Жанровые системы. Канонизация жанров. Жанровые системы искусств. Жанровая система в поэзии

Главная > Документ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ В предшествующих главах идейное содержание и форма произведений рассматривались с учетом их принадлежно-сти к тому или иному литературному роду. Следующей ступенью в классификации произведений является деление на жанры. ПОНЯТИЕ О ЖАНРЕ. СИСТЕМЫ ЖАНРОВ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ Литературные жанры (фр. genre - род, вид) - это сложившиеся в процессе развития художественной словес-ности виды произведений. Проблема жанра в самой общей форме может быть сформулирована как проблема клас-сификации произведений, выявления в них общих - жанровых - признаков. Основные трудности классифика-ции связаны с историческим изменением литературы, с эволюцией ее жанров. Количество и характер жанровых признаков (объем жанра) - величина переменная в истории литературы, что находит отражение в многообразии сменяющих друг друга жанровых теорий, а также господствующих в писательской и читательской практике представлений о жанрах. Так, для трагедии в реалистической драме XIX-XX вв. не обяза-тельны многие признаки классицистической трагедии: «благородное» происхождение героя, «кровавая» развязка, соблюдение правил о трех единствах, александрийский стих и др. В эпоху реализма трагедией считается любое драматическое произведение, раскрывающее трагический конфликт и выражающее соответствующий пафос. Таким образом, можно говорить об уменьшении жанрового объема трагедии от классицизма к реализму. Большинство жанров возникло в глубокой древности. Эволюционируя в литературном процессе, они тем не менее сохраняют некоторые устойчивые содержательные и формальные черты, позволяющие говорить о жанровой традиции. По словам М. М. Бахтина, «жанр - представи-тель творческой памяти в процессе литературного разви-тия» (21, 179). Эта метафора подчеркивает огромную роль жанров в обеспечении литературной преемственно-сти. Сами жанровые обозначения (трагедия, басня, баллада и т. д.), часто входящие в текст произведения, в его название («Ревизор. Комедия в пяти действиях»;

«Евгений Онегин. Роман в стихах»), являются знаками литературной традиции; они вызывают в читателе опреде-ленное жанровое ожидание. При изучении жанров следует разграничивать их наи-более устойчивые и преходящие признаки. В рамках теоретико-литературного курса основное внимание уделя-ется характеристике наиболее устойчивых жанровых признаков. Однако важно помнить, что в лите-ратурном процессе жанр всегда предстает элементом определенной жанровой системы, принципы кото-рой зависят от конкретно-исторических особенностей художественного мышления. Поэтому, как подчеркнул Ю. Н. Тынянов, «изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно» (95, 276). В эволюции жанров и смене их систем отражаются общие тенденции литературного процесса и его темпы. Так, в древних литературах развитие авторского самосоз-нания было медленным, определяясь устойчивостью традиций и общими темпами национальной жизни. По-этому жанровые системы древних литератур, отличаясь сложностью и разветвленностью, характеризуются большей устойчивостью по сравнению с литературами нового вре-мени. С возникновением литературных направлений система жанров становилась предметом активного теоретического осмысления и обоснования. Так, поэтикой классицизма различались высокие, средние и низкие жанры, причем каждому из них предписывался определенный герой: например, «благородного» происхождения в трагедии и «низкого» в комедии. Жанр понимался как некое регла-ментированное содержательно-формальное единство, как норма, которой должен следовать писатель; смешивать различные жанры не разрешалось. В дальнейшем рационалистическую систему жанров классицизма разрушили сентименталисты и романтики, защищавшие свободу творчества от всяких «правил», в том числе и от «оков» жанра. Романтизм выдвинул в противо-вес классицизму такие жанры, которые давали больший простор выражению субъективных переживаний. Клас-сицистическая ода, героическая поэма, трагедия, сатира уступили место элегии, балладе, лиро-эпической роман-тической поэме, историческому роману; при этом границы между жанрами сознательно размывались. Однако жанры романтизма по-своему были также несвободны от норма- 399

тивности. Подлинное освобождение от жесткого жанрово-го регламента стало возможным лишь с развитием реализ-ма, оно было связано с преодолением субъективной одно-сторонности в самом творчестве. В реалистической литера-туре, соотносящей развитие характеров с обстоятельствами в их исторической конкретности, следование традиции жанров могло осуществляться гораздо свободнее, что вело в целом к уменьшению их объемов. Во всех европейских литературах XIX в. происходит резкая перестройка жанро-вой системы. Жанры стали восприниматься как эстетически равноценные и открытые для творческого поиска типы произведений. Такой подход к жанрам свойствен и нашему времени.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЖАНРОВОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Жанровые признаки, имеющие наиболее устойчивый, исторически повторим ы и характер, кладутся в основу литературоведческой классификации произведе-ний. В качестве литературоведческих терминов в основном используются традиционные жанровые обозначения - басня, баллада, поэма, роман и т. д., - стихийно возникав-шие в литературе и обраставшие в процессе жанровой эволюции широким кругом ассоциаций. Отсюда возмож-ность несоответствий между литературоведчески-ми и писательскими, читательскими жанровыми обозначе-ниями произведений. Например, авторские обозначения «Мертвых душ» как поэмы или «Медного всадника» как петербургской повести, важные для уяснения замысла произведений и «реставрации» жанровых норм 1830 - 1840-х годов, плохо вписываются в современную жанровую классификацию; в ее рамках жанры этих произведений определяются иначе. Важнейшим жанровым признаком произведений явля-ется его принадлежность к тому или иному литературному роду: выделяются эпические, драматические, лирические, лиро-эпические жанры. Внутри родов различаются виды - устойчивые формальные, композиционно-стилистические структуры, которые целесообразно назвать родовыми формами (77, 209). Они дифференцируются в зависи-мости от организации речи в произведении - стихотворной или прозаической (в устном народном эпосе есть стихотворная форма - песня и прозаическая сказка; в литературном эпосе соответственно поэма и рассказ, 400 повесть), от объема текстов (эпическая песня, например былина, и эпопея - это малая и большая стихо-творные эпические формы; рассказ и повесть - малая и средняя прозаические формы). Кроме того, основанием для выделения родовых форм в эпосе могут быть прин-ципы сюжетосложения (так, новелла предпола-гает особое сюжетное построение), в стихотворной лири-ке - твердые строфические формы (сонет, рондо, триолет), в драме - то или иное отношение к театру (драма для чтения, для кукольного театра) и т. п. Во всех родах литературы произведения могут образовывать цикл (rp. kyklos - круг, колесо), подчи-ненный общему замыслу («Миргород» Гоголя, «Театр Клары Гасуль» Мериме, «Стихи о Прекрасной Даме» Блока). Все эти особенности имеют жанровое значение. В драме, во многих лирических и некоторых эпических жанрах деление традиционно связано также с пафосом произведений. Например, трагедия пронизана трагическим пафосом, комедия - сатирическим или юмористическим, сатира - сатирическим, ода - героическим. Наряду со всеми этими признаками жанров, обозначе-ния которых возникли давно и стали традиционными, для характеристики произведения важны также жанровые особенности содержания, заключающиеся в некоторых общих свойствах его проблематики. Изучение жанровой проблематики имеет свою научную традицию. Понятия, с нею связанные, разрабатывались Гегелем в «Эстетике», Ал-ром Н. Веселовским в «Исторической поэтике». В на-стоящее время жанровая проблематика привлекает прис-тальное внимание многих советских ученых (87, 76, 22). Ее исследование помогает уяснить историческую стадиаль-ность в развитии художественного содержания. Еще на поздней ступени развития первобытнообщинно-го строя и далее в эпоху первоначального формирования государственной жизни сначала в устном народном твор-честве, а затем и в художественной литературе наибольшее значение имели произведения с национально-и с т о-рической (в большинстве случаев героической) проблематикой (см. гл. V). В таких произведениях интерес певцов и сказителей, а потом и писателей сосредоточивал-ся на событиях, которыми решалась историческая судьба народов и государств и для которых огромное значение имела деятельность отдельных выдающихся личностей, берущих на себя инициативу в осуществлении защиты тех или иных национальных интересов. Произведения с такой 401

проблематикой возникали и в последующие исторические эпохи, возникают они и в наше время.

Позднее, когда у разных народов уже сложился клас-сово-государственный строй, в литературе возникла новая, нравоописательная проблематика. Она заключа-лась в том, что писатели обращали преимущественное внимание на определенный гражданский или социально-бытовой уклад жизни общества, отдельных его слоев и выражали в своих произведениях его идейное отрицание или утверждение. Произведения с такой проблематикой создавались и в последующие эпохи, вплоть до нашего времени. С разложением феодализма и началом формирования буржуазных отношений в литературе разных стран появи-лись произведения, получившие название романов и новелл. При различии масштаба сюжетов и объема текстов это - произведения романические по проблематике. Особенность такой проблематики (намеченной еще в про-заических произведениях античности) заключалась в том, что внимание писателей было направлено на жизнь и судьбу отдельной личности, на развитие ее характера в столкновении с окружающей средой. Произведения с такой проблематикой в дальнейшем получали все боль-шее значение. Жанровая проблематика является в произведении одним из стилеобразующих факторов, обус-ловливающих, как будет показано ниже, некоторые особен-ности индивидуализации персонажей, их расстановку, ту или иную функцию и соответствующее построение сюжета, определенные стилистические тенденции. Таким образом, произведения по общим особенностям своей проблематики могут быть отнесены в основном к одной из трех больших жанровых групп (хотя бывают произведения переходного характера, а так-же соединяющие в себе различные типы проблематики). В каждую группу входят произведения различных родов и родовых форм, а также различные по своему пафосу. В итоге общая жанровая классификация произведений оказывается перекрестной, или полицентри-ческой. Поскольку наиболее фундаментальными явля-ются родовые различия произведений, рассмотрим последовательно эпические, драматические, лирические и лиро-эпические жанры, выделяя в пределах каждого из родов другие - перекрестные - линии деления. ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ Вследствие широты и многогранности изображения характеров в эпических произведениях, по сравнению с драмой и лирикой, особенно отчетливо и ярко выступает их жанровая проблематика. Она раскрывается в самых разных родовых формах. Так, националь-но-историческими по своей проблематике могут быть и песня, и сказка, и рассказ, и повесть. В классификации родовых форм в литературном эпосе очень важны различия в объеме текстов произведений. Наряду с малой (рассказ) и средней (повесть) прозаичес-кими формами выделяют большую эпическую форму, которую часто называют романом. Название это неточно, так как роман заключает в себе особое, романическое содержание, а в большой эпической форме может выра-зиться и национально-историческое («Тарас Бульба» Гоголя), и нравоописательное содержание («История одно-го города» Салтыкова-Щедрина). Объем текста произведе-ния в эпосе не возникает сам по себе, но определяется полнотой воссоздания характеров и конфликтов, а отсюда и масштабами сюжета. Так, в отличие от повести и большой эпической формы, рассказу не свойственна развернутая система персонажей, в нем нет сложной эволюции харак-теров и их подробной индивидуализации. На ранней стадии развития эпоса в нем возникали национально-исторические жанры, в которых личность показана в ее активном участии в событиях национальной жизни. Эта связь особенно ярко обнаруживается в опреде-ленных исторических ситуациях - в национально-освобо-дительных войнах, революционных движениях, которые обычно и являются сюжетной основой таких произведений. В характерах главных героев подчеркнуты их действия и устремления, связанные с общеколлективными нацио-нальными интересами и идеалами. Героическая народная песня принадле-жит к древнейшим жанрам этой группы (см. гл. II). Первоначально это была, по-видимому, «песнь о победах и поражениях» (Ал-р Н. Веселовский), создаваемая по свежим следам межплеменных войн, а затем постепенно складывалась устная традиция песенного повествования о наиболее значительных героях и событиях. Историческое предание в этом повествовании долгое время было тесно переплетено с мифологическими мотивировками событий. Главный герой в таких произведениях - лучший представи- 403

тель коллектива (Ахилл и Гектор в «Илиаде» Гомера, Зигфрид в «Песни о Нибелунгах»). Гиперболическое изображение физической мощи богатыря сочеталось с большим вниманием к его нравственным качествам. Героический эпос хорошо отражает историческое развитие патриотического чувства, достигающего особой осознанно-сти в период развитой государственности («Песнь о Ро-ланде»).

В тесной преемственной связи с литературными обра-ботками народных героических песен и эпопей, также получивших название поэм, возникла поэма как соб-ственно литературный жанр. Эта связь обнаруживается и в выборе сюжетов (обычно рассказывается о важном историческом событии), и в принципах гиперболического изображения могущества героя, и в объективном тоне повествования. Однако многие героические литературные поэмы уступают народному эпосу в свежести и непосред-ственности мировосприятия («Энеида» Вергилия),а поэмы классицизма откровенно подражательны («Франсиада» П. Ронсара, «Генриада» Вольтера, «Россиада» М. Хе-раскова). Гораздо значительнее в идейном отношении оказались поэмы, в которых национально-историческая проблематика раскрывалась в новых аспектах, обусловленных револю-ционными ситуациями в жизни общества. Так, в поэмах К. Рылеева «Войнаровский», «Наливайко» утверждается новый тип героя-борца, для которого независимость отечества неотделима от мечты о свободе и социальной справедливости. В литературной прозе национально-историческая про-блематика раскрывалась прежде всего в повестях, отражавших реальные исторические события; таковы в древнерусской литературе «Слово о полку Игореве» (некоторые исследователи, исходя из ритмичности речи «Слова», называют его поэмой), «Повесть о разорении Рязани Батыем». В новой литературе в героической повес-ти появляется вымышленный герой («Тарас Бульба» Гоголя, «Железный поток» Серафимовича). Жанры национально-исторического эпоса успешно развиваются в литературе социалистического реализма. Новое качество героизма революционной борьбы, защиты социалистического Отечества ярко раскрыты в таких поэмах, как «Владимир Ильич Ленин» Маяковского, «Василий Теркин» Твардовского, а также в повестях («Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Непокоренные» Горба- 404 това) и рассказах («Сорок первый» Лавренева, «Судьба человека» Шолохова). Воспевая героические подвиги современников, писатели отказываются от наив-ного в наше время гиперболического стиля. Герой поэмы «Василий Теркин» - рядовой боец; ничем, кроме особой выдержки и находчивости, не отличается он от своих товарищей, но именно поэтому воспринимается читателем как глубоко типическое лицо, как олицетворение мужества всего народа. Если в национально-исторических жанрах общество в лице героев показано в развитии, в борьбе за осущест-вление общенациональных задач, то в нравоописательных жанрах, которые появились позднее, изображается отно-сительно устойчивое состояние всего общества или какой-то отдельной социальной среды. И это состоя-ние всегда как-то оценивается автором: нравоописательные произведения пронизаны пафосом идейного ут-верждения или отрицания. Характеры в нравоописании подчеркнуто «репрезента-тивны», его герои - представители своей социальной среды, воплощение ее недостатков или достоинств. Поэтому и сюжеты произведений обычно не строятся на развитии какого-то принципиального идейного конфликта между героями и средой: эти конфликты часто случайны и созда-ны для того, чтобы лучше и ярче показать сущность гражданского или бытового состояния среды. Так, в «По-вести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголя два главных героя. Их образ жизни раскрывает внутреннюю ничтожность жизни мирго-родских обывателей, а через них и многочисленных низо-вых слоев дворянства. Между Иваном Ивановичем и Ива-ном Никифоровичем нет существенных различий; их разные наружность, привычки, манеры речи только подчеркивают внутреннюю близость. И остальные персонажи, роль кото-рых в сюжете второстепенна (судья, городничий), похожи на двух главных героев. А происшествия, описанные в повести, - все подробности ссоры бывших друзей - не изменяют, не развивают характеры,- но раскрывают их истинную основу. Воспетая рассказчиком в начале повести дружба героев оказывается комичной иллюзией. Нравоописательные эпические жанры возникают еще в фольклоре. В сатирических бытовых сказ-ка х, в лиро-эпическом жанре басни уже оформился принцип нравоописательной типизации; в персонаже подчеркнуты какие-то устойчивые нравственные качества.

В античной литературе одним из ранних нравоописа-тельных произведений была поэма Гесиода «Труды и дни». Гесиод - поэт крестьянского труда, и цель его поэмы - обличить дурные нравы современности, научить крестьянина быть счастливым, не тягаясь с «соколами» (под которыми разумеются аристократы). Продолжателем Гесиода в римской литературе был Вергилий, создавший поэму «Георгики». В античной литературе возникает также и нравоописательный жанр идиллии (гр. eidyllion - картинка, вид). В стихотворных идиллиях Феокрита утверждалась прелесть патриархальной пастушеской жиз-ни на лоне природы. Эти идиллии часто выражают сентимен-тальное восприятие жизни, не изменяющее автору и тогда, когда речь идет о любовной тоске, неудаче или даже смерти героя («Тирсис или песня»). Сходным пафосом пронизаны и прозаические античные идиллии («Дафнис и Хлоя» Лонга).

В средневековой и ренессансной литературе получили большое распространение нравоописательные сатири-ческие жанры. В них часто в развитых сюжетах изобра-жались и высмеивались различные нравственные пороки старого феодального общества. Таковы, например, сати-рические поэмы («Корабль дураков» С. Бранта), вос-создающие галерею комических типов (скрягу, невежду, брюзгу и т. д.), или прозаические сатиры («Похвала Глупости» Эразма Роттердамского). В ренессансной и просветительской литературе оформляется намечавший-ся ранее художественно-публицистический жанр утопии (гр. ои - не и topos - место, буквально: место, которого нет). В утопиях изображалось вымышленное идеальное, по представлениям авторов, общество, свободное от недос-татков («Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанел-лы). Очень часто просветительская нравоописательная проза представляет собой сочетание утопии и сатиры («Путешествия Гулливера» Дж. Свифта). И в литературе XIX-XX вв. широко представлены утопия, сатира, идил-лия, часто взаимодействующие в системе одного произведе-ния («Борьба миров» Г. Уэллса, «Туманность Андромеды» И. Ефремова, «451° по Фаренгейту» Р. Бредбери). Обусловленность характера обстоятельствами, «выведе-ние» самой нравственности из социальных условий - эти достижения критического реализма XIX в. придали новое качество нравоописательной проблематике. В русской классической литературе эта проблематика объединяет многие эпические жанры. Часто им свойственна свободная,

«панорамная» композиция. Так, в основе композиции поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - сказоч-ное путешествие мужиков, которые встречают на своем пути попа, помещика, крестьян и т. д., выслушивают множество историй-исповедей. В результате перед читате-лем встает развернутая и сложная картина крестьянско-помещичьей пореформенной Руси. Сходны принципы сюжетосложения и в прозаических произведениях, в которых преобладает нравоописательная проблематика, - «Мертвых душах» Гоголя, в сатирических «сборниках» и «обозрениях» Салтыкова-Щедрина. И советские прозаики и поэты создают нравоописательные повести («Двенад-цать стульев» Ильфа и Петрова, «Прощание с Матёрой» В. Распутина), рассказы («За тремя волоками» В. Бе-лова), поэмы («Страна Муравия» Твардовского). В отличие от нравоописательных произведений в рома-нических жанрах изображение социальной среды, того или иного состояния общества является лишь фоном, на котором раскрывается главное для автора - развитие характера отдельной личности в ее отношениях со средой. Характеры здесь изображаются в их внешнем или внут-реннем становлении, развитии. Поэтому и сю-жеты обычно подчинены развитию конфликтов между героями, они мотивируют внутреннее изменение харак-теров. Романтическая жанровая проблематика отдаленно на-мечена еще в народной волшебной сказке, по-вествующей о судьбе одного человека, отбившегося от пле-мени и достигшего личных целей с помощью различных чудесных сил. В литературном эпосе романическая проблематика объединяет целую группу жанров, ведущим из которых является роман - значительный по мас-штабам сюжета, преимущественно прозаический жанр. Само слово «роман» обозначало первоначально в средне-вековой Европе повествовательные произведения на ро-манских (не латинском) языках; ретроспективно рома-нами стали называться и некоторые повествовательные произведения античной художественной прозы. В истории европейского романа можно выделить ряд исторически сложившихся типов, последовательно сме-нявших друг друга. Возникший в эллинистическую эпоху античный роман («Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия, «Эфиопика» Гелиодора и др.) своим вымышленным любовно-приключенческим сюжетом отличался от эпоса, опирающегося на мифологию и исторические предания.

Такой роман был построен по определенной схеме: не-ожиданная разлука влюбленных, их разнообразные зло-ключения и счастливое соединение в конце произведения.

Сочетание любовного и приключенческого элементов характерно и для рыцарского романа, популярного в средневековой Европе (романы артуровского цикла, об Амадисе Галльском, о Тристане и Изольде). Рыцарь изо-бражался идеальным влюбленным, готовым на любые ис-пытания ради дамы сердца. В «Тристане и Изольде» тема любви получила глубокое гуманистическое звучание: герои романа невольно вступают в конфликт с нормами своей среды, их любовь поэтизируется, она оказывается «силь-нее смерти». Хотя роман имеет давнюю историю, его подлинный расцвет начинается за пределами средневековья. Романи-ческая проблематика приобретает в эпоху Возрождения новое качество. Развитие буржуазных отношений и распа-дение феодальных связей было мощным стимулом роста личного самосознания, личной инициативы, и все это не могло не отразиться на судьбах романа и родственных ему жанров. Появляется новелла (итал. novella - но-вость) - тип романического рассказа, который часто рассматривают как форму, подготовляющую роман («Де-камерон» Дж. Боккаччо). В XVI-XVIII вв. оформляется плутовской ро-ман («Жизнь Ласарильо с Тормеса», «История Жиль Бла-за из Сантильяны» А.-Р. Лесажа). Его тема - восхожде-ние инициативного человека из низших сословий по соци-альной лестнице. Плутовской роман широко осваивает стихию частной жизни и интересен конкретным воссозда-нием обычных житейских ситуаций. Его сюжет состоит из цепочки эпизодов, связанных судьбой главного героя; таким образом в рамках романа создается вместе с тем и нравоописательная панорама. Событийное начало пре-обладает в плутовском романе над психологическим, внеш-няя подвижность героя - над внутренним развитием ха-рактера. В XVIII в. складывается такая важная черта романа, как изображение характера во внутреннем раз-витии и связанный с ним психологизм («Исто-рия кавалера де Грие и Манон Леско» А.-Ф. Прево, «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо, «Кларисса» С. Ричард-сона). Его сюжет имеет более концентрическое, четкое строение, так как подчинен развитию характера в едином конфликте.

36. Жанр и жанровые системы в литературе традиционного типа.

Уже Аристотель вводит классификацию поэзии (в то время была художественная словесность). В позднюю античную эпоху существовал античный роман. Но все произведения были в стихах: и эпос, как например, эпические поэмы Гомера; и драма (прежде всего трагедия); и хвалебные песни в честь богов). Словесность была преимущественно стихотворной. Прозаические жанры находились на периферии человеческого сознания. Все это существовало в устном виде. Уже Платон различал три вида поэзии, как и Аристотель. Он классифицировал поэзию по принципу, чей голос мы слышим:

  1. Когда слышится только голос поэта или исполнителя. Например: дифирамб (хоровая песня в честь Бога Диониса).
  2. Когда слышится и голос повествующего, и голоса персонажей. Это эпос.
  3. Слышатся голоса только подражающих лиц. Это драма.

Трагедия – это драматический жанр, который формировался в Древней Греции в 5 в. до н.э. (Софокл, Эсхил). Трагедия имела жесткие формальные признаки:

  • трагедия была стихотворной
  • трагедия предполагала участие хора
  • членение трагедии определялось выступлением хора
  • сюжет трагедии развивается от завязки к перипетии

Жанровые признаки более стабильны в традиционной литературе.

Жанровые каноны

  1. Все жанры средневековой и древней литературы, а также эпохи Возрождения образовывали жанровую систему, которая членилась на подсистему:
    1. Самым главным признаком была иерархия жанров. Они делились на высокие, средние и низкие. Высокие жанры играли большую роль. Это иерархическое членение опиралось на следующие моменты:
      1. к какому жанру отнести
      2. какой срез действительности изображает жанр

Жанры высокой литературы отображают жизнь высокой части общества (иногда их называли придворными жанрами).

Средние жанры – это жанры городской литературы.

Но иерархия соблюдалась и в подсистеме. Ставился вопрос: какой аудитории предназначается жанр? Авторы высокого стиля ориентируются на высокого потребителя: на образованного человека с изощренными требованиями, с высокими запросами и с высоким вкусом.

Жанры до Нового времени иногда назывались каноническими (традиционными).

Отличие античных жанров от современных заключается в следующем:

  1. В традиционной литературе существовала чрезвычайная твердость жанровых признаков:
    1. Диктат жанра был очень высок.
    2. Автор должен был соответствовать нормам формы.
    3. Всякое отступление от жанра считалось недостатком.
  2. Жанры в традиционной литературе находятся в жесткой системе:
    1. Система ограничивается иерархически.
    2. Литература разбивается на некоторые слои:
      1. Высокая (придворная). Поэтам до Нового времени очень важно было получать место при дворе. При дворе существовали литературные кружки. На Востоке автор при дворе имел сан. Богатые тоже утраивают жизнь, как при дворе. Высокие жанры изображают высокий мир: рыцарей, царей, жизнь двора. Такие произведения насыщены высокой моралью. В них рисуется картина высокого эстетического мира, далекого от бытовых вопросов. Эти жанры чуждаются быта.
      2. Городская литература. Ее герой – горожанин (купец, ремесленник). В арабской литературе героем городской литературы мог быть бродячий поэт.
      3. Фольклорная литература (для крестьян)
      4. Религиозная литература (ее статус в иерархии не очень определен). В центре ее – монастырь и духовное лицо. Существовали просто религиозные жанры. А также были религиозные жанры, которые существовали на границе с художественной литературой (жития). Существовала религиозная лирика.

Каждое сословие обладало своей словесностью. И разные литературы отражали свое сословие.

Важно также, как литература относится к изображаемому миру: серьезно или с юмором:

  • Городская литература и фольклор могут изображать рыцарей, религиозных лиц, но с насмешкой.
  • В высокой литературе эпическая поэма стояла выше рыцарского романа.
  • В религиозной литературе произведения, говорящие о существенности религии (проповедь и т.д.), стояли выше жития святых.
  • Чем серьезнее жанр, тем выше он стоит в иерархии.
  • В городской литературе были очень распространены смеховые жанры. Одним из самых популярных жанров была повестушка, похожая на анекдот. На Востоке такие герои, высмеивающие что-либо, становятся героями целых циклов.
  • Чем в произведении больше вымысла, тем ниже его статус.

Вся жанровая система производит впечатление чрезвычайной дробности. Это положение продолжается практически до 18 в. Гуалу (деятель классицизма) рисует всю эту систему, но без религиозной литературы. Какие-то жанры он вообще исключает, например, он отказывается рассматривать роман. В 18 в. только в Европе эта система и ее иерархичность начинают расшатываться, т.к. начинается переход к Новому времени. Размывание этой иерархии больше всего заметно в драме. В драме четко размежеваются 2 жанра: серьезный, который тяготеет к религии и традициям; и смеховой (фарсовый). В Японии в 14 в. появляется театр «Но», в котором тоже выделяются серьезное и смеховое (кёгэн).

В Европе к серьезным жанрам относятся мистерия (в них описываются эпизоды Евангелия, связанные со смертью Христа), миракли (написаны на основе житийных сюжетов, являющие чудеса) и т.д. Но также популярны и фарсовые жанры. В античную эпоху было создано 2 основных жанра: трагедия (обрядовая, ритуальная драма) и комедия. Более высокий статус трагедии создается тем, что она построена на невымышленном сюжете.

Литературные жанры (фр. genre - род, вид) - это сложившиеся в процессе развития художественной словес­ности виды произведений. Проблема жанра в самой общей форме может быть сформулирована как проблема клас­сификации произведений, выявления в них общих - жанровых - признаков. Основные трудности классифика­ции связаны с историческим изменением литературы, с эволюцией ее жанров.

Количество и характер жанровых признаков (объем жанра) - величина переменная в истории литературы, что находит отражение в многообразии сменяющих друг друга жанровых теорий, а также господствующих в писательской и читательской практике представлений о жанрах. Так, для трагедии в реалистической драме XIX-XX вв. не обяза­тельны многие признаки классицистической трагедии: «благородное» происхождение героя, «кровавая» развязка, соблюдение правил о трех единствах, александрийский стих и др. В эпоху реализма трагедией считается любое драматическое произведение, раскрывающее трагический конфликт и выражающее соответствующий пафос. Таким образом, можно говорить об уменьшении жанрового объема трагедии от классицизма к реализму.

Большинство жанров возникло в глубокой древности. Эволюционируя в литературном процессе, они тем не менее сохраняют некоторые устойчивые содержательные и формальные черты, позволяющие говорить о жанровой традиции. По словам М. М. Бахтина, «жанр - представи­тель творческой памяти в процессе литературного разви­тия» (21, 179). Эта метафора подчеркивает огромную роль жанров в обеспечении литературной преемственно­сти. Сами жанровые обозначения (трагедия, басня, баллада и т. д.), часто входящие в текст произведения, в его название («Ревизор. Комедия в пяти действиях»;


«Евгений Онегин. Роман в стихах»), являются знаками литературной традиции; они вызывают в читателе опреде­ленное жанровое ожидание.

При изучении жанров следует разграничивать их наи­более устойчивые и преходящие признаки. В рамках теоретико-литературного курса основное внимание уделя­ется характеристике наиболее устойчивых жанровых признаков. Однако важно помнить, что в лите­ратурном процессе жанр всегда предстает элементом определенной жанровой системы, принципы кото­рой зависят от конкретно-исторических особенностей художественного мышления. Поэтому, как подчеркнул Ю. Н. Тынянов, «изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно» (95, 276).

В эволюции жанров и смене их систем отражаются общие тенденции литературного процесса и его темпы. Так, в древних литературах развитие авторского самосоз­нания было медленным, определяясь устойчивостью традиций и общими темпами национальной жизни. По­этому жанровые системы древних литератур, отличаясь сложностью и разветвленностью, характеризуются большей устойчивостью по сравнению с литературами нового вре­мени.


С возникновением литературных направлений система жанров становилась предметом активного теоретического осмысления и обоснования. Так, поэтикой классицизма различались высокие, средние и низкие жанры, причем каждому из них предписывался определенный герой: например, «благородного» происхождения в трагедии и «низкого» в комедии. Жанр понимался как некое регла­ментированное содержательно-формальное единство, как норма, которой должен следовать писатель; смешивать различные жанры не разрешалось.

В дальнейшем рационалистическую систему жанров классицизма разрушили сентименталисты и романтики, защищавшие свободу творчества от всяких «правил», в том числе и от «оков» жанра. Романтизм выдвинул в противо­вес классицизму такие жанры, которые давали больший простор выражению субъективных переживаний. Клас­сицистическая ода, героическая поэма, трагедия, сатира уступили место элегии, балладе, лиро-эпической роман­тической поэме, историческому роману; при этом границы между жанрами сознательно размывались. Однако жанры романтизма по-своему были также несвободны от норма-


тивности. Подлинное освобождение от жесткого жанрово­го регламента стало возможным лишь с развитием реализ­ма, оно было связано с преодолением субъективной одно­сторонности в самом творчестве. В реалистической литера­туре, соотносящей развитие характеров с обстоятельствами в их исторической конкретности, следование традиции жанров могло осуществляться гораздо свободнее, что вело в целом к уменьшению их объемов. Во всех европейских литературах XIX в. происходит резкая перестройка жанро­вой системы. Жанры стали восприниматься как эстетически равноценные и открытые для творческого поиска типы произведений. Такой подход к жанрам свойствен и нашему времени.

Проблема сущности жанра как языковой категории, жанрообразующих факторов представляется чрезвычайно сложной и не разработанной до настоящего времени. Несмотря на общий поворот к жанру в последние десятилетия и появление ряда специальных работ, посвященных общим и частным проблемам жанра, целостной теории жанра еще не создано. В последнее время понятие жанра значительно расширилось и стало разрабатываться при исследовании речи в новой науке, которую называют антропологической лингвистикой. В компетенцию данной науки входит комплексное, интегрированное рассмотрение вопросов языковедческого, культурологического, этнографического, социологического, психологического планов, всего того, что относится к характеристике “языковой личности” (термин Ю.Н. Караулова). После работ М.М. Бахтина стали говорить о “речевых жанрах”, понимая под таковыми относительно устойчивые типы высказываний и расширяя понятие жанра от коротких реплик бытового диалога до многотомного романа. Разрабатывается типология речевых жанров, делаются первые опыты их моделирования, само это понятие соотносится с такими общими формами осмысления мира как ситуация, событие, поступок. Существующие в научной литературе определения жанра имеют очень широкий диапозон. От самых общих, тяготеющих к философскому пониманию жанра как одной из форм общественного сознания: “Жанры - закономерная форма выражения исторического сознания коллектива, форма своеобразного закрепления его исторической памяти, осуществления исторических устремлений”, до достаточно узких определений, например, считающих жанр формой стиля. Мы определяем жанр как исторически закрепленный в сознании народа способ художественного отражения действительности в слове, реализованный в типологическом ряду литературных произведений, каждое из которых представляет из себя диалектическое единство формы и содержания. Игорь Северянин. Стихотворения. М. Россия, 2007. Вступ. статья В.П.Кошелева, стр. 7

Традиционно слово всегда рассматривалось в тексте, но можно рассматривать слово в жанре. Для нас это принципиально важно, так как в таком понимании текст предлагается к чтению как жанровый, что особенно актуально для изучаемого периода, так как на раннем этапе развития языка литературы, совпадающее с развитием литературного языка нации, шло через жанр, реализовывалось преимущественно в его рамках. Основу нашего понимания жанра составляет лингвистический, а конкретно, семиотический подход. Современная лингвистическая наука рассматривает как знак (в единстве его содержательной и формальной сторон) слово, словосочетание, простое и сложное предложение. Семиотический подход имеет место по отношению к тексту. Было бы логично определить некоторые характеристики жанра с позиций знаковой теории.

Вслед за Ф.М. Березиным, Б.Н. Головиным, мы определяем знак как двуединую, материально-идеальную сущность, где идеальная сторона есть не что иное, как один из видов отображения действительности в сознании человека. На наш взгляд, рассмотрение жанра как знаковой системы позволяет сблизить лингвистические и литературоведческие проблемы художественного текста, продвигает вперед понимание специфичности жанра, сложность которого обусловлена многомерностью плана содержания и многослойностью плана выражения. Оставляя в стороне вопрос о формальной репрезентации жанров (план выражения, означающее в лингвистике), обратимся к содержанию (план содержания, означаемое), т.е. к семантическому наполнению идеального в структуре жанра как знака. Существует мнение, что семантической пресуппозицией жанра является бытовая ситуация, что жанр предстает как своего рода аналог необходимой бытовой ситуации, которая требует для своего воспроизведения особого словаря или инвентаря единиц (не обязательно словесных, языковых), а затем и наличия предписаний об использовании этих единиц. Представляется, что понятие бытовой ситуации устоялось в науке и соотносится с уровнем предложения как аналог его пропозициональной структуры. На уровне жанра это должны быть другие понятия.

Автор полагает найти объяснение уникальности жанра как языкового приспособления, позволяющего появиться литературному тексту и, шире, самому языку литературы в отличие от бытового языка, обратившись к термину “архетип культуры”. Слово “архетип” восходит к греческому archtypon - первообраз, модель. Оно задействовано в качестве термина в разных науках. В сравнительно-историческом языкознании это исходная для последующих образований языковая форма, реконструированная на основе закономерных соответствий в родственных языках. В текстологии под архетипом понимается тот текст, от которого пошли остальные тексты, редакции или группы списков произведений. В философии под архетипом понимается прообраз, идея в позднеантичной философии. В литературоведении архетипическими принято называть неосознанно воспринятые и трансформированные мотивы или универсально распространенные сюжеты. В философии и литературоведении толкование термина “архетип” связано с “аналитической психологией” и эстетикой швейцарского психолога К.Г. Юнга, который, в свою очередь, исходит из положений теории бессознательного З. Фрейда.

Возвращаясь к вопросу о том, в чем состоит семантическая природа жанра, мы считаем, что в качестве пресуппозиции жанра можно рассматривать архетип (модель) культуры на том или ином этапе развития общества. Понятие архетипа культуры можно соотнести с понятием “картины мира” в трактовке Г.В. Колшанского. “Картина мира” может пониматься не как совокупность отдельных явлений, а как идеальное представление всей взаимосвязанности объективных предметов и процессов, соответственно существующих в такой же сложной сфере взаимосвязи в мире понятий. Наиболее целесообразным является конденсированное понимание выражения “картина мира”, такое понимание, которое соотносилось бы с обобщенным (научным) представлением человека на определенном этапе его развития о сущности окружающего мира. Вот эту “конденсированность понимания”, по нашему мнению, отражает термин “архетип культуры”. Мы не ставим целью разработку общего архетипа культуры средневекового общества, это дело историков, философов, культурологов. Нас интересует архетип культуры как семантический момент литературной культуры в изучаемый период. В этом плане термин “архетип культуры” является для нас обозначением модели мира, которая в самом общем виде определяется как сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире.

Если понимать жанр как знак архетипа культуры, а жанровую семантическую ситуацию как денотативную ситуацию, репрезентированную в сознании общества через индивидуальное сознание каждого отдельного человека, становится понятным, откуда жанр черпает “эстетический потенциал” для художественного преобразования фактов бытового языка в факты языка литературного. Он черпает этот потенциал в архетипах (моделях) культуры, которые имеет общество на той или иной ступени своего развития. В этом контексте становится понятным, почему говоря о признаках произведений, которые предсказуемы как жанровые, ученые в самой общей форме говорят о типичных жанровых ожиданиях читателей, при этом отмечается, что жанры обозначают места коллективного семиоза. Модель всегда есть идеальный, обобщенный, абстрактный образец, аналог действительности, к которому она стремится, и жанровые ожидания читателя есть ожидания отражения идеальных моделей (архетипов культуры), сформированных в обществе на данном этапе его развития.

Определившись с пониманием семантической стороны жанра и принимая семантический критерий в качестве основополагающего при классификации жанров, будем иметь ввиду, что актуализация того или иного жанра возможна лишь как типологический ряд литературных произведений (текстов). В данной работе термин “литературное произведение” синонимичен термину “литературный текст”. Существует система жанров и система жанра. Система жанров - это совокупность существующих жанров в определенный период развития литературы, взятая с точки зрения их номенклатурной характеристики.

Система жанра - это совокупность текстов, репрезентирующих тот или иной жанр в соответствии его канонами. Автора интересует, прежде всего, номенклатурная (таксономическая) характеристика жанров, которая позволит увидеть в целом жанровую систему периода, выделить ядерные и периферийные элементы этой системы, проследить лабиальность, динамику

развития жанров в период зрелой России. Обращение к данному периоду обусловлено чрезвычайной важностью двух указанных столетий в диахронической истории русской литературы и русского языка. Это период возникновения и становления жанровой системы в рамках которой происходило все последующее развитие литературного языка.

Номенклатурная характеристика жанров будет осуществляться по принципу поля. Понятие поля широко распространено в современной лингвистике и соотносится с разными уровнями языка. Оно употребляется в лексике и лексикографии, ведутся активные научные поиски в изучении грамматических полей темпоральности, залоговости, модальности, аспектуальности. На современном этапе в науке устоялось понятие функционально-семантического поля как системы разноуровневых средств данного языка (морфологических, словообразовательных, лексических, а также комбинаторных - лексико-синтаксических и т.п.), взаимодействующих на основе общности их функций, базирующихся на определенной семантической категории. Полевой принцип описания привлекателен тем, что строится на основе интегрального семантического понятия, которое может служить единым основанием классификации. Полевой принцип может быть использован как при анализе системы жанров, так и при анализе системы отдельно взятого жанра.

Наш подход к жанру (назовем его “архетипически”) позволяет рассматривать литературные жанры в более широком контексте общей культуры того или иного исторического периода. Игорь Северянин. Стихотворения. М. Россия, 2007. Вступ. статья В.П.Кошелева, стр. 7

Жанр это-деление любого вида искусства по тематическим, структурными или функциональными принципами. В каждом виде искусства система жанров складывается по-своему. Например, в литературе жанры определяется аються на основании принадлежности произведения к литературному роду, ведущей эстетического качества и идейно-оценочного настроения (сатирического, патетического, трагического и др.), а также объема произведения и способа построения образа (символика, аллегория, документальность и т.п.). В музыке жанры различаются: по способу выполнения (вокальные или инструментальные, сольные, ансамблевые, оркестровые, хоровые жанры), по назначению (м арш, колыбельная, обрядовая песня и тд) по месту и условиям производства (камерная, симфоническая музыка, киномузыка т.д.). В живописи жанры определяются предметом изображения (портрет, натюрморт, пейзаж, ис торические и тд), а также по характеру изображения (станковая, монументальная, декоративная живопись, миниатюра и др.). Свои жанровые системы имеют также кинематограф, театр и другие виды искусств. Рассмотрим жанровые системы некоторых искусств. Подробнее детальніше.

В живописи по структурно-функциональным признакам выделяют следующие виды или жанры, как живопись станковая, монументальная, декоративная, иконопись , театрально-декорационный

Название станковая. Живопись происходит от того, что художник часто пишет такие работы на холсте, натянутом на подрамник и установленном на специальном станке - мольберте. Однако к станковой. Живописи могут принадлежать произведения, написанные не только на холсте, но и на картоне, деревянной доске и т.д.. Станковая. Живопись отличается главным образом самостоятельностью отдельного произведения, призна-ченистю для интерьера и м ожливистю его свободного перемещения без последствий для общего замысла и идеи. Именно к станковой живописи чаще применяется термин"картинакартина".

Иконопись - станковая по форме. Живопись культового назначения (в православии, католицизме, ламаизме и некоторых других религиях). Характер иконописи определяется иконографией - четко определенную тематику и правилами изображения событий и лиц. Священного. Писанияа.

Монументальный. Живопись - это живописное изображение на внутренних или внешних поверхностях архитектурных сооружений монументальной живописи не может быть отделен от своей основы (стены, опоры, потолка и т.п.) и и перенесен. По технике и материалом исполнения монументальный. Живопись зачастую бывает фресковой или мозаичным к монументальной живописи, как правило, относят и. Ветрараж.

Миниатюра - небольшой по размерам произведение, отличается декоративностью форм, орнаментальностью, тонкостью письма. Существуют следующие виды миниатюр книжная миниатюра (изображение в рукописной книге) лаковая мин ниатюра (Живопись на небольших лакированных изделиях - шкатулках, ювелирных изделиях и т.п.); портретная миниатюра (портретное изображение, выполненное на медальонах, табакерках, часах, перстнях. Итиі.).

Театрально-декорационное. Живопись - используется при оформлении сцены, создании театральных декораций и эскизов театральных костюмов. Характерен также для киноискусства (оформление павильона, омные имального площадки и т.п.).

Декоративный. Живопись выделяется на грани монументального, прикладного, оформительского искусства

По разделам в живописи и других видах изобразительного искусства (графике, скульптуре) выделяются жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, мифологический, батальный, бытовой, анимали истичны.

Портрет - один из главных жанров изобразительного искусства, изображение человека или группы людей, которые реально существуют или существовали в прошлом. По характеру изображения выделяют портреты парадные, официальные и камерные. Портрет человека в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным. Отдельным видом портрета является автопортрет - изображают ния художником самого себя. Среди разновидностей. Живописного портрета: поясной, погрудные, попличний портреты, портрет в полный рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа и др.. В скульптуре портретное изображение может быть выполнено в виде статуи (изображение в полный рост), бюста (погрудное изображение), торса (человеческая фигура без ног или по пояспояс).

Пейзаж - жанр, в котором основным объектом изображения являются природные ландшафты, письма, архитектурные (в том числе индустриальные) сооружения, морские пейзажи и другая реально существующая или вымышленная, местность. Пе ейзаж может иметь исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Пейзаж также часто служит фоном в произведениях других жанров (портрет, исторического, мифологического, батального, анималистичног во).

Натюрморт - жанр, посвященный изображению мира вещей, предметов повседневного обихода. Объектом изображения в натюрморте могут быть также сорванные цветы, овощи, фрукты, дары моря, битая дичь, птицы. Как д дополнение к основной мотив в композицию натюрморта иногда включаются изображения людей и живых животных, насекомых, птиців.

в историческом жанре воспроизводятся. Выдающиеся события прошлого или современные события, имеющие историческое значение. Исторический. Жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым (образуя синтетический, так наз ваний историко-бытовой. Жанр), портретом (исторический портрет), пейзажем (исторический пейзаж), батальныем.

Батальная. Жанр воспроизводит тематику. Войны, сражений, походов и других военных событий, эпизодов. Жизнь армии и флота

Мифологический. Жанр - это изображение событий и героев мифов, легенд, сказаний

Бытовой. Жанр посвященный воспроизведению частного и повседневного общественного. Жизнь человека. Бытовые композиции иногда называют"жанровый"

анималистический жанр - вид искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных

Среди основных жанров драматического театра - комедия, трагедия, драма. Следует обратить внимание, что название"театр"касается искусства сценической игры, представления как таковой есть театральный драматизм может реализоваться в жанре не только драмы, но и комедии и трагедий та трагедії.

Комедия - жанр драматического произведения, развитие действия которого вызывают у зрителей разного характера смех дружелюбный, ироничный, саркастический. Комический эффект, как правило, связан с ситуациями сюжета комедии действия, поведением персонажей, поступки которых вступают в противоречие с действительностью и принятыми в ней нормами.

Трагедия -. Жанр драматического произведения, сюжет которого развивается на основе трагедийного конфликта, что создает риск гибели положительного героя или героев

Драма - разновидность драматических пьес, в которых конфликт не вступает трагической, смертельной развязки, но действие не набирает чисто комического характера. Своего рода промежуточный между трагедией и комедией. Жанр

Кинематограф в функциональном отношении делится на кино хроникально-документальное, научно-популярное, учебное и художественное. Художественные фильмы делятся по тематике на такие жанры: приключенческий (в том в числе вестерн), детектив, триллер, фантастика, фильм ужасов, мелодрама, боевик, исторический и ин.

Вестерн - особая разновидность приключенческого фильма об освоении западных земель. США XIX в (чаще всего речь идет о. Жизни ковбоев)

Боевик - фильм, в котором основное внимание уделяется непредсказуемом развитии событий. Этот. Жанр насыщенный неожиданными поворотами сюжета, в нем широко используются так называемые"аттракционные"сцены и, трюки каскадеров каскадерів.

Триллер - фильм со значительным сюжетным напряжением, который отличается от детектива временной направленностью развития событий в детективе действие движется, условно говоря, обратно,"назад"во времени, т.е. от д уже имеющегося преступления к разгадке обстоятельств его совершения. В триллере. Ж развития событий ведется в прямом временном движении - от нормального и привычного течение. Жизнь до того или иного рода трагических события и. В детективе главное - загадка, тайна, в триллере. Ж важное - нагнетание тревоги, атмосферы страха. Однако во многих современных фильмах элементы триллера и детектива переплетаются, создавая свое родную комбинацию жанрабінацію. Жанрів.

Фильм. Ужасов - это фильм с элементами фантасмагории, с обязательным присутствием ужасной фантастики. Именно элементами, фантастики фильм. Ужасов отличается от триллера

Музыка зависимости от способов выполнения делится на вокальную (в том, числе вокально-инструментальную) и инструментальную. Вокальная - это музыка, созданная для голоса или многих голосов. К жанры вокальной ной музыки относят песню, романс, арию, произведения для ансамблевого и хорового исполнения, кантату, ораторию и др.. Вокальный произведение, выполняется без слов, называют вокализом. Вокальное исполнение без ин рументального сопровождения называется пением а капеллапела.

Особенностью песни как жанра является куплетная форма с припевом. Песня может быть, например, народной или авторской и делится на следующие функциональные жанры как колыбельная, маршевая, детская, обрядовая т.д.

Романс отличается от песни большей динамикой развития художественного образа (т.е. шире эмоциональной амплитудой произведения), значительной ролью инструментального сопровождения и более плотным связью слова и муз зык.

Кантата - большой вокально-инструментальное произведение для солистов, хора, оркестра. Кантата чаще начинается оркестровым вступлением и далее состоит из отдельных арий (вокальное произведение, что является своеобразным а аналогом монолога персонажа в драматическом спектакле), речитативов (способ пения, близкий к мелодической декламации, основанный на языковых интонациях, акцентах, паузах), ансамблей (музыкальный номер, в иконуеться небольшой группой певцов, - как правило, от 2 до 10-12 человек) и хоров, объединенных единой темойю.

Оратория - произведение для солистов, хора и оркестра, который отличается от кантаты большей масштабностью и наличием развернутого драматического сюжета, но, в отличие от оперы, предназначен для концертног го исполнения (т.е. выполняется без декораций и без сценической игры и театральных костюмов.

Инструментальная музыка предназначена для выполнения на музыкальных инструментах. Музыкальные инструменты делятся на духовые (медные и деревянные), струнные (струнно-смычковые и струн но-щипковые) и ударные. Клавишные и инструменты зависимости от принципа добычи звука принадлежат к разным соответствующих групп или выделяются в отдельную группу по чисто формальным принципу наличия клавиатурри.

Отдельную группу составляют также современные музыкальные электроинструменты

Классическая инструментальная музыка делится на симфоническую и камерную симфоническую называется музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. Основные жанры симфонической музыки: симфония, увертюра, концерт, сюита, ??а также симфоническая поэма, симфоническая фантазия, дивертисмент тощщо.

Симфония (с гр"созвучие") - значительный по продолжительности выполнения произведение для симфонического оркестра из нескольких (3-4) контрастных по характеру частей. В основной состав симфонического оркестра входят: деревянная"Деревянные духовые инструменты (флейты, гобоя, кларнета, фаготы), медные духовые (валторны, трубы, тубы, тромбоны), струнно-смычковые (скрипки, альты виолончель, контрабас), ударные инструменты (литавры,. Барабу ни, тарелки, тамтамы, треугольники, трикутник).

Концерт (от лат"соревнования") - термин, который широко известен в смысле публичного исполнения музыки определенным исполнителем или группой исполнителей по заранее объявленной программе и в специально оборудованном помещении (в классической традиции - в концертном зале). Однако существует и. Жанр инструментальной музыки под названием"концерт"- это произведение, в основе которого лежит контрастное противопоставление музыкальных партий. Солис и (или нескольких солистов, меньшей части исполнителей) всему коллективу исполнителей (или его большей части). Наиболее распространенными являются концерты для одного или нескольких инструментов с оркестром (может быть, на пример, концерт для скрипки (или трубы, альта, флейты и тд) с оркестром, концерт для скрипки и флейты с оркестром, концерт для двух (трех) скрипок с оркестром и др.). Концерт - достаточно значительный по обся ние произведение, которое состоит из трех или четырех разнохарактерных частиох різнохарактерних частин.

Сюита (с фр"ряд","последовательность") - много частное музыкальное произведение, состоящее из ряда самостоятельных, контрастных по характеру пьес, объединенных общей художественной идеей. Классической является сюита, ??что стекла адаеться из разнохарактерных танцев (Аллеманда, куранта, сарабанда,. Жига, а также менуэт, пасакалья, полонез, чакона, ригодон и др.). Позже приобрели популярность сюиты, составленные из музыки к театральным с пектаклив, балетов, опер, кинофильмов. Следует заметить, что иногда сюита называют и вокальные циклазивають і вокальні цикли.

Камерно-инструментальная музыка предназначена для небольшого состава исполнителей. В прошлом так называли мушку, которая выполнялась дома. В камерно-инструментальной музыки принадлежат соната, трио, квартет, а и акож большое количество"малых камерных жанров"- небольших инструментальных пьес, среди которых ноктюрн, прелюдия, кантилена, баркарола, каприс, аллегро, анданте и др.. Следует отметить, что существуют и специальные и"камерный"оркестр, основой которого есть инструменты струнно-смычковых группы (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), к которым в случае необходимости добавляются также некоторые деревянные духовые инструменты. Среди дру х пьес камерный оркестр может выполнять и концерты (так, чрезвычайно популярны концерты. Антонио. Вивальди"Времена года"написаны для камерного оркестраисані саме для камерного оркестру).

Соната - многочастную (чаще трехчастная) инструментальная пьеса для инструмента соло (например, для фортепиано) или для инструментального ансамбля (например, для скрипки с фортепиано, для скр рипкы с арфой, для флейты с фортепиано т.д..

Трио - пьеса, написанная специально для ансамбля из трех музы-кантов-инструменталистов. Варианты состав трио: скрипка, альт, виолончель; скрипка, виолончель, фортепиано (иногда арфа) скрипка, кларнет, фо ортепиано да ин.

Квартет - пьеса для ансамбля из четырех музыкантов-инструменталистов. Классический состав струнного квартета - две скрипки, альт и виолончель, но могут быть и другие варианты

С развитием искусства его видо-жанровая система подвергается постоянным изменениям: некоторые жанры устаревают и выходят из употребления, однако появляются новые жанры. Так, в XX в распространяются новые виды и жанры музыкального искусства, связаны прежде всего с джазом, роком. Вместо тематических жанров, на которые преимущественно делилось традиционное для. Нового времени изобразительное искусство , в современном визуальном искусстве жанровая п одели ведется по принципу чисто технической репрезентации произведения: живопись, реди-мейд, фотография, инсталляция, видео и т.д.. О специфике видов современного искусства будет идти речь в отдельной темтемі.



Отчетность