Что собой представляет крестьянское (фермерское) хозяйство в России. Может ли ип быть главой кфх и что для этого нужно Отличия крестьянско-фермерского хозяйства от ИП

Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Его глава зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.
Обязан ли он уплачивать страховые взносы в фиксированных размерах дважды: за себя как за индивидуального предпринимателя и за себя как за главу крестьянского (фермерского) хозяйства (иной деятельности, кроме как деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, он не осуществляет)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не обязан уплачивать страховые взносы за себя в фиксированных размерах по двум основаниям. За главу крестьянского (фермерского) хозяйства, являющегося индивидуальным предпринимателем, следует уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах: 26 545 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное пенсионное страхование и 5840 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное медицинское страхование.

Обоснование позиции:
Индивидуальные предприниматели (в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств - НК РФ) признаются плательщиками страховых взносов ( НК РФ).
Следует отметить, что крестьянское (фермерское) хозяйство может существовать в двух формах, отличных друг от друга по своему правовому статусу: в качестве образований, не обладающих статусом юридического лица ( ГК РФ), или в качестве юридических лиц ( ГК РФ).
Крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица подлежит обязательной государственной регистрации путем регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, определенного в соглашении в качестве главы фермерского хозяйства, либо гражданина, создающего такое хозяйство единолично ( ГК РФ, Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", смотрите также следующий материал: . Государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства).
При этом независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо либо без образования юридического лица, его глава признается плательщиком страховых взносов (смотрите также КС РФ от 24.06.2014 N 1551-О).
Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя в размерах, которые определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства в размерах, которые определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.
Соответственно, главы крестьянских (фермерских) хозяйств хоть и приравниваются для целей НК РФ к индивидуальными предпринимателем ( НК РФ), но положениями НК РФ для них установлен отдельный порядок определения размера страховых взносов.
Крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица подлежит обязательной государственной регистрации путем регистрации в качестве индивидуального предпринимателя его главы. В этой связи мы полагаем, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не обязан уплачивать страховые взносы за себя в фиксированных размерах по двум основаниям.
Встречаются примеры судебных споров, в которых контролирующие органы исходили из того, что физическое лицо, зарегистрированное одновременно в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства и в качестве индивидуального предпринимателя, обязано уплачивать страховые взносы в виде фиксированных платежей по каждому из указанных оснований.
Например, в определении ВС РФ от 01.07.2016 N 309-КГ16-6659, АС Уральского округа от 18.02.2016 N Ф09-12022/15 по делу N А76-32547/2014, от 08.07.2015 N по делу N А76-25022/2014 такой подход поддержки не нашел.
Вместе с тем в ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2014 N Ф08-3698/14 по делу N А53-15654/2013 судьи исходили из того, что уплата главой крестьянского (фермерского) хозяйства страховых взносов за себя как за индивидуального предпринимателя не является основанием для освобождения его от уплаты страховых взносов за него как за члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
При этом судьи сослались, в частности, на Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 58/13, согласно которому уплата страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства за члена такого хозяйства и этим же членом крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальным предпринимателем осуществляется из различных источников (не возникает двойного обложения страховыми взносами).
Подобную логику применили и судьи в АС Московского округа от 01.10.2015 N Ф05-13001/15 по делу N А41-56940/2014: уплата страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства и этим же главой крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальным предпринимателем осуществляется из различных источников.
Между тем необходимо отметить, что в упомянутом постановлении Президиума ВАС РФ спор касался уплаты страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства не за себя, а за другого члена крестьянского (фермерского) хозяйства, который и был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Кроме того, выводы, представленные в упомянутых постановлениях судов Северо-Кавказского и Московского округов, касаются крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных в качестве юридических лиц.
В рассматриваемой же ситуации крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. В таком случае, на наш взгляд, уплата главой крестьянского (фермерского) хозяйства страховых взносов в фиксированном размере за себя как за члена крестьянского (фермерского) хозяйства и за себя как за индивидуального предпринимателя будет осуществляться из одного источника, соответственно, должна быть осуществлена только один раз.
Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации за главу крестьянского (фермерского) хозяйства, являющегося индивидуальным предпринимателем, следует уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах: 26 545 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное пенсионное страхование и 5840 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное медицинское страхование.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В каждый конкретный момент истории новейшего времени все хозяйствующие субъекты имели конкретно-определённый правовой статус. Заколдованными или засекреченными оставались крестьянские (фермерские) хозяйства. Если кому-то эти слова покажутся ироничными или совсем смешными, то этот человек никогда не вникал в суть правового статуса данного образования.

Краткий экскурс в историю (примечательно, что речь пойдёт лишь о ранее принятых актах, но действующих и сегодня) позволит увидеть суть вопроса.

П. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определил крестьянское (фермерское) хозяйство в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица , который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Следующая редакция данной нормы несколько изменила дефиницию, но с неизменной сутью крестьянского (фермерского) хозяйства как самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, представленного отдельным гражданином, семьей или группой лиц , осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Так определялось рассматриваемое хозяйство до 17 июня 2003 года.

В обоих редакциях речь идёт о самостоятельном хозяйствующем субъекте, то есть, отличном от его субстрата, обособленном в обороте. Представим себе самый простой вариант, вытекающий из понятия, предложенного законодателем: отдельным гражданином представлен самостоятельный (другой, независимый от того же гражданина) хозяйствующий субъект, с правами юридического лица. Такое понятие, предложенное законодателем в 1990 году, можно понять, так как настоящими юридическими лицами признавались лишь социалистические предприятия, учреждения, организации и активно создаваемые кооперативы.

За это время чёткое понятие юридического лица было предложено рядом актов, последним из которых явился Гражданский кодекс РФ, Часть первая (п. 1 ст. 48). Теперь, с 8 декабря 1994 г. (дата вступления в силу главы 4 Кодекса) не имел права на жизнь фразеологизм «с правами юридического лица», так как лица могли быть юридическими и физическими. И при кодификации законодатель не нашёл должного места крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Получилось, что основными нормами о хозяйстве стали правила об имуществе, принадлежащем его членам по общему правилу на праве общей совместной собственности (ст.ст. 257 - 259 ГК РФ). Напротив, служебную роль заняли нормы о правовом статусе хозяйства. В частности, п. 2 ст. 23 ГК РФ предусмотрел, что с момента регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства его глава признаётся индивидуальным предпринимателем. Хорошо, хоть о правах юридического лица более не упоминается. Но члены хозяйства, как и само хозяйство, чёткий правовой статус не обрели.

Соответственно, с начала 1995 года крестьянские (фермерские) хозяйства стали регистрироваться в новом статусе. Ранее зарегистрированным хозяйствам было предоставлено право приведения правового статуса в соответствие с новыми нормами. Какие-либо сроки не были установлены.

Стало понятно лишь одно: вновь создаваемые хозяйства - некое договорное объединение, порождающее по общему правилу право общей совместной собственности на имущество (как супруги), регистрируемое в качестве хозяйства, а его главе автоматически присваивается статус индивидуального предпринимателя. Позднее в Постановлении Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 будет изложено обратное требование, но абсолютно логичное: государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Таким образом, никакой регистрации хозяйства нет, это простая регистрация индивидуального предпринимателя, с выдачей особого свидетельства, где есть слова «глава крестьянского (фермерского) хозяйства», а глава с членами заключает договор.

17 июня 2003 года вступил в силу новый Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который признал утратившим силу прежний Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Новый Закон определил крестьянское (фермерское) хозяйство как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Далее, на основании положений ГК РФ, уточняется: фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. И снова «хозяйство», но без образования организации.

Пожалуй, пришло время окончить период существования совершенно разнородных по правовой природе крестьянских (фермерских) хозяйств. Для этого в п. 3 ст. 23 ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрели, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года. Но на такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы нового законодательства по общему правилу уже распространялись с 2003 года.

Достичь поставленной цели до указанного срока не удалось. Законодатель вынужден был продлить данный срок до 1 января 2013 года (Федеральный закон от 30 октября 2009 г. № 239-ФЗ). В период 2010 - 2012 годов осуществлялась наиболее активная работа по совершенствованию гражданского законодательства России. Конечно, эта деятельность не могла обойти стороной статус крестьянского (фермерского) хозяйства.

Неизбежное ближайшее будущее

30 декабря 2012 года Президентом РФ подписан Федеральный закон № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Именно в нём решена судьба рассматриваемого нами правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства.

Теперь законодатель нашёл место рассматриваемым хозяйствам в числе юридических лиц - коммерческих организаций. Более того, Кодекс обогатился статьёй 86.1 в параграфе 2 главы 4 «Хозяйственные товарищества и общества», заняв промежуточное положение между ними. Соответственно, с 1 марта 2013 года утратит силу пункт 2 ст. 23 ГК РФ, в соответствии с которым глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признаётся предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Такой подход кардинально отличается от концепции, лежащей в основе Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который довольно успешно работал в практике почти 10 лет. Учитывая последний фактор, законодатель пришёл к парадоксальному выводу. В частности, статья 23 ГК РФ дополнена пунктом 5, признающим основные в настоящее время крестьянские (фермерские) хозяйства - как договорные объединения граждан. Новая норма закрепляет право граждан заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой такого хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Предыдущий абзац предрешает ответ на вопрос о правовой судьбе крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных посредством регистрации главы хозяйства как индивидуального предпринимателя: они продолжают существовать в своём статусе .

Кроме того, почти в такой форме допускается и создание К(Ф)Х - как договорного объединения граждан на основании п. 5 ст. 23 ГК РФ и продолжающего действие Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Правовой основой деятельности таких хозяйств будет договор - соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства , заключенное в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. А главой такого хозяйства может стать гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя.

Теперь законодатель позволил подвести черту: такое «договорное хозяйство» является первичной формой крестьянского (фермерского) хозяйства. Эта форма может остаться незыблемой, а может стать базой для создания крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица. Правомерен и обратный вывод: нельзя создать крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо, минуя первичную (договорную) форму.

Итак, любое действующее крестьянское (фермерское) хозяйство, не являющееся юридическим лицом, с 1 марта 2013 года может быть облечено в форму юридического лица по решению его участников.

Такое юридическое лицо определено законодателем как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. Законодатель в очередной раз осторожно отнёсся к правовой природе рассматриваемых хозяйств, расположив нормы о них между хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами, имеющими значительные отличия.

Юридические лица названной группы являются собственниками внесённого его членами имущества. Какие-либо особенности для крестьянских (фермерских) хозяйств не устанавливаются.

Примечательно, что гражданин может участвовать одновременно в нескольких хозяйствах первого уровня (договорных); а в юридическом лице - только в одном, что аналогично требованию лишь к полным товарищам во всех хозяйственных товариществах, с тем лишь отличием, что к члену К(Ф)Х не предъявляется требование наличия статуса индивидуального предпринимателя. Последнее не позволяет квалифицировать хозяйство как товарищество. Видимо, действительно, законодатель включил промежуточную (между обществами и товариществами) модель коммерческой организации. А ответственность строится как в хозяйственных товариществах: отвечает по обязательствам само хозяйство, а субсидиарную ответственность (без указания на возможность её ограничения как в обществах с дополнительной ответственностью) по обязательствам хозяйства несут его члены.

В «статусных» нормах статьи 86.1 ГК РФ законодатель решил учесть максимум особенностей крестьянского (фермерского) хозяйства, предусмотрев, что при обращении взыскания кредиторов хозяйства на находящийся в собственности последнего земельный участок, участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

Иные особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются федеральным законом. Полагаю, что плодить количественно законы о крестьянском (фермерском) хозяйстве нет смысла, а более детальные правила составят комплекс изменений в действующий ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», где одновременно будут нормы как о договорных хозяйствах первого уровня, так и о юридических лицах.

Правовая судьба созданных ранее крестьянских (фермерских) хозяйств - юридических лиц

Остался лишь один вопрос - о судьбе крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных ранее и действующих в виде юридических лиц. Напомню, что они должны были привести свой статус в соответствие с ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» сначала до 1 января 2010 года, затем - до 1 января 2013 г.

Небывалое внимание законодателя проявлено к ним в декабре ушедшего 2012 года. В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 263-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"» названный в предыдущем абзаце срок продлён до 1 января 2021 г.

Через неделю после принятия этого Закона принимается Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым новые правила подлежат применению к ранее созданным К(Ф)Х - юридическим лицам и их последующая перерегистрация не требуется.

Гражданин может стать членом фермерского хозяйства , как при его регистрации, так и впоследствии путем вступления в уже действующее хозяйство. При этом в законе РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливается два императивных положения.

Во-первых, заявление о вступлении в хозяйство должно быть подано в письменной форме.

Во-вторых, принятие нового участника осуществляется по единогласному решению всех участников хозяйства, (п. 2 ст.14).

Отсюда следует, что если кто-то из членов хозяйства не согласен с кандидатурой предполагаемого участника, данное лицо не может быть принято в члены хозяйства. Согласно п. 7 ст.4 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» изменение состава фермерского хозяйства необходимо закрепить в соглашении о создании хозяйства.

Неотъемлемыми составляющими статуса члена фермерского хозяйства являются его права и обязанности. В числе прав участников КФХ можно назвать право участвовать в управлении деятельности КФХ , избирать и быть избранным главой КФХ . Имущество фермерского хозяйства является общей собственностью его членов, поэтому каждый из участников хозяйства обладает правом на долю соответствующего размера. При выходе из состава хозяйства участнику КФХ выплачивается стоимость, принадлежащей ему доли. Общий режим имущества предопределяет порядок его использования, который должен устанавливаться участниками хозяйств. При отсутствии таких правил сделки с имуществом осуществляется главой.

В качестве дополнительного имущественного правомочия следует назвать право члена фермерского хозяйства на полученные в результате хозяйственной деятельности плоды и другие доходы, в том числе заработанную прибыль. В числе прочих прав членов фермерского хозяйства следует назвать право на образование на базе хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества, на получении информации о деятельности хозяйства, в том числе доступ к бухгалтерской и иной документации.

Участники фермерского хозяйства не только имеют права, но и несут предусмотренные законом обязанности. К их числу относится обязанность члена КФХ личным трудом участвовать в деятельности хозяйства, вносит предусмотренные соглашением взносы. Из общих норм, регулирующих статус члена фермерского хозяйства, также следует, что участник КФХ при осуществлении хозяйственной деятельности обязан действовать в интересах хозяйства и соблюдать его интересы.

Особый интерес представляют положения об ответственности членов по обязательствам фермерского хозяйства. Согласно ст. 8 (2003 г.) по сделкам, заключенным в интересах фермерского хозяйства, отвечает само хозяйство, имуществом, определенным в ст. 6 закона. Эта норма корреспондируется с положениями закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии со ст. 223 которого имущество, принадлежащее главе и членам фермерского хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами фермерского хозяйства, не включается в конкурсную массу.

То есть, члены КФХ несут ограниченную ответственность по обязательствам хозяйства. Но из данного правила имеется исключение. В силу ст. 9 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» гражданин, вышедший из хозяйства, в течение двух лет после выхода несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе КФХ по обязательствам, возникшим в результате деятельности хозяйства, до момента его выхода.

Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Гражданский кодекс регулируют правовое положение не только главы хозяйства, но и его членов, которые по смыслу норм права являются равными с главой партнерами по ведению сельскохозяйственного производства. Регистрации подлежит не глава как индивидуальный предприниматель, а крестьянское хозяйство. Глава наделён лишь рядом представительских функций. Внутри же хозяйства все его члены, включая главу, обладают равными правами: сообща ведут хозяйство, соблюдая нормы гражданского, земельного, налогового и иного законодательства, владеют и пользуются общим имуществом, определяют и регулируют трудовые, отношения.

Статья 15 закона РСФСР 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определяла, что имущество КФХ принадлежит его членам на праве общей долевой собственности, а при единогласном решении может вводиться режим совместной собственности. Это положение претерпело изменение с введением в действие с 1.01.1995г. части первой ГК РФ, ст. 257 которого устанавливает, что имущество хозяйства является общей совместной собственностью его участников, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Окончательное юридическое закрепление данный подход получил с принятием закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003 г., ст. 6 которого устанавливает презумпцию совместной собственности членов на имущество КФХ. Иной правовой режим может вводиться лишь по соглашению между участниками хозяйства, а возможность его изменения на основании закона не предусматривается.

Имущество, передаваемое участниками в общую собственность фермерского хозяйства , должно быть надлежащим образом оформлено. Недаром в п. 4 ст. 6 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» подчеркивается, что перечень объектов, входящих в состав хозяйства, и порядок формирования имущества КФХ устанавливаются членами хозяйства по взаимному согласию. Таким образом, при передаче имущества участника в состав КФХ необходимо в соглашении о создании фермерского хозяйства четко предусмотреть, какое имущество передается, его оценку и сделать указание, что данное имущество поступает в общую (совместную или долевую) собственность участников.

Разграничение имущества фермерского хозяйства и личного имущества участника КФХ имеет важное теоретическое и практическое значение. Так же необходимо сформулировать критерии, позволившие установить, какими характеристиками должно обладать имущество, чтобы быть признанным имуществом фермерского хозяйства? Согласно ст. 257 ГК РФ одним из таких критериев является источник приобретения имущества - общие средства участников хозяйства, другим предпринимательское назначение приобретаемых объектов.

Этот вывод следует из положения указанных статей, где сказано, что имущество КФХ - это имущество, приобретенное для фермерского хозяйства, то есть для ведения предпринимательской деятельности. Именно этот критерий был отмечен в судебной практике, как ключевой при определении принадлежности к имуществу фермерского хозяйства. При рассмотрении дела суд указал, что поскольку приобретаемый товар характеризуется предпринимательскими свойствами и не связан с личным потреблением, он является собственностью КФХ.

В соответствии со ст. 7, 8 закона 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» порядок владения, пользования и распоряжения имуществом хозяйства определяется соглашением, заключенным членами КФХ. Пункт 2 ст. 8 предоставляет главе хозяйства право распоряжаться общим имуществом, но лишь в пределах правил, установленных в соглашении и в интересах фермерского хозяйства , причем стороной в сделке является не отдельный член хозяйства, а КФХ в целом, как субъект права.

Имущество и права, приобретаемые в результате деятельности КФХ, поступают в общую собственность участников хозяйства и здесь необходимо правильно оформлять соответствующие договоры. Это особенно важно для недвижимого имущества, права на которое возникают с момента государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ).

Одним из наиболее актуальных вопросов в деятельности фермерского хозяйства является выход участника из состава КФХ и компенсация его доли. По общему правилу доля члена КФХ подлежит компенсации денежными средствами. Но ст. 9 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и ст. 258 ГК РФ содержат норму, запрещающую выдел в натуре доли в имуществе КФХ лишь в случае выхода одного члена. При этом не понятно, вправе ли два и более участника, покидающие хозяйство, получить часть общего имущества.

Следующая проблема заключается в том, что ни ГК РФ, ни закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не содержат положений, регламентирующих порядок определения стоимости доли выходящего члена КФХ.

Как быть, если член фермерского хозяйства в течение длительного времени не принимал участие в его деятельности, но претендует на получение своей доли. Из стоимости какого имущества надлежит исходить при определении размера доли, того имущества, которое было в хозяйстве к моменту фактического выбытия члена, или имущества, имеющегося в наличии к моменту рассмотрения спора?

Следует принять норму: если член фермерского хозяйства не принимает участия в производственной деятельности или попросту отбыл в неизвестном направлении, стоимость его доли должна определяться не на дату предъявления требования о выделе, а на момент прекращения участия в совместной деятельности.

Продолжая тему правового режима имущества КФХ, необходимо рассмотреть вопрос наследования, который имеет большое значение в деятельности фермерского хозяйства. Отношения наследования имущества КФХ, включая земельный участок, регулируются частью третьей Гражданского кодекса, вступившей в силу 1 марта 2002 г. Статья 1179 ГК РФ определяет, что наследство открывается после смерти любого члена фермерского хозяйства. Порядок вступления в наследство должен осуществляться с учетом правил ст. 253-255, 257-259 ГК, в соответствии с которыми, имущество хозяйства принадлежит его членам на праве общей собственности.

Земельный участок и основные средства производства при выходе из состава КФХ одного из членов разделу не подлежат. Поэтому наследодатель не может включать в круг завещаемого имущества индивидуально-определенную вещь, например, участок. В этом случае он нарушит права остальных членов общей собственности. Поскольку распоряжение имуществом, находящимся в общей собственности, осуществляется по соглашению между всеми сособственниками, речь должна идти не о завещании имущества фермерского хозяйства, а о завещании доли в праве общей собственности.

Наследник, не являющийся членом хозяйства, имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе КФХ (п. 2 ст. 1179 ГК). В соответствии со ст. 15 закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 г. срок компенсации доли участия в хозяйстве равнялся 5 годам, а по одноименному закону РФ 2003 г. срок составляет один год (ст.9).Эта норма корреспондируется с положениями части третьей ГК, где сказано, что срок может быть определен членами фермерского хозяйства и наследникам, а при отсутствии соглашении- судом, но не должен превышать один год со дня открытия наследства (п. 2 ст. 1179 ГК РФ).

Следует учитывать, что наследник не может быть принят членами КФХ , если он не связан с остальными участниками родством и (или) свойством, либо, когда число входящих в состав семей или родственников главы хозяйства достигает предела, установленного ст. 3, 13 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Фермерское хозяйство является производителем сельскохозяйственной продукции, поэтому право хозяйства на землю играет особую роль в практической деятельности КФХ и являются неотъемлемой частью юридического статуса хозяйства (слайд 29). Земельные права КФХ регулируются законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельным и Гражданским кодексами, а также нормативными актами Президента Правительства РФ, регламентирующими возникновение, изменение и прекращение прав на земельные участки граждан, ведущих фермерское хозяйство.

Согласно ст. 9 закона РСФСР 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ считалось созданным с момента государственной регистрации прав на землю. Данные нормы утратили силу с принятием одноименного закона РФ 2003 г., в соответствии со ст. 11 которого земельные участки предоставляются и приобретаются для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства. Отсюда следует, что земля может выделяться как до, так и после регистрации КФХ. Такой вывод не в полной мере основывается на нормах Земельного кодекса, ст. 81которогго, устанавливая общий порядок получения земли, говорит, что этим правом обладают граждане, «изъявившие желание вести фермерское хозяйство». Представляется, что данная формулировка не исключает прав членов действующего КФХ обратиться за дополнительным участком с целью расширения землепользования.

В соответствии со ст. 81 ЗК РФ порядок получения земельного участка определяется настоящим кодексом и законом о КФХ .

Процедура выделения земли урегулирована ст. 12 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» , а в части заключения договора купли- продажи или аренды подчиняется также Гражданскому кодексу и актам Министерства имущественных отношений РФ. При этом согласно пункту 3 ст. 11 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» формирование земельного участка осуществляется в соответствии с положениями земельного законодательства.

В соответствии со ст.12 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» граждане, заинтересованные в получении земли для КФХ, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Согласно п. 19 ст. 3 закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Статья 12 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает требования к содержанию заявления о выделении земли для КФХ, согласно которым в нем должны указываться:

1) цель использования земельного участка (создание, осуществление деятельности КФХ или его решение);

2) испрашиваемое право на землю (в собственность или аренда);

3) условия предоставления участка в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды;

5) обоснование размеров предоставляемых участков;

6) предполагаемое место нахождения земельных участков. Также предоставляется соглашение о создании фермерского хозяйства.

Данный перечень является исчерпывающим. Поэтому уполномоченные органы не в праве предъявлять дополнительные требования помимо перечисленных в п. 1 ст. 12 закона.

После введения в действие закона РФ 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» положение об индивидуальной собственности на землю утратило силу, однако данный закон не определяет, на кого оформляется земельный участок, на имя главы или членов хозяйства. Нет также в законе норм о том, что заявление о выдаче земли для КФХ подается от всех участников хозяйства.

При этом в литературе справедливо обращалось внимание на противоречия ст. 258 ГК РФ, где говорится о праве собственности на земельный участок всех членов КФХ с одновременным указанием на выделение участка фермерскому хозяйству. Такая ситуация не соответствует заложенному в ГК РФ принципу равных имущественных прав членов хозяйства, которые в соответствии со ст. 257 ГК РФ обладают правом общей собственности на все имущество КФХ, включая земельный участок.

Гражданский кодекс и закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не содержит ответ, подлежит ли разделу земельный участок и средства производства при выходе нескольких членов из состава КФХ.

С экономической точки зрения положения законодательства, допускающие разделение средств производства и земли фермерского хозяйства даже в случае ликвидации КФХ выглядят не достаточно обоснованными.

Хозяйство представляет собой семейную форму мелкого сельскохозяйственного производства, ликвидация которой не отвечает интересам развития государства, поскольку негативно сказывается на продовольственной безопасности. Кроме того, фермерство- это особый уклад жизни, сохраняющий самобытную культуру и генофонд нации.

Конечно, нельзя ставить под сомнение право собственности членов фермерского хозяйства на имущество КФХ. Однако более целесообразным, нежели раздел активов хозяйства, предоставляется нормативное закрепление правила о реализации земли и средств производства КФХ как имущественного комплекса в случае добровольной либо принудительной ликвидации фермерского хозяйства. Высказываемые предложения соответствуют европейскому опыту. Например, в Дании объектом сделок может быть только целое фермерское хозяйство как имущественный комплекс. Аналогичный опыт имеется и в Польше.

Некоторые Российские ученые также обоснованно говорили о том, что имущество фермерского хозяйства следует рассматривать в целом как объект прав, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, то есть, имущественный комплекс, являющийся недвижимостью. Введение соответствующих норм в законодательство позволит сохранить целостность фермерских хозяйств, а, следовательно, и устойчивость их развития. В случае не состоятельности КФХ реализация имущественного комплекса также в большей степени будет способствовать эффективному развитию аграрного сектора экономики по сравнению с распродажей отдельных объектов собственности КФХ . При таком подходе немало важно-то обстоятельство, что права кредиторов будут лучше защищены.

Существенным недостатком российского законодательства является отсутствие четких положений, регламентирующих труд в фермерском хозяйстве. Так, закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003 г. вообще не регулирует указанные отношение и ничего не говорит о том, какими нормами надлежит руководствоваться на практике. В трудовом кодексе РФ о труде также нет соответствующих положений, что следует оценить критически, поскольку отсутствие надлежащего правового регулирования ведет к смешению понятий «член фермерского хозяйства» и «наемный работник».

В российской юридической литературе было высказано мнение, что работодателем в отношении членов фермерского хозяйства и наемных работников выступает глава КФХ , а в соглашении о создании хозяйства необходимо указывать на каких условиях (полной или частичной занятости) и по какой профессии член КФХ будет работать в хозяйстве и условия его перевода с одной работы на другую.

Глава фермерского хозяйства не является работодателем по отношению к другим членам хозяйства. Другие авторы подчеркивали, что труд членов КФХ подчиняется гражданским нормам, и применительно к взаимодействию участников хозяйства понятия «работодатель» и «работник» не применимы, так как эти отношения основаны на членстве, а не на трудовом договоре. Поэтому работодателем надлежит признавать не главу, а само фермерское хозяйство. Глава заключает с наемными работниками трудовые договора от имени КФХ, и именно хозяйство выполняет функции налогового агента в отношении налогов на доходы наемных работников, то есть рассчитывает, удерживает и перечисляет налог на доходы физических лиц в бюджет.

На примере Трудового кодекса России видно, что признание главы работодателем влечет наложение на него обязанностей уплачивать заработную плату, страховые взносы и другие обязательные платежи. Но будет ли такой подход законным с точки зрения ГК и закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»? Согласно данного акта глава КФХ, являясь одним из членов хозяйства, выбирается на свою должность участниками КФХ и в установленных законом случаях может быть добровольно либо принудительно отстранён от исполнения своих обязанностей с назначением нового главы.

Согласно ГК РФ и закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» государственной регистрации подлежит фермерское хозяйство, несмотря на то, что оно действует без образования юридического лица. Поэтому правосубъектность хозяйства- это правосубъектность самостоятельного субъекта права. Отсюда следует, что граждане вступают в трудовые правоотношения и заключают соответствующий договор с фермерским хозяйством. От имени хозяйства договор вправе подписывать уполномоченное лицо, которым в силу закона является глава хозяйства.

Поэтому обоснованным представляется мнение ученых о том, что фермерское хозяйство, а не его глава нанимает работников, и хозяйство выступает для них работодателем.

Нельзя согласиться с высказанным в письме МНС РФ от 20 сентября 2004 г. № 04-05-03/252 мнением, что глава КФХ производит выплаты другим членам хозяйства. Полученные в результате деятельности хозяйства продукция и доходы являются общей собственностью всех участников хозяйства и распределяются не главой, а по соглашению всех членов КФХ (ст.258 ГК РФ).

Ведение КФХ -это предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли. Именно прибыль должна быть результатом, подлежащим распределению между членами КФХ. Её отсутствие говорит о том, что деятельность хозяйства и членов не увенчалась успехом. В этом случае члены хозяйства не вправе требовать выплат, предусмотренных трудовым законодательством, например, заработной платы. Данный критерий является ключевым при определении порядка и условий труда членов крестьянского хозяйства, их участия в покрытии убытков и распределении полученных доходов. Из сказанного следует вывод о том, что один член хозяйства не может выступать работодателем по отношению к другим участникам КФХ.

Рассмотрение трудового положения фермерского хозяйства будет неполным без анализа темы налогообложения КФХ .

В соответствии с Налоговым кодексом фермерское хозяйство вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), заменяющего большинство других налоговых платежей. В НК РФ для этих целей предусмотрена специальная глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)». До 1 января 2004 г. действовала редакция ст.346.1 главы 26.1 НК РФ, согласно которой фермерские хозяйства наряду с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями рассматривались в качестве плательщиков единого сельскохозяйственного налога при условии признания КФХ сельскохозяйственным товаропроизводителем. Для этого в свою очередь требовалось, чтобы за предшествующий календарный год доля выручки от реализации с/х продукции, произведенных на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке КФХ составила не менее 70 процентов.

Из сказанного следует, что налогоплательщиком следует признавать не его главу, а само фермерское хозяйство. Если спор возникает в период деятельности КФХ, то обязательно должны исполняться за счет общего имущества хозяйства. В случае ликвидации КФХ ответственность по налоговым и иным платежам подлежит взысканию с членов хозяйства.

Согласно п. 1 ст. 21 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ ликвидируется в случае единогласного решения участников. Причины могут быть самые разнообразные: достижение целей, ради которых хозяйство создавалось; переезд в другую местность, утрата интереса к деятельности КФХ вследствие старости или нетрудоспособности, отсутствие прибыли и т.д. Руководствуясь ст. 9ГК РФ, согласно которой субъекты гражданского права по его усмотрению осуществляют принадлежащие им права, и ст. 21 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» члены КФХ принимают решение о добровольном прекращении деятельности фермерского хозяйства.

Участники КФХ вправе принять решение о создании на базе хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества. В этом случае хозяйство также подлежит ликвидации, а кооператив или товарищество должно признаваться правопреемником фермерского хозяйства.

КФХ ликвидируется, если отсутствуют участники или их наследники, желающие продолжить деятельность хозяйства, а так же в случае его банкротства. Первое из указанных оснований требует уточнения, поскольку закон не разъясняет, кто принимает решение о ликвидации хозяйства при отсутствии в нем членов. Ведь если наследники не пожелают вести КФХ, то они не будут вступать в состав хозяйства. Очевидно, что в рассматриваемом случае о прекращении деятельности КФХ должен принять суд.

Многоукладность в российском аграрном секторе экономики не возможна без многообразия организационно-правовых форм хозяйствования.

Крестьянские (фермерские) хозяйства являются основной структурой малого и среднего аграрного предпринимательства, и имеют право на свое, позитивное развитие.

Но успешным аграрный бизнес может быть лишь при условии полноценного и качественного юридического урегулирования.

Это касается и законодательства о крестьянском (фермерском) хозяйстве .

Б.А.Воронин

д.ю.н. профессор

зав. кафедрой

управления и права

Уральской ГСХА

журнал "Нивы Зауралья"

фото Информационное агентство "Светич"

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Крестьянские (фермерские) хозяйства занимают особое место в системе организационно-правовых форм ведения предпринимательской деятельности.

Конституционной основой организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств служат ст. 8, 9, 34, 36 Конституции РФ. Кроме этого, их деятельность регламентируется ЗК РФ, ГК РФ, Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Закон определяет, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К его деятельности применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

В то же время ст. 86.1 ГК РФ устанавливает, что граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном уча- стии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.

В связи с этим положения ст. 86.1 ГК РФ необходимо учесть в Федеральном законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Однако до сегодняшнего дня этого не сделано.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа им к финансовым и иным ресурсам. Вмешательство данных органов в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением установленных случаев.

Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

Членами фермерского хозяйства могут быть:

  • 1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет;
  • 2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.

Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство. Оно подписывается всеми членами фермерского хозяйства. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение.

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации.

Важно знать!

В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

Определено, что имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Доли членов фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между ними.

Члены фермерского хозяйства сообща владеют, пользуются и распоряжаются имуществом фермерского хозяйства в соответствии с порядком, определенным соглашением. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, оно отвечает своим имуществом.

В Законе определены правовые последствия выхода членов из фермерского хозяйства. Установлено, что при выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

В то же время гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется но взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие нс достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.

При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства.

Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с ГК РФ.

Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий. Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается ЗК РФ. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов РФ.

Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности.

В фермерское хозяйство могут приниматься новые члены. Их прием осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства. Выход осуществляется но его заявлению в письменной форме.

Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.

Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.

Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является его главой. Он должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов. Глава фермерского хозяйства: организует деятельность фермерского хозяйства; без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности; осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение; организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства; осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают но взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена.

Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.

Важно знать!

Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки: сырья, кормов; произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции; сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней; семян; удобрений; горюче-смазочных материалов; иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут но договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

Установлены случаи прекращения существования фермерского хозяйства:

  • а) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;
  • б) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;
  • в) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;
  • г) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;
  • д) на основании решения суда.

Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке. Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам ГК РФ.

Ответственность крестьянского (фермерского) хозяйства по своим обязательствам

Неопределенность правового статуса крестьянского хозяйства порождает различные точки зрения и по доводу того, каким имуществом крестьянское хозяйство отвечает по своим обязательствам. Так, Ю. Вольдман пишет, что в случае признания главы крестьянского хозяйства банкротом, согласно п.3 ст.25 ГК РФ, требования кредиторов "удовлетворяются не за счет имущества крестьянского хозяйства, то есть всех его членов, а только за счет имущества, принадлежащего главе крестьянского хозяйства - индивидуальному предпринимателю" Вольдман Ю. Об особенностях правового регулирования труда в крестьянском (фермерском) хозяйстве.//Хозяйство и право.-2002.-№4.-С.40..

О.А. Макарова занимает по данному вопросу во многом сходную, но довольно противоречивую позицию. С одной стороны, она признает, то "крестьянское хозяйство - это гражданин, семья или группа граждан, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность в предпринимательских целях и за регистрированных в порядке, определенном законами Макарова О.А. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяй-ства//Кодекс-info.-2000. -№ 1.- С. 10., и неоднократно называет его то "специфической формой предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве", то "особым хозяйствующим субъектом". По ее мнению, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не учитывает специфику крестьянского хозяйства. Однако тут же О.А. Макарова указывает, что речь должна идти о признании банкротом не крестьянского хозяйства, а его главы, и, стало быть, отвечать он должен всем своим имуществом в соответствии со ст.24 ГК РФ (т.е. она не учитывает специфику, о которой сама говорила выше) Там же. - С 10..

Все обстоит как раз наоборот: Закон о банкротстве гораздо лучше, чем ГК РФ, отражает специфику крестьянского хозяйства как особого субъекта предпринимательской деятельности, хотя следует согласиться с Е.П. Горбуновой в том, что в данном Законе не следовало бы так упорно называть главу крестьянского хозяйства индивидуальным предпринимателем Горбунова Е.П. Особенности правового положения и государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств // Кодекс-info. -2000.- № 1.- С. 7..

Если рассматривать главу хозяйства как индивидуального предпринимателя, то, вероятно, действительно должны применяться нормы ст.24,25 ГК РФ. Однако представляется, что в самом ГК заложены внутренние противоречия, поскольку специальное выделение в нем норм о регистрации крестьянского хозяйства как хозяйствующего субъекта (п.2 ст.23) и об общей собственности членов крестьянского хозяйства (ст.257, 258) должно влечь за собой и закрепление в Кодексе правила о том, что взыскание кредиторов по обязательствам такого субъекта обращается в первую очередь на это общее имущество.

В противном случае получается абсурдная ситуация: крестьянское хозяйство сообща ведут все его члены, но когда дело доходит до ответственности, то в соответствии со ст.255 ГК РФ взыскание обращается на личное имущество главы хозяйства и лишь при его недостаточности оно может быть обращено на долю главы в праве общей собственности крестьянского хозяйства. Члены же крестьянского хозяйства остаются в стороне.

В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" вопросы ответственности крестьянского хозяйства решены в основном правильно. В ст.171 данного Закона сказано, что по обязательствам крестьянского хозяйства отвечают все его члены имуществом, находящимся в их общей собственности или приобретенным для хозяйства на общие средства его членов. Некорректным представляется лишь употребление союза "или". Ведь если имущество приобретено членами хозяйства на их общие средства, то оно уже является их общей собственностью; в приведенной же редакции это имущество противопоставляется общей собственности, что неверно. Ключевыми же в данной статье следует считать указание на то, что члены хозяйства отвечают имуществом, "приобретенным для хозяйства", т.е. имуществом производственно-хозяйственного назначения, перечисленным в ст.257 ГК РФ. Это означает, что крестьянское хозяйство несет по своим обязательствам ограниченную ответственность.

Важно подчеркнуть, что сказанное должно относиться и к крестьянским хозяйствам, состоящим из одного члена (главы). Возлагать в этом случае на главу хозяйства полную ответственность всем имуществом только на том основании, что он - единственный член хозяйства, было бы нелогично. Действительно, если супруги - члены крестьянского хозяйства не отвечают по обязательствам хозяйства имуществом культурно-бытового назначения (поскольку оно приобретено не для хозяйства, а для обеспечения потребительских нужд семьи), для единственного члена крестьянского хозяйства другого подхода быть не может. Отношения ответственности крестьянского хозяйства как особой формы предпринимательства граждан включаются в его правосубьектность, и в данном случае количественный состав хозяйства не может иметь существенного значения.

В п.3 ст.171 Закона о банкротстве специально подчеркивается, что имущество, принадлежащее главе или членам хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского хозяйства, не включается в конкурсную массу. Применительно к земельному участку крестьянского хозяйства, признанного банкротом, в Законе повторена формула ст.129 ГК РФ о том, что он может отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию в той мере, в какой его оборот допускается земельным законодательством. Однако здесь должно приниматься во внимание не только земельное, но и гражданско-процессуальное законодательство.

Договорные обязательства хозяйство принимает на себя через главу КФХ или через представителей по выданными им доверенностям (ст.17 комментируемого Закона). И он должен, во-первых, соизмерять возможности хозяйства с принимаемыми обязательствами и, во-вторых, после принятия таких обязательств обязан принять все меры к тому, чтобы они были исполнены и притом надлежащим образом.

Двухгодичный срок, видимо, "подогнан" законодателем под общий трехгодичный срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ), с учетом того, что обычный срок исполнения сделок, как правило, не превышает одного года с момента их заключения.

Вышедший из КФХ гражданин отвечает субсидиарно по отношению к ответственности главы КФХ, действующего на момент обращения кредитора с соответствующим иском.

Законодатель не случайно говорит фактически не только о сделках (обязательства из сделок подразумеваются), совершенных до момента выхода его из КФХ, но и об обязательствах вообще (включая обязательства из причинения вреда и из неосновательного обогащения). Это сделано в целях обеспечения защиты прав и законных интересов кредиторов КФХ.

Размер субсидиарной ответственности определен в пределах рыночной стоимости доли в имуществе КФХ, имевшейся у вышедшего из состава членов хозяйства гражданина на момент его выхода. Истец не лишен права доказывать, что сторонами (КФХ и вышедшим членом) эта стоимость была при выходе указанного лица из хозяйства занижена или завышена. Суд может назначить оценочную экспертизу.

Если вышедший из КФХ член получил при выходе денежную компенсацию, его ответственность по п.3 комментируемой статьи не может превышать суммы этой компенсации.

Но вернемся к норме, согласно которой соответствующую субсидиарную ответственность несет не только бывший глава КФХ, вышедший из хозяйства, но и всякий гражданин, вышедший из КФХ. Можно рассуждать о справедливости или несправедливости этой нормы, но определенная логика в ней, безусловно, есть.

Видя, как в результате чересчур рискованной договорной политики главы КФХ нарастают долги, любой член хозяйства мог выйти из него, и если он этого не сделал, то справедливо, что он несет ответственность за последствия такой политики.

Логично то, что ответственность на выходящих из КФХ членов ложится только по тем обязательствам, которые возникли до их выхода из хозяйства. Однако срок исполнения рассматриваемых обязательств, возникших до момента выхода соответствующего члена из КФХ, можно было бы ограничить одним годом с момента выхода такого члена из КФХ (имеется в виду один сельскохозяйственный цикл).

Отметим, что вышедшие из КФХ члены не несут ответственности:

а) по дополнительным соглашениям, заключенным после их выхода из КФХ, к сделкам, совершенным до их выхода из КФХ, даже если заключение таких дополнительных соглашений в будущем предусматривалось условиями указанных сделок;

б) по договорам, заключенным после их выхода из КФХ, если предварительные по отношению к ним договоры (ст.429 ГК РФ) были заключены до их выхода из КФХ, что не исключает ответственности по самим предварительным договорам, если их условиями за нарушение (отказ или уклонение от заключения основного договора) была предусмотрена неустойка.



Справочники