Какие постройки от кремля производил топуридзе константин. Рина зеленая и константин топуридзе: сорок лет рядом с ангелом. Куда же Вы побежали


Она всегда говорила, что ей посчастливилось жить рядом с Ангелом. Рина Зеленая и Константин Топуридзе любили друг друга и любили жизнь. Им всегда было о чем поговорить и о чем помолчать. Две личности, два больших таланта, две судьбы, накрепко связанные одной нитью.

Рина Зеленая



Этой замечательной актрисой восторгались, ее появления на экране всегда ждали, ее острые шутки цитировали. Она навсегда осталась маленькой смешливой девочкой, наивной, доброй, очень искренней. Просто удивительно, как в ней помещалось столько жизненной энергии и любви.

Она родилась на заре двадцатого века в Ташкенте, училась в престижной гимназии в Москве, по воле случая поступила в театральную школу и впервые вышла на сцену в Одессе. Ее необычное имя Рина появилось только потому, что на первой афише не помещалось полное имя Екатерина.

Вся ее жизнь похожа на череду случайностей и совпадений. Но на самом деле это актриса рассказывала о своей жизни легко и задорно. Она нечасто упоминала о том, как ей приходилось содержать маму и сестру. И старалась не говорить о собственной внешности. Навсегда остался в ней комплекс некрасивой девочки, появившийся еще в школьные годы.

Дорога к счастью


Рина Зелёная в фильме "Подкидыш


Будущая звезда выскочила замуж в 18 лет и сама себе казалась теперь уж совершенно взрослой. Ее супругом стал Владимир Блюмельфельд, известный в столице юрист. Слишком большая разница в возрасте и в образе жизни помешала им сохранить брак. Молоденькая Рина была похожа на щебечущую птичку, весело скачущую по веткам. У нее в голове всегда была куча невероятных идей, ей хотелось все время двигаться, разыгрывать всех вокруг. Но муж не разделял бесконечного веселья юной супруги. Несмотря на развод, Рина и Владимир остались добрыми друзьями на всю жизнь.


Потом актриса влюбилась в популярного журналиста Михаила Кольцова. Но тут уж сама Рина решила разорвать роман, не считая возможным разрушать семью дорогого ей человека.

Константин Топуридзе


Он родился в Тбилиси и с детства мечтал строить красивейшие здания. Его мечта сбылась. Он стал не просто архитектором, его потрясающие творения продолжают радовать своей красотой до сих пор. Фонтаны Дружбы народов Каменный цветок, Золотой колос на ВДНХ созданы по его проектам. Он поражал своим талантом и невероятной широтой творческой мысли.

Он довольно рано женился, но его первый брак распался.Бывшая жена не переставала с уважением относиться к Константину, потому что, кроме чрезмерной любви к работе его и упрекнуть было не в чем. Иногда кажется, что он просто готовил себя к встрече с настоящей любовью.

Веселое счастье


Они познакомились в Абхазии. Роман закружился столь стремительно, что они оба, не успев оглянуться, уже были мужем и женой. Рина Васильевна и Константин Тихонович обладали, помимо своих профессиональных талантов, еще и необыкновенным даром – дружить. Трудно себе представить, но первый муж Рины и первая жена Константина с удовольствием бывали в их доме.

У них почти все время жили родственники: дети мужа от первого брака, племянница, потом и внуки. Здесь всем находилось место, каждому было уютно, тепло и весело в этом необыкновенном доме. Они постоянно шутили и посмеивались друг над другом, но столько в этих милых перепалках было нежности, любви и счастья!

Вместе и навсегда


Ритм жизни двух талантливых людей не давал им возможности быть вместе постоянно. У нее были съемки, гастроли, концерты, у него – сложные проекты и работа над ними иногда круглые сутки. Но каждую свободную минуту они проводили вместе. У них хватало сил ходить на концерты, выставки, визиты к друзьям и родным. Казалось, что их жизненной энергии хватит на десятерых. Иногда, пробыв в гостях каких-то пятнадцать минут, Рина Васильевна начинала торопить супруга, напоминая, что их уже ждут в совершенно другом месте. Они за вечер успевали посетить кучу мероприятий.

Но больше всего замечательная актриса любила те вечера, когда она могла сидеть тихонько в уголке и наблюдать за тем, как сосредоточенно работает Константин Тихонович. Она любовалась им, и через десятки совместно прожитых лет не могла поверить, что этот сильный, строгий, серьезный мужчина принадлежит только ей. Это ее, взрослую женщину, сохранившую наивность и задор маленькой девочки, он готов носить на руках, петь ей серенады, просто любить.

Во время Великой Отечественной войны Рина Зеленая очень часто выступала перед бойцами на передовой. Но в короткие минуты отдыха они с супругом снова были вместе. Когда ему доводилось дежурить во время обстрелов, актриса просила его одеть хотя бы кастрюлю на голову, чтоб его не убило осколком. Но это статный мужчина гордо констатировал, что его дворянское происхождение не позволяет ему умирать с кастрюлей на голове.

А сколько трепета и заботы было в его категоричном приказании писать ему ежедневно, когда она в отъезде. При этом он признавался, что может письмо не прочесть. Но когда конверт от возлюбленной лежит на столе, он знает, что с ней все в полном порядке. И она писала любимому Котэ обо всем на свете, хотя очень не любила писанину.

«Я тебя никогда не забуду…»



Их жизнь была наполнена до краев. Любовью, талантом, счастьем. У самой Рины Васильевны не было детей, но она воспитывала детей мужа, племянницу, соседских детей. Они понимали ее, она восторгалась глубиной и чистотой детских душ.

И рядом всегда был он - ее Котэ, ее Ангел. Когда в 1969 у него случился первый инфаркт, актриса вдруг поняла, что совершенно не представляет себе жизни без него. С этого момента они стали еще теплее относиться друг к другу, проживая каждый день так, будто следующий рассвет уже не наступит. Им было отпущено еще несколько счастливых лет. Второй инфаркт в 1977 унес жизнь ее Ангела. Рина Васильевна после потери почти полностью потеряла зрение, будто не хотела смотреть на мир, в котором не было его.



Она пережила любимого на 14 лет, ежедневно думая о нем. Он жила ради его памяти и искренне верила, что они обязательно встретятся где-то на небесах.

Это был счастливый гармоничный брак, в котором чувства сохранились до самого конца. История помогает понять, как можно сохранить взаимное уважение даже после расставания.

И один из самых известных и самых любимых музыкальных номеров Рины Зелёной из детского фильма "Приключения Буратино".

Муж племянницы Рины Зеленой поведал сайт, какой она была в обычной жизни, и опроверг ложь о деталях ее смерти.

25 лет назад в День смеха не стало самой королевы смеха XX века, народной артистки РСФСР Екатерины Васильевны Зеленой («Подкидыш», «Про Красную Шапочку», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»). Она несла образ озорной и веселой девчонки, а потом и старушки, но жизнь ее была нелегкой. Артистка пережила две мировые войны. сайт пообщался с мужем ее племянницы, 80-летним режиссером и художником Юрием Антоновичем Хмелецким, и узнали, почему у актрисы не было детей, как она пережила смерть мужа и откуда взялся слух, что она умирала в одиночестве.

Екатерина Зеленая родилась в большой семье (две сестры и брат), но как сама писала в своей книге «Разрозненные страницы»: «Мама и отец – совсем не подходящие друг другу люди».

– Жили они бедно, – делится с нами Юрий Антонович. – Мама Наталья Федоровна продавала старьевщикам верхнюю одежду детей. Однажды выяснилось, что у кого-то были взяты деньги в долг и их нужно было отдать, а отец Екатерины на эти средства хотел сшить себе форму. Конечно, дело дошло до скандала.

Рина Зеленая в молодости (середина 1930-х годов) / kino-teatr.ru

В общем, мать Екатерины уехала на время в Петербург. Спустя год вернулась домой. И вроде все бы ничего, но только вот семьей такие отношения я бы не назвал. Маму Екатерины Наталью Федоровну выдали замуж в 16 лет за взрослого мужчину (инженера. – Авт.), к которому она не смогла привыкнуть. Знаете, молодой девочке было скучно с таким дядей (улыбается). Поэтому от нее можно было ожидать чего угодно.

Со своей будущей женой Тамарой Алексеевной Юрий Антонович познакомился в институте. Вместе они прожили около полувека. Два года назад ее не стало.

– Мы с моей будущей женой Тамарой учились в ГИТИСе: я – на актера, а она – на художника. Познакомились, долго общались, а потом я уехал из Москвы по семейным обстоятельствам и наша связь оборвалась. Спустя время вернулся и поступил на режиссерские курсы, и так получилось, что снова встретился с Тамарой. Мне тогда уже было за 30. У нас завязался роман. Я стал приходить за ней, провожать до дома и часто сталкивался с Екатериной Васильевной. Она все время куда-то бежала: то на выступление, то на съемки, поэтому у нас долго не получалось полноценного разговора, да она этого и не любила.

Хмелецкий прожил в браке с племянницей актрисы Тамарой Элиава около 50 лет / личный архив Юрия Хмелецкого

Несмотря на то, что Рина все время казалась веселой, таковой она не была, – вспоминает Юрий Антонович. – Только в обществе, на каких-то застольях, посиделках могла юморить. Она никогда не включала в себе ребенка, всегда по-взрослому вела беседу. Не была замкнутой. Просто любила побыть, скажем так, в себе. В то же время не была тихоней, всегда имела свое мнение. Рина обладала особой мудростью, никогда ни на что не жаловалась и ничего о себе не любила рассказывать. Стоит сказать, что она сама себя сделала. Ведь Рина была невысокого роста, не отличалась особой стройностью. Просто умела себя подать.

Во время разговора Юрий Антонович разозлился на себя, мол, почему он так и не рассказал о том, как Екатерина стала Риной.

– Совсем забыл! Ведь у читателей возникнут вопросы... Настоящее имя актрисы Екатерина. Это было очень давно, когда она еще начинала свою актерскую карьеру. На одной из афиш не поместилось полностью ее имя – Екатерина – поэтому она решила его сократить до Рины, собственно, так и осталась ею.

«Весна» (1947) / kino-teatr.ru

Знаете, она могла долго петь, танцевать, сыграть несколько абсолютно разных ролей. И все это за один вечер! Такое впечатление, что она била неиссякаемым фонтаном энергии. Но это было только на сцене. Обычно когда она приходила домой, то шла на кухню, чем-то перекусывала и потом ложилась на кровать и отдыхала. Или много читала. Она любила читать вслух для своего мужа Константина Топуридзе, которого часто называла Котэ (архитектор, создатель фонтана «Дружба народов» на ВДНХ. – Авт.). Она безумно его любила.

В своей книге она так и написала, – показывает Юрий Антонович. – «Я всю жизнь, каждый день ощущала счастье, что могу слушать его, слышать его, смотреть на него. Во всем свете нельзя было найти человека, который был бы более нужен и важен. Среди дня я могла подойти и принести ему стакан воды. Он пил, даже не удивляясь, почему я догадалась, что он хочет пить. Я знала, что я самый счастливый человек на свете». Кроме того, у Топуридзе до этого был брак и двое детей. Рина сумела сохранить с его бывшей женой очень теплые и дружеские отношения. Когда Рина бывала в Ленинграде с концертами, то навещала ее, как сама говорила, «нашу первую жену».

«Сказка о потерянном времени» (1964) / kino-teatr.ru

Их брак нельзя назвать спокойным. Константин Тихонович обладал грузинским темпераментом, поэтому страсти, скажем так, бушевали. У них была настоящая любовь, он называл Рину «мой ангел». Они всегда старались быть вместе. С сыновьями от первого брака Топуридзе, Александром и Романом, она отлично общалась и чуть ли не считала своими детьми. Нет, я не скажу, чтобы Рина жаловалась на то, что она не стала матерью. Сами знаете, дети в большинстве своем неблагодарные, даже стакан воды на старости не принесут. Рина была занята театром, съемками, и ей было не до этого. У Романа осталось двое детей – сын Никита и дочь Екатерина. Братья покоятся все в одном колумбарии на Введенском кладбище, – рисует на листочке схему могилы Юрий Антонович. – А здесь, под Тамарой, мое место (у Юрия Антоновича детей нет. – Авт.).

Уход Константина Тихоновича из жизни стал для актрисы сильнейшим ударом.

– Она начала резко стареть, ослепла. Ей даже сделали специальный бинокль для просмотра телевизора, но это ей не помогло. Она садилась впритык к экрану и разглядывала.

«Подкидыш» (1939) / kino-teatr.ru

До Константина Топуридзе Екатерина Васильевна была замужем за юристом Владимиром Блюмфельдом.

– Ей исполнилось 18 лет, а он был достаточно взрослым мужчиной, старше ее на 15 лет. Он был спокойным, терпеливым, а Рина – живой, иногда даже взрывной. Прожили они недолго и разошлись, но сумели сохранить дружеские отношения. Знаете, я бы назвал Рину дипломатом в отношениях.

Многие актрисы по своей природе – модницы. Но Екатерина Васильевна таковой не была.

– Она вообще не любила вещи. Ее типичная одежда: короткий меховой полушубок, сапоги, скромная шляпа и громадный красный шарф. Она обычно в него заматывалась, брала в руку газету, чтобы ее никто не видел. Даже снимала очки, чтобы не замечать, как к ней присматриваются окружающие. Когда у нее еще не было званий и она только снялась в «Подкидыше», нередкими были случаи, когда каждый мог подойти и спросить: «А вы правда Рина Зеленая?» Конечно, это ей не совсем было приятно, и из подобных ситуаций она выходила с юмором.

По словам Юрия Антоновича, актриса была обычным человеком и любила все самое простое.

– Ей очень нравились сухие осенние листья. Однажды позвонила мне и сказала, что нужно приехать. Подумал: может, что-то срочное. Оказалось, нужно было достать вазочку с листьями (высоко стояла), выложить их и поставить обратно. Представляете, я ехал ради этого через всю Москву. Но разве можно что-то не сделать ради Рины?! В быту она ничего не умела и была абсолютно неприхотлива, – продолжает вспоминать Юрий Хмелецкий. – Учиться готовить она не хотела. Единственное, что ей нужно было, так это уют и настольная лампа.

На закате лет Екатерину Зеленую практически не приглашали в кино.

Рина Зеленая и Константин Топуридзе / kino-teatr.ru

Сама актриса писала в своей книге «Разрозненные страницы»: «Вот что удивительно – все говорили: «Рина! Рина!», а снимали других актрис. Наверное, тогда надо было выйти замуж за какого-нибудь кинорежиссера. Но мне это прямо не приходило в голову. Да и им, наверное, тоже. Иногда при встрече со мною режиссеры и сценаристы, всплескивая руками, кричат: «Ах, батюшки мои! Как же про вас забыли? Был чудесный эпизод! Вы бы так прекрасно это сыграли!

«И так всю жизнь…»

– Она не страдала по этому поводу, – рассказывает Юрий Хмелецкий. – Понимала, что сейчас для нее нет подходящего материала.

Последней ролью в кино для Зеленой стала миссис Хадсон (в фильме о приключениях Шерлока Холмса).

– Ее пригласил в кино режиссер Игорь Масленников, когда ей было 78 лет. Она ничего не рассказывала об этих съемках, да и о съемках вообще. Единственное, ей было неудобно целую съемочную смену находиться в узком корсете. Хочу отметить, что Рина сама умела превратить скучный сценарий в настоящее произведение искусства: дописывала фразы, даже могла добавить новых героев. Режиссеры ее эксплуатировали, потому что знали, что Зеленая все сделает за них. Бывало такое: она не хотела юморить, а ее заставляли это делать. Поэтому в фильмах есть кадры с совсем нелепым выражением лица.

«12 стульев» (1971) / Global Look Press

Юрий Антонович не может понять, почему режиссер «Воспоминаний о Шерлоке Холмсе» Игорь Масленников заявил на всю страну о том, что Екатерина Зеленая была одинока до последних дней и умерла не в родных стенах.

– Все он наврал! – возмущается Хмелецкий. – Как он мог вообще такое сказать? Ведь часто бывал у нас, видел, как мы относимся к Рине. Я по первому зову провожал ее на съемки и встречал. Мы ее никуда не выгоняли. В последнее время она не могла жить в центре. Не хватало воздуха. Поэтому мы отвезли Рину за город, чтобы она отдохнула, в Дом творчества киноактеров в Матвеевское. И мы ее там не бросали, как выражался Масленников. Каждые две недели она приезжала домой, мы ее часто навещали и практически всегда были с ней.

В последнее время Екатерина Васильевна сильно болела: она перенесла онкологию, были проблемы с костями, перелом шейки бедра.

– Она стала немного ниже ростом и стеснялась этого. Понимала, что ей осталось недолго. Рина ничего не говорила на эту тему, но было видно по взгляду.

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979) / kino-teatr.ru

За несколько недель до кончины Екатерина Васильевна часто говорила: «Если мне и дадут звание, это будет за 45 минут до смерти».

– Такое было. Она часто это повторяла. По иронии судьбы все так и произошло. В 1970 году она получила звание народной артистки РСФСР. Потом ей должны были присвоить звание народной артистки СССР, но тянули с этим. Когда об этом узнал Михаил Сергеевич Горбачев, то 1 апреля 1991 года подписал указ. К сожалению, Рина уже не узнала, что стала народной артисткой СССР. В три часа дня мне позвонили и сказали, что ее не стало. Поэтому указ отменили, так как посмертно звания не присваивают.

Екатерины Васильевны не стало 1 апреля 1991 года. Похоронили актрису на Введенском кладбище в Москве, рядом с ее мужем Константином Топуридзе, его сыновьями, тетей и племянницей Тамарой Элиава.

– Проводили Рину, как положено. Знаете, она не любила поминок и просила их не устраивать. Единственное, о чем она постоянно говорила – чтобы ее отпели по всем канонам. Мы так и сделали.

Биография

Советский архитектор, художник, реставратор, историк и исследователь архитектуры, педагог и литератор.

Родился в Тбилиси, с детства мечтал строить красивейшие здания. Его мечта сбылась. Он стал не просто архитектором, его творения продолжают радовать своей красотой до сих пор.

Разрабатывал проект комплекса домов для работников фабрики «Красный треугольник», который был возведён в Ленинграде в 1934 году. По проектам архитектора К. Т. Топуридзе в Москве в 1940–1941 годах были построены Лефортовский, Госпитальный и Костомаровский мосты. Архитектор К. Т. Топуридзе – автор фонтанов: «Дружба народов», «Золотой колос», «Каменный цветок», сооруженых в 1954 году на Выставке достижений народного хозяйства (ВСХВ, ВДНХ) в Москве.

Кроме фонтанов Константином Тихоновичем на ВСХВ были построены павильоны «Садоводство» и «Пчеловодство», фирменные торговые киоски. Он автор не осуществлённого проекта павильона «Картофель». Топуридзе принимал участие в проектировании и строительстве комплекса стадиона в Лужниках, где им были выполнены парадные гранитные набережные Москвы-реки со сходами и трибунами и фонтан в парке стадиона.

Над многими проектами работал в партнёрстве с архитектором Г. Д. Константиновским . Совместно с братом – скульптором В. Г. Топуридзе выполнил проект памятника В. И. Ленину на Павловской улице в Москве. Автор проекта монумента защитникам Варшавы для международного конкурса (совместно со скульптором В. Г. Топуридзе , 1958).

В 1970 году под редакцией К. Т. Топуридзе публикуется перевод В. Н. Зайцева книги Ле Корбюзье «Жилая единица в Марселе» («L"Unité d"habitation de Marseille», Le Corbusier, 1950) по изданию «Ле Корбюзье. Архитектура XX века».

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ПАМЯТНИКИ КЛАССИЦИЗМА

Началом новой эпохи в развитии архитектуры Казани следует считать момент утверждения Екатериной II нового плана города. По этому плану выпрямляются улицы, пробиваются новые. Разбираются старые бревенчатые стены, окружавшие посад. Сносится множество нежилых деревянных строений в целях борьбы с частыми пожарами. Возникают каменные здания, более или менее соответствующие новым, классическим веяниям. Сооружаются заставы, одна из которых (Сибирская) изображена на литографии Турнерелли (конца тридцатых годов XIX в.).

В последние годы царствования Екатерины в Казани работали в духе классицизма итальянские архитекторы Джакомо Тромбаро и Иосиф Мари. Из построек, возведенных архитектором Тромбаро, сохранилось весьма характерное для эпохи классицизма здание городской больницы. По трактовке архитектурных форм в этом сооружении Тромбаро очень близок к Кваренги. В прошлом перед зданием больницы расстилалось водное пространство Черного озера. Теперь этого озера нет. На старой литографии 1834 г. казанский художник Турин изобразил озеро и здание городской больницы.

Архитектор Иосиф Мари (1755-1819) возвел в Казани много строений. Ему, по всей вероятности, принадлежит постройка здания мужской гимназии , которое помещалось на нынешней улице Чернышевского. Здание имело три портика коринфского ордера: фронтон центрального портика был украшен скульптурой; над зданием возвышался большой купол. Это здание, ныне не существующее, послужило прототипом для существующего здания б. Первой гимназии, построенного архитектором Смирновым в 1808-1811 гг.

В 1800 г. был заложен новый Гостиный двор, украшенный утяжеленной ионической колоннадой. Эта колоннада была уничтожена при перестройке в 1847 г. Кроме названных архитекторов - Тромбаро, Мари и Смирнова,- в первые годы XIX в. в Казани работали: Дельмодико, Емельянов (строивший по проекту И. Стасова собор Богородицкого монастыря в 1798-1808 гг.), Петонди (построивший корпуса Богородицкого монастыря в 1810-1835 гг.), губернский архитектор Шмидт и ученик Камерона и Воронихина - архитектор Алферов, автор памятника русским воинам.

Начало XIX в. знаменуется в Казани интенсивным строительством. Создаются новые кварталы, возникают новые архитектурные ансамбли. Город меняет свое лицо. Увлечение классицизмом проникает во все области жизни.

Облик феодального города стирается, уступая место прямым, широким улицам, прямолинейной архитектуре русского провинциального классицизма. Образы эпохи классицизма великолепно запечатлел на своих автолитографиях художник Василий Турин, живший в Казани в первой половине XIX в. Большой интерес представляют также литографированные виды другого художника - Турнерелли. Лектор английского языка Казанского университета в сороковых годах XIX в., Эдуард Турнерелли, кроме видов Казани, оставил интересные записки о городе и его обитателях «Kazan et ses habitants».



Открытие бизнеса