Что выбрать? Кроп или полный кадр. Стоило ли покупать полный кадр? Принципиальное отличие полнокадровых и кропнутых фотоаппаратов

Сегодня у нас крайне популярная и интересная многим тема. Матрица – одна из важнейших составляющих любого цифрового фотоаппарата. Сегодня мы поговорим о её физическом размере. Почему многие гонятся за «полным кадром», чем он отличается от «кропа», и что лучше подойдет вам? Вот на эти темы предлагаю поговорить.

FullFrame vs. Crop

Когда-то давным-давно, когда по земле ходили динозавры, а фотографы использовали пленочную технику, 35-миллиметровая пленка считалась классикой жанра. Именно её размеры сегодня используют для отправной точки при определении такого понятия как «Кроп-фактор». Кроп-фактор сегодня – это отношение диагонали 35mm пленки к диагонали матрицы рассматриваемого фотоаппарата. Стоит отметить, что 35мм само по себе – это ширина пленки, её диагональ равна 43,3 мм.

Камеры, кроп-фактор которых равен 1, называются полнокадровыми. Современные примеры таких камер – Nikon D610, Nikon D810, Canon 5D Mark III, Sony A7r и другие. Большая часть зеркальных и беззеркальных камер имеет кроп-фактор около 1.5 (у любительских «зеркалок» Canon – 1.6). Примеры таких камер: Nikon D7000, Canon 100D, Pentax K3 и так далее. Компактные камеры сегодня могут иметь кроп-фактор как у приличных зеркальных камер (Fujifilm X100T имеет кроп-фактор 1.5), а могут иметь крошечные матрицы 1/2.3″ (кроп-фактор 5.62).

Фотоаппарат Nikon D800 «в разрезе». То, что отсвечивает зеленым, и есть матрица


Как уже должно стать понятно – чем меньше кроп-фактор, тем больше матрица и тем дороже фотокамера. Размер матрицы как ничто другое влияет на конечную цену фотоаппарата. Для особо любознательных отмечу ещё такой интересный факт: есть цифровые камеры, имеющие кроп-фактор меньше единицы (например, 0.71). Такие камеры называются «среднеформатными». Но это крайне специфичная техника, о которой мы сегодня больше не будем говорить. Кому нужны такие камеры, те о них и так знают достаточно.

Возвращаясь к ценовой политике, давайте посмотрим, что тут у нас с ценами на фотокамеры. Самые дешевые варианты фотоаппаратов с полнокадровой матрицей – Nikon D600, Canon 6D, Sony A7. Но даже они стоят от 70 тысяч рублей. Если же посмотреть на камеры с меньшим сенсором, например на Nikon D7100/D7200 и Canon 70D (лучшие на сегодня любительские зеркальные камеры Canon и Nikon), то их цена в районе 40-45 тысяч рублей. При этом та же Nikon D7100 отличается от Nikon D600, по сути, только размером матрицы. И вот, смотря на эту огромную разницу в цене, многие фотолюбители резонно вопрошают: а нужно ли им это вообще?

Итак, чем больше матрица, тем:

  1. Больше деталей на фотографиях, и тем резче и четче кажется снимок. Все видели снимки с «мыльниц», на которых мелкие объекты не имеют деталей – это как раз недостаток маленькой матрицы.
  2. Меньше шумов на фотографиях, снятых на высоких значениях ISO. Действительно, размер матрицы сильно влияет на количество шума на фотоснимках.
  3. Лучше прорабатываются полутона, переходы от одного цвета к другому более плавные, чем на маленьких матрицах.
  4. Меньше ГРИП, что, безусловно, оценят любители «боке».
  5. Привычнее фокусные расстояния. Значения эквивалентного и реального фокусных расстояний для полного кадра совпадают. Немало про фокусные расстояния мы уже говорили в статье «Что выбрать? 35mm vs. 50mm vs. 85mm» .

То есть, вот такая дилемма. С одной стороны, чем больше матрица – тем дороже фотокамера. С другой, тем больше деталей на снимках, меньше шумов, красивее «боке». Теперь давайте подумаем, нужно ли вам это?

Если вы покупаете свой первый зеркальный или беззеркальный фотоаппарат, то брать полнокадровую камеру не имеет смысла. Разница в качестве изображения между кроп-зеркалкой и мыльницей очень велика. А вот разница в техническом качестве картинки между любительской зеркалкой начального уровня и полнокадровой камерой вряд ли будет заметна новичку. А, как говорится, если не видно разницы…

Красивое размытие заднего плана с помощью полнокадровой камеры получить проще

Но разница есть, её смогут ощутить только опытные фотолюбители. Стоит ли большая матрица таких колоссальных переплат (сначала за камеру, а потом за объективы) – решать уже исключительно вам. Лично моё мнение – цена на полнокадровую технику сегодня неоправданно высока. При этом фотоаппараты уровня Nikon D7100 позволяют получить просто фантастические снимки, при должном умении и хорошей оптике, конечно.

А теперь давайте приведем несколько примеров сравнения полнокадровой и кроп-матрицы.

Сравнение FF и APS-C: шумы

Прежде всего, давайте сравним кроп-камеру и ФФ на шумы. В роли кропа — фотоаппарат с APS-C сенсором Canon 100D. Полнокадровая камера — Nikon D610. Все фотографии в посте имеют EXIF, можете проверить настройки съемки самостоятельно.

Эта фотография сделана на Canon 100D на ISO 3200

А этот снимок сделан на Nikon D610 на ISO 3200

Разница между снимками не просматривается (с точки зрения шумов), если оценивать изображения в веб-качестве. Однако, если копнуть чуть глубже и увеличить изображения, то разница становится более очевидна.

Это так называемый «кроп» первого кадра — вырезанный участок изображения

А это вырезанный участок второго изображения, снятого на полнокадровую камеру

Второй кроп кадра с Canon 100D

А это ещё один кроп кадра, снятого на ФФ-камеру

По кадрам выше гораздо лучше видна разница между полноформатной и APS-C матрицами. Шумы на фотографиях с Canon 100D более выражены, чем на тех, что были получены с Nikon D610.

Сравнение FF и APS-C: динамический диапазон

Динамический диапазон — одна из ключевых характеристик фотоматрицы. Подробно про него мы говорить не будем — это тема для отдельной статьи. Но ключевое, что нас интересует — возможности постобработки полученных снимков в ситуациях, например, когда кадр вышел слишком темный, и нам приходится изменять его экспозицию уже в графическом редакторе. Ниже можно видеть два таких кадра, которые мы попробуем «вытянуть». Первый снят на Canon 100D, второй — на Nikon D610. Обратите внимание, что на изображении есть участки, в которых практически неразличимы детали (правый нижний угол).




После «осветления» кадров мы получаем следующие результаты.




С точки зрения выставления фотографий в Интернете, опять же, разницы практически нет. Но давайте на кропах этих кадров посмотрим, как справились изображения с вытягиванием теней.

Кадр с Canon 100D после вытягивания теней

Кадр с Nikon D610 после вытягивания теней. Данная часть кадра на ФФ-камере уже уходит в зону нерезкости. Не обращайте на это внимания — смотрите на шумы

Очевидно, что полнокадровая камера справилась с задачей гораздо лучше. Изначально фотографии делались с одинаковыми настройками, в том числе и по ISO — там выставлено 800 единиц на обоих кадрах. Шумов на втором кадре практически нет. В конечном счете это означает, что спасти кадры с ошибками по экспозиции, сделанные на полнокадровую камеру проще, чем на фотоаппарат с меньшей матрицей.

Что хотелось бы сказать в итоге. Как вы уже поняли, чем больше матрица, тем лучше. Что же касается выбора между матрицей с кроп-фактором 1.5 и полнокадровой матрицей, то плюсы последней будут очевидны только опытным фотолюбителям и профессионалам. Новичкам покупать подобную технику особого смысла нет. Пожалуй, на этом всё. Делайте правильный выбор!

Полнокадровые камеры постепенно входят в категорию привычных вещей. Это уже состоявшийся факт. За последние пару лет они заметно подешевели, а усилиями Sony стали еще компактнее и доступнее. Если вы планируете переход на полный кадр, но теряетесь в многообразии выбора, то наше руководство поможет обрести четкие ориентиры и составить представление о возможностях каждой современной модели.

Как правило, люди приходят к полному кадру осознанно, после долгих лет практики и увлечения фотографией. Они выбирают Nikon или Canon и остаются верны системе, обрастая оптикой и дополнительными аксессуарами. И если раньше фуллфрейм был территорией профи, для которых наличие фотоаппарата с полнокадровым сенсором было критично для работы, то сегодня такие камеры получили более широкое распространение. Они элементарно стали дешевле и компактнее.

По большому счету, у полнокадровой матрицы есть одно преимущество перед сенсорами поменьше - более высокое качество картинки. Естественно, этот параметр складывается из нескольких составляющих, прежде всего, более высокой детализации и широкого динамического диапазона, а они напрямую зависят от физических размеров сенсора.

Скелет типичной полнокадровой зеркалки

Кроме того, более крупный сенсор лучше проявляет себя в съемке при слабой освещенности. И здесь дело не только в широком динамическом диапазоне, но еще и в низком уровне шума. Верхние строки рейтинга DxO Mark давно заняты именно полнокадровыми камерами, причем среди них преобладают аппараты на базе матриц Sony.

Фуллфрейм необходим для качественной ночной съемки и, в особенности, для записи ночных TimeLapse-роликов. Вы ведь видели ролики с Млечным путем, с северным сиянием? Все это было снято полнокадровыми камерами.

Как насчет красивого боке? Его тоже проще получить, снимая на камеру с полнокадровым сенсором. Хотя в этом случае не стоит недооценивать роль оптики.

Сравнение размеров всех существующих форматов матриц

Долгое время полнокадровые камеры были слишком крупными и в сознании потребителя устоялся стереотип, мол, полный кадр - это слишком громоздко и тяжело. Хотя опровергнуть это можно было еще до того, как Sony явила миру Cyber-shot RX1 и полнокадровые фотоаппараты с байонетом E - цифровые «Лейки» были вполне компактны. Они и сегодня остаются одними из самых компактных фуллфреймов. Однако Leica - это совершенно особая материя. Чем, кроме «Лейки», богат нынешний рынок полнокадровых фотокамер?

Canon EOS 6D

Canon EOS 6D стал одним из первых доступных фуллфреймов, наряду с Nikon D600. Камера была представлена осенью 2012 года и об ее замене пока нет даже слухов. Это полнокадровая зеркалка в классическом понимании этого слова, по своим возможностям стоящая чуть ниже Canon 5D Mark III. Часть характеристик искусственно занижена для более четкого позиционирования. Особенно это касается частоты серийной съемки, доступного диапазона выдержек и системы автофокуса.

В ее основе лежит 20-мегапиксельный полнокадровый сенсор и сдвоенный процессор DIGIC 5+, использовавшийся и во флагманах более высокого уровня. Вся начинка заключена в погодозащищенный корпус из магниевого сплава. Пентапризменный видоискатель обеспечивает 97-процентное покрытие кадра и увеличение 0,71х. Частота серийной съемки составляет скромные 4,5 кадра в секунду, затвор отрабатывает выдержки вплоть до 1/4000 с, встроенной вспышки нет, но еще более существенным недостатком является слабый автофокус. Фазовый автофокус работает по 11 точкам в центральной части кадра, из которых лишь одна центральная является крестообразной. Камере по силам обработка RAW файлов, а также коррекция виньетирования и хроматических аберраций совместимой оптики. Съемка видео доступна в разрешении Full HD с частотой 30, 25 или 24 полных кадра в секунду, а для записи качественного звука придется докупить внешний стереомикрофон.

Ключевым отличием Canon EOS 6D от конкурентов является наличие встроенных модулей GPS и Wi-Fi. Первый позволяет добавлять к снимкам информацию о координатах точки съемки и даже записывать пройденный маршрут. Мобильное приложение EOS Remote поддерживает копирование снимков, удаленное управление камерой и дистанционную съемку, а также загрузку материала в социальные сети - стандартный набор беспроводных функций. Аккумулятор рассчитан на съемку 1000 кадров, а увеличить время автономной работы поможет опциональная батарейная ручка.

Canon EOS-1D C и Canon EOS-1D X

Canon EOS-1D X является топовой зеркалкой профессионального уровня, в то время как ее более поздняя модификация Canon EOS-1D C ориентирована на профессиональную видеосъемку с разрешением 4К и стоит почти втрое дороже. Основой оригинальной Canon EOS-1D X является 18-мегапиксельный CMOS датчик, пиксели которого выполнены по бесщелевой технологии, а также сдвоенный процессор DIGIC 5+. Предел светочувствительности составляет здесь сверхвысокое значение ISO 204 800. Магниевый корпус камеры защищен от попадания влаги и пыли.

EOS-1DX стала первой камерой с двумя джойстиками управления для ландшафтной и портретной ориентации, а также первой зеркалкой с поддержкой Ethernet подключений. Камера также выделяется передовой 61-точечной системой фазовой фокусировки и возможностью вести серийную съемку с частотой 14 кадров в секунду, а значит, заинтересует профессиональных репортеров. Основной упор здесь сделан на эргономику и скорость. К тому же, камера оснащена двумя слотами для карт памяти формата CF. Запись видео доступна в разрешении 1920х1080 с частотой 30, 25 и 24 кадра в секунду, а полные 60 fps записываются лишь в разрешении 1280х720. Canon EOS-1D X совместима с такими аксессуарами, как внешний Wi-Fi модуль, стереомикрофон или устройство дистанционного спуска.

Canon EOS-1D C - продукт куда более специфический и более дорогой. Люди, подбирающие аппарат такого класса, вряд ли сейчас читают наш обзор. Тем не менее, несколько слов стоит сказать и о нем. Техническое оснащение у нее практически такое же, что и у EOS-1D X, если не считать оптимизированного для записи 4К-видео сенсора. Видеорежимы здесь заметно разнообразнее. К примеру, Full HD видео записывается с максимальной частотой 60 полных кадров за секунду. Для записи видео можно задействовать функцию Log Gamma, а несжатый видеопоток можно транслировать через порт HDMI на внешний приемник. Однако 4К режим здесь является скорее маркетинговым трюком, поскольку частота кадров для такого видео составляет лишь 24 кадра в секунду, а сжатие потока осуществляется кодеком Motion JPEG.

Canon EOS 5D Mark III

Canon EOS 5D Mark III стала долгожданным подарком профессиональным фотографам, даже более востребованным, чем вышеописанная EOS-1D X. Напомним, в свое время EOS 5D Mark II стала первой полнокадровой камерой с поддержкой Full HD видеозаписи. Canon EOS 5D Mark III заключена в пылевлагозащищенный корпус из магниевого сплава, а дизайн оболочки можно назвать консервативно-устоявшимся.

Камера отличается поддержкой сразу двух типов карт памяти - CF и SD, которые могут работать в паре. «Пятерка» оснащена 22-мегапиксельным полнокадровым сенсором и процессором DIGIC 5+, а также 61-точечная система фазового автофокуса с 41 датчиком крестообразного типа с функцией слежения за объектом. Камера, однако, имеет лишь монофонический микшер, лишена лампы подсветки автофокуса и встроенной вспышки - с этим придется мириться.

Автоматика позволяет снимать серии в полном разрешении с частотой 6 кадров в секунду, выставлять любые выдержки вплоть до 1/8000 с, снимать с мультиэкспозицией, склеивать HDR изображения и записывать time lapse ролики. Здесь также предусмотрен инструментарий для внутрикамерной обработки RAW, съемка полноразмерных фото в процессе видеозаписи и масса тонких настроек для профессионалов. Запись видео, однако, не вписывается в современные требования и стандарты. Частота смены кадров равна 30 при съемке в Full HD со сжатием по схеме ALL-I или IPB. Разочаровывает и отсутствие полноценного непрерывного автофокуса и возможности вывести несжатый видеопоток через HDMI. Прямой конкурент в лице Nikon D800 в этом плане выглядит более маневренным.

Ну а о доступной коллекции полнокадровой оптики и аксессуаров лишний раз и говорить не стоит - выбор огромен. Камера совместима с батарейной рукояткой и внешним Wi-Fi трансмиттером, триггерами и внешними вспышками, а также боксами для подводной съемки. Штатный аккумулятор рассчитан на 900 щелчков затвора.

Nikon Df

Nikon Df выделяется среди коллег по цеху в первую очередь своим винтажным дизайном. Без преувеличений, это самая красивая полнокадровая зеркалка на сегодняшний день. Созданная для приверженцев «аналоговых» ощущений, камера в то же время предлагает серьезную техническую начинку. Она заключена в корпус из магниевого сплава с пластиковыми вставками и является самой компактной зеркальной камерой с full frame сенсором, и к тому же погодозащищенной.

Среди особенностей эргономики стоит выделить совсем небольшую рукоятку, селектор режимов на четыре позиции, крошечный вспомогательный монохромный дисплей, один слот для карты памяти и отсутствие встроенной вспышки.

лучшая полнокадровая камера

Главной гордостью Nikon Df стал 16-мегапиксельный сенсор, доставшийся по наследству от Nikon D4, равно как и процессор EXPEED 3. Камера совместима как с полнокадровой оптикой, так и с объективами с полуторным кропом в режиме DX.

Nikon позиционирует камеру как инструмент для фотографа-эстета, профессионала старой школы и искусственно ограничивает фотоаппарат лишь возможностью снимать фото. Никаких сюжетных программ и прочих фишек для начинающих здесь не предусмотрено. Зато в наличии и мультиэкспозиция, и интервальная съемка, функции HDR и Active D-Lighting. Система фазовой фокусировки работает по 39 точкам, а частота серийной съемки составляет 5,5 кадров за секунду. В камере нет встроенного Wi-Fi. Но эта проблема решается приобретением внешнего трансмиттера WU-1a.

Nikon D610

Строго говоря, первой относительно доступной фуллфрейм-зеркаллкой стала Nikon D600. Однако очень скоро из-за проблемы с затвором и сенсором потребовалась ее замена в виде D610. Nikon D610 находится в одном классе с Canon EOS 6D. Зеркалка защищена от попадания влаги и пыли, заключена в корпус из магниевого сплава с лицевой панелью из поликарбоната. Камера имеет ряд преимуществ в сравнении со своим ближайшим конкурентом: 39-точечный фазовый автофокус, наличие встроенной вспышки и даже два слота для SD-карт.

лучшая полнокадровая камера

Фуллфрейм оснащен 24-мегапиксельным сенсором производства Sony и может работать в режиме полуторного кропа (DX) в паре с соответствующей оптикой. Байонет камеры имеет специальный механизм для управления диафрагмой на старых мануальных объективах Nikon. Для Nikon D610 был специально разработан новый затвор, устранивший досадную проблему разбрызгивания масла. Затвор отрабатывает выдержки от 1/4000 с до 30 с, а частота серийной съемки составляет 6 кадров в секунду с активным автофокусом. Видеорежимы здесь те же, что и у ближайшего конкурента. Максимальное разрешение роликов составляет 1920х1080, а частота смены кадров подбирается из ряда 30p, 25p или 24p. Отсутствие встроенного Wi-Fi и синхроконтакта, а также монофонический микрофон можно счесть недостатками данной модели. В то же время, Nikon D610 можно «прокачать» при помощи батарейной ручки, внешнего стереомикрофона, Wi-Fi и GPS модулей, и, конечно же, внешней вспышки.

Nikon D800 и Nikon D800Е

Nikon D800 и ее более дорогая модификация с сенсором без АА-фильтра стала своего рода противовесом конкуренту Canon EOS 5D Mark III, однако акцент здесь смещен на пейзажно-студийную съемку. Камеры получили полнокадровые сенсоры с внушительным разрешением 36 Мп, а основная ставка сделана на детализацию картинки и продвинутую съемку видео. Как и большинство зеркалок Nikon, камера может снимать и в режиме полуторного кропа, незаменимом при использовании DX-оптики. В этом случае разрешение падает до 15 Мп. Частота серийной съемки при столь высоком разрешении матрицы составила 4 кадра за секунду, а видеозапись возможна с частотой 30, 25 и 24 кадра в секунду в Full HD.

лучшая полнокадровая камера

Система фокусировки Multi-CAM 3500FX напрямую скопирована у флагмана Nikon D4 и насчитывает 51 точку фазового автофокуса. В отличие от EOS 5D Mark III, Nikon предлагает лампу подсветки автофокуса и функцию вывода несжатого видео по HDMI. Затвор отрабатывает выдержки вплоть до 1/8000 с, а синхронизация со вспышкой возможна на выдержках до 1/250 с. Минимальный ресурс срабатываний затвора составляет 200 000 щелчков. Здесь стоит также отметить поддержку стандарта USB 3.0, встроенную вспышку, разъем для подключения наушников и наличие двух слотов для карт памяти - CF и SD. Обе камеры комплектуются аккумуляторами емкостью 1900 мАч, которых хватит примерно на 750 снимков, но также предусмотрена возможность стыковки батарейной ручки.

Nikon D4 и Nikon D4s

В начале 2012 года Nikon D4 сменила на посту флагмана Nikon D3, хотя обычно японские производители избегают «четверки» в названиях. Профессиональный Nikon D4 получил 16,2-мегапиксельный full frame CMOS сенсор, предлагая тем самым золотую середину между высоким разрешением снимков и их качеством при повышенных значениях ISO. Впоследствии этот же удачный сенсор использовали и для создания Nikon Df.

«Мозгом» камеры стал процессор EXPEED 3, позднее также использовавшийся при разработке беззеркальных моделей Nikon 1. Для фокусировки выделен специальный 51-точечный датчик, а частота серийной съемки составляет 10 кадров в секунду с активным автофокусом. Nikon D4 стал второй по счету камерой после Canon EOS 1D X, которая обзавелась контроллером Ethernet и соответствующим разъемом. Кроме того, это первая и до сих пор единственная камера, поддерживающая работу с новым форматом карт памяти XQD. При этом камера оснащена сразу двумя слотами - для XQD и CF карт.

лучшая полнокадровая камера

На сегодняшний день камера успела получить обновление в виде Nikon D4s, анонсированное в конце февраля. Разработчик заявляет о внушительном списке улучшений, среди которых процессор EXPEED 4, улучшенная система автофокуса, снижение шумов на высоких ISO и повышение предела ISO до рекордной отметки 409 600, поддержка видеозаписи в режиме 1920х1080/60p, одновременная запись видео на карту памяти и вывод в несжатом виде через порт HDMI. В общем, большинство изменений носят скорее косметический характер.

Sony SLT-A99

Компания Sony буквально бомбардировала рынок фуллфреймов осенью 2012 года, анонсировав одновременно флагманскую SLT-A99 с полупрозрачным зеркалом и карманный компакт RX1. В тот момент Sony еще не воспринимали всерьез в качестве игрока на полнокадровом поле, а представленная SLT-A99 пыталась конкурировать с акулами Nikon D800 и Canon EOS 5D Mark III.

лучшая полнокадровая камера

В основу этой необычной камеры легли идеи, слишком дерзкие для консервативных профессионалов. Взять хотя бы идею полупрозрачного зеркала, реализованную Sony. Такое зеркало остается неподвижным во время съемки, а значит, не создает лишних вибраций и позволяет снимать видео с активным фазовым автофокусом и Live View. Изображение проецируется сквозь зеркало на 24-мегапиксельный CMOS датчик с механическим стабилизатором, а отраженная от зеркала малая часть света служит для построения картинки в электронном видоискателе. Автофокусировка здесь реализована по двойному фазовому принципу. Часть света, отражаясь от зеркала, попадает на выделенный 19-точечный фазовый датчик, а остальная попадает на матрицу, в структуре которой содержится 102 точки фазовой настройки фокуса.

Sony SLT-A99 стала первой полнокадровой камерой с дисплеем поворотной конструкции. Разрешение дисплейной матрицы составляет 1,23 млн. точек, а видоискателя - 2,36 млн. Камера содержит два слота для карт памяти формата SD, причем один из слотов умеет работать с фирменными карточками Sony Memory Stick. «Альфа» снабжена встроенными модулями GPS и Wi-Fi, имеет порты USB/AV, HDMI, гнезда для подключения внешнего микрофона и наушников, разъем для стыковки батарейной ручки, синхроконтакт для управления вспышками, а также разъем для подключения внешнего кабеля питания.

И еще - компания Hasselblad произвела своего рода люксовый рестайлинг SLT-A99 (как это случилось с NEX-7 или RX100). Камера Hasselblad HV в титановом корпусе обойдется в 11500 долларов США.

Sony Cyber-shot DSC-RX1 и RX1R

Sony RX1 считается первой компактной камерой с полнокадровым сенсором, если не брать в расчет продукты Leica. Продвинутые компакты с крупным сенсором можно буквально пересчитать по пальцам одной руки, а полнокадровая матрица и вовсе случай пока единичный. Как и в случае с Nikon D800 и D800E, Sony выпустила две модификации - с low pass фильтром и без него (RX1R).

лучшая полнокадровая камера

Sony Cyber-shot DSC-RX1

Обе камеры, не считая матрицы, идентичны по своим возможностям. 24-мегапиксельный CMOS сенсор, которым оснащена Sony RX1, также установлен и в зеркалке SLT-A99. Обе камеры были анонсированы одновременно.

Sony RX1 получилась достаточно медлительной, хотя в качестве репортерского инструмента ее никто и не рассматривает. Она медленно включается и выключается, медленно фокусируется по контрасту, делает всего 2,5 снимка в секунду с работающим автофокусом, медленно выгружает заполненный буфер памяти. Вместе с тем камера предлагает отличный фиксированный объектив 35 мм F2.0 с переключателем макрорежима и особым бесшумным лепестковым затвором, встроенным в объектив.

Sony RX1 умеет записывать видео с ручными настройками экспозиции в разрешении Full HD и частотой 60 кадров в секунду. Камера содержит встроенную вспышку, «горячий башмак» и аксессуарный порт для подключения электронного или оптического видоискателя. А вот Wi-Fi модуль здесь отсутствует. Еще один недостаток заключается в малом времени автономной работы. Заряда аккумулятора хватает всего на 260 снимков. Стоит отметить и рекордно малые габариты и вес фуллфреймов. Металлический корпус имеет размеры 113x65x70 мм и вес 482 г.

Sony Alpha 7 и Sony Alpha 7R

Пара инновационных беззеркалок Sony заставляет конкурентов переосмыслить свои действия. Sony Alpha A7 и A7R стали самыми доступными и компактными фуллфреймами на рынке. В данном случае цель конкурировать с профессиональными топовыми зеркалками как таковая не ставилась. Но то, что полный кадр стал наконец доступен широкому кругу пользователей - это факт. Беззеркалки используют байонет Е, заимствованный у камер серии NEX, а сами сенсоры достались камерам от компактов RX1 и RX1R.

Sony A7 отличается от сестры-близнеца наличием 24-мегапиксельной матрицы с поддержкой контрастно-фазового автофокуса, более низкой ценой и пластиковым погодозащищенным корпусом. Более дорогая Sony Alpha A7R по аналогии с RX1R строится на базе 36-мегапиксельного сенсора без антимуарового low pass фильтра. Ее корпус также защищен от попадания влаги и пыли, но выполнен из металла. От фазовой фокусировки здесь отказались - автофокус чисто контрастный. Кроме того, камера характеризуется очень низкой скорострельностью и способна выдать 4 кадра в секунду с зафиксированным автофокусом.

В плане внешнего вида и габаритов, поддерживаемых интерфейсов, характеристик дисплея и видоискателя фотоаппараты абсолютно идентичны. Электронные видоискатели характеризуются разрешением 2,36 млн. точек, экраны имеют наклонный механизм, а для записи видео пригодится возможность подключить внешний микрофон и даже наушники. Sony A7 благодаря фазовому автофокусу подходит для видеосъемки несколько лучше, чем А7R. Камера способна записывать ролики в разрешении Full HD с частотой 60 или 24 полных кадра в секунду и стереозвуком.

Разнообразить функциональность камер призвана система загружаемых из магазина Sony Play Memories мини-приложений. Компактные беззеркальные фуллфреймы Sony стали первыми в своем классе и набор соответствующей оптики, раскрывающей потенциал великолепных сенсоров, пока скромен. Впрочем, у Sony большие планы по развитию парка оптики на предстоящие два года.

Leica M Monochrom

Трудно описывать продукты Leica привычными категориями в стиле «такое-то качество видео, столько-то точек автофокуса и вот такие беспроводные функции». Во-первых, ничего подобного Leica не предлагает. Leica M Monochrom и вовсе является уникальной камерой, снимающей исключительно в черно-белом цвете. Ее 18-мегапиксельный сенсор просто лишен цветового шаблона, которым покрыты пиксели обычной цветной матрицы. Это совершенно аналоговая вещь в современном цифровом мире, насколько это вообще было возможно реализовать, не используя пленку.

что такое полнокадровая камера

Leica M Monochrom

Почти все управление камерой, а также фокусировка завязаны на механике. Из органов управления здесь диск установки выдержки, переключатель режимов протяжки и несколько функциональных кнопок. Диафрагма устанавливается кольцом на объективе, а фокусировка осуществляется дальномерным методом, как и у классических пленочных дальномерок прошлого века. Из интерфейсов - только USB и возможность подключить внешнюю вспышку. Дисплей - предельно простой, с диагональю 2,5 дюйма и разрешением 230 000 точек. Нам нравится такое определение этой камеры: «фотоаппарат, который приятно подносить к лицу».

Leica M9-P пришла на смену легендарной Leica M9 с минимальными изменениями. Это классический дальномерный полнокадровый аппарат. Во время релиза камера являлась самым компактным фуллфреймом со сменной оптикой. В ее основе лежит CCD сенсор с разрешением 18 Мп, способным в полной мере раскрыть возможности высококлассной оптики Leica.

что такое полнокадровая камера

Байонет Leica M был изобретен в далеком 1954 году и все выпущенные объективы актуальны по сей день. M9-P отличается применением сапфирового стекла для защиты дисплея, а традиционный логотип производителя на лицевой панели отсутствует.

Этот аппарат в первую очередь для тех, кто не понаслышке знаком с принципами работы дальномерных систем и способен своим опытом и навыками компенсировать медлительность «механики». Фокусировка здесь, например, исключительно ручная, оценить глубину резкости через видоискатель нельзя, а частота серийной съемки составляет всего 2 кадра в секунду. Во главу угла поставлена способность фотографа чувствовать и предугадывать нужные моменты, вместо того чтобы полагаться на автоматику. Таких профессионалов наберется немного, но зато эти люди прекрасно поладят с Leica M9-P.

Заключение

Фотоаппараты с площадью кадра, равной кадру 35-мм пленки, медленно, но уверенно становятся доступнее. Сфера их использования необычайно широка. Они идеально подходят репортерам, студийным профессионалам и даже видеооператорам - всем, кто выбрал фотографию своей профессией.

Подбирать такую камеру следует, исходя из целей ее использования. Несмотря на высокую универсальность фуллфреймов, каждая камера имеет свою ориентированность. Кому-то в первую очередь важна скорострельность, большое время автономной работы, погодозащищенность и эргономика. Кто-то основным критерием ставит видеовозможности. А для других особо важным окажется детализация изображения и высокое разрешение сенсора.

До сих пор основными игроками на рынке фуллфреймов были Canon и Nikon, но с приходом Sony ситуация начала активно меняться. А значит, нас ждет более интересное противостояние, снижение цен и совершенствование технологий.

Где купить?

Canon EOS 6D в eBay: 58 855 р. ОЛДИ: 96 543 р. Renesa-market.ru: 53 500 р.

Canon EOS-1D C в Renesa-market.ru: 430 500 р.

Canon EOS-1D X в ФотоСклад.ру: 231 400 р. ФОТОКЛАСС: 259 000 р. КОТОФОТО: 259 900 р.

Nikon Df в eBay: 92 313 р. ФотоСклад.ру: 124 990 р. КОТОФОТО: 131 879 р.

Nikon D610 в Delux-tech: 64 500 р. eBay: 60 282 р. Renesa-market.ru: 58 990 р.

Nikon D800 в Delux-tech: 77 500 р. eBay: 88 818 р. Renesa-market.ru: 78 490 р.

Nikon D800Е в КОТОФОТО: 104 980 р. Фотоленд: 119 990 р. ФотоСклад.ру: 119 990 р.

Nikon D4 в Delux-tech: 174 000 р. eBay: 213 305 р. pro-tekno.ru: 175 490 р.

Nikon D4s в eBay: 213 305 р. ФотоСклад.ру: 249 890 р. Фотоленд: 249 990 р.

Sony SLT-A99 в Store.sony.ru: 188 888 р. 15-30.org: 63 750 р. eBay: 89 139 р.

Sony Cyber-shot DSC-RX1 в 15-30.org: 78 621 р. eBay: 84 537 р. ФотоСклад.ру: 109 880 р.

Sony Cyber-shot DSC-RX1R в eBay: 84 537 р. ФотоСклад.ру: 109 880 р.

Sony Alpha 7 в Store.sony.ru: 149 800 р. 15-30.org: 22 702 р. eBay: 53 469 р.

Sony Alpha 7R в Store.sony.ru: 83 900 р.

В современном мире фотоаппараты набирают все больше и больше популярности. Фотография - новое искусство, которое под силу каждому. С помощью снимков мы передаем эмоции, чувства, фиксируем историю своей жизни, а также окружающего мира. Большинство людей фотографирует для себя, просто запечатлевая что-то важное. Но есть и настоящие профессионалы в создании снимков, они проживают свои фотографии, а для того чтобы максимально передать настроение, ждут часами нужного момента, отправляются в специальные путешествия, гоняясь за чувственным и эмоциональным фото. Создаются миллионы сайтов, основной темой которых являются фотографии. Люди передают свои переживания таким способом.

Благодаря простоте данный вид искусства глубоко засел в сердцах многих. И прогресс не стоит на месте, а люди придумывают новое, совершенствуют фотоаппараты, делая картинку более качественной, естественной. Сейчас набирают популярность полнокадровые камеры, которые осуществляют хорошую детализацию, показывают отличное качество и гамму цветов.

Кратко об устройствах

Название камер идет от словосочетания «полный кадр». Полным кадром называют размер светочувствительной матрицы, отвечающей за качество снимка. Чем матрица больше, тем лучше будет качество картинки, тем меньше будет шума при недостатке света. У фотоаппаратов чаще всего используется полуформатный размер, то есть матрица APS-C 23х15 мм. APS-C - общепринятое обозначение матриц с кроп-фактором (урезанным размером). У полнокадровых же совпадает с размерами 35-миллиметровой пленочной камеры (35x24мм). Снимки, сделанные на полнокадровый фотоаппарат, в 1,5 раза больше, чем на камеру с полуформатной матрицей.

В чем популярность?

Пленочные фотоаппараты появились еще в XIX веке, но почему полнокадровые устройства набирают популярность только сейчас? Дело в том, что, когда началось активное производство цифровых камер, чаще всего использовали матрицы меньших размеров в связи со слишком высокой стоимостью полнокадровых датчиков. Сейчас подобные матрицы стали более доступными, поэтому спрос на них растет.

Так ли нужны такие камеры?

Хоть полнокадровая фототехника стала достаточно доступной и дешевой по сравнению с прошлыми десятилетиями, многие крупные фирмы до сих пор отдают предпочтение фотоаппаратам с урезанной матрицей, просто улучшая и совершенствуя их. Напрашивается вопрос: "Раз популярнее есть ли смысл покупать полнокадровую технику?"

Для начала стоит разобраться, зачем вам вообще нужен фотоаппарат. Чаще всего люди покупают камеры для того, чтобы оставлять память о каком-либо значимом событии в их жизни, к примеру, о какой-либо празднике или приятном путешествии. Понятное дело, что в семейном архиве или социальных сетях никто не будет смотреть на размеры матрицы фотоаппарата, на которое сделано фото. Если вы используете камеру только для себя, то не стоит тратиться, главное помнить, что в фотографии ценится не только качество, но и композиция, и смысл, заложенный в нее.

Как же быть тем, кто зарабатывает на жизнь фотографией? Это такая же профессия, где нужно улучшать свои умения и совершенствоваться, работать над качеством работ, глубиной цвета. На самом деле, многие производители сумели создать неполнокадровые модели с разрешением более 16 мегапикселей, при этом качество остается на высоте даже с показателем светочувствительности ISO 1600.

Показатели узкой ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства) всегда были отличительной чертой полнокадровой техники, с помощью которого можно создавать эффект боке, но сейчас, используя объективы со сверхвысокой светосилой 1.2, можно добиться такой же картинки.

При этом полнокадровые камеры стоят гораздо дороже, чем неполнокадровые, а также они более тяжелые и занимают больше места.

Разницу между камерами с кроп-фактором и полнокадровыми человек, не занимающийся профессионально, не заметит, поэтому, покупать ли полнокадровые фотоаппараты, решать только вам, взвесив все за и против. Любители ретро по достоинству оценили данное начинание, так как пленочная техника легла в душу многих.

Плюсы и минусы полнокадровых фотоаппаратов

Как уже сказано в предыдущем пункте, современные полуформатные камеры вполне могут соревноваться с полнокадровыми по качеству картинки, размерам и цене. Какие положительные стороны имеет полнокадровая фототехника?

  • Размер и светочувствительность матрицы помогают создавать снимки очень высокого качества и с хорошей детализацией.
  • Работа с низким уровнем шума, что хорошо для фотографов, которые, к примеру, ведут фотоохоту на редких животных.
  • Наличие серийной съемки, это позволяет поймать естественное движение.
  • С помощью быстрой автофокусировки возможно резкое переключение с объекта на объект, что не даст фотографии смазаться.

Безусловно, минусы у полнокадровых камер также имеются:

  • Габариты фотоаппаратов. Вес и размеры не всегда позволяют с легкостью переносить технику, а без наличия штатива руки устают достаточно быстро.
  • Медленная скорость съемки. Несмотря на быстрый автофокус и серийную съемку, моментально запечатлеть момент все же не удастся.
  • Стоимость камер и дополнительного оборудования.
  • Внимательный подход к технике и подбору оптики. Многие полнокадровые фотоаппараты не принимают объективы другой марки.

Как мы видим, количество плюсов и минусов полнокадровой техники совпадает. Значит, каждый волен сам выбирать, основываясь на своих вкусах и предпочтениях.

Компания «Никон»

История фирмы началась в 1917 году в японском городе Токио. С тех пор «Никон» - одна из ведущих в производстве оптики и различной фототехники.

Данный производитель делает фотоаппараты на разный вкус: есть камеры бюджетные, любительские и профессиональные. Так как «Никон» отвечает за качество своей продукции, то даже самые дешевые фотоаппараты до двух тысяч рублей имеют хорошее наполнение за свои деньги. Что касается очень дорогой техники, цена профессиональных камер, к примеру, варьируется в пределах 200 - 400 тысяч рублей. Что интересно, «Никон» производит не только технику для фото и видеосъемки, а также микроскопы и другие приборы, необходимые в медицине.

Главным конкурентом «Никон» всегда был и будет «Кэнон», они часто разделяют первое место в рейтингах лучших фотоаппаратов. Обе фирмы расположены в Японии, имеют схожий вид и сборку.

В чем особенности «Никон»? Этот производитель уделяет большое внимание качеству съемки при слабом освещении. Также преимуществом является большой размер сенсора, делая качественные фотографии с малым количеством пикселей. Еще фирма добавляет мелкие детали, которые гораздо облегчают работу. У «Никон» даже в самых базовых и дешевых моделях есть хороший автофокус, множество режимов, HDR-эффект (который есть не на всех фотоаппаратах, даже «Кэнон»).

Каждый выбирает фотоаппарат по своему вкусу, и «Никон» - одна из тех компаний, у которой миллионы поклонников по всему миру. Среди ее продукции можно выбрать хорошую камеру, которая будет удобна и проста в использовании.

Особенности полнокадровых фотоаппаратов «Никон»

Компания «Никон» одна из первых начала выпуск полнокадровых фотоаппаратов. И многие пользователи фототехники отдают предпочтение именно этому производителю. Чем отличается полнокадровый «Никон» от своих собратьев других марок? Попробуем разобраться.

Во-первых, так как компания уже имеет опыт в создании подобной техники, то на рынке качество полнокадрового фотоаппарата «Никон» очень ценится. Такое устройство порадует продолжительной работой. Не многие производители могут посоревноваться по характеристикам с «Никон». Полнокадровые камеры их производства отличаются высоким разрешением в более чем 35 мегапикселей, поражая своей детализацией. А это очень важно для фотолюбителей.

Во-вторых, полнокадровый «Никон» имеет более низкую цену по сравнению с «Сони» и «Кэнон», стоят которые не менее 150 тысяч рублей. Что касается камер «Никон», то профессиональные устройства можно найти до 90 тысяч.

В конце концов, фотоаппараты данной фирмы очень доступны. Полнокадровый «Никон» можно найти в очень многих популярных магазинах, не придется постоянно выискивать камеры на различных сайтах, перепокупая уже использованные товары.

Список

Выбирая себе камеру «Никон», стоит помнить, что у этой фирмы свои обозначения. Как определить, какой «Никон» полнокадровый? Проиллюстрируем на примере. FX - полнокадровый «Никон», а DX имеет размер матрицы 23.6х15.7 мм.

Итак, ниже представлен список полнокадровых фотоаппаратов «Никон» в соотношении цены и качества.

И снова здравствуйте, дорогой читатель! С вами на связи, Тимур Мустаев. А вы знаете, что такое полнокадровая матрица в зеркальных фотоаппаратах? Чем она отличается от урезанных матриц? Почему они стоят дороже? Что делать, если у вас не полнокадровая матрица?

Прежде чем ответить на эти и другие интересующие вас вопросы, позвольте поздравить с первым днем лета. Не знаю, как обстоят дела у вас с погодой, а у нас в Душанбе сегодня было +36С. Другими словами, лето началось по полной. А как погодка у вас, чем похвастайтесь? Так же поздравляю с денем защиты детей, берегите, любите, цените как своих, так и чужих детей. Дети, это лучик света в наших сердцах!

В одной из прошлых статей была затронута тема фотоаппарата. Наверняка после её прочтения осталась некая неясность, связанная с полнокадровыми камерами. Сегодня я вам расскажу об их преимуществах и недостатках. Прочитав статью, вы узнаете, для чего нужен полнокадровый фотоаппарат, как будут отличаться снимки с полнокадровой и кроп-камер, какие существуют достоинства и недостатки у таких решений.

Полнокадровая матрица.

Итак, чтобы понять, что такое полнокадровый фотоаппарат, необходимо разобраться с понятием «полного кадра». Размером кадра принято считать габариты светочувствительного элемента, находящегося в тушке камеры. Физически, они бывают абсолютно разными. «Полным» же принято считать стандартные 35-миллиметровые элементы, так как этот размер на протяжении многих лет являлся стандартным.

Параметры ширины и высоты таких матриц составляют 36 и 24 миллиметра соответственно. Отсюда появляется понятие кроп-матрицы, затрагиваемое в одной из предыдущих статей. Причиной создания «обрезанных» матриц была и до сих пор является дороговизна производства полноценных сенсоров для цифровых камер. Конечно, сейчас техпроцесс стал менее затратным, однако, производство элементов стандартных размеров по-прежнему не самое дешёвое удовольствие.

Конечно, раньше существовали компактные фотоаппараты. Их старались делать максимально недорогими как для покупки, так и в обслуживании. Это вызывало нужду в создании «кроп-плёнок», если можно так сказать, но они были очень редки: даже сейчас сложно найти хорошо сохранившуюся камеру с плёнкой уменьшенного размера.

Ближе к окончанию обучения, наш преподаватель показал очень интересный фотоаппарат, который применялся службами разведки СССР в середине-конце прошлого века. Продемонстрировали нам камеру «Вега», производившуюся в Киеве в 60-х годах. Удивительно, что она была полностью работоспособна, даже плёнка оказалась на месте. Размер его плёночного кадра составлял 14×10 миллиметров, а в барабане помещалось всего 20 снимков.

Сами мы, конечно, поработать с ним не смогли, так как нам запретили брать его с собой на фотопрактику, но несколько кадров, запечатлённых Вегой, мы, всё же, рассмотрели. Качество для такого рода камер у нашего экспоната было достаточно хорошим, особенно если учесть миниатюрность его объектива. Тем не менее, это не мешало разведчикам качественно исполнять свою работу.

Особенности полноразмерного светочувствительного элемента

Не секрет, что получаемое кроп-матрицей изображение будет меньше, чем получившееся на полноценной. Об этом, как вы можете заметить, говорилось в прошлой статье. В большей мере, повествование велось об урезанных матрицах, но сейчас настало время поговорить о сенсорах полноценного размера. У него присутствуют как достоинства, так и недостатки. Начать, как мне кажется, стоит с первых.

Итак, почему их так ценят профессионалы?

Достоинства полноразмерных камер

Во-первых , детализация. За счёт большего размера матрицы, получаемое растровое изображение может похвастаться лучшей чёткостью картинки. Даже самые мелкие детали полным кадром прорисуются лучше, чем на кропе, если сравнивать результаты, снятые одним объективом.

Во-вторых , больший размер видоискателя. Кто бы что ни говорил, а закрывать маленький светочувствительный элемент большим зеркалом нецелесообразно. Конечно, на размер влияет ещё и призма, но последняя в таких камерах, как правило, больше, чем в массовых. Для беззеркальных аппаратов это является ещё более весомым плюсом, за счёт большего разрешения получаемой картинки.

В-третьих , размер самого пикселя. Если производитель решил не увеличивать количество светочувствительных единиц, а сделать их немного больше, то это позволит сделать сенсор более чувствительным к световым лучам. Как бы ни изъяснялись некоторые фотографы, на полнокадровых камерах, как правило, изображения получаются более светлыми.

В-четвёртых , хорошая глубина резкости. За счёт лучшего показателя светочувствительности ISO, обеспечиваемой большим размером пикселя, достичь хороший показатель ГРИП на таком аппарате будет гораздо проще.

«Что такое ГРИП?», – спросите вы. Расшифровывается это как глубина резкости используемого пространства. Зачем это нужно? Всё просто: для более сильного или слабого размытия фона. Главное, что нужно здесь знать – полнокадровые матрицы позволяют наиболее эффективно «колдовать» с этим параметром.

В-пятых , отсутствие эффекта зума. О нём тоже было упоминание в статье про кроп-фактор. Пожалуй, это одно из главных отличий от уменьшенных матриц, что позволяет сохранять большее количество изображения на одном кадре. Это может сыграть как положительную роль в кадре, так и отрицательную. К примеру, на большом расстоянии от снимаемого объекта это может сыграть отрицательную роль, а при работе в жанре «портрет» всё будет точно наоборот.

В-шестых , даже при больших значениях параметра ISO 1600—3200, появление цифровых шумов минимальны.

Сравнение полнокадрового и кропнутого аппаратов. Случай из жизни

Сразу хочется сказать, что сравнение вышло весьма субъективным, так как камеры были разного уровня, на них использовалась разная оптика, управляли ими разные люди. Итак, после показа шпионского аппарата преподаватель начал озвучивать нам задание на следующую работу: нужно было создать полноценный фоторепортаж.

Отчасти нам повезло: в центре дополнительного обучения с нами соседствовала автошкола, а в тот день на территории местного автодрома проходили соревнования по вождению среди начинающих водителей. Вдаваться в суть подробностей, думаю, не стоит, не за этим вы сюда пришли.

Так вот, соревнования начались, и мы с одногруппниками вышли на автодром, чтобы сделать заветные кадры. У меня в руках был не самый лучший Nikon D3100, поэтому я решил сразу договориться с ребятами, работающими с Canon 5D Mark II, снимать по очереди. Оба аппарата, кстати, использовались с китовыми линзами. Мы договорились, что через некоторое время поменяемся камерами для лучшего понимания самих аппаратов и получения максимально большого количества снимков.

По приходу в студию, все сразу начали перекидывать кадры на ноутбуки для обработки. Вставив карту памяти, я сделал то же самое, после чего начал рассматривать получившийся результат. Просматривая фото второй раз, я ловил себя на мысли, что на дальних дистанциях (около 50-100 метров) Canon делал снимки более-менее приемлемого качества, зато D3100 показал впечатляющий результат, как для бюджетной любительской зеркальной камеры.

Конечно же, делались снимки вблизи: нужно было сфотографировать победителей, машины, которые привезли их к такому результату, учителей-наставников. Результат на Кэнон был впечатляющим. Никон тоже показал себя неплохо, но где-то ему не хватало резкости, в других местах картинка казалась немного шумной, и про зум-эффект забывать не стоит.

По окончании просмотра фотографий я пришёл к следующим выводам: Кэнон способен на всё, нужно только подобрать нужный набор линз, а с Никоном всё не так однозначно. Конечно, получить качественные снимки можно, но Nikon’у получение идеальных снимков на короткой дистанции даётся достаточно сложно, за счёт кроп-фактора. Тем не менее, свою стоимость он более чем оправдал, впрочем, как и Кэнон.

Недостатки полноразмерных камер

Первый и, пожалуй, самый значимый – трудности с фотографированием на больших дистанциях. Больший световой диапазон, хорошая чёткость картинки и удобство получения снимков перекрываются слабостями при съёмках с длинным фокусным расстоянием. Конечно, это решается за счёт специализированного объектива, что существенно ударит по карману.

Второй , но не менее существенный – стоимость. Помимо дорогих «стёкол» (так на сленге называют объектив) придётся отдать круглую сумму и за саму тушку. Конечно, профессионалы не остановятся даже перед шестизначным ценником, так как окупится такое приобретение достаточно быстро.

Третий минус – вес. Большая матрица, большое зеркало, большой видоискатель… Всё больше требует наличие вместительного корпуса для размещения. Помимо прочего, объективы к большим тушкам тоже никогда не славились своей лёгкостью. Особенно тяжёлыми будут конфигурации с дорогими объективами-телевиками, линзы в которых изготовлены из стекла со специальным напылением.

Четвёртый недостаток – узкая специализация полнокадровых матриц. В то время как кроп с коэффициентом 1,5-1,6 можно назвать стандартным и универсальным. Полнокадровые сенсоры ориентированы в основном на съёмку вблизи. Конечно, можно использовать для дальних съёмок и полнокадровый аппарат, но сделать это будет значительно сложнее и дороже. К тому же даже вблизи новичку будет непросто реализовать аппарат с матрицей стандартного размера.

Итак, настал момент понять, нужен ли нам полнокадровый фотоаппарат или нет? Если вы один из топовых фотографов города и фотография – ваш основной доход, то, определённо, стоит. Если же вы любитель, задумывающийся над обновлением своей кроп-камеры, то приобретение будет весьма сомнительным действием. Что бы тут не было написано, следует грамотно оценить все «за» и «против», после чего решать, какой выбрать тип матрицы.

Если вам хочется более детально ознакомиться со своим фотоаппаратом, понять на что он способен, разобраться с основными свойствами построения композиции, понять, как делать красивый размытый фон, научиться контролировать глубину резкости и многое, многое другое. Тогда вам на помощь, реально суперски видеокурс «Цифровая зеркалка для новичка 2.0 ». Уж поверьте мне, из него вы черпнете уйму полезной информации, и ваши снимки превратятся в шедевры.

Надеюсь, вам была интересна эта статья и вы теперь знаете, что значит словосочетание «полнокадровый фотоаппарат». Если информация оказалась полезной, то обязательно подписывайтесь на мой блог, впереди вас ждёт масса всего интересного. Можете рассказать о блоге своим друзьям-фотографам, пусть тоже приобщаются к качественной фотографии. Всего доброго, дорогой читатель, до скорой встречи!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Вероятно, название статьи многим покажется провокационным. В ней я выскажу свое мнение - стоит ли, выбирая фотоаппарат, стремиться купить именно полнокадровую камеру. За историю своего увлечения фотографией в моих руках побывало множество разных камер - и с кроп-фактором (зеркалки, беззеркалки) и полнокадровых (Canon EOS 5D, 5d Mark II, 5D Mark III). Задумываясь, что бы я себе купил, если бы у меня не было зоопарка полнокадровой оптики Canon, я все чаще прихожу к выводу, что это был бы скорее всего фотоаппарат с кроп-фактором и скорее всего, .

В качестве сравнения я буду использовать зеркалки Canon, но в принципе, все что будет сказано ниже применимо и для других производителей - разница если и есть, то в мелочах. Итак, поехали.

Рабочее ISO

Большинство современных кропнутых камер сохраняют возможность снимать с более-менее приемлемым качеством до ISO 3200 включительно. Есть исключения как в большую, так и в меньшую сторону, но в общем и целом картина такая. Для подтверждения данного утверждения я обратился к ресурсу dpreview.com и сравнил уровень шумов в RAW у камер Canon EOS 700d, Canon EOS 60d, Canon EOS 6d, Canon EOS 5d mark III. К сожалению, тестовых снимков с более новых моделей у них не оказалось. Результат такой.

Canon EOS 700D, RAW, ISO 3200:

Пусть это будет точкой отсчета. Выбираем модель классом повыше.

Canon EOS 60D, RAW, ISO 3200:

Чуть-чуть получше - шум есть, но он имеет более мелкую структуру и его проще подавить в Lightroom без существенного снижения детализации.

А теперь полный кадр. Опытным путем подбираем ISO таким образом, чтобы уровень шумов был сопоставим с кропнутыми камерами. Оно оказалось в два раза больше, как и предполагали ранее.

Canon EOS 6D, RAW, ISO6400:

Собственно, ничего нового мы не увидели - полный кадр "рулит", рабочее ISO как минимум в 2 раза больше.

Давайте посмотрим на проблему выбора фотоаппараты не с технической точки зрения, а с точки зрения здравого смысла. При всех преимуществах полнокадровых матриц перед матрицами с кроп-фактором, не стоит забывать о том, что решающее значение на качество результата съемки оказывает по большей части оптика.

Сейчас самая дешевая полнокадровая камера Canon из новых - EOS 6D. Тушка стоит около 100 тысяч рублей. Можно найти "серую" тысяч за 90. На объектив остается 10 тысяч рублей. Что можно купить за эти деньги? Canon EF 50mm 1.1.8 STM или Canon EF 40mm 1:2.8 STM (). Можно фотографировать портреты в полный рост, средние планы, если повезет, то пейзажи. Чтобы купить универсальный зум на полный кадр, нужно раскошелиться как минимум тысяч на 25, а скорее всего - на 30 и больше. Это будет "темный" на длинном конце Canon EF 24-105mm 1:3.5-5.6 IS STM. Хотите постоянную светосилу 1:4 - цена возрастет как минимум в 2 раза (Canon 24-70mm 1:4L), а если замахнетесь на Canon 24-70mm 1:2.8L II - в 4-5 раз.

Виджет от SocialMart

Есть еще бюджетная "элька" , но это стекло довольно старое. Он был весьма неплох на "первом пятаке" с его 13 мегапикселями, но на 21-мегапиксельном 5D mark III резкость уже не та. Недавно Canon обновил этот объектив, выпустив его вторую версию. Лично не пробовал, вероятно, разрешение у него повыше, но и стоимость нее заметно возросла по сравнению с "первым" 24-105L.

А теперь - неожиданный поворот. Отказываемся от полного кадра и покупаем за 60 тысяч рублей (или даже дешевле) Canon EOS 70D. У нас остается около 40 тысяч рублей на объектив. Давайте посмотрим, что можно на повесить на кроп за эти деньги (или чуть поднакопив/заняв)?

Виджет от SocialMart

Обратите внимание - это объективы с постоянной светосилой 2.8 и даже 1.8! Не стоит списывать со счетов универсальные зумы с переменной светосилой, тот же Canon EF 18-135mm IS USM . Стоит относительно недорого, очень удобен в использовании.

Что касается Sigma 18-35mm 1:1.8 Art - это вообще уникальное стекло, не имеющее пока аналогов. Объектив со светосилой 1:1.8 в более чем в 2 раза светлее, чем 1:2.8 и более чем в 4 раза светлее, чем 1:4. При таком раскладе, мы получаем возможность на Canon 70D (или любой другой кропнутой тушке) снимать на вполне рабочем ISO 1600, там где полнокадровой тушке с сопоставимым по стоимости объективом Canon 24-70mm 1:4 потребуется ISO6400.

Вот такая занимательная математика. Вывод - если отказаться от приобретения полнокадровой камеры в пользу кропнутой камеры со светосильным объективом, можно сэкономить вполне весомую сумму денег и при этом не проиграть в качестве картинки. Это раз...

Фокусировка, скорострельность

Если провести сравнение характеристик 70D и 6D, то очень быстро выясняется, что "семидесятка" в этом плане более совершенна - поддерживается "гибридная" фокусировка, благодаря которой следящий автофокус будет работать при съемке видео. У 70D 19 датчиков фокусировки крестового типа, в то время как у 6D - их 11, причем крестовой только в центре. На практике эта разница будет остро ощущаться при репортажной съемке, когда нужно фотографировать что-то в движении.

А еще у 70D по сравнению с 6D выше почти в 2 раза выше скорость серийной съемки - тоже немаловажная деталь.

Хотите сочетание полного кадра, нормального автофокуса и более-менее приличной скорострельности - покупайте 5D Mark III. Простой маркетинг! Но на этот случай в кропнутом легионе есть еще один сильный игрок - Canon EOS 7D Mark II. Стоит он чуть дешевле, чем 6D, но по скорости работы не имеет себе равных среди зеркалок полупрофессионального сегмента.

Использование широкоугольной оптики

Распространенный миф - полный кадр существенно превосходит кроп в плане возможностей использования широкоугольной оптики, позволяя захыватить в кадр больший кусок пространства. Сейчас это утверждение весьма спорное, поскольку в продаже появилось большое количество сверхширокоугольных объективов, созданных специально под кроп. Причем, среди них присутсвуют вполне бюджетные решения, например, . Также не стоит забывать о широкоугольной оптике Sigma, Tamron, Tokina, Samyang. Фокусное расстояние сверхширокоугольных объективов под кроп начинается от 8 мм - есть обчные широкоугольники и "рыбьи глаза". Этого более чем достаточно, чтобы экспериментировать с перспективой на кропе.

По логике вещей стоило бы сравнить стоимость кропнутых широкоугольников с аналогичными полнокадровыми, но принцип тот же, что и при сравнении стоимости штатных зумов. Полнокадровая оптика дороже.

Телефото, макро

В этом плане кроп-фактор является неоспоримым достоинством, так как в 1.5-2 раза увеличивает масштаб объектов. Объектив 300 мм, который на полном кадре в общем-то "не пришей к собаке хвост" - для портрета 300 мм слишком много, для фотоохоты слишком мало, на кропе 1.6 превращается в 460 мм.

Недавно я баловался с переходником с Canon EF на Micro 4/3 (кроп 2) и на 300 миллиметрах (которые превратились в эквивалентные 600 мм) получал вот такие фотографии:

Портретная съемка

Художественный портрет - это наверно единственный жанр, в котором полный кадр одерживает победу над кропом. Наиболее заметна разница при использовании светосильной оптики.

Благодаря 100% использованию угла обзора объектива, с полным кадром можно снимать с относительно близкого расстояния и при этом получать мощное размытие заднего плана. Все что для этого потребуется - светосильный "портретный" объектив.

Эта фотография была сделана в репортажных условиях на Canon EOS 5D Mark II и объектив Canon EF 85mm 1:1.2L (который стоит чуть дешевле чугунного моста). Фото без обработки.

На кропе для получения подобной фотографии придется либо сокращать фокусное расстояние (например, использовать объектив до 50 мм), либо снимать с в 1.5 раза большего расстояния. И то и другое заметно уменьшит размытие заднего плана. Под это дело наш Красногорский завод выпустил довольно интересное стекло - Зенит 50mm 1:1.2.

Виджет от SocialMart

Этот объектив появился относительно недавно, но уже обрел множество поклонников. Естественно, он не лишен недостатков, главный из которых - отсутствие автофокуса. Ближайший по характеристикам автофокусный Canon 50mm 1.4 стоит около 25 тысяч рублей, но он не стоит этих денег - унылое стекло без изюминки и "волшебства".

Из "полтинников" мне очень понравилась Sigma 50mm 1:1.4 ART, но это уже совсем другая история.

Подведем итоги

Пришло время сделать какие-то выводы.

Не так давно многие пророчили исчезновение кропнутых зеркалок как класса - их вытеснят беззеркалки. Зеркалки останутся только полнокадровые. Я в свое время тоже придерживался этого мнения. Наблюдая за ситуацией, приходится пересмотреть свое отношение к кропу и полному кадру.

Кроп никуда не денется. Со временем характеристики матриц APS-C вплотную приблизятся к полнокадровым. Даже несмотря на гонки мегапикселей. Уже сейчас рабочее ISO сенсоров формата APS-C приблизилось к тому значению, которое можно охарактеризовать как "хватает в 99% случаев". На те случаи, когда ISO не хватает, есть светосильная оптика, сделанная специально под кроп и стоит она на намного дешевле аналогичной по характеристикам полнокадровой.

Я ни в коем случае не пытаюсь отговорить вас от полного кадра! Если есть возможность купить полнокадровую тушку с хорошей оптикой, я рад за вас. Если же на оптику не хватает, и в обозримом будущем вы не планируете зарабатывать фотографией, вполне разумным будет решение о приобретении полупрофессиональной тушки с сенсором APS-C и хорошего светосильного объектива - это даст вам больше возможностей, по сравнению с полнокадровой тушкой с "темным" китовым объективом, который, собственно, убьет все преимущества.



Справочники