И среднего предпринимательства в российской. Не хочу работать на дядю — малый и средний бизнес в России

Индивидуальное предпринимательство и его основы — с чего начать свое дело, можно ли рассчитывать на поддержку государства, чем отличаются малый и средний бизнес, есть ли особенности его ведения в России? Что такое кредитование малого и среднего бизнеса, а так же несколько бизнес-идей от IQReview.

«Малый и средний бизнес» - в последнее время это словосочетание у всех на слуху. Его развитие важно в любой стране – это способствует созданию рабочих мест, стимулирует здоровую конкуренцию, оснащает рынок необходимыми товарами. Что же это такое, и чем малый и средний бизнес отличаются друг от друга?

Малый бизнес - это предпринимательство, основывающееся на деятельности небольших предприятий, фирм, которые не входят в какие-либо объединения. Их деятельность регулируется Федеральным законом о малом и среднем предпринимательстве, принятым 24 июля 2007 года. Законодательство определяет малый бизнес как предприятие, численность которого составляет от 16 до 100 сотрудников, прибыль от его деятельности не превышает 400 миллионов рублей. Фирмы, в которых трудятся максимум 15 человек, признаются микропредприятиями, и их доход не должен быть выше 60 миллионов рублей.

Средний бизнес уже предполагает, что число сотрудников будет больше – от 101 до 250 человек, а годовая выручка составляет около 100 миллионов рублей.

Сравнение российского малого и среднего бизнеса с зарубежным

Если привести в сравнение данные России, Европы и США, то станет очевидным, что у нас количество малых предприятий намного меньше, чем за кордоном. Например, в Европе налоговые сборы малых предприятий пополняют государственную казну почти на 50%.

Несмотря на положительную динамику роста количества малых предприятий в России, их показатели все равно отстают от зарубежных. Приведем цифры: в нашей стране на тысячу человек приходится приблизительно 12 предприятий, в европейских государствах – от 37 до 70. Сравнение по числу работников тоже не в нашу пользу – 22% против 70%. Что касается ВВП, то и здесь показатели неутешительны: 18% в России и почти 70% на Западе.

Основным отличием развития отечественного бизнеса от западных экономически более развитых стран является то, что он в основном сосредоточен на сфере обслуживания, а число предприятий, занятых в перерабатывающей промышленности или добыче полезных ископаемых, ничтожно мало.

За столь значительную разницу между количеством малых и средних предприятий ответственны многие факторы. Успех малого и среднего бизнеса на Западе обусловлен в первую очередь поддержкой государства – многочисленные программы, регулирующие налогообложение, системы льготного кредитования и прочие поощрения стимулируют развитие предпринимательства.

Проблемы малого и среднего бизнеса

Отечественный бизнес, несмотря на постоянные попытки государства помочь в его развитии, все же сталкивается с огромным количеством проблем – в первую очередь это несовершенство налоговой системы, вмешательство криминальных структур, контролирующих доходы, давление со стороны правительства.

Выходом из ситуации может быть только принятие специальных программ лояльности со стороны правительства.

Кредитование малого и среднего бизнеса

Начать свое дело невозможно без вложений, стартового капитала. А если «финансы поют романсы», единственным вариантом остается либо найти инвесторов, либо взять в банке кредит на развитие своего бизнеса.

Самый простой и бюджетный вариант – обратиться за финансовой помощью к знакомым. Если очень повезет, то, возможно, вы получите необходимую сумму без залога, проверок и без процентов. Но если такой возможности нет, остается коммерческое финансирование.

Деньги на создание бизнеса

Еще один путь – обратиться к будущим «коллегам по цеху», нынешним крупным предпринимателям. Возможно, кого-нибудь из них заинтересует ваш грамотно составленный бизнес-план. Единственное «НО» - вашей платой за такую помощь будет доля в предприятии, причем довольно существенная.

Ну и последний вариант – зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и сотрудничать с банком, который выдает кредиты среднему и малому бизнесу.

На сегодняшний день у многих банков есть программы поддержки индивидуального предпринимательства.

В Сбербанке, например, можно получить все необходимые консультации, а на специальном портале информационных ресурсов для частных предпринимателей, который был создан при поддержке АО «Корпорация МСП», с помощью бизнес-навигатора рассчитать все расходы, составить бизнес-план, найти помещение, выяснить, можно ли рассчитывать на государственную поддержку.

Некоторые виды предпринимательской деятельности могут рассчитывать на получение субсидий для приобретения основных средств от государства в размере, не превышающем 500 тысяч рублей. Для этого придется вложить не менее половины собственных денег, осуществить государственную регистрацию. Предприятие не должно специализироваться на торговле – ни на оптовой, ни на розничной.

Сейчас в некоторых регионах России производится финансирование так называемых бизнес-инкубаторов. Эти программы дают неплохой шанс сэкономить, например, на плате за аренду, что является хорошим подспорьем – в крупных городах и в столице за нее приходится отдавать более половины выручки предприятия. При получении такой государственной льготы начинающий предприниматель сможет сохранить дополнительные средства для погашения кредита.

Планирование и организация среднего и малого бизнеса

Стратегическое планирование своего бизнеса является одной из главных функций его управления, которая представляет собой четкое обозначение основных целей организации и путей их решения. Это основа, которая помогает принимать все управленческие решения, так как она является своеобразной «моделью будущего» компании, определяет перспективы ее развития на всеобъемлющем конкурентном рынке.


Стратегическое планирование — важный этап создания бизнеса

В нашей стране подобная тактика стратегического планирования среднего и малого бизнеса еще не слишком распространена, но рыночные отношения развиваются, конкуренция усиливается, и это все больше добавляет ей актуальности. Методы, которые использовались раньше, уже устарели и работают из рук вон плохо. Это заставляет владельцев бизнеса нервничать, сетовать, что всему виной плохой менеджмент, форс-мажорные ситуации, плохой уровень подготовки специалистов. Но на самом деле проблема заключается чаще всего в том, что предприниматель просто не видит стратегии перспективного развития своего дела на ближайшее время и уж тем более его долгосрочных перспектив. Для этого нужно все просчитать – тактику конкурентов, потребности и спрос потребителя, возможные рыночные изменения.

На развитие малого и среднего бизнеса может повлиять множество совершенно непредсказуемых факторов, и не придавать им значения и должного внимания значит заведомо загонять себя в безвыходное положение. Поэтому ключевая задача – это планирование и выработка тактики, стратегии поведения на рынке, с учетом всех обстоятельств – и внутренних, и внешних.

Прогнозирование в малом и среднем бизнесе и его особенности

В отличие от крупного бизнеса, в котором все планы и стратегические разработки ведут представители высшего руководства, и группа проекта может состоять от двадцати до ста человек, а их проектные документы насчитывают сотню-другую страниц, в малом и среднем это явление, скорее, можно назвать программой развития предприятия на определенный период времени. В большинстве своем такой план даже не переносится на бумагу, и является исключительно плодом воображения частного предпринимателя и его личного мнения относительно «живучести» бизнеса на ближайшие пару лет. Но и такой план включает в себя вполне себе определенные задачи, связанные с конкретным временным промежутком, основанные на анализе, понимании рынка, «чутье» на собственный бизнес, изучении его сильных и слабых сторон, возможности противостояния конкурентам, определении перспективы в данной отрасли.

Аналитика помогает провести небольшой аудит нынешнего положения компании, расставить ключевые приоритеты ее деятельности. Эти приоритеты представляются как задачи – точные, согласованные между собой, с четкими сроками исполнениями и с указанием ресурсов. Качество формулирования таких задач оказывает большое влияние на успешность их исполнения, поэтому хорошей помощью для собственника бизнеса могли бы стать простые и действенные инструменты, например, выставление определенных целей по системе SMART.

Что очень важно помнить на начальном этапе развития своего бизнеса

Первое, что нужно «зарубить себе на носу» - необходимо постоянно контролировать исполнение всех задач. Здесь ошибок не прощают, ведь малейшая неточность может сгубить ваш бизнес на корню. Хорошим решением будет расставление точек контроля на минимальных промежутках друг от друга. Фактически в самом начале формирования предприятия малого и среднего бизнеса его управление унитарное – все контролируется директором компании и его помощниками, они вносят необходимые корректировки и так далее. Но хорошим решением было бы обратиться за помощью к временному, наемному персоналу – обычно их квалификация выше, что является несомненным плюсом.

Как правильно ставить цели?

В самом начале этапа реализации некоторые предприниматели сталкиваются с тем, что либо хромает качество исполнения, либо его вообще нет. В 90% случаев это связано даже не с квалификацией или мотивацией ее исполнителя, а с нечетким и туманным планированием, когда цель четко не зафиксирована, ни к чему не привязана, не определена по времени. Просто для сравнения: «нашей целью является увеличение объема продаж продукции» и «основной нашей целью мы считаем увеличение объема продаж на 30% к январю 2018 года» с четким определением исполнителей, ресурсов и так далее. Шансы у последнего варианта быть выполненным намного выше, так как он более точен и совпадает с критериями успеха, изложенными выше.

Основные тезисы стратегического планирования

Владельцу бизнеса важно понимать, что для его успешного ведения недостаточно простого мысленного представления развития событий – их необходимо изложить документально.

При наличии таких четко сформулированных задач, которые разбиты на этапы, можно отслеживать этапы развития компании, проводить успешную синхронизацию всего персонала, исключить возможное недопонимание, а также свести к минимуму риск возникновения «узких мест».


Этапы стратегического планирования

Стратегический план помогает выставить главные ориентиры в развитии компании, позволяет трезво и объективно оценивать ее внутренние ресурсы, возможности развития на рынке. Разумеется, его наличие не может гарантировать стопроцентного успеха вашего предприятия, ведь никто не застрахован от ошибок, форс-мажорных обстоятельств и прочих факторов. Но такое визуализированное планирование целей, их описание, отслеживание позволяет создать наиболее благоприятные условия для расширения влияния компании, ее роста, внутреннего эффективного распределения ресурсов и прочного укрепления на рынке.

Идеи для малого и среднего бизнеса без крупных первоначальных вложений

В первую очередь вам необходимо четко определиться с местом нахождения вашей «золотой жилы» - согласитесь, вряд ли бизнес по продаже антикварных картин и ювелирных изделий будет иметь успех в провинции. Самыми востребованными объектами малого и среднего бизнеса среди потенциальных клиентов могут стать предприятия сферы услуг и мелкой торговли. К этой сфере можно отнести, к примеру, выездную компьютерную диагностику автомобилей, клининговую компанию, мини-пекарню или магазинчик продовольственных товаров. Отличным решением было бы стать обладателем платежного терминала, который позволяет оплачивать коммунальные услуги, штрафы, телефонные счета – точно не прогадаете, ведь это то, что люди делать будут всегда.

Подведем итог. При наличии двух составляющих – большого желания и пусть даже небольшого начального капитала – можно организовать отличный бизнес-план, который откроет вам ворота в вашу будущую грандиозную предпринимательскую деятельность!

Малый и средний бизнес в России: системы кредитования, гарантий и поручительств (видео)

6 января 2019 , О поддержке центров молодёжного инновационного творчества Предоставленные Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере субсидии разрешается направлять на поддержку проектов по вовлечению молодёжи в инновационную деятельность, реализуемых центрами молодёжного инновационного творчества.

4 января 2019 , О включении микропредприятий в систему страхования вкладов в российских банках С 1 января 2019 года система страхования вкладов физических лиц в российских банках распространяется на малые и микропредприятия. Максимальный размер страхового возмещения будет аналогичен размеру возмещения для физических лиц и индивидуальных предпринимателей – 1,4 млн рублей.

31 декабря 2018 , Социальные инновации. Некоммерческие организации. Добровольчество и волонтёрство. Благотворительность О внесении в Госдуму законопроекта о правовом регулировании отношений в сфере социального предпринимательства Законопроектом предлагается выделить социальное предпринимательство в отдельную область деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Законодательно закрепляется понятие «социальное предприятие». Определяются критерии отнесения субъектов МСП к социальным предприятиям, специальные формы и виды поддержки социальных предприятий. Принятие законопроекта позволит оказывать адресную государственную поддержку социальным предприятиям.

28 декабря 2018 , Деловая среда. Развитие конкуренции Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об установлении единого порядка пролонгации договоров аренды государственного и муниципального имущества без проведения торгов Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №572-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 13 октября 2018 года №2200-р. Федеральным законом устанавливается, что договор аренды на новый срок с надлежащим образом исполнившим свои обязанности арендатором будет перезаключаться без проведения конкурса, аукциона, если другое не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством, при одновременном соблюдении установленных условий.

28 декабря 2018 , Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о совершенствовании государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №537-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 22 января 2018 года №54-р. Федеральным законом устанавливается, что ежегодный обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчётности региональной гарантийной организации может проводиться индивидуальным аудитором, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством обязательный аудит проводится только аудиторской организацией.

25 декабря 2018 , Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон, направленный на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам Федеральный закон от 25 декабря 2018 года №487-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 26 ноября 2018 года №2586-р. Федеральным законом устанавливается, что для исполнения АО «Корпорация МСП» обязательств по независимым гарантиям, выдаваемым в целях обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства, ей будет предоставляться государственная поддержка за счёт средств федерального бюджета в порядке, формах и размерах, которые определяются бюджетным законодательством.

24 декабря 2018 , Малое и среднее предпринимательство Доклад Максима Орешкина на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам О национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство».

5 декабря 2018 , Малое и среднее предпринимательство О внесении в Госдуму законопроекта о совершенствовании правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли Распоряжение от 4 декабря 2018 года №2677-р. Цель законопроекта – установление общих принципов и правил регулирования нестационарной торговли, создание благоприятных условий для торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов. Законопроектом, в частности, предлагается закрепить в законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов, установить возможность ведения торговой деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в местах, признанных общедоступными для размещения торговых объектов. Принятие законопроекта будет способствовать развитию предпринимательства в сфере торговли, обеспечению дополнительных каналов сбыта продукции малых и средних товаропроизводителей, в том числе производителей сельхозпродукции, и обеспечению населения услугами торговли шаговой доступности.

3 декабря 2018 , Общие вопросы реализации национальных проектов В повестке: о национальных проектах «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт».

27 ноября 2018 , Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам Распоряжение от 26 ноября 2018 года №2586-р. В целях реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» законопроектом предлагается законодательно закрепить возможность предоставления АО «Корпорация МСП» государственной поддержки за счёт федерального бюджета на финансирование исполнения обязательств по гарантиям, предоставленным субъектам МСП в 2019–2024 годах, для увеличения объёмов гарантийной поддержки в рамках расширения объёмов кредитования субъектов МСП.

27 ноября 2018 , Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал федеральные законы о проведении в ряде субъектов Федерации эксперимента по упрощённой уплате налога на профессиональный доход для самозанятых граждан Федеральные законы от 27 ноября 2018 года №422-ФЗ, 423-ФЗ, 425-ФЗ. Федеральными законами предусмотрено проведение в Москве, Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

26 ноября 2018 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Об утверждении плана развития системы поставщиков Распоряжение от 21 ноября 2018 года №2549-р. Утверждён план по развитию системы поставщиков, обеспечивающий расширение масштабов субконтрактации, в том числе в рамках деятельности крупнейших компаний с государственным участием и центров субконтрактации. Цель принятых решений – обеспечивать выполнение международных обязательств по формированию российского сегмента сети промышленной кооперации и субконтрактации, стимулировать развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве потенциальных поставщиков, исполнителей, подрядчиков.

23 октября 2018 , Малое и среднее предпринимательство Основная цель форума – обсуждение и популяризация механизмов реализации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы.

18 октября 2018 , Малое и среднее предпринимательство О привлечении субъектов малого и среднего предпринимательства к оказанию услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов Постановление от 18 октября 2018 года №1245. В Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов для регионального оператора, внесены изменения, в соответствии с которыми не менее 15% объёма услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов должно выделяться в отдельные лоты для проведения торгов среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

16 октября 2018 , Малое и среднее предпринимательство О внесении в Госдуму законопроекта об установлении единого порядка пролонгации договоров аренды государственного и муниципального имущества без проведения торгов Распоряжение от 13 октября 2018 года №2200-р. Предлагаемые законопроектом изменения направлены на установление единого подхода к регулированию порядка перезаключения договоров аренды государственного и муниципального имущества при реализации арендатором, надлежащим образом выполняющим принятые на себя обязательства, преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов. Предлагается установить единый порядок перезаключения договоров аренды имущества на новый срок вне зависимости от того, когда были заключены такие договоры, а также процедур, по результатам которых они были заключены.

15 октября 2018 , Малое и среднее предпринимательство Об изменениях в порядке кредитования по льготной ставке субъектов малого и среднего предпринимательства в целях реализации проектов в приоритетных отраслях Постановление от 10 октября 2018 года №1212. Направлено на повышение доступности программы льготного кредитования, в том числе кредитов на реализацию инвестиционных проектов, для субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях повышения доступности льготного кредитования для субъектов МСП максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд рублей до 400 млн рублей. При этом максимальный размер суммарного объёма кредитов, которые могут быть выданы одному заёмщику на эти цели, не меняется и составляет 1 млрд рублей. Таким образом, банки предоставят кредиты большему количеству субъектов МСП. Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал Федеральный закон о страховании вкладов в российских банках Федеральный закон от 3 августа 2018 года №322-ФЗ. Федеральным законом, в частности, предусматривается распространение системы страхования вкладов на юридических лиц, относящихся к малым предприятиям, сведения о которых содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

3 августа 2018 , Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об изменении в правовом регулировании отношений в сфере развития малого и среднего предпринимательства Федеральный закон от 3 августа 2018 года №313-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 7 апреля 2018 года №617-р. Федеральным законом устанавливается, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные товарищества, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством и соответствующие установленным условиям.

1

В последнее время малому и среднему бизнесу у нас в стране уделяется довольно много внимания. и , относящиеся к данным бизнес-категориям, могут пользоваться некоторыми льготами, среди которых:

  • возможность использования налоговых спецрежимов, пониженных налоговых ставок и прочих льгот налогового характера;
  • право применять упрощенные процедуры и формы бухгалтерской и статической отчетности;
  • возможность участия в проектах господдержки малого бизнеса и получения субсидий из госбюджета.

В последнее время факт отнесения субъекта к малому бизнесу приобрел большое значение в сфере госзакупок: таким участникам объявленных запросов предложений при других равных условиях дают приоритет перед конкурентами. Некоторые конкурсы изначально проводятся с условием, что подать заявку на участие в них можно только субъектам малого / среднего бизнеса, при этом свой статус требуется подтвердить.

Как определить, к какой категории предпринимателей вы относитесь? Критерии, позволяющие отнести ИП или юрлицо, к какой-либо из категорий указаны в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 г., направленном на развитие малых форм предпринимательства в стране.

В 2015 году критерий по размерам выручки увеличили в два раза, а в 2016 году в закон внесли еще одно изменение, которое начало действовать с августа. Теперь вместо выручки от реализации следует брать весь доход от предпринимательской деятельности.

Важно! Доход от предпринимательской деятельности рассчитывается по правилам НК РФ. То есть вы просто берете его значение из декларации по / ЕНВД / налогу на прибыль в зависимости от режима.

Объединим критерии в одну таблицу:

Критерии Содержание Значение критерия
Структура капитала (только для юрлиц) Суммарная доля участия в уставном капитале:

РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных организаций и фондов

Не более 25%
Доля участия в уставном капитале иностранных юрлиц, суммарная доля участия, принадлежащая одной или нескольким юрлицам, которые не являются субъектами малого / среднего бизнеса Не более 49%
Количество работников Средняя численность работников за предшествующий календарный год До 15 – микропредприятия;

От 16 до 100 – малый бизнес;

От 101 до 250 – средний бизнес

Доход от предпринимательской деятельности Доход от предпринимательской деятельности, рассчитанный в соответствии с НК РФ До 120 млн руб. – микропредприятия;

До 800 млн руб. – малый бизнес;

До 2 млрд руб. – средний бизнес

Юрлица используют все три критерия, ИП – только два: численность работников и размеры дохода.

В численности необходимо учесть всех работников, включая тех, кто работает по ГПД, на совмещении должностей. Работники филиалов / представительств / обособленных подразделений юрлиц также должны быть посчитаны.

Предельное значение доходов было изменено еще в июле 2015 года, прошлые лимиты Правительство РФ увеличило вдвое: ранее они составляли 60, 400 и 1 000 млн рублей соответственно.

Отдельно отметим, что для получения статуса малого бизнеса, ИП или юрлицо должны соответствовать указанным критериям на протяжении трех лет (этот срок также увеличен последним Постановлением Правительства РФ, ранее он составлял два года). Аналогичная ситуация складывается и при утрате статуса малого предприятия и переходе в разряд следующей бизнес-категории. То есть, если ли вы сейчас относитесь к малому бизнесу, то даже при превышении лимита по численности или выручке в следующем году, вы все равно будете являться малым предприятием. Для перехода в группу среднего бизнеса, лимиты должны нарушаться на протяжении трех лет.

В связи с последними изменениями, теперь статус малого предпринимательства подтверждать не нужно – он автоматически присваивается исходя из данных ваших налоговых деклараций. При этом для анализа берутся доходы из декларации за предшествующий год.

Из последних новостей стоить еще отметить, что с августа 2016 года ФНС формирует реестр малого бизнеса, куда заносит всех, кто к нему относится. Это опять же упростит работу для малых предприятий, так как для получения положенных им льгот не придется предоставлять дополнительные документы: наличие компании в реестре уже подтверждает его принадлежность к малому бизнесу.

Реестр доступен на сайте Налог.ру .

Здесь вы можете через сервис «Поиск по реестру» посмотреть данные по себе или своим контрагентам. Для этого в поле поиска нужно ввести ИНН или ОГРН или ОГРНИП или наименование юрлица или ФИО ИП.

В базовый Федеральный закон № 209-ФЗ, определяющий понятие малого и среднего бизнеса, основные принципы и направления поддержки данного сектора, внесены изменения.

Малому и среднему бизнесу в настоящее время отводится важная роль в экономических преобразованиях. Без изменения подходов к регулированию сектора МСП, которые были заложены семь лет назад федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производить реформирование было бы затруднительно. Практика диктует новые требования: меняется структура сектора по численности, обороту и другим показателям; все более востребованными в плане реализации инвестиционных проектов становятся совместные предприятия с иностранным участием или с участием крупных компаний; требуется общая координация многочисленных и разрозненных механизмов поддержки, созданных государством.

Какие основные изменения внес Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»?

Изменения можно разделить на два блока.

Первый касается изменения критериев отнесения юридических лиц к субъектам МСП.

Второй - создания специального института поддержки сектора – Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.

Порог участия иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном (складочном) капитале субъектов малого и среднего предпринимательства увеличен с 25% до 49% . Кроме того, наделены статусом субъекта МСП организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом о Сколково вне зависимости от доли участия в уставном капитале таких организаций иных юридических лиц (как иностранных, так и российских).

Что даст малому и среднему бизнесу увеличение доли участия иностранцев и лиц, не являющихся МСП, в предприятиях малого и среднего бизнеса?

В первую очередь, это дополнительная возможность привлечения инвестиций в российскую экономику. Одной из распространенных форм реализации инвестпроектов является создание совместных предприятий.

Раньше большинство совместных предприятий не попадали под критерии малого и среднего бизнеса из-за доли иностранного участия в уставном капитале. Такая ситуация отсекала значительное количество компаний от государственных программ поддержки, рассчитанных исключительно на сектор малого и среднего бизнеса. И закон эту ситуацию исправил», подчеркнул в комментарии для «РГ» глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин .

Важной поправкой стало увеличение периода, в течение которого предприятие сохраняет статус субъекта МСП, несмотря на изменение предельных значений по критериям малого и среднего бизнеса. Это период увеличен с двух до трех лет.

Директор департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ Анна Палагина отметила, что базовый закон о развитии малого и среднего бизнеса должен соответствовать реалиям, не отставать от них. В идеале – идти на опережение, стимулируя развитие сектора. Принятые изменения позитивно скажутся на экономике, поскольку откроют доступ новому пулу компаний к программам развития сектора малого и среднего бизнеса.

Создание Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства – второй важный блок изменений.

В закон введены отдельные статьи о Федеральной корпорации, ст. 25.1 и ст. 25.2, в которых подробно прописаны задачи и функции корпорации как института развития в сфере малого и среднего бизнеса. В функционал Федеральной корпорации вошли полномочия по координации деятельности инфраструктуры поддержки МСП, по обеспечению встраивания малого бизнеса в процессы закупок у крупных компаний с госучастием, по выработке механизмов финансовой поддержки сектора и непосредственному финансированию кредитных и микрофинансовых организаций. Корпорация согласно закону обязана ежегодно направлять отчет о реализации своих направлений деятельности Президенту РФ, в Госдуму, Совет Федерации, Правительство.

В законе обозначено значительное количество направлений, которые должны быть проработаны на уровне подзаконных актов. Например, состав, форма, порядок, сроки предоставления бизнесом, получившим поддержку и организациями, образующими инфраструктуру поддержки МСП, отчетности будут определены позже. Правительством должен быть определен порядок проведения мониторинга и оценки соответствия планов закупки и годовых отчетов о закупках крупных компаний у МСП.

В целом задачи и функции Федеральной корпорации призваны синхронизировать усилия в направлении создания благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства в стране.

Должна быть обеспечена единая, удобная, понятная всем представителям бизнеса «точка доступа» к мерам поддержки. Мы отмечаем своевременность и актуальность создания государственного института развития МСП, отмечает Президент ТПП РФ Сергей Катырин .

Департамент предпринимательства и услуг, Н. Коваленко

В жизни обращение это описание качеств обращающегося. Помощник получает мнение о подписавшемся, который вложил свои мотивы, воспринимая документ и его содержание. В случаях, когда решение открывается от эмоционального решения это бывает очень влиятельным. Изготовить правильный формуляр будет не мало стоить. Потому что отсутствие недоделок не легкий труд, не возможный без опыта.

Развитию малого и среднего предпринимательства в Российский Федерации со стороны государственной власти уделяется максимум внимания, что подтверждается большим количеством законодательных документов, направленных на регулирование правовых отношений в указанной сфере. Деятельность юридических лиц регламентирует закон об индивидуальном предпринимательстве, однако, если эта деятельность отнесена к категории малых предприятий, то она осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона № 209 – ФЗ от 24.07.2007года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Кроме того, данную сферу регулирует Гражданский кодекс РФ, налоговое и административное законодательство РФ.

Скачать закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Статья 7. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.

Развитию малого и среднего предпринимательства в Российский Федерации со стороны государственной власти уделяется максимум внимания, что подтверждается большим количеством законодательных документов, направленных на регулирование правовых отношений в указанной сфере. Деятельность юридических лиц регламентирует закон об индивидуальном предпринимательстве. однако, если эта деятельность отнесена к категории малых предприятий, то она осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона № 209 – ФЗ от 24.07.2007года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Кроме того, данную сферу регулирует Гражданский кодекс РФ. налоговое и административное законодательство РФ.

Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ непосредственно регулирует отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в области развития предпринимательства малого и среднего уровня, а также определяет инфраструктуры поддержки субъектов такого предпринимательства, ее виды и формы. Закон в своей структуре содержит исключительно статьи, в общей сложности 27.

Статьями 1-2 установлены предмет регулирования закона и нормативное правовое регулирование развития предпринимательства в РФ. Основные понятия, используемые в обсуждаемой сфере и их подробные определения, перечислены в статье 3 документа. Так, даны определения следующим понятиям:

Субъекты малого и среднего предпринимательства;

Федеральные программы развития субъектов предпринимательства малого и среднего уровня;

Региональные программы развития субъектов предпринимательства малого и среднего уровня;

Муниципальные программы развития субъектов предпринимательства малого и среднего уровня;

Поддержка субъектов такого предпринимательства.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства перечислены в статье 4 Федерального законодательного акта, федеральные статистические наблюдения, осуществляемые за деятельностью субъектов – в статье 5. Статьи 6-13 регламентируют основные принципы и цели государственной политики в указанной сфере, особенности нормативно – правового регулирования и реестры получателей поддержки – субъектов малого и среднего предпринимательства. Помимо этого, статьями определены полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в сфере развития среднего и малого бизнеса, взаимодействие органов и совещательные и координационные органы в указанной сфере.

Поддержка субъектов предпринимательства органами государственной власти и местного самоуправления осуществляется в соответствии со статьей 14 закона, при этом инфраструктура поддержки, формы, условия и порядок ее реализации регламентируются статьями 15-16 документа. Статьи 17-20 регулируют осуществление финансовой, имущественной, информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, статьи 21-25 – в области подготовки и повышения квалификации кадров, инноваций и промышленного производства, ремесленной, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности. Статьи 26-27 закона о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ являются заключительным положением документа, они приводят в соответствии с законодательным актом отдельные документы и устанавливают сроки вступления закона в силу.

Статья 8. О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006; N 43, ст. 5084) следующие изменения:

1) статью 9 дополнить пунктом 16 следующего содержания:

"16) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности.";

2) статью 13 дополнить частью 5 следующего содержания:

"5. Решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах соответствующих государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сети "Интернет".";

3) в статье 18:

а) часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.";

б) дополнить частями 4.1 и 4.2 следующего содержания:

"4.1. Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

4.2. Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.".

Президент Российской Федерации Д. Медведев



Справочники