Гений социальной фотографии доротея ланг

Камера демонстрирует, как мало люди видят своими собственными глазами

Д.Ланж

Доротею Ланж знают, прежде всего, как автора фотосимвола Великой депрессии, снимка "Мать переселенцев", а также других работ этого драматического периода истории США. Но этими, безусловно, легендарными, кадрами ее достижения не ограничиваются. Ланж - символ бурной эпохи первой половины ХХ века, с ее головокружительными социальными потрясениями, ужасающими событиями и резкими переходами между богатством и бедностью, счастьем и трагедией.

Она была драматичной фигурой - в детстве заболела полиомиелитом и стала хромать (ее правую ногу парализовало на всю жизнь), отказалась от фамилии отца, который бросил ее в детстве. Несмотря на проблемы со здоровьем, которые мучили Доротею всю жизнь, она очень много работала, стала матерью пятерых детей, трое из которых были приемными.

Ланж - фотограф, который начинал, как нью-йоркский портретист в конце 1920-х годов и под влиянием кризиса вышел с фотокамерой на городские улицы. Она занялась фоторепортажем, чтобы донести до аудитории картины, поразившие ее саму. Доротея Ланж вошла в историю не как гламурный автор, а как мастер остросоциального протеста, который выражала визуальными средствами. Стиль фотографа - резкие, подчеркнуто контрастные снимки, черно-белая летопись жизни американских разорившихся семей, японских детей в лагере для интернированных и других обездоленных и страдающих людей. Родившись на исходе XIX века, в 1895 году, она до смерти в октябре 1965 года фиксировала все, что происходит в стране.

Migrant Mother и другие знаменитые социальные фото


Работы Доротеи оказали огромное влияние на социальную фотодокументалистику как жанр, определили стиль многих известных сегодня фотографов и даже стали толчком для реальных изменений мира к лучшему. Доказательство тому - реакция общественности и властей на самый знаменитый ее снимок, где вдова Флоренс Оуен Томпсон позирует в калифорнийском трудовом лагере. Оставшись после смерти мужа без средств к существованию, она была вынуждена уехать из дома и стать сборщиком овощей, а ее семеро маленьких детей добывали еду, подстреливая птиц. Остальные две с половиной тысячи человек в лагере выживали так же.

Фото, сделанное в разгар кризиса, в 1936 году, стало символом этого кризиса, так как после публикации вызвало волну возмущения. Правительственная администрация, курировавшая дела переселенцев, отправила в лагерь много еды и предметов первой надобности, но сама Флоренс уже уехала оттуда и долгое время была обижена на фотографа, которая не смогла прислать ей снимок. Тем не менее, странным образом фотография помогла женщине. Уже в глубокой старости Томпсон заболела, и ее дети создали именной фонд снимка. Люди, которые помнили это фото, присылали помощь со всей страны - настолько глубокое впечатление оно произвело.

Кроме пяти снимков Флоренс и других кадров из лагеря сборщиков гороха, у Доротеи Ланж есть много других известных работ с "острым высказыванием". Она - мастер портретов, отражающих трудности, с которыми сталкивались эмигранты, жители сельской бедной глубинки, бесправные жертвы войн. В 1940 году Ланж сделала пронзительный репортаж об интернированных в лагеря американцах японского происхождения, "кричавший" о чудовищной несправедливости. Через год Доротее присудили одну из престижных фотонаград за творческие успехи, но она отказалась и не приняла ее, протестуя против бомбежек Перл-Харбор. Даже после окончания войны, в мирное время, она путешествовала, фотографируя страны третьего мира.

От рождения в Нью-Джерси до всемирной славы

Фотограф - дочь немецких иммигрантов во втором поколении, обосновавшихся в городе Хобокен. Урожденная Нутзорн, она в двенадцатилетнем возрасте приняла фамилию мамы, которую бросил отец. Тогда же Доротея переехала из штата Нью-Джерси в Нью-Йорк и, окончив среднюю школу, поступила в портретную фотомастерскую к Арнольду Генту. Ланж решила стать профессиональным фотохудожником и поступила в Колумбийский университет. Девушка училась на курсе, который вел знаменитый пиктореалист Кларенс Хадсон Уайт. Доротея вышла замуж в двадцатилетнем возрасте, в 1918 году переехала в Сан-Франциско, открыла портретную фотостудию и родила двоих сыновей, которых назвала Джон и Дэниел.

Счастливую жизнь и планы на путешествия разрушила серия ограблений в городе, а затем - начало Великой депрессии. Чтобы сэкономить, семья жила прямо в фотостудии Доротеи. Именно в тот период она стала делать репортажи - о демонстрациях, последствиях кризиса. Эти материалы стали основой для первой оклендской выставки фотографа в 1934 году.

Через год уже будучи известным социальным фотожурналистом, Ланж разошлась с мужем и заключила второй брак с профессором-экономистом. Пол Тейлор работал в Калифорнийском университете, а позже перевелся в Беркли, куда увез новую семью. Он познакомил Доротею с подоплекой социально-экономических проблем страны и позже, уже в 50-х годах, много путешествовал вместе с ней.

Начав работать на Администрацию безопасности ферм (FSA), Ланж стала фотографировать сельские общины в Оклахоме и других "аграрных" районах. Эти и другие работы уже с 1940 года экспонировались на нью-йоркских выставках, но чуть позже Доротея несколько сменила направление. Она фотографировала основателей ООН в Калифорнии в 1945 году, а в 50-е выпустила несколько известных фотоциклов, как портретист и репортажник, - Ireland, The American country woman, Three mormon towns и так далее.

В 1952 году Ланж поучаствовала в основании журнала Aperture, а в 1958 году, несмотря на болезни, вместе с мужем уехала фотографировать на Восток. Она была в Египте, Ираке и Пакистане, Таиланде и Вьетнаме, на Филлипинах, в Японии, Южной Америке. Доротея работала для Life и многих других солидных изданий, ее работы приобрел нью-йоркский музей современного искусства, они выставляются в известных галереях.

Умерла Доротея Ланж после продолжительной борьбы с раком. Она оставила поклонникам много материала для размышления над судьбой мира и тем, что мы можем сделать, чтобы изменить его к лучшему.

В 30-е годы в Соединенных Штатах не было человека, который не знал бы фотографий Доротеи Ланг. Они печатались в газетах и журналах буквально ежедневно. То были не красивые художественные фотографии или парадные снимки крупных городов.

На ее фотографиях вставала другая Америка - Америка нищих, голодных и бесправных. Она показывала людей, которые тяжелейшим трудом зарабатывают себе на полуголодное существование. Или целые районы, в которых фермерам и сезонным рабочим приходилось надрываться, гробя здоровье, ради скромного урожая, позволяющего хоть как-то выжить. Эти фотографии произвели сенсацию и изменили отношение американского среднего класса к своим беднякам.

Доротея Ланг родилась в 1895 году в Хобокене, штат Нью-Джерси. Она была довольно удивительным для тех лет подростком, потому что после окончания школы оказалась в необычном для юной девушки месте - фотошколе.

Доротея Ланг, 1936 год. Источник - http://en.wikipedia.org

Первую камеру она получила в руки в 1914 году от своего преподавателя Арнольда Гента, а уже с 20-х годов успешно зарабатывала фотографией на жизнь.

Жизнь шахтеров. Калифорния. 1936 год. Фото Доротеи Ланг. Источник - http://www.moma.org

Все изменилось с началом Великой депрессии - Доротея решила показать людям истинное лицо этого кризиса. Она снимала безработных, разорившихся фермеров, бездомных в очереди за бесплатной едой.

В 1935 году ее фотографии попали на глаза Рою Страйкеру, возглавлявшему исторический отдел в Farm Security Administration и занимавшемуся привлечением публичного внимания к проблеме бедности.

Теперь Доротея и несколько ее коллег официально сотрудничали с FSA, а их снимкам везде давался зеленый свет - такова была официальная политика правительства.

Первоклассники. Сан-Франциско, 1942 год. Фото Доротеи Ланг. Источник - http://en.wikipedia.org

В 1936 году Доротея сделала, пожалуй, самый знаменитый свой снимок: «Мать-мигрантка». На нем изображена женщина по имени Флорен Томпсон, 32-летняя сезонная рабочая и мать семерых детей.

Сан-Франциско, 1933 год. Фото Доротеи Ланг. http://www.moma.org

По иронии судьбы снимок, поднявший огромный шум в прессе и вызывавший бурю эмоций у всех, кто его видел, не принес удачи и счастья самой Флорен Томпсон.

Семья сборщиков гороха в период кризиса. 1936 год. Фото Доротеи Ланг. Источник - http://en.wikipedia.org

Она сожалела, что разрешила себя сфотографировать, а ее дети утверждали, что эта изможденная женщина вовсе не похожа на их мать в те годы, которая радовалась жизни и любила музыку и танцы. Впрочем, к концу века они примирились с фотографией - когда Флорен в 1983 году заболела, то для ее лечения был создан специальный фонд, а ее портрет почти полувековой давности вновь оказался на первых полосах газет.

Но как бы то ни было, Доротее Ланг удалось за десятилетия своей карьеры создать множество подлинных шедевров и встать в ряд основателей нового направления - социальной фотографии.

И жанр этот до сих пор живет по заветам Доротеи: максимум реализма и натуралистичности при минимуме приукрашивания.

Естественность важнее всего - это подлинный лейтмотив творчества Доротеи Ланг.

April 5th, 2015 , 10:27 pm

Общеизвестный великий фотограф, однако предлагаю еще раз насладиться ее знаменитыми фотографиями и посмотреть также на несколько малоизвестных.

Доротея Ланж - потомок немецких эмигрантов, прославилась своими снимками Великой Депрессии, особенно "титульной" фотографией Migrant Mother.

Migrant Mother (Nipomo, San Luis Obispo County, California, 1936)

Под катом текст и порядка 50 больших фотографий. Они прекрасны в большом виде, да.

Ее фотографии Великой Депрессии являются классическими не только по своему историческому значению, но и по красоте и совершенству фотографической техники. Тем удивительнее было для меня узнать, что эти фотографии делались не в рамках персонального художественного проекта, а в качестве очень жесткой и трудоемкой социальной работы. Доротея Ланж, вместе с несколькими другими фотографами, была наемным работником; они объезжали места работы и жительства мигрантов и документировали (фотографировали и записывали) условия их жизни. Эти данные оперативно посылались в Вашингтон, где накапливались и обрабатывались. На основании этих документальных свидетельств в относительно короткое время была разработала и продавлена программа помощи мигрантам, построены цивилизованные лагеря с водой, туалетом и прочими необходимыми вещами. Все это вы примерно должны помнить из "Гроздьев гнева", я думаю.

Это была очень тяжелая, выматывающая работа (целый день по жаре объезжать этих несчастных людей, фотографировать, беседовать с ними, записывать данные о них, выбирать, проявлять, печатать, классифицировать, подписывать, отсылать), но Доротея каким-то чудом делала из этих снимков, для которых было достаточно и самого низкого качества, простого сырого документирования наиболее грубых деталей, - она делала из них гениальные, бессмертные портреты и картинки из жизни, ставшие Искусством с большой буквы. Самая важная особенность ее снимков - она, фотографируя людей униженных и находящихся в состоянии крайней, обесчеловечивающей нищеты и нужды, всегда подчеркивала их человеческое достоинство. Это очень хорошо видно в каждом, буквально в каждом ее портрете, и за это я ее очень люблю.

Ее собственные слова (извините, переводить нет времени и сил): “Their roots were all torn out. The only background they had was a background of utter poverty. It’s very hard to photograph a proud man against a background like that, because it doesn’t show what he’s proud about. I had to get my camera to register the things about those people that were more important than how poor they were — their pride, their strength, their spirit.”

Это ее бесконечное уважение и любовь к людям является самой яркой чертой ее творчества. Это видно в каждой ее фотографии.

Позже, во время Второй мировой войны, когда после бомбежки Перл Харбор в США резко возникла японофобия и случился этот позорный инцидент, когда американцев японского происхождения - всех, независимо от их гражданства и лояльности, - интернировали в лагеря, Доротея Ланж и ее муж были одними из немногих, выразившими свое отвращение и протест против этой политики, но, к сожалению, не могли с ней ничего сделать. Однако Доротея, также в рамках какой-то социальной работы, фотографировала и японцев с этими же своими уважением и любовью. Эти фотографии, однако, гораздо менее известны.

Еще сложнее найти какие-либо другие фотографии Доротеи Ланж, не посвященные Великой Депрессии, хотя у нее был огромный архив, тысячи прекраснейших снимков. Наверняка они доступны где-нибудь в музеях и альбомах, но интернет завален одной лишь Великой Депрессией. Она иногда объединяла их в серии - была, например, серия “American Country Woman”, где она соединяла парами снимки женщин и их жилищ. Было бы интересно посмотреть. Также очень заинтересовала меня серия “Walking wounded”, например (цитата из книги о Доротее Ланж: “Walking wounded” included both inner and outer scars. “There are many, many people on the streets today who are ‘walking wounded,’” she said. “I see the ‘walking wounded’ in myself and in my friends.” It was, she acknowledged, a “recurrent theme in my pictures.” ). Тут я напомню, что Доротея Ланж сама перенесла в детстве полиомиелит и всю жизнь из-за этого хромала, хотя, к счастью, инвалидом не стала. Ближе к концу жизни она много путешествовала, объездила Азию, Египет, была в том числе и в Советской России.

В 1964 году Доротею Ланж пригласили представить свою 2-летнюю персональную выставку фотографий в знаменитом Museum of Modern Art (MoMA). До тех пор ни одной женщине никогда не предлагали персональных выставок в этом музее, и только пять мужчин удостоились подобного приглашения - знаменитые Henri Cartier-Bresson, Walker Evans, Edward Steichen, Paul Strand и Edward Weston. Последние месяцы своей жизни уже смертельно больная Доротея провела, отбирая среди тысяч своих фотографий снимки для этой выставки.

(Информация и фотографии взяты из книги Elizabeth Partridge "Dorothea Lange: Grab a Hunk of Lightning" (2013))

Amana People (Iowa, 1941)

Andrew (Berkeley, California, 1958)

Bulldozer (Berryessa, California, 1956)

Camp near Shafter (California, 1940)

Child and Father Attend a Hurling Game (Ireland, 1954)

Child living in Oklahoma City shacktown

Consumer Relations (San Francisco, California, 1952)

Cotton Hoer—Worked from 6 A.M. to 7 P.M. for One Dollar (Near Clarksdale, Mississippi, 1937)

Daughter of migrant Tennessee coal miner. Living in American River camp near Sacramento, California

Destitute family. American River camp, Sacramento, California. Five children, aged two to seventeen years

Displaced Tenant Farmers (Goodlett, Hardeman County, Texas, 1938)

Drought refguees from Oklahoma camping by the roadside

Drought refugees from Abilene, Texas, following the crops of California as migratory workers

Eighty year old woman living in squatters" camp on the outskirts of Bakersfield, California

Enforcement of Executive Order 9066. Japanese Children Made to Wear Identification Tags (Hayward, California, 1942)

Ex-Slave with a Long Memory (Alabama, 1937)

Former tenant farmers on relief

Hoe culture. Alabama tenant farmer near Anniston

Hopi Indian During Snake Dance (Walpi, Arizona, 1926)

Migrant agricultural worker"s family. Seven hungry children. Mother aged thirty-two. These people had just sold their tent in order to buy food

Migrant Man Shaving by Roadside on US 99 Between Bakersfield and the Ridge (En Route to San Diego, 1939)

Migrant Mexican children in contractor"s camp at time of early pea harvest (Nipomo, California)

Migratory Boy, Age Eleven, and his Grandmother Work Side by Side Picking Hops. Started Work at Five A.M. Photograph Made at Noon. Temperature 105 Degrees (Polk County, near Independence, Oregon, 1939)

Migratory Cotton Picker (Eloy, Arizona, 1940)

Mississippi Delta Negro children

Motherless migrant children. They work in the cotton

Near San Juan Bautista. Large-Scale Pea Field (California, 1939)

Nile Village (Egypt, 1963)

Oakland, California, 1952

Oklahoma Child with Cotton Sack Ready to Go into the Field, 7 A.M. (California, 1936)

Old time Negro living on cotton patch near Vicksburg, Mississippi

Part of an impoverished family of nine on a New Mexico highway. Depression refugees from Iowa. Left Iowa in 1932 because of father"s ill health. Father an auto mechanic laborer, painter by trade, tubercular. Family has been on relief in Arizona but refused entry on relief roles in Iowa to which state they wish to return. Nine children including a sick four-month-old baby. No money at all. About to sell their belongings and trailer for money to buy food. "We don"t want to go where we"ll be a nuisance to anybody"

Pea Pickers’ Children (Nipomo, California, 1935)

Plantation owner. Mississippi Delta, near Clarksdale, Mississippi

Second Born (1955)

Sharecroppers" families gathering needs for their 4th of July celebration, whites and blacks together (Hill House, Mississippi)

Tenant Farmer (Chatham County, North Carolina, 1939)

Tom Collins, manager of Kern migrant camp, with drought refugee family (California)

Toward Los Angeles, California

Two Women (Egypt, 1963)

Wash-Day 40 Hours Before Evacuation of Persons of Japanese Ancestry from this Farming Community (Santa Clara County, San Lorenzo, California, 1942)

Woman of the High Plains (Texas Panhandle, 1938)

Young Sharecropper on $5 a Month Furnish (Macon County, Georgia, July 1937)

Сhildren of Evicted Sharecropper Now Living on Sherwood Eddy Cooperative Plantation (Mississippi, 1936)

Фотограф и фотожурналист Доротея Ланж стала символом Великой депрессии в Америке. Она не смогла оставаться в стороне от происходящего в народом, и, вместо девушек в норковых манто, ее моделями стали эмигранты, бездомные и безработные люди.

«Художниками управляет жизнь, которая бьется в них, как океан ударяется о берега»

Доротея Ланж (Dorothea Margarette Nutzhorn) родилась 26 Мая 1895 года в Нью-Джерси,США в семье германских эмигрантов второго поколения. Доротея отказалась от второго имени и приняла девичью фамилию матери по окончании того, как семью бросил папа, в то время, когда ей было 12 лет. Это была первая важная трагедия ее детства. Второй было сокращение полиомиелита - заболевание, которое привело к ослаблению правой ноги и в итоге к пожизненной хромоте. "Она сформировала меня, направила меня, помогла и унизила меня," - сказала Ланж однажды о своей необыкновенной походке. "Я ни при каких обстоятельствах не имела возможности преодолеть ее, и я превосходно знаю о ее силе и мощи."

Ланж получила фотообразование в Колумбийском университете в Нью-Йорке, под управлением американского фотографа Кларенса Уайта. Она кроме этого неофициально обучалась в нескольких фото студиях в Нью-Йорке, а также у известного Арнольда Генте. В 1918 году Доротея переехала в Сан-Франциско, и уже через год открыла успешную портретную фото студию. В 1920 году она вышла замуж за живописца Мейнарда Диксона, которому родила двоих сыновей.

Ее работы подвергались твёрдой цензуре, а за ней самой неизменно следили власти. Но с 1935 года, фотографии Доротеи Ланж начали появляться в печати и о ней заговорили, как о гениальном и бескомпромиссном документалисте.

В декабре 1935 года она развелась с Диксоном и вышла замуж за доктора наук по экономике Университета Калифорнии Паула Шустера Тейлора. Он подробнее разъяснил ей экономические и социальные проблемы и они совместно в течении пяти лет освещали сельскую бедность и эксплуатацию издольщиков, выселенных семей фермеров и рабочих мигрантов - Тейлор собирал экономические данные, а Ланж занималась съемкой.

Тогда же, в феврале 1936 года, была сделана и самая узнаваемая ее работа - «Мать переселенцев».


Позднее Доротея Ланж рассказала о создании снимка: «Я заметила голодную, отчаянную мать и подошла к ней, как будто бы притянутая магнитом. Я не помню, как растолковала свое присутствие и камеру со мной, но я не забываю, что она не задавала вопросы. Я сделала пара снимков с различной выдержкой, подходя все ближе и ближе в том же направлении. Я спросила ее имя либо ее историю. Она заявила, что ей было тридцать два года. Дама рассказала, что они жили на замороженных овощах из окрестных полей, и птицах, на которых охотились дети. Она продала шины от автомобиля, дабы приобрести еду. Там она сидела в пристройке-палатке со своими детьми, которые прижимались к ней и, казалось, знала, что мои снимки могли помочь ей, поэтому помогла и мне. Было своего рода равенство в этом».


В следствии публикации фотографии в газете Сан-Франциско, условия в лагере по сбору гороха стали известны федеральному правительству. В лагерь была направлена помощь для предотвращения голода, но Флоренс (имя дамы с фотографии стало известно позднее) с детьми в тот момент уже покинула лагерь и помощь обошла ее стороной.


С 1935 по 1939 год фотографии Ланж печатают в газетах страны, ее снимки стали отражением ужасных последствий Великой депрессии и оказали глубокое влияние на развитие документальной фотографии США. Как-то раз она сказала: «Быть может, камера и не может сказать нам больше, чем способны заметить наши глаза. Но она может продемонстрировать нам, как мало мы замечаем».




В 1941 году Ланж была награждена за выдающиеся успехи в области фотографии, но, по окончании атаки на Перл-Харбор, в качестве протеста она отказалась от приза.




Для многих людей те снимки японских детей которые были отправлены в лагеря для перемещенных лиц незадолго после их присяги американскому флагу являются тяжелым напоминанием о том, как часто людей задерживают и навязывают обвинения без предоставления возможности на аппеляцию.



Ее изображения были так компроментирующими, что армия конфисковала их. Сейчас они доступны в Национальном архиве США и в библиотеке Университета Калифорнии.

В 1945 году Ланж предложили преподавать на первом факультете изобразительного искусства фотографии в Калифорнийской школе изобразительного искусства (CSFA) вместе с Имодженом Каннингемом и Майнор Уайт. В 1952 году Ланж с другими фотографами основала журнал Apperture.


В последние десятилетия жизни, здоровье Ланж ухудшилось.

У нее были неприятности с желудком и осложнения по окончании полиомиелита. Она умерла в 1965 году в возрасте 70 лет, оставив после себя великие снимки эры Великой депрессии и двоих детей.

Ланж была фотографом в самом подлинном смысле этого слова, по ее собственным словам, она жила «визуальной жизнью». Для нее все около было прекрасным, кроме того то, что обыватели считали отталкивающим либо уродливым. Знамениты слова известной фотожурналистки: «Фотокамера - это инструмент, который учит людей, как нужно видеть мир без фотокамеры».




Отчетность