Этические ценности социальной работы. Философско-этические аспекты социальной работы в современном обществе. Профессиональная этика - это

Профессионально этические значимые ценности социальной работы.

Их сущность и Типология

Изучением ценностей занимается философская наука аксиология.

Ценности социальной работы. Высшими ценностями является человек и общество. Соц.работа считает высшей ценностью человека вообще.

Такие ценности как Человеческая свобода, которая дает человеку реализоваться, справедливость, защищенность, индивидуальность и социальность, гуманистический смысл социальной работы. Различия дают возможность реализироваться.

Ценности – специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества

В систему ценностей профессиональной социальной работы входят ценности различных групп. В ней представлены ценности абсолютные и относительные; истинные и мнимые (ложные); позитивные и негативные; признанные и непризнанные; непреходящие и ситуативные; субъективные и объективные; обыденные и профессиональные; индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие; действительные и потенциальные; терминальные и инструментальные; материальные, духовные и т.п. Все эти группы ценностей, являясь ценностями профессиональной социальной работы, одновременно представляют собой составную часть ценностной системы и ресурсов общества. В социальной работе они выступают как и цели, и мотивы, и средства, и условия, и процесс, и конечный результат деятельности. Соц.работники наряду с проф. Ценностями являются носителями и реализаторами общечеловеческих ценностей (мир, труд, равенство, справедливость, человек)

Ценности современной профессиональной социальной работы имеют различную масштабность и значимость, в связи с чем в их системе представлены ценности различных уровней:

Общечеловеческие - признаваемые большинством современного человечества;

Социетальные - признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе;

Профессиональные - имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности;

Индивидуальные - ценности специалистов, их клиентов, других личностей.

Иерархия ценностей:

Человек и общество;

Свобода;

Защищенность;

Справедливость;

Коллективизм;

Равенство.

Можно выделить специфические ценности в профессиональной социальной работе, реализация которых оказывает существенное влияние на ее эффективность. Специфические ценности социальной работы не имеют самостоятельного значения для общества как основного заказчика деятельности. Однако для той части общества, которая непосредственно включена в профессиональную социальную работу, в первую очередь для представителей профессиональной группы социальных работников и их непосредственных клиентов, утверждение этих ценностей в общественном и индивидуальном сознании социальных работников представляет большую важность. Среди специфических ценностей социальной работы следует в первую очередь выделить такие, как благо человека и общества, права и индивидуальность человека, профессионализм, гуманистический смысл деятельности, социальный статус человека, его возраст и пол и др.


Т.е. социальная работа может быть определена как особый вид социальной деятельности, направленной на формирование, осмысление и реализацию гуманистических ценностей и идеалов с целью преобразования социальной реальности и создания социальной ситуации, в которой возможным станет достижение гуманистического идеала и подлинного благополучия личности и общества, обеспечение их плодотворного сотрудничества и взаимодействия.

24. основные методы практич. Сц раб.

Научный метод - это способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели. Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. В связи с этим классификация методов социальной работы производится:

✓ по направлениям и формам социальной работы,

✓ ее объектам-,

✓ субъектам.

Задача социальной работы - сформировать в процессе развития и совершенствования методов новый стиль мышления граждан, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в социуме. Развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности направлено на использование специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

2. Методы по направлениям и формам социальной работы подразделяются на следующие виды:

организационные;

социально-психологические",

социально-педагогические-,

социально-медицинские-,

социально-экономические и др.

Организационные методы - это приемы и способы деятельности, используемые в области социальной работы для решения организационных задач. Закрепляют права, полномочия, обязанности, а также меру ответственности различных звеньев управления, органов социальной защиты, социальных служб за конечный результат. Их типы:

✓ организационно-распорядительные;

✓ организационно-координационные;

✓ организационно-инструктивные;

✓ организационно-технические и др. Социально-неихологические методы подразделяются на несколько групп:

методы психологического исследования:

Наблюдение систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях;

Эксперимент активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта;

диагностические - выявление и изменение индивидуально- психологических особенностей личности;

психогенетические - выявление происхождения индивидуальных психологических особенностей человека, роли генотипа и окружающей среды в их формировании. Наиболее известный и информативный из них - метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействие среды на личность:

лонгитюдные - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла личности;

методы исследования жизненного пути - изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти;

психологической помощи - повышение психологической компетенции человека: выявление уже существующих или формирование новых ресурсов, позволяющих человеку решить стоящие перед ним задачи, преодолеть трудности и жизненные кризисы. Включают в себя методы:

Психологической коррекции (психотерапевтические) и реабилитации, цель которых - помочь человеку, имеющему нервно-

психические и психосоматические заболевания, острые или хронические психические травмы; психогигиены и психопрофилактики - предоставление психологической помощи практически здоровому человеку с целью предотвращения психосоматических заболеваний;

полифунщиональные методы - предполагают необходимость изменения содержания и форм работы в зависимости от целей и задач социальной работы.

Социально-экономические методы - совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей; определяются пути неудовлетворения (натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др.). Их цель - формирование оптимальных социальных нормативов; создание эффективной системы социальной защиты населения; повышение социальной мобильности, результативности работы государственной социальной службы. В социальной работе используются следующие экономические методы.

✓ статистические;

✓ математические;

✓ метод принятия оптимальных решений (анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов этих действий);

✓ балансовый;

✓ индексный;

✓ выборочный;

✓ технологический анализ рядов динамики и др.

Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три их основные группы.

✓ методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);

✓ организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);

✓ стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).

3. Методы по объектам социальной работы подразделяются на:

индивидуальные (социальный работник - клиент);

групповые (в группе семей и через семью);

общинные (работа в микросоциальной среде).

Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни.

В процессе работы этим методом социальный работник должен:

✓ установить первичную связь и определить потребности клиента в социальных услугах;

✓ изучить и уяснить проблему;

✓ мотивировать необходимость социальной помощи;

✓ концептуализировать проблему;

✓ определить и исследовать предполагаемое решение;

✓ выбрать стратегическое направление;

✓ реализовать решения проблемы и др.

Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой клиентов (семьей), так и в группе - с каждым из ее членов отдельно.

Социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение социального пространства индивидуума, развитие его умения решать личные проблемы с помощью социальных связей.

Важное значение в социальной работе является обучение клиента выходу из состояния одиночества (самоизоляции от общества), которое само по себе является предпосылкой дтя возникновения социальных проблем, и привития ему навыков работы в группе и с группой (коллективом).

Теории, регулирующие методы соиисиьной работы с группой-.

теория поля - рассматривает группу как некую общность индивидов, имеющих определенную цель и изменяющиеся в зависимости от обстоятельств внутригрупповые интересы;

социального обмена - предлагает использовать некоторые идеи бихевиоризма в групповом контексте:

социальных систем - предлагает изучать социальные системы в малых группах, поддерживать традиции внутри них и приспосабливать системы к своему окружению.

К групповым методам могут быть отнесены.

✓ совместная работа над определенными проблемами и задачами:

✓ диагностические и коррекционно-групповые процедуры, объекты которых - социально-психологические явления, влияющие на поведение и деятельность людей.

Методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, ул учшение, развитие-.

групповая дискуссия , применяемая в практике руководства коллективами. Ее цель - дать возможность высказать свои позиции, быстрое и продуктивное решение групповой задачи; воздействие на мнения, позиции и установки участников дискуссии;

деловая игра - воссоздание предметного и социального содержания проблемной ситуации и ее решения;

модификация социального поведения - выработка новых жизненных навыков и привычек, позволяющих человеку адаптироваться к непривычному для него окружению (например, социальный работник учит клиента как знакомиться с новыми людьми, завязывать отношения, общаться с представителями органов власти и др.);

социально-психологический тренинг активные методы групповой психологической работы с целью развития коммуникабельности. Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Например, общиной можно считать жителей одного села, одного квартала, компактно проживающих представителей другой национальности и др. Социальная община характеризуется:

✓ относительной устойчивостью;

✓ более или менее одинаковыми условиями и образом жизни;

✓ общностью массового сознания, социальных норм, ценностных систем и интересов.

4. Методы но субъектам социальной работы подразделяются на следующие виды:

✓ применяемые отдельным специалистом;

✓ коллективом социальной службы;

✓ органом управления социальной работы

Главная > Рабочая программа

9. Тестовые задания

1. Термин «этика» впервые упоминается в работе

а) Эпикура

б) Платона

в) Аристотеля

д) Сократа

2. Аксиология – это…

а) учение о бытии;

б) учение о ценностях;

в) учение о познании;

г) концепция морали;

д) учение о человеке.

3. Профессиональная этика – это:

а) учение о ценностях;

б) общая теория морали;

в) учение о долге;

г) учение о нормах поведения;

Д) учение о профессиональной морали.

4. Мораль – это:

а) устойчивые, стереотипные способы массового поведения, сложившиеся исторически;

б) форма общественного сознания, способ нормативной регуляции общественных отношений и поведения человека;

в) совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством и обязательных для всех членов общества;

г) правила этикета;

д) совокупность обычаев и традиций.

5. Характеристиками моральных норм являются:

а) всеобщность и универсальность;

б) рациональность и объективность;

в) относительность, условность;

г) гуманистичность, толерантность;

д) истинность и научность.

6. Объектом этики социальной работы является:

а) профессиональная мораль специалистов;

б) правовые отношения социального работника и клиента;

в) нравственные ценности общества;

г) этические кодексы;

д) нормативно-правовые акты и должностные инструкции.

7. Целью этики социальной работы является:

а) поддержание правовых отношений социального работника и клиента;

б) оценка господствующей в обществе морали и системы ценностей;

в) анализ этических потребностей специалиста и клиента;

г) обеспечение и поддержание содержания и целей профессии;

д) все перечисленное.

8. Превентивная функция этики социальной работы заключается в:

а) удовлетворении интересов клиента социальной службы;

б) воспитании и совершенствовании личности социального работника и клиента;

в) формировании социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

г) предотвращении поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;

д) повышении статуса профессии социального работника в обществе.

9. Профессиональная мораль в социальной работе - это:

а) качественная характеристика взаимоотношений социального работника и клиента;

б) совокупность идеалов и ценностей, этических принципов и норм, отражающих сущность профессии;

в) совокупность личностных качеств специалиста;

г) совокупность целей и результатов деятельности;

д) совокупность этических потребностей социальных работников.

10. «Внешний» уровень этики социальной работы предполагает оценивание

а) социальной работы как социального института;

б) деятельности социального работника;

в) деятельности социальных служб;

г) отношений социальный работник - клиент;

д) отношений социальный работник - социальный работник.

11. Основными этическими ценностями социальной работы являются:

а) моральные ценности клиента;

б) благополучие людей, социальная справедливость и достоинство индивида;

в) ценности клиента и социальной группы;

г) моральные ценности социальных работников;

д) материальные средства и ресурсы.

12. С точки зрения натуралистического подхода мораль -

а) это результат общественно-исторического развития человечества;

б) это результат биологической эволюции;

в) есть проявление надчеловеческого, сверхъестественного сознания;

г) имеет априорный характер;

д) есть выражение человеческой воли.

13. Как называется нравственный принцип, выражающийся в том, что моральным нормам придается относительный, полностью условный и изменчивый характер?

а) рационализм;

б) абсолютизм;

в) релятивизм;

г) дуализм;

д) эвдемонизм.

14. Как формулируется «золотое правило» нравственности?

а) возлюби ближнего своего как самого себя;

б) не убий;

в) не укради;

г) поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой;

д) око за око, зуб за зуб.

15. С точки зрения гедонизма высшим благом и критерием поведения является

а) счастье;

б) польза;

в) наслаждение;

г) подавление чувственных желаний;

д) познание истины.

16. Как называется нравственная позиция, согласно которой каждый человек должен совершать бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) другого человека?

а) альтруизм;

б) эгоизм;

в) рационализм;

г) волюнтаризм;

д) идеализм.

17. Основным принципом христианской этики является:

а) благоговение перед жизнью;

б) безмятежность и невозмутимость;

в) принцип пользы;

г) милосердие и сострадание;

д) справедливость.

18. Какая этическая концепция отрицает абсолютный характер морали?

а) «разумный эгоизм»;

б) стоицизм;

в) восточные религии;

г) христианство;

д) концепция Канта.

19. «Домострой», как светский этический кодекс, распространяется на Руси в

20. В каком религиозном направлении нищелюбие считается одним из самых богоугодных дел?

а) в католичестве;

б) в православии;

в) в исламе;

г) в буддизме;

д) в протестантизме.

21. Кто из русских философов считал, что главной моральной заповедью является непротивление злу?

а) Л. Толстой;

б) В. Соловьев;

в) И. Ильин;

г) Н. Бердяев;

д) С. Франк.

22. В каком религиозном направлении этическим идеалом выступает честный труд как «мирская аскеза?

а) в исламе;

б) в иудаизме;

в) в православии;

г) в буддизме;

д) в протестантизме.

23. Как называется направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков?

а) эвдемонизм;

б) утилитаризм;

в) гедонизм;

г) деонтологическая этика;

д) детерминизм.

а) Спиноза;

г) В. Соловьев;

д) Ф. Достоевский.

25. Термин «альтруизм» был введен в научный обиход

а) И. Бентамом;

б) Фейербахом;

в) Кантом;

г) Эпикуром;

а) М. Лютер;

б) М. Вебер;

в) Г. Спенсер;

г) Н. Бердяев;

д) И. Бентам.

27. Кто из философов считал, что основным этическим принципом является принцип «благоговения перед жизнью»?

в) А. Швейцер;

г) В. Соловьев;

д) Шефтсбери.

28. Гуманизм как культурное движение возникает в период

б) XIV-XVI вв.;

в) XVII-XIX вв.;

д) XIX-XX вв.

29. Основоположником утилитаризма является

а) Т. Гоббс;

в) Дж. Локк;

г) Дж. Дьюи;

д) И. Бентам.

30. Основными критериями моральности в социальной работе являются:

а) содействие общественному прогрессу, социальная целесообразность и сотрудничество;

б) соблюдение интересов клиента;

в) соблюдение интересов профессиональной группы;

г) рациональность и объективность;

д) совесть и тактичность.

31. Основными принципами этики социальной работы являются:

а) эмпатия и сочувствие;

б) объективность, экспертность, инновационность и др.;

в) конфиденциальность, доброжелательность, ответственность и др.;

г) субъективизм и релятивизм;

д) принцип творческого подхода к деятельности.

32. Идеал в социальной работе – это:

а) представление о совершенном состоянии специалиста, клиента, социальной работы;

б) предмет профессионально-этического кодекса;

в) деонтологический критерий;

г) направление деятельности социальной службы;

д) критерий моральности.

33. Этическое сознание социального работника предполагает наличие и сочетание:

а) нравственных знаний социального работника и потребностей общества;

б) нравственных знаний, нравственных убеждений и нравственных потребностей;

в) нравственных потребностей социального работника и потребностей клиента;

г) личностных убеждений специалиста и ценностей клиента;

д) нравственных знаний социального работника и потребностей клиента.

34. Моральные нормы в социальной работе - это:

а) правила этикета;

б) общие ценностные установки социальной работы;

г) характеристика направленности личности специалиста;

д) этические убеждения специалиста.

35. Профессионально-этический кодекс социальной работы это:

а) система ценностей и идеалов современного общества;

б) основной компонент этического сознания специалиста;

в) совокупность личных ценностей социальных работников;

г) совокупность ценностных ориентиров;

д) совокупность этических правил и норм поведения, требований к личности специалиста;

36. Профессионально-этический кодекс социального работника России был принят в

37. «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальной работы» были приняты МФСР в

38. «Международные этические стандарты социальной работы» содержат

а) 5 групп стандартов;

б) 6 групп стандартов;

в) 4 группы стандартов;

г) 8 групп стандартов;

д) 10 групп стандартов.

39. Конфиденциальность в социальной работе это:

а) критерий эффективности деятельности;

б) принцип объективного подхода к деятельности;

в) профессионально-значимое качество личности специалиста;

г) правило этикета;

д) принцип сотрудничества социального работника и клиента;

40. Деонтология социальной работы это:

а) учение о профессиональных ценностях;

б) учение о должном поведении специалиста;

в) совокупность требований к результатам профессиональной деятельности;

г) учение о личностных качествах специалиста;

д) учение о нравственности.

41. Термин «деонтология» ввел в научный обиход:

а) О.Конт;

б) Сократ;

в) И. Бентам;

г) И. Кант

д) Гиппократ.

а) этические знания и зтические действия;

б) добро и зло;

в) нравственность и духовность;

г) профессиональный долг и ответственность;

д) справедливость и гуманизм.

43. Формулировка принципа «не навреди» предположительно принадлежит

а) Абу Али ибн Сине;

б) Гиппократу;

в) Эскулапу;

г) Эпикуру;

д) Сократу.

44. Какой из перечисленных принципов не является принципом деонтологии социальной работы?

а) принцип личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношении;

б) принцип компетентности специалиста;

в) принцип утилитаризма;

г) принцип соответствия полномочий и ответственности;

д) принцип организованности и дисциплины.

45. Этическими принципами проведения исследований в социальной работе являются:

а) добровольность участия, полнота информирования о ходе и результатах исследования и др.;

б) отказ от насилия, солидарность и др.;

в) поддержка всеобщего благосостояния, готовность к передаче знаний к другим;

г) сострадание и милосердие;

д) учет интересов отдельных социальных групп.

46. Профессионально-этическая регламентация в сфере социальной работы предполагает:

а) разработку этических кодексов;

б) разработку и ведение должностных инструкций;

в) разработку дополнительных нормативно-правовых актов;

г) формирование интеллектуального потенциала социальной работы;

д) формирование системы ценностей клиента.

47. С каких позиций может выступать социальный работник по отношению к клиенту:

а) интересы отдельного клиента превыше интересов общества;

б) интересы государства и общества превыше интересов клиента социальной службы;

в) интересы клиента и интересы общества должны сочетаться гармонически;

г) интересы профессиональной группы социальных работников превыше интересов клиента и общества;

д) личные интересы социального работника превыше интересов клиента и общества.

48. Необходимость этико-аксиологического регулирования поведения и деятельности социального работника обусловлена

а) несовершенством нормативно-правовой базы;

б) инновационностью социальной работы как вида деятельности;

в) специфическим смыслом и содержанием деятельности;

г) дегуманизацией человеческих отношений;

в) популярностью стремлений к достижению личной выгоды.

49. Этикет социального работника это:

а) совокупность обычаев и традиций социальной работы;

б) совокупность требований к внешним формам поведения и общения специалиста;

в) совокупность этических знаний специалиста;

г) совокупность требований к личностным качествам специалиста;

д) система ценностей социальной работы.

50. Какой из перечисленных принципов не является принципом этикета социального работника?

а) принцип целесообразности действий;

б) принцип гуманизма;

в) принцип учета народных традиций и обычаев;

г) принцип эстетической привлекательности поведения;

д) принцип индивидуализма.

Ответы на тесты:

1-в; 2-б; 3-д; 4-б; 5-а;6-а; 7-г; 8-г; 9-б; 10-а; 11-б; 12-б; 13-в; 14-г; 15-в; 16-а; 17-г; 18-а; 19-в; 20-б; 21-а; 22-д; 23-б; 24-г; 25-д; 26-б; 27-в; 28-б; 29-д; 30-а; 31-в; 32-а; 33-б; 34-в; 35-д; 36-г; 37-в; 38-а; 39-д; 40-б; 41-в; 42-г; 43-б; 44-в; 45-а; 46-а; 47-в; 48-в; 49-б; 50-д.

Перечень учебников и учебных пособий, имеющихся в учебном абонементе КГМУ по кафедре истории, философии, социологии и политологии

Кол-во экз.

Медведева, Галина Павловна. Этика социальной работы: Учеб. пособие / Г. П. Медведева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Моск. гос. соц. ун-т, 1999. - 206 с.

2002. - 206, с.

Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович.

Этика: Учебник для студентов высш. учеб. завед / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М. : Гардарики, 1999. - 472 с.

Зеленкова, Инесса Львовна.

Этика: Учеб. пособие и практикум / И.Л.Зеленкова, Е.В.Беляева. - 2-е изд., испр. и доп. - Минск: ТетраСистемс, 1998. - 367 с.

Этика социальной работы: Метод. пособие для студентов дневного и заоч. отд-ния фак. соц.работы / Казан. гос. мед. ун-т, Каф. философии; Сост.: Ф. Т.Нежметдинова и др. - Казань: КГМУ, 2002. - 54 с.

Профессионально-этические основы социальной работы: учеб.-метод. пособие для студентов очной и заоч. форм обучения фак. соц. работы / Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию РФ, ГОУ ВПО "Казан. гос. мед. ун-т", Каф. истории, философии, социологии и политологии; [сост. М. Е. Соловьянова]. - Казань: КГМУ, 2008. - 22 с.Рабочая программа

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для медицинских специальностей и 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.

  • Рабочая программа по дисциплине по выбору 1 "Психодиагностика" Для специальности 040101 "Социальная работа"

    Рабочая программа

    Программа составлена на основании ГОС ВО для специальности 040101 - "социальная работа", утвержденного 10.03.2 , рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ИСР 2008 г.

  • Рабочая программа по дисциплине «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» Для специальности социальная работа, 040101

    Рабочая программа

    Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.

  • Рабочая программа по дисциплине "теория социальной работы" для специальности 040101 социальная работа

    Рабочая программа

    Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО для специальности 040101 “социальная работа” утвержденного 10 марта 2 г., рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ИСР

  • При работе с системой семьи одним из вопросов, привлекающих особое внимание, является изменение жизненного цикла. Всякое такое изменение нарушает организацию семьи и вызывает противодействие. Часто это происходит из-за неспособности пойти на необходимые изменения, предназначенные для стабилизации шаткого жизненного равновесия. Дж. Хейли (1980 г.), например, применяла свой подход к семьям, в которых молодые люди не могли «покинуть дом», а Э. Картер и М. Макголдрик (1980 г.) внесли огромный научный вклад в этот вопрос изданием своей работы о цикле семейной жизни.

    3.3. Организационные аспекты социальной работы

    3.3.1. Организационные модели социальной работы

    Организации, оказывающие социальные услуги, имеют ряд отличительных черт. Прежде всего, они работают с теми людьми, которые являются как бы «непосредственным материалом» в их производственном процессе. Конечный результат, служащий обоснованием существования такого рода организаций, заклю- чается в защите, упрочении и повышении благосостояния людей, которых они обслуживают.

    Существуют две организационные модели, по которым можно составить представление о взаимосвязях между этими компонентами. Централизованная форма применяется в тех случаях, когда текущая работа является повседневной, повторяющейся, хорошо освоена персоналом, цели четко определены, а исходный материал стабилен и однороден. Децентрализованная модель больше подходит для организаций, имеющих дело с разнообразным исходным материалом или решающих нетрадиционные задачи. В этих условиях сотрудники должны иметь возможность действовать по своему усмотрению, поскольку заранее сложно предусмотреть все варианты их действий.

    В случаях, когда на запросы клиентов приходится реагировать немедленно, при личном общении, необходим демократический стиль руководства, предусматривающий участие в обсуждении проблем и рассредоточение полномочий при принятии решений. Если же ставится задача воздействовать на поведение клиента, то нужны особенно широкая свобода выбора и применение наиболее эффективных средств. Решения в этих случаях зависят от способности персонала правильно учитывать изменившиеся об-

    стоятельства, а управление должно заключаться в помощи сотрудникам найти себя в контексте организационных и профессиональных задач. Чем больше та часть вложений в программу, которая отводится на работу с кадрами, тем вероятнее достижение цели.

    3.3.2. Теоретические аспекты организации служб, оказывающих социальные услуги

    С организациями, оказывающими различного рода социальные услуги, связано множество часто противоречащих друг другу теорий, представляющих различные взгляды на деятельность социальных служб.

    Классическая школа. Принятая классической школой теория организации ставила во главу угла формальную структуру. В классическом очерке о бюрократии М. Вебер предложил идеальную модель формальной, разумно организованной структуры, выведенной из юридических и рациональных посылок. По его мнению, бюрократическая структура представляет собой наиболее эффективное средство мобилизации ресурсов и власти. Юридическая власть рассматривается им как основа полномочий, которые находят свое формальное выражение в четко обозначенной иерархии учреждений и осуществляются с применением наиболее целесообразных процедур. Организация управляется на основе установленного порядка, базирующегося на конкретных знаниях. Идеальной бюрократической структуре присущи единона- чалие, высокий уровень специализации, внеличностные отношения между ее членами и некие априорные качества, необходимые для получения прерогатив, связанных с должностью.

    Школа научного управления. Отцом школы научного управления, которая рассматривает организации как эффективные инструменты производства товаров и предоставления услуг, счи- тают Ф. Тейлора. Его последователи пытались вывести точные законы, управляющие деятельностью каждого работника, основываясь на точном анализе, экспериментах и измерениях параметров деятельности организации. В рамках этой методики изуча- лись затрачиваемое время и операции, чтобы определить, какое сочетание работника и машины является оптимальным для выполнения задачи. Полученные результаты определяли необходимые организационные мероприятия. Основная задача организа-

    торов заключалась в том, чтобы заставить наемного работника сосредоточиться на порученном ему конкретном задании.

    Школа человеческих отношений. Школа человеческих отношений возникла как реакция на теорию Ф. Тейлора. Она подчеркивала роль неформальных социально-психологических компонентов организации. Школа человеческих отношений приобрела известность в 50-60-х годах. В центре внимания этой школы были поведение человека, неформальные групповые связи внутри организации, всячески подчеркивалась роль рабочего коллектива и его воздействие на эффективность организации. Считалось, что организаторы производства должны внимательно относиться к неформальным организациям, т. е. к тем социальным отношениям, которые возникают между работниками в естественно сложившихся группах. Упор делался на людей, а не на машины, на согласие, а не на механическую исполнительность.

    Современные теории. Теория научной организации труда и теория человеческих отношений подчеркивали каждая лишь одну из граней организационной работы. Современные же теории стремятся интегрировать формальные и неформальные механизмы деятельности организаций таким образом, чтобы в результате отследить типы их взаимовлияния. Считается, что функциональная организация - это сложный синтез динамичных структурных и межличностных процессов, где переплетаются элементы рациональности и эффективности. Основной современной школой является структуралистская, или системная. Соответствующий подход рассматривает организацию как социальную систему, состоящую из взаимосвязанных частей (подсистем), взаимодействующих и уравновешивающих друг друга. Сторонники структурализма считают, что всякая деятельность нацелена на сохранение и защиту системы, которая имеет политическую природу и подвержена конфликтам и деформациям. По их мнению, распределение власти является главным источником конфликтов, поскольку именно оно находится в центре социальных процессов, регулирующих распределение ресурсов и контроль над ними, контроль над людьми, принятие решений, выработку политики и формирование целей организации.

    3.3.3. Цели и деятельность организаций по оказанию социальных услуг в современном обществе

    Цели организации. Организации, занимающиеся социальными услугами, призваны выполнять задачи, совпадающие с основными функциями общества. Как определяются их цели, которые могут быть программными и тактическими? Официальные цели представляют собой переложение законодательства и политической линии в области социальной поддержки на язык программных действий. Официальные, программные цели содержат ценностные предпочтения, а также идеологические и теоретические представления о проблемах и нуждах людей. Организация формулирует для себя цели, и исходя из этого ее будут оценивать и спрашивать с нее отчет. Они обозначают спектр человеческих проблем и потребностей, находящихся в сфере юридических прерогатив организации, а также наиболее целесообразные стратегические способы, позволяющие добиваться результата.

    Поскольку необходимо удовлетворить запросы различных контингентов клиентов, организации обычно имеют несколько целей. Они могут быть совместимыми либо несовместимыми, и иногда им умышленно придается расплывчатая, неопределенная форма, позволяющая примирить различные интересы.

    Цели организации подразделяют на два типа в зависимости от их функционального предназначения. Транзитивные (переходные) цели включают воздействие программы или услуги на внешнюю среду, иначе говоря, изменение или сохранение определенной ситуации. Эти цели, обыкновенно составляющие основной смысл существования организации, сосуществуют с рефлексивными целями , обеспечивающими выживание организации. Эти последние цели принимают форму мотива, побуждающего всех членов вносить адекватный вклад. Так, переходная цель общинного центра может заключаться в сокращении юношеской преступности в районе путем создания условий для отдыха и учебы. Чтобы поддержать собственное существование как организации, центру необходимо иметь рефлексивную цель, заключающуюся в изыскании средств и других необходимых ресурсов. Для достижения успеха организация должна поддерживать динамичное равновесие между этими целями, хотя оценивать ее будут прежде всего в связи с транзитивными целями, поскольку через них организация отрабатывает выданный ей обществом мандат.

    Организации социальных услуг существуют в меняющемся мире общины. Приходится изыскивать, удерживать и отстаивать поступление средств из государственных и частных источников по мере того, как интересы и приоритеты общины смещаются с одной проблемы или потребности на другую. Изменяются юридические требования, регулирующие деятельность организаций. Новую направленность получают методы оказания услуг, при- чем это не всегда совпадает с желаниями потребителей. Ощущая в этих условиях угрозу своему существованию, социальные организации вынуждены изучать внешнюю среду и приспосабливаться к бесчисленным вариантам давления извне. Решающее влияние остается за теми кругами, от которых зависит непосредственное выделение финансов, среди государственных источников - это Министерство здравоохранения и социальных услуг, департаменты социального обеспечения в штатах, общинные советы психического здоровья. В частном секторе средства поступают от различных программ, фондов и за счет взносов клиентов. Юридическое узаконение своей деятельности организация полу- чает через государственные акты или от частного попечительского совета. Органы, наделяющие организацию юридическими прерогативами, дают оценку ее деятельности и подтверждают ее целесообразность.

    Организация, оказывающая социальные услуги, не может существовать без клиентов. Клиентура заслуживает всяческого внимания в плане ее сохранения и расширения. Еще один важнейший фактор, от которого зависит успех многих программ, - наличие вспомогательных услуг. Так, например, агентство по обслуживанию детей нуждается в больнице для лечения своих клиентов, а центр, действующий в общине, обращается к ближайшим церквям в поисках добровольцев для выполнения своих программ. Среди таких вспомогательных форм взаимодействия между организациями может быть взаимное направление клиентов и выделение обученного персонала.

    Возможные формы взаимоотношений организаций с внешней средой образуют некий континуум. На его первоначальном этапе агентства почти не соприкасаются между собой, и, следовательно, у них нет необходимости принимать во внимание существование друг друга. Некоторые организации в этой ситуации могут установить между собой устойчивое взаимодополняющее

    сотрудничество. Это мирная, стабильная среда. Промежуточный вариант характеризуется определенным уровнем нестабильности и конкуренции, в результате чего при планировании собственных действий приходится учитывать возможные шаги или противодействие других организаций. Чтобы достичь большей предсказуемости поведения партнеров, можно попытаться заключить соответствующее соглашение, создать совместные или координирующие органы типа планового совета общины. В определенных же случаях агентства могут обнаружить, что находятся в весьма неустойчивом окружении с постоянно меняющимся характером взаимоотношений, нестабильностью в распределении сфер влияния и ресурсов. Ход событий малопредсказуем, а полу- чение средств сопряжено с острой конкуренцией. В такой ситуации цели и характера услуг, оказываемых агентством, могут претерпеть значительные изменения. Создание в рамках общины координационных структур способно снизить неустойчивость и стабилизировать деятельность конкурентов на той территории, где они функционируют. При этом взаимодействие, доверие и сотрудничество между организациями в значительной мере зависят от того, достигается ли согласованность в отношениях между агентствами под нажимом сверху (со стороны финансирующей организации или законодательного органа) или же на добровольных началах.

    Таким образом, можно выделить четыре типа отношений между организациями:

    - добровольные, нерегламентированные;

    - добровольная координация на основе соглашений;

    - регламентированные отношения (вынужденные контракты без согласования механизма принятия решений);

    - обязательная регламентированная иерархическая координация.

    Отношения, основанные на принципе добровольности, оставляют каждому участнику право выйти из соглашения, если потери для него будут превосходить получаемые выгоды. В тех случаях, когда связи носят обязательный характер, вышестоящая организация может настаивать на том, чтобы агентства взаимодействовали независимо от их желаний, и сделать их взаимодействие условием одобрения их бюджета. Агентство, существование которого зависит от данного источника средств, лишено

    выбора и должно участвовать в соглашении, даже если это противоречит его интересам. Если же между участниками возникнут острые разногласия, такое обязательное соглашение может оказаться подорванным, распасться или уступить место иерархической системе, в которую будут принудительно объединены отдельные программы.

    Наиболее регламентируемым является такой тип отношений, когда диктуются связи и цели. Так, окружной совет по психиатрическим больницам может наблюдать за программами услуг на своей территории, иметь право определять потребность в услугах, решать вопросы об их предоставлении, заключать контракты и давать дотации на определенных условиях, оценивать программы и планировать дальнейшую работу. Отдельные агентства зависят от центра в отношении ресурсов и должны подчи- няться его требованиям, но взамен получают большую предсказуемость в смысле предоставления финансовых средств, клиентуры и дополнительных услуг от других организаций в данном районе. Таким образом, окружение, в котором действует социальная организация, оказывает на нее значительное воздействие.

    3.3.4. Организационная структура социальных служб

    Разделение труда и координация являются ключевыми аспектами внутренней организационной структуры и предполагают целенаправленный контроль за ходом работы, который позволяет поддержать ее эффективность. Организационная структура представляет собой административный механизм, предназначенный для того, чтобы сбалансировать дифференциацию, порожденную разделением труда, с интеграцией и координацией, необходимыми для выполнения поставленных задач. Одним из важнейших аспектов структуры является централизация - комбинация сосредоточения и распределения полномочий в принятии решений внутри организации. Концентрация власти в высшем эшелоне отражает высокую степень централизации. Чем больше количество персонала, участвующего в принятии решений, и чем больше сфер, в которых это участие осуществляется, тем более децентрализованной является организация. Организации со строго централизованной иерархией получили название бюрократических. Организации с децентрализованной или коллегиальной структурой с упором на совместный процесс руководства назвали небюрократическими.

    Отметим, что по мере роста организаций и повышения уровня квалификации их персонала высшим руководителям становится все труднее держать в своих руках все функции, связанные с принятием решений. Таким образом, децентрализация отчасти порождается необходимостью; она культивирует качества, необходимые для того, чтобы организация могла успешно приспосабливаться к различным ситуациям, прививает людям чувство сопричастности к ее целям. Более активное участие работника в принятии решений понижает чувство отчужденности от труда, неудовлетворенность работой, вызывает уважение к руководителям, повышает производительность труда и улучшает взаимные контакты.В социальных организациях проблема власти и стиля руководства осложняется неопределенностью целей программ и применяемых методов, частой сменой персонала и клиентов и неустойчивостью окружающей среды. Эти организации представляют собой «свободно сконструированные системы», компоненты которых не слишком точно и тщательно подгоняются друг к другу. Деятельность сотрудников контролируется слабо. Руководители зависят от своих подчиненных в получении информации, необходимой для направления работы организации. Для достижения успеха здесь полезнее профессионализм, чем бюрократи- ческий контроль. В социальных организациях нельзя заранее предсказать, как будут развиваться отношения между сотрудником и клиентом, и это обстоятельство можно преодолеть только на основе взаимодействия между сторонами, а не опираясь на официальную административную структуру. Общий успех такой организации зависит от чувства профессионального долга и здравого смысла сотрудников, работающих непосредственно с клиентами.

    Подводя итоги, можно сказать, что учаcтие в принятии решений соответствует потребностям персонала, способствует эффективности существующих процедур, улучшает моральное состояние сотрудников и их удовлетворение результатами своего труда, облегчает решение стоящих перед организацией задач, стимулируя производительность и качество труда, сводя до минимума возможные сбои в работе. Сопричастность приносит радость от работы, улучшает общее настроение, повышает сплоченность сотрудников, и заинтересованность персонала в клиентах и результативность работы с ними, точность информации, необходимой для принятия решений.

    3.4. Особенности технологии оказания социальных услуг

    Отличительная черта социальных организаций состоит в том, что они обслуживают людей, помогая им измениться, развиться или сохранить себя. Способы действий здесь могут быть так же разнообразны, как и сам исходный материал и будущие результаты. Задачи, требующие решения для достижения целей, и необходимые действия представляют собой технологию. Технология - действия, совершаемые индивидом над объектом в целях его изменения с применением или без применения орудий и механических приспособлений. Объектом или «сырьем» могут служить живое существо, в том числе и человек, или неодушевленный предмет. Этот взгляд на деятельность организации включает несколько компонентов: изменчивый или устоявшийся характер задач, предсказуемый диапазон поиска в нестандартных ситуациях, однородность или разнородность исходного материала. Сравнение социальных организаций может проводиться исходя из таких посылок, как особенности клиентов, с которыми им приходится работать; знания, используемые в процессе этой работы; характер взаимодействия между сотрудником и клиентом; контроль, осуществляемый клиентом по отношению к используемым процедурам, а также организация и последствия деятельности персонала.

    Стандартизация задач рабочего процесса становится возможной, когда они носят рутинный, предсказуемый характер, а исходный материал единообразен. В других случаях задачи могут вытекать из конкретной ситуации и потому быть весьма разнообразными. Поиск альтернативных решений приходится вести в широком диапазоне, без достаточной определенности, а исходный материал весьма разнороден. Главным в технологии социальных услуг становится адекватная оценка клиента и его потребностей. Существовала точка зрения, что в принципе все клиенты одинаковы, разница заключается лишь в характере и степени их немощности и необходимых услугах, и потому все действия организации должны исходить из этих особенностей. Потребности людей могут различаться по типам (отсутствие пищи, жилья, медицинской помощи) и степени (от необходимости оказания широкой помощи до минимальной и от долгосрочной до временной). Исходя из этих вполне определенных категорий, могут планироваться и осуществляться весьма конкретные меры.

    Другой подход диктуется скорее различиями, нежели сходством клиентов. Клиенты рассматриваются как индивиды, чьи неповторимые черты, характеристики и цели должны находиться в центре внимания, так что планировать действия нужно в каждом отдельном случае, а не для целых категорий. Очевидно, в этих условиях для эффективного вмешательства необходимы разносторонняя подготовка персонала и широкий диапазон профессионального мастерства.

    Социальный работник стремится к адекватной реакции на конкретную потребность клиента. Если задача ему знакома, его действия будут быстрыми, не требующими долгих раздумий. В незнакомых условиях поиск подходящего решения потребует времени. Он может быть рутинным, в форме обращения к литературе или к руководителю, а может быть и неформальным, основанным на интуиции, на методе проб и ошибок, на опыте, профессиональном суждении и т. д. Во внимание должны быть приняты возможные изменения в техническом исполнении и в исходном материале. Клиент и ситуация могут восприниматься как нечто стабильное, единообразное и доступное для понимания, а могут рассматриваться как явления многоплановые, нестабильные, недостаточно понятые. Точно так же технология вмешательства может быть рутинной и лишь слегка видоизменяться, а может предусматривать нестандартные ситуации и поиск новых решений.

    Организации стремятся привести в соответствие применяемую ими технологию и структуру. Когда задачи, исходный материал и события можно предвидеть, есть возможность планировать действия заранее и отдельные работники в меньшей степени нуждаются в самостоятельности. И напротив, организации, часто встречающиеся с исключительными ситуациями, касающимися их клиентов или методов помощи, в меньшей степени могут заранее конкретизировать свои действия. Поэтому координация должна осуществляться скорее через взаимодействие, обратную связь и взаимное согласование, нежели путем централизованного контроля.

    ценности – это значимые для человека объекты или функциональное значение объектов для человека.

    Любая деятельность может быть представлена как деятельность по реализации индивидуально и социально значимых ценностей. Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и её универсальным регулятором. Поэтому важно, чтобы ценностные основания деятельности, как отдельной личности, так и группы и общества в целом соответствовали объективным представлениям о благе человека и общества, объективным позитивным ценностям. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Совокупность важнейших для человека ценностей может быть представлена как его ценностные ориентации, которые являются важнейшим составным элементом внутренней структуры личности. Задавая смысложизненные цели, они обеспечивают целостность и устойчивость личности, придают общую направленность и системность её интересам и устремлениям, поведению и действиям.

    Ещё одной важной характеристикой ценности является наличие установки – фиксированной в социальном и профессиональном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать значимые объекты, а также готовности действовать определённым образом, ориентируясь на значимые (ценные) объекты.

    Многомерность социальной работы, её всеобщность и специфичность как вида социальной деятельности, её ограниченная включённость в бытие общества и человека требуют соответствующего определения имманентно присутствующих ценностей, задающих её основные детерминанты и способствующих реализации общественного идеала – достижения блага человека и общества. В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как предпочитаемом, как о благе, т. е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества). Социальные ценности – более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т. е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу це…лей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. К числу важнейших социальных ценностей принадлежат, например такие, как свобода, равенство, братство, мир, честь и достоинство личности, гуманность, социальная справедливость, эмпатия, гражданский долг, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.

    Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Поэтому в процессе обучения социального работника происходит не только познание им основ и тонкостей профессии, но и воспитание его как личности, формирование духовно-нравственных качеств, которые будущий специалист проявит в работе с людьми. Социальный работник и его клиент встречаются впервые в самые тяжелые моменты жизни клиента, когда человеку угрожает несчастье или оно уже произошло. Доверяя социальному работнику, клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем. Его убежденность в этом является психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной работы.

    Подобно медицине, имеющей своей целью избавление людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, социальная работа является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность социальной работы выражается в различных формах, наиболее общей из которых является альтруизм и сочувствие (сострадание). Основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида.

    Ценности социальной работы- Уважение личности клиента и признание самоценности каждого индивида.- Принятие клиента таким, какой он есть.- Не осуждающее отношение к клиенту.- Уважение права клиента на самоопределение.- Уважение доверия клиента.- Вера в человеческую способность к изменению, росту и улучшению.- Умение понимать социальную природу человека как уникального создания, зависящего, однако, от других людей для осуществления своей уникальности.- Индивидуальный подход к клиенту Уважение конфиденциальности. Эмпатия.- Эмоциональная открытость и контролируемое присоединение, т.е. умение достигать эмоциональной связи с клиентом, но при этом контролировать себя.- Профессиональное развитие.- Обязательство работать в интересах клиента.- Стремление к социальной справедливости.

    Состояние современного общества в хоть какой точке Земли таково, что оно также нуждается, хотя и в разной степени, в развитии, как всем известно, социальной сферы и особенной разновидности социальной деятельности - социальной работы. Возможно и то, что как культура, философия, наука, образование, отношение к прошлому и будущему, так и уровень и качество социальной работы отражают самоидентификацию и самосознание цивилизации, степень цивилизованности и гуманности страны.

    Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что соц. работа призвана оказывать помощь тем, чьи физические, психические и моральные ресурсы недостаточны, способности невелики, а возможности без помощи других, стало быть, разрешить свои трудности неудовлетворительны. Несомненно, стоит упомянуть, что потому, основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, соц. работа, наконец, ориентируется на главные элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначимыми переменами в процессе всей ее истории - благополучие людей, соц. справедливость, достоинство индивидуума. Необходимо подчеркнуть то, что ежедневные же этические трудности соц. работников под действием времени больше подвержены трансформациям. И даже не надо и говорить о том, что так, появившаяся в 70-е годы биоэтика явилась ответом на “проблемные ситуации” в медицинской практике - эвтаназию, искусственное оплодотворение, пересадку жизненно важных органов и т.п. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что принципиальная новизна “проблемных ситуаций” заключается в последующем. Необходимо подчеркнуть то, что во-1-х, они соединены с теми направлениями медицины и биологии, где доктора и исследователи манипулируют действиями рождения и умирания. Необходимо отметить то, что во-2-х, в рамках “проблемных ситуаций” некие классические этические стандарты врачевания нашли очевидную дефицитность. Мало кто знает то, что поиск выходов из этих ситуаций - это нечто большее, чем моральный выбор определенного врача, это - нравственный выбор населения Земли в целом, открытость самого эталона гуманности. Само - собой разумеется, в-3-х, обширное обсуждение “проблемных ситуаций” в обществе стало манифестацией идеологии защиты прав человека в медицине, что оказалось созвучным моральным проблемам, возникающим при оказании психиатрической помощи. Всем известно о том, что в этом контексте смысл биоэтики как разновидности интеллектуальной деятельности и социальной практики как бы заключается в попытке найти способности диалога и солидарности людей в защите добра и противоборстве злу в ситуациях, порожденных современной медициной.

    Таковым же образом в итоге масштабной компьютеризации социальные работники столкнулись с этическими проблемами относительно сохранения конфиденциальности, что и есть достаточно новое явление по сопоставлению с другими обстоятельствами и способностями прошедшего.

    Широкий круг обычных и новейших духовно-нравственных детерминант и ценностных ориентиров социальной работы касается 3-х разных и совместно с тем взаимосвязанных уровней и качеств. Само - собой разумеется, идет речь, во-1-х, о зависимости ее ценностной базы от миссии, целей и задач, во-2-х, о внедрении этических стандартов профессии, в-3-х, об этических проблемах, с которыми также сталкиваются социальные работники при выполнении собственных обязательств.

    Гуманистической целью и главный ценностью социальной работы является, как отмечалось, благосостояние людей, имеющих трудности, связанные с бедностью, здоровьем, психическим состоянием, занятостью, обеспеченностью жильем, детством, старостью, голодом и пр. Необходимо отметить то, что это, в общем, то, значит, что подход к жизни каждого индивидуума как к высокому ценностному измерению дополняется осознанием того происшествия, что сама эта жизнь обязана быть достойной человека. Надо сказать то, что каждый человек ценен собственной уникальностью, которую также следует учесть и уважать. И даже не надо и говорить о том, что владея основными потребностями - в еде, одежде, жилье, здоровье - люди имеют право на уважение и достойное существование и обязаны иметь равные способности удовлетворять эти потребности. Вообразите себе один факт о том, что в данном случае идет речь о принципе социальной справедливости, одном из главных частей комплекса ценностей социальной работы. Необходимо отметить то, что правом на помощь со стороны субъектов социальной работы владеет каждый, кто обращается к ним, без дискриминации по половым, возрастным, расовым, государственным, религиозным, политическим признакам и мотивам. (фактически, признание и уважение этих прав в практике социальной работы соединено с принятой мировым обществом Декларацией прав человека ООН и иными международными конвенциями).

    Гуманистические ориентиры, в общем, то, побуждают субъектов социальной работы к тесному взаимодействию с субъектами ожиданий и притязаний на благо последних, при этом не во вред иным. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что поощряя их к сотрудничеству, социальные работники исходят из того, чтоб клиенты совместно с ними решали усилия по изменению собственного положения, хотя это не постоянно может быть, в особенности тогда, когда указанная категория, это люди - беспомощные в силу возраста, заболеваний, либо других обстоятельств. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в конце концов, соц. работа несовместима с прямой либо косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих террор, пытки, неоправданное насилие либо остальные деяния, направленные на подавление людей.

    Ввиду динамизма развития общества, проблем ориентации в рассмотренных ценностях, вряд ли уместны все пригодные этические рецепты в социальной работе. Вообразите себе один факт, что существует только одна возможность оказаться на высоте по отношению к сегодняшним и будущим моральным вызовам - там, где это можно, поощрять нравственное сознание. Мало кто знает то, что более актуальным является развитие проф. этики и соответственно образования.

    Рост энтузиазма к проф. ценностям и этике обоснован несколькими причинами. Ни для кого не секрет то, что например, технический прогресс поставил экспертов перед нравственным выбором, который был неизвестен предшествующим поколениям соц. работников. Очень хочется подчеркнуть то, что развитие здравоохранения, компьютерные технологии, политические и другие причины, стало быть, сопровождались чрезвычайным усложнением требований, относящихся к ценностям и этике. Необходимо подчеркнуть то, что, не считая того, социальные работники столкнулись с необходимостью, в конце концов, опираться на все наиболее ограниченные ресурсы, низкий соц. статус профессии, что внесло свои конфигурации в ценностные ориентации и этику проф. жизни. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что внимание к последним отражает также становление и развитие самой профессии, ибо на них основывается ее репутация.

    Поведение общественного работника в личной жизни как бы является личным делом каждого в той мере, если оно не мешает выполнению служебных обязательств. Ни для кого не секрет то, что соц. работник, в общем, то, отвечает за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, но он несет ответственность и за престиж собственной профессии и должен, в конце концов, содействовать уважению к ней.

    Таблица 1- Ценностные предположения

    Способность воспринимать, дифференцировать и осознавать факты и ценности была описана А. Маслоу как характеристика правильно функционирующего человека. Согласно его гуманистической теории личности, человек имеет ряд метаценностей (метапотребностей), или бытийных ценностей.

    Несмотря на свой абстрактный характер, в реальной жизни они получают конкретное наполнение и приоритетность в зависимости от потребностей в самоактуализации личности.

    Доминирующие ценности связаны не только с трудной жизненной ситуацией, но и с экзистенциальными приоритетами, витальными потребностями, мотивами личностного роста. Согласно классификации А. Маслоу, бытийные ценности индивида, метаценности можно представить в понятийных пропозициях (см. таб. 2).

    Таблица 2 - Метаценности

    Метаценности

    Характеристики

    Целостность

    Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязь, организация, структура, дихотомия трансцендентного, порядок

    Совершенство

    Необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствован ие

    Завершение

    Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок

    Справедливость, незапятнанность, порядок, законность, долженствование

    Активность

    Процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование

    Богатство

    Диференциация, сложность

    Простота

    Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура

    Правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство

    Правота, доброжелательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность

    Уникальность

    Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна

    Ненапряженность

    Легкость, отсутствие напряжений, усилий, сложностей, изящество, совершенство

    ЗАБАВА удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость

    Истина, честь, реальность

    Открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность

    Самодеятельность

    Автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам

    Для социальной работы характерны следующие структурные сценарии, где в полной мере раскрывается «человек-нуждающийся»: конфессиональный, социальный, медицинский, социально-психологический. В данных структурных сценариях нашли отражения традиционные, радикальные, марксистские, интеракциональные подходы к «человеку-нуждающемуся».

    Для каждого сценария характерна определенная система осмысления «человека-нуждающегося», феноменология процессов, базовые понятия, система описания и формы предметного языка.

    В таблице 3 показаны основные составляющие структурного сценария и изменение парадигмы научного видения.

    Таблица 3 - Составляющие структурного сценария

    Современный шаг осмысления предметно-объектных связей, наконец, приводит к построению глобальных моделей структурных сценариев. И даже не надо и говорить о том, что человек становится «заложником» экологических катастроф, региональных конфликтов, массовых эпидемий. Всем известно о том, что это новейший тип проблем, ранее не встречавшийся в теории и практике социальной работы.

    Для социальной работы стало традицией изучать проблематику клиента на фоне публичных и социально-экономических проблем. И даже не надо и говорить о том, что в указанных же вариантах трудности, стоящие перед клиентом, выходят за рамки его существования в общности, будучи соединены с вопросами его существования как социобиологической формы жизни. Мало кто знает то, что тут как проблематика, так и формы помощи носят не локальный социо - экономический либо социо - психологический, а макроэкологический подход, где предметная рефлексия строится применительно к жизненному сценарию личности. Всем известно о том, что вот почему жизненный сценарий становится базисным понятием социальной работы при таковых подходах к теории и практике помощи и, в конце концов, изменяет модус предметной рефлексии.

    Одним из сложнейших вопросов теории и практики социальной работы в данной связи является вопрос адаптации субъекта к новеньким формам, способам жизни и общественного функционирования в итоге «пандемического» действия, т.е. воздействия, опосля которого состояние стресса охватывает довольно огромное количество людей. «Пандемическое» действие, «пандемическая» среда, как и система помощи и поддержки в этих критериях, стали, новеньким проблемным полем теории и практики, как всем известно, социальной работы на рубеже веков.



    Справочники