Вдумчивое чтение

Как научиться читать на английском? Казалось бы, ответ очевиден: просто больше читать и навык разовьется сам собой. Но тот, кто хоть раз в жизни сдавал экзамен по английскому сталкивался с такой проблемой: текст прочитал, все понял, а ответить на вопросы не можешь, сформулировать главную идею сложно, а выбрать заголовок для текста вообще не представляется возможным. Оказывается, существуют специальные приемы, которые позволяют научиться читать осознанно, анализировать прочитанное и извлекать из чтения максимум пользы. Об этих приемах рассказала на очередном семинаре преподаватель из США Дженнифер Депто.

1. Подготовка к чтению - половина успеха

  • Вопросы перед текстом. Они подготавливают нас к чтению, знакомят с темами и главными героями рассказа.
  • Предсказания. Попробовать угадать и пофантазировать, о чем пойдет речь в тексте, всегда полезно и даже весело. А интереснее всего потом сравнить, на сколько вопросов удалось угадать ответы.
  • Работа с новыми словами. Новые слова, которые встретятся в тексте, можно подавать ученикам в игровой форме: пусть проведут мозговой штурм и набросают как можно больше слов на заданную тему. Например, если в тексте речь пойдет о футболе в США, то задание может звучать так: «Разделитесь на 2 группы и за 5 минут напишите как можно больше слов на тему футбола.»

    2. Картинки и схемы облегчают понимание

  • Если текст сопровожден картинками, то можно их обсудить и описать перед началом чтения
  • Если картинок нет, не беда - можно нарисовать свои. Представлять основные идеи прочитанного в виде разноцветных схем и mind-maps - это навык, который не только помогает анализировать прочитанное, но и развивает так необходимое в современном мире критическое мышление.
  • Для самых маленьких можно использовать flash-cards с незнакомыми словами и иллюстрациями к ним.

3. Вдумчивое чтение

Для того, чтобы стать вдумчивым и внимательным читателем нужно:

  • Вооружиться карандашом. Очень полезно подчеркивать и отмечать идеи, которые кажутся интересными, удивительными, непонятными или связанными как-либо с вашим личным опытом. Все это разнообразие вы можете помечать звездочками, восклицательными и вопросительными знакам и т. д. Приучайте детей читать так же.
  • Читать текст несколько раз. Или читать по ролям, или слушать как читает учитель.
  • Рассуждать вслух и обсуждать прочитанное. можно в группе, парах или всем вместе. Можно устроить круглый стол или дружеский обмен мнениями, которые могут варьироваться от Strongy agree до Strongly disagree. Если для дебатов ученикам не хватает словаря, то можно ограничится открытыми вопросами. Например, спросить согласны ли они с тем, как поступил главный герой? Как бы они сами поступили в описанной ситуации? и т. д.

Размышляя о причинах всё растущего охлаждения подростков к классической литературе, учителя отмечают их нежелание читать её. В пёстром развале книг, предлагаемом рынком, ребят интересуют приключения, фантастика, бульварные романы – всё, что не требует от них особых мыслительных затрат. То, что изучается в школе, порой, воспринимается как занятие унылое и бесперспективное, в результате чего образуется устойчивый иммунитет к классике, а надежды на возвращение к ней в зрелом возрасте становятся всё иллюзорнее.

Во-первых, необходимо сконцентрировать усилия на исследовании текста с обязательной функцией наблюдений, предельно краткое обобщение которых представит своеобразную словесную формулу. Рассмотрим это на примере изучения повести Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Повесть воспринимается школьниками с большим интересом, они хорошо усваивают содержание, но впереди их ждёт работа над замыслом писателя, то есть им необходимо будет подняться на более высокую ступень анализа. Главная задача учителя – помочь ребятам. Уместно здесь вспомнить о том, кто такой “идеальный читатель”? Это тот, кто всё время спрашивает себя: всё ли мне понятно? Такой вопрос имеет особое значение. Он позволяет учащимся осознать, что в тексте ему ясно, что нет. Это помогает не пройти мимо трудностей и в какой-то степени избежать иллюзии понимания. “Идеальный читатель” выделяет в тексте непонятные слова и выражения и выясняет их значение. Для этого он обращается к словарям, справочникам, дополнительной литературе и к тем людям, которые могут дать нужные разъяснения. Теперь предлагаем школьникам выписать сравнения, которые есть в повести, в тетрадь. Такие выписки – необходимое условие начала постижения тайны слова и загадки произведения. Учащиеся совместно с учителем отмечают удивительную неожиданность сравнений. Эмоциональная реакция от такой работы тоже важна: школьники начинают чувствовать слово. А работа над выписками углубляет состояние удивления, продлевает его, ведь невозможно равнодушно переписывать такие строки: “Они (взрослые) кажутся сами себе величественными, как баобабы”, “Она (вода) была как подарок сердцу”, “Этот смех для меня – точно родник в пустыне”, “Змейка тихо струилась по песку, словно умирающий ручеёк”. Так работа над словом помогает почувствовать необычность мира, соприкоснуться с художественным даром писателя. Смотрим и на то, что писательское слово несёт в себе какую-то тайну, которую автор доверит только внимательному читателю. Обратимся ещё раз к сравнениям, выписанным из текста, и увидим один постоянный элемент. Ищем его: “(Змея) обвилась вокруг щиколотки принца, словно золотой браслет”, “На рассвете песок становится золотой , как мед”. Лис в повести утверждает, что золотая пшеница будет напоминать ему золотые волосы принца. Наверное, и золотой шарф принца – не случайная деталь!

Не менее важным является выбор ключевого слова, которое определит дальнейший ход исследования авторского текста. Итак, чем же объяснить частое употребление слова “золотой”? Чаще всего школьники предполагают, что автор привлекает тем самым к нему наше внимание. Теперь необходимо выяснить значение слова “золотой”. Золотой – сделанный из драгоценного металла, стоящий дорого. Можно поинтересоваться у ребят: “А какой смысл вкладывает мама, говоря ребенку: “Ах, мой золотой !” Школьники и здесь быстро догадываются, что это - самый любимый, неповторимый, единственный, самый дорогой.

Новый этап работы – составление предположительной цепочки, которая фиксирует ход мысли и требует обобщения, вывода: золотой – драгоценный – дорогой – любимый – единственный – неповторимый > требующий бережного отношения к себе . Какой же вывод напрашивается? Все люди бережно относятся к драгоценностям, но для родителей их дети дороже всех сокровищ. А разве мир вокруг нас не величайшая ценность? А разве автор не стремится показать, что человек должен бережно относится ко всему живому и неживому? Пока пусть это останется нашим предположением. А мы попробуем найти ответ в самой повести Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

Продолжим нашу работу, обратившись к описанию спящего принца: “Его полуоткрытые губы дрогнули в улыбке, и я сказал себе: трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который лучится в нём, словно пламя светильника, даже когда он спит…И я понял, что он ещё более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить…” Значение слова “беречь” совпадает с последним звеном нашей цепочки, и ребята это должны почувствовать. Так мы приблизились к мысли о том, ради чего была написана повесть: берегите детей, берегите друг друга, берегите планету. Всё в этом мире очень хрупко, всё неповторимо, всё удивительно и потому драгоценно. Этот вывод можно записать в тетради учеников, но исследование ещё не закончено.

Вновь возвращаясь к цепочке слов, спросим ребят: “А разве не бывает фальшивых драгоценностей, которые иногда невозможно отличить от настоящих?” Продолжаем рассуждать о том, что многие люди не замечают в своей жизни фальши: вспомним короля, честолюбца, пятницу, делового человека, географа и всех мечущихся по жизни в поисках чего-либо. Кто же способен отличить подлинные ценности от мнимых? Ответ, оказывается, есть в тексте повести. Обращаемся к словам Лиса: “…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. Тогда что же получается: людей с зорким сердцем очень мало, гораздо больше тех, кто заблуждается. Как же им помочь? Как сделать так, чтобы сердце каждого человека было зорким? Возможно ли это? Возможно, если человек будет следовать определённым правилам. Тогда он обретёт некую сверхчувствительность, она то и не позволит человеку обмануть себя.

Следующим этапом работы будет подбор афоризмов, представляющих собой своеобразный нравственный кодекс. Результаты можно представить в виде словесной формулы.

Кто отличит настоящее от фальши?

(Выписываются в столбик афоризмы)

Большую помощь при осмыслении художественного текста оказывают не только выписки, о которых было сказано выше, но и подчёркивания. Кто-то скажет, что это совсем нереально. Реально и даже очень. Подчёркивание существенного, важного в тексте помогает его усвоению и пониманию сюжета.

При воспитании интереса к чтению играют заметную роль закладки. Хороший читатель (ученик) всегда подмечает подобное у учителя и невольно заставляет себя делать тоже самое. Кстати, именно закладки были присущи стилю работы А. С. Пушкина. Исследуя его библиотеку, содержащую несколько тысяч томов, современные учёные нашли в книгах и подчёркивания, и закладки, и разные значки на полях. Свой стиль чтения Пушкин приписал Евгению Онегину:

Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражён,
В чём молча соглашался он.
На их полях она встречает
Черты его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.

После того как диалог с текстом любого произведения закончен, можно организовать работу по составлению плана. Возможно, кто-то проигнорирует этот вид работы, но и он, если вдуматься, стимулирует школьников к углублённому исследованию текста, к желанию прочитать его внимательно. Устный или письменный план должен отражать в сжатом виде смысловую структуру изучаемого произведения. Особенно удачный план обосновывает и доказывает основную мысль автора. В преподавании литературы и в формировании внимательного и зоркого читателя составление планов встречается при изучении произведения И. С. Тургенева “Бежин луг”, при работе с текстом произведения Н. С. Лескова “Левша”. План становится дорожкой через текст, от факта к факту, от мысли к мысли. Хороший план поможет школьникам понять основное содержание текста, сделает его легко обозримым и компактным, удобным для хранения в памяти.

Продолжая говорить о воспитании интереса к чтению через исследование текста и разных видах работы при этом, нельзя не упомянуть работу с таблицами, схемами, отражающими содержание того или иного произведения. В виде схем, как правило, отражаются события, ход рассуждения, разного рода понятия. Очень полезно записывать и обдумывать те схемы, которые даны в учебной литературе или предлагаются учителем. Но гораздо важнее научиться составлять схемы, рисунки к тексту, таблицы самостоятельно. Что это даёт? Они помогают увидеть и понять структуру текста, взаимосвязь его элементов. Пример таблицы можно рассмотреть, обратившись к изучению творчества А. С. Пушкина.

Творчество поэта – это стремительное движение, развитие, тесно связанное с судьбой, общественно-политической и литературной жизнью России в первой половине XIX века. Факты жизни становились у Пушкина фактами творчества. Изучая повесть Н. В. Гоголя “Шинель”, учащиеся, например, могут оформить таблицу, левая сторона которой заполняется совместно , а правая – самостоятельно (с дополнениями после обсуждения).

Вопросы для анализа

Программы Liberal Arts в свое время вывели многие американские университеты в мировые лидеры: суть в том, что есть небольшое количество обязательных предметов, а из оставшихся дисциплин каждый студент формирует собственный учебный план. В России только два вуза основываются на этих принципах - факультет Liberal Arts РАНХиГС и факультет свободных искусств и наук СПбГУ . Особое внимание уделяется курсу вдумчивого чтения: студенты разных специальностей и профилей за четыре года должны прочитать и проанализировать около двух десятков произведений - романов, философских сочинений и документальных книг. «Теории и практики» поговорили с создателями уникального курса Great Books, разработанного специально для РАНХиГС, и публикуют список книг, которые нужно прочитать полностью, чтобы считаться образованным человеком.

О мощной гуманитарной базе, мировой культуре и общении с бывшими одноклассниками

Леонид Клейн

старший преподаватель, заместитель зав. кафедрой общественных и политических коммуникаций в ИОН РАНХиГС

Главная проблема школьного образования в том, что оно принципиально фрагментарно. Учеников заставляют бездумно готовиться к ЕГЭ или к написанию сочинения. У них нет времени просто поговорить о тексте. Мы же на один роман тратим от шести до восьми пар. Конечно, это не много для филфака, этого недостаточно для написания научной работы, но это дает возможность использовать текст в качестве источника аргументов.

Вообще, образование в рамках Liberal Arts - это мощная гуманитарная база для студентов, а академическое чтение - это часть идеологии. Вы можете быть управленцем, журналистом, политологом и так далее, но у вас в любом случае должна быть гуманитарная подушка. Курс помогает убедиться, что студенты могут читать большие тексты в полном объеме. Иначе возникает вопрос: готовы ли они вообще получать высшее образование, если они не состоянии осилить 400 страниц?

В нашем списке есть как фикшн, так и нон-фикшн. На первых курсах мы даем художественные произведения, потому что они в любом случае легче философии. Например, первокурсникам мы предлагаем два художественных романа: «Ярмарка тщеславия» и «Бесы» либо «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо». Дальше планка повышается и появляются более серьезные произведения: «Государь» Макиавелли, «Государство» Платона, «Об общественном договоре» Руссо. Если студент честно прочтет эти пять книг, то он уже будет на голову выше тех, кто не прочел. Даже если после прочтения он ничего не поймет, этот опыт все равно будет ему на руку. После первого года академического чтения некоторые наши студенты признаются, что им тяжело общаться с одноклассниками, которые таких книг не читали.

Книги, которые мы называем Great Books, дают понимание мировой культуры. Еще Пастернак писал: «Он управлял теченьем мысли, и только потому - страной». Это теченье мысли как раз можно найти только в текстах, именно на нем будут строиться все размышления. Не так давно мы запустили лекторий , который базируется на трех китах: тексты, эпохи, институты. Мы рассказываем и дискутируем о важных произведениях, стараясь показать, что любая культура выстраивается вокруг текстов.

Об интеллектуальном вкусе, качественном чтении и ущербности любого такого списка

Евгений Миронов

заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС, кандидат исторических наук

Мы пытаемся воспитать у наших студентов интеллектуальный вкус к чтению качественных текстов, чтобы они сами понимали, какие книги заслуживают внимания. Важно, чтобы студенты не заучивали основные идеи автора, а анализировали их. Мы ведь читаем конкретных авторов не потому, что они правы, а потому, что они задали вопросы, ответы на которые до сих пор не найдены. Но это, конечно, и прикладные навыки: умение сопоставлять разные концепции, систематизировать знания, вырабатывать свою точку зрения.

Курс устроен следующим образом: мы читаем примерно по одной книге в месяц. В итоге получается около 20 книг за весь период обучения. Внутри курса возможна вариативность: студенты в начале обучения самостоятельно выбирают, какие книги им хотелось бы изучить. Мы сделали курс на четыре года, чтобы для студентов академическое чтение стало постоянным процессом, своего рода интеллектуальным спортом. Чтобы они привыкли, что у них в руках всегда должна быть такая умная книга. Практически рефлекс: нет с собой книги - это неправильно. Тут дело даже не в количестве чтения, а в его качестве: такой опыт формирует масштабность и системность мышления. Хотя регулярность также влияет на формирование такой привычки.

Список, конечно, разрастается - и благодаря студентам, и благодаря новым преподавателям. Ведь у любого хорошего вузовского преподавателя есть список книг, которые, по его мнению, необходимо прочитать, чтобы лучше понимать тот или иной предмет. Наш список сформировался еще пять лет назад. Этому, естественно, предшествовала большая дискуссия. Путем диалога и экспертного обмена мы выбрали тот минимум, который, на наш взгляд, должен быть знаком образованному человеку. Конечно, любой такой список ущербен: можно добавлять туда произведения бесконечно.

После первого курса мы опрашиваем студентов, чтобы узнать, что им нравится больше всего. Как правило, им нравится, что обучение совсем не похоже на то, что было в школе. Мне кажется, этот эффект во многом вызван курсом Great Books, потому что это, действительно, для них новый опыт и они больше не чувствуют себя школьниками.

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа факультативного курса «Вдумчивое чтение» разработана исходя из положений Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации согласно требованиям ФГОС, опираясь на следующие нормативно правовые документы:

1.Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования , основного общего образования, среднего(полного) общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004. №1089.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ от 22.12.2009. № 177785 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

3. Согласно санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, от 29.12.10 №189)

4.Закон РФ «Об образовании» (статья 7)

5.Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2012-2013 учебный годы

6.Учебный план МОУ «Железногорская СОШ №1» на 2012-2013 учебный год

7.Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 №75 -37-0541/1

8.На основе программы по внеклассному чтению «Вдумчивое чтение» автора: кандидата филологических наук, доцента Посашковой Е.В.и программы «Учимся успешному чтению» авторов: Галактионовой Т.Г., Савиной С.О., НазаровскойЯ.Г., Жука С.Г.

Данный курс рассчитан на 34 учебных недели, при проведении 1 часа в неделю.

Программу по внеклассному чтению , получившую в ходе четырехлетней опытно-исследовательской апробации выше указанных авторов .

Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать как более глубокому изучение предмета « Литературное чтение » инвариантной части Базисного учебного плана, так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними) , рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе. Данная программа адаптирована для класса с разно-уровневым развитием учащихся.

Цели и задачи программы «Вдумчивое чтение»

Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Вдумчивое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также развитие творческого мышления, самоанализа, любознательности, самоконтроля, взаимопонимания, т.е. направлены на развитие и формирование всех универсальных учебных действий. Данная программа способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы и направлена на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

Цель программы «Вдумчивое чтение» – возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать творческое нестандартное самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения.

Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:

  1. совершенствование навыка чтения учащихся;
  2. развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
  3. знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
  4. формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
  5. формирование личности, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление учениками- читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.
  6. формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
  7. формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
  8. выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
  9. развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Концепция содержания программы «Вдумчивое чтение»

Для решения поставленных задач была определена концепция содержания уроков внеклассного чтения. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:

  1. ориентация на читательские интересы ребенка;
  2. разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
  3. разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
  4. важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.

Содержание программы по внеклассному чтению разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ. Были проанализированы учебные пособия по чтению в следующих педагогических системах: «Школа России» (программа «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В Головановой и учебники «Родная речь»); «Школа 2100» (программа Р.Н. и Е.В. Бунеевых «Чтение и начальное литературное образование» и учебники «Маленькая дверь в большой мир»); «Гармония» (программа О.В. Кубасовой и учебники «Любимые страницы»); «Школа ХХI века» (программа Л.А. Ефросининой и учебники «Литературное чтение») ; «Планета знаний» (программа Э.Э. Кац и учебники «Литературное чтение »); РО в системе Л.В. Занкова (программа В.Ю. Свиридовой «Литература» и учебник «Литературное чтение») .

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы.

Методические принципы

В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.

Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности.

В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.

Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства, а также работа с тетрадью «Портфелем читателя» Так, уже на самых первых занятиях по внеклассному чтению во втором классе учащиеся начинают работать по рабочей тетради. Ведут «Портфель читателя», который позволяет вести творческую работу по прочитанным произведениям, фиксировать свои мысли, идеи, рассуждения.

Общая характеристика «Портфеля читателя»

В помощь учащимся разработан и апробирован особый жанр учебного пособия тетрадь– «Портфель читателя». В настоящее время созданы и апробированы тетради для учащихся 2, 3 и 4 классов. Использование «Портфеля читателя» позволяет решить следующие задачи:

1) с помощью методического аппарата тетради педагог может эффективно формировать читательские умения учащихся (составление аннотации, обучение пересказу, описание героя книги и т.д.);

2) тетрадь позволяет индивидуализировать процесс обучения: в зависимости от уровня литературного развития учащегося учитель имеет возможность дифференцированно давать задания и оценивает их выполнение;

3) тетрадь помогает учителю осуществлять своевременный контроль за самостоятельной читательской деятельности всех учащихся;

4) с помощью тетради учитель может организовать эффективную работу учащихся на занятии, используя разные виды учебной и читательской деятельности учащихся;

Методический аппарат «Портфеля читателя» формирует читательские умения учащихся, необходимые для квалифицированной читательской деятельности. Это становится возможным при выполнении разного рода заданий и упражнений, представленных в тетрадях. Основными являются задания репродуктивного характера , которые выполняют разные функции: они проверяют знание текста у читателя; создают мотивацию к повторному чтению произведения; обращают внимание читателя-ребенка на детали текста, которые он может пропустить при первичном чтении; углубляют его интерес к «медленному», вдумчивому чтению.

Важнейшее место в тетрадях занимают аналитические и проблемные задания , которые, формируют осознанность чтения, позволяют структурировать сложный текст, формируют умение анализировать текст, развивают интеллект ребенка. В тетрадях представлена система творческих заданий : придумай продолжение сказки, сочини устный рассказ, посоревнуйся с поэтом: придумай необычные слова и стихи и т.д. Представлены упражнения, направленные на формирование выразительности чтения (создание «партитуры» текста, пробы выразительного чтения, чтение по ролям, инсценирование).

Для формирования читательской культуры и полноценного восприятия учащимися художественного текста в тетрадях используются упражнения, организующие работу воссоздающего воображения; задания, направленные на формирование «чувства поэтического слова, умения характеризовать персонажа книги; задания, направленные на создание первичных представлений о специфике личности и стиля писателя; задания, направленные на расширение читательского кругозора.

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во час.

Изучаемые
тексты

Методические приемы, формы работы
с текстом

Дата

планируемая

Дата фактическая

Вводное занятие. Читаю-значит расту…Зна

комство с «Рабочей тетрадью»

Литературная игра. Изучение содержания и структуры «Рабочей тетради». Заполнение читательского паспорта. Знакомство с заповедями читателя и с основными элементами книги.

06. 09

Удивитель-

ный мир Джанни Родари Приключе-

ние Чиполлино»

Знакомство с творчеством

чтение глав сказки «Приключение Чиполлино»

Выставка книг. Игровые
и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Самостоятельное чтение и пересказ. Творческое задание в тетради. Просмотр мультфильма.

13.09

20.09

27.09

04.10

Сказки Р. Киплинга

Сказка «Рики-Тики-Тави»

Сопоставление сказки и мультфильма. Самостоятельное чтение, беседа. Характеристика главного героя. Устное и изобразительное рисование. Выставка книг.

11.10

18.10

25.10

Аркадий Гайдар и герои его книг

Рассказы «Чук и Гек», «Голубая чашка» и др.

Творческий конкурс веселого рассказа. Выставка книг. Проблемные ситуации, слушание и чтение рассказов, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые задания.

08.11

15.11

22.11

29.11

5.

6.

Эрнест Сетон- Томпсон

и герои его книг

Мир детства в сказках Х.К. Андерсена

2

Рассказы о животных

Сказки «Дюймовочка», «Снежная королева».

Путешествие в страну «короля сказок». Выставка книг. Конкурс на лучшего рассказчика и на внимательного слушателя, конкурс детских иллюстраций. Тест. Просмотр художественного фильма.

06.12

13.12

20.12

27.12

17.01

Рассказы о животных

Е.И. Чарушина

Рассказы «Лесной котенок», «Две мышки»

Выставка книг. Подготовка иллюстрации обложки и аннотации. Характеристика персонажей по их описанию и поведению. Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. Творческое иллюстрирование и сочинительство. Создание своей книги.

24.01

31.01

Необыкновенные герои Астрид Лингрен

«Три повести о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше»

Выставка книг. Конкурс на лучшего рассказчика, конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Характеристика главных героев героя. Просмотр мультфильма. Инсценирование.

07.02

21.02

28.02

07.03

Семейная сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все, все, все»

Сказка «Винни-Пух и все-все-все»
(в переводе Б.В. Заходера)

«Искпедиция» в сказочную страну. Сопоставление впечатлений о книге с образами из мультфильмов. Конкурс на лучшего рассказчика. Рассказ о писателе и истории создания книги. Игровой диктант «Внимательный читатель». Составление карты страны, в которой живут герои книги. Литературные игры, викторины. Работа над образами персонажей, над языком сказки. Чтение по ролям, инсценирование.

14.03

21.03

04.04

11.04

Занимательные книги Э. Успенского

Рассказы

«Трое из Простоквашино»

«Зима в Простоквашино» и др.

Творческие задания в тетради, слушание и самостоятельное чтение рассказов. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы. Сопоставление прочитанного с увиденным в мультфильмах.

18.04

25.04

11.

В.Губарев и его герои

Обобщаю

щий урок- игра. «Я читал, много узнал, а значит уже подрос…»

3

«Королевство кривых зеркал»

Путешествие в мир волшебных слов, игра «Всё наоборот». Выставка книг. Занимательное чтение. Творческие задания в тетради. Просмотр худ. фильма.

Занимательная игра.

02.05

16.05

23.05

30.05

С начала учебного года нужно настроить родителей и учащихся на полноценное прочтение всех произведений: по нашему глубокому убеждению, книги должны быть по возможности прочитаны детьми полностью. Только так можно формировать читательскую культуру и самостоятельность.

Представленная программа по внеклассному чтению ориентирована на учащихся со средним и высоким уровнями литературного развития, однако некоторые произведения могут оказаться сложными для учащихся, которые не прошли специальной подготовки к самостоятельной читательской деятельности. В связи с этим педагог может варьировать, сокращать и изменять часть заданий, ориентируясь на уровень своего класса.

Для полноценного освоения программы учителю начальных классов необходима помощь школьного библиотекаря, связанная как с подбором изучаемых художественных произведений. Поэтому в начале учебного года нужно провести серьезную работу со школьной библиотекой, выяснить наличие и количество указанных произведений, согласовать сроки их выдачи учащимся вашего класса.

Многие из изучаемых произведений неоднократно экранизировались. Для более эффективного изучения книг желательно приобрести в классную фильмотеку копии художественных и мультипликационных фильмом, поставленных по классическим произведениям мировой детской литературы. Здесь помощь родительского актива также неоценима. Список необходимых экранизаций указан в поурочных разработках.

Основная воспитательная задача учителя на занятиях по внеклассному чтению – углубить интерес школьников к чтению, обрисовать перспективы читательского роста детей. Главное – не навредить насильственным принуждением, не вызвать авторитарными методами отвращения к чтению художественной литературы. Отсюда – гибкость в освоении программы.

Занятия должны проходить так, чтобы детям было интересно – читать, делиться своими впечатлениями, свободно высказывать свои мнения, пересказывать, рисовать собственные иллюстрации, портреты, карты, заполнять путевые дневники, смотреть экранизации изучаемых произведений и обсуждать прочитанное, услышанное и просмотренное.

Планируемые результаты освоения предмета.

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения факультативного курса

Универсальные учебные действия

Личностные УДД:

Формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.

Регулятивные УДД:

Возможность учиться:- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой и рабочей тетрадью, выполнять самостоятельно работы, выбирать книги.

Познавательные УДД:

Осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные УДД:

Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.

Список литературы:

  1. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.
  2. Посашкова Е.В. Уроки внеклассного чтения во 2 классе с использованием Рабочей тетради: Метод. пособие. Екатеринбург, 2006.
  3. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.
  4. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.
  5. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Вып 1. М., 2005.
  6. Т.Г.Галактионова, С.О.Саввина, Я.Г.Назаровская, С.Г.Жук. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс:-М.:Просвещение,2012.

Материально- техническое обеспечение программы:

А)Специфическое сопровождение (оборудование):

Портреты писателей и поэтов, художников.

Репродукции картин, иллюстрации к литературным произведениям,

Библиотека книг для занятий,

Уголок читателя с информацией о прочитанной и читаемой литературе.

Б)Электронно-программное обеспечение:

Записи музыкальных произведений,

Видеофильмы,

Презентации к занятиям

В) Технические средства обучения:

Мультимедийный проектор, ноутбук

Демонстрационный материал,

Музыкальный центр,

Магнитная доска.


Наши переводчики и редакторы умеют вдумчиво читать, поэтому качество
переводов всегда на высоте. Можете хоть , проверьте 😉

Я - сыщик. Читаем и вчитываемся.

Что значит читать вдумчиво?
Вдумчивое чтение - это, наверное, самый важный навык, который нужно развивать у детей младшего и среднего школьного возраста. И вот почему:
1. Это помогает понять, зачем мы вообще читаем.
2. Способствует развитию критического мышления, навыков общения и понимания.
3. Считается главным аналитическим инструментом при обучении в высшей школе.
4. Помогает выжить в современном мире, переполненном информацией.

Особенности вдумчивого чтения
Читающие вдумчиво

  • Перечитывают
  • Все внимание уделяют тексту
  • Задают вопросы
  • Обращают внимание на особенности текста
  • Ищут глубокий смысл

Просто читающие

  • Читают один раз
  • Витают в облаках
  • Принимают текст как данность
  • Игнорируют синтаксические особенности
  • Читают поверхностно

Вдумчивое чтение согласно CCSS
*CCSS (Common Core state standards) - это единый комплекс государственных образовательных стандартов, использующийся в США
Все учащиеся должны быть ознакомлены с основами вдумчивого чтения. Этому учат с детского сада, и к моменту окончания школы ученики должны владеть им в совершенстве.

Согласно стандарту учащиеся должны:
1. Задавать вопросы по тексту и отвечать на них.
2. Уделять внимание языковым особенностям текста и их влиянию на передачу идеи.
3. Подтверждать свое мнение выдержками из текста.
4. Приводить доказательства при анализе текста.
5. Выделять основную тему с помощью деталей.
6. Анализировать структуру текста и выразительные слова.
7. Изучать развитие героев на протяжении всего повествования.
8. Изучать влияние стиля написания и языковых средств на повествование.

10 вопросов, которые вы должны задавать при вдумчивом чтении:
1. О чем текст?
2. Для кого он написан?
3. От какого лица ведется повествование?
4. Какие события описывает произведение?
5. Какие слова я замечаю?
6. Какова атмосфера текста? Какие чувства прослеживаются?
7. Как данная часть относится к другим частям?
8. О чем не было сказано?
9. Что авто имеет в виду под…?
10. Почему автор написал это?

Как научить кого-то читать вдумчиво?
1. Начните с малого. Даже надпись на коробке с хлопьями можно прочитать вдумчиво. И это не шутка! Поэтому «Война и мир» - не самое лучшее начало. Лучше взять небольшой стих или отрывок из текста.
2. Пусть учащиеся сами развивают мысль. Задайте им вопрос, что они могут сказать о тексте, какие особенности они в нем увидели. Их мнение станет отправной точкой обсуждения.
3. Сосредоточьтесь на тексте. Разговор может уйти в другое русло, но не бойтесь возвращаться к тому, с чего начали. Можно даже придумать знак, который будет говорить о том, что учащийся должен подтвердить свои слова выдержкой из текста.



Справочники