Знаете ли вы, кто такой “пинспоттер”? Так раньше, в начале прошлого века, называли работавших на дорожке для боулинга мальчиков, которые ставили кегли и подавали шары. А кто такой “резчик льда”? Человек, который во времена, когда не было холодильников, заготавливал лёд. Как можно догадаться, этих профессий уже давно нет, как и многих других. И вообще, по прогнозам специалистов, к 2030 году перестанут существовать 57 профессий (в том числе – лектор, кондуктор, вахтёр, телефонист, почтальон и так далее), зато появится 186 новых. Так что сегодняшним школьникам делать выбор следует с прицелом на будущее.
Посудите сами: совсем недавно такие названия как проектировщик доступной среды, разработчик киберпротезов, архитектор “умного дома”, дистанционный координатор безопасности и тому подобное встречались разве что в фантастических романах. А сейчас этим занимаются тысячи людей по всему миру и их количество будет лишь увеличиваться. Специально для того, чтобы будущее стало ближе, создан “Атлас новых профессий” - альманах перспективных отраслей и профессий, актуальных на ближайшие 15-20 лет. Эта внушительная книга разработана Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления СКОЛКОВО по итогам уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030». Атлас можно найти на сайте http://atlas100.ru .
В современном мире любая профессия в течение короткого промежутка времени способна получить новое содержание и распасться на огромное количество совершенно разных специальностей, - говорит руководитель направления АСИ “Атлас новых профессий” Дмитрий Судаков . – Наука и техника развиваются настолько интенсивно, что вузам приходится идти на радикальные меры, менять не только содержание, но и сами подходы к высшему образовании. Система подготовки конкретного специалиста обречена хотя бы потому, что цикл обучения составляет 4-5 лет, а за этот срок в технологиях происходят кардинальные перемены и многие знания устаревают. Даже учебник много теряет за тот срок, пока его готовят в печать. Выход – необходимо в корне пересмотреть всю программу образования, начиная с детского сада, делая упор прежде всего на развитие мотивации, самостоятельности, ответственности.
Но главная проблема, считает Дмитрий Судаков, в том, что у нас утеряна крайне важная компетенция – думать о будущем, уметь и иметь смелость не просто поразмышлять, что будет лет через 10, 20, 30, но и начать делать что-то конкретное по реализации задуманного. “Атлас новых профессий” как раз даёт возможность ребятам почувствовать себя реальными строителями этого будущего, конструировать свою жизнь с прицелом на десятилетия вперёд. Если не делать этого, всем нам придётся жить в чужом будущем, которое создадут для себя другие люди. И не факт, что оно нам понравится. А вот чтобы избежать серьёзных противоречий, в каком направлении развиваться, нужно учиться договариваться, налаживать коммуникации, грамотно излагать свои мысли, быть не только настойчивым, но и терпеливым.
Безусловно, профориентационную работу необходимо проводить и в школе, и в семье, в этом должны быть заинтересованы все, - уверен председатель МАН “Интеллект будущего” Лев Ляшко . – Нужно рассказывать ребятам о профессиях, о вузах, где готовят по тем или иным специальностям, о вакансиях, зарплатах и так далее. Однако не менее важно донести до них и другую мысль – не надо бояться менять профессию! Более того, это тоже один из навыков будущего. Да, нужно уметь выбирать то, что тебе нравится, и стараться дойти в этом до совершенства. Но не должно быть так, что человек становится заложником когда-то давно сделанного выбора и десятилетиями тянуть воз, который ему уже давно в тягость. Надо научить детей гибко подстраиваться под реалии времени и стремиться к тому, чтобы работа приносила удовольствие.
Кстати, почти все мероприятия Малой академии наук как раз и помогают школьникам найти себя в той или иной сфере науки, культуры, искусства. И чем бы школьник ни занимался, какой бы теме ни была посвящена его работа, полученные навыки помогут ему в выборе жизненного пути и достижении поставленной цели. Среди “выпускников МАН” – огромное количество успешных учёных, бизнесменов, политиков, руководителей. Кстати, многие из них продолжили своё развитие в том направлении, которое они начали разрабатывать ещё в школе, выбрав тот или иной проект, исследовательскую работу.
Посмотрите на список творческих научных работ, с которыми ребята приехали на фестиваль: “Сравнение литературных произведений и экранизаций”, “Математика в футболе”, “Влияние звука на организм человека”, “Создание топливного элемента на основе карбида кремния”… Кто знает, может быть, кого-то из них ожидает Нобелевская премия?
Юные исследователи берутся за темы вполне взрослые, жизненные, напрямую связанные с тем, что происходит в нашем обществе: “Диссиденты советской эпохи и Российской действительности: принципы, сходства, различия”, “Сила воли как саморазвитие в подростковом периоде”, “Технология ведения информационной войны “Окно Овертона”, “Проблемы ювенальной юстиции”. Ребята не просто описывают то, что видят, но анализируют, ищут выход, предлагают свои решения. И нам, взрослым, надо уметь их слышать, помогать, поддерживать.
Кому сказать “спасибо”?
Все участники фестиваля независимо от возраста очень серьезно подходят к выбору будущей профессии и с удовольствием поделились с нами своими рассказами. Каждая из этих историй достойна внимания…
Виктор БЕРЕЗИН, ученик 10 класса Обдорской гимназии, Салехард, ЯНАО :
Я хочу стать специалистом в области юриспруденции. Раньше мечтал быть учителем, потому что мама работает в школе. А вот папа, сестра, муж сестры – юристы, поэтому решил к ним присоединиться. Тем более что мне интересны такие предметы как история, право, обществознание. На самом деле, в вопросе выбора профессии свою роль сыграли все понемногу – и семья, и школа, и сам я.
Софья СУПОГАЛИЕВА, ученица 10 класса медицинского лицея при СГМУ им. В.И.Разумовского, Саратов :
Мне нравится профессия врача, хочу стать гематологом. Об этом я мечтала с детства, сколько себя помню. Всегда было интересно, хотелось помогать людям избавляться от болезней. У меня дядя врач, у него очень много книг и журналов по медицине, я их тоже листала, читала. Правда, родители и дядя не слишком одобряют мой выбор, но мне самой всё равно хочется. Как только появилась возможность, в 9 классе поступила в медицинский лицей, мне очень нравится тут учиться. Дядя даже предложил мне поработать у него в роли санитарки, думал, что это отобьёт у меня охоту. Но – нет, наоборот! Конечно, есть теоретическая вероятность, что случится нечто из ряда вон выходящее, и я передумаю. Но тогда я стану химиком, эта профессия мне тоже нравится.
Или лингвистом, потому что люблю иностранные языки. Хотя, конечно, лучше бы и то, и другое, и третье охватить, а не выбирать одно из трёх.
Ольга ПАТРИНА, учитель математики школы №1, Кондрово, Калужская область :
Профориентационная работа у нас проходит в рамках спецкурса “Выбор профессии”, который стоит в расписании 9-х классов. С помощью специальных тестовых технологий мы выясняем склонности и направленности каждого ребёнка, а также его интересы и предпочтения. Служба занятости поставляет нам сведения о вакансиях и наиболее востребованных профессиях, и на основании всех этих данных мы рассказываем детям о том, кто сейчас нужен стране, где можно этому научиться, что для этого надо уметь, какие предметы изучать более глубоко, и так далее. Возможно, имеет смысл вводить этот курс не в 9-м классе, а раньше. С другой стороны, у нас ведь хорошо организована внеклассная деятельность, кружковая работа, а это тоже профориентация.
Александр МИХЕЕВ, ученик 5-го класса лицея №22 “Надежда Сибири”, Новосибирск :
Я хочу стать музыкантом. Или инженером. Я со второго класса занимаюсь робототехникой и с четырёх лет играю на пианино. Мне интересна и музыка, и техника. В детстве у меня была пластмассовая клавиатура на батарейках, и мама заметила, что я хорошо подбираю на слух мелодии. Поэтому она записала меня в музыкальную школу. А с роботами я познакомился в школе, когда нам показали фильм и разрешили поиграть в конструктор.
Илья ЮМАШЕВ, ученик 10-го класса Самарского лицея информационных технологий :
Пока не определился с выбором профессии, но уже точно знаю, что она будет связана с физикой. Мне нравится этот предмет, причём не в теоретическом, а именно практическом плане - что-то делать, производить, строить, рассчитывать какие-нибудь сложные конструкции. Наверное, стану инженером. Когда в школе начался курс физики, я понял, что это моё. Во многом за это надо сказать спасибо учителям. Но и родителям тоже, потому что папа у меня – инженер, он помог привить интерес к своему делу. Раньше думал пойти в химики. Но химиков требуется гораздо меньше, чем инженеров. А ведь нужно уже сейчас думать не только о том, куда поступать, но и о том, где найти работу.
Даниил ФЕДИН, ученик 5-го класса школы №1, Кондрово, Калужская область :
Ещё во втором классе я решил, что буду флеш-аниматором. Тогда на Новый год родители подарили мне графический планшет, и мне очень понравилось рисовать мультфильмы. А раньше хотел стать космонавтом. Может, потом родители ещё что-нибудь интересное подарят, из-за чего я захочу стать кем-нибудь другим, но пока нравится то, чем я занимаюсь уже три года, и не собираюсь от этого отказываться. В школе, в основном, никто ничего про профессии не говорит. Поэтому те мои одноклассники, которые решили стать программистами или дизайнерами, сделали свой выбор, благодаря родителям, а не учителям.
Алиса ГАБДРАХМАНОВА, ученица 8-го класса гимназии №91, Уфа, Республика Башкортостан :
Я хочу стать дизайнером одежды. Интерес к этому делу возник ещё в четвёртом классе, когда вдруг захотелось создать что-то своё, собственное. И с тех пор рисую,
придумываю новые фасоны, модели. Беру примеры с известных дизайнеров, модельеров. Нравится! Родители, учителя, одноклассники удивлены, им почему-то кажется странным мой выбор. Но они и не отговаривают меня, что тоже хорошо. В школе, если честно, нам никто ничего не говорит о профессиях. Разве только в рамках своего предмета. Почему-то учителя думают, что если они заставляют детей участвовать в олимпиадах по математике или физике, то мы обязательно станем математиками или физиками. А вот я бы охотно приняла участие в олимпиаде по дизайну. Но таких, насколько мне известно, пока просто нет.
Разговор на актуальную тему поддержали и взрослые участники форума.
Марина ЧИЖОВА, преподаватель биологии медицинского лицея при СГМУ им. В.И.Разумовского, Саратов :
Профиль нашего учреждения по умолчанию предполагает, что у нас учатся очень мотивированные дети. Однако это вовсе не значит, что все наши выпускники уходят в медвузы. Да это и не является нашей главной целью. Мы – общеобразовательное учреждение, поэтому стараемся растить всесторонне развитых школьников, а то, что они получают углублённые знания по некоторым предметам, помогает им уверенно сдавать экзамены в самые разные вузы – например, химические, биологические, сельскохозяйственные и так далее. Наша задача – помочь ребятам раскрыть свой потенциал, показать им перспективы роста, дать прочную базу, на которой потом они могут стоить всё, что угодно. Да, с одной стороны, поскольку лицей всё-таки относится к медицинскому университету, мы ориентируем детей на поступление именно туда. С другой, мы ни коим образом не принуждаем их, не ограничиваем в возможности выбора будущего жизненного пути. Мы просто учим их, а попутно на практике показываем, чем занимаются врачи разных специальностей. И там уже дело каждого, понравится это ему или нет.
Андрей МАКУШКИН, доцент кафедры физиологии Института атомной энергетики, Обнинск, Калужская область :
Профориентационную работу, я уверен, нужно начинать не в каком-то определённом классе, а в возрасте, когда он способен понять суть и смысл той или иной деятельности. Но начинать нужно не в школе, а в семье. Родители лучше всех знают своих детей, их склонности, интересы. А потому необходимо предоставить каждому ребёнку возможность попробовать себя в том или ином деле. И лучше всего это можно организовать с помощью кружков в школах или домах творчества. А какой-нибудь специальный курс, посвящённый профориентации, занятия, призванные ориентировать на тот или иной род занятий, имеет смысл вводить не раньше 9-10 класса. Да и то – с обязательной возможностью выбирать, строить нестандартные схемы, работать на стыке, чтобы не ограничивать ребёнка-гуманитария только гуманитарными предметами, но заинтересовать его другими науками.
Малая академия наук «Интеллект будущего» предоставляет школьникам уникальную возможность попробовать, испытать себя в самых разных областях знаний, и предлагает огромный выбор: более 100 конкурсов в проектах «Познание и творчество», «КИТ – креативность, интеллект, талант», «Эврикум», «Интеллект-экспресс» . На сайте http://future4you.ru вы найдёте список мероприятий и испытаний для школьников и учителей, посвящённых «Атласу новых профессий». Каждый желающий может написать эссе, провести увлекательную игру, принять участие в командном конкурсе «Классная олимпиада» или проверить свою сообразительность в проекте «IQ-champion». Как видите, создана целая сеть направлений для профориентации школьников и раскрытия их талантов.
Профессия космобиолога и еще несколько десятков удивительных специальностей, возможно, станут востребованными уже в следующем десятилетии. Вакансии ГМО-агрономов, метеоэнергетиков, дизайнеров умных пространств, кибердворников, экспертов по образу будущего ребенка и разработчиков семейной траектории развития вскоре могут появиться на рекрутинговых сайтах, потеснив привычных бухгалтеров и менеджеров.
Атлас 100 новых профессий и 30 профессий, которые уничтожит автоматизация, Московская школа управления "Сколково" планирует активно распространять с начала учебного года в вузах и в среде старшеклассников, чтобы наглядно показать грядущие изменения на рынке труда.
Как рассказали "Ведомости" , авторы этого труда считают, что многие популярные сейчас профессии не будут востребованы уже через 10 лет и структура рынка труда изменится. Один из авторов атласа, профессор практики МШУ "Сколково" Павел Лукша утверждает, что работодатели формируют запрос на новых специалистов, ориентируюсь на текущие потребности. Они сначала сталкиваются с дефицитом каких-либо специалистов, потом его ищут.
Атлас должен сориентировать на подготовку нужных специалистов ведущие вузы. Например, активно развивающаяся биотехнологическая отрасль, приводит пример Лукша, всего через 5-7 лет будет занимать иное положение на рынке - возникнет спрос на таких специалистов, которых сейчас еще нет.
В атласе подробно по 19 основным отраслям и технологическим направлениям (от медицины и биотехнологий до строительства и индустрии детских товаров) проанализированы ключевые изменения и новые технологии, которые и приведут к появлению новых профессий в интервале до и после 2020 года. В исследовании приняли участие около 2000 экспертов.
Профессии будущего и вымирающие профессии
Будут ли востребованы профессии, которые составители атласа отложили на "после 2020", - зависит от удачного технологического развития страны и мира (без мировых войн, глобальных катаклизмов, намеренного торможения развития технологий), утверждают эксперты.
"Для нашей экономики это скорее то, что мы хотели бы видеть. К сожалению, большинство наших предприятий очень далеки от технологической границы. И этот разрыв не сокращается, и нет никаких причин считать, что в следующие 10 лет мы его наверстаем, - считает Ирина Денисова, профессор РЭШ и ЦЭФИР. - В атласе за кадром остается ответ на вопрос, почему это в нашей технологически отсталой экономике вдруг через 20 лет появится значительный новый сектор".
Отдельная глава атласа посвящена 30 вымирающим профессиям. Авторы утверждают, что некоторые из них покинут рынок под натиском автоматизированных и роботизированных систем. Другая часть отомрет вместе с отраслью. К скорому отмиранию в "Сколкове" приговорили целлюлозно-бумажную промышленность, издательское дело, архивно-библиотечное дело и почтовую службу.
Уже до 2020 года, по прогнозам экспертов, с рынка труда исчезнут турагент, копирайтер, лектор, архивариус, швея, лифтер, машинист и почтальон. А после 2020 года в число ненужных попадут вахтеры, прорабы, шахтеры, журналисты, логисты, нотариусы, провизоры, юрисконсульты и даже инспекторы ДПС.
Одна из главных причин отмирания профессии - автоматизация и механизация процесса, но это не сокращает занятости, поясняет он. Люди переходят в другие специализации, требующие более тонкого труда, которых раньше просто не было.
Московская школа управления (МШУ) «Сколково» совместно с Агентством
стратегических инициатив подготовила атлас 100 новых
и 30 отмирающих
профессий. Согласно ему к 2020 году
отомрут такие профессии, как диагност, стенографист, турагент, швея, лифтер, почтальон и пр.
После 2020 года
не останется
журналистов, юрисконсультов, нотариусов, провизоров, аналитиков, банковских работников, логистов, лекторов. На смену
им придут сити-фермеры,
экоурбанисты, биотрансдукторы, тайм-брокеры,
ГМО-агрономы
и прочие
специалисты будущего.
Российская газета пообщалась на эту
тему сразу с двумя
членами НП «Эксперты Рынка Труда».
Атлас будут распространять в вузах
и школах,
чтобы наглядно показать, что больше не нужны
юристы и экономисты.
Однако не все
эксперты рынка труда согласны с таким
прогнозом. В частности,
Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «ЮНИТИ», сомневается в реалистичности
таких исследований: «Крайне сомнительно, что через 6–10 лет
не станет
почтальонов или швей, да и других
специалистов, перечисленных в атласе.
В краткосрочной
перспективе такие предположения выглядят как цитаты из фантастического
романа. Возможно, в далекой
перспективе эти прогнозы частично сбудутся, но вряд ли
на нашем
веку».
"Насколько серьезно стоит относиться к прогнозам,
что через пару пятилеток вдруг окажутся невостребованными таксисты, нотариусы, бухгалтеры, переводчики, туроператоры и авиадиспетчеры? -
вопрошает Руслана Беренд, руководитель направления Банки/Финансы холдинга «Империя Кадров» (корпоративный член НП «Эксперты Рынка Труда)
.-
И к тому,
что вдруг резко возрастет спрос на дизайнеров
виртуальных миров и инженеров-космодорожников?
Очевидно, что вероятность того, что в скором
времени функции по перевозке пассажиров, сведению балансов и оформлению
завещательных распоряжений и доверенностей
будут переложены на плечи
всемогущих машин, сильно преувеличена. Еще более
маловероятно, что в современном
мире с его
перманентными экономическими проблемами, техногенными катастрофами, политическими кризисами и локальными
военными конфликтами вдруг неожиданно окажутся востребованы специалисты в области
«корпоративной антропологии» и «тайм-брокерства».
По словам рекрутеров, сегодня в большей
степени наблюдается тенденция к возрастанию
спроса на многофункциональных
специалистов, обладающих квалификацией сразу в нескольких
профессиональных областях, например: юрист-экономист; фармацевт-маркетолог; нотариус-переводчик.
Однако один из авторов атласа, профессор практики МШУ «Сколково» Павел Лукша, не согласен с такой оценкой. «Наша работа выполнялась по методологии, которая подтверждена с ведущими международными экспертами в области прогнозирования потребностей на рынках труда, включая Международную организацию труда. Выводы базируются на анализе тенденций, которые развиваются в 19 основных отраслях экономики, в том числе на статистических данных, прогнозах развития и инвестиционных и научно-исследовательских планах ведущих государственных и частных компаний. Они были сформированы и многократно подтверждены в работе с ведущими отраслевыми специалистами по каждой из отраслей - с людьми, которые знают реальную практику этих отраслей и то, что в них планируется. В этом смысле ни одна из профессий не является фантазией для нас, все они были предложены отраслевыми экспертами в результате проведенных аналитических и стратегических сессий. Поскольку речь идет о новых профессиях, то они, разумеется, не будут походить на те профессии, которые есть на рынке сейчас. Это профессии, которые имеют дело с задачами, которых в настоящее время еще нет, которые только появляются. Многие из этих задач для неспециалистов выглядят фантастично, но они уже входят в отраслевую практику». Это подтверждает и Руслан Ларин , директор департамента управления персоналом ГК «Диарси», член НП «Эксперты Рынка Труда» : «Я обратил внимание на те профессии, что востребованы уже сегодня, и уверен, будут востребованы еще больше к 2020-му. Повышенный спрос, например, на кибербезопасников и прочих специалистов по обеспечению безопасности данных продиктован, безусловно, возрастающим количеством кибератак через Сеть. Персональный бренд-менеджер - это тема не только 2020 года, но и сегодняшнего дня. Не только известные персоны задумываются над формированием правильного имиджа на публичных площадках, сегодня это уже важно для каждого топ-менеджера или эксперта на рынке».
Оценивая состояние рынка труда, кадровые эксперты, как правило, ограничиваются анализом текущей ситуации и прогнозами на ближайшие годы. Между тем, интенсивный технологический рост и ужесточение социальной конкуренции вынуждает людей задумываться о значительно более долгосрочных перспективах своего благополучия и положения в обществе. Вероятность исчезновения отдельных профессий и даже целых отраслевых сегментов далеко не нулевая. Поэтому лучше заранее определиться с запасными вариантами, дополнительными специальностями и возможностями быстрой переквалификации. Облегчить такой выбор поможет «Атлас новых профессий», анонсированный Московской школой управления «Сколково» накануне нового учебного года.
Исследование разделено на два блока — собственно, профессии, которые будут массово востребованы в среднесрочной и долгосрочной перспективах, и профессии, у которых мало шансов на выживание. Под среднесрочной перспективой понимается период до 2020 года, а под долгосрочной — после 2020 года. Прогнозы сделаны без учета возможных военных конфликтов, природных катаклизмов и прочих факторов, способных затормозить или вообще остановить мировое технологическое развитие. Такого рода риски по-прежнему достаточно трудно предсказуемы и интегрируемы в анализ. Тем не менее, судя по материалам исследования, «сколковцы» все же учли ряд глобальных макроэкономических процессов и возможные векторы развития мировой экономики в целом.
Новые профессии
Определяя самые перспективные специальности, создатели Атласа изучили состояние дел в различных отраслях. Рассматривались и относительно новые сферы — такие, как биотехнологии, робототехника, космос, IT-сектор, социальное информационное пространство, экология, и те отрасли, которые будут существовать в любом случае, вне зависимости от того, как будет развиваться человечество дальше: медицина, топливно-энергетический комплекс, транспорт, финансовый сектор, образование, управление, строительство и пищевая промышленность. И принципиально новые отрасли, и уже устойчивые сферы деятельности довольно тесно взаимосвязаны, и их взаимодействие на уровне сегментов лишь усиливается. К примеру, такие обозначенные в Атласе футуристические специальности, связанные с биотехнологиями, как биотрансдуктор, архитектор живых систем, урбанист-эколог, биофармаколог, ГМО-агроном и сити-фермер, уже только своими названиями свидетельствуют о потенциальной востребованности в самых разных отраслях. И если, предположим, урбанисты-экологи будут проектировать «умные» экологичные и энергоэффективные города, то сити-фермер будет обустраивать на крышах высотных зданий небольшие «принебоскребные» хозяйства, в которых будет расти генно-модифицированная сельскохозяйственная продукция, посаженная ГМО-агрономом, в свою очередь, выведенная биотрансдуктором, заместившим небиотехнологические решения биотехнологиями, и спланированная архитектором живых систем. Наверняка пригодится в данном случае и биофармаколог, которые придумает новые не искусственно синтезированные, а биотехнологичные лекарства, в том числе, и от пищевых расстройств.Достаточно активно взаимодействует с новыми технологиями и медицина, развитию которой в значительной степени способствуют и биотехнологии, и IT-сектор. Благодаря биотехнологическим разработкам и совершенствованию генетики будет улучшаться транспланталогия и, следовательно, появятся такие специалисты, как генетический консультант или биоэтик, обеспечивающий нормативно-правовую и этическую рамки деятельности медицинских учреждений. Соответственно, для обслуживания медицинского оборудования, которое становится все более высокотехнологичным, потребуются такие профессии, как IT-медик, медицинский кибернетик, оператор медицинских роботов и IT-генетик.
В топливо-энергетическом комплексе определяющим трендом, в том числе и в подборе кадров, является минимизация вреда экологии, сбережение энергии и экономия ресурсов, а также максимально эффективное их использование. И согласно данным Атласа именно в этой связи в будущем все более будут востребованы специалисты по постановке задач инноваторам с учетом запросов рынка, по массовому внедрению и популяризации энергоэффективных решений, по локализации систем энергосбережения и микрогенерации энергии, а также энергодизайнеры, метеоэнергетики и энерготрейдеры. Распространения принципиально новых профессий следует ожидать и в сфере добычи полезных ископаемых. По мнению исследователей из «Сколково», такими профессиями станут системный горный инженер, эко-аналитик и инженер роботизированных систем, которые осуществляют мониторинг, разработку, добычу и переработку сырья.
В транспортной сфере кадровые инновации будут происходить практически во всех сегментах: ж/д, авто, водный транспорт, авиация. И большинство новых профессий так или иначе связаны с роботизацией транспорта: архитекторы интеллектуальных систем управления и интерфейсов беспилотных систем авиации, системные инженеры автоматизированных инфраструктур и операторы многочисленных робототехнических решений. В принципе, тренд роботизированности распространится и на такие отрасли, как космос и машиностроение.
Вектор кадровых инноваций в промышленном секторе вполне определен: нужно учиться новым инженерным профессиям. Но как будет развиваться, к примеру, финансовый сектор, где подготовка кадров идет изначально по иному пути, чем техническое образование?
По мнению «сколковцев», специалистам финансовой сферы придется не легко. Многие профессии будут падать в цене, терять свою «элитарность». Однако, ряд специальностей все же останутся востребованными и в процессе научно-технического прогресса. Так, например, всегда будет нужен профессиональный оценщик любого вида имущества: движимого и недвижимого, земли, пакетов акций и долей бизнеса, имущественных прав, нематериальных активов. Также будут востребованы специалисты пенсионного рынка, поскольку проблема с пенсионным обеспечением граждан усугубляется с каждым годом не только в России, но и во всем мире: население стареет, а число отчисляющих в пенсионные фонды молодых работников наоборот сокращается. Так что спрос на администраторов негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и разработчиков индивидуальных пенсионных планов будет расти даже после 2020 года. Очевидно будут востребованы и кадры, необходимые для работы с появляющимися альтернативными валютами (включая виртуальные валюты). Новыми профессиями в данном направлении станут мультивалютный переводчик и брокер виртуальных и альтернативных валют.
Безостановочное развитие социальных сетей также стимулирует появление принципиально новых профессий: персональный бренд-менеджер, социопереводчик веб- и медиа-контента, специалист по персональному сопровождению в сети, администратор виртуального пространства, кибер-дворник (уборщик информационного мусора), виртуальный разнорабочий. Так что беспокоиться гуманитариям особо не стоит — всегда найдется работа и для них.
Уходящая натура
Вторая часть Атласа посвящена профессиям, которых не будет в новой высокотехнологичной жизни. Списки профессий, признанных малоперспективными, приведены в следующих списках.Умирающие интеллектуальные (требующие специального образования) профессии на горизонте 2013 - 2030 гг.
Исчезнут до 2020 г.:
- Сметчик
- Диагност
- Стенографист-расшифровщик
- Копирайтер
- Турагент
- Лектор
- Библиотекарь
- Документовед/архивариус
- Испытатель
- Any-key специалист
- Юристконсульт
- Нотариус
- Провизор
- Аналитик
- Маклер/риэлтор
- Секретарь/ресепционист
- Муниципальный работник
- Логист
- Диспетчер
- Банковский работник
- Журналист
- Маркетолог
- Бурильщик
- Системный администратор
Исчезнут до 2020 г.:
- Билетер
- Парковщик
- Машинист ТС
- Оператор call-центра
- Лифтер
- Почтальон
- Высокопрофессиональный с/х работник
- Вахтер
- Шахтер
- Инспектор ДПС
- Горняк
- Фасовщик
- Варщик
- Прораб
Пока мы осваиваем профессии юристов, экономистов, слесарей и поваров Илон Маск грезит о полете на марс, 3D-принтеры начинают печатать человеческие органы, а Великобритания инвестирует миллионы фунтов стерлингов в подготовку ассистентов и помощников для роботов. Будьте готовы к тому, что в ближайшее время машины займут до 75% рабочих мест. Возможно, в России бум робототехники случится чуть позже, но он обязательно произойдет. Давайте поговорим про профессии будущего – новые и перспективные. Потому что задуматься о них стоит уже сейчас.
В каких сферах роботы не заменят человека
Робототехника развивается быстрее, чем полагали эксперты. В Японии машины уже не только выполняют рядовые операции на заводах, готовят и проводят домашнюю уборку – они отлично танцуют, играют в шахматы, а главное обучаются. Именно обучаемый искусственный интеллект становится главным конкурентом человека в борьбе за рабочее место. Зачем работодателю нанимать на работу оператора ЧПУ, если машине не нужно платить зарплату и нет никакой необходимости контролировать ее – роботы едва ли будут пытаться что-то украсть, едва ли будут халатными.
В рамках лекции о человеческом капитале после 4-й индустриальной революции Кристофер Писсаридес (лауреат Нобелевской премии по экономике) обозначил лишь 6 отраслей, в которых роботы не смогут полностью заменить человека. По крайней мере, в ближайшие 20-30 лет. Это:
- Медицина.
- Образование.
- Недвижимость.
- Домохозяйство.
- Гостеприимство.
- Персональные услуги.
С медициной, образованием и недвижимостью все понятно. Под домохозяйством понимаются не только бытовые хлопоты, но и планирование семейного бюджета, принятие решений при создании комфорта квартиры или дома, подбор оптимального места жительства и так далее. Под гостеприимством понимают гостиничный, ресторанный и туристический менеджмент, а также индустрию развлечений.
В число персональных входят, например, услуги психолога, няни, сиделки и других специалистов, которых роботы не могут заменить по практическим и этическим причинам. Сюда же можно отнести несколько сфер, которые отчасти тоже являются профессиями. Яркий пример – духовенство. Сложно представить робота в лице служителя церкви, разве что это будет отдельный новый культ, новая религия.
Также это сфера искусства – предположительно ценность человеческого труда здесь не пропадет и, напротив, продолжит расти.
Рейтинг ТОП-10 лучших онлайн школ | |
---|---|
Международная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR. |
|
Индивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач. |
|
Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы. |
|
Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка. |
|
Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики. |
|
Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения. |
|
Дистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России. |
|
Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров. |
|
Крупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен. |
|
Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки. |
Профессии будущего: ТОП-20 специальностей
Среди предположений футуристов много специальностей, которые могут показаться утопией или откровенным бредом. При прогнозировании особенно важно опираться на тенденции в науке. Если мы знаем, что робототехника и сфера IT стремительно развиваются, то должность адвоката по роботоэтике уже не выглядит такой нереальной. Обратим ваше внимание на перечень профессий, опубликованных американскими, европейскими и российскими исследователями.
Новые профессии будущего – ТОП-10 Microsoft и The Future Laboratory
- Дизайнер виртуальной реальности . Эксперты прогнозируют существенный рост рынка VR-устройств. В ближайшие 7-8 лет он должен превысить отметку в 45 миллиардов долларов. Миллионы людей будут проводить большую часть свободного времени в виртуальной реальности, которую и будут проектировать дизайнеры нового поколения. Они будут создавать виртуальные офисы для дистанционных переговоров, музеи, муниципальные учреждения и многое другое.
- Разработчики робоэтики . Или адвокаты по робоэтике. Они будут выступать посредниками между человеком и искусственным интеллектом. В задачи специалистов будет входить разработка этических норм, в соответствии с которыми роботы смогут существовать среди живых людей. Потребность в профессии обусловлена возможным появлением «плохих» машин, способных намеренно причинить вред людям.
- Виртуальные экскурсоводы и digital-комментаторы . Вы испытываете катарсис, когда соприкасаетесь с произведениями искусства в музеях, в картинных галереях? Эксперты полагают, что совсем скоро виртуальные экскурсии вытеснят до 80% реальных помещений культурных объектов. Здесь то и пригодятся digital-комментаторы и экскурсоводы, владеющие VR-технологиями.
- Биохакеры . По сути это любители, которые проводят собственные исследования в области молекулярной биологии, используя открытые данные научного сообщества. Предполагается, что в скором времени биохакеры выйдут на новый уровень и в режиме фриланса смогут помогать ученым в поиске способов лечения сложнейших заболеваний.
- Аналитики «Интернета вещей» . Бытовая техника и электроника все чаще оснащается собственным программным обеспечением, благодаря чему устройства могут обмениваться данными между собой. «Интернет вещей» (Internet Of Things, IoT) потребует модернизации уже через 5-8 лет: в развитых странах будут востребованы специалисты, способные анализировать данные и искать, скажем, новые методы интеграции бытовых приборов в единые системы для «умных домов».
- Космический гид . Ученые говорят о том, что к началу 2030-х годов космический туризм перестанет быть редкостью и станет вполне доступным для обеспеченных людей. В связи с этим станут востребованными гиды, которые будут сопровождать путешественников в полетах к звездам. И если на начальном этапе ими могут стать космонавты, то в дальнейшем специальность может появиться даже в рядовых ВУЗах.
- Куратор персональных данных . Нейроинтерфейсы, объединяющие человеческий мозг с компьютером станут максимально распространенными уже через 3-4 года. Мы сможем «записывать» воспоминания, планы и мысли, а также распространять их в социальных сетях – делиться с друзьями и даже незнакомыми пользователями. Задача куратора персональных данных – объединить сведения в общий информационный поток и адаптировать их.
- Специалист по восстановлению экосистем . Примерно к 2030-му году ресурсы планеты могут серьезно истощиться в связи с существенным ростом населения. Речь идет не только о невосполняемой нефти, но и о животных, растениях. В этой ситуации потребуются инженеры, которые займутся восстановлением окружающей среды. В частности, они смогут «возродить» вымершие виды животных и растений, используя ранее собранный генетический материал.
- Инженер по разработке устройств постоянного питания . В ближайшие 5-10 лет может быть завершен переход к устойчивой энергетике – на всей территории планеты начнут использовать энергию солнца и ветра в качестве основного источника питания. Единственная проблема – невозможность эксплуатации приборов в облачную и безветренную погоду. Потому разработчики устройств постоянного питания станут особенно востребованными.
- Боди-дизайнер . Биоинженерия должна совершить прорыв уже к середине 2020-х годов. В будущем человек сможет с легкостью менять ткани и даже органы. Возможности медицины и пластической хирургии помогут людям становиться такими, какими бы они хотели себя видеть. А боди-дизайнеры смогут воплотить желания конкретного человека в макеты, которыми хирурги будут руководствоваться в ходе работы.
Перспективные профессии будущего – ТОП-10 по версии «Сколково»
Этот список был представлен экспертами «Сколково» в виде атласа специальностей, которые будут востребованы в будущем. Среди них есть отличные варианты и для девушек, и для юношей.
Наиболее реалистичными профессиями были признаны:
- Сити-фермер . Он будет заниматься полезным озеленением мегаполисов. Вполне возможно, что в будущем большие города смогут самостоятельно обеспечивать себя овощами и фруктами – они будут выращиваться прямо на крышах и фасадах небоскребов.
- Молекулярный диетолог . «Диета Ларисы Долиной» может не помогать не только из-за антинаучного базиса, но и из-за индивидуальных особенностей вашего организма. В ближайшем будущем мы сможем худеть на молекулярном уровне – диетологи будут исследовать индивидуальность нашего строения в мельчайших подробностях и смогут составлять уникальные программы для похудения, набора или удержания веса.
- Онлайн-доктор . Ряд законов об онлайн-консультациях уже принят, потому профессия не кажется футуристической, и тем более утопической. Уже через 4-5 лет онлайн-доктор сможет заменить большинство врачей, практикующих классический очный прием пациентов.
- Менеджер по космическому туризму . Если американские исследователи отмечают космических гидов, то «Сколково» делает акцент на специалистах, которые будут организовывать полеты к звездам. Менеджеры в этой отрасли, согласно прогнозам, станут востребованными уже через 15-20 лет.
- Цифровой лингвист . Задача специалиста – адаптировать язык машин для человека, сделать его более понятным и «живым». Цифровые лингвисты будут работать с онлайн-переводчиками, поисковыми системами и другими роботизированными устройствами, которые «говорят» с человеком.
- Реконструкторы . Большинство знаковых зданий, памятников истории и архитектуры, совсем скоро станут аварийными. Задача специалистов по перестройке этих объектов создать проект, в соответствии с которым здание перестанет представлять опасность и при этом сохранит ценность памятника.
- Проектировщик 3D-печати . Эта профессия станет особенно востребованной в строительстве, где 3D-технологии широко применяются уже сегодня. И если сейчас печатают лишь отдельные элементы и стройматериалы, то в будущем с помощью специальных принтеров можно будет создавать полноценные здания.
- Разработчик домашних роботов . Специальность существует уже сегодня и в будущем продолжит набирать популярность. Эксперты полагают, что к 2030-му году человек сможет полностью избавиться от хлопот по дому, передав всю бытовую работу машинам.
- Проектировщик финансовой траектории . Он поможет вам не совершать ошибок при построении карьеры, разработав индивидуальный план достижения успехов. По сути это эксперт, который сможет составить алгоритм движения по карьерной лестнице для каждого человека.
- Тренер по майнд-фитнесу . Будут столь же харизматичными, как ведущие современных бесполезных тренингов, и одновременно помогут вам приблизиться к совершенству в интеллектуальном плане. Вы сможете овладеть скорочтением, развить феноменальную память и так далее.
Куда поступать, чтобы оставаться в тренде
Не место красит человека. Поступать можно куда угодно, главное – следить за новшествами, научными открытиями и разработками в своей отрасли. Не так важно, будете вы учиться на биолога, хирурга, программиста или психолога – ключевым требованиям становится следование современным профессиональным тенденциям. При этом настоятельно рекомендовано высшее образование. Даже если вы не будете работать по специальности, интеллектуальное развитие в ВУЗе обычно более мощное, чем в техникуме или колледже.
С точки зрения специальностей будущего наиболее востребованными отраслями являются:
- Биология.
- Робототехника.
- Химия.
- Менеджмент.
В тренде остаются и инженерные специальности. Не менее востребованными будут проектировщики и архитекторы. Однако на первый план выходят профессии, связанные с умственным трудом. Тяжелую физическую работу на себя примут машины. Исключением может стать только спорт, но и он под вопросом – соревнования среди роботов уже пользуются колоссальной популярностью.
Справочники