Формирование и использование финансовых ресурсов может осуществляться. Формирование и использование финансовых ресурсов организаций. Формы организации финансовых отношений

Государство для выполнения возложенных па него функций должно располагать определенным объемом финансовых ресурсов. В процессе распределения и перераспределения национального дохода часть его, используемая в стоимостной форме, образует фонд денежных ресурсов государства, предназначенный для обеспечения расширенного воспроизводства, удовлетворения разнообразных потребностей населения и других целей.

Государство сосредоточивает в своих руках этот фонд, который в свою очередь распределяется на несколько целевых фондов, в том числе на фонд финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры. Из этого фонда финансируются предприятия, организации и учреждения, оказывающие социально-культурные и коммунально-бытовые услуги.

Экономической основой создания такого фонда является, как указано выше, национальный доход, созданный в сфере материального производства, прошедший распределение через фонды накопления и потребления. В фонд финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры направляется выраженная в денежной форме часть фонда накопления национального дохода, которая предназначена для прироста непроизводственных фондов. Из фонда же потребления поступают весь объем общественных фондов потребления и часть фонда оплаты по труду работников материального производства, направляемая семьями этих работников на оплату социально-культурных и коммунально-бытовых услуг.

Таким образом, в основе формирования фонда финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры лежит как прибавочный, так и часть необходимого продукта.

Финансовое обеспечение социально-бытовой инфраструктуры - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения, перераспределения и использования фонда финансовых ресурсов, направляемых на содержание и развитие социально-бытовой инфраструктуры.

Исследование финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры, с нашей точки зрения, следует начать с анализа распределения общего фонда финансовых ресурсов государства по двум основным направлениям: на финансирование расширенного воспроизводства и финансирование мероприятий, связанных с удовлетворением социально-культурных и коммуналыю-бытовых потребностей населения. При этом распределение финансовых ресурсов государства по двум направлениям использования фонда финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры необходимо рассматривать в рамках распределительных отношений, имея в виду количественный и качественный аспекты. Количественный аспект связан с объемом фонда финансовых ресурсов, предназначенных для развития и содержания социально- бытовой инфраструктуры, качественный - с принципами и каналами распределения этого фонда.

При этом надо иметь в виду, что наличие тесной связи между распределением и материальным производством предопределяет связь между развитием производительных сил и распределительным процессом.

На распределение ресурсов между производственной и непроизводственной сферами в значительной мере оказывают влияние экстенсивный и интенсивный пути экономического развития.

В условиях экстенсивного пути развития наибольшая часть ресурсов направляется в сферу производства. Следует отметить, что в России в течение многих веков экономика в основном развивалась экстенсивно.

При этом подавляющая часть инвестиционных ресурсов направлялось в сферу материального производства. Это было вызвано необходимостью ускоренного наращивания производственного потенциала для преодоления экономического отставания страны. Однако эга вынужденная мера привела к диспропорции в развитии сферы материального производства и социально-бытовой инфраструктуры.

Многолетняя ориентация большей части ресурсов на расширение производства, на создание новых рабочих мест, с одной стороны, и замедленные (из-за отсутствия ресурсов) темпы роста социально-бытовой инфраструктуры - с другой, в условиях научно-технического прогресса неоправданна. Экономические потери, не говоря уже о социальных, из-за слабою развития инфра: структуры могут быть значительными.

Практика последи их десятилетий показала, что новое промышленное строительство, не подкрепленное социально-культурным и жилищно-коммунальным строительством, не только не дало ожидаемого экономического эффекта, но и приводило к потерям из-за текучести кадров, неосвоения мощностей, низкой фондоотдачи и т.д. Негативные последствия недостаточного развития социально-бытовой инфраструктуры, особенно в районах освоения земель, неоднократно отмечались в экономической литературе и в периодической печати.

И наоборот, в регионах, на предприятиях с развитой социально-бытовой инфраструктурой перечисленных выше недостатков нет, достигнут экономический и социальный эффект. Все это свидетельствует о необходимости увеличения темпов роста средств, выделяемых па социально-бытовую инфраструктуру, за счет снижения темпов роста ресурсов, направляемых на развитие материального производства. Но такое изменение в распределении ресурсов связано с интенсификацией.

Одной из важных черт современного эгапа экономического развития страны является необходимость перехода к интенсификации народного хозяйства. Интенсификация экономики вносит существенные коррективы в распределительные отношения. С повышением производительности труда в сфере материального производства открываются более широкие возможности для высвобождения работников в непроизводственную сферу, для ее неуклонного развития.

Таким образом, но мере интенсификации труда в сфере материального производства снижается потребность в наращивании мощностей предприятий путем их экстенсивного развития. Одновременно с этим растет масса прибавочного продукта как в целом, так и в расчете на одного работающего в данной сфере. Это в свою очередь позволяет увеличивать долю прибавочного продукта, используемого для развития непроизводственной сферы.

По данным ООН, в индустриально развитых странах, где уже достигнут высокий уровень интенсификации производства, удельный вес капитальных вложений в непроизводственную сферу превышает 50%.

Качественный аспект направления финансовых ресурсов в социально-бытовую инфраструктуру связан с принципами распределения фонда финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры и каналами доведения средств до потребителей. Распределение этих ресурсов также находится во взаимодействии с развитием производства.

Развитие производительных сил осуществляется как в отраслевом, таки в территориальном разрезах. Поэтому и распределение конечных результатов производства, прибавочного и необходимого продуктов - а именно они являются источниками финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры - должно осуществляться в отраслевом и территориальном разрезах. Тем самым предопределяется использование в распределении фонда финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры двух принципов - ведомственного и территориального.

Ведомственный принцип распределения финансовых ресурсов используется для наделения средствами предприятий в рамках решаемых ими производственных задач и для обеспечения их рл ботников необходимым объемом социально-бытовых услуг.

В соответствии с территориальным принципом средства ми социально-бытовую инфраструктуру выделяются территориалі. ным органам власти для развития административно-территориалі. пых единиц, обеспечения их жителей услугами предприятий и учреждений социально-бытовой инфраструктуры.

Применение в экономике этих принципов предопределяет наличие двух каналов финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры: территориального - по линии территориальных органов власти, а также ведомственного - по линии предприятий. Использование этих принципов и каналов распределения средств неодинаково и обусловливается задачами, стоящими перед страной на отдельных этапах ее развития.

Применение ведомственного принципа распределения ресурсов и ведомственного канала финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры вызывается экстенсивным путем развития экономики.

Экстенсивный путь связан с новым строительством, освоением новых территорий и их обустройством. В этих условиях наиболее реальной возможностью освоения ресурсов, выделенных на социально-бытовую инфраструктуру, является использование ведомственного канала, когда ресурсы предоставляются ведомствам, наделенным необходимыми строительными мощностями для создания с производственными объектами предприятий и учреждений социально-бытовой инфраструктуры. По такому принципу создавались новые предприятия с обслуживающим социально- бытовым комплексом в сложившихся городах и все новые населенные пункты, возникшие в послереволюционный период. Социально-бытовая инфраструктура в них была в ведомственном подчинении и финансировалась по ведомственным каналам. В результате до 1993 г. примерно 60% жилой площади, 30% мощностей водопроводно-канализационного хозяйства, 20% мощностей прачечных, 28% общего количества гостиничных мест находились в ведомственном подчинении.

В определенной мере ведомственный канат финансирования социально-бытовой инфраструктуры будет использоваться и при интенсивном развитии экономики, что объясняется специфическими особенностями развития некоторых отраслей народною хозяйства. Например, освоение некоторых видов полезных ископаемых связано с вахтово-экспедиционным методом работ. Естественно, что инфраструктура в этих условиях может быть лишь ведомственная. Необходимость привлечения трудовых ресурсов в отрасли со специфическими или тяжелыми условиями труда требует предоставления работникам особых условий жизни, что ведет к созданию ведомственной инфраструктуры.

Ведомственный канал финансового обеспечения социально- бытовой инфраструктуры обусловлен также наличием нескольких видов экономических интересов, в том числе коллективного интереса. Он проявляется не только в форме материальных потребностей работников, но и в потребности работников в развитии объектов коллективной социально-бытовой инфраструктуры (детские учреждения, медицинские И Т.Д.).

Следует отметить, что некоторые виды социальных услуг более эффективно могут быть использованы по месту работы. В первую очередь это относится к услугам, связанным с профессиональной подготовкой и переподготовкой трудящихся, профилактическим медицинским обслуживанием на предприятиях по предотвращению профессиональных заболеваний. Видимо, и обслуживание детей в летних лагерях отдыха целесообразно осуществлять по ведомственному принципу, так как в финансировании этих объектов принимают участие профессиопальные союзы и предприятия.

Тем самым и в перспективе часть финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры будет осуществляться по ведомственному каналу.

Вместе с тем следует отметить, что при объективной необходимое! и ведомственного пути развития инфраструктуры и ведомственного канала ее финансирования этот путь имеет известные недостатки.

Выделение общегосударственных ресурсов министерствам и ведомствам ведет к их распылению. Создание нередко на одной территории аналогичных объектов социально-бытовой инфраструктуры, подчиненных различным ведомствам, затрудняет координацию их функционирования, что приводит к неэффективному использованию созданных объектов, получению ожидаемого экономического и социального эффекта от вложенных средств. Все это вызывает повышенную потребность в ресурсах для дальнейшего развития социально-бытовой инфраструктуры.

С экономической и социальной точки зрения более приемлем территориальный принцип распределения ресурсов на развитие социально-бытовой инфраструктуры, финансовое обеспечение ее по линии территориальных органов власти. Население всех регионов должно обеспечиваться необходимой социально-бытовой инфраструктурой независимо от наличия в них развитого экой > мического потенциала.

Территориальный путь развития социально-бытовой инфраструктуры больше соответствует интенсивным методам развитии народного хозяйства. Интенсификация связана с сокращением объемов нового строительства, требованием лучшего использования имеющегося экономического потенциала.

Действительно, по мере освоения новых территорий, насыщения городов промышленными объектами снижается необходимость в создании новых рабочих мест и расширении ведомственных каналов финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры. Кроме того, в городах, как правило, развиваются предприятия не одного ведомства. При этом каждое предприятие, создавая свои социально-бытовые объекты, усиливает параллелизм в развитии инфраструктуры. Все это вызывает необходимость ее концентрации. К этому времени укрепляется материальная база местных органов власт и и они все в большей мере берут на себя руководство развитием сферы услуг па подведомственной им территории. Предприятия постепенно начинают передавать объекты социально-бытовой инфраструктуры в ведение местных органов власти, что способствует улучшению руководства и развитию самой инфраструктуры. Таким образом, развитие инфраструктуры подчиняется общим экономическим законам, в соответствии с которыми развитие производительных сил идет в направлении концентрации и специализации производства, т.е. в сфере услуг также происходит процесс концентрации и специализации.

Исходя их этих экономических предпосылок руководство социально-бытовой инфраструктурой в максимальной степени должно быть сконцентрировано в едином центре. Таким цен гром в населенных пунктах становятся местные органы власти.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3

1.1.Сущность финансов организаций……………………………... 6

1.2.Функции финансов организаций……………………………… 11

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

ОРГАНИЗАЦИИ

2.1.Принципы организации финансов организаций………………. 15

2.2.Источники формирования финансовых ресурсов…………….. 20

2.3.Проблемы формирования финансовых ресурсов……………... 25

ГЛАВА 3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ……………………………………………… 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….. 40

ВВЕДЕНИЕ

Финансы, являясь составным элементом экономического механизма управления организациями, служат основой для образования необходимых для нормальной хозяйственной деятельности различных фондов денежных средств: уставного капитала и резервного фонда, фондов накопления и потребления, фонда оплаты труда, амортизационного и ремонтного фондов, фонда коммерческого риска и др.

Финансовые ресурсы являются экономической основой для организации торговой деятельности на принципах самофинансирования. Масштабы и темпы развития товарооборота и всей хозяйственной деятельности зависят, прежде всего, от обеспеченности финансовыми ресурсами. С другой стороны, рост товарооборота и успешное выполнение планов хозяйственной деятельности обеспечивают увеличение финансовых ресурсов, и укрепление финансового положения торговых организаций за счет роста прибыли от хозяйственной деятельности.

В условиях развития рыночных отношений и функционирования финансового рынка требуется качественно новый подход к управлению финансовыми ресурсами. Изменяются порядок формирования и использования финансовых ресурсов, а также взаимоотношения организаций с финансовой и кредитной системами.

Финансовые ресурсы организации - это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, предназначенных для выполнения финансовых обязательств организация, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства.

Финансовые ресурсы организации используются на образование денежных фондов целевого назначения (фонд оплаты труда, фонд развития производства, фонд материального поощрения и др.), выполнение обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, страховыми органами и другими организациями. Финансовые ресурсы используются также для финансирования затрат на приобретение сырья, материалов, оплату труда. Капитал - часть финансов организации, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота. Другими словами, капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов.

Финансы организаций имеют единую целостную ориентацию, но в каждом конкретном случае отражают отраслевые особенности, выражающиеся в специфике оборота капитала, обслуживании воспроизводственных процессов, эмиссионной и инвестиционной деятельности.

Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение организации, платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей организаций является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы организация в целом.

Также важна роль финансов организаций в обеспечении нормального состояния экономики и общественной жизни страны, так как в силу своей специфической особенности они осуществляют процесс распределения и перераспределения национального дохода и национального богатства на трех основных уровнях: на общегосударственном; на уровне организаций; на уровне производственных коллективов.

Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость организаций, предотвращает их банкротство. В условиях рынка состояние финансов организаций интересует непосредственных участников экономического процесса.

Целью курсовой работы является исследование источников и принципов формирования финансовых ресурсов организации, а также выявление проблем их формирования и использования.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть сущность финансов организации;

Определить функции финансов организации;

Рассмотреть принципы организации финансов организации;

Выявить источники формирования финансовых ресурсов;

Определить проблемы формирования финансовых ресурсов организации;

Рассмотреть финансовые ресурсы организаций и их использование.

Для решения поставленных задач были взяты материалы следующих авторов: при рассмотрении сущности финансов организации использованы материалы работ Буряковского В. В. "Финансы предприятий", Ковалевой А.М., «Финансы», Интернет-журнала для экономистов, брокеров, финансистов - Soldi-news.ru; при рассмотрении принципов – работы Буряковского В. В. «Финансы предприятий» и Ковалева В.В. « Финансы организаций (предприятий)»; при выявлении источников формирования финансовых ресурсов использованы материалы Интернет-журнала для экономистов, брокеров, финансистов - Soldi-news.ru, Яркиной Т.В., «Основы экономики организации», Поляка Г.Б., «Финансовый менеджмент»; при определении проблемы формирования финансовых ресурсов организаций рассмотрена статья из журнала «Консультант» №19; также использованы материалы Павловой Л. Н. «Финансы организаций», Колчиной Н. В. «Финансы организаций», Ковалевой, А.М. «Финансы фирмы», Кременукова С.В. «Финансовые ресурсы организации», Вахрина П. И. «Финансы».

Таким образом, работа содержит в себе три главы, в которых рассмотрены общие понятия финансов организаций, их формирование и использование.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1.Сущность финансов организаций

Финансы организаций - это экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанные с функционированием создаваемых на организациих денежных фондов.

Финансы организаций являются основой финансовой системы государства, поскольку организации представляют собой главное звено народнохозяйственного комплекса. Состояние финансов организации оказывает влияние на обеспеченность общегосударственных и региональных денежных фондов финансовыми ресурсами. Зависимость здесь прямая: чем крепче и устойчивее финансовое положение организаций, тем обеспеченнее общегосударственные и региональные денежные фонды, более полно удовлетворяются социальные, культурные потребности и др.

Финансы организаций - важнейшая составная часть единой системы финансов государства. Это предопределяется, прежде всего, тем, что они обслуживают сферу материального производства, в котором создаются валовой внутренний продукт, национальный доход и национальное богатство. По своей сущности финансы организаций являются специфической частью финансовой системы. Их отличие от государственных финансов обусловлено функционированием в разных сферах общественного производства.

Наличие финансов организаций обусловлено существованием товарно-денежных отношений и действием законов стоимости и спроса и предложения. Реализация продукции и услуг осуществляется путем купли и продажи за деньги по ценам, отражающим стоимость товара. Но сами деньги не являются финансами. Это особый товар, посредством которого определяется и выражается стоимость всех остальных товаров и происходит их обращение. Финансы - это экономические отношения, осуществляемые посредством оборота денег, то есть денежные отношения.

Одним из наиболее удачных определений финансовых ресурсов является следующее: финансовые ресурсы организации - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществлению затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих.

Финансы организаций характеризуются теми же чертами, что в целом и категория финансов. Вместе с тем им присущи особенности, обусловленные их функционированием в сфере материального производства, где органически связаны все сферы воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен и потребление.

Так как финансы организаций связаны непосредственно с производством и отражают закономерности развития экономики, они являются категорией, входящей в состав экономического базиса.

Для обеспечения воспроизводственного процесса с помощью финансов в организациях всех отраслей народного хозяйства формируются денежные фонды целевого назначения, используемые для производственных нужд и для удовлетворения социальных и личных потребностей работающих.

Таким образом, финансы организаций представляют собой совокупность экономических, денежных отношений, возникающих в процессе производства, распределения и использования совокупного общественного продукта, национального дохода, национального богатства и связаны с образованием, распределением и использованием валового дохода, денежных накоплений и финансовых ресурсов организаций. Эти отношения, определяющие сущность данной категории, опосредствованы в денежной форме.

К финансовым отношениям, определяющим содержание данной категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного воспроизводства (рис.1.), а именно:

Между организациями и другими субъектами хозяйствования;

Между организациями и бюджетной системой;

Между организациями и финансово-кредитной системой;

Внутри различных объединений организаций;

Финансы организаций (экономические, денежные отношения)

между организациями и другими субъектами хозяйствования

между организациями и бюджетной системой

между организациями и финансово-кредитной системой

внутри различных объединений организаций

внутри организации

С поставщиками;

С покупателями;

Со строительными, транспортными и др. организациями;

С иностранными организациями и фирмами.

С бюджетами разных уровней;

С государственными централизованными фондами;

С внебюджетными фондами.

С банками;

Со страховыми организациями;

С фондовым рынком;

С инвестиционными фондами.

С вышестоящей организацией;

Внутри объединения;

Внутри финансово-промышленных групп.

С работниками организации;

Между филиалами, цехами, отделами;

Финансовые ресурсы фирмы - это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.

Избыток денежных средств свидетельствует о том, что предприятие терпит убытки, связанные, во-первых, с инфляцией и обесценением денег и, во-вторых, с упущенной возможностью их выгодного размещения и получения дополнительного дохода.

Поскольку основная деятельность компании является главным источником прибыли, она должна является и основным источником денежных средств.

Денежная выручка от реализации продукции в текущем периоде;

Погашение дебиторской задолженности;

Поступления от продажи бартера;

Авансы, полученные от покупателей4

Продажа основных средств и нематериальных активов;

Краткосрочные кредиты и займы;

Долгосрочные кредиты и займы;

Поступления от эмиссии акций;

Целевое финансирование.

Перечисленные поступления денежных средств расходуются по следующим направлениям:

Платежи по счетам поставщиков и подрядчиков;

Выплата заработной платы;

Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды;

Уплата процентов за кредит;

Отчисления на социальную сферу;

Приобретение основных средств и нематериальных активов;

Капитальные вложения;

Долгосрочные финансовые вложения;

Возврат краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов;

Выплата дивидендов;

Погашение векселей.

В настоящее время необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правлений акционерных компаний, но и финансовых служб, игравших второстепенную роль в условиях административно-командных методов управления. Изыскание финансовых источников развития предприятия, направлений наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами со стороны соответствующих служб, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и перепродавая ценные бумаги. Достижение успеха в области финансового менеджмента во многом зависит от такого поведения работников финансовых служб, при котором главными становятся инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность операций и оправданный риск, деловая хватка.

Мобилизуя денежные средства других собственников на покрытие затрат своего предприятия, работники финансовой службы прежде всего должны иметь ясное представление о целях инвестирования ресурсов и уже в соответствии с ними давать рекомендации о формах привлечения средств. Для покрытия краткосрочной и среднесрочной потребности в средствах целесообразно использовать ссуды кредитных учреждений. При осуществлении крупных капитальных вложений в реконструкцию и расширение предприятия можно воспользоваться выпуском ценных бумаг; однако, подобная рекомендация может быть дана лишь в том случае, если финансисты основательно изучили финансовый рынок, проанализировали спрос на разные виды ценных бумаг, учли возможное изменение конъюнктуры и, взвесив все это, тем не менее уверены в сравнительно быстрой и выгодной реализации ценных бумаг своего предприятия.

При кажущейся простоте учета денежных расчетов и, в частности, кассовых операций, тем не менее, многие практические работники допускают грубые нарушения действующих правил учета и расчетов наличными деньгами. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций. При проведении проверки ревизоры контролируют соблюдение предприятиями платежной и договорной дисциплины, а также содействуют применению наиболее целесообразных форм расчетов. Таким образом, бухгалтерия должна исходить из принципа, что умелое использование денег и денежных средств само по себе может приносить предприятию дополнительный доход.

Таким образом, наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.

Поскольку основной задачей организации является максимальное извлечение прибыли, в основном для коммерческой организации, постоянно возникает проблема выбора направления использования финансовых ресурсов: вложения с целью расширения основной деятельности или вложения в другие активы. Как известно, экономическое значение прибыли связано с получением результата от вложений в наиболее доходные активы.

Основной источник формирования финансовых ресурсов -- это прибыль.

Источники формирования финансовых ресурсов предприятия: прибыль; выручка от реализации выбывшего имущества; амортизация; прирост устойчивых пассивов; займы; целевые поступления; паевые взносы. Кроме того, предприятие может мобилизовать финансовые ресурсы в различных секторах финансового рынка: продажа акций, облигаций; дивиденды, проценты; кредиты; доходы от других финансовых операций; доходы от выплаты страховых премий и т. Д.

Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятия зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Финансы предприятия отражают в денежной форме экономические отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у хозяйствующих субъектов и их использованием при выполнении обязательств перед финансово-банковской системой и финансировании затрат по расширенному воспроизводству, социальному обеспечению и материальному стимулированию работающих. Эти отношения возникают в процессе кругооборота основных и оборотных средств, производства и реализации продукции, создания и расходования фондов денежных ресурсов. Принято различать две формы финансирования: внешнее и внутреннее. Такое деление обусловлено жесткой связью между формами финансовых ресурсов и капитала фирмы с процессом финансирования. Характеристика видов финансирования представлена в таблице 1.

Эту часть финансовых ресурсов принято называть уставным фондом или уставным капиталом фирмы. В зависимости от организационно-правовой формы фирмы ее уставной капитал формируется за счет выпуска и последующей продажи акций (обыкновенных, привилегированных или их комбинации), вложений в уставной капитал паев, до и т.д. За время жизни фирмы ее уставной капитал может дробиться, уменьшаться и увеличиваться, в том числе за счет части внутренних финансовых ресурсов фирмы.

Таблица 1.Структура источников финансирования предприятия

Виды финансирования

Внешнее финансирование

Внутреннее финансирование

Финансирование на основе собственного капитала

1. Финансирование на основе вкладов и долевого участия (например, выпуск акций, привлечение новых пайщиков)

2. Финансирование за счет прибыли после налогообложения (самофинансирование в узком смысле)

Финансирование на основе заемного капитала

3. Кредитное финансирование (например, на основе займов, ссуд, банковских кредитов, кредитов поставщиков)

4. Заемный капитал, формируемый на основе доходов от продаж - отчисления в резервные фонды (на пенсии, выплаты компенсаций, на уплату налогов)

Смешанное финансирование на основе собственного и заемного капитала

5. Выпуск облигаций, которые можно обменять на акции, опционные займы, ссуды на основе предоставления права участия в прибыли, выпуск привилегированных акций

6. Особые позиции, содержащие часть резервов (т.е. не облагаемые пока налогом отчисления)

Движение финансовых ресурсов в этом случае осуществляется в нефондовой форме (уплата и получение штрафов при нарушении договорных обязательств, внесение паевых взносов членами различных объединений, их участие в распределении прибыли от кооперации производственных процессов, инвестирование средств в акции и облигации других предприятий, получение по ним дивидендов и процентов и т.п.);

Учитывая их специфику, в составе финансовых отношений можно выделить следующие группы относительно однородных денежных отношений:

· связанных с формированием первичных доходов, образованием и использованием в хозяйственных подразделениях материального производства целевых фондов внутрихозяйственного назначения, предназначенных для удовлетворения производственных и потребительских потребностей;

· возникающих между предприятиями, если эти отношения носят распределительный характер, а не обслуживают обмен.

· складывающихся у предприятий материального производства со страховыми организациями в связи с формированием и использованием различного рода страховых фондов;

· образующихся у предприятий с банками при получении банковских ссуд, их погашении, уплате процентов по ним, а также предоставлении банкам во временное пользование свободных денежных средств за определенную плату;

· возникающих у предприятий материального производства с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов. Эта группа финансовых отношений получает форму платежей в бюджет, бюджетного финансирования, платежей в различные внебюджетные фонды и др.;

· складывающихся у предприятий с их вышестоящими управленческими структурами в границах внутриотраслевого перераспределения финансовых ресурсов.

Выражая определенную экономическую категорию, финансы одновременно являются инструментом воздействия на производственно-хозяйственную деятельность предприятия через финансовый механизм, включающий в себя систему финансовых рычагов (прибыль, доходы, амортизационные отчисления, финансовые санкции, процентные ставки, дивиденды и др.), которая реализуется в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

В процессе реализации своей главной цели финансовый механизм направлен на решение следующих основных задач:

1. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Эта задача реализуется путем определения общей потребности в финансовых ресурсах предприятия на предстоящий период, максимизации объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников, определения целесообразности формирования собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников, управления привлечением заемных финансовых средств, оптимизации структуры источников формирования ресурсного финансового потенциала.

2. Обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия. Оптимизация распределения сформированного объема финансовых ресурсов предусматривает установление необходимой пропорциональности в их использовании на цели производственного и социального развития предприятия, выплаты необходимого уровня доходов на инвестированный капитал собственникам предприятия и т.п. В процессе производственного потребления сформированных финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия должны быть учтены стратегические цели его развития и возможный уровень отдачи вкладываемых средств.

3. Оптимизация денежного оборота. Эта задача решается путем эффективного управления денежными потоками предприятия в процессе кругооборота его денежных средств, обеспечением синхронизации объемов поступления и расходования денежных средств по отдельным периодам, поддержанием необходимой ликвидности его оборотных активов. Одним из результатов такой оптимизации является минимизация среднего остатка свободных денежных активов, обеспечивающая снижение потерь от их неэффективного использования и инфляции.

4. Обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска. Максимизация прибыли достигается за счет эффективного управления активами предприятия, вовлечения в хозяйственный оборот заемных финансовых средств, выбора наиболее эффективных направлений операционной и финансовой деятельности. При этом, для достижения целей экономического развития предприятие должно стремиться максимизировать не балансовую, а чистую прибыль, остающуюся в его распоряжении, что требует осуществления эффективной налоговой, амортизационной и дивидендной политики. Решая эту задачу, необходимо иметь в виду, что максимизация уровня прибыли предприятия достигается, как правило, при существенном возрастании уровня финансовых рисков, так как между этими двумя показателями существует прямая связь. Поэтому максимизация прибыли должна обеспечиваться в пределах допустимого финансового риска, конкретный уровень которого устанавливается собственниками или менеджерами предприятия с учетом их финансового менталитета (отношения к степени допустимого риска при осуществлении хозяйственной деятельности).

5. Обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли. Если уровень прибыли предприятия задан или спланирован заранее, важной задачей является снижение уровня финансового риска, обеспечивающего получение этой прибыли. Такая минимизация может быть обеспечена путем диверсификации видов операционной и финансовой деятельности, а также портфеля финансовых инвестиций; профилактикой и избежанием отдельных финансовых рисков, эффективными формами их внутреннего и внешнего страхования.

6. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития. Такое равновесие характеризуется высоким уровнем финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия на всех этапах его развития и обеспечивается формированием оптимальной структуры капитала и активов, эффективными пропорциями в объемах формирования финансовых ресурсов за счет различных источников, достаточным уровнем самофинансирования инвестиционных потребностей.

Основные принципы организации финансовой деятельности предприятий заключаются в централизации финансовых ресурсов, что позволяет оперативно маневрировать ими и концентрировать средства на приоритетных направлениях развития производства; разработке кратко-, средне- и долгосрочных финансовых планов; создании финансовых резервов на случай непредвиденных ситуаций; безусловном выполнении финансовых обязательств перед партнерами и государством.

Таким образом, финансовые ресурсы фирмы - это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.

Финансы предприятий выполняют следующие функции:

образование доходов и фондов денежных средств как необходимого условия обеспечения непрерывного процесса производства путем создания финансовых ресурсов для увеличения основных фондов и оборотных средств, производства и реализации продукции, образования фондов потребления и накопления;

распределение доходов предприятия на средства, остающиеся в его собственности, и перечисляемые в федеральный, региональный и местный бюджеты;

финансовый контроль производства, распределения и использования созданного продукта и чистого дохода, т.е. проверка правильности расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и реализации продукции.

Структура финансовых ресурсов на предприятии.

Стоимость применяемых в народном хозяйстве или его отдельном звене (предприятии, отрасли) средств производства представляет собой их производственные фонды, или инвестиционный капитал. Необходимым условием производственно-хозяйственной деятельности предприятия является кругооборот фондов - постоянное движение стоимости инвестиционных ресурсов в результате чего она последовательно принимает производительную, денежную и товарные формы. В зависимости от производственного потребления и участия в создании стоимости продукции производственные фонды подразделяют на основные и оборотные фонды. Соотношение между ними зависит от техники и технологии производства, потребляемого сырья, материалов и энергии, особенностей выпускаемой продукции. Это соотношение в среднем по промышленности составляет примерно 80% и 20%, в химической промышленности - 90% и 10%, в машиностроении - 60% и 40%.

В соответствии с гражданским законодательством в организационно-правовой форме бюджетных учреждений создаются и функционируют главным образом учреждения социально-культурной сферы, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, суды, прокуратура, органы правопорядка, безопасности государства и др.

К организациям социально-культурной сферы относятся учреждения:

Образования (дошкольного, общего и профессионального - детские сады, школы, техникумы, высшие учебные заведения и др.);

Культуры и искусства (библиотеки, музеи, учреждения клубного типа, театры, концертные залы, цирки и др.);

Здравоохранения и физической культуры (больницы, поликлиники, дома ребенка, станции скорой и неотложной помощи, переливания крови, санитарно-эпидемиологические учреждения);

Социального обеспечения (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, учреждения по обучению инвалидов и др.); средств массовой информации (издательства, периодическая печать, государственные телерадиокомпании и др.).

Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов в учреждениях разных отраслей социальнокультурной сферы и органов государственной власти однотипны. Однако они имеют специфику, обусловленную, во-первых, отраслевыми особенностями деятельности учреждений, и, во-вторых, сочетанием применяемых методов хозяйствования (сметное финансирование и полная или частичная самоокупаемость).

До недавнего времени преобладающим источником финансирования бюджетных учреждений являлись бюджетные средства. Переход к рынку изменил систему финансового обеспечения данных учреждений в части изменения соотношения бюджетных и внебюджетных источников, формируемых за счет средств субъектов хозяйствования и населения, в пользу последних.

Однако проведение реформ сопровождается нарастанием социальных проблем, снижением уровня и качества жизни основной части населения, уровня потребления не только материальных, но и социальных благ. В то же время растущий дефицит региональных и местных бюджетов, за счет которых финансируется преобладающее число бюджетных учреждений, ведет к минимизации средств, выделяемых на социальные расходы. Это приводит к необходимости поиска дополнительных внебюджетных источников финансирования в основном за счет осуществления учреждениями предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Возможность осуществления бюджетными учреждениями такой деятельности предусмотрена не только Гражданским кодексом РФ, но и рядом законодательных актов, регулирующих деятельность учреждений определенных отраслей социально-культурной сферы. К ним относятся: Закон РФ «О образовании», Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон «О высшем
и послевузовском профессиональном образовании», Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». Эти законы не утратили своей силы с принятием Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», например, к предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся: производство и реализация продукции, работ и услуг, предусмотренных уставом учреждения, реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества, ведение приносящих доход внереализационных операций и др. Аналогичные формы предпринимательской деятельности установлены Законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Исходя из этого основными источниками финансовых ресурсов бюджетных учреждений являются:

Бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (федерального, субъектов РФ и местных), в разрезе кодов классификации расходов бюджетов, определенных Бюджетной классификацией Российской Федерации;

Поступления от оказания платных услуг населению. Оказание платных услуг должно быть направлено на улучшение обслуживания населения путем предоставления социально значимых услуг по профилю деятельности учреждений и не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае все средства, полученные от оказания этих видов платных услуг, изымаются в бюджет;

Выручка от реализации продукции собственного производства (например, учебно-производственных мастерских в школах), покупных товаров и оборудования, творческой продукции учреждений культуры, сборы от продажи билетов на театральнозрелищные мероприятия;

Выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду;

Выручка от оказания посреднических услуг;

Доходы от долевого участия в деятельности других учреждений и организаций;

Доходы от приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и получения доходов (дивидендов, процентов) по ним;

Доходы от иных внереализационных операций (курсовых разниц при операциях с иностранной валютой, от операций, связанных с размещением денежных средств на текущих счетах в кредитных организациях и др.);

Добровольные взносы предприятий, учреждений, благотворительных фондов и отдельных граждан.

Направления использования финансовых ресурсов, независимо от источника их образования (бюджетных либо внебюджетных средств), определяются в строгом соответствии с подразделениями классификации операций сектора государственного управления Бюджетной классификации РФ, устанавливающими конкретные цели расходования средств. К ним относятся расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, по оплате работ, услуг (связи, транспортных, коммунальных услуг), по увеличению стоимости основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, уплату налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ и др.

Состав расходов и их соотношение различно в учреждениях разных отраслей социально-культурной сферы. Общим для всех учреждений является преобладающий уровень расходов на оплату труда с начислениями на нее. Однако ряд расходов характерен только для определенных учреждений. Например, расходы на выплату стипендий предусмотрены только в бюджетных сметах учреждений профессионального образования, расходы на медикаменты - учреждений просвещения и здравоохранения (в основном стационарных медицинских учреждений), расходы на приобретение мягкого инвентаря - детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения и т.д. Однако в настоящее время государством за счет бюджетных средств реально финансируется ограниченный состав расходов - в основном оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда, стипендии, питание, медикаменты. Финансирование остальных видов расходов (большая часть коммунальных услуг, приобретение оборудования, капитальное строительство, капитальный ремонт и др.) учреждения вынуждены производить за счет внебюджетных средств. При этом нарушается основной принцип сметного финансирования — покрытие за счет бюджетных средств всех расходов, необходимых
для нормального функционирования учреждения.

В отдельных отраслях социально-культурной сферы имеются некоторые особенности. В здравоохранении они связаны с переходом отрасли на обязательное медицинское страхование. Финансовый механизм функционирования здравоохранения и течение длительного времени базировался исключительно на системе государственного бюджетного финансирования. Принятие Закона РФ «О медицинском страховании граждан» изменило систему финансового обеспечения отрасли. Основными источниками финансирования здравоохранения стали средства бюджетов всех уровней, средства обязательного и добровольного медицинского страхования и средства, поступающие от оказания платных медицинских услуг. Средства обязательного медицинского страхования увеличили финансовую базу здравоохранения. Однако, несмотря на расширение источников финансового обеспечения отрасли, увеличения общего объема финансовых ресурсов в здравоохранении не произошло за счет частичного замещения бюджетных средств средствами обязательного медицинского страхования.

Множественность источников финансирования учреждений здравоохранения не означает их объединения и распоряжения одним органом управления: бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы, а средствами обязательного медицинского страхования - фонды обязательного медицинского страхования. Переход к обязательному медицинскому страхованию привел к необходимости разграничить расходы на здравоохранение между этими двумя источниками. За счет средств медицинского страхования стало осуществляться финансирование большинства стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений в соответствии с договорами по обязательному медицинскому страхованию. Бюджетные средства используются только для финансирования учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях (инфекционные болезни, туберкулез, психиатрия), а также учреждений скорой медицинской помощи, станций переливания крови, родильных домов, домов ребенка. За счет бюджетных средств также финансируются приобретение дорогостоящего медицинского оборудования и капитальный ремонт объектов здравоохранения. И наконец, за счет бюджетных ассигнований осуществляется уплата страховых взносов за неработающее население (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных).

В организациях культуры и искусства особенности организации финансов связаны с функционированием данных организаций не только на принципах сметного финансирования, но и самоокупаемости. Значительная часть услуг таких организаций,
как библиотеки, большая часть музеев, учреждений клубного типа оплачивается за счет бюджетных средств. Эти учреждения находятся на сметном финансировании и получают средства из бюджетов разных уровней, главным образом из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Остальные организации культуры (театры, филармонии, цирки, выставочные залы и др.) оказывают большую часть предоставляемых ими услуг на платной основе.

Финансовые ресурсы учреждений культуры и искусства формируются также и за счет бюджетных ассигнований, и за счет внебюджетных источников. Однако направления расходования бюджетных средств отражают специфику деятельности организаций культуры. К ним относятся затраты на реставрацию памятников истории, культуры и архитектуры, на создание новых постановок, представлений, на подготовку концертных программ, организацию фестивалей, выставок, на создание и обновление композиций музеев и выставок, на содержание животных в цирках и зоопарках и другие расходы. При этом бюджетные средства должны использоваться только на осуществление основной деятельности, т.е. деятельности по предоставлению культурных благ населению, по созданию и распространению культурных ценностей.

Финансовые ресурсы органов государственной власти (законодательных и исполнительных) и органов местного самоуправления формируются в основном за счет бюджетных средств. При этом данным органам не разрешено заниматься предпринимательской деятельностью.

Важной составной частью финансов некоммерческих организаций являются отношения, связанные с уплатой налогов. При осуществлении бюджетной и предпринимательской деятельности бюджетные учреждения уплачивают практически все налоги, предусмотренные действующим законодательством (налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, транспортный налог и другие региональные и местные налоги). При этом порядок исчисления и уплаты данных налогов един для коммерческих и некоммерческих организаций. Однако, учитывая социальную значимость услуг, оказываемых бюджетными учреждениями социально-культурной сферы, налоговое законодательство предусматривает налоговые льготы либо полное освобождение от уплаты налогов целому ряду учреждений - образовательным, учреждениям здравоохранения, культуры, органам государственной власти и др. Так, при исчислении налога на добавленную стоимость не подлежит налогообложению реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемыми государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты, услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса, услуг, оказываемых в сфере культуры и искусства, и др.

Порядок налогообложения прибыли бюджетных учреждений с введением в действие главы 25 части второй Налогового кодекса РФ стал аналогичен порядку, применяемому в отношении коммерческих организаций. Вместе с тем правовой статус
бюджетных учреждений предполагает некоторые особенности исчисления налоговой базы в части определения доходов и расходов, не учитываемых при налогообложении, начисления амортизации, порядка исчисления налога и авансовых платежей, составления налоговой декларации. Налоговое законодательство предусматривает уплату бюджетными учреждениями только квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода, для них также предусмотрена возможность представления в налоговые органы упрощенной налоговой декларации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль бюджетных учреждений, как и других организаций, является прибыль, определяемая как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, под которыми понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом из полученных доходов (доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов) исключаются доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, включающие средства целевого финансирования и целевые поступления. К средствам целевого финансирования относятся средства бюджетов всех уровней, полученные гранты, а к целевым поступлениям на содержание бюджетных учреждений и ведение ими уставной деятельности - пожертвования, имущество, переходящее учрежениям в порядке наследования, средства, полученные в рамках благотворительной деятельности и др. Для исключения этих сумм из налогооблагаемой базы необходим раздельный учет доходов и расходов по целевым средствам. Расходы, уменьшающие полученные доходы, определяются в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления Бюджетной классификации РФ.


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Финансовые ресурсы организаций (предприятий) - это совокупность источников денежных средств, аккумулируемых (привлекаемых) предприятиями для (осуществления хозяйственной, предпринимательской) формирования (финансирования) необходимых им активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет поступлений извне.

По источникам формирования финансовые ресурсы подразделяются на 3 группы (рис. 1.2):

I. финансовые ресурсы, сформированные за счет собственных и приравненных к ним средств 1)прибыль от основной деятельности, прибыль от реализации выбывшего имущества, прибыль от внереализационных операций, 2)амортизационные отчисления, 3)поступления от учредителей при формировании уставного капитала, 4)дополнительные паевые и иные взносы, 5)устойчивые пассивы (устойчивая кредиторская задолженность) и др.);

II. финансовые ресурсы, сформированные за счет заемных средств (средства от выпуска (эмиссии) и продажи облигаций, 1)кредиты банков, 2)займы юридических и физических лиц, факторинг, финансовый лизинг и др.);

III. финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения, средства, поступающие от концернов, ассоциаций, бюджетные средства и т. п.).

В свою очередь, собственные финансовые ресурсы формируются за счет внутренних и внешних источников. В составе внутренних источников основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая распределяется решением Учредительного (руководящего) органа на цели потребления и накопления. Более того, прибыль является основным источником пополнения собственного капитала предприятия. Если предприятие Убыточное, то собственный капитал уменьшается на сумму полученных убытков.

Важную роль в составе собственных внутренних источников играют также амортизационные отчисления, которые представляют собой денежное выражение стоимости износа основных средств и нематериальных активов. Они не увеличивают сумму собственного капитала, а являются средством его реинвестирования.

К прочим формам собственного капитала относятся доходы от сдачи в аренду имущества, расчеты с учредителями и др.

Среди внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основная роль принадлежит дополнительной эмиссии акций, посредством которой происходит увеличение акционерного капитала предприятия, а также привлечение дополнительного складочного капитала (паевого фонда) путем дополнительных взносов средств (паевых взносов) (рис. 1.3).



В составе внешних собственных финансовых ресурсов следует выделить и некоторые фонды предприятий, которые раньше в России относились к устойчивым пассивам (в мировой практике аналогичные фонды средств называются счетами начислений). Устойчивые пассивы - это привлеченные средства, не принадлежащие данной организации, но постоянно находящиеся в ее обороте. Эти средства в сумме минимального остатка используются в качестве источника формирования оборотных средств организаций.

Вообще привлеченные средства - это средства, не принадлежащие предприятию, но в отличие от заемных не оформляемые специальными кредитными соглашениями и используемые, как правило, безвозмездно. По существу, это устойчивая кредиторская задолженность: переходящая минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям во внебюджетные фонды; минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей; минимальная задолженность перед бюджетом по налогам и т. п. Образование данных фондов вызвано тем, что между моментом поступления денежных средств, предназначенных для вышеперечисленных выплат, и фиксированным (либо договором, либо законом) днем выплаты имеется определенное число дней, в течение которых указанные средства уже находятся в обороте организации, но не расходуются по своему назначению.

В условиях рыночной экономики производственно-хозяйственная деятельность предприятия невозможна без использования заемных средств.

Привлечение заемных средств в оборот организации (предприятия) при условии их эффективного использования позволяет ей увеличивать объемы совершаемых хозяйственных операций, наращивать доходы, повышать рентабельность собственного капитала, поскольку в нормальных условиях заемные средства являются более дешевым источником по сравнению с собственными финансовыми ресурсами. Кроме того, привлечение заемных средств позволяет собственникам и финансовым менеджерам существенно увеличить объем контролируемых финансовых ресурсов, т. е. расширить инвестиционные возможности предприятия.

Однако в ситуации, когда размер затрат по обслуживанию долга превышает размер дополнительных доходов от использования заемных средств, неизбежно ухудшение финансовой ситуации на предприятии.

К средствам, поступающим в порядке перераспределения, как уже отмечено, относятся страховое возмещение по наступившим рискам; средства, поступающие от концернов, ассоциаций, головных компаний; дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов. Что же касается бюджетных средств, то они могут использоваться как на возвратной, так и на безвозвратной основе.

Как правило, они выделяются из бюджетов различных уровней под финансирование государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной финансовой государственной поддержки организаций, продукция которых имеет народно-хозяйственное значение.

Между тем привлечение финансовых ресурсов из различных источников имеет ряд ограничений: 1)организационно-правовых, 2)макроэкономических, 3)инвестиционных, 4)финансово-аналитических.

К ограничениям организационно-правового характера относятся законодательно закрепленные требования к величине и порядку формирования отдельных элементов собственного и заемного капитала компании: нижняя граница величины уставного капитала; величина резервного капитала; пределы размещения привилегированных акций, корпоративных облигаций. К организационно-правовым ограничениям относится и контроль над управлением компанией. Это касается в первую очередь акционерных обществ. Привлекая финансовые ресурсы путем дополнительной эмиссии акций, компания изменяет финансовую структуру капитала и структуру управления самой компании.

В число макроэкономических ограничений входят: (инвестиционный климат в стране, страновой риск, денежно-кредитная политика государства, действующая система налогообложения, величина ставки рефинансирования, уровень инфляции).

Формирование финансовых ресурсов организаций сопряжено с оценкой сочетания интересов последних с интересами инвесторов и кредиторов, т. е. действуют инвестиционные ограничения. Взаимодействие с финансовым инвестором характеризуется прежде всего сохранением действующей структуры управления в организации, среднесрочным горизонтом инвестирования и его заинтересованностью в получении прибыли, как правило, в конце срока инвестиций. В то же время стратегический инвестор принимает активное участие в управлении предприятием, не ограничивается конкретными сроками инвестирования, нацелен на получение значительной части бизнеса.

Наконец, группа финансово-аналитических ограничений включает в себя показатели, на основе которых производится оценка влияния процесса изменения финансовой структуры на финансовое положение компании, - коэффициенты структуры капитала (о них речь пойдет в главе 3 учебника).

Использование финансовых ресурсов предприятий осуществляется по следующим основным направлениям :

ü финансирование (основной деятельности) затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг;

ü финансирование инвестиционной деятельности предприятия (реальные, т.е. …. и финансовые инвестиции, т.е. ….);

ü платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

ü погашение кредитов и займов (+ выплата процентов по ним);

ü финансирование благотворительной деятельности и др.

Формирование и использование финансовых ресурсов опосредуются (осуществляется) денежными потоками в разрезе трех видов деятельности организации (предприятия): 1)текущей (текущей), 2)инвестиционной, 3) финансовой.



Отчетность