Русь богатырская. Былины в пересказе для детей Ирины Карнауховой. Иллюстрации Н. Кочергина. Русские былины




Сказкабылина Сходство: 1.И сказки, и былины существуют в устной форме. 2.Оба жанра существуют с древних времён. Различия: 1.Сказка - прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера. 2.Главная черта – вымысел. 3.Сказки «рассказывали». 1.Описание подвигов богатырей. 2. Запечатлевает историческую реальность в обобщённых чертах. 3.Былины «сказывали» - пели или проговаривали в сопровождении гуслей.













Тонический стих Первое ударение – на первый слог от начала. Последнее ударение – на третий слог от конца. Как скакАл-то ИльЯ со добрА коня, ПрипадАл-то он ко мАтушке сырОй земле. Как стучИт ведь мАтушка сырА земля, Да под тОй же как сторОнушкой востОчной.


Построение Зачин, развитие действия, кульминация, развязка. Запев Концовка (не связанно с содержанием) Высота ль, высота поднебесная, Ай теперь ему, да после этого Глубота, глубота – окиян – море, А теперь Садку да славу поют Широко раздолье по всей земле, Глубоки омуты днепровские…






Гужики – петля в хомуте скрепляющая оглоблю с дугой. Булатный – из булата, твёрдый, упругий, с узорчатой стальной поверхностью. Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет. Соловый – о масти лошадей, желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой).




Собиратели былин Открыл для нас бесценные сокровища духовной жизни народа, г. Изданы 4 тома (165 былин) «Песни, собранные Рыбниковым». Рыбников Николаевич Павел





Проект Русские былины


Вступительная статья

Были́ны (стáрины) - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.


Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Он предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».


Словарик устаревших слов

Нарекать - называть, именовать.

Пожаловать – прийти в гости.

Раздольице (умен. Ласк.) – раздолье.

Кафтан – русская старинная мужская долгополая одежда.

Грош – старинная монета, оцениваемая в 2 копейки.

Обжи – оглобли сохи.

Сошка – соха - примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.

Рогачик – рукоятка сохи.

Гужики – кожаные петли в хомуте, которые с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжке.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Былины

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - « ста́рина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былины, как правило написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

Историзм В центре множества русских былин стоит фигура киевского князя Владимира, которого можно отождествить с Владимиром II Мономахом (княжил 1113-1125). Илья Муромец упоминается в XIII веке в норвежской «Саге о Тидреке » и немецкой поэме « Ортнит », а в 1594 году немецкий путешественник Эрих Лассота видел его гробницу в Софийском соборе в Киеве. Алеша Попович служил у ростовских князей, потом перебрался в Киев и погиб в битве на реке Калке. В Новгородской летописи рассказывается о том, как Ставр Годинович навлек на себя гнев Владимира Мономаха, и его утопили за то, что он обокрал двух граждан Новгорода; в другом варианте той же летописи говорится, что его сослали. Дунай Иванович часто упоминается в летописях XIII века в качестве одного из слуг князя Владимира Васильковича, а Сухмана Долмантьевича (Одихмантьевича) отождествляли с псковским князем Домантом (Довмонтом).

Долгое время былины не были записанными, пока ими не заинтересовались известные учёные Павел Николаевич Рыбников (1832-1885) и Александр Фёдорович Гильфердинг (1831-1872). Более 200 былинных текстов вошли в четырёхтомник «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым». А. Ф. Гильфердинг издал 318 былин. Гильфердинг, Александр Фёдорович

Образы русских богатырей и витязей нашли широкое отражение в творчестве известных деятелей искусства, например, Михаила Александровича Врубеля - декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова - «Богатыри» (картина, которую он писал почти двадцать лет). Михаил Врубель. Богатырь. 1898.

Виктор Васнецов. Богатыри на конях. 1896.

Разделяляют былины на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Миките Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы. Крещение Руси и эпоха святого равноапостольного князя Владимира стали ядром обширного христианского былинного цикла, в основании которого лежат достоверные исторические события и личности. Андрей Рябушкин. Пир богатырей у ласкового князя Владимира. 1888.

Группу богатырей, связанных с князем Владимиром и городом Киевом, делят на старших и младших. Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1878.

К старшим богатырям причисляют только Святогора, Вольгу Святославича и Микулу Селяниновича; прибавляет ещё Самсона, Сухана и далее Полкана, Колывана Ивановича, Ивана Колывановича, Самсона Ивановича, Самсона Самойловича и Молофера или Малафея; присоединяют также Дона Ивановича и Дуная Ивановича. Богатыри олицетворяют различных явлений природы: старшие богатыри - явления грозные, враждебные людям, происходящие во время зимы; так, напр., в образе Святогора олицетворяются исполинские, залёгшие всё небо тучи; младшие богатыри тоже явления природы, но благотворные для человека, происходящие летом; калики перехожие - это бродячие тучи, проливающие дождь; первоначально и те и другие представлялись божествами, но одни - старшим их поколением, титанами, разрушителями, а другие - оберегателями людей.

« Святогор ». 1942 Николай Константинович Рерих

«Самсон» - центральный фонтан дворцово-паркового ансамбля Петергоф

Младшие богатыри Младшие богатыри делятся на туземных и заезжих; к последним принадлежит: Соловей Будимирович, Чурило Пленкович, Дюк Степанович и др. Некоторые учёные делят богатырей на типы, относящиеся к эпохе дотатарской, татарской и послетатарской, или московской: к первой группе они причисляют Добрыню Никитича, Ивана Даниловича и Алёшу Поповича; ко второй: богатырей на заставе, Идолище, Илью Муромца, Василья Игнатьевича и богатырей, которые «перевелись»; к третьей: Микулу Селяниновича, Хотена Блудовича, Чурилу Пленковича, Дюка Степановича, Данила Ловченина, сорок калик со каликою, Соловья Будимировича. Кроме того, делят богатырей по ютолько самого Владимира, Добрыню, а также Вольгу Святославича, Ставра Годиновича, Ивана Даниловича, Чурилу Пленковича и отчасти Ивана Годиновича.

Андрей Рябушкин. Микула Селянинович. 1895.

Андрей Рябушкин. Волга Всеславьевич. 1895.

Иван Билибин. Илья Муромец и Соловей-разбойник

Андрей Рябушкин. Алёша Попович. 1895.

Виктор Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913-1918

Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы М Б ОУ «СОШ №20 им.А.А.Хмелевского» г.Курска Мальцева Ольга Николаевна Спасибо!


Ответ оставил Гость

Вашему вниманию предлагается небольшой экспериментальный иллюстрированный словарик. Пусть весьма неполный, но зато свой собственный. Дается объяснения нескольким сотням слов и понятий в разной степени связанным с иконописью. Статьи очень кратки, но всё-таки, лучше знать мало обо всём, чем много ни о чём.На кого рассчитан словарь. Словарь этот можно отнести к разряду популярных, а следовательно, рассчитан он на самый широкий круг читателей.Что входит в словарь. Словарные статьи затрагивают множество тем: технология иконописи и стенописи, сведения по иконографии и архитектуре, термины, связанные с богослужением, исторические, биографические, искусствоведческие понятия, некоторые устаревшие слова и т. д.Как пользоваться словарем. Словарик построен по принципу записной книжки: справа Вы видите подписанные ярлычки страниц со словарными статьями, выбрав один из них, Вы можете открыть лист со словами, начинающимися на выбранные буквы. Вот список страниц словаря:А-Б|В-Г|Д-Е|Ж-З|И-К|Л-М|Н-О|П-Р|С-Т|У-Ф|Х-Ц|Ч-Ш|Щ-Ы|Э-Я|0-9, A-Z, сокращения|орфоэпия, орфография|список статей|литератураНазвания статей в большинстве случаев дается в единственном числе, например: «КАНОН», а не «КАНОНЫ». После названия статьи через запятую приводятся возможные синонимы или варианты написания, например: «АУРИПИГМЕНТ, аврепигмент, аврипигмент, урипигмент... желть, раушгельб, ражгиль». Могут приводится данные по акцентологии в квадратных скобках, ударная гласная условно показана красным цветом, например: [апсида] К некоторым терминам в круглых скобках дается краткая этимологическая справка, например: «ХЛАМИДА (лат. chlamidis - плащ)». Даты приводятся по по двум стилям - «старому» (юлианскому календарю) и «новому» (григорианскому), например: «4 (17) сентября». Ссылочная система словарика построена на основе гиперссылок. Щелчок по слову статьи, являющемуся ссылкой, ведет к соответствующей статье словаря, например: «восьмиконечный нимб» По возможности, я постарался привести иллюстрации к статьям, но из-за экономии места и времени загрузки размеры у картинок достаточно маленькие. Чтобы рассмотреть картинку подробнее, просто щелкните по ней. Часть специфических ссылок обозначается значками: - ссылки на книги и тексты - на изображения (иконы, монументальная живопись и др.) - на архитектурные сооружения - на страницы и сайты в интернете Если же после словарной статьи Вы встретите вот такой значок: , то, щелкнув по нему, можете узнать более подробную информацию о слове или понятии (в произвольной форме).Вы можете также заглянуть в список всех статей Словарика (там, помимо прочего, видно и текущее количество словарных статей) и в список неописанных еще слов Пока не нашлось места и времени для странички об орфоэпии (правильном произношении слов). Список используемых источников приведен на последней странице словаря.О составителях словаря можно узнать на странице «об авторах».Интересна ли Вам его форма и содержание? Может быть, у Вас есть дополнения или замечания? Обо всех найденных ошибках и неточностях сообщайте Несусвету.

Русь богатырская
Былины в пересказе для детей Ирины Карнауховой. Иллюстрации Н. Кочергина

Русь богатырская в Read.ru
В 1949 году, спустя всего несколько лет после великой победы, в Ленинграде в издательстве Детгиз выходит сборник былин "Русские богатыри". Прозаический текст был написан известным фольклористом Ириной Карнауховой по мотивам русским былин специально для этой книги, а иллюстрации именно под этот текст создавал художник Николай Кочергин. Для Кочергина это была одна из первых значимых работ в детской иллюстрации и именно эта область становится для художника теперь основной, а темы русских богатырей, русских сказок (наряду с восточным фольклором) - главными в творчестве.

В дальнейшем книга выходила в разных изданиях, что-то добавляла Ирина Карнаухова (так был добавлен ряд сюжетов), что-то менял художник. Были и схожие издания - "Сказания о непобедимых", отдельная небольшая книга с былинами про Илью Муромца и тд. В архиве художника сохранилось большое количество вариантов одних и тех же сюжетов, нарисованных в разной технике, в разные годы, с разными подходами. И, когда встал вопрос об издании былин, нам хотелось показать это богатство в наиболее полном объеме.

Вот именно на основании этих нескольких книг, на основании материалов из архива художника и была создана эта книга. Иначе часть иллюстраций была бы просто потеряна для читателя. Самое сложное было попытаться как-то привести это огромное кол-во разных вариантов одного рисунка к единому знаменателю: допустим, какой-то сюжет нарисован в такой-то технике, а другой - в иной. Учтем к тому же разные форматы, пропорции иллюстраций, качество, но при этом книга должна быть единой стилистически.

В основе книги - черно-белые графические работы: заставочные/концовычные к каждой главе, а также полнополосные. К ним добавлены крайне редкие полностраничные полутоновые иллюстрации подтонированные белилами и серо-синей краской. Мы их между собой называли "калевальские". Кто видел "Калевалу" - поймет о чем речь. Если я не ошибаюсь, эти иллюстрации издавались только один раз очень давно и сейчас практически забыты.

На цветных вклейках воспроизведены также довольно малоизвестные работы. Речь идет о серии автолитографий, отпечатанных в 1964 году в эстампных мастерских издательства "Художник РСФСР" тиражом в 500 шт.

"Русь богатырская" задумывалась как парная к "Руси сказочной". Это не двухтомник, но книги стилистически выдержаны в едином оформлении, при этом было необходимо решить задачи, связанные с крайне разнородным материалом.


Переплет сделан похожим на "Русь сказочную", но блинтовое тиснение выполнено уже не из прихотливого растительного узора, оно суше, более жесткое, более геометрическое, сам орнамент, выполненный из двух цветов пигментной матовой фольги, более сдержанный, подчеркнуто асимметричен. Если в первой книге на переплете преобладает темно-красный цвет, то здесь - темно-синий. Это уже не волшебные сказки, это сказания о богатырях.

Чтобы показать тонкость узора, сложность совмещения двух видов фольги, специально сфотографировала в режиме макросъемки с карандашом для масштаба.

Текст былин прошел сверку, в ходе чего была замечена любопытная опечатка, существующая во многих изданиях. Так во вступлении говорится:

"Высоки горы Сорочинские.
Темны леса Брынские"

Очень часто "брынские" меняют на более привычные "брянские". Хотя правильнее именно "брынские". По одной из версий, название происходит от реки Брынь, протекавшей под Калугой. По преданиям, там в темных лесах жило много разбойников и именно там и совершил свой первый подвиг Илья Муромец (видимо проездом из Мурома в Киев).

Это Садко. Я пошутила: чисто Гергиев за дирижерским пультом, но меня не поддержали:((

Русь богатырская
Былины в пересказе для детей Ирины Карнауховой.
Иллюстрации Николая Кочергина

объем: 176 страниц
формат: 220*265 мм
переплет: твердый
тираж: 5000 экземпляров
год издания: 2013
ISBN: 978-5-4335-0044-0
Плотная матовая мелованная бумага. Блинтовое тиснение. Тиснение двумя видами пигментной фольги

Содержание:
Вступление
Вольга Всеславьевич
Микула Селянинович
Святогор-богатырь
Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча
Добрыня Никитич в отъезде
Как Илья из Мурома богатырём стал
Первый бой Ильи Муромца
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Как Илья от Святогора меч получил
Илья избавляет Царьград от Идолища
На заставе богатырской
Три поездки Ильи Муромца
Как Илья поссорился с князем Владимиром
Илья Муромец и Калин-царь
Про Василису Микулишну
Соловей Будимирович
Садко в подводном царстве
Как Михайло Казаринов от татарского плена девушку спас
Старик Данило и молодой Михайло
О князе Романе и двух королевичах
В мастерской Н.М. Кочергина



Онлайн калькуляторы