Сергей михайлович прокудин горский фотографии. Редчайшие цветные фотографии Прокудина-Горского (70 фото). Судьба коллекции Прокудина-Горского

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 - 1944) — известный русский фотограф, ученый, изобретатель и общественный деятель. Один из пионеров цветной фотографии.

Прокудин-Горский. Автопортрет у реки Каролицхали, 1912

С 90-х годов 19 века Прокудин-Горский совместно с другими учеными и изобретателями занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии. В декабре 1902 года он объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А.Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

Цветная фотография Л. Н. Толстого, сделанная Прокудиным-Горским в Ясной Поляне, 1908

Начиная с 1904 года Прокудин-Горский снимает цветные фотографии в различных регионах Российской империи и за границей. В те годы он задумывает грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. В 1909 г. Сергей Михайлович получает аудиенцию у царя Николая II, который поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

Карта съёмок С.М.Прокудина-Горского, 1904-1916 гг. (кликабельно).

В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть страны, фотографируя виды городов, храмы, монастыри, заводы и разнообразные бытовые сцены. В итоге, были сделаны несколько тысяч снимков, но значительная часть их была впоследствии утрачена. В эти же годы он испытывает изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. .

1911. Памятник на редуте Раевского. Бородино. Московская губерния

1911. Вид с колокольни Спасо-Бородинского монастыря на местность, где маршал Ней вел атаку на флеши Багратиона. Бородино. Московская губерния

1911. В Бородинском музее.

1911. Общий вид Николаевского собора с юго-запада. Можайск. Московская губерния

1911. Николаевский собор. Вид сбоку. Можайск. Московская губерния

1912. Общий вид северной части Смоленска с колокольни Успенского собора. Смоленск. Смоленская губерния

1912. Успенский собор с востока. Смоленск. Смоленская губерния

1912. Чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии в Успенском соборе. Смоленск. Смоленская губерния

1911. Успенский собор (1158-1160) с восточной стороны.

1912. Общий вид Суздаля с собором с колокольни Димитревской церкви. Владимирская губерния

1911. Часовня на месте, где разрешилась супруга Иоанна Грозного, в 3-х верстах от монастыря Феодора Стратилата. Переславль-Залесский. Владимирская губерния

1911. Общий вид на побережье и Кремль с колокольни Спасо-Яковлевского монастыря. Ростов. Ярославская губерния

1911. Врата под церковью Воскресения (снаружи, внизу). Ростов. Ярославская губерния

1911. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-1654), общий вид с мельницы, с юго-запада. Ярославль. Ярославская губерния

1911. Вход в церковь Иоанна Предтечи из галереи (с паперти). Ярославль. Ярославская губерния

1910. Церковь Воскресения на Дебре (1652). Кострома. Костромская губерния

1908. Ясная Поляна. Тульская губерния

1908. Кабинет Льва Толстого в Ясной поляне.

1908. Ясная Поляна. Дети.

1912. Постройка плотины близ села Кузьминского на Оке.

1912. Лесопилка. Кузьминское

1910. За пряжей. Деревня Изведово. Тверская губерния. Осташковский уезд

1910. Вид на монастырь от Светлицы. Нилова пустынь. Тверская губерния

1910. Гефсиманский скит. Монахи за работой. Посадка картофеля. Нилова пустынь. Тверская губерния

Цветущие розы. Гатчина. Санкт-Петербургская губерния

1909. Пинхус Карлинский, 84 года. 66 лет на службе. Надсмотрщик Черняховского водоспуска. Санкт-Петербургская губерния

1909. На сенокосе около привала. Новогородская губерния

1909. Крестьянские девушки с ягодами. Поселок Кириллов. Новогородская губерния

1909. Камнечерпательная машина одночерпакового типа "Свирская 2". Новгородская губерния

1915. Военнопленные австрийцы у барака. Карелия.

Школа в деревне Пергуба. Повенецкий уезд. Олонецкая губерния.

Жилые заводские постройки. Село Ковжа. Вытегорский уезд. Олонецкая губерния

Вид на лесопильный завод. село Ковжа. Вытегорский уезд. Олонецкая губерния

г. Вытегра. Команда парохода "Шексна" М.П.С. Олонецкая губерния.

Материки. Олонецкая губерния. Этюд.

Постройка дамбы для ж. дороги в Сорочей Губе. Группа участников ж.д. постройки. Кемский уезд Архангельской губернии.

Соловецкий монастырь. Угловая башня Троицкого собора.

Вид с колокольни Белгородского Свято-Троицкого мужского монастыря на Соборную площадь во время торжеств прославления святителя Иоасафа Белгородского 4 сентября 1911 г. Справа - духовное училище (1807). На заднем плане - женский Рождество-Богородицкий монастырь. Белогород

Украинская крестьянка

Католический костел. г. Двинск. Витебская губерния.

Финляндия. Озеро Сайма

Дворец в Массандре. Декоративное оформление подпорной стены перед парадным входом. Таврическая губерния (Крым)

Ласточкино гнездо. Таврическая губерния (Крым)

Тифлис (Тбилиси)

Дагестанцы

Дагестан. В горах.

На чайной плантации. Чаква. Батумский округ. Кутаисская губерния.

Чайная фабрика. Развесочное отделение. Чаква. Батумский округ. Кутаисская губерния.

Муллы в мечети Азизия. Батум. Батумский округ. Кутаисская губерния

Каменные ворота и крепость Узварян. Кавказ

Лесные насаждения. Вид с Воронцовского плато. Местечко Боржом Горийского уезда Тифлисской губернии

Мечеть. Владикавказ, главный город Терской области

Побережье. Гагры. Сухумский округ Кутаисской губернии.

Новая гостиница. Гагры. Сухумский округ Кутаисской губернии.

Общий вид Сочи с востока с батарей. Сочи (Даховский посад), Сочинский округ Черноморской губернии

Горка из оружия в Арсенальном Музее. Златоустовский завод, г. Златоуст, Уфимская губерния.

Последовательный ход выделки ножей и вилок. Златоустовский завод, г. Златоуст, Уфимская губерния.

Последовательный ход выделки ножей и вилок. Шлифовка и гравировка. Златоуст, Уфимская губерния.

Надгробный камень на могиле Хаджи-Хусейн-бека, доставленный Тамерланом. Уфимская губерния. Уфимский уезд

На реке Сим. Уфимский уезд Уфимской губернии.

Общий вид башкирской деревни Эхья. Уфимская губерния.

Молодой башкир. Деревня Эхья Уфимской губернии.

Вид с горы на Ильменское озеро около ст. Миасс. Челябинский уезд Оренбургской губернии

Мост через р. Каму. Пермская губерния.

г. Пермь. Общий вид.

Пермь. Церковь Марии Магдалины

Екатеринбург. Общий вид северной части. Пермская губерния

1910. Крестьянка мнет лен. Пермская губерния

Крестьянская изба в деревне Мартьяновой. Река Чусовая. Пермская губерния.

Чертово Городище. Пермская губерния.

Церковь Пресвятой Богородицы (1744). Тобольск.

Верблюд, нагруженный мешками. Средняя Азия

Узбеки перед юртой. Узбекистан

Эмир Бухарский Алим Хан (1880-1944), Бухара

Бухарское ханство, г. Бухара. Деталь внутри гробницы Баян-Кули-Хан.

Бухарское ханство, г. Бухара. Куш-медрессе (внутри с правой стороны).

Хлопок. Средняя Азия

Обработка хлопка. Средняя Азия

Шашлычная. Самаркандская область. Самарканд.

Торговец лепешками. Самаркандская область. Самарканд.

Самаркандская область. Самарканд. Часть левого минарета. Биби-Ханым.

Карагач - разновидность вяза. Возле Самарканда

Готический собор в Милане. Италия

Венеция. Собор св. Марка.

На острове Капри. Италия

Итальянки.

На Дунае.

Прошлым летом я почти случайно попала на совершенно уникальную выставку фотографий в Ливадийском дворце в Крыму (посещая дворец совсем с другой целью). Очень привлек мое внимание выразительный портрет Льва Николаевича Толстого в цвете: на фото он сидит на фоне рощи в Ясной Поляне, видимо, недалеко от дома. И хотя его поза закрыта, вся его фигура как бы говорит о спокойной уверенности в себе.

Я подумала, что фото это было обработано и сделано цветным в наши дни. Но мои спутники, сотрудники Ливадийского дворца, объяснили, что это - цветная фотография авторства фотохудожника Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

Лев Николаевич Толстой. Портрет. Ясная Поляна. 1908:

Остальные фотографии запомнились мне не меньше: позитивно-эмоционально окрашенные виды природы средней полосы, древние церкви, крестьяне и их быт, простые лица рабочих, инженеры на строительстве плотин, даже средняя Азия - вся дореволюционная Россия в красках как бы встала передо мной как живая. Жанр этих фотографий - где-то между репортажными и постановочными: с одной стороны они отражают реальную жизнь, а с другой - в художественном плане их постановка безупречна.

Да-да, оказывается, уже 100 лет назад в России существовала цветная фотография и жил увлеченный человек, который сделал своей жизненной задачей запечатлеть Россию того времени в красках. После своего возвращения домой я продолжила изучать фотоальбом с работами Прокудина-Горского, который мне достался по какой-то невероятно счастливой случайности. Книга эта, кстати, - настоящая библиографическая редкость, ее тираж всего 200 экземпляров. Перелистывая страницы книги, как бы совершаешь виртуальное путешествие по России того времени, ощущения совершенно необычные: невольно начинаешь сравнивать то, что видишь на фото, с современностью сегодня.

Вот старушка прядет пряжу на крылечке своего дома (Тверская губерния) - на ее лице спокойная улыбка; дети сидят после службы у церкви, их лица сосредоточены и спокойны, несмотря на летнюю жаркую погоду полностью прикрытые одеждой, кроме рук и голеньких ступней; вот крестьянское семейство летним днем - полные здоровья спокойные лица детей и матери в лучах солнца, всего человек 6; вот заводик по производству картона, всего 4-5 одноэтажных бревенчатых изб, а вокруг просторы среднерусской полосы (почему-то сразу вспомнилась Копотня (район Москвы) и столбы дыма над ней, которые не рассеиваются никогда). И очень много церквей, которые блещут своими маковками и белизной на фоне бескрайних зеленых просторов. Да, эта та Россия, которую уже не вернуть.

Группа детей на фоне Пятницкой церкви, Вологодская губерния:



Крестьянские девушки. Вологодская губерния:



Кириллово-Белозерский монастырь:



На жнитве. Череповецкий уезд. Новгородская губерния:



Монастырский покос:



Церковь Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы:



Река (Малая) Сатка:

Вид на конопляное поле (1910 г.):

Смоленск. Успенский собор с восточной стороны:


Кто же тот человек, который дал нам эту возможность оглянуться назад на самих себя и задуматься, стали ли мы жить лучше за эти последние 100 лет?
Мне захотелось узнать и, вот, что говорят о нем открытые источники.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 августа 1863 года в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. Род Прокудиных-Горских - один из самых древних дворянских родов России, древнее рода Рюриковичей. К этой фамилии относились многие российские военные с выдающимся послужным списком.

Образование Сергея Михайловича было очень разносторонним, уточним, что ни одно учебное заведение он так и не окончил. Прокудин-Горский учился в Александровском лицее (1883-1886), однако не закончил полного курса. С октября 1886 по ноябрь 1888 года он слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета.
С сентября 1888 по май 1890 года был слушателем Императорской Военно-медицинской академии, которую также не окончил. Кроме того, Сергей Михайлович изучал живопись в Императорской Академии художеств. Кстати, впоследствии этот факт поможет ему сблизиться с кругом художников-передвижников и принимать участие в их выставках со своими фотоработами.

Далее следует новый этап в жизни Сергея Михайловича: в 1890 году он женился на Анне Александровне Лавровой (1870-1937) - дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя.

Лишь к 1897 году (в возрасте 34 лет) Прокудин-Горский начал делать доклады о своих фотографических исследованиях Пятому отделу Императорского Русского Технического общества (ИРТО, он продолжил эти доклады до 1918 года).

Вскоре он стал основным российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО. В 1898 году Прокудин-Горский опубликовал первые книги по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами».
Поворотным этапом в его увлечении фотографией стал 1902 год, когда он в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (пригород Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите.
Именно Адольф Мите, надо сказать, сыграл очень важную роль в развитии цветной фотографии. В 1902 году Мите создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

Переяславль-Залесский. Вид на [Плещеево] озеро и город от села Веськово:

Крестьяне. Уфа:


Этюд "Сети" село Сорока:



Река Исеть, деревня Камышевка:



Преображенская церковь внутри крепостного вала. Церкви Василия Великого, Николая Чудотворца и Преображенский собор. Белозерск:


Мост через реку Каму вблизи Перми:

Военнопленные австрийцы у барака [около станции Кивач].


Однако и Прокудину-Горскому в деле развития цветной фотографии также принадлежит не последняя роль: уже 1902 году Сергей Михайлович впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе, сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

Как это работает? Немного из истории фотографии

Камера-обскура (дословно с латыни “темная комната”), которая является основой любого фотоаппарата, в сущности представляет собой тёмную закрытую коробку с отверстием в одной из стенок. Принцип её работы основан на законах оптики: свет, проходящий через крошечное отверстие, трансформируется и создает изображение на встречаемой поверхности, которой является стенка ящика.

Современная аналоговая камера работает примерно таким же образом, отличаясь только наличием зеркала и пленки для сохранения созданного светом изображения.
Фотографию и сам способ её создания всегда называли убийцей изобразительного искусства. Однако считается, что принципы фотографии широко использовались художниками Ренессанса - Леонардо Да Винчи, Микеланджело и другими. В середине XVI столетия итальянский ученый Джованни Баттиста делла Порта, написал эссе о том, как можно использовать камеру-обскуру, чтобы облегчить рисование. Он проецировал изображение людей, стоящих снаружи камеры-обскуры, на холст внутри неё (камера-обскура в данном случае была большой комнатой) и затем рисовал по полученному изображению или копировал его.

Процесс использования камеры-обскуры выглядел очень странным и пугающим для людей в те далекие времена и Джованни Баттиста вынужден был отказаться от своей идеи после того, как его арестовали по обвинению в колдовстве.

Первая фотография была сделана в 1825 году французским изобретателем Джозефом Ньепсом. Она изображает вид из окна в Ле Гра. У этого изображения мало художественной ценности помимо того, что это первая фотография из когда-либо сделанных и дошедших до нас.

В связи с особенностями технологии экспозиция длилась восемь часов, так что солнце на фотографии успело пройти с востока на запад, осветив обе стороны изображенного здания. На этой фотографии, конечно, нет никакой композиции, поскольку в то время фотография рассматривалась не как искусство, а как техническая инновация.

Как уже я упомянула выше, к этому времени люди знали, как спроецировать изображения, но они не могли сохранять и «записывать» свет. Ньепс придумал использовать нефтепродукт, так называемый «иудейский битум». Битум затвердевает под воздействием света, а незатвердевшее вещество можно было затем смыть. В качестве носителя Ньепс использовал отполированные металлические пластины, а полученное на них негативное изображение можно было покрыть чернилами и напечатать как литографию. Одной из множества трудностей этого метода являлось то, что металлические пластины были тяжёлыми, дорогими в производстве и требовали много времени для тщательной полировки.

В 1839 году сэр Джон Гершель нашел способ изготовить первый стеклянный негатив вместо металлического. В том же году он придумал термин «фотография», производный от греческих слов, означающих «свет» и «писать». Несмотря на то, что процесс стал проще, а результат лучше, потребовалось еще много времени чтобы фотография стала широко известна.

В начале фотография либо использовалась художниками как подспорье. Первыми широко известными фотопортретами были одиночные или семейные снимки на память. Наконец, после десятилетий усовершенствований и исправлений массовое использование фотокамер началось с камер Eastman Kodak. Они вышли на рынок в 1888 году с лозунгом «Вы нажимаете на кнопку - мы делаем всё остальное».

В 1861 г. английскому физику Джеймсу Максвеллу удалось впервые в мире получить цветное изображение, которое явилось результатом трех снимков одно и того же предмета с разными фильтрами (красным, синим и зеленым).

Более широкое применение цветной фотографии стало возможно благодаря Адольфу Мите. Он изобрел сенсибилизаторы, делающие фотопластину более чувствительной к другим областям спектра. Еще больший вклад в развитие данного вида фотографии внес Сергей Прокудин-Горский, который разработал технологии, позволяющие уменьшить выдержку.

В итоге первая работающая цветная фотопластинка появилась на рынке в 1907 году. Использовавшийся в ней метод был основан на экране из фильтров. Экран позволял фильтровать красный, зеленый и/или синий свет. Фотопластинка затем обращалась с получением позитивного изображения. Использование этого же экрана в процессе фотопечати позволяло получить цветную фотографию. Данная технология, слегка доработанная, используется до сих пор. Красный, зеленый и синий - основные цвета для телевизионных и компьютерных экранов, с этим связан и режим RGB (red+green+blue) в многих графических приложениях.

Основные термины:

Пленка или матрица : матрица используется в современных цифровых фотоаппаратах, а пленка - это фотоматериал на гибкой полимерной подложке, предназначенный для различных видов фотографии. Пленка представляет собой прозрачную основу с нанесённой на неё светочувствительной фотоэмульсией. В результате экспонирования в эмульсии формируется скрытое изображение, которое при дальнейшей химической обработке преобразуется в видимое.

Экспозиция : количество света, поступившего на матрицу фотоаппарата или пленку при соответствующих установленных значениях диафрагмы, выдержки и ISO.
Выдержка: длительность времени, в течение которого оопределённое количество света поступает на диафрагму или пленку.
ISO: чувствительность матрицы фотокамеры к поступающему свету.

Диафрагма : контролирует количество света, поступающего на матрицу камеры или фотопленку.

_________________________

Биографами Прокудина-Горского до сих пор не установлена точная дата начала цветных съемок в Российской империи. Скорее всего, первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по княжеству Финляндскому в сентябре-октябре 1903 года. В 1904 году Прокудин-Горский снимал цветные фотографии Дагестана, Черноморского побережья и Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии.

В апреле - сентябре 1905 года Прокудин-Горский совершил первую большую фотопоездку по Российской Империи, во время которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины. Все эти снимки он планировал издать в виде фотооткрыток, однако из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса договор был расторгнут в том же 1905 году, и свет увидели лишь около 90 его работ.

В 1906 г. Прокудин-Горский провёл много времени в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу», то есть его талант фотохудожника получил международное признание.

На родине же его по-настоящему прославили фото портреты Льва Толстого: Прокудин-Горский сам сделал ему предложение о съемке в цвете и тот с большим удовольствием и интересом согласился. Сергей Михайлович писал, что Лев Николаевич: « …особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах».

Именно эти фотографии, опубликованные в журнале «Фотограф-любитель», привлекли внимание брата Николая II, Михаила Александровича Романова, который смог организовать для Прокудина-Горского аудиенцию у Государя.
К тому времени Сергей Михайлович уже вынашивал идею, которую осуществить в одиночку, однако, ему было не под силу: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию.

Свою встречу с Государем Прокудин-Горский впоследствии описывал так: “Наступил самый ответсвенный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела. Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны съемки с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшавты, портреты крестьянских детей, цветы, осенние этюды и тому подобное. После первой же картины, когда я услышал одобрительный шепот Государя, я уже был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем по эффектности порядке…” - сегодня можно только представить степень воодушевления, которую испытывал в этот момент этот очень увлеченный своим делом и своей идеей (которую в переписке он часто называл “задачей”) человек.

Итак, в 1909 году, Николай II поручил Сергею Михайловичу заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой - моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

Все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства, которые постепенно истощились. О каких-либо компенсациях на текущие расходы разговор с Государем просто не велся с самого начала.

Вот как он сам описывал свою работу: « ...Работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий… Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятной и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы.”

В 1909 -1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть Российской империи, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. Фотограф побывал на Урале, в Туркестане, в Ярославской и Владимирской губерниях, снимал места связанные с Наполеоновской кампанией в России.

После 1912 года закончилась официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России.

Во время Первой мировой войны Прокудин-Горский создавал фотохронику боевых действий, занимался цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учреждён декретом от 9 сентября 1918 года, уже после отъезда Прокудина-Горского за границу. Его последняя коллекция фотографий демонстрировалась в России 19-го марта 1918 года в Зимнем дворце.

Прокудин-Горский принял решение покинуть Россию, после того как узнал об убийстве царской семьи в июле 1918 года.

В эмиграцию Сергей Михайлович отправился со своей новой семьей: с первой супругой, от которой у него родилось трое детей, к тому времени он успел расстаться. В эмиграции он жил сначала в Финляндии, затем в Норвегии, Англии, на юге Франции, в начале 20-ых годов он добрался до Парижа. В России он был широко известным человеком, осуществившим свою мечту, а в Европе надо было начинать жизнь заново. В Париже Прокудин-Горский вместе с детьми открыл фото-мастерскую, где и работал почти до конца жизни.

Скончался Сергей Михайлович в Париже, спустя несколько недель после освобождения города от немецких войск союзниками, в Русском доме, где нашли свое пристанище многие русские эмигранты. По некоторым свидетельствам под конец жизни фотограф пристрастился к крепким алкогольным напиткам, что и стало отчасти причиной его ухода. Похоронен Сергей Михайлович Прокудин-Горский на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Вот таков конец этой, скажем честно, немного грустной истории жизни талантливого фотохудожника.

Что же стало с его бесценным фото наследием? Удивительные факты: Сергей Михайлович поcле революции вывез большую часть своего художественного наследия заграницу , на что ему удалось получить официальное разрешение у властей, после его смерти правообладателями негативов стали его дети, которые продали коллекцию в 80-х годах Американской Библиотеке Конгресса.

Развитие компьютерных технологий обработки изображений в конце XX-го века позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды имперской России в цвете.

В июле 1991 года была впервые составлена компьютерная база данных снимков Прокудина-Горского, которая продолжала затем пополняться и изменяться.

В 2000 году компания JJT по контракту с Библиотекой Конгресса США выполнила сканирование всех 1902 стеклянных негативов из коллекции Прокудина-Горского. Сканирование выполнялось в режиме Grayscale c 16-битной глубиной цвета и разрешением свыше 1000 точек на дюйм. Файлы с отсканированными изображениями имеют размер около 70 Мбайт. Все эти файлы размещены на сервере Библиотеки Конгресса и находятся в бесплатном доступе.

Теперь коллекция цветных фотоснимков в электронном виде также составляет часть фонда Президентской библиотеки (Санкт-Петербург). Фотонаследие Прокудина-Горского является общественным достоянием и часто используется в ходе самых разных мероприятий, именно эта коллекция стала основой для выставки фоторабот Прокудина-Горского в Ливадийском дворце в июле 2017 года, где ее и увидела ваша покорная слуга.

Вместо послесловия: поскольку печать цветных фотографий во времена Прокудина-Горского была очень сложной задачей, полноценно «монетизировать» весь этот багаж у художника не было никакой возможности. Экспедиции осуществлялись фотографом на собственные средства, которые скоро были исчерпаны. Замечательное российское художественное наследие было сначала вывезено заграницу, а затем продано потомками художника Библиотеке Конгресса за 3 500 долларов.
Мне кажется, что огромной удачей для всех нас и великой заслугой Сергея Михайловича является тот факт, что снимки сохранились, дошли до наших дней и могут быть оценены по достоинству сегодня современными жителями России, да, и всего мира. На этих снимках - Россия, которую не вернуть, на этих снимках наше прошлое, а значит и мы сами.

Творчество известнейшего русского фотографа, изобретателя, педагога Сергея Прокудина-Горского насчитывает около двух тысяч стеклянных цветоделенных негативов, запечатлевших многовековую культуру Российской империи в канун грандиозных потрясений.

В течение первых 15 лет XХ века реализовал грандиозный проект - цветную съёмку Российской Империи.

К 1906 году Прокудин-Горский опубликовал несколько статей, посвящённых принципам цветной фотографии. К тому времени он настолько усовершенствовал новый метод, который гарантировал одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог создавать цветные кадры, подходящие для проекции.

Именно Прокудин-Горский, в то же время, разработал новый метод передачи цветного изображения: он снимал объекты трижды - через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. В итоге получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

Для воспроизведения полученных изображений он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все 3 картинки одновременно проецировались на экран, и в итоге можно было видеть полноцветную фотографию.

В 1909 году Прокудин-Горский был уже широко известным мастером и редактором журнала «Фотограф-любитель». В это время ему наконец удается воплотить в жизнь свою мечту по созданию фотолетописи всей российской империи.

Послушав совет Великого князя Михаила, Прокудин-Горский рассказывает о своих планах Николаю II и, конечно, слышит слова поддержки. В течение нескольких лет специально для поездок с целью фотографического документирования жизни империи правительство выделяло Прокудину-Горскому железнодорожный вагон, оснащённый всем необходимым.

За время работы над своим грандиозным проектом Прокудин-Горский отснял несколько тысяч пластин. За этот период технология вывода цветного изображения на экран была отработана уже практически идеально. Таким образом была создана уникальнейшая галерея прекрасных фотографий.

После кончины Николая II Прокудин-Горский вместе со своей коллекцией - стеклянными пластинами в 20 ящиках - сумел выехать сначала в Скандинавию, затем Париж. В 1920-х годах он проживал в Ницце. Сергей Михайлович был очень рад тому, что его труды помогали молодому русскому поколению, находящемуся за границей, понять, как выглядит их родина.

Коллекции фотопластин Прокудина-Горского пришлось пережить неоднократные переезды семьи Прокудина-Горского и немецкую оккупацию Парижа.

В конце 40-х годов был поставлен вопрос о публикации первого «Истории русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря, и снабжении его цветными иллюстрациями.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. Таким образом пластины попали в библиотеку Конгресса США.

Уже в наше время появилась мысль о том, чтобы отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. Так всем нам удалось вернуть уникальный архив к жизни.


1909, Russua. Three generations. A.P. Kalganov with son and granddaughter. The last two work in the shops of the Zlatoust plant.

Я тут недавно делал подборку фотографий Прокудина-Горского для своего англоязычного блога . Пусть уж тогда и тут повисит, раз работу проделал. Единственное, на что у меня не хватит сил, это на переделывание подписей по-русски. Уж простите, но подписи будут по-английски. Зато по-русски я добавлю небольшой спроводительный текст.

Вот вроде все слышали про Прокудина-Горского, особенно после фильма Парфёнова «Цвет нации» (любопытно, конечно, было наблюдать ажиотаж вокруг того, что итак давно известно). А хороших подборок фотографий одного из первых в мире, между прочим, цветных фотографов я не встречал. Понятно, что Сергей Михайлович был в первую очередь химиком. Однако он столько лет посвятил любимому делу, что со временем у него начали получаться неплохие снимки, а не просто фиксация реальности.

Если говорить про историю, то формально Прокудин-Горский не был первым фотографом, снимающем в цвете. Как минимум, до него были Джеймс Кларк Максвелл, Габриель Липман, Фредерик Айвис, Герман Фогель, Луи Дюко дю Орон, Шарль Кро, Джон Джоули, а параллельно с ним Рудольф Фишер, Джордж Истман, Леопольд Манне, Леопольд Годовский, братья Люмьер и Адольф Мите, которого Сергей Михайлович считал своим учителем и у которого позаимствовал конструкцию уосвершенствованной им затем камеры.

Однако никто из перечисленных людей не оставил фотографического наследия, почти все они были в первую очередь учеными, химиками, физиками и первооткрывателями. Они создавали теорию цветоделения, разрабатывали и усовершенствовали технологию, открывали сенсебилизатры, светочуствительные пластинки и химикаты. Но никто из них не фотографировал.

Прокудин-Горский не просто усовершенствовал наработки предшественников с технологической точки зрения (на его счету не мало химических изобретений), но и сделал более 4000 фотографий в разных уголках планеты. К сожалению, благодаря событиям 1917 года до нашего времени дошли чуть менее 2000 пластин, причем сохранены они исключительно благодаря тому, что были вывезены из России и в настоящее время находятся в Библиотеке Конгресса США.

Когда демонстриуют снимки Прокудина-Горского, чаще всего речь идет о фотографиях России. Не все знают о том, что кроме этого Сергей Михайлович снимал на Украине, в Белорусии, на территориях современной Грузии и Узбекистана, Таджикистана, Кыргизстана, Азербайджана, Турции, Латвии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Германии, Дании, Италии и Австрии. Но большая часть дошедших до нас снимков действительно сделана в в пределах территории тогдашней России.

Обычно подборки фотографий Прокудина-Горского состоят из видовых картинок и привлекают внимание скорее любителей истории, чем фотографии. Существуют специальные сайты, где люди изучают оставленное им наследие, находят места, где были сделаны фотографии, делают снимок с того же ракурса и создают библиотеку сравнений «100 лет спустя». Все это, наверное, весьма любопытно, но лично мне никогда не было интересно. Точнее, интерес к видовым открыткам довольно быстро угасает, стоит посмотреть пару десятков. А вот фотографии людей я могу разглядывать очень долго, и многократно к ним возвращаться.

Несмотря на то, что фотографий с людьми у Прокудина-Горского не так уж и много, они есть. В этой подборке из 64 фотографий я решил собрать лучшие из них, плюс добавил буквально пару пейзажей для дополнения общей картины. Все фотографии в достаточно хорошем качестве (1800 px по длинной стороне). Часть я подкорректировал по цвету, но в основном удовлетворился репродукциями с сайта www.prokudin-gorsky.org .

2.

1907, Uzbekistan. Chained prisoners, Bukhara

3.

1911, Uzbekistan. Emir of Bukhara. Bukhara

4.

1911, Russia. Dagestani types, village of Arakani

5.

1907, Uzbekistan. Prison of the town of Bukhara.

6.

1907, Uzbekistan, Bakery in the town of Bukhara

7.

1916, Russia. On the handcar outside Petrozavodsk on the Murmansk railway

8.

1910, Russia. Work at the Bakalskii mine, Tiazhelyi iron mine. Irkuskan hill near Bakal

9.

1907, Kyrgyzstan. At the Saliuktin mines.

10.

1909, Russia. Peasant girls, Topornya village

11.

1909, Russia. Dagestan, village of Arakani, Lezgian

12.

1912, Georgia. Georgian women, in the park of Borzhom

13.

1912, Georgia, Cotton. In Sukhum Botanical Garden

14.

1912, Azerbaijan. Mugan. Settler"s family. Settlement of Grafovka, Grafskii

15.

1911, Uzbekistan. Sart types. Samarkand

16.

1911, Uzbekistan. Nazar Magomet. Golodnaia Steppe

17.

1911, Uzbekistan, Nomadic Kirghiz. Golodnaia Steppe

18.

1910, Russia. Spinning yarn. In the village of Izvedovo

19.

1911, Russia. His Highness Khan of Khiva in Winter Palace, Saint Petersburg

20.

1912, Russia. Laying concrete for the dam"s sluice. Near the village of Beloomut

21.

1911, Uzbekistan. Doctors. Samarkand

22.

1912, Turkey. Mullah with his female students near the Artomelinskaia mosque in Artvin

23.

1910, Russia. Bashkir switchman. Near Ust-Katav station

24.

1912, Turkey. Armenian woman in holiday attire, Artvin

25.

1909, Russia. Ostrechiny. Study. Svir River

26.

1912, Georgia. Mullahs in mosque. Aziziia. Batum

27.

1912, Azerbaijan, Mugan Steppe. Georgian woman in a folk costume

28.

29.

1916, Russia. Baling machine for hay. Near Kondopoga village

30.

1916, Russia. Austrian prisoners of war near a barrack, near Kondopoga village

31.

1916, Russia. Group. Near the lake of Vygozero

32.

1911, Uzbekistan. Bukhara bureaucrat. At the palace In the Emir"s Shir-Budun garden near Bukhara

33.

1911, Uzbekistan, Shepherd. Samarkand

34.

1911, Uzbekistan. Sentry at the palace, and old cannons. In Registan square. Bukhara

35.

1911, Uzbekistan. At work on the upper reaches of the Syr-Darya. Golodnaia Steppe

36.

1912, Russia. Night camp by a rock on the bank of the Chusovaia

37.

1911, Uzbekistan. Camel caravan carrying thorns for fodder. Golodnaia Steppe

38.

1904, Ukraine. In Little Russia. Near the town of Putivl in Kursk Province

39.

Study with boy. Western Europe

40.

1912, Belorussia. Harvested field. Vitebsk Province

41.

1909, Russia. Haying at the Leushinskii Monastery

42.

1911, Uzbekistan. Group of Jewish children with a teacher. Samarkand

43.

1908, Switzerland. At veranda in Lugano

44.

1912, Georgia. Packaging department. Borzhom

45.

1911, Uzbekistan. On the Registan. Samarkand

46.

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture in the Murgab Estate. Bairam-Ali

47.

1911, Uzbekistan. Prime Minister of Bukhara (Kush-Beggi)

48.

1907, Uzbekistan. Students. Samarkand

49.

1911, Uzbekistan. Carpenter. Samarkand

50.

1911, Uzbekistan. Trader in the Registan. Samarkand

51.

1909, Russia. Northwest part of the town of Zlatoust

52.

1916, Russia. Group of railroad construction participants. On the pier in Kem-Pristan

53.

1911, Uzbekistan. Kebab restaurant. Samarkand

54.

1911, Uzbekistan. In the court of Shir-Dor mosque. Samarkand

55.

1909, Russia. Pinkhus Karlinskii. Eighty-four years old. Sixty-six years of service. Supervisor of Chernigov floodgate

56.

1911, Turkmenistan. Tekin with his family. Bairam-Ali area

57.

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture. Bairam-Ali area, Murgab Estate

58.

1911, Uzbekistan. Water-carrier. Samarkand

59.

1911, Uzbekistan. Policeman in Samarkand

60.

1911, Turkmenistan. Workers packing oil cake. Bairam-Ali

61.

1911, Turkmenistan. Dzhigit Ibragim. Bairam-Ali area

62.

1907, Kyrgyzstan. Observing a solar eclipse on January 1, 1907, near the Cherniaevo Station in the Tian-Shan mountains above the Saliukta mines

63.

1907, Uzbekistan. Elderly Sart man (Babaika), Samarkand

64.

1912, Georgia, On the Skuritskhali River. Study. Orto-Batum village. Self-portrait

Смотрите также

Есть вещи, в которые сложно поверить, но они были на самом деле. Мы в погоне за своим будущим не всегда оглядываемся назад. Наши предки творили невиданные чудеса, о которых знает далеко не каждый.


1910 год. На склоне холма около Артвина (территория современной Турции) Прокудину-Горскому позирует женщина в национальном армянском костюме.

Предлагаю восполнить огромный пробел и обратиться к временам начала 20 века. Именно тогда фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский при поддержке императора Николая II сделал фотообзор Российской Империи. Да какой!

Прокудин-Горский фотографировал местности, людей, архитектуру страны с использованием специальной камеры для фотографий собственной конструкции.

Эта чудо-камера умела делать из трех черно-белых фотоснимков три фотоснимка в синем, зеленом и красном каналах. После этого фотопластинки совмещались и получалось цветное изображение. Для этого надо было вставлять фотопластинки в три разных проектора и направлять их на экран.

Прокудин-Горский в начале 20 века делал цветные фотографии, причем с высоким качеством изображения.

Уверен, что вы сейчас смотрите на эти фотографии и думаете, что все это неправда, и что на самом деле это фотошоп или, на худой конец, современная подделка под старину. Трудно поверить, что фотографии сделаны еще до Первой мировой войны. Но это так.

При написании этого поста я пользовался материалами библиотеки Конгресса. Более подробно о работах Прокудина-Горского можете ознакомиться по адресу loc.gov/exhibits/empire.


1910 год. Касли, художественное литье. Из альбома «Виды Уральских гор, обзор промышленных районов, Российская империя».


1910 год. Женщина на реке Сим


1909 год. Часовня на месте, где был основан город Белозерск


1910 год. Грузия, вид на Тифлис (Тбилиси)


1910 год. Хорезм. Хан Российского протектората Исфандияр II Джурджи Бахадур


Увеличенное фото Исфандияра. Здесь ему 39 лет. Правил Хорезмом до момента своей смерти в 1918 году


1910 год. Берег реки Сим, мальчик-пастух


1910 год. Гидроэлектростанция в Иолотань Туркменистана. На фото генераторы переменного тока производства Венгрии, установленные внутри энергоблока электростанции


1910 год. Дагестанские женщины


1909 год. На фото Пинхус Карлинский, 84 лет от роду, руководитель Черниговского шлюза на 66 году службы


1910 год. Артвин (сейчас Турция)



Онлайн калькуляторы