Семейное предпринимательство и семейный менеджмент. Семейный бизнес

Главная > Закон

1.6 Предпринимательство в семье

Из телевизионных и радиопередач, газет и журналов, разговоров среди взрослого населения, практически, каждый день мы получаем противоречивую информацию об экономических реформах, происходящих в нашей стране. Многие говорят и пишут о важности перехода к рыночным отношениям, о значимости развития свободного предпринимательства, о поддержке малого и среднего бизнеса. Важным событием этого перехода является подъем производства и увеличения количества выпускаемых товаров и оказываемых услуг. Что представляет собой предпринимательство и кто такой предприниматель? Действительно ли так важна его роль в рыночной экономике? Имеет ли место предпринимательство в семье? Наверное, многие не раз задумывались над этими непростыми вопросами. Предпринимательству необходимо учиться – ведь в рыночной экономике это путь не только к личному благополучию, но и к общественному процветанию. Фундамент семейного благополучия - заработок. Никто не будет спорить, что фундамент должен быть крепким, но и никто также не будет строить высотное здание на основании, рассчитанном на два этажа. Поэтом у нужно твердо усвоить первый закон семейной экономики: четко соизмерять свои потребности с возможностями. Семья должна сводить концы с концами. Правда, это выражение - сводить концы с концами – имеет у нас некий негативный оттенок. И зря! За ним стоит здравый смысл, который означает не что иное, как соответствие расходов доходам. И все-таки жизнь есть жизнь, потребности растут, и перед семьей то и дело встает вопрос: как их удовлетворить? Есть два выхода: - умерить свои потребности, вести экономный образ жизни - поднять уровень своих доходов. Как это сделать? Можно повысить свою квалификацию, работать лучше и качественней … . Но стоить иметь в виду следующее: на первых порах доход семьи может уменьшиться, ведь придется пойти на курсы, поднабраться опыта, но все это требует определенных расходов. Есть и еще один путь повышения благосостояния семьи – предпринимательская деятельность. Слово предприниматель можно разбить на два значения: - предвидеть - предпринять. Прежде чем определить место предпринимательству в семье, необходимо познакомимся с сущностью этого понятия в экономике как в науке. Предпринимательская деятельность – это самостоятельно осуществленная на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицам зарегистрированных в этом качестве в установленном законом порядке. Самой простой формой предпринимательства является – частное или индивидуальное предпринимательство. Данный вид может существовать в одиночку, без регистрации фирмы или предприятия. Например, человек, сдающий свое жилье другим людям, выступает в качестве индивидуального предпринимателя. В отдельных случаях закон предусматривает необходимость получения платных государственных лицензий, дающих право на проведение некоторых видов единоличного предпринимательства. В таких лицензиях нуждаются, например, рыболовы и охотники при отстреле редкой дичи или отлове редких пород рыб. Лицензируются некоторые виды образовательных услуг, а также врачебная деятельность. Если индивидуальная трудовая деятельность имеет постоянною форму и носит систематический характер, то предпринимателю следует приобрести патент на проведение такой деятельности. Патент выдается на определенный срок и на определенный объем деятельности и подлежит оплате. Единоличный предприниматель полностью несет расходы и сам отвечает за результат своей деятельности. Он может начать и прекратить работу в любое время по собственной воле. Основные функции предпринимателя сформулированы таким образом: - предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли. - предприниматель это организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирме. Он определяет стратегию и тактику поведения фирмы и принимает на себя ответственность за успех их проведения. - предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела. - предприниматель – это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения целей бизнеса. - предприниматель может осуществлять любую деятельность, кроме той, которая запрещается законом: продажа наркотиков, ядов, производство и распространение порнографической продукции, торговли людьми и т. д. Предпринимательство может развиваться в форме личного производства, а так же выступать в роли предприятия или фирмы. Виды предпринимательской деятельности весьма разнообразны: - производственное предпринимательство: П=Д-И (прибыль=доход-издержки) - коммерческое предпринимательство: П=Цена продажи –Цена покупки - финансовое предпринимательство - предоставляется купля-продажа и кредит: П=Цена продажи –Цена покупки + % - посредническое предпринимательство: П= от 3 до 6 % от суммы сделки - страховое предпринимательство: предприниматель получает взносы от страхования жизни, имущества, ценностей, здоровья и т. д., которые возвращают только при определенных обстоятельствах, описанных в заключенном договоре. Вероятность таких обстоятельств не велика, т.е. большая часть взноса образует доход предпринимателя. Статус предпринимателя приобретается по средствам государственной регистрации. Без регистрации предпринимательская деятельность – запрещена. Чтобы быть успешным предпринимателем нужны способности, знания, умения, энергия, природный дар и т.д. Предпринимательская деятельность предполагает соблюдение определенных норм морали и нравственности, обычаев делового мира.

Уместно будет перечислить основные морально - этическиепринципы

Предпринимателя, к соблюдению которых он должен стремиться: - честность - обязательность - ответственность - уважительные отношения к людям - соблюдение этики - правопослушность - благотворительность - сдержанность и умеренность - культура поведения - знание и соблюдение основных правил служебного делового общения. Если человек стесняется своей предпринимательской деятельности, значит, у него не тот бизнес или он его не так делает. Наоборот, если он делает праведное дело, то это приносит радость и душевное удовлетворение. Предприниматель должен помнить, что превыше всего прибыль, но честь – превыше прибыли. В нашей стране предпринимательством могут заниматься исключительно в тех формах, которые приняты нашим законодательством. Физическое лицо – это любой человек, гражданин, достигший 18 лет, занятый хозяйственной деятельностью и получающий доход. Юридическое лицо – это учреждение, предприятие, организация имеющие название, выступающие как самостоятельные носители прав и обязанностей, обладающие печатью и расчетным счетом в банке. Предпринимательство может иметь разные формы. Всё зависит от того, действует предприниматель самостоятельно или вступает в союз с другими предпринимателями. Известны следующие формы предпринимательства: - индивидуальное предпринимательство - партнерское предпринимательство - корпорация. Виды семейной предпринимательской деятельности весьма разнообразны и зависят от множества факторов: - наличия денежных средств - знания и умения каждого члена семьи - наличие в семье орудий производства или возможности их приобретения - наличие свободного времени и т.д. Предпринимательство в семье – это чаще всего коммерческая и посредническая работа, оказание услуг, реализация товаров, произведенных членами семьи (шитье и вязание, изготовление изделий декоративно-прикладного творчества, реализация продукции приусадебного хозяйства). Пути индивидуального и семейного предпринимательства зависят от индивидуальных склонностей и возможностей людей. Прибыль, получаемая в результате реализации товаров или услуг после выплаты налогов, остается в полном распоряжении предпринимателя, и он вправе использовать ее по своему усмотрению, что помогает более рационально распорядиться средствами семейного бюджета, позволить себе расширить свою предпринимательскую деятельность. Среди недостатков индивидуальной трудовой деятельности можно назвать следующие: наряду с получением прибыли возможны и убытки, ответственность за которые несет сам предприниматель; при недостатке средств достаточно сложно развернуть деятельность, т.к. заемные средства необходимо выплачивать в определенные сроки и с процентами.

С появлением новой образовательной области «Технология»в базисном учебном плане, появился новый раздел«Домашняя экономика и основы предпринимательства». Для изучения этого раздела было отведено 18 часов. На тот момент было очень мало методических материалов и разработок для изучения этого раздела. В старших классах существовал предмет экономика, но ясно было одно, что дублировать этот предмет нельзя. На районных методических заседаниях учителями технологии обсуждались темы раздела, выстраивался учебный материал согласно стандартам образования, составлялись варианты домашнего задания. Это и была первая методическая копилка. С годами материал систематизировался и адаптировался на уроках технологии. Учащиеся с интересом выполняли практические работы, анализировали их, вступали в обсуждение. Но в программе по технологии произошли изменения, в результате которых раздел «Домашняя экономика и основы предпринимательства» перешёл в подраздел «Семейная экономика» раздела «Технология ведения дома». Все темы, которые представлены в подразделе, очень важны, т. к. учащиеся знакомятся с различными видами трудовой деятельности, углубляют свое представление о мире профессий, учатся вести домашнюю бухгалтерию, изучают правила покупки товаров, получают информацию о рациональном планировании бюджета. Все экономические явления и понятия мы с детьми рассматривали на уроке, на примере своих семей, и я, очень часто, рассматриваю свою семью. Это позволяет сделать ситуацию прозрачной и открытой. В этом случае учащиеся охотно идут на диалог, и без стеснений делятся своими мыслями и идеями. В самом начале изучения подраздела я задаю вопрос учащимся: «Что вы ждете от изучения «Семейной экономики», востребованы ли будут полученные вами знания?». А в конце изучения прошу написать отзыв. И за всю свою практику я ни разу не увидела в этих отзывах отрицательного отношения к темам «Семейной экономики» (Приложение 5). Чтобы заинтересовать учащихся в начале урока я использую занимательные задания, иногда в конце урока, в том случае если остаётся время (Приложение 6). В середине урока провожу для учащихся тесты, они с большим удовольствием отвечают на вопросы, и конечно же, всегда ждут заинтересованного для себя результата (Приложение 7). Для работы в группах составляю несколько заданий, которые выполняются на время, но, конечно же важен и результат правильных ответов. Такую работу я приравниваю к самостоятельной, т. к. она позволяет проверить уровень подготовленности и экономический кругозор учащихся. Для выполнения такой работы на уроке примерно отвожу 10-15 минут (Приложение 8). В качестве домашнего задания предлагаю разные виды работ. Например, написать рассуждение, мини-сочинение, решить задачи, написать сообщение, ответить на вопросы, заполнить таблицу. Все работы обязательно оцениваются и анализируются. В моей копилке домашних заданий очень много, я их выбираю с учетом способностей детей, старания, усидчивости. По опыту определяю, какие задания более интересные, а какие нет (Приложение 9). При заполнении таблиц учащиеся очень часто привлекают своих родителей (Приложение 3 и 4). Так, например, при подсчете недельных денежных расходов на питание, родители и все члены семьи ежедневно собирают чеки, суммируют их, и данные заносят в таблицу. В конце недели семья получает результат своих расходов, совместно делают выводы, ну а ребенок все показания и вывод оформляет в тетрадь. Без вовлечения родителей в эту работу учащиеся сами не справились бы. Ещё я предлагаю ребятам дать название своей таблицы, при этом можно использовать пословицы, поговорки и просто высказывания, которые вызывали бы у них ассоциацию с проделанной работой. При заполнении таблицы по распределению семейных обязанностей, я предлагаю не подключать родителей в начале работы, а только в конце, для того чтобы результат бал на лицо. Вывод делает сам ребенок, при чём обязательно высказывает свои предложения по изменению ситуации, т. к. в основном женская половина семьи в большей степени задействована в домашней работе. Занимательным моментом при работе с этой таблицей является то, как учащиеся условно обозначают всех членов своей семьи. Одни рисуют в виде смайликов, другие пишут первую букву имени, третьи с помощью знаков и т. д. Некоторые родители мне лично высказывались о том, что это очень нужная работа для детей и самих родителей. Вроде бы на первый взгляд простые вещи, но должного внимания им не уделялось. Теперь сами родители будут больше обращать внимание на свои расходы, планировать бюджет, ну и привлекать к семейному труду всех членов семьи. В конце подраздела провожу зачетный урок. От зачета освобождаются те учащиеся, которые добросовестно выполнили все задания и получили отличные оценки, а так же активно работали на уроках. Зачетный урок провожу в форме тестов, в форме контрольных письменных и устных вопросов. В процессе изучения всего подраздела считаю необходимым заострять внимание учащихся на вопросе социально - экономического статуса семьи, формировать правильное представление о семье как показателе развития нашего общества. 2.2 Творческий проект и его основные элементы В образовательной программе по направлению «Технология. Обслуживающий труд» на изучение раздела «Проектирование и изготовление изделий» в каждом классе, начиная с 5, отводится определённое количество часов. Это означает, что учащиеся 5 класса получают первые понятия по творческому проектированию и первый опыт по выполнению самого проекта. Соответственно, алгоритм выполнения проекта значительно упрощается, но не изменяется. Учитель вводит учащихся в проектную деятельность постепенно, чаще всего совместно определяя тему, цель и задачи работы. В каждом классе предусмотрен определённый материал по проектной деятельности, который учитель доносит до учеников. В 6 и 7 классах происходит пополнение и расширение знаний, умений и навыков при проектировании которые были получены учащимися в 5 классе. Учащиеся уже сами определяют темы исходя из своих потребностей, находят пути их разрешения, составляют технологическую документацию, рассчитывают себестоимость, и учатся защищать свои работы. Для того чтобы учащимся легче было овладеть определенными знаниями, умениями и навыками необходимо выполнение специальных упражнений (Приложение 10). Раздел технологии по проектированию называется «Проектирование и изготовление изделий», но совсем не обязательно изготовление конкретного изделия, это может быть проект по разработке вариантов, составлении коллекции, сравнение компьютерных программ, расчёт себестоимости и т.д. Но учитель не может знать, какое направление проектной деятельности будет выбрано учеником, поэтому теоретический материал, который излагается на уроках – является общим, и призван расширять кругозор знаний учащихся в области проектной деятельности. В ходе изложения материала ученики начинают работу над своим проектом. Эта работа ведется частично на уроке, но в основном дома, при выполнении домашнего задания. Далее предложен материал, который предназначен для учеников 8 класса при изучении раздела «Проектирование и изготовление изделий». Этот материал рассчитан на несколько уроков изучения раздела, но чёткого разделения материала по урокам нет, т.к. это зависит от некоторых обстоятельств, например: появляются ли затруднения при выполнении упражнений у учащихся, справляются ли они с выполнением домашнего задания, проявляют ли активность при выполнении работы и т.д. Данное построение плана работы при изучении раздела, не может быть идеальным, т.к. опыт, который накапливается при работе, вносит свои коррективы. Задача же учителя во-первых заключается в том, чтобы вовлечь учащегося в решение своей же проблемы, используя при этом свой багаж знаний, а во-вторых превратится в социального помощника для учащихся на время его работы над проектом. Ниже приведён теоретический материал раздела «Проектирование и изготовление изделий» для учащихся 8 класса. Творческий проект это учебно-познавательная, исследовательская, творческая, самостоятельно выполненная работа, связанная с решением какой - либо проблемы. Человек является создателем проектируемой им вещи (объекта) с самого начала и до её завершения, от идеи и до её воспроизведения. Качество выполнения проекта зависит от того, насколько прочны знания человека и приобретенные им навыки и умения в различных видах деятельности. Творческий проект состоит из двух частей: техническая документация – подробная технологическая разработка задуманного объекта, рабочие чертежи и расчёты экономической эффективности проекта изготовление проекта – наглядно представленная система способов изготовления объекта проектирования, а также материалы, из которых этот проект изготовлен. Цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды. Проект также должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентно способного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующего спросом потребителей, в которой форма соответствует назначению, экономична, удобна и при этом ещё и красива. Основной задачей выполнения проектирования является усвоение алгоритма проектирования, который схож с деятельностью конструкторов, дизайнеров по созданию объектов, где процесс создания (проектирования) представляет собой определенную последовательность этапов деятельности. Содержание основных этапов и их ступенчатость не являются догмой, но есть принятый стандарт последовательности проектирования, который в свою очередь облегчает работу учащихся. Алгоритм выполнения проекта 1 Организационно – подготовительный этап - технология проектирования и создания материальных объектов (организация проектной деятельности, основные элементы творческого проекта, последовательность выполнения проекта, создание банка идей проекта); - выбор темы и обоснования проекта (определение потребности в данном проекте, определение и формулировка обоснования проекта, выполнение эскиза проекта); - исследование проекта (исследование эволюционного развития проектируемого объекта, исследование проблем проектируемого объекта и поиск путей их разрешения); - конструирование проекта (поиск альтернативных вариантов проекта). 2 Технологический этап - технология изготовления проекта (выбор материалов, инструментов и приспособлений, составление маршрутного листа или технологической карты); - расчёт себестоимости проекта (расчёт материальных затрат, расчёт оплаты труда, амортизационные отчисления, расчёт себестоимости изделия); - изготовление проекта (технология изготовления проекта). 3 Заключительный этап - конкурс проектов (оценка проектов) - защита проекта (устный отчёт, письменный отчёт, демонстрация изделия). Необходимость в проектировании возникает, когда известные технологии не могут быть применены для решения новых задач или в связи с возникновением новых условий. При этом всегда имеется дефицит ресурсов, что вызывает необходимость среди многих вариантов искать оптимальный – с минимизацией затрат. Важной частью проекта является выбор целей выполнения проекта. Существенной тенденцией современного проектирования является учёт «человеческого фактора», то есть осознание адресованности проекта именно человеку (с учётом его психологических, социальных и даже индивидуальных характеристик). Проекты должны включать морально-этические аспекты и предназначаться для широкой общественности, а не становится частным делом. Создание и производство новых изделий, если в них нет общественной потребности, обходятся дорого с экономической точки зрения. Проектировщику необходимо определить потребности в совершенствовании изделия. Но всё новое – это хорошо забытое старое. В этом мудром высказывании есть доля истины. Множество существующих в реальном мире вещей прошли довольно длинный путь эволюционного развития, например: палочка на песке, резак на бересте, графит, мел, кисточка, гусиное перо, стальное перо, перьевая авторучка, шариковая авторучка, фломастер, маркер. На данном примере можно убедиться, что конструкции пишущего узла менялись под воздействием новых потребностей. Со временем меняются не только конструкции объектов, но и внешний вид. Человек легко может определить «возраст» предметов: вот вещь старинная, вот вещь старая, вот устаревшая, вот современная, а вот ультрасовременная, при этом как бы мысленно помещает исследуемый пример в разные исторические среды и смотрит, приживётся он там или нет. Ошибиться в определении «возраста» трудно, так как известно, что со сменой исторической эпохи меняется и стиль предметной среды. Без дополнительной информации трудно сразу составить путь эволюционного развития какого-то предмета или явления, поэтому любое проектирование должно начинаться с исследования объекта. В каждой книге на последней странице есть список литературы, который называется библиографическим указателем. Просмотрев такой указатель, всегда можно без особых затруднений составит перечень необходимой литературы для своей работы. Существуют различные приёмы работы с литературой (первоисточниками), текстом, которые являются основой любого исследования: - библиографический поиск (владение методикой просмотра алфавитного, предметного, тематического каталогов и умение составлять библиографический список по теме) - приём «закладки» (перед чтением заготовить большое количество полос бумаги, желательно разноцветной, прочесть текст, сделать заметки на закладках) - приём «самое главное» (прочитать текст, выразить содержание текста одним словом, самое главное - одной фразой, а главное то, без чего бы текст лишился смысла («изюминки») - составление плана изучаемого (текст разбивается на части, каждая из которых озаглавливается, эти заголовки и составляют план текста; план текста может быть простым или сложным) - конспектирование плана текста или документа (краткое изложение, запись содержания текста книги, статьи; конспектируя, можно своими словами передать мысли автора) - доклад (один из видов монологической речи, публичное развернутое официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных; доклад может быть устным или письменным). При выборе конструкции и технологии изготовления изделия можно получить различные варианты, для этого используют методы конструирования: - морфологический анализ - метод фокальных объектов. 1 Морфологический анализ Слово «морфология» означает учение о форме. Морфологический анализ – анализ формы предмета. При применении этого метода в интересующем изделии выделяется группа основных конструктивных признаков. Для каждого признака выбирают альтернативные варианты его исполнения. Комбинируя между собой различные возможные варианты, можно получить множество различных решений. Варианты удобно представлять в виде таблицы (см. таблицу 1). В этой таблице для изделия «Нож» выделено 6 признаков. Если из каждой строки таблицы взять по одному варианту, то получим некоторую конструкцию ножа. Сочетание вариантов, где в каждой паре первая цифра означает номер строки, а вторая – номер столбца, представляет, например, следующую конструкцию ножа: 1-1-лезвие из металла 2-3-рукоятка пластмассовая 3-3-форма лезвия – удлиненный прямоугольник 4-2-лезвие в чехле и т.д. Из рассмотренного примера видно, что суть метода заключается в построении таблицы различных альтернативных вариантов (так называемой морфологической таблицы) и выборе из получаемых комбинаций наилучшего решения. Таблица 1

Предпринимательство в семье - это чаще всего комерческая и посредническая работа, оказание услуг, реализация товаров. произведенных членами семьи (шитье и вязание, изготовление изделий декоративно - прикладного искусства, реализация продукции приусадебного хозяиства и др.) В зависимости от индувидуальных склоностей и возможностей существует большое количество различных путей индувидуального и семейного предпринимательства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СЕМЬЕ

Цели: рассмотреть возможности организации семейного предпринимательства.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Опрос по пройденной теме
  1. Сообщение темы и цели урока.
  1. Новая тема
  1. Практическая работа
  1. Итог урока
  1. Каковы основные функции семьи?
  2. Что такое семейная экономика и каковы её задачи?
  3. Возможные способы увеличения доходов современного школьника.
  1. Изложение программного материала.

Предпринимательская деятельность – вид инициативной деятельности человека, который, владея полностью или частично какими-либо материальными и культурными ценностями, использует их для производства товаров и услуг с целью получения прибыли. Деятельность предпринимателя должна строго соответствовать законодательству страны.

Личное предпринимательство – в одиночку, без регистрации фирмы или предприятия; это самая простая форма предпринимательства. Его называют также индивидуальным или частным. Например, человек, сдающий своё жильё другим людям, выступает в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли, удовлетворение потребностей – своих собственных и потребностей (материальных и духовных) окружающих людей.

Прибыль – разница между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство – остаётся в распоряжении предпринимателя, и он вправе использовать её по своему усмотрению.

В отдельных случаях закон предусматривает необходимость получения платных государственных лицензий, дающих право на проведение некоторых видов единоличного предпринимательства. В таких лицензиях нуждаются, например, рыболовы и охотники при отстреле редкой дичи или отлове редких пород рыб. Лицензируются некоторые виды образовательных услуг, а также врачебная деятельность.

Если индивидуальная трудовая деятельность имеет постоянную форму и носит систематический характер, то предпринимателю следует приобрести патент на проведение такой деятельности. Патент выдаётся на определённый срок и на определённый объём деятельности и подлежит оплате.

Единоличный предприниматель полностью несёт расходы и сам отвечает за результаты своей деятельности. Он может начать и прекратить работу в любое время по собственной воле.

Семейное предпринимательство может развиваться в форме личного производства, но может выступать и в роли предприятия или фирмы, производящей товары и услуги.

Виды семейной предпринимательской деятельности весьма разнообразны и зависят от множества факторов:

  • наличия денежных средств;
  • знаний и умений каждого из членов семьи;
  • наличия в семье орудий производства или возможности их приобретения;
  • наличия свободного времени и т. д.

Предпринимательство в семье – это чаще всего коммерческая и посредническая работа, оказание услуг, реализация товаров, произведённых членами семьи (шитьё и вязание, изготовление изделий декоративно-прикладного творчества, реализация продукции приусадебного хозяйства). В зависимости от индивидуальных склонностей и возможностей существует большое количество различных путей индивидуального и семейного предпринимательства.

Практическая работа №2

  1. Составьте перечень товаров и услуг, которые могут быть источником дохода школьников.
  2. Подумайте, каковы экономические связи вашей семьи с производственными или обслуживающими фирмами города (села).
  3. Посоветуйтесь с родителями, чем вы могли бы помочь вашей семье.

Вопросы для повторения:

  1. Что такое индивидуальное предпринимательство?
  2. Что понимается под предпринимательской деятельностью?
  3. Что такое прибыль?
  1. Итог урока.

Домашнее задание. Завершить практическую работу №2, читать §2.


1

В российской экономической практике отсутствует категория «семейный бизнес» и закрепленная законодательно организационно-правовая форма, хотя, по мнению специалистов, более 45 % малого и среднего предпринимательства действует в формате семейного дела. Настоящая статья посвящена изучению перспектив и проблем семейного предпринимательства как нового направления развития семейной экономики в России. Анализ существующей практики ведения семейного бизнеса в национальной экономике показывает: передача бизнеса по наследству реализуется через политику преемственности, на основе перехода бизнеса от одного поколения к другому в рамках одной семьи (рода). Семейное (индивидуальное) предпринимательство – это распространенный вид бизнеса, преобладающий во многих странах с развитой рыночной экономикой. Но при открытии общесемейного дела необходимо понимать, что существуют как достоинства, так и недостатки организации такого бизнеса и знать, есть ли у него перспективы в национальной экономике.

семейная экономика

семейное (индивидуальное) предпринимательство

проблемы и перспективы семейного предпринимательства

1. Волков Д.А. Социально-экономические аспекты управления семейным предпринимательством в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. экон. наук. – М., 2011. – 29 с.

2. Календжян С. Развитие семейного предпринимательства в России / С. Календжян, Д. Волков // Экономическая политика. – 2011. – № 5. – С. 148–154.

3. Козлов В.А. Семейная политика в Российской Федерации: уровни ответственности, реализации и финансирования: автореф. дис. ... канд. экон. наук. – М., 2011. – 27 с.

4. Руководство IFC по управлению семейными компаниями. – Вашингтон: Международная финансовая корпорация, 2008. – 64 с.

5. Частный и семейный бизнес в России: вызовы и факторы роста сегодня и завтра. Обзор результатов исследования в России, 2014–2015 гг. URL: www.pwc.ru/fbs2014 (дата обращения 22.07.2015).

Семейная экономика является специфической областью изучения и исследований, так как в ней экономические отношения тесно связаны с социально-психологическими отношениями. Субъектом семейной экономики выступает семья в виде социальной общности, формируемая узами родства, супружества, родительства, различных формальных и неформальных норм. Для семейной экономике характерно отсутствие или ограниченное использование наемного труда, взаимная и долговременная поддержка, общесемейное потребление, денежное и неденежное оценивание действий, любовные отношения и отношения ответственности перед детьми и родителями, отношения наследования .

До сих пор семейная экономика не рассматривалась в качестве альтернативного ресурса развития предпринимательства в России. Переход к рыночным отношениям привел к росту уровня безработицы, и поэтому семейное (индивидуальное) предпринимательство стало важнейшей экономической функцией семьи, приносящей доход. Уход в семейную предпринимательскую деятельность бывших работников предприятий создает дефицит рабочей силы и специалистов на производстве, что ухудшает развитие промышленности в стране. Но при этом низкая заработная плата и неудовлетворительные условия труда провоцируют создание и развитие семейного (индивидуального) предпринимательства. В большинстве случаев семейная предпринимательская деятельность строится на торговле, как следствие, большинство субъектов оказываются оторванными от отечественного производства, что в современной экономической ситуации недопустимо. Поэтому при открытии общесемейного дела необходимо понимать, что существуют как достоинства, так и недостатки организации бизнеса и есть ли у него перспективы в национальной экономике.

Семейное (индивидуальное) предпринимательство (СИП) принято считать наиболее распространенным видом бизнеса, преобладающим в количественном отношении в странах с развитой рыночной экономикой . Семейные фирмы представляют собой самую старую и распространенную форму организации бизнеса в мире .

Во многих странах семейные фирмы составляют более 70 % от всех компаний, действующих на рынке, и играют ключевую роль в экономическом росте страны и увеличении рабочих мест. В Испании, например, приблизительно 75 % фирм являются семейными, их вклад в валовой национальный продукт в среднем составляет 65 %. Аналогичная ситуация в странах Латинской Америки, где вклад семейных фирм в ВНП составляет около 60 %.

Семейные фирмы могут быть малыми и средними предприятиями, равно как и крупными концернами, действующими в большинстве секторов экономики. Примерами известных семейных фирм являются: Salvatore Ferragamo, Benetton и Fiat Group (Италия); L’Oreal, Carrefour Group, LVMH и Michelin (Франция); Samsung, Hyundai Motor и LG Group (Южная Корея); BMW и Siemens в Германии; Kikkoman и Ito-Yokado (Япония); и, наконец, Ford Motors Co и Wal-Mart Stores в США, где количество СИП возросло до 20 млн.

CИП - бизнес одного человека или частная собственность семьи. У владельца есть материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимые для производственной деятельности, а также владелец лично контролирует деятельность предприятия.

Выделим основные преимущества СИП, используемые семьей в зарубежной экономической практике, которые могут успешно практиковаться в России:

1) быстрое открытие предприятия (юридическая процедура оформления простая и регистрация не требует больших финансовых и материальных затрат);

2) свобода и самостоятельность при принятии решении;

3) высокая адаптация на рынке, особенно на стадии конечного продукта (например, владелец может предоставлять клиенту персональные услуги, в то время как продукция крупного предприятия всегда стандартизирована, а конечный продукт, нужный потребителю, индивидуален);

4) высокая мотивация к эффективной работе (владелец либо получает все в случае успеха, либо рискует потерять все в случае неудачи);

5) высокая сплоченность коллектива (сотрудники организации, как правило, связаны между собой семейными узами);

6) возможность экономии на накладных расходах и стоимости рабочего места;

7) возможность получения содействия от государства, так как государство заинтересовано в развитии такого бизнеса как сферы самозанятости.

Притом что существуют определенные плюсы СИП, обозначим несколько ограничений:

1) финансовых ресурсов единоличного предпринимателя, как правило, недостаточно для роста в крупное предприятие, и семейный бизнес часто испытывает недостаток средств;

2) владелец должен быть универсальным работником (выполнять все основные решения: покупка, продажа, привлечение и содержание персонала), обращать внимание на технические аспекты, возникающие на производстве, в рекламе и распределении продукции);

3) единоличный владелец является субъектом неограниченной ответственности (самостоятельные предприниматели рискуют активами как фирмы, так и своими личными).

В действительности приблизительно от одной трети до трех четвертей семейных фирм в мире или становятся банкротами или продаются своими основателями в течение периода владения ими фирмой. Лишь 5-15 % семейных фирм переходят в руки потомков основателей в третьем поколении.

Семейное (индивидуальное) предпринимательство - формат, который обычно находится на грани самозанятости и микробизнеса или малого бизнеса. В этой связи поддержка семейного бизнеса - прямой путь к одновременной поддержке и людей, которые не могут найти приложение своего труда в рамках трудовых правоотношений, и малых форм бизнеса, составляющих доминирующую по количеству предпринимателей часть сферы малого и среднего предпринимательства .

Главной проблемой текущего развития семейного (индивидуального) предпринимательства в России является отсутствие нормативно-правового регулирования этой формы бизнеса как фактически существующего явления, что создает целый ряд сложностей. Семейное предприятие нельзя зарегистрировать в качестве такового, поэтому приходится использовать иные организационно-правовые конструкции и применять к такому бизнесу общие положения, которые нередко идут вразрез с сущностью семейных взаимоотношений в сфере предпринимательства. Таким образом, члены семьи вынуждены либо по отдельности регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и вести бизнес в качестве партнеров, либо использовать конструкцию «работодатель - работник», либо выстраивать отношения в рамках совместного предприятия одной из организационно-правовых форм, предусмотренных для юридических лиц, на правах долевого участия в бизнесе.

Поскольку нет правовой базы для открытия и существования семейного бизнеса, нет и официальной статистики такого вида предпринимательства, поэтому невозможно привести точные цифры количества предпринимателей, строящих свой бизнес на приложении труда, профессиональных навыков, творческих способностей членов семьи. Вместе с тем невозможно и отрицать тот факт, что в России много юридических лиц, которые с полным правом можно отнести к семейному предпринимательству.

Высокая неопределенность и нестабильность экономической среды, бюрократия и коррупция на всех уровнях управления, высокие риски, недоступность источников кредитования, отсутствие государственной поддержки семейного бизнеса. Все эти факторы не только препятствуют успешному развитию бизнеса, но и вызывают у преемников российских предпринимателей нежелание продолжать дело родителей, а у родителей - отсутствие стремления перекладывать это тяжелое «бремя» на детей .

Отсутствие правовой основы порождает и проблему поддержки СИП. С одной стороны, к нему, конечно же, можно применить механизмы поддержки сферы предпринимательства. С другой стороны, эти меры никак не ориентированы на развитие именно семейного бизнеса и не учитывают его особенности. Решение вопроса нормативно-правового регулирования позволило бы четко определить концепцию развития семейного бизнеса в России, а те меры поддержки и стимулирования, которые могли бы быть разработаны с учетом правовых основ и особенностей семейного (индивидуального) предпринимательства, стали бы конкретными механизмами развития этой формы предпринимательской активности в России.

В российской экономической практике отсутствует категория «семейный бизнес» и закрепленная законодательно организационно-правовая форма, хотя, по мнению специалистов, более 45 % малого и среднего предпринимательства действует в формате семейного дела.

По результатам независимого исследования, в 2014 г. темпы роста частных и семейных компаний в России соответствовали общемировым, однако российские компании настроены на более активный рост в будущем. 72 % российских семейных компаний продемонстрировали рост за последние 12 месяцев, 23 % российских семейных компаний нацелены на интенсивный и динамичный рост в течение ближайших пяти лет. Основными препятствиями на пути к росту являются государственная политика и регулирование, общая экономическая ситуация, а также трудности в привлечении и удержании ведущих специалистов. За 2012-2014 гг. в России участие семьи в бизнесе стало более существенным. Так, например, почти в два раза увеличился процент компаний, в которых члены семьи собственника владеют акциями или являются сотрудниками на неруководящих должностях .

Анализ существующей практики ведения семейного бизнеса в национальной экономике показывает: передача бизнеса по наследству реализуется через политику преемственности, на основе перехода бизнеса от одного поколения к другому в рамках одной семьи (рода). Если семейный бизнес представлять как ценность и грамотно выстроенную систему взаимоотношений в семейной экономике, приносящую прибыль, а не просто как совокупность имущества, имеющего определенную стоимость, то возникает необходимость сохранения этой ценности в рамках семьи. Без активной государственной политики в данном направлении СИП останется лишь в формате самозанятости и не будет способно выполнять более значимые социально-экономические роли в национальной экономике.

Рецензенты:

Ткаченко И.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой корпоративной экономики и управления бизнесом, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург;

Михайлюк О.Н., д.э.н., профессор кафедры менеджмента, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»; зав. кафедрой финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет», г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Шипицына К.С. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: РОССИЙСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 8-3. – С. 633-635;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38955 (дата обращения: 26.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СЕМЬЕ

Цели: рассмотреть возможности организации семейного предпринимательства.

Предмет: технология.

Дата проведения:

Составитель: учитель технологии

Ход урока

    Организационный момент.

    Сообщение темы и цели урока.

    Опрос по предыдущей теме.

    Каковы основные функции семьи?

    Что такое семейная экономика и каковы её задачи?

    Расскажите о возможных способах увеличения доходов современного школьника.

    Изложение программного материала.

Предпринимательская деятельность – вид инициативной деятельности человека, который, владея полностью или частично какими-либо материальными и культурными ценностями, использует их для производства товаров и услуг с целью получения прибыли. Деятельность предпринимателя должна строго соответствовать законодательству страны.

Личное предпринимательство – в одиночку, без регистрации фирмы или предприятия; это самая простая форма предпринимательства. Его называют также индивидуальным или частным. Например, человек, сдающий своё жильё другим людям, выступает в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли, удовлетворение потребностей – своих собственных и потребностей (материальных и духовных) окружающих людей.

Прибыль – разница между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство – остаётся в распоряжении предпринимателя, и он вправе использовать её по своему усмотрению.

В отдельных случаях закон предусматривает необходимость получения платных государственных лицензий, дающих право на проведение некоторых видов единоличного предпринимательства. В таких лицензиях нуждаются, например, рыболовы и охотники при отстреле редкой дичи или отлове редких пород рыб. Лицензируются некоторые виды образовательных услуг, а также врачебная деятельность.

Если индивидуальная трудовая деятельность имеет постоянную форму и носит систематический характер, то предпринимателю следует приобрести патент на проведение такой деятельности. Патент выдаётся на определённый срок и на определённый объём деятельности и подлежит оплате.

Единоличный предприниматель полностью несёт расходы и сам отвечает за результаты своей деятельности. Он может начать и прекратить работу в любое время по собственной воле.

Семейное предпринимательство может развиваться в форме личного производства, но может выступать и в роли предприятия или фирмы, производящей товары и услуги.

Виды семейной предпринимательской деятельности весьма разнообразны и зависят от множества факторов:

    наличия денежных средств;

    знаний и умений каждого из членов семьи;

    наличия в семье орудий производства или возможности их приобретения;

    наличия свободного времени и т. д.

Предпринимательство в семье – это чаще всего коммерческая и посредническая работа, оказание услуг, реализация товаров, произведённых членами семьи (шитьё и вязание, изготовление изделий декоративно-прикладного творчества, реализация продукции приусадебного хозяйства). В зависимости от индивидуальных склонностей и возможностей существует большое количество различных путей индивидуального и семейного предпринимательства.

Практическая работа №2

    Составьте перечень товаров и услуг, которые могут быть источником дохода школьников.

    Подумайте, каковы экономические связи вашей семьи с производственными или обслуживающими фирмами города (села).

    Посоветуйтесь с родителями, чем вы могли бы помочь вашей семье.

Вопросы для повторения:

    Что такое индивидуальное предпринимательство?

    Что понимается под предпринимательской деятельностью?

    Что такое прибыль?

    Итог урока.

Домашнее задание. Завершить практическую работу №2, читать §2.

Что такое семейные предприятия и как часто они встречаются?
Есть два общих определения семейных предприятий (family business), одно исходит из формы собственности, а второе - из характера управления. Первое гласит: семейный бизнес - это «пул» капитала, принадлежащий семье или контролируемый ею. Это широкое определение включает не только те виды бизнеса, о которых обычно думают как о семейных - малый бизнес, которым занимаются мать-отец или родители-дети, но и публичные компании, имеющие значительную семейную собственность (например, Cambell Soup, Ford Motor Company и Marriott International) - крупные миноритарии в публичных компаниях. Оно также включает в себя непроизводственные «пулы» капитала, контролируемые семейными компаниями, партнерствами с ограниченной ответственностью и фондами, предоставляющими гранты3. Второе гласит: семейный бизнес - это любой бизнес, в котором два или более руководителя связаны кровными узами или узами брака. Эта «вселенная» меньше первой, но в некоторых отношениях она значит больше для покупателя, который думает о слиянии и ищет действующую компанию.
Эти два определения во многих случаях пересекаются: компания, управляемая семьей, обычно находится в ее собственности. В то же время компания, принадлежащая семье или контролируемая ею, нередко управляется семьей. Таким образом, с точки зрения авторов, наиболее практичное определение долж
но содержать оба аспекта. Семейный бизнес следует определять как действующую компанию, управляемую, находящуюся во владении или контролируемую обширной семьей.
С какой проблемой в сфере слияний и поглощений сталкиваются чаще всего владельцы семейного бизнеса?
Самая распространенная проблема - это выбор: дать компании расти дальше или продавать ее. И решение в значительной мере зависит от ответов на следующие вопросы. Имеет ли ценность семейное имя для осуществления бизнеса? Есть ли бизнес-план? Существует ли план преемственности, в частности известно ли, кто будет следующим генеральным директором? Если да, то готов ли он к этой работе? Согласится ли семья назначить на пост генерального директора человека со стороны? Будет ли этот человек со стороны иметь долю в капитале компании?
Если будет преобладать ответ «нет», то компанию, вероятно, следует продать.
Как нужно действовать, продавая семейную компанию?
Очень осторожно! Следует помнить: у большинства покупателей есть большой опыт приобретения компаний, в то время как у большинства продавцов семейного бизнеса его мало или нет вообще.
Какие моменты наиболее важны?
Помните девиз бойскаутов: «Будь готов!» Подготовка обычно называется процедурой «дью-дилидженс». Вот самые важные шаги. Во-первых, нужно найти квалифицированного оценщика. Хотя оценщики не получают дипломов местных или национальных правительств, как бухгалтеры, доктора, инженеры и адвокаты, они могут иметь сертификаты профессиональных ассоциаций, как разъясняется в главе 2. Если компания зарегистрирована как акционерное общество, необходимо удостовериться в полноте комплекта корпоративной документации (если компания не имеет такого статуса, зарегистрируйте ее, т.е. подготовьте этот комплект). Многие деловые люди не знают о том, что это относится не к бухгалтерским книгам, а к ключевым юридическим документам, таким, как устав корпорации, книга протоколов, журнал операций по трансферту акций и регламент, которые в практике семейного бизнеса частенько не обновляются, частично или даже полностью отсутствуют. Продавцам следует знать: когда подходит время уплаты налогов, первое, что желает видеть после продажи бизнеса Служба внутренних

доходов, - это комплект корпоративной документации. I Гредставители Службы захотят знать, кто чем владеет, а также когда и почему компания была продана. Поэтому корпоративная документация должна быть в порядке, чтобы убедиться в уплате налога штата за лицензию (налог штата на право зарегистрированной в штате корпорации заниматься данным бизнесом). Позаботьтесь о том, чтобы бухгалтерские регистры были полными и точными и чтобы кто-то в компании разбирался в ней и мог ответить на вопросы. Например, то, как семейная компания учитывает запасы, внезапно приобретает большое значение после продажи. Это будет первое, с чем захочет познакомиться Служба внутренних доходов. Кроме того, об этом же сразу пожелает узнать покупатель, поскольку там, где есть недо- оценные запасы, переговоры в значительной мере крутятся вокруг вопроса, кто примет на себя налоговый удар - покупатель или продавец. Нужно убедиться, что все говорят правду. Правду абсолютно обо всем: о количестве клиентов, о возвращенных товарах, о судебных исках. У продавцов есть склонность преуменьшать отрицательные стороны и усиливать положительные. Затем, когда в результате процедуры «дью-дили- дженс» покупатель обнаруживает искажения, допущенные продавцом, дальнейшие переговоры по сделке затрудняются, а иногда прекращаются. Нужно помнить: отсутствие заявления о важном факте в сделке по ценным бумагам расценивается как мошенничество, причем не только в соответствии с гражданским правом, но и, в некоторых случаях, согласно уголовному праву. Поэтому лучше всего выложить все плохие карты на стол. Если покупатель после этого не уходит, то, вероятно, сделка состоится. Кроме того, если продавец указывает на тот факт, что в компании не все в порядке, а покупатель утверждает о своей способности это наладить, то от этого стоимость компании повышается! Это особенно справедливо, когда покупатель, желая сбить цену компании, указывает на слабые стороны со словами: «В нашей компании мы никогда так не делаем». Продавцу следует тут же повысить цену, потому что стоимость компании повышается, если покупатель может управлять ею более эффективно, чем продавец (или считает, что он может это делать). Обязательно подготовьте бизнес-план, включая планы продаж, доходов и денежных потоков. Но нужно опасаться появления так называемых «хоккейных клюшек» - графиков, которые показывают резкий рост продаж и прибылей через несколько лет. Такое можно себе позволить только при благоприятном для компании повороте событий, и здесь продавцу нужны надежные цифры. И наконец, необходимо, чтобы только одно лицо имело полномочия на ведение переговоров по сделке - необязательно на ее завершение, только непосредственно на переговоры. В действительности не существует эффективной команды, ведущей переговоры. Почему? Потому что опытный покупатель обязательно вычислит наименее знающего и наименее опытного члена такой команды и добьется уступок, которые отразятся на окончательной цене.

Могут ли продавцы семейного бизнеса пользоваться услугами профессионального посредника для ведения переговоров по сделке?
Да, могут. Любое лицо может быть вполне законным советником по слиянию и поглощению - даже сосед или шурин, хотя такой выбор обычно нельзя назвать удачным. Настоящая проблема состоит в следующем: продавец полагает, что он знает, как продать свой бизнес, только потому, что он сам его создал, а это - опасное заблуждение.
К кому может обратиться продавец за помощью?
Лучшими переговорщиками бывают те, кто разбирается в этой отрасли в целом, хорошо знаком с данной компанией в частности и имеет опыт проведения переговоров по сделкам. Это могут быть аудиторы, адвокаты, консультанты и т.п. (кроме друзей и родственников, что почти всегда оказывается плохой идеей). Вот несколько правил, которые могут помочь при выборе переговорщиков. Удостоверьтесь в наличии у переговорщика лицензии, если он будет действовать скорее как брокер, а не консультант или маклер. Добейтесь, чтобы переговорщик подписал соглашение о конфиденциальности, прежде чем раскрыть ему какую-либо информацию о деятельности компании, включая факт ее возможной продажи. Убедитесь в наличии опыта у переговорщика и потребуйте, чтобы он представил имена фирм и руководителей, которым переговорщик оказывал помощь. Эти сведения необходимо проверить. Многие из тех, кто подвизается на этом поприще, говорят, что секретность не дает им возможности предъявить рекомендации, но это редко соответствует действительности. Многие посредники специализируются в организации слияний и поглощений в конкретных отраслях. Некоторые специализируются на слиянии и поглощении аптек, другие - типографий, издательств, радио и телевизионных станций и т.п. Продавцу, если у него еще нет этой информации, следует узнать имена посредников в своей отрасли. Кто-то из них вполне может «добыть» для продавца самую выгодную цену. Проверьте, нет ли конфликта интересов, существующего или потенциального. Можно попасть на эксперта, который связан давним договором с покупателем и будет действовать не в ваших интересах. Убедитесь в наличии у переговорщика офиса и штата сотрудников и в знакомстве его с работами по слияниям и поглощениям, подобными данной книге, а также в том, подписывается ли он на периодические издания, освещающие вопросы слияний и поглощений. Следует остерегаться «инвестиционных банкиров», у которых есть только письменный стол и телефон. Нужно быть особенно осторожным, если переговорщик просит выплатить свое вознаграждение вперед (это не относится к тем случаям, когда есть необходимость получить оценку недвижимости, машинного оборудования и т.п.).
Убедитесь, что договор о комиссии тщательно проработан и не имеет недвусмысленностей, особенно относительно способа расчета суммы комиссии и того, кто выплачивает комиссию - покупатель или продавец, а также времени и места платежа. Помните, что, хотя многие продавцы хотят переложить выплату комиссии на покупателя, в консультировании нуждается именно продавец. Поскольку комиссию платит покупатель, посредник может быть больше заинтересован в выгоде покупателя, а не продавца. И суды будут на стороне посредника, потому что он имеет фидуциарный долг перед плательщиком комиссии, т. е. перед покупателем, а не продавцом. Здесь могли бы сыграть свою роль правила бухгалтерского учета, поскольку такая комиссия не может подлежать вычету как расход продавца, но у покупателя - может. Это способно повлиять на цену. Наконец, следует предусмотреть следующее: перед тем как заключить договор с посредником, он должен согласиться на то, что каждый перспективный покупатель будет подписывать соглашение о конфиденциальности до того, как ему предоставят какую-либо информацию, в первую очередь - название продаваемой компании. Кроме того, продавцу необходимо получить копии любого из этих соглашений.
Какие активы семейного бизнеса часто используются не полностью? Установленные производственные или сервисные линии, создающие устойчивые денежные потоки, значительно превышающие те, которые необходимы для их поддержания или развития. Избыточные производственные мощности. Избыток управленческого персонала, связанный с осуществляемым или планируемым закрытием производства. Сфера распределение/клиентура, готовая и способная воспринять новые производственные и/или сервисные линии. Торговые марки, которые могут быть перенесены на новые производственные или сервисные линии. Недоиспользованные и неиспользованные кредитные линии. Установленное базовое оборудование, которое может быть использовано для второстепенных и дополнительных продаж. Налаженные хорошие связи с поставщиками. Новая запатентованная технология, которая может найти широкое применение.
Какие типичные недостатки семейного бизнеса можно «вылечить» с помощью слияния и поглощения? Слабые или неэффективные системы маркетинга и распределения - нужны партнеры (это типично для компаний в сфере высоких технологий). Сокращающийся рынок производимых товаров - нужен рост.
Высокая степень «сезонности», когда капитал, складские помещения и производства используются только какую-то часть года - нужно найти «вторую половину». Высокая цикличность - нужно наити «защиту» от цикличности. Значительное влияние профсоюза - нужен приход компании, не имеющей профсоюза. Только внутренние рынки - нужен выход на внешние рынки. Монопроизводство - нужна диверсификация. Зависимость от погоды - нужна географическая диверсификация.
См. также главу 2 - «колесо возможностей» и таблицу соответствия.



Кадры