Обработка фотографии в стиле Tilt-Shift. Когда целесообразно использовать тилт-шифт объектив

В распоряжении фотографов, надо признаться, есть довольно много полезных инструментов, позволяющих решать совершенно различные фотографические задачи. Одни стекляшки и железки нужны нам на каждой съёмке, другие востребованы намного реже. Есть и редко применяемые устройства, но обойтись без которых сложно.

Таким нечасто применяемым фотографическим изделием можно назвать и тилт-шифт объектив. Тилт-шифт (tilt-shift) оптика (слово tilt переводится с английского как "смещение", а слово "shift" написано прямо на вашей клавиатуре) позволяет управлять перспективой, что является настоящей находкой, например, при фотосъёмке архитектуры . Проявляется этот эффект за счёт сдвига оптической группы линз относительно плоскости матрицы или плёнки. Напомним, что при архитектурной съёмке крайне важно держать плоскость светочувствительного элемента строго параллельно фасаду здания, что приводит сразу к двум сложностям. Во-первых, половина кадра становится неинформативна (если не считать полезной частью фотографии матушку-землю под ногами фотографа); во-вторых, здание может элементарно не поместиться в границы кадра. Если же сфотографировать высокий объект с уровня земли, просто вписав его в рамки кадра, то неизбежен характерный завал стен. И если наш глаз (а точнее говоря, мозг) успешно "корректирует" эти искажения в реальном времени, то сторонний наблюдатель видит просто неопрятные картинки, на которых дом "падает", и кривизне прямых в реальности стен может позавидовать Пизанская башня.

Конечно, толковый фотограф легко скорректирует перспективные искажения в графическом редакторе, то гораздо проще снимать "правильно" сразу, не тратя драгоценное время на обработку. Среди недостатков "аппаратного" подхода можно назвать значительную стоимость тилт-шифт оптики. Популярный tilt-shift объектив Canon TS-E 24mm f/3.5L II стоит порядка 70 000 рублей, а TS-E 45 f/2.8 того же производителя - около 50 000.

Важной особенностью тилт-шифт объективов , не имеющей программных аналогов, следует назвать возможность управления ГРИП - глубиной резко изображаемого пространства. Некоторые виды фотосъёмки (например, предметная съёмка) крайне критичны к этому параметру. При предметной фотосъёмке , например, ювелирных изделий, фотограф сталкивается с тем, что весь предмет просто не помещается в "резкую" область, как бы сильно ни была зажата диафрагма. Порой такие картинки приобретают некую художественную недосказанность, но нередко заказчик смело отнесёт их в разряд брака.

Если излишне не загружать читателей теорией tilt-shift оптики, формулами и прочими правилами Шаймпфлюга, на деле всё оказывается довольно просто. Нам нужно "положить" ГРИП вдоль предмета, тем самым добиваясь одинаково резкого изображения всей требуемой зоны. При развитии цифровой техники любой фотограф легко увидит, как "легла" глубина резкости, и при необходимости легко изменит наклон оптической оси. А за удобство надо платить, согласны?

Но чаще же фотограф просто использует тилт-шифт объективы для создания забавных эффектов. Об этих эффектах мы сегодня и поговорим.

Открываем фотографию в Фотошопе. Методика имитации тилт-шифт эффекта несложна; владеющий PS на достаточном уровне способен додуматься сам, для особо ленивых фотографов на сайте www.tiltshiftphotography.net подробно и пошагово описаны все действия. Попробуем повторить. Конечно, годится любая фотография, но лучше выбрать такой сюжет, чтобы тилт-шифт эффект работал на общую идею, а не против неё. Хорошо будет заметен результат на фотографиях крупных, масштабных объектов - железнодорожной станции, здания, улицы. В идеальном случае фотография должна быть выполнена с некоторым наклоном к поверхности земли, с высоты. В качестве примера я выбрал фотографию Исаакиевского собора, которую сделал с борта вертолёта весной этого года:

Теперь жмём "Q" - выходим из режима маски. Красная зона исчезла, на фотографии стало заметно пунктирное выделение:

В результате нехитрых манипуляций картинка становится игрушечной! Эффект тилт-шифт объектива создаем иллюзию, что на фотографии на настоящий город, а макет:

Наиболее въедливые, но не желающие тратить на tilt-shift оптику свои честно заработанные деньги для пущего эффекта могу поиграть ползунками уровней и насыщенности, а также невредно поднять резкость - тилт-шифт эффект станет более заметным. Готово, наслаждайтесь!

Хочется поиграть с tilt-shift, но лень разбираться с Фотошопом? Да нет проблем. Вы без труда найдёте онлайн-сервисы, позволяющие создать тилт-шифт эффект без освоения многочисленных премудростей обработки - просто загрузите фотографии на сайт, и получите на выходе свои же обработанные картинки; у зрителя будет создаваться вполне убедительное ощущение, что они сняты именно тилт-шифт объективом.



Забавный эффект этот самый тилт-шифт? Несомненно. Следует ли применять его часто? Вряд ли. Как и в случае с любым другим фотографическим инструментом и методикой, tilt-shift и всяческие "закосы" под него уместны далеко не всегда - всё зависит от стоящей перед фотографом художественной задачи. Таким образом легко придать гротескность привычным картинкам, достигнуть иллюзии игрушечного мира. Нужно ли это в данный конкретный момент вашим картинкам - решать только вам.

Удачи вам и множества замечательных фотографий.

Среди современных объективов, кроме широко используемых «фиксов» и «зумов», существуют также объективы специального назначения - так называемые «тилт-шифт объективы». Чаще всего такие объективы используют на 35-мм зеркалках либо на среднеформатных профессиональных камерах.

Управление перспективой с помощью Tilt/Shift объективов

Шифт - это функция, позволяющая сдвигать оптическую ось объектива, управляя при помощи этого процесса перспективными изображениями. Обычно данная функция TS объектива используется для архитектурной либо другой технической съемки.
Использование тилт-шифт объективов помогает перемещать сюжет в различные части плоскости изображения, исправлять «падающие здания», изменять форму объекта, управлять перспективой и пр.

Tilt/Shift (TS) объективы относятся к высококачественной, дорогостоящей оптике, облегчающей работу фотографа при фотосъемке сложных сюжетов (архитектуры, натюрмортов, фотосъемке помещений и пр.). Также Tilt/Shift объективы широко используются в таком жанре, как рекламная фотография. Такие объективы не являются автофокусными, они настраиваются вручную и, как правило, относятся к широкоугольным объективам .

Принцип работы

Оптическая схема Tilt/Shift объективов такова, что поле качественного изображения намного превышает площадь кадра, благодаря чему фотограф может сдвигать кадр в границах данного поля, перемещая либо наклоняя объектив относительно плоскости пленки. Стоимость Tilt/Shift объективов сопоставима со стоимостью современной зеркальной фотокамеры и составляет от тысячи долларов и выше.
Говорить, что Tilt/Shift объективы что-то исправляют в кадре, не совсем верно. Они скорее позволяют перестроить сюжет соответственно привычному для нас восприятию. Как известно, наше зрительное восприятие не отражает в точности геометрическое построение мира, как это делает зеркало, а производит в мозгу психологическую обработку увиденной картинки.
Для наглядности вышеизложенного рассмотрим простой пример. Рассматривая вблизи высокое здание, мы задираем голову вверх, осматривая его по частям. В нашем сознании вертикальные стены здания так и остаются вертикальными. Если же мы сфотографируем из такого положения здание, наклоняя вверх камеру, то на фотоснимке оно будет выглядеть «падающим». Используя TS объектив, мы сможем сохранить горизонтальное положение камеры, не наклоняя ее. Чтобы здание вошло в кадр целиком, мы просто подвинем TS объектив вверх.

Объектив Tilt/Shift также удобно использовать при съемке зеркальных поверхностей, поскольку подобные объективы позволяют избежать присутствия в кадре отражения фотокамеры и самого фотографа.

Осуществление контроля глубины резкости при помощи TS объектива

Тильт - это функция фотообъектива, позволяющая управлять резкостью в кадре при помощи изменения наклона оптической оси объектива. Основным применением данной функции является предметная фотосъемка. Также функция Tilt используется для получения художественных портретов, несколько реже данная функция применяется в пейзажной съемке.
Используя Tilt/Shift объективы, помогающие выходить за пределы привычной глубины резкости и перспективы и относящиеся к категории художественных объективов, фотографы могут добиться интересного эффекта: изображенные на снимке реальные объекты принимают вид миниатюрных игрушечных моделей.

Подобные снимки делаются обычно с высотных точек - гор, столбов, крыш зданий и пр. Объектив Tilt/Shift фокусируется на определенной части видимого поля, размывая, причем достаточно сильно, все остальное. Люди, не желающие тратиться на дорогостоящие Tilt/Shift объективы, могут добиться подобного эффекта при обработке фотографии в Фотошопе, размывая сильно края фото. Но снимок, сделанный с помощью объектива Tilt/Shift, будет намного красивее и интереснее искусственного.
Tilt/Shift технология используется по-настоящему творческими фотографами. Она позволяет им делать необычные фотоснимки, недоступные традиционным объективам, превращая в иллюзорную миниатюру окружающий нас мир.

«Tilt-shift»- это такой фотографический жанр, который за последние несколько лет стал очень популярным. По сути, это фотографирование обычного предмета или сцены из жизни, которые tilt shift объектив преображает в миниатюру на снимке.

В таких фотографиях основного эффекта можно достичь посредством поворота или сдвига. Для получения качественных профессиональных фото в жанре минимализма, не прибегая к хитростям фотошопа, единственно правильным вариантом будет использование тилт шифт .

Фотографы имеют множество возможностей для реализации своих креативных идей. Все это благодаря широкому выбору моделей, главной задачей которых является спроецировать увиденную картину на поверхность пленки. В последнее время особую популярность завоевал tilt-shift объектив.

Это модель с функциями, позволяющими корректировать вид и имеющими возможность сдвигать и (или) поворачивать плоскость изображения по отношению к плоскости светочувствительного слоя. Угол наклона и величина смещения управляются двумя элементами.

К фотоаппарату tilt shift объектив присоединяется тем же способом, что и обычный. Кстати, чтобы не отказывать себе в удовольствии создавать совершенно фантастические фотоснимки, можно соорудить тилт шифт объектив своими руками.

Процесс съемки

Обычный фотоаппарат обеспечивает четкий фокус только в одной плоскости. Без функции наклона плоскость изображения расположена параллельно фокальной и перпендикулярно оптической оси. Все объекты в фокусе находятся на одинаковом расстоянии от фотокамеры.

А когда наклоняется или поворачивается, то фокальная плоскость становится под углом к изображению. Следовательно, в поле зрения попадают все объекты, находящиеся на разном расстоянии, т.е. близлежащие и удаленные, и отображаются без искажения.

Это свойство получило название принцип Шаймпфлюга. Согласно этому принципу использование поворотов позволяет менять форму . Например, если устройство и сфокусированное изображения параллельны, то глубина резкости с обеих сторон одинаковая.

А вот при наклонах или вращении она принимает клиновидную форму, с вершиной конуса у оси вращения. Причем у вершины клина резкость равна почти нулю и увеличивается по мере удаления от камеры. Для таких видов съемки, как ландшафтная, архитектурная, тилт объектив просто незаменим.

Возможности

При использовании обычного фотоаппарата плоскость может совпадать с изображением, а может и не совмещаться. В основном такое происходит при фотографировании высоких строений. Параллельные линии визуально устремляются к одной точке, и это приводит к искажению изображения.

Здание на фото выглядит не естественно, как будто оно наклонено назад. Shift — это сдвиг или смещение параллельно изображению, что позволяет регулировать положение предмета съемки, не прибегая к изменению угла самой фотокамеры. Shift может быть использован, чтобы сохранить плоскость изображения параллельно объекту или наоборот подчеркнуть искажения ради художественного эффекта.

Функции tilt и shift дают возможность использовать всего одно устройство для различных направлений в фотографии.

Можно ли сделать tilt/shift?

Имея даже небольшое представление о фотографических жанрах и фотоаппаратах, можно попробовать сделать тилт шифт объектив своими руками. С этим справиться может любой фотолюбитель.

Для того, чтобы получить тилт шифт объектив своими руками, нам понадобятся:

  1. SLR или DSLR камера;
  2. негабаритный объектив;
  3. гофрированная резиновая трубка;
  4. пластиковая защитная крышка от вашего фотоаппарата;
  5. дрель или канцелярский нож, чтобы вырезать центр байонета;
  6. горячий клеевой пистолет или другой клей;
  7. черная изолента.

Первое, что нужно сделать, это с помощью канцелярского ножа вырезать середину крышки. Затем отрезать кусок гофрированной трубки нужного размера, вставить туда устройство и с помощью клея прикрепить его к трубке. Нужно, чтобы клей высох. Место склеивания спрятать, аккуратно обмотав его черной изолентой. Сделать тилт шифт объектив своими руками не так уж сложно.

Объективы Canon Tilt/Shift неизменно вызывают интерес у фотолюбителей. Что обычный неискушенный фотолюбитель знает про объективы Canon Tilt/Shift? Знает, что Tilt/Shift – это технически сложно и очень круто… Сегодня профессиональный фотограф и эксперт по объективам Дмитрий Евтифеев рассказывает нам про объективы Canon Tilt/Shift. Предыдущая . (От редактора)

(Фотографии при клике увеличиваются и открываются в отдельном окне)

Canon TS-E 24/3,5L - обзор тилт/шифт объектива

Сегодня у нас обзор объектива Canon TS-E 24/3,5L, как продолжающего линейку Tilt/Shift объективов Canon, и кратко про вторую версию, Canon TS-E 24/3,5L II, которым я пользовался.

– Canon TS-E 24/3.5L - первая версия

– Canon TS-E 24/3.5L II - вторая версия объектива

Итак, что хочется сказать в первую очередь про объективы. Первая версия Canon TS-E 24/3,5L обладает теми же возможностями, что и Canon TS-E 24/3,5L II , но имеет гораздо более низкое оптическое качество. Причем центр кадра у Canon TS-E 24/3,5L (первая версия) вполне резкий, а вот края очень сильно страдают от ХА (хроматические аберрации). С краями всё плохо и без использования функций тилт/шифт, а с использованием - они еще хуже.

– Canon TS-E 24/3.5L@F11 без использования тилт/шифт

– кроп 100%

– Canon TS-E 24/3.5L @F11, тилт

Как видите, все «заваливающиеся» здания «расправились» и вертикальные линии стали прямыми. На такой снимок, с исправленной геометрией, смотреть гораздо приятнее.
Кто-то скажет, что тоже самое легко сделать в Adobe Camera Raw или Adobe Photoshop, и будет прав. Но какой ценой!

При исправлении геометрии в этих программах вы потеряете примерно 50% разрешения снимка! Если вы снимаете архитектуру, что немаловажным будет сохранить мелкие детали снимка, будь то лепнина или детали художественных решеток.
Плюс обратите внимание, что обычные широкоугольные объективы сильно загибают вертикали по краям кадра. Т.е. не только наклоняют вертикали, но и гнут их в дугу. Вот с этим сделать что-то уже сложно.
Тилт-шифт объективы, которые я использовал, не «изгибают» вертикали по краям кадра. Линии остаются прямыми и лишь наклоняются к центру кадра. С помощью функции наклона объектива такие наклонившиеся вертикали можно выпрямить вновь.

– кроп 100% снимка с использованием функции тилт

Относительно стандартных сюжетов у функции тилт есть некоторый запас, т.е. вертикали можно наклонить и в обратную сторону, нарушив перспективу.

С эффектом исправления перспективы очень легко войти в соблазн и начать исправлять её на всех снимках. Но в данном случае важно понимать, какие снимки требуют исправления, а какие - нет. И также важно правильно составить композицию кадра, так как под некоторыми углами к зданию исправить перспективу, не затронув другие важные геометрические элементы в кадре - невозможно.

– обычный кадр, без тилт-шифт, снятый на Canon TS-E 24/3.5L

Здесь геометрия может быть исправлена с помощью Shift-эффекта. Подробнее о нём читаем в предыдущих частях этого цикла об объективах Canon Tilt/Shift.

Но заводские установки на объективе Canon TS-E 24/3.5L предполагают установку Tilt перпендикулярно Shift, а отвертки у меня с собой не было на улице. Shift-эффект - это совсем простая функция, так что побаловаться хотелось именно Tilt на широкоугольнике (обычно я использую Canon TS-E 90/2.8).

Так что ниже представлен мой художественный тилт-подход к этому зданию, а не просто исправление перспективы, которое достигается Shift’ом.

– кадр с исправленной перспективой, снятый на Canon TS-E 24/3.5L

Интересно еще пользоваться Shift совместно с tilt, тогда и перспективу можно исправить и ГРИП выбрать по желанию.

– ГРИП идёт от одной зеленой линии до другой, определяется наклоном объектива

Как это выглядит умозрительно, легко понять по рисунку.

Туда, куда указывает стрелочка, ниже камеры - начало ГРИП. Сама ГРИП представляет из себя клин, который начинается из нодальной точки и расходится вперед. Увеличивать этот клин вы можете стандартными средствами: фокусировкой на дальнюю дистанцию, прикрытием диафрагмы и выбирая объектив с разным фокусным расстоянием. Но в том-то и прелесть этого способа, что при нормальных обстоятельствах вы можете располагать ГРИП от своих ног и до небоскреба на горизонте при F2.8, например.

Поскольку объектив поворачивается, то вы можете повернуть клин ГРИП и влево-вправо, выхватывая только нужные детали.

– клин ГРИП повернут влево, захватывает только женщину с сумкой

Иллюстрации получились не очень красочные, т.к. в Петербурге уже 2 месяца нет солнца. Как здесь говорят: «В этом году было лето, но в тот день я болел».

Еще варианты применения бокового тилта…

– обычный снимок Canon TS-E 24/3.5L с фокусировкой на решетку при F11

Как видите, на ближнем и дальнем плане - «подзамыливание». А хочется, чтобы всё было резкое и далее диафрагму уже не закрывать, дабы снимок не страдал от дифракции.

– тилт влево, плоскость ГРИП параллельно решетке

– кусок здания между пунктирными линиями в зоне ГРИП

Итого:

Об оптическом качестве объективов

Я не могу рекомендовать Canon TS-E 24/3.5L первой версии, если вы хотите высокого качества изображения. Этот объектив имеет много проблем по краям кадра - они «замыленные» и страдают от поперечных ХА. У него есть свои плюсы: 1) он тилт-шифт 2) он не закругляет вертикали по краям кадра (важно!)

Canon TS-E 24/3.5L второй версии - очень рекомендуется к приобретению, если вы не планируете покупать карданную камеру.
Качество оптики - высочайшее. Это заметно даже на открытой диафрагме. Углы снимка тоже мало страдают от аберраций. Честь и хвала Canon’у, изготовившему этот объектив.

По конструктиву

Оба объектива по бОльшей части металлические, с резиновой накладкой кольца фокусировки. Но я не разделяю восторгов от конструктива со стороны других обозревателей. Достаточно того, то контроль тилт/шифт на всех объективах Canon сделан с точностью до 1 градуса. Для широкоугольных объективов это много! По такому грубому контролю наклона и сдвига и маленькому экранчику камеры очень сложно точно настроить плоскость ГРИП даже в режиме LiveView 10x. Это при том, что у меня более-менее хорошее зрение. А что делать на пляже, где экран камеры почти не виден? Остаются только таблицы и грубая настройка неудобным маленьким колесиком. Я считаю, что сам механизм фокусировки должен быть кардинально изменен. Или требуется нечто, наподобие фоллоу-фокус, как у кинематографистов.

По функциям тилт-шифт

Здесь хочется отметить, что само присутствие на рынке подобных объективов вселяет оптимизм. Но функции тилт-шифт на зеркальных камерах сильно ограничены. Тилт на 8 градусов явно недостаточен во многих ситуациях и если вам действительно понравилось работать с тилт-шифт объективами, то, возможно, стоит подумать о карданной камере (view camera). Там и фокусировка намного удобнее и функции тилт-шифт не так ограничены.

Электронное СМИ «Интересный мир». 05.03.2014

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Тилт-шифт объектив - как не крути, полезная штука. Взять хотя бы обожаемый многими эффект: большие по размеру снимаемые объекты изображаются крошечными фигурками. Во многие компактные фотоаппараты встроены программные фильтры, имитирующие такой эффект. Тем не менее, он создаётся с помощью тилт-шифт объектива. Ниже мы даём ответы на пять популярных вопросов, связанных с тилт-шифт объективом, чтобы вы могли узнать немного больше о его возможностях, перед тем, как его использовать.

Что из себя представляют тилт-шифт объективы?

Этот вид объективов часто называют корректирующими перспективу. Тилт-шифт объективы обладают возможностью наклонять, поворачивать (от англ. tilt), плоскость изображения под углом к плоскости светочувствительного слоя. А также сдвигать (от англ. shift) плоскость изображения вдоль плоскости светочувствительного слоя.

Как работает тилт-шифт объектив?

Конструкция объектива такова (что внешне выделяет его из множества «родственников»), что передняя часть подвижна. Она может наклоняться на заданный угол относительно плоскости сенсора. Как следствие, вы можете получить глубину резко изображаемого пространства в одной части снимаемой сцены крайне маленькой, в другой - близкой к бесконечности.

  • Прим. переводчика - узнать больше о ГРИП Вы можете из статьи

Возможность сдвига передней части объектива вдоль плоскости светочувствительного сенсора может пригодиться в архитектурной фотографии. Снимая здание с помощью обычного объектива, вы, скорее всего, столкнётесь с искажённым изображением прямых линии. Вертикали будут изгибаться и сходиться к центру кадра.

Изображение высоких сооружений с помощью обычного объектива может получиться искажённым.

Применение тилт-шифт объектива в съёмке архитектуры - это возможность на этапе съёмки скорректировать изображение перспективы. Вместо того, чтобы выполнять коррекцию на этапе обработки.

Кто производит тилт-шифт объективы?

Компания Canon предлагает 4 объектива TS-E (tilt-shift), которые «охватывают» диапазон фокусных расстояний от 17 до 90 мм. Компания Nikon выпускает 3 объектива (PS-E, perspective control - «контроль перспективы») с фокусными расстояниями в диапазоне от 24 до 85 мм.

«Родные» тилт-шифт объективы совместимы как с полнокадровыми фотоаппаратами, так и с камерами, где установлен сенсор формата APS-C.

  • П рим. переводчика - подробнее о размерах современных светочувствительных сенсоров и связанных особенностях Вы можете узнать из статьи .

Когда целесообразно использовать тилт-шифт объектив?

Он пригодится в съёмке архитектуры. Позволит «сохранить» вертикальными высокие стены зданий, которые в съёмке с обычным объективом «норовят» изогнуться в дугу и склониться к центру кадра. Такое искажение проявляется тем сильнее, чем выше снимаемое здание и ближе к нему располагаетесь вы - фотограф.

В режиме наклона плоскости передней линзы под углом к плоскости светочувствительного сенсора, тилт-шифт объектив очень полезен в пейзажной фотографии. В сюжетах, где необходимо объекты, как удалённые, так и близлежащие по отношению к точке съёмки, изобразить в резкости одновременно.

Как присоединить тилт-шифт объектив к фотоаппарату? Есть ли особенности?

Такие объективы имеют типичное крепление. Присоединяются к фотоаппарату тем же способом, что и обычные объективы. На самом объективе установлены элементы, позволяющие управлять углом наклона относительно плоскости сенсора и величиной смещения относительно оптической оси объектива.



Доверенности