Презентация "Народ севера. Ханты."Для уроков "Мы дети природы". Презентация к уроку по географии (9 класс) на тему: презентация на тему: народы хмао-югры

Слайд 2

Над исследованием работали:

Финно-угорский народ. 5б Чухланцева Яна Аржанникова Дарья Культура жилища манси и ханты 5в Травникова Екатерина ОкругинаСофия Фольклор как образ жизни народа 5а Филиппова Анна Тонких Алёна

Слайд 3

Цель исследования:Познакомиться с историей коренного народа Урала, культурой ханты и манси.

Задачи: рассмотреть историю заселения народов; рассмотреть историю возникновения культуры; Сопоставить культуры обеих народов; создать презентацию «Народы ханты и манси». Найти в СМИ материал для решения проблемы.

Слайд 4

Коренные малочисленные народы ханты и манси - два родственных народа.

  • Слайд 5

    Манси - народ, составляющий коренное население Северного Урала. Это финно-угорский народ, являются прямыми потомками венгров (относятся к угорское группе: венгры, фины, манси, ханты). Этнонимы "ханты" и"манси" образованы от самоназвания народов хантэ, кантах и манси

    Слайд 6

    Учёные-этнологи считают, что в основу появления этого этноса легло слияние двух культур - уральского неолита и угорских племен

    Слайд 7

    Ханты и манси - обские угры

    Для обозначения хантов и манси как единого целого в научной литературе утвердился еще один термин - обские угры. Первая его частьуказывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра", "Югория".Так называлась в русских летописях XI - XV вв. территория на полярном Урале и вЗападной Сибири, а также ее жители.

    Слайд 8

    Учёные-этнологи считают

    … что в основу появления этого этноса легло слияние двух культур - уральского неолита и угорских племен. Причиной послужило переселение угорских племен с Северного Кавказа и южных районов Западной Сибири.

    Слайд 9

    Первые поселения манси располагались на склонах Уральских гор.

  • Слайд 10

    В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов.

    Слайд 11

    Бляшка, состоящая из двух лосей. VII-VIII вв.

  • Слайд 12

    Пермский звериный стиль музей в Чердыни

  • Слайд 13

    Богатые археологические находки в данном регионе.

  • Слайд 14

    Данный дизайн ножа сохранился у всех групп манси.

  • Слайд 15

    Происхождение и история народов ханты и манси

    Манси и ханты - обские угры

    Слайд 16

    Ермак. Народы Сибири. Послы Ермаковы.

  • Слайд 17

    Культура манси и хантов

  • Слайд 18

    В Свердловской области манси проживают в лесных поселениях - юртах, в которых насчитывается от одной до 8 семей.

    Слайд 19

    Известные юрты

    Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтиярова, Юрта Пакина (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеватпауль), Юрта Курикова и др.

    Слайд 20

    Остальные ивдельские манси живут диспансернов поселках Вижай (ныне сгоревший), Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель, а так же в посёлке Умша (см.фото)

    Слайд 21

    Жилище Манси называется ЧУМ. Делают его из дерева и оленьей шкуры.

  • Слайд 22

    Интерьер чума

  • Слайд 23

    Слайд 24

    Жилище манси, посёлок Тресколье

  • Слайд 25

    Слайд 26

    Заготовка бересты

  • Слайд 27

    Нянькур - печь для выпекания хлеба

  • Слайд 28

    Слайд 29

    Лабаз или Сумьях для хранения пищи

  • Слайд 30

    "Сумьях семьи Пакиных, река Пома. Из архива исследовательской экспедиции "Манси - лесные люди" туристической компании " "Команды Искателей Приключений"

    Слайд 31

    Мифология в фольклоре и культуре ханты и манси

    В народном искусстве основное место занимает орнамент. Это - геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.

    Слайд 32

    Традиционная одежда ханты и манси - для культуры это своеобразный «паспорт».

    Слайд 33

    Слайд 34

    Слайд 35

    Орнаментированные изделия: материал и техника. Мех и ровдуга (оленья кожа)

    Слайд 36

    Музыкальный фольклор

    история народа, его прошлое отразилось в устном народном творчестве – в преданиях, сказаниях, героическом эпосе, в обрядах и обычаях.

    Слайд 37

    Фиксировать фольклор начали еще в 14 веке.

    Новицкий, Григорий Ильич-первый описал обряды, праздники обских угров.

    Слайд 38

    Наряду с этими существуют и другие устные жанры –песня. Например, «песня судьбы» или «личная песня», которую человек складывал освоей жизни. Распространены были и бытовые сказки, рассказы о животных.

    Слайд 39

    ТРАДИЦИОННЫЕ ТАНЦЫ НАРОДА

  • Слайд 40

    Танец Филина

  • Слайд 41

    Пластика движения мансийских танцев практически не изучена. Каждое движение в танце у народа манси имел свой сокрытый особенный смысл, определённый символ, наполненный социальным содержанием.

    Слайд 42

    Известные празднества у народов манси и хантов

    Многие торжества приурочены к датам православного календаря. Из весенних праздников наиболее значителен Урине хотэлэква – Вороний день, отмечающийся на Благовещенье (7 апреля). Считалось, что в этот день ворона приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей. Этот праздник связан со стремлением к воспроизводству жизни, благополучию семьи, в первую очередь детей.

    Слайд 43

    В конце мая – начале июня отмечали дни рыбаков, включавшие соревнования на лодках, разжигание костра, жертвоприношения, совместные трапезы, шаманские камлания с целью выяснения, в какое время появится рыба и в каких местах ее лучше ловить.

    Слайд 44

    С охотничьим промыслом, особенно с началом пушной охоты, связаны осенние праздники, в первую очередь Покров (14 октября). У оленеводов наиболее почитаем был Ильин день (2 августа), совпадающий с окончанием линьки у оленей.

    Слайд 45

    Музыкальный фольклор.

    Музыка представлена обрядовыми песнопениями и инструментальными наигрышами медвежьего праздника, шаманских ритуалов, а также повествовательными лирическими и эпическими жанрами. Генетически она родственна музыке хантов и тесно взаимодействует с музыкой тундровых ненцев, коми-зырян, сибирских татар и русских.

    Слайд 46

    Под звуки этого инструмента исполняются танцы на медвежьем празднике, при сольном пении. Им пользовались также шаманы при камланиях как альтернативу бубну и певцы-музыканты- лекари арэхта-ку. Звук нарс-юха завораживает своей мелодичностью как человека, так и животного и птицу, поэтому нарс- юх называли Голосом поющего бога (Тур-сай-Торум), а в поэтической речи он назывался «богом любимое пятиструнное дерево со струнами».

    Слайд 47

    Тумран – губной язычково-щипковый инструмент. Изготовляется из расщепленной кости задней ноги или лопатки оленя. Тумран представляет собой узкую пластинку до 10 -15 см длиной, 1,5 - 3 см шириной, с прорезанным внутри тонким «язычком» и привязанной к его основанию жильной нитью. На нем играют как женщины, так и мужчины. Звук извлекается с помощью дыхания и движения резонирующего «язычка», приводимого в действие с помощью веревочки.

    Слайд 48

    Нерыпь- скрипка манси

    Слайд 49

    В жанровой системе центральное место занимает музыка медвежьего праздника – йалпынхотал – северный стиль и йал`пэнхэтэл – южный стиль, включающая ритуально-обрядовые песни, наигрыши, танцы, театрализованные сцены.

    Слайд 50

    Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен. Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен.

    Шаманская музыка (кайнеэрыг – северная, кайхерэй – южная) является персональной формой музыкального общения с духами. Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен.

    Слайд 51

    Нашу беседу завершаем замечательными словами земляка А.А. Радченко.

    Наш округ - седой богатырьСвой дух возродил величаво,Опора России - Урал и Сибирь!Гордимся Югрою по праву.

    Слайд 52

    Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды




































    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО-Югра – ханты и манси.

    Задачи:

    1. Образовательный аспект:

    • углубить знания учащихся по истории Ханты-Мансийского автономного округа;
    • сформировать знания по теме “Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири”;
    • познакомить с традиционной одеждой ханты и манси;
    • познакомить с представлениями Обских угров о природе и человеке;
    • сформировать знания о традиционных праздниках ханты и манси – “Вороний день” и “Медвежий праздник”;
    • обобщить факты прошлого и настоящего.

    2. Развивающий аспект:

    • развивать умение актуализировать полученные знания;
    • развивать познавательные процессы: памяти, внимания, воображения.

    3. Воспитательный аспект:

    • воспитывать у учащихся чувство интереса и уважения к культуре, традициям и обычаям коренного населения края, где они живут;
    • воспитывать чувство причастности к малой Родине, патриотизма, уважения к родной стране, её истории;
    • воспитывать толерантность;
    • воспитывать общую культуру.

    Тип занятия: Урок-экскурсия.

    Учебное пособие:

    • “История Ханты-Мансийского округа с древности до наших дней”, Учебник для старших классов, авторы: Баранов Н.Н, Горшков С.В., Зыков А.П. и другие.
    • Издательство НПМП “Волот”, Екатеринбург, 2000 год
    • Глава 1, параграф 3 “Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири”, параграф 4 “Природа и человек в представлениях обских угров”; страницы 30-49

    Место проведения: музейная комната МБОУ гимназия г. Советский

    Оборудование : фотографии музейной комнаты, компьютер, проектор, презентация, музейная экспозиция.

    Урок-экскурсия может использоваться как дополнение к уроку для старших классов к указанным параграфам и как внеклассное мероприятие для 6-11 классов.

    Эпиграф:

    Край ты мой - моя Югория,
    Край лесов и озёр голубых.
    Ты мой мир, моя история,
    И мой дом на просторах твоих.
    Югорский край, моя седая Русь,
    Я именем твоим горжусь!

    Я счастлив, что живу твоей судьбой,
    Что я грущу и радуюсь с тобой.
    Ты прошла дорогу длинную,
    Помнишь ты времена Ермака.

    Пусть летят над землёю былинною
    Дорогие для сердца слова сквозь года и века.
    Виктор Калинушкин

    План мероприятия.

    1. Вступительное слово учителя.

    2. Представление интерактивной презентации.

    3. Подведение итогов мероприятия.

    4. Осмотр музейной экспозиции.

    Ход мероприятия

    1 Вступительное слово учителя.

    Дорогие ребята, сегодня вы приглашены в музейную комнату гимназии, чтобы познакомиться с традиционным хозяйством, культурой, некоторыми обычаями и традициями коренного народа нашего округа.

    Вопрос : Скажите, как называется округ, в котором мы живем?

    Как называются коренные жители нашего края, которые жили здесь издревле?

    (Учащиеся отвечают на вопросы)

    Наш округ очень большой и здесь проживает очень много национальностей (Учащиеся перечисляют национальности).

    Коренными жителями называют народы, которые обитали на своих землях до формирования существующих государственных границ, до прихода туда переселенцев из других мест.

    Коренные народы нашего округа – это ханты и манси. И наше занятие посвящено славной дате – 85-летию со дня рождения Ханты-Мансийского автономного округа Югра, которое отмечалось 10 декабря 2015 года.

    2. Представление интерактивной презентации.

    Сначала мы посмотрим небольшую историческую справку о нашем округе.

    Ханты-Мансийский автономный округ (историческое название края – Югра) образован 10 декабря 1930 года постановлением ВЦИК как Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарово (ныне это город Ханты-Мансийск). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 года Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

    Своим именем этот край обязан живописной местности, расположенной вокруг могучих рек: Оби и Иртыша. “ Югра” в переводе означает “ люди на воде”, старое название “ ханты” - остяк (“ясах”) означает “люди с Оби”, а “манси” называли “вогулами”, что означало “дикие”.

    Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финноугорских народа. Их часто объединяют под общим названием “обские угры”, так как они расселены по реке Оби и ее притокам. Ханты и манси занимаются охотой и рыболовством, часть населения - оленеводством. Ханты и манси жили оседло по рекам или совершали небольшие передвижения в течение года. В их праздниках и обрядах нашел отражение богатейший опыт освоения человеком северной природы.

    Эти малочисленные народы сегодня составляют всего лишь около 2% всего населения округа, которое сегодня превышает полтора миллиона человек.

    Первые люди в нашем крае появились в глубокой древности, 8 – 10 тысяч лет назад. Они пришли с юга. Это были Угры - предки ханты и манси. Позднее, в 5 – 8 веках, на Обский Север пришли предки ненцев.

    Остяки - ханты, жили по среднему течению Оби, Иртыша, их притокам.

    Вогулы - манси, занимали территорию по обоим склонам Среднего Урала, а также по рекам Сосьве, Лозьве, Пелыму, Тагилу, Мугаю, Тавде и Конде.

    “Есть такая Страна Мрака, там всегда темно: нет ни солнца, ни луны, ни звезд. У жителей йура нет царя, живут они как звери: никому не подвластны. У этих людей множество мехов. Все они охотники. Соседние народы, оттуда, где свет, покупают эти меха. Великая Россия, скажу я вам, граничит с одной стороны с этой областью”.

    Эти строки были написаны о земле Югорской Марко Поло, известным путешественником, еще в XIII .

    Ханты и манси одни из древних народов Западной Сибири. Знаменитый древнегреческий историк Геродот дает одно из первых описаний народов Севера, о которых в его времена ходили полуфантастические слухи:

    “Области до этих лысых гор нам еще не знакомы. Эти страны отделяют высокие, недоступные горы, и никто их еще не переходил. По словам лысых, на горах обитают, хотя я этому не верю, козлоногие люди, а за этими горами – другие люди, которые спят шесть месяцев в году. Зима в этих странах столь сурова, что стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве что разведешь костер”.

    Читая сведения Геродота, еще раз убеждаешься, что предки северного народа имели свой особый образ жизни, поэтому и смогли выжить в суровых климатических условиях! Богатый жизненный опыт ханты и манси помог освоить богатые просторы Югры!

    Когда ханты говорят “если моей сказке продолжаться” - это означает “если я буду жив”. Сказка этого красивого сурового края уходит своими корнями в далекое прошлое.

    Природно-климатические условия таежного Приобья замедлили социально-экономическое развитие обитавшего здесь населения. С древнейших времен основными занятиями мужчин были охота и рыболовство.

    Важнейшими промысловыми животными были: северный олень, лось и бобр. Позднее, большое значение приобрел отстрел соболя и белки, шкурками которых оплачивался ясак (ясак – это налог с сибирских народов пушниной).

    До сих пор неизвестно, когда был одомашнен северный олень. Но уже в I веке до н.э. домашние олени были в хозяйстве жителей северной тайги.

    Промысел копытных велся с целью получения мяса, шкур и рогов, а отлов бобров имел, помимо мясопушного значения, еще одну важную направленность – получение внутренних органов животного. Ханты и манси считали их целебными, а также использовали в качестве “очищающего” средства.

    На особенности ведения рыболовства в нашем регионе наложили отпечаток два фактора: огромные разливы рек и губительные для рыбы заморы, которые происходили после ледостава. В этих условиях местное население практиковало добычу рыбы в искусственно огороженных участках рек. Такой вид называется запорным рыболовством. У ханты и манси существовало около 90 разновидностей запорных сооружений.

    Водоемы богаты большим разнообразием рыбы. В реках и озерах обитает 42 вида рыб, в том числе высокоценные промысловые – осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир (щокур), пелядь сырок), сиг (пыжьян), сосьвинская сельдь (тугун).

    Женщины занимались хозяйством и рукоделием. Необходимые в быту вещи и одежду они изготавливали из подручных материалов: бересты, дерева, травы, шкур животных, рыбьей кожи. Из бересты делали набирки для ягод, миски – чуманы, заплечные короба, детские колыбели, делали обереги, которые защищали их в дальнейшем от злых духов.

    На полы стелили циновки, сплетенные из осоки и камыша.

    Из рыбьих кож (налима, стерляди, осетра), шкур животных и шкурок птиц шилась разнообразная одежда. Вместо ниток использовали сухожилия северного оленя или лося.

    Как и у любого другого народа у ханты и манси есть своя традиционная одежда.

    Мужская одежда была глухая и одевалась через голову. Она включала малицу с мехом внутрь и гусь с мехом наружу, который одевался поверх малицы в сильные морозы.

    В некоторых районах даже ткали холст из крапивного волокна.

    Женский сах – двойная шуба – отличалась от мужской тем, что был распашным.

    Женское платье называется “ягушка”. Оно украшались бисером.

    Ханты и манси также применяли окрашивание. Ярко- красный цвет приобретали шкуры, выдержанные в отваре ольховой коры. Различные оттенки коричневого цвета давала кора лиственницы, черемухи и березовой губы. Некоторые вещи окрашивались соком ягод.

    Я хочу вам рассказать, что означает национальное платье. Платье синего цвета и это говорит о том, что наш край богат водоемами - реками, озерами. Красная полоса говорит о том, что округ богат ягодами. Зеленая полоса означает, что округ богат лесами, этот цвет называют “Цвет тайги”. Белый цвет – цвет снега, ведь зима длится у нас несколько долгих месяцев.

    Мех на платье говорит о том, что наши леса богаты пушниной – ценным мехом.

    Все платье говорит о щедрости и богатстве нашего края.

    Свою одежду и предметы быта ханты и манси щедро украшали орнаментом. Орнамент – это не просто украшение, а символические изображения животных или растений.

    Орнаменты имеют свои названия: хвост глухаря, заячьи ушки, медвежий след, морошка, лось и другие.

    Неофициальным символом России является береза, а у народов ханты и манси есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, загадайте своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.

    Кукла-скрутка.

    Эта куколка распространена по всей территории России, но самая древняя скрутка найдена у народов ханты-манси. Кукла кулачковая – чуть больше ладони. В раннем возрасте выполняла роль оберега ребенка.

    Обитатели тайги не мыслили своего существования вне связи с внешним миром, от которого они очень зависели. Обские угры верили, что и дом, где живут люди, и окружающий его мир заселены сверхъестественными существами – духами.

    Обязательно приносили жертвы лесному духу – хозяину соснового бора, где были расставлены слопцы (вид ловушки для зверей), и водному духу – хозяину реки, которая была перегорожена запором, поскольку от этого зависел успех промысла и благополучие людей.

    Владениями духов объявлялись места старых захоронений, кладбища, заброшенные поселения, городища, мысы рек и озер, скалы и другие места. Рано или поздно здесь возникали святилища – места поклонения духам.

    Ханты и манси считали, что животные тоже наделены душой, могут обидеться на охотника и не попасться ему в следующую охоту. Отсюда древнейшая традиция не разбивать и не разбрасывать кости животных, а собирать их в отведенном для этого месте. Запрещалось также сжигание перьев и пуха птиц, чтобы они, воскреснув, не летали с опаленными крыльями. Не одобрялось сжигание и разбрасывание рыбьей чешуи.

    Существовали отдельные участки земли, берега некоторых озер, речек, по которым нельзя было ходить. В крайнем случае нужно было привязать к подошвам бересту. Проходя или проезжая мимо таких мест, ханты и манси совершают определенные обряды - приносят жертву (пищу, приклады из ткани и др.). Ханты и манси совершали обряды жертвоприношения в начале промысла, например рыбной ловли или охоты. Во время таких жертвоприношений обращались к духам - хозяевам определенных мест с просьбой дать больше добычи в наступающем сезоне.

    А сейчас мы познакомимся с некоторыми праздниками ханты и манси.

    Вороний день

    Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.

    В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: “С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!”

    По обычаям ханты и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки - стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте.

    Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: “Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки”. Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка “саламат”.

    Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы ханты и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к благополучию, в первую очередь - забота о детях.

    Тулыглап – медвежий праздник

    Наиболее известным и особо почитаемым обрядом был культовый обряд - “Тулыглап”.

    Что такое “Тулыглап”?
    Может след медвежьих лап!
    Может, песня, может, сказка?
    Может хитрая побаска?..
    Может сон? Может храп?
    Что такое “Тулыглап”?
    (Юван Шесталов).

    Тулыглап – медвежье игрище – это самый популярный обрядно ритуальный праздник ханты и манси.

    Слайд 32.

    Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги.

    Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках.

    “Убил медведя – извинись. Ведь он предок человека.”

    И поэтому перед низверженным братом – Медвежьей головой, посаженной на “священный стол”, извиняются плясками, песнями, слезами горести”.

    Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась и до наших дней.

    В зависимости от пола добытого животного игрища проводятся 5 дней (если это медведь) или 4 (если медведица).

    3. Подведение итогов мероприятия.

    Заключение

    Живя в современном мире, у ханты и манси сохранилась вера в духов, в переселение душ (анимизм), используются предметы-амулеты, отсюда идолопоклонство.

    “У северных народов есть исторические корни, а значит и будет будущее!”, даже несмотря на то, что культура и традиционный образ жизни образ ханты и манси подверглись сильнейшим деформациям.

    4. Осмотр музейной экспозиции.

    После просмотра презентации учащиеся приглашаются на осмотр экспозиции.

    Использованная литература и интернет-сайты

    1. “История ханты-Мансийского округа с древности до наших дней”, Учебник для старших классов, авторы: Баранов Н.Н, Горшков С.В., Зыков А.П. и другие.
    Издательство НПМП “Волот”, Екатеринбург, 2000 год.

    Работу выполнила ученица 3а класса Максименко Ирина

    Коренное население

    Ханты-Мансийского автономного

    Народы ханты и манси

    Коренные малочисленные народы

    Ханты-Мансийского автономного

    округа ханты и манси – обские угры.

    Язык хантов и манси относят к угорским (Югорским) – родственный венгерский язык. ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть – В томской, Свердловской и Пермской областях.

    Традиционное и религиозные представления

    У коренных народов Сибири развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп.

    Широко распространено у хантов почитание лося, лягушки, искали поддержку у деревьев, почитают огонь. Волк считался созданием злого духа Куля.

    Брак и семья

    Главой считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины при необходимости могут сами приготовить пищу и среди женщин есть замечательные охотницы. В современных молодых семья все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров.

    Брак и семья

    Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья –та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной со спинкою.

    Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов и манси, среди них священные амбарчики, домики для рожениц, для изображения умерших, общественные знания.

    У охотников-рыбаловов четыре сезонных поселения Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая; её сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; размер, форма или назначение – собачья, оленья.

    Домашняя утварь

    Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.

    Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки.

    Летом традиционный костюм женской одежды были платья, зимой – глухая одежда из оленьих шкур.

    Средства передвижения

    Основной транспорт - лодка

    Жизнь хантов так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде

    Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели.

    Рыболовство

    Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. С реки ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь.

    Оленеводство

    Оленеводство у большинства служило транспортным целям, и оленей в хозяйствах было немного.

    Устное народное творчество

    Изобразительное искусство

    В рисунках хантов и манси много общего. Наибольшее развитие получил орнамент в котором частично сохранились изображения животных.

    Картинное письмо отражало, главным образом моменты хозяйственной деятельности, прежде всего охоту и рыболовство.

    Устное народное творчество

    Медвежьи игрища

    Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась до наших дней. Медвежьи игрища проводятся один раз в семь лет и по случаю добычи медведя. В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся 5 дней (если это медведь) и 4 (если медведица).

    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧЛОМОНОСОВ(1711 – 1765) (Урок литературы 6 класс) Историк, ритор, механик, минералог, художник и cтихотворец, он всё испытал и всё прошёл. А.С.Пушкин ДЕТСТВО Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. В МОСКВУ Холмогоры Москва ГОДЫ УЧЁБЫ В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами. В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам. А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии. МАРБУРГ Студент немецкогоуниверситета В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии. НАУКА Диплом профессора химии В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Ломоносов в своейхимической лаборатории. МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре «Случились вместе два астронома в пиру» Случились вместе – встретились вместе. Спорили в жару – жарко, горячо спорили. Круг Солнца ходит – вокруг Солнца ходит. Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? Жаркова (сущ.) – жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное. Никола́й Копе́рник (1473 -1543) - польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира. Гелиоцентрическая система мира Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87-165) - древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Геоцентрическая система мира Какова тема стихотворения? В чём его необычность?Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом?Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? В чём противоположность взглядов учёных?К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор?Какова идея стихотворения? ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Коренное население Ханты-Мансийского автономного округа

    Цель: познакомиться с коренными жителями Ханты-Мансийского автономного округа, их образом жизни, мировоззрением, традициями.

    Традиционное и религиозные представления Народы ханты и манси Брак и семья Жилище Средства передвижения Домашняя утварь, одежда Охота и рыболовство Устное народное творчество

    Народы ханты и манси Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси – обские угры. Язык хантов и манси относят к угорским (югорским) – родственный венгерский язык. Хантов в начало XVII в. было 7859 человек, манси – 4806 человек. В конце XIX в. хантов насчитывалось 16256 человек, манси – 7021 человек. В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть – В томской, Свердловской и Пермской областях.

    Традиционное и религиозные представления У коренных народов Сибири развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп. Широко распространено у хантов почитание лося (символ достатка и благополучия), лягушки (дарит семейное счастье, детей), искали поддержку у деревьев, почитают огонь, сильны представления о духах-хозяева местности, которые изображались в виде идолов. Волк считался созданием злого духа Куля.

    Брак и семья Уклад жизни патриархальный. Главой считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины при необходимости могут сами приготовить пищи и среди женщин есть замечательные охотницы. В современных молодых семья все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров

    Брак и семья Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья –та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной со спинкою

    Жилище Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов и манси, среди них священные амбарчики, домики для рожениц, для изображения умерших, общественные знания. Сколько домов имеет одна хантыйская семья? У охотников-рыбаловов четыре сезонных поселения Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая; её сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; размер, форма или назначение – собачья, оленья.

    Домашняя утварь Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.

    Одежда Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а га иглах вязали носки. Летом традиционный костюм женской одежды были платья, зимой – глухая одежда из оленьих шкур.

    Средства передвижения Основной транспорт - лодка Жизнь ханты так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде

    Средства передвижения Лыжи Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.

    Средства передвижения Нарты Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи) , либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Общие очертания: двухполозая, длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.

    Легенда о нартах Два Ханта решили построить нарты... Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один мужик обтесал ствол гладко, а другой ничего не обтесал, с сучками оставил. Первый поехал - только пыль столбом. У другого олени тянут-тянут - и никак: только обратно тянут. Олени оглянулись на хозяина, и говорят человеческим голосом: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, а мы лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет». С этого времени стали обстругивать стволы для нарт гладко снизу.

    Охота Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.

    Рыболовство Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. с реки ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь.

    Оленеводство Оленеводство у большинства служило транспортным целям, и оленей в хозяйствах было немного. Откуда и как появились у хантов домашние олени?

    Устное народное творчество Изобразительное искусство Рисунки ханты и манси обнаруживается много общего. Наибольшее развитие получил орнамент. в котором частично сохранились изображения животных. Картинное письмо отражало, главным образом моменты хозяйственной деятельности, прежде всего охоту и рыболовство.

    Устное народное творчество Медвежьи игрища Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась до наших дней. Медвежьи игрища проводятся один раз в семь лет и по случаю добычи медведя. В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся 5 дней (если это медведь) и 4 (если медведица).

    Устное народное творчество Родовые и семейные знаки Знаки принадлежали к роду (позже к семье), так называемые тамги или «знамёна», и носили у ханты ярко выраженный сюжетный характер Татуировка Изображение религиозного содержания Изображения на изделиях




    Кадры