Унитарное предприятие основанное на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения

Современное предпринимательство в РФ все больше принимает законодательно регламентированные формы деятельности. создаются как в традиционной форме, так и в менее используемых видах. Один из них — унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (не путать с ), про цель, виды деятельности которых мы и поговорим сегодня.

Что такое унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения

Основной особенностью унитарного предприятия является полное отсутствие прав в отношении какого либо имущества. Российское законодательство рассматривает УПнаПХВ в виде коммерческой организации.

  • Она не наделена возможностью имущественных прав, на закрепленные за фирмой собственниками материальные ценности.
  • К государственному или муниципальному типу такая компания относится еще и потому, что имущественный комплекс неделим.
  • Имущество не распределяется на вклады, доли, акции между сотрудниками и иными участниками даже в случае ликвидации предприятия.

Создание УП преследует цели решения задач государственного порядка на коммерческих основах. Основные виды деятельности — коммунальные, транспортные и иные услуги, оговоренные законодательством.

Согласно ст. 114 ГК России разновидностей УП две.

  • Это УПнаПХВ на правах хозяйственного ведения, оно организовывается по решению государственных органов или по постановлению муниципалитета.
  • Другой формат является федеральным казенным предприятием, организованным решением Правительства РФ с имущественным комплексом федеральной собственности.

О том, когда право хозяйственного ведения возникает у унитарного предприятия, расскажет данное видео на конкретном примере:

Характеристика и признаки

Собственно понятие унитарности хозяйствующего объекта для нас достаточно не новая категория. Еще во времена Союза большинство обслуживающих структур, коммунальных предприятий было именно унитарными. Основные характеристики приводятся ГК в ст. 113,114,115, прежде всего это:

  1. Юридическое лицо создается при выделении строго определенного имущественного комплекса собственниками.
  2. Сохраняется право учредителей имущество.
  3. Имущественный комплекс закрепляется за УПнаПХВ на ограниченных правах.
  4. Данной форме присуща неделимость имущества, отсутствие института членства, единоличность органа управления.

Основным признаком является коммерческая деятельность с полным отсутствием какого либо права на имущество при том, что оно приходуется на баланс компании.

Преимущества и недостатки

Как и каждое организационное предприятие, УПнаПХВ имеет свои приоритеты и негативные стороны. В первую очередь, это решение насущных муниципальных проблем, финансовая устойчивость, экономическая стабильность благодаря деятельности в низко конкурентной среде, постоянная государственная поддержка. Государство в этом сегменте – гарант от разорения и стабильной заработной платы персонала.

Наряду с положительными сторонами у этих юридических лиц присутствуют и недостатки. В условиях рыночной экономики их эффект минимален, низкая мотивация персонала ввиду небольших зарплат, долго остающихся на одних цифрах.

Очень часто присутствуют такие негативные факторы, как бюрократия, хищения, использование имущества для решения личных вопросов. Поэтому современные правоведы считают унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения несколько отжившей формой ведения хозяйственной деятельности.

Особенности управления и руководящие органы

Создание, управление и руководство этими достаточно своеобразными видом хозяйственного субъекта четко регламентированы ГК РФ, законами и подзаконными актами.

  • Его образование и последующее управление лежит в области компетенций власти государства, в процессе которого обособляется часть собственности государства без долевого деления. Органы государственной власти в этом случае выступают в роли собственника, выполняя объем его функций в пределах, регламентированных ГК.
  • Имущество продолжает оставаться государственной собственностью, но закреплено за УП на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
  • При регистрации полное название должно включать формулировку «государственное предприятие», которое может быть коммерческим или муниципальным – казенным.

Руководство представлено единоличным директором, который является назначенным государственной структурой, в сфере ведения и подотчетности которой находится УП.

  • В таком же порядке происходит увольнение руководителя или его замена другим лицом.
  • Законодательно определяются статус начальника подобной организации, при этом устанавливается повышенный уровень его ответственности за результативность деятельности предприятия и финансовых результатах коммерческой деятельности.

Программа, виды и особенности деятельности унитарных предприятий и его учредительные документы рассмотрен ниже.

Учредительные документы и программа деятельности

Учреждение унитарного предприятия производится по решению правительственных, федеральных и муниципальных органов. На сегодня единственным учредительным документом является Устав, утвержденный представленным собственником. Это может быть любой орган власти от правительства страны, субъекта федерации, до регионального или местного самоуправления. Устав содержит следующие данные:

  • Солидарные цели предметов деятельности.
  • Структура его органов.
  • Размер учредительного фонда. Государственные УП – 5 000 Мрот, муниципальные – 1 000 Мрот.
  • Направления использования получаемых прибылей.
  • Устав муниципального унитарногопредприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, предусматривает распределение полученных доходов.

Главными этапами и основными направлениями, оговоренными в пункте 4 ст. 8 ФЗ «Об унитарных предприятиях …» в планируемой деятельности УП обозначено все моменты деятельности.

Также Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества…» утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности унитарных предприятий.

В случаях, когда крайне необходимо использовать запрещенное к приватизации имущество, следует решать различные социальные задачи, требуется осуществление работ в направлении научно-технического усовершенствования и технологий. Кроме этого, в программу УП входят вопросы выпуска товаров, работ и услуг, потребителем которых являются РФ в целом, регионы и субъекты, муниципалитеты и общины. Особую привлекательность приобретают УПнаПХВ в случае крайней необходимости вести деятельность, дотируемую из бюджета или производство убыточного характера.

Про ответственность участников унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения читайте ниже.

Участники и их ответственность

Все моменты деятельности унитарного предприятия в отношении состава участников и учредителей прописаны современным отечественным законодательством. Правовые нормы и описание статусного положения подобных предприятий регулируются Федеральным законодательным актом №161-ФЗ зарегистрированным 14. 11. 2002 года под названием «О государственных и муниципальных …».

Учредителями этого унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения являются государственные, федеральные, региональные и муниципальные властные структуры. Ими предприятию делегировано право создавать дочерние образования с тем же юридическим статусом в соответствии с п. 7 ст. 114 ГК РФ. При этом учредителю дано право становиться собственником дочерней компании, регистрировать Устав, назначать или увольнять руководителя.

Участниками могут быть также государственные образования, передающие УП в пользование часть своего солидарного имущественного комплекса.

Нормативно обусловлено, что на руководстве и учредителях лежит полная уголовная и административная ответственность за допущенные правонарушения в сфере экономической деятельности. Налоговое законодательство предусматривает достаточно серьезные меры при ведении незаконной коммерции, получении незаконных доходов, оформлении кредитов в банках, членства финансовых союзов и организаций.

Про изъятие имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия читайте ниже.

Имущество УПнаПХВ и его изъятие

Имущественный вопрос в данном случае наиболее серьезная проблема правового поля. При образовании подобного юридического лица имущество, находящееся в распоряжении государства, передается на баланс предприятия с достаточно серьезными ограничениями. При отсутствии согласия учредителя УП не проводит никаких операций по купле – продаже недвижимости, сдаче в аренду, образовывать из имущества капитал других коммерческих фирм. При этом производственное оборудование и выпущенные товары, продукция и услуги пребывают в хозяйственном ведении.

Продажа недвижимости федерального УП, пребывающей у него на правах хозяйственного ведения, возможна исключительно с аукциона. Организатор торгов – лицо, которое заключило соглашение с руководителем предприятия. Согласовать подобные сделки относительно федерального имущественного комплекса УП можно только с Федеральным агентством управления. Из полученной на торгах суммы высчитываются следующие расходы:

  1. Затраты предприятия на проведение продажи.
  2. Фактические расходы регламентированы рамки – не более 3% от продажной цены имущества и стоимости по балансу.
  3. Остальная сумма должна в двадцати пятидневный срок перечисляться в бюджет федерального значения.

Реорганизация в товарищества, общества и ликвидация подобных предприятий производится на общих основаниях. В любом случае имущество отчуждается и подлежит дальнейшей приватизации.

Изъятие недвижимости производится на основании специального законодательства при возбуждении ответственности за масштабные правонарушения со стороны собственника или собственно руководства УП.

Данное предприятие создается по решению комитета по управлению государственным имуществом или органа местного самоуправления (в отношении муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хо- зяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предпри- ятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридиче- ского лица.

Собственник имущества унитарного предприятия вправе:

а). принимать решение оего создании, реорганизации и ликвидации;

б). определять предмет и цели деятельности предприятия;

в). назначать на должность и освобождатьот должности руководителя предприятия;

г). осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

д). получать часть прибыли предприятия.

До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд, который является гарантией защиты кредиторов предприятия. Случае снижения стоимости чистых активов предприятия ниже размера уставного фонда, зафиксированного в уставе, представитель собственника, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда до величины чистых активов. При уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.

Если же стоимость чистых активов унитарного предприятия падает ниже минимального размера уставного фонда, установленного в законе, предприятие подлежит ликвидации.

Сделки, которые унитарное предприятие совершает со своим недви- жимым имуществом, требуют согласия собственника.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения могут создавать дочерние предприятия, являясь их единственным учредителем.

Имущество дочернего предприятия принадлежит на праве хозяйственного ведения как самому дочернему предприятию, так и его учредителю. Для передачи имущества в хозяйственное ведение дочернего предприятия требуется получить согласие собственника имущества.

Учредитель самостоятельно утверждает устав дочернего предпри- ятия, назначает на должность и освобождает от должности руководителя дочернего предприятия.

Учредитель дочернего предприятия несет ответственность по обязательствам дочернего предприятия, аналогичную ответственности собственника унитарного предприятия по обязательствам последнего.

Казенные предприятия.

Казенное предприятие – это унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Казенное предприятие создается для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и осуществляет коммерческую деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной.

Казенное предприятие, создается по особому решению Правительства

Учредительным документом казенного предприятия является устав, который утверждается Правительством РФ.

Казенное предприятие вправе:

    отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Правительство РФ вправе изымать у казенного завода неиспользуемое им или используемое не по назначению имущество.

Источниками формирования материальной базы казенного завода являются:

1) имущество, переданное ему по решению Правительства Российской Федерации для ведения основных видов деятельности;

2) денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг) предприятия;

3) средства, выделенные из федерального бюджета или внебюджетных фондов.

В уставе казенного предприятия определяются:

Обязательная отчетность казенного предприятия по установленным формам;

Персональная ответственность руководителя казенного завода за результаты хозяйственной деятельности;

Обязанность использования федеральных средств по целевому назначению;

    виды деятельности и порядок распределения прибыли;

    фирменное наименование предприятия с обязательным указанием на его казенный характер.

Органом управления казенным предприятием является директор, действующий на принципах единоначалия. Директор назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом Пра- вительства, утвердившим его устав.

Российская Федерация несет субсидарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточностиего имущества.

Реорганизация и ликвидация казенных предприятий осуществляются Правительством РФ.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения – это предприятие, которое создается по решению уполномоченных на то органа государственного управления или органа местного самоуправления.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, который утверждается собственником предприятия.

Имущество, переданное унитарному предприятию, зачисляется на его баланс, и собственник в отношении этого имущества не имеет прав владения и пользования.

Собственник-учредитель должен:

– назначить директора;

– утвердить устав унитарного предприятия;

– реорганизовать или ликвидировать унитарное предприятие в случае его убыточной деятельности;

– осуществлять контроль за использованием и сохранностью имущества;

– получать часть прибыли от использования переданного унитарному предприятию имущества. Без согласия собственника-учредителя унитарное предприятие не вправе:

– продавать недвижимое имущество;

– сдавать его в аренду;

– вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный капитал обществ и товариществ.

В то же время движимое имущество (оборудование, готовая продукция) находится в полном распоряжении унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарное предприятие на праве оперативного управления – это федеральное казенное предприятие, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Учредительным документом такого предприятия является устав, утверждаемый Правительством РФ.

Собственник-учредитель имеет право изъять: излишнее имущество; неиспользуемое имущество; имущество, используемое не по назначению.

Правовой режим казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления, характеризуется тем, что:

– они распоряжаются закрепленным за ними движимым и недвижимым имуществом с согласия собственника;

– собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

– собственник определяет порядок распределения доходов казенного предприятия;

– собственник имеет право определять обязательные для исполнения казенным предприятием заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

– казенное предприятие не имеет уставного фонда;

– казенное предприятие действует на основании сметы расходов и доходов, утвержденной собственником;

– собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества;

– аудиторская проверка проводится по решению собственника имущества казенного предприятия. Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т. е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность, чем предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Еще по теме 13. УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ:

  1. Оперативно-календарное планирование - способ реализации стратегии и тактики хозяйственного управления
  2. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
  3. 15.3. Учет операций по преобразованию государственных унитарных предприятий в акционерные общества. Приватизация государственных предприятий

Учредителем унитарного предприятия может являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Решение об учреждении государственного предприятия субъекта РФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов.

В муниципальных образованиях установление порядка принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий, а также установлении тарифов на их услуги является исключительной компетенцией представительных муниципальных органов. По смыслу этого закона принятие решения о создании муниципальных предприятий входит в компетенцию местной администрации.

В соответствии с Законом об унитарных предприятиях государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются, а те из них, которые возникли до принятия этого закона, действуют в целях выполнения функций, прямо перечисленных в законе, например, таких, как:

Использование имущества, приватизация которого запрещена и которое необходимо для обеспечения безопасности РФ;

Осуществление деятельности для решения социальных задач (в том числе реализация товаров и услуг по минимальным ценам, а также организация и проведение закупочных и товарных интервенции для обеспечения продовольственной безопасности страны).

По отношению к предприятиям, предмет деятельности которых не подпадает под указанный в Законе круг задач, продолжается политика приватизации, создания на базе их имущества казенных предприятий, ликвидации предприятий.

В муниципальных образованиях принятие решения о создании предприятия и утверждение его устава, как правило, являются компетенцией одного органа - местной администрации.

В субъектах РФ принятие решения о создании муниципального предприятия может относиться к компетенции одного органа государственной власти (правительства), а утверждение устава возложено на другой - соответствующий отраслевой департамент (управление). Уставы федеральных предприятий утверждаются отраслевыми федеральными агентствами и агентствами, руководство которыми осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ.

Уставный фонд предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов. Он может быть сколь угодно большим. Закон об унитарных предприятиях содержит указание лишь на минимальный размер уставного фонда: для государственного предприятия - не менее чем 5000 МРОТ, установленных Федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия, а для муниципальных - не менее 1000 МРОТ.

До принятия Закона об унитарных предприятиях минимальный размер уставного фонда был одинаковым для всех предприятий и составлял 1000 МРОТ. Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется Законом об унитарных предприятиях, который устанавливает, что уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи предприятию в полном объеме имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения.

В качестве вклада в уставный фонд собственник может внести деньги, ценные бумаги, объекты недвижимости, другие вещи, имущественные права и другие права, имеющие денежную оценку. Например, вкладом может быть право на использование изобретения, исключительное право на которое принадлежит государству. Формирование уставного фонда федеральных предприятий осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Уставный фонд казенного предприятия не формируется. Интересы кредиторов такого предприятия обеспечиваются субсидиарной ответственностью собственника его имущества.

Чистые активы предприятия должны быть по сумме не меньшими, чем уставный фонд предприятия. Они определяются по данным бухгалтерской отчетности, поступающей в органы управления государственным и муниципальным имуществом. Если по результатам любого финансового (календарного) года будет установлено, что чистые активы предприятия меньше размера его уставного фонда, орган управления имуществом должен подготовить проект решения об уменьшении уставного фонда до размера, не превышающего чистые активы предприятия. Решение же принимает орган, уполномоченный создавать предприятия.

Если же стоимость чистых активов предприятия по окончании финансового года (31 декабря) становится меньше, чем установленный законом минимальный размер уставного фонда, закон допускает возможность ликвидации предприятия в судебном порядке.

Закон об унитарных предприятиях предоставляет право предприятию и собственнику в течение трех месяцев после окончания финансового года (отчетного), т.е. до 1 апреля следующего за отчетным года, восстановить имущественное положение предприятия, чтобы чистые активы превысили минимальный размер уставного фонда. Если это не будет сделано, собственник обязан принять решение о ликвидации или реорганизации предприятия (п. 2 ст. 15 названного Закона).

Государственное и муниципальное предприятия - коммерческие организации, которые самостоятельно отвечают перед своими кредиторами по обязательствам. Государство, муниципальные образования, создавшие предприятия, не отвечают по их обязательствам. Как и другие коммерческие организации - хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, предприятия подлежат банкротству. Но если банкротство предприятия вызвано собственником его имущества, на собственника в случае недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия. Такая ответственность наступает при следующих условиях:

Собственник имеет право давать обязательные для предприятия указания;

Собственник имеет возможность иным образом определять действия предприятия;

В результате, по сути, неквалифицированного управленческого воздействия на предприятие, ограничивающего его инициативу и самостоятельность, собственник доводит предприятие до банкротства.

Закон об унитарных предприятиях, хотя и сузил имущественную самостоятельность предприятия (резко увеличилось число сделок, для совершения которых требуется согласие собственника), в целом не ограничил основных прав его как коммерческой организации: свободы в выборе партнеров по обязательствам, в определении содержания договоров, включая условия о ценах, взаимовыгодных для сторон сделки, и др.

Исходя из общих начал гражданского законодательства о виновной ответственности, думаю, что в суде сложно будет доказать, что собственники (органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления) виновны в доведении своего предприятия до банкротства. К тому же у государства, муниципального образования есть различные возможности избежать такой ответственности, не допустить самой процедуры банкротства, например, своевременно реорганизовать предприятие путем присоединения к другому, более успешно работающему предприятию, продать вместе с долгами в процессе приватизации, уволить руководителя, изыскать возможность оказать предприятию финансовую помощь.



Отчетность