План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы". Конспект тематического досуга в подготовительной группе










































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Программное содержание: закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах, учить детей связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками. В игровой форме закреплять знания о способах питания и выхаживания потомства. С помощью современных технологий закрепить представления старших дошкольников о внешнем виде зимующих птиц. Развивать психические процессы: память, внимание, речь, мышление. Воспитывать любовь к родной природе, желание помогать животным в зимнее время года.

Оборудование к занятию: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, дидактическая игра “Птицы на кормушке”, дидактическая игра “Зимующие и перелетные птицы”, модели, обозначающие зимующих и перелетных птиц.

Ход занятия

Слайд 1. Воспитатель: Дорогие друзья! Я знаю, что вы настоящие друзья птиц, вы их не только любите, но и помогаете им пережить трудные зимние дни, подкармливаете, вместе с родителями изготавливаете гнездовья и кормушки. Но чтобы им помогать, о птицах нужно много знать.

Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей)

Что может сделать человек, чтобы облегчить жизнь птиц зимой? (Ответы детей)

Воспитатель: Знакомиться с зимующими птицами можно круглый год. Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года. Сегодня мы с вами поговорим о городских птицах воробьях, голубях, воронах, сороках, и о лесных обитателях – дятлах, синицах, их спутниках – поползнях, корольках – и некоторых других птицах, приносящих огромную пользу человеку истреблением вредных насекомых. В то же время они являются истинным украшением нашей природы (особенно зимой), благодаря яркому оперению, оригинальной внешности или своеобразному “пению”.

Слайд 2. Посмотрите на эту веселую, бодрую, горластую, смышленую птицу, ее знают все и ни с кем не спутают. Много прозвищ дали сороке люди. Какие вы слышали прозвища сороки? (Сорока-воровка, белобока)

Слайд 3. Как выглядит сорока? (Ответы детей)

Воспитатель: Действительно, все черное у сороки: и голова, и крылья, и хвост, а вот бока белые. Особенно красив у сороки хвост: длинный, прямой, с красивым зеленоватым отливом. В середине лета сорока меняет оперение. В это время она прячется в лесу. Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев и громкими голосами комментируют случившиеся. У этих птиц характерный голос – резкое стрекотание, похоже на “Ча – ча – ча”.

А вот “воровкой” сороку называют потому, что ей нравится все яркое, блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть приглянувшуюся вещь. Добычу сороки несут в гнездо. Там часто можно найти кусочки проволоки, стекла, блестящие пуговицы и бусинки, даже чайные ложки и очки.

Слайд 4. А вы знаете, где сороки стоят гнезда? (Ответы детей)

Воспитатель: Гнездо сорока устраивает высоко на дереве. Оно похоже на огромный шар: сухие ветки скреплены глиной и землей, а изнутри выстелено листьями растений, шерстью, пухом. В апреле – мае сорока – мама откладывает в гнездо 5–8 яиц и насиживает их. Примерно через 2 недели появляются на свет сорочата. Через месяц птенцы покидают гнездо, но еще не улетают далеко от родителей.

Зимой сорока переселяется поближе к человеку: рядом с ним легче прокормиться, не так трудно пережить долгую холодную зиму.

Сорока приносит пользу, уничтожая мышей, вредных насекомых, червей, слизней. Любит сорока полакомиться семенами растений, ягодами и фруктами.

Слайд 5. Наверное, не раз приходилось слышать, что дятел лечит деревья. Какие же у деревьев болезни и почему только дятел может им помочь? (Ответы детей). Слайд 6. В наших лесах живет множество жуков – дровосеков и короедов – злейших врагов деревьев. Они прогрызают ходы в коре и стволе дерева, разрушают его изнутри. Только дятел может сидеть на дереве “солдатиком” и двигаться снизу вверх по стволу, цепляясь за кору острыми коготками и помогая себе твердым, упругим хвостом. Слайд 7. Только дятел своим крепким клювом и длинным языком может достать жуков и их личинок из убежищ.

С помощью своего необыкновенного клюва дятел переговаривается с другими дятлами, выстукивая целые послания. Весной он любит лакомиться сладким березовым соком, но делает это осторожно, не нанося дереву вреда. Слайд 8 . Птенцы у дятла появляются весной. Они родятся слепыми, неоперенными. Родители выкармливают малышей мошками, муравьиными яйцами, личинками жуков и бабочек. Птенцы быстро подрастают.

Зимой дятлы из наших краев не улетают, ведь корма им в лесах хватает. Птица срывает с ветки еловую или сосновую шишку, удобно закрепляет ее в развилке дерева и крепким клювом вылущивает из шишки семена.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру “Птицы на кормушке”.

Слайд 9. Воспитатель: Ребята, к нам на кормушку часто прилетают синички.

Синицы – очень подвижные и ловкие птицы, их сильные ноги с острыми и круто загнутыми когтями на крепких пальцах хорошо приспособлены к цеплянью за ветки. Перепархивая с ветки на ветку, обшаривая каждую трещинку в коре, они вытаскивают оттуда своим прямым и острым клювом запрятавшихся на зиму насекомых, их личинки и яйца. Слайд 10. Оперение у синиц яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой.

Слайд 11. Весной синицы устраивают гнезда в дуплах дятлов, в щелях деревянных построек, устилая их пухом и перьями, охотно селятся в гнездовьях – синичниках. Для утепления жилища птицы приносят шерстяные волоски и кусочки ваты.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем питаются синицы? (Ответы детей)

Слайд 12. Весной и летом синицы питаются насекомыми. Осенью и зимой, кроме того, что они поедают семена, ягоды, любят кусочки мяса и сала, которыми подкармливает их человек.

Синиц надо охранять круглый год: летом беречь их гнезда, осенью и зимой подкармливать, так как в это время их гибнет очень много.

Воспитатель: Ребята, вызнаете, что птицы зимуют и в городе и в лесу. Но есть и перелетные птицы. Предлагаю вам сыграть в игру “Перелетные и зимующие птицы” (на одном столе стоит модель, обозначающая перелетных птиц, на другом – модель, обозначающая зимующих птиц. Дети раскладывают картинки с птицами в соответствии с моделями).

Воспитатель: А мы продолжаем с вами нашу встречу с птицами. Слайд 13. И нас встречает ворона. А вы помните, как выглядит ворона? (Ответы детей)

Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. Слайд 14. Это крупная птица, она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое. Слайд 15. Зимой вороны живут в городе или деревне, около человека. Кормятся днем на свалках, а вечером с шумом и карканьем собираются в большие стаи и летят на ночевку в парк, усаживаются на деревья, тесно прижавшись друг к другу, и таким путем согреваются.

Гнездо вороны строят на дереве из сухих веток, выстилая его тряпками, перьями. Птенцов сначала кормит самец, потом оба родителя. Через месяц птенцы вылетают из гнезда.

А знаете ли вы, друзья, что вороны не только громко каркают, но и умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека.

Ворона всеядна – поедает жуков и других насекомых, улиток, ящериц, лягушек, рыб, мелких грызунов, клюет зерна и даже может кормиться из мусорных баков – костями, остатками еды человека.

Слайд 16. Воспитатель: А это лесная зимующая птица - клест. Посмотрите, как он выглядит. Слайд 17 . Эта птица постоянный житель зимних лесов. Оперенье у клестов нарядное – ярко-вишневое, самочки окрашены скромно – в желто-зеленый цвет.

У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком вниз, а нижняя, более сильная часть клюва загнута вверх, вот и получается клюв в виде креста.

Слайд 18. Воспитатель: А вы знаете, когда появляются птенцы у клестов? Птенцов клесты выводят зимой, в самые трескучие морозы. От холода птенцов спасает глубокое, теплое гнездо. Клестиха – мама, отложив яички из гнезда, не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест. Питается клест семенами еловых и сосновых шишек.

Воспитатель: сегодня вспомнить особенности внешнего вида и жизни птиц нам помогли слайда. А сейчас давайте проверим, что вы запомнили и что вы знаете о других зимующих птицах. Посмотрите на экран:

Слайд 19. На что похоже гнездо сороки?

Слайд 21. У какой птицы клюв в виде креста?

    1. у воробья
    2. у дятла
    3. у клеста

Слайд 23. В какое время года у клестов появляются птенцы?

    1. летом
    2. зимой
    3. весной

Слайд 25. В какое время года появляются птенцы у дятла?

    1. летом
    2. весной
    3. осенью

Слайд 27. Какая птица самая любопытная?

    1. синица
    2. сорока
    3. воробей

Слайд 29. Какая птица лечит деревья?

    1. синица
    2. воробей
    3. дятел

Слайд 31. Чем питается клест зимой?

    1. семенами шишек
    2. ягодами рябины

Слайд 33. Какая птица одета в желтую блузку с черным галстуком?

    1. дятел
    2. клест
    3. синица

Слайд 35. Где сороки строят гнезда?

    1. в дупле
    2. высоко на дереве

Слайд 37. Чем любят питаться зимой синицы?

    1. салом
    2. шишками
    3. ягодами рябины

Слайд 39. Почему воробей купается в пыли?

    1. избавляется от насекомых
    2. играет
    3. ищет корм

Слайд 41. Как поет синица?

    1. ча - ча - ча
    2. синь - синь – синь

Воспитатель: Молодцы. Я убедилась, что вы настоящие знатоки птиц. А впереди нас ждут другие увлекательные истории из жизни пернатых друзей.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Зимующие птицы"

Программное содержание:

  • Научить детей пересказывать текст с опорой на наглядный материал;
  • Продолжать знакомить детей с зимующими птицами: их название, строение, питание, где живут;
  • Учить отгадывать загадки;
  • Закрепить умение составлять описательные рассказы о птицах;
  • Побуждать детей к словообразованию;
  • Закрепить умение согласовывать числительное с существительным
  • Воспитывать в детях заботливое отношение к птицам, желание помочь в трудные зимние дни.

Ход занятия.

Дети, идя ранним, заснеженным, морозным утром в детский сад, я

увидела, как крупная, белобокая, с длинным хвостом птица бросила на крыльцо нашей группы вот этот большой конверт. Вы догадались

какая птица прислала нам этот конверт? (Ответы детей.)

Интересно, что в нём? Загадки! Любите загадки? Тогда слушайте

внимательно, думайте и отгадывайте.

* Всё время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.

Кто это? (Дятел.)

* Эта птица так болтлива
Воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока,
А зовут её.... (Сорока.)

* Чик-чирик
К зёрнышкам прыг.
Клюй, не робей.
Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

Кто это? (Снегирь.)

Ты с модницей этой, конечно, знаком.
Вертушке на месте никак не сидится,
Всё хвастает жёлтой жилеткой своей
И шапочкой синей гордится! (Синица.)

О ком загадки? Как вы думаете, почему они называются зимующими? Как вы догадались?

Игра "Подбери красивое слово к птице"

(Красногрудый снегирь. Длиннохвостая сорока. Шустрый воробей.

Важная ворона. Черноголовая галка. Вертлявая синица.)

Дети, у вас на столах лежат разрезные картинки "Зимующие птицы".

Соберите её, назовите птицу и расскажите о ней.

(Ответы детей.)

Каждый ребёнок рассказывает по своей разрезной картинке.

(У меня снегирь. У него чёрная шапочка, красная грудка. Он любит лакомиться рябиной, прилетает к нам с первым снегом.) ...

Дети, в какое время года птица выводит своих птенцов?

Верно, весной. Но есть такая зимующая птица -клёст. Чудо, загадка природы. Это единственная птица, которая выводит своих птенцов зимой. Большеголовая птица с перекрещивающимися концами толстого клюва. Вот она. (Показ картинки.)

Клёст прыгает, шуршит.
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
Клё - клё- клё

Поёт со свистом.

Дети, послушайте рассказ про птицу и птенцов.. Ваши пальчики помогут мне рассказать.

Пальчиковая игра" Птица и птенцы"

На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице (Большой палец по -одному разу прикасается поочерёдно к остальным четырём.) и по три мошки. (Трёхкратное прикасание.) Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (Большой палец с силой "чистит" верхние боковые края остальных пальцев поочерёдно.)

Дети, как вы думаете -это могли быть птенцы клеста? Как вы догадались? (Ответы детей.)

Дети, где можно встретить зимой всех птиц? (Ответы детей.)

Верно, у кормушек. Зимой птицам голодно и холодно. Но птицам страшнее голод!

Как можно назвать кормушку для птиц? (Ответы детей.)

Правильно, птичья столовая.

Игра "Числовые карточки"

Дети, возьмите в руки числовые карточку и карточку с зимующей птицей. Расскажите, сколько и каких птиц прилетели к вам в кормушку и что они едят. (Ответы детей.)

(У меня 5 синиц. Они клюют сало. У меня 2 воробья. Они клюют зёрнышки...)

Молодцы! А сейчас настало время физкультминутки.

Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг- скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень,

Тири - тири,

Тень-тень-тень.

Дети, сейчас я расскажу вам одну историю, которую я наблюдала в парке. Расскажу и покажу. (На столе ваза с ветками, фигурки зимующих птиц, шишки, зёрна, орехи, сало, кормушка.)

Дети сделали кормушку и повесили её на дерево. Насыпали в кормушку зёрен, положили еловые шишки и подвесили на ветках кусочки сало, а сами спрятались за большим деревом. Первой прилетела синичка и села на веточку. За ней прилетел воробей и сразу сел в кормушку. Осторожный клёст приближался очень медленно. С начала он сел на землю, перелетал с ветки на ветку и, наконец, очутился в кормушке. Красногрудый снегирь сидел на рябине и наблюдал за птицами. Вдруг прилетела шумная, взъерошенная ворона, закричала, захлопала крыльями. Птицы разлетелись в разные стороны, а ворона стала искать по снегу рассыпавшиеся крошки. Ребята остались довольны кормушкой. "

(Вопросы к детям.)

Дети, какой корм дети положили в кормушку?

Какие птицы прилетели к кормушке?

Как вела себя ворона?

Мы будем рассказывать эту историю по частям. Начнёт рассказ и продолжать будет тот, кому дам, птичку, в руки.

(Рассказы детей.)

Молодцы, хорошо рассказали!

Дети, положите ладони на стол перед собой. Расскажите и покажите пальчиками про птичку.

Пальчиковая игра

Птичка крылышки сложила,
Птичка пёрышки помыла,
Птичка клювом повела,
Птичка зёрнышки нашла,

Птичка зёрнышки поела,
Птичка песенку запела,
Птичка крылышки раскрыла,
Полетела, полетела.!

Дети, сорока прислала вам в конверте загадочные рисунки. Внимательно рассмотрите рисунок, догадайтесь какая это птица и правильно раскрасьте её.

(Вопросы к детям во время выполнения задания.)

Как ты думаешь, какая птица на твоей картинке?

Почему ты так думаешь?

Как ты догадался?

Какие краски тебе понадобятся?

Молодцы, все справились с заданием сороки!

Стихотворение " Покормите птиц! "

(Читает ребёнок)

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Цели занятия:

1. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы».

2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.

3.Развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов.

5. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

6. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

Предварительная работа : рассматривание картин с изображением зимующих птиц, наблюдение в природе на прогулке, изготовление шаблонов птиц, чтение стихов о птицах.

Оборудование : картинки птиц, снежинки, елка, семечки, ягоды, сало, шишки, шаблоны птиц для аппликации, клейстер, кисточки.

Ход.

1 На дворе зима. Холодно. В воздухе медленно кружатся снежинки. Одна из них залетела к нам в открытую форточку. Какое чудо! Она превратилась в принцессу Снежинку. Посмотрите, какая она красивая, как блестит её платьице! Снежинка везде летает, много видела, много знает. Она познакомит нас с птицами, которые на зиму в тёплые края не улетают, их называют зимующими; расскажет про них. Прослушайте стихотворение и назовите из стихотворения «снежные» слова. Будьте внимательны!

Снежная сказка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

Ребята, какие снежные слова вы запомнили?

Снег, снежные, снегурки, снеговик…

А кто запомнил, какая птица упоминалась в стихотворении?

Правильно, снегирь. Обращаю ваше внимание, ребята, что снегирь, птица кочующая, но зимует она у нас.

Молодцы, все снежные слова вспомнили.

2 -Ребята, посмотрите, у меня на доске картинки птиц, но произошла путаница, и зимующие птицы перемешались с перелетными, давайте с вами назовем зимующих птиц, и отметим их снежинкой.

Отмечаем птиц: клест, воробей, снегирь, сорока, ворона, кукушка, синица, дятел.

А почему мы не отметим снежинкой ласточку и журавля?

Правильно, потому что ласточка и журавель птицы перелетные. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

3 -Игра «Разрезные картинки»

Ребята, а сейчас я вам предлагаю собрать птиц, и назвать, у кого какая получилась.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

А сейчас давайте проведем физкультминутку.

4 Физкультминутка.

Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробом крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы прокормиться.

Мы кормушку смастерим

И насыплем корма им.

5 А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

6 Какой праздник мы с вами недавно отметили?

Правильно, новый год, а сегодня, я украсила елочку для птиц.

На елке висят гирлянда из сала, рябина, хлеб.

Какую птицу мы посадим к рябине?

Правильно снегиря.

А какую птичку мы посадим к хлебу?

Правильно, воробья, сороку.

А кто любит сало, какая птица?

Правильно, синица.

Ребята, а вот в эту кормушку, давайте насыплем семечки и повесим на участке.(Кормушка сделана из коробки).

7 А сейчас Кристина нам расскажет стихотворение З.Александровой

«Новая столовая»

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.

Молодец, ребята, каких птиц мы услышали?

Сорок, воробьев, ворон, синиц, снегирей. Всех вспомнили.

8 Отгадайте загадки

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это - … (снегири)

Правильно, снегири.

Послушайте еще:

Прилетели, сели,
Песенку пропели,
Две подружки, две сестрички,
По прозванию - ... .(Синички).

Молодцы, отгадали загадки, а сейчас я вам предлагаю закончить птиц, и сделать им грудки, если красную, получится снегирь, а если желтую получится, кто? Правильно синичка.

А перед тем как начать работу, давайте разомнем наши пальчики.

9Пальчиковая гимнастика.

10 Напоминаю вам, что сначала мы режем нитку, затем аккуратно намазываем работу клеем, и потом приклеиваем нитки. Работаем аккуратно.

Во время выполнения работы звучит музыка голоса птиц.

По окончанию ребята вешают птиц на елку, защепляя прищепкой.

Посмотрите, какие красивые птицы у вас получились, молодцы.

Ребята, посмотрите, а птички для вас приготовили подарки. Достаю коробку под елкой и угощаю детей.

Сварцевич Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 44
Населённый пункт: Город Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада "Перелетные и зимующие птицы"
Дата публикации: 02.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия

В подготовительной группе

По развитию речи

Составитель: Сварцевич Оксана

Владимировна

Кемерово 2016

Перелетные и зимующие птицы.

Цель:
1. Расширить знания детей о птицах.
2. Закрепить представление о зимующих и перелетных птицах; их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях. 3. Развивать устную речь; развивать зрительное и слуховое восприятие; внимание и память. 4.Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе.
Оборудование:
1. Картинки с изображением птиц: А) зимующие (дятел, ворона, синица, сорока, сова, голубь; птицы на кормушке) Б) перелетные (соловей, скворец, ласточка, снегирь, кукушка, утка, лебедь.) 2. Аудиозапись “Голоса птиц” 3. Видеозапись с логоритмикой. 4.Макет дерева. 5.Оргстекло.
Методы:
– игровой; – объяснительно – иллюстративный; – частично – поисковый;
Ход занятия:
Восп-ль: Ребята посмотрите за окном,у нас какое время года? Как изменилась природа? (Ответы детей.) Восп-ль: Сейчас у нас поздняя осень. Все звери и птицы наверное уже приготовились к наступлению холодов. Стук в дверь, влетает сорока с письмом.
«Беда в лесу приключилась! Все птицы перемешались и не знают, как им быть. Некоторым нужно улетать в теплые края, но без вашей помощи они не справятся. Ребята помогите птицам!» Вос-ль: Ребята, каким птицам нужно улетать в теплые края? А какие птицы остаются? (Ответы детей) Восп-ль: Давайте поможем птицам, раз вы знаете, что птицы делятся на перелетных и зимующих. Почему их так называют? Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся холода и остаются здесь. Перед детьми лежат конверты в них картинки и слоги с названием птиц, нужно правильно составить слово, и приклеить на оргстекло. Потом переворачиваем и проверяем правильность составления слов. СО-РО-КА, СИ-НИ-ЦА, СО-ЛО-ВЕЙ, СО-ВА, СКВО-РЕЦ. Восп-ль: Молодцы ребята. Скажите, какие из них перелетные, а какие зимующие. Посмотрите внимательно, что общего у этих птиц? (Ответы детей) Восп-ль: Ребята давайте послушаем пение птиц и попробуем угадать, кто как поет (аудиозапись с пением птиц). Логоритмика со звуком «С» Восп-ль: Посмотрите, что за домик здесь стоит? Мы с вами пришли в гости к сказкам, нам нужно вспомнить в названиях каких произведениях встречается птицы. (Ответы детей) «Серая шейка», «Гуси-лебеди», басня «Ворона и лисица», «Гадкий утенок» и т.д. Игра “Веселый мяч”. Бросаем ребенку мяч и называем птицу. Ребенок бросает мяч обратно и говорит "перелетная" (п) или "зимующая" (з). Снегирь (з), скворец (п), голубь (з), синица (з), утка (п), ласточка (п), лебедь (п), соловей (п), сова (з), дятел (з), кукушка (п) и т.д.
Восп-ль: Ну вот ребята мы с вами поиграли, теперь нужно спешить дальше. Перед вами птица (снегирь разрезанный на части) нужно правильно назвать части тела. (Ответы детей) Восп-ль: Посмотрите мы с вами вроде бы всех птиц собрали, теперь нужно нам с вами разобрать какие все-таки птицы перелетные, а какие зимующие. Садимся за столы. Перед детьми выкладываются все птицы. Восп-ль: Ребята посмотрите внимательно. Давайте каждый из вас выберет себе птицу, и попробует описать её. Перелетных мы посадим на дерево, а зимующие останутся у нас на доске. (Ответы детей) Восп-ль: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Но вот перелетные улетят в теплые края и там найдут себе корм, а зимующим птицам надо помогать зимой? Как? (Ответы детей) Восп-ль: Но если мы высыпим зерна, крошки хлеба на землю, их может замести снегом. Что же делать? (Ответы детей) Восп-ль: Правильно нужно развешивать кормушки для птиц. Вот у меня есть кормушка и мы с вами когда пойдем на прогулку повесим её на нашем участке и будем кормить птичек, которые будут зимовать. Приложение.
Снегирь
Сова Соловей Сорока
Скворец Ласточка
Дятел Утка
Ворона Лебедь
Голубь Синица
Кукушка
«Перелетные и зимующие птицы»

(Открытое занятие в подготовительной группе

по развитию речи)

Воспитатель МБДОУ №44 Сварцевич О.В. Кемерово 2011г. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: «Птицы» Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения. Как головою между листвою Дятел деревья долбит. (движения головой вверх - вниз) Как на рыбалку и вперевалку Гусь за гусыней бежит. (бег на месте с разведением рук)
Как удивились, остановились Гуси у самой реки, Воду попили, крылья раскрыли (наклон вперед, руки назад) И потихоньку пошли, (шаги на месте) 1Ворона Эту птицу, наверное, видели все. И слышали ее громкий, пронзительный голос. Ворона - довольно крупная птица. По земле она важно вышагивает, но иногда смешно подпрыгивает. Наряд у вороны скромный: черная голова, крылья и хвост. Остальное - серое. Клюв большой, крепкий. Вороны превратились в настоящих городских жителей. Их большие гнезда можно увидеть на высоких деревьях в парках, вдоль дорог. Питаются всем, что найдут на улице. Можно сказать, что вороны - "санитары": подберут все отходы и отбросы. Но кормятся вороны не только тем, что раскопают в мусорных баках. Они уничтожают вредных насекомых, мышей. Умеют даже ловить рыбу. Не прочь полакомиться яйцами из чужих гнезд. Всем знакомо воронье карканье. Часто говорят: "Ворона каркает зимой к морозу, а летом к ненастью". Оказывается, вороны могут подражать голосам других птиц, стуку дятла. Могут мяукать, лаять и даже скрипеть, как дверь. Прирученные вороны не хуже попугаев произносят слова человеческой речи. Вороны очень умны. Они размачивают в лужах сухие корки хлеба, разбивают орехи, бросая их с высоты на асфальт. Ученые установили, что вороны умеют считать до пяти! И легко отличают человека с ружьем от человека с обычной палкой. А еще вороны неравнодушны к блестящим вещам - часам, серьгам, украшениям. И частенько воруют их, прячут в гнездах или в других тайниках.
Для ночевки вороны собираются в стаи и летят в парк или на опушку леса. И долго устраиваются на ветках, каркают, словно рассказывая друг дружке, что интересного произошло за день. Гнезда у них большие и прочные. Вместе с ветками вороны вплетают в гнезда кусочки проволоки. Утепляют гнезда пухом, мхом, тряпками. И шерстью, которую ловко выклевывают из шкур лохматых собак. И вот в гнезде появились яйца - светло - зеленые, с темными крапинками. Самка теперь будет их согревать, высиживать, а самец кормит и охранять. Когда птенцы подрастут, тут уж обоим родителям придется потрудиться, чтобы накормить свое прожорливое потомство. 2Кукушка Когда люди слышат голос кукушки, в шутку спрашивают: "Кукушка, кукушка, сколько мне лет?" И считают звонкое "ку - ку", раздающееся над лесом. На самом деле, кукушка, конечно, не года считает. И вообще, куковать - дело "мужское", это песня кукушки - самца. Он сообщает всем, что здесь его территория, его владения. И, естественно, охотничьи угодья. А еще - это приглашение в гости - кукушке - самочке. А другие пусть убираются подобру - поздорову, иначе будет драка - пух и перья полетят! Но прославилась кукушка не своим пением, а тем, что подкладывает свои яйца в чужие гнезда. Кукушка - довольно - таки крупная птица с длинным хвостом. И очень похожа на хищника - я стреба. Она распугивает мелких птиц и оставляет свое яйцо в чужом доме. Иногда хозяева гнезда расклевывают, выбрасывают появившееся таким нахальным образом яйцо. Но чаще всего высиживают, как свое собственное. Нередко яйца кукушки окрашены так же, как и другие в этом гнезде. А потом обманутым родителям приходится выкармливать прожорливого кукушонка. Часто в гнезде он остается один. Его одного и будут кормить. Нередко птенец становится больше своих "родителей", которые целый день летают к гнезду, то с червячком, то с мухой. А кукушонок только раскрывает рот: аппетит у него отменный! Ну а что делает мама - кукушка? О птенце она даже и не думает! Уже в середине лета кукушка собирается в далекие теплые страны. Но надо быть справедливым: есть кукушки, которые сами высиживают и выкармливают своих птенцов. Кукушки уничтожают вредных насекомых. Они клюют даже ядовитых гусениц, которыми не питаются другие птицы. Полезная птица! 3Лебедь Вот лебедь плывет, отражаясь в спокойном зеркале озера. Длинная шея чуть изогнута, он плывет спокойно и величаво. Но вдруг взмахнул большими белоснежными крыльями... Когда лебедь выходит на берег, он мало похож на сказочную птицу. Неуклюжей походкой на широких перепончатых лапах он напоминает гуся. И это не удивительно: лебеди, гуси и утки - близкие родственники. У лебедя длинная шея и широкий клюв темного или красного цвета. У некоторых видов лебедей на лбу повыше клюва бугорок, словно шишка. Лебедь легко достает со дна озера или реки корм. Как гуси и утки он процеживает сквозь клюв, через специальные пластинки-зубчики воду с придонным илом. И вся добыча - водные насекомые, семена растений, водоросли - остается в клюве. Очень красиво лебедь ухаживает за самкой. Он высоко поднимает шею, расправляет крылья, порой издает громкие трубные крики. Пара лебедей живет вместе всю жизнь.
Лебеди узнают друг друга не только по голосу, но и по внешнему облику. Бывает, самка опустит шею в воду, а лебедь, не узнав ее, ринется прогонять "чужака". Но стоит самке поднять голову, лебедь - супруг успокоится, виновато на нее поглядывая. Гнездятся лебеди на берегу, в зарослях прибрежных кустов и растений. Гнездо выстилают пухом, выщипывая его у себя из груди. Обычно яйца высиживает самка. Но у черных лебедей - оба родителя. Лебедята рождаются покрытые редким пушком, мало похожие на прекрасных птиц. Существует легенда, будто бы лебедь в конце жизни поет последнюю, "лебединую", песню. Но это только легенда. Песни лебедя больше похожи на шипение с резкими звуками. Но мы все равно любуемся этими величественными птицами. 4Сорока "Болтлив, как сорока!" - так называют человека, который любит поболтать. И в самом деле сороки много стрекочут: так они предупреждают всех в лесу о приближении опасности - хищного зверя или человека. Какого цвета сорока? Все скажут "черно - белого". У нее и в самом деле черная голова, крылья, хвост. Но темные сорочьи перья отливают сине - зеленым блеском. Сороки очень любопытны, хотят знать обо всем, что творится вокруг. По земле птица ходит вперевалочку, часто передвигается большими скачками. Люди, подметив это, говорят: "Скачет, как сорока!" У сороки крепкий, острый клюв. И очень большой, длиннее всего ее тела, хвост. Перья расположены в нем "уступами". Словно кто - то неровно обрезал его края. Но самое необычное то, что сорока, как ящерица, может оставить свой хвост в зубах или когтях врага. Потом все равно вырастет новый. Сорока - быстрая и ловкая птица. Выхватить кусочек из - под самого клюва вороны ей ничего не стоит! Сорока, как и ворона, любит собирать блестящие предметы: кольца, монетки, брошки, кусочки яркого стекла. Все это часто находят в сорочьих гнездах и тайниках. Отсюда еще одно выражение - "Сорока - воровка". Свои гнезда сороки устраивают среди густых кустов или высоко на дереве. Эти птицы - прекрасные строители. Из длинных прочных прутьев они сначала делают прочный каркас гнезда в виде шара. Основание его укрепляют глиной и землей, словно фундамент дома. Гнездо сверху прикрывает специальная крыша из ветвей, а вход расположен сбоку. На дне - мягкая подстилка из пуха, перьев, мха. Нередко сорока для гнезда выщипывает шерсть из шкур животных. Сорочьи яйца голубоватого цвета, с коричневыми и бурыми пятнами. Сорока греет их, никуда из гнезда не улетая. И все это время ее кормит самец. Он и гнездо охраняет. Он же отвечает за всех членов своего семейства! 5Ласточка В сказке Г.Х. Андерсена "Дюймовочка" маленькая девочка спасла замерзающую ласточку, а потом и ласточка помогла Дюймовочке: унесла ее в теплые, волшебные края... В яркий солнечный день юркие ласточки - птицы с черной спинкой и светлой грудкой - так и мелькают в небе: то взмывают вверх, то делают резкие повороты. Они на лету ловят свой корм: мух, комаров, бабочек и других насекомых. Летают они быстро, ловко, у них сильные длинные крылья, потому так стремителен их полет. Но крылья мешают ласточкам ходить по земле, поэтому отдыхают они, сидя на проводах и тонких веточках.
Ласточки на лету умеют не только ловить насекомых, но даже пить! Они проносятся над водой и зачерпывают ее клювом. Так же, на лету, ласточки умудряются искупаться. Пролетят несколько раз над самой поверхностью, слегка коснутся воды - вот и искупались! Птицы часто живут рядом с человеком. Устраивают гнезда под крышами домов, под балконами, могут даже залететь в комнату... А гнезда их - из комочков глины, смоченной слюной. На высоком берегу реки можно увидеть множество маленьких норок. В этих норах живут береговые ласточки. Норки они роют клювом. Иногда нахальные воробьи прогонят ласточку из гнезда, займут чужой дом. Соберутся тогда ласточки, о чем то пошепчутся - и залепят глиной вход в гнездо. Тут уж непрошенному гостю не поздоровится! Когда появляются птенцы, ласточкам приходится часто их кормить: аппетит у птенцов отменный. Ласточки помогают людям узнать, будет ли дождь. Если летают низко над землей - жди дождя. Перед дождем воздух становится влажным. Маленькие мошки намокают, тяжелеют и опускаются вниз. А за ними - и ласточки. И уж совсем удивительно то, что эти птицы могут быть... почтальонами! Они всегда возвращаются в родные края. И люди вместе с ними иногда пересылали письма. Были случаи, когда ласточки приносили записки от людей, попавших в беду. И людей спасали! Только летом живет с нами эта добрая птица, зимовать улетает в теплые страны. Но весной она возвращается, и мы рады ей! 6 Сова - ночная хищная птица. Её организм великолепно приспособлен для ночной охоты на мелких птиц и грызунов. Превосходное зрение, отличный слух, бесшумный полёт, исключительная подвижность головы на 270 градусов, острые когти, сильные лапы - это качества хорошего охотника. Глаза у птицы большие и круглые, но днём сова видит плохо, и поэтому до заката солнца прячется в дуплах деревьев и старых строениях

Елена Покатилова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Капелька»

на тему : «Зимующие птицы » .

Занятие подготовила и провела

Программное содержание : Закрепить знания детей о зимующих птицах , условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц . Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида.

Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском и женском родах, глаголов от звукоподражаний. Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам , желание им помогать. Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии .

Словарная работа : существительные - снегирь, синица, корм, семена, зерно; прилагательные - желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы - каркает, трещит, стрекочет, чирикает.

Предшествующая работа : рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц , чтение рассказов о птицах , загадывание загадок, составление описательных рассказов по картинкам, изготовление кормушек для птиц , кормление птиц , наблюдения за птицами .

Оборудование : картины с изображением зимующих птиц , два одинаковых мешочка из тонкой ткани, наполненные зернами разных растений, поднос, емкости с зернами риса и пшена

Литература :

1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» . Москва, «Мозаика-Синтез» , 2005г.

2. Л. Г. Селихова «Интегрированные занятия . Ознакомление с природой и развитие речи ». Издательство «Мозаика-Синтез» , 2005г.

3. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». «ВАКО» Москва, 2005г.

Ход занятия

Ход занятия:

1. Воспитатель : Ребята,сегодня утром,когда я вошла в группу , на приоткрытом окне сидит сорока, в клюве у нее конверт. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки) . Вы умеете отгадывать загадки?Сейчас проверим. (Воспитатель загадывает загадки) . При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц .

1. В серой шубке перьевой

И в морозы он герой

Назови его скорее

Кто там скачет? (воробей) .

2. Спинкою зеленовата

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка,

И полоска шарфика, (синица)

3. Грудка ярче, чем заря

У кого? (У снегиря.)

4. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей .

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее. (ворона)

5. Всех я за день навещу

Все, что знаю растрещу (сорока)

Воспитатель : Молодцы! Правильно отгадали загадки.

Воспитатель : Ребята,а как можно назвать одним словом этих птиц ?

Дети : Зимующие .

Воспитатель : А почему их называют зимующими ?

Дети : Потому что они не улетают на юг,остаются зимовать в наших краях.

Воспитатель : Ребята,а посмотрите внимательно,что есть общего у этих птиц ?

Дети : Туловище,крылья,клюв,перья,лапы,хвостик.

Воспитатель :Молодцы. А чем они отличаются?

Дети :Размером,окраской оперенья,формой клюва.

Воспитатель :Ребята,как живётся птицам зимой ?

Дети :Трудно-голодно и холодно.

Воспитатель :Почему?

Дети :Снег укрыл землю,зёрнышек не найти.

Воспитатель :Правильно,поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи. А как и чем мы можем помочь птицам зимой ?

Дети :Покормить их.

Воспитатель : А чем люди кормят птиц ?

Дети :Семечками,крупой,крошкой,салом.

Воспитатель :Ребята,я вам сейчас покажу пшено и рис. Опишите мне их.

Дети :Пшено мелкое и жёлтое,а рис крупный и белый.

Воспитатель :А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь» .Возьмите мешочек в руки,в них насыпан корм для птиц . Определите на ощупь,какой корм у вас в мешочках?

Катя,скажи,что у тебя в мешочке? (опрашиваю ещё 2-3 ребёнка) .

А теперь развяжите мешочек и посмотрите правильно ли определили.

Дети развязывают мешочки и называют , что в них.

Воспитатель :Все мешочки положите на поднос. Молодцы вы хорошо потрудились и, наверное, устали, давайте все вместе отдохнем.

Физкультминутка :

Руки подняли и помахали -

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Это к нам птицы летят .

Как они сядут, покажем,

Крылья мы сложим назад.

В. –Ребята,подскажите мне если у сороки белый бок, то она какая?

Белобокая.

В. - Если у синицы желтая грудка, то она какая?

Желтогрудая.

В. - Если у снегиря красная грудь, он какой?

Красногрудый.

В. - Если у вороны черное крыло, то она какая?

Кар - кар.

В. - Значит, она что делает?

Синь - синь - синь.

В. - Что она делает?

Чик-чирик.

В. - Что он делает?

Чирикает.

Воспитатель :А в следующем задании,ребята, сорока просит вас исправить ошибки в предложениях.

Чёрный ворона-чёрная ворона.

Сорока сидел на заборе-…

Ворона чирикала на солнышке-…

Снегирь клевала хлеб-…

Воспитатель :Ребята,а сейчас послушайте внимательно небольшой рассказ про снегиря и ответьте на вопросы.

Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири» , потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.

По Ю. Дмитриеву

Вопросы :

1. Как выглядят снегири.

2. Когда появляются в наших местах снегири?

3. Каких ещё зимующих птиц вы знаете ?

Воспитатель : Молодцы. Ребята, сорока вам приготовила вам ещё одно задание. В конвертах,что у вас на столах,лежат разрезные картинки,на которых изображены птицы . Вам нужно их собрать и назвать какая у вас получилась птица .

Воспитатель :Какие вы молодцы,все справились с заданием.

Итог. Оценка деятельности детей.

О каких птицах мы с вами сегодня разговаривали? зимующих .)

Каких зимующих птиц вы запомнили , назовите.

Как люди должны помогать птицам ? Почему? (делать скворечники,кормушки,кормить) .

Публикации по теме:

«Зимующие и перелетные птицы». Конспект занятия в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема:«Зимующие и перелетные птицы». Образовательные задачи:.

«Зимующие птицы» Вашему вниманию предложен конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимующие птицы» с детьми средней группы.

Цель. Развитие связной речи. Задачи. 1. Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние признаки, особенности жизни.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Программные задачи: Закрепить знания детей о зимующих птицах, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму. Учить составлять описательные.



Отчетность