Производственная структура предприятия. Организация ремонтного обслуживания. Ремонтное хозяйство

Для выполнения всех видов работ по организации ра­ционального обслуживания и ремонта оборудования и других видов основных фондов на крупных предприяти­ях пищевой промышленности создаются ремонтные служ­бы. Их структура зависит от ряда факторов: типа и объ­ема производства, его технических характеристик, раз­вития кооперирования при выполнении ремонтных работ, системы централизации и др.

В состав ремонтной службы крупного и среднего пред­приятия входят отдел главного механика (ОГМ), ремонтно-механический цех (РМЦ), цеховые ремонтные служ­бы, общезаводской склад запасных деталей и узлов (рис. 1).

Рис. 1 – Структура ремонтной службы предприятия.

Отдел главного механика возглавляется главным ме­хаником, подчиненным непосредственно главному ин­женеру завода. Отдел главного механика выполняет кон­структорскую, технологическую, производственную и планово-экономическую работу для всего ремонтного хо­зяйства.

В составе ОГМ, как правило, создаются следующие функциональные подразделения: бюро планово-предупре­дительного ремонта (ППР), конструкторско-технологическое бюро, планово-производственное бюро.

В состав бюро ППР входят группы: инспекторская, учета оборудования, запасных частей и ремонтно-смазочного хозяйства.

Инспекторская группа планирует, контролирует и учи­тывает выполнение ремонтных работ всех видов; инспек­тирует правильность эксплуатации и разрабатывает ин­струкции по уходу за оборудованием.

Группа учета оборудования ведет паспортизацию и учет оборудования всех видов, следит за его перемещением, контролирует состояние хранения и качества консерва­ции неустановленного оборудования, проводит ежегодную инвентаризацию.

Группа запасных частей устанавливает номенклатуру, сроки службы, нормы расхода и лимиты на запасные де­тали и покупные материалы, планирует изготовление за­пасных частей и руководит складскими запасами деталей.

Группа ремонтно-смазочного хозяйства контролирует выполнение графика смазки оборудования; устанавлива­ет лимиты на обтирочно-смазочные материалы и на сбор отработанного масла и его регенерацию.

Конструкторско-технологическое бюро осуществляет всю техническую подготовку системы ППР и ремонтных работ всех видов, включая модернизацию; обеспечивает комплектование альбомов чертежей и их хранение по всем видам оборудования.

Планово-производственное бюро планирует и контро­лирует работу ремонтно-механического цеха и цеховых ремонтных служб, осуществляет материальную подготовку ремонтных работ, составляет отчеты по выполнению пла­нов ремонтных работ по заводу, производит анализ тех­нико-экономических показателей ремонтной службы за­вода, выявляет непроизводительные затраты, разрабаты­вает мероприятия по их устранению.



Ремонтно-механический цех является основной мате­риальной базой ремонтной службы предприятия. Он ком­плектуется разнообразным универсальным оборудовани­ем и высококвалифицированными рабочими. В этом цехе выполняются все наиболее сложные работы по ремонту оборудования, изготовлению и восстановлению сменных деталей, а также работы по модернизации оборудования.

Цеховые ремонтные службы создаются в крупных основ­ных цехах завода только при использовании децентрали­зованной и смешенной систем организации ремонтных работ. Службы находятся в ведении механиков цехов.

Общезаводской склад запасных деталей и узлов осу­ществляет хранение и учет всех материальных ценнос­тей, необходимых для проведения всех видов ремонтов оборудования и подъемно-транспортных средств.

Штаты инженерно-технических работников и служа­щих ремонтной службы предприятия устанавливаются в зависимости от числа ремонтных единиц оборудования в целом по заводу.

3. Сущность и содержание системы планово-предупредительных ремонтов (ППР)

Системой планово-предупредительного ремонта (ППР) называется совокупность организационных и техничес­ких мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования, проводимых профилактически, по заранее составленному плану с целью предупреждения неожиданного выхода оборудования из строя, поддержа­ния его в постоянной эксплуатационной готовности. Про­филактический характер системы ППР позволяет подготовиться заранее и обеспечить всем необходимым ремонт каждого станка.

Все работы по обслуживанию и ремонту оборудования при системе ППР подразделяются на следующие группы:

1) межремонтное обслуживание;

2) периодические профилактические операции;

3) плановые ремонты.

1. Межремонтное обслуживание включает повседнев­ный уход и надзор за оборудованием. Правильная орга­низация межремонтного обслуживания позволяет значи­тельно удлинить сроки службы оборудования, сохранить высокое качество его работы, ускорить и удешевить пла­новые ремонты. К уходу и надзору за оборудованием от­носятся: соблюдение рабочими правил эксплуатации, ежедневная смазка и очистка станков, своевременное ре­гулирование механизмов и устранение мелких неисправ­ностей. Эти работы выполняются самими рабочими, об­служивающими агрегаты, дежурными ремонтной службы (слесарем, электриком, смазчиком). Операции межремон­тного обслуживания выполняются, не нарушая процесса производства, так как производят их во время перерывов в работе агрегатов (обеденные, междусменные перерывы).

2. Периодические профилактические операции вклю­чают: промывку оборудования, его проверку на точность и осмотр, смену масла. Все эти периодические ремонтные операции осуществляются ремонтной службой по плану-графику ППР. Промывке подвергается оборудование, ра­ботающее в тяжелых условиях загрязненности и запы­ленности, например, станки, занятые обработкой чугуна, литейное оборудование. Промывка выполняется в нера­бочее время, без простоя оборудования. Смена масла про­изводится по специальному графику и обычно совмеща­ется с осмотром и плановыми ремонтами. Проверка обо­рудования на точность имеет целью установить состояние оборудования, узлов, деталей, износ которых вызывает потерю точности. Они выполняются контролером ОТК с помощью ремонтного слесаря в нерабочее время.

Осмотры оборудования производятся периодически по графику и являются дальнейшим, более глубоким этапом профилактических мероприятий. Осмотры проводятся между плановыми ремонтами и сочетаются со сменой износившихся деталей и мелким ремонтом, без которого оборудование нельзя эксплуатировать до очередного планового ремонта. Осмотры оборудования производит ремонтный персонал цеха во время технологических перерывов в его работе или в нерабочее время.

3. Система ППР предусматривает деление ремонтов на: малый, средний и капитальный.

Малым называется минимальный по объему ремонт, при котором заменой или восстановлением быстроизнашивающихся деталей и регулированием механизмов обеспечивается нормальная эксплуатация оборудования до очередного планового ремонта. К быстроизнашивающимся деталям относятся все сменные детали, срок службы которых равен или меньше межремонтного периода.

Средний – это ремонт, при котором путем замены деталей восстанавливаются предусмотренные ГОСТом или техническими условиями точность, мощность и производительность оборудования на срок до очередного планового среднего или капитального ремонта. Очень часто программа среднего ремонта выполняется в ходе проведения малого ремонта.

Количество оборудования, ежегодно подвергаемое малому и среднему ремонту, зависит от вида оборудования и типа производства. Например, при единичном типе производства режущее оборудование, ежегодно подвергаемое малому ремонту, составляет 65 %, среднему – 20 %. При массовом типе производства малому ремонту подвергается 100 %, среднему –35 %.

Капитальным называется наибольший по объему вид планового ремонта, характеризующийся полной разборкой, промывкой и протиркой всех деталей оборудования, ремонтом базовых деталей, заменой изношенных деталей и узлов, восстановлением некоторых деталей, проверкой оборудования на точность и производительность. Во вре­мя капитального ремонта осуществляется, как правило, модернизация оборудования. Следует обратить внимание на то, что нормы амортизационных отчислений преду­сматриваются только для полного восстановления основ­ных фондов, а все виды ремонта (текущий, средний и капитальный) производятся за счет средств фонда ремон­та, создаваемого на предприятиях по нормативам затрат на ремонт основных фондов, с включением их в себестои­мость продукции.

Ремонты, вызываемые авариями оборудования и не предусматриваемые годовым планом ремонта, называют­ся внеплановыми . При хорошо организованной системе обслуживания ремонта оборудования необходимость про­ведения внеплановых ремонтов, как правило, не возникает.

В разных отраслях промышленности системе ППР при­сущи определенные особенности и в этой связи различа­ют следующие ее разновидности, основанные на опреде­ленных методах ремонта:

1. Метод послеосмотровых ремонтов, который заклю­чается в том, что срок, вид очередного ремонта и содер­жание ремонтных операций определяются по данным ос­мотров и наблюдений за работой оборудования, агрега­тов. Периодичность же осмотров устанавливается по ориентировочным данным о минимальных сроках служ­бы ограниченного числа деталей оборудования. Такая система обслуживания оборудования имеет некоторые недостатки в связи с отсутствием необходимых исходных данных для длительного планирования и подготовки к ремонту, а следовательно, требует значительных затрат времени на проведение частых осмотров.

2. Метод периодических ремонтов, который характе­ризуется тем, что сроки и виды очередных ремонтов уста­навливают, опираясь на знание сроков службы основных, наиболее характерных деталей и узлов, а конкретное со­держание ремонтных операций - по данным осмотров, предшествующих ремонту. Такая система обслуживания оборудования широко используется в машиностроении, металлургии, в горной, текстильной, обувной и пищевой промышленности при ремонте технологического оборудо­вания.

3. Метод стандартных (принудительных) ремонтов, который состоит в том, что срок, вид и конкретное содер­жание очередного ремонта устанавливаются на основе исчерпывающей информации о сроках службы всех час­тей оборудования. Такая система обслуживания приме­няется по отношению к оборудованию, режим работы которого отличается высокой устойчивостью (энергоаг­регаты, автоматические поточные линии).

Использование на предприятии пищевой промышлен­ности той или иной разновидности системы ППР опреде­ляется степенью изученности сроков службы частей обо­рудования.

Производственная структура предприятия ДРХ представляет собой совокупность всех служб, непосредственно занятых выполнением задач всей организации в целом (они называются основными подразделениями), а также объединений, деятельность которых связана с обеспечением нормальной непрерывной работы этих служб. Основные задачи в ДРХ были уже перечислены выше - это проведение капитального и текущего ремонтов, реконструкции и эксплуатации управляемых объектов.

В малых и средних городах организации, выполняющие эти функции, входят в состав комбинатов коммунальных предприятий. В ряде случаев задачи ремонта и эксплуатации дорог возлагаются на отдельные подразделения, входящие в состав дорожно-строительных организаций. Другой формой управления, характерной для малых и средних городов, является образование соответствующих подразделений в составе строительных организаций - участков по строительству, реконструкции и ремонту дорог. В некоторых средних городах с незначительным объёмом ремонтно-эксплуатационных работ может быть организован хозрасчетный участок при местном ремонтно-строительном тресте и в отдельных случаях при областном дорожном тресте. В крупнейших городах организации ДРХ имеют сложную структуру. Например, в Москве в состав Главного управления дорожного хозяйства и благоустройства входят тресты и управления по содержанию дорог, улиц, мостов, транспортных сооружений, туннелей, подземных переходов и т.д. Для координации их деятельности в составе местных органов самоуправления создаются отделы капитального строительства. При организации в городе нескольких трестов, специализированных по ремонту и строительству дорог, в составе управления городским хозяйством создаются дорожные отделы. Наиболее распространенной организационной формой управления дорожно-ремонтным и эксплуатационным хозяйством являются тресты. В составе производственной структуры основными подразделениями являются дорожно-ремонтные управления (ДРУ). В зависимости от специализации по объектам в составе треста ДРУ специализируются на выполнении работ по ремонту и содержанию мостов, подземных переходов, транспортных магистралей, улиц т.д.

При специализации по видам работ в составе треста могут создаваться несколько однородных дорожно-ремонтных управлений, выполняющих капитальный, текущий ремонт и непосредственно эксплуатацию. Каждое управление состоит из нескольких участков. Условия образования участков характеризуются следующими факторами:

  • 1. Необходимостью специализации внутри управления. Так, при специализации управления по капитальному ремонту (КР) в зависимости от объема работ следует выделять участки по земляным работам, устройству дорожного полотна, производству дорожного покрытия;
  • 2. Образование участков может определяться объемом работ. При сравнительно большом объеме работ и их территориальной концентрации рекомендуется на базе этих участков создавать дорожные участки (ДУ);
  • 3. Специализацией на обслуживании определённого объекта Управление предприятием городского хозяйства /под ред. Садыкова А.С.- М., 2012. - С. 216.

Эксплуатационные подразделения в зависимости от объема работ целесообразно создавать в каждом районе города. При отсутствии городских районов (если город невелик и не разделён естественными преградами) может создаваться единственное эксплуатационное звено. Основные подразделения предприятий дорожного хозяйства могут специализироваться не только на основе выполнения отдельных видов ремонтных работ, но и по ремонту отдельных или групп объектов. В зависимости от их количества, рассредоточенности по территории города могут создаваться специализированные подразделения по ремонту или эксплуатации городских улиц, транспортных магистралей, мостов, подземных переходов, туннелей и других сооружений. При незначительном количестве разнообразных объектов следует создавать комбинированные подразделения по ремонту мостов и подземных сооружений, ремонту улиц и транспортных магистралей и т.д.

Характер комбинаций зависит не только от количества объектов и объёмов необходимых работ, но и от их территориальной близости. Если в одном из городских районов сосредоточены мосты, развязки дорог на разных уровнях, эстакады, то ремонт или эксплуатацию целесообразно передать одному подразделению.

Работы по текущему и капитальному ремонту, а также и реконструкции можно выполнять силами одного объединённого подразделения либо создавать отдельные ДРУ по каждому из этих направлений.

Также кроме прилагаемой ниже схемы возможны варианты с образованием в составе производственной структуры основных подразделений, занятых работой по укладке асфальта; действующих в зимний период и т.д. Выбор определённой оптимальной структуры управления зависит от специфики города в целом и особенностей конкретных объектов управления в частности. Например, если на большинстве участков преобладают земляные работы, то на основе их выделения следует создать специализированное подразделение по земляным работам /Приложение 1/.

Основным содержанием деятельности аппарата управления является выполнение таких функций как: планирование, материально-техническое снабжение, контроль качества, формирование трудового коллектива, координация работы основных подразделений между собой и т.д. Эти функции аппарат управления выполняет для всех подразделений без исключения в интересах всего предприятия в целом т.к. каждая служба не может сама, отвлекаясь от основной задачи, выполнять эти функции только в своих интересах.

Другой важнейшей сферой деятельности аппарата управления является обеспечение взаимодействия основных подразделений не только между собой, но и с обслуживающими подразделениями.

Как уже было сказано, к обслуживающим относятся те подразделения, которые в достижении основной цели предприятия играют второстепенную роль.

Необходимость формирования обслуживающих подразделений объясняется тем, что ни одно основное подразделение не может работать бесперебойно без получения со стороны необходимых ресурсов или услуг. Попытка решения этих задач каждым подразделением в отдельности отвлекала бы их от основных задач. Другая причина образования обслуживающих подразделений связана с тем, что в их услугах нуждаются все основные подразделения без исключения. Это может обеспечиваться созданием постоянно действующих и соответствующим образом специализированных подразделений.

Характерными признаками всех обслуживающих подразделений являются:

обслуживание всех основных подразделений;

производство и реализация лишь тех видов ресурсов и услуг, которые нужны для бесперебойной работы основных подразделений Управление предприятием городского хозяйства /под ред. Садыкова А.С.- М., 2012. - С. 219.

По этому критерию к обслуживающим относятся такие подразделения как: диспетчерская служба, цех по ремонту технологического оборудования, ремонтно-строительная служба, лаборатория качества, служба учёта.

В связи с этим все обслуживающие подразделения можно разделить на две группы:

  • - подразделения, производящие ресурсы (заводы по производству асфальтобетона, цементобетона, карьеры по добыче песка, щебня, гравия, предприятия по изготовлению отдельных конструктивных элементов в виде дорожных ограждений и знаков, бордюрных камней, железобетонных изделий).
  • - подразделения, оказывающие услуги (предприятия, службы, отделы по оказанию услуг в областях транспортного обслуживания, механизации работ, диспетчеризации, складирования и т.д.).

Между основными и обслуживающими подразделениями предприятия существует прямая связь. Обслуживающие образования должны производить ресурсы (оказывать услуги) в том суммарном объёме, какой необходим соответствующим основным подразделениям. Рост или уменьшение количества обслуживающих подразделений или масштаба деятельности каждого из них зависит от соответствующих изменений в количестве и масштабе деятельности основных подразделений.

Объем работы каждого обслуживающего подразделения (в рамках предприятия по оказанию любого вида жилищно-коммунальных услуг) зависит от объемов работ обслуживаемых им основных подразделений. Количественные изменения масштабов деятельности последних требуют внесения соответствующих изменений в объемы работ обслуживающих подразделений, увеличение (уменьшение) этих работ должно производиться в пропорциональной зависимости от роста или сокращения размера основных подразделений. Например, расширение территории города и, как следствие этого, увеличение потребности в песке, щебне, гравии, асфальтобетоне, в услугах по ремонту и складированию, должно быть компенсировано необходимым увеличением мощности перечисленных обслуживающих подразделений. Однако выше написанное верно и для качественных изменений деятельности основных подразделений. В связи с изменением технологии дорожно-ремонтных работ, появлением потребности в новых видах ресурсов или услуг соответствующие перемены должны вноситься и в состав обслуживающих подразделений. Например, в связи с разработкой и успешным внедрением нового состава покрытия дорожного полотна меняются требования по качеству поставляемых асфальтобетонным заводом ресурсов. Как количественные, так и качественные изменения в составе обслуживающих подразделений должны производиться своевременно.

Изменение их состава не вовремя приводит к существованию неиспользуемых мощностей (что требует неоправданных затрат на их содержание) либо к нехватке соответствующих ресурсов (что также снижает эффективность работы всего предприятия ДРХ). Структурообразующая роль рассмотренных выше положений заключается в том, что объем услуг или ресурсов, предоставляемых обслуживающими подразделениями, не должен быть ни меньше, ни больше потребности основных подразделений. Вопрос о необходимости образования в рамках производственной структуры конкретного предприятия ДРХ того или иного обслуживающего подразделения решается на основании анализа объёмов работ, вида ресурса (услуги). Например, при принятии решения о создании собственного асфальтобетонного завода нужно определить что выгоднее: закупать и привозить необходимый ресурс у существующего завода или вкладывать средства в строительство своего.


К атегория:

Ремонт тракторов и автомобилей

Производственная структура и управление ремонтным предприятием


Структура ремонтного предприятия. Любое ремонтное предприятие состоит из основных (производственных), вспомогательных и обслуживающих подразделений.

Основные производственные подразделения (цехи, отделения или участки) - это разборочно-моечный, сборочный, восстановления и изготовления деталей и др.

Вспомогательные и обслуживающие подразделения - это инструментальная, складское и энергетическое хозяйства, подъемно-транспортного обслуживания, ремонта оборудования и др.



-

Участок - основная структурная единица ремонтного предприятия. Он объединяет одно, а чаще несколько рабочих мест, на которых выполняют технологически однородную работу или различные операции по ремонту однотипной продукции. Как правило, участок занимает обособленную производственную площадь и оснащен специальным оборудованием. Например, участок сборки узлов двигателей может объединять следующие рабочие места: сборки блоков, сборки головок цилиндров, сборки шатунно-поршневых групп, сборки масляных насосов и фильтров.

Отделение может состоять из нескольких участков. Например, отделение сборки двигателей может объединять участки: сборки узлов, сборки двигателей из узлов, обкатки и испытания, окраски и сушки двигателей. Однотипные, взаимосвязанные участки на крупном ремонтном предприятии могут объединяться в цехи.

Цех - административно-обособленное подразделение ремонтного предприятия, дающее законченную готовую продукцию или ее часть. Эту продукцию используют на данном предприятии или реализуют другим предприятиям. Например, цех по ремонту дизельной топливной аппаратуры состоит из следующих участков: разборочно-моечного, дефектовочно-комплектовочного, ремонта деталей и узлов топливных насосов, ремонта форсунок, ремонта топливопроводов и фильтров, сборки топливных насосов, обкатки и испытания насосов.

Состав подразделений зависит от типа, назначения, степени специализации и производственной мощности ремонтного предприятия.

Большинство ремонтных предприятий сельского хозяйства имеет бесцеховую структуру. Цеховая структура рекомендуется для ремонтно-механических заводов и авторемонтных предприятий с программой ремонта свыше 6000 автомобилей в год. В отдельных случаях организуют разборочно-сборочный и кузовной цехи на предприятиях с программой ремонта свыше 2000 автомобилей в год.

При цеховой и бесцеховои структуре подразделения предприятия создают по технологическому, предметному и смешанному (предметно-технологическому) принципам. В подразделениях, организованных по технологическому принципу, выполняют технологически однородные работы по ремонту различных объектов: разборочно-моечные, сборочные, восстановления деталей сваркой и др.

В подразделениях, организованных по предметному принципу, выполняют работы по ремонту одноименных объектов на базе готовых деталей: ремонт рам, ремонт топливной аппаратуры, ремонт электрооборудования, ремонт кабин и др.

Чаще всего подразделения организованы по смешанному, предметно-технологическому принципу, когда в отделениях или на участках выполняют разборочно-сборочные работы и ряд операций по восстановлению деталей для ремонтируемых сборочных единиц.

Управление ремонтным предприятием. Ремонтным предприятием управляет директор или другое доверенное лицо государства с помощью специального управленческого аппарата. Структура и размеры управленческого аппарата определяются размером ремонтного предприятия.

Ответственность за работу ремонтной мастерской совхоза (колхоза) возложена на главного инженера хозяйства.

Заведующий мастерской организует и руководит ее производственным процессом.

Инженер-контролер несет ответственность за качество ремонтных работ и технического обслуживания сельскохозяйственной техники.

Специализированным ремонтным предприятием агропромышленного комплекса управляет директор.

Главный инженер - первый заместитель директора. В его ведении находится: технический отдел, который занимается конструкторской и технической подготовкой производства, руководит рационализаторской работой и изобретательством, следит за соблюдением мер безопасности труда, и отдел главного механика, в ведении которого находится ремонт зданий, сооружений и оборудования, энергетическое хозяйство и изготовление нестандартного оборудования.

Заместитель директора по административно-хозяйственной части руководит отделом снабжения, строительства, а также складским и жилищно-коммунальным хозяйством.

Планово-производственный отдел, подчиняющийся непосредственно директору, разрабатывает перспективный и текущий планы предприятия и его подразделений, а также ведет оперативно-производственное планирование на месяц, декаду, неделю и т. д.


Учебник/ Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 440с.

3. Организация и планирование производства

3.6. Организация вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств

3.6.2. Организация ремонтной службы предприятия

В процессе эксплуатации технологическое оборудование подвергается физическому и моральному износу и требует постоянного технического обслуживания. Работоспособность оборудования восстанавливается путем его ремонта. Причем в результате ремонта должно не только восстанавливаться первоначальное состояние оборудования, но и значительно улучшаться его основные технические характеристики за счет модернизации. Таким образом, сущность ремонта заключается в сохранении и качественном восстановлении изношенных деталей и регулировки механизмов и другого технологического оборудования.

В машиностроении затраты на ремонт оборудования ежегодно достигают 17-26% его первоначальной стоимости, что соответствует 5-8% себестоимости продукции завода. Практика показывает, что затраты на ремонт и техническое обслуживание оборудования постоянно увеличиваются, растут мощности ремонтных служб и численность ремонтных рабочих (15%). В то же время организационный уровень и качество ремонтных работ в целом далеко не всегда удовлетворительны. Децентрализация ремонта приводит к параллельности однородных работ и низкому техническому уровню их исполнения, затраты на капитальный ремонт станка иногда превышают стоимость нового, простои станков в ремонте, как правило, превышают плановые. Отсюда вытекает важное направление деятельности предприятия ‑ постоянное совершенствование организации ремонтного хозяйства.

Задача ремонтной службы предприятия ─ обеспечение постоянной работоспособности оборудования и его модернизация, изготовление запасных частей, необходимых для ремонта, повышение культуры эксплуатации действующего оборудования, повышение качества ремонта и снижение затрат на его выполнение.

Ремонтную службу предприятия возглавляет отдел главного механика предприятия (ОГМ). Структура ремонтной службы представлена на рис. 3.22

Функции ремонтной службы предприятия:

· разработка нормативов по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования;

· планирование планово-предупредительных ремонтов (ППР);

· планирование потребности в запасных частях;

· организация ППР и ППО планово-предупредительного обслуживания (ППО);

· организация изготовления, закупки и хранения запчастей;

· оперативное планирование и диспетчирование сложных ремонтных работ;

· организация работ по монтажу, демонтажу и утилизации оборудования;

· организация работ по приготовлению и утилизации смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ);

· разработка проектно-технологической документации на проведение ремонтных работ и модернизации оборудования;

· контроль качества ремонтов;

· надзор за правилами эксплуатации оборудования и грузоподъемных механизмов.

Рис. 3.22. Состав служб ремонтной службы предприятия

Обслуживание и эксплуатация оборудования на предприятиях производятся по единой системе планово-предупредительных ремонтов (ППР) .

Система ППР ─ это комплекс планируемых организационно-технических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования. Мероприятия носят предупредительный характер, то есть после отработки каждой единицей оборудования определенного количества времени производятся его профилактические осмотры и плановые ремонты: малые, средние, капитальные.

Чередование и периодичность ремонтов определяется назначением оборудования, его конструктивными и ремонтными особенностями, а также условиями эксплуатации. ППР оборудования предусматривает выполнение следующих работ:

· межремонтное обслуживание;

· периодические осмотры;

· периодические плановые ремонты: малые, средние, капитальные.

Межремонтное обслуживание ─ это повседневный уход и надзор за оборудованием, проведение регулировок и ремонтных работ в период его эксплуатации без нарушения процесса производства. Оно выполняется во время перерывов в работе оборудования (в нерабочие смены, на стыке смен и т.д.) дежурным персоналом ремонтной службы цеха.

Периодические осмотры ─ осмотры, промывки, испытания на точность и прочие профилактические операции, проводимые по плану через определенное количество отработанных оборудованием часов.

Периодические плановые ремонты делят на малый, средний и капитальный ремонты.

Малый ремонт ─ детальный осмотр, смена и замена износившихся частей, выявление деталей, требующих замены при ближайшем плановом ремонте (среднем, капитальном) и составление дефектной ведомости для него (ремонта), проверка на точность, испытание оборудования.

Средний ремонт ─ детальный осмотр, разборка отдельных узлов, смена износившихся деталей, проверка на точность перед разборкой и после ремонта.

Капитальный ремонт ─ полная разборка оборудования и узлов, детальный осмотр, промывка, протирка, замена и восстановление деталей, проверка на технологическую точность обработки, восстановление мощности, производительности по стандартам и ТУ.

ППР осуществляется по плану-графику, разработанному на основе нормативов ППР:

Продолжительности ремонтного цикла;

Продолжительности межремонтных и межосмотровых циклов;

Продолжительности ремонтов;

Трудоемкости и материалоемкости ремонтных работ.

Ремонтный цикл ‑ это период работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта, или период работы между двумя капитальными ремонтами. Структура ремонтного цикла ─ это порядок чередования ремонтов и осмотров, зависящих от типа оборудования, степени его загрузки, возраста, конструктивных особенностей и условий эксплуатации. Под структурой межремонтного цикла понимается перечень и последовательность выполнения ремонтных работ и работ по техническому обслуживанию в период межремонтного цикла. Например, для средних и легких металлорежущих станков структура межремонтного цикла имеет следующий вид:

К 1 – О 1 – Т 1 – О 2 – Т 2 – О 3 – С 1 – О 4 – Т 3 – О 5 – Т 4 – О 6 – К 2 ,

где К 1 и К 2 – капитальные ремонты оборудования;

О 1 , О 2 ……,О 6 – осмотры (техническое обслуживание);

Т 1 , Т 2 , Т 3 , Т 4 – текущие (малые) ремонты оборудования;

С 1 – средний ремонт оборудования.

Из структуры межремонтного цикла видно, сколько и в какой последовательности проводится тот или иной вид ремонта или осмотра.

Межремонтный период – время работы единицы оборудования между двумя очередными плановыми ремонтами.

Под категорией сложности ремонта понимаются степень сложности ремонта оборудования и его особенности. Чем сложнее оборудование, чем больше его размер и выше точность обработки на нем, тем сложнее ремонт, следовательно, и выше категория сложности.

Категория сложности ремонта обозначается буквой R и числовым коэффициентом перед ней. В качестве эталона для определенной группы металлорежущих станков принят токарно-винторезный станок 1К62 с высотой центров 200 мм и расстоянием между центрами 1000 мм. Для этого станка установлена категория сложности по технической части 11R, а по электрической – 8,5R. Категорию сложности любого другого станка данной группы оборудования устанавливают путем сопоставления его с эталоном.

Трудоемкость ремонтных работ того или иного вида определяется исходя из количества единиц ремонтной сложности и норм времени, установленных на одну ремонтную единицу. Количество единиц ремонтной сложности по механической части оборудования совпадает с категорией сложности. Следовательно, станок 1К62 по механической части имеет 11 ремонтных единиц, а по электрической части установлено 8,5 ремонтной единицы.

Нормы времени устанавливаются на одну ремонтную единицу по видам ремонтных работ отдельно на слесарные, станочные и прочие работы.

Суммарная трудоемкость по отдельному виду ремонтных работ определяется по формуле:

, (3.58)

где Т с ─ трудоемкость среднего ремонта оборудования данной группы, нормо-ч;

t c ─ норма времени на одну ремонтную единицу по всем видам работ, нормо-ч;

R – количество ремонтных единиц;

С пр – количество единиц оборудования данной группы, шт.

Аналогично определяется трудоемкость по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам.

Ремонт и техническое обслуживание технологического оборудования на предприятиях выполняют ремонтно-механический цех (РМЦ) и ремонтные службы цехов. В зависимости от доли работ, выполняемых производственными цехами, РМЦ и цеховыми ремонтными службами различают три формы организации ремонта: централизованную, децентрализованную и смешанную.

При централизованной форме все виды ремонта, а иногда и техническое обслуживание производятся силами РМЦ завода. Такая организация ремонта применяется на небольших предприятиях с суммарной ремонтной сложностью оборудования 3000-5000 ремонтных единиц. Это, как правило, заводы единичного и мелкосерийного производства.

При децентрализованной форме все виды ремонтов и техническое обслуживание оборудования выполняются силами цеховых ремонтных баз (ЦРБ) под руководством механиков цехов. На этих базах восстанавливаются изношенные детали. Новые сменные запасные детали изготавливаются в РМЦ. Здесь же могут восстанавливаться изношенные детали, требующие применения специального технологического оснащения и оборудования. В отдельных случаях, по специальному указанию главного механика, РМЦ проводит капитальный ремонт технологического оборудования. Такая организация ремонта свойственна предприятиям массового и крупносерийного производства с большим числом оборудования в каждом цехе (с суммарной сложностью не менее 800-1000 ремонтных единиц).

Смешанная форма организации ремонтных работ характеризуется тем, что наиболее сложные и трудоемкие работы (капитальный ремонт, модернизация оборудования, изготовление запасных частей и восстановление изношенных деталей) производятся силами РМЦ, а техническое обслуживание, текущий и средний ремонты, внеплановые ремонты – силами ЦРБ, комплексными бригадами слесарей, закрепленными за участками. Под влиянием научно-технического прогресса, с возрастанием доли сложного, прецизионного и автоматического оборудования и с повышением требований к качеству продукции наметилась тенденция перехода от децентрализованной формы к смешанной. При переходе средних и крупных предприятий на смешанную форму организации ремонтных работ целесообразно концентрировать в РМЦ все виды работ, выполняемых в больших объемах (средние и капитальные ремонты, изготовление запасных частей и др.).

Технико-экономические показатели ремонтной службы

При анализе и оценке работы ремонтной службы используются следующие технико-экономические показатели:

1. Время простоя оборудования в ремонте, приходящееся на одну ремонтную единицу. Этот показатель определяется делением суммарного простоя оборудования в ремонте на число ремонтных единиц оборудования, которое подвергается ремонту в данном плановом периоде. Необходимо добиваться максимального сокращения этого времени.

2. Число ремонтных единиц установленного оборудования, приходящееся на одного ремонтного рабочего. Это число характеризует производительность труда ремонтных рабочих, которая должна постоянно увеличиваться.

3. Себестоимость ремонта одной ремонтной единицы, определяемая делением всех расходов (включая накладные) по ремонту в течение определенного времени (например, в течение года) на число ремонтных единиц оборудования, ремонтируемого за этот же плановый период. Необходимо стремиться к максимальному снижению этого показателя.

4. Оборачиваемость парка запасных деталей, равная отношению стоимости израсходованных запасных деталей к среднему остатку их в кладовых. Этот показатель должен быть максимально большим.

5. Число аварий, поломок и внеплановых ремонтов на единицу оборудования, характеризующее эффективность системы ППР. Оно должно быть минимальным.

Между этими показателями существует определенная зависимость. Сокращение времени простоя оборудования в ремонте, приходящегося на одну ремонтную единицу, приводит к увеличению числа ремонтных единиц установленного оборудования, приходящегося на одного ремонтного рабочего, так как один и тот же объем ремонтных работ при сокращении времени на него может быть выполнен меньшим количеством рабочих. Это обусловливает снижение себестоимости ремонта одной ремонтной единицы. Улучшение первых трех показателей достигается посредством более эффективной организации ремонтных работ и ремонтного хозяйства, что приводит к улучшению четвертого показателя. Анализ всех показателей проводится в сравнении с показателями, достигнутыми на специализированных ремонтных предприятиях.

Это может быть интересно (избранные параграфы):
-

Современные предприятия оснащены дорогостоящим и разнообразным оборудованием, установками, роботизированными комплексами, транспортными средствами и другими видами основных фондов. В процессе работы из-за износа и разрушения отдельных деталей снижается их производительность, точность и другие параметры.
Для компенсации износа и поддержания основных фондов в нормальном, работоспособном состоянии требуется систематическое техническое и ремонтное обслуживание.
Техническим обслуживанием принято называть комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности оборудования при его производственном использовании, во время ожидания, хранения и транспортировки.
Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности, работоспособности или ресурса оборудования либо его составных частей благодаря замене или восстановлению изношенных деталей и регулировке механизмов.
О значении надлежащей организации содержания и ремонта оборудования можно судить по следующим показателям: годовые затраты на ремонт и техническое обслуживание оборудования на предприятиях составляют 10 - 25% его первоначальной стоимости, а их доля в себестоимости продукции достигает 6 - 8%; численность ремонтных рабочих колеблется в пределах 20 - 30% общей численности вспомогательных рабочих.
Таким образом, главными задачами ремонтной службы предприятия следует считать:
сохранение оборудования в технически исправном состоянии, обеспечивающем его высокую производительность и качество работы;
сокращение времени на техническое обслуживание и ремонт оборудования;
снижение затрат на ремонт и техобслуживание.
Для решения указанных задач на предприятиях создается ремонтная служба, состоящая из ремонтно-механического, ремонтно-строительного и электроремонтного
цехов, смазочно-эмульсионного хозяйства, складов оборудования и запасных частей, а также цеховых ремонтных служб.
Ремонтно-механический цех (РМЦ) является основной материальной базой ремонтной службы предприятия. Он комплектуется разнообразным универсальным оборудованием и высококвалифицированными рабочими. В этом цехе выполняются все наиболее сложные работы по ремонту оборудования, изготовлению и восстановлению сменных деталей, а также работы по модернизации оборудования.
Капитальный ремонт производится в ремонтно-механическом цехе на специально оборудованных рабочих местах (стендах, площадках), а в случае тяжелого оборудования - непосредственно в цехах. В структуре ремонтно-механического цеха обычно выделяют технологические участки (станочный, демонтажный, слесарно-сборочный, заготовительный со складом, сварочный и термический), а также промежуточные склады, склад запасных частей и вспомогательных материалов, инструментально-раздаточную кладовую с заточным отделением. Организация и планирование работы ремонтно-механического цеха осуществляются так же, как в механических цехах с единичным и мелкосерийным типом производства.
Ремонтно-строительные цехи создаются на крупных промышленных предприятиях и выполняют ремонт зданий и сооружений на территории завода. Подчиняются они отделу капитального строительства.
Электроремонтный цех осуществляет ремонт энергооборудования, подчиняясь главному энергетику предприятия.
Цеховые ремонтные базы создаются в крупных основных цехах предприятия и подчиняются механикам этих цехов.
Конструкторскую и технологическую подготовку, материальное обеспечение, планирование и организацию работ по ремонтно-техническому обслуживанию и модернизации оборудования осуществляет в составе ремонтного хозяйства предприятия отдел главного механика.
Конструкторско-технологическое бюро осуществляет техническую подготовку ремонтных работ всех видов, включая модернизацию; обеспечивает комплектование альбомов чертежей и их хранение по всем видам оборудования.
Бюро ремонта состоит из следующих подразделений:конструкторско-технологического бюро; планово-производственного бюро; группы кранового оборудования; бюро ремонта (инспекторская группа; бюро учета оборудования; группа запасных частей; группа смазочного хозяйства).
Инспекторская группа осуществляет технический надзор за эксплуатацией и состоянием технологического оборудования (по видам, за исключением кранового), планирование и контроль выполнения планов его ремонта и технического обслуживания.
Группа учета оборудования ведет учет оборудования и его перемещения, отвечает за хранение и консервацию неустановленного (демонтированного) оборудования.
Группа запасных частей устанавливает номенклатуру, сроки службы, нормы расхода и лимиты на запасные детали и покупные материалы, планирует изготовление запасных частей и руководит складскими запасами деталей.
Группа смазочного хозяйства контролирует выполнение графика смазки оборудования, устанавливает лимиты на обтирочно-смазочные материалы и на сбор отработанного масла и его регенерацию.
Планово-прозводственное бюро планирует и контролирует работу ремонтно-механического цеха и цеховых ремонтных служб, проводит материальную подготовку ремонтных работ, составляет отчеты о выполнении планов ремонтных работ по заводу, анализирует технико-экономические показатели ремонтной службы завода, выявляет непроизводительные затраты, разрабатывает мероприятия по их устранению.
Группа кранового оборудования осуществляет технический надзор за эксплуатацией и состоянием подъемно-транспортного оборудования, планирование и контроль выполнения планов его ремонта и технического обслуживания. На небольших предприятиях отдел главного механика обычно включает бюро ремонта, конструкторско-технологическое бюро и бюро энергетики, выполняющие функции отсутствующего на таких предприятиях отдела главного энергетика.
Как было сказано выше, ремонт и техническое обслуживание оборудования на предприятиях осуществляются на двух уровнях: общезаводском и цеховом.
В зависимости от доли работ, выполняемых производственными цехами, РМЦ и цеховыми ремонтными службами, различают три формы организации ремонта: централизованную, децентрализованную и смешанную.
При централизованной форме все виды ремонта, а иногда и техническое обслуживание производятся силами РМЦ завода. Это происходит на небольших предприятиях (как правило, заводы единичного и мелкосерийного производства).
При децентрализованной форме все виды ремонта и обслуживания выполняются силами цеховых ремонтных служб, а РМЦ занимается изготовлением запасных частей, капитальным ремонтом и модернизацией особо важного оборудования. Данная форма ремонта в большей степени применима на предприятиях крупносерийного и массового производства с большим количеством оборудования в каждом цехе.
Смешанная форма организации ремонтных работ характеризуется тем, что наиболее сложные и трудоемкие работы (капитальный ремонт, модернизация оборудования, изготовление запасных частей и восстановление изношенных деталей) производятся силами РМЦ, а техническое обслуживание, текущий, средний и внеплановые ремонты - силами ЦРБ, комплексными бригадами слесарей, закрепленными за участками.
Ремонтные работы желательно осуществлять без полной остановки производства. Это возможно при использовании агрегатного (узлового) или последовательно-агрегатного (последовательно-узлового) методов ремонта.
При агрегатном методе отдельные агрегаты (сборочные единицы) оборудования, подлежащие ремонту, демонтируются и отправляются в ремонт, а на их место устанавливаются запасные (оборотные) _ заранее отремонтированные или новые. Применение этого метода экономически целесообразно при ремонте большого числа единиц оборудования одинаковых моделей. При последовательно-агрегатном методе агрегаты, требующие ремонта, демонтируются и заменяются запасными не одновременно, а последовательно во время перерывов (обычно режимных) в работе оборудования. Этот метод применяется для оборудования, имеющего ряд конструктивно обособленных элементов (агрегатов и модулей), которые могут быть отремонтированы и испытаны раздельно.
В условиях поточного и автоматизированного производства аварийный выход из строя отдельных агрегатов оборудования может привести к полной остановке работы целого производственного подразделения. Для предупреждения аварийных ситуаций организуется обязательное регулярное профилактическое обслуживание оборудования в нерабочее время, создается необходимый запас сменных быстроизнашивающихся частей. Плановый ремонт оборудования на поточных линиях и в автоматизированных производствах выполняется в часы профилактики и нерабочие дни (смены или часы) агрегатным или последовательно-агрегатным методом.
При организации ремонтов и технического обслуживания оборудования возможны два принципиально разных подхода: ремонтные работы и соответствующее обслуживание после выхода оборудования из строя (поломка, авария и т.п.) либо ремонты и техобслуживание, не дожидаясь выхода агрегатов из строя, т.е. в предварительном, планово-предупредительном порядке.

Задача ремонтной службы предприятия:

обеспечение постоянной работоспособности оборудования и его модернизация, изготовление запасных частей, необходимых для ремонта, повышение культуры эксплуатации действующего оборудования, повышение качества ремонта и снижение затрат на его выполнение.

Ремонтную службу предприятия возглавляет отдел главного механика предприятия (ОГМ). Структура ремонтной службы представлена на рис. 8.3.

Рисунок 2.1 - Структура ремонтной службы предприятия

Функции ремонтной службы предприятия:

Разработка нормативов по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования;
- планирование ППР;
- планирование потребности в запасных частях;
- организация ППР и (ППО), изготовления или закупки и хранения запчастей;
- оперативное планирование и диспетчирование сложных ремонтных работ;
- организация работ по монтажу, демонтажу и утилизации оборудования;
- организация работ по приготовлению и утилизации смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ);
- разработка проектно-технологической документации на проведение ремонтных работ и модернизации оборудования;
- контроль качества ремонтов;
- надзор за правилами эксплуатации оборудования и грузоподъемных механизмов.

Система планово-предупредительного ремонта (ППР)

Система ППР - это комплекс планируемых организационно-технических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования. Мероприятия носят предупредительный характер, т.е. после отработки каждой единицей оборудования определенного количества времени производятся профилактические осмотры и плановые ремонты его: малые, средние, капитальные.

Чередование и периодичность ремонтов определяется назначением оборудования, его конструктивными и ремонтными особенностями и условиями эксплуатации.

ППР оборудования предусматривает выполнение следующих работ:

Межремонтное обслуживание;
- периодические осмотры;
- периодические плановые ремонты:
- малые;
- средние;
- капитальные.

Межремонтное обслуживание - это повседневный уход и надзор за оборудованием, проведение регулировок и ремонтных работ в период его эксплуатации без нарушения процесса производства. Оно выполняется во время перерывов в работе оборудования (в нерабочие смены, на стыке смен и т.д.) дежурным персоналом ремонтной службы цеха.

Периодические осмотры - осмотры, промывки, испытания на точность и прочие профилактические операции, проводимые по плану через определенное количество отработанных оборудованием часов.

Периодические плановые ремонты

Малый ремонт - детальный осмотр, смена и замена износившихся частей, выявление деталей, требующих замены при ближайшем плановом ремонте (среднем, капитальном) и составление дефектной ведомости для него (ремонта), проверка на точность, испытание.

Средний ремонт - детальный осмотр, разборка отдельных узлов, смена износившихся деталей, проверка на точность перед разборкой и после ремонта.

Капитальный ремонт - полная разборка оборудования и узлов, детальный осмотр, промывка, протирка, замена и восстановление деталей, проверка на технологическую точность обработки, восстановление мощности, производительности по стандартам и ТУ.

ППР осуществляется по плану-графику, разработанному на основе нормативов ППР:

Продолжительности ремонтного цикла;
- продолжительности межремонтных и межосмотровых циклов;
- продолжительности ремонтов;
- категорий ремонтной сложности (КРС);
- трудоемкости и материалоемкости ремонтных работ.

Ремонтный цикл - это период работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта или период работы между двумя капитальными ремонтами.

Структура ремонтного цикла - это порядок чередования ремонтов и осмотров, зависящих от типа оборудования, степени его загрузки, возраста, конструктивных особенностей и условий эксплуатации. Например, для агрегатных финишных станков структура ремонтного цикла имеет следующий вид

К-О-О-М 1 -О-О-М 2 -О-О-С 1 -О-О-М 3 -О-О-М 4 -О-О-С 2 -О-О-М 5 -О-О-М 6 -О-О-К,

где К - это капитальный ремонт (или ввод оборудования в эксплуатацию);
С - средний ремонт;
М - малый ремонт;
О - осмотр;
1, 2, 3, ..., 6 - порядковый номер ремонта в цикле.

Продолжительность ремонтного цикла - промежуток времени между двумя капитальными ремонтами.

Категория ремонтной сложности (КРС) присваивается каждой единице оборудования. В качестверемонтной единицы принята 1/11 трудоемкости капитального ремонта токарно-винторезного станка 16К20, относящегося к одиннадцатой группе сложности.

Для единицы ремонтной сложности рассчитаны нормативы в часах для ремонтов по видам работ:

Слесарные;
- станочные;
- прочие (окрасочные, сварочные и др.).

КРС специального технологического оборудования (a р.c) определяется трудоемкостью ремонтных работ:

где t iслес - норма времени выполнения каждой слесарной операции, в нормо-часах;
t р.е.слес - норма времени на одну ремонтную единицу капитального ремонта оборудования, в нормо-часах;
m - типовой перечень слесарных работ (с указанием процентов замены изношенных важнейших деталей), выполняемых при проведении капитального ремонта.

Для большинства оборудования в машиностроении и приборостроении норма времени на одну ремонтную единицу равна:

23 часа для механической части оборудования;
- 11 часов для электрической части.



Отчетность