Участники финансовой системы. Понятие, субъекты и объекты финансовой системы

Базовым элементом любой финансовой системы является государство, представленное системой государственных финансовых органов, посредством которых оно осуществляет функции регулирования и контроля. В этой связи государственные органы можно подразделить на две группы:

1. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты. В пределах своей компетенции они распределяют имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых перераспределяется в бюджет.

2. Государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.

Систему финансовых органов государства возглавляет Министерство финансов РФ, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области финансов.

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финансов Российской Федерации выполняет следующие функции:

1. Разрабатывает и реализует стратегические направления единой государственной финансовой политики.

2. Участвует в работе по анализу и прогнозированию развития экономики, разрабатывает необходимые меры по финансовому и налоговому стимулированию хозяйственной деятельности, способствующие увеличению национального дохода и поступлений в бюджет.

3. Способствует развитию финансового рынка.

4. Разрабатывает предложения по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и по источникам погашения.

5. Организует сбор, подготовку и обработку информации для составления консолидированного бюджета Российской Федерации, а также составляет проект федерального бюджета.

6. Обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям.

7. Осуществляет методическое руководство в области финансово-бюджетного планирования, составления и исполнения бюджета, финансирования производственной и социально-культурной сфер.

В период перехода к рынку финансовая деятельность государства приобретает все большее значение. Поскольку большинство процессов перераспределения и накопления осуществляется посредством перетока финансовых ресурсов, контроль и наблюдение за деятельностью по аккумулированию, перераспределению и использованию денежных фондов играют все большую роль. В результате появился целый ряд специальных органов, занимающихся контролем в области финансовой деятельности государства, которые либо являются подразделениями, либо подчиняются Министерству финансов РФ.

Такими специальными органами являются:

    счетная палата – постоянно действующий орган государственного финансового контроля. Основная задача – организация и контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета;

    казначейство – следит за исполнением бюджета и осуществлением эффективного управления доходами и расходами, за накоплением и использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов.

Важным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, является налоговая служба. Она входит в систему центральных органов государственного управления РФ.

Для усиления роли государства при осуществлении контроля, за соблюдением законности в области финансовой деятельности образована налоговая полиция, одной из основных задач которой является предупреждение коррупции в области финансовой деятельности.

1.2 Функции финансов. Субъекты финансовой системы

Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы. Вопрос о количестве и содержании функций спорный. Некоторые известные финансисты, как, например, А. М. Бирман, выделяли три основные функции финансов: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль руб­лем, распределительную. А. М. Александров и Э. А. Воз­несенский утверждали, что финансы выражаются в формиро­вании денежных фондов, использовании денежных фондов и контроле. И. Т. Балабанов считает, что с переходом к рыноч­ным отношениям финансы потеряли свое распределительное назначение.

Однако никто не отрицает, что финансы - это совокуп­ность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и исполь­зование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ бывает, как правило, один - валовой внутрен­ний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т. д., установленных государством.

Пример. Предприятие реализовало определенный объем продукции. Выручка поступила на расчетных счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные налоги. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая тем самым непрерывность процесса производства. Она определяется исходя из установленной госу­дарством нормы амортизационных отчисления, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее выделяется часть, связанная с оплатой труда (ФОТ), опять-таки через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к фонду оплаты труда, выделяется часть стоимости созданного продукта для перечисления в пенсионный фонд, фонд занятости и др. Нако­нец, остается прибыль. Произошло как бы распределен- пер­вого порядка. Но ФОТ, прибыль подлежат дальнейшему рас­пределению, т.е. распределению второго порядка. ФОТ делит­ся между трудящимися, бюджетом и пенсионным фондом по нормам, установленным государством. Прибыль делится меж­ду предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами разных уровней.

Распределительные процессы имеют место и внутри пред­приятия. Например, прибыль, являясь источником формиро­вания таких децентрализованных фондов, как фонд производ­ственного и социального развития, резервного фонда и других, выступает объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о некотором снижении государственного регулирования распределительных отношений, но никак не об их отмене. Да, предприятия самостоятельно распределяют прибыль по децентрализованным фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд. Поэтому можно отметить, что распределительная функция финансов не зависит от экономических отношений, сложившихся в тех или иных условиях, она связана с сущностью финансов, а потому органически им присуща.

Если рассматривать финансы в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Действие распределительной функции финансов вытекает из сущности финансов: обеспечение отношений, связанных с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта, национального дохода и чистого дохода; формирования доходов и накоплений; создания фондов денежных средств.

Конкретный механизм действия распределительной функции вытекает из сущности финансов как отношений по распределению и перераспределению той части обще­ственного продукта, действие которого происходит в ус­ловиях разделения, отрыва и раздвоения стоимостной и вещественной форм общественного продукта и нацио­нального дохода.

Распределительная функция финансов отражает экономические отношения, обусловленные движением чистого дохода, а также его влиянием на составные части и элементы совокупного продукта (создавая тем самым условия для последующей реализации этого продукта в натурально-вещественной форме через совершение актов купли и продажи).

Финансы через чистый доход не только опосредуют весь процесс общественного производства, но и сами активно участвуют в кругообороте средств на всех его стадиях, непосредственно обеспечивая процесс расширен­ного воспроизводства.

Чистый доход обеспечивает кругооборот фондов с уче­том их расширенного воспроизводства, через чистый до­ход происходит обслуживание процесса расширенного воспроизводства, движение совокупного общественного продукта. В этом качестве, чистый доход представляет форму практического использования в отношениях вос­производства, т. е. отражает его конкретную роль, кото­рая и составляет суть финансов.

Если одна часть чистого дохода обеспечивает процесс расширенного воспроизводства, то его другая часть пере­распределяется и направляется в централизованные де­нежные фонды государства. В результате перераспреде­лительных процессов и изъятия части чистого дохода образуются доходы государства, финансовые ресурсы, необходимые для выполнения возложенных на него фун­кций.

Итак, общественное назначение распределительной функции финансов состоит, во-первых, в распределении и перераспределении части стоимости совокупного обще­ственного продукта, главным образом чистого дохода, в денежной форме в целях обеспечения расширенного вос­производства; во-вторых, в формировании потенциальных возможностей для создания финансовой основы функционирования государства и всей экономической системы любой общественно-экономической формации.

Распределение непосредственно затрагивает коренные интересы государства, хозяйствующих субъектов, учреждений и отдельных членов общества. Характер распределения является важнейшим показателем экономической зрелости общества. В сфере распределения переплетаются политические, экономические и социальные интересы всех социальных групп общества.

Распределительная функция финансов реализуется в процессе первичного и вторичного распределения (перераспределения) части совокупного продукта (чистого дохода). Но прежде чем начать процесс распределения необходимо определить форму и границы движения совокупного общественного продукта. Без такого определения нельзя рассматривать распределительные процессы, поскольку они носят абстрактный характер и их практическое применение невозможно.

Формой выражения движения совокупного общественного продукта является цена. Однако цена не является формой выражения тех финансовых отношений, которые опосредуют движение составных элементов совокупного общественного продукта и являются финансовыми. Но поскольку основной объект финансовых отношений - чистый доход активно воздействует на все элементы и составные части совокупного общественного продукта, обеспечивая им расширенное воспроизводство, в этой роли цену можно рассматривать как форму выражения финансовых отношений. Без решения проблемы взаимо­действия и взаимосвязи цены и финансов невозможно определить сущность и функции финансов. Традицион­ные рассуждения о сущности, функциях, природе и месте финансов не востребованы практикой, ибо они носят самый общий характер.

Цена является не только количественной формой выражения опосредованного финансовыми отношениями движения совокупного продукта, но и основой первичного распределения всех элементов совокупного общественного продукта. Государством или через механизм рынка определяется цена, в которой заложены все элементы движения совокупного продукта. В цене заложен и основной объект финансовых отношений - чистый доход, размеры которого должны обеспечить процесс расширенного воспроизводства всех элементов совокупного продукта хозяйствующего субъекта и формирование централизованного фонда государства в установленных размерах. Те хозяйствующие субъекты, у которых чистый доход менее общественно необходимого уровня, пользуются режимом государственной финансовой поддержки или дол­жны объявляться финансово несостоятельными или бан­кротами. В данном случае чистый доход, заложенный в цену, отвечает тем признакам первичного распределения совокупного продукта, в которых есть место всем его составным элементам с учетом их расширенного воспро­изводства и формирования централизованных фондов де­нежных средств.

Вторичное распределение (или перераспределение) начинается в момент отщепления части чистого дохо­да и направления его в денежные фонды на расши­ренное воспроизводство фонда возмещения израсходо­ванных средств производства в воспроизводства рабочей силы.

Для другой части чистого дохода началом перераспре­деления является момент, отчислений из чистого дохода налогов и других платежей в централизованный фонд денежных ресурсов государства (в госбюджет и во внебюджетные фонды).

Через уровень цен государство производит распредели­тельные и перераспределительные процессы, влияя на уровень издержек и накопления. В осуществлении финансовой политики государства цена выступает как важней­ший рычаг распределения и перераспределения части совокупного общественного продукта (чистого дохода). Практика показывает, что в зависимости от конкретных экономических условий в отдельные периоды государстве в большой мере прибегали к регулированию распредели­тельных процессов с помощью цен (период индустриали­зации и кризисных явлений, социальных конфликтов и войн и т.д.). Цена, выступая как денежное выражение стоимости опосредует, процесс распределения стоимости, выступав как исходное, базовое условие, определяющее в процессе распределения доходы и расходы участников обществен­ного производства. Цену следует рассматривать как фак­тор, непосредственно влияющий на содержание распреде­лительных отношений, на удовлетворение экономиче­ских интересов участников производства.

Финансы и форма их выражения - цена удовлетворя­ют в системе распределительных отношений одинаковые общественные потребности, т. е. без них нельзя осущест­вить сам процесс распределения стоимости общественного продукта, соизмерить удовлетворение экономических ин­тересов между его участниками.

Но первичное распределение совокупного продукта через цену удовлетворяет не только потребности расши­ренного воспроизводства, но и служит предпосылкой и основой для вторичного распределения (перераспределе­ния) и создания централизованных денежных фондов государства (госбюджета), достаточных для развития при­оритетных отраслей и производств, обеспечения обороно­способности, а также развития непроизводственной сфе­ры, где общественный продукт не создается (развитие культуры, просвещения и науки, здравоохранения, госу­дарственного управления, социального страхования и со­циального обеспечения и др.).

Перераспределение части совокупного общественного продукта необходимо также для межтерриториального и межотраслевого перераспределения средств, перераспре­деления доходов между различными социальными груп­пами населения.

Дальнейший ход перераспределительного воспроизводственного процесса, его структуру определяет государство. Существует много стадий и отношений перераспределения. Оторвавшись от стадии первичного распределения, где был создан совокупный общественный продукт и его чистый доход, происходят перераспределительные процессы по их стадиям. Сначала следует стадия мобилизации и формирования денежных фондов (доходов) госбюджета, затем стадия использования этих же фондов (доходов) - направление части на развитие приоритетных отраслей хозяйства, социально-культурные мероприятия, управление и т.д. Каждая стадия движения финансовых ресурсов несет свои отдельные перераспределительные функции. Отсюда вытекают отношения вторичного третичного и т. д. порядков перераспределения. Пройдя длительный перераспределительный цикл, одна часть перераспределяемых денежных ресурсов через механизм бюджетного финансирования приоритетных отраслей попадает опять в сферу материального производства с тем чтобы начать новый цикл первичного распределения совокупного общественного продукта с его последующим перераспределением; другая часть перераспределяемых денежных ресурсов переходит в сферу потребления (просвещение, здравоохранение, культура, наука, оборона госуправление и т.д.).

Наряду с распределительной функцией финансы играют контрольную функцию. Контрольная функция порождена распределительной функцией и проявляется в контроле за распределением совокупного общественного продукта, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и их целевому расходованию. Если сущность, природа и содержание финансов обусловлены движением части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, его распределением, созданием денежных фондов и последующим направлением на расширенное воспроизводство товарооборота фондов в процессе материального производства, с одной стороны, и создание централизованных денежных фондов государства, с другой стороны, то и контрольная функция финансов соответствующим образом обслуживает как весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, так и процесс формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов государства. В этом состоит диалектическое единство н взаимосвязь двух функций финансов.

Контрольная функция количественно через движение финансовых ресурсов отображает экономические процес­сы, связанные с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта. Уже отмечалось, что распределение общественного продукта осуществля­ется в стоимостной (денежной) форме, получает выра­жение в образовании финансовых ресурсов, формирова­нии и использовании денежных фондов целевого назначения. Вместе с тем движение финансовых ресурсов в конкретных формах является основой для контроля со стороны государства за процессами стоимостного распре­деления общественного продукта. Без такого контроля не может быть обеспечено сбалансированное развитие экономики.

Контрольная функция обусловлена нормативным ха­рактером денежных отношений. Распределительный ха­рактер денежных отношений характеризуется их предва­рительным планированием, определением конкретных субъектов, объемов и сроков осуществления, целевым использованием денежных ресурсов в закреплением в нормативных актах. Нормативные акты регламентируют как условия распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное воспроизводство, так и условия платежей в бюджет (установление категорий плательщиков, объектов, единиц обложения, ставок, фондов льгот по платежам, порядок их исчисления и т. д.), финанси­рования из бюджета (порядок открытия бюджетного фи­нансирования и его использования), кредитования, фор­мирования и использования различных денежных фондов хозяйствующих субъектов. Именно контроль за соблюде­нием нормативных актов, выражающих суть распредели­тельной функции финансов, отражает в свою очередь содержание контрольной функции финансов. В этом со­стоит диалектическая и неразрывная взаимосвязь двух функций финансов.

При этом первичной в их взаимодействии является распределительная функция финансов и вне ее контрольная функция не существует, поскольку нет объекта контроля. Среди многообразия денежных отношений, выра­жающих сущность финансов, нет ни одного, которое не было бы связано с контролем и использованием фондов денежных средств. Например, открытие бюджетного фи­нансирования обслуживается финансами в распредели­тельной функции. Но все эти факторы составляют основу контроля. Отсюда следует специфика контрольной функции - контрольная функция является производной распределительной функции.

Формой реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, которая выражает финансовые показатели.

Реализуется контрольная функция финансов с по­мощью стоимостных показателей, используемых для из­мерения и оценки различных экономических процессов. Поскольку чистый доход является основным источником расширенного воспроизводства всех элементов совокупно­го общественного продукта, то объектом контроля явля­ется показатель себестоимости производства, выступаю­щий денежным выражением затрат живого и овеществ­ленного труда. Особенность этого показателя - в способ­ности сигнализировать о состоянии воспроизводственного процесса на любой его фазе и соответственно в возможно­сти его использования в качестве средства контроля. Объектом контроля являются нормы текущих расходов на содержание учреждений просвещения, здравоохране­ния, культуры, науки и т.д.

Роль контрольной функции финансов в воспроизвод­ственном процессе может быть реализована и связана с состоянием финансовой дисциплины, соблюдением уста­новленных норм и правил, выполнением финансовых обязательств. Финансовая дисциплина основана на со­блюдении государственной задолженности с применени­ем к ее нарушителям финансовых санкций.

Контрольная функция финансов реализуется в процессе практической деятельности через осуществление финансового контроля, рассматривая его как форму проявления и специального использования контрольной функции финансов.

Важнейшей задачей финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, внебюджетными фондами, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

Финансовый контроль на практике осуществляется через деятельность финансовых органов, налоговых служб.

Объективная необходимость существования финансов объясняется потребностью субъектов хозяйствования (предприятий, организаций, учреждений), а в какой-то части и домашних хозяйств и государства в ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность. Такая потребность в денежных ресурсах не могла бы быть удовлетворена без финансов. Благодаря финансам в процессе хозяйствования обеспечивается потребность производства в оборотных средствах, в осуществлении инвестиций для расширения основного капитала. Поступающая хозяйствующим субъектам денежная выручка за реализованную продукцию (валовой доход) распределяется таким образом, что удовлетворяются потребности в различных финансовых ресурсах.

Ряд экономистов преувеличивает роль государства в возникновении и поддержании финансовых отношений. Идеология главенствующей роли государства. в этих отношениях была свойственна административной системе управления. По мере перехода к рыночным отношениям точка зрения на формирование финансовых отношений меняется.

Финансы необходимы на разных уровнях хозяйствования; в низовом звене - предприятиям, организациям, учреждениям и межхозяйственным объединениям, ассоциациям, концернам, а также на государственном уровне управления экономикой. Допустимо утверждать, что потребность в финансах есть и у домашних хозяйств, хотя экономическая наука и практика не всегда рассматривают домашние хозяйства как самостоятельный субъект финансовой системы. Финансовая система в широким смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, в узком смысле слова- это система финансовых учреждения, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения Государственной налоговой службы.

В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента: 1)функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи; например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование - один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообраз­ных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками; 2) территориальность - каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов; 3) единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.

Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и обще­ственные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена на рис 1.1.

Рисунок 1.1 Схема финансовой системы


Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три основные сферы (не считая домашних хозяйств):

Финансы предприятий, учреждений, организаций, так как они обслуживают основное звено общественного воспроизводства. Им присуши, с одной стороны, черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом, а с другой особенности, обусловленные функционированием финансов в разных сферах общественного производства. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих;

Страхование, значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между участниками страхования;

Государственные финансы, представляющие собой денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

Каждая из этих сфер состоит из менее крупных звеньев. Например, в первой сфере выделяют финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах Источником финансовых ресурсов таких предприятий выступает стоимость реализованной продукции, и они формируются в основном из прибыли, амортизационных отчислений, выручки от реализации выбывшего имущества, устойчивых пассивов, целевых поступлений, продажи акций и других ценных бумаг, кредитов, и достаточно редко за счет бюджетных субсидий. Основным направлением использования финансовых ресурсов таких предприятий выступают платежи органам финансово-банковской системы (налоги, проценты, погашение кредитов, страховые платежи), инвестирование в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширенным воспроизводством, техническим обновлением, инвестирование в ценные бумаги (покупка на финансовом рынке акций, облигаций, государственных ценных бумаг), образование социальных фондов и благотворительность; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, оказывающих услуги социального характера. Основная часть данных предприятий финансируется за счет средств государственного бюджета. В целом же ресурсы не коммерческих предприятий это денежные средства, мобилизуемые из различных источников на осуществление деятельности. В частности, к таким источникам относят помимо средств из государственного бюджета денежные средства государственных и муниципальных, частных и кооперативных предприятий, населения, уплачиваемые за выполненные работы, поступления от оказания платных услуг, арендная плата за сданное в аренду имущество, добровольные взносы и безвозмездно передаваемые материальные ценности, прочие денежные поступления. Все поступившие средства образуют фонд финансовых ресурсов и используются на заработную плату возмещение затрат, расчеты с другими учреждениями и банками, создание социальных фондов. Мобилизация и использование финансовых ресурсов на таких предприятиях осуществляется в зависимости от методов ведения хозяйства на основе сметного финансирования и полной самоокупаемости.

Финансы общественных организаций включают денежные отношения между общественными объединениями и их членами, общественными объединениями и предприятиями, внутри общественного объединения по формированию и использованию фондов. Источником финансовых ресурсов выступают собственные средства, полученные за счет взносов членов организаций, поступлений от государства, доходов от деятельности. Все ресурсы используются на общее обслуживание.

Во второй, страховой, сфере можно выделить в качестве звеньев: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, стра­хование предпринимательских рисков.

В сфере государственных финансов в качестве звеньев, соответственно, выделяются: государственный бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит. Если рассмотреть финансовую сферу государственных финансов развитых стран Запада, то в ней выделяется 4 звена: государственный бюджет; местные финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (ФРГ, Англия, Франция, Италия).

Каждое звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промы­шленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от форм собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других. В составе финансов общественных организаций выделяют финансы профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных, целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования, например имущественное страхование поя­вляется на страхование личного имущества, транспортное страхование... В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 Схема финансовых связей в экономике


За каждой из указанной на схеме стрелок стоит множество разнообразных финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные, наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К ним относятся: “государство-предприятие” (ГП), “предприятие-государство” (ПГ), “государство-государство” (ГГ), “предприятие-население” (ПН), “население-государство” (НГ), “население-предприятие” (НП), “предприятие-предприятие” (ПП), “население-население” (НН), “государство-население” (ГН). Связь “государство-государство” характеризует перераспределение, переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в другие. Связь “предприятие-предприятие” отражает финансовые потоки между предприятиями, а связь “население-население” определяет движение денежных средств между отдельными группами населения.

Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. 3.Неокласическая. Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а...



Венчурная компания). В приложении 2 указаны основные бенефициары наиболее значимых перераспределительных антикризисных мер РФ. Заключение Данная курсовая работа была направлена на изучение темы «Финансы и финансовый механизм в современной России. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что финансовая система государства - это один из тех секторов экономики, где наиболее...


понятие линвестиционная деятельность трактуется следующим образом: линвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Это официальная трактовка понятия линвестиционная деятельность. В научной литературе приводятся и другие определения этого понятия. На наш взгляд, под инвестиционной
  • 1.3. Предпринимательство как особая форма экономической активности
    понятия, как лриск, лнестабильность, лнеопределенность, ланализ рисков, луправление рисками появились недавно и в большей степени в приложении к финансовому рынку. Лишь последние несколько лет эти понятия, объединив накопленный международный опыт и российскую теоретическую базу, законодательно закреплены и стали обязательной составляющей любого бизнес-плана инвестиционного проекта.
  • 1.5. Цели предпринимательской деятельности
    понятным без дополнительного объяснения. Имеющее, казалось бы, самоочевидный смысл, оно в действительности относится к числу сложных категорий социологии, философии, экономики, управления. Цель - идеальное мысленное предвосхищение результата предпринимательской деятельности. Это предмет устремления, заранее намеченный конечный замысел, ожидаемый результат действия предпринимателя. Родоначальник
  • 2.2. Сетевые объединения в инвестиционно- строительной сфере
    понятие строительный комплекс на федеральном (макро) уровне становится, в известной мере, экономической 53 абстракцией, равно как и федеральный рынок строительства, и, особенно, федеральный рынок строительных материалов и конструкций. Итак, под региональным ИСК подразумевается региональная локализация инвестиционно-строительной деятельности, организовавшаяся в сообществе участников, связанных
  • 2.4. Инновационные предпринимательские сети: технологические парки, полисы
    понятие лнаучно-технологический парк используется в качестве обобщающего определения мощной инновационной структуры. Сюда относят исследовательские центры и парки, инкубаторы идей, научные парки, инновационные центры, центры передовых технологий, технологические центры и парки, технологические полисы. Все они составляют основу специализированных инновационных объединений, которые созданы в
  • Тестовые вопросы
    понятия в зарубежной практике для характеристики мощной инновационной структуры: а) научно-технический полис; б) технический парк; в) научно-технологический парк. 29. Виды технопарков: а) научные и научно-исследовательские; б) научно-технические и технологические; в) а и б. 30. Основные направление работы отечественной ассоциации Технопарк: а) научно-методическое сопровождение
  • 4.1. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности
    субъекты предпринимательской деятельности реализуют взаимные интересы и функционируют в условиях конкуренции, занимая определенную долю рынка (сегмент). Увеличение занимаемой доли рынка, приращение конкурентных преимуществ обусловливают устойчивость стратегических позиций субъекта предпринимательской деятельности. Появляются дополнительные возможности для реализации задач, способствующих
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА
    понятия лвложения в ценные бумаги. Так, например, диле ры на рынке ценных бумаг называются инвестиционными диле рами, к которым относятся инвестиционные банки, торговые ком пании, фондовые дома и т.д. Вложение имущественных и интеллектуальных ценностей в тот или иной инвестиционный проект может осуществлять как юри-дическое, так и физическое лицо, называемое инвестором. В роли инвесторов,
  • 2.2 Ответственность за нарушение законодательства
    понятие пол ной материальной ответственности работника, а ст. 243 классифи цирует случаи ее наступления. При совместном выполнении работниками отдельных видов ра бот, связанных с хранением, отработкой, продажей (отпуском), пе ревозкой, применением или иным использованием переданных им ценностей, когда невозможно разграничить ответственность каждо го рабочего за причинение ущерба и заключить с
  • Термины и понятия к разделу I
    субъект управления. Ор-ганизация как субъект может представлять собой аппарат управле ния предприятия либо объединения предприятий. Организация как объект выступает таковой в единстве всех структурных единиц про изводства и хозяйства или иных видов деятельности. В соответст вии с Гражданским кодексом РФ (ст. 48) организация - это юри дическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ве
  • Основные субъекты финансовых отношений подразделяются на три груп­пы:

    1. Общественно-территориальные образования.

    2. Коллективные субъекты.

    3. Индивидуальные субъекты.

    В группу, объединяющуюобщественно-террито­риальные образования, входят:

    ¨ Российская Федерация;

    ¨ субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область, автономные ок­руга;

    ¨ муниципальные образования; административно-территориальные единицы, вхо­дящие в состав муниципального образования;

    ¨ административно-муниципальные образования особого режима (имеются в виду административ­но-муниципальные образования, на территории которых расположены объекты Минобороны РФ. См. Закон РФ “О закрытом территориально-административном образовании”).

    Коллективные субъекты финансовых отношений - это ор­ганизованные, обособленные, самоуправляющиеся группы людей, наделенные правом выступать в отношениях с други­ми субъектами как единое целое.

    К коллективным субъектам финансового права относятся:

    1. Органы государственной власти

    2. Уполномоченные кредитные организации

    3. Другие организации и юридические лица

    Индивидуальные субъекты финансовых отношений - это физические лица, выступающие как: граждане РФ; иностранные граждане и подданные; лица без гражданства; граждане, осуществляющие предприниматель­скую деятельность без образования юридического лица; должностные лица: сборщики налогов и (или) сборов; нотариусы государственных нотариаль­ных контор, должностные лица органов исполни­тельной власти и учреждений, уполномоченные взимать пошлину за совершение нотариальных действий.

    Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями задач каждого звена, а также методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Во всех финансовых отношениях можно выделить:

    ¨ общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит и фонды страхования);

    ¨ финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне (финансы предприятий различных форм собственности);

    ¨ финансы населения.

    Финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.



    Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит; фонды страхования; финансы предприятий различных форм собственности. Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

    В настоящее время государственная бюджетная система России включает три звена:

    1) республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет;

    2) бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга: бюджеты субъектов Федерации);

    3) местные бюджеты. Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

    Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение - расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. Важнейший - Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. К социальным фондам относятся также Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

    Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридич. и физич. лицами, при которых гос-во выступает главным образом в качестве заемщика средств. Политику в отношении гос. внутреннего долга определяет Федеральное Собрание РФ, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

    В условиях административно-командной системы действовала государственная монополия на страховое дело . Государство безвозмездно изымало из страховых фондов крупные средства для покрытия бюджетного дефицита. С переходом к рыночной экономике созданы объективные условия для активного развития страхования. По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование и страхование ответственности приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает. Ведущую роль на страховом рынке занимает государственная страховая компания Росгосстрах. Успешно действуют АСКО, Ингосстрах,. "Росно", "Энергогарант", "Макс", "Россия" и др.

    Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны. В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль. Предприятия стали свободны от мелочной опеки со стороны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы.

    Финансовая политика - это совокупность мероприятий государства в области финансов. Главная задача финансовой политики - обеспечение соответствующими ресурсами реализации государственной программы экономического и социального развития.

    Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение принимаемых в ней решений. Законодательными правами наделено только государство. Однако можно говорить о фин. политике региона, города и т.д. (местные органы власти), поскольку они обладают определенными законодательными правами.

    Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Финансовая политика, как и любая политика, сводится к трем основным элементам.

    Первый - определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей на определенный период жизни общества (что надо сделать? ).

    Второй - разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кротчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом (как это надо сделать? ).

    Третий - подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение (кто это сделает на практике? ).

    В условиях перехода к рыночной экономике роль финансовой политики в общей политике государства повышается. Однако возможности государства по регулированию финансовых отношений в условиях рыночной экономики сокращаются. Например, в нашей стране при командно-административной системе цены и уровень заработной платы устанавливались централизованно, вся кредитная сфера контролировалась государством и т.д. В настоящее время государство может диктовать цены только на узкий круг продукции, а регулирование кредитной сферы осуществляется исключительно на уровне Банка России.

    Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

    Финансовая стратегия - это долговременный план.

    Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличается гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени.

    Финансовый рынок – это часть рынка ссудных капита­лов, на котором происходит перераспределение капи­тала между кредиторами и заемщиками в форме эмис­сии и купли-продажи ценных бумаг. Его можно рас­сматривать как совокупность первичного и вторично­го рынков.

    Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы.

    На вторичном рынке происходит неоднок­ратное перераспределение этих ресурсов. В свою оче­редь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и внебиржевой (где происходит купля-продажа цен­ных бумаг, которые по разным причинам не котируются на бирже).

    На биржевом рынке, представленном спе­циализированными фондовыми биржами, осуществ­ляется купля-продажа акций ведущих компаний.

    К индикаторам состояния финансового рынка обычно относят: процентные ставки, денежные агрегаты, валютный курс, фондовые индексы, ставку рефинансирования центрального банка (ЦБ).

    Процентные ставки – ставки финансового рынка, под которые ведется кредитование.

    Денежные агрегаты – показатели, используемыедля описания состава и структуры денежной массы, поскольку ее компоненты неоднородны по степени ликвидности. Денежные агрегаты в России:

    М0 = наличные деньги населения и остатки наличности в кассах предприятий и организаций ;

    М1 = М0 + средства на расчётных счетах предприятий и организаций + депозиты населения в Сбербанке до востребования + депозиты населения и предприятий в коммерческих банках . Обычно денежный агрегат М1 включает наличные деньги и трансакционные депозиты, т.е. наиболее высоколиквидные средства для текущих сделок и платежей.

    М2 = М1 + срочные депозиты населения в Сбербанке . В РФ агрегат М2 в условиях неразвитого денежного рынка не содержит многих современных его зарубежных инструментов, таких, как взаимные фонды и депозитные счета денежного рынка, соглашения об обратном выкупе.

    МЗ = М2 + депозитные сертификаты + облигации госзайма .

    Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах

    Фондовые индексы – средние или средневзвешенные показатели курсов ценных бумаг, как правило акций.

    Ставка рефинансирования ЦБ. Рефинансированием банков Банк России обязан заниматься как “кредитор последней инстанции”. Из закона о ЦБ прямо следует, что Центробанк для каждого из возможных видов кредитов пользуется особыми процентными ставками. Базовой для них является общая ставка рефинансирования (используемая и в других целях) - достаточно важный финансовый индикатор и ориентир. Ее величина в динамике отражает существенные тенденции в реальной денежной и кредитной политике государства. При помощи маневрирования учетным процентом ЦБ РФ стремится регулировать объем денежной массы в обращении и темпы инфляционного обесценения денег. Так, понижение официальной учетной ставки приводит к удешевлению и увеличению предложения кредитных ресурсов на рынке. Проведение обратнонаправленной учетной политики ведет к сжатию денежно-кредитной массы, замедлению темпов инфляции.

    Основными участниками финансовой системы являются рынки, финансовые посредники, экономические субъекты с дефицитом финансовых средств, экономические субъекты с избытком финансовых средств.

    Взаимосвязь между основными участниками финансовой системы наглядно отображена на рис. 2.1, который представляет собой диаграмму движения финансовых потоков. Средства через разные элементы структуры финансовой системы перетекают от компаний, имеющих излишки финансовых средств (на диаграмме прямоугольник слева), к тем, у кого наблюдается их дефицит. Так, например, одна семья, члены которой сберегли определенную часть своих текущих доходов с целью их использования в качестве пенсионного обеспечения в будущем, обладает свободными финансовыми средствами, а другая семья, решившая приобрести новый дом, испытывает их недостаток. Фирмы, доходы которых превышают их потребности в финансовых ресурсах, необходимых для реализации инвестиционных проектов, называют субъектами, обладающими избыточными средствами; а фирмы, которым не хватает ресурсов для дальнейших инвестиций, называются субъектами с дефицитом ресурсов.

    Банки являются наиболее активными участниками финансовых рынков. Современные финансовые рынки имеют сложную структуру, которая включает денежные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг, валютные рынки и др. На финансовых рынках совершаются сделки с финансовыми инструментами. Под финансовым инструментом понимают любой договор, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одной компании и финансовое обязательство или долевой инструмент - у другой. К финансовым активам относятся денежные средства; права требования по договору денежных средств или другого финансового актива от другой компании, предусмотренные договором права на обмен финансовых инструментов с другой компанией на потенциально выгодных условиях. К финансовым активам относятся также долевые инструменты другой компании и договора, расчет по которым будет произведен собственными долевыми инструментами компании. Долевой инструмент - это любой договор, подтверждающий право на долю активов компании, остающихся после вычета всех ее обязательств, например акции, доли участия в капитале общества с ограниченной ответственностью. Финансовое обязательство может быть определено как обязанность по договору предоставить денежные средства или иной финансовый актив другой компании или обменять финансовые инструменты с другой компанией на потенциально невыгодных условиях. К финансовым обязательствам относятся также договоры, расчет по которым будет произведен собственными долевыми инструментами компании. Особую группу финансовых инструментов составляют производные инструменты, которые характеризуются тем, что стоимость их меняется в результате изменения процентной ставки, курса финансового инструмента, цены товара, валютного курса, индекса цен или ставок, кредитного рейтинга или кредитного индекса, другой переменной (иногда называемой базисной); для их приобретения необходимы небольшие первоначальные инвестиции по сравнению с другими контрактами, курс которых аналогичным образом реагирует на изменения рыночной конъюнктуры и расчеты по ним будут проводиться в будущем. Примерами производных инструментов являются фьючерсные контракты, форвардные контракты, опционные контракты, свопы. У производного инструмента обычно имеется условная сумма, т. е. сумма валюты, количество акций, число единиц веса, объема или других единиц, указанных в контракте. Однако в соответствии с условиями производного инструмента инвестор или лицо, выписавшее производный инструмент, не обязаны инвестировать или, наоборот, получать условную сумму в момент заключения договора. Наоборот, контракт может предусматривать осуществление фиксированной выплаты в результате наступления определенного события в будущем, причем сумма выплаты не зависит от условной суммы. 1



    Справочники