Т 150 против ф 35 мнения экспертов

Является ли наиболее скрытный американский боевой самолет F-35 легкой добычей истребителя Су-35? Некоторые считают, что это совершенно верное утверждение, пишет indrus.in 26 июля.

В июле 2008 года было проведено моделирование воздушного боя с участием истребителя Су-35 против смешанного парка американских истребителей - F-22, F/A-18 Super Hornet и F-35, где последний был «избит дубинкой как ребенок». Моделирование было проведено на базе Хикам ВВС США на Гавайях, чему свидетелями были, по меньшей мере, четыре представителя ВВС и военной разведки Австралии. Депутат австралийского парламента Денис Дженсен (Dennis Jensen) со знанием дела заявил, что в ходе «строго засекреченного моделирования» F-35 был «беспощадно избит истребителем Су-35».

Компания «Сухой» представляет Су-35 как истребитель поколения 4++ с некоторыми признаками пятого поколения, то есть с характеристиками стелс. Его способность сбивать стелс-самолеты во многом определяется сверхманевренностью. Очень дорогие западные истребители оказываются в роли «тарелочек» для ружейной стрельбы.

Силовая установка Су-35 позволяет выполнять все виды сложнейших маневров, в том числе «кобру Пугачева», «чакру Фролова» и беспрецедентный «блин» (Pancake – горизонтальный разворот практически на месте на 360 град без потери скорости – «без потери скорости» это сомнительное утверждение – прим. «ВП»).

Западные аналитики не придают большого значения сверхманевренности, полагая, что в ходе реальных боевых действий малозаметность куда важнее, чем сверхманевренность. Стелс это параметр, который остается с истребителем «в любое время в любой день». Руководитель бизнес-программ компании Northrop Grumman Пит Бартош (Pete Bartos) говорит, что стелс был основным требованием для разработки F-35 и потому он не нуждается в высокой маневренности.

Однако авторитетный военный источник Defense Industry Daily пишет, что «стелс очень полезен, но это все-таки не плащ-невидимка Гарри Поттера». Действительно, ВВС США зациклились на стелсе, в то время как теория воздушного боя непрерывно развивается. «В 1940-1950-х годах приоритетами были сначала высота, потом скорость, маневр и огневая мощь. С третьего и четвертого поколений истребителей приоритеты сместились на скорость, затем маневр, и наконец, сверхманевренность. Это как нож в кармане солдата», заявил в интервью Aviation Week главный летчик-испытатель ОКБ «Сухой» Сергей Богдан.

Эксперт по авиации Билл Свитман (Bill Sweetman) говорит, что те маневры, которые демонстрировал Су-35 на Парижском авиасалоне, нельзя принимать за фактор превосходства в воздухе. «Тем не менее, эти маневры не пилотажные трюки. Непредсказуемая траектория полета истребителя может привести к сбоям алгоритмов наведения ракет противника, сам истребитель может пустить ракеты малой дальности с большой вероятностью поражения вражеского самолета», говорит эксперт.

F-35 полностью зависит от своей малозаметности и предпочитает не ввязываться в ближний воздушный бой («поножовщину» - knife fight), где он будет весьма уязвим от Су-35. Российский истребитель обладает большим арсеналом смертоносного , повышенной дальностью полета и, конечно, легендарной сверхманевренностью, которая стала визитной карточкой семейства Су-27.

Сергей Богдан напоминает, что в 1989 году Су-27 выполнил «кобру»: «Быстрое изменение скорости может привести к срыву сопровождения допплеровской РЛС управления оружием вражеского истребителя. Маневр еще более эффективен на Су-35С, потому что после этого маневра пилот может направить самолет в любом направлении».

Билл Свитман говорит, что тактическое преимущество выполнения «кобры» состоит в том, что любая ракета класса «воздух-воздух» имеет «интеллектуальный элемент», который предсказывает, где будет цель через некоторое время, но не в случае с «коброй». «Если самолет противника летит с непредсказуемой траекторией и способен ее менять неожиданно и очень резко, не теряя управляемости, то ракете будет очень трудно поразить его», говорит эксперт. Энергичные маневры, выполняемые истребителем, снижают дальность эффективного пуска ракет противника, считает Свитман.

Для уничтожения Су-35 истребитель F-35 должен подойти ближе, тем самым подвергая себя риску быть обнаруженным (мощный радар Су-35 вполне может это сделать, тем более этот самолет имеет в своем арсенале самые дальнобойные ракеты воздушного боя с дальностью 400 км разработки компании «Вымпел», что является мировым рекордом – какие ракеты имеются в виду, источник не уточняет – прим. «ВП»).

Эксперт также сообщает, что американская тактика воздушного боя сводится к трем принципам – «первым обнаружил, первым выстрелил, первым уничтожил». С появлением Су-35 эта тактика может быть пересмотрена. F-35, возможно, первым обнаружит Су-35, но для применения ракет он должен приблизиться, и в это время оба противника будут видеть друг друга. «В этом случае преимущество стелс значительно снижается», считает Свитман.

В ближнем бою Су-35С с его сверхъестественной способностью летать на минимальных скоростях и в то же время резко разгоняться до сверхзвуковых скоростей, превращается в охотника. Максимальная скорость самолета составляет 2,5М, дальность полета 3600 км, в конфигурации истребителя воздушного боя может нести 12 ракет средней дальности «Вымпел» (вероятно, имеются в виду УР Р-77 различных модификаций – прим. «ВП»). Истребитель F-35 может нести лишь «горстку» ракет, дальность полета составляет всего 2222 км, а его максимальная скорость 1,6М, кажется, говорит лишь о желании «поскорее погибнуть».

В самом деле, F-35 не предлагает «экстравагантных возможностей», в которых нуждаются большинство ВВС стран мира. И, наоборот, Су-35С предлагает эффективность наравне с истребителями пятого поколения. Еще страшнее для западных ВВС является то обстоятельство, что они уже сегодня видят уязвимость F-35, когда он еще не поступил на вооружение, а ведь где-то к 2020-му году появятся боевые стелс-истребители «Сухого» ПАК ФА. Осталось еще достаточно времени, чтобы пилоты многих западных истребителей сменили свою профессию на другую, более безопасную карьеру.

Одни говорят, в любом споре рождается истина. Другие это отрицают. В нашем случае эксперты и специалисты сошлись в критериях оценки самолёта, определив его основные характеристики-признаки.

Основными характеристиками самолётов пятого поколения являются:

Уменьшение заметности самолёта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах;

Высокая боевая эффективность при поражении воздушных, наземных и надводных целей;

Наличие круговой информационной системы, работающей как в пассивном, так и в активном режимах, которая совместно с комплексами БКО и РЭБ обеспечивает пилота информацией для принятия решений с частичной или полной автоматизацией процессов целеуказания, применения средств вооружения и обороны;

Полёт на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа, сверхманёвренность;

Автоматизация управления бортовыми информационными, в том числе и РЭБ, и исполнительными системами;

Самолёт должен быть оснащён автоматизированной системой управления на уровне решения тактических задач, имеющей экспертный режим «в помощь пилоту».

По этим характеристикам расставим все точки над «i», чтобы определить у какой из стран - США или России - самолёты 5-го поколения более всего соответствуют этим критериям.

Незаметность - чей «стелс» лучший?

Буквально на днях американское издание The National Interest опубликовало статью Stealth vs. Russia: U.S. F-22s and F-35s vs. Russia"s S-300 and S-400 (Who Wins?) экспертов Дэйва Маджумдара и Майка Кофмана, в которой они усомнились в том, что российские ЗРС С-300 и С-400 способны сбивать самолёты-невидимки F-22 и F-35.

«Россия испробовала ряд различных методов, чтобы победить технологии "стелс". Среди них - попытка создать тесную интегрированную сеть противовоздушной обороны с несколькими радарами, пытающимися смотреть на один и тот же самолёт с разных направлений, но насколько эффективными были эти усилия, остаётся открытым вопросом», таким субъективным выводом завершается эта статья.

В американской технологии «стелс» чётко прослеживается «русский след». Дело в том, что в основе этой технологии лежит алгоритм, представленный в монографии «Метод краевых волн в физической теории дифракции» инженера Петра Яковлевича Уфимцева, изданной небольшим тиражом в 1962 году.

Сутью этого алгоритма, который американцы переложили на программу для ЭВМ, является расчёт отражающих плоскостей объекта (самолёта) таким образом, чтобы они понижали его радиолокационную заметность. Первым ярким представителем этой технологии стал F-117 Nighthawk, которого за форму фюзеляжа и стоимость производства авиконструкторы называли Hopeless diamond («Безнадёжный бриллиант»), а в частях ВВС США дали более меткое прозвище - Wobblin Goblin («Хромой гоблин»).

«Гоблин» получился не только необычным на вид, но и сложно управляемым в пилотировании. В помощь пилоту на самолёте стояла система автоматического управления с четырёхкратным резервированием. Боевые качества F-117 на «отлично» показал только в фильмах Голливуда, а в реальности его хорошо видели сербские ПВО. Сбитый F-117 является главным экспонатом музея ВВС в Белграде.

Дальнейшее совершенствование технологии «стелс» привело к тому, что американцы разработали специальное покрытие, содержащее множество мелких отражающих элементов. С таким покрытием стали выпускать самолёты F-22 и F-35. Однако опыт боевых действий в Сирии показал, что этих «невидимок» хорошо обнаруживают как РЛС наших ЗРК, так и бортовые РЛС истребителей Су-30СМ и Су-35С. Так что утверждение о том, что несколько радаров с разных ракурсов «не увидят самолёт», в корне неверно и опасно для жизни американских пилотов.

У нашего Су-57 технология пониженной радиолокационной заметности строится на сочетании принципов радиолокационного отражения и поглощения. Облучая наш самолёт, РЛС противника не получают ответный сигнал в том объёме, который бы позволил определить Су-57 как цель. При этом заметность нашего самолёта не только фактически снижается до 30%, но и становится трудно определимой благодаря бортовому комплексу РЭБ. Таким образом, если его и увидят (скорее, догадаются), то только в тот момент, когда его ракетное вооружение уже начнёт поражать воздушные, надводные и наземные цели, а сам самолёт окажется вне зоны действия оружия противника.

Факты

В 2018 году два самолёта Су-57 были перебазированы на базу Хмеймим. Выполнив испытательные полёты в условиях близким к боевым, они вернулись в Россию. Весь мир узнал об этом позже, когда в Интернете появилась фотография, подтверждающая этот факт. Годом ранее российский Су-35С «отогнал» американский F-22 от наших Су-25, которые выполняли боевую задачу в провинции Дейр-эз-Зор. Так что чей «стелс» лучше, я думаю, понятно.

Форсаж и манёвр

Мировая тенденция развития боевой авиации формулируется следующим постулатом: «Истребители 3-го поколения обладают ограниченной манёвренностью, 4-го поколения - более высокой манёвренностью, а 5-го поколения - очень высокой манёвренностью». В США для этого был разработан специальный критерий оценки (критерий манёвренности, ССР), основанный на статистической зависимости вероятности победы истребителя в ближнем воздушном бою от основных показателей его манёвренности.

Сравнительная оценка возможности вести ближний бой по этому критерию выглядит так: для самолётов 4-го поколения его величина находится в пределах от 60-100 до 160-220, а для истребителей 5-го поколения значение ССР находится на уровне 250-310.

Самолёт Y/F-22, ставший потом F-22 Raptor, поначалу создавался под этот уровень ССР не менее 300. Однако американцы «загрубили» этот критерий до значения 180, посчитав, что воздушный бой будет проходить на средних дистанциях, а развитие ракет класса «воздух-воздух» с лихвой компенсирует снижение манёвренности. К тому же использование технологии «стелс» значительно повысит боевую эффективность самолёта. Кстати, показатель ССР у самолёта F-35 составляет всего 100-120.

Такая самонадеянность привела к тому, что помимо манёвренности урезали режим сверхзвуковой крейсерской скорости - и F-35, и F-22 разгоняются до сверхзвука только на форсаже. Причём форсаж у F-35 длится гораздо короче, чем у F-22.

Российский Су-57 обладает сверхманёвренностью (по критерию ССР, на уровне 310-320), которую он получил в наследие от Су-35С. При этом его бесфорсажная скорость равна 2 числам Маха, или свыше 2.100 км/час. Так что наш Су-57 не только «увидит» F-35 и F-22 раньше и применит ракеты, но и в случае ближнего боя перекрутит, т.е. быстро и эффективно зайдёт в их заднюю полусферу.

Видимость и всевидимость

В боевой обстановке пилоту истребителя жизненно важно знать всю окружающую воздушную обстановку для того, чтобы одновременно решать задачи атаки целей, а также обороны от атакующих самолётов и ракет. Наличие бортовой РЛС, комплексов БКО и РЭБ значительно упрощают выполнение этих задач.

На F-22 стоит только бортовая РЛС - AN/APG-77 с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). Вместо комплексов РЭБ и БКО самолёт получает тактические данные по командной линии Link16 JTIDS от наземных и воздушных комплексов разведки, которая для улучшения радиолокационной малозаметности работает только для приёма данных.

Истребитель F-35, в отличие от F-22, помимо бортовой РЛС AN/APG-81 получил электронно-оптическую систему целеуказания AN/AAQ-37, всенаправленную инфракрасную камеру высокого разрешения AAQ-40, станцию радиоэлектронных помех AN/ASQ-239 и нашлемную систему целеуказания и индикации HMDS. Такое оснащение, безусловно, делает F-35 более «вооружённым» по сравнению с F-22 Raptor. Однако бесконечные поломки в части электронного оборудования, о которых сообщают американские СМИ, эффективность такой «вооружённости» ставят под сомнение.

Как известно, у российского Су-57 на борту стоит несколько РЛС, которые позволяют нашему пилоту видеть окружающую обстановку в радиолокационной сфере вокруг самолёта.

Помимо этого для обнаружения воздушных целей в передней полусфере на самолёте стоит оптико-электронная локационная система. За оборону самолёта отвечают БКО (аналог БКО «Хибины-2») и аппаратура РЭБ, которые эффективно отражают атаки существующих перспективных зенитных ракет и управляемых ракет класса «воздух-воздух» (УРВВ)

Покажи своё ружьё

Теперь про вооружение. Истребитель F-22 Raptor вооружён пушкой М61А2 калибра 20 мм и комплектом УРВВ средней дальности и малой дальности. УРВВ средней дальности располагаются в центральном грузовом отсеке (четыре AIM-120 AMRAAM или шесть AIM-120C), а в двух боковых отсеках по одной УРВВ AIM-9M (AIM-9X). Помимо этого самолёт может нести и бомбы - восемь корректируемых бомб JDAM.

Вооружение F-35, несмотря на своё разнообразие, выглядит гораздо скромнее. Сохраняя режим малозаметности, самолёт может брать только то оружие, которое помещается в единственный грузовой отсек - четыре УРВВ AIM-120C (AIM-132 ASRAAM); две крылатые ракеты Storm Shadow или AGM-158 JASSM; четыре корректируемые бомбы JDAM или CBU-103, CBU-104 и CBU-105.

Наш Су-57 имеет два основных грузовых отсека и два дополнительных, в которых будет размещаться УРВВ малой и средней дальности (четыре УРВВ-МД и шесть УРВВ-СД), а также до восьми крылатых ракет (Х-38У и Х-58УШК) или корректируемых авиационных бомб КАБ-500.

Можно ещё долго рассуждать о других системах самолётов 5-го поколения - топливных системах, системах управления двигателями, двигателях, шасси и пр., но всё это системы обеспечения, которые лишь в немногом отличаются от аналогичных у самолётов 4-го поколения и не являются определяющими в боевой эффективности истребителя.

Поэтому все основные оценочные характеристики, определяющие самолёты 5-го поколения, я свёл в таблицу. Оценка дана по пятибалльной системе, а сумма баллов покажет, насколько каждый самолёт соответствует критериям 5-го поколения.

В качестве эпилога. В 2014 году австралийский аналитический центр «Air Power Australia» опубликовал многостраничный доклад по оценке самолётов 5-го поколения с итоговой таблицей по 14 критериям оценки. Итог оценки был обозначен баллами. F-22 Raptor получил плюс 2 балла, ПАК ФА (Су-57) - плюс 5, а новейший F-35 - оценку минус 8 баллов.

Смотрю там переключились уже на стандартный спор между Т-50 и F-35.

Предлагаю его продолжить в статье по теме …

На проходившем в феврале в Сингапуре авиасалоне Singapore Airshow 2016 представители компании Lockheed Martin произвели массированную атаку на российский истребитель пятого поколения Т-50 ПАК ФА ОКБ Сухого. Атака была информационной. Скорее, это был даже акт отчаяния, поскольку коммерческая ситуация с истребителями F-22 и F-35 весьма печальна. И прежде всего на внешнем рынке.

F-22 не в состоянии было приобрести ни одно здравомыслящее правительство мира из-за его фантастической дороговизны. Этот истребитель стоит 411 млн. долларов. На нем обжегся даже Пентагон. Для ВВС было заказано 400 самолетов. Однако вскоре закупочный контракт был сокращен до 187 машин. В связи с чем в 2011 году производство самолета было прекращено.

Ситуация с F-35 не менее странная.

Этот истребитель существенно дешевле - его средняя стоимость равна 120 млн. долларов. Однако, он все равно остается Пентагон, когда самолет готовился к первому полету, заказал 2800 истребителей. К настоящему моменту эта цифра уменьшилась до 2300. Некоторые страны-члены НАТО намереваются купить в общей сложности около 600 машин. При этом иностранных покупателей, что называется, подцепили на крючок. Они не могут отказаться от покупки этого истребителя, репутация которого год от года падает. Дело в том, что были вложены крупные деньги в разработку самолета, и теперь было бы глупо их потерять. Помните про


А отказаться от столь сомнительной покупки хотели бы многие, поскольку уже 5 лет, с момента начала опытной эксплуатации, самолет является полуфабрикатом. И неизвестно, когда он станет боевой машиной. Год назад прошли очередные испытания F-35. После чего в протоколе комиссии появилась такая запись: «В целом самолет продолжает оставаться незрелыми, а его эксплуатация в значительной степени опирается на постоянную поддержку подрядчика, что неприемлемо для ведения боевых действий. F-35 остается уязвимым к баллистическому и индуцированному метательному огню из всех видов боевых угроз, вызванных ракетными ударами. Сроки первых боевых вылетов, вероятно, будут перенесены на неопределенное время из-за проблем с программным обеспечением блока 2 В, который предназначен для управления высокоточным оружием AIM-120C, с последующим расширением до боеприпасов GBU-32/31 и GBU-12».

Как же так получилось?


Одномоторный одноместный самолет F-35 это жизненный пример старой поговорки, гласящей, что верблюд это лошадь, если так решила комиссия. Представьте себе летучий швейцарский армейский нож, которым можно пользоваться в воздушном бою, с которого можно сбрасывать бомбы и вести разведку. При точной настройке аппаратного обеспечения F-35A становится достаточно малозаметным, чтобы использовать его в ВВС. Способность совершать вертикальную посадку позволяет сажать машину F-35B на десантных кораблях морской пехоты. А конструкция F-35C, предназначенного для ВМС, позволяет использовать его в тяжелых операциях с борта авианосцев.


«Мы все яйца сложили в одну корзину F-35″, - сказал сенатор-республиканец от Техаса Джон Корнин (John Cornyn). Казалось бы, при таком подходе военные должны были отнестись к разработке этой машины весьма консервативно. Но на самом деле, Пентагон поступил как раз наоборот. Он решил построить три версии одного самолета по средней цене 160 миллионов долларов каждый (проблема №1); договорился, что самолеты должны быть многоцелевыми, способными выполнять разные задачи (проблема №2); а затем начал выпускать их, когда чертежи еще не были доработаны окончательно – за десять с лишним лет до завершения важнейших доводочных испытаний (проблема №3). Военные уже потратили 373 миллиона долларов на ремонт закупленных самолетов, а окончательная стоимость ремонта дефектных машин оценивается ближе к 8 миллиардам.


В 2002 году главный закупщик оружия для Пентагона Эдвард Олдридж (Edward Aldridge) заявил, что F-35 «задает новые стандарты научно-технического прогресса» и «переписывает книги по закупкам и по коммерческой практике». Его преемник в прошлом году выразил другое мнение. «Мои слова попадут в заголовки, если я скажу об этом, но я все равно скажу, - заявил Фрэнк Кендалл (Frank Kendall). – Начинать производство F-35 за несколько лет до первого испытательного полета было порочной практикой в сфере закупок. Делать это не следовало».

Пентагон и его союзники говорят, что потребность в F-35 была настолько велика, что самолет приходилось строить одновременно с его проектированием. (Прошло более десяти лет с начала проектирования, но чертежи машины меняются по 10 раз на дню, семь дней в неделю.) «Технологические преимущества американской боевой авиации составляют по времени менее пяти лет, - утверждает военный эксперт из Института американского предпринимательства (American Enterprise Institute) Том Доннелли (Tom Donnelly). – Для сохранения качественных и количественных преимуществ Соединенным Штатам уже сегодня нужно принимать на вооружение целый флот истребителей пятого поколения».


Родившийся в результате внебрачный ребенок оказался компромиссным, а не оптимальным вариантом для каждого вида вооруженных сил; но он был достаточно хорош для всех трех. Ни ВВС, ни ВМС не понравилась его похожая на обрубок конструкция. Маленький и широкий фюзеляж самолета F-35C заставил разместить тормозной гак близко к шасси (2 с небольшим метра, в то время как у F-18, на смену которому он придет, данное расстояние равно 5,5 метра). Из-за этого производить захват тормозного троса на палубе авианосца довольно сложно. Из-за небольшой дальности полета авианосцам, на которых эти машины базируются, придется подходить близко к берегам противника, чтобы F-35C мог выполнять свои задачи. Без дозаправки в воздухе при помощи громоздких самолетов-заправщиков F-35C может летать только с внешними топливными баками, а это сводит на нет его характеристики малозаметности, которые являются главным боевым достоинством данной машины.


Из-за включения в программу трех видов вооруженных сил ухудшилась гибкость управления, а налогоплательщика поставили в весьма затруднительное положение. У каждого вида были свои рычаги давления, поскольку каждый мог пригрозить выйти из программы. Поэтому проблемы стоимости отошли на задний план, и главным вопросом стали характеристики самолета.

К настоящему моменту ситуация не изменилась - сроки принятия на вооружение истребителя неопределенные. Разработчики постоянно что-то в самолете доделывают и переделывают.


Попытки Lockheed Martin привлечь иностранных покупателей, которым нельзя выкручивать руки при помощи натовских механизмов, успехом не увенчались. И фирмачи с завистью наблюдают, как ВВС Индии заключает контракт с ОКБ Сухого на совместную разработку экспортной модификации Т-50, которая называется FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft). Она будет выпускаться в Индии на совместном предприятии. Индия получит половину от произведенных истребителей - 125 единиц.


Вполне понятно, что в данной ситуации компания Lockheed Martin именно на международном салоне, собравшем заказчиков из разных стран, и произвела попытку принизить разработку ОКБ Сухого. При этом маневр был довольно грубым. Не вдаваясь в сопоставление характеристик, фирмачи заявили, что Т-50 отнести к пятому поколению истребителей нельзя. Мол, для попадания в «клуб пятого поколения» недостаточно одной лишь малозаметности, присущей Т-50. Вброс, рассчитанный на людей, не слишком компетентных. То есть F-35 - вот «эталон» пятого поколения (про F-22 американцы помалкивают, поскольку их все равно никто не купит ни при каких обстоятельствах).


При этом утверждается, что Т-50 мало чем отличается от Су-35, который является самолетом поколения 4++. И двигатель тот же самый, и радиоэлектронное оборудование похожее - не самое мощное.

В июле 2008 года было проведено моделирование воздушного боя с участием истребителя Су-35 против смешанного парка американских истребителей - F-22, F/A-18 Super Hornet и F-35, где последний был «избит дубинкой как ребенок». Моделирование было проведено на базе Хикам ВВС США на Гавайях, чему свидетелями были, по меньшей мере, четыре представителя ВВС и военной разведки Австралии. Депутат австралийского парламента Денис Дженсен (Dennis Jensen) со знанием дела заявил, что в ходе «строго засекреченного моделирования» F-35 был «беспощадно избит истребителем Су-35».


«Черный пиар» появился совсем не вовремя с точки зрения концерна Lockheed Martin – производителя самолета. В целом ряде стран уже принято решение о закупке этого самолета, а информация о том, что есть самолеты, которые и лучше, и дешевле, чем F-35, ставит под сомнение целесообразность таких сделок. В поддержке черной пиар-компании Lockheed Martin подозревает и концерн Boeing, который настойчиво предлагает иностранным покупателям свои истребители F/A-18E/F Super Hornet.


В итоге за честь F-35 вступился Пентагон. Начальник программы F-35 генерал-майор Чарльз Дэвис заявил, что в ходе учений решались задачи совершенно другой направленности неприминув, впрочем подметить подавляющее превосходство F-35 перед всеми существующими в мире моделями истребителей, а значит и перед русским Су-35.


Начнем с того, что Су-35 заслуживает прибавления к четверке еще пары плюсиков. У него отчетливо присутствуют некоторые признаки машины пятого поколения. То есть двигатель (общий с Т-50) обеспечивает сверхзвуковой полет в бесфорсажном режиме. Имеет он и электронное, а не механическое управление. Ели же сравнивать двигатели с точки зрения обеспечения сверхманевренности (это еще один критерий пятого поколения), то у F-35 и у F-22 вектор тяги отклоняется в одной плоскости, у Су-35 и Т-50 - в двух. И тут «американцы» отнести к пятому поколению нельзя. При этом следует учесть, что в 2017 году начнется выпуск нового двигателя для Т-50, который превосходит нынешний - АЛ-41Ф1, на 15−25%.


F-35 находится на границе требования по бесфорсажной скорости. В технических характеристиках она дозвуковая. И лишь президент Lockheed Martin на пресс-конференциях уверяет въедливых журналистов, что она равна 1,2 М. У Су-35 максимальная бесфорсажная скорость - 1,1 М, у Т-50 - 2,1 М, у F-22 - 1,8 М. Такая тихоходность «эталона пятого поколения» объясняется тем, что с целью создания универсального самолета и для ВВС, и для ВМС планер «располнел», у него получилось значительное лобовое сопротивление.


Если же сравнивать средства обнаружения целей и целенаведения, то, действительно, на Т-50 и на Су-36 установлена одна и та же оптико-локационная станция ОЛС-50М, работающая в видимом и инфракрасном диапазонах. Это наша последняя разработка в этой области. Она позволяет при выключенной в целях скрытности РЛС фиксировать цели, удаленные на 80 километров. Так что американские невидимки для ОЛС не столь уж и невидимы для камер с высоким разрешением. Такой станции на F-22 нет. На F-35 есть. Но, по мнению экспертов, и не только российских, в данной области техники Россия превосходит иностранных производителей.

Что же касается бортовой РЛС, то она на Т-50 своя, совсем новая. Это станция с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) Н036 «Белка». На двух «американцах» тоже примерно такая же, с АФАР. Но одна. На Т-50 их пять: фронтальная (Н036−01−1), две бокового обзора (Н036Б) и две, расположенные в законцовках крыла (Н036Л). То есть самолет способен «глядеть» во все стороны.


Вполне понятно, что Т-50 в обозримом будущем будет модернизироваться. И первым в очереди на усиление авионики стоит РЛС с РОФАР - радиооптической фазированной антенной решеткой. Ее, как и РЛС «Белка», разрабатывает концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). В начале 2018 года должен быть готов натурный образец РЛС. Ее серийный выпуск можно ожидать в начале 20-х годов.


Радиооптическая РЛС будет весить вдвое меньше, при этом разрешающая способность должна возрасти в десятки раз. То есть, радар сможет получать четкое изображение (объемное телевизионное, как утверждают в КРЭТ) объекта, удаленного на сотни километров. Более того, появится возможность сканирования внутреннего пространства самолета. Столь внушительный результат дает использование теоретических и практических наработок в области радиофотоники, которая началась всего лишь 35 лет назад с внедрения оптоэлектронных кабелей. Использование в радарах нового принципа с обработкой принимаемого сигнала методом когерентной оптики позволяет на порядки увеличить широкополосность РЛС. Это приведет к тому, что использование стелс-технологий станет абсолютно бессмысленным.


Еще одно достоинство, которое должно сделать самолет Т-50 в следующем году лучшим истребителем мира - вооружение. Российские оружейники специально для Т-50 создали 12 новых видов высокоточных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», которые перекрывают весь диапазон как по дальности нанесения удара, так и по скорости и маневренности воздушных целей. Среди них есть уникальные, самостоятельно обнаруживающие и захватывающие цели в процессе автономного полета.

Кликабельно 1200 рх, Превосходная фотография самолета Т-50-5, сделанная Артемом Аникеевым перед посадкой данной машины в Жуковском после перелета из Комсомольска-на-Амуре.

При примерно одинаковой боевой нагрузке у «американцев» наблюдается большой сдвиг в сторону ракет для воздушного боя. У F-22 используются лишь корректируемые бомбы для нанесения ударов по наземным целям. Однако в ближнем воздушном бою оба «американца» чувствуют себя не слишком уверенно. В результате теоретического моделирования было установлено, что вероятность успеха F-35 при таком боестолкновении даже с Су-35 составляет 0,28. И в значительной степени это было предопределено превосходством боеприпасов у российского истребителя.


И в заключение приведем чисто формальные исследования независимой австралийской аналитической организации Air Power Australia, которые демонстрируют, скажем так, большое лукавство представителей компании, выпускающей самые дорогие в мире истребители. Она провела «ревизию» соответствия рекламных проспектов реальному положению вещей для «американцев» F-22, F-35, «китайца» J-12 и «россиянина» Т-50. Вне конкурса в сравнении участвовал Су-35С. Принцип был простым. Существует 14 критериев принадлежности летательного аппарата к пятому поколению. Если самолет соответствует тому или иному критерию, то к его сумме приплюсовывалась единичка. В случае несоответствия - вычиталась.


Результаты оказались неожиданными для Lockheed Martin. Т-50 - плюс 8. F-22 и Су-35С - плюс 2. J-12 - 0. F-35 - минус 8.


Думается, что после такой объективной картинки, надо не выискивать недостатки в чужих самолетах, а свои доводить до ума. То есть до пятого поколения.

Вот последние новости по Т-50:

Истребитель Т-50 получит самую передовую и сверхтехнологичную информационно-управляющую систему уже в этом году. Предприятие «ОКБ Сухого» разработало для новейшего российского истребителя пятого поколения Т-50 новую информационно-управляющую систему.

Речь идет о принципиально новом вычислителе, который выполнен по принципу модульной авиационной электроники. Система начнет внедряться на Т-50 уже в этом года, а в следующем ее будут интегрировать в беспилотные летательные аппараты.

Ранее сообщалось, что комплекс бортового оборудования Т-50 будет построен информационно-управляющей системе с многократно-резервированными вычислителями и шинами передачи данных, которые контролируют и управляют всеми бортовыми системами и вооружением истребителя. Система обеспечивает интеллектуальную поддержку летчика при решении сложнейших задач боевого применения. По некоторым данным, подобная информационно-управляющая система уже использована компанией «Сухой» при разработке истребителя Су-35С.

Судя по всему, новая информационно-управляющая система будет устанавливаться на 20-тонный ударный беспилотник, над которым активно работают специалисты компании «Сухой». Известно, что эта машины хоть и не создается на одной базе с Т-50, но будет с ним унифицирована. При этом российские специалисты надеются на то, что эта перспективная система будет устанавливаться и на других летательных аппаратах.

автор Владимир Тучков ,





Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Сразу многие сетевые СМИ России опубликовали заметки о том, что "летные испытания нового российского истребителя Су-35 показали, что по своим техническим характеристикам самолет превосходит основные зарубежные аналоги, включая французский Rafale, Eurofighter Typhoon, а также американские F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon, F/A-18E/F Super Hornet и F-35 Lightning II."


Эти и им подобные заявления появлялись много-много раз, но, кроме скепсиса, мало что вызывают.
Начнем с того, что "сравнение" произведено некорректно. Су-35, являющийся модификацией семейства Су-27, является по российской классификации "тяжелым истребителем", а по классификации НАТО - "истребителем завоевания превосходства в воздухе". В этом классе истребителей есть F-22 Raptor и семейство истребителей F-15 Eagle. Все остальные, перечисленные истребители относятся по российской классификации к классу "легких" или "средних", а по НАТОвской - к классу истребителей-бомбардировщиков или "многофункциональных" истребителей. Если сравнивать Еврофайтеры, Рафали, F-16 Fighting Falcon и F/A-18E/F Super Hornet, то в российской номенклатуре ВВС они в классе семейства истребителей МиГ-29. А F-35 Lightning II вообще нельзя включать в этот список, поскольку он не только другого класса, но и другого поколения.

Кстати о спорах про то, что же такое это самое пресловутое "пятое поколение".
Понятно, что в зависимосто от типа истребителя, является ли он истребителем "завоевания превосходства" или истребителем-бомбардировщиком, к его тактико-техническим возможностям и тактике применения предъявляются различные требования. Не весом единым, как говорится.
Тактика применения истребителей завоевания превосходства 4-го поколения требовала подавляющего преимущества в воздушном бою на дальней и средней дистанции за счет лучшего БРЭО (Бортового Радиоэлектронного Оборудования) и ракетного вооружения, преимуществ в ближнем воздушном бою за счет лучшей маневренности, управляемости и пушечного вооружения. Кроме того, к истребителям 4-го поколения предъявлялись повышенные требования по выживаемости, то есть способности переносить серьёзные повреждения в ходе выполнения боевых вылетов.
По таким требованиям создавались в 70-х годах F-15 Eagle.



В 1982 году ВВС Армии Обороны Израиля первыми применили в воздушных боях эти самолеты и поразили весь мир их превосходством. В битве над долиной Бекаа израильские F-15 и F-16, за 3 дня, с 9 по 11 июня, они сбили 76 (по израильским данным) или 68 (по советским данным) сирийских МиГов и Сушек, без единой потери со своей стороны. Один израильский F-15 был поврежден, но вернулся на базу, был отремонтирован и возвращен в строй. Этот самолет получил ракету Р-60 прямо в сопло одного двигателя, но сработала заложенная выживаемость и машина смогла вернуться на свой аэродром.
Также известен случай, когда израильский F-15, в результате столкновения с истребителем Скайхок во время учений, потерял почти полностью правое крыло, но всё-таки смог вернуться на свою базу и совершить посадку. Невероятный самолет!
В то время, когда истребители 4-го поколения только начали "становиться на крыло", в США были достигнуты серьёзные успехи в области создания самолетов по технологиям Стелс - ровно за год до сражения над Бекаа, свой первый полет совершил F-117 Nighthawk. Когда военные теоретики убедились в преимуществах малозаметности, естественным образом родилась идея совместить высочайшие боевые возможности истребителей 4-го поколения с малозаметностью технологии Стелс. Так появилась концепция истребителя 5-го поколения. В мае 1981 года Пентагон обратился к авиастроительным компаниям с запросом по программе Advanced Tactical Fighter (ATF). Через пять лет, в 1986 году в финал конкурса вышли проекты Локхид Мартин YF-22 и Нортроп Груманн YF-23. Оба самолета сочетали развитые возможности F-15 с малозаметностью не хуже, чем у F-117.
Через 4 года, 27 августа 1990 года впервые взлетел Нортроповский YF-23, а месяц спустя и Локхидовский YF-22. Окончательную победу в конкурсе одержал проект Локхида и 7 сентября 1997 года первый летный экземпляр Раптора F-22 совершил свой первый полет.



8 лет испытаний и первые же "пробы" в учениях показали, что тактику применения придется срочно и полностью переосмысливать. Иннерция мышления военных теоретиков привела к "избыточным" возможностям, которым в новой тактике не находилось применения. К таким "избыточным" характеристикам пришлось отнести сверхманевренность.
Малозаметность истребителя завоевания превосходства в воздухе 5-го поколения позволяет ему не вступать в бой на ближних и средних дистанциях с истребителями противника, а появление ракетного вооружения всеракурсного применения вообще сделали маневренность малозначительным фактором. В тоже время, применение управляемого вектора тяги значительно усложнило и конструкцию самолета, и программное обеспечение бортовых компьютеров, плюс сделало самолет значительно дороже.

Тактика применения F-22 заключается в барражировании на очень большой высоте (18-22 км) и на сверхзвуковой скорости (крейсерский сверхзвук) вне радиуса обнаружения воздушными и наземными средствами обнаружения противника. Одновременно, благодаря очень мощному радару с АФАР, который очень трудно обнаружить пассивными средствами радиолокации, а также сетевым возможностям и мощному ракетному вооржению, F-22 способен гарантированно поражать истребители противника, не вступая с ними в боевое соприкосновение. Коротко этак концепция выражается фразой "первым увидел - первым сбил".
Сверхманевренность осталась "не у дел".

Ошибку с сверхманевренностью учли при проектировании второго истребителя 5-го поколения. На этот раз проектировали истребитель-бомбардировщик.
Понятно, что требования к самолету, который больше "заточен" работать против объектов противника на поверхности, чем сбивать истребители противника, должны быть совершенно другими, чем к "истребителю истребителей". Тактика применения иная, требуемые характеристики тоже иные.
Сверхманевренность заменили сферической информационной осведомленностью очень большого радиуса и всеракурсным ракетным вооружением. С этим вопросов не возникает. "Садиться на хвост" такому истребителю столь же смертельно опасно, как и иметь его на своём хвосте.
Но нужен ли этому истребителю крейсерский сверхзвук? Какая скорость ему требуется при выполнения основных задач - поддержки войск и уничтожения систем ПВО противника? Оказывается, что оптимальная скорость не превышает 800-900 км/час. Так его и построили, с крейсерской скоростью 850 км/час.



Назначение малозаметности у F-35 тоже другое. F-22 малозаметен, чтоб с бОльших дистанций сбивать истребители противника, оставаясь невидимым, а F-35 малозаметность, в основном, нужна, чтобы подходить незаметно к системам ПВО всех уровней и уничтожать их, оставаясь незамеченным. Естественно, что F-22 тоже может "работать" по объектам и войскам, а F-35 может успешно уничтожать истребители противника, но каждый из них лучше делает ту работу, для которой он предназначен изначально.Возвращаясь к концепции "истребитель 5-го поколения, снова отмечу, что глупо предъявлять к истребителям разного назначения одинаковые требования. Так крейсерский сверхзвук - это требование к "истребителю истребителей" и соответствует тактике его использования. В тоже самое время эта характеристика абсолютно не требуется для истребителя бомбардировщика 5-го поколения, а значит "требованием к 5-му поколению" являться не может. Сверхманевренность вообще перестала быть требованием к современным самолетам. Это дорого, очень сложно и в условиях применения сферической информационной осведомленности в сочетании с всеракурсными ракетами, не только "излишнее" качество, но и довольно вредное. Нельзя забывать о том, что эти самолеты ещё не беспилотные, а человек - не машина. Воздействие высочайших перегрузок при выполнении "сверх"-маневров резко снижают возможности пилота, если и не приводят к потери сознания и аварии (пример - F-22, разбившийся 25 марта 2009 года, когда опытнейший пилот-испытатель компании Локхид, полковник ВВС в отставке David Paul Cooley потерял сознание при выполнении маневра с перегрузкой свыше 9g на малой высоте).
Сверхманевренность очень зрелищна на всяческих "показах" для широкой публики, но профессионалы-истребители уже давно называют это "трюкачеством". Надо отметить, что в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века американцы тоже отдали дань сверхманевренности. Были разработаны устройства 3-осевого управления вектором тяги двигателей, которые устанавливались на экспериментальные истребители 4-го поколения F-15, F-16 и F/A-18, но они довольно быстро выяснили, что существенного прироста боевых возможностей это не дает, а вот сложность управления и компьютерные программы становятся запредельными.



Испытания F-15 ACTIVE (с управляемым вектором тяги и ПГО) ВВС завершили ещё в 1991 году, передав самолет НАСА для их исследовательских работ. Дальнейшего развития тема управляемого векторя тяги в США не получила. Вернемся к новейшему истребителю НПО Сухой Су-35, с которого я начал эту статью. Су-35 является модификацией истребителя Су-27 и его наследника Су-30МКИ, который поставляется для ВВС Индии. По сути, кроме некоторого эволюционного развития некоторых систем БРЭО и (обещанных) новых двигателей (двигатели Су-30МКИ с управляемым вектором тяги на поверку оказались безобразно плохими), эта машина ничем новым не отличается. Всё тоже направление на развитие характеристик маневренности, от которых Западная школа самолетостроения отказалась ещё 10-12 лет назад. Пару лет назад индусы принимали участие в учениях Красный Флаг, которые проводятся в США и прилетали на своих Су-30МКИ. Несмотря на бравурные рапорты индийской прессы, в интернет просочилась видеозапись разбора учений, который проводил инструктор-полковник ВВС США. Не знаю, сработает ли, но попробую поставить видео:

Американцы оказались сильно разочарованы этой Сушкой. Указывалось на отвратительное качество двигателей, крайне низкая надежность, очень слабые программы бортовых компьютеров, управляющих полетом. Очень быстро пилоты американских F-15 разработали тактические приемы, которые заставляли индийских пилотов маневрировать с использованием управления вектора тяги, что приводило к резкому снижению скорости и "просадкой" Су-30МКИ на хвост. В результате, в ходе учебных ближних боёв все Су-30 оказались условно сбиты, не нанеся урона условному противнику. Много хлопот доставили двигатели Сушек организаторам учений. Для взлета с одной ВПП Сушкам требовался интервал не менее 4 минут. В противном случае двигатели могли выйти из строя или мог возникнуть "помпаж". Ценой больших усилий американцам удалось добиться сокращение интервала взлетов до 2 минут, но и это неприемлимо, если в воздух должны подняться сотни машин. К концу 3 дня полетов ВСЕ двигатели вышли из строя и требовали замены, а транспорт с сменными движками опаздывал. Когда, наконец, двигатели прибыли, оказалось, что их замена займет несколько дней (на F-15 норматив времени работ по замене двигателя - 8 часов для бригады техников из 3 человек. Кстати, на F-22 этот норматив всего 4 часа и для 2 человек). Много нареканий вызвала гидравлика механизма уборки шасси - постоянные протечки, лужи, доливы жидкостей при обслуживании и т.д. В результате массовых поломок, индусы отказались от продолжения участия в учениях. Хочется думать, что на Су-35 в значительной степени смогли избавиться от этих болезней.

Далее, в российских СМИ пишут, что радар Су-35 может обнаружить цель на дистанции около 400 километров. При этом не говорят о том каковы характеристики этой "цели". Это, видимо, в рассчете на лохов из ура-патриотической публики. Во всем мире давным давно принято указывать дальность действия радара в отношении целей по группам ЭПР: менее 1 кв.м; 1-5 кв.м.; 5-10 кв.м. и более 10 кв.м. Иначе эти цифры бессмысленны. Так радар Раптора с АФАР - AN/APG-77 доказал свою способность обнаруживать, идентифицировать и сопровождать цель с ЭПР до 1 кв.м. на расстоянии до 150 морских миль (270 км). Этот радар готовятся модифицировать для увеличения дальнодействия по ЭПР менее 1 кв.м. до дистанции 250 морских миль (450 километров). Повторяю, это всё в отношении цели с ЭПР до 1 кв.м. Чтоб было понятней, ЭПР Су-30 в фронтальной проекции свыше 12 метров, а наиболее "вылизанный" из российских истребителей МиГ-35 имеет фронтальную ЭПР около 5 метров.
Соответственно, Рапотр, согласно официальным сообщениям Локхида и компании, проводившей тестирование по заказу Пентагона, имеет фронтальную ЭПР 0,0001 кв.м. - примерно ЭПР металлической бусинки. Удивляет, конечно товарисч Погосян, который "афтаритетно" заявил, что ЭПР Раптора 0,5 кв.м., хотя откуда он это взял - можно только догадываться. Скорее всего он так решил, посовещавшись с товарисчем Сурковым. Интересно, конечно, было бы узнать реальные, а не бумажные, данные радара, который ставится на Су-35 и интересно, какого типа этот радар. Если это не АФАР, то это уже будет не радар, а "радиомаяк сбей меня" - слишком велика мощность излучения, слишком легко его обнаружить пассивными сенсорами. Надеюсь, что это всё-таки давно обещанный АФАР-радар, хотя тот, что заявляли, имеет меньше 1000 трасмиттеров-приемников против 1800 у американского радара. Пока официально заявляли, что радар на Су-35 ставится уже известный Ирбис-Е (устанавливается на индийские Су-30МКИ. Ирбис - радар с пассифной фазированной решеткой (ПФАР), его характеристики известны более-менее точно, 350-400 км. дальнодействия он имеет по целям с ЭПР около 5 кв.м. С уменьшением ЭПР его дальность резко падает и цель с ЭПР менее 0,5 кв.м. он ни фига не видит дальше 30-40 км. при самых благоприятных условиях. F/A-18 Super Hornet с ЭПР около 0,25 кв.м он, возможно, засечет километрах на 90-100, но... не поздновато ли будет? Американцы ведь давно малозаметностью увлеклись... Даже старенькие В-1В имеют фронтальную ЭПР меньше 1 кв.м. Несколько месяцев назад как раз было интервью главкома ВВС, в котором он сетовал на "отставание" по БРЭО именно Су-35.

Заметьте, что американцы не стремятся сколько-нибудь улучшить маневренные характеристики своих истребителей. Нет - они снижают радиозаметность, они снижают тепловую заметность, они совершенствуют и так уже очень сильное БРЭО.
У нового Игла ЭПР резко снижена - по заявлениям изготовителя, фронтальная ЭПР примерно такая же, как у F-35 (-35 dB, 0.0015 кв.м.?). Вооружение упрятано во внутренние объёмы, на самолет ставится новейший радар с АФАР APG-82(V)1.

Cудя по всему, Су-35 должен бы был позиционироваться соперником именно этой машине, но, похоже, не потянет. Eagle увидит Сушку значительно раньше и шансов ей вряд ли оставит. Так по каким-же таким характеристикам новейший Су-35 кого-то там превзошел?

Если присмотреться к F-35, то становится понятно, что единый ударный истребитель не обладает маневренностью «Раптора» и даже F-16 или F/A-18. В случае воздушного боя превосходные навыки и опыт летчика F-35 станут единственным фактором, способным спасти его и машину от гибели. Дело в том, что F-35, будучи самолетом-невидимкой, имеет только внутреннее оружие и не может нести ракеты AIM-9X, действующие по принципу пропорциональной навигации. Если когда-нибудь эта ракета будет размещена в отсеке вооружения, то это будет сделано за счет ракеты AIM-120 AMRAAM, которую считают более подходящей для таких самолетов как F-35. Получается, что пилоту этого самолета надо избегать ближнего боя любой ценой.


Маловероятно, что командующий воздушными силами объединенной группировки войск поставит задачу по завоеванию превосходства в воздухе подразделению F-35, если у него будут другие варианты действий. Но поскольку F-22 Raptor в ВВС США очень мало, а парк F-15C сокращают, вполне возможно, что командующий авиацией объединенной группировки войск будет просто вынужден использовать F-35 для завоевания господства в воздухе. Тем не менее, главную угрозу американской авиации в большинстве регионов мира создают не вражеские самолеты, а комплексные системы противовоздушной обороны.

Единый ударный истребитель F-35 компании Lockheed Martin должен стать основой тактической истребительной авиации США, однако не всем странам мира по карману этот дорогой самолет пятого поколения.

Даже Россия и Китай вряд ли будут оснащать свои ВВС только истребителями пятого поколения. Скорее всего, в обозримом будущем основу их тактической авиации будут составлять различные варианты истребителя завоевания превосходства в воздухе Су-27. Самой эффективной модификацией Су-27 является Су-35, который намного совершеннее, имеет более современную авионику, двигатели и планер. В предстоящие годы Су-35 наверняка появится в арсеналах многих стран мира.

Контекст

Российский МиГ-35 готов к бою?

The National Interest 10.06.2016

F-35 у порога Путина

Washington Examiner 16.04.2017

F-35: игра в русскую рулетку

L"Opinione 01.04.2014
Чтобы противостоять распространению модификаций Су-27, ВВС США, корпусу морской пехоты и в меньшей степени ВМС придется сделать ставку на F-35, хотя он не предназначен для завоевания господства в воздухе. Он был и остается истребителем-бомбардировщиком, обладая хорошими возможностями для самообороны в воздухе, хотя Пентагон пытается превратить его в мастера на все руки.

Как поведет себя четверка F-35, если встретит в воздухе четверку Су-35? Скорее всего, американские летчики сменят курс и вызовут самолеты F-22 Raptor и F-15C, которые как раз и предназначены для завоевания превосходства в воздухе. А F-35 радостно полетят дальше — выполнять поставленные им задачи.

Но как учит нас история, очень часто на войне не приходится выбирать оптимальное решение. Если самолетам F-35 придется действовать самостоятельно, они могут выдержать даже в бою с Су-35 — но только если правильно разыграют свои карты. Летчикам F-35 придется по максимуму использовать такие преимущества этого самолета как малозаметность, бортовые и внешние приборы обнаружения, а также применять умную тактику, избегая при этом его слабых мест. Это значит, что им надо будет использовать малозаметность самолета и его датчики, чтобы нанести удар по авиации противника без визуального контакта с целью, а также не допускать сближения и воздушного боя в пределах видимости, поскольку в этих условиях F-35 весьма уязвим.

В отличие от F-22, который с самого начала создавался в полном смысле слова как убийца для воздушного боя, F-35 таковым не является. У «Раптора» планер с превосходными характеристиками малозаметности, большой потолок и сверхзвуковая крейсерская скорость, превышающая М=1,8. А F-35 даже на полном форсаже с трудом может развить скорость М=1,6. Далее, F-22 обладает отличной маневренностью, что позволяет ему успешно вести воздушный бой в пределах прямой видимости. Он превосходит другие самолеты по таким характеристикам как угловая скорость и радиус разворота, угол атаки и усиление тяги на всех высотах.

Если звено из четырех «Рапторов», летящее на сверхзвуковой скорости в разреженной атмосфере на высоте более 15 тысяч метров, может по сути дела выбирать, когда и где вступать в бой, то менее скоростные F-35 могут быть вынуждены реагировать на действия более совершенных самолетов противника, если не проявят осторожность.

Мультимедиа

F-35 против Су-35: атака «Молний»

Binkov"s Battlegrounds 22.02.2017
Более того, F-35 не хватает ни скорости, ни высоты, чтобы придать ракете AIM-120 такую же кинетическую энергию при пуске, какую ей придает «Раптор». Это значит, что у ракет F-35 меньше дальность полета. Кроме того, F-35 берет на борт меньше ракет класса «воздух-воздух», что создает серьезные проблемы, так как постановщики помех с цифровой радиочастотной памятью могут нарушить работу системы наведения AIM-120.

Если присмотреться к F-35, то становится понятно, что единый ударный истребитель не обладает маневренностью «Раптора» и даже F-16 или F/A-18. В случае воздушного боя превосходные навыки и опыт летчика F-35 станут единственным фактором, способным спасти его и машину от гибели. Дело в том, что F-35, будучи самолетом-невидимкой, имеет только внутреннее оружие и не может нести ракеты AIM-9X, действующие по принципу пропорциональной навигации. Если когда-нибудь эта ракета будет размещена в отсеке вооружения, то это будет сделано за счет ракеты AIM-120 AMRAAM, которую считают более подходящей для таких самолетов как F-35. Получается, что пилоту этого самолета надо избегать ближнего боя любой ценой.

Маловероятно, что командующий воздушными силами объединенной группировки войск поставит задачу по завоеванию превосходства в воздухе подразделению F-35, если у него будут другие варианты действий. Но поскольку F-22 Raptor в ВВС США очень мало, а парк F-15C сокращают, вполне возможно, что командующий авиацией объединенной группировки войск будет просто вынужден использовать F-35 для завоевания господства в воздухе. Тем не менее, главную угрозу американской авиации в большинстве регионов мира создают не вражеские самолеты, а комплексные системы противовоздушной обороны.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.



Справочники