Принципы и функции методы менеджмента. Эволюция управленческой мысли

Страница 5 из 28

Древний период.

Наиболее длительным был первый период развития управления – начиная с 9–7 тысячелетий, примерно, до XVIII в. Прежде чем выделить управление в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно в 9–7 тысячелетиях в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов – их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике стал точкой отсчета и зарождения менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 – 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

Одним из тех, кто первым дал характеристику правления как особой сферы деятельности, был древнегреческий философ Сократ (470–399 гг. до н.э.), который, понимая управление как особую сферу человеческой деятельности, считал, что главное в управлениипоставить нужного челове­ка на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. Сократ проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428 или 427 – 348 или 347 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, рассматривал управление как науку об общем питании людей и доказывал, что деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Платон дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, заложил основы учения о домохозяйстве (прообраз современной политической экономии), в рамках которой указывал на необходимость разработки «господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими. Впрочем, замечает Аристотель, дело это довольно хлопотное, а «поэтому у тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берет на себя эту обязанность, сами же они занимаются политикой или философией».

Вопросам организации производства и управления уделялось много внимания и в Древнем Риме, что хорошо иллюстрирует пример применявшейся там системы управления фермой. Катон Цензор (Марк Порций, Катон Старший) (ок. 234 г. до н. э., Тускул – 149 г. до н. э., Рим), выдающийся полководец и политический деятель Древнего Рима, первый латинский писатель-прозаик, писал о необходимости планирования работ на ферме на целый год вперед. Кантон Цензор говорил об обязательном контроле за проделанной работой, о необходимости сравнения программы и результатов, о выяснении причин невыполнения плана, о рациональной организации работ.

Объективность и универсальность принципов управления . Наука управления имеет в своей основе систему базовых по­ложений и принципов, которые присущи только ей. Основными ее задачами являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупнос­ти управленческих отношений и различных форм их проявления при определении целей, разработке планов, создании экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономер­ностями являются необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны.

Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов управления - человека - также строится на определенных принци­пах, внутренних убеждениях, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали. Прин­ципы управления объективны , т.е. не зависят от воли и желаний отдельных личностей, хотя любая истина познается через слож­нейшую систему субъектно-объектных отношений, и в этом ос­новная трудность управления социумом и отдельной личностью. Эти принципы нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим лишь подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему, и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на управляющее воздействие. Даже самый опытный руководитель, прекрасно владеющий теорией управления, не застрахован от не­разумной, эмоциональной реакции на ситуацию. Понять и отстаивать принципы всегда легче, чем жить по ним.

Принципы управления универсальны , т е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом: официальным (производственным, служебным, граж­данским, общественным) или неофициальным (семейным, дру­жеским, бытовым).

Социальные объекты управления наиболее сложные и ответственные. Хотя природную основу личности составляют ее генетические, биологические особенности (человек формируется примерно на 15% в зависимости от факторов наследственности и на 85% - от своего окружения), все же определяющими факторами яв­ляются ее социальные свойства: взгляды, потребности, способности, интересы, морально-этические убеждения и т. п. Социальная структура личности формируется в сфере производственной, об­щественной деятельности, а также в сфере семьи и быта. Социальная активность личности во многом определяется се­мейным укладом, моральным климатом семьи. Семья стоит у ис­токов формирования личности, семейная гармония - одна из важнейших составляющих человеческого счастья, и у счастливых родителей растут добрые, психически здоровые дети.

Особо сложным объектом управления является коллектив, т е. группа людей, объединенная на основе общих задач, совмест­ных действий, постоянных контактов. Интеллектуальный, куль­турный и моральный потенциал членов коллектива настолько раз­ный, что трудно предсказать реакцию каждой личности на управ­ляющее воздействие. Как сохранить доброжелательные, сердечные отношения в семье, как установить и удержать взаимопонимание со своим коллегой, как нужно воздействовать на коллектив, что­бы добиться выполнения поставленных задач без конфликтов и стрессов? Принципы управления как фундамент сложнейшего из видов искусств - искусства управления не претендуют на роль панацеи на все случаи жизни, но во всех случаях не оставят чело­века без обоснованных, продуманных специалистами-професси­оналами рекомендаций .

Принципы управления определяют закономерности фор­мирования управляемой системы: ее структуры, методы воздей­ствия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда. Искусство управления не может опирать­ся только на интуицию, талант руководителя. Это искусство ос­новывается на солидной теоретической базе, накопленной за ты­сячи лет человеческой цивилизацией, - на принципах, законах управления. Рассмотрим важнейшие из этих принципов.

1. Принцип цели: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель . Он распространяется на все виды деятельности человека, от государственного и производственного управления и до тактики поведения личности на бытовом и меж­личностном уровнях. Не зная цели и тех результатов, которых можно ожидать при ее достижении, любая акция, любой посту­пок обречены на провал или могут вызвать серьезный конфликт (см. вопрос 24 ).

Методы менеджмента реализуются в соответствии с определенными принципами.

Научности в сочетании с элементами искусства

Целенаправленности

Функциональной специализации

Универсальности

Последовательности

Непрерывности

Оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления

Учета индивидуальных особенностей и психологии работников

Закономерностей межличностных отношений и группового поведения

Обеспечения единства права и ответственности в каждом звене процесса управления

Состязательности участников управления

Максимально широкого вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений

Рассмотрим приведенные принципы.

Главным в менеджменте считается принцип научности в сочетании с элементами искусства . Менеджмент использует сведения многих наук, что вызвано сложностью и разнообразием решения проблем современной хозяйственной практики. Вместе с тем ситуации во внешнем окружении и внутренней среде организации меняются и могут меняться так стремительно, что на поиск научно обоснованного решения проблемы нет времени. Тогда успех зависит от искусства, мастерства руководителя. Мастерство определяется умом, знаниями, опытом и талантом.

Принцип целенаправленности означает, что менеджмент как процесс должен быть ориентирован на решение конкретных проблем организации.

Суть принципов функциональной специализации и универсальности заключается в том, что к любому объекту менеджмента требуется индивидуальный подход, соответствующий направленности и особенностям функционирования объекта управления. В то же время действия менеджмента направлены на руководство людьми. Поэтому в менеджменте должно быть универсальное, нечто общее для руководства людьми.

Менеджмент основывается на принципе последовательности . Действия руководителя должны следовать одни за другими и быть логически обоснованными. Например, для менеджмента неприемлемо сначала принимать решение, а затем оценить и осмыслить ситуацию. Последовательность в менеджменте может иметь циклический характер, когда действия в определенной последовательности повторяются через определенное время.

Принцип непрерывности менеджмента означает непрерывность управления хозяйственной деятельностью. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации.

В свою очередь стабильное развитие и функционирование организации требует реализации принципа оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.

Менеджмент невозможен без соблюдения принципа учета индивидуальных особенностей и психологии персонала , закономерностей межличностных отношений и группового поведения, т.к. управление осуществляется людьми. Такой подход обеспечивает нормальный морально-психологический климат в коллективе организации. Решения в этом случае вырабатываются взвешенными и принимаются работниками к исполнению.

Принцип обеспечения единства прав и ответственности в каждом звене менеджмента организации необходим для нормального протекания процесса управления. Избыток прав в менеджменте, по сравнению с ответственностью, приводит к самовласти руководителей, их своеволию, произволу. Недостаток прав парализует деловую активность и инициативу менеджеров.

Принцип состязательности участников управления осуществляется на основе личной заинтересованности. Личная заинтересованность поддерживается с помощью материальных и моральных вознаграждений, получения новых знаний и практических навыков.

Современный менеджмент не может быть наиболее результативным без соблюдения принципа максимально широкого вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений на всех стадиях. Принятые затем решения, в выработку которых вложен труд и идеи исполнителей, реализуются с большей заинтересованностью и активностью, чем команды начальников.

Изложенные общие методологические принципы менеджмента показывают их значимость в деле руководства.

Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы, которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от меняющихся обстоятельств, от состава работников и т.д.

Файоль сформулировал 14 принципов управления :

1.) Разделение труда. Его целью является повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Разделение труда непосредственно связано со специализацией.

Этот принцип может быть применим как для сферы производственного, так и управленческого труда. Разделение труда эффективно до определенных размеров, при достижении которых оно не приносит желаемых результатов.

2.) Полномочия и ответственность. Полномочия - право распоряжаться ресурсами предприятия, а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Где есть полномочия, возникает и ответственность.

3.) Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции.

4.) Единоначалие (единство распорядительства). Работник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

5.) Единство направления (дирекции). Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6.) Подчиненность личных (индивидуальных) интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации и должны быть напрвлены на выполнение интересов всего предприятия.

7.) Вознаграждение персонала, т.е. цена оказываемых услуг. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять как персонал, так и организацию, как нанимателя, так и работника.

8.) Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности. Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность.

9.) Скалярная цепь (иерархия). Скалярная цепь, - это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Скалярная цепь определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать.

10.) Порядок. Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. «Место - для всего, все на своем месте».

11.) Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое отношение к себе, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.

12.) Стабильность рабочего места для персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.

13.) Инициатива. Инициатива - это разработка плана и успешная его реализация. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступить личным тщеславием».

14.) Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия. Файоль указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Предложенная Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике - это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилетия изменения.

1: На микроэкономическом уровне решается вопрос:

-: что и сколько производить

-: как избавиться от инфляции

-: каким образом можно достичь полной занятости

-: как стимулировать экономический рост

2.: Рыночная экономика определяется

-: замкнутостью, ограниченностью рамками хозяйства

-: всеобщностью и универсальностью товарных отношений

-: экономической направленностью, регулируемой полной волей государства

-: наличием хозяйств, основанных на коллективной форме собственности

3.: Общественные блага отличаются от частных тем, что они ###.

-: делимы;

-: находятся в индивидуальном пользовании;

-: делимы и находятся в индивидуальном пользовании;

-: неделимы и не находятся в индивидуальном пользовании;

-: делимы и не находятся в индивидуальном пользовании.

4: Натуральное хозяйство – это …:

-:производство натуральных природных продуктов для человека

-: хозяйство, где применяется только ручной труд

-: хозяйство, где все создается для продажи

-: хозяйство, где производится все для личного потребления и нет товарного обмена

5: Экономические ### отражают сущность экономических явлений, их причинно-следственные связи.

-: организации

6: Экономические законы, действующие в рамках одной социально-экономической системы называются ###.

-: специфическими

-: всеобщими

-: частными

7: Метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части называется ###.

-: дедукцией

-: индукцией

-: анализом

-: синтезом

-: аналогией

8: Впервые термин политэкономия ввел ###.

-: Дж.М. Кейнс

-: А.Маршалл

-: А. Монкретьен

9: Проблемы, что, как и для кого производить имеют отношение

-: только к обществам с централизованным планированием

-: только к рыночной экономике

-: только к третьим странам

-: к любому обществу.

10:Непрерывный процесс общественного производства называется ###.

-: воспроизводством

-: экономическим ростом

-: индустриализацией

-:национализацией

Общий и функциональный менеджмент

1. Основная цель менеджмента как вида деятельности – это…

- : создание материальных благ

- : создание прибавочного продукта

- : создание условий для успешного достижения целей организации

- : генерирование идей, приносящих материальную пользу, прибыль

2. Основополагающие правила поведения менеджеров по осуществлению управленческих действий – это…

- : функции руководителя



- : методы поведения

- : принципы менеджмента

- : инструменты управления

3. Принцип единоначалия предполагает, что…

- : работники организации должны подчиняться только ее руководителю

- : работник должен иметь только одного непосредственного руководителя и только от него получать распоряжения

- : менеджер высшего ранга не может давать распоряжения работникам, минуя их непосредственного начальника

- : в организации должно быть как можно меньше руководителей

4. Принцип универсальности управления сформулировал…

- : Александр Македонский

- : Сократ

- : Катон Старший

- : Николло Макиавелли

- : Платон

5. Первым сформулировал принципы рационального управления…

- : Г.Эмерсон

- : Дж.Бэббидж

- : К.Маркс

6. Принципы управления, сформулированные А.Файолем…

- : простые

- : сложные

- : гибкие

- : универсальные

- : устаревшие

7. Стратегическое преимущество любой организации способно обеспечить…

- : следование традициям, соблюдение сложившихся правил

- : управление, направленное на извлечение прибыли из любой ситуации

- : создание условий для оперативного реагирования на все угрозы и возможности

- : применение современных технологий производства

8. Практика управления возникла:

- : вместе с созданием «Школы научного управления»

- : в ХХ веке

- : в связи с промышленной революцией в Англии в XVIII веке

- : вместе с объединением первых людей в устойчивые группы, например, в племена

- : с возникновением системного подхода

10. Правитель древнего мира, разработавший и применивший на практике свод законов управления государством для регулирования – это…

- : Сократ

- : Платон

- : Хаммурапи

- : Навуходоносор II

- : Диоклетиан


Приложение 2

Перечень открытых вопросов



Отчетность