Основной функцией организационной культуры есть организация комфортной среды между сотрудниками организации. Таким образом она влияет на поступки коллег и их руководства. Стоит рассмотреть структуру данной культуры более подробно.
Составляющие компоненты организационной культуры:
- соблюдение дисциплинарных норм;
- культура общения между сотрудниками;
- адаптивность и динамика инноваций;
- степень самоорганизации сотрудников;
- характер менеджмента;
- соблюдение общих норм поведения.
Все вышеперечисленные элементы дают возможность обеспечить адекватное и комфортное поведение сотрудников компании в ее помещении и за ее пределами. Они формируют главное конкурентное преимущество организации. Специалисты должны выполнять свою работу качественно, сложенно и в срок, тем самым создавая единый организм деятельности. Если сотрудники являются одной командой, уважают и помогают друг другу, то в компании формируется общепринятая система целей и моральных ценностей.
Таким образом можно определить уровень организационной культуры организации.
Уровни организационной культуры
Уровни культуры бывают:
- начальный уровень - это стартовый уровень культуры, что характерен для большей части коллектива и обслуживающего персонала компании;
- промежуточный - является уровнем культуры руководства отделов и подразделений;
- высший - подразумевается как уровень непосредственно высшего руководства компании.
Виды организационной культуры
Существуют такие типы организационной культуры как:
- клановая культура;
- основанная на творческой деятельности;
- культура с высокой иерархичностью;
- культура рынка.
Все они отличаются друг от друга и имеют конкретные особенности. Исходя из этого, каждую культуру стоит рассмотреть индивидуально.
Организационная культура, основанная на творчестве
Данная культура имеет достаточно высокий предпринимательский риск. Сотрудники компании всегда желают достижения максимального результата и готовы справляться с разнообразными трудностями. Руководители, в свою очередь, рискуя, готовы к инновационным проектам и достижению поставленных целей. Такое руководство поощряет творческую деятельность своих сотрудников, их инициативность и готовность к экспериментам. Они готовы рисковать ради прибыли, которая ждет организацию после экспериментальных проектов. Встретить такие коллективы можно в организациях с творческим аспектом или же на современных предприятиях.
Организационная культура с высокой иерархичностью
Эта культура особенная из-за высокой бюрократической направленности. Она достаточно структурированная и формальная. Здесь практически отсутствует творчество и весь упор поставлен на бюрократическую систему. Те сотрудники, что выполняют работу по протоколу, поощряются руководством компании. Нарушения не допустимы. Устав и правила являются основой организации культуры между персоналом.
Рыночная организационная культура
Этот вид культуры непосредственно создан для твердого руководства. Цель - выполнение поставленных задач качественно и в срок. Конкуренты у таких предприятий достаточно сильные, а сотрудники выполняют максимально качественно свою работу ради достижения внимания руководителя. Весь коллектив заинтересован в коммерческом успехе и финансовом процветании компании.
Клановая организационная культура
Семейная атмосфера в коллективе характерна для клановой организационной культуры. Сотрудники это одна единая семья, что имеет общие интересы и ценности. Авторитет руководителя не оспорим. Главной целью есть развитие профессиональных навыков сотрудников и компании вообщем. Перспектива развития долгосрочная и нацелена на позитивные прогнозы.
Организационная культура как проблема формирования менеджмента качества
социолог отдела маркетинга, кандидат философских наук
Иерархическая (бюрократическая) культура доминирует в больших организациях и правительственных органах, о чем свидетельствует громадное число процедур, множество иерархических уровней и акцент на подкреплении правилами всех сторон деятельности. Ключевые ценности концентрируются вокруг поддержки рентабельности, надежности, быстроты обслуживания, плавности производственного процесса. Новые наемные работники начинают с выполнения только одной конкретной операции, их деятельность строго регламентирована инструкциями и предписаниями. Единственное требование, удовлетворение которому заслуживает продвижения по служебной лестнице, состоит в знании этих правил и политики компании.
Рыночная культура определяет тип организации, функционирующей как рынок, т. е. ориентированной на внешнее окружение, а не на свои внутренние дела. В основном ее внимание фокусируется на операциях с внешними клиентами, включая профессиональные союзы, органы правового регулирования и т. д. В отличие от иерархии, где внутренний контроль поддерживается правилами, специализированными задачами и централизованными решениями, рынок работает, прежде всего, используя механизмы рыночной экономики, в первую очередь монетарный обмен. Главный фокус рынка настроен на проведение операций (обменов, продаж, контрактов) с другими клиентами с целью достижения конкурентного преимущества. Прибыльность, итоговые результаты, сила в рыночных нишах, растяжимые цели и безопасные потребительские базы являются главными установками бизнеса организации. Неудивительно, что стержневыми целями, которые доминируют в организациях рыночного типа, является конкурентоспособность и продуктивность. Они достигаются благодаря сильному акценту на внешних позициях и контроле. Базисные допущения рыночной культуры заключаются в следующем:
1) внешнее окружение - это не милость свыше, а враждебный вызов;
2) потребители разборчивы и заинтересованы в приобретении ценностей;
3) организация занимается бизнесом с целью усиления своего положения в конкуренции; 4) главная задача менеджмента - вести организацию к производительности, результатам и прибылям. Предполагается, что очевидная цель и агрессивная стратегия - это путь к продуктивности и прибыльности. Лидеры являются твердыми хозяевами и суровыми конкурентами. Организацию связывает воедино стремление побеждать. Долгосрочная забота концентрируется на конкурентных действиях и достижении растянутых во времени целей. Успех определяется в терминах рыночной доли и проникновениях на рынки. Важными считаются опережение соперников по конкурентной борьбе и лидерство на рынке.
Третья идеальная форма организации называется клановой, потому что напоминает организацию семейного типа. Организации кланового типа проникнуты разделяемыми всеми ценностями и целями, сплоченностью, соучастием, индивидуальностью и ощущением организации как "мы". Они больше похожи на большие семьи, чем на объекты экономической деятельности. Вместо правил и процедур иерархии или конкурирующих прибыльных центров рынка типичными характеристиками фирм кланового типа является бригадная работа, программы вовлечения наемных работников в бизнес и корпоративные обязательства перед ними. Основные базисные допущения в клановой культуре состоят в том, что с внешним окружением лучше всего справиться, организуя бригадную работу и заботясь о повышении квалификации наемных работников; что потребителей лучше воспринимать как партнеров; что организация действует в бизнесе, создающем для рабочего гуманное внешнее окружение; что главная задача менеджмента состоит в делегировании наемным работникам полномочий и облегчении условий их участия в бизнесе, проявления преданности делу и организации. Клановая культура характеризуется как дружное место работы, где люди имеют много общего и доверяют друг другу. Она напоминает большую семью. Лидеры мыслят как воспитатели, и, возможно, как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока обязательность организации. Она делает акцент на долгосрочной выгоде от совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется в терминах здорового внутреннего климата и заботы о людях. Организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.
Переход к информационному обществу потребовал формирования такой культуры, которая бы наиболее адекватно реагировала на чрезвычайно бурные, все интенсивнее меняющиеся внешние условия. Допущения новой культуры состояли в том, что новаторские и опережающие время решения - это именно то, что ведет к успеху. Такая организация функционирует в бизнесе разработки новой продукции, совершенствования услуг и подготовки к будущим свершениям. Главная задача менеджмента заключается в ускорении предпринимательства, поощрении творчества и деятельности на передовых рубежах. Предполагалось, что адаптация к внешней среде и новаторство ведут к обретению новых ресурсов и повышению прибыльности, поэтому акцент должен делаться на предвидении будущего, на некоторой организационной анархии , но с внутренним подчинением определенной дисциплине. Адхократии сродни временным структурам. Главная цель адхократии ускорить адаптивность, обеспечивать гибкость и творческий подход к делу в ситуациях, для которых типична неопределенность, двусмысленность и/или перегрузка информацией.
Оценка состояния организационной культуры библиотеки проходила по шести критериям: характеристика организации, общий стиль лидерства организации, управление наемными работниками, связующая сущность организации, стратегические цели, критерии успеха. Каждый из шести вопросов имеет четыре варианта ответа, каждый из которых
соотносится с тем или иным типом культуры. Все вопросы построены по двум шкалам: "теперь" - организация оценивается такой, какая она в текущее время, и "через пять лет" - чем организация должна стать за пять лет, чтобы оказаться на вершине успеха.
Профили организационной культуры выстраивались по целому ряду критериев: 1) сообразно иерархии управления, которая существует традиционно в ЧОУНБ: директор библиотеки и его заместители, руководители отделов, руководители секторов, главные специалисты и рядовые сотрудники; 2) общая модель, которая просчитывается на основе всех перечисленных иерархических групп. В рамках данной статьи целесообразно остановиться на анализе второго аспекта изучения - проанализировать общую организационную культуру библиотеки на основе шести обозначенных критериев и двух шкал (теперь и через пять лет).
На рисунке 2 вычерчен интегральный профиль библиотеки: здесь отражены все критерии суммарно, два графика отражают оценку состояния организационной культуры сейчас и через пять лет. Здесь и далее поле А обозначает клановую культуру, В - адхократию, С - рыночную, Д - бюрократию.
Профиль организационной культуры библиотеки через пять лет (как наиболее желаемый) показывает тенденцию к сокращению бюрократического начала в пользу клановой, адхократической и рыночной культур.
Сегодня организационную культуру организации можно охарактеризовать как иерархически (бюрократически) клановую. Эти два типа организационной культуры, как известно, отрицают друг друга.
Клановая культура | Иерархическая культура |
Очень дружественное место работы. Организация похожа на большую семью. | Очень структурированное и формализованное место работы. |
Лидеры или руководители воспринимаются как воспитатели или родители. | Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры - координаторы и организаторы. |
Организация держится вместе благодаря преданности и традициям. | Организацию объединяют формальные правила. |
Организация делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, важны сплоченность и моральный климат. | Заботы организации состоят в обеспечении стабильности и выполнения показателей. |
Успех определяется в терминах доброго чувства к потребителями заботы о людях. | Успех определяется в терминах надежности поставок и показателей плавного хода рентабельного выполнения всех задач. |
Организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие. | Управление наемными работниками озабочено гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости. |
Это находит свое подтверждение и в оценке важнейшей характеристики организации (рисунок 3).
Мы видим, что сокращение поля бюрократической культуры в будущем должно произойти преимущественно за счет формирования у большего числа служащих библиотеки адхократической и рыночной культуры.
https://pandia.ru/text/77/496/images/image004_7.jpg" width="232" height="294">
Общий стиль руководства организацией требует смещения акцентов в сторону адхократии (рисунок 4).
Это означает, что основными лидерами библиотеки становятся те, кто: способен создавать новые стандарты (а не те, кто в передовиках при исполнении старых); сможет предвидеть потребности (а не просто эффективно работать на удовлетворение тех потребностей, которые уже стали актуальными в деятельности библиотеки). Лидером среди работников библиотеки сможет стать тот, кто способен удивлять и восхищать, тот, кто будет способен продолжать совершенствование и себя как личности, и профессиональной деятельности.
В управлении работниками поле бюрократической культуры уменьшается за счет расширения полей клановой и адхократической культуры (рисунок 5). Это означает обновление программы управления работниками библиотеки. Здесь явно возникает необходимость в некотором обновлении своих ролевых функций. Поскольку известно, что ценности клановой и адхократической культуры отрицают друг друга, перед теми, кто является руководителем, стоит непростая задача - реализовать в своей деятельности изначально противоположные установки.
Руководителям библиотеки всех рангов необходимо ввести следующие элементы в свое ролевое поведение: они должны быть на страже интересов своих сотрудников и в то же время быть проводниками и инициаторами изменений; откликаться на нужды своих подчиненных, но в то же время, в качестве главной цели, должно быть пособничество преобразованиям; должны являть преданность делу, реализовывать ранее сформированные способности, а с другой стороны - постоянно вносить элементы новизны, быть новаторами; руководствоваться соображениями мора-
ли в оценке деятельности своих подчиненных, повышать управленческую квалификацию, с другой стороны - постоянно проводить беспристрастный анализ деятельности и всех изменений.
Аналогичная тенденция в перераспределении культурных полей наблюдается и в определении стратегических целей организации (рисунок 6). Здесь вновь наблюдается необходимость усиления кланового и адхократического поля. Это означает, что цель деятельности библиотеки должна предполагать, с одной стороны, фокусирование внимания на внутренней деятельности, заботе о людях и добром чувстве к посетителям библиотеки (в целом - к потребителям разнообразных услуг библиотеки); с другой стороны - цель должна фокусировать внимание и на внешних позициях в сочетании с высокой гибкостью и индивидуальностью подходов к людям.
В определении критериев успеха все так же присутствует тенденция изменять организационную культуру библиотеки за счет смещения акцентов с бюрократической культуры в пользу культур клановой и адхократии (рисунок 7). Такая устойчивая тенденция явно отражает сменившиеся ориентиры государства. Требование изменения и совершенствование культуры - это потребность времени. Библиотека и ее сотрудники поставлены в условия приспособления к тем новациям и нововведениям, которые регулярно возникают со стороны вышестоящих министерств и ведомств. Необходимость сохранись себя как коллектив высококвалифицированных сотрудников требует новаций собственной деятельности и собственного мышления. Для бюрократической культуры главным критерием успеха является степень координации, согласованность и эффективный контроль. При расширении поля клановой и адхократической культур акценты меняются. Здесь в качестве критериев успеха определяются следующие параметры (клановая культура): личностный и профессиональный рост сотрудников и роль руководителей подразделений в этом процессе; забота о людях, участие сотрудников библиотеки в различных финансовых проектах (гранты, договорные формы деятельности и т. п.); согласие в коллективе. Адхократическая культура в качестве критериев успеха требует предоставления новых или уникальных услуг, лидерства среди других библиотек, инициативности сотрудников библиотеки.
связующая сущность организации" (рисунок 8). Здесь мы видим, что расширение поля клановой и адхократической культуры происходит не только за счет сокращения бюрократической культуры, но и за счет сокращения рыночной культуры. Это означает почитание традиций и новаторства как главных ценностей библиотеки. Меньшее значение придается формальным правилам и нормам и умению побеждать.
В целом организационную культуру, которая сложилась в библиотеке, можно охарактеризовать как согласованную. Под культурной согласованностью понимается равновесное состояние различных аспектов культуры организации. Культурная согласованность характерна для высокопроизводительных организаций, хотя не всегда означает достижение успеха.
Остановимся на оценке тенденции, которая требует трансформации
культуры из бюрократического поля в поле клановой культуры. Первый вопрос - насколько это целесообразно, не произойдет ли каких-то потерь? Думается, что это вполне закономерно. Требование клановости - это в первую очередь компенсация за низкую заработную плату работников библиотеки. Организация - это семья, которая дополняет родственную семью или компенсирует отсутствие каких-то форм отношений в этой родственной семье. Иногда она заменяет родственную семью.
Вопрос второй - насколько организация с преобладающей клановой культурой способна выполнять свои внутренние функции? Деятельность в библиотеке для большинства работников является достаточно однообразной, с большими психологическими рисками в силу того, что идет постоянная работа с читателями, у которых свои потребности. Отсутствие
напряженной конкурентности, формальности способствует психологической стабилизации, предполагает бескорыстную и искреннюю помощь и поддержку в рабочей ситуации.
Вопрос третий - в какой мере организация, имеющая клановую культуру, способна реализовать свои задачи на внешнем круге профессиональной деятельности. Ответ скорее отрицательный - в целом не способна ни одна организация, ориентированная на себя. Но эта проблема тут же рождает решение - она выражает необходимость многоуровневого менеджмента, который предполагает, что рынок, адхократию, бюрократию необходимо реализовывать отдельным структурным подразделениям. Это подтверждают полученные результаты - развитие культуры библиотеки должно предполагать развитие ценностей клановой и адхократической культур. Организационная культура библиотеки не должна чрезмерно подвергаться "семейственности" или бюрократии, в противном случае библиотека может стать неконкурентноспособной на рынке услуг. Рыночная и адхократическая культуры должны составлять сегменты не менее, чем организация имеет на сегодняшний день, а в идеале - расширять эти сегменты.
Повышение клановой культуры предполагает:
1. больше полномочий наемным работникам;
2. больше участия и вовлечения в бизнес;
3. больше функционально перекрестной бригадной работы;
4. больше общения на параллельных уровнях управления;
5. больше заботы о моральномклимате;
6. более ощутимое признание заслуг наемных работников.
Повышение клановой культуры не предполагает:
1. что это просто культура "обходительности";
2. утраты стандартов;
3. отсутствия предварительных решений;
4. расслабленности и терпимости к посредственности.
Ослабление иерархической (бюрократической) культуры не предполагает:
1. отсутствия измерения;
2. меньшей подотчетности людей;
3. не следования правилам;
4. отсутствия мониторинга показателей деятельности;
5. неприятия ориентации на изменение.
Вместе с тем необходимой тенденцией, с точки зрения коллектива, можно считать усиление адхократической культуры.
Повышение адхократической культуры предполагает:
1. больше предложений от наемных работников;
2. больше новаторства;
3. более осмысленный риск;
4. терпимое отношение к ошибкам, совершаемым впервые;
5. более внимательное выслушивание потребителей.
Рыночная культура с необходимостью присутствует в любых организациях в нашей стране. Можно спорить о повсеместности рыночных установок, но это - свершившийся факт. Библиотека также поставлена перед необходимостью постоянно интегрироваться в рыночную деятельность и иметь определенные показатели в этом направлении. Поэтому, пусть незначительное, но усиление данного сегмента культуры выглядит вполне закономерно.
Повышение рыночной культуры предполагает:
1. продолжение стремления к превосходству;
2. достижение целей;
3. энергичных наемных работников;
Имеющаяся конструкция конкурирующих ценностей и полученные результаты позволяют установить всесторонний подход к решению проблем качества, поскольку он четко очерчивает ключевые элементы четырех главных типов культур, которые лежат в основе показателей деятельности организации. Стратегия качества клановой культуры предполагает четкую интеграцию следующих факторов:
1. наделять полномочиями;
2. создавать бригады;
3. развивать человеческие ресурсы;
4. обеспечивать открытость общения.
Стратегия качества иерархической культуры требует:
1. обнаруживать ошибки;
2. измерять и контролировать процессы;
3. систематически решать проблемы;
4. применять инструменты качества.
Стратегия качества рыночной культуры предполагает:
1. измерять предпочтения потребителей;
2. повышать продуктивность;
3. осуществлять творческое партнерство;
4. повышать конкурентоспособность;
5. вовлекать потребителей и поставщиков.
Из стратегии качества адхократии с неизбежностью следует:
1. удивлять и восхищать;
2. создавать новые стандарты;
3. предвидеть потребности;
4. продолжать совершенствование.
Все обозначенные задачи предполагают и формирование лидеров определенного типа, что в свою очередь будет требовать разных типов управления человеческими ресурсами.
Клановая культураОчень дружная атмосфера. Сотрудники доверяют друг другу и имеют много общего. Стиль лидерства: лидеры мыслят как воспитатели, возможно, как родители. Связующая сущность организации: традиции, обязательность и преданность сотрудников. Критерии успеха: здоровый внутренний климат и забота о людях. Приоритеты в организации: акцент - на долгосрочной выгоде от совершенствования личности. Высокое значение придается сплоченности коллектива и моральному климату. Управление наемными работниками: организация поощряет командную работу, участие людей в бизнесе. | Адхократическая культураДинамка и творчество. Люди готовы «подставлять свои шеи» и идти на риск. Стиль лидерства: лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующая сущность организации:преданность экспериментированию и новаторству. Критерии успеха:производство и предоставление уникальных и новых продуктов и услуг. Приоритеты в организации: подчеркивается необходимость деятельности на передовом рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Управление наемными работниками: организация поощряет личную инициативу и свободу. |
Иерархическая культураФормализация и структура. Деятельность сотрудников строго регламентирована процедурами. Стиль лидерства: лидеры гордятся тем, что они рационально мыслящие координаторы и организаторы. Связующая сущность организации:формальные правила и официальная политика. Критерии успеха: низкие затраты, надежные поставки, плановые календарные графики. Приоритеты в организации: критически важно поддержание плавного хода деятельности организации. Долгосрочные заботы состоят в обеспечении стабильности показателей. Управление наемными работниками: акцент - на гарантии занятости и обеспечении долгосрочной предсказуемости. | Рыночная культураОриентация на результат. Главная забота - выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают между собой. Стиль лидерства:лидеры - твердые руководители и суровые конкуренты. Они непоколебимы и требовательны. Связующая сущность организации: организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Критерии успеха: проникновение на рынки, увеличение рыночной доли, лидерство на рынке. Приоритеты в организации: репутация и успех являются общей заботой. Фокус перспективной стратегии настроен на конкурентные действия, решение поставленных задач и достижение измеримых целей. Стиль организации - жестко проводимая линия на конкурентоспособность. Управление наемными работниками: поощрение внутренней конкуренции. |
Классификация организационной культуры на основе соотношения понятий «риск» и «обратная связь» (Дейл, Кеннеди).
Типология Т. Е. Дейла и А. А. Кеннеди
Т. Е. Дейл и А. А. Кеннеди выделяют четыре главных типа корпоративной культуры.
В качестве анализируемых параметров они выбрали уровень риска и скорость получения обратной связи . На основании сочетания этих параметров были выделены следующие типыорганизационной культуры:
1. Культура высокого риска и быстрой обратной связи . М ир индивидуалистов, которые
постоянно рискуют, но получают обратную связь быстро независимо от того, правильны их действия или нет (индустрия развлечений, полиция, армия, строительство, управленческий консалтинг, реклама);
2. Культура низкого риска и быстрой обратной связи. Служащие мало чем рискуют, их
поощряют вести интенсивную деятельность с относительно небольшим риском.
Все действия получают быструю обратную связь. Клиент правит балом и определяет все.
Обслуживание клиента, стремление ему угодить является сутью этой культуры. Важна
команда, а не отдельный человек (организации по сбыту, магазины розничной торговли,
компании по вычислительной технике, высокие технологии, предприятия массовой торговли потребительскими товарами, такие как Макдональдс, компании по страхованию жизни);
3. Культура высокого риска и медленной обратной связи . Высокий риск, предельно
высокие инвестиции, медленная обратная связь, длительный процесс принятия решений,
жизнестойкость и долговременная перспектива – характерные черты. Циклы принятия
решений занимают часто годы. Девизом здесь являются слова «преднамеренность» и
«делайте правильно», а не «действия любой ценой» (нефтяные компании, архитектурные
фирмы, производители товаров производственного назначения, авиационные компании,
коммунальные службы).
4. Культура низкого риска и медленной обратной связи. Небольшой риск, медленная
обратная связь, внимание сотрудников концентрируется на техническом совершенстве,
расчете степени риска, деталях. Дефицит обратной связи заставляет служащих
сосредотачивать свою энергию на том, как они что-либо делают, а не на том, что они делают. Внимание уделяется памятным запискам, регистрации и подшивке документов, записям и техническим усовершенствованиям. Четко видны символы статуса. Лозунгом такой фирмы может быть выражение «Стремитесь к техническому совершенству в работе» (страхование, банковское дело, финансовые услуги, строительные общества, правительственные департаменты).__
Организационная и национальная культура (Хофштеде, Тромпенаарс).
Типология Г. Хофштеда
Голландский ученый Г. Хофштед опросил более 160 000 менеджеров и сотрудников
организаций в более чем 60-ти странах мира и выявил высокозначимые различия в
поведении менеджеров и специалистов разных стран. Суммируя наиболее важные различия, Хофштед выделил четыре аспекта, характеризующих менеджеров и специалистов и организацию в целом: индивидуализм-коллективизм; дистанцию власти; стремление к избежанию неопределенности; мужественность-женственность.
Индивидуализм-коллективизм . Индивидуализм имеет место, когда люди определяют
себя как индивидуальность и заботятся только о самих себе, о своей семье и своих
родственниках. Коллективизм основывается на том, что каждый человек по рождению или в результате деятельности принадлежит к более или менее сплочённой группе и не может считать себя свободным от неё. Группа заботится об удовлетворении потребностей членов группы, обеспечивает им поддержку и безопасность взамен на их преданность и безусловное подчинение.
Дистанция власти. Каждая организация обладает своим социально одобряемым
неравенством статусов сотрудников при постановке задач, выборе средств их реализации и процедур согласования, при разрешении конфликтов и т. д. Параметр – дистанция власти – измеряет степень, в которой наименее наделенный властью индивид в организации принимает неравноправие в распределении власти и считает его нормальным положением вещей.
Стремление к избеганию неопределённости указывает на стремление людей избежать
ситуаций, в которых они чувствуют себя неуверенно, и отражает степень формализации
деятельности, определённость среды, в которой действует работник.
Характеристика организации по параметру мужественность-женственность отражает
систему мотивации персонала организации – насколько системы оценки, вознаграждения и продвижения сотрудников связаны с конкретными результатами их деятельности.
Мужественные культуры ориентированы на материальный успех, карьеру. Женственные культуры ориентированы на качество жизни, общественную жизнь . Знание ведущего типа культуры страны и организации позволяет оценивать
совместимость культур различных стран мира, прогнозировать развитие их взаимодействия, регулировать спорные вопросы.__
Классификация Тромпенаарса
Ф. Тромпенаарс регламентирует организационную культуру компании не только по технологиям и рынкам, но и по национальным культурным^предпочтениям руководителей и работников организации . При выделении характера или типа корпоративной культуры, как считает Ф. Тромпенаарс, особенно важны три аспекта жизнедеятельности организации:
Взаимоотношения в целом между работниками и организацией;
Иерархическая структура власти, определяющая начальников и подчиненных;
Общие представления каждого сотрудника о судьбе организации, ее предназначении и целях, а также о своем месте в ней.
Для выделения различных типов корпоративных культур Ф. Тромпенаарс сравнил их по следующим параметрам:
· равенство - иерархия,
· ориентация на человека (личность) -на задачу (цель).
Фоне Тромпенаарс предложил следующую типологию:
«Семья».
· очень личной (с тесными межличностными отношениями) и иерархической
· культура ориентирована на власть, где руководитель считается заботливым отцом, который лучше, чем его подчиненные, знает, что следует делать и что принесет большую пользу
· . в странах:Греция, Италия, Япония, Сингапур, Южная Корея, Испания. В этих странах при достаточно быстром переходе от феодализма к индустриализации сохраняются многие феодальные традиции.
· Корпоративные культуры типа «семья» относятся к высококонтекстуальным, Изменения в корпоративной культуре типа «семья» обычно носят политический характер и главные фигуры определяют политику компании.
· Тренинги, наставничество, овладение ремеслом - важные способы обучения работников, но они обусловлены велением «семьи» и сами по себе не противостоят власти, а скорее увековечивают ее.
«Эйфелева башня».
· заложено бюрократическое распределение труда,
· контроль, иерархии. Если каждая функция соответствует тому, что предписано системой, значит все задачи будут решены по плану.
· это - крутая, симметричная, широкая снизу и узкая сверху, надежная и прочная конструкция. Олицетворяя формальную бюрократию, она символизирует машинный век: ее конструкция важнее отдельных элементов.
Иерархия такой корпоративной культуры значительно отличается от «семьи».
· Каждый следующий уровень выполняет четкую и демонстративную функцию по удержанию вместе низших уровней. Подобная демонстрация научного статуса редко встречается в Америке.
«Управляемая ракета».
· Эта культура эгалитарна, обезличена и ориентирована на задачу. Она похожа на «Эйфелеву башню» в полете
· культура ориентирована на задачу, стоящую перед командой или проектной группой. В отличие от ролевой культуры здесь заранее деятельность человека не связана с его ролью или должностью.
· Руководители и координаторы групп, которым присуща культура данного типа, несут окончательную ответственность за выполнение работы, хотя порой знают меньше, чем специалисты-профессионалы или эксперты
· . Все члены группы занимают равные позиции. По мере выполнения" поставленной задачи, когда в какой-то момент группе требуется помощь и знания кого-то из экспертов, именно он берет на себя руководство на данном этапе ее деятельности.
· опирается на профессионалов. Такая культура дорога, поскольку настоящие профессионалы стоят недешево.
«Инкубатор».
· организация вторична по отношению к индивидуальным достижениям человека
· роль инкубатора, обеспечивающего все необходимые условия для самовыражения и сомосовершенствования человека.
· Целью освобождение индивида от рутины, создание условий для творческой деятельности и сведение к минимуму времени, потраченного на добычу средств существования.
· очень личная, и равноправная.
· Она почти лишена всякой иерархии
В Силиконовой Долине (штат Калифорния, США) сосредоточены фирмы, занимающиеся созданием и разработкой новейших компьютерных технологий.
Структура и иерархия «инкубаторов» минимальна.. Эти группы обычно невелики: невозможно общаться спонтанно и неформально в организации, превышающей 75-100 человек.
4.3. Соотношение внутренней и внешней среды организации.
Организационная культура предприятия представляет собой поведенческие и деловые стандарты, ценности, разделяемые большинством сотрудников. Существует несколько типов организационной культуры с точки зрения организации рабочего процесса. Для каждого вида предпринимательской деятельности необходимо подбирать тип, в наибольшей степени отвечающий задачам компании.
Из статьи вы узнаете:
Одна из популярных типологий, предложенная Г. Хофстедом, построена на оценке удовлетворенности персонала своим трудом, руководством, коллегами. А также на изучении восприятия проблем, возникающих в процессе работы, верований и жизненных целей. Г. Хофстед определил значимые различия в поведении управленцев и сотрудников из разных стран, объясняя это национальной культурой. Были выделены четыре параметра, характеризующих персонал и предприятие в целом:
коллективизм/индивидуализм;
избегание неопределенности;
дистанция власти;
женственность/мужественность.
Типология Р. Акоффа исходит из анализа предприятий с позиции отношения руководства. Им было выделено два критерия: степень отношения сотрудников к установлению целей и задач в компании и степень привлечения работников к выбору средств достижения этих целей и решения задач. В итоге выделили четыре типа организационной структуры с характерными отношениями руководства:
Корпоративный тип оргкультуры определяется низкой степенью вовлечения сотрудников к заданию целей и такой же низкой степенью привлечения к выбору средств достижения целей. Типичный случай – компания с централизованной структурой управления и единоначалием, авторитарными отношениями.
Консультативный тип характеризуется высокой степенью привлечения работников к установлению целей организации и невысокой – к выбору средств достижения поставленных целей. Обычно данный вариант оргкультуры оправдан в организациях, оказывающих услуги (лечебные, социальные и образовательные).
Для так называемого партизанского типа оргкультуры характерны низкая степень привлечения персонала к заданию целей и высокая степень привлечения к выбору средств.
Самая популярная типология организационной культуры
Чаще других используется типология Р. Куинна и К. Камерона. Она основывается на четырех группах параметров, сочетания двух факторов – внешняя (внутренняя) ориентация компании и гибкость (жесткость) контроля. Именно это соотношение определяет основные ценности предприятия:
- гибкость и дискретность;
- интеграция и внутренняя фокусировка;
- контроль и стабильность;
- дифференциация и внешний фокус.
Клановый тип организационной культуры
Клановый тип организационной культуры сформирован по семейному принципу и подразумевает очень дружественный коллектив, своего рода семью, где у членов много общего. Руководители компании воспринимаются сотрудниками как воспитатели.
Предприятие действует как единый организм благодаря традициям и преданности, огромное значение имеет моральный климат в коллективе и сплоченность сотрудников. При данном варианте оргкультуры поощряется совместная работа, согласие в команде. Успех в деятельности определяется как забота о сотрудниках и доброе отношение к потребителям. Сотрудники клановой организации выполняют в основном бригадную работу по специально разработанной программе с применением наемного труда.
При клановой организации культуры устанавливается особая корпоративная среда, передающая сотрудникам управляющие полномочия. Глава такого предприятия должен ориентироваться на регулярное повышение квалификационных навыков сотрудников и должным образом организовывать их совместную работу.
С моральной точки зрения клановая оргкультура является наиболее эффективной. Сотрудники здесь преданы принятым традициям и ценностям. Между ними устанавливаются отношения доверия и взаимовыручки.
Читайте также материалы по теме:
П редпринимательский тип организационной культуры
Предпринимательский тип организационной культуры подразумевает активную предпринимательскую и творческую работу в компании. В такой организации важны преданность новаторству и экспериментированию от всех членов команды. Ради достижения общего успеха работники должны быть готовы идти на риск и личные жертвы. Главным рычагом воздействия на сотрудников служат деньги, имидж, связи и т.д.
В предпринимательстве важным считается лидерство на рынке продукции или услуг. Привлекательность данной оргкультуры заключается в гарантированном удовлетворении потребностей персонала в совершенствовании. Ответственность здесь не предписывается работникам, а принимается ими на себя самостоятельно, несмотря на сопряженный с этим риск. Способность идти до конца, работать с полной самоотдачей даже во внеурочное время особенно высоко ценится в подчиненных.
Подобная одержимость работой создает высокую продуктивность, но существенно повышает уровень тревожности в коллективе, в целом обеспечивая тяжелый негативный фон.
Рыночный тип организационной культуры
Рыночный тип организационной культуры является доминирующим на предприятиях, ориентированных на достижение конкретного результата. Главная задача здесь – выполнение намеченных целей. Работники такой организации постоянно соперничают между собой и крайне целеустремленны. Управленцы любого уровня отличаются твердыми административными мерами и обладают высокой конкурентоспособностью, требовательностью и непоколебимостью. Организацию связывает воедино стремление побеждать.
Для предприятия важными являются финансовый успех и репутация. В рыночном типе организационной культуры наиболее высоко ценятся следующие критерии эффективности:
опережение соперников в конкурентной борьбе,
достижение целей,
увеличение рыночной доли и получение максимальной прибыли.
Органический тип организационной культуры
Органический тип организационной культуры можно еще назвать патриархальным. Предприятия с таким типом оргкультуры ориентированы на стабильность и приверженность традициям. В такие компании, как правило, набирают персонал по знакомству; поэтому часто в организациях работает много родственников и знакомых.
Личный авторитет руководителя здесь основной рычаг управления. Эффективный руководитель тот, который действует в соответствии с принятыми нормами коллектива. Как правило, такие нормы сформулированы в виде традиций. Работающие в такой культуре сотрудники должны придерживаться как этих традиций, так и коллективных целей.
Особенно много внимания уделяется тому, как в коллективе нужно себя вести. Таким работникам необходимо быть включенными в команду, им сложно работать индивидуально. Подобные сотрудники коммуникабельны, ориентированы на эмоциональное принятие, поддержку, отношения. В качестве примера таких коллективов можно назвать шахты, строительные бригады, любой семейный бизнес.
В заключение можно подчеркнуть, что выбирая для формирования организационной культуры тот или иной тип, следует четко понимать цели и задачи предприятия. Организация рабочего процесса может быть эффективной только при полном соответствии направления движения компании и ожиданий ее персонала.
Для сильной культуры наряду с интенсивностью характерна и высокая степень признания всеми членами организации культурных ценностей). В корпорациях с сильной культурой имеется и поддерживается ясное и понятное всем кредо, касающееся того, на что они нацелены и как управляют своим делом. Менеджеры уделяют много внимания выработке и благозвучному названию организационных ценностей для их распространения внутри организации и вне её. Культурные ценности организации известны и разделяются всеми, кто работает в компании, от простого рабочего до высшего управляющего.
Высокая интенсивность и общность, таким образом, являются отличительными свойствами сильной культуры. Соответственно, у слабых культур эти характеристики понижены.В одних организациях культура справедливо считается эффективным фактором роста и развития. В других (как правило, молодых) искусственная имплантация «передовой» корпоративной культуры приводит к отрицательному результату - многие российские организации, положившиеся во всем на зарубежный опыт, тому свидетельство.
Культура, скорее, выращивается, чем насаждается или навязывается, поэтому дирижировать культурным процессом крайне трудно. Для организаций делового профиля, стоящих на экономическом фундаменте, культура представляет надстроечное образование и может влиять на экономическую эффективность лишь косвенно, как дополнительный фактор влияния на поведение людей.
В «пожилых» гигантах с устоявшимися традициями и сложившимся индивидуальным стилем организационной жизнедеятельности, сильная культура, несомненно, помогает эффективности. Опыт молодых и динамичных корпораций показывает, что сильная культура - не обязательно продукт длительного созревания.
В то же время в небольших фирмах, сильная культура вполне может стать инерциальным тормозом экономического роста. Кроме того, надо учитывать то, что в организациях, где творческая работа является главным фактором успеха, на почве мощной корпоративной культуры будут постоянно рождаться субкультуры, настроенные на самоутверждение.
1.3 Типология организационных культур основанная на конкурирующих ценностях
Каждой организации присущ уникальный тип культуры, обусловленный особенностями выполняемой ею деятельности, традициями, собственностью и проч. Рассмотрим эти типы подробно, с тем чтобы менеджеры по персоналу и руководство могли выбрать для себя наиболее подходящий, скорректировать и в дальнейшем совершенствовать существующий.
Часто используют типологию, предполагающую, что формирование культур основано на конкурирующих ценностях, и выделяют следующие типы культур:
иерархическая (бюрократическая);
рыночная;
клановая;
адхократическая
Считается, что такая типология охватывает все существующие культуры. В ней выделяют два измерения. Первое отделяет критерии эффективности организации, подчеркивающие гибкость, дискретность и динамизм, от критериев, соответствующих второму измерению и связанных со стабильностью, порядком и контролем.
Оба измерения предполагают использование четырех групп показателей, каждая из которых четко свидетельствует об организационной эффективности и определяет, что именно люди ценят в деятельности организации.
«Иерархическая (бюрократическая) культура . Для этого вида организационной культуры характерен акцент на стратегию внутри организации и последовательный образ действий в стабильной окружающей среде. Здесь символы, образцы для подражания и церемонии подчеркивают важность сотрудничества, традиций и соответствия утвержденной политике. Организация с подобной культурой преуспевает благодаря своей хорошей внутренней интеграции и экономичности. Ключевыми ценностями успеха считаются четкое распределение полномочий по принятию решений, стандартизированные правила и процедуры, механизмы учета и контроля. 5 »
Рыночная культура . Речь здесь не идет о понятии маркетинговой функции или представлении о потребителях на рынке; так определяется тип организации, функционирующей как рынок, т.е. ориентированной на внешнее окружение, а не на внутреннее состояние.
Базисные допущения рыночной культуры таковы:
Внешнее окружение - враждебный вызов;
Потребители разборчивы;
Организация занимается бизнесом с целью усиления своего положения в конкурентной борьбе.
При такой культуре организацию связывает воедино стремление побеждать. Успех определяется в рыночной доле и степени проникновения на рынок. Важными считаются опережение соперников по конкурентной борьбе и лидерство на рынке.
Клановая культура. Организации кланового типа характеризуются разделением всеми работниками ценностей и целей организации, сплоченностью, соучастием, индивидуальностью и ощущением организации как «мы». Основные базисные допущения таковы:
с внешним окружением лучше всего справляться, организуя бригадную работу и заботясь о повышении квалификации наемных работников;
потребитель является партнером;
главная задача менеджеров - делегирование наемным рабочим полномочий и облегчение условий их участия в бизнесе, создание возможностей для демонстрации их преданности делу и организации.
«Адхократическая культура . Слово «адхократия» (от лат. ad hoc - по случаю) определяет некую временную, специализированную, динамичную организационную единицу. 6 » Главными целями адхократии являются:
Усиление адаптивности организации;
Обеспечение гибкости организации;
Творческий подход работников к делу в ситуациях неопределенности, двусмысленности и перегруженности информацией.
Адхократическую культуру характеризует динамичное, предпринимательское и творческое место работы, когда люди готовы жертвовать собой и идти на риск. Связующей сущностью организации является преданность экспериментированию и новаторству.
Очевидно, что каждой организационной культуре соответствует определенный тип лидера, который служит одним из критериев эффективности ее организаций.
В целом отметим, что рассмотренная типология позволяет понять, почему трудно сопоставлять организации, в которых сама цель их существования, а следовательно, и эффективность понимаются персоналом неодинаково, а экономические показатели, рассчитываемые на сегодняшний день, недостаточны для предсказания жизнеспособности организации в будущем.
1.4 Типология организационных культур по С. Хонди
Наиболее известная типология управленческих культур дана С. Хонди. Каждому из типов он присвоил имя соответствующего олимпийского бога.
«Культура личной власти (Зевса) характерна для молодых коммерческих фирм, действующих в условиях острой конкуренции. Источником власти в них является собственность на ресурсы. Такие организации имеют простую структуру, немногочисленные правила и процедуры. Они авторитарны, жестко контролируют работников, подавляют их инициативу. Успех предопределяет руководитель, чья высокая квалификация позволяет быстро принимать и реализовывать решения. 7 »
Ее существенный момент - личная власть, источником которой является обладание ресурсами. Организации, исповедующие такую культуру, имеют жесткую структуру, высокую степень централизации управления немного численные правила и процедуры, подавляют инициативу работни ков, осуществляют жесткий контроль над всем. Успех здесь предопределяется квалификацией руководителя и своевременным выявлением проблем, что позволяет быстро принимать и реализовывать решения. Такая культура характерна для молодых коммерческих структур.
«Ролевая культура , или культура Аполлона. Это бюрократическая культура, основывающаяся на системе правил и инструкций Ей свойственно четкое распределение ролей, прав, обязанностей и ответственности между работниками управления. Она негибкая и затрудняет нововведения, поэтому малоэффективна в условиях перемен. Источником власти здесь является должность а не личные качества руководителя. Такая управленческая культура присуща крупным корпорациям и государственным учреждениям. 8 »
«Культура задачи , или культура Афины, связана с властью, которая имеет в основе знания, профессионализм и обладание информацией. Такая культура свойственна проектным или венчурным организациям, приспособлена к управлению в экстремальных или постоянно меняющихся условиях, поскольку обеспечивает быстрое решение проблем на основе сотрудничества, коллективного творчества. Она относится к переходной и может перерасти в один из предыдущих типов. 9 »
Эта культура приспособлена к управлению в экстремальных условиях и постоянно меняющихся ситуациях, поэтому основное внимание здесь уделяется быстроте решения проблем. Она основывается на сотрудничестве коллективной выработке идей и общих ценностей. Фундаментом власти являются знания, компетентность, профессионализм и обладание информацией. Это переходный тип управленческой культуры, способный перерасти в один из предыдущих. Он свойствен проектным или венчурным организациям.
Культура личности , или культура Диониса. Она связана с эмоциональным началом и основывается на творческих ценностях, объединяя людей не для решения служебных задач, а для достижения индивидуальных целей. Решения здесь принимаются на основе согласия, поэтому власть носит координационный характер. Специалисты считают, что, как правило, на стадии зарождения организации в управлении ею преобладает культура власти, стадию роста характеризует ролевая культура; стадию стабильного развития - культура задачи или культура личности; в кризисе предпочтительна культура власти.
Открытие бизнеса