Что такое зеркальный фотоаппарат. Как выбрать зеркальный фотоаппарат

Полезность информации

Одним из самых популярных и распространённых видов деятельности для людей по всему миру на сегодняшний день является фотография. И, конечно же, в нынешний век научного прогресса развитие технологий коснулось и фотоаппаратуры. Те, кто занимается фото- и видеосъёмкой профессионально, естественно, в курсе характеристик, особенностей и нюансов различных видов применяемой техники. Но если вы новичок, который стремится повысить свой профессиональный уровень, или просто любитель, и фотография для вас является всего лишь хобби и способом неплохо провести время, то вы должны знать, чем отличается зеркальный фотоаппарат от цифрового. Именно описанию различий между ними и посвящается данная статья.

Основное отличие

Вначале стоит отметить, что зеркальный фотоаппарат может быть цифровым или плёночным, а цифровой - зеркальным или нет. Основным и самым важным отличительным признаком является то, что в зеркальном фотоаппарате та картинка, которую вы наблюдаете в видоискателе, без как-либо изменений или искажений попадает на его матрицу или плёнку. Это происходит благодаря тому, что поток света, проходящий через объектив устройства, падает на зеркало, которое, в свою очередь, направляет это поток на видоискатель. В тот момент, когда делается снимок, зеркало отклоняется, и поток попадет уже не на видоискатель, а на матрицу или плёнку. Поэтому на выходе вы получаете именно тот снимок, которого ожидали. Также к преимуществам зеркального фотоаппарата можно отнести наличие хорошего ЖК-дисплея. Это позволяет детально оценить структуру кадра.

Ещё отличия

Есть ещё несколько важных моментов в вопросе "чем отличается зеркальный фотоаппарат от цифрового":

  • Используя зеркальный фотоаппарат, вы можете самостоятельно устанавливать параметры для съёмки: фокус, диафрагму, выдержку, и всё это будет отображаться на дисплее.
  • У зеркального фотоаппарата более крупная матрица и лучше цветопередача. А также есть возможность менять объектив и вспышку, использовать светофильтры, бленды.
  • Мгновенная фокусировка ”зеркалки” позволяет вести мультисъёмку, отличающуюся превосходным качеством.
  • Отличие в размерах: хороший зеркальный фотоаппарат будет гораздо объёмнее своего цифрового собрата. Это же касается и цены. ”Цифра” всегда дешевле.
  • Есть и другие более детальные подробности того, чем отличается зеркальный фотоаппарат от цифрового. Но основные отличия нам теперь известны.

Лидеры на рынке

Множество фирм и производителей предлагают огромнейший ассортимент фото- и видеотехники. Походящий для себя вариант сможет подобрать и фотограф-любитель, и самый искушённый профессионал. Но есть неоспоримые лидеры на рынке, к примеру фотоаппараты "Canon". Зеркальные и цифровые модели отличаются прекрасным качеством и дизайном. Также можно отметить фирмы "Nikon", "Olympus", "Kodak". При выборе ориентируйтесь именно на них.

Резюме

Итак, разобравшись в том, чем отличается зеркальный фотоаппарат от цифрового, можно сделать определённые выводы. Если вам нужен компактный и бюджетный "фотик" для того, чтобы делать довольно неплохие, но всё же обычные снимки моментов своей жизни, то хватит и цифрового фотоаппарата. Если же вы настроены на серьёзную профессиональную работу, если вам нужны фотографии наивысшего качества, то без дорогого зеркального фотоаппарата просто не обойтись.

». Но как-то обошли стороной вопрос о том, а что же лучше, зеркалка или беззеркалка? Сегодня мы наверстаем упущенное и поговорим о различиях двух типов фототехники – беззеркальных и зеркальных камер. Поехали.

Что такое зеркальный фотоаппарат?

Зеркальный фотоаппарат – это фотоаппарат, видоискатель которого основан на зеркале. Вообще, существуют однообъективные и двухобъективные зеркальные фотоаппараты. Но поскольку в мире цифровой фотографии место осталось только для первого типа, о нём дальше и пойдет речь.

Первый однообъективный зеркальный фотоаппарат появился аж в 1861 году. Да, в то время как в России только-только отменили крепостное право, в Англии уже изобрели фотоаппарат. То есть, история зеркального фотоаппарата началась в позапрошлом веке, больше 150 лет назад.

Конечно, первые зеркальные фотоаппараты сильно отличались от того, что мы имеем теперь. Одно из отличий – использование пленки. На сегодня пленка, как вы все прекрасно знаете, практически вымерла и существует лишь благодаря энтузиастам, полюбившим пленочную фотографию когда-то давно. Цифровые технологии позволили заменить пленку в фотоаппарате на матрицу.

Вернемся к устройству зеркального фотоаппарата. Каждая зеркалка имеет видоискатель, основанный на зеркале. Зеркало стоит под углом в 45 градусов и позволяет видеть через видоискатель реальную неоцифрованную картинку. Механизм, вообще, достаточно простой с точки зрения понимания. Через объектив свет (и изображение соответственно) попадает в корпус камеры, где установлено зеркало под углом 45 градусов. Отраженный зеркалом свет устремляется вверх, где попадает в пентапризму (или пентазеркало), которая оборачивает изображение, придавая ему нормальную ориентацию. Проще говоря, если бы не было пентапризмы, изображение в видоискателе выглядело бы перевернутым. Вот и всё. Это и есть оптический видоискатель – отличительная особенность любой зеркалки.

Что такое беззеркальный фотоаппарат?

Беззеркалка также как и зеркальный фотоаппарат имеет сменную оптику. Но, как вы поняли из названия, не имеет зеркального видоискателя. Вместо видоискателя в недорогих камерах используется экран, а в фотоаппаратах подороже применяется электронный видоискатель. По сути, в отличие от оптического, такой видоискатель показывает нам оцифрованное изображение. Можно сказать, что это маленький экранчик. Он имеет определенное разрешение, которое указывается в спецификации фотоаппарата. Естественно, как и в случае с монитором, чем больше разрешение, тем лучше.

Чем зеркальный фотоаппарат лучше беззеркального?

Давайте для начала поговорим о том, чем же зеркалка лучше беззеркалки.

  • Оптический видоискатель – не только особенность зеркального фотоаппарата, но и его преимущество над беззеркальным. Причин тут несколько. Во-первых, оптический видоискатель показывает картинку в реальном времени, необработанную и неоцифрованную. То есть так, как её бы видел ваш глаз без видоискателя. Во-вторых, при использовании электронного видоискателя есть небольшая задержка изображения, которой нет у оптического. Т.е. с последним вы всегда видите картинку в реальном времени.
  • Фазовый автофокус – он свойственен только зеркальным камерам. Последние модели беззеркалок научились использовать фазовые датчики на матрице, тем самым породив гибридную систему фокусировки, но на сегодня она всё равно не дотягивает по скорости до фокусировки зеркальной камеры.
  • Эргономика у зеркалок лучше. Это связано, в том числе и с тем, что само зеркало с пентапризмой занимают достаточно много места в тушке. Из-за этого, собственно, эти фотоаппараты такие большие. Но этот минус превращается в плюс, когда нужно камерой управлять: особенно у профессиональных фотокамер отлично реализован доступ ко всем важным функциям с помощью кнопок, колесиков и других элементов управления, вынесенных на тушку. Особого внимания заслуживает дополнительный монохромный дисплей, который встречается у крупных зеркальных фотоаппаратов, и никогда не встречается у беззеркалок. Дисплей этот очень помогает при профессиональной съемке, да и для любительской он никогда лишним не бывает.
  • Огромный парк оптики . Помните, мы говорили о том, что уже полтора века как выпускают зеркальные камеры? Компания Nikon начала выпуск камер в 50-е годы двадцатого века. На сегодняшний день парк оптики Nikon огромен и продолжает расти. Конечно, беззеркальным камерам пока далеко до такого богатства.
  • Стоимость зеркальных камер в целом ниже. Конкретный пример. Есть Nikon D5100 с объективом Nikon 35mm 1.8G DX. Это совсем недорогой комплект, стоимость его меньше 20 тысяч. Чтобы получить аналогичное качество с помощью беззеркалки нужно потратить гораздо больше денег.
  • Зеркальная камера включается гораздо быстрее , чем беззеркальная. За долю секунды, в то время как беззеркалки могут включаться и по 3 секунды.
  • Время работы зеркальных камер от одного заряда батареи значительно выше, чем у беззеркальных. Да и сами батареи обычно более емкие. Таким образом, любительские камеры вроде Nikon D7100 могут снимать по полторы тысячи кадров на одном заряде. Профессиональная техники, вроде Nikon D4, способна нащелкать с помощью фотографа больше 3 тысяч снимков на одном заряде батареи.
  • Зеркальные камеры надежнее . У некоторых из них есть пыле и влагозащита. Именно поэтому в саванне вы вряд ли увидите фотографа с Sony A7. Но вот с Canon 1Dx – как нечего делать. Их там больше, чем львов и бизонов…

Итак, главное: на сегодняшний день профессиональная съемка беззеркальной камерой практически невозможна. Зеркальная камера для коммерческой съемки предпочтительнее. А любитель должен сам решить, важны ли ему преимущества зеркалки, или достаточно того, что предлагает беззеркалка. А об этом чуть ниже.

Чем беззеркалка лучше зеркалки?

Да, а есть ли плюсы у беззеркального фотоаппарата, которых нет у зеркального? Есть. И сейчас мы о них поговорим.

Техника Olympus — одна из самых популярных на рынке беззеркальных камер

  • Размер . Это самое очевидное. Беззеркалки меньше. Оптика для таких камер также компактнее. В итоге можно получить беззеркальную систему, которая будет меньше зеркальной, но позволит получать настолько же качественные снимки.
  • Электронный видоискатель . У электронных видоискателей есть и плюсы. Во-первых, на них можно выводить различную дополнительную информацию. Во-вторых, такие видоискатели будут удобнее для близоруких людей. Оптическим видоискателем нужно пользоваться в очках или использовать функцию диоптрийной коррекции, которой хватает для зрения в -2,5, но если минус будет больше, то увы. Электронный видоискатель, как мы уже говорили выше – это экранчик. И, конечно, при использовании близоруким человеком, с ним не возникает проблем.
  • Большой выбор производителей . Беззеркалки сейчас выпускают следующие фирмы: Nikon, Canon, Sony, Panasonic, Olympus, Fujifilm, Samsung. Но доступные зеркалки выпускают только первые 3 компании плюс Pentax .

Что общего у зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов?

Есть и то, что объединяет эти камеры.

  • Матрица . Самая важная часть цифрового фотоаппарата. Ещё пару лет назад я мог бы сказать, что у беззеркальных камер не бывает полнокадровой матрицы. Но это исправила компания Sony, выпустив камеры серии A7. Они имеют матрицы, не уступающие тем, что используются в зеркальных фотоаппаратах. Про матрицы мы с вами уже не раз говорили, повторяться ни к чему.
  • Системность . Почему-то многие называют беззеркалки системными камерами, забывая, что зеркальные фотоаппараты тоже относятся к этому классу. В этом сходство зеркалок и беззеркалок – это системные фотоаппараты, которым свойственна сменная оптика.

Что же лучше? Зеркалка или беззеркалка?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Каждый должен сделать свой выбор исходя из потребностей. Моё мнение – зеркальные фотоаппараты на сегодня всё ещё слишком сильно превосходят беззеркальные. Лично для меня при выборе камеры наиболее важными остаются критерии скорости (фокусировка, включение), широкого выбора оптики и цены (как на камеру, так и на объективы). Да, не всегда хочется брать с собой огромный зеркальный комплект. Лучше, чтобы был выбор. Например, для больших (продолжительных, важных и т.п.) съемок иметь зеркалку, а для души – что-то небольшое, может даже не беззеркалку, а компактную камеру вроде Fuji x100s или т.п. Но если выбирать одну единственную камеру, то повторюсь, я бы выбрал зеркалку. Но это лишь моё мнение. А что бы выбрали вы?

Статьи

И так, что значит зеркальный цифровой фотоаппарат? Как он устроен?

Это - фотокамера, объектив видоискателя в которой и объектив для захвата изображения - один и тот же. Кроме того, в таком фотоаппарате используется цифровая матрица, которая предназначена для записи изображения.

Если фотоаппарат не зеркальный, то в видоискатель попадает изображение из отдельного маленького объектива, который чаще всего располагается над основным. У обычного фотоаппарата, то есть «мыльницы», изображение отображено на экране и попадает непосредственно на матрицу.

У обычного зеркального цифрового фотоаппарата свет проходит через объектив. Потом свет достигает диафрагмы. Диафрагма регулирует количество света. Далее свет доходит до зеркала, отражается и проходит через призму. Это необходимо для перенаправления его в видоискатель. Дополнительная информация о кадре и экспозиции добавляется при помощи информационного экрана.

Что происходит в момент фотографирования?

Зеркало устройства фотоаппарата приподнимается и открывается затвор фотоаппарата. В эту минуту свет попадает непосредственно на матрицу фотоаппарата. Происходит фотографирование, то есть - экспонирование кадра. Затвор закрывается и зеркало опускается. Фотоаппарат снова готов снимать. Это процесс, который мы описали, происходит очень быстро! Время исчисляется всего лишь долями секунды!

Итак, с тем, как работает зеркальный цифровой фотоаппарат, мы разобрались. Но как выбрать среди огромного множества различных моделей свой?

Как выбрать зеркальный цифровой фотоаппарат?

Вопрос: какой зеркальный цифровой фотоаппарат выбрать, волнует многих.

Первое, на что надо обратить внимание, это - полный кадр или кроп? То есть: на каком из форматов остановить свой выбор? Существует полнокадровая матрица и урезанный, то есть «кропнутый» вариант.

Если вы - не профессиональный фотограф, тогда для вас оптимальным выбором будет модель с уменьшенной матрицей. Почему? Потому что такой выбор - это модели, имеющие более низкую цену. Важно! На полноформатной матрице практически невозможно получить фотографии отличного качества, если вы будете пользоваться недорогим объективом. Будут заметны малейшие огрехи. На кропе же их будет практически не видно.

Второй момент, на который необходимо обратить внимание при покупке фотоаппарата, это фирма-производитель. Решение задачи - какой цифровой зеркальный фотоаппарат выбрать - часто начинается именно с того, какому производителю отдать предпочтение. И тут есть свой резон!

Итак, фирмы-производители.

Несомненно, среди всех фирм, выпускающих фотоаппараты, признанными лидерами являются:

  • Canon;
  • Nikon;
  • Sony , во многом благодаря покупке Konica-Minolta.
  • Pentax;
  • Olympus;
  • Samsung.

Принято считать, что Canon и Nikon - лучшие фирмы-производители. Надо учитывать, что стоимость фотографических принадлежностей у компании Canon самая высокая. При этом, удобство эксплуатации несколько проигрывает фотоаппаратам Sony и Nikon.

У фотоаппаратов Sony есть очень большое преимущество - встроенная в "тушку" система стабилизации. Благодаря этому, компании удалось значительно снизить стоимость оптики для этих камер.

Теперь рассмотрим следующий, очень важный пункт: увеличение, то есть - Zoom.

Надо отметить, что функцией, которая имеется почти у всех цифровых фотоаппаратов, является возможность увеличения. Что это? Увеличение - это изменение фокусного расстояния.

Редакторы Audio and Video убедились в живучести мифа: «чем больше zoom — тем лучше».

Это - ошибочное утверждение! Zoom является производной величиной, которая показывает отношение максимально и минимального фокусного расстояния. Что зависит от фокусного расстояния? Если объяснить просто, то это все то, что войдет в кадр при фотографировании. Эта функция дает возможность фотографу получить удобную кадрировку изображения. Получается, что фотограф ещё на этапе съёмки может убрать из кадра всё ненужное.

Вы собираетесь снимать посиделки с друзьями. Если у вас минимальное фокусное расстояние слишком большое, то ваши верные друзья просто не войдут в кадр.

Zoom бывает:

  • оптический;
  • цифровой.

Первый - самый лучший и качественный. Это увеличение средствами оптики. При этом, увеличение достигается изменением фокусного расстояния линзы.

Цифровой Zoom: при таком способе увеличения готовое изображение попросту растягивается с помощью программных средств. Это - неудачный выбор. В качестве примера можно привести следующее: вы нашли красивую картинку в сети и решили украсить ею свой рабочий стол. Картинка имеет маленькие размеры и при растягивании получилась нечеткой.

Делаем вывод: при выборе Zoom внимания стоит только оптический.

А теперь о мегапикселях и реальной чувствительности. На самом деле, для большого количества фотографов эта характеристика является очень важной. Но это не совсем правильно, потому что при выборе фотокамеры, следует прежде всего смотреть не на мегапикселы, а непосредственно на качество фотографий на высоких значениях чувствительности матрицы.

Body или Kit?

Всем известно, что качественная оптика стоит дороже, чем сам фотоаппарат. И надо сказать, что развитие электронных технологий на стоимость оптики не влияет. Именно поэтому большинство профессиональных фотографов при смене фотоаппарата оставляют прежние объективы. Фирмы-производители учитывают это, и их старая оптика подходит к новым моделям фотоаппаратов.

Важный момент! У всех фотографов разные задачи! Следует делать выбор, исходя из этого фактора. Могут понадобиться разные объективы: короткофокусные, длиннофокусные, портретные, и так далее. Поэтому, фирмы-производители дают возможность приобрести отдельно фотоаппарат, отдельно — объектив.

Это и называется - Body. То есть это обозначает комплектацию.

А если покупатель не профессионал и вообще не понимает, что ему нужно?

Для таких «чайников» есть выбор: производители предлагают набор «фотоаппарат + объектив». Что представляет такой набор? Это: «универсальный» объектив. Такой объектив - оптимальное решение для новичков. Стоимость такого объектива относительно невелика, поскольку налажено массовое производство.

Итак, вывод: цифровые зеркальные фотоаппараты для чайников, это набор «фотоаппарат + объектив». Часто в подобный комплект входят два объектива: короткофокусный и длиннофокусный. Предназначение таких объективов - съемка с близкого и дальнего расстояния.

Но если фотограф с самого начала не рассчитывает покупать сменные объективы, то тогда оптимальным вариантом будет «кит» набор с ними. Отличный выбор - это два объектива, потому как цена такого набора будет намного меньше, чем при покупке по отдельности.

При выборе фотоаппарата следует обратить внимание на классы.

Итак, есть камеры начального уровня, любительские фотокамеры и полупрофессиональные камеры. Первые - это самые обделенные в технологическом плане. Производители компенсируют данные характеристики автоматическими режимами с различными подсказками для «чайников». Внимание: стоимость таких фотоаппаратов сравнима с продвинутыми "мыльницами".

Любительские камеры - это несомненно лучший вариант, если приобретается самая первая камера, и человек еще не знаком со всеми возможностями цифровой фотографии. Плюс такого выбора: относительно невысокая цена и компактные размеры. Это выбор для любителей поездок.

Полупрофессиональные камеры - это для тех, кто достаточно хорошо знаком с фотографией. Плюс: удобство. Большой камерой, как ни парадоксально это звучит, удобнее снимать. У полупрофессиональных фотокамер улучшена эргономика. Часто на них присутствуют дополнительные органы управления, предназначенные для быстрого доступа к тем или иным настройкам.

Какой главный критерий выбора здесь? Несомненно, тут следует исходить из платежеспособности. С ростом класса модели возрастают как характеристики фотоаппаратов, так и их стоимость. Обращаем ваше внимание: необходимо принимать в расчет стоимость объектива.

Первый - самый лучший и качественный, увеличение средствами оптики. При этом, увеличение достигается изменением фокусного расстояния линзы.

Предложение от редакторов Audio and Video: Nikon D5200.

Фотоаппарат Nikon D5200 с объективом 18-55 мм можно с уверенностью поставить на первое место в рейтинге зеркальных фотоаппаратов начального уровня. То есть таких фотокамер, которые предназначены для «чайников». Это отличный выбор для съемки в семье и на отдыхе в путешествии. У модели Nikon D5200 - отличное качество фото и видео съемки в своем классе. Соотношение «цена-качество» имеет место быть. К недостаткам можно отнести отсутствие мотора фокусировки, что, конечно, ограничивает выбор объективов. Но, если сравнивать эту модель с моделью D5100, то у этой камеры улучшена система авто фокусировки. Мы рекомендуем вам сразу приобрести телеобъектив 55-300 мм в дополнение к тому, который идет в наборе 18-55 мм.

Фотоаппарат Nikon D5200 - это матрица КМОП, 23,5х15,6 мм (формат DX), 24,1 Мп; максимальное разрешение 6000х4000; светочувствительность 100 х 6400 единиц ISO с шагами 1/3 EV (может быть увеличено до эквивалента 25 600 ISO); серийная съемка до 3 или 5 кадров в секунду; запись видео Full HD; выдержка от 1/4000 до 30 с; интерфейс USB 2.0; карты памяти SDXC, SD/SDHC; примерная цена Nikon D5200 18-55 VR Kit - 650 долларов. Вполне достойный выбор за такие деньги!

А что предлагает компания Canon?

Мы обращаем ваше внимание на Canon EOS 650D. Это - третье поколение «зеркалок» начального уровня с 18-мегапиксельным сенсором, ярким 3-дюймовым экраном, 9-точечной системой авто фокуса. Имеется возможность записи видео с разрешением Full HD. Теперь авто фокус стал гибридным, а поворотный дисплей - сенсорным. Фотокамера оснащена новейшим процессором DIGIC 5, который дает возможность непрерывной съемки со скоростью 5 кадров/с и встроенным стерео микрофоном. Фотоаппарат был анонсирован еще 2012 году и вскоре после этого появился в продаже.

В Северной Америке он называется EOS Digital Rebel T4i, в Японии - Canon EOS Kiss X6i. Розничная цена: 650 долларов для фотоаппарата без объектива, 720 долларов для комплекта с объективом Canon EF-S 18-55mm F3.5-5.6 IS II и 950 долларов для комплекта с объективом EF-S 18-135mm F3.5-5.6 IS STM. И сейчас этот фотоаппарат является очень популярным и вошел в рейтинг десяти лучших «зеркалок» для непрофессионалов 2013 года.

Ну а третий лидер - компания Sony? Что предлагает она?

Выбор редакции Audio and Video - это Sony SLT-A58. Sony SLT-A58 - любительская зеркальная камера на основе полупрозрачного зеркала. Конструкция оснащена новой матрицей Exmor APS HD CMOS. Sony SLT-A58 это высокое разрешение и отличное качество снимков.

Одним из важных показателей современной тенденции - это поворотный ЖК-экран. Интерфейс, конечно, не настолько богат, как в полу профессиональных зеркальных камерах, но все же достаточно мощный. И амбициозные фотографы вполне имеют доступ ко всем основным функциям. Среди дизайнерских решений - наличие рычагов AF​​/MF на боковой панели. Это очень здорово, если вы хотите использовать линзы, которые не совместимы с серией DSLR. Питание камеры происходит от съемного литий-ионного аккумулятора NP-FM500H, емкостью 1600 мАч (7,2 В). Камера имеет стандартное открытие вспышки. Вспышка обладает стандартной мощностью - ведущее число 10. Если же вы собираетесь применять вспышку часто, то надо набраться терпения, так как зарядка между последовательными снимками занимает от 3 ​​до 5 секунд.

Sony SLT-A58 имеет ЖК-экран, соотношение сторон 4:3, и диагональю 3 дюйма с разрешением 460 000 пикселей. Существует возможность использования OLED видоискателя EVF, что является характерным элементом для зеркального SLR. Сердце камеры - это матрица типа Exmor HD CMOS датчика, с разрешением 20,1 мегапикселей. ВЫ получите доступ к диапазону чувствительности от ISO 100 — 16000, и электронному затвору, находящемуся в диапазоне 30 — 1/4000 с. Диафрагма F3, 5 — 5,6. Вы можете полагаться на 4-кратным цифровой зум. Все эти характеристики дадут хорошее качество снимков, которое можно назвать выше среднего.

А теперь поговорим о выборе для профессионалов. Для такой группы потребителей существует профессиональный цифровой зеркальный фотоаппарат.

Что может предложить профессиональным фотографам лидер - фирма-производитель Canon ? Canon предлагает две профессиональные линейки: 1D с размером сенсора APS-H и 1Ds с размером сенсора 36×24мм. Если рассматривать суммарно, то в этих линейках представлено восемь моделей. Это меньше, чем в линейках полупрофессиональных «зеркалок», но выбор весьма достойный. Совершенно очевидно, что стоимость зеркальных фотоаппаратов кэнон для профессионального применения высока. Но отличное качество техники того стоит! Соотношение «цена-качество» здесь присутствует.

Так, большой популярностью пользуется профессиональная зеркальная камера Canon EOS 1 D X. Canon EOS 1 D X - это сочетание скорости работы, высокого разрешения и отличного качества изображения. Такие фотокамеры предназначены для репортажной и для студийной съемки. Canon EOS 1 D X это: матрица 18.1 МП (36×24 мм) / экран 3.2" / скорость съемки 14 кадров/с / видео 1920×1080 /. Фотокамера имеет вес 1585 г В рейтинге фотокамер для профессионального применения эта фотокамера заняла второе место.

А что предлагает компания Nikon? По рейтингу профессиональных фотокамер, Nikon D4 занял первое место. Это на сегодняшний день самая быстрая и мощная профессиональная камера. Nikon D4 это: матрица 16.2 МП (36×24 мм) / экран 3.2" / скорость съемки 11 кадров/с / видео 1920×1080 /. Фотокамера имеет вес 1340 г

Лучшей профессиональной камерой среднего уровня стала фотокамера Canon EOS 5D Mark III. Этот фотоаппарат имеет матрицу 22.3 МП (36×24 мм) / экран 3.2" / скорость съемки 6 кадров/с / видео 1920×1080 / и весит 950 г

Среди бюджетных моделей стоить выделить Nikon D4 600. Эта камера стала лучшей бюджетной полнокадровой зеркальной камерой. Имеет достоинства - это исключительное качество изображения, легкий корпус и относительно досьупную стоимость. Nikon D4 600 - это матрица 24.3 МП (35.9 x 24 мм) / экран 3.2" / скорость съемки 5.5 кадров/с / видео 1920×1080 / и довольно маленький вес - 850 г

А среди бюджетных фотокамер от компании Canon, стоит отметить фотокамеру Canon EOS 6D, которая является полнокадровой бюджетной «зеркалкой». Здесь экономии удалось достичь за счет урезания возможностей, которые важны лишь для очень узкого круга супер профессионалов. Canon EOS 6D, - это матрица 20.2 МП (36 х 24 мм) / экран 3" / скорость съемки 4.5 кадров/с / видео 1920×1080 / и небольшой вес - 755 г

Выбор зеркального цифрового фотоаппарата - дело не простое. Мы надеемся, что сумели прояснить для вас этот вопрос.

Спасибо за внимание к нашему сайту, если Вам понравилась публикуемая информация, Вы можете помочь в развитии ресурса, поделившись статьей через социальные сети.

Кажется, не осталось уже никого, кто не знал бы, что такое зеркальный фотоаппарат. «Это такой большой чёрный агрегат, с длинным объективом!» 🙂 Ну да, это обычно правда, зеркалки явно габаритнее фотомыльниц. «И там ещё где-то есть зеркало, или как-то так.» И это ещё более верно.

Давайте поймём, зачем было нужно изобретать такую сложную механику. Это для того, чтобы фотограф смотрел на объект съёмки прямо сквозь объектив!

Был такой легендарный советский фотоаппарат «Смена-8М». Что представлял собой его видоискатель? Это была просто дырочка в верхней части корпуса, в которой были какие-то линзы. Вот он в углу справа, видите? Глядя в эту дырочку, начинающий фотолюбитель строил композицию кадра, нажимал на кнопку (а кнопка у него была брутальная, совсем как пускатель пилорамы), и делал кадр. Потом проявлял плёнку, и видел, что на снимке несколько не то, что он хотел! Особенно, если он снимал что-то вблизи, цветочек, например. И это происходило потому, что в свой видоискатель фотограф видел не то, что видел объектив! Ведь их оптические оси не совпадали! Видоискатель находился выше объектива. В результате фотограф компоновал правильный кадр, а объектив снимал только нижнюю часть снимаемой сцены. И иногда этот сдвиг был очень велик.

То же самое происходило с другими дальномерными фотоаппаратами. Инструкторы и преподаватели в фотокружках даже советовали ученикам учитывать этот эффект и вносить поправки в кадрирование при съёмке.

Чтобы такого не происходило и была придумана зеркальная фотокамера. Вот на рисунке внизу цифрой 2 как раз обозначено это самое зеркало. Свет, проходящий сквозь объектив, отражается зеркалом прямо вверх, в шахту видоискателя. Проходит сквозь пентапризму (цифра 5) и попадает в глаз фотографа через видоискатель (цифра 6). В момент, когда фотограф нажимает на кнопку затвора, зеркало поднимается горизонтально, прижимается к нижнему обрезу шахты, давая возможность свету из объектива попасть на матрицу (или на плёнку). Когда снимок сделан, зеркало опускается обратно. Именно поэтому, кстати, в сам момент съёмки изображение в видоискателе на мгновение пропадает.

Увидеть это зеркало очень легко, нужно только снять объектив. Обычно любая современная зеркальная камера имеет специальный режим, когда зеркало поднимается надолго - тогда можно увидеть и матрицу, которая расположена за зеркалом. Матрица ведь периодически нуждается в чистке.

Такая схема, когда фотограф смотрит на снимаемую сцену прямо сквозь объектив, исключает тот параллакс, о котором я говорил вначале. Уже не нужно вносить никаких поправок - как было откадрировано перед съёмкой, такой снимок и получится. Зеркальная фотокамера позволяет снимать макро без всяких искажений. Дальномерные фотоаппараты для этого подходят, прямо скажем, не очень.

Кто-то может быть скажет «да зачем этот видоискатель нужен, ведь есть же экранчик». Да, правда, он есть, и часто строить снимки по нему удобнее, чем смотреть в дырку. Но не забывайте, что фотоаппарат зеркалка был изобретён ещё в плёночную эру, когда никакой электроники не было. Это во-первых. Во-вторых, многие фотографы всё же предпочитают работать с видоискателем, считая экран неудобным. В этом есть резоны - экранчик не вызывает неудобств, когда у вас в руках маленькая лёгкая фотомыльница. А когда у вас профессиональный аппарат, да ещё с тяжёлым объективом, да ещё возможно со вспышкой наверху - попробуйте-ка подержать его на весу весь день!

Верно, конечно, что прогресс электроники приводит к очень быстрым изменениям и в фототехнике. И во многих любительских и полупрофи-моделях фотокамер видоискатель становится не нужен. А раз так, то в них и зеркало не нужно! Изображение на визирующий экран формируется на той же самой матрице, которая и делает итоговый снимок. Такие фотоаппараты существенно легче и меньше, чем настоящие зеркалки.

Вернусь к основной теме моего блога - работе с фотобанками. Однозначно, что зеркальный фотоаппарат это идеальный инструмент для любого заработка, в том числе и на фотостоках. Он предоставляет столько возможностей, что многие фотографы их просто не используют до конца. Поэтому если есть возможность, то для фотостоковой работы очень желательно купить цифровую зеркальную фотокамеру. Но есть нюанс - поправка на прогресс. 🙂 На рынке уже очень много беззеркальных моделей, или моделей с несъёмными объективами, или разных прочих аппаратов, которые уже нельзя отнести к зеркальным, но которые при этом выдают вполне качественные картинки! И которые успешно продаются в фотобанках.

Поэтому если кто-то говорит, что крутая зеркальнкая камера вовсе не обязательна для заработка фотографа - я соглашусь! В наше время очень даже можно начать зарабатывать и с продвинутой мыльницей! Но рано или поздно вы поймёте, что ваши возросшие требования всё же может удовлетворить только зеркальный аппарат.

Хотя, это утверждение справедливо только на середину 2016 года, когда пишется эта статья. Кто знает, что будет через пять лет! 🙂

Несколько лет назад зеркальный фотоаппарат приобретали для профессиональной съемки. Сегодня же наступило время социальных сетей, где каждый желает выделиться красивыми фото, делиться фотоотчетами с поездок и прогулок Нередко для этих целей покупают зеркальную фотокамеру. Разнообразие брендов и моделей значительно усложняет выбор новичкам и любителям. В этой статье мы подробно опишем, на что следует обращать внимание, как выбрать фотоаппарат в соответствии с намеченными целями.

Так ли необходим зеркальный фотоаппарат?

Зачастую покупка зеркалки (зеркального фотоаппарата) кажется удачной идеей исключительно до момента ее приобретения. По мнению многих новичков фотографов, покупка фотоаппарата это стопроцентная гарантия качественных снимков. Допустим, вы пригласили на мероприятие фотографа, оплатили час работы, через пару недель получили замечательные снимки без искажений, с ровным тоном лица, «бокешками» на заднем плане. И тут в голове вырисовывается бизнес план, всего час времени, такая сумма, а я и сам хорошо снимаю. Созревает мысль о вложении денежных средств в фототехнику, работа не пыльная, еще и какая прибыльная!

Не все так просто, как кажется на первый взгляд. Покупая зеркальный фотоаппарат, вы приобретаете не только устройство, а подписываете себе приговор на покупку целой системы, которая требует больших вложений. Несомненно, качественные снимки получаются и с полупрофессиональной зеркальной камерой, и даже с китовым объективом. Однако тут тоже присутствует свое «но»: чтобы снимки соответствовали по качеству и исполнению, необходимо знать теорию. Изучение всех нюансов займет ни один день, понимание придет с опытом через месяца.

То есть, при покупке зеркального фотоаппарата следует запастись:
1. Финансами (быть готовым к дополнительным затратам).
2. Временем (наработка опыта фотографирования, время на обработку фотографий).
3. Знаниями (важно понимать хотя-бы основы: композиция, сочетаемость цветов, объем, позы и ракурсы, создание эффектов с использованием различных режимов съемки, графические редакторы).

Какими целями следует руководствоваться при покупке фотоаппарата и как это повлияет на выбор:

- Любительская съемка для семейного архива, фото друзей, детей и родственников.
В этом случае не обязательно рассматривать топовые модели. Достаточно ограничиться полупрофессиональной камерой (сами производители позиционируют их как модели для начального уровня, отличить их не сложно по невысокой стоимости, большему количеству цифр в названии). Комплектуются стартовые модели универсальным объективом с маркировкой KIT (китовым объективом). Любителю, не владеющему опытом и вагоном знаний, затруднительно получить достойные снимки на данную оптику. Если в ваших планах развивать себя как фотографа, то на начальном этапе китового объектива достаточно, чтобы наловчиться снимать в мануальном режиме. Когда фотоаппарат необходим только для создания фото в семейный архив, и вы располагаете финансами, целесообразней его заменить на более качественную и светочувствительную модель оптики.

- Профессиональная и коммерческая съемка.
Данный вид съемки подразумевает, что покупатель уже фотограф с определенным стажем, имеет багаж знаний, техники и комплектующих.
Профессиональные зеркальные фотоаппараты далеко не бюджетный вариант (если еще учесть, что оптика должна соответствовать уровню фотоаппарата, а то и быть на порядок выше). Поэтому новичкам и любителям, готовым сегодня купить фотоаппарат, а завтра выкладывать объявление о коммерческой съемке, не рекомендуется приобретать дорогостоящие модели. Съемка на зеркалку требует задействования мышления, а если весь процесс происходит на авторежиме, то это впустую потраченные деньги.

Параметры зеркальной камеры

Зеркальный фотоаппарат насчитывает около пятидесяти характеристик, но не все они важны, как заверяют производители. На что же в первую очередь обращать внимание?

Размер матрицы и мегапиксели

Именно матрица является главным узлом фотоаппарата, цифровой аналог фотопленки. Посредством матрицы поток света преобразуется в электрические сигналы - таким образом получается картинка, которую мы видим на мониторе. Говоря проще, матрица - это микросхема, состоящая из миллионов светочувствительных датчиков.

Помимо названия матрицы в характеристиках всегда указывается количество элементов (датчиков), более знакомое нам в формулировке мегапиксели. Один мегапиксель (Мп) равен миллиону светочувствительных датчиков.

Количество мегапикселей напрямую связано с разрешением матрицы, от этого зависит качество фотографии, детализация и уровень шума. Большее количество мегапикселей позволяет получить картинку с высокой детализацией.

Но такой показатель, как мегапиксели не должен стоять на первом месте. Изначально определитесь с выбором физического размера матрицы (диагональ матрицы в сантиметрах или дюймах). Дело в том, что больший размер пикселя обеспечивает высокую степень светочувствительности, улавливая больше фотонов света. Сравнивая несколько матриц одинаковых по количеству светочувствительных датчиков, при недостатке освещенности меньший уровень шумов обеспечит матрица с большей диагональю.

Часто можно увидеть цифровые компактные фотоаппараты с 24 мегапикселями, но перешел ли хоть один профессионал на «мыльницу», только потому что в ней мегапикселей больше чем в дорогой зеркалке? Конечно нет. Производители подстегивают спрос на многопиксельные модели, вот только качество изображения от этого лучше не становится. А все потому что размер матрицы остается прежним.

Если рассмотреть для примера несколько матриц, от компактного фотоаппарата и зеркальной камеры, то разница в физическом размере сразу бросается в глаза, при этом количество пикселей у обеих камер одинаковое. Но размер сенсоров зеркальной камеры больше, следовательно, светочувствительность лучше.

Что же делает производитель, когда заявляет об увеличении числа пикселей? Повышает физический размер матрицы? Нет, это дорого. Производитель размещает на той же небольшой матрице не 12 Мп, а 24 Мп, к примеру. На фотографии это отражается увеличением резкости и детализации, на этом плюсы заканчиваются. Площадь светочувствительных датчиков становится в разы меньше, светочувствительность падает, появляется больше цифровых шумов.

В зеркальных фотоаппаратах размер матрицы указан только в миллиметрах, помимо физических размеров встречается такое понятие, как кроп-фактор.
Кроп-фактор показывает разницу между пленкой формата 35 мм (такие же размеры имеет и полнокадровая матрица) и размером матрицы установленной в камере. Все зеркальные камеры начального и среднего уровня не полнокадровые.

Полный кадр позволяет легче добиться эффекта размытия заднего плана, использовать весь потенциал объектива (угол шире, светочувствительность выше, фокусировка проще).
Из этого делаем выводы, что матрицы Full Frame (полнокадровые) позволяют проводить съемку в малоосвещенных условиях, выдают картинку с меньшим количеством цифрового шума и лучшей цветопередачей.

Шумы на фотографиях – нежелательный дефект, который представляет собой хаотически расположенные разноцветные точки, возникающие при низкой освещенности. Отчетливо видно шумы на фотографиях в более темных или однородных по насыщенности и цвету объектах (задний план вне фокуса, темная одежда и пр.). Да, от цифрового шума можно избавиться в профессиональных графических редакторах, в таком случае проблема, казалось бы, решена. Отнюдь, избавление от нежелательного шума влечет за собой потерю резкости, снижения детализации мелких объектов и контрастных линий. В более дорогих моделях фотокамер производители внедряют новые алгоритмы шумодавов, помогают они лишь отчасти.

Разумеется, шумы выдаст любая камера, но только проявляться они будут при разных значениях ISO.

ISO – чувствительность матрицы, обозначенная числовым значением. Именно ISO является одним из трех параметров настройки правильной экспозиции. Чем больше чувствительность выставляется в настройках камеры, тем шире возможности для съемки в темноте. Однако, все же рекомендуется не работать с высокими значениями ISO, это приведет к потере качества итоговых снимков. Оптимальные значения ISO 50, 100, 400, при установке параметров выше, на фотографиях появятся шумы, цифровой мусор. Так что заострять внимание на покупке фотоаппарата, где ISO повыше, тоже не правильно. Если вы планируете съемки в условиях недостаточной освещенности, то лучше запастись дополнительным осветительным оборудованием.

Все, что описано выше, должно волновать покупателя в первую очередь. Но, как показывает практика, модели начального уровня разных производителей схожи по своим значениям и конструктивным особенностям, поэтому немаловажным будет изучить дополнительные параметры зеркалок. Последующие характеристики не влияют на качество снимка, однако, привносят удобства в процесс съемки.

Стабилизация изображения

Практически все компактные камеры оснащены стабилизатором, а вот зеркалки не всегда. Связано это в первую очередь с весом и размерами фотоаппарата, маленькие компакты больше подвержены тряске в руке, в отличие от габаритных и тяжелых зеркальных камер. Легкое колебание руки влечет за собой расфокусировку и смазы на изображении. Зеркальные камеры легче удержать в положении без тряски, т.к. держать их необходимо двумя руками очень близко к лицу. Хотелось бы отметить, что на стоимость камеры наличие стабилизации влияет не сильно, встречаются как любительские модели со стабилизацией, так и профессиональные без нее.

Стабилизация полезна при:
- Съемке на длиннофокусный объектив (чем больше фокусное расстояние объектива, тем труднее навести фокус, расстояние колебания при приближении увеличивается в геометрической прогрессии).
- Съемке в условиях недостаточной освещенности и на длинной выдержке (в помещении, вечерняя и ночная съемка).

Системы стабилизации:
- Оптическая. Подразумевает автоматические надстройки блока линз, технически это довольно сложный вид стабилизации в сравнении с цифровым.
- Цифровая. При цифровой стабилизации подвижна не оптика, а матрица. Цифровая стабилизация менее эффективна, поэтому заострять внимание на покупке фотоаппарата именно с цифровой стабилизацией нецелесообразно.

Если вам приглянулся фотоаппарат без встроенной стабилизации, не огорчайтесь. В любом случае лучший стабилизатор - это штатив, редко когда съемка на длинный фокус или с большой выдержкой удается без штатива.

Байонет

Несомненное преимущество зеркальных камер перед цифровыми компактами - возможность смены оптики. В зависимости от поставленных целей фотографу требуется менять и подбирать объективы. Портретную и полноростовую съемку лучше проводить на средний фокус, природу и небо на широкоугольные объективы. К сожалению, универсальной оптики "и в пир, и в мир" еще не придумали. В связи с этим в зеркальных фотоаппаратах предусмотрена возможность смены объектива. В качестве соединительного элемента между камерой и объективом выступает байонет. Крепление выполнено из металла с поворотным соединением (до щелчка). На байонете находятся контакты, через которое происходит электропитание объектива и обмен информационными командами.

Выбрав фотоаппарат, изучите заранее совместимость оптики для данной модели. У каждого мирового производителя фототехники свой стандарт крепления.
Помимо отличий байонетов между производителями следует учесть разницу байонетов полнокадровой и кропнутой техники. На полнокадровые камеры у каждого бренда есть своя отдельная линейка объективов, в большинстве случаев с "космической" стоимостью. Конечно, в продаже всегда легко найти адаптер-переходник для "неродной" оптики, но это отдельные затраты.

Если у вас есть друзья фотографы, то узнайте какой у них байонет, вдруг появится возможность обмениваться или одалживать объектив. К популярному типу крепления проще найти аналог дорогостоящего оригинального объектива. Если вы ограничены по средствам, то лучший выбор за наиболее распространенным байонетом.

Ресурс затвора: навеки вместе?

Наверное нет фотолюбителя, который не переживал о ресурсе затвора камеры. Всем известно, что у зеркальных фотоаппаратов есть лимит по пробегу, но стоит ли этого бояться? При покупке бывшей в употреблении техники ресурс затвора чуть ли не первый параметр, на котором акцентируют внимание.

Выставленные производителями цифры не всегда соответствуют действительности, одинаковые модели зеркалок отказывают на разном пробеге. К примеру, производителем указан пробег 50000 кадров, нет никаких гарантий, что затвор отработает именно этот срок.

Все зависит от условий эксплуатации. Если камера находится в помещении или студии и используется в «тепличных» условиях, то реально продлить жизнь затвора. Иногда пробег превышает в два или три раза. Фотосъемка на улице при высокой пыльности и ветреной погоде не пойдет на пользу фотоаппарату.

Частая смена объективов так же пагубно сказывается на сроке службы затвора. Для продления производственного лимита затвора достаточно избегать ситуаций попадания пыли и мусора в механизм.

Фотоаппарат всегда можно сдать в сервисный центр для замены затвора и чистки матрицы, услуга не из дешевых, но цена нового устройства в разы выше.

Кроме ресурса затвор связан с таким параметром, как выдержка .

Перед покупкой определитесь, какой стиль фотографии будет преобладающим при съемке.


Короткая выдержка позволит выхватывать моменты из жизни, «замораживать» воду и движущиеся объекты. Длинная выдержка обеспечивает длительное поступление света, что расширяет границы вечерней и ночной съемки.

Встроенная вспышка, так ли она нужна?

Вспышка, встроенная производителем подойдет разве что для любителей, которые снимают на авторежиме и не особо задумываются о качестве снимка. Если в ваших целях «щелкать чтобы было», то встроенная вспышка для вас. Для развития в фотоискусстве, съемки объемных изображений, встроенная вспышка не подойдет, зачастую ее использование «сводит на нет» весь потенциал камеры.

Минусы встроенной вспышки:
- съемка «в лоб», все тени на лице высветляются, либо имеют жесткие переходы, из-за этого создается эффект плоского изображения;
- красные глаза и яркие жесткие блики (пересветы) на отражающих поверхностях;
- отсутствует возможность снизить интенсивность света, следовательно экспозиция не всегда выставляется верно;
- жесткие черные падающие тени от объектов;
- не отключается при автоматической и полуавтоматической съемке, срабатывает на автомате в зависимости от освещенности.

Несмотря на увесистые минусы, есть и плюсы:
- вспышка абсолютно бесплатна, покупая фотоаппарат со встроенной вспышкой, вы не переплачиваете. Встроенная вспышка редко встречается на моделях профессионального уровня, так как пользуются ей только любители;
- компактные размеры. Трудно забыть, потерять или разбить.

Если вы серьезно решили заниматься фотографией, использовать фотоаппарат в коммерческих целях, то задумайтесь над покупкой внешней вспышки.

Видоискатель и ЖК-экран

Один из важных элементов зеркальной камеры – видоискатель . Через видоискатель происходит первичная передача информации от камеры к фотографу.
Видоискатель не отвечает за качество фотографии, но влияет на восприятие фотографом итогового снимка.

В современных зеркальных камерах встречается:
- Оптический. Представляет собой набор линз, встроенных в фотоаппарат. Изображение выводится с определенной погрешностью, усложняется настройка фокуса.

- Электронный. Позволяет увидеть изображение без искажений, сразу видно, правильно ли проэкспонирован снимок, баланс белого. Помогает безошибочно наводить фокус в ручном режиме. Отображает параметры съемки.

Жидкокристаллический экран установлен на всех современных зеркальных камерах. Фотографировать в режиме LiveView (смотря на жк экран) не рекомендуется, но он все равно остается полезным дополнением. Производители комплектуют ЖК дисплей тачскрином, поворотными механизмами.

Покупка фотоаппарата с поворотным дисплеем облегчит во многом жизнь фотографу, сбережет новые джинсы от грязи и пыли. Каким образом, спросите вы? Нередко для удачного кадра приходится долго подбирать ракурс, съемка снизу всегда была выигрышным вариантом, но мало приятного вставать на колени или ложиться на асфальт ради кадра.

Достаточно в режиме LiveView повернуть экран и опустить фотоаппарат на нужный уровень. Отметим, что съемка в режиме LiveView расходует питание в разы быстрее. Для экономии энергии многие модели оснащены монохромным дисплеем. Дополнительный дисплей облегчает настройку параметров съемки, отображает основные показатели.

Запись видео

Функция встречается не во всех камерах, и не каждому фотографу она нужна. Подходит для свадебных фотографов-видеографов, для съемки полупрофессиональных роликов, ведения личного блога. Повысить качество записи можно с дополнительными приобретениями: микрофоном, штативом. Современные модели камер поддерживают запись видео в формате Full HD, но этого все равно недостаточно для создания рекламы или клипов.

Подведем итоги

Выбор зеркальной камеры ставит в затруднительное положение не только новичков, но и профессиональных фотографов.

Рекомендуем не зацикливаться на конкретном бренде фотоаппарата, а исходить из требуемых характеристик. Предварительно изучив информацию в интернете, выбирайте несколько подходящих моделей и протестируйте их в магазине. Внимательно отнеситесь не только к характеристикам и показателям «начинки», форма и вес так же играют важную роль. Фотоаппараты с металлическим корпусом более надежны, но не каждый фотограф осилит носить килограммовую тушку в руках, а к этому еще прибавить вес объектива и вспышки.

Подержите несколько фотоаппаратов в руке, эргономичная форма и резиновые накладки будут дополнительным шагом к комфортной съемке.
Если бюджет не располагает на приобретение полнокадровой камеры , то рассмотрите недорогие модели кроп-камер . Характеристики зеркалок в одном ценовом сегменте схожи, поэтому присмотритесь к мелочам, облегчающим процесс съемки.

Заранее изучите совместимость аксессуаров и комплектации для предпочтительной камеры. Иногда покупка малоизвестного бренда приводит к проблемам в подборе нефирменных аксессуаров. На популярные камеры проще найти дополнительное оборудование за меньшую стоимость, легче перепродать.

Основная ошибка, которую допускают начинающие фотографы, это полное вложение в тушку фотоаппарата. В то время, как лучший вариант вложение в объектив, а дополнением покупка среднего уровня тушки. Хороший объектив раскрывает потенциал камеры и фотографа. С бюджетным вариантом китового объектива добиться профессионального уровня крайне сложно.

Помните, 80% успеха зависит от человека управляющего техникой, а не наоборот.



Отчетность