Что такое целостная личность. Материнские программы влияют на ребенка и являются мощным толчком к утрате целостности. Дух проявлен, сильный

Цельная личность – одно из достаточно фетишизированных понятий в житейской, научной и прикладной психологии, педагогике, а также некоторых других гуманитарных областях знания и некоторых формах общественного сознания.

Возможные варианты

В сниженном житейском понимании цельный человек – это тот, у кого слова не расходятся с делом. То есть, это такой человек, у которого «есть хребет», или «основной стержень» («ядро») личности. Таких людей, безусловно, уважают, однако как-то уж слишком плосковат и недостаточен такой принцип объяснения в качестве основного.

В более многостороннем понимании цельную можно определить так: человек, у которого тело, ум, и душа развиты и взаимодействуют гармонично, как некое единое целое.

Нравственность и гармония

Цельная личность – это человек зрелый и сформировавшийся, в достаточной степени самостоятельный духовно, осуществляющий свою деятельность на основе ценностно-нравственных ориентаций. То есть, цельная личность – это, прежде всего, гармонично развитая личность.

Следует заметить, что понимание гармонии серьезно отличается у разных народов и в разных культурах. Однако, в любом случае, любые системы воспитания и образования у разных народов и племен в различных культурах предполагают стремление к достижению личностью цельности.

Развитие и воспитание цельности

Разные образовательно-воспитательные подходы по-разному отвечают на вопрос: «Как стать цельной личностью?», каждая из них предлагает свои методы и подходы. На первый взгляд, они сильно отличаются, на самом деле, большинство прописных жизненных истин, предлагаемых к усвоению в процессе воспитания, подобны в разных системах (например, буддистские, христианские и даже мусульманские нравственные поведенческие принципы во многом совпадают друг с другом, а также с принципами светских систем и образования).

Предполагается, что личность в процессе развития и воспитания, а также последующего саморазвития усваивает принципы, предлагаемые семьей, системой воспитания и социумом. Предполагается также, что жизненные цели и мотивы цельной личности настроены и реализуется в соответствии с общественными, иначе индивида могут считать социопатом. На самом деле, все значительно сложнее и таинственнее.

А на самом деле…

Именно личности с уникальным развитием, зачастую, противоречащим понятиям цельности, серьезным образом влияют на развитие духовных, нравственно-ценностных и научно-культурных сфер жизни социума. Влияют как позитивно, так и негативно.

Психика человека – вообще, весьма тонкая материя. Такие понятия как дух и душа, вообще трудно подаются анализу. И уж точно, менее всего квалифицированный анализ личности, ее духовной, психической и нравственной стороны нуждается в наклеивании ярлыков. Увы, подавляющая масса педагогов-практиков не отличается в этом вопросе достаточной душевной деликатностью.

Выводы

Исходя из этих размышлений и осмыслений, напрашивается мнение, что цельная личность – это человек с собственными мыслями, жизненными смыслами и принципами, которые могут изменяться только в процессе собственной, личной переоценки, а не под давлением других. Такие люди вне толпы, они по-настоящему самостоятельны. Зачастую цельный человек внутренне глубоко одинок, поскольку осмеливается быть самим собой. Приходится быть особо гибким и многогранным – чтобы выжить, не сломавшись психологически.

Ну, и подводя черту, хочется напомнить о том, что человек обычно субъективно наделяет смыслом те или иные значения. Поэтому в психологии каждого из мыслящих людей есть свое понимание цельной личности. В любом случае, наверное, каждому следует стремиться к гармоничному развитию, хотя некоторым легче жить без этого.

ДИПЛОМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Академии «Человек-Творец» на тему «ЦЕЛОСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»

1. Что такое целостность, как человек это чувствует и проявляет

Целостность человека – полное слияние с миром, свободное пропускание через себя различных энергий для опыта, познания, исследования без оценок этих энергий (и это не разрушает человека), гармоничное взаимодействие аспектов (душа, дух, тело, Высшее Я, эго, ум, сознание), состояние Человека-Творца .

Дипломное слушание по теме целостности

Кто такой целостный человек?

Целостный человек берет на себя ответственность за свою жизнь, идет по пути души, живет в согласии с ней, воспринимает все происходящее как опыты и уроки, живет в «здесь и сейчас», принимает себя таким, какой он есть, принимает все свои теневые аспекты, все свои части, позволяет себе проживать эмоции, какими бы они ни были, и не осуждает себя за это.


Все энергии находятся в балансе, они свободно текут внутри физического тела и в тонких телах. Такой человек понимает себя, ясно видит свой путь, принимает мир и других людей такими, какие они есть. Есть состояние внутренней гармонии.

Человек вливается в мир, сливается с ним, открывается миру, и мир принимает такого человека и открывает для него потоки изобилия и процветания. У целостного человека нет внутренних противоречий, нет сомнения в себе и в том, что дает ему мир, в своих истинных желаниях, состояниях, поступках, нет страхов, нет границ.

Целостный человек познает, принимает и ценит любой опыт, чувствует внутреннюю свободу, смотрит на мир с позиции Творца, пребывает 100% в каждом моменте, умеет его ценить и наслаждаться, поэтому у такого человека нет проблем, препятствий, волнений и переживаний.

Уравновешены духовный и материальный потоки. Когда человек целостен, то он чувствует свой путь и не колеблется. Целостность проявляется во всех сферах жизни. Истина чувствуется как внутренний компас. Человек как часть целостности, единства мира, Вселенной, а не сам по себе целостный. Весь мир внутри него и он внутри мира как одна энергия.

Целостный человек умеет проявлять, реализовывать свои таланты и желания в мире, обществе. Проявляя таланты, человек активирует свои внутренние ресурсы. Включаются энергетические каналы, человек наполнен жизненной энергией. Человек проявляет интерес к миру.

Он познает и проявляется в нем. Целостность – это постоянное познание, раскрытие и реализация все больших возможностей, потенциала. Жизнь воспринимается как большое путешествие, приключение.

Целостный человек хочет делиться. Он излучает свет и радость, изливает эти энергии во внешний мир. Если где-то чувствуется дисгармония, то он может заполнить это пространство гармоничными энергиями, которые он проводит через себя. Он может посылать световые, положительные вибрации другим людям.

2. Как взаимодействуют аспекты человека при состоянии целостности

Целостность человека – гармоничное сочетание, взаимодействие всех аспектов и структур: души, духа, тела, эго, сознания, ума, Высшего Я.

Каждый аспект принят и уважаем, ему отведено свое место, он выполняет свою роль, свое предназначение.
И его к этому не принуждают, а он сам рад это делать. Аспекты поддерживают друг друга, когда это необходимо. Это налаженный механизм — взаимодействие аспектов. Один аспект без другого не может.
Целостность проявляется в том, что все аспекты действуют однонаправлено. Появилась у человека идея, он взял и реализовал ее. И не возникает при этом сомнений. Аспекты не тянут его в разные стороны (например, душа откликается на идею, ум говорит, что ее невозможно реализовать, эго считает, что она глупа и пуста и т.д.).
Человек чувствует и осознает, чего он хочет, куда ему двигаться дальше.
Ум расслаблен, не участвует во всем напряженно. Настроен на высшие частоты.
Дух проявлен, сильный.
Душа целостна.
Дух и душа поддерживают личность, когда она формируется в детстве.
Сознание спокойно и расширено, воспринимает мир как себя и себя как мир.
Тело здорово и хорошо проводит энергию.
Эго спокойно, сбалансировано. Оно проявляется в стремлениях. Эго проявляет себя – и это импульс для новых исследований. Эго – стимулятор.
Высшее Я расширено, нет предела, границ. Высшее Я изначально целостно. Оно не может утратить целостность.

3. Причины разбалансировки и утраты целостности

Множество факторов могут нарушить состояние целостности человека.


Это может быть воспитание, ограничивающие убеждения и страхи, навязанные социумом, травмирующие ситуации, при которых, например, может появиться самозапрет на чувствование, чтобы не чувствовать боли никогда больше.
В такой ситуации теряется связь с душой, и ум берет на себя контроль и дополнительные функции, чтобы компенсировать этот дисбаланс.
Человек может родиться целостным, а может в любой момент жизни утратить целостность.
Целостность может утрачиваться уже в утробе матери.
Материнские программы влияют на ребенка и являются мощным толчком к утрате целостности.

Целостность утрачивается, когда какие-либо аспекты признаются плохими, негативными.

Тогда такой аспект выпячивается еще больше.
Это реакция сопротивления аспекта на его отрицание, непризнание.
Он как бы показывает: обрати на меня внимание, я существую, у меня есть свои функции, я хочу их выполнять во благо.
Если аспект атрофируется, то до него не доходят импульсы, он не выполняет свои задачи. Другие аспекты должны выполнять и свою роль, и брать на себя функции атрофированных аспектов.
Если душа покидает тело, то целостность человека нарушается.

Причина утраты целостности может быть еще и в том, что личность не воспринимает жизнь как запланированное душой, как опыт. Поэтому личность реагирует негативно на ситуации, страдает. Если человек не доволен собой, своей жизнью, пребывает в состоянии жертвы, то все меньше энергии остается для создания целостности. Она тратится на поддержание негативных мыслей и эмоций.

Причиной утраты целостности могут быть засоренные негативными эмоциями, ограничивающими убеждениями эмоциональное и ментальное тела. Потом это идет на уровень эфирного тела и как блок в физическое тело.
Влияние эгрегора может нарушить целостность. Эгрегор засасывает человека, возникает дисбаланс. Энергия, внимание человека утекает в эгрегор. Тогда не хватает энергии на создание целостности.

Нарушение целостности приводит к потере «опоры под ногами», к ощущению враждебности мира, желанию пассивно закрыться, спрятаться или активно бороться, защищаться. Если человек закрывается от мира, то он оказывается в созданной им самим скорлупе.

Тогда эмоции, мысли и др. не могут выйти наружу, они давят, начинается процесс «гниения». Энергия перестает течь, возникает ее застой. Ей нет выхода. Такой человек как отмирающая клетка организма. Запускается процесс самоуничтожения. Целостность также утрачивается, когда человек не обращает внимания на внутренний мир, а направляет внимание только во внешний мир, начиная с ним бороться. Он не берет на себя ответственность за свою жизнь, а считает, что мир влияет на него.

4. Как утрата целостности связана с тонкими телами

Дисбаланс в тонких телах влияет на утрату целостности. Энергия идет на негативные мысли и эмоции. Если человек не работает с убеждением о том, что нельзя измениться, что ничего не изменить, то создается еще больше программ. Нарушается целостность.

Если эмоциональное тело не проработано, есть блоки, непрожитые состояния, если есть ограничивающие убеждения в ментальном теле, то это не позволяет прийти к целостности. Эфирное тело засоряется негативной энергией.

Тогда энергия не течет свободно по тонким телам по телам, соответственно нет состояния целостности. Если прорабатывать блоки, убеждения, то человек больше открывается, становится свободным от ограничений, реализует себя, становится целостным.

5. Есть ли связь состояния целостности с прошлыми жизнями

Целостность не переносится из жизни в жизнь. Структур нашей личности в текущей жизни (эго, сознания, ума) не было в наших прошлых жизнях. Эти аспекты являются разными в каждой жизни.

Можно прийти к состоянию целостности в одной жизни, если у души есть такая задача.

А в следующей жизни будут другие задачи, и состояние целостности, возможно, там будет не нужно, не актуально.
Человек может родиться целостным, а может в любой момент жизни утратить целостность. Это зависит от того, что запланировала душа на воплощение.

Душа может запланировать утрату целостности, чтобы ее потом в текущей же жизни восстановить.
До какого-то времени люди были целостными, и сейчас идет к тому, чтобы люди становились все более целостными. Это этап развития душ на земле – обрести целостность в течение одной конкретной жизни. У многих душ это одна из задач воплощения в текущий период существования и развития планеты и жизни на ней.

6. Как восстанавливать и сохранять целостность

Человеку, который не находится в состоянии целостности, тяжело увидеть себя, свое истинное состояние. Нужно заглянуть в душу, установить с ней связь, открыться свету, миру, энергиям. Нужна трещина в скорлупе человека.

Жил человек в скорлупе, потом, когда настает нужное время, приходят возможности, события, светлые души. Главное – увидеть их. Возможно, кому-то нужен земной наставник, учитель, который помог бы человеку повысить уровень осознанности. Когда скорлупа трескается со всех сторон, то энергии начинают проходить свободнее.

Чтобы восстановить целостность нужно почистить тонкие тела, проработать блоки.

Если воспринимать все, как опыт, как запланированное душой, как игру и относиться легко к жизни, то это восстанавливает целостность.

Высшее Я с помощью своих мощных вибраций может гармонизировать все аспекты между собой.

Высшее Я собирает все аспекты в целостность, если у человека есть желание, намерение это сделать, и есть связь с Высшим Я. Можно входить в состояние Высшего Я, и аспекты запоминают это состояние и поднастраиваются. Как одну гитару настраивают на основе уже настроенной. Процесс происходит постепенно.

Аспекты можно гармонизировать через проявление себя в творчестве, т.к. аспекты будут устремлены в одном направлении.

Сохранять состояние целостности можно с помощью знания и прочувствования того, что я изначально целостна и совершенна, во мне все гармонично и идеально, что я есть свет. Внутри изначально есть свет и радость, но возникает еще чувство радости, вызванное отношением к внешним событиям. И эта радость подпитывает то изначальное состояние, и это ведет к целостности. Нужно, чтобы все аспекты личности, были подключены к внутреннему свету, гармонии.

Поможет восстановить целостность обращение внимания внутрь себя, принятие на себя ответственности за свою жизнь, осознание и проживание в моменте «здесь и сейчас», доверие миру, принятие и признание всех аспектов и их функций в равной мере.

Должна быть готовность, желание ощущать именно это состояние целостности. Не противопоставлять себя никому и ничему. Это состояние может быть достигнуто через дыхание, через медитации. Медитации нужны на первоначальном этапе. Потом человек может сам сонастраиваться с высшими энергиями, поток будет протекать свободно.

Будет происходить процесс слияния со всеми энергиями, с природой, Вселенной. Это вход в состоянии целостности. Нет границ. Я во всем и все во мне.

Автор — Анжелика Батт, студентка 2 курса Академии «Человек-Творец»

Руководитель курса — Марианна Володина

Целостность (Цельность) как качество личности – способность поддерживать постоянную высшую связь души с Богом; жить в гармонии с законами мироздания; испытывать состояние внутренней полноты, изобилия, успеха и счастья; быть удовлетворённым от осознания реализации своего жизненного предназначения; не терзаться противоречиями, давлением порочных качеств личности; системно удовлетворять свои физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности; быть способным отдавать и принимать любовь.

Давным-давно, когда на Земле только начинала зарождаться жизнь, в небесной канцелярии уже вовсю кипела работа над утверждением новых форм существования. Слетелись к Богу самые лучшие души – изобретатели со своими предложениями и Бог, сидя на своем небесном троне, внимательно выслушал каждую из них. Первая душа залетела в Отчий кабинет с каким-то тяжелым макетом. Еле донесся его, она поставила макет на облако и начала демонстрировать свое новшество. — Я предлагаю создать нечто уникальное. По моим расчетам данная форма жизни является наиболее оптимальной формой существования на Земле. Она легко приспосабливается к внешним условиям и гармонично взаимодействует с внешней средой. Свое изобретение я назвал «Тело». Чтобы «Тело» работало необходимо всего лишь ухаживать за ним и все время кормить. Правда есть один недостаток — оно подлежит износу и разряжается по ночам. Чтобы его зарядить, необходимо давать ему отдых и сон. — Хорошо,- сказал Бог, призадумавшись.- Какой же смысл твоего изобретения? — Смысл заключается в получении чувственного наслаждения. Это нечто удивительное. Тело может реагировать на внешние раздражители, – сказала душа и подойдя к своему изобретению, сделала так, что «Тело» начало вздрагивать. — Интересно,- сказал Бог, внимательно рассматривая макет. — Но, что самое интересное,- продолжила свою презентацию душа.- Так как тело подлежит старению, из двух тел будет создаваться одно новое, тем самым существование на Земле сможет постоянно возобновляться. — Отлично,- сказал Бог и разлился светом.- Мне понравилась твоя идея, и я учту ее при создании жизни. Душа прихватила свой макет и взлетела на самое высокое облако как никогда довольная и счастливая.

— Отец мой,- сказала вторая душа,- Я долго думала о том, какая форма существования будет самой совершенной и пришла к выводу, что совершеннее того, что уже создал ты, не бывает. Поэтому, я предлагаю поселить на Земле, именно нас, твоих сыновей и дочерей. Представляешь, души смогут обитать теперь не только на небе, но и на Земле и Земля превратится в огромный светящийся шар любви. Мое предложение к тебе так и называется «Душа». — Здорово,- сказал Бог и еще больше засиял.- Но какова будет цель пребывания душ на Земле? — Главная цель — любить друг друга и наполнять Землю любовью, чтобы служить тебе не только на небе, но и на Земле. Мы все время будем радостно кружиться и танцевать, чувствовать себя твоими частичками и проливать свет на все вокруг. — Хорошо, — учтиво сказал Бог.- Я обязательно подумаю над твоим предложением, а теперь можешь лететь. Вторая душа взлетела так высоко, что от счастья у нее закружилась голова.

— Господь, — учено сказала третья душа.- Анализируя все процессы, происходящие на Земле, я пришла к выводу, что самой универсальной формой существования будет нечто, что сможет понимать, сравнивать, запоминать и объяснять все жизненные явления. Без этого механизма, жизнь не будет иметь никакого значения, потому что не сможет быть осознанной. Моя модель будет называться «Ум». — Очень любопытно, — задумчиво сказал Бог.- А с какой целью будет функционировать «Ум» на Земле? — С целью анализа Жизни, как одного из самых величайших творений Бога. «Ум» сможет постоянно постигать эту необъятную науку и существовать вечно. — Отлично,- беспредельно радостно сказал Бог.- Мне понравилась твоя модель, и я приму ее к сведению. Ученая душа тоже обрадовалась и вылетела вприпрыжку из Отчего дома.

— Господи Всевышний,- сказала четвертая душа.- Я долго думала и поняла, что Землю может населять только Высший Разум, тот который стремится познать тебя через себя, тот, чья миссия служить тебе и принимать твою волю за великий дар, тот который постоянно развивается и стремится к тебе, чтобы обрести целостность. Мое творение называется «Дух». — Великолепно,- сказал Бог, хлопая в ладоши от счастья. Но зачем «Духу» обитать на Земле, если он может жить на небесах? — Затем, чтобы он всегда смотрел на тебя снизу и помнил, что ему есть куда стремиться, кому служить и кого познавать. — Отлично,- сказал Бог, ослепляя своим светом. Твое творение прекрасно и я обязательно воспользуюсь им. Окрыленная от счастья душа взлетела высоко в небо, кружась между облаками.

— Дети мои, дети,- любяще подумал Бог.- Вы так и не поняли, что вы не могли представить и придумать ничего, чем бы Я ни являлся. А поскольку вы мои дети, вы и есть то, о чем Вы мне так радостно рассказывали. И создал Бог свое величайшее творение по образу и подобию своему. И назвал он его «Человек». Подарил он «Человеку» четыре тоненькие ниточки, соединяющие его с ним и позволяющие познать, что такое быть «Частью» целого. Назвал он эти ниточки – «Тело», «Ум», «Душа» и «Дух» и велел пользоваться ими по инструкции. С тех пор «Человек», который поддерживал свою связь с «Частью» назывался «счастливым», целостным, а когда хотя бы одна ниточка обрывалась, уже назывался «несчастным», нецелостным.

Человек – самая сложная из известных нам систем. Чтобы познать, какого человека можно считать целостным, нужен системный подход, изначально ориентирующий исследователя рассматривать изучаемый объект, как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Человек как целостная система – это не сумма составляющих ее элементов – тела, чувств, ума, разума, ложного эго и души. Нельзя свести качества человека к сумме свойств составляющих его элементов и вывести из них свойства целого. Человек обладает новыми свойствами, отсутствующими у элементов и частей, его образующих.

Целостность личности исходит из высшего начала. Человек, не пришедший к Богу, не может быть целостным, его загрызут страх, страдания, колебания и безверие. Вера бесстрашит, страшит – безверие. Если человек живет на уровне связи души и Бога, вся его жизнь гармонизируется на всех планах. Если такой связи нет, человека раздирают противоречия, он обречен на конфликтное сосуществование с чувствами, умом, разумом и ложным эго. Возникает недовольство жизнью и Богом. Человек начинает искать оправдания, обвинять других в своих бедах и несчастьях. Один человек пришёл в парикмахерскую. Во время стрижки и бритья заговорили с парикмахером о Боге. Парикмахер сказал: — Что бы вы мне ни говорили, а я не верю, что Бог есть. — Почему? — спросил клиент. — Достаточно выйти на улицу, чтобы убедиться, что Бога нет. Вот скажите, если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети? Если бы он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает всё это. Клиент задумался. Когда парикмахер закончил работу, клиент щедро расплатился. Выйдя из парикмахерской, он увидел на улице заросшего и небритого человека. Тогда клиент вернулся в парикмахерскую, пригласил парикмахера к окну и, показывая пальцем на бродягу, сказал: Парикмахеров не существует!« Как это так?» — удивился парикмахер, — «А я разве не в счёт? Я же парикмахер». «Нет», — воскликнул клиент, — «их не существует. Иначе не было бы заросших и небритых людей как вон тот человек, который идёт по улице». — «Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах, просто люди сами ко мне не приходят». «В том-то и дело», — подтвердил клиент, — «и я о том же. Бог есть, просто люди не ищут его и не приходят к нему. Вот почему в мире так много боли и страданий».

Необходимое условие целостности личности – жить в гармонии с законами мироздания . Целостный человек живет в гармонии с внешним миром и с самим собой. Он знает сущность законов мироздания, и это знание делает частью своего опыта. Понимая объективный и справедливый характер их действия, целостный человек испытывает умиротворение, то есть, находится в состоянии душевного покоя, душевного равновесия и благодати. Целостный человек – это удовлетворенный жизнью человек. Например, человек знает, как действует Железный закон мироздания – закон причины и следствия. Он осознает, что жизнь – это бумеранг – что посеешь, то и пожнёшь. Будешь делать людям добро, и ты будешь жить под «парусом» энергии процветания, тебе будет сопутствовать удача и успех.

Целостная личность испытывает состояние внутренней полноты, изобилия, успеха и счастья. Большинство людей нацелено на внешний успех – сделать головокружительную карьеру, прорваться к власти, достичь финансовой независимости. Мало кто из них заботится об экологии своих действий. Зачастую возникает парадокс – чем больше внешний успех, тем больше внутренняя опустошенность, уныние и разочарованность. Человек всю жизнь ставил перед собой материальные цели, всего добился, а на душе смрадно и противно. О потребностях внутреннего мира он как-то не задумывался, и теперь наступил час расплаты: депрессия, отчаяние и боль. Когда внутренний мир – полная чаша, человек изливает в мир энергию внутренней успешности и внутреннего счастья.

Однажды, когда был серый, дождливый день, мальчик по имени Пэт не мог найти себе места и крутился вокруг своего отца, мешая последнему готовиться к докладу. Когда же терпение его отца подошло к концу, он вытащил из кучи один из старых журналов, вырвал из него большой красочный лист с картой мира, разорвал его на множество мелких кусочков и вручил их своему сыну со славами: «Пэт, собери из этих кусочков снова карту, а я за это дам тебе денег на мороженое». Казалось, что даже для взрослого человека, это будет работа не на 5 минут, тем более для маленького Пэта. Какого же было удивление отца, когда сын постучался в его комнату с выполненным заданием уже через 10 минут. - Как тебе удалось так быстро справиться с заданием?- спросил отец. - Это не было совсем сложно, - ответил Пэт. «Просто на другой стороне карты, был большой рисунок человека. Я просто перевернул все кусочки с картой наоборот, собрал изображение человека и перевернув снова лист получил правильно собранную карту мира. Я подумал, что если человек целый, то и мир будет целым». Отец улыбнулся и передал сыну деньги на мороженое. «Если человек целостный, то и мир будет целостный», - размышлял отец, понимая, что название доклада у него определённо есть.

Целостная личность – это состояний удовлетворённости от осознания реализации своего жизненного предназначения. Человек, не нашедший своего призвания, своего жизненного предназначения, не может быть цельным. Целостность предполагает, что человек познал истинный вкус счастья, исполнил свой священный долг перед самим собой и Творцом. Каждый наделен какими-то талантами. Кому-то суждено быть талантливой мамой, кому-то талантливым сантехником, а кому-то талантливым художником. Если художник по предназначению в угоду рыночной конъюнктуре становится банкиром, зарабатывает большие деньги, он все равно не будет счастлив. У каждого в жизни свой путь. Счастье возможно только на этом пути. Свернул со своего пути, вышел за границы своей природы, противостоишь законам судьбы, всё – счастья однозначно не будет. И целостности никогда не будет, ибо личность разорвана обстоятельствами жизни. Личность достигает целостности, если она живет в согласии с высшей волей, если она реализует своё жизненное предназначение.

Целостности человек достигает, если его не терзают противоречия, не давят порочные качества личности. Целостный человек постоянно заботится о воспитании в себе добродетелей, Он знает, что выращенное достоинство естественным образом вытесняет какие-то его порочные наклонности. Они могут быть не достаточно проявленными, чтобы обрести статус качества личности, но в законсервированной форме существуют и только ждут своего часа. Для целостной личности пороки не имеют существенного значения, они не «имеют права голоса» в разговоре души и разума, но определенный самоконтроль и аскезы необходимы всем людям.

Целостная личность системно удовлетворяет свои физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности. Если человек озабочен удовлетворением только потребностей своего ума и чувств, то есть, сводит свои запросы на физический уровень – пища, сон, секс, защита, неизбежен внутренний конфликт, раздрай между умом, разумом и душой. При таком положении дел бессмысленно даже намекать на какую-то целостность личности.

Однажды царь Милинда спросил монаха Нагасену: - Глаза - это ты? Нагасена, смеясь, ответил: - Нет. Царь Милинда настаивал: - А уши - это ты? А нос - это ты? - Нет! - А язык - это ты? - Нет! - Но твоя личность пребывает в теле? - Нет, материальное тело обладает лишь кажущимся бытиём. - Наверное, твоя истинная субстанция - разум? - Тоже нет! Милинда разгневался: - Раз зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, разум - всё это не ты, не является твоей истинной, существующей субстанцией, то где же ты пребываешь? Бхикшу Нагасена улыбнулся и, в свою очередь, спросил: - Окно - это дом? Милинда разозлился, но через силу ответил: - Нет! - А двери - это дом? - Нет. - А кирпичи, черепица - это дом? - Нет. - Ну тогда, может быть, колонны и стены - это дом? - Тоже нет! Нагасена улыбнулся и сказал: - Раз окна, двери, кирпичи, черепица, стены и колонны - это всё не дом, так где же пребывает дом? Тут царь Милинда ощутил пробуждение и осознал единство причин, условий и следствий, понял, что они нераздельны, и их нельзя рассматривать по отдельности. Дом становится домом благодаря сочетанию множества причин и условий, человек также становится человеком, когда наблюдается определённое единство причин и условий, когда системно удовлетворяются все его потребности.

Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос: — Все то, что существует, создано Богом? Один студент смело ответил: — Да, создано Богом. — Бог создал все? – спросил профессор. – Да, сэр – ответил студент. Тогда профессор спросил: — Если Бог создал все, значит, Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло. Студент притих, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он еще раз доказал, вера в Бога это миф. Тогда еще один студент поднял руку и сказал: — Могу я задать вам вопрос, профессор? — Конечно, — ответил профессор. Студент поднялся и спросил: — Профессор холод существует? — Что за вопрос, конечно существует. Тебе никогда не было холодно? Другие студенты засмеялись над вопросом студента. Но молодой человек, как ни в чем небывало, ответил: — На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом в действительности является отсутствием тепла. Человека или предмет можно изучить на предмет того имеет ли он или передает энергию, а абсолютный ноль минус 460 градусов по Фаренгейту есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной, не способной реагировать при этой температуре. Холода, таким образом, не существует. Мы создали это слово для описания того что мы чувствуем при отсутствии тепла. Студент продолжил после некоторой паузы. — Профессор, а темнота существует? — Конечно существует, — ответил профессор, но несколько более задумчиво. — Вы опять не правы, сэр. Темноты также не существует. Темнота также в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем применить призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета, но вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в темноту и осветить его. Как вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство. Вы измеряете, какое количество света представлено, не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. В конце концов, молодой человек спросил профессора: — Сэр. А зло существует? В этот раз неуверенно профессор ответил: — Конечно, как уже сказал, мы ведь видим его каждый день, жестокость между людьми, преступления и насилия по всему миру. Эти примеры являются ни чем иным как проявлением зла. На это студент ответил: — Зла не существует сэр. Зло это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод. Это слово созданное человеком для описания отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло это не вера или любовь, которые существуют, как свет и тепло. Зло это результат отсутствия в сердце человека божественной любви. Это вроде холода, которое наступает, когда нет тепла. Или вроде темноты, которая наступает, когда нет света. Профессор замолчал и сел.

Петр Ковалев 2013 год

Часто я слышу в качестве запросов от клиентов на психологических сессиях: “Я хочу целостности и спонтанности..”

Но что же такое целостность личности? И насколько это возможно?

Целостность – это когда человек находится в контакте со всеми частями своей личности, не отчуждая ни одну из них. Он слышит их всех. И даёт каждой своей части право голоса.

Каждое качество в человеческой личности имеет свою полярность.
Это как волна движения маятника.


Если есть “+”, всегда будет “-”, и наоборот. И чем выше “+”, тем больше “-”.

Например, если вам присуще добродушие, то вы можете впадать и в ярость, и в злость .
Если вы способны на проявления искренней щедрости , то приступы жадности вам также знакомы.
Если вам доступны состояния эйфории и всепоглощающей любви к миру , то и в опустошающую депрессию вы способны улететь с головой.

Одно не может без другого. Это два полюса одной волны.

Мы все состоим из набора полярностей. Но предпочитаем принимать в себе только то, что достойно быть нами.
Остальное мы привыкли подавлять и “побеждать”.

Маленькое упражнение по ходу пьесы :

Напишите 5 качеств или частей собственной личности, попытайтесь охарактеризовать себя пятью качествами.
Есть? А теперь найдите полярность к каждой из них.
Познакомьтесь. Это тоже вы:))

Художник: Alexi Zaitsev
Побеждённая часть уходит в подполье с чувством изничтоженности, а побеждающая остаётся с чувством вины. В войне с собой нет победителей.

Задавленная часть любит проявляться неожиданным способом в самое неподходящее время.

Знаменитые психотерапевты Польстеры описывают случай парня, работающего волонтёром в самых тяжёлых точках земли, он многое прошёл и многое повидал. Всё бы хорошо, парень сильный и невероятно смелый, но… импотент. Он задавил в себе способность чувствовать страх, способность испытывать эмоции, способность оживляться. Он был невероятно спокойным, описывая всё, что видел и пережил. Но достигнутое с таким трудом спокойствие и вытравленная способность быть живым, сыграли с ним злую шутку: со спокойным членом нельзя заниматься сексом. Ему пришлось вернуть себе способность переживать эмоции, вернуть себе “неспокойствие”.

Второй признак подавления и отчуждения в себе каких-то качеств – это наделение ими других.

То, что мы отчуждаем в себе, то мы проецируем на других людей.

Если мы не видим, не различаем собственную накопившуюся злость, агрессию и раздражение, то тогда всё чаще и чаще мы видим эту агрессию в других. Нам кажется, что вокруг полно злобных и агрессивных людей.

Часто люди проецируют на других жадность, зависть, нечестность, некомпетентность.

Маленькое упражнение номер два

Если вам кажется, что кто-то проявляет к вам враждебность,

Рискните обнаружить это чувство в себе.

Целостность – это обретение контакта с каждой частью себя.

Отчуждая от себя часть, вместе с ней мы лишаем себя её ресурсов, её силы. И при этом тратим энергию на удержание части взаперти, на необходимость постоянного контроля.

В каждом из нас полно установок о том, что плохо, а что хорошо.

Плохо быть грустным, жадным, проявлять агрессию, нетерпимость.
Но в грусти много глубины, жадность оберегает нас от опустошающего растрачивания себя, в агрессии есть сила, а в нетерпимости способность выставлять границы.
Находясь только в одной полярности, мы многое теряем.
Самое главное – половину себя.



Справочники