Прекращение деятельности некоммерческой организации. Ликвидация некоммерческой общественной организации: порядок действий. Какие этапы должны быть пройдены при ликвидации АНО

Иногда возникает необходимость закрыть автономную некоммерческую организацию. Дилетантам может показаться, что процесс ликвидации проще , что в корне неверно. Чтобы ликвидация автономной некоммерческой организации прошла быстро и на законных основных, нужно знать много нюансов. О них мы расскажем ниже.

Автономная создается не с целью зарабатывания денег создателем, а для общественно значимой работы. Функционировать такие компании могут в сферах спорта, науки, медицины, права.

Пошаговая инструкция

Ликвидация АНКО может осуществляться или государственными органами. В первом случае закрытие считается добровольным, а во втором – вынужденным. Первым делом, должно быть принято решение о закрытии. Оно принимается на собрании учредителей большинством голосов или государственными учреждениями, которые на это уполномочены. Чтобы ликвидация была законной, необходимо разослать уведомления всем учредителям. И только после этого можно начинать процедуру.

На первом этапе происходит сбор необходимых для ликвидации документов. Сюда входит подготовка следующих бумаг:

  • Госсвидетельство о регистрации.
  • Состав аппарата руководителей.
  • Сведения обо всех учредителях.
  • Выписка из ЕГРЮЛ (ксерокопия документа).
  • Телефон, почта и факс организации.

Если отчетность за последний год перед закрытием была нулевой, потребуются контактные данные бухгалтера. Далее последовательно проводится следующее:

  1. Собрание ликвидационной комиссии, которая возьмет на себя процедуру закрытия АНКО. Совет учредителей выбирает лицо, которое будет считаться (ликвидатором). Оно будет нести ответственность за прохождение каждого этапа ликвидации.
  2. Размещение информации в СМИ о начале процесса закрытия. Для этого нужно напечатать объявление в юридической газете, предназначенной для таких целей. Это нужно, чтобы все контрагенты, взаимодействующие с организацией, могли быть уведомлены о начале процесса закрытия. У них должно быть время, чтобы предъявить претензии и требования, если таковые имеются.
  3. Далее составляется так называемый промежуточный баланс, и занимается этим бухгалтер. Здесь выявляются все задолженности автономной некоммерческой организации, уплачиваются налоги и выполняются обязательства перед контрагентами.
  4. По истечении двух месяцев с момента публикации информации о ликвидации составляется заявление о закрытии. Документы передаются в государственный архив.

Это, собственно, и всё. Хотя сдавать старые документы в архив необязательно, это может быть сделано на усмотрение компании. Еще нужно будет получить выписки из фондов, которые подтвердят, что задолженностей у организации перед своим персоналом нет.

Хотя сдавать старые документы в архив необязательно, это может быть сделано на усмотрение компании.

Когда с рабочими произведен окончательный расчет, можно закрывать банковский счет. В самом конце, когда вся процедура пройдена, уполномоченный госорган тщательно проверяет представленную документацию. Если он не выявляет проблем, то выдает выписку о закрытии. Копию такого документа также можно сдать в архив, где она будет храниться и где ее можно будет при необходимости получить.

В заключение

Ликвидация АНКО – процедура непростая, требующая сбора множества документов и времени. Чтобы ускорить процесс, нужно заранее, еще до начала закрытия, подготовить пакет документов и убедиться, что в нем нет ошибок. Тогда данная процедура пройдет успешно, и контролирующие органы ее примут, а учредители смогут избежать проблем с законом.

Ликвидация автономной некоммерческой организации (АНО) может быть инициирована в силу ряда причин. Чаще всего это выполнение юрлицом своей миссии, после чего оно фактически становится ненужным. Организация может прекратить свое существование и из-за невозможности достичь поставленную перед ней цель, а также из-за переориентирования в процессе ведения деятельности. Кроме того, на решение закрыть АНО может влиять ее финансовое состояние. Крайний случай - банкротство.

Ликвидация АНО проводится одним из нескольких способов:

  1. Добровольное прекращение деятельности юридического лица.
  2. Альтернативное закрытие (оно проводится с помощью реструктуризации или путем поглощения одной организации другой, более крупной).
  3. Ликвидация посредством смены генерального директора и учредителей.
  4. Принудительное закрытие юрлица, вызванное судебным решением.
  5. Банкротство.

Обратите внимание:

Если у автономной некоммерческой организации образовались долги, ее учредители за них не в ответе. То же самое и наоборот: задолженность учредителей не распространятся на юридическое лицо.

Этапы закрытия АНО

  1. Принятие решения об официальном прекращении существования организации. Оно составляется в письменной форме и заверяется полным составом учредителей. С этого момента процесс закрытия юрлица официально получает свое начало.
  2. Назначение ликвидационной комиссии и ликвидатора. Кандидатуры утверждают учредители. Информация о лицах, которые будут возглавлять процесс снятия АНО с учета в государственных учреждениях, передается в ИФНС вместе с заявлением о ликвидации организации.
  3. Публикация в СМИ объявления о закрытии юридического лица. На отклик кредиторов АНО дается два месяца. По истечении данного времени их требования уже не принимаются.
  4. Составление промежуточного ликвидационного баланса. В нем указывается текущее финансовое состояние организации, ее задолженности и предстоящие платежи.
  5. Погашение задолженностей и пассивных остатков.
  6. Подача заявления о ликвидации. Соответствующий документ необходимо заполнить и отправить в органы государственной регистрации юрлиц спустя 2 месяца после составления ликвидационного баланса и оплаты долгов организации.
  7. Подача пакета документов в госорганы для вынесения окончательного решения о снятии с учета АНО. По желанию учредителей можно сдать официальные бумаги АНО в государственный архив.

Обратите внимание:

Если при закрытии организации на ее счету остались активы, распределение этих средств происходит согласно внутреннему уставу АНО. Учредители юрлица также могут перечислить денежный остаток на счет благотворительной компании.

Какие документы вам потребуются?

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • скан документа, подтверждающего действие АНО;
  • протокол принятия решения о закрытии организации, подписанный всеми учредителями;
  • протокол о назначении ликвидатора, копия его паспортных данных;
  • копии паспортных данных и ИНН всех учредителей АНО;
  • Устав в последней редакции, включающей в себя все изменения;
  • бухгалтерский отчет за последние три года, контактные данные главного бухгалтера;
  • ликвидационный баланс, одобренный представителями налоговой службы;
  • копия квитанции об оплате пошлины;
  • справки из внебюджетных фондов.

Обратите внимание:

Ликвидация АНО в отдельных случаях может вызвать выездную проверку со стороны представителей налоговой службы. Поэтому при составлении отчетности следует соблюдать предельную внимательность во избежание ошибок.

Стоимость наших услуг

Преимущества обращения к нам

Эксперты компании UrAdresVIP давно не новички на рынке юридических услуг. Мы помогали в ликвидации автономных некоммерческих организаций десятки раз, каждый из которых приводил к желаемому результату с первого обращения в государственные органы. Наши цены не самые низкие в Москве. Они, скорее, рыночные. Зато вы получаете гарантированный результат без доплат.

Мы начнем работу над вашим вопросом уже в день проведения консультации. Запишитесь на нее и получите ответы на свои вопросы уже сегодня. Наши телефоны: +7 495 120-13-13, 8 495 788-77-13, 8 800 333-13-13.

Упразднение автономной некоммерческой организации выполняется по разным причинам. Чаще всего, это достижение целей, ради которых создано учреждение. Ликвидация АНО выполняется в соответствии с нормами ГК РФ. Процедура предполагает прохождение ряда обязательных этапов. Решение о закрытии принимается владельцами некоммерческой организации. В процессе требуется уведомить общественность об упразднении. Однако закон не обязывает руководителей сообщать о причинах принятого решения.

Причины упразднения автономной некоммерческой организации

может выполняться по следующим причинам:

  • Невозможность достичь целей, для которых создавалось учреждение;
  • Финансовая несостоятельность;
  • Отсутствие желания заниматься прежней деятельностью.

Процедура может выполняться по решению суда. Однако для этого требуются основания. К примеру, нарушение законодательства.

Разновидности процедуры закрытия АНО

Закрытие некоммерческой автономной организации может осуществляться следующими методами:

  • Добровольное, при котором процедура выполняется на основании решения учредителей;
  • Принудительное, при котором мероприятие проводится на основании судебного решения;
  • Банкротство, если имеются признаки несостоятельности.

Это официальные методы закрытия. Они сопровождаются тратой большого количества времени и средств. Если требуется ускорить мероприятие, можно обратить внимание на альтернативные способы:

  • Смена состава учредителей, при которой права на организацию передаются правопреемникам на основании передаточного акта;
  • Поглощение или реструктуризация, которые могут осуществляться при наличии задолженностей.

При упразднении автономной некоммерческой организации вдвойне важно следить за оформлением всей документации. Если будут допущены ошибки, это может повлечь за собой проверки, которые затянут ликвидацию на неопределённый срок.

В том случае, если на расчётных счетах организации имеются активы, они не могут передаться владельцам компании. Средства переводятся на благотворительные счета или распределяются в соответствии с уставом некоммерческой организации.

Необходимая документация

Для проведения ликвидации потребуется собрать следующий пакет документации:

  • Свидетельство о регистрации АНО;
  • Заявление о намерении провести ликвидацию;
  • Промежуточный и окончательный баланс, на которых имеется отметка налоговой инспекции;
  • Квитанция об уплате пошлины;
  • Справка об изъятии печати;
  • Справки из пенсионного и страхового фонда;
  • Копия сообщения в СМИ о планируемой ликвидации;
  • Состав лиц, управляющих АНО;
  • ИНН учредителей и паспортные данные;
  • Копия бумаг, свидетельствующих об изменениях состава учредителей или об их отсутствии;
  • Копия устава АНО.

Все бумаги должны быть правильно составлены. Часто к этому привлекают юристов, так как закравшиеся ошибки могут значительно затянуть процесс закрытия.

Принудительное упразднение выполняется только на основании решения суда

Порядок проведения ликвидации

Добровольное закрытие некоммерческой организации предполагает прохождение ряда обязательных этапов. Они устанавливаются ГК РФ. Имеется и принятая очерёдность процедуры:

В течение пяти дней после предоставления документов, налоговый орган должен внести данные о закрытии автономной некоммерческой организации в реестр. После этого подтверждающие бумаги направляются в Минюст. Он, в течение трёх дней, предоставляет документы владельцу закрываемой фирмы. Если вас интересует , то эту информацию можно узнать в предыдущей статье.

Орган Минюст представляет собой структуру, контролирующую НКО. С его стороны можно ожидать тщательных проверок предоставленной документации и деятельности некоммерческой организации. Через этот орган проходят практически все документы. Структура является ключевой при проведении закрытия.

Стоимость процедуры

Стоимость процедуры зависит от того, каким образом она будет проводиться. При самостоятельном закрытии нужно сделать минимум платежей:

  • Пошлина (около 400 рублей);
  • Уплата сообщения об упразднении в «Вестнике государственной регистрации» (стоимость зависит от размера объявления).

Однако не всегда возможно провести закрытие своими силами. Это просто только в том случае, если компания небольшая и у неё отсутствуют проблемы. В иной ситуации, придётся обращаться за помощью к профессионалам.

Стоимость услуг юридических компаний значительно варьируется в зависимости от сложности положения закрываемой фирмы. Она может составлять от 30 до 150 тысяч рублей. Стоимость закрытия предприятия с задолженностями будет большой, так как юристам, в этом случае, придётся выполнять больше работы. Полная ликвидация будет выполнена только в том случае, если сведения об этом будут внесены в реестр.

Документы представляются в Минюст в течение 3 дней после решения о ликвидации.

Проведение закрытия по решению судебного органа

Принудительное упразднение может быть выполнено только на основании решения суда. При этом от организации не требуется осуществление внутренних мероприятий по подготовке к ликвидации. Инициатором дела могут выступать уполномоченные органы. Для этого потребуется подать заявление в судебный орган. Если решение вступит в силу, в адрес АНО будет направлена копия постановления судебного органа. На его основании выполняется регистрация упразднения и снятия компании с реестра.

Сколько времени займёт закрытие автономной некоммерческой организации? Это зависит от многих факторов: наличие задолженностей, проблемных контрактов. Много времени уйдёт на ликвидацию крупного образования с множеством филиалов и представительств. В этом случае, в обязательном порядке, потребуется помощь профессионалов. Это затратное мероприятие и в плане времени, и в плане средств.

Ликвидация некоммерческой организации - пошаговая инструкция 2018-2019 годов, которой посвящена наша статья. Мы расскажем обо всех основных действиях при ликвидации и особенностях, предусмотренных для НКО. Они касаются имущественных вопросов.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО в 2018-2019 годах

Общие положения о ликвидации НКО

Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).

Поскольку НКО является юрлицом по законодательству РФ, ее деятельность официально не считается прекращенной до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Помимо гражданских, НКО участвуют и в других правоотношениях:

  • налоговых;
  • трудовых и т. д.

В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки?»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).

В нашей статье рассматривается последовательность действий при добровольном завершении деятельности НКО, которая выглядит следующим образом.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО предусматривает следующие этапы:

  1. Принятие решения о ликвидации оформляется в виде протокола общего собрания участников (учредителей). Целесообразно включить в этот же протокол пункт об избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора, п. 4 ст. 62 ГК РФ). Подробности — в статье «Ликвидационная комиссия - формирование, состав, полномочия» .
  2. В течение 3 рабочих дней о принятом решении уведомляется территориальный орган Минюста РФ (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ, уведомление по ф. P15001, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, далее — приказ № ММВ-7-6/25@). Особенность ликвидации НКО — необходимость подачи документов не в ФНС РФ непосредственно, а в территориальный орган (управление) Минюста РФ или в сам Минюст РФ в зависимости от того, какой из этих органов является регистрирующим. В этот же орган представляется уведомление по ф. P15002 о создании ликвидационной комиссии или избрании ликвидатора.
  3. Сообщение о ликвидации публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Направляются письменные уведомления кредиторам, определенным по данным бухучета.
  4. Утверждается промежуточный ликвидационный баланс (ЛБ), который представляется с уведомлением по ф. Р15003.
  5. Проводятся расчеты с кредиторами, формируется ЛБ (пп. 4, 6 ст. 63, ст. 64 ГК РФ). В Пенсионный фонд представляются сведения о страховом стаже и страховых взносах работников.
  6. В Минюст подается заявление по ф. Р16001 для внесения записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ.

Особенности ликвидации НКО отдельных видов

Законом № 7-ФЗ и другими законодательными актами предусматриваются особенности процедуры ликвидации для НКО отдельных видов. В частности:

  • Фонд ликвидируется согласно судебному акту (ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г. Казани от 18.01.2018 по делу № 2-1124/18).
  • Для ликвидации отделения иностранной неправительственной НКО предусмотрены дополнительные основания, указанные в п. 2.1 ст. 18 закона № 7-ФЗ.
  • Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от 02.02.2018 по делу № 3а-15/2018).

Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.

При невыполнении им обязанностей по завершению ликвидации в установленный срок возможно обращение Минюста в суд в порядке, предусмотренном гл. 27 КАС РФ, для принудительной ликвидации (см. апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 по делу № 33-28666/2016).

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.

Полномочие

Срок осуществления

Уведомление Минюста об избрании ликвидатора

После ее создания

П. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Публикация объявления о начале процедуры

После направления уведомления о ликвидации

П. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Управление делами НКО, выступление от ее имени в суде

В период от назначения до завершения процедуры или возбуждения дела о банкротстве

П. 4 ст. 62, п. 7 ст. 63 ГК РФ

Выявление и уведомление кредиторов в индивидуальном порядке

По истечении 2 месяцев после публикации

Получение дебиторской задолженности

П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Подготовка промежуточного ЛБ, его представление в Минюст

Не ранее обстоятельств, перечисленных в п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ

П. 3 ст. 19 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Проведение расчетов с кредиторами

П. 5 ст. 63, ст. 64 ГК РФ, пп. 4, 5 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Исполнение налоговых обязательств

П. 1 ст. 49 НК РФ

Обращение с заявлением о банкротстве, уведомление кредиторов о банкротстве

При недостаточности имущества

Пп. 3, 4 ст. 63 ГК РФ

Подготовка ЛБ и его представление с заявлением по ф. 16001 в Минюст

П. 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ, ст. 21 закона № 129-ФЗ, прил. 9 к приказу № ММВ-7-6/25@

В отношениях с третьими лицами ликвидатор действует на основании решения (протокола) о его избрании.

Участники (учредители) обязаны:

  • В 3-дневный срок сообщить о принятом решении (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ).
  • Утверждать ЛБ (пп. 3, 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ). При уклонении от этого ликвидатор вправе обратиться в суд (см. решение Снежинского горсуда Челябинской обл. от 21.09.2017 по делу № 2а-482/2017).

Решения при недостаточности средств ликвидируемой НКО

Очередность погашения долгов определяется ст. 64 ГК РФ. Также в ГК РФ есть указание о том, что при отсутствии средств у НКО затраты по процедуре несут солидарно участники или учредители (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

При установлении нехватки средств ликвидационная комиссия уполномочена распродавать имущество НКО, руководствуясь при этом процедурой, установленной для исполнения судебных решений (п. 4 ст. 19 закона № 7-ФЗ). Однако вырученных средств также может не хватить.

Возникает вопрос: как поступить в этом случае?

Существует общее правило, предусматривающее отдельную имущественную ответственность юрлица и его учредителей без возможности возложения ее друг на друга (п. 2 ст. 56 ГК РФ). Однако для некоторых НКО сделаны исключения и установлена дополнительная ответственность учредителей:

  • для потребкооператива — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциации или союза — согласно уставу (п. 4 ст. 11 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);
  • частного, казенного учреждения — всегда (п. 4 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 ГК РФ), бюджетного, автономного — по требованиям физлиц, вытекающим из деликта (пп. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ).

Предъявление требований в порядке применения субсидиарной ответственности относится к полномочиям кредиторов, но не ликвидатора (см. п. 7 ст. 63 ГК РФ, статью «Что такое субсидиарная ответственность по ГК РФ?»). Ликвидатор вправе только инициировать банкротство.

Распределение имущества НКО после ликвидации

Общее правило, действующее при распределении остатков имущества НКО после завершения расчетов, установлено п. 8 ст. 63 ГК РФ: они должны быть направлены на уставные или благотворительные цели. Правило, предусмотренное ст. 20 закона № 7, гласит, что при невозможности направления на уставные цели средства должны быть обращены в доход государства.

Для некоторых НКО существуют изъятия из общего порядка:

  1. Общественная организация. Оставшиеся после погашения требований средства направляются на уставные цели, а при их отсутствии — на цели, которые будут определены общим собранием или конференцией участников общественной организации. В спорных случаях цели определяются решением суда. Принятое решение подлежит опубликованию ликвидационной комиссией. В случае ликвидации по основаниям, предусмотренным законом «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, оно обращается в собственность РФ (ст. 26 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
  2. Некоммерческое партнерство. Оставшиеся средства распределяются между членами в размере имущественных взносов. Остаток направляется на уставные цели (п. 2 ст. 20 закона № 7-ФЗ, данное правило не распространяется на иные ассоциации и союзы, к числу которых (как отдельный вид) относится некоммерческое партнерство согласно подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ).
  3. Учреждение. Оставшееся имущество передается собственнику (пп. 3, 4 ст. 20 закона № 7-ФЗ).

Полное распределение имущества должно быть проведено до завершения процедуры путем регистрации ликвидации. При наличии между участниками спорных вопросов о вещи она продается ликвидатором с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Порядок регистрации ликвидации НКО

Завершая процедуру, ликвидатор обязан представить в Минюст:

  • заявление по ф. 16001, подпись в котором должна быть заверена нотариусом;
  • квитанцию или платежное поручение, подтверждающее оплату госпошлины в размере 400 руб. (подп. 1, 3 п. 1 ст. 333 НК РФ);
  • подтверждение подачи в ПФ РФ сведений пенсионного учета (согласно п. 3 ст. 11 закона «Об индивидуальном учете…» от 01.04.1996 № 27-ФЗ представляются в течение 1 месяца после утверждения промежуточного ЛБ) и информации о допвзносах, перечисленных в соответствии с законом «О дополнительных страховых взносах…» от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

Существует также вариант запроса этого документа по системе межведомственного взаимодействия в случае непредставления заявителем. В любом случае данная обязанность должна быть исполнена до обращения с заявлением.

Административный регламент Минюста РФ, утв. приказом от 30.12.2011 № 455 (далее — Адмрегламент), предусматривает для процедур регистрации единый срок в 33 дня для общественной организации и 17 рабочих дней для иных НКО (п. 22 Адмрегламента), не включая срок для регистрации ФНС РФ (5 рабочих дней, ст. 8 закона № 129-ФЗ). Порядок взаимодействия Минюста и ФНС РФ утв. приказом Минюста РФ от 12.11.2010 № 343.

Отказ в приеме документов не допускается (п. 47 Адмрегламента), однако возможен отказ в предоставлении госуслуги по регистрации ликвидации в случае, если решение принято неуполномоченным органом и по др. основаниям, предусмотренным ст. 23 закона № 129-ФЗ. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Таким образом, добровольная ликвидация НКО проводится на основании решения ее учредителей (участников). Основные действия при проведении процедуры (публикация, расчеты, распродажа имущества, представление документов и др.) возлагаются на избранного участниками ликвидатора.

При недостатке имущества он обязан инициировать банкротство. Оставшееся после ликвидации имущество, как правило, не распределяется между участниками, а направляется на уставные или благотворительные цели, если иное не предусмотрено специальными нормами.



Доверенности