1) выбор предмета исследования;
2) главная направленность исследования;
3) проблема развития;
4) познание тенденции развития;
5) поиск путей эффективного развития.
Правильный ответ – 2
11. Назовите главный признак концепции исследования:
1) наличие всей необходимой информации;
2) наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования;
3) комплекс ключевых положений по методологии и организации исследований;
4) совокупность эффективных подходов и исследования;
5) план организации и проведения исследования.
Правильный ответ – 3
Как соотносятся объект и предмет исследования?
1) предмет – это то, что подлежит изучению, а объект – конкретный элемент подлежащий изучению;
2) объект – это то, на что направлен процесс познания, а предмет – наиболее существенные стороны объекта, содержащие проблему;
3) это две стороны изучаемой системы, отражающие единство и многообразие применяемых методов.
Правильный ответ – 2
Опрос по темам:
1. Цель, задачи и виды диагностики в системах управления.
2. Показатели и порядок расчета эффективности.
3. Структурный анализ и его особенности.
4. Функциональный анализ и его особенности.
5. Информационный анализ и его особенности.
6. Параметрический анализ и его особенности.
Типовые оценочные материалы по теме 11.
Тема 11. Диагностика систем управления
Опрос по темам:
1. Экспресс-диагностика деятельности предприятия.
2. Диагностический инструментарий и его использование для решения проблемных ситуаций предприятия.
3. Формирование проблемного поля организации.
Типовые оценочные материалы по теме 12.
Тема 12. Научная и практическая эффективность исследования
Опрос по темам:
1. Организация процесса исследования систем управления
2. Потребность и пути оценки результатов исследования систем управления.
3. Социальная и экономическая эффективность исследования.
4. Исследования и повышение квалификации персонала управления.
5. Эффективность мышления исследователя
Шкалы оценивания
Критерии оценивания тестов по темам 3, 10
Критерии оценки эссе по теме 2
За подготовку эссе студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
Критерий оценки | Содержание | Баллы |
Новизна материала | - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста | |
Обоснованность выбора источников | - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) статистические данные | |
Степень раскрытия сущности вопроса | - соответствие плана теме эссе - соответствие содержания теме эссе - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме | |
Соблюдение требований к оформлению | - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению эссе |
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.
Многие считают, что исследования - это задача научного работника, в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, - главным фактором повышения эффективности управления.
Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что поддержи-вать.
Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследо-вательском подходе. Применение такого подхода способствует динамичности и перспективности управления, росту его инно-вационного потенциала и повышению профессионализма в при-нятии управленческих решений, научности управления.
Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12% решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня - более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы, над которыми очень полезно задуматься.
Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления - предвидение (планирование), организацию, контроль, регулирование, координацию, активизацию (мотивацию).
В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.
В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.
В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Почему? По-видимому, такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, должен быть обоснован-ный выбор решений из растущего разнообразия и количества их вариантов.
Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие - это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их реше-ние или вообще нерешение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль иг-рает предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на бу-дущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, та-ковы общие тенденции развития экономики. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных из-менений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, ма-лых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не мо-жет быть без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а следовательно, и эффек-тивным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.
Исследование - это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).
А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия “исследование”.
Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях.
Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика как в отношении характера исследуемых проблем, так и в отношении методов их изучения и использования результатов.
В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д. Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала является большим искусством управления.
Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.
Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и проч.).
Формула современного управления - “Управлять, совершенствуя и совершенствуясь”. Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.
Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов.
Основные компоненты исследования - постановка целей и задач; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения; формулировка исходных гипотез, планирование и организация экспериментов, проведение экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов и окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний - на сегодняшний день являются актуальными не только для теоретической науки, но для практики управления.
В современном менеджменте исследования являются главным фактором успеха, повышения эффективности управления. Исследования - это вид деятельности с более богатым содер-жанием, чем анализ, проектирование или диагностика. Иссле-дование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и на-блюдение, и оценка, и проведение экспериментов, и классифи-кация, и построение показателей, и многое другое. Исследования включают в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творчества человека. Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности.
В современных условиях развития экономики качество решений, принимаемых в управлении, непосредственно зависит от исследовательского подхода, умения определять их истоки и последствия.
Идеология специальности “Менеджмент организации” предполагает воспитание и развитие у будущих менеджеров умения изучать проблемы творческого подхода к работе, стремления к поиску новых форм организации управления, научного подхода к управлению.
10.1. Чтобы повышать квалификацию менеджера.
10.2. Для повышения качества управленческих решений.
10.3. Для разработки стратегии управления.
10.4. Для эффективного совершенствования управления.
10.5. Для получения дополнительной информации при принятии решений.
11. Что является системен управления?
11.1. Структура органов и звеньев управления.
11.2. Совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность.
11.3. Организационная форма управления.
11.4. Совокупность действий персонала управления, направленная на достижение целей.
11.5. Комплекс характеристик, отражающих состояние управления.
12. Что такое проблема?
12.1. Это направление исследования
12.2. Совокупность информации о состоянии системы.
12.3. Тенденция развития управления системы.
12.4. Противоречие, требующее разрешения.
12.5. Кризисные ситуации в развитии управления.
13. Как взаимосвязаны методология и организация ее исследования?
13.1. Методология определяет вид и форму организации.
13.2. Они не имеют прямой зависимости.
13.3. Организация определяет выбор методологии исследования.
13.4. Связь соответствует по критерию эффективности исследования.
13.5. Методология определяет получение информации, организация - ее обработку.
14. Что понимается под целью исследования?
14.1. Выбор предмета исследования
14.2. Главная направленность исследования.
14.3. Проблема развития
14.4. Познание тенденции развития.
14.5. Поиск путей эффективного развития.
15. Назовите главный признак концепции исследования.
15.1. Наличие всей необходимой информации.
15.2. Наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования.
15.3. Комплекс ключевых положений по методологии и организации следования.
15.4. Совокупность эффективных подходов и исследований.
15.5. План организации и проведение исследования.
16. Почему исследования становятся функцией современного менеджмента?
16.1. Повышается образовательный уровень менеджеров.
16.2. Обостряется конкуренция.
16.3. Компьютер расширяет возможность анализа.
16.4. Повышается сложность решаемых проблем.
16.5. Развитие науки этому способствует.
17. Какой из факторов является решающим в успехе исследования?
17.1. Использование компьютера.
17.2. Полнота информации о проблеме.
17.3. Организация исследования
17.4. Методология исследования
17.5. Творческий потенциал менеджера.
18. Какое из определений исследования Вы считаете наиболее полным?
18.1. Это способ получения дополнительной информации.
18.2. Это вид деятельности человека.
18.3. Это способ использования знаний к практической деятельности.
18.4. Это навыки анализа и проектирования.
18.5. Познание законов природы и общества.
19. В чем главная особенность исследования социально-экономических систем?
19.1. Затруднено получение объективной информации.
19.2. Размыты границы объекта исследования.
19.3. Ограничены возможности экспериментирования.
19.4. Решающее значение системного подхода.
19.5. Динамичность процесса функционирования.
20. Какую роль в исследованиях играет классификация проблем, факторов, условий и пр.?
20.1. Определяет комплексный подход в исследовании.
20.2. Позволяет определить свойства явлений.
20.3. Способствует упорядочению и ранжированию (проблем, факторов, свойств и пр.)
20.4. Дает дополнительную информацию.
20.5. Способствует поиску новых факторов.
21. Что является главным в системном подходе к исследованию?
21.1.Тип мышления менеджера.
21.2. Знание предмета исследования.
21.3. Возможность имитационного моделирования явлений.
21.4. Определение целостности и связи явлений.
21.5. Наличие всей необходимой информации.
Схемы курса "Исследование систем управления"
Вопросы к размышлению:
1. От чего зависит достижение этих свойств?
2. Как они влияют на процесс обучения?
Глоссарий
Анализ - мысленное или реальное разделение объекта на элементы. Сопоставление предметов или явлений в той или иной сфере действительности. Изучение посредством расчленения и сопоставления, метод исследования.
Аспект исследования - грань изучения проблемы, одна из сторон ее проявления, например организационный, социальный, психологический и другие аспекты.
Вопрос - форма представления проблемы, обращение для получения информации, средство коммуникаций людей.
Восприятие - сложный процесс интеллектуального и эмоционального отражения реальности, определяющий ориентирование человека в окружающей среде, распознавание предметов, признаков, свойств действительности и своего места в ней.
Гипотеза - предположительное и предварительное представление об изучаемом предмете исследования, основанное на ранее полученных сведениях или знании и необходимое для первого шага изучения явления. Для некоторых видов исследования гипотеза может быть их конечным результатом.
Декомпозиция - разделение целого на части по критериям функционального вхождения части в целое, по критериям содержания целого.
Делегирование - передача (полномочий, прав, обязанностей, функций, ответственности и т.д.) другому лицу или звену системы управления.
Дефиниции -определение понятий, построенное по принципам формальной логики и служащее конструкционной основой научной концепции.
Деятельность - совокупность сознательных действий человека для достижения какой-либо цели.
Диалектика - комплекс принципов исследования, направленный на поиск и учет противоречий, тенденций развития и отрицаний.
Диалектический подход к исследованию - использование объективно обусловленных, научно разработанных, практически проверенных и наиболее эффективных в конкретных условиях диалектических принципов исследования, например, взаимоотношения общего и особенного, качества и количества, целого и части, принципов комплексности, системности, развития и т. д.
Дихотомия - вид классификации, разделение на две группы по определенным признакам, выявление и исследование противоречий.
Доказательство - интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нес, а также посредством подтверждения фактами и практической деятельностью.
Закономерности - устойчивые тенденции изменений, объективные связи явлений, определяющие их изменения.
Знания - закрепленное в мышлении человека отражение окружающей его действительности, понимание явлений и предметов, фактор, определяющий осознанные ориентиры поведения и деятельности.
Имитация - подражание чему-либо, воспроизведение существующего, отличающееся от оригинала.
Инновации - поиск, определение и реализация различных новшеств, нововведения в деятельности человека, отражающие его потребность в изменениях, развитии, модернизации, реконструкции, совершенствовании, реформировании и нр.
Интегральный интеллект - эффект объединения интеллектуальных возможностей исследователей, посредством соответствующего их отбора и организации совместной деятельности.
Интересы - реальная причина действий человека, которая определяется его потребностями, мотивами, ценностями, идеями, опасениями и пр. Стремление достичь какого-либо результата.
Интуиция - способность постижения истины, без ее обоснования и доказательства, необъяснимое ощущение реальности, идущее из подсознания человека и определяющее некоторые стороны его поведения. Раскованность интуиции влияет на эффективность исследования.
Информация - структурированное и предметно-объектное отражение в сознании человека окружающего его мира, мыслительное воспроизведение человеком действительности, совокупность сведений об исследуемой проблеме.
Исследования - вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить проблемы, определить тенденции развития, найти возможности использования знаний в практической деятельности человека, в частности в практике управления.
Качество исследования - комплексная совокупность свойств и характеристик исследования, отражающая его особенность и позволяющая оцепить его результативность.
Классификация - прием, посредством которого из некоторого множества объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы
каждый, принадлежащий исходному множеству объект, попал в один и только в один класс.
Консультации - советы, даваемые специалистами на основе изучения конкретных обстоятельств деятельности и ведущие к улучшению результатов работы.
Концепция - комплекс ключевых положений, достаточно полно, целостно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существование в действительности или проявление в практической деятельности человека.
Концепция исследования - комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.
Критерий - основа сопоставления и выделения групп явлений или отдельных их свойств для установления классификационной или типологической принадлежности.
Логика - 1. Механизм мышления, обеспечивающий эффективность интеллектуальной деятельности человека. 2. Оперирование понятиями и суждениями как инструментами интеллектуальной деятельности человека в процессе исследования,
Менеджер - лицо, принимающее управленческие решения в системе социально-экономического управления. (В отличие от системы административного, бюрократического, военизированного управления, где социальная принадлежность и экономические интересы не играют существенной роли).
Метод исследования - способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его использования в конкретных условиях.
Методология исследования - логическая организация исследования, предполагающая осознание его цели, распознавание проблем, являющихся предметом исследования, выбор средств и методов исследования, определение рациональной последовательности исследовательской деятельности.
Методы (исследования) - способы проведения исследования, способы достижения позитивных результатов при исследовании проблем и явлений.
Мышление - интеллектуальная деятельность человека, позволяющая познавать окружающий мир и определяющая сознательное поведение человека в природе и обществе.
Объект исследования - область деятельности человека, в которой обнаруживается и распознается проблема, требующая ее познания и разрешения. Среда, в которой проявляется проблема.
Операция - элемент процесса деятельности человека, элементарное действие, составляющее процесс деятельности.
Опыт - основанное на практике знание действительности, накопленные навыки деятельности.
Организация исследования - упорядочение исследовательской деятельности по совокупности действий и их распределению по исполнителям, факторам времени и пространства, условиям и ограничениям (функции, обязанности, ответственность, нормативы и пр.).
Порядок проведения исследования, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.
Персонал управления - работники, выполняющие функции и полномочия управления и представленные в комплексе всех своих индивидуальных качеств.
План исследования - организационная основа исследования, предполагаемая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разрешению проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требований) проведения исследования.
Поведение - процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью.
Подход - наиболее удачная грань для "вхождения" в проблему, начальная позиция, отправная точка исследования, ограничение проблематики исследования (методологический подход и пр.).
Подход к исследованию - исходная позиция исследователя, определяющая выбор средств и методов исследования, пути и организацию его проведения.
Понятие - обозначение явлений и предметов действительности в мышлении человека, инструмент логического оперирования, обобщение существенных свойств и связей явлений.
Потребность в исследовании - степень остроты проблемы, появление необходимости и возможности ее изучения. Проявление профессионализма управления, научного подхода к разработке управленческих решений, инновационный стиль управления.
Практика - целесообразная и в основе своей материальная деятельность людей по освоению и преобразованию объективной действительности. Это главный фактор и критерий познания человека и общества.
Предмет исследования - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.
Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения на основе исследования его истоков, содержания, характера и возможных последствий.
Программа исследования - комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, а также предполагаемый результат.
Профессионализм - совокупность знаний, опыта, навыков и искусства в какой-либо области деятельности, ведущих к устойчивому успеху выполнения работы.
Процесс исследования - последовательность этапов осуществления исследования, комбинация и последовательность использования средств и методов исследования, различных операций и процедур.
Результат исследования - в зависимости от целей и вида исследования: комплекс научных положений, объясняющих то или иное явление, конкретные рекомендации по преобразованию системы управления, разрешение обострившихся противоречий, комплекс нововведений, обусловленных тенденциями развития, методика выполнения какой-либо работы.
Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
Свойства - отличительные признаки предмета или явления, отражающие его сущность, содержание и особенности.
Синектика - метод исследования, основанный на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности.
Система управления - 1. Совокупность отношений управления в социально-экономической системе (организации). 2. Система действий менеджера по реализации воздействия. 3. Совокупность взаимосвязанных звеньев, в том или ином виде участвующих в процессе воздействия.
Ситуация - сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку.
Стратификация - определение слоев (страт) в сложном, многослойном явлении.
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью, психологическое состояние человека, определяющее стремление к неизведанному, поиск нового, жажду открытия.
Тест - средство и метод исследования недоступных для количественного анализа свойств и характеристик социально-экономических явлений при помощи количественного обобщения оценок, высказываний или предпочтений по поставленной проблеме.
Типологический анализ - сопоставление типов исследований в целях определения их преимуществ и недостатков и выбора наиболее эффективного в конкретных обстоятельствах.
Типология - разделение и систематизация объектов по критерию обобщенной модели, типичного состояния, практического образца.
Типология исследования - разнообразие исследований, упорядоченное по критериям практической типичности, образцам реального существования. Логическая схема различных типов исследования.
Управление - целенаправленное воздействие менеджера (руководителя) или органов управления (управляющей системы), согласующее и объединяющее совместную деятельность людей.
Характеристики - совокупность фактов, отражающих содержание, состояние или изменения того или иного явления.
Цель исследования - идеальный образ научного освоения будущего, представление о перспективах, которые открываются при успешном проведении исследования.
Эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
Вопросы для обсуждения проблем исследования систем управления
1. Факторы, определяющие эффективность исследования управления.
2. Единство методологии и организации исследования управления.
3. Фактология и теория: их роль и отношения в исследовании управления.
4. Взаимоотношение объективных и субъективных факторов в исследовании управления.
5. Научная полемика в исследовании систем управления.
6. Предмет и объект исследования: определение и взаимоотношения.
7. Организация исследования в практике управления.
8. Роль исследования в успехе современного менеджмента.
9. Использование диалектических принципов в исследовании управления.
10. Поиск и распознавание противоречий в процессе исследования.
11. Взаимоотношения теории и практики управления.
12. Планирование в исследовании управления.
13. Тестирование в исследовании проблем управления.
14. Использование социологических исследований в изучении управления.
15. Концепция исследования: конструирование и реализация.
16. Основные черты системного подхода к исследованию управления.
17. Разновидности проблем в социально-экономических системах (организациях) и выбор подходов к исследованию.
18. Моделирование социально-экономических процессов: границы возможного и факторы эффективности.
19. Экспериментирование в исследовании социально-экономических проблем. Эксперимент в управлении.
20. Методологические принципы построения научной концепции. Научное управление.
21. Качественный и количественный подходы к исследованию проблем управления.
22. Методы исследования систем управления: разнообразие, критерии выбора, проблемы использования.
23. Общенаучные методы исследования: система, комплексное использование, ограничения, эффективность.
24. Формально-логические методы исследования: особенности и возможности.
25. Разработка и доказательство гипотезы.
26. Роль гипотезы в построении исследовательской концепции.
27. Эффективность доказательства и основные факторы, ее определяющие.
28. Классификация операций процесса исследования управления.
29. Правила классификации, декомпозиции, стратификации и типологии.
30. Функции вопроса в методологии и организации исследования.
31. Каким образом практика выступает критерием истинности и полезности результатов исследования?
32. Интуиция, здравый смысл и логика: роль в исследовании управления.
33. Качество исследования. В чем проявляется и как оценивается?
34. Параметрическое исследование систем управления.
35. Принципы и процесс диагностики систем управления.
36. Экспертные оценки в исследовании систем управления.
37. Формирование и использование интегрального интеллекта в исследовании управления.
38. SWOT-анализ в исследовании управления.
39. Методы синектики: содержание, особенности, условия эффективности.
40. Исследование методом "мозгового штурма".
41. Консультирование в исследовательской деятельности.
42. Методологическая культура исследователя.
Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие «исследование» определяется следующим образом: «Исследование - процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества».
В философском словаре дается более простое определение. «Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности».
Очень характерно, что в прошлом понятие «исследование» связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода а, следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.
Многие считают, что исследования - это задача научного работника в повседневной работе у менеджера дня исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, - главным фактором повышения эффективности управления.
Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать. I
Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций. I
В связи с этим можно построить определение понятия «исследование» следующим образом. Исследование - это вид деятельности человека, состоящий:
а) в распознавании проблем и ситуаций;
б) в определении их происхождения;
в) в выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
г) в установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
д) в нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения. I
В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности. I
Исследование - это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.
Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа (рис. 1.1).
Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.
По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, т. е. исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.
Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.
Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени - продолжительные и непродолжительные.
Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.
Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.
По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).
В практике управления встречаются все эти типы исследований.
Рисунок 1.1.- Критерии типологического выбора
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие: (рис. 1.2).
· Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
· Организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.
· Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
· Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.
· Тип исследования - принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.
· Потребность исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.
· Эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
Рисунок 1.2. -Основные характеристики исследования
Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.
Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня - более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы над, которыми очень полезно задуматься.
Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления - предвидение (планирование), организация, контроль, регулирование, координация, активизация (мотивация).
В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.
В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера.Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.
В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать, т.к. такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов.
Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие - это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и надо решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или вообще не решение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль играет предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, таковы общие тенденции развития экономики. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования, как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть, оцепить, реализовать. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, малых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.
Исследование - это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).
А вдеятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование".
Управление должно быть не только исследовательским само по себе, по и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях. Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, нои процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика, как в отношении характера исследуемых проблем, так и в отношении методов их изучения, да и использования результатов.
В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д.Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала, является большим искусством управления.
Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.
Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).
Формула современного управления - «Управлять, совершенствуя и совершенствуясь». Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.
Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов.
Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.
Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня - более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы над, которыми очень полезно задуматься.
Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления - предвидение (планирование), организация, контроль, регулирование, координация, активизация (мотивация).
В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.
В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.
В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Почему? По-видимому, такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов.
Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие - это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и надо решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или вообще не решение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль играет предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, таковы общие тенденции развития экономики. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования, как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, малых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.
Исследование - это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).
А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование".
Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях. Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика, как в отношении характера исследуемых проблем, так и в отношении методов их изучения, да и использования результатов.
В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д. (схема 11). Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала, является большим искусством управления.
Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.
Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).
Формула современного управления - "Управлять, совершенствуя и совершенствуясь". Только исследование управления поможет реализовать эту формулу .
Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов.
Доверенности