Транспортный узел определение. Транспортные узлы и коридоры

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агенство морского и речного транспорта

Якутский институт водного транспорта (филиал)

«Новосибирская государственная академия водного транспорта»

Контрольная работа

Дисциплина: «Транспортная система России»

Тема: «Транспортные узлы»

Выполнил: студент 1 курса

Мурзина К.И.

Проверил:

Хохлачев И.А.

Якутск, 2014

Введение

1. Транспортные узлы

1.1 Общие понятия транспортного узла

1.2 Основные характеристики функционирования транспортного узла

2. Оптимизация процессов взаимодействия в узлах

2.1 Оптимизация оперативного управления

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Транспортный узел - это комплекс сооружений, технических средств, трудовых ресурсов в пункте стыка двух и более видов транспорта, в котором на основе взаимосвязанных технологических процессов и современных организационных форм управления осуществляется передача грузов с одного вида транспорта на другой.

Транспортные узлы занимают важнейшее место в организации комбинированных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта. В узлах осваивается большой объем грузовой работы. Самыми большими считаются узлы, в состав которых входят морские и речные порты.

На долю транспортных узлов приходится не только большой объем грузопереработки, но и существенная часть времени нахождения груза в процессе транспортировки, а задержки грузов в узлах влекут за собой дополнительные транспортные издержки. Ускорить переработку грузов в узлах, сократить непроизводительные простои, обеспечить сохранность груза - вот основные задачи, стоящие перед работниками транспортных узлов. Один из путей решения этих задач - оптимизация оперативного управления работой транспортного узла, которой и посвящена предлагаемая работа.

1. Транспортные узлы

1.1 Общие понятия транспортного узла

Транспортный узел как система - совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или более видов транспорта. Понятие транспортного узла включает собственно перевозочный процесс, технические устройства и средства контроля и управления. Узлы играют важную роль в организации комбинированных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта.

Основными элементами пунктов взаимодействия являются железнодорожные пути, причалы, крытые склады и площадки, погрузочно-разгрузочные комплексы, сортировочные устройства. Техническое оснащение и технология работы транспортных узлов во многом определяет эффективность работы транспортной системы в целом.

Помимо непосредственно перевалки грузов и пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой, в транспортных узлах производятся следующие виды работ: организация маршрутов с мест погрузки, обслуживание транзитных потоков, комплексное обслуживание подвижного состава, транспортно-экспедиционная и коммерческая работа, таможенное оформление и хранение грузов, обслуживание клиентуры.

В зависимости от хозяйственного профиля города можно выделить транспортные узлы, обслуживающие: центры обрабатывающей промышленности, центры добывающей промышленности, многоотраслевые центры, непромышленные и курортные центры. Классифицируются узлы и по числу взаимодействующих видов транспорта. Наиболее распространенными являются железнодорожно-автомобильные, железнодорожно-водно-автомобильные и водно-автомобильные. Кроме того, по расположению узлов в транспортной системе узлы бывают транзитные, обслуживающие преимущественно транзитные потоки грузов и пассажиров, и узлы конечные, в которых транзитные операции с транспортными потоками отсутствуют. Чаще, однако, узлы сочетают в себе два этих признака, так как для части грузопотоков и пассажиропотоков узлы бывают транзитные, а для другой части - конечные.

1.2 Основные характеристики функционирования транспортного узла

Можно выделить три основные группы показателей, характеризующих работу транспортного узла: временные характеристики, показатели надежности и показатели экономической эффективности работы узла.

К основным временным характеристикам функционирования транспортного узла относятся:

Среднее время нахождения транспортного потока i-й категории в транспортном узле;

Среднее время, затрачиваемое непосредственно на обработку транспортного потока i-й категории;

Среднее время ожидания начала обслуживания транспортного потока i-й категории.

Важным показателем качества работы узла является коэффициент задержки обслуживания транспортного потока, который показывает, во сколько раз время пребывания единицы транспортного потока i-ой категории в транспортном узле () больше времени непосредственного его обслуживания (). Этот коэффициент определяется по формуле

Допустим,

6 ч, а= 4,2 ч,

Рассмотрим, как рассчитывается коэффициент задержки обслуживания транзитного потока с переработкой в железнодорожном узле. Для этого определяется общее время нахождения транзитного потока с переработкой в узле и среднее временя, затрачиваемое непосредственно на обработку:

где - время обработки состава по прибытии; горочный технологический интервал; - время на окончание формирования и выставку состава в парк отправления; - время обработки состава перед отправлением; - среднее время простоя вагонов под накоплением; - время ожидания соответственно расформирования, формирования, отправления.

Подставляя значения и в формулу (1), получим

Большое значение коэффициента задержки обслуживания в транспортном узле говорит о необходимости совершенствования режимов взаимодействия с использованием имеющихся резервов. Снижение коэффициента задержки обслуживания потока в транспортном узле - одна из важнейших задач, решение которой позволяет значительно ускорить оборот транспортных средств и стоимость грузовой массы на колесах.

Для совершенствования режимов взаимодействия разных видов транспорта в узле необходимо:

· планировать и согласовывать подход транспортных единиц к транспортному узлу;

· сокращать неравномерность поступления транспортных потоков;

· совершенствовать взаимодействие станций с подъездными путями;

· разрабатывать и осуществлять программы долгосрочного развития технического оснащения узла;

· повышать уровень механизации и автоматизации основных циклов обработки транспортных средств.

Если говорить о надежности работы транспортного узла, то эксплуатационная надежность - это способность узла или его элемента выполнять функции по обслуживанию транспортных потоков с сохранением эксплуатационных показателей в заданных пределах в течение требуемого периода времени. Определение эксплуатационной надежности транспортного узла (или его элемента, подсистемы) базируется на совокупности следующих понятий: отказ (частичная или полная утрата работоспособности), среднее время безотказной работы, среднее время восстановления, вероятность безотказной работы и др. Причем эти понятия имеют смысл только для элементов узла, по отношению к которым применимо понятие “отказ”. Это может быть задержка прибывающего поезда у входного сигнала в связи с занятостью парка приема, повреждение горочных устройств, маневровых локомотивов, погрузочно-разгрузочных механизмов, занятость причала и др.

Универсальной оценкой работы транспортного узла является его экономическая эффективность, оцениваемая затратами на разработку проектных решений, их реализацию и эксплуатацию введенных в строй объектов.

транспортный узел перевозка оптимизация

2. Оптимизация процессов взаимодействия в узлах

2.1 Оптимизация оперативного управления

Протекающие в узлах процессы можно разделить на краткосрочные (оперативные), среднесрочные и долгосрочные. Для каждой группы названных процессов задачи и принципы оптимизации отличаются как постановкой, так и сложностью решения. Рассмотрим проблему оптимизации краткосрочных процессов, то есть таких, которые длятся в течение смены или суток и могут управляться оперативными работниками (диспетчерами, дежурными руководителями смен).

Большинство задач оперативного управления можно разделить на три группы:

· задачи выбора оптимальной очередности обработки подвижного состава. К ним относятся, в частности, задачи упорядочения обслуживания подвижного состава разных видов транспорта, а также выбор оптимальной очередности обработки грузовых фронтов;

· задачи распределения по фронтам работ подвижного состава, погрузочно-разгрузочной техники, порожнего подвижного состава и других ресурсов;

· задачи планирования завоза-вывоза грузов с пунктов взаимодействия разных видов транспорта.

В зависимости от способа задания информации применяемые методы решения подразделяются на детерминированные, частично-вероятностные и неопределенные. При решении задач такого типа могут использоваться методы линейного и динамического программирования, оптимального управления и др.

Заключение

В транспортных узлах происходит взаимодействие различных видов транспорта, в том числе транспортных средств и перегрузочной техники.

Транспортный узел (ТУ) - это пункт стыковки двух или более видов транспорта, технологическое взаимодействие которых обеспечивается соответствующим комплексом устройств и средств. Транспортный узел рассматривается как сложная система, в которой происходит совместная работа разных видов транспорта при различной технологии каждого из них, разном комплексе транспортных средств и устройств для переработки подвижного состава и грузов. Транспортный узел характеризуется единой целью функционирования взаимодействующих в нем видов транспорта. Одним из важных элементов в развитии транспортной системы Российской Федерации является развитие альтернативных авиатранспортных узлов - “хабов”. Совершенно очевидно, что эффективность функционирования транспортного комплекса в значительной степени зависит от наличия хорошо налаженной, логистически обоснованной системы формирования и управления как грузовыми, так и пассажирскими потоками.

До недавнего времени российский авиатранспортный рынок имел два ярко выраженных позиционных сектора: интенсивные авиасвязи Москва -регионы и малочастотное межрегиональное сообщение. Первый
характеризуется высокой потенциальной емкостью и чрезвычайной конкуренцией с участием как крупнейших федеральных, так и множества региональных перевозчиков. Второй менее емок и конкурентен, но
малоэффективен стратегически. Формирование транспортного узла и организация узловой схемы выполнения рейсов, когда расписание планируется таким образом, чтобы создать стыковочные связи, является принципиально новой услугой для пассажира. Формирование высокочастотных, в большинстве своем ежедневных межрегиональных рейсов, не завязанных на перегруженные и не слишком удобно расположенные московские аэропорты, позволит повысить эффективность перевозок для авиакомпании. Сегодня существует значительный и во многом не удовлетворенный спрос на такие перевозки.

Список использованной литературы

1. Аксенов И.Я. «Единая транспортная система»: Учебник для вузов. - Транспорт, 1980.

2. Сарафанова Е.В., Евсеева А.А., Копцев Б.П. «Грузовые автомобильные перевозки»: Издательский центр “Март”, 2006.

3. Оптимизация работы транспортных узлов: Методическое пособие для выполнения практических работ. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2001. - 35 с.: ил.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Оптимизация и формирование инвестиционной программы. Обработка транспортных средств в пунктах взаимодействия. Определение сроков задержки вагонов и грузов. Сравнительная оценка режимов взаимодействия железнодорожного и автомобильного транспорта.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    Транспорт как важная отрасль народного хозяйства. Условия взаимодействия различных видов транспорта. Идентичность планов перевозок грузов смешанного сообщения. Бесперегрузочные и контейнерные перевозки. Транспортно-экспедиционное обслуживание клиентуры.

    реферат , добавлен 26.04.2009

    Система общих показателей для всех видов транспорта. Основные эксплуатационные характеристики транспортных средств различных видов. Себестоимость перевозок. Специализированные и нетрадиционные виды транспорта, их характеристики и проблемы развития.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2010

    Характерные особенности различных видов транспорта, используемых при перевозках. Определение характеристик различных маршрутов доставки груза. Оценка эффективности использования различных видов транспорта при грузовых перевозках на различные расстояния.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2015

    Морской транспорт и его значение. Структурно-функиональная характеристика единой транспортной системы. Области взаимодействия различных видов транспорта. Расчет веса составов различных видов транспорта. Определение потребного числа средств автотранспорта.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2014

    Характеристика и слагаемые транспортных издержек. Классификация затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) на транспорте. Особенности транспортных тарифов. Основные признаки нетрадиционного вида транспорта. Причины его появления.

    контрольная работа , добавлен 07.10.2010

    Классификация транспорта в логистике. Глобальная информатизация транспортных процессов. Усложнение организации перевозок и развитие мультимодальных перевозок. Цель и задачи транспортной логистики. Выбор способа транспортировки и транспортного средства.

    презентация , добавлен 30.08.2013

    Транспорт и транспортная логистика. Взаимодействие различных видов транспорта. Анализ деятельности компании и ее основных показателей. Анализ взаимодействия различных видов транспорта на логистических принципах на предприятии на примере АО "ПГК".

    дипломная работа , добавлен 15.01.2017

    Транспортные издержки потребителей и затраты транспорта при перевозке грузов. Определение способа перевозок. Расчёт автомобильного, железнодорожного и речного вариантов доставки. Графический способ определения целесообразного использования транспорта.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2014

    Организация перевозок железнодорожным транспортом. Транспортные договора, правила перевозки грузов на различных видах транспорта. Маршрутизация перевозок грузов. Транспортная документация на различных видах транспорта. Пример договора по перевозке грузов.

Московский транспортный узел является одним из крупнейших в мире. Он пронизывает практически всю территорию столичного региона и простирается на площади свыше 40 тыс. кв. км в пределах Большой московской окружной (БМО) железной дороги. В состав МТУ входят: 11 железнодорожных магистралей, 2 окружных железнодорожных кольца (свыше 550 км), внутригородские железнодорожные линии, 202 железнодорожные станции (12 сортировочных и 157 грузовых), разветвленная сеть подъездных железнодорожных путей; 13 крупнейших автомагистралей и 3 кольцевых автомагистрали; 5 речных портов, разветвленная сеть водных путей, имеющая связь с Балтийским, Каспийским, Азовским и Черным морями; 4 аэропорта (3 из которых имеют международное значение), сеть внутренних и международных авиалиний.
В качестве основных функциональных элементов МТУ включает: грузовые дворы и грузовые районы, предназначенные для выполнения операций по переработке грузов (погрузке, выгрузке, перевалке, временном хранении, сортировке и т.д.), оснащенные соответствующими техническими средствами и сооружениями; складские комплексы; контейнерные площадки; грузовые терминалы и мультимодальные терминальные комплексы; мастерские по ремонту подвижного состава и контейнеров; подъездные пути; маневровый подвижной состав; магистральные пути сообщения; административные здания и вспомогательные сооружения; сервисные службы и другие элементы логистической инфраструктуры.
Общетранспортный узел можно рассматривать одновременно с разных позиций: с точки зрения топологии - в качестве места стыковки разных видов транспорта; с точки зрения технологии - местом совместной работы разных видов транспорта, функционирующих на основе единого транспортно-технологического процесса; с точки зрения технического взаимодействия видов транспорта - в виде комплекса инженерно-технических сооружений, транспортных средств и механизмов в пункте стыковки разных видов транспорта.
С позиций рыночной экономики МТУ должен рассматриваться в качестве основы региональной интегрированной макрологистической системы с широким спектром логистических функций во всей транспортно-распре- делительной цепи от грузоотправителя до грузополучателя.
Геополитическое значение МТУ определяется его исключительно благоприятным географическим положением - на пересечении основных потоков грузов, следующих по МТК № 9 «Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев», № 9-а «Москва - Астрахань» и «Москва - Ростов-на-Дону - Новороссийск» и № 2 «Берлин - Минск - Москва - Нижний Новгород». Предполагается продлить коридор до Екатеринбурга с выходом по Транссибирской магистрали к дальневосточным портам, что будет способствовать обеспечению внешнеэкономических связей России с государствами Западной Европы и Тихоокеанского региона, а также с государствами Балтийского, Прикаспийского и Азово-Черноморского бассейнов.
С позиции интермодальных перевозок грузов в МТУ наибольший интерес представляют тарно-штучные грузы и грузы в контейнерах. По экспертным оценкам ЗАО «Мосавтопрогресс», объем переработки тарно-штучных грузов в Московском железнодорожном узле составляет 10,7 млн. т и на период до 2005 г. прогнозируется около 17,0 млн. т. Объем переработки грузов в контейнерах на станциях Московского железнодорожного узла составляет около 5,4 млн. т (свыше 400 тыс. контейнеров в год) при прогнозируемом росте к 2005 г. до 8,6 млн. т (свыше 750 тыс. контейнеров в год).
В настоящее время в зоне расположения МТУ создана мощная база по переработке контейнеров, тяжеловесных и тарно-штучных грузов. Всего в нем дислоцировано более 30 контейнерных терминалов и площадок, не считая грузовых дворов со складами и расположенными на них техническими средствами. Общая площадь грузовых терминалов, складов и контейнерных площадок превышает 1 млн. кв. м, что позволяет принимать и отправлять более 5000 контейнеров и перерабатывать порядка 15 000 т грузов в сутки. Завершаются работы по созданию на станции Москва-Товарная-Ярославс- кая (пл. Северянин) совместно с американской фирмой БеаЬапй международного интермодального терминала проектной мощностью 150 тыс. 20-футовых контейнеров в год.
Ведутся работы по созданию в Московском железнодорожном узле единой системы информационного обеспечения транспортно-экспедиционно- го сервиса потребителей, базирующейся на центрах фирменного транспортного обслуживания. Организация системы фирменного транспортного обслуживания, информатизация основных технологических процессов, улучшение взаимодействия с пользователями услуг железнодорожного транспорта, а также с другими видами транспорта имеют фундаментальное значение для организации железнодорожного транспорта в соответствии с рыночными принципами.
Московская железная дорога уделяет исключительно большое внимание развитию контейнерных и контрейлерных перевозок. Смешанные перевозки внешнеторговых грузов осуществляются, как правило, в унифицированных контейнерах. На Московской железной дороге апробируется специальный подвижной состав для контрейлерных перевозок. Инфраструктура железных дорог по панъевропейским коридорам приводится в соответствие с международными нормативами.
Международные комбинированные перевозки требуют новых форм коммерческой работы и эксплуатации с привлечением фирм-операторов перевозочного процесса. Кроме того, потребуется создать новые типы специализированного железнодорожного подвижного состава, в частности скоростные специализированные платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Для реализации системы ускоренных контейнерных и контрейлерных перевозок в МТУ, развития и обустройства российской части международных транспортных коридоров, проходящих по территории МТУ, по некоторым оценкам, необходимо 400 млн. долл. на период до 2005 г.
Для обеспечения координации и взаимодействия железнодорожного и других видов транспорта в МТУ потребуется провести комплекс организационно-экономических и производственно-технологических мероприятий, внедрить новые технологии перевозочного процесса, усовершенствовать нормативно-правовую базу и привести ее в соответствие с международными стандартами, прежде всего при организации смешанных перевозок внешнеторговых грузов.
Финальным аккордом в координации работы станет создание в крупных транспортных узлах логистических центров на информационной базе ДЦФТО и ЦФТО МПС России, совмещенных с информационными технологиями, применяемыми на других видах транспорта, в частности на базе стандартных протоколов Е01.
Исключительно важное место в развитии транспортно-экономических связей Московского региона занимает автомобильный транспорт. На период до 2005 г. прогнозируется рост перевозок автомобильным транспортом до 50 млн. т. Ему отводится важная роль в реализации комплекса программных мероприятий по развитию в МТУ интермодальных перевозок грузов, осуществляемых по МТК.
Российская часть Критского коридора № 9, проходящего через МТУ, включает автомагистрали: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Брянск - Киев, Москва - Симферополь, Москва - Рязань. Суммарный объем перевозок грузов автомобильным транспортом на этих направлениях составляет порядка 13,5 млн. т, к 2005 г. прогнозируется 19 млн. т.
Российская часть Критского коридора №2 включает автомагистрали: Москва - Минск, Москва - Нижний Новгород. Прогнозная величина грузопотоков международных автомобильных перевозок по транспортному коридору №2, проходящему через МТУ, к 2005 г. оценивается в 10,0 млн. т, что более чем в 1,5 раза превышает современный уровень, составляющий 6,2 млн. т (2000 г.).
Роль и значение Московского водно-транспортного узла в становлении и развитии РЛТРС столичного мегаполиса определяются функционированием таких глубоководных соединений, как канал им. Москвы, Волго-Бал- тийский и Волго-Донской каналы, которые позволяют организовать связи Московского транспортного узла на Северо-Западном направлении с государствами Балтийского, Северного морей и на Южном направлении - с государствами Каспийского, Азовского, Черного и Средиземного морей. В Московском водно-транспортном узле создана единая глубоководная система, по которой проходят крупные суда, в том числе смешанного плавания «река-море» с заходом в порты Москвы. Суда смешанного плавания позволяют осуществлять перевозки без перевалки с речного на морской транспорт и обратно.
В результате на многих магистральных направлениях, на которых осуществляются смешанные перевозки, появилась возможность ликвидировать дорогостоящую перевалку грузов и ускорить их доставку, а также переключить сотни тысяч тонн грузов с железнодорожного и морского транспорта и расширить сферу применения речного транспорта, особенно в интермодальных сообщениях. В перспективе будет происходить увеличение интермодальных перевозок грузов, особенно в контейнерах, что потребует развития технических средств транспорта нового поколения, в частности внедрения универсальных ролкеров, судов-контейнеровозов, рефрижераторных судов, необходимых для обеспечения поставок в Москву продовольствия из Западной Европы в смешанном сообщении «река-море».
По предварительной оценке, грузооборот Московского воднотранспортного узла с учетом развития перевозок грузов по международному транспортному коридору № 9 на 2005 г. прогнозируется по экспортно-импортным грузам в объеме 500 тыс. т. Учитывая, что в Москву в значительных количествах импортируются из Западной Европы скоропортящиеся продовольственные продукты, в перспективе целесообразно, при наличии у судоходных компаний рефрижераторных судов смешанного плавания, перевозить их с участием водного транспорта.
За последнее десятилетие в России осуществлялся интенсивный процесс развития рынка транспортно-экспедиторских и логистических услуг. Сформирована конкурентная среда, особенно в сфере международных перевозок грузов и их сервисного обслуживания. На рост объемов перевозок грузов в МТУ большое влияние, помимо внутрирегиональных факторов, оказывают внешние факторы экономико-географического и социально-политического характера. Значительная часть грузов, перерабатываемых в МТУ, впоследствии вывозится в другие регионы, что по сути является скрытой формой транзита. Это обстоятельство повышает загрузку дорог и приводит к ухудшению дорожно-транспортной и экологической обстановки в регионе, но одновременно способствует росту доходов коммерческих и государственных структур и соответственно пополнению федерального и местного бюджетов в виде налоговых поступлений.
Благоприятное расположение МТУ - на пересечении проходящих по территории России МТК - определяет специфику его деятельности, направленную не только на удовлетворение внутренних потребностей Московского региона в перевозках и переработке грузов, но в значительной степени - на обслуживание внешнеторговых грузопотоков, следующих по МТК.
Учитывая, что на грузообразование Московского региона влияют проходящие через МТУ международные транспортные коридоры, была проведена сегментация территории региона по принципу тяготения к зонам влияния основных грузопотоков, следующих в междугородном и международном сообщении по российской части международных транспортных коридоров (№ 9 и № 2). Основой сегментации служило выделение из общего грузопотока терминально-ориентированных грузов, которые составляют основную долю в общем объеме перевозок грузов в международном и междугородном сообщениях.
Динамика перевозок терминально-ориентированных грузов автомобильным и железнодорожным транспортом с распределением по зонам тяготения к основным грузопотокам, формирующимся по трассам МТК, представлена в табл. 5.19.
Сегментация МТУ по основным направлениям грузопотоков и уровню грузообразования представлена на рис. 5.19.
К первому сегменту «Север - Северо-Запад» отнесена территория, тяготеющая к северной и северо-западной части МТК № 9 «Хельсинки - Санкт- Петербург - Москва». Здесь проходит мощный грузопоток. Так, объем терминальных грузов, следующих в данном направлении, составил в 2000 г. 8,1 млн. т. или 34% от общего грузопотока МТУ. В перспективе ожидается значительный рост грузопотоков (до 11,9 млн. т в 2005 г.), возможен также прирост грузопотока, осваиваемого водным транспортом, за счет развития смешанных перевозок «река-море» в контейнерах. Здесь весомую роль может сыграть строительство мультимодального терминального комплекса в районе г. Дмитров с ориентацией на обслуживание судов смешанного сообщения «река-море».
В пределах второго сегмента «Восток» расположена территориальная зона, тяготеющая к восточному участку МТК №2 «Москва - Нижний Новгород».
Таблица 5.19. Динамика перевозок терминальных грузов (тарно-штучных и в контейнерах) автомобильным и железнодорожным транспортом с распределением по зонам
тяготения к трассам МТК, млн т

Направления перевозок

1995 г.

2000 г.

2005 г. (прогноз)

1. Север - Северо-Запад

10,2

15,9

20,4

(коридор № 9) - всего,




в том числе:




автомобильный

9,3

14,7

18,5

железнодорожный

0,9

1,2

1,9

2. Запад (коридор № 2) - всего,

2,4

3,5

4,7

в том числе:




автомобильный

1,6

2,5

3,1

железнодорожный

0,8

1,0

1,6

3. Юг - Юго-Запад

3,5

5,5

7,0

(коридор № 9) - всего,




в том числе:




автомобильный

3,3

5,2

6,6

железнодорожный

0,2

0,3

0,4

4. Юго-Восток (коридор № 9-а) -

9,3

14,5

18,8

всего, в том числе:




автомобильный

8,1

12,9

16,2

железнодорожный

1,2

1,6

2,6

5. Восток (коридор № 2) - всего,

5,0

7,5

10,0

в том числе:




автомобильный

4,0

6,2

7,9

железнодорожный

1,0

1,3

2,1

Всего

21,9

29,8

43,1

Перспективным направлением развития данного сегмента является ожидаемый значительный рост грузопотоков в связи с продлением транспортного коридора от Нижнего Новгорода до Екатеринбурга с последующим выходом по Транссибирской магистрали к дальневосточным портам. Объем перевозок терминальных грузов на данном направлении в 2000 г. составил 5,1 млн. т и прогнозируется на период до 2005 г. на уровне 7,6 млн. т.
К третьему сегменту «Юго-Восток» была отнесена территория, тяготеющая к МТК № 9-а (Каширская и Рязанская магистрали) с выходом на Астрахань и Новороссийск. В этой зоне отмечается самый крупный объем перевозок терминальных грузов (тарно-штучных и в контейнерах), следующих в направлении Ростова-на-Дону и Новороссийска, а также к Каспийскому морю (Астрахань). Объем грузоперевозок оценивался в 2000 г. в 8,5 млн. т и в 2005 г. (прогноз) - в 12,6 млн. т.
Помимо контейнерных перевозок на направлении Новороссийск - Москва состоялась опытная контрейлерная перевозка. В составе контрейлерного поезда следовали 23 специализированные платформы с автопоездами с импортными грузами и один пассажирский вагон для водителей. Ежегодный поток грузов автомобильным транспортом на этом направлении составляет 37 тыс. автопоездов. Для этого направления МПС России установлены конкурентоспособные тарифные ставки для перевозки автопоездов и полуприцепов специализированными маршрутными контрейлерными поездами.
К четвертому сегменту МТУ «Юг - Юго-Запад» относится зона тяготения к южной и юго-западной части транспортного коридора № 9 с направлением на Киев и Симферополь. Объем перевозок терминальных грузов, проходящих по этому сегменту, составил в 2000 г. 4,6 млн. т, или 12% общего объема перевозок терминальных грузов данного узла. В перспективе на-БАЛТИКА
Транспортный коридор № 9 Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Росгов-нв-Дону - * Новороссийск * Астрахань
УРАЛ
Условные обозначения :
граница Московского региона
автомобильный дороги
железные дороги
водные пути
Гдоншортныв коридор I* 2 Берлин - Варшава -
- бреет - Москва -
- Нижний Новгород gt;
- Екатеринбург

Блюдается некоторое снижение удельного веса данного сегмента (до 11,3%) в связи с переключением части грузопотока на коридор № 9-а.
Пятый сегмент«Запад» включает территорию, тяготеющую к западному участку МТК № 2 «Берлин - Минск - Москва». В 2002 г. объем перевозок терминальных грузов в данном направлении был относительно небольшим и составлял 3,5 млн. т, или 7,6% общего объема по МТУ. В перспективе до 2005 г. ожидается увеличение грузопотока до 5,4 млн. т. Большое влияние на рост грузо- и товародвижения на Западном направлении может оказать намечаемое строительство на Минском направлении крупного Интернационального логистического транспортно-распределительного центра, который обеспечит необходимый уровень транспортно-логистического сервиса, соответствующий международным стандартам.

Время, которое средний горожанин проводит за свою жизнь в пути, например, от дома до работы и обратно, ужасает. Еще больше впечатляет цифра, если он является жителем мегаполиса, два раза в день замирающего в так называемых пробках. Это одна из наиболее важных проблем в деле организации комфортной среды в городе. И ее можно если не решить полностью, то значительно снизить остроту, если правильно создавать транспортные узлы и терминалы. Итак, для чего они нужны и что вообще собой представляют?

Что такое транспортные узлы

Существуют самые разные способы передвижения: автобусы, трамваи, троллейбусы, автомобили, самолеты, корабли, поезда и т. д. Как правило, из одной точки в другую можно попасть несколькими путями. Но зачастую, особенно если маршрут довольно сложный, приходится сменить несколько чтобы достичь пункта назначения. И хотя, например, пересесть с автобуса на метро или автомобиль можно в нескольких местах в пределах любого крупного города, иногда бывает так, что из одной точки можно уехать сразу многими способами. И тогда уже применим термин "транспортный узел". Это место постоянно кипит жизнью, сотни и тысячи пассажиров спешат по своим делам, прибывают поезда, улетают самолеты, в общем, на первый взгляд, царят полная суета и беспорядок. На деле все иначе. При хорошей организации транспортные узлы - это стройно работающие системы, где каждая часть - отлаженный механизм, взаимодействующий со всеми остальными элементами. И в таком случае их значение сложно переоценить.

Зачем они нужны

Временные затраты на поездку или доставку из одной точки в другую в условиях современного ритма жизни должны быть минимизированы. Люди, устав ждать, совершили множество изобретений, позволяющих получить мгновенно информацию, устанавливать связь. Но, к сожалению, пока не существует телепорта, мы вынуждены довольно значительное время проводить в пути. Причем иногда приходится еще и ехать, например, до аэропорта или станции. Сосредоточение нескольких видов транспорта в транспортных узлах частично решает эту проблему. Во-первых, для того чтобы, например, пересесть с поезда на корабль или самолет, здесь требуется минимальное количество времени - все находится буквально в шаговой доступности. Во-вторых, при правильном расположении даже один хаб может разгрузить другие транспортные артерии. В результате в выигрыше остаются все.

Так раскрывается еще один аспект функционирования любого узла - он не только аккумулирует, но и регулирует транспортные потоки по принципу работы клапана. При необходимости, чтобы избежать заторов и неудобств, часть пассажиров или грузов можно задержать на каком-либо этапе. Одним словом, здесь есть свои аналоги дорог и светофоров.

Хабы бывают не только пассажирскими, но и грузовыми. Даже если взять отрасль почтовых услуг - в каждом крупном городе будет место, которое можно охарактеризовать как центральный транспортный узел - именно туда будет стекаться корреспонденция, которая позднее, после сортировки, уйдет в более мелкие территориальные подразделения. И сюда же письма и посылки будут приходить, чтобы потом отправиться, скажем, за границу. Остаются ли после этого вопросы, нужны ли транспортные узлы?

Организация и структура

Логистика - это не простое, но очень перспективное направление. Именно она помогает правильно и максимально эффективно организовать работу любого более или менее крупного узла. При построении структуры его работы важно учитывать как самые базовые вещи, например, способы перевозки груза от одного вида транспорта до другого и необходимую инфраструктуру, так и совсем мелкие нюансы вроде удобной и интуитивно понятной навигации для пассажиров.

Для моделирования работы хаба еще на этапе его проектирования используется специальное ПО, показывающее, что произойдет при изменении тех или иных параметров.

Размещение

Правильное место - еще один важный момент при планировании транспортных потоков. Если сделан неправильный выбор, это может лишь ухудшить ситуацию. Неудобные подъездные трассы создадут в окрестностях пробки, нехватка парковочных мест станет серьезной проблемой для автомобилистов. Построенный в низине аэропорт будет раз за разом отменять рейсы из-за сильного тумана. В общем, ошибиться очень легко. И здесь на помощь приходит все та же наука, помогающая смоделировать ситуацию при тех или иных вариантах. В конце концов, транспортный узел - это не место, где люди появляются из ниоткуда, - они прибывают теми или иными путями, и нужно следить, чтобы им было удобно это сделать.

Плюсы и минусы

Правильно организованные транспортные узлы, на первый взгляд, совершенно лишены недостатков. Но, к сожалению, это не совсем так. Во-первых, очевидно, что их работа не является бесшумной, а размещение вдалеке от основных потоков бессмысленно, так что они в любом случае кому-нибудь мешают. Во-вторых, из-за того, что здесь находится огромное количество людей, занятых своими мыслями, именно в хабах бывает много краж, несмотря на большое количество мер безопасности. Более того, и это гораздо страшнее, транспортные узлы часто становятся местом крупных террористических актов. При достаточной плотности может обернуться огромным количеством жертв и пострадавших. Впрочем, такая опасность есть для всех мест, где одномоментно собирается большое количество людей.

Примеры

Практически любой крупный европейский город является международным транспортным узлом. Амстердам, Лондон, Берлин: перелеты с пересадкой в местных аэропортах - обычное дело. На Востоке это Доха, Шанхай, Дубай, принимающие огромное количество транзитных пассажиров. Москву с ее тремя только пассажирскими аэропортами, а также девятью железнодорожными вокзалами, тоже можно включить в этот список.

На более низких уровнях узлы, соответственно, менее значительны по масштабу. В пример можно привести тот же самый Симферополь в Крыму. Ну а совсем локальными хабами можно назвать любую станцию метро в Москве. Но и они очень важны - стоит лишь вспомнить, что происходит при внезапных сбоях в работе.

Эффективность

Как уже, наверное, стало очевидно, работа крупного транспортного узла зависит от очень многих факторов. И еще один, без которого высокая эффективность просто недостижима, - техническое оснащение. Без современных электронных систем и приборов любые расчеты удобного расположения и планирования потоков бесполезны. Транспортные ленты, автоматические службы распознавания и еще многие и многие вещи, с которыми пассажиры даже на сталкиваются, важны и нужны для бесперебойной работы и правильного взаимодействия задействованных видов транспорта, особенно если их больше двух.

И, пожалуй, универсальным индикатором эффективности работы хаба можно назвать пассажиропоток. Количество людей, которое он успевает обслужить за единицу времени, - показатель, отлично характеризующий качество работы транспортного узла на его уровне.

Дальнейшее развитие

Значение транспортных узлов неоспоримо. Более того, любой хаб - это потенциал в первую очередь экономический и промышленный. В местах скопления людей можно разместить гостиницы, магазины, рестораны, вендинговые аппараты. Практически любые товары и услуги будут пользоваться спросом, например, если люди захотят скоротать время во время пересадки.

Если несколько расширить угол зрения, легко понять, что крупные транспортные узлы и города взаимосвязаны и взаимозависимы. С одной стороны, хабы обеспечивают бесперебойное снабжение, что создает условия для развития промышленности, а с другой - мегаполисы требуют разрешения логистических проблем. Так что одно без другого просто не может существовать.

Кроме того, постепенно развиваются новые виды транспорта, и требуется встроить их в существующие потоки. Так, например, вертолетные перевозки еще несколько десятилетий были чем-то из области фантастики, а сегодня они доступны едва ли не каждому путешественнику. И это направление - лишь одно из многих.

ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ

ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ

географический пункт, в к-ром сходятся разные виды тр-та (жел.-дор., водный, шоссейный, воздушный, городской и др.) и происходит взаимная передача пассажиров и грузов с одного вида тр-та на другой. В состав Т. у. входят: жел.-дор. узел со всеми его станциями, ветвями и подходами; водный узел, состоящий из водных магистралей, портов, пристаней, водных вокзалов; шоссейные магистрали, аэродромы, сети трамваев, и пр. Т. у. обычно образуется при крупных городах; его задача - обеспечивать быстрейшее передвижение пассажиров и грузов при наименьшем количестве пересадок и перегрузок с одного вида тр-та на другой. Крупнейшими Т. у. СССР являются Москва, Ленинград, Киев, Горький, Сталинград и др.

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство . Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941 .


Смотреть что такое "ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ" в других словарях:

    транспортный узел - асинхронный коммутатор — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы асинхронный коммутатор EN transport network node …

    транспортный узел - Пункт, в котором сходятся не менее 2 3 линий взаимодействующих видов транспорта … Словарь по географии

    Место схождения (расхождения) нескольких транспортных путей (дорог), где осуществляется перевалка грузов или пересадка пассажиров, а также сортировка транспортных средств. Узлы различаются по величине обрабатываемого ими (или проходящего через… … Географическая энциклопедия

    транспортный узел/хаб - Точка транспортной системы, где начинаются и заканчиваются различные транспортные линии и транспортные услуги. Транспортный узел не обязательно предназначен для обслуживания только одной категории клиентов Игр или использования только одного вида … Справочник технического переводчика

    Транспортный узел города - 1. Транспортный узел города комплекс транспортных сооружений и устройств в пункте соединения, пересечения или разветвления линий различных видов внешнего транспорта (железнодорожного, морского, речного, автомобильного, воздушного), а также… …

    водно-транспортный узел - Место пересечения или стыка водных и сухопутных путей сообщения, используемое для грузовых и пассажирских операций, а также для ремонта и обслуживания флота. [ГОСТ 23867 79] Тематики эксплуатация речных портов … Справочник технического переводчика

    центральный транспортный узел - Центральный пункт транспортной системы, обычно в составе звездообразной сети. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN central hub Central point of a transport system, generally referring to… … Справочник технического переводчика

    Водно-транспортный узел - 1. Водно транспортный узел Место пересечения или стыка водных и сухопутных путей сообщения, используемое для грузовых и пассажирских операций, а также для ремонта и обслуживания флота Источник: ГОСТ 23867 79: Эксплуатация речных портов. Термины и … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    узел - I узла/, м. 1) Место на нитке, веревке, канате и т. п., где перекручены и завязаны концы или затянута петля. Завязать узел. Вилларский наложил его [платок] на глаза Пьеру и завязал узлом сзади (Л. Толстой). 2) перен., чего или какой Сложное… … Популярный словарь русского языка

    транспортный - I. ТРАНСПОРТНЫЙ I ая, ое. transport m. Отн. к транспорту <перевозке>. Взять пример сей кампании, когда со всеми те препаративы флоту морского и транспортных войск, Швеция.. не принуждена была принять предложения.. мирныя. АК 1 343. Костя… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Книги

  • Панама - стратегический транспортный и торгово-финансовый узел , Ю. Н. Шемелин, О. М. Островский. Серия Саммит - особый жанр. Его задача - в сжатом виде охарактеризовать современный облик рассматриваемой страны, показать ее значение в контексте международных отношений РФ, очертить…
  • Санкт-Петербург , Александр Ханников. Санкт-Петербург является городом федерального значения Российской Федерации, административным центром Северо-Западного федерального округа, местом нахождения Конституционного суда Российской…

Транспортные коридоры - это совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с необходимыми обустройствами, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов между различными странами на направлениях их концентрации. В систему международных транспортных коридоров входят также экспортные и транзитные магистральные трубопроводы.

Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. Транспортный узел как система - совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магистральных видов транспорта. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может привести к проблемам для всей системы.

Крупные транспортные узлы всегда являются крупными городами, потому что притягивают торговлю, здесь удобно развивать промышленность (нет проблем со снабжением), да и сами транспортные терминалы предоставляют много рабочих мест. Очень многие города возникли на пересечении наземных или водных путей, то есть как транспортные узлы (многие до сих пор существуют за счёт этой роли). Прежде всего это города-порты: в Великобритании - это Лондон, во Франции - Марсель, Париж, в Германии - Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Бремен, в Испании - Бильбао, Барселона, в Италии - Венеция, Милан, в Нидерландах - так называемый Ранштадт (комплекс транспортных узлов, связанных в единую сеть - Роттердам, Амстердам, Утрехт, Лейден, Гаага), в Швеции - Стокгольм, в США - Нью-Йорк, Сиэтл, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, в Австралии - Сидней, в Японии - Токио, в Китае - Шанхай, Сингапур. Есть и менее обычные примеры. Так, город Шеннон в Ирландии в основном живёт за счёт аэропорта. Некоторые города выполняют роль не грузовых, а пассажирских транспортных узлов, например, Симферополь в Крыму, куда прибывают многочисленные туристы, пересаживающиеся там на транспорт, доставляющий их в города крымского побережья.

Крупнейший транспортный узел России - Москва. Здесь пересекаются пути пяти видов транспорта: в Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов и 3 нефтепровода; здесь есть три речных порта, пять аэропортов и девять вокзалов. Другой интересный пример - Владивосток, где кончается Транссибирская железная дорога и начинаются многие морские пути.

Транспортная система и связь

Транспорт и связь могут быть взаимозаменяемы и взаимодополняемы. Хотя замена достаточно развитой связью транспорта теоретически является возможной (вместо личного визита можно было бы отправить телеграмму, позвонить по телефону, отправить факс, электронное сообщение), но было обнаружено, что эти способы коммуникации в реальности порождают больше взаимодействий, включая личные. Рост в транспортной сфере был бы невозможен без связи, которая жизненно необходима для развитых транспортных систем - от железных дорог в случае необходимости двустороннего движения по одной колее до управления полётами, при котором необходимо знание о местоположении воздушного судна в небе. Так было обнаружено, что развитие в одной области ведёт к росту в другой.

Транспортный (перевозочный) процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операции, выполняемых автотранспортными предприятиями и их подразделениями самостоятельно или согласованно с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.

Структура транспортного процесса включает:

1. Маркетинг грузопотоков.

2. Разработку на основе материалов обследовании грузопотоков: рациональных маршрутных схем, предусматривающих при открытии новых и изменение направления существующих маршрутов

3. Выбор типа и определение необходимого количества подвижного состава для перевозок

4. Определение сферы целесообразного использования автомобилей и автопоездов в зависимости от конкретных условии перевозок, вида и свойств грузов, эксплуатационных показателей грузового транспорта

5. Нормирование скоростей движения автотранспорта

6. Выбор систем организации движения автотранспорта с использованием рациональных режимов труда водителей.

7. Координацию работы автомобильного транспорта с другими видами транспорта.

8. Анализ дорожных условий в целях разработки эффективных и безопасных маршрутов движения подвижного состава

9. Обеспечение эффективных и безопасных перевозок грузов автомобильным транспортом.

10 Применение экономико-математических методов и расчетовдля повышения эффективности использования подвижного состава и снижения затрат на перевозки.

11. Управление движением транспортных средств.

12. Оперативный контроль за работой автомобильного подвижного состава и его использованием.

Особое внимание в транспортном процессе уделяется использованию различных методов, обеспечивающих:

Своевременность доставки грузов партиями необходимых размеров.

Сохранность качества и количества перевозимого груза;

Выполнение требовании техники безопасности и требований безопасности движения,

Экономию топлива,

Охрану окружающей среды;

Выполнение требований трудового законодательства



Онлайн калькуляторы