Виды труда и их характеристика

VI. ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ ТРУД

Г-н Дюринг открыл у Маркса очень грубую экономическую ошибку, достойную ученика младшего класса и в то же время заключающую в себе общественно-опасную социалистическую ересь.

Теория стоимости Маркса представляет собой «не более как обычное... учение, что труд есть причина всех стоимостей, а рабочее время - мера их. При этом в полной неясности остается представление о том, как следует мыслить различную стоимость так называемого квалифицированного труда. Правда, и по нашей теории естественная себестоимость и, следовательно, абсолютная стоимость хозяйственных предметов может измеряться только затраченным рабочим временем. Но при этом мы исходим из того, что рабочее время одного индивида признается совершенно равноценным рабочему времени другого, и приходится только следить за теми случаями, когда при квалифицированных работах к индивидуальному рабочему времени одного лица присоединяется рабочее время других лиц... например, в виде употребляемого инструмента. Следовательно, дело обстоит не так, как туманно представляет себе г-н Маркс, будто чье-либо рабочее время само по себе имеет большую стоимость, чем рабочее время другого лица, потому что в первом из них как бы сгущено большее количество среднего рабочего времени; нет, всякое рабочее время, без исключения и принципиально, - следовательно, без необходимости выводить сначала какую-либо среднюю, - совершенно равноценно, и при рассмотрении работ какого-либо лица, как и при рассмотрении каждого готового продукта, нужно только выяснить, сколько рабочего времени других лиц скрыто в том, что на первый взгляд представляется затратой только его собственного рабочего времени. Для строгой значимости теории совершенно не важно, что именно будет тем, что не могло бы получить особого свойства и особой работоспособности без рабочего времени других людей, - будет ли этим применяемое рукой орудие производства, или сама рука, или даже голова. Между тем г-н Маркс в своих рассуждениях о стоимости не может отделаться от мелькающего на заднем плане призрака квалифицированного рабочего времени. Быть радикальным в этом направлении ему помешал унаследованный им способ мышления образованных классов, которому должно казаться чудовищным признание, что само по себе рабочее время тачечника и рабочее время архитектора экономически совершенно равноценны».

То место у Маркса, которое вызвало этот «более мощный гнев» г-на Дюринга, очень коротко. Маркс исследует, чем определяется стоимость товаров, и отвечает: содержащимся в них человеческим трудом. Последний, продолжает он, «есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием... Сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Опыт показывает, что такое сведение сложного труда к простому совершается постоянно. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда, и, следовательно, сама представляет лишь определенное количество простого труда. Различные пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому труду как к единице их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и потому кажутся последним установленными обычаем».

У Маркса речь идет здесь прежде всего лишь об определении стоимости товаров, т. е. таких предметов, которые производятся внутри общества, состоящего из частных производителей, - производятся этими частными производителями за частный счет и обмениваются ими один на другой. Следовательно, здесь говорится отнюдь не об «абсолютной стоимости», где бы сия ни обитала, а о стоимости, имеющей силу при определенной форме общества. Оказывается, что эта стоимость, в этом определенном историческом понимании, создается и измеряется человеческим трудом, воплощенным в отдельных товарах, а этот человеческий труд оказывается далее расходованием простой рабочей силы. Однако не всякий труд представляет собой всего лишь расходование простой человеческой рабочей силы: очень многие виды труда заключают в себе применение навыков или знаний, приобретенных с большей или меньшей затратой сил, времени и денег. Создают ли эти виды сложного труда в равные промежутки времени такую же товарную стоимость, как и труд простой, как расходование всего лишь простой рабочей силы? Ясно, что нет. Продукт часа сложного труда представляет собой товар более высокой, двойной или тройной, стоимости по сравнению с продуктом часа простого труда. Посредством этого сравнения стоимость продуктов сложного труда выражается в определенных количествах простого труда, но это сведение сложного труда к простому совершается путем определенного общественного процесса за спиной производителей - процесса, который здесь, при изложении теории стоимости, может быть только констатирован, но еще не объяснен.

Именно этот простой факт, ежедневно совершающийся на наших глазах в современном капиталистическом обществе, и констатирует здесь Маркс. Факт этот настолько бесспорен, что даже г-н Дюринг не отваживается оспаривать его ни в своем «Курсе», ни в своей «Истории политической экономии». Изложение Маркса отличается такой простотой и прозрачностью, что, наверно, никто, кроме г-на Дюринга, не «останется при этом в полной неясности». Именно вследствие этой полной неясности, в которой пребывает г-н Дюринг, он ошибочно принимает стоимость товаров, исследованием которой здесь только и занимается пока Маркс, за «естественную себестоимость», еще более увеличивающую неясность, и даже за «абсолютную стоимость», которая до сих пор, насколько нам известно, не имела хождения в политической экономии. Что бы, однако, ни понимал под «естественной себестоимостью» г-н Дюринг и какой бы из его пяти видов стоимости ни имел честь представлять «абсолютную стоимость», - несомненно одно: у Маркса вовсе нет речи об этих предметах, а говорит он только о стоимости товаров, и во всем отделе «Капитала», трактующем о стоимости, нет ни малейшего намека на то, считает ли Маркс эту свою теорию стоимости товаров применимой также и к другим формам общества, и если считает, то в каком объеме.

«Следовательно», - продолжает г-н Дюринг, - «дело обстоит не так, как туманно представляет себе г-н Маркс, будто чье-либо рабочее время само по себе имеет большую стоимость, чем рабочее время другого лица, потому что в первом из них как бы сгущено большее количество среднего рабочего времени; нет, всякое рабочее время, без исключения и принципиально, - следовательно, без необходимости выводить сначала какую-либо среднюю, - совершенно равноценно».

Счастье для г-на Дюринга, что судьба не сделала его фабрикантом и, таким образом, избавила его от необходимости устанавливать стоимость своих товаров по этому новому правилу, а следовательно, и от неизбежного банкротства. Но что я говорю! Разве мы всё еще находимся в обществе фабрикантов? Отнюдь нет. Со своей естественной себестоимостью и абсолютной стоимостью г-н Дюринг заставил нас сделать скачок, настоящее salto mortale, из нынешнего дурного мира эксплуататоров в его собственную хозяйственную коммуну будущего, в чистую небесную атмосферу равенства и справедливости, - и мы должны поэтому, хотя и несколько преждевременно, уже здесь заглянуть немного в этот новый мир.

Правда, по теории г-на Дюринга, и в хозяйственной коммуне стоимость хозяйственных вещей может измеряться тоже только затраченным рабочим временем, но при этом рабочее время каждого заранее будет расцениваться совершенно одинаково, всякое рабочее время будет считаться совершенно равноценным без исключения и принципиально, и притом - без необходимости выводить сначала какую-либо среднюю величину. И вот пусть теперь читатель сравнит этот радикальный уравнительный социализм с туманным представлением Маркса, будто чье-либо рабочее время само по себе имеет большую стоимость, чем рабочее время другого лица, потому что в первом из них сгущено большее количество среднего рабочего времени, - представлением, от которого Маркс не в силах освободиться из-за унаследованного им способа мышления образованных классов, которому должно казаться чудовищным признание, что рабочее время тачечника и рабочее время архитектора экономически совершенно равноценны!

Беда только в том, что Маркс делает к приведенному выше месту в «Капитале» маленькое примечание: «Читатель должен иметь в виду, что здесь речь идет не о заработной плате, или стоимости, которую рабочий получает, например, за один рабочий день, а о стоимости товаров, в которой овеществляется его рабочий день». Маркс, словно предчувствуя своего Дюринга, сам, следовательно, предостерегает против применения приведенных положений хотя бы даже к заработной плате, выплачиваемой за сложный труд в нынешнем обществе. И если г-н Дюринг, не довольствуясь тем, что он все-таки это делает, вдобавок характеризует еще приведенные выше положения как те основные начала, согласно которым Маркс якобы хочет регулировать распределение жизненных средств в социалистически организованном обществе, - то это просто бесстыдная подтасовка, подобную которой можно встретить разве только у разбойников пера.

Присмотримся, однако, несколько ближе к дюринговскому учению о равноценности. Всякое рабочее время совершенно равноценно: рабочее время тачечника, как и рабочее время архитектора. Таким образом, рабочее время, а следовательно, и самый труд имеют стоимость. Но ведь труд есть созидатель всех стоимостей. Только он один придает предметам, находимым нами в природе, стоимость в экономическом смысле. Сама стоимость есть не что иное, как выражение овеществленного в каком-либо предмете общественно необходимого человеческого труда. Следовательно, труд не может иметь никакой стоимости. Говорить о стоимости труда и пытаться определить ее - это все равно, что говорить о стоимости самой стоимости или пытаться определить вес не какого-нибудь тяжелого тела, а самой тяжести. Г-н Дюринг разделывается с такими людьми, как Оуэн, Сен-Симон и Фурье, называя их социальными алхимиками. Но когда он мудрит над стоимостью рабочего времени, т. е. над стоимостью труда, то он этим доказывает, что стоит сам еще гораздо ниже действительных алхимиков. Пусть читатель теперь сам судит о дерзости, с какой г-н Дюринг подсовывает Марксу утверждение, будто рабочее время одного человека само по себе имеет большую стоимость, чем рабочее время другого, и будто рабочее время, а стало быть и труд, обладает стоимостью, - пусть читатель сам судит о дерзости, с какой это приписывается Марксу, который впервые показал, что труд не может иметь стоимости и почему именно не может иметь ее!

Для социализма, который хочет освободить человеческую рабочую силу от ее положения товара, очень важно понять, что труд не имеет стоимости и не может иметь ее. При таком понимании теряют почву все попытки регулировать будущее распределение средств существования как своего рода высшую форму заработной платы, - попытки, перешедшие к г-ну Дюрингу по наследству от стихийного рабочего социализма. Отсюда как дальнейший вывод вытекает, что распределение, поскольку оно управляется чисто экономическими соображениями, будет регулироваться интересами производства, развитие же производства больше всего стимулируется таким способом распределения, который позволяет всем членам общества как можно более всесторонне развивать, поддерживать и проявлять свои способности. Способу мышления образованных классов, унаследованному г-ном Дюрингом, должно, конечно, казаться чудовищным, что настанет время, когда не будет ни тачечников, ни архитекторов по профессии и когда человек, который в течение получаса давал указания как архитектор, будет затем в течение некоторого времени толкать тачку, пока не явится опять необходимость в его деятельности как архитектора. Хорош был бы социализм, увековечивающий профессиональных тачечников!

Если равноценность рабочего времени должна иметь тот смысл, что каждый работник в равные промежутки времени производит равные стоимости и что нет необходимости сперва выводить какую-либо среднюю величину, - то совершенно очевидно, что это неверно. Стоимость, созданная часом труда двух работников, хотя бы одной и той же отрасли производства, всегда окажется различной, смотря по интенсивности труда и искусству работника; этой беде, - которая, впрочем, может казаться бедой только таким людям, как Дюринг, - не может помочь никакая хозяйственная коммуна, по крайней мере на нашей планете. Что же остается, следовательно, от всей концепции равноценности всякого труда? Ничего, кроме пустой крикливой фразы, экономической подоплекой которой является только неспособность г-на Дюринга к различению между определением стоимости трудом и определением стоимости заработной платой, - ничего, кроме простого указа, своего рода основного закона новой хозяйственной коммуны: заработная плата за равное рабочее время должна быть равной! Но в таком случае старые французские рабочие-коммунисты и Вейтлинг приводили уже гораздо лучшие доводы в пользу своего требования равенства заработной платы.

Как же в целом разрешается важный вопрос о более высокой оплате сложного труда? В обществе частных производителей расходы по обучению работника покрываются частными лицами или их семьями; поэтому частным лицам и достается в первую очередь более высокая цена обученной рабочей силы: искусный раб продается по более высокой цене, искусный наемный рабочий получает более высокую заработную плату. В обществе, организованном социалистически, эти расходы несет общество, поэтому ему принадлежат и плоды, т. е. большие стоимости, созданные сложным трудом. Сам работник не вправе претендовать на добавочную оплату. Из этого, между прочим, следует еще тот практический вывод, что излюбленный лозунг о праве рабочего на «полный трудовой доход» тоже иной раз не так уж неуязвим.

Вариант 2

А1 . Что из перечисленного отличает человека от живот­ного?

1) способность к творчеству 2) забота о потомстве

3) жизнь в группе 4) биологические потребности

А2. Художник, работающий по шаблону, без выдумки и фантазии:

1) мастер 3) ремесленник

2) гений 4) живописец

АЗ. Признаком творчества является:

1) стандарт 2) трафарет

3) копирование 4)новизна

А4 . Промышленник К.С. Алексеев, создатель Художест­венного театра в Москве больше известен под фамилией:

1) Морозов 2) Станиславский

3) Третьяков 4) Бахрушин

А5 . Продукт труда, выставленный на продажу:

1) заработная плата 2)товар

3) земля 4) премия

А6. Верны ли суждения о меценатстве: а) меценатство - пережиток прошлого;

б) благодаря меценатству мир смог увидеть выдающиеся произведения искусства и услышать многих знаменитых певцов?

А7 . Верны ли суждения об источниках богатства: а) важ­ным источником богатства служат знания и умения, при­обретенные человеком;

б) источники богатства всем лю­дям даны в равной степени?

6

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А8. Верны ли суждения о выборе профессии: а) для пра­вильного выбора профессии достаточно только знать, что она престижна;

б) материальное вознаграждение должно быть главным при выборе профессии?

1) верно только а 2) верно только 6

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А9 . Верно ли, что: а) предпочтения при выборе профессии меняются с возрастом;

б) умственный труд часто требует физической разрядки?

I) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А10. Верно ли, что: а) труд можно разделить на простой и сложный;

б) источником богатства на земле является труд человека?

1) верно только а 2) верно только 6

3) оба ответа верный 4) нет верного ответа

В1.

Труд является не только основой жизнедеятельно­сти человека, но и важнейшей его....

В2. Все примеры, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «бедность». Укажите пример, не связанный с этим понятием.

1.Минимальная оплата труда

2.Прожиточный минимум

3.Простой труд

4.Отсутствие квалификации

5.Недостаток средств

6.Благотворитель

ВЗ. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется.



(1)... - деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов. (2)... ремесленника обычно ручной, без использова­ния сложных машин и механизмов (таким был труд Левши, подковавшего блоху без всяких приспособле­ний). Предметы, сделанные (3)..., отличаются высо­чайшим (4)..., индивидуальностью, красотой. Среди этих изделий встречаются такие, которые могут по­разить человека своим неповторимым образом, под­час неуловимыми чертами отличающими руку (5)... от руки пусть талантливого, но ремесленника.

А.Ремесленник

Б. Ремесло

Г. Мастер

Д. Красота

Е. Качество

Ж. Работник


Вариант 1

А1. Что из перечисленного является субъектом Россий­ской Федерации?

1) штат З) край

2) департамент 4) муниципалитет

А2. Как древние греки называли своего соотечественника?

1) националист 3) демократ

2) шовинист 4) патриот

АЗ. Какой из городов является субъектом Российской Федерации?

1) Санкт-Петербург 3) Казань

2) Екатеринбург 4) Новосибирск

А4. Каждый субъект Российской Федерации: а) имеет свой высший закон (Конституцию или Устав);

б) являет­ся национальным образованием.

А5 . Верны ли суждения о понятии «патриот»:

а) патри­от - человек, который любит свою Родину;

б) уважение к другим народам - черта патриота?

1) верно только a 3) оба ответа верны

2) верно только б 4) нет верного ответа

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «субъекты Российской Феде­рации». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1. Республика

2. Область

3. Губерния

5. Автономная область



В2. Заполните пропуск в предложении.

Русский язык - ... язык Российской Федерации .

Тест 19. Что значит быть патриотом

Вариант 2

А1 . Наиболее точное определение понятия «федерация»:

1) край, республика 3) союз, объединение

2) государство 4) конституция

А2. Словосочетание «субъект Российской Федерации» означает:

1) полноправный участник

2) независимая территория

3) колониальное владение

4) автономная единица

АЗ. К субъектам Российской Федерации не относится:

1) край 3) автономная область

2) республика 4) муниципалитет

А4. Верны ли суждения о понятии «патриот»:

а) черта пат­риота - уважение к другим народам;

б) настоящий пат­риот видит не только достоинства, но и недостатки своей страны?

1) верно только а 3) оба ответа верны

2) верно только б 4) нет верного ответа

А5. Верны ли суждения о русском языке: а) русский язык - государственный язык Российской Федерации; б) все художественные произведения в России создаются на русском языке?

1) верно только а 3) оба ответа верны

2)верно только б 4) нет верного ответа

В1. Заполните пропуск в предложении.

Патриот - человек, любящий свое ....

В2. Найдите в приведенном ниже списке народы, имею­щие свои национальные образования.

1. Татары 4. Удмурты

2. Монголы 5. Якуты

3. Таджики 6. Осетины

Вариант 1

А1. Основной закон Российской Федерации:

3) Судебник 4) устав

А2 . Как древние греки называли своего соотечественника?

1) гражданин 2) демократ 3) патриот 4) либерал

АЗ. Выберите правильное утверждение:

а) Великая Отече­ственная война длилась с 1941 по 1945 г.;

б) отечественной называют войну, в которой на защиту Родины встает весь народ.

1)верно только а 2) верно только б 3) оба ответа верны

4) нет верного ответа

А4. Назовите правильное чередование цветов на флаге Российской Федерации?

1) белый, красный, синий

2) красный, белый, синий

3) красный, синий, белый

4) синий, красный, белый

А5. Двуглавый орел появился на гербе России при:

1) Иване Калите 2) Иване III

3) Петре I 4) Екатерине II

1) В.А. Жуковский 2) А.Ф. Львов

3) Пьер Дегейтер 4) С.В. Михалков

А7. Выберите правильное утверждение: а) российские гра­ждане выбирают своих представителей в Государственную думу;

б) российские граждане выбирают главу правитель­ства Российской Федерации.

1 верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А8. Гражданином Российской Федерации может быть:

а) человек любой национальности; б) человек с самого рождения.

1) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А9. Выберите правильное утверждение: а) все произве­дения культуры создаются в нашей стране только на рус­ском языке;

б) обучение в школах России ведется только на русском языке.

1) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А10. Что указывает на принадлежность группы людей к одной национальности?

1) общая территория проживания 2) общая религия

3) общие язык и культура 4) общее правительство

В1. Найдите в приведенном списке символы государства.

5. Мундир

В2. Заполните пропуски названиями частей света.

Олимпийский флаг - белое шелковое полотнище с вышитыми на нем пятью переплетенными кольцами голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд) цветов. Идея олимпийского флага проста: пять колец - это пять частей света. Рас­пространена версия, что (1)... - синий, (2)... - крас­ный, (3)... - желтый, (4)... - черный, (5)... - зеленый. Пьер де Кубертен говорил, что ни одно из колец не со­ответствует определенной части света: шесть цветов (вместе с белым фоном полотна) скомбинированы так, что являют собой национальныецвета всех без исключения стран мира.

ВЗ. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется.

Столица нашей Родины - (1)... . Это город, в ко­тором проживают люди разных (2)... . Большая часть из них, как и во всей стране, - (3).... Именно на этом языке общаются между собой (4)... нашей страны. Это язык межнационального (5)

А.Гражданин Б. Деятельность В.Русские Г. Москва

Д. Общение Е. Патриот Ж. Гражданин 3. Национальность

Тест 23. Обобщение темы «Родина»

Вариант 2

А1 . Каждый субъект Российской Федерации имеет:

1) свою армию 2) свой высший закон 3) свою таможню 4) свой суд

А2. Любовь к Родине - это:

1) гражданство 2) национальность

3) патриотизм 4) обязанность

АЗ . В правой лапе орла - жезл, один из почетных знаков носителя верховной власти, который называется:

1) скипетр 3) штандарт

2) держава 4) знамя

А4. Первым из правителей венчался на царство:

1) Иван IV 2) Петр I 3) Екатерина II 4) Иван III

А5 . Устойчивая политико-правовая связь человека и го­сударства, выражающаяся в их взаимных правах и обя­занностях:

1) народность 2) гражданство

3) национальность 4) патриотизм

А6 . Верны ли суждения о правах граждан России: а) все граждане России равны в своих правах, независимо от их национальности;

б) гражданин обязан соблюдать Консти­туцию и другие законы РФ?

1) верно только а

2) верно только б

3) оба ответа верны

4) нет верного ответа

А7. Верно ли, что: а) национальность является главным достоинством человека;

б) в Российской Федерации всем языкам придан статус государственных?

1) верно только а 2)верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А8. Верны ли суждения о государственных символах: а) одним из символов государства является штандарт Пре­зидента России;

б) в истории нашей страны ее символы неоднократно изменялись?

1) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А9. Верно ли, что: а) с самого начала образования Древ­нерусского государства оно складывалось как многона­циональное;

б) Россия - самая большая страна по чис­ленности населения?

1) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А10. Верно ли, что: а) в культуру России внесли свой вклад иностранцы, оказавшиеся в нашей стране по разным при­чинам;

б) культура России богата и многонациональна?

1)верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

В1. Заполните пропуск в предложении.

Россияне - люди разных национальностей, состав­ляющих один....

В2. Найдите в приведенном ниже списке народы, имею­щие свои национальные образования в Российской Фе­дерации.

2.Башкиры

5.Французы

6.Марийцы

ВЗ. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущены цвета российского флага. Выберите их из пред­лагаемого списка и вставьте вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Заполните каждый пропуск.

Красный, синий и белый цвета флага России. (1)... цвет издавна символизировал храбрость, удаль, кра­соту. (2)... - цвет чистоты и святости. (3)... цвет озна­чал величие,ясность.

Традиция трехцветного флага пошла от Петра I. Расположение полос отражало представление людей того времени об устройстве мира. Внизу - мир мифи­ческий, (4)... . Выше - небесный, (5)... . Еще выше - мир Божественный, (6)

А.Красный



Сложный труд

труд работника, имеющего квалификацию, т. е. Квалифицированный труд ; связан с дополнительными издержками на обучение и воспитание квалифицированной рабочей силы (См. Рабочая сила). В процессе производства товаров С. т. создаёт в единицу времени большую Стоимость , чем Простой труд . Поэтому С. т. представляет собой умноженный (возведённый в степень) простой труд. Сведение С. т. к простому (Редукция труда) завершается в процессе обмена товаров с помощью соизмерения их стоимостей.

В условиях научно-технической революции доля сложного, квалифицированного труда в составе рабочей силы повышается. В период строительства коммунистического общества происходит постепенное преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом на основе значительного повышения квалификации широких масс трудящихся. Одновременно с изменением содержания простого труда увеличивается удельный вес работников, выполняющих С. т.

В. В. Мотылев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Сложный труд" в других словарях:

    Труд, целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый в таком… …

    I целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый в таком … Большая советская энциклопедия

    Муж. работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет. Человек рожден на труд. Без труда нет добра. Труд кормит и одевает. Лень с труда сбила. Что за… … Толковый словарь Даля

    ТРУД, КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ - труд, требующий специальной профессиональной подготовки, знаний, умения и навыков для выполнения, как правило, сложных работ. В отличие от неквалифицированного (простого) труда, К.т. выступает как сложный, один час которого эквивалентен… … Большой экономический словарь

    ТРУД - процесс создания людьми условий и средств существования; воплощения человеческих сил, умений, знаний; преобразования и приспособления природного материала к человеческим потребностям. Т. способ воспроизводства и накопления общественного опыта; в… … Современный философский словарь

    Труд работника, не имеющего квалификации (См. Квалификация), т. е. неквалифицированный труд. Всякий Сложный труд может быть сведён к П. т., поскольку, по характеристике К. Маркса, «сравнительно сложный труд означает только возведенный в… … Большая советская энциклопедия

    КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД - сложный труд, требующий специальной подготовки, наличия у работника навыков, умения и знаний для выполнения определенных видов работ. Создает в единицу времени большую стоимость, чем неквалифицированный (простой) труд … Профессиональное образование. Словарь

    - (сложный труд), требующий специальной подготовки, наличия у работника навыков, умения и знаний для выполнения определённых видов работ, по сравнению с неквалифицированным (простым) трудом. * * * КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД… … Энциклопедический словарь

    - (сложный труд) требующий специальной подготовки, наличия у работника навыков, умения и знаний для выполнения определенных видов работ, по сравнению с неквалифицированным (простым) трудом … Большой Энциклопедический словарь

    Труд, требующий специальной предварительной подготовки работника, наличия у него навыков, умения и знаний, необходимых для выполнения определённых видов работ. В отличие от неквалифицированного (простого) труда, К. т. выступает как… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Приключения Ваваки , Калинина Александра Николаевна. Новая книга из детской серии "Дитятко" рассказывает в лёгкой доступной форме о путешествиях собаки Ваваки по городам" Золотого кольца России" и её приключениях в городе Мяуславле. Написано…

Существуют различные виды труда, все их многообразие классифицируют по следующим критериям: по содержанию труда, по характеру труда, по результатам труда, по методам привлечения людей к труду.

В зависимости от содержания труда различают следующие его виды:

1) умственный и физический труд;

2) простой и сложный труд. Простой труд - это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки и квалификации. Сложный труд - это труд квалифицированного работника, обладающего определенной профессией;

3) функциональный и профессиональный труд. Функциональный труд характеризуется определенным набором трудовых функций, характерных для конкретного вида трудовой деятельности. Профессиональный труд является конкретизацией функционального труда, образующий широкую профессиональную структуру;

4) репродуктивный и творческий труд. Репродуктивный труд отличается стандартностью воспроизводимых трудовых функций, его результат заранее известен и не несет в себе ничего нового. Творческий труд свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям.

В зависимости от характера труда различают:

1) конкретный и абстрактный труд. Конкретный труд - это труд конкретного работника преобразующего предмет природы с целью придания ему определенной полезности и создающий потребительную стоимость. Абстрактный труд - это соизмеримый конкретный труд, он абстрагируется от качественной разнородности различных функциональных видов труда, и создает стоимость товара;

2) индивидуальный и коллективный труд. Индивидуальный труд - это труд отдельно взятого работника либо самостоятельного производителя. Коллективный труд - это труд коллектива, подразделения предприятия, он характеризует форму кооперации труда работников;

3) частный и общественный труд. Частный труд всегда является частью общественного труда, поскольку носит общественный характер и его результаты приравниваются друг к другу по стоимости;

4) наемный труд и самонаем. Наемный труд имеет место тогда, когда человек нанимается по трудовому договору к собственнику средств производства выполнять определенный набор трудовых функций в обмен на заработную плату. Самонаем предполагает ситуацию, когда сам собственник средств производства создает для себя рабочее место.

В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды:

1) живой и прошлый труд. Живой труд - это труд работника, который затрачивается им в данный момент времени. Прошлый труд воплощается в таких элементах процесса труда как предметы труда и средства труда;

2) производительный и непроизводительный труд. Результатом производительного труда являются натурально-вещественные блага, а результатом непроизводительного труда - социальные и духовные блага, имеющие не меньшую ценность и полезность для общества.

По условиям труда с различной степенью регламентации выделяют:

1) стационарный и передвижной труд;

2) легкий, средней тяжести и тяжелый труд;

3) свободный и регламентированный труд.

По методам привлечения людей к труду различают:

1) труд по внеэкономическому принуждению, когда человек включается в трудовой процесс по прямому принуждению (рабство);

2) труд по экономическому принуждению, а именно, чтобы заработать необходимые средства к существованию;

3) добровольный, свободный труд является потребностью человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества, вне зависимости от вознаграждения.

Средства труда также предопределяют деление труда на различные виды: ручной, механизированный, автоматизированный, машинный труд.

6. Сущность организации труда

В настоящее время организация труда на предприятии рассматривается, как в узком, так и в широком понимании. В узком смысле структура организации труда на предприятии характеризуется конкретным ее содержание, то есть теми элементами, которые ее непосредственно образуют. В широком смысле организация труда включает в себя еще и те элементы, которые не являются обязательными, но в силу различных обстоятельств могут входить в состав организации труда.

Поэтому в систему организации руда на предприятии в узком ее понимании включаются следующие, обязательные для всех проявлений, элементы организации труда:

1) разделение труда представляющее собой обособление и установление каждому работнику, группе работников и подразделениям предприятия конкретных обязанностей, функций и сферы действия;

2) кооперация труда, заключающаяся в формировании и установлении определенной системы производственной взаимосвязи и взаимодействия между работниками, группами работников и подразделениями;

3) организация рабочих мест в широком смысле включает в себя: организацию рабочего мета и организацию обслуживания рабочих мест. Организация рабочего места предполагает его оснащение всеми необходимыми средствами производства и рациональную планировку всех предметов оснащения на рабочем месте, исходя из принципа удобства работы. Организация обслуживания рабочих мест включает в себя систему взаимодействия основных и вспомогательных рабочих, при котором основной функцией вспомогательных рабочих является своевременное обеспечение рабочего места всем необходимым для непрерывной плодотворной работы основных рабочих;

4) приемы и методы труда определяются как способы выполнения различных видов работ. Приемы и методы труда должны обеспечивать выполнение операций и функций с наименьшими затратами всех видов ресурсов, в том числе и человеческих усилий. Прогрессивность приемов и методов труда определяются также технологией производства и уровнем внедрения достижений науки и техники в производство;

5) установление норм труда. Нормы труда устанавливаются для конкретных условий труда, и с изменением этих условий должны постоянно пересматриваться, с целью оптимизации соотношения затрат труда с его результатами. Кроме того, нормы труда являются основой эффективной организации планирования производства;

6) планирование и учет труда осуществляются для установления необходимых общих затрат труда, оптимальной численности персонала и его динамики, расчет фонда заработной платы, и в конечном счете, для установления правильных пропорций в затратах труда;

7) создание благоприятных условий труда, то есть совокупности факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих благотворное влияние на работоспособность и здоровье работника (или, по крайней мере, не ухудшающих их).

Перечисленные элементы являются обязательными для эффективной организации руда. Это тот минимум элементов, который является основой организации труда на любом предприятии.

Организация труда в широком толковании, наряду с перечисленными элементами, включает, и другие элементы к которым относят:

1) подбор, подготовка и повышение квалификации кадров предприятия включает в себя: профессиональный отбор, профессиональную подготовку, переподготовку кадров;

2) установление форм, систем и размера оплаты труда, разработка систем стимулирования и ответственности за результаты труда;

3) поддержание высокой дисциплины труда, трудовой активности и творческой инициативы.

Простой труд - это труд неквалифицированный, который в состоянии выполнять любой здоровый человек без предварительного приобретения какой-либо квалификации. Сложный труд - это труд квалифицированный, для выполнения которого требуется предварительное обучение какой-либо специальности. Примером простого труда может служить труд землекопа или дровосека, а примерами сложного труда - труд токаря, слесаря, ювелира.  

Простым трудом называется труд неквалифицированный, требующий от работника минимальной (при данном уровне развития производства) предварительной подготовки.  

Сложный труд, Простой труд), складывается определ.  

В стоимости товара представлен простой труд. Под простым трудом понимается труд, не требующий специальной подготовки.  

Итак, издержки производства простого труда сводятся к издержкам существования рабочего и продолжения его рода. Цена этих издержек существования и продолжения рода составляет заработную плату. Определяемая таким образом заработная плата называется минимумом заработной платы. Этот минимум заработной платы, как и вообще определение цены товаров издержками производства, имеет силу не по отношению к отдельному индивиду, а ко всему виду. Отдельные рабочие, миллионы рабочих получают недостаточно для того, чтобы иметь возможность существовать и продолжать свой род; но заработная плата всего рабочего класса в пределах своих колебаний выравнивается по этому минимуму.  

Одновременно с изменением содержания простого труда увеличивается уд.  

Соотношения сложного труда и простого труда, определяемые в процессе редукции, служат объективной экономической основой для установления исходных пропорций дифференциации заработной платы. Эти пропорции учитываются при установлении меры возрастания тарифных ставок рабочих от разряда к разряду, а также должностных окладов руководителей, специалистов и служащих - в зависимости от занимаемой должности и квалификационных категорий.  

I разряда определяют минимальную оплату наиболее простого труда в единицу времени. I разряда бывают часовые, дневные и месячные.  

Сложный труд есть возведенный в степень простой труд. Высококвалифицированная рабочая сила в течение стандартной рабочей недели создает большую стоимость, чем работники низкой квалификации. Это выражается в том, что либо создается большее количество товаров, либо повышается качество товаров, либо то и другое вместе.  

Затраты времени на подготовку, соответствующие простому труду (им является труд рабочего, тарифицируемый I разрядом), определяются с учетом установленной законом общеобразовательной подготовки и минимальных сроков профессионального обучения или практики на производстве. Соотношение затрат времени на подготовку квалифицированных работников и работников начального уровня квалификации примерно отражает соотношение уровней сложности их труда.  

Любой труд, вид труда приравнивается к простому труду и меряется его мерой. Но поскольку реальные качеств, различия между разными видами труда при этом из действительности не исчезают, постольку такое приравнивание совершается за спиной людей и неведомыми для них способами. Но если такое сведение всех качественно различных видов труда к труду одного качества предположено, то различные виды труда могут отличаться друг от друга лишь как разные К. Как количественное бытие движения есть время, точно так же количественное бытие труда есть рабочее время. Различие в продолжительности самого труда является единственным различием, свойственным ему, предполагая данным его качество... Рабочее время суть живое бытие труда, безразличное но отношению к его форме, содержанию, индивидуальности; оно является живым количественным бытием труда и в то же время имманентным мерилом этого бытия (там же, с. Соответственно меновые стоимости товаров выступают здесь просто как порции, величины, определ. Рабочее время, имеющееся в распоряжении общества, выступает как единственный чисто количеств, аспект субстанции стоимости, или субстанция как К. Но весовые величины благородных металлов имеют здесь значение своеобразных проекций величин рабочего времени, значение пространств, эквивалента величин времени. Поэтому всеобщее рабочее время в свою очередь представляется как особая вещь, как товар, существующий наряду со всеми другими товарами и вне их всех. В свете своего понимания количества Маркс разбивает характерную для бурж.  

Указанные виды труда различаются как сложный труд и простой труд. Сложный труд рассматривается как возведенный в степень или помноженный простой труд. Сложный труд создает большую величину стоимости, чем простой.  

Тарифная ставка I разряда предусматривает размер оплаты самого простого труда.  

Товары реализуются, таким образом, как продукты простого труда, поскольку их стоимости представляют собой различные количества простого труда. Сведение (редукция) видов сложного труда к простому как к единице их измерения имеет место в тех обществах, где существует товарное производство, сохраняются товарно-денежные отношения, В условиях частной собственности на средства производства это сведение носит стихийный характер, совершается на рынке, за спиной товаропроизводителей, и обусловливает товарный фетишизм. В социалистическом обществе редукция труда осуществляется планомерно как в сфере производства, так и в сфере обращения. Квалификационные различия в труде учитываются при разработке плановых заданий по увеличению объемов производства и по подготовке рабочей силы, при распределении материальных благ в соответствии с законом распределения по труду. По мере развертывания научно-технической революции, перехода к комплексно-автоматизированному производству создаются материальные условия для стирания различий между простым и сложным трудом. Развитое социалистическое общество сознательно ускоряет этот процесс, осуществляя широкую программу мероприятий по неуклонному повышению общей культуры и квалификации трудящихся, направленную на преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом, квалифицированным и малоквалифицированным трудом.  



Доверенности