Россыпи народной мудрости. Орксэ модуль " основы светской этики" (тетрадь) Драгоценная мудрости россыпь истинное осторожность еврипид

Проф. Валентин Ю. Ирхин Институт физики металлов им. М.Н. Михеева УрО РАН 620108 Екатеринбург, Россия virkhin@mail. ги

В контексте учения о добродетелях рассмотрена диалектика категорий осторожности, благоразумия, страха, мужества, дерзости и смелости в античной, еврейской и христианской философии и религии. Привлекаются также восточные духовные традиции, включая учения древнего Китая и буддизм.

Ключевые слова: философские фишки, Инь и Ян, осторожность, phronësis, смелость, кардинальные добродетели.

В работе В. Томский выделяет семь символических категорий («философских фишек»), объединяющих по четыре понятия, сгруппированных попарно (находящихся на разных сторонах символической фишки). Он также анализирует переходы от одной пары к другой и обратно (процессы «переворачивания» фишек). Такая техника символической визуализации философских и психологических понятий предназначена для осознания возникших проблем и путей их решения. Философские фишки напоминают символ Инь и Ян, также обладая возможностью перехода-трансформации, преобразования негативной энергии в позитивную. В. Томский использует аналогию с философским камнем алхимиков, призванным облагораживать металлы. Здесь мы рассмотрим первую фишку:

ОСТОРОЖНОСТЬ - Страх < - > СМЕЛОСТЬ - Неосторожность, где < - > обозначает возможность переворачивания другой стороной.

Отношение между категориями Осторожность и Смелость можно символически изобразить в терминах Инь и Ян следующим образом: ОСТОРОЖНОСТЬ - Смелость < - > СМЕЛОСТЬ - Осторожность, где < - > обозначает комплементарность этих категорий.

Осторожность легко переходит в страх: ОСТОРОЖНОСТЬ -> Страх, который является парализующей энергией, лишает человека сил . Как говорится в буддийской джатаке, «страх не годится как защита».

С другой стороны, смелость легко переходит в неосторожность: СМЕЛОСТЬ -> Неосторожность. Но перед этим она может перейти в наглость. Конфуций сказал: «Почтительность без ли (ритуала, знания должного) есть суетность. Осторожность без ли есть трусость. Смелость без ли ведёт к смуте. Прямота без ли есть грубость».

CONCORDE, 2018, N1

Десятая гексаграмма И Цзин (ли, Наступление) имеет ключевым смыслом осторожность: "Смелость вдвойне хороша, если она осмотрительна и разумна".

Формула, ОСТОРОЖНОСТЬ - Страх < - > СМЕЛОСТЬ - Неосторожность, описывает отношение между четырьмя понятиями. Ее визуализация в виде «фишки» позволяет описать действия «очищения» и «перевертывания», облегчающие восприятие проблем, их преодоление.

Осторожность (греч. phronesis, лат. prudentia, также переводится как благоразумие, рассудительность или мудрость) является важным понятием античной философии, которое подробно обсуждалось в философии Аристотеля. Смелость (мужество, греч. andreia, лат. fortitudo) тоже является одной из важнейших античных добродетелей.

Впервые четыре главные добродетели (мужество, умеренность, справедливость, благоразумие) вероятно были выделены Эсхилом и затем вошли в традицию поздней античности через Платона, Аристотеля и стоиков. Это понятие описывались диалектически.

Истинное мужество - осторожность. (Еврипид)

Сама диалектика есть вещь необходимая: это добродетель, объемлющая собою другие добродетели. Осторожность есть наука, когда следует и когда не следует что-то признавать. Осмотрительность есть сильное напряжение разума против вероятия, чтобы не поддаться ему. Неопровержимость есть сила разума, которою он стоит на своем и не переходит на противоположное. Несуетность есть совпадение, возводящее представления к верному разуму. (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Зенон)

В христианство понятие четырех кардинальных добродетелей ввел Амвросий Медиоланский. Вслед за ним эту систему развивали отцы церкви. Вместе с тремя главными теологическими добродетелями (верой, надеждой, любовью; названными в посланиях апостола Павла) благоразумие, справедливость, умеренность и мужество составили семь добродетелей, которые также называются кардинальными. Они рассматриваются и как семь даров Святого Духа. Это учение, особенно развитое в «Сумме теологии» Фомы Аквинского, и утвердилось в католической церкви, катехизис которой гласит:

Благоразумие есть добродетель, располагающая практический разум при любых обстоятельствах распознавать наше истинное благо и выбирать правильные средства для его совершения. "Благоразумный внимателен к путям своим" (Притч 14,15). "Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах" (1 Петр 4,7). Благоразумие есть "прямое правило всякого действия", пишет св. Фома вслед за Аристотелем. Не надо смешивать его ни с робостью или страхом, ни с двуличностью или фальшью. Его называют руководителем добродетелей (auriga virtutum) : оно ведет за собой другие добродетели, указывая им путь и меру. Именно благоразумие непосредственно руководит суждением совести. Благоразумный человек принимает решения и организует свое поведение в соответствии с этим суждением. Благодаря этой добродетели, мы безошибочно применяем моральные принципы в каждом частном случае и преодолеваем сомнения по поводу добра, которое надо делать, и зла, которого надо избегать.

Мужество есть нравственная добродетель, обеспечивающая твердость в

преодолении трудностей и постоянство в следовании добру. Оно укрепляет решение

сопротивляться искушениям и преодолевать препятствия в нравственной жизни.

Добродетель мужества делает человека способным преодолевать страх, даже страх

смерти, и переносить испытания и преследования. Оно располагает к

самоотрешенности и самопожертвованию ради правого дела.

Обратимся к первоисточникам библейской религии. В ее различных духовных и культурных традициях понятия страха, осторожности, смелости поворачиваются разными гранями. Они по-разному трактуются в иудаизме и христианстве, в Ветхом и Новом завете, где речь идет не только о взаимодействиях между людьми, но и об отношениях с Богом.

Начало мудрости - страх Господень. (Пс. 110:10)

Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла. (Притчи 3:7) Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. (Пс. 2:11) Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны. (Пс. 18:10)

И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили. (Исх. 20:20)

С другой стороны, в Библии и апокрифических христианских текстах много раз звучат слова Бога, обращенные ко всему народу Израиля и отдельным героям, пророкам и апостолам: не бойся.

Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь. (Иис. Н. 1:9)

Будьте тверды и мужественны, не бойтесь, и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою и не отступит от тебя и не оставит тебя. (Втор. 31:6)

Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен. (Псалом 29:25)

Господь за меня, не устрашусь: что сделает мне человек? (Пс. 117:6) Не бойся, ибо Я - с тобою; не смущайся, ибо Я - Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. (Исаия 41:10)

Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. (От Иоанна 14:27)

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1 Иоанна 4:18)

В общепринятом русском синодальном переводе Библии часто используется слово дерзновение (в новых переводах уже стоит смелость).

Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса. (1Тим. 3:13)

Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. (Евр. 3:6)

Тема страха и христианской смелости, основанной на вере, глубоко отражена в христианской философии, например в трактатах С. Кьеркегора («Понятие страха», «Страх и трепет»).

Со страхом и трепетом совершайте свое спасение. (К Филиппийцам 2:12)

Диалектика осторожности и смелости нашла отражение и в европейской литературной классике.

Смелость, которая не зиждется на осмотрительности, именуется безрассудством, подвиги же безрассудного скорее должны быть приписаны простой удаче, нежели его храбрости. (Сервантес, Дон Кихот)

Не надо смешивать осторожность с трусостью, сударь. Осторожность - это добродетель. (Александр Дюма. Три мушкетера)

В еврейском этическом трактате Орхот цадиким раскрывается диалектика смелости и наглости:

В ком есть свойство наглости (азут), творит многие преступления, одно за другим, и считает себя праведником. Потому-то мы и произносим в исповеди: "Мы не настолько наглы и жестоковыйны, чтобы сказать пред Тобой, Всевышний, что мы праведны и не согрешили, - мы согрешили". Но когда преступник говорит: "Я не согрешил!" - вот дурное и болезнетворное качество. За это Всевышний осудит его и не пожалеет, как написано: "Я буду судить тебя за то, что ты говоришь: "Я не согрешил!" (Иер. 2:35), и сказано: "Кто скрывает свои преступления - не преуспеет, а того, кто признается и оставит дурной путь, - пожалеют и помилуют" (Притчи 28:13). Путь наглости весьма далек от пути раскаяния и от пути добра, ибо о блуднице сказано: "Нагло говорит ему" (там же 7; 13).

Это очень дурное свойство: оно приводит человека к тому, что он срамит товарищей и бедных подобно тому, как сказано: "Нищий говорит с мольбою, а богатый отвечает нагло" (Притчи 18:23). А уж тем более тот, кто презирает и срамит своих учителей, по своей великой наглости упрямо грубит упрекающим его, - это свойство сживает наглеца со света. И это свойство следует изгнать из своей души!

Но свойство "азут" весьма похвально, когда оно применяется к служению Всевышнему. Быть наглым и дерзким перед злодеями и не покорствовать им, не слушать их совета и не соглашаться с их ложью и мерзостями, и не льстить им! Нужно дерзать в исполнении заповедей и в тех случаях, когда люди насмехаются над этим. И нужно дерзать и спрашивать своих учителей, если чего не знаешь, и не стесняться в этом. И нужно быть дерзким, открывая людям их грехи и упрекая их.

Но там, где свойство "азут" достойно порицания, его нужно усмирять и пересиливать по силам своим. Ибо очень трудно избежать этого свойства, если не приложить всю свою силу и всю свою мощь. Нужно победить его и уничтожить в себе, когда оно преступно, но держаться его, когда жестоковыйность и дерзость достойны награды.

Поучительна и притча Руми «О том, как горный козел теряет рассудок», которая говорит не только о земных делах, но и о высших мирах (подробное толкование см. в ).

Козел в горах пасется высоко, Меж скал, что от вершин недалеко. Ему и подобает осторожно Судить: опасность истинна иль ложна?

Козел пребывает в мире высших истин, остерегаясь стрелков и хищных зверей, -он думает о своем благе. Пребывая меж скал, он различает добро и зло, правую и левую сторону. Наверху много конкурентов, а потому легко потерять свое место. Осторожность означает страх лишиться вожделенного и попасть под высокий суд. В мире сем способен учиться на своих ошибках лишь тот, кто верно рассуждает и различает, что есть добро и что есть зло.

Но вот он видит горную козу За пропастью на склоне, там, внизу. И тотчас меркнет свет в его глазах, И корм ему - пустяк, опасность - прах. Летит он через пропасть, слеп и глух, Как будто пропасть - это лишь уступ.

Герой переводит взгляд из мира высшего в мир нижний, отдает внимание женщине, посланной Богом и появляющейся на его жизненном пути. Этот мотив встречается и в Притчах Соломона Работа на пользу других и для неведомого Бога с сомнительной надеждой на воздаяние никогда не вызывает такого энтузиазма, как женщина-искусительница. Когда появилось реальное воплощение мечты, свет высшего бытия меркнет, видение прекращается. В темноте тантры нет различения и страха. Теперь уже не нужна пища - учения и знания. Опасность, которой грозят злые божества и ангелы, больше не пугает.

Но лучники умны, неторопливы, Козлиный знают нрав и ждут поживы. Им ведомо, что все забудет он, Внезапным вожделеньем ослеплен. И зверь, чей глас любви подруги кличет, Становится нетрудною добычей. Ведь и герою собственная страсть Страшней порой, чем прочая напасть.

Стрелки не дремлют (Иов 16:13). Многие враги заинтересованы в том, чтобы прекратить путь героя. Собственная страсть умертвит искателя истины, если он не отказался от своей эгоистической цели - достичь делами праведности высшего божественного состояния.

Согласно Аристотелю, добродетель - среднее между двумя пороками-крайностями. Например, добродетель мужества находится посередине между пороками трусости и безрассудства, сдержанность - между необузданностью и бесчувственностью. Эта тема разрабатывается и современными философами. Между двумя вышеупомянутыми крайностями: трусостью и безрассудством - есть мужество, которое дальше от трусости, и благоразумие, которое дальше от безрассудства: БЛАГОРАЗУМИЕ - Трусость < - > МУЖЕСТВО - Безрассудство (ОСТОРОЖНОСТЬ - Страх < - > СМЕЛОСТЬ - Неосторожность), МУЖЕСТВО - Безрассудство < - > БЛАГОРАЗУМИЕ - Трусость.

Точно так же есть порок скупости - и порок расточительства, а между ними две соответствующие добродетели: щедрость, которая дальше от скупости, и бережливость, которая дальше от расточительства. Отсюда следует, что добродетель не есть некая точка ровно посредине между двумя противоположными пороками, в которую можно попасть, как в мишень. Добродетель - это открытое пространство между двумя добродетелями, и в этом смысле этика должна быть объёмна, стереометрична. Мы смотрим на мир двумя глазами и благодаря этому воспринимаем его объёмно; мы слушаем мир двумя ушами и благодаря этому воспринимаем его стереофонично. Точно так же мы должны воспринимать мир «стереоэтично», как разброс возможностей, пространство колебаний между двумя добродетелями, - и не надеяться попасть в такую идеальную точку, где замирают всякие сомнения и угрызения совести. Нельзя быть в равной степени и щедрым, и бережливым; и смелым, и благоразумным. Приходится выбирать. Двойственность самих добродетелей обрекает любое человеческое действие на несовершенство. (М. Эпштейн. Клейкие листочки)

Срединный благородный путь провозглашается также в буддизме. В индуизме гуна саттвы (блага) есть равновесие между раджасом (активностью, возбуждением, напряжением сил) и тамасом (инертностью, косностью).

В. Томский выделяет в процессе перехода между состояниями три фазы: сначала фишка «загрязняется», человек находится в фазе нерешительности, затем преодолевает страх и испытывает приток энергии, наконец осознает причины страха и может уверенно идти вперед. Теперь он понимает свой страх и может действовать лучше, чем тот, кто не осознает опасности. При этом необходимо выбирать время перехода между осторожностью и смелостью и наоборот. Когда смелость преобразовала страх в жизненную силу, можно испытать возбуждение от победы над страхом и быстро достигнуть своей цели, но если слишком долго оставаться на этой стороне, есть опасность неосторожных действий. Хотя две стороны символической фишки полностью различны, страх, преобразованный в позитивную энергию, позволяет преодолеть осторожность, - эта энергия приводит нас в движение. Таким образом, Страх является центральной энергией фишки, Осторожность - искусством уклонения, а Смелость - искусством действия и противодействия .

Джатака о царевиче Панчавудхе трактует тему Страха и Отваги в рамках числовой символики .

Однажды бодхисаттва родился сыном бенаресского царя. В соответствии с прорицанием брахманов его нарекли Панчавудха, то есть «Искушенный в пяти способах ведения боя». Когда царевичу исполнилось шестнадцать лет, его отправили в город Таккасилу. Там всемирно прославленный наставник выучил его всем наукам, а под конец - пяти способам ведения боя.

Несмотря на предупреждения добрых людей, он бестрепетно вошел в чащу.

При виде бодхисаттвы яккха заревел: "Куда идешь? Стой! Я тебя сожру!" Однако бодхисаттва крикнул: "Яккха, я верю в себя, потому и пришел. Смотри, не приближайся ко мне, иначе я пущу в тебя отравленную стрелу. Тут ты и найдешь свой конец".

Стрела запуталась в волосах яккхи, и так же случилось со всей полсотней стрел царевича. Яккха одним движением стряхнул их с себя и двинулся на бодхисаттву. Царевич, безуспешно повторив свои угрозы, обнажил меч в тридцать три вершка

длиною и ударил яккху, затем метнул дротик и нанес удар палицей, но все оружие застряло в волосах яккхи.

Вступая в твой лес, и уже проникнув в него, я не полагался ни на лук, ни на иное оружие, а только на себя самого. Сейчас я нанесу тебе такой удар, что от тебя останется лишь мелкая пыль!

Издав боевой клич, бодхисаттва устремился на яккху и ударил его правой рукой. Рука его застряла в волосах. Так же застряла левая рука, обе ноги. Изловчившись, бодхисаттва боднул яккху головой, но и голова его завязла. Воин, испробовавший все пять способов ведения боя, оказался связанным в пяти местах. Но, и повиснув на яккхе, бодхисаттва оставался столь же бесстрашным и не собирался сдаваться.

Тут яккха задумался. "Этот человек наделён львиной отвагой, - размышлял он. -Хотя он и человеческой породы, но не похож на других людей: даже схваченным мной -ни капельки не боится. За то время, что я убиваю путников на дороге, ни разу ещё мне не попадался такой человек. Почему же всё-таки он не испытывает страха?" И, не решаясь сожрать царевича, яккха спросил его: "Эй, юноша! Почему тебе чужд страх смерти?" "А почему я должен бояться, яккха? - спросил в ответ бодхисаттва. - Прежде всего, каждый живущий умирает лишь однажды; кроме того, в моей утробе сокрыто особое оружие - "ваджира". Если ты сожрёшь меня, с "ваджирой" тебе не совладать: она перекрошит все твои внутренности, и оба мы погибнем. Вот почему я чужд страха". Конечно же, под "оружием" бодхисаттва подразумевал сокрытое в нём знание, но его слова заставили яккху задуматься ещё сильнее. "Этот юноша, без сомнения, говорит правду, - решил он. - Плоть такого человека-льва, даже если бы я отгрыз кусочек величиной с бобовое зерно, мне не переварить. Отпущу-ка я его"...

"Я-то пойду своей дорогой, но знай, что именно в наказание за дурные поступки в прошлых существованиях ты и осужден быть свирепым, кровожадным яккхой, питающимся плотью умерщвленных тобой людей. Если бы в этой жизни ты в слепоте невежества своего по-прежнему творил зло, то и в новых своих рождениях пребывал бы таким же слепцом. Но отныне, после встречи со мной, ты уже не сможешь творить зло". Бодхисаттва объяснил, каким злом для живого существа оборачиваются пять видов неправедных деяний и какие блага сулят пять видов праведных поступков. Устрашая яккху всевозможными способами и одновременно наставляя его в дхамме, он сумел обратить чудище в свою веру, убедил его в необходимости быть кротким и научил пяти заповедям.

Подробный разбор и толкование этой джатаки в библейских категориях можно найти в книге . Встретив божество в демоническом обличье, Иаков начал применять свои пять видов оружия, использовать Пятикнижие-Тору против Того, кто дал ее. Эгоизм опровергается с точки зрения эгоизма. Человеческое эгоистическое Я (Атман) и есть совершенный Бог (Брахман). Борьба за собственную чистоту - война с Богом; лишь перестав бороться, можно достичь чистоты и свободы.

Тантра правой и левой руки - практики йоги. Когда происходит передача знания, правая сторона становится левой - как в зеркале. Истинный Бог появляется только на самой границе миров, только для победителя, который сумел подойти к этому рубежу, в момент соприкосновения, встречи.

Ваджира - алмазная незыблемость обетований и веры. Внутри человека сидит несокрушимое оружие, путеводная идея, от которой он не отступится, так что даже Бог

CONCORDE, 2018, N1

не одолеет его. Тот, кто однажды истинно уверовал, уже умер для этого мира и родился для другого. Получив удостоверение в вере через личные практики, больше умереть он не может. Хотя он победил мир, вышел из него и не зависит от него, теперь нужно выяснить отношения с Богом. С богом, находящимся здесь - князем мира сего - он также способен разобраться.

Для сравнения еще приведем еще параллель из сказки-притчи Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист», которая описывает похожую историю. Правда, ее конец оказывается иным: добродетельные порывы не срабатывают, высокие слова остаются не услышанными.

Карась, однако ж, не обробел. Во-первых, он столько разнообразных отзывов о щуке слышал, что и сам познакомиться с ней любопытствовал; а во-вторых, он знал, что у него такое магическое слово есть, которое, ежели его сказать, сейчас самую лютую щуку в карася превратит. И очень на это слово надеялся.

Щука задумалась и как-то так загадочно на карася посмотрела, что он уж и совсем понял.... Но, должно быть, она еще после вчерашнего обжорства сыта была, и потому зевнула и сейчас же захрапела.

Проспался ли, нет ли карась, но ума у него, во всяком случае, не прибавилось. В полдень опять он явился на диспут, и не только без всякой робости, но даже против прежнего веселее.

Вечером, еще не успело солнышко сесть, как карась в третий раз явился к щуке на диспут. Но явился уже под стражей и притом с некоторыми повреждениями. А именно: окунь, допрашивая, покусал ему спину и часть хвоста. Но он все еще бодрился, потому что в запасе у него было магическое слово.

Хоть ты мне и супротивник, -- начала опять первая щука, -- да, видно, горе мое такое: смерть диспуты люблю! Будь здоров, начинай!

При этих словах карась вдруг почувствовал, что сердце в нем загорелось. В одно мгновение он подобрал живот, затрепыхался, защелкал по воде остатками хвоста и, глядя щуке прямо в глаза, во всю мочь гаркнул:

Знаешь ли ты, что такое добродетель?

Щука разинула рот от удивления. Машинально потянула она воду и, вовсе не желая проглотить карася, проглотила его.

«Переворачивание фишки» , смелое действие, если оно совершается в неподходящих обстоятельствах, несвоевременно, в неудачный момент, будет ошибкой.

Литература

1. Томский В. Техника символической визуализации философских и психологических понятий // CONCORDE, 2017, N 2, с. 64-75.

2. Ирхин В.Ю. Влеки меня. http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/zhen.shtml

3. Ирхин В.Ю. О числовых превращениях в западной и восточной традициях // CONCORDE, 2017, N 2, с. 76-83.

4. Ирхин В.Ю. Игра. http://lit.lib. ru/i/irhin_w_j /igra. shtml

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

А. П. Сумароков


... Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков,
не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя
все ев-ропейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий,
хотя некоторые из новейших их писателей и в сладкозвучии нарочитые успехи показали.

Г. Р. Державин

Да будет же честь и слава нашему языку, который... течет, как гордая, величественная река - шумит, гре-мит - и вдруг,если надобно, смягчается, журчит не-жным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвы-шении человеческого голоса!

Я. М. Карамзин

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Нельзя веритьг чтобы такой язык не был дан великому народу!

И. С. Тургенев

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражений простых, естественных понятий... В русском языке иногда для выражения разнообразных от¬тенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов...
Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

В. Г. Белинский

Настоящий, сильный, где нужно - нежный, трога¬тельный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно - бойкий и живой язык народа.

Л. Н.Толстой

Язык - это история народа. Язык - это путь циви¬лизации и культуры...Поэтому-то изучение и сбереже¬ние русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью...

Главный характер нашего языка состоит в чрезвы¬чайной легкости, с которой все выражается на нем - от¬влеченные мысли, внутренние, лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.

А. И. Герцен


Как материал словесности, язык славяно-русский
имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими...

А. С. Пушкин


...Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н. В: Гоголь


Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название еще драгоценней самой вещи.

Н. В. Гоголь

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Век живи - век учись.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Сперва аз да буки, а потом другие науки.

Грамота не злом, а правдой сильна.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен...

А. И. Куприн

Как красив русский язык! Все преимущества немецко¬го без его ужасной грубости.

Ф. Энгельс

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...
Что такое Родина? - Это весь народ. Это его культура, его язык.

А. Н. Толстой

С русским языком можно творить чудеса. Нет ниче¬го такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спект¬ральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К.Д.Паустовский

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.

М. Горький

Русский язык обладает всеми средствами для выраже¬ния самых тонких ощущений и оттенков мысли.

М. Горький

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Корень учения горек, но плод его сладок,

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Не гордись званием, а гордись знанием.

Больше науки - умнее руки.

Ученье - лучшее богатство.

Повторение - мать учения.

Мир освещается солнцем, а человек - знанием.

Не говори, чему учился, а говори, что узнал.

У пространства нет размера, а у знаний нет предела.

Руки поборют одного, а знания - тысячу.

Наука хлеба не просит, но сама хлеб дает.

Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. Мал язык, а всем телом владеет.

Язык - стяг, а дружину водит.

Мягок язык, а жалит больно.

Не язык, а бритва.

Язык до Киева доведет.

Найти общий язык.

За словом в карман не полезет.

Говорит, как пишет, словно бисер нижет.

Хорошая речь слаще меда.

Твоими устами да мед бы пить.

Коротко и ясно, оттого и прекрасно.

Мели Емеля - твоя неделя.

У осла уши длинные, а у болтуна - язык,

Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

У него язык что помело.

Что на уме, то и на языке.

Ты ему по секрету, а он - всему свету.

С коротким языком и жизнь длиннее.

Слово с языка сорвалось.

Держи язык за зубами.

Прикуси язычок и молчок.

В 161 году н.э Марк Аврелий, римский император, возможно был самым могущественным человеком на земле. Историки называют Аврелия последним из «пяти хороших императоров», ведь о нем современники отзывались как о мудром, справедливом и честном правителе. Император активно развивал идеи о добродетели, доброте, самоконтроле и философии. Многие философские изречения Аврелия дошли до нас, и даже спустя почти две тысячи лет они не теряют свою актуальность и являются не чем иным, как кладезем мудрости. Давай рассмотрим некоторые из его цитат, которые многое расскажут об образе жизни и мотивациях этого великого человека.

1. Учение о работе и раннем подъеме

Видимо, проблема раннего подъема была актуальна во все века, поэтому Аврелий уделил этому особое внимание, и его мысли дошли и до наших дней.

«На рассвете, когда вам нелегко встать с постели, скажите себе: «Я должен идти на работу как человек. На что я должен жаловаться, если я собираюсь сделать то ради достижения цели, и что я принесу в этот мир? Или то, для чего я был рожден - это прятаться под одеялом и есть? Разве вы не видите, как растения, птицы, пауки и пчелы выполняют свои индивидуальные задачи, создавая в мире порядок, насколько это возможно? И вы не хотите выполнять свою работу как человек? Почему вы не делаете то, что требует ваша природа?»

Конечно же, утром власть кровати и теплого одеяла кажется безграничной: в ранние часы подушка может уподобиться монарху, который решает, полежать тебе еще 5 минуточек или нет. Но Марк Аврелий с этим был категорически не согласен, ведь единственным императором он мог признать только себя.

2. Учение о критике и негативных людях

Даже в окружении императора встречаются разные люди. Объективная критика не навредит ни одному человеку, но вот те, кто несет один лишь негатив, могут подпортить жизнь, и ты разуверишься в собственных силах. Насчет подобных людей Марк Аврелий тоже имеет свое мнение:

«Когда вы проснетесь утром, скажите себе: люди, с которыми я имею дело сегодня, будут мешать. Они неблагодарны, высокомерны, нечестны, ревнивы и угрюмы. Они такие, потому что они не могут отличать добро от зла. Но я видел красоту добра и уродство зла и признал, что у преступника есть природа, связанная с моей собственной - не одной и той же крови или рождения, но одного и того же ума - и обладающая долей божественного. И поэтому никто из них не может причинить мне боль.»

К чему реагировать на слова людей, которые живут в негативе и отчаяние становится неким смыслом их существования? Ты не должен опыляться от тех, кто потерял всякую надежду, разуверился в собственном счастье и пытается донести свою философию до окружающих. Император осознавал, что подобные люди могут завладеть умами других людей и посеять в них зерно отчаяния, и предостерегает нас от взаимодействия с негативными персонами:

«У вас есть власть над вашим умом - у внешнего мира нет. Поймите это, и вы найдете силы. Все, что мы слышим, - это мнение, а не факт. Все, что мы видим, - это перспектива, а не правда. Я часто задавался вопросом, как каждый человек любит себя больше, чем всех остальных людей, но при этом не ценит собственного мнения о себе, а опирается на мнение окружающих.»

3. Учение о благодарности

Марк Аврелий считал, что только человек, который умеет проявлять благодарность, может быть счастливым. И с ним очень трудно спорить, ведь лишь человек, который способен оценить добро, может делиться им с другими людьми.

«Все, что вам нужно, - это уверенность в суждении в настоящий момент, действие для общего блага в настоящий момент и благодарность в настоящий момент за все, что приходит на ваш путь.»

Порой вся проблема кроется в нашей голове. Мы слишком сконцентрированы на своей персоне, мнительны настолько, что безобидную шутку можем запросто счесть как жесточайшее оскорбление. Живи проще, на загружай свой разум обидами и смотри на мир глазами счастливого, а не обделенного человека.

4. Учение об эффективности

Марк Аврелий был не только умным, но и невероятно деятельным человеком. Он считал, что каждая минута бесценна и учит нас ценить время как самый дорогой и невосполнимый ресурс:

«Сосредоточьте каждую минуту, как римлянин, как человек, делая то, что должны с подлинной серьезностью, нежно, с охотой, желанием и справедливостью. Освободите себя от других отвлекающих факторов. Да, вы можете, если вы делаете все, как будто это последнее, что вы можете сделать в своей жизни, и перестаете жить бесцельно; не позволяйте своим эмоциям недооценивать то, что говорит вам ваш ум. Хватит быть лицемерными, эгоистичными и раздражительными.»

5. Учение о душевном спокойствии

Душевное спокойствие имеет огромную роль для человека, особенно для того, кто держит в своих руках власть над огромной империей.

«Вы можете избавить себя от многих бесполезных вещей, особенно тех, которые вас беспокоят, потому что они целиком находятся в вашем сознании. И тогда вы приобретете для себя достаточное пространство, осмыслив всю вселенную в своем уме и созерцая вечность времени и наблюдая за быстрым изменением каждой части всего, насколько коротким является время от рождения до смерти и безграничное время до рождения, а также столь же безграничное время после смерти»

Стоит ли тратить свою жизнь на думы, которые нас расстраивают, стоит ли грустить из-за мелочей, которые воруют лучшие моменты нашей жизни?
Император так не считает:

Маркус Аврелий создал некоторые правила, которые позволили ему стать исключительным лидером, которого ценили и уважали.

Аврелий также отмечал то, насколько сумел его дед сохранить целостность собственной личности, несмотря на то, что о нем говорили другие:

«Его ограничения по обвинениям и все попытки льстить ему… и его отношение к мужчинам: ни демагогии, ни интриг, ни сводничества. Всегда трезв, всегда рассудителен, стойкий и не вульгарный человек.»

Лидер - это такая персона, чья воля должна быть крепче камня. Принципы, убеждения - это то, что делает победителя номером один. Не иди на поводу чужого мнения, не ведись на лесть и не позволяй собой манипулировать. Гни свою линию и отстаивай собственные взгляды, чтобы окружающие видели в тебе силу и уважали.

Много говорить и много сказать не есть одно и то же.

Кто ищет – тот находит.

Не в мудрости заключается сладость жизни.

Непреклонный нрав скорей всего сдается.

Зенон Китийский

(ок. 334 г. до н. э., Китион, Кипр) – ок. 262 г. до н. э., Афины, Греция)

Древнегреческий философ, основоположник стоической школы.

Любовь – это стремление к сближению, вызванное видимостью красоты.

Жить надо согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью.

Друг – это наше второе я.

У нас для того два уха и один рот, чтобы мы больше слушали и меньше говорили.

(480 г. до н. э., Греция – 406 г. до н. э., Древняя Македония)

Древнегреческий трагик, представитель новой аттической трагедии.

Не умершего следует вам оплакивать, а рождающегося для тяжкой борьбы с тяготами жизни.

Уста клялись; ум клятвою не связан.

Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание.

Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою.

Истинное мужество – осторожность.

Король должен помнить три вещи: что он управляет людьми, что он обязан управлять ими согласно с законами, что он не вечно будет управлять.

Звание свободного человека дороже всего.

Когда божество хочет наказать человека, оно прежде всего лишает его рассудка.

Кто знает, может быть жить, это значит умереть, а умереть – жить.

(ок. 470 г. до н. э., Афины – 399 г. до н. э., Афины)

Античный мыслитель, первый афинский философ, учение которого знаменует поворот в философии – от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

Я знаю, что я ничего не знаю.

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету.

Кто мудр, тот и добр.

Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.

Заговори, чтоб я тебя увидел.

В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить.

Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, сколько он имеет друзей – настолько они не в цене.

Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.

Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Злой человек вредит другим без всякой для себя пользы.

Лучшая семья – это когда жена слепая, а муж глухой.

Женишься ты или не женишься – все равно раскаешься.

Обязательно женись. Если попадется хорошая жена – станешь счастливым, а если плохая – станешь философом.

Демокрит

(ок. 460 г. до н. э., Абдеры – 370 г. до н. э., Абдеры)

Древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии.

Богат тот, кто беден желаниями.

Жизнь без праздников – это длинный путь без заезжего двора.

Спрашивать о причине вещей то же, что искать начало бесконечного.

Слово – тень дела.

Или ничто не истинно, или истинное нам неизвестно.

Пусть женщина не рассуждает: это ужасно.

Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости.

Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.

Не стремись все знать, чтобы не оказаться невеждой.

Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.

Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.

Смелость – начало дела, но случай – хозяин конца.

Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной – тот потерял и дочь.

Антисфен

(ок. 440 г. до н. э., Афины – 365 г. до н. э., Афины)

Древнегреческий философ, родоначальник и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ.

Какая наука самая необходимая? – Наука забывать ненужное.

Все, кто стремится к добродетели, друзья между собой…

Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.

Надо запастись либо умом, чтобы понимать, либо веревкой, чтобы повеситься.

Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои ошибки.

Хороший человек достоин любви.

Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны.

Аристипп

(435 г. до н. э., Кирена, Ливия – 356 г. до н. э., Кирена, Ливия)

Чудинов Валерий Алексеевич

родился в 1942г., профессор кафедры культурологии и менеджмента в Государственном университете управления, доктор философских наук, кандидат физ.-мат. наук. В 1967 г. окончил физич. ф-т МГУ, владеет немецким и английским языками. Имеет более 120 публикаций. Научные интересы - славянская мифология и палеография. С 2002 г. - председатель комиссии по истории культуры Древней Руси Совета по истории культуры при Президиуме РАН.

Последние печатные монографии: Священные камни и языческие храмы древних славян. 2004, 619 стр. Руница и тайны археологии Руси. 2003, 425 стр. Загадки славянской письменности. 2002, 527 стр.

Основные достижения: Дешифровал славянское докирилловское слоговое письмо - руницу ударение на первом слоге и прочитал к настоящему времени более 2 000 надписей. Доказал наличие трех собственных видов письменности у славянских народов - кириллицы, глаголицы и руницы. Наличие трех собственных видов письменности у славянских народов - явление беспрецедентное в истории культуры и показывает наличие у славян высочайшей духовной культуры в древности....



Отчетность