Самые грандиозные строительные проекты наших дней. Самый длинный аэропорт в мире

Вот и закончилось ещё одно путешествие под названием «Первый курс». Ещё около 150 студентов, три месяца назад взошедшие на виртуальный корабль Института Реинкарнационики, в начале марта покинули его, получив бесценный опыт путешествия по просторам собственной памяти и знакомства со своей душой.

Каким оказалось для них это путешествие?

Что они приобрели?

Как изменились сами, их жизнь, их представления о себе и мире?

В Институт Реинкарнационики каждый пришёл со своим жизненным опытом, со своими представлениями о собственных возможностях, со своими вопросами.

Опытные и неопытные путешественники по миру духовного развития. Кто-то попал сюда осознанно, зная, что он хочет получить от курса.

А кто-то интуитивно, только-только начиная свой путь знакомства с самим собой.

Одни бодро и уверенно шли от темы к теме, а другие до последнего сомневались в себе и только здесь, в Институте, обрели уверенность.

Об этом делятся с нами мартовские выпускники первого курса.

«Я стала больше доверять себе, успокоилась, — делится Лилия Холопова. — Хотя сначала были такие срывы, когда все видят, а ты не видишь. Такая волна недоверия к себе пошла. Благо, атмосфера института такая дружелюбная, миролюбивая, я получила такую волну поддержки! После каждого занятия капитаны говорили: «У вас все получится». И я всё прошла. Я счастлива! «

Атмосфера института завораживает. Такое ощущение, что ты попадаешь в сказку, которой нет конца.

Ведь ещё вчера незнакомые люди становятся удивительно близки друг другу. Раскрываются незримые ранее связи.

Оказывается, сегодняшние одногруппники являются важными участниками событий прошлой жизни.

Но для того, чтобы прийти к такому взаимопониманию, очень важна поддержка опытных людей, капитанов, которые и проводят студентов через все испытания курса. Именно они создают ту атмосферу доверия и поддержки, которая важна для любого студента.

«Душа — это тонкая материя. И погружение — это информация, которую можно доверить отнюдь не каждому человеку, — рассказывает Ксения Род, — и создание той группы, в которой участники доверяют друг другу и готовы рассказать обо всём увиденном при погружении, — это очень большая работа, очень тонкая, интуитивная.

Это чувствование, знание того, как нужно работать с такими разными людьми, сложными людьми. В этом огромная заслуга капитанов”.

Духовная трансформация — очень хрупкий процесс. И здесь важно не только то, какой ты получаешь результат, но и каким образом ты его достигаешь.

«Мне понравилось, что обучение строится в форме игры, — делится своими впечатлениями Марина Федяшина. — Всё плавно, постепенно. Сначала мир детства.

Раскачка энергии на групповых занятиях такая мощная, приоткрылись такие воспоминания, которые я и не думала, что могу вспомнить. Открывалась информация из детства, юности.

Когда пошли в , были сомнения: а вдруг не получится. Сейчас могу сказать — все получится!”.

Очень скоро становится понятно, что путешествие по прошлым жизням — это не просто удовлетворение любопытства, но и разрешение каких-то глубоких внутренних задач , получение очень мощных ресурсов.

«Можно найти много ресурсных состояний и изменить свою жизнь, собрать себя целиком и вдохновиться этим состоянием”, — рассказывает Ирина Шпагина.

Деньги, здоровье, отношения с близкими, повторяющиеся ситуации, — как много разных вопросов мы задаём себе.

А как они решаются с помощью реинкарнационики?

Своим опытом понимания взаимоотношений мужчин и женщин делится Ирина Лещенко: «Мы, женщины, думаем: что же нужно этим мужчинам? А мужчины думают: что же нужно этим женщинам?

Здесь, в институте, учат просто одним «нажатием кнопочки » почувствовать себя в мужском теле, узнать, что именно и как чувствуют мужчины, и наоборот.

И уходит непонимание. Благодаря этому опыту у меня гармонизировались отношения в семье. Оказывается, не нужно никого переделывать, посмотри внутрь себя, и все изменится волшебным образом! В это нельзя было поверить ранее».

И наконец — Мир Душ, знакомство с Наставниками, с ближайшим кругом душ, ответы на самые сокровенные вопросы.

Рассказывает Марина Федяшина: «Было здорово узнать, что Никого не оставляют без внимания.

И когда попадаешь в Мир Душ после очередной прожитой жизни, особенно, если жизнь тебе не очень нравилась, то показывают её с юмором.

У меня была такая жизнь: жизнь самодовольного немецкого бюргера, ростовщика в XVIII веке. И мне показали её с юмористической стороны, чтобы я смогла принять определённые качества в людях и перестать их осуждать».

Для кого-то именно путешествие по Миру Душ стало самым главным открытием и откровением курса.

Вот как говорит об этом Ирина Шпагина: «Это было то самое, что мне нужно было узнать. Так важно почувствовать себя дома, понять, кто мы такие, понять, откуда мы происходим, понять, что всё в нашей власти.

Институт научил меня доверять себе, больше прислушиваться к себе. Для меня очень большим открытием было Я долго не могла получить ответ на этот вопрос.

И буквально в предпоследний день занятий открывается: мой Наставник — это я сама! Мурашки побежали по коже, и я прочувствовала жизнь по-новому…»

Результат обучения в институте кажется фантастическим.

Воспоминания детства, путешествия по прошлым жизням, знакомство с миром душ, помогают изменить свой взгляд на жизнь, на себя, получить новые ресурсные состояния.

Изменения настолько значительны, что даже опытные духовные искатели приходят в восторг от происходящего. Наступает время чудес, как будто по каким-то невидимым каналам в жизнь начинает поступать волшебство.

Делится выпускница первого курса Елена: «Все абсолютно полностью меняется в этой жизни. Ты сам, и мир вокруг тебя, и жизнь вокруг тебя.

Причём происходит так: я захотела — и начинает сбываться! Захотела работать в институте — пожалуйста! Захотела на второй курс – и я знаю, что я попадаю.

Захотела быть капитаном – я сейчас помощник капитана в двух группах! Абсолютно всё, что я хочу, все это я получаю! И это круто! Жизнь классная, и всё только начинается для нас!

Слова Елены подтверждает Татьяна: «Вселенная посылает тех людей, которым нужна я, либо они нужны мне. Мир становится классным , все люди счастливы вокруг меня, я счастлива от того, что они счастливы! Я получила то, чего хотела!”

Время, проведённое в институте, его выпускники называют особенным.

«Это потрясающее пространство! Проект грандиозный, замечательный, он должен продолжаться,» — говорит Ксения Род.

«Из этого пространства не хочется уходить», — добавляет Наталья.

«Наши студенты, люди нашего пространства улыбаются по-особенному, — рассказывает Светлана. — По улыбке можно определить, что этот человек наш! И самое главное достижение — возросла вера в себя, в людей! Растёт удивление.

Я не перестаю удивляться! Ведь человек как просыпается, и с первой минуты думает о том, что сделать, чтобы быть счастливым. Наш институт даёт эту возможность — стать счастливым!»

От себя хочется сказать:
в добрый путь, выпускники,
и добро пожаловать на борт, первокурсники!

Материал подготовлен на основе отзывов студентов

Великая рукотворная река - величайший по своей амбициозности проект Ливийской Джамахирии - представляет собой сеть водоводов, снабжающих безводные районы и северную индустриальную часть Ливии чистейшей питьевой водой из подземных резервуаров оазисов, находящихся в южной части страны. По оценкам независимых экспертов, это крупнейший в мире инженерный проект из существующих в настоящее время. Малоизвестность проекта объясняется тем, что западные СМИ практически не освещали его, а между тем проект обогнал по своей стоимости крупнейшие в мире строительные мероприятия: стоимость проекта 25 млрд долларов.


Каддафи начал работу над проектом ещё в 80-е годы, а к моменту начала нынешних боевых действий он был практически реализован. Отметим особо: на строительство системы не было потрачено ни цента иностранных денег. И этот факт определённо наводит на мысли, ведь контроль над водными ресурсами становится всё более существенным фактором мировой политики. Не является ли нынешняя война в Ливии первой войной за питьевую воду? Ведь воевать действительно есть за что! Функционирование рукотворной реки основано на заборе воды из 4 огромных водных резервуаров, находящихся в оазисах Hamada, Kufra, Morzuk и Sirt и содержащих приблизительно 35 000 куб. километров артезианской воды! Такой объём воды мог бы полностью покрыть территорию такой страны, как Германия, при этом глубина такого водоёма составляла бы около 100 метров. А согласно последним исследованиям, воды из ливийских артезианских источников хватит почти на 5000 лет.

Кроме этого, данный водный проект по своим масштабам можно справедливо назвать «Восьмым Чудом Света», поскольку в его рамках обеспечивается транспортировка 6,5 миллионов кубометров воды через пустыню в день, что потрясающим образом увеличивает площадь орошаемых пустынных земель. Проект рукотворной реки совершенно не сравним с тем, что осуществлялось советскими руководителями в Средней Азии с целью орошения её хлопковых полей и что привело к аральской катастрофе. Принципиальное отличие ливийского ирригационного проекта заключается в том, что для орошения сельскохозяйственных угодий используется практически неиссякаемый подземный, а не поверхностный источник воды, легко подвергающийся значительному ущербу за короткий промежуток времени. Транспортировка воды происходит закрытым способом посредством использования 4 тысяч километров стальных труб, зарытых глубоко в землю. Вода из артезианских бассейнов перекачивается по 270 шахтам с глубины в несколько сотен метров. Один кубический метр кристально чистой воды из ливийских подземных резервуаров с учётом всех затрат на его добычу и транспортировку обходился ливийскому государству всего лишь в 35 центов, что примерно сопоставимо со стоимостью кубометра холодной воды в крупном городе России, например в Москве. Если же брать в расчёт стоимость кубометра питьевой воды в европейских странах (примерно 2 евро), то стоимость запасов артезианской воды в ливийских подземных резервуарах составляет, по самым приблизительным оценкам, почти 60 миллиардов евро. Согласитесь, что подобный объём продолжающего расти в цене ресурса может представлять интерес намного более серьёзный, чем нефть.

До войны рукотворная река орошала около 160000га, активно осваиваемых под сельское хозяйство. А южнее, на территории Сахары, выведенные на поверхность арыки служат местом водопоя животных. А самое главное, питьевой водой были снабжены крупные города страны, в частности столица Триполи.

Вот важнейшие даты в ливийского ирригационного проекта «Великая рукотворная река», в 2008 году признанного Книгой рекордов Гиннеса крупнейшим в мире:
3 октября 1983года - Был созван всеобщий народный конгресс Ливийской Джамахирии и проведена чрезвычайная сессия, на которой было объявлено о начале финансирования проекта.
28 августа 1984 - Лидер Ливии закладывает в стартовое сооружение проекта первый камень.
26 августа 1989 - Начинается второй этап строительства ирригационной системы.
11 сентября 1989 - вода поступила в водохранилище в Адждабия.
28 сентября 1989 - вода поступила в водохранилище Гранд-Омар-Муктар.
4 сентября 1991 - вода поступает в водохранилище г. Аль-Гардабия.
28 августа 1996 - начало регулярного водоснабжения Триполи.
28 сентября 2007 - вода появилась в г. Гарьян.

В связи с тем, что соседние с Ливией страны, включая Египет, страдают от нехватки водных ресурсов, вполне логично предположить, что Джамахирия со своим водным проектом была вполне способна существенно расширить своё влияние в регионе, начав в соседних странах зелёную революцию, и в переносном, и в буквальном смысле этого слова, поскольку за счёт орошения североафриканских полей большинство проблем с питанием в Африке решилось бы очень быстро, обеспечив странам региона экономическую независимость. И соответствующие попытки имели место. Каддафи активно призывал крестьян Египта приезжать и работать на полях Ливии.

Водный проект Ливии стал настоящей пощёчиной всему Западу, ведь и Всемирный Банк, и Госдеп США продвигают только выгодные им проекты, подобные проекту десалинизации морской воды в Саудовской Аравии, стоимость которой составляет 4 доллара за кубометр воды. Очевидно, что Западу выгоден дефицит воды – это поддерживает её высокую цену.

Примечательно, что, выступая на праздновании годовщины начала строительства реки, 1 сентября прошлого года, Каддафи сказал: «Теперь, когда это достижение ливийского народа стало очевидным, угроза США в отношении нашей страны удвоится!» Кроме этого, несколько лет назад Каддафи заявлял, что ливийский ирригационный проект будет «самым серьёзным ответом Америке, которая постоянно обвиняет Ливию в сочувствии терроризму и существовании на нефтедоллары». Весьма красноречивым фактом была поддержка этого проекта и бывшим президентом Египта Мубараком. А это уже, наверняка, не простое совпадение.

Дворец Советов - это плод любви модернистского ар-деко и сурового советского неоклассицизма. Разработанный в 30-х годах прошлого столетия, проект этого сооружения впечатляет своим экстерьером и по сей день (правда, на картинках). Стоэтажный 420-метровый Дворец Советов должен был стать самым высоким сооружением мире.

Строительство его началось в 1937 году и скоропостижно закончилось в сентябре 1941-го, когда стройматериалы, предназначавшиеся для дворца, пошли на военные нужды. После войны строительство решили не возобновлять, не до того было.

Главный Туркменский канал


1950 год ознаменовался началом великой всесоюзной стройки. Главный Туркменский канал был спроектирован с целью обводнения и мелиорации засушливых земель Туркмении, увеличения посевочных площадей хлопка, а также с целью проложить судоходное сообщение между Волгой и Амударьей. Предполагалось провести 25% стока вышеупомянутой Амударьи по высохшему руслу Узбоя до города Красноводска.

Цель действительно впечатляющая, особенно если учесть, что длина проектируемого канала составляла около 1200 км, ширина - не менее 100 м, глубина - 6-7 м. Помимо основного канала также проектировалась сеть ирригационных каналов общей протяженностью в 10 000 км, около 2000 водоёмов, три ГЭС. При строительстве планировалось задействовать 5000 самосвалов, 2000 бульдозеров, 2000 экскаваторов, 14 земснарядов. В качестве рабочей силы было решено использовать заключенных и местных жителей. На 1953 год на стройке числилось 7268 вольнорабочих и 10 тысяч заключенных.

Конечно, вышеперечисленными средствами правящая верхушка не ограничивалась. На эту стройку работала вся страна, о чем нам красноречиво говорит цифра в 1000 (!) вагонов грузов, которые поставлялись сюда со всех уголков Союза ежемесячно.

Сразу после смерти вождя строительство ГТК было остановлено по инициативе Берии. А затем и вовсе прекращено из соображений нерентабельности. Но к этому времени на строительство объекта было безвозвратно потрачено более 21 млрд советских рублей, или 2,73 трлн современных российских.

Трансполярная магистраль (стройка 501-503)


Человек года (1940, 1943) по версии журнала Times (речь о Сталине, если что) свои амбиции по географическому признаку не ограничивал. По его инициативе в послевоенное время, с 1947-го по 1953-й, крупная строительная организация с незамысловатым названием «ГУЛАГ» работала над грандиозным проектом - Трансполярной магистралью.

Целью данного строительства было соединение западного севера (Мурманск, Архангельск) с восточным севером (Чукотка, побережье Охотского моря).

Ввиду крайне сжатых сроков строительство велось параллельно с проектно-изыскательскими работами, что не могло не сказываться на качестве возводимого железнодорожного полотна. Всего на стройке было задействовано приблизительно 80 тысяч человек, не считая охраны. В 1953 году работы были остановлены, а в 1954-м - посчитана их стоимость: примерно 1,8 млрд советских рублей.

Сахалинский тоннель (стройка 506-507)

Еще одна колоссальная стройка, прервавшая свое существование вместе со смертью Сталина - Сахалинский тоннель.

Стартовавшее в 1950 году строительство по плану должно было финишировать уже в 1955-м. При длине тоннеля в 10 км сроки были более чем сжатые. От социализма к коммунизму пятилетними шагами! А шагала страна конкретно на этой стройке ногами более 27 тысяч человек все тех же заключенных и вольнорабочих. И весной 1953 года стройка закрылась.

Поворот сибирских рек


Оговоримся сразу: собственно реки никто разворачивать не собирался. Планировалось лишь перенести часть стока некоторых сибирских рек, например Оби и Иртыша, в засушливые области СССР - по земледельческим причинам.

Проект стал одним из самых грандиозных проектов ХХ столетия. Более двадцати лет над ним трудились 160 научных и производственных организаций СССР.

Первый этап работ подразумевал строительство канала длиной 2500 км, шириной от 130 до 300 м и глубиной 15 м. Второй этап представлял собой изменение направления течения Иртыша на 180 градусов. То есть воды Иртыша планировалось направить в обратном направлении с помощью насосных станций, гидроузлов и водохранилищ.

Разумеется, этому проекту не было суждено воплотиться в жизнь. Здравый смысл взял верх над имперскими амбициями - советские академики все же уговорили руководство страны оставить сибирские реки в покое.

Башня Никитина - Травуша 4000 (проект)

В 1966 году инженеры Никитин (между прочим, главный конструктор Останкинской телебашни) и Травуш предложили проект самого высокого небоскреба в мире. Причем строить его планировали в Японии. Теоретически небоскреб был великолепен: его высота составляла 4 км! Башня делилась на четыре сетчатые секции в километр длиной и с диаметром у основания 800 м. Башня, будучи по задумке жилым зданием, должна была вмещать до 500 тысяч человек.

В 1969 году проектная работа была остановлена: заказчики вдруг опомнились и потребовали уменьшить высоту здания до 2 км. Потом - до 550 м. А потом и вовсе отказались от царь-башни.


Терра-3

Останки сооружения 41/42В с комплексом лазерного локатора 5Н27 стрельбового комплекса 5Н76 «Терра-3». Фото 2008 г.

«Терра-3» - это не что иное, как проект зональной системы противоракетной и противокосмической обороны с лучевым поражающим элементом. Он же научно-экспериментальный стрельбово-лазерный комплекс. Работы над «Террой» велись с 60-х годов прошлого века. К сожалению, уже в начале 70-х ученые стали понимать, что мощности их лазеров недостаточно для того, чтобы сбивать боеголовки. Хотя спутники она сбивала, этого у нее не отнять. Проект как-то сам сошел на нет.

«Звезда» (лунная база)

Первый подробнейший проект советской базы на Луне. Лелеянная в 60-е и 70-е годы концепция лунного городка представляла собой основной беспилотный модуль и несколько автоматических аппаратов для исследования поверхности спутника Земли. В перспективе к основному модулю должны были пристыковываться жилые отсеки, и весь этот паровозик колесил бы по Луне, черпая энергию из собственного ядерного реактора.

Воплощение подобных космических фантазий в реальность обошлось бы государству в неподъемные 50 млрд рублей. В условиях ведения войны, пусть и холодной, было решено отказаться от подобной межпланетной роскоши.

Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации (ОГАС)

ОГАС был основан на принципах кибернетики и предназначался для автоматизированного управления экономикой всего СССР. То есть система должна была отвечать за тотальное вертикальное и горизонтальное взаимодействие всех сфер государственной экономики для обеспечения планирования, управления и обработки информации. Управление экономикой могло перейти в руки бездушной безжалостной машины, которая была призвана упорядочить, стабилизировать и прокачать жизнь и без того типовых граждан. Переход от командной экономики к рыночной уничтожил светлое будущее ОГАСа.

ДЕМОС


Диалоговая единая мобильная операционная система - ДЕМОС. То, что могло бы быть установлено на твоем ПК вместо привычной Windows, если бы не развал СССР.

По сути, ДЕМОС - это прямой аналог капиталистического UNIX, который локализовали и адаптировали к советским условиям советские системные администраторы в середине 80-х. Проект закрыт в начале 1990-х.


В связи со стремительным ростом населения планеты естественно увеличиваются и потребности в более развитой и масштабной инфраструктуре. Ведущие инженеры мира ежегодно реализуют проекты, поражающие своей грандиозностью и размахом. В этом обзоре представлено 5 масштабных построек, которые можно назвать инженерным чудом.

1. Самый длинный мост в мире




Настоящим инженерным подвигом можно назвать возведение Даньян-Куньшаньского виадука (Danyang-Kunshan Grand Bridge ), соединившим Пекин и Шанхай. Протяженность моста составляет 164,8 километров, что делает его самым длинным подобным проектом в мире. Строительство моста длилось 4 года (открытие состоялось в 2011-м). Для максимальной оптимизации процесса работы производились 10 000 строителей одновременно из противоположных точек. Стоимость проекта составила 10 миллиардов долларов.

2. Архипелаг из искусственных островов





Пальмовые острова в Дубае признаны настоящим инженерным и архитектурным чудом. За последние годы было создано 3 острова - (Пальма Джумейра, Пальма Джебель Али и Пальма Дейра). Для их возведения на морское дно было насыпано 85 000 000 кубов песка. Этот архипелаг виден с Луны даже невооруженным глазом.

3. Самая большая ГЭС в мире





ГЭС «Три ущелья» (Three Gorges Dam ) - это самая крупная гидроэлектростанция в мире. Дина плотины составляет 2309 метров, а высота – 185 метром. При ее строительстве было использовано 27,2 млн кубометров бетона, которого бы хватило, чтоб заполнить 10200 олимпийских бассейнов. Энергия, производимая этой ГЭС, покрывает нужды 11% всей страны. На возведение Three Gorges Dam китайским властям пришлось выложить 50 миллиардов долларов.

4. Самый длинный аэропорт в мире





У берегов японского города Осака, прямо в заливе построен огромный международный аэропорт Kansai Airport . Для реализации этого проекта необходимо было построить рукотворный остров, укрепленный многочисленными металлическими конструкциями. Аэропорт строился в заливе с учетом внезапной угрозы затопления, возникновения тайфунов и высокой сейсмичности местности. Стоимость аэропорта Кансай составила 29 миллиардов долларов.

5. Защитный барьер от затопления Венеции





Не секрет, что Венеция медленно, но верно уходит под воду. А периодические наводнения только «помогают» ей в этом. Чтобы защитить архитектурную и культурную жемчужину Италии от разрушения, был построен барьер (Venice Tide Barrier ). Инженеры разработали уникальный метод использования мобильных ворот, чтобы сдерживать движение паводковых вод в залив.
Эти инженерные проекты уникальны, но при этом,очень дорогостоящие. Однако есть и такие объекты, стоимость которых просто невообразима -

Как стало известно Лайфу, тайный проект освоения арктических глубин, который ещё в советские времена получил шифр «Айсберг», может быть включён в госпрограмму. Это позволит ускорить его реализацию и привести к появлению целых городов на дне северных морей, где будут добывать нефть, газ и другие ресурсы, которыми так богат российский участок шельфа. Созданные и протестированные в рамках «Айсберга» технологии могут в дальнейшем использоваться как для проектирования новых систем вооружений, так и для возведения обитаемых поселений на недосягаемых ныне участках мирового океана.

Мы сможем жить в городах, построенных в безвоздушных потёмках арктической бездны. Небосводом для нас станет гигантский ледяной купол, сквозь который не пробиться ни солнцу, ни людям. А если последним всёе же удастся сделать это, то на критических для всего живого глубинах их встретят защитники – технически совершенные роботы, способные выполнить любой приказ.

Это не пролог фантастического фильма и даже не постапокалиптический фанфик замятинской антиутопии «Мы». Вполне возможно, нечто подобное говорили в 80-е годы прошлого века в самых высоких кабинетах медленно умирающего Советского Союза. Грандиозная стратегия освоения самых непригодных для жизни, но наиболее ценных для экономики и безопасности страны уголков Арктики получила шифр «Айсберг». Спустя десятилетия она может возродиться…

Как стало известно Лайфу от источников в правительстве, разрабатываемый Фондом перспективных исследований проект может в ближайшее время быть включён в госпрограмму «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Соответствующий запрос ФПИ уже рассматривается в Минэкономразвития.

В начале 2015 года фонд совместно со стопроцентной дочкой Объединённой судостроительной компании ЦКБ МТ «Рубин» приступил к реализации научно-технического проекта «Разработка подводных (подлёдных) технологий освоения месторождений полезных ископаемых арктических морей». Шифр с советских времён остался прежним - «Айсберг». А вот сама стратегия получила более конкретные очертания. Судя по презентации ОСК, речь на данный момент идёт о создании сейсморазведочного, добычного, бурового, транспортно-монтажного, сервисного и энергетического комплексов. А также стационарной системы комплексной безопасности.

Она, судя по презентации, будет представлять собой некое подобие торпедной пусковой платформы, защищающей подводный объект от возможного вмешательства потенциального неприятеля. Что касается уже подготовленного проекта подводной АЭС, её мощность составит 24 МВт. Она сможет работать на полном «автономе» более 1 года. Общий ресурс станции рассчитан на 30 лет использования. Объект, как это часто бывает в мире высоких технологий, имеет двойное назначение. Поэтому в его разработке помимо «Рубина», «Газпрома» и «Росатома» принимают участие структуры Минобороны РФ.

Минобороны в этом проекте в первую очередь интересна система комплексной безопасности, - рассказал Лайфу пожелавший остаться неназванным эксперт по ВПК. - Созданные и протестированные в ходе её создания наработки могут быть использованы тем же ВМФ при проектировании систем обнаружения, заграждения и поражения подводных целей. Помимо всего прочего такие точки могут использоваться для защиты арктических границ страны.

Как мы видим, речь на данный момент идёт скорее о создании добычных мини-анклавов, интересных крупнейшим государственным корпорациям, таким как «Газпром» и «Роснефть», чем о городах для компактного проживания людей в арктических морях. Это вполне объяснимо: такой грандиозный проект должен быть основан не только на смелых идеях, но и на щедром финансировании. В этом аспекте у России есть одно очень весомое преимущество перед конкурентами - наш участок шельфа самый богатый ресурсами, а значит, и привлекательный для потенциальных инвесторов. Согласно данным свежего исследования Геологической службы США, в его недрах находятся 52% арктических нефти и газа. Идущие вторыми Штаты, для сравнения, имеют долю в 20%, а замыкающая тройку Норвегия - 12%.

Нефтяные деньги

Как рассказал Лайфу собеседник в правительстве, аналогичные разработки могут обойтись государственной казне в 23,7 млрд рублей. Ещё около 12 млрд планируется привлечь из внебюджетных источников. «Благодаря этим вложениям уже к 2020 году доля импортной продукции в освоении месторождений Арктики сократится с нынешних 85% до 65%. Ещё спустя пять лет этот показатель должен упасть до 50%», - уточнил собеседник Лайфа.

Однако некоторые эксперты, в частности президент и председатель правления Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков, считают, что столь грандиозный план по отказу от импорта вряд ли осуществим в столь краткие сроки.

- Снижение доли иностранных технологий и оборудования хотя бы до 50% при том подходе к реализации импортозамещения, который мы фактически видим в последнее время в отрасли, может занять никак не менее 10-15 лет, - сказал Лайфу Хайков. - В официальном отраслевом плане по импортозамещению для шельфовых технологий от 2015 года предлагается снижение всего на 20% к 2020 году. План действует уже около двух лет, но серьёзного результата мы не видим. Хотя, конечно, работа идёт, отдельные технологические вопросы в процессе реализации решаются, но темпы всего этого недостаточны, учитывая, что большинство из этих технологий под санкциями и их отсутствие фактически остановило дальнейшую разработку углеводородов на российском арктическом шельфе.

Действительно, в условиях санкционной линии, которую в отношении России продолжает гнуть Запад, важность реализации «Айсберга» трудно переоценить.

- Имеющееся в настоящее время на российском и международном рынке подводное оборудование полностью не покрывает весь технологический процесс освоения месторождений, - говорится в имеющемся в распоряжении Лайфа письме «Роснефти» в ФПИ. - Например, на рынке отсутствует подводное буровое оборудование, подводные источники электроэнергии, технические средства и оборудование для проведения сейсморазведочных работ. Кроме того, имеющиеся санкционные ограничения приводят к дополнительным рискам, связанным с использованием импортных технологий.

Речь в письме «Роснефти» идёт об оборудовании, необходимом для работ на ныне практически недоступных арктических глубинах более 100–150 метров. Именно они наиболее интересны нефтедобытчикам. Такие участки есть в наиболее перспективных акваториях Баренцева, Карского и Охотского морей, на долю которых приходится более 80% суммарных ресурсов углеводородов континентального шельфа РФ. На сегодняшний день весь мировой опыт освоения месторождений под толщей замерзающих вод ограничивается лишь сооружением ледостойких платформ на относительно небольших глубинах. Есть такая и у России - это Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная» в Печорском море, принадлежащая «Газпрому». Но глубина моря в районе месторождения составляет всего 19–20 метров.

Ныне существующие на мировом рынке технологии добычи помимо Печорского моря применимы лишь для освоения точек в Обской и Тазовской губе, а также мелководного Сахалинского шельфа. Разрабатываемые в рамках проекта «Айсберг» решения способны пустить российских нефтедобытчиков на богатые углеводородами и другими ископаемыми глубины Баренцева, Карского и Охотского морей. Например, Штокмановское, Ледовое и Лудловское месторождения расположены на расстоянии 200–300 метров от поверхности воды и в пятистах километрах от берега.

Решением вопроса обустройства месторождения, по словам специалистов, может служить сочетание подводных добычных комплексов и плавучих технологических платформ, обеспечивающих подготовку продукции для транспортировки на значительное расстояние.

«Айсберг» развития России - «вершина» и «основание»

Несмотря на заинтересованность отечественных нефтегазовых гигантов в том, чтобы «Айсберг» не растаял на подступах к реализации, катализатором проекта могут стать не только шельфовые месторождения углеводородов. Российская Арктика богата и ценными металлами. Характерным примером является Павловское месторождение на Южном острове архипелага Новая Земля, запасы цинка в котором составляют 2,487 млн тонн, свинца - 549 тыс. тонн, серебра - 1,194 тыс. тонн.

Его уже много лет изучает Первая горнорудная компания, входящая в «Атомредметзолото» - горнорудный дивизион госкорпорации «Росатом». В дальнейшем она планирует построить там горнообогатительный комбинат, состоящий из карьера, обогатительной фабрики, иной производственной и вспомогательной инфраструктуры. Его мощность может составить 220 тыс. тонн цинкового и 50 тыс. тонн свинцового концентратов в год.

- Помимо свинца и цинка на Новой Земле выявлены проявления самородной меди, медистых песчаников, марганцевых руд, - рассказал Лайфу заместитель главного редактора отраслевого журнала «Металлоснабжение и сбыт» Леонид Хазанов. - К слову сказать, добыча марганцевых руд в России, по имеющимся данным, не ведётся, тогда как марганцевые концентраты завозятся из-за границы.

Если говорить непосредственно об арктическом шельфе, то там запрятаны ещё большие богатства, добраться до которых и могут позволить разработки «Айсберга». Стоит отметить россыпи Ляховского оловоносного района, входящего в состав Северо-Якутской оловоносной провинции и приуроченного к Ляховским островам. Нельзя не упомянуть золотоносные россыпи, обнаруженные на дне проливов Вилькицкого и Лонга, скопления железомарганцевых конкреций в Карском, Баренцевом, Восточном-Сибирском и Чукотском морях.

- Любопытно, что железомарганцевые конкреции на дне Карского моря были открыты шведским геологом Нильском Норденшельдом ещё в 1868 году, - отмечает Хазанов. - Однако промышленная эксплуатация тех или иных подводных рудных залежей в Арктике возможна только при наличии ряда условий. Во-первых, нужно будет провести тщательнейшие геологоразведочные и геоэкологические работы с целью выбора интересных объектов и оценки влияния их разработки на окружающую природную среду. Во-вторых, нужно детальное знание ледовой обстановки и морских течений в районе добычи. В-третьих, цены на те или иные металлы должны находиться на довольно приличном уровне, который сделает освоение морских залежей рентабельным. В-четвертых, необходимо наличие эффективных технологий и оборудования для добычи со дна, что становится крайне важным, когда речь идёт о глубинах, превышающих максимальную для работы аквалангистов и водолазов.

Для успешного освоения морских месторождений Арктики, по мнению эксперта, в России нужно разрабатывать и производить все виды подводной техники - начиная от роботов и батискафов и заканчивая насосным оборудованием и добывающими аппаратами, чтобы обеспечить независимость от зарубежных поставщиков и развитие собственной инженерной мысли. Это особенно актуально в связи с «технологическим заделом», которого, по задумкам властей РФ, страна должна достичь в рамках реализации проекта «Айсберг».

Если говорить о существующих аналогах, то достаточно вспомнить канадскую компанию Nautilus Minerals, чьи специалисты создали модели дистанционно управляемых роботов, которым предстоит собирать медь и золото на месторождении Solwara 1 на глубине более 1,5 км в море Бисмарка недалеко от Папуа - Новой Гвинеи. Они должны начать добычу в 2018 году.

По мнению Хазанова, подобное можно провести и в России, «благо разработкой проектов создания подводных аппаратов занимается ряд организаций, в частности ЦКБ МТ «Рубин» и Институт проблем морских технологий РАН». «Возможно, они будут недешёвы, зато перспективы с ним открываются обширные», - заключает эксперт. В качестве лидеров в сфере подводного разведочного и добычного оборудования Хазанов называет США и Великобританию. Виктор Хайков из Национальной ассоциации нефтегазового сервиса в этой связи отмечает Норвегию.

- Не имея в принципе какого-либо нефтегазового машиностроения, страна смогла за очень короткое время стать мировым законодателем в сфере нефтегазовых технологий для шельфа, - объяснил Хайков свою точку зрения в разговоре с Лайфом. - И всё это благодаря жёсткой позиции властей страны, которые в первую очередь поставили задачу развивать собственные технологии, науку и, конечно, производство, даже если это на начальном этапе экономически менее выгодно ввиду серьёзных вложений и более высоких цен.

Реализация проекта «Айсберг» может потребовать от властей России тех же шагов, что когда-то сделали норвежцы. В рамках этой программы должны быть созданы решения, которые, по мнению многих экспертов, по своей сложности даже превосходят космические технологии. Они могут стоить казне колоссальных средств, но ещё большие средства могут принести в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Пока ещё рано говорить о конкретных суммах, ведь экономическое обоснование проекта, являющееся главным препятствием на пути включения «Айсберга» в Арктическую госпрограмму - 2020, находится только на стадии разработки.

Подобные проекты невозможно реализовать силами одной отрасли. Если оборонка является своеобразным мозговым центром, вершиной «Айсберга», то его спонсором, основанием, должна стать нефтянка. Целые подводные города со своим транспортом, энергоснабжением и линиями связи могут стать катализаторами развития всей российской экономики, ведь основная часть деталей и техники должна быть произведена отечественными предприятиями.



Онлайн калькуляторы