Согласно Федеральному закону 210, каждый гражданин имеет право подать заявление в государственное, федеральное или муниципальное учреждение для решения определенных вопросов. Учреждения же имеют право рассмотреть и принять решение об отказе или принятии и согласии на выполнение услуги.
Описание ФЗ 210
Федеральный закон об организации предоставления государственных услуг принят Государственной Думой 7 июля 2010 года, а одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года. Последние изменения были в него внесены 28 декабря 2016 года. имеет 7 глав и 30 статей. Этот закон регулирует правоотношения между гражданами и органами исполнительной власти, государственными и федеральными органами при предоставлении услуг.
- Первая глава описывает общие положения закона. Описаны цели, задачи и сфера действия, на которую этот закон распространяется. Дан список понятий и терминов, использующихся в законе и их определения. Написано по каким принципам работают государственные органы, какие у них обязанности и права граждан при получении услуг;
- Во второй главе оформлены основные требования и условия, при которых граждане могут получить услугу. Дан список требований к правоотношениям и взаимодействиям между сотрудниками органов и гражданами, обращающимися к ним. Описаны условия оплаты государственных пошлин и отдельных дополнительных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными органами. Описаны и требования предоставления и оплаты услуг, являющихся обязательными для граждан. Описан учет и записи в реестр, а также требования к организациям, предоставляющим услуги. У второй главы есть подпункт, в котором написано, что гражданин имеет право подать письменную досудебную жалобу на решение или действие сотрудников органов;
- В гл. три описан регламент для государственных и муниципальных органов, условия разработок проектов, требования к структуре административных регламентов и т. д.;
- В четвертой гл. описаны особенности предоставления услуг гражданам от муниципальных и государственных органов в многофункциональных центрах. Дан список прав, обязанностей и полномочий сотрудников таких центров. Описана ответственность работников центров при нарушении прав граждан или при нарушении условий и требований предоставления услуг;
- В пятой описана система информационных технологий и технологий телекоммуникационной связи, которые используют сотрудники органов и центров. Предоставлен список требований, форма учета и описан вид реестра, порядок внесения граждан в списки и т. д.;
- Шестая глава утратила силу, была отменена 28 декабря 2016 года. В ней описывалась выдача гражданам электронных карт;
- В седьмой гл. оформлены дополнительные положения, даты вступления в силу настоящего закона, заключительные условия закона.
Согласно федеральному закону 210, предоставлять гражданам государственные и муниципальные услуги могут федеральные исполнительные органы власти, органы местного самоуправления, административные местные органы, внебюджетные фонды, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подробности о последних коррективах в ФЗ 143
Срок предоставления услуг согласно закону
Согласно ФЗ 210 об организации предоставления государственных услуг, в случае, если органы отказываются предоставлять паспорт гражданину, они обязаны в течение одного дня сообщить ему об этом и назвать или написать причину отказа. Отказ может быть отправлен лицу по электронной почте или в другом электронном виде.
Вам будет интересно: ФЗ об экологической экспертизой с последними изменениями на 2018 год. Ссылка
Срок принятия решения органами не должен превышать:
- В течение одного месяца с момента подачи документов по месту жительства;
- В течение четырех месяцев с момента подачи документов не по месту жительства;
- В течение трех месяцев с момента подачи документов, если лицо обладает сведениями государственной важности или информацией о государственной тайне;
- В течение трех рабочих дней с момента подачи документов при условии наличия медицинской справки с информацией о необходимости экстренного лечения гражданина за пределами Российской Федерации.
Сроки при оформлении паспорта гражданином или сроки отказа государственными органами:
- Три дня с момента подачи документов, при условии наличия медицинской справки об экстренном лечении лица за пределами РФ;
- 100 дней с момента подачи документов не по месту жительства;
- 70 дней с момента подачи документов при обладании гражданином сведений государственной важности;
- 20 дней с момента подачи документов по месту жительства.
При доплате и личном обращении в органы, паспорт может быть выдан в течение одного рабочего дня.
Последние поправки
Последние изменения были внесены в ФЗ о госуслугах 28 декабря 2016 года, при принятии Федерального закона номер 471. Самое важное изменение, произошедшее в том году, была отмена шестой главы. Также во второй статье, в пункте 6, исключили фразу «а также использование универсальной электронной карты».
В первой части первой статьи описана цель создания и принятия настоящего закона государством. Оформлена сфера, на которую этот закон распространяется, сфера предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляя исполнительно - распорядительные полномочия.
Согласно четвертой статье, основными принципами обслуживания граждан считаются:
- Все услуги, предоставляемые государственными службами и организациями, должны быть правомерными;
- Гражданин вправе получить услуги по электронной почте или в другом желаемом виде, если это соответствуют законодательству Российской Федерации;
- Обращение в службу должно быть в форме заявления;
- Каждый гражданин, включая лица с ограниченными возможностями здоровья, имеет право обратиться в органы по интересующим вопросам;
- Взимаемая за обращение и выполненные задачи плата обязательно правомерна;
- Вся деятельность, совершаемая и предоставляемая гражданам государственными, федеральными и муниципальными органами открыта, со свободным доступом.
Согласно шестому пункту седьмой статьи государственные и муниципальные учреждения вправе требовать от лиц следующие документы:
- Паспорта, другие удостоверения личности, включая документы, удостоверяющие личность военнослужащего, иностранного лица или лица без гражданства. Это могут быть бумаги с видом на жительство или удостоверения беженца;
- Данные статистики от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
- Бумаги о постановке на воинский учет;
- Ведомственные награды, полученные от государства, письменные благодарности, документы о премиях или знаки отличия;
- Свидетельства о гос. регистрации актов гражданского состояния;
- Бумаги или удостоверения о разрешении гражданину получить социальную помощь и поддержку;
- Документы на разрешение использования и вождения особых, специальных транспортных средств;
- Свидетельства медицинских или социальных экспертиз, выдаваемые государственными и федеральными учреждениями;
- Технический осмотр и обслуживание транспортного средства;
- Документы, определяющие права гражданина на владение недвижимостью, не зарегистрированные в Едином государственном реестре;
- Регистрационные бумаги на транспортное средство;
- Любые документы, выданные органами опеки и попечительства;
- Бумаги, определяющие трудовой стаж, зарплату и трудовую деятельность лица, включая документы о случаях болезни или производственной травмы;
- Учредительные бумаги юридического лица;
- Свидетельства или удостоверения о прохождении военного обучения, получения образования, ученой степени и т. д.;
- Любые документы, предоставленные в ходе судебных разбирательств, уголовных дел, судопроизводства и т. д.;
- Бумаги из Архивного фонда Российской Федерации;
- Справки из органов или организаций здравоохранения.
В восьмой статье написано, что государственные и муниципальные услуги предоставляются гражданам бесплатно. Однако, государственная пошлина может взиматься в виде налогов или сборов. Оплата госпошлины может быть произведена в соответствии с другими законами и правовыми актами Российской Федерации.
Скачать федеральный закон новой редакции
ФЗ о гос. услугах создан и принят государством для регулировки правоотношений граждан и государственных и федеральных учреждений. Лица могут ознакомиться со своими правами на получение услуг в описываемом законе. В нем также описываются процедуры и процессы, права и обязанности служб.
Государственная (муниципальная) услуга (работа) - услуга (работа), оказываемая (выполняемая) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами. В связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий, необходимо различать понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ), и услуг, оказываемых в контексте Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).
Потребителями этих услуг являются только физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления).
Данные услуги предоставляются по запросам указанных лиц (заявителей) в соответствии с административными регламентами.
Кроме того, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ регулирует правоотношения при оказании услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг в контексте данного закона (например, выдача справки о состоянии здоровья, которая необходима для получения государственной услуги «выдача водительского удостоверения»). Такие услуги могут оказываться заявителю, в том числе, на платной основе в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ.
Положения Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ, которому посвящен настоящий раздел официального сайта Минфина России применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для этих учреждений заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов). Потребителями таких услуг являются физические или юридические лица, а также органы власти.
Принято следующее условное разделение государственных услуг и государственных работ:
Услуга – это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки).
Работа – это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории).
Для «услуги» характерно определенное число потребителей и однородность оказываемой им услуги, как следствие, объем оказания услуги может быть измерен, и норматив затрат может быть рассчитан на единицу оказания услуги. Для «работы» оценить точное количество потребителей затруднительно, а сами работы значительно отличаются по своей сути, в результате нормирование затрат на единицу работы, как правило, не возможно.
Ведомственные перечни услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральным органам исполнительной власти государственными учреждениями, в основной сфере деятельности.
Государственное задание федеральному государственному учреждению формируется на основании ведомственного перечня услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральному органу исполнительной власти государственными учреждениями (далее – ведомственный перечень).
То есть, государственное задание (и как следствие, субсидия на финансовое обеспечение его выполнения), распространяется только на те услуги (работы), которые включены в ведомственный перечень.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671 предусмотрено, что ФОИВ, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, вправе утвердить базовые (отраслевые) перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными учреждениями в установленной сфере деятельности (далее – базовые перечни). При этом определено, что показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней.
Следовательно, функции базового и ведомственного перечней разные:
Базовые перечни должны обеспечить единообразие представления аналогичных услуг во всех ведомственных перечнях.
Ведомственные перечни формируются федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия учредителя на основании базовых (если таковые утверждены в соответствующей сфере деятельности) и определяют услуги (работы) выполняемые государственными учреждениями, подведомственными им.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671, федеральные органы исполнительной власти сформировали и утвердили Ведомственные перечни, разместили их в сети Интернет.
Вы можете ознакомиться с и с , размещенными в сети Интернет на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителей федеральных государственных учреждений.
Решение о формировании перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципального образования) принимаются самим субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием).
В целях реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ Минфин России рекомендует высшим органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации выбрать один из двух рекомендуемых ниже подходов:
1) формирование двухуровневой структуры перечня услуг, состоящей из отраслевого перечня услуг и ведомственного перечня услуг. Такой подход может применяться в случае, если в субъекте Российской Федерации разработана региональная программа социально-экономического развития и есть определенная позиция отраслевых органов исполнительной власти по осуществлению региональной политики в сферах деятельности;
2) формирование единого перечня услуг, в данном случае перечень услуг формируется учредителем в целях последующего формирования заданий для подведомственных учреждений. Перечень услуг утверждается правовым актом учредителя.
Возможность осуществления платных государственных (муниципальных) услуг.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждение имеет право оказывать услуги на платной основе только сверх задания. Учреждение не имеет права отказаться от выполнения данного государственного (муниципального) задания в пользу оказания услуг на платной основе (статья 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона). Сверх установленного задания учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату физическим и юридическим лицам на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. При этом для бюджетных учреждений учредителем устанавливается порядок определения указанной платы, если иное не предусмотрено федеральным законом, а для автономных учреждений не предусмотрено установления федеральными законами порядка оказания таких услуг.
Глава 1. Общие положенияСтатья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3. Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг
Статья 4. Основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг
Статья 5. Права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг
Статья 6. Обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги
Глава 2. Общие требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг
Статья 7. Требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг
Статья 8. Требования к взиманию с заявителя платы за предоставление государственных и муниципальных услуг
Статья 9. Требования к взиманию с заявителя платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг
Статья 10. Требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме
Статья 11. Реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг
Глава 3. Административные регламенты
Статья 12. Требования к структуре административных регламентов
Статья 13. Общие требования к разработке проектов административных регламентов
Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги
Глава 4. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах
Статья 15. Особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах
Статья 16. Функции, права и обязанности многофункционального центра
Статья 17. Обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при предоставлении государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах
Статья 18. Требования к соглашениям о взаимодействии
Глава 5. Использование информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг
Статья 19. Общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг
Статья 20. Порядок ведения реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме
Статья 21. Порталы государственных и муниципальных услуг
Глава 6. Организация деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт
Статья 22. Универсальная электронная карта
Статья 23. Электронное приложение универсальной электронной карты. Порядок подключения электронного приложения
Статья 24. Основы организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт
Статья 25. Порядок выдачи универсальных электронных карт по заявлениям граждан
Статья 26. Порядок выдачи универсальных электронных карт гражданам, не подавшим в установленные сроки заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты
Статья 27. Порядок выдачи дубликата универсальной электронной карты или замены указанной карты
Статья 28. Деятельность уполномоченной организации субъекта Российской Федерации и федеральной уполномоченной организации по организации предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием универсальной электронной карты
Глава 7. Заключительные положения
Статья 29. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона
Статья 30. Вступление в силу настоящего Федерального закона
"Налоговый вестник: комментарии к
нормативным документам для бухгалтеров",
2010, N 10
КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНУ ОТ 27.07.2010 N 210-ФЗ
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ"
Устранение
юридических пробелов
Федеральным
законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ определены принципы
и процедуры предоставления
государственных (муниципальных) услуг,
условия и порядок их оплаты, права
заявителей и обязанности органов власти.
В этом Законе дается понятие
государственной услуги как деятельности по
реализации функций соответствующего
федерального органа исполнительной власти,
государственного внебюджетного фонда,
исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ, а также органа местного
самоуправления при осуществлении
отдельных государственных полномочий,
переданных федеральными законами и
законами субъектов РФ, которая
осуществляется по запросам заявителей в
пределах установленных федеральными и
региональными нормативными правовыми
актами полномочий органов, предоставляющих
государственные услуги.
В Законе N 210-ФЗ
проводится разграничение между
государственными и муниципальными
услугами. Так, под муниципальной услугой,
предоставляемой органом местного
самоуправления, понимается деятельность по
реализации функций этого органа,
осуществляемая по запросам заявителей в
пределах полномочий органа,
предоставляющего муниципальные услуги, по
решению вопросов местного значения,
установленных в соответствии с Федеральным
законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации" и уставами
муниципальных образований.
В последние
годы в России стали активно образовываться
и развиваться многофункциональные центры
предоставления государственных и
муниципальных услуг, в которых
располагаются государственные органы
(регистрационная палата, кадастровая
палата, БТИ, паспортный стол и др.), а также
различные консультационные центры,
адвокатские конторы, нотариусы и т.д.
Заявителю не требуется ходить по разным
адресам, и все свои вопросы можно решить в
многофункциональном центре. Однако
законодательного определения понятия
"многофункциональный центр" не было, что
вызывало различные его толкования. Данную
законодательную брешь убрал Закон N 210-ФЗ. В
соответствии с ним многофункциональный
центр предоставления государственных и
муниципальных услуг - это российская
организация независимо от
организационно-правовой формы, отвечающая
требованиям Закона N 210-ФЗ и уполномоченная
на организацию предоставления таких услуг,
в т.ч. в электронной форме, по принципу
"одного окна".
В последние годы активно
развивается предоставление
государственных и муниципальных услуг в
электронной форме, несмотря на отсутствие
их юридического определения. Закон N 210-ФЗ
под таковым понимает предоставление
государственных и муниципальных услуг с
использованием
информационно-телекоммуникационных
технологий, в т.ч. портала государственных и
муниципальных услуг, многофункциональных
центров, универсальной электронной карты и
других средств, включая электронное
взаимодействие между государственными
органами, органами местного
самоуправления, организациями и
заявителями. Под заявителями понимаются
физические или юридические лица (за
исключением государственных органов,
государственных внебюджетных фондов и их
территориальных подразделений, органов
местного самоуправления) либо их
уполномоченные представители,
обратившиеся в орган, предоставляющий
государственные или муниципальные услуги,
с запросом о предоставлении данной услуги,
выраженным в устной, письменной или
электронной форме.
Регламент
предоставления услуг
Важным аспектом
Закона N 210-ФЗ является определение основных
принципов предоставления государственных
и муниципальных услуг, в частности:
-
правомерности предоставления
государственных и муниципальных услуг
органами, предоставляющими
государственные и муниципальные услуги;
- заявительного порядка обращения за
предоставлением государственных и
муниципальных услуг;
- правомерности
взимания с заявителей государственной
пошлины и платы за предоставление
государственных и муниципальных услуг;
- открытости деятельности органов,
предоставляющих государственные и
муниципальные услуги;
- доступности
обращения за предоставлением и
предоставления государственных и
муниципальных услуг, в т.ч. для лиц с
ограниченными возможностями;
-
возможности получения государственных и
муниципальных услуг в электронной форме,
если это не запрещено законом, а также в
иных формах, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, по
выбору заявителя.
Закон N 210-ФЗ
определяет права заявителей при получении
государственных и муниципальных услуг:
- получение государственной или
муниципальной услуги своевременно и в
соответствии со стандартом их
предоставления;
- получение полной,
актуальной и достоверной информации о
порядке предоставления государственных и
муниципальных услуг, в т.ч. в электронной
форме;
- получение государственных и
муниципальных услуг в электронной форме,
если это не запрещено законом, а также в
иных формах, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, по
выбору заявителя;
- досудебное
(внесудебное) рассмотрение жалоб
(претензий) в процессе получения
государственных и муниципальных услуг;
- получение государственных и
муниципальных услуг в многофункциональном
центре в соответствии с соглашениями,
заключенными между этим центром и органами,
предоставляющими государственные и
муниципальные услуги, с момента вступления
в силу соответствующего соглашения о
взаимодействии.
Органы,
предоставляющие государственные и
муниципальные услуги, обязаны:
-
предоставлять их в соответствии с
административными регламентами;
-
обеспечивать возможность получения
заявителем государственной или
муниципальной услуги в электронной форме,
если это не запрещено законом, а также в
иных формах, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, по
выбору заявителя;
- представлять в иные
государственные органы, органы местного
самоуправления, организации документы и
информацию, необходимые для предоставления
государственных и муниципальных услуг, а
также получать от иных государственных
органов, органов местного самоуправления,
организаций такие документы и информацию
(данный пункт вступает в силу с 1 июля 2011
г.);
- исполнять иные обязанности в
соответствии с требованиями
административных регламентов и иных
нормативных правовых актов, регулирующих
отношения, возникающие в связи с
предоставлением государственных и
муниципальных услуг.
Органы,
предоставляющие государственные и
муниципальные услуги, не вправе требовать
от заявителя:
- предоставления
документов и информации или осуществления
действий, не предусмотренных нормативными
правовыми актами, регулирующими отношения,
возникающие в связи с предоставлением
государственной или муниципальной
услуги;
- предоставления документов и
информации, находящихся в распоряжении
органов, предоставляющих государственные и
муниципальные услуги, иных государственных
органов, органов местного самоуправления,
организаций в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации,
нормативными правовыми актами субъектов
РФ, муниципальными правовыми актами (данный
пункт вступает в силу с 1 июля 2011 г.);
-
осуществления действий, в т.ч. согласований,
необходимых для получения государственных
и муниципальных услуг и связанных с
обращением в иные государственные органы
или органы местного самоуправления (данный
пункт вступает в силу с 1 июля 2011 г.).
При
предоставлении государственных и
муниципальных услуг в электронной форме
должны выполняться следующие
требования:
- предоставление в
установленном порядке информации
заявителям и обеспечение доступа
заявителей к сведениям о государственных и
муниципальных услугах;
- подача
заявителем запроса и иных документов,
необходимых для предоставления
государственной или муниципальной услуги,
и их прием с использованием единого портала
государственных и муниципальных услуг;
- получение заявителем сведений о ходе
выполнения запроса о предоставлении
государственной или муниципальной
услуги;
- взаимодействие органов,
предоставляющих государственные и
муниципальные услуги, иных государственных
органов, органов местного
самоуправления;
- получение заявителем
результата предоставления государственной
или муниципальной услуги, если иное не
установлено федеральным законом;
- иные
действия, необходимые для предоставления
государственной или муниципальной
услуги.
В целом все государственные и
муниципальные услуги подлежат включению в
соответствующие реестры. При этом
предоставление государственных и
муниципальных услуг осуществляется в
соответствии с административными
регламентами. Сама структура
административного регламента должна
содержать разделы, устанавливающие:
-
общие положения;
- стандарт
предоставления государственной или
муниципальной услуги;
- состав,
последовательность и сроки выполнения
административных процедур, требования к
порядку их выполнения, в т.ч. особенности
выполнения административных процедур в
электронной форме;
- формы контроля за
исполнением административного
регламента;
- досудебный (внесудебный)
порядок обжалования решений и действий
(бездействия) органа, предоставляющего
государственную услугу, органа,
предоставляющего муниципальную услугу, а
также должностных лиц, государственных или
муниципальных служащих.
Независимая
экспертиза
Разработку проекта
административного регламента осуществляет
орган, предоставляющий государственную или
муниципальную услугу. Проект подлежит
размещению в Интернете на официальном
сайте органа, являющегося его
разработчиком. Далее проекты
административных регламентов подлежат
независимой экспертизе и экспертизе,
проводимой уполномоченным органом
государственной власти или уполномоченным
органом местного самоуправления. Предметом
независимой экспертизы является оценка
возможного положительного эффекта, а также
возможных негативных последствий
реализации положений проекта
административного регламента для граждан и
организаций.
Независимая экспертиза
может проводиться физическими и
юридическими лицами в инициативном порядке
за счет собственных средств (за исключением
физических и юридических лиц, принимавших
участие в разработке проекта
административного регламента, а также
организаций, находящихся в ведении органа,
являющегося его разработчиком). По
результатам независимой экспертизы
составляется заключение, которое
направляется в орган - разработчик
административного регламента. Этот орган
обязан рассмотреть все поступившие
заключения и принять решение по
результатам каждой такой экспертизы.
Непоступление заключения независимой
экспертизы в орган, являющийся
разработчиком административного
регламента, в срок, отведенный для ее
проведения, не является препятствием для
проведения экспертизы уполномоченными
органами государственной власти или
местного самоуправления, а также
последующего утверждения
административного регламента.
В свою
очередь, предметом экспертизы проектов
административных регламентов, проводимой
уполномоченными органами государственной
власти или органами местного
самоуправления, является оценка их
соответствия требованиям, предъявляемым к
ним, а также оценка учета результатов
независимой экспертизы в проектах
административных регламентов.
Порядок
разработки и утверждения административных
регламентов исполнительными органами
государственной власти субъекта РФ
устанавливается высшим исполнительным
органом государственной власти данного
субъекта. А порядок разработки и
утверждения административных регламентов
предоставления муниципальных услуг
устанавливается местной администрацией.
В Законе N 210-ФЗ четко прописан стандарт
предоставления государственной или
муниципальной услуги, который
предусматривает:
- наименование
государственной или муниципальной
услуги;
- наименование органа, их
предоставляющего;
- результат
предоставления государственной или
муниципальной услуги;
- срок
предоставления государственной или
муниципальной услуги;
- правовые
основания для предоставления
государственной или муниципальной
услуги;
- исчерпывающий перечень
документов, необходимых в соответствии с
законодательными или иными нормативными
правовыми актами для предоставления
государственной или муниципальной
услуги;
- исчерпывающий перечень
оснований для отказа в приеме указанных
выше документов;
- исчерпывающий
перечень оснований для отказа в
предоставлении государственной или
муниципальной услуги;
- размер платы,
взимаемой с заявителя при предоставлении
государственной или муниципальной услуги,
и способы ее взимания;
- максимальный
срок ожидания в очереди при подаче запроса
о предоставлении государственной или
муниципальной услуги и при получении
результата их предоставления;
- срок
регистрации запроса заявителя о
предоставлении государственной или
муниципальной услуги;
- требования к
помещениям, в которых предоставляются
государственные и муниципальные услуги, к
залу ожидания, местам для заполнения
запросов о предоставлении государственной
или муниципальной услуги, информационным
стендам с образцами их заполнения и
перечнем документов, необходимых для
предоставления каждой государственной или
муниципальной услуги;
- показатели
доступности и качества государственных и
муниципальных услуг;
- иные требования,
в т.ч. учитывающие особенности
предоставления государственных и
муниципальных услуг в многофункциональных
центрах и в электронной
форме.
Многофункциональные
центры
Отдельное внимание в Законе N 210-ФЗ
уделено особенности организации
предоставления государственных и
муниципальных услуг в многофункциональных
центрах. Так, предоставление этих услуг
осуществляется после однократного
обращения заявителя с соответствующим
запросом, а взаимодействие с органами, их
предоставляющими, осуществляется
многофункциональным центром без участия
заявителя в соответствии с нормативными
правовыми актами и соглашением о
взаимодействии.
В целом
многофункциональные центры, в соответствии
с соглашениями о взаимодействии,
осуществляют:
- прием запросов
заявителей о предоставлении
государственных или муниципальных
услуг;
- представление интересов
заявителей при взаимодействии с органами,
предоставляющими государственные и
муниципальные услуги;
- представление
интересов органов, предоставляющих
государственные и муниципальные услуги,
при взаимодействии с заявителями;
-
информирование заявителей о порядке
предоставления государственных и
муниципальных услуг в многофункциональных
центрах, о ходе выполнения соответствующих
запросов, а также по иным вопросам,
связанным с предоставлением
государственных и муниципальных услуг;
- взаимодействие с государственными
органами и органами местного
самоуправления по вопросам предоставления
государственных и муниципальных услуг;
- выдачу заявителям документов органов,
предоставляющих государственные и
муниципальные услуги, по результатам их
предоставления;
- прием, обработку
информации из информационных систем
органов, предоставляющих государственные и
муниципальные услуги, и выдачу заявителям
на основании такой информации документов,
если это предусмотрено соглашением о
взаимодействии;
- иные функции,
указанные в соглашении о взаимодействии.
При реализации своих функций
многофункциональные центры вправе
запрашивать документы и информацию,
необходимые для предоставления
государственных и муниципальных услуг, в
органах, предоставляющих данные услуги, а
также получать от этих органов такие
документы и информацию. При этом при
реализации своих функций
многофункциональные центры не вправе
требовать от заявителя:
- представления
документов и информации или осуществления
действий, не предусмотренных нормативными
правовыми актами, регулирующими отношения,
возникающие в связи с предоставлением
государственной или муниципальной
услуги;
- представления документов и
информации, находящихся в распоряжении
органов, предоставляющих государственные и
муниципальные услуги, иных государственных
органов, органов местного
самоуправления;
- осуществления
действий, в т.ч. согласований, необходимых
для получения государственных и
муниципальных услуг и связанных с
обращением в иные государственные органы
или органы местного самоуправления.
В
свою очередь, при реализации своих функций
в соответствии с соглашениями о
взаимодействии многофункциональный центр
обязан:
- предоставлять на основании
запросов и обращений федеральных
государственных органов и их
территориальных подразделений, органов
государственных внебюджетных фондов,
органов государственной власти субъектов
РФ, органов местного самоуправления,
физических и юридических лиц необходимые
сведения по вопросам, относящимся к
установленной сфере деятельности
многофункционального центра;
-
обеспечивать защиту информации, доступ к
которой ограничен в соответствии с
федеральным законом, а также соблюдать
режим обработки и использования
персональных данных;
- соблюдать
требования соглашений о взаимодействии;
- осуществлять взаимодействие с органами,
предоставляющими государственные и
муниципальные услуги, в соответствии с
соглашениями о взаимодействии,
нормативными правовыми актами, регламентом
деятельности многофункционального
центра.
Кроме того, в Законе N 210-ФЗ
предусмотрено, что органы, предоставляющие
государственные и муниципальные услуги в
многофункциональных центрах,
обеспечивают:
- их предоставление при
условии соответствия многофункциональных
центров требованиям, установленным Законом
N 210-ФЗ;
- доступ многофункциональных
центров к информационным системам,
содержащим необходимые для предоставления
государственных и муниципальных услуг
сведения;
- предоставление на основании
запросов многофункциональных центров
необходимых сведений по вопросам,
относящимся к предоставлению
государственных и муниципальных услуг;
- осуществление иных обязанностей,
указанных в соглашении о взаимодействии.
В Законе N 210-ФЗ подчеркивается:
предоставление государственных и
муниципальных услуг в многофункциональных
центрах осуществляется на основании
соглашений о взаимодействии. Данные
соглашения должны содержать:
-
наименования сторон;
- предмет
соглашения о взаимодействии;
- перечень
государственных и муниципальных услуг,
предоставляемых в многофункциональном
центре;
- права и обязанности органа,
предоставляющего государственные и
муниципальные услуги;
- права и
обязанности многофункционального
центра;
- порядок информационного
обмена;
- ответственность сторон за
неисполнение или ненадлежащее исполнение
возложенных на них обязанностей;
- срок
действия соглашения о взаимодействии;
-
материально-техническое и финансовое
обеспечение предоставления
государственных и муниципальных услуг в
многофункциональном центре.
Электронный
документооборот
В России в последние
годы происходит активное развитие
электронного документооборота. Однако для
полноценного развития процесса
предоставления государственных и
муниципальных услуг в электронной форме до
настоящего времени не хватало их
документального регулирования. Данную
проблему частично должно решить принятие
рассматриваемого Закона. Закон N 210-ФЗ
предусматривает создание единого портала
государственных и муниципальных услуг,
который является федеральной
государственной информационной системой,
обеспечивающей предоставление этих услуг в
электронной форме и доступ заявителей к
сведениям о государственных и
муниципальных услугах, предназначенным для
распространения с использованием
Интернета и размещенным в государственных
и муниципальных информационных системах,
обеспечивающих ведение реестров
соответственно государственных и
муниципальных услуг. Органы
государственной власти субъектов РФ вправе
создавать аналогичные региональные
порталы.
В целом единый портал
государственных и муниципальных услуг
должен обеспечивать:
- доступ
заявителей к сведениям о государственных и
муниципальных услугах, предназначенным для
распространения с использованием
Интернета и размещенным в государственных
и муниципальных информационных системах,
обеспечивающих ведение их реестров;
-
доступность для копирования и заполнения в
электронной форме запроса и иных
документов, необходимых для получения
государственной или муниципальной
услуги;
- возможность подачи заявителем
с использованием
информационно-телекоммуникационных
технологий запроса о предоставлении
государственной или муниципальной услуги и
иных документов, необходимых для ее
получения;
- возможность получения
заявителем сведений о ходе выполнения
запроса о предоставлении государственной
или муниципальной услуги;
- возможность
получения заявителем с использованием
информационно-телекоммуникационных
технологий результатов предоставления
государственной или муниципальной услуги
(данный пункт вступает в силу с 1 июля 2011
г.);
- возможность уплаты заявителем
государственной пошлины и внесения платы
за предоставление государственных и
муниципальных услуг и услуг, необходимых и
обязательных для их предоставления,
дистанционно в электронной
форме.
Универсальные
карты
Значительное внимание в Законе N
210-ФЗ уделено понятию "универсальная
электронная карта". Эта карта представляет
собой материальный носитель, содержащий
зафиксированную на нем в визуальной
(графической) и электронной
(машиносчитываемой) формах информацию о ее
пользователе и обеспечивающий доступ к
информации о пользователе, используемой
для удостоверения его прав на получение
государственных и муниципальных услуг, а
также иных услуг, в т.ч. для совершения в
случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
юридически значимых действий в электронной
форме. Пользователем универсальной
электронной карты может быть гражданин
Российской Федерации, а также (в случаях,
предусмотренных федеральными законами)
иностранный гражданин либо лицо без
гражданства.
Универсальная электронная
карта является документом, удостоверяющим
личность гражданина, права застрахованного
лица в системах обязательного страхования,
иные права. Она также является документом,
удостоверяющим право гражданина на
получение государственных, муниципальных
услуг и иных услуг. Универсальная
электронная карта должна содержать
следующие визуальные (незащищенные)
сведения:
- фамилию, имя и отчество
пользователя универсальной электронной
карты;
- фотографию заявителя;
-
номер универсальной электронной карты и
срок ее действия;
- контактную
информацию уполномоченной организации
субъекта РФ;
- страховой номер
индивидуального лицевого счета
застрахованного лица в системе
обязательного пенсионного страхования
Российской Федерации.
Универсальная
электронная карта хранится у ее
пользователя и не может быть использована
для получения государственных или
муниципальных услуг другими лицами. Такая
карта должна иметь федеральные электронные
приложения, обеспечивающие:
-
идентификацию пользователя универсальной
электронной карты в целях получения им при
ее использовании доступа к государственным
услугам и услугам иных организаций;
-
получение государственных услуг в системе
обязательного медицинского страхования
(полис обязательного медицинского
страхования);
- получение
государственных услуг в системе
обязательного пенсионного страхования
(страховое свидетельство обязательного
пенсионного страхования);
- получение
банковских услуг (электронное банковское
приложение).
С 1 января 2012 г. по 31 декабря
2013 г. включительно универсальные
электронные карты будут бесплатно
выдаваться гражданам на основании
соответствующих заявлений.
С 1 января 2014
г. универсальная электронная карта будет
выдаваться на бесплатной основе гражданам,
не подавшим до 1 января 2014 г. заявление о
выдаче им универсальной электронной карты
и не обратившимся с заявлениями об отказе
от ее получения.
В случае утраты
универсальной электронной карты либо ее
добровольной замены гражданин вправе
обратиться в уполномоченную организацию
субъекта РФ с заявлением о выдаче дубликата
или о замене. В течение месяца со дня подачи
гражданином такого заявления указанные
организации на основании записи в реестре
универсальных электронных карт о
пользователе выдают ему дубликат указанной
карты по предъявлении им документа,
удостоверяющего личность.
В целом Закон
N 210-ФЗ направлен на развитие электронной
формы предоставления государственных и
муниципальных услуг. С его принятием
региональные власти будут обязаны создать
такую систему по предоставлению
государственных и муниципальных услуг, в
т.ч. через государственные информационные
порталы в Интернете и многофункциональные
центры.
Для повышения доступности
государственных и муниципальных услуг с 1
января 2012 г. планируется ввести
универсальные электронные карты.
С их
помощью граждане будут обращаться за
получением данных услуг, совершать
юридически значимые действия в электронной
форме.
В будущем карта может заменить
паспорт, медицинский полис, страховое
пенсионное свидетельство и банковскую
карточку.
Закон N 210-ФЗ вступает в силу со
дня его официального опубликования, за
исключением отдельных его
норм.
М.В.Беспалов
К. э. н.,
доцент
кафедры бухгалтерского
учета и аудита
Тамбовского
государственного
университета им.
Г.Р.Державина
Подписано в печать
16.09.2010
Справочники