полученную веревку еще раз подкручивают, а для дополнительной фиксации кручения трут на крюке (кольце) небольшими участками. Готовую веревку наматывают на крючок, чтобы использовать для последующей работы.

При плетении лаптя используют деревянную основу – колодку и инструмент, который называется свайка – в виде изогнутого железного стержня с деревянной ручкой. Колодка представляет собой деревянный параллелепипед, одна сторона которого имеет выступ вверх, соответствующий носовой части лаптя. Размер колодки должен соответствовать размеру ноги человека, для которого предназначен лапоть. Веревка укладывается на колодку вдоль ее боковых сторон в несколько (4–6) рядов.

Плетение начинается с передней части боковых сторон – щёчек . Используется простое, так называемое полотняное , переплетение, при котором нити основы укладываются рядами вдоль боков колодки, а рабочая нить поочередно проходит то над, то под нитями основы («начинаешь плести, как тын плетут»).

После плетения щёчек верхняя и нижняя носовые части лаптя представляют собой ряды уложенных параллельно нитей. Начинается плетение головки лаптя. Для нее обычно используют более тонкую веревку, чтобы головка была «понежнее», поскольку с ней соприкасается верхняя часть стопы. Кроме того, более «частая» по переплетению нитей головка выглядела красивее и аккуратнее. При плетении головки рабочей нитью обвивают крайнюю нить верхней части лаптя, а затем переплетают лежащие поперек верхней носовой части лаптя ряды, получившиеся в результате плетения щёчек . Далее рабочую нить пропускают через нити передней части боковых рядов и возвращают обратно.

После этого плетут передний участок подошвы, соответствующий длине щёчек, а вслед за этим – заднюю часть боковин и подошвы. Последним плетут задник лаптя.

К готовому лаптю на пятке и по бокам прикрепляются веревочные оборы , которыми обвивают ногу, чтобы лапоть не спадал. Подошву осмáливали – опаливали в печке, чтобы убрать торчащие наружу волокна.

Обращают на себя внимание антропоморфные названия частей лаптя: голова , щёчки , бока . Применительно к технике плетение употребляется глагол завирать , подвирать , который также имеет значение «говорить неправду», «сочинять небылицы».

В настоящее время традиционная обувь вышла из повседневного употребления. С 1992 года в селе Саморядово создан Дом ремесел, где предпринимаются действия по сохранению традиционных технологий ткачества, лаптеплетения, бондарства. Здесь лапти изготавливают на заказ для участников фольклорных ансамблей, а также в качестве сувениров.

Работавший в Доме ремесел мастер В.С. Ананьев освоил технологию изготовления лаптей в детстве, когда они активно использовались в повседневной жизни. С 1993 по 2009 г. В.С. Ананьев плел лапти по заказу администрации Дома ремесел, а также обучал их изготовлению учеников местной школы. В настоящее время ученица В.С. Ананьева Любовь Яковлевна Карачевцева, являющаяся уроженкой села Саморядово продолжает его работу.

До начала XX века крестьянская Россия была «лапотной». В каждом доме умели плести лапти. Однако это отнюдь не значит, что для этого не нужно русской смекалки.

«Лыка не вяжет»

Плетение лаптей считалось легкой работой. Не зря существует поговорка про выпившего человека, что он «лыка не вяжет». Это значит, что человек напился настолько, что элементарную вещь сделать не может.

Зимняя работа

Плетением лаптей на Руси мужчины занимались зимой, когда они не были заняты на других работах. Лаптей нужно было сплести за зиму очень много. «Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей» (этнограф С.Максимов).

Мужское ремесло

Мужчина в каждом доме обеспечивал лаптями всю семью, да и на продажу нужно было сплести немало.

Собираясь в дорогу, крестьяне брали с собой дополнительные пары лаптей:

«В дорогу идти – пятеры лапти сплести».

«Ассортимент»

Лапти плели не только из лыка, но еще из бересты и кожаных ремешков. Самыми красивыми считались лапти из лыка вяза, а самыми зазорными – из ивовой коры (уж очень они быстро портились). Из коры тала плели шелюжники, а из дубовой коры –дубовики или дубочары. Лапти из пеньковых очесов и ветхих веревок назывались чуни (курпы, крутцы) и носились в жаркую сухую погоду. В Курской губернии делали лапти из соломы, которые были прочнее, не промокали и не замерзали.

Модели

В разных регионах плели лапти по-разному. Русские лапти отличались округлым носком, очень низкими бортиками и высоким задником, в верхней части которого делалось отверстие для оборов. Подошва «проковыривалась» в два-три слоя, что придавало лаптю прочность. Древние вятичи и новгородские словене предпочитали лапти косого плетения из бересты и с более низкими бортиками.

Одни плели лапти в четыре лыка (четверики), пять полос лыка (пятерики), другие в шесть (шестерики) или семь (семерики).

Производство

Великорусский лапоть отличался косым плетением лыка; белорусский и украинский – прямым. Плели лапти на колодке, пользуясь кочедыком (свайкой или швайко). Кочедык – это железный или костяной крючок. При плетении обязательно использовали колодку. Выплетались лапти по одной колодке, но с различием правого и левого, для чего колодку просто перевертывали.

Как носить?

Лапти надо не только сплести – но и правильно надеть! Вот что для этого нужно сделать:

1. Обернуть ноги в холщевые портянки

2. Надеть лапти

3. Закрепить лапти с помощью кожаных «поворозов» или веревочных «оборов».

Для русских народных костюмов нам понадобились лапти. Где взять? Купить невозможно, сплести - не из чего. Решила попробовать связать из пеньковой веревки. Пошарилась в интернете и нашла идею как связать крючком. Опять же - нет крючка, да и не очень они на настоящие лапти похожи по форме.

Охота пуще неволи: толстых спиц у меня тоже не оказалось, так что в дело пошли деревянные палочки для шашлыков. В итоге связала четыре пары разного размера: на ребенка 3 лет, на девочку-семилетку, на себя (р.36-37) и на мужа (р.42-43).

У меня получились не лапти, а онучи, для наших целей они тоже подойдут.

Для вязания всех размеров лаптей я использовала пеньковую веревку диаметром 3-3,5 мм.

Лапти на семилетку

На спицы набираем 12 петель и вяжем платочной вязкой 54 ряда. Получается прямоугольник размером 12см на 28см.

Затем с одной стороны сшиваем запятник.

C другой стороны подгибаем на 6см. и прошиваем по бокам.

В задник для завязок вставляем ту же пеньковую веревку и получается лапоть.

Лапти на трехлетку

На спицы набираем 11 петель и вяжем платочной вязкой 44 ряда. Получается прямоугольник размером 10см на 23 см. Затем с одной стороны сшиваем запятник, а с другой подгибаем на 5см. и прошиваем по бокам. В задник для завязок вставляем ту же пеньковую веревку и получается лапоть.

Размер 36-37

На спицы набираем 14 петель и вяжем платочной вязкой 60 рядов. Получается прямоугольник размером 14см на 32см. Затем с одной стороны сшиваем запятник, а с другой подгибаем на 9см. и прошиваем по бокам. В задник для завязок вставляем ту же пеньковую веревку и получается лапоть. Для сохранения квадратности носка при выступлении, в углы носка я напихала немного синтепона.

На вопрос История Как на Руси назывались лапти из пеньковой веревки? заданный автором Sar Ivanov лучший ответ это Чуни.

Ответ от Alessandro Zvelagoni [гуру]
Чуни



Ответ от Европеоидный [гуру]
В начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Казалось бы, что сложного несет в себе тема история лаптя? А между тем даже точное время появления лаптей в жизни наших далеких предков неизвестно по сей день.
Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Во всяком случае, костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей - археологи находят даже на неолитических стоянках. Не дает ли это основание предполагать, что уже в каменном веке люди, возможно, плели обувь из растительных волокон?
Широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих, прежде всего, от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т. д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники...Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.
Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку). Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.
Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли плетешками. Лапти делали и из пеньковой веревки - курпы, или крутцы, и даже из конского волоса - волосянники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.
Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение - "косую решетку", тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип - прямое плетение, или "прямая решетка". Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки (то есть носки). Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.
Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями. За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево (отсюда, видимо, и известное выражение "ободрать как липку").
Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед пле




Открытие бизнеса