Этика написания письма. Как основы светской этики влияют на адаптацию человека в обществе? Лучший способ вырастить из детей атеистов – это преподавание в школе основ светской этики и основ сразу всех мировых религий

Модуль

Основы светской этики

Урок № 2

Что такое светская этика

Руководитель

К. п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ

Урок 2 «Что такое светская этика»

Цель: дать представление об этике как о науке, рассматривающей общественные нормы нравственности и морали.

Задачи:

личностные

Формирование учебно-познавательного интереса к вопросам светской этики

метапредметные

Развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах

предметные

Познакомить учащихся с основными понятиями этики;

Уточнить смысл понятий «мораль» и «нравственность»;

Создать целостное представление о предмете изучения светской этики

Оборудование к уроку:

Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания

Презентации учащихся по итогам выполнения заданий на с.5 учебника.

2. Введение в тему урока

Учитель использует подводящий к теме диалог – систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

– Что такое «наука»?

– Какие науки вы уже знаете?

– В Древней Греции все науки назывались философией. Кто знает, что означает это слово?

– Давайте попробуем перевести это слово с греческого языка, и узнаем, что оно означает.

«фило» – любовь

«софия» – мудрость

– Так что такое философия?

На доске (или слайде) делается запись:

Философия – любовь к мудрости

– Сегодня мы с вами начнем знакомство с новой для вас наукой – этикой (делается запись на доске), основателем которой был древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н. э.) (делается запись на доске). Он считал, что это часть философии. Давайте узнаем, что изучает этика.

Учитель демонстрирует рисунки, на которых изображены добрые (хорошие) и злые (плохие) поступки людей.

Примерный набор иллюстраций:

– Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображённые на них ситуации.

– Что заметили общего?

– В чем различие?

– На какие группы можно разделить данные поступки?

(В результате обсуждения дети приходят к выводу, что поступки и отношения между людьми могут быть добрыми (хорошими) и злыми (плохими).

– Так что изучает наука этика?

На доске (или слайде) фиксируется схема:

https://pandia.ru/text/78/398/images/image009_17.gif" alt="Овал: ЗЛО" width="102" height="52">.gif" width="140" height="79">

– Как называется наш предмет? («Основы светской этики»)

–Что нам еще надо узнать, чтобы объяснить, например родителям, что означает название нашего учебного предмета? (Что такое светская этика? )

– Это и будет темой нашего урока (фиксируется на доске).

3. Изучение нового материала

– В ходе урока мы с вами будем заполнять кластер:

– Что мы уже можем заполнить? (Основателем является Аристотель )

– Давайте откроем учебник на с.6 – 7, прочитаем раздел «Это интересно» и рассмотрим иллюстрации. (Вместе с учителем обсуждают фреску Рафаэля )

– Работая в парах, прочтите 2-3-й абзац в учебнике (с.6-7) и заполните в кластере раздел «Основные понятия этики» (После заполнения вместе с учителем обсуждают, что такое «мораль», «привычки», «обычаи», «правила поведения», «нравы», «нравственность» )

– Этика помогает разобраться в том, что такое «нравственность» и как она достигается. Давайте посмотрим высказывания о нравственности известных людей. Что они хотели нам сказать?

На доске (слайде):

Нравственность - это разум сердца. (Г. Гейне)
Нравственность должна лежать в характере. (И. Кант)
Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. ()

Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. ()

– В каждом человеке есть положительные черты. Давайте их перечислим.

– А какие отрицательные? Прочитайте параграф до конца и заполните незаполненные ячейки в кластере. (Работа в парах, затем совместное обсуждение заполненного кластера)

Бешенство" href="/text/category/beshenstvo/" rel="bookmark">бешенства .
Я долгое время не мог понять, почему собака укусила меня, Ведь единственное, чего я хотел, это помочь ей, спасти жизнь. Я не собирался причинить ей вред. Что же произошло? Я хотел стать ей другом, вылечить ее, выкупать, оставить у себя и заботиться о ней. Это был первый случай в моей жизни, когда я хотел сделать добро, когда я хотел сделать доброе дело, а меня обидели, и я не понимал почему.
Если кто-то причиняет вред тому, кто плохо к нему относится, это понятно. Но, когда ты хочешь кому-то помочь, а тебе отвечают обидой, это необъяснимо.
Вопросы для обсуждения:

1. Как вы считаете, почему мальчик решил помочь собаке?

2. Почему он расстроился?

3. Почему собака укусила мальчика?

4. Всегда ли человек может получить вознаграждение за добрый поступок?

Вторая часть. Прошло много лет, прежде чем я понял, что собака меня не кусала, меня укусила ее рана, ее страх и боль, теперь я прекрасно понимаю это.
Когда кому-то плохо, он чувствует себя в душе раненным и, получая от кого-то любовь или хорошее отношение, - кусает! Но это не он сжимает зубы при укусе, это его рана. Надо стараться понимать плохое состояние, в котором иногда пребывают люди. Не всегда, когда кто-то на тебя кричит, обвиняет, критикует, оскорбляет, обижает или причиняет вред, он делает это потому, что не любит или ненавидит тебя. Может, он просто ранен, у него рана в душе, или плохо себя чувствует, или что-то нехорошее происходит в его жизни. Не защищайся, не нападай, не критикуй, постарайся понять, принять и помочь. Сейчас я это понимаю.

5. Подведение итогов урока

– Что вы сегодня узнали нового на уроке?

– Как можно коротко ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока «Что такое светская этика?»

6. Домашнее задание

Напишите письмо другу (бабушке, брату …) на тему «Я начал изучать светскую этику. Это … »

Дополнительно:

1. Подготовьте сообщение об Аристотеле.

2. Найдите рассказы, сказки, где обсуждаются проблемы нравственности и морали.

По материалам сайта http://*****/diary/velena2/

Основы светской этики

Урок 3 «Культура и мораль»

Цель: дать представление о культуре, научить различать материальную и духовную культуру, показать роль морали в жизни общества

Задачи:

Личностные

Воспитывать желание быть культурным, духовно красивым человеком;

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах морали

метапредметные

Развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

предметные

Познакомить учащихся с понятиями: «культура», «мораль»;

Уточнить смысл понятий «материальная культура» и «духовная культура»;

Создать представление о роли морали в жизни людей

Оборудование к уроку:

Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

Ход урока :

Чтение писем учащихся на тему «Я начал изучать светскую этику. Это … » (2-3 уч.)

- Что такое этика?

Кто считается её основателем?

Что такое мораль?

Какие рассказы и сказки, в которых рассматриваются проблемы морали, вы подобрали?

2. Введение в тему урока

Посмотрите на экран. (Презентация№1.слайд1-6)

Узнали вы героев этой сказки?

Как она называется?(Морозко )(слайд 7)

Давайте вспомним сказку.

(слайд 8,9,10)

Куда мачеха отправила падчерицу? Зачем?

Кого встретила падчерица?

А родная дочь, зачем поехала в лес?

Как она ведет себя с Морозко?

Можно ли кого-то из девочек назвать культурным человеком? Почему?

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Мораль)

Культура)

Что такое культура? (

Сколько мнений мы записали?

Как вы думаете, какое из них верное?

Какую задачу поставим на сегодняшний урок? (Узнать, что такое культура)

3. Изучение нового материала

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту учебника (с. 8-9)

Работа в группах (каждой группе рассказать все, что они узнают о культуре из материалов учебника)

По итогам обсуждения учителем оформляется кластер на доске:


А сейчас посмотрите слайды и постарайтесь определить, о какой культуре идет речь? (презентация 2)

(Ответы детей)

Почему вы так считаете?

Вещи, книги, картины…)

Существует много видов и духовной культуры. Например, правовая культура – это законы, по которым живут люди в обществе, обычаи и традиции разных народов – это тоже духовная культура. Особый вид духовной культуры – это

Чтение «цепочкой» текста учебника (с. 9) об истории возникновения морали.

Когда возникла мораль?

Какие поступки помогают жить, а какие мешают?

Но практически все можно объединить в одно золотое правило:(слайд 13)

« » (фиксируется в тетради)

4. Подведение итогов урока

5. Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Что (или кто) нам помогает стать культурным человеком?

Дополнительно : Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

морозко Живало-бывало, - жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и недовернешься - бита. А родная дочь, что ни сделает - за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету… Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. - Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: - Садись, мила дочь, в сани.

Тепло ли тебе, девица? - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает: - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Она чуть дух переводит: - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал: - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка? Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит: - Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает: - Тепло ли тебе, девица? А она ему: - Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко … Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать. - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? - Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко … Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал: - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? - Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Что значит быть культурным? Задание: Составьте словесный портрет культурного человека

Культура и мораль

Культура (лат.) – «возделывание земли». В русском языке употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность

Домашнее задание: Что или кто мне помогает стать культурным человеком? (письменно в тетради)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Мусина А.С., Щепачева О.Ю., Бугаева Е.А., Гавриш Л.В., Галкина О.Ю., Жумагулова Г.Ж.

Основы светской этики

Урок 3 «Культура и мораль»

Цель: дать представление о культуре, научить различать материальную и духовную культуру, показать роль морали в жизни общества

Задачи:

Личностные

Воспитывать желание быть культурным, духовно красивым человеком;

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах морали

метапредметные

Развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

предметные

Познакомить учащихся с понятиями: «культура», «мораль»;

Уточнить смысл понятий «материальная культура» и «духовная культура»;

Создать представление о роли морали в жизни людей

Оборудование к уроку:

Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания

Чтение писем учащихся на тему «Я начал изучать светскую этику. Это … » (2-3 уч.)

Что такое этика?

Кто считается её основателем?

Что такое мораль?

Какие рассказы и сказки, в которых рассматриваются проблемы морали, вы подобрали?

2. Введение в тему урока

Учитель использует подводящий к теме диалог – систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

Посмотрите на экран. (Презентация№1.слайд1-6)

Узнали вы героев этой сказки?

Как она называется ?(Морозко )(слайд 7)

Давайте вспомним сказку.

(слайд 8,9,10)

Куда мачеха отправила падчерицу? Зачем?

Кого встретила падчерица?

А родная дочь, зачем поехала в лес?

Как она ведет себя с Морозко?

Можно ли кого-то из девочек назвать культурным человеком? Почему?

Как вы думаете, что значит быть культурным? (Ответы фиксируются на доске).(слайд 11)

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

(слайд 12)

Какое слово вам уже знакомо?(Мораль)

С каким словом мы еще не встречались на уроке? (Культура)

Что такое культура? (Ответы фиксируются на доске).

Сколько мнений мы записали?

Как вы думаете, какое из них верное?

Какую задачу поставим на сегодняшний урок? (Узна ть, что такое культура)

3. Изучение нового материала

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту учебника (с. 8-9)

Работа в группах (каждой группе рассказать все, что они узнают о культуре из материалов учебника)

вторая природа

По итогам обсуждения учителем оформляется кластер на доске:

культура

материальная и духовная

создается трудом людей

не существует в единственном числе

На доске (или слайде) фиксируется схема:

КУЛЬТУРА

духовная

материальная

А сейчас посмотрите слайды и постарайтесь определить, о какой культуре идет речь? (презентация 2)

(Ответы детей)

Почему вы так считаете?

Что может относиться к материальной культуре? (Вещи, книги, картины…)

Существует много видов и духовной культуры. Например, правовая культура – это законы, по которым живут люди в обществе, обычаи и традиции разных народов – это тоже духовная культура. Особый вид духовной культуры – это мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (запись в тетрадь «Мудрых мыслей»).

Чтение «цепочкой» текста учебника (с. 9) об истории возникновения морали.

Когда возникла мораль?

Какие поступки помогают жить, а какие мешают?

Но практически все можно объединить в одно золотое правило: (слайд 13)

« Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой! » (фиксируется в тетради)

4. Подведение итогов урока

По вопросам учебника с.9

5. Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Что (или кто) нам помогает стать культурным человеком?

Дополнительно : Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.


В школах России в сентябре появился новый предмет - "Основы религиозных культур и светской этики". В некоторых регионах, "пилотных", эту дисциплину изучают уже несколько лет. Но и там не прекращаются споры: нужна ли она в принципе, и если да, то чему и как учить школьников.

А вот два подробных письма от наших читателей. Чье мнение вам ближе? Может, у вас другой опыт преподавания или изучения ОРКСЭ (такая аббревиатура уже появилась для нового предмета)? Давайте обсудим!

Любовь САПУНОВА, мама школьницы из Новосибирска:

"Я сказала дочери: "Бросай эту чушь!"

В последнее время федеральные СМИ много говорят о новом предмете "Основы религиозной культуры и светской этики". Это для столицы он новый. Во многих "пилотных" регионах "религию и этику" изучают уже несколько лет.

Если сейчас нет подготовленных преподавателей, внятных методичек и учебников, то 2 года назад, когда "основы светской этики" изучала моя дочь - пятиклассница, их и в помине не было. Чтобы представить качество преподавания, приведу лишь один пример. Однажды дочь пропустила урок по болезни. Чтобы подготовиться к следующему уроку, вначале помучилась в интернете, потом пришла за помощью ко мне. Я впала в ступор на первом же вопросе. Цитирую дословно: "назовите 5 причин нравственности" . При том "причинный" список был жестким, за ошибку снижали баллы. Я тогда сказала своей отличнице: "бросай эту чушь и смело получай двойку". "Светская этика" - это вообще о чем? О том, что такое хорошо и что такое плохо? О том, как правильно ложку-вилку держать и спасибо/пожалуйста говорить? Там вальс танцевать учат? Старушкам место уступать? И вообще, дети как-то вычленяют "этическое" бубнение училки из ежедневного суммарного фона бубниловок других учителей? Уверена, дети воспринимают потуги на воспитание как шум. Невыносимый и нескончаемый как зубная боль шум. И реагируют адекватно: абстрагируются не слушая и не слыша. А если сильно достает - вопят и сопротивляются. И правильно делают. Потому как "делай как я" и "делай как я говорю" - не одно и то же. Основы религий не по возрасту? - да! Даже самый талантливый и эрудированный педагог не справится с задачей передать такой объем информации за несколько часов 25 детям детям 9 - 10 лет. Полнейшая профанация идеи. А не полезнее ли представление о религиях (всех мировых) включить в контекст курсов истории, музыки, живописи? Обсуждения вопросов этично/неэтично всегда брал на себя предмет литература (ну это если на уроке рассуждать, а не ответы к ЕГЭ зубрить).

Ну не безнравственно ли срезать часы русского, математики, иностранного в пользу мутного, совершенно неинтересного и бесполезного предмета. Не безнравственно ли красть у детей их невосполнимый ресурс - время?

Жанна Сергеевна ГОЙДИНА, учитель из Калининграда:

"Неужели вы боитесь, что ребенок услышит слово "православие"?

В прошлом году на меня обрушилась неожиданная весть – я буду вести курс ОРКСЭ, так как учитель, которая вела его, ушла на заслуженный отдых. Мной закрыли амбразуру. Просто больше вести было некому - курсов никто не проходил, кроме меня. На курсы по программе «Преподавание духовно-нравственных дисциплин» пошла по своему желанию – хотела узнать больше о христианстве, а также сеять не только «разумное, доброе», но и «вечное».

Дело в том, что наша область является одним из регионов, где курс ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) изучается уже несколько лет в качестве эксперимента. В этом году он вводится как обязательный урок во всех школах страны.

В прошлом году я вела «Основы светской этики» в 4 и 5 классах. Я с уверенностью могу сказать, что детям этот курс интересен, они с удовольствием выступают, делятся своими переживаниями, мыслями, учатся сопереживать. Очень важно, что курс безоценочный, но многие с удовольствием делают творческие задания, не стесняются высказать свое мнение. Оценки я все же ставлю, но только пятерки.

Я ОЧЕНЬ недовольна учебником, и старалась поменьше его использовать. Материал представлен неудобоваримо, сухо, как-то непоследовательно, есть даже фактические ошибки, да и вообще, простите, что такое светская этика?

А вот заключение Института философии РАН: «Предлагаемый текст модуля «Основы светской этики» не может быть рекомендован в качестве учебника , а сам подход к определению названия предмета, его места в общем курсе, содержательных акцентов и организация работы над ним вызывают недоумение и огромную обеспокоенность за судьбу и качество российского образования…»

В этом году наши родители «поделились». Примерно половина родителей четвероклашек выбрали «Светскую этику», а немного меньшая половина - «Основы православной культуры». Естественно, оба модуля должна вести я.

Честно говоря, я несказанно радовалась выбору родителями модуля «Православная культура», потому что читала учебник А. Кураева и видела его безусловную выигрышность по сравнению с «Этикой» - сочный язык, хорошие иллюстрации, интересная подача материала.

Я убеждена, что любой педагог на подобных уроках прямо или косвенно несет детям свое мировоззрение, духовные взгляды и ценностные ориентиры. В этом смысле учебник «Светской этики» политкорректен до безобразия. Видимо, авторы учебника боялись оскорбить чувства атеистов даже упоминанием слова «Бог», да и цитаты подобраны все исключительно «светские», нет ни одной цитаты из Библии (даже нет упоминания о Библии), хотя там множество прекрасных примеров для любой темы о морали.

Дерево без корней – так бы я назвала этот модуль. Как нравственные идеалы там преподносятся рыцари средних веков, джентльмен с картинки «Шерлок Холмс и доктор Ватсон », леди, прогуливающиеся с зонтиками по английской набережной. Хорошо, что все-таки сказали немного о РУССКИХ богатырях. В статье «Семейные праздники» нашлось место и 8 марта, и Дню города, но нет ни одного упоминания о Пасхе или религиозных праздниках других народов.

Я не пойму, почему родители выбирают «Светскую этику». Неужели вы думаете, что «разумный эгоизм» и высказывания Ж.-Ж. Руссо, Конфуция или Н. Рериха ближе ВАШЕМУ ребенку, чем тысячелетний опыт христианства на Руси ? Неужели вы боитесь, что ребенок услышит слова «православие», «Бог», «заповедь», «милосердие»?

Сегодня урок светской этики о добре и зле я начала с обсуждения библейской притчи о добром самарянине (показала короткий мультфильм). Библейские сюжеты для меня большое подспорье. И никто не обвинит меня в религиозности – я не призываю никого идти молиться, но и скрывать свои убеждения не хочу.

Конечно, есть недостатки учебников, есть трудности методические, организационные. Но главное, что я думаю – курс нужен и детям, и учителям. Да, нравственная основа закладывается в семье, но я вижу, как дети ХОТЯТ знать о добре и зле, о совести, о милосердии, как им это интересно, как они тянут руки, чтобы ответить. И давайте не будем подсчитывать, сколько часов математики или русского «съела» этика. Один час в неделю всего.

На первом уроке по теме «Россия – наша Родина», девочка, недавно приехавшая из Грузии , ответила: «Родина – это солнце. А мы – капелька этого солнца». И кто кого учит – мы наших детей или мудрые дети нас? Я обязательно говорю детям «спасибо» за урок. И они тоже благодарят. Может быть, в этом и есть смысл?

"Смотрите, братия, чтобы не было в ком

из вас сердца лукавого и неверного, дабы

вам не отступить от Бога живаго"

Этика без Бога в теории – сериал "Школа" в реальности

Светское школьное образование без религиозной духовности и нравственности – это неполноценное образование. Идеальное знание гуманитарных и естественных наук, не помогает человеку бороться со страстями и грехом, не останавливает блуд, алкоголизм и наркоманию, преступность, не делает человека хорошим семьянином и т.п.

Уверен, что курс "Основы мировых религий и светской этики" способен существенно повлиять на нравственность нашего общества. Луи Пастер, величайший ученый и основоположник микробиологии и иммунологии говорил: "Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных".

Владимир Путин, еще будучи президентом РФ, в одном из своих интервью верно подметил: "Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных"

Когда вера исчезает, люди порабощаются похотью, и ради удовольствия готовы идти на любые преступления. Светскую этику семейной жизни начали преподавать в школах с конца 1980-х. И что? Сейчас только на официальном учете стоят 2,5 млн. алкоголиков и 1 млн. наркоманов, половина браков распадается, 2 млн. абортов в год в России. В 90-х годах страна просто захлебнулась в преступлениях.

Зачем надо тратить время впустую на предмет, неспособный эффективно удержать человека от греха? Почему не может? Потому что человек с момента грехопадения в раю своими силами не может противостоять страстям, толкающим его на преступления.

Победить в себе грех, и стать по-настоящему нравственным человеком, можно только с Божией помощью: "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (Иак.1:17).

Владимир Путин в бытность президентом РФ в одном из интервью подметил: "Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных".

Если только люди будут определять нормы нравственности - общество деградирует

Общество, где только люди будут решать, что есть нравственно, неизбежно деградирует. Что такое светская этика? Эта этика, несвязанная с Богом и Его заповедями. Эта этика, придуманная и установленная только людьми. В светской этике мерой нравственности является сам человек, точнее государство в лице чиновников и некой интеллектуальной "элиты". Именно они определяют, и будут определять что, по их мнению, нравственно, а что нет.

И если через несколько лет государство и "элита", как это уже произошло в Европе, решит, что гомосексуализм – это этично, усыплять больных стариков – это приемлемо, вы с этим безропотно согласитесь? И будете посылать детей на уроки толерантности к геям? Или позволите, чтобы вашим детям внушали, что если их родители станут в старости обузой, то их лучше сдать в хоспис, где их безболезненно "усыпят"?

Еще 20 лет назад в школах США перед занятиями ученики молились. Сейчас там все чаще администрация школ запрещает детям праздновать Рождество Христово.

Что американцы, мы сами жили 70 лет в стране, где только государство определяло, что такое хорошо, и что такое плохо: итоги их большевистской "этики" – около 500 тыс. репрессированных православных только за веру, не говоря уже о масштабах репрессий вообще. И еще нам грозили показать последнего попа по телевизору…

Не допустимо, чтобы только государство и псевдоэлита, и тем более извращенцы определяли для моих детей, что для них нравственно.

Лучший способ вырастить из детей атеистов - это преподавание в школе основ светской этики и основ мировых религий

Воспитание детей фактически до средней школы строиться на авторитете и доверии к родителям и вообще к старшим. Часто ребенку достаточно сказать – это плохо, а то хорошо, и он принимает это на веру, не требуя особых объяснений.

Что ответит учитель, который исповедует ислам и ведет "Основы мировых религий", на вопрос ученика: "Это, правда, что Христос – воплотившийся Бог?". Согласится ли? Или будет лицемерить?

Что ответит учитель, который исповедует христианство и ведет "Основы мировых религий" на вопрос ученика: "Это, правда, что Христос – всего лишь человек, пророк, как учат мусульмане?" Согласится ли? Или будет лицемерить?

Что ответит учитель-атеист, который ведет "Основы мировых религий" на вопрос ученика: "Это, правда, что Бог есть?". Согласится ли? Или будет лицемерить?

Или на этот вопрос: "Учитель, какая вера самая правильная?"

Этот предмет будет самым конфронтационным, если учителю отвечать по правде своей религии, если же детям говорить, что религиозной правды нет – это будет воспитание будущих безбожников.

И в таком случае, верующим родителям после таких уроков придется дискредитировать учителя и учебник, доказывая, что именно вера их семьи истинна, а все остальные заблуждаются.

Никакая светская этика не поможет человеку в трудное время

Современное мировоззрение человека – это мировоззрение САМО: САМОобразование, САМОисцеление, САМОсовершенствование, САМО… САМО… Надейся только на самого себя – внушают нам...

Но рано или поздно САМОсилы заканчиваются, человек выдыхается, истощается. Откуда он возьмет силы, чтобы выйти из уныния и отчаяния? От биографии и поучений атеиста-гуманиста, жившего 200 лет назад? Сомневаюсь... Благодатные и действенные силы может дать только Бог.

В качестве яркого примера, как православная культура может изменить человека, приведу поэтическую переписку двух великих современников XIX века: митрополита Московского Филарета (Дроздова) и Александра Пушкина.

В один из сложных годов своей юности поэт, одолеваемый давящим унынием и скепсисом, написал:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Тогда, несмотря на свою крайнюю занятость, митрополит Филарет возразил поэту в стихах:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал.
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал!..

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

Эти слова нашли отклик в душе поэта! Пушкин ответил:

…Я лил потоки слез нежданных
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Таким огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует:
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.

Первоначальный текст последней строфы, измененный по требованию цензора, был таков:

Таким огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует:
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

Нельзя не вспомнить и рассказ писателя Всеволода Гаршина "Ночь" (1880), когда звон церковного колокола пробудил в герое теплые воспоминания детства, и уберег его от самоубийства. Достаточно было только звона колокола! А что, если даже это будет совершенно чуждо, и незнакомо нашим детям в трудную пору?

***

Обобщить сказанное можно словами из псалма: "Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения" (Пс.145:3).

Пусть наши дети узнают красоту православной культуры, сделавшей нашу страну великой, давшей миру самых великих писателей и поэтов, художников, ученых, воинов, политиков, которые стали таковыми именно в контексте христианской, православной веры и культуры.

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

Томские епархиальные ведомости № 3, 2011

Фото - "Выбери себе доброе будущее" - на уроке нравственности - Максим Степаненко

Урок 3 «Культура и мораль»

Цель: дать представление о культуре, научить различать материальную и духовную культуру, показать роль морали в жизни общества

Задачи:

Личностные

Воспитывать желание быть культурным, духовно красивым человеком;

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах морали

метапредметные

Развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

предметные

Познакомить учащихся с понятиями: «культура», «мораль»;

Уточнить смысл понятий «материальная культура» и «духовная культура»;

Создать представление о роли морали в жизни людей

Оборудование к уроку:

Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. - М. : Просвещение, 2010. - 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.материалы для общеобразоват. учреждений. - М. : Просвещение, 2010. - 239 с.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания

Чтение писем учащихся на тему «Я начал изучать светскую этику. Это … » (2-3 уч.)

- Что такое этика?

Кто считается её основателем?

Что такое мораль?

Какие рассказы и сказки, в которых рассматриваются проблемы морали, вы подобрали?

2. Введение в тему урока

Учитель использует подводящий к теме диалог - систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

Посмотрите на экран. (Презентация№1.слайд1-6)

Узнали вы героев этой сказки?

Как она называется?(Морозко )(слайд 7)

Давайте вспомним сказку.

(слайд 8,9,10)

Куда мачеха отправила падчерицу? Зачем?

Кого встретила падчерица?

А родная дочь, зачем поехала в лес?

Как она ведет себя с Морозко?

Можно ли кого-то из девочек назвать культурным человеком? Почему?

Как вы думаете, что значит быть культурным? (Ответы фиксируются на доске).(слайд 11)

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Какое слово вам уже знакомо?(Мораль)

С каким словом мы еще не встречались на уроке? (Культура)

Что такое культура? (Ответы фиксируются на доске).

Сколько мнений мы записали?

Как вы думаете, какое из них верное?

Какую задачу поставим на сегодняшний урок? (Узнать, что такое культура)

3. Изучение нового материала

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту учебника (с. 8-9)

Работа в группах (каждой группе рассказать все, что они узнают о культуре из материалов учебника)

вторая природа

По итогам обсуждения учителем оформляется кластер на доске:

культура

материальная и духовная

создается трудом людей

не существует в единственном числе

На доске (или слайде) фиксируется схема:

КУЛЬТУРА

духовная

материальная

А сейчас посмотрите слайды и постарайтесь определить, о какой культуре идет речь? (презентация 2)

(Ответы детей)

Почему вы так считаете?

Что может относиться к материальной культуре? (Вещи, книги, картины…)

Существует много видов и духовной культуры. Например, правовая культура - это законы, по которым живут люди в обществе, обычаи и традиции разных народов - это тоже духовная культура. Особый вид духовной культуры - это мораль - система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (запись в тетрадь «Мудрых мыслей»).

Чтение «цепочкой» текста учебника (с. 9) об истории возникновения морали.

Когда возникла мораль?

Какие поступки помогают жить, а какие мешают?

Но практически все можно объединить в одно золотое правило: (слайд 13)

« Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой! » (фиксируется в тетради)

4. Подведение итогов урока

5. Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Что (или кто) нам помогает стать культурным человеком?

Дополнительно : Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.



Справочники