Виды государственного регулирования экономики. Виды государственного регулирования

Правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности

Режимом осуществления предпринимательской деятельности являются методы и способы правового регулирования поведения предпринимателей, реализующих свое конституционное право.

Режим осуществления предпринимательской деятельности - совокупность норм, определяющих компетенцию, правовые процедуры деятельности, имущественные и неимущественные права и виды ответственности.

Правовой режим предпринимательской деятельности – совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществления которых способствует достижению конкретной специфической цели правового регулирования.

Виды правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности:

1) В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяют:

a. Правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режимы);

b. Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

2) В зависимости от содержания регулируемых отношений:

a. Налоговый режим;

b. Таможенный режим;

c. Режим внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

3) В зависимости от политики государства по отношению к субъектам рынка, в целях поддержки конкуренции и пресечения монополистической деятельности выделяют:

a. Режим поддержки малого и среднего предпринимательства;

b. Режим особого контроля за субъектами действующими в условиях естественной монополии;

c. Режим особого контроля за обычными временными монополистами.

Необходимость государственного воздействия на экономику определяется следующими задачами:

1. Обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и в социальном развитии;

2. Формирование государственного бюджета;

3. Защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

4. Обеспечение занятости населения;

5. Обеспечение обороноспособности и безопасности страны;

6. Реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защита о монополизма;

7. Соблюдение правопорядка во внешне экономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Основания государственного воздействия на предпринимательство:

1. Экологические;

2. Социальные;

3. Экономические;

4. Политические;

5. Юридические.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на предпринимательскую деятельность путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований. В целом государственное регулирование представляет собой реализацию всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.


Правовыми формами государственного воздействия на экономику являются:

1. Нормативно-правовые акты, которые регулируют поведение неопределенного круга лиц;

2. Акты ненормативного характера – акты индивидуального регулирования, качающиеся конкретного объекта. Виды актов ненормативного характера:

a. Акты позитивного регулирования. Применяются при отсутствии правонарушения и определяют конкретные права и обязанности конкретного лица (акты регистрации юридических и физических лиц, прав на недвижимость и сделок с ней; акты разрешения; акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий; государственном и муниципальном секторах экономики применяют акты директивного характера в отношении унитарных предприятий);

b. Акты реагирования на правонарушения. Применяются через применение санкций и мер ответственности.

Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности:

1. В зависимости от уровня регулирования:

a. Регулирование в масштабах все территории РФ;

b. Регулирование в пределах территории соответствующего региона.

2. В зависимости от отношений между государством (его организациями) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации и ординации) и формы собственности на базе которой действуют хозяйствующие субъекты, различаются:

a. Регулирование в государственном секторе экономики;

b. Общеправовое регулирование;

3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов:

a. Прямое;

b. Косвенное.

4. В зависимости от вида деятельности.

5. В зависимости от способа установления правовой связи между государством и предпринимателем выделяют:

a. Воздействие через правосубъектность;

b. Воздействие в рамках конкретного правоотношения.

Правовые средства государственного регулирования:

1) Общие средства регулирования. Нормы права, правоотношения, применение юридических конструкций;

2) Специальные средства. Требования, устанавливающие количественные измерители (ограничители деятельности предпринимателя:

a. Нормы, нормативы;

b. Лимиты;

c. Размеры ставок;

Государственное регулирование предпринимательской деятельности проводится по многим направлениям. Необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не входить в конфликт друг с другом.

Наше общество еще не достигло того уровня развития, когда можно было бы говорить о построении правового государства. Однако к этой цели нужно стремиться, а для ее достижения необходимо разработать совершенный механизм правового взаимодействия предпринимателей и общества.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым и косвенным.

Прямое регулирование более свойственно административной экономике, и в настоящее время оно сдает свои позиции. Вместе с тем, в правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов предпринимательской деятельности. Прямое государственное регулирование можно рассматривать по следующим направлениям: установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; введение запретов на те или иные проявления при ее осуществлении; применение государством санкций и мер ответственности; создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и ликвидация (например, унитарных предприятий); заключение договоров для обеспечения целевых программ, удовлетворения иных государственных нужд и др.

Вместе с тем, в рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов. Косвенное государственное регулирование может как стимулировать те или иные виды предпринимательства (через предоставление льгот при налогообложении, кредитовании и т.п.), так и быть направленным на дестимулирование осуществления деятельности.

Государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепляя в законодательных актах право государственных органов на контроль и надзор за ее ведением. Одной из основных задач федерального антимонопольного органа является контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, помимо прочего, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности облекается в правовую форму акта . Акт государственного регулирования – это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйствующим субъектам или конкретному субъекту и содержащее требование о ведении предпринимательской деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние. Это могут быть нормативные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие указание конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Конкретные акты могут иметь разнообразный характер: запреты, разрешения. Законодательством предусмотрены акты-предписания (например, о прекращении нарушения антимонопольного законодательства), плановые акты (план-заказ в отношении казенного предприятия) и др.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется различными способами. Нормативные правовые акты предусматривают использование для этой цели следующих инструментов: нормы, нормативы (например, нормы амортизационных отчислений); лимиты (например, выбросов загрязняющих веществ в природную среду); размеры ставок налогов, пошлин, иных обязательных платежей; квоты (например, при экспорте товаров); коэффициенты (например, изменения регулируемых цен или тарифов); резервы (например, установление сумм, резервируемых коммерческими банками); размеры капиталов и фондов (например, установление минимального размера уставного капитала).

Можно выделить определенные критерии для разграничения видов государственного регулирования предпринимательской деятельности.

1. В зависимости от уровня регулирования.

В соответствии с разграничением компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ государственное воздействие на экономику осуществляется в масштабах всей территории РФ и регулирование в пределах территории соответствующего региона. Например, федеральные налоги, установленные НК РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги, установленные НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (ст. 12 НК РФ).

2. В зависимости от отношений между государством (его органами) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации или координации) и формы собственности, на базе которой действуют хозяйствующие субъекты, различается регулирование в государственном секторе экономики и общее правовое регулирование.

А. В государственном секторе экономики государство действует в качестве собственника, управляя государственным имуществом.

Важной правовой формой, которая используется для эффективного использования государственных средств, имущества, является планирование*(169):

1) разработка и утверждение Правительством РФ федеральных целевых программ (ФЦП). Целевые программы подлежат финансированию за счет средств федерального бюджета, если в Законе о федеральном бюджете на очередной год предусмотрены средства на эти цели. ФЦП оформляются в качестве приложений к Закону о федеральном бюджете на очередной год. Во исполнение мероприятий ФЦП Правительством РФ утверждается государственный заказчик.

Государственный заказчик обязан организовать исполнение ФЦП. Для этого он, как правило, путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона отбирает исполнителей ФЦП - поставщиков, подрядчиков. Если государственные средства вкладываются в качестве инвестиций (строительство объектов для государственных нужд), государство становится собственником объектов инвестирования;

2) разработка и утверждение прогнозного плана (программы) приватизации. В отношении государственного имущества проводится политика приватизации. Правовой формой организации планомерного процесса приватизации является ежегодно утверждаемый Правительством РФ прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества. Прогнозный план (программа приватизации) является не нормативно-правовым актом, а актом планирования, содержащим задание Агентству по управлению федеральным имуществом подготовить соответствующие предприятия к приватизации, принять решение об условиях приватизации каждого включенного в программу приватизации предприятия, если согласно программе приватизации это решение принимается им, а не Правительством РФ.

Указанный правовой акт как юридический факт создает правовые последствия и для унитарных предприятий, имущественные комплексы которых предстоит приватизировать в очередном году.

Со дня утверждения прогнозного плана и до момента перехода права собственности на предприятие как имущественный комплекс к покупателю предприятие как юридическое лицо ограничивается в правах. Унитарное предприятие не вправе без согласия собственника сокращать численность работников предприятия, получать кредиты и совершать иные действия, указанные в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"*(170).

На основе прогнозного плана (программы) приватизации принимается, как уже отмечалось, решение об условиях приватизации конкретного объекта приватизации. Если программа приватизации является актом общего планирования, охватывающим круг объектов, которые предполагается приватизировать в соответствующем году, то решение об условиях приватизации можно квалифицировать в качестве плана приватизации конкретного предприятия.

Решение об условиях приватизации как юридический факт создает правовые последствия как для Агентства по управлению федеральным имуществом, так и для предприятий, имущественные комплексы которых подлежат приватизации (подробнее см. главу учебника о приватизации);

3) утверждение показателей экономической эффективности государственного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении этого предприятия как хозяйствующего субъекта утверждает показатели экономической эффективности его деятельности и контролирует их выполнение, а в отношении казенного предприятия к тому же доводит обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (или муниципальных) нужд (ст. 20 ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях")*(171).

Правительство РФ вправе принимать решения о реорганизации, ликвидации федеральных унитарных предприятий. В целом можно утверждать, что в отношении действующих унитарных предприятий применяются и директивные методы управления ими.

Б. Суть общего государственного регулирования заключается в том, что для всех хозяйствующих субъектов, включая унитарные предприятия, устанавливаются единые правила поведения на рынке ("правила игры"), соблюдение которых проверяется компетентными государственными органами (лицензирование, обязательная сертификация товаров, ведение бухгалтерского и налогового учета, уплата налогов и проч.).

3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов различается прямое и косвенное регулирование.

Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах (например, требование ведения бухгалтерского и налогового учета) и могут предъявляться в виде предписаний, иных решений, адресованных конкретным предпринимателям (например, предписание ФСФР России профессиональному участнику рынка ценных бумаг об устранении выявленных при проверке его деятельности недостатков). Суть косвенного регулирования заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций к нарушителям предписаний, а экономическими методами, стимулами. Косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей, включая субъектов малого предпринимательства (налоговые льготы, налоговые кредиты, государственная помощь в виде субсидий, субвенций, предоставление кредитов на льготных условиях за счет бюджетов различных уровней, государственных гарантий лицам, получающим кредиты в банках для реализации инвестиционных проектов, предоставление скидок по арендной плате лицам, в предпринимательской деятельности которых государство, регион, муниципальное образование заинтересованы, и проч.).

4. В зависимости от вида деятельности. Специфика вида деятельности учитывается в процессе государственного регулирования, например, особенности сельскохозяйственного производства, подверженного влиянию стихийных явлений природы, научно-технической деятельности, которая в силу особо рискового характера (риск получения отрицательного научного результата, сложности во внедрении научно-технических результатов) нуждается в государственной поддержке.

5. В зависимости от способа установления правовой связи между государством и предпринимателями различается воздействие через правосубъектность и в рамках конкретного правоотношения. Содержание публичной правоспособности хозяйствующего субъекта составляют не только права, но и обязанности соблюдать предъявляемые государством к предпринимателям требования (не нарушать запреты, при наступлении соответствующих условий - совершать действия во исполнение обязанности). Пока нет нарушения запретов и ограничений, конкретное правоотношение не возникает. Правонарушение является основанием возникновения относительного правоотношения, в котором реализуется охранительная норма предпринимательского права. Нормы - требования регулятивного (позитивного) характера могут реализовываться непосредственно в правоотношении (при отсутствии правонарушения). В таких случаях закон предусматривает содержание правоотношения и условия его возникновения. При наличии, например, у организации имущества в виде основных средств она обязана платить налог на имущество. Организация - юридическое лицо, независимо от финансовых результатов своей деятельности, обязана представлять в установленном порядке бухгалтерскую и налоговую отчетность. Указанные обязанности реализуются в рамках конкретного правоотношения, которое возникает для предпринимателя "автоматически", поскольку есть соответствующие обстоятельства - юридические факты (ведение предпринимательской деятельности, наступление события - отчетного периода - для возникновения обязанности представить бухгалтерскую, налоговую отчетность).

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • понятие и правовые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • виды государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • принципы и сущность государственного контроля;
  • особенности государственного и муниципального контроля за осуществлением отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • компетенцию органов государственного контроля в предпринимательской сфере;

уметь

  • толковать Н П А в целях их эффективного применения в практической деятельности;
  • выявлять правовые проблемы;
  • анализировать и решать юридические проблемы, возникающие в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности;

владеть

  • навыками оперирования основными понятиями в области государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • навыками использования полученных знаний в практической деятельности.

Государственное регулирование как важнейший элемент рыночной экономики

Государственное регулирование во всех экономически развитых странах в тех или иных формах, масштабах является важнейшим элементом рыночной экономики. Формы государственного воздействия на экономику различны в зависимости от исторических традиций страны, а также условий развития экономики.

Современное понимание роли государства в сфере экономики связано прежде всего с необходимостью установления основ ее функционирования. Исторический опыт из недавнего прошлого нашей страны свидетельствует о тщетности попыток отрицания рыночных законов.

Государства с устоявшимися экономическими традициями эмпирически пришли к выводу, что для современного общества необходима экономика, которая отвечает как своему фундаментальному назначению, так и своей гуманной цели. Что касается государства, то в своем предназначении оно должно являться и элементом рыночного устройства, и стабилизирующим фактором общественного развития в целом.

Функции государства на разных этапах становления и развития экономики. В период становления рыночной экономики главная задача формировавшегося предпринимателя состояла в том, чтобы добиться максимальной свободы и освободиться от всех форм внеэкономического принуждения феодального государства. В XVII-XIX вв. роль государства ограничивалась выполнением функций, связанных с обеспечением безопасности граждан, сохранности их имущества (защита прав собственности), созданием необходимой правовой базы для взаимоотношений хозяйственных субъектов. В этот период государство отождествлялось с «ночным сторожем», который должен был наблюдать за тем, чтобы никто и ничто не нарушало сложившегося порядка вещей. Представления о государстве как о «ночном стороже» были во многом обязаны получившим широкое распространение в конце XVIII в. идеям А. Смита, выдвинувшего тезис о том, что «невидимая рука рынка» через погоню за прибылью, колебания цен в зависимости от спроса и предложения, конкуренцию обеспечит экономический рост без содействия государства.

Наиболее последовательными современными противниками любого вмешательства государства в экономику являлись представители чикагской школы монетаризма, большой вклад в развитие которой внес лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г. М. Фридмен. Стержневой мыслью в его работах является утверждение, что экономическая свобода немыслима без личной свободы и что государственные чиновники в принципе не могут управлять экономикой более эффективно, чем независимые индивиды, которые вступают в отношения добровольного и взаимовыгодного обмена друг с другом.

Великий экономический кризис 30-х гг. XX в. способствовал окончательному развенчанию идей о невидимой руке рынка. С тех пор во всех индустриально развитых странах наблюдается постоянное и неуклонное расширение регулирующей и контролирующей роли государства в важнейших сферах общественной жизни, в том числе и в экономике.

Немаловажное значение имело осознание того факта, что свободный, ничем не ограниченный рынок не всегда способен саморегулироваться и решать основные проблемы, стоящие перед обществом. Разрешая одни проблемы, рынок порождает множество других, не менее серьезных, способных повлечь негативные последствия для общества.

Эмпирически придя к необходимости использования государства в качестве средства предотвращения и преодоления негативных последствий рынка, необходимо было научное обоснование, законченное выражение которого было найдено в идейно-политическом и экономическом течении кейнсианства. Основатель - английский экономист Дж. М. Кейнс и его сторонники обосновали мысль о том, что только государственное вмешательство способно обеспечить устойчивый экономический рост и занятость трудоспособного населения и тем самым скорректировать негативные аспекты рынка и свободной конкуренции.

На основе работ Дж. М. Кейнса было сформулировано понятие «экономическая политика государства », под которой понимается система административно-правовых и экономических мер, включающих содействие инвестициям и привлечение трудовых и материальных ресурсов в наиболее перспективные сферы предпринимательства, государственное финансирование и кредитование новых технологий, малого и среднего бизнеса и т.д., создание равных условий для развития хозяйственной инициативы всех социальных групп и слоев населения.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России. Исторически наше государство являлось крупным самостоятельным субъектом хозяйствования. Максимальное государственное вмешательство в экономику осуществляется в экстремальных условиях, когда политический интерес государства совпадал с экономическим.

Вопрос о воздействии государства на экономическую сферу деятельности общества в пашей стране особенно остро возник (в теоретическом и практическом плане) в период распада СССР и перехода к новым социально-экономическим условиям жизни. В начале 90-х гг. XX в. в России отсутствовала доктрина экономического развития, в связи с чем и возникла так называемая идея «шоковой терапии». Сторонники «шоковой терапии» отрицали необходимость государственного воздействия на экономику, полагаясь на саморегулирование рынка, исходя из ведущей роли денежной и кредитной политики.

Эйфория первого периода перехода к рынку в порыве резкого отрицания планового воздействия на экономику привела к переоценке возможностей рынка. Выяснилось, что многие общественно значимые задачи, в том числе и удержание рыночной свободы в конкурентных рамках, невозможно решать вне государственного правового механизма. Опыт реформ прошедших лет показал, что государство нельзя рассматривать как антипод рынку. Государство и рыночная экономика не только не исключают, но и дополняют друг друга. Более того, нельзя согласиться с теми авторами, которые пытаются обосновать тезис о «недопустимости прямого участия государства в экономике» 1 . Невозможно отрицать участие государства в экономике даже по той простой причине, что существуют неэффективные, но общественно необходимые сферы экономики, в которых частный субъект не желает участвовать. Собственность в данных сферах объективно будет принадлежать государству ввиду того, что ее использование неприбыльно .

Современная экономика характеризуется возросшей ролью государства, существенным изменением ее характера, значительной долей в ней государственного сектора. Причем главными инструментами государственного регулирования в зарубежных странах являются налоговая политика, финансовая помощь, технологическая политика, меры, направленные на объединение государственного и частного капитала. Независимо от специфики экономического, культурного, национально-исторического развития разных стран, независимо от экономических теорий, которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая роль государства может быть представлена следующими важнейшими функциями : разработка законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма; перераспределение доходов и материальных благ, направленное прежде всего на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных общественных групп; стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Понятие и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование может осуществляться посредством прямых (административных) и косвенных (экономических) методов. При всем многообразии как тех, так и других специфика административных методов состоит в том, что они представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности. Косвенные методы предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной и невыгодной. Из сути этих методов видно, что административные методы значительно ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. Экономические методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, нисколько се не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних перед первыми.

Хозяйственный опыт современных развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические функции главным образом на основе косвенных методов. В этом они принципиально отличаются от стран с централизованно управляемой экономикой, где господствуют административные методы воздействия.

Существуют и такие сферы деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение не просто желательно, а необходимо - это обеспечение экологической безопасности общества и сохранения невоспроизводимых природных ресурсов; разработка ряда важных общенациональных стандартов, направленных на сохранение здоровья, безопасных условий жизни и труда и контроль за их соблюдением; определение и поддержание минимально необходимых параметров жизни людей (гарантированный минимум заработной платы, социальные выплаты и пособия); защита национальных интересов страны в системе мирохозяйственных связей.

Следует признать обоснованность административных методов регулирования и для защиты стратегически важных отраслей экономики , например, сельского хозяйства. Государство должно именно административными мерами обеспечить востребованность сельскохозяйственной продукции на тех условиях, которые позволят уравнять шансы промышленного и сельскохозяйственного производства.

Именно административными мерами возможно обеспечить единую тарифную политику по базовым отраслям, которые, по существу, являются государственной монополией. Административные методы должны быть экономически обоснованы.

Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.

Государственное регулирование представляет собой практическую реализацию функций всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Несовершенство правового регулирования предпринимательской деятельности, недостаточность и противоречивость законодательства создают серьезные препятствия на пути эффективного государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Вопросы, связанные с государственным регулированием предпринимательской деятельности, содержатся в многочисленных НПА.

Единого законодательного акта, четко определяющего, что такое государственное регулирование предпринимательской деятельности, каковы основные формы и методы такого регулирования, пределы государственного вмешательства, исходя из целесообразности такого вмешательства, в настоящее время нет.

В рыночных условиях необходимость государственного воздействия на экономику определяется как минимум следующими задачами, связанными с охраной публичных интересов:

  • - обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
  • - формирование федерального, регионального и местного бюджетов;
  • - защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;
  • - обеспечение занятости населения;
  • - обеспечение обороноспособности и безопасности страны;
  • - реализация свободы предпринимательской деятельности и конкуренции, защита от монополизма;
  • - соблюдение правопорядка по внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Бесспорным является сам факт государственного воздействия на экономику, которое осуществляется в любом государстве. Уровень экономического, социального развития, национальные особенности и другие факторы определяют формы и методы такого воздействия. Для современной России характерно становление рыночных механизмов управления экономикой государства, что не всегда обходится без ошибок и просчетов. Положителен отказ от административно-планового регулирования экономикой и тенденции построения рыночной системы хозяйствования. Экономическая функция государства должна проявляться в трех основных направлениях: нормативное регулирование, контроль, участие государства в предпринимательских отношениях на равных началах с иными субъектами. Ослабление воздействия на одном из этих направлений автоматически влияет на эффективность других.

В связи с постепенным перераспределением экономических функций с публичных субъектов на частные важно сохранять баланс между государственными (публичными) и частными интересами, так как именно субъекты предпринимательской деятельности являются основой экономики большинства ведущих стран, внутренним источником устойчивого экономического развития любого государства.

Экономическая свобода не может быть безграничной, ее пределы и способы осуществления устанавливает государство, действуя в интересах общества. При этом должны быть удовлетворены не только частные, но и публичные интересы, что может быть достигнуто только посредством государственного регулирования экономики.

  • Сорокин Л. К. Государство и предпринимательство в России (Исторический опыт предоктябрьской модернизации) // Политические исследования. 1995. № 3. С. 155.
  • Абалкин JI. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики //Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 9.

Можно выделить определенные критерии для разграничения видов государственного регулирования предпринимательской деятельности.
1. В завᴎϲимости от уровня регулирования.
В соответствии с разграничением компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ государственное воздействие на экономику осуществляется в масштабах всей территории РФ и регулирование в пределах территории соответствующего региона. Например, федеральные налоги, установленные НК РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги, установленные НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (ст. 12 НК РФ).
2. В завᴎϲимости от отношений между государством (его органами) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации или координации) и формы собственности, на базе которой действуют хозяйствующие субъекты, различается регулирование в государственном секторе экономики и общее правовое регулирование.
А. В государственном секторе экономики государство действует в качестве собственника, управляя государственным имуществом.
Важной правовой формой, которая используется для эффективного использования государственных средств, имущества, является планирование- *(источник № 169):
1) разработка и утверждение Правительством РФ федеральных целевых программ (ФЦП). Целевые программы подлежат финансированию за счет средств федерального бюджета, если в Законе о федеральном бюджете на очередной год предусмотрены средства на эти цели. ФЦП оформляются в качестве приложений к Закону о федеральном бюджете на очередной год. Во исполнение мероприятий ФЦП Правительством РФ утверждается государственный заказчик.
Государственный заказчик обязан организовать исполнение ФЦП. Для этого он, как правило, путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона отбирает исполнителей ФЦП - поставщиков, подрядчиков. Если государственные средства вкладываются в качестве инвестиций (строительство объектов для государственных нужд), государство становится собственником объектов инвестирования;
2) разработка и утверждение прогнозного плана (программы) приватизации. В отношении государственного имущества проводится политика приватизации. Правовой формой организации планомерного процесса приватизации является ежегодно утверждаемый Правительством РФ прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества. Прогнозный план (программа приватизации) является не нормативно-правовым актом, а актом планирования, содержащим задание Агентству по управлению федеральным имуществом подготовить соответствующие предприятия к приватизации, принять решение об условиях приватизации каждого включенного в программу приватизации предприятия, если согласно программе приватизации это решение принимается им, а не Правительством РФ.
Указанный правовой акт как юридический факт создает правовые последствия и для унитарных предприятий, имущественные комплексы которых предстоит приватизировать в очередном году.
Со дня утверждения прогнозного плана и до момента перехода права собственности на предприятие как имущественный комплекс к покупателю предприятие как юридическое лицо ограничивается в правах. Унитарное предприятие не вправе без согласия собственника сокращать численность работников предприятия, получать кредиты и совершать иные действия, указанные в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"- *(источник № 170).
На основе прогнозного плана (программы) приватизации принимается, как уже отмечалось, решение об условиях приватизации конкретного объекта приватизации. Если программа приватизации является актом общего планирования, охватывающим круг объектов, которые предполагается приватизировать в соответствующем году, то решение об условиях приватизации можно квалифицировать в качестве плана приватизации конкретного предприятия.
Решение об условиях приватизации как юридический факт создает правовые последствия как для Агентства по управлению федеральным имуществом, так и для предприятий, имущественные комплексы которых подлежат приватизации (подробнее см. главу учебника о приватизации);
3) утверждение показателей экономической эффективности государственного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении этого предприятия как хозяйствующего субъекта утверждает показатели экономической эффективности его деятельности и контролирует их выполнение, а в отношении казенного предприятия к тому же доводит обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (или муниципальных) нужд (ст. 20 ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях")- *(источник № 171).
Правительство РФ вправе принимать решения о реорганизации, ликвидации федеральных унитарных предприятий. В целом можно утверждать, что в отношении действующих унитарных предприятий применяются и директивные методы управления ими.
Б. Суть общего государственного регулирования заключается в том, что для всех хозяйствующих субъектов, включая унитарные предприятия, устанавливаются единые правила поведения на рынке ("правила игры"), соблюдение которых проверяется компетентными государственными органами (лицензирование, обязательная сертификация товаров, ведение бухгалтерского и налогового учета, уплата налогов и проч.).
3. В завᴎϲимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов различается прямое и косвенное регулирование.
Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах (например, требование ведения бухгалтерского и налогового учета) и могут предъявляться в виде предписаний, иных решений, адресованных конкретным предпринимателям (например, предписание ФСФР России профессиональному участнику рынка ценных бумаг об устранении выявленных при проверке его деятельности недостатков). Суть косвенного регулирования заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций к нарушителям предписаний, а экономическими методами, стимулами. Косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей, включая субъектов малого предпринимательства (налоговые льготы, налоговые кредиты, государственная помощь в виде субсидий, субвенций, предоставление кредитов на льготных условиях за счет бюджетов различных уровней, государственных гарантий лицам, получающим кредиты в банках для реализации инвестиционных проектов, предоставление скидок по арендной плате лицам, в предпринимательской деятельности которых государство, регион, муниципальное образование заинтересованы, и проч.).
4. В завᴎϲимости от вида деятельности. Специфика вида деятельности учитывается в процессе государственного регулирования, например, особенности сельскохозяйственного производства, подверженного влиянию стихийных явлений природы, научно-технической деятельности, которая в силу особо рискового характера (риск получения отрицательного научного результата, сложности во внедрении научно-технических результатов) нуждается в государственной поддержке.
5. В завᴎϲимости от способа установления правовой связи между государством и предпринимателями различается воздействие через правосубъектность и в рамках конкретного правоотношения. Содержание публичной правоспособности хозяйствующего субъекта составляют не только права, но и обязанности соблюдать предъявляемые государством к предпринимателям требования (не нарушать запреты, при наступлении соответствующих условий - совершать действия во исполнение обязанности). Пока нет нарушения запретов и ограничений, конкретное правоотношение не возникает. Правонарушение является основанием возникновения относительного правоотношения, в котором реализуется охранительная норма предпринимательского права. Нормы - требования регулятивного (позитивного) характера могут реализовываться непосредственно в правоотношении (при отсутствии правонарушения). В таких случаях закон предусматривает содержание правоотношения и условия его возникновения. При наличии, например, у организации имущества в виде основных средств она обязана платить налог на имущество. Организация - юридическое лицо, незавᴎϲимо от финансовых результатов своей деятельности, обязана представлять в установленном порядке бухгалтерскую и налоговую отчетность. Указанные обязанности реализуются в рамках конкретного правоотношения, которое возникает для предпринимателя "автоматически", поскольку есть соответствующие обстоятельства - юридические факты (ведение предпринимательской деятельности, наступление события - отчетного периода - для возникновения обязанности представить бухгалтерскую, налоговую отчетность).

Лекция, реферат. 4.2. Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Отчетность