Краска для декоративной росписи керамики. Роспись по керамике: мастер класс акриловыми красками и глазурью своими руками

Мастер-класс: роспись по керамике — это небольшой урок для тех, кто хочет открывать для себя и своего творчества новые горизонты и свежие мысли.

Для незнающего человека, роспись по керамике — это дело для профессиональных художников, в сложных техниках. От части это так, но только отчасти, ведь каждый профессионал, когда-то учился этому ремеслу. И никто не запретит нам с вами попробовать научиться росписи по керамике самостоятельно. Для начала, давайте разберемся чем можно расписывать керамику.

Дети больше всего любят фломастеры и маркеры, для них и не только созданы фломастеры по керамике. Для того чтобы использовать такой фломастер, краску внутри него необходимо взболтать и вызвать её приток к жалу фломастера, двойным нажатием. Как и нарисованный обычными красками, рисунок сделанный фломастерами нуждается в сушке и обжиге. Подробнее можно узнать в инструкции к фломастерам.

Глазурь — дополнительное покрытие, как правило наносится сверху, на расписанный предмет для предохранения изделия от пыли.

Самое широко распространенное средство для росписи керамики — это акриловые краски. Они бывают глянцевые и полупрозрачные, а также в специальных тюбиках с острым носиком. Краска вытекающая из таких тюбиков ложится тоненькой полоской и, как правило, используется как контур рисунка. После росписи акриловыми красками предмет не нужно обжигать.

На этом закончим наш небольшой экскурс и перейдем к мастер-классу. Нам понадобится:

  • керамический предмет для росписи (кружка, тарелка, ваз и т.д.)
  • Акриловые краски
  • 2-3 кисти разной толщины

Покрасочная работа с любым стеклянным или керамическим изделием всегда должна начинаться с обезжиривания поверхности. Протрите поверхность предмета спиртом, или средством для мытья стекол. Если ваше керамическое изделие не белого цвета, лучше нанести грунтовку, в качестве которой можно использовать белую краску. Если изделие не прогрунтовать, есть риск, что его изначальный цвет, или рисунок будет проступать через краску. Никогда не начинайте расписывать предмет без предварительного эскиза. Отработайте все мазки, и рисунок в целом, на бумаге, с обычными красками.

Когда рисунок определен, можно приступать к росписи изделия. Старайтесь переходить от светлых цветов к темным, от крупных, широких мазков, к мелким.

Когда рисунок нанесен, можно поэкспериментировать с контурами, для большего эффекта.

Это не так уж сложно. Стоит только захотеть и не пугаться трудностей, а также следовать полезным советам и поэтапно пополнять свои знания и умения.

Вазопись — орнаментальная или изобразительная декоративная роспись сосудов, выполняемая почти исключительно керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом - получила развитие ещё в крито-микенском искусстве (Эгейская культура); вазы «камарес» (20—18 вв. до н. э.) со стилизованными, гибко круглящимися растительными узорами; вазы с близкими к натуре изображениями растений (конец 17—16 вв. до н. э.), осьминогов, рыб, морских звёзд (16 в. до н. э.). В 20—16 вв. до н. э. росписи свободно покрывали весь сосуд


.



Строже по композиции были росписи ваз «дворцового стиля» (конец 15 в. до н. э.) с более мелким и геометризованным растительным орнаментом, волнистыми линиями. В позднемикенском искусстве (14—12 вв. до н. э.) росписи (схематичные изображения людей, животных, вытесняемые геометрическими мотивами, спиралями) суше и лаконичней.

Выделяется два способа вазописи: вазопись по глазури и подглазурная роспись. По глазури расписывается уже готовое изделие, а подглазурная роспись наносится на предварительно обожжённое изделие. После окончания работы художника изделие покрывают слоем прозрачной глазури и вновь обжигают при высокой температуре.

В Киевской Руси глиняные изделия покрывали керамической массой с последующим горным обжигом. Эта техника называлась ангобированием.

В древней Греции Вазы покрывали так называемым чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже — непрочными «акварельными» (голубой, розовой, красной, серой, жёлтой) красками и позолотой




Геометрический стиль (9—8 вв. до н. э.; горизонтальные полосы ритмичных линейных узоров и геометризованных изображений, четко выявляющие тектонику вазы); «ковровый стиль» (7 в. до н. э.; полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительным узором). В 6 в. до н. э. в Аттике расцветает чёрнофигурный стиль (фигуры, нанесённые чёрным лаком, на желтоватом или красноватом фоне глины; выполненные белой и пурпуровой краской детали одежды, орнамента и т.д.), с его музыкальной чистотой контурных линий, обобщенностью чёрных плоских силуэтов, с тонкой эмоциональностью сцен (главным образом мифологических); главные мастера: Клитий, Эксекий, Амасис. Около 530 до н. э. совершается переход к краснофигурной вазописи


(чёрный фон и фигуры цвета глины; подсобная роль орнамента; обилие жанровых и мифологических сцен), которая позволила более детально прорисовывать формы, намечать объёмы с помощью внутренних линий. Краснофигурная В. «строгого стиля (См. Строгий стиль)» (последняя четверть 6 в. — начало 5 в. до н. э.) отличается чёткостью и изяществом рисунка при сохранении известной жёсткости и угловатости форм; крупные мастера: Ефроний, Дурис, так называемый вазописец Брига (см. Бриг). Со 2-й четверти 5 в. до н. э. в В. «свободного стиля» изображение становится более объёмным и сложным. Точность и лаконизм рисунка, грустный лиризм присущи полихромным росписям белых погребальных лекифов 3-й четверти 5 в. до н. э. Для В. конца 5—4 вв. до н. э. характерны декоративная пышность («роскошный стиль» — росписи Мидия и др.), перегруженность композиции, попытки передать перспективу, нарушение единства изображения и формы сосуда


Кроме собственно Греции, В. процветает в Южной Италии (апулийские и кампанские вазы). Под сильным влиянием греческой В. находилась В. этрусков (См. Этруски). В 3—2 вв. до н. э. для греческой В. характерны бегло нарисованные простые линейные и геометрические орнаменты
Что легло в основу стиля керамики Изника

Керамика Изника наполнена образами византийского, сельджукского искусства, искусства Сирии, Средней Азии и Ирана, вылившегося в яркий и сочный растительный орнамент тонких и прекрасных изделий. Сельджуки — богатая во всех смыслах династия западных тюрков, захватывавшая большие пространства в Азии, испытавшая расцвет искусства и оставившая после себя большое количество уникальных керамических изразцов. Художественный стиль того периода называется руми .


Рим и руми — не простое созвучие. Художественный стиль руми зародился в Риме, где мастера расписывали керамику в визайтийской технике, а сельджуки переняли его и стали называть себя Руми (то есть — римские сельджуки).

Антикварные тарелки с росписью Руми. Фото: people.sabanciuniv.edu


Изразцами руми украшены многие мусульманские мечети. Они лежат на стенах, как волшебный керамический ковер с затейливым восточным узором. Очень красиво.

Как выглядит мечеть с отделкой изразцами руми внутри. Обратите внимание, что плитка украшена не только орнаментом, но и каллиграфическим письмом. Фото: turkishtiles.wordpress.com


В 20-30 годы двадцатого столетия были созданы артели и мастерские. В 1929 году в д.Турыгино организована артель "Вперед, керамика". В 1936 году артель переименована в артель "Художественная керамика" и в дальнейшем преобразована в Турыгинский завод "Художественная керамика"

В заключении этого поста - интересное видео, показывающее как делать точечную роспись с обжигом

Продолжение в следующей статье

Мы предлагаем вам ознакомиться с интересным искусством декоративной росписи по керамике на основе витражной росписи! Такая техника росписи по стеклу подходит для детей и взрослых, справятся все!

Мастер-класс Роспись по стеклу и керамике для начинающих предоставлен Торговым Домом «Блик» (Автор Катерина Ошкодер). Роспись кружки сделана с помощью материалов и красок для росписи по стеклу и керамике, которые продаются в магазинах компании ТД «Блик».

Вам понадобятся:
Кружка (или любой другой желательно белый или светлый керамический или стеклянный предмет)
Копирка и распечатка картинки – желательно черно-белая линеарная – чтобы легче было понять – что конкретно нужно обводить.
Скотч, ножницы, ватные диски, ватные палочки, зубочистки, жидкость для снятия лака.
Краски: любые витражные краски, чем более жидкие – тем вам будет проще, но в принципе можно использовать любые, в том числе и краски по стеклу и керамике.
Совет от ТД БЛИК – используйте краски фирмы PEBEO Vitrail, MARABU Glas Art или FERRARIO Vetro Color – с ними очень приятно работать, они обладают хорошей яркостью, текучестью. Эти краски на основе растворителя, поэтому если вы не любите запах краски, выбирайте то же самое, но на водной основе – тогда запах не будет вас беспокоить!
Контуры: нами в МК использованы контуры по стеклу и керамике Декола, Таир, Гамма, PEBEO. Выбраны они были и по свойствам, и по цвету! Используйте контуры с блестками, глиттеры, в общем – все что заставит вашу работу сиять!
Блестки – которыми посыпаем роспись
Лак для керамики — вы можете использовать любые лаки, но мы используем специальный лак для покрытия росписи, чтобы не дать осыпаться блесткам и защитить работу от внешних воздействий. Так же можно воспользоваться стекловидным лаком! Он придаст вашей работе красивый глянец и глубину.
Кисть для росписи №1-2 колонок «Рублев», кисть плоская из синтетики примерно №12-20 для покрытия лаком.
Хорошее настроение!

Ход работы:

Для начала – нужно сделать распечатку под размер изделия. (У нас роспись кружки, для которой мы взяли картинку с Муми Тролем). Затем нужно вырезать распечатку и наклеить на лист копирки. Копирку также вырезаем по размеру. Всю эту конструкцию вы наклеиваете в данном случае на кружку и начинаете переводить ручкой на кружку, хорошенько надавливая.

Необходимо переводить только самые главные рисункообразующие линии, не отвлекаясь на мелочи – вам это очень поможет в дальнейшей работе.

По полученной картинке мы начинаем работать контуром. Открыв контур мы должны продавить его для начала на диск, смоченный жидкостью для снятия лака – в дальнейшем им мы буем вытирать носик контура. После этого нужно правильно расположить Вашу руку на предмете. Кисть руки обязательно должна любым местом опираться на кружку, на весу у вас не получится создать ровный контур. Тюбик с ним необходимо держать горизонтально к поверхности, так чтобы носик удалялся от места нанесения только слева направо (или – если вы левша – то тогда наоборот). А также мы держим его ровно посередине и носик должен почти всегда опираться на расписываемый предмет.
Обводим 1-2 цветами только основные линии.

Ждем пока контур высохнет, обычно это занимает 15-30 минут, если не терпится – сушите феном издалека ТОЛЬКО холодным воздухом.
Открываем наши красочки. На рисунке выбираем главное из всей композиции – это то, с чего мы начнем. Витражная роспись любит контрасты, поэтому старайтесь в соседних ячейках, созданных контуром, раскрашивать разными цветами. В композиции рисунка один цвет должен быть главным, его в работе должно быть не менее 50 %, и 1-2 цвета должны занимать 20-30%. Главный цвет должен красиво проходить по работе, если это многоцветная композиция. То есть – присутствовать почти везде в картинке.
Кисть мы держим СТРОГО вертикально в конце ее металлической обоймы – то есть – почти у основания. Красками работаем без мазков – из капельки распределяем в разные стороны, предпочтительнее – сначала около контура. Закрашиваем все основное пространство.

В нашем случае море решалось в последнюю очередь, так как на подсохшую, но еще не полностью высохшую краску мы наносили сухие блестки кистью, стряхивая их на краску.

Самый творческий этап – это дополнительный декор. Так как мы с вами занимаемся не живописью, а декоративной росписью, то и рисунок наш не должен являть собою экспонат для Эрмитажа, то есть мы его можем дополнить приятными декоративными шалостями, например, точками и штрихами по основному рисунку – то есть не обязательно самому придумывать где их ставить – опирайтесь на то, что уже есть. Мы вот например обвели луну, добавили листиков и цветочков в дерево… Можно делать это другими контурами, с блестками и без, а также краской для создания жемчужин и эффекта стекла VIVA Decor – они тоже есть в продаже в нашем магазине!

Небо мы доработали прозрачной краской с блестками фирмы Лефранк и Буржуа из серии Glass&Tile – она с очень красивыми блесточками, цвет «кристалл 698»

Торговый Дом Блик предлагает вам окунуться в мир творчества! Ведь все представленные здесь материалы вы можете купить в магазинах нашей сети! Многообразие материалов для художников и просто тех, кто любит творчество пусть даже только в душЕ, не оставит никого равнодушным!
Адреса наших магазинов и контактные телефоны вы можете посмотреть на нашем сайте и в группах

Любителям рисовать стоит освоить роспись по керамике. Мастер-класс подскажет начинающим мастерам, какие материалы и инструменты понадобятся для работы, а также расскажет об общих этапах выполнения росписи. Существуют различные виды и способы росписи по керамике, многие из которых знали еще в средние века. Посуда, украшенная яркой и интересной росписью, всегда смотрится живо и ново, а рисунок, сделанный в авторском стиле, сможет многое рассказать о мастере и его художественном виденье.

Росписью могут заниматься даже дети и те взрослые, которые не умеют рисовать или думают, что не умеют. Сегодняшние магазины для хобби и творчества предлагают множество материалов, инструментов, шаблонов и приспособлений, которые сделают творческий процесс не только приятным, но и удобным.

Что необходимо

Прежде чем приступать к росписи, нужно подготовить все необходимые материалы и инструменты.

В первую очередь, это краски и кисти . Чаще всего роспись по керамике делается акриловыми красками на водной основе. При желании готовую поделку можно покрыть акриловым лаком для лучшей защиты и большего закрепления краски. Кроме того, можно использовать контурные краски, которые хорошо подходят для точечной росписи и отделки готовой работы.

Для изделий, предназначенных под пищевые продукты, рекомендуется использовать специальные запекаемые краски . Роспись, сделанную такими красками, необходимо обжечь в специальных печах при 800 градусах. После этого из расписанной посуды можно спокойно и безопасно есть, не волнуясь за сохранность росписи и свое здоровье.

Кисти для росписи подойдут натуральные, например, беличьи или синтетические с мягкой щетиной.

Лучше запастись кистями разных размеров, чтобы можно было раскрашивать как крупные детали и фон, так и прорисовывать мелкие элементы рисунка.

Также понадобится рисунок или шаблон . Если автор хорошо рисует и не обделен фантазией, то можно обойтись и без готового изображения. Новички же могут купить или сделать трафареты.

Начинать стоит с простых рисунков и узоров, используя только краску и кисти. В дальнейшем можно подобрать более «ветвистые» схемы орнаментов или сложные сюжетные картинки. Сочетание нескольких техник росписи с использованием различных дополнительных материалов и экспериментирование с цветами и красками могут превратить хобби в целое искусство.

Кроме красок и кисточек, также понадобятся:

  • жидкость для обезжиривания поверхности – спирт, средство для снятия лака, уксус;
  • ватные диски;
  • копирка для перенесения рисунков;
  • мягкий карандаш;
  • скотч;
  • акриловый лак.

Ход работы

Существуют различные техники выполнения росписи по керамике. Это может быть простая точечная роспись с использованием шаблонов или сложные художественные рисунки, сделанные от руки. Все зависит от пожеланий и фантазии автора. Расписывать можно керамическую или глиняную посуду, покрытую глянцевой или матовой глазурью – блюда, кружки, чайники, горшочки и т.д. Рассмотрим, как можно сделать роспись на примере чашки и тарелочки.

Роспись начинается с подбора подходящего рисунка в качестве шаблона. Чтобы определиться с трафаретом, необходимо выбрать стиль будущей поделки. Это может быть строгий геометрический узор, абстракция, этнический орнамент, сюжет. Для вдохновения стоит посмотреть несколько фотографий расписной посуды.

Кружка, как правило, небольшого размера и имеет округлые формы, что надо учитывать при выборе рисунка. На чашечке можно изображать фрукты, животных, сюжеты, а также округлые узоры и орнаменты в виде каймы.

Трафареты и шаблоны рисунков для кружки могут быть такие:


Тарелка дает больше полета для творчества, так как она довольно большого размера и плоской формы. На тарелке, как и на листе бумаги, можно изобразить все, что угодно. Это могут быть как орнаменты, так и целые сюжеты, выполненные мастером от руки. Особенность росписи в том, что изображение и узоры необходимо вписать в круг.

Вот несколько примеров шаблонов для тарелки:

Не стоит забывать и про народное мастерство – гжель, которая очень хорошо смотрится на керамических тарелочках. Чтобы сделать такую роспись, достаточно перевести через копирку понравившийся узор (наметить линии) или перерисовать его от руки.

Прежде чем приступать к росписи керамической поверхности, рекомендуется потренироваться делать гжельские узоры на бумаге гуашью. Синей и белой краской с помощью кисти делаются широкие мазки, чтобы получились лепестки цветов.

Гжельские узоры на тарелке могут быть такими:



Итак, художественная роспись по керамике выполняется следующим образом:

  1. Обезжирить поверхность с помощью ватного диска, смоченного в спирте или средстве для снятия лака;
  1. Закрепить на керамическом изделии трафарет при помощи скотча или перенести контурный рисунок на поверхность через копирку (также можно нарисовать от руки);

  1. Начать раскрашивать кистью и красками фон и крупные детали перенесенного рисунка, придерживаясь намеченных контуров;


  1. Прорисовать мелкие детали с помощью тонкой кисти, контура или маркера;


  1. Оставить поделку высыхать (примерно на 24 часа);
  1. Покрыть при желании защитным акриловым лаком.

В зависимости от способа росписи и задумки мастера этапы могут корректироваться. Например, если планируется сделать точечную роспись, то начинать можно сразу по контурам после перенесения рисунка на поверхность и не раскрашивать изображение акрилом. Также перед покраской можно обвести все элементы контуром.


Сделать своими руками красивую и при этом полезную, функциональную вещь всегда приятно. Освоив роспись по керамике можно создавать уникальные и оригинальные столовые наборы, чайные сервизы, удивлять и радовать близких и родных людей.

В наше время художественная роспись керамики доступна каждому. В свободном доступе, по демократичным ценам, можно приобрести акриловые краски по стеклу и керамике. Керамические изделия- это в основном посуда и плитка. Если керамическую посуду без рисунков найти довольно трудно, то однотонная керамическая плитка — самый дешевый материал. Если вы делаете ремонт, то самостоятельно декорированная плитка, будет смотреться потрясающе. Конечно трудно и дорого покрывать рисунками каждую плитку, поэтому рисунок лучше делать на 1 из 9 или даже 1 из 24 плиток. В зависимости от общего дизайнерского решения.

Безусловно у каждого художника однажды возникает вопрос: «Что рисовать?». А когда дело касается ремонта или подарка близкому человеку — этот вопрос вдвойне актуален. Нужно учитывать множество вариантов. Эти варианты предоставлены в нашей статье.

Для тех, кто совсем не умеет рисовать, но очень хочет — трафареты для росписи керамики. Просто выберите нужный трафарет — кликните на него и распечатайте. Положите его на копирку, а копирку на плитку. Карандашом повторите рисунок на трафарете — он отобразится на плитке. Останется обвести контуром и разрисовать.

Все трафареты разделены на несколько групп:

  • Бордюры — повторяющийся рисунок, который используют на всю длину или высоту стены.
  • Заполняемый рисунок — рисунок ложится на весь кафель, у него есть четкие границы. Если вы рисуете на на кафеле, то границы обозначаются самостоятельно.
  • Простой рисунок — разные рисунки, ничем особенным не отличающиеся.

ТРАФАРЕТЫ ПРОСТЫХ РИСУНКОВ:

Голубь — очень простой трафарет. Его также можно использовать как бордюр.

Бабочки хороши тем, что 2 человека используя 1 трафарет не нарисуют их одинаково.

Симпатяга ананас, так и просится украсить вашу кухню.

Миниатюра — «Дерево на фоне заката».

Легкая композиция с весенними цветами. Вы можете перенести на керамику всю композицию или выбрать 1 ее элемент.

ТРАФАРЕТЫ ЗАПОЛНЯЕМЫХ РИСУНКОВ:

Такие рисунки в основном выполнены в технике витраж.

Придайте этим эскизам цвета и они заиграют.



Онлайн калькуляторы